АННА ТЕПЛОВА
Конспект НОД «Этнокультурное воспитание детей средней группы путем приобщения к народным обычаям, традициям и культуре»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» г. ДОЛИНСК

САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект НОД

Тема : «Этнокультурное воспитание детей средней группы , путем приобщения к народным обычаям , традициям и культуре нивхов »

Выполнила :

Теплова А. Г. ,

воспитатель МБДОУ «Улыбка»

Цель :

Знакомство с обрядами и праздниками, традиционным укладом жизни нивхов в зависимости от времени года.

Задачи :

Образовательная : Познакомить с традиционным наследием местной культуры .

Воспитательная : Способствовать формированию представления о жизни людей в давние времена на территории родного края.

Развивающая : Способствовать развитие у детей ассоциативного и образного мышления, формированию интереса и уважительного отношения к национальной культуре аборигенов Сахалина .

Образовательная область : «Познавательное развитие» , «Художественно – эстетическое развитие» , «физическое развитие» , «Музыкальное развитие» .

Виды детской деятельности : игровая деятельность, коммуникативная деятельность, познавательно – исследовательская деятельность, двигательная деятельность.

Оборудование : мультимедийный комплекс, игрушка медведь, макет избы, картинки на данную тематику, муляжи рыбы для игры,

Подготовительная работа :

Беседы по ознакомлению с окружающим «Я и мое имя» , «Предметы русской старины» ;

Чтение русских народных сказок , былин, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен , колыбельных;

I. Организационный момент

Слайд 1, 2.

Дети входят в группу , посреди группы имитация зимнего жилища нивхов. Дети садятся на лавки.

Воспитатель : Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране. Как она называется?

Дети : Россия.

Воспитатель : Ребята, а кто мне скажет, как называется остров, на котором мы живем, наш город?

Дети : Сахалинская область, город Долинск.

Воспитатель : Ребята, Сахалин – край многочисленный. Рядом снами живут народы разных национальностей. А вы ребята, знаете люди, каких национальностей живут рядом с нами?

Дети : Русские, корейцы, армяне, грузины.

II. Основная часть.

1. Беседа.

Воспитатель : А сегодня мы поговорим о коренных малочисленных народах Сахалинской области – это Нивхи. Жили они в северной и центральной части острова Сахалин.

Жизнь этого народа была трудна . Климат острова был суровый, зимой морозы были -40 градусов, дули сильные ветра. На каждом пути их подстерегала опасность, дикие звери, непроходимая тайга. Приходилась выживать в этих условиях.

Воспитатель : Ребята, а кто мне скажет, из чего построены наши дома?

Дети : Из кирпича, дерева.

Слайд 4, 5.

Воспитатель : Посмотрите, дети, в каких домах жили Нивхи.

Это зимнее жилище «то-раф» , похожая на полуземлянку деревянного строения, покрытое дерном с длинным входом.

Воспитатель : Почему Нивхи использовали такой необычный вид постройки своего жилища?

Дети : Что бы не замерзнуть.

Воспитатель : Зимние жилища строили на некотором расстоянии от берега, в местах, защищенных от ветра, ближе к тайге для удобства охоты.

Слайд 6, 7, 8.

Воспитатель : В холодное время года мужчины занимались охотой, подледной рыбалкой, обработкой тюленьих шкур, изготовление орудий промысла и посудой из дерева. Женщины изготавливали одежду, посуду из бересты, обустройства дома, приготовление пищи.

2. Подвижная игра «Удачный улов» .

Воспитатель : А сейчас мы поиграем.

В начале игры одного участника выбирают «рыбаком» . Остальные - «рыбки» . «Рыбак» гоняется за «рыбой» . Пойманная «рыба» берет «рыбака» за руку и тоже становится «рыбаком» .

«Невод» , «рыбака» постепенно разрастается, и, в конце концов, в нем оказывается вся «рыба» .

Воспитатель : Ребята, а вы любите ходить в гости?

Дети : Да, любим.

Воспитатель : Нивхи жили дружно, любили ходить друг к другу в гости, были очень гостеприимны.

Слайд 9, 10, 11, 12.

Воспитатель : А когда наступало лето, Нивхи переселяются в летние жилища (ке-раф, их строили на сваях по берегам и устьям нерестовых рек и на морском побережье, так как занимались в это время года преимущественно рыболовством.

Женщины собирали корешки растений, ягоду, грибы. Чистили рыбу и изготавливали юколы (юкола – это вяленная рыба, которую сушили без добавления соли) . Занимались резьбой по дереву только мужчины, и передавали из поколения в поколения только своим сыновьям. Слайд13, 14

3. Физкультминутка «В лесу растет черника» .

А в лесу растет черника,

Земляника, голубика. (Наклоны вперед)

Чтобы ягоды сорвать,

Надо глубже приседать. (Приседания)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте) .

Слайд 15,16,17

Воспитатель : Ребята вы любите играть? В какие игры можно играть летом?

Дети : прятки, казаки разбойники, у медведя во бору.

Воспитатель : Ребята, а вы любите праздники? Какие праздники вы знаете?

Дети : Новый Год, масленица, день рождения.

(звучит мелодия нивхских песен)

Воспитатель : Нивхи любили праздники, они сопровождались песнями и игрой на музыкальных инструментах. Самый большим праздником для них был праздник «Медведя» .

Дети встают в круг и под музыку вместе с воспитателем начинают импровизировать этот праздник в танце. В середине круга ставят игрушку медведя. Движения детей произвольные .

III. Заключительная часть

Ребята, с каким народом крайнего севера сегодня мы познакомились на занятие?

Ребята, какой праздник любили отмечать Нивхи?

Молодцы! Вы были внимательными, доброжелательными и активными.

Попробуйте дома вместе с родителями нарисовать праздник медведя.

Приложение

Публикации по теме:

Этнокультурное воспитание детей в средней группе «Этнокультурное воспитание детей в средней группе»Сегодня проблема приобщения детей к народной культуре приобрела особую актуальность. В.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к народным православным праздникам Сегодня, когда на многое мы начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем для себя, мы осознаем, как мало мы знаем.

Я,как один из представителей многочисленного и многоликого педагогического сообщества специалистов ДОО, стараюсь сегодня прививать детям.

Методическая разработка «Патриотическое воспитание дошкольников на основе приобщения их к народным традициям и промыслам» «Патриотическое воспитание дошкольников на основе приобщения их к народным традициям и промыслам» 1. «ФГОС» - развивать интерес к народным.

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре Воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране,.

Панькина Юлия Сергеевна,

Саранск

Этнокультурное образование дошкольников

Основные цели образования в современной России видятся в обеспечении исторической преемственности поколений, сохранении, распространении и развитии национальной культуры; воспитании патриотов, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью; формировании у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитии культуры межэтнических отношений.

Одной из тенденций развития современного образовательного процесса стала его этнокультурная направленность. Этнокультурное образование предполагает приобщение дошкольников к этнической культуре в дошкольных учреждениях, на основе образовательных программ при взаимодействии с семьей, учреждениями культуры и средствами массовой информации.

Освоение этнокультурного опыта способствует осознанию того, что родная культура является одной из форм культурного многообразия мира. В настоящее время идеи этнокультурного образования достаточно широко внедрены в практику дошкольных учреждений.

В современном мире мы зачастую забываем свои корни, свою историю. Много ли подрастающее поколение знают культуру наших предков?

Этот пробел нужно заполнять непосредственно как можно раньше. Необходимо пробудить в растущем человеке любовь к родной земле.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения национальной культуры, традиций, языка.

Передавая знания детям, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям. Основной задачей работы по этнокультурному образованию можно считать формирование духовно-нравственного отношения к своей семье, городу, республике, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.

В нашем дошкольном учреждении этнокультурное образование детей дошкольного возраста выступает как система воспитания и обучения.

Общаясь с детьми в НОД и в свободное время, при знакомстве с произведениями устного народного творчества, с национальной музыкой, с декоративно-прикладным искусством, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит мордовский народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает.

Приобщаясь к мордовскому народному творчеству, дети не только усваивают историю, традиции, культуру мордвы, но эта деятельность способствует развитию у детей основных психологических процессов: память, внимание, воображение, мышление, эмоции, коммуникативные навыки, познавательная активность.

Детям дошкольного возраста важно не только увидеть и осознать предмет, а увидеть его в действии. Еще лучше принять участие в этом действии. В созданном в детском саду мини - музее, продемонстрированы традиционные мордовские национальные костюмы, предметы домашнего обихода, дети имеют возможность соприкоснуться со старинной утварью, рассмотреть вышитую одежду, украшения.

Для обобщения знаний о родном крае создаются образовательные ситуации, включающие экскурсии, игры, беседы с использованием мультимедийных презентаций. Но всё-таки приоритетным направлением деятельности детей остаётся игра. Игра как средство приобщения детей к национальным традициям была создана самим народом.

В группах созданы национальные уголки, где представлены: книги и иллюстративный материал для ознакомления детей с родным краем, куклы в национальных костюмах, дидактические игры и пособия по ознакомлению с мордовским декоративно-прикладным искусством. Оформлены альбомы с фотоматериалами, которые отражают жизнь и быт этнических групп.

Вся работа, проводимая по этнокультурному воспитанию, направлена на развитие у ребёнка чувства прекрасного, толерантного отношения и уважения к людям, живущим рядом. Ребёнок будет любить, и по - настоящему ценить свой край, если мы научим его этому.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям....

Этнокультурное образование старших дошкольников: опыт и перспективы

Целью образования в многонациональной республике является не только обеспечение общего образования, но и приобщение детей к родному языку, истории, этнокультуре, духовным ценностя...

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Этническая культура, в которой воспитывается ребёнок, оказывает определённое влияние на становление и развитие личности....

МБДОУ детский сад №5 "Теремок", Хакасия, с. Шира

Кокова Е.И. Воспитание этнической культуры в образовательном пространстве ДОУ // Совушка. 2016. №1..2016.n1-a/ZP15120029.html (дата обращения: 22.02.2019).

Основные цели образования в современной России видятся в обеспечении исторической преемственности поколений, сохранении, распространении и развитии национальной культуры; воспитании патриотов, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью; развитии культуры межэтнических отношений.
Одной из тенденций развития современного образовательного процесса стала его этнокультурная направленность. Этнокультурное образование предполагает приобщение дошкольников к этнической культуре народов, проживающих на территории региона.
Освоение этнокультурного опыта способствует осознанию того, что родная культура является одной из форм культурного многообразия мира. В настоящее время идеи этнокультурного образования достаточно широко внедрены в практику дошкольных учреждений.
В современном мире мы зачастую забываем свои корни, свою историю. Много ли подрастающее поколение знают культуру наших предков?
Этот пробел нужно заполнять непосредственно как можно раньше. Необходимо пробудить в растущем человеке любовь к родной земле. И эта работа должна начинаться в дошкольном возрасте.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, а также национальной культуры, традиций, языка коренного населения республики.
Передавая знания детям, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям. Основной задачей работы по этнокультурному образованию можно считать формирование духовно-нравственного отношения к своей семье, селу, республике, стране, к природе родного края, к культурному наследию народа, издревне проживающего на территории региона.
В нашем дошкольном учреждении этнокультурное образование детей дошкольного возраста осуществляется в организованной образовательной, самостоятельной деятельностях, а так же через кружковую.
Начиная с 2014-2015 учебного года детей старшего дошкольного возраста знакомим с культурой бытом и языком хакасского народа.
Цель программы работы кружка "Олган тузы":
- создание условий для ознакомления детей дошкольного возраста с языком и культурой коренного народа Республики Хакасия.
Задачи:
- Познакомить детей старшего дошкольного возраста с хакасским языком.
- Познакомить детей дошкольного возраста с культурными традициями хакасского народа.
- Расширить представления дошкольников оприроде и животном мире Республики Хакасия.
- Создать условия для интереса к культуре и языку коренного народа своей малой родины и её природе.
Программа кружка рассчитана на 1 год обучения для воспитанников подготовительной к школе группы.
Занятия кружка проводятся в игровой форме, со сменой различных видов деятельности. Игра является доступной и эффективной формой деятельности при ознакомлении детей с устной хакасской речью, культурой коренного народа Хакасии. В игровой форме дети легко усваивают хакасские слова, фразы, небольшие предложения. Игра помогает детям освободиться от страха говорить на другом языке, оставляет яркое впечатления от занятия кружка.
В своей работе я опираюсь на программу "Из поколения в поколение" С.И. Лалетиной. В гости к детям приходят дедушка Арчоол, бабушка Арина, девочка Тарина, Солнечный зайчик, ягненок Хынчан, котенок Барсик. Все они герои волшебной сказки С,Ломкиной "Солнечный зайчик".
Дедушка Арчоол и Тарина одеты в хакасский национальный костюм, а бабушка Арина- в русский. Они помогают детям знакомиться с хакасским языком и традициями хакасского народа.
На занятиях кружка использую сюжетно-ролевые игры ("Давайте познакомимся") , хакасские народные игры ("Спрячь рукавицу", "Спрячь колечко" "Коршун и цыплята и др.) , подвижные ("Построй юрту" и др.) и пальчиковые игры ("Семья" и др.) , скороговорки ("Мин!н адым…" и др.) , различные игровые приемы (внезапное появление героев, волшебный клубочек и т.д.).
Для более осознанного запоминания новых слов дети рисуют (национальный костюм, жилище, природу Хакасии и т.д.) , лепят животных, обитающих на территории региона, создают аппликации с элементами хакасского национального орнамента (украшение рукавички и сапога).
Немало важное значение в ознакомлении с языком и культурой хакасского народа приобретают пение, прослушивание музыкальных произведений, разучивание небольших стихотворений (начинаем с простых и легких для дошкольников). Это способствует развитию слухового восприятия языка в целом, развивает воображение, стремление к изучению новых слов и фраз.
Дети с удовольствием участвуют в национальных праздниках "Чир-Ине", "Чыл Пазы", которые ежегодно проводятся в нашем детском саду.
В течении года при прохождении тем программы кружка дети получают знания о традициях, культуре и языке коренного населения Хакасии, что является важным фактором для сохранения языкового наследия народа.

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

как исторической личности.

Т.К.Волков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кременецкая Наталья Валериевна,

Воспитатель1к.к.

МБДОУ «ЦРР-детский сад «Золотая рыбка»,

г. Абакан, Республика Хакасия

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Без памяти – нет традиций, без традиций - нет культуры,

без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности,

без духовности - нет личности, без личности нет народа,

как исторической личности.

Т.К.Волков

Культура любого народа формирует общечеловеческие ценности, такие как семья, родительская любовь, почитание старших, уважение традиций своего народа и сохранение их. Нужно прививать детям любовь, гордость за свою историю, свою отчизну.

Федеральные государственные образовательные стандарты при планировании образовательного процесса, большое внимание уделяют этнокультурной ситуации развития детей. В дошкольном образовании предусматривают ознакомление дошкольников с историей, культурой, бытом, как своего, так и народа, рядом с которым мы проживем. Этот аспект имеет весомое значение в формировании патриотических и социально-нравственных качеств.

Дошкольный возраст – это сензитивный период приобретения ребёнком основ личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями. Педагогически осмысленное приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о родном крае, национальной культуре, включение народных традиций в процессе патриотического воспитания способствует к расширению знаний и представлений о родном крае, развитию национального самосознания, формирование чувства гордости за свою Родину.

Воспитывать любовь к своей Родине нужно с раннего детства. В настоящее время много путей и способов, но нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И задача педагогов, родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог сам должен знать природные, культурные, социальные, экономические особенности региона, где он живёт.

Для того чтобы увлечь детей, педагогу самому нужно быть крайне увлеченным и компетентным в этой сфере. Работа по этнокультурному воспитанию более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители не только помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребёнка. Условия детского сада не всегда способствуют социализации детей жизни, и здесь на помощь приходят родители. Проведение народных праздников с привлечением членов семьи, имеет большое воспитательное и подтверждает высокую, практическую значимость в работе с детьми. Ребята приобретают все виды ценностей: познавательные, нравственные, эстетические и гуманные. У детей принимающих активное участие в образовательном процессе с реализацией программы этнокультурного содержания, отчётливо видна положительная тенденция в развитии чувства толерантности.

Таким образом, обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Знание истории своего народа, поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов. Чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступным пониманию детей явлениям, общественной жизни, осознания причастности к судьбе Родины.


Организация: МБДОУ Детский сад №244

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Уфа

Развитие ребенка уже с малых лет невозможно без нравственно-патриотического и этнокультурного воспитания, которое, начиная с привития любви к малой родине (родной семье, детскому саду, городу, краю), закладывает ментальные основания всестороннего развития личности и будущего гражданина.

Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Эта хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального характера.

Целью этнокультурного воспитания является духовно-нравственное развитие детей, пробуждение стремления к совершенству через познание ценностей отечественной культуры, что в данном опыте идет через этнокультурную направленность образования. В нашей работе духовно-нравственные ценности коми традиционной культуры лежат в основе педагогического процесса и художественно-творческой деятельности детей, что способствует раскрытию и развитию творческого потенциала личности ребенка. Кроме того этнохудожественная деятельность выступает инструментом социальной терапии, корректирующего психоэмоциональное и личностное развитие ребенка, помогая ему лишиться страхов, комплексов .

Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Перед дошкольными образовательными учреждениями государство ставит в числе наиболее важных задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности: основ гражданственности, любви к родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.

Этнокультурное образование подрастающего поколения определяется социально-политическими и духовными переменами, сделавшими очевидной стабилизационную миссию этнокультурного образования в развитии будущего России. Педагогическая деятельность дошкольного образовательного учреждения сегодня должна быть направлена на совершенствование воспитательно-образовательного процесса и использование новых подходов к воспитанию и обучению детей, а также обновление содержания дошкольного образования на основе системы духовно-нравственных ценностей и идеалов коми народа и внедрение наиболее эффективных форм и методов работы с семьями воспитанников.

За последний период в ряде нормативно-правовых документов федерального и регионального уровня были определены ориентиры и направления этнокультурного и нравственно-патриотическое воспитания подрастающего поколения, в частности:

· Статья 3 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» выделяет одним из принципов государственной политики «единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства».

· Концепция этнокультурного образования в РФ основана на «Национальной доктрине образования в РФ», в которой обозначен приоритет образования в государственной политике, определены стратегия и направления и развития системы образования в России на период до 2025 года. Данная концепция призвана обеспечить конституционные права и свободы граждан России в области сохранения и развития национально-культурного наследия каждого народа нашей страны. В основу концепции были положены труды выдающихся педагогов: П. П. Блонского, В. И. Водовозова, К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, С. Т. Шацкого и др. Реализация Концепции направлена на преодоление духовно-нравственного кризиса современного российского общества; патриотическое воспитание граждан России на основе лучших традиций нашей многонациональной культуры; возрождение и развитие самобытных национально-культурных традиций народов России в едином федеральном культурном и образовательном пространстве.

· Основным из направлений реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» является «Программно-целевой и системно-правовой подходы к патриотическому воспитанию реализуются в условиях объективно сложившегося перехода мирового сообщества к глобальному информационному пространству, насаждению массовой культуры, космополитической среды Интернета, виртуальной псевдореальности социального мифотворчества, актуализирует необходимость сохранения и развития в российском обществе исторически сложившихся культурно-самобытных ценностей, духовных традиций страны и прежде всего ценностей патриотизма».

ФГОС дошкольного образования, принятый в 2013 году, определяет, что образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста организуется через разные виды детской деятельности по пяти образовательным областям. Содержание пяти образовательных областей и образовательные задачи определяются основной образовательной программой дошкольного образования в объеме 60% обязательной части и 40% части, формируемой участниками образовательных отношений. Этнокультурное содержание образования интегрируется в пяти образовательных областях, а конкретные образовательные задачи по обучению детей коми языку, краеведению, истории и традициям народа коми, авторские программы реализуются в части содержания дошкольного образования, формируемого участниками образовательных отношений.

Одними из своих принципов ФГОС ДО определяют:

Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

Учет этнокультурной ситуации развития детей.

Одной из задач, на которую направлен стандарт это: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Итоговым целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного образования является: обладание ребенком начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.

Таким образом, в ФГОС ДО определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. В основе этнокультурного воспитания дошкольников должен быть целый комплекс процессов:

· приобщение детей к языку, литературе и истории своего этносоциума, направленность на сохранение национальных культур;

· гармоничное включение процесса передачи новому поколению этнокультурного наследия, общечеловеческих, культурных и нравственных ценностей;

· формирование культуры межнациональных отношений, гармонизацию межнациональных отношений в полиэтническом и поликультурном мегаполисе лежит.

То есть важно обеспечить широкую направленность содержания образовательно-воспитательного процесса на ознакомление детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребенка, на воспитание целостной гармоничной личности.

Таким образом, содержание проекта социально-личностного развития детей дошкольного возраста построено в соответствии с ФГОС и отражает основные направления приобщения детей к различным аспектам социальной культуры, включенным в контекст патриотического, нравственного, интернационального, правового воспитания.

Вид проекта: социальный, практико-ориентированный, долгосрочный.

Цель проекта: систематизация образовательной работы по воспитанию художественно - эстетических чувств культуры родного края; повышение компетентности педагогов и родителей в сфере этнокультурного воспитания и образования в процессе поликультурного и этнокультурного образования детей в ДОУ.

Задачи:

1. Познакомить детей с историческим и культурным прошлым и настоящим башкирского народа.

2. Способствовать приобщению детей к основным ценностям национальной и региональной культуры, формированию духовно-нравственных качеств, интереса и любви к родному краю.

3. Приобщать к эстетической культуре, воспитывать чувство прекрасного через разнообразные виды художественно-творческой деятельности (декаративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности и т.д.)

4. Воспитывать положительное этнотолерантное отношение и поведение личности дошкольника в условиях поликультурной образовательной среды дошкольного учреждения.

5. Создать условия для формирования целостного этнокультурного пространства национально-патриотического и художественно-эстетического образования и воспитания в ДОО, опирающегося на взаимодействиях основных субъектов образования: педагог – воспитанники -семья.

6. Наладить партнерские взаимодействия с мастерами и носителями русской и башкирских национальных культур, повышать педагогическую культуру родителей.

7. Обеспечить эффективное методическое и дидактическое сопровождение этнокультурного образования и воспитания в ДОО.

Сроки: 3 года (средняя – подготовительные группы).

Участники проекта: дети, родители воспитанников, педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад №244», Национальный музей леса.

Гипотеза: использование художественно-творческой деятельности, метода проектов и партнёрских взаимодействий с субъектами социокультурной среды, являются эффективным средством организации целостного этнокультурного пространства в ДОО и нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ

Реализация поставленных целей и задач предполагает особое внимание к отбору педагогических форм и средств их реализации. Становится актуален современный педагогический поиск и инновационные технологии, предоставляющие новые формы и методы развития потенциала ребенка, его личностных и нравственных качеств. Здесь стоит выделить такие современные технологии как личностно-ориентированные технологии, проектный метод, расширение сетевых и партнерских взаимодействий с различными субъектами социо -культурной среды и т.д.

Основу реализации проекта составили три концептуальных подхода :

Декоративно-прикладное искусство и художественно-творческая деятельность

Народное изобразительное искусство (особенно декоративное) отличается богатством и своеобразием сочетания красок, нарядностью, сказочностью образов. Реалистичность и простота оформления предметов народного декоративного искусства делают их доступными детскому пониманию и частичному воспроизведению

Народное искусство дает пищу художественному восприятию детей, способствует возникновению эстетического переживания и первых эстетических суждений, развивая процессы восприятия, мышление, обще психическое развитие ребенка дошкольного возраста.

Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Дети получают не только определенный объем знаний о промыслах, но и углубляют знания о родном крае и его тружениках, не только учатся видеть и понимать красоту предметов декоративно – прикладного искусства, но и воспитывается уважение к труду народных мастеров, гордости, любви к своему родному краю.

Декоративно-прикладное искусство несет в себе важные развивающие функции:

1. Образовательные : знакомит с жизнью и бытом, самобытной культурой, изделиями прикладного искусства коми народа;

2. Развивающие : умение видеть, оценивать красоту в окружающих предметах, развивает творческую фантазию;

3. Воспитательные : воспитывает в детях чувство прекрасного, интерес и любовь к родному краю.

Таким образом, эти функции одновременно обеспечивают как социокультурный рост исторически складывающейся этнической общности, так и личностный рост индивидов, прежде всего – детей, которые в эту общность интегрируется.

Метод проектов

Проектная деятельность – это эффективное средство развития профессиональной компетентности.

Проектирование - это интегрированная деятельность дошкольников, в результате которой предполагается получение определённого продукта и его дальнейшее использование.

Метод проектов способствует формированию следующих умений :

Анализировать ситуацию;

Обнаруживать противоречия и формулировать проблему;

Предлагать пути её решения;

Работать в команде;

Выявить результативность;

Модель социального партнерства мы выстраиваем в нескольких направлениях:

Взаимодействие с семьей:

Взаимодействие с образовательными учреждениями;

Взаимодействие с учреждениями культуры.

Основными принципами взаимодействия с социальным окружением являются установление интересов каждого партнера, единство целей и задач, равноправие участников.

Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие детского сада с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора дошкольников. Посещение культурных мест формирует у детей навыки общения со взрослыми, обогащает представления детей с разнообразными профессиями; воспитывает уважение к труду взрослых, развивает любознательность, кругозор детей, приобщение к культурному наследию, воспитание толерантности.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

I этап подготовительный (организационный):

Задачи:

1. Изучение опыта педагогов этнокультурному и нравственно-патриотическому воспитанию.

2. Определение интересов, представлений детей с помощью педагогической диагностики.

3. Анкетирование родителей с целью выявления уровня грамотности родителей, их представлений о нравственно-духовном развитии детей, их эстетическом развитии.

4. Составление перспективного плана работы.

5. Разработка конспектов занятий, развлекательных, игровых и музыкальных развлечений и т.д.

6. Подготовка дидактического, демонстрационного и развивающего материала. Создание фоно- и видеотеки для сопровождения занятий, музыкальных минуток.

7. Формирование развивающей среды по нравственно-патриотическому воспитанию.

8. Выработка системы взаимодействия специалистов, педагогов, родителей и учреждений социума для обеспечения целостного педагогического процесса.

II этап (продуктивный)

Задачи:

1. Освоение воспитанниками, воспитателями и родителями основ художественно- эстетических чувств культуры родного края категорий и ценностей.

2. Создание условий для успешного овладения детьми художественно- эстетических чувств культуры родного края, средствами разнообразной деятельности: изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности, развитие детского творчества.

3. Проведение выставок детских работ по творчеству, изобразительной деятельности на уровне детского сада.

4. Развитие коммуникативных умений (умения слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д).

5. Развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результатов).

6. Развитие речевого взаимодействия (увеличение количества, объема высказываний).

7. Развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов внутри ДОО и в процессе взаимодействия с социумом).

III этап (заключительный):

Задачи:

1. Проведение итоговой педагогической диагностики, которая позволит выявить уровень художественно – эстетических чувств о родном крае у детей.

2.На основании полученных данных делаются выводы о результативности проведенной работы педагогами, динамике развития детей культуры родного края, уровня усвоения ими знаний, умений, навыков.

3. Выявление недостатков, трудностей и проблем в работе.

4. Описание полученного опыта.

5. Проектирование программы дальнейшей деятельности.

НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Эффективное использование инновационных технологий дошкольного образования, социального партнерства

Воспитание у детей любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, краю/

Формирование художественно -эстетических чувств к родному краю.

Направления реализации проекта

. «Цвети родной Башкортостан»

Цель – воспитание нравственно-патриотических чувств к родному, городу, республике. Воспитатели группы «Пчелка», провели открытое занятие с презентацией.

. Башкирская народная культура

Цель - ознакомление с жизнью и бытом башкирского народа, художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через ознакомление с декоративно-прикладным искусством народа башкирии. Занятие провела воспитатель Закирова Г.Т.по рисованию «Башкирские узоры».

. Обучение детей языку

Цель – формирование сознательного, бережного отношения к языку и литературе как национально – культурным ценностям. Выступление воспитанницы группа “Пчелка” Нагимуллиной Самиры со стихотворением на родном языке.

Башкирские народные праздники .

Цель – ознакомление детей с фольклорными традициями народа башкирии. Совместно с воспитателями МБДОУ Детский сад 244 провели народный праздник «Сабантуй», где познакомили детей с башкирской игрой «Юрта», с музыкальными инструментами,национальными играми «Куреш» и с национальными блюдами.

Экскурсия в башкирский музей леса .

Цель: Развить у детей бережное отношение к природе, познакомить с животными, обитающими в лесах Башкирии.

Экскурсия в парк лесоводов.

Цель: показать детям красу башкирских лесов, разнообразие деревьев и кустарников, развивать любовь к природе

Башкирские – дидактические игры.

«У нас гости»

Цель: закреплять знание о помещениях детского сада, о территории детского сада, микрорайона, родном городе, республике, развивать интерес, желание больше узнать о ближнем окружении, память, ориентировку в пространстве, воспитывать любовь к своему детскому саду и ближайшему окружению.

«Составь флаг Республики Башкортостан»

Закреплять знание детей о государственных символах Башкортостана, о флаге республике, учить составлять целое из частей развивать общее представление о значение цветов и эмблемы цветка курая, внимание, память, воспитывать патриотические чувства.

«Животные Башкортостана»

Цель: углубить и обобщить знание детей о животных родного края.Учить мотивировать свои суждения. Воспитывать желание больше узнать о своем крае.

Итоговое занятие, в подготовительной группе «Мой Башкортостан», познакомили детей с символикой родного края, достопримечательностями города Уфы, национальными блюдами, башкирскими авторами, (дети рассказывали стихотворения.

Организация образовательного развивающего пространства в детском саду:

Фотовыстовка «Уфа старая –Уфа новая »

Цель : создание представлений об Уфе старой и новой.

Формы организации : создание фотовыставки.

Условия организации развивающей среды в группе :

§ разработка таблиц с элементами народных узоров;

§ создание условий для самостоятельной деятельности детей (доступный материал для творчества, наличие его разных видов, краски, карандаши, бумага разных цветов, силуэты изделий из бумаги, трафареты орнаментов);

§ наличие различного иллюстрированного материала (изделия декоративно-прикладного искусства;

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ожидаемые результаты для детей:

  • Понимание своей связи с разными уровнями культуры: национальной (русской), и региональной (башкирской).
  • Наличие у детей представлений о культурных традициях, образе жизни, народных промыслах башкирского народов, умения различать изделия разных народных промыслов.
  • Формирование у детей уважения к историческому наследию; интереса к истории и культуре башкирского народа.
  • Умение детей различать виды и жанры произведений основных видов башкирского народного искусства.
  • Появление у детей устойчивого положительного интереса к эстетическим явлениям окружающей действительности и в искусстве.

Форма подведения итогов – в конце года мы провели обследование детей по вопросам национально- регионального компонента,по программе Р.Л.Агишевой “Я- Башкортостанец” .

Методы педагогической диагностики:

  • беседы с детьми;
  • наблюдения в свободной деятельности, во время проведения занятий и открытых мероприятий;
  • анализ результатов продуктивной деятельности.

Критерии и способы изучения эффективности этнокультурного образования дошкольников:

На первом этапе проверяется, насколько изменился уровень интеллектуальной, социально – культурной, художественной компетенции детей в области народной культуры с помощью дидактических игр, бесед с детьми. На втором этапе выявляется изменение личностной позиции ребенка в процессе продуктивной деятельности.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Анализ результатов реализации проекта позволяет выявить уровень этнокультурной образованности дошкольников.

Методическая сторона этнокультурной образованности старших дошкольников (5-7 лет) показала:

· положительные изменения на уровне сформированности этнокультурных позиций детей;

Список литературы

  1. Агишева Р.Л., Губайдуллина Ф.Х. Я познаю Башкортостан: Учебная хрестоматия. Уфа, 2006.
  2. Государственные символы России. ФЛАГ. ГЕРБ. ГИМН. М.: Издательство «Ювента». – 2003.
  3. Дроздова Н.В. Занятие «Наш герб». // Управление ДОУ.2008.№4. С.- 79.
  4. Жирякова И.В. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику // Управление ДОУ. 2008. №4. С.- 77.
  5. Маркова Н.А. Знакомство дошкольников с символами Российского государства. // Управление ДОУ. 2008. №4. С.- 85.
  6. Мой родной дом: Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. ред. Т.И.Оверчук. М., 2004.
  7. Рассказы по истории Башкортостана: Учебное пособие по курсу «История Башкортостана» / Под ред. И.Г.Акманова. – Уфа: Китап, 2001.
  8. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2002.