Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, и для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Для успешного развития ребёнка необходимо вовлечение родителей в деятельность в ДОУ, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе. Эффективное взаимодействие с родителями достигается на основе личностно-ориентированного, адресного, индивидуального подхода с учётом конкретных запросов семьи. Результатом эффективного взаимодействия является формирование у родителей (законных представителей) педагогической компетентности в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, а так же позиции в умение понимать своего ребёнка, строить с ним совместную деятельность и правильное общение. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь команде детского сада, своей группе, активно включиться в процесс воспитания детей.

В условиях внедрения ФГОС необходимо взаимодействие с семьями воспитанников в следующих направлениях: повышение педагогической культуры родителей; вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Основная целью работы с родителями состоит в организация такого взаимодействия и общения, которое базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Основными задачами работы являются: установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника; объединение усилий для развития и воспитания детей; создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; активизация и обогащение воспитательных умений родителей; поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Успешному взаимодействию с родителями способствуют разнообразные активные формы общения, в том числе и родительские собрания. В организации эффективного взаимодействия участников образовательного немаловажную роль играет использование разнообразных форм проведения родительского собрания и творческий подход к материалу: поиск новых примеров, включение различных приемов активизации родителей, направленных на появление у слушателей интереса к изучаемой проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, переосмысление своей родительской позиции. Все это помогает делать родительские собрания более творческими, познавательными, насыщенными практическим материалом. В итоге родители больше интересуются жизнью группы, стараются принимать активное участие в её работе, повышают ответственность за воспитание детей, сплачивают коллектив родителей, положительно влияют на взаимоотношения семьи и сада.

Необходимо помнить о том, что собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.

Перед составлением конспекта родительского собрания чётко определяю тему и основные проблемы, продумываю ход и форму его проведения, какой информационный или выставочный материал необходим для повышения активности, оформление группы, (выставка работ детей, фотовыставка по теме, литература для родителей, оформление мыслей и высказываний мудрецов, великих педагогов или детских писателей по теме собрания и т.д.). Продумываю расстановку мебели в группе – чаше столы и стулья ставлю полукругом или буквой “П” (это дает возможность всем друг друга хорошо видеть и слышать) Хороший эмоциональный настрой перед собранием создает тихая спокойная музыка, она помогает родителям немного отдохнуть после рабочего дня до начала собрания, пока все не соберутся.

Темы собраний разрабатываю с учётом возрастных особенностей детей. Форму его проведения подбираю так, чтобы родители были активными участниками диалога, и оно проходило в обстановке заинтересованности (собрания - лекции, собрания - диспуты, устный журнал, собрания - игры, круглый стол, семинар - практикум).

Для расширения диапазона методов взаимодействия в рамках собрания использую один из их видов - интерактивные . Интерактивные методы позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя принципиально иначе. На родительском собрании применяю различные интерактивные методы в совокупности: работа в мини-группах; дискуссии; деловые, ролевые, имитационные игры и др.; разбор педагогических ситуаций; тренинги, анкетирование; вопросы по ходу собрания; мультимедийные презентации.

Вопросы к родителям способствуют установлению диалога с ними. Вызывают заинтересованность у родителей видеофрагменты образовательной деятельности, утренней гимнастики, закаливающих мероприятий, интервьюирования детей группы по определенной теме. Помимо методов активизации родителей использую формирование педагогической рефлексии: анализ педагогических ситуаций, темы которых беру из литературных источников или из жизненных наблюдений; решение педагогических задач.

Для создания определенного психологического настроя, для того чтобы расположить участников не только к восприятию информации, но и продуктивному общению между собой, разогреву группы, сплочению, созданию хорошего настроения, каждое родительское собрание начинаю с коммуникативных игр (“Европейский город”, ““Давайте познакомимся и будем дружить”, и др.). Минутка знакомства помогает снять напряжение.

Каждый человек, сделав какую – ни будь работу, нуждается в оценке своего труда, также в этом нуждаются и наши родители. “Похвала полезна хотя бы по тому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях” - писал Франсуа Ларошфуко. На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. На каждом собрание выносится решение, касающиеся как группы, так и семьи. Содержание их конкретно и направлено на улучшение воспитательной работы. В конце каждого собрания провожу небольшое анкетирование (опрос) для того чтобы выявить положительные и отрицательные стороны проведенного мероприятия.

Хочется отметить положительную динамику во взаимодействии с семьями, в которой немаловажную роль сыграло проведение родительских собраний в нетрадиционной форме. Родители стали активными участниками всех дел в группе, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.

Таким образом, семья и детский сад в хронологическом ряду связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу. Нетрадиционные формы общения призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению их взглядов на воспитание ребёнка в условиях семьи. Собрания как форма организации эффективного взаимодействия, способствуют приобретению теоретических и практических знаний, повышают уровень педагогической компетентности родителей, что позволяет добиться положительной динамики и стабильных результатов в развитии психического и физического здоровья детей дошкольного возраста.

Доклад на тему:

Подготовила: Копченко Т.Н.

г. Балашов -2016г.

Современное общество характеризуется высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения становится возможность активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.

Ведущими идеями образования сегодня становится идея диалога, принятия коллективных решений, привлечения родителей воспитанников к партнерским отношениям.

Являются дети,

педагоги и специалисты (медицинский работник, педагог-психолог, педагог – логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель),

администрация, родители.

Деятельностный , формирующий у детей разнообразные способы и виды деятельности, при котором они сами являются активными участниками образовательного процесса.

Личностно -ориентированный, обеспечивающий у детей развитие индивидуальных способностей, самопознания, овладение способами саморегуляции поведения.

Добровольность

Сотрудничество

Уважение интересов друг друга

Соблюдение законов и нормативных актов

Образовательный процесс как взаимодействие - представляет собой многоплановое сотрудничество всех сторон: детей – педагогов - родителей, выступающих в позиции субъектов.

Взаимодействие участников образовательного процесса представляет собой следующую модель:

Ребенок – ребенок

Педагоги - дети

Ребенок – ребенок.

Основной формой взаимодействия ребенок – ребенок является игра.

В жизни ребенка присутствуют различные виды игр(творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, строительно-конструктивные) и игры с правилами (дидактические, подвижные, народные, забавы)).

В режиме дня обязательно должно быть время для самостоятельного развертывания детьми игровой деятельности.

Игра привлекает ребенка больше, чем любое другое занятие. В ней происходит развитие эмоциональной сферы и психических процессов личности. В связи с этим для нас представляется важной мысль о том, что в игре дошкольник проживает и переживает воображаемые события. Пережитые в игре ситуации становятся собственным эмоциональным опытом ребенка, то есть игра является мощным средством успешной его социализации. Сочетание совместной со сверстниками и индивидуальной деятельности, воспитывает у детей ответственность, умение работать в группе проявляя при этом индивидуальные особенности и творчество

Педагоги - дети

Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование, исследования, чтение, реализация проектов.

Проектная деятельность является одной из результативных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и воспитателя. Данный вид деятельности охватывает разные стороны развития личности дошкольника, начиная с младшего возраста. Организованная совместная с детьми деятельность позволяет воспитателю осуществить интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд.

Педагог – (специалисты) родители

Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями реализуется посредством разных форм. Выделяют .

Традиционные формы делятся на следующие группы:

коллективны е – родительские собрания (проводятся как групповые 3–4 раза в год, так и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года), групповые консультации, конференции;

индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы;

наглядные – папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей.

К нетрадиционным формам относятся четыре группы:

информационно-аналитические;

досуговые;

познавательные;

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся также опрос, тесты, анкетирование.

Досуговые формы – это совместные досуги, праздники, выставки. Они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе.

Родители становятся более открытыми для общения. На этих мероприятиях родители являются участниками, а не гостями дошкольного учреждения. Они играют, поют песни, читают стихи, приносят свои коллекции, предметы быта, награды и др.

Суть познавательных форм – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме, групповым консультациям.

условно разделены на две подгруппы:

– ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами.

К ним относятся: выпуск газеты для родителей, компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм, библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики.

близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. К ним относятся: выпуск газеты для родителей, компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм, библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики.

Администрация – педагоги (специалисты)

Все формы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.); индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.)

Педагогический совет

Педагогический совет в детском саду как высший орган руководства всем воспитательно-об­разовательным процессом ставит и решает конкретные проблемы дошкольного учреждения.

Консультирование

Из разнообразных форм методической работы в детском саду особенно прочно вошла в практику такая форма, как консультирование педагогов. Консультации индивидуальные и групповые; консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики.

Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической рабо­ты в детском саду.

Главной задачей семинаров-практикумов является совершенствование умений педагогов, поэтому обычно их ведут воспитатели, имеющие опыт работы по данной проблеме.

Открытый показ

У каждого воспитателя свой педагогический опыт, педагогическое мастерство.

Руководитель, организующий открытый показ, может ставить несколько целей:

пропаганда опыта; обучение педагогов методам и приемам работы с детьми и т.д.

Деловые игры

Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем.

«Круглый стол»

Это одна из форм общения педагогов. При обсуждении любых вопросов воспитания и обуче­ния дошкольников круговые педагогические формы размещения участников позволяют сделать коллектив самоуправляемым, позволяет поставить всех участников в равное положение, обеспечивает взаимодействие и открытость.

В ДОУ используется интересная форма работы, объединяющая сотрудников. Цель: показать развитие творческих возможностей взрослых, а также детей и родителей.

Самообразование воспитателей

Система непрерывного повышения квалификации каждого педагога ДОУ предполагает разные формы: обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе города, района, детского сада.

Самообразование - это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога.

Таким образом, взаимодействие всех участников образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в разнообразных формах – как традиционных, так и нетрадиционных.

Литература:

1. Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр Академия – 2006. - 336с.

2. Юбозов Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия // Психология межличностного познания / Под ред. А.А. Бодалева. - М.: Педагогика, 1981.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Ивушка»

города Балашова, Саратовской области».

Доклад на тему:

«Современные формы взаимодействия

Участников образовательного процесса».

Подготовила: Копченко Т.Н.

г. Балашов -2016г.

Современное общество характеризуется высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения становится возможность активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.

Ведущими идеями образования сегодня становится идея диалога, принятия коллективных решений, привлечения родителей воспитанников к партнерским отношениям.

Участниками образовательной деятельности являются дети,

педагоги и специалисты (медицинский работник, педагог-психолог, педагог – логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель),

администрация, родители.

Существует разные подходы к организации педагогического взаимодействия:

Деятельностный , формирующий у детей разнообразные способы и виды деятельности, при котором они сами являются активными участниками образовательного процесса.

Личностно -ориентированный, обеспечивающий у детей развитие индивидуальных способностей, самопознания, овладение способами саморегуляции поведения.

Взаимодействие участников образовательного процесса базируется на следующих принципах:

Добровольность

Сотрудничество

Уважение интересов друг друга

Соблюдение законов и нормативных актов

Образовательный процесс как взаимодействие - представляет собой многоплановое сотрудничество всех сторон: детей – педагогов - родителей, выступающих в позиции субъектов.

Взаимодействие участников образовательного процесса характеризуется активностью, осознанностью, целенаправленностью и согласованностью взаимных действий.

Взаимодействие участников образовательного процесса представляет собой следующую модель:

Ребенок – ребенок

Педагоги - дети

Ребенок – ребенок.

Основной формой взаимодействия ребенок – ребенок является игра.

В жизни ребенка присутствуют различные виды игр(творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, строительно-конструктивные) и игры с правилами (дидактические, подвижные, народные, забавы)).

В режиме дня обязательно должно быть время для самостоятельного развертывания детьми игровой деятельности.

Игра привлекает ребенка больше, чем любое другое занятие. В ней происходит развитие эмоциональной сферы и психических процессов личности. В связи с этим для нас представляется важной мысль о том, что в игре дошкольник проживает и переживает воображаемые события. Пережитые в игре ситуации становятся собственным эмоциональным опытом ребенка, то есть игра является мощным средством успешной его социализации. Сочетание совместной со сверстниками и индивидуальной деятельности, воспитывает у детей ответственность, умение работать в группе проявляя при этом индивидуальные особенности и творчество

Педагоги - дети

Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование, исследования, чтение, реализация проектов.

Проектная деятельность является одной из результативных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и воспитателя. Данный вид деятельности охватывает разные стороны развития личности дошкольника, начиная с младшего возраста. Организованная совместная с детьми деятельность позволяет воспитателю осуществить интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд.

Педагог – (специалисты) родители

Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями реализуется посредством разных форм. Выделяют традиционные и нетрадиционные формы .

Традиционные формы делятся на следующие группы:

коллективны е – родительские собрания (проводятся как групповые 3–4 раза в год, так и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года), групповые консультации, конференции;

индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы;

наглядные – папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей.

К нетрадиционным формам относятся четыре группы:

информационно-аналитические;

досуговые;

познавательные;

наглядно-информационные формы.

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся также опрос, тесты, анкетирование.

Досуговые формы – это совместные досуги, праздники, выставки. Они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе.

Родители становятся более открытыми для общения. На этих мероприятиях родители являются участниками, а не гостями дошкольного учреждения. Они играют, поют песни, читают стихи, приносят свои коллекции, предметы быта, награды и др.

Суть познавательных форм – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме, групповым консультациям.

Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:

информационно-ознакомительная;

информационно-просветительская.

Задача информационно-ознакомительной формы – ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами.

К ним относятся: выпуск газеты для родителей, компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм, библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики.

Задачи информационно-просветительской формы близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. К ним относятся: выпуск газеты для родителей, компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм, библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики.

Администрация – педагоги (специалисты)

Все формы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.); индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.)

Педагогический совет

Педагогический совет в детском саду как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом ставит и решает конкретные проблемы дошкольного учреждения.

Консультирование

Из разнообразных форм методической работы в детском саду особенно прочно вошла в практику такая форма, как консультирование педагогов. Консультации индивидуальные и групповые; консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики.

Семинары и семинары-практикумы

Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической работы в детском саду.

Главной задачей семинаров-практикумов является совершенствование умений педагогов, поэтому обычно их ведут воспитатели, имеющие опыт работы по данной проблеме.

Открытый показ

У каждого воспитателя свой педагогический опыт, педагогическое мастерство.

Руководитель, организующий открытый показ, может ставить несколько целей:

пропаганда опыта; обучение педагогов методам и приемам работы с детьми и т.д.

Деловые игры

Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем.

«Круглый стол»

Это одна из форм общения педагогов. При обсуждении любых вопросов воспитания и обучения дошкольников круговые педагогические формы размещения участников позволяют сделать коллектив самоуправляемым, позволяет поставить всех участников в равное положение, обеспечивает взаимодействие и открытость.

Литературная или педагогическая газета

В ДОУ используется интересная форма работы, объединяющая сотрудников. Цель: показать развитие творческих возможностей взрослых, а также детей и родителей.

Самообразование воспитателей

Система непрерывного повышения квалификации каждого педагога ДОУ предполагает разные формы: обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе города, района, детского сада.

Самообразование - это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога.

Таким образом, взаимодействие всех участников образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в разнообразных формах – как традиционных, так и нетрадиционных.

Литература:

1. Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр Академия – 2006. - 336с.

2. Юбозов Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия // Психология межличностного познания / Под ред. А.А. Бодалева. - М.: Педагогика, 1981.

ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Кафедра дошкольного и начального образования

Выпускная работа

Слушателей курсов повышения

Квалификации по рабочей программе

«Интегративный подход к обновлению

в соответствии с ФГОС ДО»

Ванюкова Т.В.

Власюк О.Ф.

Давыдова И.В.

Пустельнинкас М.Ю.

Шитова И.Б.

Цитцер Е.В.

Саратов 2013

Взаимодействие участников образовательных отношений

Развивающемуся российскому обществу 21 века нужны образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью и обладающие чувством ответственности за судьбу страны.

Именно поэтому основными направлениями совершенствования работы детского сада и школы в 21 веке являются модернизация педагогического процесса, раскрепощение условий жизни детей и создание для них эмоционального благополучия через построение нового типа взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса.

Проблема формирования взаимоотношений в дошкольной педагогике не является новой, ей посвящены исследования отечественных и зарубежных ученых (Белоруссии, Болгарии, Венгрии, Грузии, Франции, Чехии, Украины, Японии и др.).

Дошкольное образование является первой ступенью в системе непрерывного образования, обеспечивая преемственность воспитания и обучения ребенка в условиях детского сада, семьи и школы. Эта ступень образования призвана обеспечить воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление ребенка дошкольного возраста на основе поддержки его индивидуальности, уважении интересов и потребностей ребенка, развития его творческих способностей.

В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной системе, как дошкольное образование

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Дата подписания: 29.12.2012

Дата публикации: 31.12.2012 00:00

Данный Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования. Рассмотрим некоторые основные положения Закона N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», касательно дошкольного образования. Новшеств в законе немало. Прежде всего, меняется сама система образования. Впервые за всю российскую историю детский сад отнесен к уровню общего образования. То есть в современную систему образования авторы закона встроили дошкольное образование. В прежние времена считалось, что образование начинается со школы. Заканчивается же образование вузом (в былые годы конечным пунктом была аспирантура). В итоге получается такая цепочка: дошкольное образование - общее - среднее профессиональное - высшее. В соответствии с новым Законом общее и профессиональное образование реализуется по уровням:

Общее образование:

(Статья 10.Структура системы образования )

 дошкольное образование;

 начальное общее образование;

 основное общее образование;

 среднее общее образование;

Если мы обратимся к проекту ФГОС,

1. Предметом регулирования настоящего Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – Стандарт) являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации различными институтами социализации основной образовательной программы дошкольного образования (далее – Программа) организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее – Организации). К участникам образовательных отношений относятся, в том числе, воспитанники, их родители (законные представители), педагогические работники и их представители, Организации, федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения.

Так кто же становится участниками образовательных отношений

2) Педагоги и специалисты (медицинский работник, аналитик (педагог-психолог), инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель)

3) Администрация

4) Родители

Введем понятие «Взаимодействие»

Взаимодействие - является одной из базисных философских категорий. Это феномен связи, воздействия, перехода, развития разных объектов под влиянием взаимного действия друг на друга, на другие объекты. В условиях взаимодействия людей всегда есть активность обеих сторон, хотя мера ее проявления различна. Эта активность может быть инициальной или реактивной. С инициальной позиции активность может быть преобразующей или сохраняющей; она может быть созидающей, развивающей или разрушающей. С реактивной позиции, с позиции того, на кого оказывается воздействие, может быть выделена активность принятия или неприятия его, организации ответного воздействия, противостояния нежелательному воздействию или участия в совместном действии. Взаимодействие есть основа и условие установления самых разнообразных связей между субъектами. Образовательный процесс как взаимодействие - представляет собой многоплановое сотрудничество всех сторон: детей – педагогов - родителей, выступающих в позиции субъектов. Взаимодействие участников образовательного процесса характеризуется активностью, осознанностью, целенаправленностью и согласованностью взаимных действий.

В "Словаре русского языка" С. Ожегова значение слова " взаимодействие "объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение.

Взаимодействие участников образовательного процесса базируется на следующих принципах:

1) Добровольность

2) Сотрудничество

3) Уважение интересов друг друга

4) Соблюдение законов и иных нормативных актов

Цель данной работы , – рассмотрение взаимоотношений возникающих в процессе образовательной деятельности.

Взаимодействие участников образовательного процесса представляет собой следующую модель:

1. Ребенок – ребенок:

Свободно общается со сверстниками;

Приобщается к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками (в том числе моральным);

Развивает передачу образов с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности;

Самовыражается через совместную творческую деятельность;

Учится взаимодействовать в коллективе: отказываться от личных желаний ради общих целей;

Учится договариваться, конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

От того, как сложатся отношения ребенка с первой в его жизни общественной формацией – группой детского сада – во многом зависит последующий его личностного и социального развития, его дальнейшая судьба. Если все благополучно, ребенок тянется к сверстникам и умеет общаться, никого не обижая и не обижаясь, то можно надеется, что в дальнейшем он будет нормально чувствовать себя среди окружающих.

Сложности, которые могут возникать при работе с детьми:

1. Тяжелая адаптация к ГБДОУ

2. Нарушения в психическом развитии детей

3. Языковый барьер детей-мигрантов

Пути преодоления сложностей:

1. Создание благоприятных эмоциональных условий пребывания детей в детском саду

2. Привлечение специалистов

3. Создание условий для изучения русского языка

2. Родитель - ребенок:

Признание прав и свобод ребенка,

Сотрудничество,

Сопереживание и поддержка,

Обсуждение ситуации через диалог,

Гибкое введение ограничений.

На современном этапе семья претерпевает значительные изменения: осуществляется переход от традиционной модели семьи к новой.

Меняются виды семейных отношений,

Снижается их стабильность;

Увеличивается их конфликтность;

Появляется однодетные семьи и дети, рожденные вне брака, неполные семьи и т.д.

Эти изменения оказывают негативное влияние на развитие семейных отношений и становление личности ребёнка.

Семья может являться как мощным фактором развития и эмоционально - психической поддержки личности, так и источником психологической травмы и связанные с ней разнообразными личностными расстройствами.

На все типы семей (благополучные, деструктивные, распавшиеся, новые) воздействуют общие нарушения в системе детско-родительских и супружеских отношений.

Педагоги сегодня сталкиваются с низкой компетентностью родительского поведения. Между детьми и родителями складываются непродуктивные типы привязанностей (сверхзависимые отношения, эмоционально отвергающие, жёстко-агрессивные и др.).поэтому необходимо формировать у взрослых членов семьи потребность в психологических, педагогических знаниях, желание использовать их в интересах ребёнка и собственного развития.

детско-родительские отношения принимают следующие положения:

1. увеличение психолого-педагогической грамотности родителей, расширение практических навыков использования знаний педагогики и психологии и применении их в общении с собственными детьми и во внутрисемейных отношений;

2. активизация эффективного взаимодействия семьи со специалистами ДОУ;

3. формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста;

Очень важно, чтобы в семье каждый умел по-настоящему слушать, искренне выражать свои эмоции, мирно разрешать конфликты, уважать уникальность и достоинство другого.

Невозможно создать правильные отношения с ребёнком, если нет мирной и доброжелательной атмосферы в семье в целом

1. Недостаточный уровень информированности родителей

2. Пассивная роль родителей к деятельности ребенка в детском саду.

3. Отсутствие поддержки со стороны родителей.

Пути преодоления сложностей:

1. Развитие заинтересованности и активного сотрудничества с педагогами.

2. Повышение родительской компетентности.

3. Привлечение родителей к общественном управлению ГБДОУ.

4. Привлечение родителей к участию в процессе контроля за качеством воспитательно-образовательного процесса.

5. Создание условий для активного участия родителей в мероприятиях детского сада, в развитии предметно-пространственной среды в группах и на участке ГБДОУ.

6. Повышение интереса родителей к ежедневному посещению детьми детского сада, снижение числа пропусков посещений детьми детского сада по болезни, семейным обстоятельствам.

3. Педагог- дети:

Признание ценности личности ребенка;

Признание уникальности – индивидуальности личности ребенка: выявление и развитие общих и специальных способностей ребёнка;

Выбор адекватных возрастным и индивидуальным возможностям содержания, форм и методов воспитания и обучения;

Приоритет личностного развития, когда воспитание и обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка;

Ориентация на социализацию – осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной, духовной жизни; адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни;

– диалоговое взаимодействие с ребенком;

Актуализация тенденции ребёнка к личностному росту;

«Детский сад – как открытая развивающаяся система.

Активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, формирование партнёрского сообщества педагогов, детей.»

Педагог выбирает стиль общения с воспитанниками, основанный на взаимном уважении. Требовательность по отношению к воспитанникам должна быть позитивной и обоснованной. Он выбирает методы работы с воспитанниками, развивающие в них интегративные качества, а также положительные черты и качества, как самостоятельность, самоконтроль, желание сотрудничать с другими. Воспитателю запрещается сообщать другим лицам доверенную лично ему воспитанником информацию

Сложности, которые могут возникать:

1. Нехватка высококвалифицированных, заинтересованных, инициативных педагогов.

2. Недостаток опыта работы педагогов.

3. Отсутствие поддержки со стороны административных органов, заинтересованных организаций, общественных организаций.

4. Отсутствие методической и учебной литературы по вопросам развития навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста.

5. Перегруженность плана воспитательно-образовательной деятельности по возрастным группам.

Пути преодоления сложностей:

1. Создание условий для развития креативности в выполнении функциональных обязанностей.

2. Формирование мотивации к повышению профессиональной квалификации и использованию ИКТ через моральное и материальное поощрение творчески работающих педагогов.

3. Участие в профессиональных конкурсах, экспериментальной деятельности.

4. Установление комфортных отношений сотрудничества с коллегами, взаимопомощь.

4. Родитель – ребенок – педагог:

Раскрытие и развитие природных возможностей, задатков, способностей, потребностей и склонностей.

создание условий для совершенствования нравственных поступков, самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем;

Ориентация педагогического взаимодействия на самореализацию ребенка

Как заинтересовать родителей в работе детского сада, помочь осознать важность единых требований семьи и детского сада? Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, как одели ребенка. Считают, что детский сад - место, где присматривают за детьми, пока родители на работе. Поэтому нам хотелось быстрее сблизиться с родителями, добиться взаимопонимания. Познакомить родителей не только с организацией педагогической работы с детьми, но, главное, показать воспитательные цели, традиции группы и детского сада.

Направления работы с семьёй:

Совместная деятельность с родителями.

1. Обучение родителей.

2. Консультирование родителей

3. Просвещение родителей

4. Информирование

На основании этого педагог изучает каждую семью и выясняет её образовательные потребности.

Принципы работы с семьёй:

1. Активность педагога.

2. Дифференцированный подход к родителям.

3. Системность работы.

4. Продуктивность любой встречи с родителями.

В работе с родителями мы используем много разных форм, которые сближают педагога и родителей, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка.

· Проведение общих (групповых, индивидуальных) собраний;

· Педагогические беседы с родителями;

· Круглый стол с родителями;

· Тематические консультации;

· Конференции с родителями;

· Совместные досуги;

· Диспуты;

· Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей;

· Организация “уголков для родителей”;

· Посещение семьи;

· Оформление витрин (фотомонтажей);

· Дни открытых дверей;

· Родительские университеты;

· Работа с родительским активом группы.

· Главный момент в контексте "семья - образовательное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

5. Педагог(специалисты) –родители – дети - старший воспитатель :

Добровольность в сотрудничестве.

Искренняя заинтересованность педагогов в решении проблем детско-родительских отношений;

Уважительное отношение педагогов к убеждениям и взглядам родителей;

Признание безусловного права родителей воспитывать в ребенке те качества, которые являются ценными с их точки зрения;

Уверенность родителей в доброжелательности и компетентности педагогов (специалистов).

Конфиденциальность индивидуального общения с педагогом (специалистом).

Педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. К педагогическим работникам в том числе относятся: воспитатель, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, старший педагог дополнительного образования, старший воспитатель, учитель, учитель-логопед, учитель-дефектолог

Старший воспитатель – координатор взаимодействия узких специалистов ДОУ.

Работа с детьми требует слаженности от всего педагогического коллектива ДОУ. Часто возникают проблемы организации взаимодействия специалистов и воспитателей: кто из педагогов является основным в решении той или иной задачи в воспитании и развитии детей, с кем он взаимодействует, какова доля участия остальных. Старший воспитатель принимает активное участие в уточнении должностных обязанностей специалистов ДОУ, определяет формы и методы их взаимодействия друг с другом с учетом возрастных возможностей детей. Условием развития детского сада является взаимодействие всех специалистов.

Специалист. Занимаясь одним из направлений дошкольного воспитания, изучая новые технологии и методики, имеют большую возможность, чем воспитатель обучаться на специализированных курсах. Поэтому специалист может методически грамотно консультировать воспитателей по своему разделу программы. Задача старшего воспитателя – организовать наиболее продуктивную форму образования в педагогическом коллективе.

Основные направления работы старшего воспитателя.

1. Образовательное. Создание системы управления работой специалистов, осуществление личностно-ориентированного подхода в повышении их квалификации.

2. Научно-исследовательское. Определение направления научно-исследовательской работы в соответствии с приоритетным направлением работы ДОУ.

3. Диагностическое. Мониторинг результативности процессов обучения и воспитания, позволяющий определить качество образовательных услуг.

Взаимодействие педагога-психолога с другими специалистами ДОУ

Со старшим воспитателем

1. Составляет индивидуальные образо­вательные маршруты (содержание психолого-педагогической работы по организации взаимодействия взрослых и детей в освоении образовательных областей).

2. Анализирует психологический компонент в организации воспитательной работы в учрежде­нии и вносит предложения по повышению эффективного психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.

3. Участвует в разработках методических и информационных материалов по психолого-педаго­гическим вопросам.

4. Разрабатывает программы по повышению психологической компетентности участников об­разовательного процесса (педагогический коллектив, родители).

5. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов, творческих групп.

6. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном уч­реждении с точки зрения создания в нем психологического комфорта.

7. Выступает консультантом по вопросам создания предметно-развивающей среды.

8. Проводит психологическое сопровождение конкурсов (профессиональных, детских, конкурсов для родителей и т.д.), организованных на базе ДОУ.

С воспитателем

1. Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий.

2. Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности предпосылок учебной деятельности у дошкольников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года)

3. Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.

4. Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность.

5. Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршру­та дошкольника.

6. Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.

7. Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреж­дения у них эмоционального выгорания.

8. Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.

9. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоцио­нального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей).

10. Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, пра­вильная осанка и т. д.).

11. Участвует в деятельности по формированию универсальных предпосылок учебной деятельности (активизация вни­мания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.

Взаимодействие с семьями воспитанников

При анализе контингента семей выявлено, что дети МДОУ воспитываются в семьях различного социального статуса, имеющих разный уровень образования. Эти данные учитываются при организации взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников, которое направлено на создание доброжелательной, психологически комфортной атмосферы в МДОУ, установление взаимопонимания и создание условий для сотрудничества с родителями

Логопед

1. Консультации для воспитателей

2. Проведение индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий в целях осуществления коррекционно-развивающего обучения.

3. Изучение и внедрение новых форм оказания коррекционной помощи детям.

4. Ведение индивидуальных бесед с родителями.

6. Администрация – педагоги – родители - дети

Развитая культура общения (доброжелательность, сдержанность);

Толерантность (терпимость к иным точкам зрения);

Эмпатия и рефлексия - умение выслушать собеседника, признать его правоту, встать на его точку зрения, убедить в своей правоте;

Демократичность в общении;

Сотрудничество - процесс взаимодействия равноправных, заинтересованных партнеров, на основе взаимоуважения и взаимообогащения;

Учитывание личностных и профессиональных качеств участников общения;

Проявление участниками общения гибкости в конфликтных ситуациях

Взаимодействие семьи, ДОУ и администрации лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Это поможет придать дошкольному учреждению "открытость внутрь" значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители, администрация) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д. Дети в таком ДОУ воспитываются с любовью, уважением и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться. Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и общественного воспитания.
Еще одной формой взаимодействия может стать упрвавляющий совет - новая форма общественного управления в образовании.

Управляющий совет в муниципальном дошкольном образовательном учреждении центре развития ребёнка - детском саду № 22 является высшим органом управления и представляет интересы всех участников образовательного процесса.

Совет создан с целью придания открытости и повышения инвистиционной привлекательности дошкольного учреждения; возможности появления внешней оценки деятельности детского сада и его управления.

7. Общественность - ДОУ

Детский сад открыт влияниям микросоциума, своего города, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, как-то: учреждениями науки, культуры, дополнительного образования, социального обеспечения и др.

Педагоги сада вводят ребёнка в социальный мир. Исходя из этого, они разработали систему мероприятий по ознакомлению детей с объектами социального окружения, перспективные планы взаимодействия с каждым учреждением, учитывая традиции и уклад нашего сада. Одним из факторов адаптации ребёнка в социальной среде является предметно-развивающая среда, которая должна быть грамотно спроектирована и организована. Чтобы дети в своей игровой, творческой и познавательной деятельности могли моделировать и отражать «взрослые» формы деятельности, мы пытаемся создать в детском саду социальный мир в миниатюре.

Развитие социального опыта показывает: совместная деятельность ребёнка со взрослыми, их контакты друг с другом – именно та среда, в которой успешно развивается личность.

Расширение социальных связей детского сада с общественными учреждениями даёт дополнительныйимпульс для развития личности, совершенствует взаимоотношения ребёнка с родителями.

В перспективе мы продолжим взаимодействовать с семьями воспитанников, обеспечивать единство образовательного пространства детского сада и общественных учреждений.

Напоследок хотелось бы озвучить афоризм Макаренко Антона Семеновича: «Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит – и историю мира, и у нас прекрасная, хоть и тяжёлая, миссия помочь им в этом!»

Приложение:

1. Организация системы взаимодействий педагога – психолога.

2. Практикум. Для установления доверительно-деловых контактов между педагогами МДОУ и родителями воспитанников.

3. Консультативно-просветительская работа с родителями проводятся в различной форме.(логопед).

4. Старший воспитатель.

Литература.

1. Богославец Л.Г., Давыдова О.И., Майер А.А. “Работа с родителями в ДОУ”//

2. Научно-практический журнал “Управление ДОУ”, (приложение к журналу “Управление ДОУ”). М.: Творческий центр “Сфера”, 2005 г.

3. Научно-практический журнал “Управление дошкольным образовательным учреждением”, 2004 г. № 5.

4. Научно-практический журнал “Управление образовательным учреждением”, 2002 г. № 4.

5. Асмолов А.Г. Психология личности. М, 1990.

6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 1997.

7. Кодекс Российской Федерации об образовании http://www.garant.ru/nav.php?pid=1354&ssid=392

8. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993.

9. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1990.

10. Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. М., 2002.

11. Шкатулла В.И. Образовательное право. М., 2001

12. Интернет ресурсы

Актуальность Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"  дошкольное образование;  начальное общее образование;  основное общее образование;  среднее общее образование;

ПРОЕКТ ФГОС К участникам образовательных отношений относятся, в том числе, воспитанники, их родители (законные представители), педагогические работники и их представители, Организации, федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения

Так кто же становится участниками образовательных отношений Дети Педагоги и специалисты (медицинский работник, аналитик (педагог-психолог), инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель) Администрация Родители

«Взаимодействие» В "Словаре русского языка" С. Ожегова значение слова " взаимодействие " объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка

Взаимодействие базируется на принципах Добровольность Сотрудничество Уважение интересов друг друга Соблюдение законов и иных нормативных актов

Ребенок – ребенок: свободно общается со сверстниками приобщается к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками учится взаимодействовать в коллективе: отказываться от личных желаний ради общих целей; учится договариваться, конструктивно разрешать конфликтные ситуации самовыражается через совместную творческую деятельность развивает передачу образов с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности;

Взаимодействие детей

Родитель - ребенок: признание прав и свобод ребенка сотрудничество сопереживание и поддержка обсуждение ситуации через диалог гибкое введение ограничений

Педагог - дети: признание ценности личности ребенка - выбор адекватных возрастным и индивидуальным возможностям содержания, форм и методов воспитания и обучения ориентация на социализацию диалоговое взаимодействие с ребенком; признание уникальности – индивидуальности личности ребенка актуализация тенденции ребёнка к личностному росту

Родитель – ребенок – педагог раскрытие и развитие природных возможностей, задатков, способностей, потребностей и склонностей. создание условий для совершенствования нравственных поступков, самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем; ориентация педагогического взаимодействия на самореализацию ребенка

Совместная деятельность с родителями. Обучение родителей. Консультирование родителей Просвещение родителей Информирование

Принципы работы с семьёй: Активность педагога. Дифференцированный подход к родителям. Системность работы. Продуктивность любой встречи с родителями

Формы работы с родителями

Формы работы с родителями

Взаимодействие с семьей

Педагог(специалисты) –родители – дети - старший воспитатель признание безусловного права родителей воспитывать в ребенке те качества, которые являются ценными с их точки зрения конфиденциальность индивидуального общения с педагогом (специалистом) уверенность родителей в доброжелательности и компетентности педагогов (специалистов) уважительное отношение педагогов к убеждениям и взглядам родителей добровольность в сотрудничестве искренняя заинтересованность педагогов в решении проблем детско-родительских отношений

Взаимодействие педагогов специалистов, родителей и дете й

Взаимодействие педагогов (специалистов), старшего воспитателя

Администрация – педагоги- родители- дети эмпатия и рефлексия - умение выслушать собеседника, признать его правоту, встать на его точку зрения, убедить в своей правоте; проявление участниками общения гибкости в конфликтных ситуациях толерантность (терпимость к иным точкам зрения) демократичность в общении сотрудничество - процесс взаимодействия равноправных, заинтересованных партнеров, на основе взаимоуважения и взаимообогащения учитывание личностных и профессиональных качеств участников общения развитая культура общения (доброжелательность, сдержанность)

Управляющий совет

Взаимосвязь Администрация – педагоги- родители- дети

Структура взаимодействия

Общественность - ДОУ


Взаимодействие с семьями воспитанников как участниками образовательных отношений

В современных условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на дошкольные образовательные учреждения (организации) и семьи воспитанников возлагаются ответственные социальные задачи.

Основное условие ФГОС дошкольного образования: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй.

Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всœех ʼʼзаинтересованных субъектовʼʼ взрослого сообщества. В нём говорится: ʼʼДетство обеспечивается - и это главное - поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенкаʼʼ.

Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всœестороннего развития личности ребёнка крайне важно их взаимодействие, построенное на принципе взаимопроникновения двух социальных институтов, а не принципе параллельности. Педагогическая практика и данные научных исследований показывают, что многие семьи испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются личностными проблемами родителœей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями, тревогой в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества в неполных семьях, отсутствием понимания, трудностями организации семейной жизни на фоне кризисов, происходящих в обществе; ухудшением состояния психического и физического здоровья детей. Современным родителям приходится нелœегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии: они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, в связи с этим осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Педагогу детского сада, в свою очередь, сложно налаживать отношения с родителями, так как многие семьи являются закрытыми и неохотно посвящают посторонних во всœе тайны жизнедеятельности, взаимоотношений и ценностей.

Все это не приносит желаемых результатов. По этой причине назрела крайне важно сть обновления важного направления деятельности дошкольного образовательного учреждения – взаимодействие педагога с родителями воспитанников.

Термин ʼʼвзаимодействиеʼʼ (по мнению Т.А. Марковой) воспринимается как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания на базе единого понимания. В корне взаимодействия лежит сотрудничество педагогов и родителœей, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ предполагает равенство позиций партнёров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учётом индивидуальных возможностей и способностей. Педагогу дошкольного учреждения важно понимать, что сотрудничество предполагает взаимные действия, взаимопонимание, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Содружество-объединœение, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов, оно не может происходить без общения, то есть взаимодействия. ʼʼА так как содружество предполагает, прежде всœего, открытость сердца навстречу друг другу, ᴛ.ᴇ. наличие эмпатии, то содружество является наивысшей точкой взаимодействия ДОУ с семьёйʼʼ, - Т.А. Маркова.

В современных условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта педагогическим работникам дошкольного образования и семьям воспитанников важно понимать, что основной идеей их взаимодействия является установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителœей, подготовить их к к восприятию нового опыта.

По мнению специалистов, родители являются основными социальными заказчиками услуг дошкольной образовательной организации, следовательно, деятельность педагогов должна основываться на интересах и запросах семьи. В связи с этим современным дошкольным образовательным учреждениям крайне важно ориентироваться на поиск новых форм и методов работы, которые позволяли бы учесть актуальные потребности родителœей, способствовали формированию активной родительской позиции. Необходимо менять существующую традиционную практику работы с родителями воспитанников, при которой семье демонстрировалась внешняя система ценностей, без учета структуры семьи ее традиций и опыта. При взаимодействии социальных институтов (семья и детский сад) важно учитывать дифференцированный подход к каждой семье, социальный статус, микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителœей в воспитании своих детей.

Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Педагогу пригодятся в данном случае не только педагогический такт, но и человеческие качества, необходимые для того, чтобы успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в какой-либо ситуации.

Задача детского сада признать родителœей полноценными участниками образовательных отношений и оказать семье педагогическую помощь, заинтересовать, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка, раскрытии его возможностей и способностей.

Для успешного сотрудничества с родителями воспитателю крайне важно знать, что деятельность, общение педагогов и родителœей должны базироваться на принципах:

Открытости детского сада для семьи, где каждому родителю в удобное для него время обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок;

Сотрудничества педагогов и родителœей в воспитании детей, основанном на взаимопонимании и доверии;

Создания активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ;

Диагностичности общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка;

Для того чтобы спланировать работу с родителями, нужно хорошо знать родителœей своих воспитанников, их социальный состав, настрой и ожидания от проживания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, бесед поможет педагогу профессионально грамотно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, продумать действенные формы взаимодействия с семьей.

Динамичности;

Современный детский сад сегодня должен быстро реагировать на изменения, происходящие в обществе, социальном составе родителœей, их образовательные потребности и запросы, находиться в режиме развития, а не функционирования. Учитывая зависимость отэтого должны меняться формы, тематика запланированных мероприятий с семьей.

Вся работа с родителями воспитанников предполагает доброжелательный стиль общения педагогов с родителями, корректное обращение. Ежедневное проявление интереса, доброжелательное взаимодействие располагает к себе и значит больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

К сожалению, стараясь выстроить работу с семьёй, педагоги думают больше о количестве запланированных мероприятий, забывая при этом о том, что главное в работе - ϶ᴛᴏ качество. При этом плохо подготовленное собрание или встреча с родителями могут негативно отразиться на имидже учреждения в целом. По этой причине даже самое небольшое родительское мероприятие крайне важно тщательно и серьезно готовить.

Исходя из требований настоящего времени создание единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ, признание и становление родителœей полноценными участниками образовательного процесса должно стать главной целью современной дошкольной организации. Достижение высокого качества в развитии, удовлетворение интересов родителœей и детей, создание этого единого пространства возможно только при условии разработки новой системы взаимодействия ДОУ и семьи, основанной на партнёрстве.

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединœены одним важным и значимым критерием – его качеством. Эффективность процесса воспитания и развития ребёнка, взаимодействия детского сада и семьи зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителœей. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования считает одним из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации дошкольников – повышение педагогической культуры родителœей, задачей нового стандарта является и повышение культуры педагогической грамотности семьи.

По этой причине, в структуру годового плана работы дошкольной образовательной организации (ДОО), в котором прописывается организационно-управленческое сопровождение реализации федерального государственного образовательного стандарта͵ как один из обязательных компонентов должен входить раздел ʼʼВзаимодействие с родителямиʼʼ, где находят отражение формы конструктивного взаимодействия с семьями дошкольников. В условиях реализации ФГОС дошкольного образования сотрудничество предполагает более активное участие семьи в процессе взаимодействия, однако эта активность всœе равно носит локальный характер, так как предполагает лишь посильное участие родителœей воспитанников в конкретной деятельности детского сада. Дошкольное учреждение, по мнению исследователœей, способно в полной мере удовлетворить запросы родителœей только при условии, что оно является открытой системой. В случае если раньше не предполагалось, что родитель должна быть активным участником жизни детей при посœещении группы, то сейчас педагоги ДОО должны стремиться не просто продемонстрировать образовательный процесс родителям, но и вовлечь их в него. Родителям и близким для ребёнка людям, принимающим участие в его воспитании, предоставляется возможность, наблюдая деятельность педагога и детей, поучаствовать в ней самому, пройти по всœем помещениям детского сада, пообщаться с воспитателями, друзьями ребёнка, а самое главное – ознакомиться с жизнью ребёнка в детском саду, увидеть, как ребёнок занимается, отдыхает. Родитель может прийти в группу и играть разные роли: ʼʼГостяʼʼ, ʼʼДобровольцаʼʼ. Близкие ребёнку люди могут помогать воспитателю в организации каких-либо мероприятий, проявлять общие с воспитателœем и детьми интересы или умения, украшать помещение к празднику, обустраивать групповую комнату. Педагогу же, в свою очередь, крайне важно поощрять приход родителœей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.

По этой причине педагогу современного дошкольного учреждения крайне важно задуматься над тем, как сформировать у родителœей навыки осознанного включения в единый совместный с педагогами процесс воспитания и образования ребенка, сделать их в соответствии с Законом РФ ʼʼОб образованииʼʼ не только равноправными, но и равно ответственными участниками образовательного процесса, с одной стороны, и одновременно преодолеть в себе, как профессионале, стереотип дистанциирования семьи от системы образования.

В современных социальных условиях признание приоритета семейного воспитания требует иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Эти отношения определяются понятиями ʼʼсотрудничествоʼʼ и ʼʼвзаимодействиеʼʼ. Педагог детского сада как никогда должен признать, что сотрудничество - ϶ᴛᴏ общение ʼʼна равныхʼʼ, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать, а взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

К сожалению, практика подтверждает обратное: некоторые педагоги считают, что именно они должны разъяснять, требовать и наставлять родителœей в назидательном тоне как следует воспитывать своих детей. Следовательно, детский сад и родители занимаются воспитанием ребенка, не взаимодействуя друг с другом.

Анализ использования в дошкольном учреждении устойчивых традиционных форм работы с семьей показывает, что ведущая роль при их организации принадлежит педагогам: целью многих форм является помощь родителям, рекомендации, советы, зачастую семья воспринимается общественностью как педагогически несовершенный фактор в становлении личности ребенка. Сфера обращения родителœей и воспитателœей друг к другу и сфера желаемой помощи свидетельствуют о рассогласовании этих сфер.
Размещено на реф.рф
Больших результатов такое взаимодействие с семьей не дает, поскольку исходящие от самих воспитателœей (редко запрос идёт от родителœей) такие формы как педагогические беседы, консультации, общие и групповые собрания, родительские уголки, стенды направлены на взаимодействие с широким кругом родителœей и в этих условиях невозможно разглядеть проблемы и успехи каждой семьи и ребёнка индивидуально, родители находятся в роли пассивных слушателœей и исполнителœей, воспитателю не предоставляется возможности с ними контактировать, активизировать и работать сообща. Педагогические работники ДОО проводят эти формы работы в соответствии с интересующей их темой. Это может привести к возникновению у родителœей чувства собственной ненужности детскому саду и от этого могут пострадать детские интересы. По этой причине обе взаимодействующие стороны должны быть заинтересованы в воспитании детей, изменении системы взаимодействия участников образовательных отношений, представлять это воспитание как совместное, осуществляемое в ходе сотрудничества.

Большинство современных родителœей - люди грамотные, хорошо разбирающихся в том, как им нужно воспитывать своих собственных детей. По этой причине наставления, пропаганда педагогических знаний не будет для них полезной и не принœесет положительных результатов. Для того чтобы между участниками образовательных отношений была согласованность, воспитателям крайне важно не только использовать в работе с родителями ситуативные и организационные вопросы, но и вопросы связанные с развитием ребёнка, его обучением и воспитанием, что очень важно для них. Важно заметить, что для создания атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях воспитателю помогут демонстрация заинтересованности группы, коллектива детского сада в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

· работа с коллективом ДОО по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями;

· повышение педагогической культуры родителœей, педагогической грамотности семьи;

· вовлечение родителœей в деятельность ДОО, совместная работа по обмену опытом воспитания детей.

Взаимодействие родителœей и педагогов в образовательном процессе дошкольного учреждения в условиях новой философии предполагает решение следующих задач:

· установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

· объединœение усилий для развития и воспитания детей;

· создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

· привлечение родителœей к участию в образовательном процессе дошкольного учреждения;

· активизация воспитательных возможностей родителœей;

· личностное обогащение всœех участников взаимодействия посредством деятельности, ее преобразования и изменения;

· поддержка уверенности родителœей в собственных педагогических возможностях;

· использование опыта семейного воспитания для реализации образовательной программы дошкольной организации.

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников в ДОО может включать:

Изучение воспитательных возможностей детского сада и семьи;

Информационное просвещение родителœей;

Совместную деятельность педагогов и родителœей с детьми;

Образование родителœей.

Для определœения форм и методов сотрудничества с семьями воспитанников за основу крайне важно принимать нормативные документы, закрепляющие требования взаимодействия: основные международные документы, нормативные документы федерального и регионального уровня, нормативные документы конкретного образовательного учреждения, современные исследования базовых направлений взаимодействия ДОО и семьи. Планируя работу, педагоги дошкольной образовательной организации должны иметь представления о современных родителях, как о людях, готовых к саморазвитию и сотрудничеству и предъявлять к формам взаимодействия с ними такие требования как востребованность, оригинальность, интерактивность.

Взаимодействие с семьями воспитанников как участниками образовательных отношений - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Взаимодействие с семьями воспитанников как участниками образовательных отношений" 2017, 2018.