Византийская империя в середине XII века всеми силами отбивалась от нашествия турок и нападений венецианского флота, неся при этом огромные людские и материальные потери. Падение Византийской империи ускорилось с началом крестовых походов.

Кризис Византийской империи

Крестовые походы против Византии ускорили её распад.После взятия крестоносцами Константинополя в 1204 году, Византия была поделена на три независимых друг от друга государства-Эпирскую, Никейскую и Латинские империи.

Латинская империя со столицей Константинополем просуществовала до 1261 года. Осев в Константинополе, вчерашние крестоносцы, основную массу которых составляли французы и генуэзцы, продолжали и дальше вести себя как захватчики. Они глумились над святынями православия и уничтожали предметы искусства. Кроме насаждения католицизма иноземцы обложили и так обедневшее население непомерными налогами. Православие стало объединяющей силой против захватчиков насаждавших свои порядки.

Рис. 1. Богоматерь у Распятия. Мозаика в церкви Успения в Дафни. Византия 1100г..

Правление Палеологов

Император Никеи Михаил Палеолог был ставленником аристократической знати. Ему удалось создать хорошо обученную маневренную никейскую армию и овладеть Константинополем.

  • 25 июля 1261 года войска Михаила VIII взяли Константинополь.
    Очистив город от крестоносцев, Михаил был венчан на императорство Византии в соборе Святой Софии. Михаил VIII пытался стравить между собой двух грозных соперников-Геную и Венецию, хотя позднее был вынужден отдать все привилегии в пользу последней. Несомненным успехом дипломатической игры Михаила Палеолога стало заключение унии с папой в 1274 году. В результате унии удалось предотвратить очередной крестовый поход латинян на Византию во главе с герцогом Анжуйским. Однако уния вызввала волну недовольства во всех слоях населения. Несмотря на то что император взял курс на реставрацию старого социально-экономического строя, он смог лишь отсрочить надвигающийся закат Византийской империи.
  • 1282-1328 гг. Период правления Андроника II.
    Этот император начал своё правление упразднением унии с Католической Церковью. Годы правления Андроника II отмечены неудачными войнами против турок и дальнейшей монополизацией торговли венецианцами.
  • В 1326 году Андроником II были предприняты попытки возобновить отношения между Римом и Константинополем ,
    однако переговоры зашли в тупик из-за вмешательства патриарха Исайи.
  • В мае 1328 года в ходе очередных междоусобных войн Андроник III, внук Андроника II штурмом взял Константинополь.
    В годы царствования Андроника III внутренней и внешней политикой ведал Иоанн Кантанкузин. Именно с ведома Иоанна начал возрождаться военный флот Византии. С помощью флота и высадки десанта византийцами были отвоёваны острова Хиос, Лесбос и Фокиды. Это был последний успех византийских войск.
  • 1355 год. Полновластным правителем Византии стал Иоанн Палеолог V.
    При этом императоре был потерян Галлиополий, а в 1361 году под ударами турок-османов пал Адрианополь, который затем стал центром концентрации турецких войск.
  • 1376 год.
    Турецкие султаны стали открыто вмешиваться во внутреннюю политику Византии. Например, с помощью турецкого султана византийский трон занял Андроник IV.
  • 1341-1425гг. Правление Мануила II.
    Византийский император постоянно ездил на паломничество в Рим и искал помощи Запада. Не найдя в очередной раз союзников в лице Запада, Мануил II был вынужден признать себя вассалом Османской Турции. и пойти на унизительный мир с турками.
  • 5 июня 1439 года. Новым императором Иоанном VIII Палеологом была подписана новая уния с Католической Церковью.
    Согласно договору, Западная Европа обязывалась оказывать военную помощь Византии. Как и его предшественники, Иоанн предпринимал отчаянные попытки пойти на унизительные уступки ради заключения унии с папой. Русская Православная Церковь новой унии не признала.
  • 1444 год. Поражение крестоносцев под Варной.
    Не до конца укомплектованное войско крестоносцев, частично состоявшее из поляков и большей частью из венгров попало в засаду и было полностью вырезано турками-османами.
  • 1405-29 мая 1453 год.
    Правление последнего императора Византии Константина XI Палеолога Драгаша.

Рис. 2. Карта Византийской и Трапезундской империй 1453 год.

Османская империя давно стремилась к захвату Византии. К началу правления Константина XI у Византии оставался лишь Константинополь, несколько островов в Эгейском море и Морея.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

После оккупации Венгрии турецкие войска под руководством Мехмеда II вплотную приблизились к воротам Константинополя. Все подходы к городу были взяты под контроль турецкими войсками, все транспортные морские пути перекрыты. В апреле 1453 года началась осада Константинополя. 29 мая 1453 года город пал, а сам Константин XI Палеолог погиб, сражаясь с турками в уличном бою.

Рис. 3. Вступление Мехмеда II в Константинополь.

29 мая 1453 года историками принято считать датой гибели Византийской империи.

Западную Европу ошеломило падение центра Православия под ударами турецких янычар. Вместе с тем ни одна Западная держава толком не оказала помощи Византии. Предательская политика западноевропейских стран обрекло страну на гибель.

Причины падения Византийской империи

Экономические и политические причины падения Византии были взаимосвязаны между собой:

  • Огромные финансовые затраты на содержание наёмной армии и флота. Эти затраты били по карману и без того обнищавшего и разорившегося населения.
  • Монополизация торговли генуэзцами и венецианцами вызывало разорение венецианских купцов и способствовало упадку экономики.
  • Центральная структура власти была крайне нестабильна из-за постоянных междоусобных войн, в которые, к тому же вмешивался султан.
  • Погрязший во взятках аппарат чиновников.
  • Полнейшее безразличие верховной власти к судьбам своих сограждан.
  • С конца XIII века Византия вела непрекращающиеся оборонительные войны, которые вконец обескровили государство.
  • Окончательно подкосили Византию войны с крестоносцами в XIII веке.
  • Отсутствие надёжных союзников не могло не сказаться на падении государства.

Не последнюю роль в падении Византийской империи сыграла предательская политика крупных феодалов, а также проникновение иноземцев во все культурные сферы уклада жизни страны. К этому стоит добавить и внутренний раскол в обществе, и неверие различных слоёв общества правителям страны, и в победу над многочисленными внешними врагами. Неслучайно многие крупные города Византии сдавались без боя туркам.

Что мы узнали?

Византия была страной, обречённой на исчезновение в силу многих обстоятельств, страной, неспособной на перемены, с насквозь прогнившим чиновничьим аппаратом, да к тому же окружённой внешними врагами со всех сторон. Из описываемых событий в статье можно кратко узнать не только хронологию распада Византийской империи до её полного поглощения Турецкой империей, но и причины исчезновения этого государства.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 306.

Москву называли «Третьим Римом». А недавно промелькнула дата, на которую никто не обратил внимания - 560 лет назад рухнул «Второй Рим» - Константинополь. Он достиг высочайшего расцвета, одолевал всех врагов, но гибельными для него оказались не войны, а попытка подружиться с Западом, и подстроиться под западные стандарты. Вообще история этой державы представляется весьма поучительной, особенно для нынешних времен.

Когда Римская империя погибала под ударами «варваров», устояла ее восточная часть. Она по-прежнему называла себя Римской империей, хотя это было уже другое государство - греческое, и в историю внедрилось иное название - Византия. Это государство проявило поразительную жизнеспособность. В хаосе Раннего Средневековья оно осталось главным очагом высокой цивилизации в Европе. Византийские полководцы одерживали победы, флот господствовал на морях, а столица, Константинополь, по праву считался самым большим и красивым городом мира.

Империя была главным оплотом христианства, создала собственную мировую систему, православную - в X в. в нее вошла и Русь. Но и в западных странах, нищих и раздробившихся, церковь существовала благодаря поддержке греков - Константинополь выделял ей деньги, богослужебную литературу, квалифицированных священнослужителей. Со временем между Западной и Восточной церковью накопились существенные различия. Римcкие богословы были мало образованными, допускали серьезные ошибки в догматике. А главное - папы входили в роль лидеров «христианского мира». Они короновали и регулировали королей, начали ставить свою власть выше светской.

Тем не менее, римские первосвященники признавали себя вассалами византийских императоров - греки оказывали им покровительство, защищали от врагов. Да и среди западных властителей авторитет Византии был недосягаемым, перед ней заискивали, мечтали породниться с греческой династией, сватали царских дочерей и сестер. Подобной чести удостаивались очень немногие. Обычно отвечали, что они - короли «варваров» и не достойны получить в жены «рожденных в пуртуре» (как известно, св. Владимир вынудил византийцев к такому браку лишь силой, взяв Херсонес).

Сказочные богатства Византии привлекали многих, а лежала она на бойком месте, прикрывая границу Европы и Азии. На нее обрушивались нашествия персов, аваров, арабов, болгар. Но солдаты империи дрались доблестно. На защиту городов выходило все население. А инженеры изобрели страшное оружие - “греческий огонь”. Состав его не известен до сих пор, из сосудов специальной конструкции, установленных на стенах крепостей или кораблях, выбрасывались струи горящей жидкости, которую нельзя было погасить водой. Византия отбивалась от всех неприятелей.

Но Запад не испытывал столь мощных ударов, постепенно выползал из разброда, усиливался. А у греков накапливались внутренние болезни. Константинополь утопал в роскоши и разврате. Чиновники хищничали, столичная чернь избаловалась, жаждала пышных праздников, зрелищ, раздач денег, еды, вина. В XI в. инерция величия надломилась. Придворные группировки знати и олигархов стали сажать на трон своих марионеток, разворовывать казну. В погоне за источниками доходов развалили армию. Воинскую службу и содержание войск заменили дополнительным налогом. Объявили, что лучше нанимать профессионалов. Хотя наемники стоили впятеро дороже своих солдат, а собранные деньги до войск не доходили, растекались в карманы хапуг. Оборона рухнула, с севера начались набеги печенегов, с востока турок-сельджуков.

В Риме сообразили, что на помощь больше рассчитывать не приходится, и папа Лев IX нашел себе другую опору - пиратов-норманнов. В Константинополь из Ватикана пошли грубые и заносчивые послания, и в 1054 г. латинская и греческая церкви разделились. А у греков безобразия и хищничества знати возмутили подданных, разразились междоусобицы. Этим воспользовались сельджуки, захватили почти всю Малую Азию, Сирию, Палестину.

В смутах победил Алексей Комнин. Положение империи было трудным, но не критическим. Печенеги далеко уступали по силе аварам или болгарам, а держава сельджуков распалась на эмираты, передравшиеся между собой. Но Комнин был по натуре убежденным “западником». Вместо мобилизации национальных сил он принялся наводить мосты с Европой. Против нападений норманнов царь позвал на выручку флот Венеции, а за это даровал ей право беспошлинной торговли по всей Византии. А в 1091 г. стало известно, что готовят очередные набеги печенеги и сельджукский вождь Чаха. Алексей запаниковал, обратился к папе и королям с посланием: “Империя христиан греческих сильно утесняется печенегами и турками… я сам, облеченный саном императора, не вижу никакого исхода, не нахожу никакого спасения… Итак, именем Бога умоляем вас, воины Христовы, спешите на помощь мне и греческим христианам…”

Помощи не потребовалось. Печенегов византийцы разгромили в союзе с половцами и русскими. А Чаха был убит в сваре с другими сельджукскими вождями, его поход не состоялся. Но император продолжал переговоры с Западом об “общих угрозах”, и папе Урбану II это пришлось как нельзя кстати, на соборе в Пьяченце был провозглашен крестовый поход. В 1096 г. на восток потекли лавины рыцарей. На греческой земле они в полной мере показали себя. Грабили, своевольничали. Но Комнин унижался и заискивал. Одаривал предводителей умопомрачительными сокровищами, лишь бы дружили с Византией, отвоевали бы ее потерянные территории. А крестоносцы от дармовых драгоценностей не отказывались, даже приносили за это вассальную присягу императору. Без особых трудностей разбили разрозненных эмиров, заняли Сирию и Палестину. Но заняли их вовсе не для греков. Выгнали императорских представителей из своей армии и стали на Ближнем Востоке полными хозяевами.

Сын и преемник Алексея Комнина Иоанн пытался исправить просчеты отца. В противовес Западу укреплял союз с Русью, выдал дочку за Суздальского князя Юрия Долгорукого. Венецианцам, душившим торговлю, отказался подтвердить привилегии. Куда там! Было уже поздно. Венеция тут же выслала флот, начавший опустошать византийские берега. Пришлось возвратить привилегии, еще и выплатить с извинениями «компенсацию убытков».

А наследник Иоанна Мануил Комнин оказался «западником» еще и похлеще своего деда Алексея. Давал иностранцам высокие посты при дворе, в армии, правительстве. Константинополь стал одеваться по европейским модам. Мужчины щеголяли в чулках и коротеньких штанишках, дамы напяливали высокие колпаки, стискивали бюсты корсажами. Излюбленным зрелищем стали рыцарские турниры. Кроме венецианских купцов, Мануил запустил в страну генуэзцев и пизанцев, подарил им такие же широкие права. Перенимались и западные модели управления. Архонты, правители провинций, которые раньше были лишь чиновниками царя, получили большую самостоятельность наподобие герцогов. А для сбора налогов внедрилась западная система откупов. Откупщики вносили в казну наличные, а с населения собирали сами, с лихвой.

Мануил заключил союз с Римом. Жертвовал Православием, соглашался подчинить Ватикану греческую церковь. А в отношении Руси политику резко изменил. Нацеливался подчинить ее своему влиянию. Поддержал усобицы, помог посадить на киевский трон Мстислава II, признавшего себя вассалом императора. Греческая митрополия развернула атаку на русскую церковь, снимала епископов, под пустяковым предлогом отлучила Киево-Печерский монастырь. Зато Мстислав II и митрополит Кирилл в 1169 г. торжественно встретили послов римского папы. Предполагалось заключить союз с ним, послать русских воинов на недруга Рима и Византии, германского императора. Совершить вероотступничество и втянуть Русь в чужую войну не позволил св. благоверный Владимирский князь Андрей Боголюбский. Выслал полки и захватил Киев. Мстислав II, грек Кирилл и папские послы сбежали, а из оскверненных митрополичьих храмов владимирцы увезли все святыни (Печерский же монастырь взяли под защиту).

Народ роптал, и этим воспользовались проходимцы, рвущиеся к власти. Сына Мануила, Алексея II в 1182 г. сверг и убил дядя Андроник - объявив себя защитником народных интересов. В 1185 г. под тем же лозунгом его скинул с престола Исаак Ангел. Но становилось только хуже. При Ангеле, по словам современников, “должности продавались, как овощи”, “торговцы, менялы и продавцы платья удостаивались за деньги почетных отличий”. Доходило до того, что начальник тюрьмы Лагос выпускал на ночь воров и разбойников, а часть добычи шла ему.

С Западом Ангелы тоже дружили. Но Запад другом Византии так и не стал. Европейские короли вели тайные переговоры с недовольными, и покатилась волна «бархатных революций» - от Византии отделились армянская Киликия, Сербия, Болгария, Трапезундская империя. А архонты провинций пользовались полученными большими правами, не обращали внимания на правительство, даже воевали друг с другом.

Между тем, крестовые походы выдыхались. Мусульмане оценили алчность и жестокость европейцев. Особенно отличился этим английский король Ричард Львиное Сердце, тысячами истреблявший пленных. Население сплотилось против оккупантов, становилось ясно, что Ближний Восток не удержать. Но ведь вожделенные богатства и земли имелись гораздо ближе! Папа Иннокентий III с венецианским дожем Дандоло с 1098 г. принялись готовить Четвертый крестовый поход - на развалившуюся Византию.

Он состоялся в 1204 г. Крестоносцев было всего 20 тыс.! Но у Византии уже не было ни армии, ни флота. Адмирал Стрифн разворовал и распродал корабли, строевой лес, парусину, якоря. Оказался утраченным и «греческий огонь». Инженеров давно не готовили, состав забыли. Даже население Константинополя составляло полмиллиона! Но вместо обороны оно митинговало и грызлось, кто возглавит страну. Рыцари легко вломились в город. Убивали мало, но грабили капитально. Дворцы, дома, храмы. Из жителей отбирали молодых и красивых для продажи в рабство, а остальных обдирали до исподнего или догола (на Западе даже рубаха считалась немалой ценностью) и выгоняли вон.

И когда толпы ограбленных людей побрели по дорогам, жители провинции над ними смеялись! Дескать, так вам и надо, “зажравшимся” константинопольцам. Но вскоре пришел и их черед. Следом двинулись рыцари, делили деревни, и крестьяне вдруг узнавали, что они - крепостные. А крепостное право на Западе было крутым. Строй замок хозяину, паши на барщине, плати, за провинность изобьют или повесят. На месте Византии раскинулась Латинская империя. Развернулись гонения на православных священников, епископов, нагрянули каратели на Афон, пытали и казнили монахов, требуя перейти в католицизм.

И все-таки Господь помиловал Византию. Когда крестоносцы штурмовали Константинополь, группа молодых аристократов избрала императором Феодора Ласкаря. Он бежал в Малую Азию. На здешние окраины правительство давно махнуло рукой, не предоставляло им никакой защиты от сельджуков. Однако пограничное население научилось само организовываться, владеть оружием, наподобие казаков. Ласкаря сперва приняли неласково. Города не впускали его, наместники не желали подчиняться. Но следом наступали крестоносцы, и Феодор стал знаменем, вокруг которого собирались патриоты. Латинян отбросили…

Возникла Никейская империя, и чудесным образом произошло преображение. Все худшее, продажное, оставалось в Латинской империи, искало, как бы выгоднее пристроиться к оккупантам. А в Никею стекались лучшие, честные, самоотверженные. Была восстановлена патриархия - под ее эгиду перешла и Русь. Феодор опирался на простой народ — и побеждал всех врагов! Латинян, сельджуков, мятежников.

Его преемник Иоанн Ватаци провел реформы. На землях, конфискованных у изменников, создал крупные государственные хозяйства. Поддерживал крестьян, снизил налоги, лично контролировал чиновников. Предписал покупать отечественные, а не иностранные товары, и результат был потрясающим! Недавняя захудалая окраина Византии стала самой богатой страной Средиземноморья! Был построен мощный флот, границы прикрыли крепостями. Даже татаро-монголы не стали нападать на эту державу, заключили мир и союз. Никейские войска очистили от крестоносцев Малую Азию, начали освобождать Балканы.

Но… «народным царством» были крайне недовольны магнаты — при Ласкарях выдвигались не родовитые и богатые, а способные. В 1258 г. императора Феодора II отравили. Регентом при его 8-летнем сыне Иоанне стал глава заговорщиков Михаил Палеолог. А в 1261 г. никейский отряд внезапным налетом отбил у крестоносцев Константинополь. Под шум торжеств по случаю освобождения столицы Михаил сверг и ослепил ребенка, сам надел корону.

Поднялось негодование, патриарх Арсений отлучил его от церкви, жители Малой Азии восстали. Но царь уже сформировал наемное войско и подавил мятеж жесточайшей резней. У руля государства опять очутились олигархи и жулики. Огромную казну, накопленную Ласкарями, транжирили на возрождение былой придворной мишуры. Вернулись худшие византийские пороки, амбиции, злоупотребления.

Михаил Палеолог снова взялся наводить дружбу с Западом и ради пущего взаимопонимания в 1274 г. заключил Лионскую унию, подчинил церковь Ватикану. За отказ изменить Православию людей сажали и казнили, восстания топили в крови, а на Афоне опять зверствовали униатские каратели. Сын Михаила Андроник II пробовал исправить то, что натворил отец, расторг унию. Но разоренная страна уже не давала доходов. Пришлось расформировать флот, сокращать армию. На Балканах пошла полная неразбериха. Греки, сербы, болгары, латинские бароны, итальянцы увязли в войнах друг с другом.

А в Малой Азии из осколков различных племен возникла новая общность — османы. Никакого «турецкого завоевания» империи фактически не было. Османы просто заселяли земли, которые опустошили сами же византийцы в ходе подавления восстаний. Местные жители присоединялись к ним. От правительства они не видели ничего хорошего, с них только драли три шкуры. Турки же помогали своим, оберегали. Люди переходили в ислам и превращались в полноправных османов, община быстро росла.

В Константинополе поначалу не оценили опасности. Наоборот, начали приглашать турок для участия в войнах. Они брали дешево, довольствовались добычей. Османские отряды стали лучшими в греческой армии! Но в один прекрасный день турки на лодках стали переправляться через Дарданеллы, заселять Фракию, обезлюженную междоусобицами. Только тогда правительство схватилось за головы, но сделать уже ничего не могло. К османам стали переходить греческие архонты, превращаясь в турецких беев. Без боя сдавались города и оказывались в выигрыше. Пришедший в упадок Адрианополь (Эдирне) с 15 тыс. жителей султан Мурад сделал своей столицей, и он разросся в роскошный центр с населением 200 тыс.

За помощью византийцы обращались все туда же, на запад. В 1369 г. император Иоанн V отправился в Рим. Лебезил, соглашаясь на унию, а папа далеко не сразу принял его, позволил поцеловать туфлю и принести присягу на верность. Потом Иоанн отправился к французскому двору, но ничего не добился, кроме новых унижений. А на обратном пути венецианцы арестовали его за долги. Благо сын выручил, прислал денег. Ну а когда Иоанн вернулся, султан цыкнул на него и указал: то, что за стенами Константинополя - твое, а вне стен - мое. И император смирился. Признал себя вассалом Мурада, стал платить дань, послал дочь в гарем султана.

Спорить-то было опасно. Турки покоряли враждующие между собой балканские народы: болгар, сербов. А Византия совсем оскудела. При дворе подавали глиняную посуду покрытую позолотой, на коронах и тронах сверкали стразы - подлинные камни заложили ростовщикам. Императоры продавали свои острова, города. А Константинополь разрушали сами жители. Растаскивали камни и кирпичи дворцов и храмов на новые постройки, маленькие и кособокие. Мрамор пережигали на известь. Жилые кварталы перемежались обширными районами руин и пустырей.

О национальном возрождении больше не помышляли. Боролись «туркофильская» партия, полагавшая, что надо слушаться султана, и «западническая», уповавшая на Европу. Запад и впрямь вмешался, в 1396 г. начал крестовый поход (заранее распределив, какие страны и области кому достанутся). Но жители Балкан уже знали, что такое владычество крестоносцев. Даже сербы, 7 лет назад сражавшиеся с турками на Косовом поле, предпочли выступить на стороне султана. Европейцев вдребезги разнесли под Никополем.

Однако греческих «западников» это ничему не научило. Император Иоанн VIII очередной раз поехал с протянутой рукой по европейским странам. В результате в Ферраре и Флоренции созвали собор, и в 1439 г. была заключена уния. Хотя итоги были плачевными. Занесшийся Рим в эту пору дошел до полного разложения нравов, на папском престоле сменяли друг друга взяточники, гомосексуалисты, убийцы. Подчиняться таким первосвященникам отказались Александрийский, Иерусалимский, Антиохийский патриархи, они предали унию анафеме. Ее не приняла и Русь, великий князь Василий II арестовал и изгнал присланного в Москву униатского митрополита Исидора.

Протестовало и большинство греков. Дошло до того, что униатский патриарх Григорий Мелиссин предпочел сбежать в Рим, а замену ему не решались поставить, страна осталась вообще без патриарха. Ну а турки в те века покровительствовали православию, не задевали веру. Папы еще дважды предпринимали крестовые похода, в 1443 и 1448 г., но османы вместе с сербами, болгарами, румынами дружно лупили рыцарей.

Наконец, султан Мухаммед II решил ликвидировать гнездо интриг, торчащее посреди его владений. Повод к войне дал император Константин XII, храбрый военный, но никудышный политик. Снова сносился с Западом, обратился к султану с дерзким посланием. В 1453 г. турки обложили Константинополь с суши и моря. Европейские союзники греков, венецианцы и генуэзцы, поспешили заверить султана в своей лояльности, чтобы сохранить торговые выгоды. И даже родные братья императора Фома и Дмитрий, правители уделов в Морее, не помогли. Они в это время дрались между собой и договаривались, чтобы турки им подсобили!

Когда же Константин призвал к оружию население столицы, из 200 тыс. жителей откликнулось лишь 5 тыс. Кроме них, на оборону вышли дружина наемников, иностранные купцы со слугами - защитить собственные дома. Эта горстка сражалась героически, но силы были слишком неравны. 29 мая турки ворвались в город. Император и его соратники погибли. А остальные жители на самозащиту оказались уже не способны. Забились по домам и ждали, когда их кто-нибудь спасет или вырежет. Их и вырезали, а 60 тыс. продали в рабство.

Хотя Рим еще не угомонился, объявил новый крестовый поход «освобождать» греков. Пекся-то не о греках, а о спасении погибающей унии. Папские посланцы возбудили надеждами властителей уцелевших осколков империи, морейского Фому, трапезундского царька Давида, они восстали. Но западные рыцари слишком крепко получали от турок, желающих больше не нашлось. А султан сделал выводы: пока в его державе существуют кусочки Византии, Запад сохраняет повод для агрессии. В 1460 г. Мухаммед II раздавил эти осколки.

Фома бежал, умер в Риме. Его беспутные сыновья Андрей и Мануил продавали права на византийский престол любому, кто заплатит (купили французы). А дочку Софью папа выдал замуж за русского государя Ивана III, надеялся через жену втянуть его в унию, но тщетно. Зато Иван III после этого брака включил в свой герб византийского двуглавого орла, и усиливающаяся Москва стала превращаться в «Третий Рим». В общем-то Запад и Русь разделили наследство Константинополя. Все материальные богатства утекли в Европу - то, что не разграбили крестоносцы, перекачали итальянские купцы.

А Русь унаследовала духовные и культурные сокровища. Переняла лучшие достижения греческой истории, философии, архитектуры, иконописи, унаследовала и роль мирового центра Православия. Кстати, папа Сикст IV пожадничал с приданым Софьи. Раскошеливаться не хотелось, но из Византии в Италию эвакуировали множество книг. Папе они оказались без надобности, и в приданое нагрузили огромный обоз. Это было единственное, что уцелело из колоссального багажа византийской литературы. Все остальное вскоре уничтожила инквизиция как «еретическое». Преподобный Максим Грек, увидевший собрание книг, попавшее в Россию, восхищался: «Вся Греция не имеет ныне такого богатства, ни Италия, где латинский фанатизм обратил в пепел творения наших богословов».

В позднее Средневековье пала Византия, а на ее месте появилась новая аг­рессивная держава турок - османов. Османская империя возникла на западе Малой Азии из владений султана Османа (1258- 1324). В Византии в это время шла острая внутренняя борьба. Османы, помогая одному из претендентов на трон, совершили ряд похо­дов в Европу. За это они получили в 1352 г. там крепость. С этого времени османы начинают завоевания на Балканах. В Европу пе­реправляется и турецкое население. Османы захватили ряд визан­тийских территорий, после победы над сербами на Косовом поле в 1389 г. подчинили Сербию и Болгарию.

В 1402 г. османов разгромил правитель Самарканда Тимур. Но туркам удалось быстро восстановить свои силы. Новые их завоева­ния связаны с султаном Мехмедом II Завоевателем. В апреле 1453 г. турецкая армия в 150 тыс. человек появилась под стенами Кон­стантинополя. Им противостояло менее 10 тыс. греков и наемни­ков. Штурм города произошел в мае 1453 г. Большинство его за­щитников пало в бою. В их числе был и последний византийский император Константин XI Палеолог. Мехмед II объявил город своей столицей под названием Стамбул.

Затем турки захватили Сербию. В 1456 г. вассалом Турции стала Молдавия. Были разбиты венецианцы. В 1480 г. турецкие войска высадились в Италии, но закрепиться там не смогли. После смер­ти Мехмеда II завоевания на Балканах продолжались. Вассалом султана стало Крымское ханство. Позже была захвачена Венгрия. Опустошительным набегам подвергались Польша, Австрия, Рос­сия, другие страны. Турки начали захваты в Азии и Северной

Перемены во внутренней жизни европейских государств .

Поми­мо шин европейцам пришлось пережить в позднее Средневековье и другие бедствия. В 1347 г. на континент обрушилась эпидемия чумы («черная смерть»). Наибольший урон чума нанесла простому народу. Так, население Франции сократилось почти вдвое.

Убыль населения привела к уменьшению потребности в про­довольствии. Крестьяне стали выращивать больше технических культур, которые затем продавали городским ремесленникам. Чем свободнее был крестьянин, тем успешнее он действовал на рынке, тем больше доходов получал и тем больше мог принести при­были своему сеньору. Поэтому после эпидемии во многих странах ускорилось освобождение крестьян от крепостной зависимости. Кроме того, сокращение численности работников повышало их ценность, заставляло феодалов с большим уважением относиться к крестья­нам. Однако большинство сеньоров устанавливали огромные вы­купы за освобождение крестьян. Ответом стали восстания.

Особенно крупные выступления крестьян произошли во Фран­ции и Англии, где положение обострилось и в связи со Столетней войной. На севере Франции в 1358 г. вспыхнуло восстание, полу­чившее название Жакерии (Жаками презрительно называли кре­стьян дворяне). Восставшие жгли феодальные замки, истребляли их владельцев. Жакерия была жестоко подавлена. В Англии весной 1381 г. вспыхнуло крестьянское восстание. Предводителем его стал кровельщик Уот Таплер. Крестьяне убивали сборщиков податей, громили поместья и монастыри. Крестьян поддерживали город­ские низы. Вступив в Лондон, отряды Танлера расправились с ненавистными вельможами. На встрече с королем восставшие вы­двинули требования об отмене крепостного права, барщины и т.д. Восстание также было подавлено. Несмотря на поражения, кре­стьянские восстания ускоряли освобождение крестьян.

Складывание централизованных государств во Фракции и Анг­лии.

Во Франции решительный шаг к усилению центральной вла­сти был сделан королем Людовиком X! (146! - 1483). В ходе дли­тельных войн король одержал победу над могущественным Кир-лом Смелым, герцогом Бургундским. К владениям короля были присоединены часть Бургундии, Прованс, Бретань. Многие обла­сти, города потеряли своп привилегии. Утратили значение Гене­ральные штаты. Возросло количество чиновников. Создание по­стоянной армии, служба в которой оплачивалась королем, делало феодалов (дворянство) все более зависимыми от него. Знать, хотя и сохраняла частично свои владения, лишалась былой независи­мости. В XVI век Франция вступила как крупное централизованное

государство.

В Англии также происходили внутренние усобицы. которые закончились усилением власти короля. В 1455 г. вспыхнула война Алой и Белой розы между сторонниками двух ветвей правящей династии: Ланкастерами и Норками. Она привела к гибели значи­тельной части крупных феодалов. В 14К5 г. к власти пришел король Генрих VII Тюдор (1485 - 1509). При нем центральная власть зна­чительно окрепла. Он добился роспуска войск крупных феодалов, многих казнил, а земли забрал себе. Парламент по-прежнему со­бирался, но все решала воля короля. Англия, как и Франция, превратилась в централизованное государство. В таком государстве все территория реально подчинена центральной власти, а управ­ление осуществляется при помощи чиновников.

Средневековая культура. Начало Ренессанса

Наука и богословие .

Общественная мысль в Средние века развивалась в рамках христианской веры. Высшим авторитетом являлась Библия. Однако это не исключало жарких споров по самым разным вопросам. Философы искали общие закономерности развития при­роды, человеческого общества и их взаимоотношения с Богом.

XI век стал временем рождения схоластики. Схоластике прису­ще подчинение мысли авторитету. Один из схоластов сформулировал тезис, что философия есть служанка богословия. Предполагалось, что всякое знание имеет два уровня - сверхъестественное-, даруемое в откровении Богом, и «естественное», отыскиваемое человеческим разумом. «Сверхъестественное» знание можно получить, изучая Библию и писания отцов церкви. «Естественное» знание отыскивалось человеческим разумом в сочине­ниях Платона и Аристотеля.

В XII в. противоборство различных направлений в схоластике привело к открытому противостоянию авторитету церкви. Возгла­вил его Пьер Абеляр, которого современники называли «самым ^блестящим умом своего века». Абеляр ставил необходимым пред­варительным условием веры понимание. Противником Абеляра был Бернар Клервоск.ий. Он являлся одним из наиболее видных представителей средневековой мистики. В середине XV и. по схоластике нанес удар Николай Кузанский. Он настаивал на обособлении изучения природы от богословия.

Своеобразным явлением средневековой науки, которая была ^переплетена с верой, стала алхимия. Главной задачей всех алхими­ков было нахождение способа превращения простых металлов в золото, происходившего якобы при помощи так называемого «фи­лософского камня». Алхимикам принадлежит открытие и усовершенствование составов многих красок, металлических сплавов, ;:лекарств.

Развитие образования.

С XI в. начинается подъем средневековых школ. Обучение в школах велось сначала только на латинском языке. Благодаря знанию латыни ученые разных стран могли свободно

общаться между собой. Лишь в XIV в. появились школы с преподаванием на национальных языках.

Основой образования в Средние века являлись так называемые «семь свободных искусств». Их делили на два уровня: начальный, куда входили грамматика, диалектика и риторики, и высший, включавший астрономию, арифметику, геометрию и музыку.

В XII -XIII вв. с ростом городов набирали силу городские шко­лы. Они были неподвластны прямому влиянию церкви. Учащиеся-Школяры стали носителями духа свободомыслия. Многие из них писали остроумные стихи и песни на латинском языке. Особенно Доставалось в этих песнях церкви и ее служителям.

Университеты.

Существовавшие в некоторых городах шкалы превращались с XII в. в университеты. Такназывался союз школя­ров и преподавателей для учебы и зашитысвоих интересов. Пер­вые высшие школы, подобные университетам, появились в ита­льянских городах Солерно (медицинская шкода) и Болонья (юри­дическая школа). В 1200 г. был основан Парижский университет. В XV в. в Европе было уже около 60 университетов.

Университеты обладали широкой автономией, которую даро­вали им короли или папы. Преподавание велось в форме лекций и диспутов (научных споров). Университет подразделялся на факуль­теты. Младшим, обязательным для всех студентов, был артисти­ческий факультет. Здесь преподавали «семь свободных искусств». Старших факультетов было три: юридический, медицинский и бого­словский. Основой образования во многих университетах являлись труды Аристотеля, которые стали известны в Европе через му­сульманскую Испанию. Университеты, являясь центрами знаний, играли важную роль в культурном развитии.

Архитектура. Скульптура.

С ростом городов интенсивно разви­вались градостроительство и архитектура. Возводились жилые дома, ратуши, гильдейские лома, торговые ряды и купеческие склады. В центре города обычно находился собор или замок. Вокруг глав­ной городской площади строились лома с аркадами. От площади в разные стороны расходились улицы. Вдоль улиц и набережных вы­страивались лома в 1 - 5 этажей.

В XI-XIII вв. в европейской архитектуре господствовал роман-скип стиль. Такое название возникло, поскольку зодчие использо­вали некоторые строительные приемы Древнего Рима. Для роман­ских храмов характерны массивные стены и своды, наличие ба­шен, маленькие окна, обилие арок.

Соборы в готическом стиле стали строить с XII в. в Северной Франции. Постепенно этот стиль распространился по всей Запад­ной Европе, оставаясь господствующим до конца Средневековья. Готические соборы возводились по заказу городских коммун и подчеркивали не только могущество церкви, но силу и вольность городов. В готическом соборе легкие, ажурные стены как бы ра­створялись, уступая место высоким узким окнам, украшенным великолепными цветными витражами. Внутреннее пространство Готического собора озарено светом витражей. Ряды стройных стол­бов и мощный взлет остроконечных стрельчатых арок создают чувство неудержимого движения ввысь и вперед.

Огромной выразительной силой обладала готическая скульп­тура. Человеческие страдания, очищение и возвышение через них отражены на липах и в фигурах. Живопись в готических соборах была представлена главным образом росписью алтарей.

Изобретение книгопечатания.

Изобретение печатного станка произвело переворот не только в книжном деле, но и в жизни

всего общества. Создателем европейского способа книгопечата­ния считается немец Иоганн Гутенберг. Его способ (печатный на­бор) позволил получать произвольное число одинаковых оттис­ков текста с формы, составленной из литер - подвижных и легко заменяемых элементов. Гутенберг первым применил пресс для получения оттиска, разработал рецепты типографской краски и сплава для отливки литер.

Первая печатная страница Гутенберга датируется 1445 г. Пер­вым полным печатным изданием Европы стала в 1456 г. 42-строч­ная Библия (2 тома, 1282 страницы). Открытие Гутенберга сдела­ло книгу, а вместе с ней знания намного более доступными для широкого круга грамотных людей.

Раннее Возрождение.

В XIV -XV вв. в культуре Европы проис­ходят большие перемены, связанные с невиданным взлетом науки. литературы, искусства. Это явление получило название Воз рождения (Ренессанса). Деятели Возрождения считали, что после гибели античности наступил период упадка - Средние века. И только теперь начинается возрождение античной образованности, науки, культуры. Родиной Возрождения являлась Италия, где сохранилось многое от античного наследия и куда бежали, спасаясь от турок, образованные люди из Византии. С XIV в. любители античности развивали идеи гуманизма (признание ценности чело-; века как личности, его право на свободное развитие и проявление; своих способностей). Позже их самих начали называть гуманистами. Центрами гуманизма становятся Флоренция, Венеция, Милан.

Одним из ведущих направлений в перкой половине XV н. был гражданский гуманны. Его основоположником был Леонардо Бруни, высшее должностное лицо Флорентийской республики. Он перевел с греческого на латинский ряд сочинений Аристотеля, а е писал собственные работы, среди которых «История фло­рентийского народа».

Еще один выдающийся итальянский гуманист XV в. Лоренцо Валла четко поставил вопрос о соотношении светской культуры и христианской веры. Культура, считал Балла, -- одна из сторон духовной жизни, не зависящая от церкви. Она отражает и направляет мирскую жизнь, побуждает человека жить в согласии с са­мим собой и окружающим миром.

Иное направление в итальянском гуманизме XV в. представля­ло творчество Леона Баптиста Альберти. Он был мыслителем и писателем, теоретиком искусства и архитектором. У Альберти гу­манистическая концепция человека основана на философии Пла­тона и Аристотеля, Цицерона и Сенеки. Ее главный тезис - гар­мония как один из основных законов бытия. Законам гармонии подчиняется и вселенная, и внутренний мир человека. Гуманист

Утверждал идеал активной гражданской жизни, в которой человек раскрыть природные свойства своей натуры.

В отличие от гуманизма, начавшего складываться но второй половине XIV в., живопись, ваяние и зодчество ступили на путь новаторства лишь в первые десятилетия XV в. В это время в Ита­лии формируется новый тин здания - палаццо я вилла (городское и загородное жилище). Простота фасада, совершенство пропор­ций, просторные интерьеры - вот характерные черты новой ар­хитектуры.

Центром живописи в эпоху Возрождения становится Флорен­ция. Во второй половине XV в. художники ищут принципы пост­роения перспективы для изображения трехмерного пространства. В этот период складываются различные школы - флорентийская, северо-итальянская, венецианская. Внутри них возникает боль­шое количество течений. Самым известным живописцем Раннего Возрождения стал Сандро Бпттичеми.

ТЕМА 4ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К МОСКОВСКОМУ ГОСУДАРСТВУ

Образование Древнерусского государства

С наступлением ночи, крестоносцы прекратили свои атаки и перенеся лагерь в пределы городских укреплений и расположились на ночлег. На древнюю столицу Византии опустилась страшная ночь, вся будто сотканная из страха и тревоги. Мурзуфл , покинутый всеми, ни нашел ничего лучшего, как бежать из города.

Падение империи уже нельзя было остановить. В спешке, выбирают нового императора – Феодора Ласкариса . Но на его призывы, не откликаются ни знать, ни народ. В отчаянии, он также покидает обреченный город.

Начавшийся ещё во время приступа пожар, тушением которого никто не занимался, к ночи превратился в бушующую стихию, уничтожившую несколько кварталов (что интересно, от этого пожара, в одном Константинополе погибло примерно столько же домов, сколько их могло быть в трех больших городах Франции и Германии).

Утром, крестоносцы в боевом строю пошли по улицам Константинополя. Но вместо битв и смертей, их встретила делегация жителей, во главе с духовенством, молившая только о пощаде. Константинополь пал. Всех потерь от военных действий, было не так много – до 2000 человек. Вдобавок, после сдачи города, крестоносцам был отдан приказ – не чинить насилия местному населению, так что большой крови поначалу удалось избежать.

Но если крестоносцы и пощадили жизнь своих врагов, то ничто не могло удержать их жажду добычи. Неистово и без разбора разыскивали они сокровища в богатых и бедных жилищах, не отступая ни перед святынею церквей, ни перед мирным успокоением под крышей гроба, ни перед невинностью молодых существ.

Запрестольный образ Божьей Матери, служивший украшением храма св. Софии и возбуждавший удивление как произведение искусства, был искрошен в мелкие куски, а завеса алтаря превращена в лохмотья. Победители играли в кости на мраморных досках с изображением апостолов и пили до опьянения из сосудов, предназначенных для употребления при божественной службе.

Загородные места, по соседству Босфора, представляли не менее плачевное зрелище, чем столица: деревни и дачи все были опустошены, патриции царского происхождения, сенаторы скитались в лохмотьях вокруг императорского города. Между тем как происходило разграбление храма св. Софии, патриарх бежал из города, испрашивая подаяния у проходящих. Все богатые люди превратились в нищих, а подонки народа, радуясь общественному бедствию, называли эти злополучные дни днями равенства и справедливого воздаяния.

Между разными сценами в опустошенной столице, крестоносцам нравилось переодевание в греческие костюмы. В насмешку над изнеженностью побежденных они драпировались в их широкие развевающиеся одежды, окрашенные в разные цвета.
Они смешили своих товарищей, надевая на головы лошадям полотняные головные уборы с шелковыми шнурками, в которые наряжались жители Востока, некоторые из них расхаживали по улицам, нося в руках вместо оружия бумагу и чернильницу в насмешку над греками, которых они называли нацией писарей и переписчиков.

Константинополь, устоявший до сих пор среди развалин многих государств, наследовал от них остатки искусств и обладал еще множеством великих произведений, пощаженных временем и варварством. Когда же он был завоеван крестоносцами, то из бронзовых предметов, на которых отпечатался античный гений, стали выделывать грубую монету. Герои и боги Нила, Древней Греции, Древнего Рима пали под ударами победителей.

Венеция, в которой с этого времени появились мраморные дворцы, обогатилась некоторыми богатыми остатками Византии, но фламандцы и шампаньцы пренебрегли такого рода военной добычей — в стенах Константинополя хранились другие памятники, другие сокровища, более драгоценные для греков той эпохи: мощи и изображения святых. Большая часть воинов довольствовалась более «приземленными» вещами — захватывали золото, драгоценные камни, ковры и роскошные восточные ткани.

Многие из них действовали вопреки запретам командования и не боялись прибегать к угрозам и насилию, чтобы завладеть какими-нибудь частицами мощей, этим предметом их благоговейного почитания.

Большинство византийских церквей лишились, таким образом, своих украшений и богатств, которые составляли их блеск и славу. Священники и монахи греческие со слезами расставались с останками мучеников и апостолов и орудиями страданий Спасителя, охранение которых было возложено на них религией. Этим священным останкам предстояло теперь украшать церкви во Франции и Италии, и они были приняты верующими Запада как самый достославный трофей Крестового похода.

Константинополь был взят 12 апреля. Маршал Шампаньский, описывая сцены и смуты последовавшие за победою, наивно говорит: «Так проведены были праздники Вербного воскресенья».

Всю добычу, собранную в Константинополе, решили сложить в трех церквях. Под страхом смерти и отлучения от церкви запрещено было присваивать себе что-нибудь из этих предметов. Несмотря на подобную двойную угрозу, между крестоносцами конечно нашлись ослушники.

Виллегардуэнь, упоминая о строгости суда над виновными, говорит: «Много было казнено повешением и господин де Сен-Поль велел повесить одного из своих со щитом на шее».

Три части добычи разделили между французами и венецианцами, а четвертую часть отложили в запас. Из части добычи, доставшейся французам, было взято ценностей на 50.000 марок в уплату их долга Венецианской республике.

Хотя Виллегардуэнь и восклицает, что «такой богатой добычи не видано было от создания мира», но в общем распределении оказалось не более как по 20 серебряных марок на каждого рыцаря, по 10 на конного воина и по 5 марок на пехотинца. Все богатства Византии составили сумму, не превышавшую 1.100.000 марок.

Источник — Компиляция на основе книги Жозефа Мишо, «История крестовых походов», и других материалов находящихся в свободном доступе
Выложил — Мэлфис К.

Раньше делали вид, что такой империи как Византия с более чем тысячелетней историей вообще не существовало. В учебниках по истории об - этом ни слова. Кстати, нет там ничего и о Китае. Только о Европе, будто это какая-то особо великая культура - европейская. На самом же деле, все культуры заимствованы из трёх - византийской, китайской и персидской. Европа - это тоже переработка византийской. Причём самой достойной была как раз - немецкая переработка.

Искала в сети полный текст к фильму «Гибель империи. Византийский урок». Что-то находила, но какой-то текст всё же был неполный… И вот я не поленилась и всё-таки отсмотрела этот фильм до конца...

Величайшая империя за всю историю человечества – Православная Византия.

1. Юридическая система. Правовое государство на основе Римского права, при котором мир живёт и сейчас, было создано в Византии. Юридическая система, являющаяся базовой для всех типов законов всех современных государств.

2. Система школьного и высшего образования. Впервые в мире возникла в Византии.
В 5 веке именно здесь появился первый Университет.

3. Финансовая система. Была создана самая стабильная в истории человечества финансовая система. Именно несметными богатствами Константинополя, после его разграбления, был выкормлен монстр ростовщичества. Венеция стала Нью-Йорком средних веков. Здесь тогда вершились финансовые судьбы народов.

4. Дипломатия. Современная дипломатия с её базовыми принципами, этикетом создавалась в Византии.

5. Инженерия. Инженерное искусство и архитектура не имели себе равных нигде в мире.

6. Благосостояние. Баснословные богатства, красота и изысканность Константинополя потрясали европейские народы. Европа же в это время находилась в состоянии глубокого варварства. Когда в 1204 году европейцы, называющие себя крестоносцами, вместо того, чтобы освобождать святыни вероломно ворвались в Константинополь, то они нескончаемым потоком вывозили сокровища Византии в течение 50 лет... Из Константинополя только драгоценной монеты было вывезено сотни тонн.

7. В Византии уже тогда строились здания выше 10 этажей.

8. И кстати… Орган тоже был изобретён в Византии, в 9 веке завезен в Европу.

Европа и европейцы времён Великой Византийской Империи.

1. Для европейцев, скандинавов, германцев, англосаксов, основным источником дохода был примитивный разбой.

2. Годовой бюджет самых богатых стран Европы составлял не более 2 тонн. В то время, как только из Константинополя и только драгоценной монеты во время разграбления было вывезено сотни тонн.

3. Варвары из Брюсселя, Лондона, Парижа ещё больше, чем вывезли, просто уничтожили – переплавили на монеты - безценные святыни и произведения искусства.

4. Венеция. Собор св. Марка. Все колонны, мрамор, драгоценные убранства были похищены именно из Константинополя. Над главным входом – кони имперской квадриги, украденные тогда же.

5. И по сей день музеи Европы ломятся от награбленного в Византии. Но и это уцелевшее – лишь небольшая часть.

6. Именно на награбленных сокровищах Византии начал создаваться капитализм с его неуёмной жаждой наживы, которая, по сути, является генетическим продолжением азарта военного грабежа.

7. В результате манипуляций с византийскими реликвиями образовались первые крупные еврейские капиталы.

8. Огромный поток награбленных византийских денег стал началом для роста европейских городов, развития ремёсел, искусств…

9. Запад варварский стал «Западом цивилизованным» лишь после того, как захватил, разграбил и разрушил Византийскую Империю.

10. В течение тысячи лет вся мировая торговля была основана на золотой византийской монете.

Русские и Византия.

Наши предки, русские, тоже поддавались соблазну поживиться несметными богатствами Царьграда (Константинополя). Но к нашей чести жажда воинской наживы не затмила самого главного – русские поняли, в чём заключается самое великое сокровище Византии. Это были не камни, не золото, не искусство и науки. Главное сокровище Византии – Бог.

Объехав все известные тогда страны мира, послы князя Владимира поняли, что только здесь существует живое общение Бога и человека. Что для нас возможна живая связь с иным миром.

«Не знаем, где находились мы – на Небе или на земле», - говорили послы князя Владимира о Службе в Соборе Святой Софии в Константинополе. Они поняли, какое богатство можно получить в Византии. И на это сокровище наши предки создали ни банки, ни капитал, ни даже не музеи и ломбарды. Они создали Россию – духовную преемницу Византии.

Как уничтожалась самая богатая и процветающая империя?
И сравнение с уничтожением России.

Фактор №1. Государство стало терять контроль над финансами.

Начался грандиозный, неконтролируемый отток капитала из страны.
Государство выпустило из своих рук контроль над торговлей и промышленностью. И, в конце концов, отдало свои торговые и экономические ресурсы иностранным предпринимателям.
Одним из главных финансовых ресурсов страны были таможенные сборы от грандиозной международной торговли на Босфоре и Дарданеллах. В какой-то момент они разрешили иностранным специалистам, выросшим на византийской торговле, безпошлинную торговлю, охрану портов и строительство коммуникаций. Запад всеми правдами и неправдами начал затягивать Византию в тогдашний прообраз ВТО. Император на самых невыгодных условиях подписал договор о вступлении – Золотая булла. Договор оказался кабальным и выгодным только Западу.

Что раньше позволяло византийцам быть самыми процветающими?

Византийцы во всём полагались только на свои силы. Не вступали ни в какие международные организации.

Сравнение с Россией.

В 90-е за гроши приватизировали практически все крупные предприятия. А прибыль переводили в зарубежные банки.

Фактор №2. Деградация промышленности и производства.

Поначалу все были довольны: в лавках появилось огромное изобилие товаров с Запада и Востока. Но началась стремительная деградация промышленности и производства. Разорились и попали под зависимость иностранцев все византийские предприниматели. Когда спохватились – было уже поздно… Император расторгнул Золотую буллу, конфисковал все иностранные предприятия, выкачивающие всё из Византии. Но его зверски убили.

Не было так называемого «свободного рынка со свободной конкуренцией».

Сравнение с Россией.

В 90-е открыли все границы для любых зарубежных товаров. Россию наводнил дешёвый турецкий и китайский ширпотреб.
Примерно то же самое произошло и в Индии, когда уничтожили национально производство тканей. Но там англичане ещё и физически разрушали ткацкие фабрики. В итоге Индия превратилась в абсолютно нищее и зависимое государство.

Фактор №3. Вероломство союзников.

Венецианская республика организовала Крестовый поход и вместо освобождения Святой земли, направила его на разграбление Константинополя. Византийцы, которые до этого считали крестоносцев своими братьями по вере, были настолько неподготовлены к такому коварному удару, что не организовали должного сопротивления. В 1204 году германские, французские и венецианские войска разграбили и сожгли Константинополь. При этом венецианцы объявили на весь мир, что восстанавливали попранную законность – права на свободную торговлю и боролись с режимом, отрицающим общеевропейские ценности.
На Западе стал создаваться образ Византии как еретической империи зла.
Через 50 лет Византия освободилась от крестоносцев, но иностранцы всё-таки остались полными хозяевами и в экономике, и на византийском рынке.

Что раньше позволяло византийцам быть самыми процветающими.

Византийцы блюли чистоту Православной веры. И не считали братьями-христианами еретиков, отступивших от Православия.

Сравнение с Россией.

Практически вся история взаимоотношений России с Европой – это история предательства Европы.
И как знакома нам вся эта лапша на уши, оправдывающая предательство Запада – «общеевропейские ценности», «прогресс», «империя зла»…

Фактор №4. Коррупция и олигархия.

У власти не стало решимости бороться с ними. Олигархи постепенно обзавелись целыми армиями под видом слуг и охраны. И ввергали государство в гражданские войны.

Что раньше позволяло византийцам быть самыми процветающими.

Борьба с ними велась вполне эффективно – их разоблачали, отправляли в ссылки, изымали имущество в казну.

Сравнение с Россией.

Сразу вспомнилось, с чего начал Путин. Одного олигарха посадил, двое сбежали, ещё одного припахал в Чукотке… Остальные присмирели.

Фактор №5. Отказ от монопольных функций государства.

В какой-то момент решили сменить государственную систему, казавшуюся тяжёлой и неповоротливой, на более лёгкую и гибкую, где роль государства сводилась только к контролю над соблюдением законности. Т.е. государство отказалось от своих монопольных функций и передало их в некий узкий круг семейств. Эта новая аристократия недолго находилась под контролем бюрократического аппарата, как задумывалось. Олигархическое разложение государства продолжалось до самого завоевания турками Константинополя. Во время этой последней осады олигархи не дали ни копейки. Более того, они разграбили и всё, что осталось в казне. Султан Мехмет, захватчик Константинополя, был поражён богатством некоторых горожан и при этом полным отсутствием средств у защитников города. Он задал богатым горожанам один очень простой вопрос: «Почему они не дали денег защитникам города?» - «Мы берегли эти средства для твоего султанского величества», - льстиво ответили те. Мехмет тут же приказал предать их самой жестокой казни.

Что раньше позволяло византийцам быть самыми процветающими.

Византия всегда было жёсткоцентрализованной и
бюрократической, и в этом была её сила. Любые попытки срастания власти и бизнеса пресекались жёстко и решительно.

Сравнение с Россией.
Вот теперь понятно, к чему ведутся все эти разговоры: «Государство не должно быть монополистом», «Государство не может эффективно управлять предприятиями», «Надо всё отдавать в частные руки»….

Фактор №6. Частая смена власти и отсутствие преемственности.

Василий II не успел подготовить себе приемника. После него к власти пришёл его брат Константин VIII. Элита быстро утратила внушённые Василием II послушание и дисциплину и с новой силой погрузилась в борьбу за власть.
Следующий преемник тоже не оправдал надежд, и вертикаль власти начала рушиться. Народ требовал всё новых и новых перемен. На этих настроениях играли авантюристы и беглые олигархи. Они, скрываясь за границей, организовывали свержение неугодного им императора и продвижение своего ставленника. Это выматывало страну. Ни о каких серьёзных многолетних проектах не могло быть и речи.
В Риме сидел бежавший из Византии и получивший политическое убежище некий Виссарион, средней руки учёный, БЕЗпринципный политик и гениальный интриган. Стал католическим кардиналом. А после его смерти западные покровители даже назвали в его честь небольшую улочку в городе.

Что раньше позволяло византийцам быть самыми процветающими.

Василий II принял страну в тяжелейшем кризисе, когда она практически принадлежала олигархам.
1. Он выстроил жёсткую вертикаль власти.
2. Разгромил сепаратистские движения на окраинах.
3. Усмирил мятежных губернаторов и олигархов.
4. Провёл чистку в правительстве.
5. Конфисковал в казну огромные наворованные суммы.
6. Твёрдые меры позволили довести доходы казны до небывалых сумм: годовой бюджет составлял 90 тонн золота. Россия, например, вышла на такие суммы только к началу 19 века.
7. Значительно ослабил тогда могущественных олигархов магнатов. Один из магнатов сам предложил императору изнурять других магнатов и олигархов налогами, различными поручениями, а главное – гос.службой, чтобы у них не оставалось времени излишне богатеть и усиливаться.
8. Василий II оставил своему преемнику невероятно огромный Стабфонд, который предназначался для проведения военной реформы и организации боеспособной профессиональной армии. Но его наследники все эти накопления бездарно проели и растратили…
Византийцы были лучшими в мире специалистами по преемникам. Принципа наследования трона отсутствовал. Императоры обычно избирали одного или двух приемников, активно привлекали их к гос.делам. Была даже система, когда в стране был и император и младшие императоры. Но как ни оттачивали эту систему, всё равно: или повезёт или нет.

Сравнение с Россией.

Можно даже сравнить Путина с Василием II. Сравниваем прямо по всем пунктам:
1. Выстроил жёсткую вертикаль власти.
2. Чечня, Дагестан.
3. Отмена выборов губернаторов.
4. Ушли практически все деятели ельцинской эпохи.
5. Один «ЮКОС» чего стоит…
6. Бюджет впервые стал приниматься с профицитом.
7. Ходорковский – в тюрьме. Березовский и Гусинский сбежали. Абрамовича припахал в Чукотке… Остальные присмирели.
8. Увеличиваются расходы на армию. Армия постепенно переходит на полную профессиональную основу.

Фактор №7. Насаждение неоязычества под маской национализма.

В Византии начало распространяться язычество. Тяжело было грекам не соблазниться западноевропейским неоязыческим Ренессансом. Не впасть в искушение перед восторгом европейцев перед культурой их предков.
Запад тут же воспользовался этим. Он стал убеждать сербов и болгар, что греки якобы столетиями угнетали их. Было спровоцировано несколько настоящих революций. И Запад настоял на отделении Сербии и Болгарии и присоединении их к латинской Европе. Запад наобещал им материальную и военную помощь, конечно же, обманул и цинично бросил перед собой на пути турецких орд. Преданные Западом балканские народы на долгие столетия оказались под жесточайшим турецким игом.
Больше всех от этих националистических настроений пострадали как раз малые народы империи – болгары, сербы и армяне.
Губернаторы провинций вели свою лукавую игру: «Собиравшиеся в провинции налоги БЕЗсовестно разворовывались. На государственные же средства создавались воинские формирования. Когда государство слабело, провинции отделялись. Но мятежные губернаторы, освободившись от власти центра, недолго оставались в плену своих радужных надежд. Они почти мгновенно подпадали под жестокую власть иноверных. При этом население истреблялось или попадало в рабство, а самостийные территории заселялись турками и персами.

Что раньше позволяло византийцам быть самыми процветающими.

Будучи в прошлом жителями уничтоженной варварами Римской империи жители Византии называли себя «римлянами», «ромеями». Вместо разделения на множество национальностей было единое вероисповедование - Православие. Достаточно было любому язычнику или иноверному принять Православие и доказать свою веру делами, как становился полноправным членом общества. Чужими для византийцев были лишь люди другой, неправославной, морали. Например, грубые, невежественные неистово-алчные западные европейцы того времени были для ромеев варварами. «Мы все ромеи. Православные граждане нового Рима».

Сравнение с Россией.

Фактор №8. Демографическая проблема.

Империю постепенно заселяли чуждые народы, уверенно вытесняя коренное православное население. На глазах происходила смена этнического состава страны.
Рождаемость в Византии постепенно становилась всё более низкой. Но и это было не самым страшным, такое временами случалось и раньше. Катастрофа была в том, что народы, которые теперь вливались в империю, больше не становились ромеями, а навсегда оставались чужими, агрессивными, враждебными… Пришельцы относились к Византии не как к своей новой родине, а как к потенциальной добыче, которая, рано или поздно, должна перейти в их руки.

Что раньше позволяло византийцам быть самыми процветающими.

Раньше гражданами империи могли быть только православные народы.
Демографические вопросы и сепаратизм окраин: лучшие византийские императоры оставили своим приемникам проверенные способы решения этих задач. Например, создание условий для массового переселения жителей из центральных областей на окраины. Это сразу давало настоящий взрыв рождаемости и уже во втором поколении необычайную жизнеспособность переселенцев на новом месте. Но весь этот опыт был жестоко осмеян. Этим великим опытом жестоко пренебрегли в угоду чужому мнению.

Сравнение с Россией.

Мы уже фактически потеряли Чечню. Потому что численность чеченцев в сравнении с русскими там достигла критического уровня.
Сейчас теряем Ставрополь…

Фактор №9. Византия отказалась от воспитательной функции государства в угоду демагогическим веяниям, что идеология – это якобы насилие над личностью.

Византийцы допустили влияние на души и умы своих граждан не столько независимой и вольной мысли, сколько целенаправленной агрессии, нацеленные на разрушение основных устоев государства и общества. А ведь у Византии был потрясающий, ни с чем не сравнимый опыт…
Византия была особым государством, которое отличалось и от Запада. И от Востока. Все признавали этот факт. Но одни восхищались, другие – ненавидели, третьи – тяготились. Византия была единственной страной, простиравшейся на огромном пространстве между Европой и Азией. Народ ощущал государство одной из величайших ценностей. Это было абсолютно непостижимо для Запада, где в священный принцип были возведены индивидуализм и частный произвол. Смыслом существования, душой Византии было Православие. Такого демонстративного консерватизма Запад просто не выносил. Запад называл его «неорганичным, тупым, ограниченным». И с угрюмым фанатизмом стал требовать, чтобы Византия изменила весь уклад своей жизни. В первую очередь, религиозную, духовную сферу, затем интеллектуальную и материальную.
Исторические поражения Византии случались тогда, когда сама Византия изменяла тем принципам, на которых всегда держалась. Эти принципы были просты и с детства известны каждому византийцу: верность Богу, Его вечным законам, хранящимся в Православной Церкви и безбоязненная опора на свои внутренние традиции и силы. В Священном Писании, которое с детства было известно каждому византийцу, об этом было сказано совершенно определенно: «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое».

Что раньше позволяло византийцам быть самыми процветающими.

Твёрдое следование Православной вере.

Сравнение с Россией.

Россия начала отходить от Православной веры - получила революцию, И была отброшена далеко назад.
Начала опять обращаться к вере – опять начался подъём.

Фактор №10. Верх в Византии взяли прозападная и протурецкая партии.

В Византии с конца 13 века образовались две партии. Одна призывала опираться, в первую очередь, на свои внутренние силы, безусловно верить в них, развивать колоссальный потенциал своей страны. Западноевропейский опыт они были готовы воспринимать избирательно, лишь в тех случаях, когда изменения не будут касаться фундаментальных основ веры и гос.политики.
Другая партия, прозападная, указывая на то, что Европа успешно развивается, стала всё громче заявлять, что Византия исчерпала себя и требовали коренной переделки всех институтов государства по образцу западноевропейских стран. Представители прозападной партии, тайно и явно поддерживаемые западными правительствами, одержали победу над имперскими традиционалистами. Под их руководством в стране был осуществлен ряд реформ. Все эти реформы завершились полным крахом. И привели к колоссальным разрушениям – духовным и материальным. В итоге империя оказалась абсолютно беззащитна перед напором войск восточного соседа – Османского султаната.
В первую очередь, западная партия начала пересмотр отечественной культуры, истории и веры своей страны. Но вместо здоровой критики они предложили обществу пагубное самоуничижение. Всё западное превозносилось, своё презиралось. Византийская история искажалась. Вера и традиции осмеивались. Армия подвергалась унижениям. Из Византии стали создавать некоего всемирного монстра. Богатая византийская молодёжь уже не училась в своей стране, а уезжала учиться за границу. Лучшие умы византийской науки эмигрировали на запад, государство перестало уделять им должное внимание.
Задолго до этого по западному образцу была проведена военная реформа. В Византии до этого столетиями существовала проверенная, хотя может и не самая эффективная, система стратиотского ополчения национальной армии с рекрутским набором юношей с 18 лет. Для войск же нового тиа требовались серьёзные финансовые вложения. Тот саамы фонд Василия Второго был предназначен для создания эффективной армии. Фонд промотали, а армию решили изменить, построив её по образцу профессиональной западной. В то время умы византийцев были пленены образом рыцарей, закованных в латы и доспехи – последние достижения тогдашней оборонной промышленности. «Мои византийцы как глиняные горшки, - презрительно говорил о византийских военных один из императоров. – А западные рыцари как металлические котлы». В результате реформы свою регулярную армию разрушили, а профессиональную не создали. В итоге был взят курс на блок с Западом в рамках нового военно-политического союза. На деле это выразилось в том, что в самые критические периоды необходимо было прибегать к наёмной армии – только не к своей, а к западной. А что такое наёмная армия, каковы её преданность и профессионализм, византийцы узнали на своём горьком опыте.
Пытаясь опираться на опыт Запада, государство становилось всё более и более неэффективным. Но упрямо искало спасения в копировании западных образцов.
К партии западников Константинополя прибавилась ещё и протурецкая партия. Как ни печально, но в среде политиков не было только настоящей византийской имперской партии. Протурецкую партию возглавил первый министр и адмирал Мегадука Лука Натара. Он во всеуслышание объявил, что лучше увидеть в столице царствующей турецкую чалму, чем папскую тиару. Скоро именно ему пришлось сполна испытать на себе, что такое царствующая турецкая чалма.
Когда султан Мезмет2 захватил горд, то он среди общего грабежа и резни решил поставить градоначальником именно Луку Натара. Но перед этим узнав, что у него есть 14-летний сын необычайной красоты, потребовал его в свой гарем, состоявший из мальчиков. Когда потрясённый Натар ответил отказом, султан приказал немедленно обезглавить и мальчика и самого Мегадуку Луку.

Что раньше позволяло византийцам быть самыми процветающими.

Византийцы во всём полагались только на свои силы. Были абсолютно автономным государством.

Сравнение с Россией.

В 1993 году у нас был расстрелян Парламент. Созван новый. И в новом уже не осталось практически ни одной патриотической партии. Все партии были прозападные. И начались лихие 90-е… Развалили практически всё. В том числе и армию. Велись разговоры о вступлении в НАТО. Многие думали, что Россия уже не восстановится.

Фактор №11. Утечка мозгов.

Император Фёдор Второй предрекал: «Отринутая наука станет врагом нашим и ополчится на нас». Предчувствия не обманули его. Во время последней осады Константинополя учёный-литейщик венгр Урбан предложил создать императору большие артиллерийские орудия, которые могли бы разметать турецкое войско. Но казна была пуста, а константинопольские богачи денег не дали. Не получив платы, оскорблённый учёный предложил свои услуги султану Мехмету. Султану Мехмету понравился план орудия, которое может сокрушить неприступные ворота, и он открыл неограниченное финансирование проекта. И, в конце концов, пушки Урбана, лучшего ученика византийской школы, решили судьбу Империи.

Что раньше позволяло византийцам быть самыми процветающими.

Казна не разворовывалась и не транжирилась прозападными партиями.

Сравнение с Россией.

Очень много научных сотрудников уехало за рубеж в 90-е. Но сейчас действует программа по их возврату. Учёные возвращаются очень охотно, т.к. там им не давали бть руководителями групп, все их открытия присваивались другими людьми, на родине же им предоставляют возможность возглавлять научные коллективы, гораздо лучшее оборудование, чем на Западе ну и плюс БЕЗплатное жильё.

Фактор №12. Церковная уния.

Последним и самым страшным ударом стала церковная уния. Формально – это подчинения Православной Церкви римскому папе. Очередная внешняя агрессия поставила Византию перед выбором – надеяться на Бога и на свои силы или поступиться вековыми принципами, на которых основывалось государство, но за это получить военную и экономическую помощь латинского Запада.
В 1274 году Михаил Палеолог решился на коренную уступку Западу. Впервые посланцы византийского императора в Лионе признали главенство римского папы. Но расчёты рухнули. Союз с Римом продлился недолго. Папа Римский требовал, чтобы Византия полностью изменилась по образцу Запада. Когда ожидаемых Западом изменений не произошло, то он призвал Европу к новому крестовому походу. На Византию. Обращённые в униатство православные были объявлены плохими католиками. Византийцы должны были понять, что Западу нужно только полное и безоговорочное религиозное и политическое подчинение. Непогрешимым для византийцев должен был стать не только папа, но и сам Запад.


Что раньше позволяло византийцам быть самыми процветающими.

Твёрдое следование Православию.

Сравнение с Россией.

Диакон Кураев, проф. Осипов и иже с ними пытаются разрушать Церковь изнутри своей проповедью так называемого «европравославия».

Фактор №13. Демографический кризис.

Другой страшной потерей от предательства веры стала утрата доверия народа к власти. Византийцы были потрясены предательством их высшей ценности – Православия. Смысл существования византийцев был потерян. Это было последнее и главное, что разрушило страну. Вместо прежней жажды жизни и энергичной решимости в действиях пришли апатия и усталость. Народ перестал хотеть жить… Этот ужас порой случается в истории с отдельными народами и целыми цивилизациями. Так вымерли античные эллины, когда вдруг начался демографический кризис, когда люди не хотели жить, не хотели продолжать свой род. Царило засилье самых мрачных оккультных, гностических систем. Редкие семьи если и создавались, то не хотели иметь детей, родившиеся дети умирали от отсутствия родительской заботы. Аборты стали повсеместным явлением. Пропагандировалась ненависть к жизни, самоубийства стали одной из основных причин смертности населения. Массовые патологии психики и утрата смысла дальнейшего существования.
Примерно то же самое началось в Византии после заключения унии. Это привело к тотальному пессимизму. В обществе царили нравственный упадок, неверие, увлечение астрологией и самые дикие суеверия. Алкоголизм стал настоящим бичом для мужского населения. Появился болезненный интерес к давно забытым мистериям древних греков. Увлечённая неоязычеством интеллигенция сознательно и цинично уничтожала в народе основы христианской веры. Начались процессы депопуляции и кризиса семьи. Из 150 известных нам византийских интеллектуалов на рубеже 14-15 веков только 25 создали семью.
Русский паломник в начале 14 века писал: «Греки – это те, у которых нет любви…»
Лучшие умы Византии с печалью смотрели на гибель империи. Но их голоса уже никто не слышал…
Новая уния в какой-то уже совсем безумной надежде на помощь Запада, подписанная во Флоренции, ничего не изменила. Но для самих византийцев это был новый моральный удар огромной силы. Теперь не только Царь, но и Патриарх разделяли веру латинян. Но, несмотря на предательство отдельных иерархов, Православная Церковь устояла. «Все были против унии», - сообщает нам византийский историк.
«О, жалкие ромеи, - пророчески писал из своего затворничества монах Геннадий Схоларий после подписания флорентийской унии и за 14 лет до падения Константинополя. – Зачем вы сбились с праведного пути, удалились от надежды на Бога и стали надеяться на силу франков? Вместе с городом, в котором скоро всё будет разрушено, отступили вы и от благочестия вашего. Милостив буди ми Господи. Свидетельствую пред лицом Божиим, что неповинен я в этом. Обратитесь, несчастные граждане. Задумайтесь, что вы делаете. Вместе с пленом, который скоро постигнет нас, вы отступили от отеческого предания и стали исповедовать нечестие. Горе вам, когда придёт на вас суд Божий».
Слова Геннадия Схолария сбылись абсолютно буквально. А ему самому пришлось нести неимоверно тяжёлый крест горького патриаршества – он стал первым Православным Патриархом плененного турками Константинополя.

Сравнение с Россией.

1. Жуткий демографический кризис 90-х. Люди не рожали, люди болели, люди себя убивали.
2. Насаждение молодёжной субкультуры, пропагандирующей смерть и самоубийство.
3. Распространение алкоголизма, наркомании. А ведь до революции в Росси пили мало.
4. Аборты…

Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?

Приближался роковой 1453 год… Все советники султана Мехмета, среди которых был и тайный агент Византии, уговаривали его снять осаду, потому что невозможно воевать на два фронта. Все были уверены, что Запад вот-вот вступит в войну. Но султан не послушал советников. А обещанной помощи из Европы так и не пришло. Возможно, султан и знал, что помощь не придёт…
29 мая 1453 года после многомесячной осады, сопровождавшейся героическим сопротивлением защитников города, туркам удалось прорваться на верхнюю стену.

В заключение…

Мстительная ненависть Запада к Византии и к её преемникам на каком-то глубочайшем генетическом уровне, как это ни парадоксально, продолжается и до сих пор. Без понимания этого поразительного, но несомненного факта мы рискуем многого не понять не только в давно минувшей истории, но и в истории 20 и даже 21 века.
В нашей стране до революции велись серьёзные исследования Византии. Но и теоретических знаний не сделали должных выводов. В первое же десятилетие советской власти исследования по византологи были свёрнуты. А потом и совсем запрещены. Более того, на всякий случай большевики репрессировали всех оставшихся в России византологов. Лишь немногие смогли убежать заграницу.
Исследования по византологи в нашей стране были возобновлены в 1943 году решением на самом высоком гос.уровне по личному указанию Сталина. Бывший семинарист Джугашвили понял, у кого надо учиться истории…