Здоровье – это здорово Продукты разные нужны, блюда разные важны Режим питания Энергия пищи Где и как мы едим Ты - покупатель Ты готовишь себе и друзьям Кухни разных народов Кулинарная история Как питались на Руси и в России Необычное кулинарное путешествие


Здоровье – это здорово Известно, что наше здоровье на 25% зависит от наследственности, на 25% - от условий жизни, а на 50% - от… чего? Ответ: От образа жизни назад


Здоровье – это здорово Продолжи мудрость Сократа: «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы ….» Ответ: …жить. назад


Здоровье – это здорово Какой овощ на 95% состоит из воды, его соком протирают лицо для удаления угрей и пигментных пятен? Ответ: Огурец. назад


Здоровье – это здорово Кому принадлежат слова «Здоровый нищий счастливее больного короля» Ответ: А. Шопенгауэру. назад


Продукты разные нужны, блюда разные важны Найди ошибку в перечне продуктов, которые можно есть каждый день: морковь, салат листовой, ягодный морс, картофель фри, белокочанная капуста. Ответ: Картофель фри. назад


Продукты разные нужны, блюда разные важны Пища растительного или животного происхождения служит для нас основным источником углеводов? Ответ: Растительного. назад




Продукты разные нужны, блюда разные важны В теле человека содержатся различные минеральные вещества: железо, фосфор, йод, фтор, кальций, калий. А какого вещества в нас больше всего? Ответ: Кальций, из него состоят кости, ногти и зубы. назад


Режим питания Продолжи поговорку: «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, ужин…» Ответ: …отдай врагу. назад


Режим питания Без еды человек сможет прожить около месяца, а без воды? Ответ: Не более недели. назад


Режим питания Назовите самые простые способы очищения водопроводной воды от хлора. Ответ: Кипячение, отстаивание. назад


Режим питания Сколько раз в день, по мнению многих ученых, следует принимать пищу подросткам? Ответ: 4-5 раз. назад


Энергия пищи Продолжи высказывание Аристотеля: «Не ешь много, не ешь мало, ешь …» Ответ: …умеренно. назад


Энергия пищи Кому необходимо больше калорий: подросткам или людям пенсионного возраста? Ответ: Подросткам. назад


Энергия пищи Сколько примерно килокалорий в сутки нужно потреблять подростку? Ответ: 2450 – 2700 ккал. назад


Энергия пищи Объясни пословицу «Холод не терпит голод». Ответ: Организм голодного человека не вырабатывает достаточного количества энергии, чтобы согреться. назад


Где и как мы едим Как с английского переводится «фаст фуд»? Ответ: Быстрая еда. назад


Где и как мы едим Почему нельзя есть всухомятку? Ответ: Пища будет с трудом перевариваться, так как большая часть слюны впитается в пищевод. назад


Где и как мы едим Найди ошибку в перечне продуктов, которые можно взять с собой в длительный турпоход: сухари, печенье, колбаса вареная, орехи, шоколад, консервы. Ответ: Колбаса вареная. назад


Где и как мы едим Почему люди, приезжающие в другую страну, обычно берут с собой запас питьевой воды? Ответ: Вода в разных местах Земли разная по составу и свойствам, это может вызвать расстройство желудка. назад


Ты - покупатель Найди ошибку в списке продуктов длительного хранения (для хранения которых не нужен холодильник): растительное масло, мука, сыр, крупа, консервы. Ответ: Сыр. назад


Ты - покупатель Имеешь ли ты право вернуть в магазин продукты, если дома ты обнаружил, что они испорчены, или у них истекший срок годности? Ответ: Да, при условии сохранения чека. назад


Ты - покупатель Продолжи мудрость М. Сервантеса: «Ничто не дается нам так дешево и не ценится так дорого, как …» Ответ: …вежливость. назад


Ты - покупатель Должен ли ты платить за случайно разбитую банку в магазине? Ответ: Нет. назад


Ты готовишь себе и друзьям Что такое кулинария? Ответ: Искусство приготовления пищи. назад


Ты готовишь себе и друзьям Как называется прибор для приготовления поджаренных хлебцев? Ответ: Тостер. назад


Ты готовишь себе и друзьям В каком случае при приготовлении овощей теряется меньше всего витаминов: при приготовлении на открытом огне, при варке под крышкой, при приготовлении в микроволновке? Ответ: При приготовлении в микроволновке. назад


Ты готовишь себе и друзьям Почему почти все продукты нужно хранить в темном месте? Ответ: Потому что на свету некоторые витамины разрушаются. назад


Кухни разных народов Откуда в нашем языке появилось слово «бутерброд» и что оно означает? Ответ: Из Германии, буквальный перевод с немецкого – «хлеб с маслом». назад


Кухни разных народов Назови родину чая. Ответ: Китай. назад


Кухни разных народов В какой из перечисленных стран могла бы появиться пословица: «Море трудолюбивого моряка всегда прокормит»: Россия, Италия, Голландия, Япония, Казахстан. Ответ: Япония. назад


Кухни разных народов Что является традиционным источником витаминов для народов Крайнего Севера нашей страны, где не растут овощи и фрукты? Ответ: Сырое мясо и сырая рыба. назад


Кулинарная история Историки считают этот продукт современником хлеба. Вот одна из версий его изобретения: бедуины использовали кожаные мешки из овечьих желудков для перевозки молока. Жара, тряска, ферменты овечьего желудка превращали молоко в этот продукт. О чем идет речь? Ответ: О сыре. назад


Кулинарная история Легенда гласит: «Однажды китайский монах дал обет молиться день и ночь. Не выдержав, монах заснул, а утром, ужаснувшись, отрезал свои веки и бросил их на землю. Весной на этом месте вырос зеленый куст, листья которого обладали чудесным свойством: они прогоняли сон». О каком растении говорит легенда? Ответ: О чае. назад


Кулинарная история Этот кисломолочный продукт известен давно, его любят взрослые и дети. Настоящую славу он приобрел в 1501 году, когда король Франции Франсуа заболел. Врачи пророчили ему скорую смерть. Один из докторов посоветовал королю употреблять этот продукт каждый день. И король исцелился! Франсуа повелел завести во дворце коз, чтобы всегда было свежее молоко для приготовления этого продукта. Что это? Ответ: Йогурт. назад


Кулинарная история Однажды на горных склонах Эфиопии козы объели несколько низкорослых деревьев с шелковистыми листьями и красными ягодами. Козы пришли в такое возбуждение, что пастух долго не мог их успокоить. Попробовав листья и ягоды, пастух заметил, что долгое время потом не чувствовал усталости. Вскоре жрецы услышали об этом растении и научились изготавливать из его бобов напиток, который помогал им не засыпать во время многочасовых молитв. Что это за напиток? Ответ: Кофе. назад


Как питались на Руси и в России Какое блюдо на Руси раньше называли «варево», «хлебово», «похлебка»? Ответ: Суп. назад




Как питались на Руси и в России Почему издавна на Руси существовало множество способов заготовки продуктов впрок: соленье, варенье, квашение, вяление и т.д.? Ответ: На Руси суровые и длительные зимы, когда свежих продуктов не достать. назад


Необычное кулинарное путешествие На Руси и во многих других странах этот продукт особо почитался. В мире насчитывается по крайней мере 13 музеев этого продукта, в которых можно увидеть приспособления для его приготовления с древнейших времен. В Санкт-Петербургском музее можно узнать когда и как человек стал делать этот продукт, познакомиться с различными рецептами. Ответ: Хлеб назад


Необычное кулинарное путешествие Как называется жанр живописи, изображающий фрукты, овощи, продукты питания, цветы? Ответ: Натюрморт. назад


Необычное кулинарное путешествие Книга американского писателя Марка Курлански называется также, как и этот всем известный продукт питания. Он сейчас так доступен и так дешев, что мало кто может представить его ценность еще в начале 20 века. Он служил валютой, из-за него воевали и бунтовали, этим продуктом крестьяне выплачивали налог. О чем идет речь? Ответ: О соли. назад


Мочалина Ольга Николаевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №4 п.г.т Алексеевка
Населённый пункт: Самарская область, г. Кинель
Наименование материала: Рабочая программа по внеурочной деятельности
Тема: Разговор о правильном питании
Дата публикации: 11.01.2017
Раздел: дополнительное образование

Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №4 п.г.т. Алексеевка городского округа Кинель Самарской области УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО Директор школы Зам. директора УМР На заседании МО ______Ходаковская В.С. _______Титова И.Ф __________Петина О.В. «____» __________ «____» ___________ «____» __________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО внеурочной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление: общекультурное
Разговор

правильном

питании
Формула здорового питания для учащихся 5–7 классов 3 года обучения 2016–2017 учебный год

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Формула здорового питания» построена на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образования. Авторы программы М.М. Безруких, Т.А. Филлипова, А.Г. Макеева, М., издательство «Нестле. Правильное питание»», 2013 год. Обучение ведется: - по рабочей тетради «Формула правильного питания»: Рабочая тетрадь/ М. М. Безруких, Т. А. Филиппова.-М.: Олма Медиа Групп, 2014.; -по блокноту для школьников «Формула правильного питания»: Блокнот// М. М. Безруких, Т. А. Филиппова.-М.: Олма Медиа Групп, 2014. Программа относится к
социальному

направлению
внеурочной деятельности и реализуется через кружок «Разговор о правильном питании». Программа направлена на формирование культуры здоровья, осознание важности образования и воспитания правильного питания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов сохранения собственного здоровья, здоровья близких, как важнейшее национальное достояние России.
Отличительные особенности данной программы
: Программа предусматривает организацию деятельности учащихся в форме школы правильного питания. Такая форма позволяет, с одной стороны, обеспечить максимально широкий охват обучающихся образованием в области жизненно важных вопросов собственного здоровья. Это способствует повышению учебной мотивации обучающихся, освоению их субъективной роли «обучаю других» как шага к следующему этапу «обучаю себя».
Содержание работы структурировано в виде 11 разделов-модулей:
1. "Здоровье - это здорово» 2. "Продукты разные нужны, продукты разные важны" 3. "Режим питания» 4. "Энергия пищи" 5. "Где и как мы едим" 6. "Ты - покупатель" 7. "Ты готовишь себе и друзьям" 8. "Кухни разных народов", 9. «Кулинарная история» 10."Как питались на Руси и в России", 11. "Необычное кулинарное путешествие».

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Актуальность и новизна программы в том, что она дополняет и раскрывает содержание отдельных тем предметных областей «Биология», в ходе её изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, на формирование готовности соблюдать их, учатся осмысливать причинно-следственные связи формирования навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.
Цель программы внеурочной деятельности -
формирование у детей и подростков основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Задачи

программы внеурочной деятельности:
1.Формировать и развивать представления детей и подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формировать готовность заботиться и укреплять собственное здоровье; 2.Формировать у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила; 3. Научить освоение детьми и подростками практических навыков рационального питания; 4.Формировать представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека: - информировать детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем; - расширять знания об истории и традициях своего народа; -формировать чувства уважения к культуре своего народа и культуре традициям других народов. 5.Развивать творческие способности и кругозор у детей и подростков, их интересы и познавательную деятельность; 6. Развивать коммуникативные навыки у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы; 7. Просвещать родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.
Возврат детей, участвующих в реализации данной программы: 10-12 лет

Срок реализации программы: Программа реализуется 3 года через кружок
«Разговор о правильном питании». Проводится в 5 классе в объеме 34 часа в год (1 час в неделю в 6 классе в объеме 34 часа в год (1 час в неделю) и в 7 классе 34 часов в год

Формы занятий
 ролевая игра,  ситуационная игра,  образно-ролевые игры,  проектная деятельность,  дискуссия,  конкурсы,  обсуждение.

Режим занятий
- вторая половина дня
Основные принципы реализации программы
 Важнейший из принципов здоровье сберегающих технологий «Не навреди!» - одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов.  Принцип сознательности - нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Повышению сознательности способствует применение педагогом специальных методических приемов, решающих проблемы здоровье сберегающих технологий педагогики оздоровления.  Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Регулярность, планомерность, непрерывность в учебно- воспитательном процессе на протяжении всего периода обучения в школе обеспечивают принцип систематичности. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровье сберегающими мероприятиями приучают учащихся постоянно соблюдать оздоровительный режим.  Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. С учетом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечаются пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам познавательной деятельности. Используя природные данные ребенка, педагог направляет и стабилизирует его всестороннее развитие.  Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах деятельности учащихся повышает их эффективность, что выражается в
динамичности закономерных изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу.  Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровье сберегающих технологий.  Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности предназначен для связи чувственного восприятия с мышлением. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе. У младших школьников зрительные анализаторы быстрее и эффективнее воспринимают информацию, чем слуховые.  Принцип активности - предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества. Соблюдение принципа активности в педагогической практике позволяет организовать занятия таким образом, чтобы не вредить здоровью детей.  Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника в процессе обучения.  Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.  Принцип связи теории с практикой - призывает настойчиво приучать учащихся применять свои знания на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:

Личностные результаты освоения программы внеурочной деятельности:
 проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания;  овладение установками, нормами и правилами правильного питания;  готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания, в том числе ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные ценностно-смысловые установки обучающихся, формируемые средствами различных предметов в рамках программы «Разговор о правильном питании», в том числе развитие представления об адекватности питания, его соответствия росту, весу, возрасту, образу жизни человека.
Мета

предметными

результатами
изучения курса является формирование универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД
:  определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;  проговаривать последовательность действий;  учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией;  учиться работать по предложенному учителем плану;  учиться отличать верно выполненное задание от неверного;  учиться совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
 ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;  делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебном пособии, других источниках информации;  добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;  перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать полученную информацию;  преобразовывать информацию из одной формы в другую: на основе графических инструкций составлять словесные инструкции с последующим применением их в практической деятельности.
Коммуникативные УУД:
 донести свою позицию до остальных участников практической деятельности: оформлять свою мысль в устной речи;  слушать и понимать речь других;  читать и пересказывать текст;  совместно договариваться о правилах общения и следовать им;  учится выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами
изучения курса являются формирование умений:  описывать признаки предметов и узнавать по их признакам;  выделять существенные признаки предметов;  сравнивать между собой предметы, явления;  обобщать, делать несложные выводы;  определять последовательность действий.
Формы

проведения

итогов

реализации

программы

внеурочной

деятельности:
практические работы, проекты, выставки, проведение тестирования.

Учебный план

Разделы программы

Количество часов

1 год

2 год

3год
1 "Здоровье - это здорово» 5 2 "Продукты разные нужны, продукты разные важны" 6 3. "Режим питания» 3 4 "Энергия пищи" 4 5 "Где и как мы едим" 8 6 "Ты - покупатель 8 2 4 7 "Ты готовишь себе и друзьям" 4 3 8 "Кухни разных народов", 4 5 9 «Кулинарная история» 6 6 10 "Как питались на Руси и в России", 9 8 11 «Необычное кулинарное путешествие». 9 8
Всего часов

Тематический план для 5 класса

Тема 1. Здоровье - это здорово
1.Здоровье-это здорово 2.Правила ЗОЖ 3.Я и мое здоровье
4.Мой образ жизни 5.Конкурс плакатов «Мы за ЗОЖ»
Тема 2. Продукты разные нужны, продукты разные важны
6.Белки 7.Жиры 8.Углеводы 9.Витамины 10.Минеральные вещества 11.Рацион питания
Тема3. Режим питания
12.Понятие режима питания 13.Мой режим питания 14.Игра «Составляем режим питания»
Тема 4. Энергия пищи
15.Энергия пищи 16.Калорийность пищи 17.Исследовательская работа «Вкусная математика» 18.Влияние калорийности пищи на телосложение
5. Где и как мы едим
19.Где и как мы едим 20.Мини- проект «Мы не дружим с сухомяткой» 21.Путешествие и поход 22.Собираем рюкзак 23.Что такое перекусы, их влияние на здоровье 24.Поговорим о фаст-футах 25.Правила поведения в кафе. 26.Ролевая игра «Кафе»
Тема 6. «Ты- покупатель»
27.Где можно сделать покупку 28.Права и обязанности покупателя 29.Читаем информацию на упаковке продукта.
30.Ты покупатель. 31.Сложные ситуации при покупке товара 32.Срок хранения продуктов. Упаковка продуктов. 33.Мини-проект «Правильное питания и здоровье человека» 34.Составление формулы правильного питания.
Тематический план для 6 класса


1.Мини-проект «Помощники на кухне» Кулинарные секреты 2.Знакомство с правилами этикета обязанностями гостя и хозяина. 3. Сервировка стола
Тема 8. Кухня разных народов
4.Понятие «национальная кухня» Кулинарное путешествие 5.Проект «Кулинарные праздники»
Тема 9. Кулинарная история
5.Традиции и культура питания. 6.Творческий проект. 7.Первобытная кулинария 8.Современная кулинария 9.Конкурс кроссвордов «Кулинария»
Тема 10 Как питались на Руси и в России
10.История кулинарии в России. История посуды в русской кухне 11.Самовар-символ русского стола Традиционные блюда русской кухни 12.Каша-матушка, хлеб-батюшка Русская кухня и религия. 13.Польза меда. Праздник русской картошки 14.Оформление книжки-малышки «Рецепты моей бабушки»

15.Конкурс кроссвордов «Необычное кулинарное путешествие» 16.Творческий проект «Вкусная картина 17.Викторина ««Необычное кулинарное путешествие»
18.Уникальные блюда стран мира 19.Составление формулы правильного питания.
Тематический план для 7 класса

Тема 7. Ты готовишь себе и друзьям
1.Кулинарные секреты 2.Сервировка стола 3.Игра «Конкурс кулинаров»
Тема 8. Кухня разных народов
4.Проект «Кулинарные праздники» 5.Конкурс эмблем «Кулинарные праздники»
Тема 9. «Кулинарная история»
6.Творческий проект. Первобытная кулинария 7.Творческий проект. Кулинария в средние века
Тема 10 «Как питались на Руси и в России»
8.Самовар-символ русского стола 9.Традиционные блюда русской кухни 10.Особенности питания в разных регионах России, их связь с обычаями. 11.Каша-матушка, хлеб-батюшка 12.Русская кухня и религия. 13.Краснодарский край - яблочный край
Тема 11. Необычное кулинарное путешествие
14.Мировые музеи питания Кулинария в живописи 15Кулинария в музыке, в танце Кулинария в литературе 16.Викторина ««Кулинарное путешествие по России» 17.Составление формулы правильного питания. Календарно-тематический план для 5 класса № п/п Разделы программы и темы учебных занятий Дата проведения В том числе
Всего часов Теория Практика Реализация ЭОР
План

Факт

Тема 1.

Здоровье - это здорово
5 1 Здоровье-это здорово 1 1 неделя + 2 Правила ЗОЖ 1 3 неделя + 3 Я и мое здоровье 1 5 неделя + 4 Мой образ жизни 1 7 неделя + 5. Конкурс плакатов «Мы за ЗОЖ» 1 9 неделя +
Тема 2. "Продукты разные нужны,

продукты разные важны
6 6 Белки 1 11 неделя + + 7 Жиры 1 13 неделя + + 8 Углеводы 1 8 неделя + + 9 Витамины 1 9 неделя + + 10 Минеральные вещества 1 10 неделя + + 11 Рацион питания 1 11 неделя + +
Тема3. "Режим питания»
3 12 Понятие режима питания 1 12 неделя + 13 Мой режим питания 1 13 неделя + 14 Игра «Составляем режим питания» 1 14 неделя +
Тема 4. "Энергия пищи"
4 15 Энергия пищи 1 15 неделя + + 16 Калорийность пищи 1 16 неделя + 17 Исследовательская работа «Вкусная математика» 1 17 неделя + 18 Влияние калорийности пищи на телосложение 1 18 неделя +
Тема5. "Где и как мы едим"
8 19 Где и как мы едим 1 19 неделя + + 20 Мини- проект «Мы не дружим с сухомяткой» 1 20 неделя +
21 Путешествие и поход 1 21 неделя + + 22 Собираем рюкзак 1 22 неделя + + 23 Что такое перекусы, их влияние на здоровье 1 23 неделя + 24 Поговорим о фаст-футах 1 24 неделя + 25 Правила поведения в кафе. 1 25 неделя + + 26 Ролевая игра «Кафе» 1 26 неделя + +
Тема6. «Ты- покупатель»
8 27 Где можно сделать покупку 1 27 неделя + + 28 Права и обязанности покупателя 1 28 неделя + 29 Читаем информацию на упаковке продукта. 1 29 неделя + 30 Ты покупатель. 1 30 неделя + + 31 Сложные ситуации при покупке товара 1 31 неделя + + 32 Срок хранения продуктов. Упаковка продуктов. 1 32 неделя + 33 Мини-проект «Правильное питания и здоровье человека» 1 33 неделя + 34 Составление формулы правильного питания. 1 34 неделя + Календарно-тематический план для 6 класса Разделы программы и темы учебных занятий Всего часов Дата проведения В том числе Реализация ЭОР Теория Практика
План

Факт

Тема 7.

Ты готовишь себе и

друзьям
2 1. Мини-проект «Помощники на кухне» Кулинарные секреты 1 1 неделя + 2. З н а ком с т во с п р а в и л а м и этикета обязанностями гостя и 1 3 неделя +
хозяина. Сервировка стола
Тема8. Кухня разных народов
2 3. Понятие «национальная кухня» Кулинарное путешествие 1 5неделя + 4. П р о е к т « К у л и н а р н ы е праздники» 1 7 неделя +
Тема9.«Кулинарная история»
3 5. Традиции и культура питания Т в о р ч е с к и й п р о е к т. Первобытная кулинария 1 9 неделя + + 6. Современная кулинария 1 11 неделя + 7. К о н к у р с к р о с с в о р д о в «Кулинария» 1 13 неделя +
Тема

«Как

питались

Руси и в России»
5 8. История кулинарии в России. История посуды в русской кухне 1 15 неделя + + 9. Самовар-символ русского стола Традиционные блюда русской кухни 1 17 неделя + 10. Каша-матушка, хлеб-батюшка Русская кухня и религия. 1 19 неделя + 11. Польза меда. Праздник русской картошки 1 21 неделя + 12. Оформление книжки-малышки «Рецепты моей бабушки» 1 23 неделя +
Т е м а

Н е о б ы ч н о е

кулинарное путешествие
5 13. К о н к у р с к р о с с в о р д о в « Н е о б ы ч н о е к ул и н а р н о е путешествие» 1 25 неделя + 14. Творческий проект «Вкусная картина 1 27 неделя + 15. В и кто р и н а « « Н е о б ы ч н о е кулинарное путешествие» 1 29 неделя + 16. Уникальные блюда стран мира 1 31 неделя +
17. С о с т а в л е н и е ф о р м у л ы правильного питания. 1 33 неделя +
Календарно-тематический план для 7
класса
Разделы программы

и темы учебных занятий

Всего часов

Дата

проведения

В том числе

Реализация

Теория

Практика

План

Факт

Тема 7.

Ты готовишь себе и

друзьям
3 1. Кулинарные секреты 1 2 неделя + 2. Сервировка стола 1 4 неделя + + 3. Игра «Конкурс кулинаров» 1 6 неделя +

Тема8. Кухня разных народов
2 4. Проект «Кулинарные праздники» 1 8 неделя + 5. Конкурс эмблем «Кулинарные праздники» 1 10 неделя +
Тема 9. «Кулинарная история»
2 6. Творческий проект. Первобытная кулинария 1 12 неделя + 7. Творческий проект. Кулинария в средние века 1 14 неделя +
Тема 10 «Как питались на Руси

и в России»
6 8. Самовар-символ русского стола 1 16 неделя + 9. Традиционные блюда русской кухни 1 18 неделя + + 10. Особенности питания в разных регионах России, их связь с обычаями. 1 20 неделя + 11. Каша-матушка, хлеб-батюшка 1 22 неделя + 12. Русская кухня и религия. 1 24 неделя + 13. Краснодарский край - яблочный край 1 26 неделя + +
Тема 11. Необычное

кулинарное путешествие
4 14. Мировые музеи питания Кулинария в живописи 1 28 неделя + 15. Кулинария в музыке, в танце Кулинария в литературе 1 30 неделя + + 16. Викторина ««Кулинарное путешествие по России» 1 32 неделя + 17. Составление формулы правильного питания. 1 34 неделя +

Методическая литература:
1. Аленов М. Энциклопедия живописи. М., 2004. 2. Безруких М. М.,ФилипповаТ.А.,Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие.-М.: Олма-Пресс,2011. 3. Безруких, Т. А. Филиппова.Формула правильного питания: Рабочая тетрадь/ - М.: Олма Медиа Групп, 2014.; 4. Безруких, Т. А. Филиппова.Формула правильного питания: Блокнот /- М.: Олма Медиа Групп, 2014; 5. Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология./ М., 2002. 414 с. 6. Климович Ю.П. Учимся правильно питаться. Для учителей, работающих по программе «Разговор о правильном питании»/- Волгоград: Учитель, 2007. 7. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. 30 уроков здоровья: Методическое пособие/ - М.: ТЦ «Сфера», 2001. 8. Похлебкин В. В. История важнейших пищевых продуктов.
/-
М., 2000. 350 с. 9. Похлебкин В. В. Из истории русской кулинарной культуры./-М., 2004. 10. Похлебкин В. В. Тайны хорошей кухни./- М., 2001. 330 с. 11. Похлебкин В. В. Кулинарный словарь./- М., 2000. 500 с. 12. Симоненко А. Основы потребительской культуры. Пособие для учителей./- М., 2005.

Занятие по внеурочной деятельности «Расти здоровым»
«Необычное кулинарное путешествие»
«Здоровые дети – в здоровой семье»
Цель: формировать культуру питания учащихся и установку на здоровый образ
жизни.
Задачи:
 воспитывать чувство любви и гордости за свою семью, уважение к родителям;
 развивать интерес к истории своей семьи, семейным кулинарным традициям;
 формировать положительное отношение, уважение к семьям одноклассникам;
 работать над сплочением классного коллектива, коллектива учащихся и
родителей;
 учить различать полезные и вкусные продукты;

воспитывать культуру питания.
Оформление:
1.
плакаты «Здоровое питание»;
2.
3.
4.
выставка книг «О вкусной и здоровой пище», кроссворд «Овощи и
фрукты», игра «Полезные продукты», пословицы и поговорки, карточки с
продуктами;
самовар, выпечка;
фонограммы песен «Пока все дома», русские народные песни.
Ход мероприятия.
Учитель. Здравствуйте, дорогие гости, уважаемые родители и ребята. Сегодня
нас ждет необычное путешествие, на котором мы поговорим о кулинарных
традициях, обычаях, которые существуют в ваших семьях. А также вспомним о
кулинарных традициях русского народа. А с кем путешествовать веселее? (с
друзьями)…
Кто помнит, какую песню с друзьями пел Крошка Енот? (Улыбка)
В каком населенном пункте мы с вами живем? (село Вязьма­Брянская).
Вязьма­Брянское сельское поселение Вяземского района Смоленской области –
самое крупное сельское муниципальное образование Вяземского района.
А какие еще деревни вы знаете, которые находятся на территории нашего села?
деревня Вассынки
деревня Железнодорожный
деревня Зеленый
деревня Певное
село Вязьма­Брянская





село Городок
Ну, а мы наш населенный пункт, по которому мы будем путешествовать,
назовем по особому «Здоровей­ка». И деревни в нашем селе имеют тоже необычные
названия. А какие, мы узнаем, путешествуя по ним.
Дети (участники игры) распределяются по группам – «деревням». И
представляют свои «деревни» (название, визитка, карта, рецепты, пошаговое
приготовление).
Какую первую деревню мы посетим узнаете, ответив на вопросы.
­ Как называется приём пищи утром? (завтрак)
­ Что полезнее всего есть на завтрак? (разнообразные каши)
­ Как сделать кашу вкуснее? (добавить изюм, орехи, сухофрукты и т.д.). Итак,
кто догадался, в какую деревню мы отправимся?
1. Представление деревни «Злаковка».
Каша – одно из самых древнейших блюд в России. Арсений и Елизавета
приготовили нам рассказ о кашах.
Ученик: Одно из любимых российских блюд – каша. Она наравне со щами
стала, чуть ли не нашим национальным символом: «Щи да каша – пища наша!». Кашу
подавали даже князьям на пирах. В старорусском языке слово «каша» означало тоже,
что и «пир». Великий царь Пётр Первый, несмотря на страсть ко всему
европейскому, особенно любил ячневую кашу.
Ученица: На Руси варили огромное количество каш. Их делили на жидкие,
рассыпчатые и каши­размазни. Особенным уважением в России пользовались жидкие
каши, заменявшие супы. В них добавляли рыбу, мясо, горох, обязательно лук, зелень
и коренья. Заправляли каши салом и бараньим жиром. Крутые каши (рассыпчатые)
ели с маслом. Заправляли каши и жареными грибами с луком, крутыми вареными
яйцами. Каши­размазни готовили из белых круп, манной или рисовой, на молоке и
варили их только для детишек. Поэтому щедро сдабривали сахаром, патокой, мёдом,
добавляли варенье, сухие и свежие ягоды.
­ Так из чего варятся каши? (Из разных круп). А из каких растений получают
крупы? Отгадайте загадки.
Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом. (Колос)
Ты не клюй меня, дружок,
Голосистый петушок.
В землю тёплую уйду,
К солнцу колосом взойду.
В нём тогда таких как я,
Будет целая семья. (Зёрнышко)
В поле – метёлкой, в мешке – жемчугом. (Пшеница)
В поле серёжки на тоненьких ножках. (Овёс)

Черна, мала крошка,
А пользы в ней много.
В воде поварят,
Кто съест – похвалит. Что это? (Гречка)
Каша – наиболее подходящее блюдо для завтрака. Она содержит наибольшее
количество питательных веществ, легко усваивается организмом. Наиболее полезна
гречневая каша. Далее – каши из овса, риса. Манная каша – самый калорийный
продукт, ее следует, есть перед контрольной работой, соревнованиями или
физической работой.
2. Конкурс «Вопрос – ответ»
1.Овощ, название которого состоит из 2­х нот (фасоль).
2.Без нее борщ, как скрипач без скрипки (свекла).
3.То же, что и перец (паприка).
4.Вещество, в большом количестве содержащееся в моркови (каротин).
5.Мера редиса, принятая на базаре (пучок).
6.Овощ – «второй хлеб» (картофель).
Как вы думаете, в какую следующую деревню мы отправимся?
2.Представление деревни «Малые овощинки»
В традиционной русской кухне было не принято смешивать продукты, и даже
постный стол поначалу представлял собой блюда, в которых каждый вид овощей,
грибов и рыбы приготавливался отдельно. Капусту, репу, редьку, горох, огурцы­ели
сырыми и солеными или парили, варили, пекли. Такие блюда, как салаты, никогда не
были свойственны русской кухне и появились в России уже в XIX в. как одно из
заимствований с Запада. Салаты поначалу делались преимущественно с одним
овощем, отчего и назывались «салат огуречный», «салат свекольный», «салат
картофельный».
Сейчас идёт весна. Именно весной наш организм нуждается в витаминах.
Витамины не образуются в организме человека и не накапливаются, а поступают
только вместе с пищей. Сейчас по христианскому календарю идёт Великий пост.
Мудрыми были наши предки, что вели этот пост весной. Он помогал набраться сил,
поправить здоровье, чтобы бодрыми и здоровыми выйти в поле и провести все
весенние работы. Силы им очень были нужны, ведь все работы они выполняли в
ручную.
­Ребята, какие овощи вы любите?
­А, какие не любите? Нужно есть все овощи, и научиться выполнять правило:
«Нужно есть то, что требуется моему организму, а не то, что хочу, есть я». Я
думаю, что с сегодняшнего дня вы полюбите все овощи, потому что узнаете много
интересных и полезных рецептов.
­Но сначала немного отдохнём. Поиграем в игру «Вершки и корешки».
­Если едим подземные части (корешки) надо присесть, если наземные (вершки)
встать во весь рост и вытянуть руки вверх.
Картофель, фасоль, морковь, помидор, свёкла, огурец, тыква, репа, редис,
капуста, лук, кабачок, чеснок, горох, редька.

Кроссворд «Фрукты»
На островок налетел ураган,
На пальме остался последний… Банан.
Синий мундир,
Желтая подкладка,
В середине – сладко. Слива.
Круглое, румяное
С дерева достану я,
На тарелку положу:
«Кушай, мамочка», ­ скажу. Яблоко.
Плод, похожий на лампочку. Груша
Заморский гость сидит на кустике,
С зеленым чубчиком на голове.
Одет он в серую кольчугу –
Плотно колечки прижаты друг к другу. Ананас.
3. Представление деревни «Фрукты».
Это интересно знать.
ЯБЛОКИ – прекрасное средство профилактики болезней,
вызванных
малоподвижным образом жизни. Они снижают усвоение жиров организмом, а
содержащийся в них калий выводит излишки жидкости.
Мы провели анкетирование среди учащихся третьих классов. Опросом было
охвачено 55 человек.
Анкета включала следующие вопросы:
1. Какие напитки вы любите?
2. Любите ли вы молоко?
3. Чем полезно молоко?
4. Какие молочные продукты вы знаете?
5. Какие молочные продукты вы любите?
6. Какие продукты вы кушаете на полдник?
7. Употребляют ли в вашей семье молочные продукты?
Учитель:
И выяснили, что из 52 учащихся третьих классов 30 детей назвали молоко
среди своих любимых напитков, остальные дети отдают предпочтение газированным
напиткам, чаю, компотам, различным коктейлям. 58% ­ молоко, 42% газированные
напитки, сок, чай, компот.
Вызывает тревогу тот факт, что не все дети осознают важность значения

молока и молочнокислых продуктов для растущего организма. В списке любимых
продуктов молока у многих ребят нет.
Учитель: Молоко идеальный продукт питания. Эта пища, приготовлена самой
природой. Молоко является не только лакомством, но и лекарством. Всего в молоке
около 30 видов витаминов.
1 ученик: Люди, которые в детстве и юности пили много молока, имеют более
крепкие кости.

2 ученик: При добавлении в рацион йогурта и цельного молока отмечается
понижение холестерина в крови. Это важно знать тем, кто решил похудеть

3 ученик: Молоко является спасительным средством для укрепления зубов,
особенно детских, так как оно содержит кальций – строительный материал костной
ткани. Научно доказано: применение «молочного» кальция эффективнее, чем
использование его в таблетках.
1 ученик: Известно, что молоко может предупреждать стрессы. Выпитый
перед сном стакан молока ускоряет и облегчает засыпание.
2 ученик: Установлено, что молоко облегчает участь курильщиков. Те, кто
выпивает ежедневно хотя бы две кружки молока, реже болеют хроническим
бронхитом. Исследования показали, что тот, кто регулярно пьет молоко, менее
подвержен заболеваниям желудка и кишечника
3 ученик: Но – внимание! Таким воздействием обладает цельное, а не
обезжиренное молоко.
Учитель: Молоко единственный продукт, содержащий много кальция, поэтому

дети каждый день должны пить молоко. Если вы не любите молоко, попробуйте есть
регулярно другие молочные продукты: кефир, творог, сметану, йогурт.
Игра «Угадай­ка»
Вспомнить некоторые продукты, приготовленные из молока, с помощью
текстов, записанных на доске:
Если молоко оставить на сутки в тёплом месте, оно прокиснет и образуется …
(простокваша)
Если прокисшее молоко слегка подогреть, из него выделится плотный сгусток
Если молоко поставить в горячую духовку, то получится … (топлёное
Если в горячую духовку поставить прокисшее молоко, то получится…
белого цвета… (творог)
молоко)
(варенец или ряженка)
Учитель. Молоко – это белая аптека, простая, вкусная, результативная и без
всяких ограничений и противопоказаний.
Какие славные, вкусные, да полезные названия у наших деревень!
Мы с вами познакомились с рецептами и приготовлением блюд, которые
приготовили в наших деревнях. Но везде ли мы побывали в гостях? В нашем
населенном пункте есть музей.
Я предлагаю вам отгадать загадку. Отгадав её, вы узнаете, в какой музей мы с
вами попадем.
На свете нет ее сильнее,
На свете нет ее буйнее.
В руках ее не удержать
И на коне не обогнать.
Чего в гору не вкатить,
В решете не унести

И в руках не удержать?
Так что же это такое?
Дети. Вода.
Учитель. Правильно, вода! Вода очень нужна нашему организму. Она помогает
нам расти, справляться со всякими хворями, становиться сильными и крепкими.
Поэтому очень важно каждый день пить достаточное количество жидкости. А
сколько это?
Учитель предлагает детям посмотреть на демонстрационный стол, на котором
находятся стеклянные банки, в которых 1 л и 1,5 л воды. Это же количество
жидкости можно разлить по стеклянным стаканам и расставить их на столе.
Это количество жидкости вам необходимо ежедневно. Кстати, если вы
занимались в течение дня спортом, то вам нужно будет выпить больше воды. Ведь
когда вы бегаете, прыгаете, ваш организм активно работает и тратит жидкость. Эти
траты необходимо восстановить.
Хозяйка музея 1. «Сок жизни» – такое красивое название дал воде
выдающийся ученый, художник, скульптор Леонардо да Винчи. Наш организм почти
на 80% состоит из воды. Поэтому человек может прожить без воды не больше 2–3
дней. Вы уже знаете, какое количество жидкости требуется вам ежедневно. А как вы
думаете питаться всухомятку очень вредно? Хотите убедиться в этом?
Хозяйка музея берет два надувных шарика. Важно, чтобы стенки его легко
растягивались. Детям объясняется, что стенки человеческого желудка, так же, как и
стенки шарика, могут растягиваться и сжиматься. Затем в один шарик помещаются
кусочки хлеба, оставшиеся после обеда, а в другой – через воронку вливается суп
или кисель. Детям предлагается сравнить форму двух шариков – один с неровными
боками, другой – гладкий, округлый и ответить на вопрос, какому «желудку»
труднее работать, какой «желудок» может мешать человеку легко двигаться.
В стаканчиках находится минеральная вода. Такую воду можно получать из
природных источников. Она вытекает из недр земли и содержит много полезных для
организма веществ.
В стаканчиках находится минеральная вода, которая содержит не только
минеральные вещества, но и газ. Она так и называется – газированная.
Такую воду нельзя пить очень часто.
Учитель. Газированные напитки, особенно летом, пользуются большим
спросом. Они продаются на каждом шагу, выбор их огромен и дети, их очень любят.
Но как часто мы слышим о том, что пить газированные напитки очень вредно. Но
почему? И ребята решили узнать.
Для своих исследований выбрали два напитка: «Кока ­ Кола» и «Спрайт».
В каждом варианте напитков состав разный.
Ученица. «Кока­кола»: очищенная питьевая вода, сахар, двуокись углерода,
краситель (Е 150а), регулятор кислотности (Е338), кофеин, натуральный
ароматизатор, натуральные экстракты.

Ученик. «Спрайт»: вода питьевая, сахар, углекислый газ, бензоат натрия,

E330 лимонная кислота, E331, цитраты натрия, ацесульфам К, аспартам,
натуральные ароматизаторы.
В составе газированных напитков нам встретилось множество непонятных
элементов. С помощью Интернета мы попытались разобраться в их влиянии на
организм человека.
Компоненты газировки и их влияние на организм человека.
Двуокись углерода. Один из основных компонентов газированных напитков –
углекислый газ (в наших напитках ­ двуокись углерода). Основная задача этого газа –
уничтожение микроорганизмов присутствующих в питьевой воде. Также, углекислый
газ способствует увеличению сроков хранения воды, что более выгодно
экономически. Сам по себе углекислый газ не вреден, но он распирает желудок и
мешает его нормальной работе, может вызвать вздутие живота и повреждение
эмали зубов.
Сахар. В газировке содержится очень большое количество сахара, иногда оно
доходит до пяти ложек на стакан. Такое количество сахара приводит к избытку
сахара в организме. Это может вызвать такие серьезные проблемы со
здоровьем, как ожирение и сахарный диабет.
Кофеин. Кофеин является тонизирующим средством, он вызывает
возбуждение нервной системы, что противопоказано детям. Кроме того, кофеин
обладает эффектом мягкого привыкания, вызывает зависимость, он также
способствует выведению кальция из организма. Кальций входит в состав костей и
зубов, поэтому у людей, злоупотребляющих газированными напитками, кости
становятся хрупкими и чаще ломаются.
Так же узнали о пищевых добавках и их воздействии на организм человека:
Ортофосфорная кислота. Реальную опасность для наших зубов представляет
не сахар, а именно кислоты, особенно ортофосфорная кислота, которая к тому же
накапливается в организме. Медленно потягивая газировку, мы создаем для зубов
кислотную ванну, в которой постепенно размягчается зубная эмаль. Особенно это
опасно для детских зубов, эмаль которых еще недостаточно устойчива и легко
может подвергнуться разрушению.
Ароматизаторы. Все красители и ароматизаторы, содержащиеся в газировке
дают нагрузку на печень, так как именно в печени они расщепляются. Также
употребление красителей может привести к различным аллергическим
реакциям – от сыпи до бронхиальной астмы.
Бензоат натрия содержится практически во всех газированных напитках. В
сочетании с витамином С он выделяет бензол, который является канцерогеном, то
есть может привести к такой страшной болезни как рак. Кроме того, бензоат
натрия также может повреждать ДНК человека.
Хозяйка музея 1. Ребята, знаете ли вы, как готовятся морсы? Если в
кипяченую воду добавить немного ягод и сахара, получится этот очень полезный
напиток. Перед употреблением морс обычно охлаждают. Особенно полезны морсы из

клюквы, брусники, которые не только содержат много витаминов, прекрасно
утоляют жажду, но и помогают разбудить аппетит.
А еще из воды и ягод можно приготовить замечательный напиток. Для того
чтобы узнать его название, отгадайте загадку.
Фрукты, ягоды сварились,
Вкусно елись, сладко пились. Компот.
Хозяйка музея 1. Ну­ка, знатоки, отгадайте название еще одного вкусного и
питательного напитка
Дяденька смеется,
На нем шубонька трясется. Кисель.
Учитель.
Он бывает всех цветов,
В нем витаминов куча.
Я пить его всегда готов,
Ведь нет напитка лучше.
Он морковный и томатный
И на вкус и цвет приятный.
Чтоб здоровым стать ты смог,
Пей скорей фруктовый... Сок.
В музее заранее приготовлены капуста, лук, редька, терка, мед.
А вы знаете, из чего можно приготовить соки? (Дети называют продукты, из
которых может быть приготовлен сок).
Хозяйка музея 1. А вы знаете, что сок не только очень вкусный и полезный
напиток, но он еще может быть и замечательным лекарством.
Дети приглашаются к столу, на котором лежат капуста, лук, редька. Из этих
овощей также можно приготовить сок. Только не для питья, а для борьбы с хворями
да болезнями. Знаете ли вы, как используются соки этих овощей? (Сок редьки
помогает избавиться от кашля, сок лука – от насморка, сок капусты – снять боль от
ожога или нарыва.
Хозяйка музея 1. Сейчас мы с вами научимся получать эти лечебные соки.
(Демонстрация и объяснение.) Для того чтобы получить сок редьки, нужно разрезать
ее пополам и с помощью ложки выбрать часть серединки. Затем туда кладется
немного меда. Очень быстро в подготовленное отверстие начинает поступать сок.
Смешанный с медом, он очень вкусен и полезен.
Для того чтобы использовать капустный сок, нужно снять несколько капустных
листов и подавить их рукой. Затем эти листы с выступившим соком прикладывают к
больному месту и привязывают бинтом.
Для того чтобы получить сок лука, луковичку очищают, разрезают и кусочек
натирают на терке. Полученную массу кладут в марлю и выжимают сок в ложку.
Этот сок закапывают в нос при насморке – и никакой насморк тут не устоит!
Если вы боитесь, жжения в носу, то можете добавить в луковичную массу капельку
растительного масла.
Теперь вы знаете, что сок – не только вкусное и полезное питье, но и
прекрасное лекарство. А значит, никакие болезни вам не опасны!

Учитель: Вот и подошло к концу наше необычное путешествие.
 Что вам больше всего запомнилось?
 Что полезного узнали для себя?
 О чем бы хотели рассказать дома?
 О чем бы вы еще хотели узнать?
 Какое правило надо научиться выполнять?
(«Нужно есть то, что требуется моему организму, а не то, что хочу, есть я»).
 А чтобы вы пожелали своим родным, близким, самим себе?
Выберите лепесток, напишите пожелание и прикрепите его на цветок.
Анкета
1. Какие напитки вы любите?__________________________________________
2. Любите ли вы молоко?_____________________________________________
3. Чем полезно молоко?_______________________________________________
4. Какие молочные продукты вы знаете?_________________________________
5. Какие молочные продукты вы любите?________________________________
6. Какие продукты вы кушаете на полдник?______________________________
7. Употребляют ли в вашей семье молочные продукты?____________________

Подготовила Михеева Н.Г. учитель истории и обществознания

Краснопахаревская ООШ филиал МБОУ «Нованадежденской» СОШ

КЛАССНЫЙ ЧАС

«ОДИН ДЕНЬ КОРОТКОГО ПУТЕШЕСТВИЯ СО ВКУСОМ»

Раздел программы «Разговор о правильном питании»:

«Две недели в лагере здоровья».

Тема программы «Разговор о правильном питании»:

«Кулинарное путешествие по России».

Возраст учащихся: 10-11 лет. (4-5 класс).

Цели:

    дать понятие о продуктах и их значении для здоровья;

    способствовать формированию у школьников умения правильно пополнять свой организм питательными веществами;

    познакомить ребят с культурой питания в нашей стране.

Форма проведения: тематическая беседа с детьми, показ презентации.

Задачи:

1. сформировать :

    готовность к коммуникации, воспитывать культуру общения и поведения;

    привычку правильно питаться;

2. развивающие:

    выработать навыки выбора правильных продуктов, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку;

3. образовательные:

    познакомить детей с национальными традициями культуры питания в России на примере отдельных регионах нашей страны на материалах собранных школьниками 4-5 класса;

    повышать активность учащихся на уроке;

    работать над сознательным усвоением материала;

4. научить:

    осознанно выбирать самые полезные продукты на основе представленных материалов.

План

1. Организационный момент.

1. 1. Приветствие.

2. Введение в тему внеклассного мероприятия.

2.1. Сообщение темы.

3.1. Беседа о традиционной кухне россиян на примере отдельных регионов.

3.2. Разработка обучающихся (4-5 класса) своего кулинарного путешествия с родителями, в домашних условиях.

4. Подведение итогов внеклассного мероприятия .

4.1. Рефлексия.

Ход занятия

1. Организационный момент

1. 1. Приветствие.

Учитель : Здравствуйте ребята

2. Введение в тему внеклассного мероприятия

2.1. Вступительная часть.

Мотивация.

Наш классный час я начну со сказки « Завещание отца о вкусной пище» (сказка народов Бирмы)

В далекие, далекие времена жил да был богач, и было у него два сына. Занемог вдруг богач. Позвал перед смертью он своих сыновей, разделил между ними имущество и напоследок сказал: - Милые мои сыновья! Ешьте всегда только вкусную пищу. Никогда не ешьте того, что невкусно! Сказав так, отец испустил дух. Младший сын, следуя завету отца, ел всегда только самые изысканные блюда и скоро промотал все свое состояние.
Прослышал он, что старший брат его женился, и решил отправиться к нему в гости.
- Брат мой, - обратился младший к старшему, когда увидел, что тот живет в покое и достатке, - помнишь ли ты завет отца? Я неизменно следовал ему, ел только вкусную пищу, и видишь, совсем обеднел. Почему же тебе удается благоденствовать? Отвечал ему старший брат: - Я свято чту завет отца и ем только то, что вкусно, поэтому-то я и становлюсь день ото дня богаче. - Чем же ты питаешься? - спросил младший брат. - После узнаешь, - ответил старший. - Ведь сегодня мы будем обедать вместе. И братья отправились в поле. - Давай сначала хорошо поработаем, а потом вкусно поедим, - предложил старший брат. Младший брат усердно трудился наравне со старшим. Наступил полдень. И он обратился к старшему: - Брат мой! Не сделать ли нам перерыв, я что-то очень проголодался. - Хорошо, - согласился тот. - Раз ты устал да захотел, есть, самое время прервать работу! И братья принялись за еду. Отведал младший брат рис и соус с приправами, а старший и спрашивает: - Ну как, вкусно? - Очень, - отвечает младший, - очень вкусно. - Брат мой! Ты неправильно понял завещание отца. Есть вкусно, вовсе не значит, есть вкусные вещи. Отец хотел сказать, что надо есть только тогда, когда как следует, проголодаешься. А хорошенько проголодаться можно, только поработав не за страх, а за совесть. Тогда любая еда покажется вкусной. Тут дело нехитрое, да умное: и работе польза, и деньги в сохранности будут, коли станешь, есть не разносолы, а простую пищу. Тогда-то и постиг младший брат мудрость отцова завещания.

Ребята о чем сказка? Как вы думаете, что хотел сказать старший брат своему младшему брату? Ответы ребят.

Учитель: тема нашего мероприятия называется: «Один день короткого путешествия со вкусом». Сегодня мы с вами побываем в разных регионах нашей замечательной страны и узнаем её кулинарные традиции. Для чего мы это делаем? Для того чтобы узнать какие блюда полезные для нашего организма. А так же, продолжим разговор о правильном питание.

Основная часть занятия.

3. Раскрытие темы внеклассного мероприятия

3. 1. Беседа о традиционной кухне россиян на примере отдельных регионов России.

Мне хотелось начать с замечательных слов китайского поэта Ли Бо : « Мы есть то, что мы едим».

И сегодня мы узнаем, какие традиции приготовления блюд в Астраханской области и Курской области. Начнём с Астраханской области. Административный центр Астраханской области город Астрахань . Но нас с вами интересуют Красные Баррикады - посёлок городского типа в Икрянинском районе , Астраханской области , Россия . Расположен в южной части области, в 16 км к юго-западу от Астрахани, на берегу реки Бертюль , притока Волги. Мы познакомимся с семьёй Руденко (Волковой) Валентины Петровны, когда она была маленькой (сейчас она живет в нашем поселке х. Красный Пахарь). Валентина Петровна, любезно нам рассказала о своей семье и своих семейных кулинарных традиция, которые основывались на её воспоминания и практике в повседневной жизни. И вот как это было:

«Рыба по Астрахански»

В детстве, я жила в Астрахани не в самом городе, а в 30 км на берегу речки Бертюль. Поселок назывался Красные Баррикады. Он был окружен речками, протоками, ериками. Ведь от Астрахани начинается дельта реки Волги, поэтому рыба на нашем столе была круглый год. Никогда мама (Руденко Александра) ни жарила рыбу просто так. Очищенный картофель, нарезала кружочками, обжаривала до полуготовности. Затем нарезала кусочками сазана (можно карпа, любую речную рыбу), солила обваливала в муке и жарила тоже до полуготовности. После этого в глубокую сковороду сначала укладывала картофель, посыпала немного солью, сверху укладывала кусочки рыбы, посыпала луком нарезанным кольцами, заливала всё томатом (можно нарезанные, свежие помидоры), посыпала черным молотым перцем и ставила все тушиться на медленный огонь (15 минут). В летнее время блюдо сверху посыпалось зеленью. Обычно это блюдо мама делала по воскресеньям. Она очень любила рыбу и её родители тоже. Дедушка Тихон прожил 80 лет, бабушка Дуня 93 года, а моя мама Александра 82 года.

Теперь с Вами перенесёмся в другой регион нашей страны. Курская область , она является субъектом Российской Федерации , входит в состав Центрального федерального округа . Административный центр - Курск . В области выращивают зерновые, технические, кормовые культуры. Разводят крупный рогатый скот мясомолочного направления, свиней, птицу.

В Курской области мы побываем в поселке Нижний Реутец и познакомимся с семьей Гавриловой Веры Васильевны, сейчас является жительницей нашего замечательного поселка х. Красный Пахарь. Она рассказала о семейной традиции приготовления своего блюда. Вот как это было (с её слов):

«Картофель с курицей и овощами по Курски».

У нас в деревни, которая находиться в Курской области сажали много картошки, поэтому в нашей простой семье блюдо из картофеля считалось традиционным, не один праздник не обходился без приготовления «Картофеля с курицей и овощами по Курски». Готовила в нашей семье его бабушка. Отваривала картофель и делала пюре, затем обжаривала курицу кусочками. В центр широкого блюда укладывала квашеную капусту. Вокруг неё пюре картофельное, а по краям раскладывала кусочки курицы и украшала сладким перцем. Сверху посыпала зеленью. Гаврилова Вера Васильевна вспоминает, что в их многодетной семье, дети росли здоровыми и крепкими.

3. 2. Разработка обучающихся (3-4 класса) своего кулинарного путешествия с родителями, в домашних условиях.

Теперь перейдем к следующему пункту нашего плана. Приглашаем выступить наших участников мероприятия. Обучающее заранее готовят рассказы и фотографии своих любимых блюд, которые делали с родителями у себя дома. После того как ребята выступили подводим итог нашего мероприятия.

4. Подведение итогов внеклассного мероприятия.

Учитель: в ыделяем основные продукты питания, о которых узнали обучающиеся на внеклассном мероприятии.

Ребятам учитель задаёт вопрос : - какие продукты были использованы в блюдах, с которыми мы познакомились сегодня?

Ответ учеников: - это рыба, картофель, капуста, лук репчатый, куриное мясо, помидоры.

Учитель во время всего мероприятия показывает презентацию и рассказывает о полезных свойствах этих продуктах питания для человека (приложение 1).

    Разгадываем кроссворд для закрепления материала (приложение 2).

4.1. Рефлексия:

Ребята Вам понравился наш классный час? Что именно запомнилось? Какие из продуктов у Вас самые любимые?

Ребята я всем Вам желаю быть здоровыми!

Конспект внеклассного мероприятия по комплексной программе по формированию культуры питания как составляющая культуры здоровья, здорового стиля поведения у обучающихся, воспитанников в школе-интернате «Преодоление».

По теме: «Необычное кулинарное путешествие»

"Национальные блюда разных стран"

(внеклассное мероприятие для 9 класса)

Составила воспитатель:

Пескова Е.С.

Самара 2015

Форма проведения: внеклассное мероприятие.

Место проведения: столовая, классная комната или кабинет технологии для девочек

Цель: познакомить детей с национальными блюдами разных стран, научиться технологии их приготовления

Задачи

- расширить знания учащихся о мировой кулинарии;

Убедить в том, что питание бывает не только вкусным, но и полезным

Подготовительная работа : разделить группу на 4 подгруппы, между ними поделить кухни стран мира: Россия, Франция, Италия и Грузия. Выбрать одно из национальных блюд каждой из стран. Закупить продукты для приготовления выбранных блюд. Дать задание каждой подгруппе приготовить соответствующее блюда и рассказ о нём. Подготовить презентации.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте дорогие гости! Сегодня мы приглашаем вас в необычное кулинарное путешествие по странам мира. Все вы знаете, что кухни разных народов отличаются друг от друга, но в современном мире всё так перемешалось, что вы наверняка уверены, что котлета исконно русское блюдо. А вот и нет, само блюдо «котлета» пришло в русскую кухню из европейской кухни и если быть точнее из французской. Удивлены? Тогда готовьтесь, сегодня таких сюрпризов будет много. Раз уж мы заговорили о Франции с неё и начнём.

ФРАНЦУЗСКАЯ КУХНЯ по праву считается достоянием и даже особой французской философией. Во Франции впервые возникли и достигли совершенства многие основополагающие понятия современной кулинарии. К слову, часто можно прочитать, что французы -- гурманы. Во французском языке это слово означает просто излишнее пристрастие к еде. Для того, кто вникает в особенности вкусовых оттенков, смакует ощущения и разбирается в технологиях готовки, существует специальное слово -- гурме. Без сомнения, нарастающий ритм современной жизни не мог не затронуть и Францию, но все же именно здесь фаст-фуд пока еще не занял такие непоколебимые позиции, как в других европейских странах (хотя и заметно потеснил «высокую кулинарию»). Интерес к трапезе здесь считается естественным для людей любой квалификации и достатка. Обеденный перерыв во Франции -- дело святое, никто даже и не подумает его сократить или заняться в это время какими-то делами. В отличие от других стран постиндустриальной эры французские хозяйки еще не отвыкли готовить дома, мало уступают им и мужчины. Покупки принято делать не в супермаркетах, а в небольших лавочках, где можно осмотреть каждый пучок зелени, пощупать каждый кусочек мяса. И хотя молодежь постепенно расстаются с традициями, кулинары не сдают своих позиций.

Французская кухня славится исключительным разнообразием кулинарных изделий, тонкими вкусовыми и ароматическими качествами большинства из них. Французские повара достигают этого благодаря применению бесчисленного количества пряностей, приправ и ликеров для приготовления соусов, тушения мяса, приготовления рыбы и дичи. Во французской кухне используются все виды мясных продуктов. И готовятся эти продукты всеми возможными способами. Мясо варят, тушат, жарят, запекают. Характерной чертой французской кухни является также широкое применение, особенно в гарнирах ко вторым блюдам, таких овощей, как артишоки, спаржа, салат-латук. Эти богатые витаминами овощи у нас, к сожалению, мало используются. При варке овощей строго соблюдается правило: зеленые овощи для отваривания кладут в кипящую подсоленную воду и варят в открытой посуде; только сухие овощи предварительно опускают в холодную воду.

Французская национальная кухня отличается широким применением овощей и корнеплодов. Картофель, различные сорта лука (в том числе пашот, придающий пище специфический вкус), стручковая фасоль, шпинат, капуста разных сортов, помидоры, баклажаны, петрушка, салаты используются для приготовления закусок, первых и вторых блюд, а также в качестве гарниров. Особенно популярны салаты из богатых витаминами овощей: спаржи, артишока, лука-порея, салата-латука как свежих, так и консервированных. Ко вторым мясным блюдам, как правило, подают зеленый салат, салат из капусты.

Сегодня ребята решили порадовать Вас приготовлением салата с красивым и звучным названием «Коко Шанель»

Выходит группа, отвечающая, за французскую кухню. Все ингредиенты сварены и нарезаны заранее. Ребята рассказывают об продуктах используемых в данном рецепте, что они с ними сделали и комментирую каждое свое действие смешивают ингредиенты.

Ингредиенты для "Салат «Коко Шанель»":

    Курица (лучше грудка, отварная) - 400 г

    Помидор (свежий) - 400 г

    Картофель (отварной) - 400 г

    Перец болгарский (яркий, лучше красного цвета) - 300 г

    Сыр твердый - 250 г

    Масло оливковое (можно любое нерафинированное растительное)

    Сок лимонный

    Специи (соль, перец - по вкусу)

Рецепт "Салат «Коко Шанель»" :

Куриное мясо разбираем на волокна.
Картофель режем некрупно.
Сыр трем на терке среднего размера.

Перец режем тонкими полосками

Помидоры режем небольшими кусочками

Смешиваем все продукты, заправляем смесью: оливковое масло + лимонный сок + соль + черный молотый перец.
Салат готов. Подавать его следует на салатных листьях.
Приятного аппетита!

Воспитатель: Спасибо Вам ребята! Выглядит очень аппетитно. Дорогие гости записали рецепт? Ну что ж, а попробуем мы это блюда в конце нашего мероприятия.

А пока перейдём к следующей национальной кухне и это русская кухня.

Ру́сская ку́хня её блюда и вкусовые акценты меняются в зависимости от географического положения. Русская кухня вобрала в себя элементы древнеславянской кухни, а также блюда различных народов, населяющих Россию. Отличительная особенность блюд русской крестьянской кухни - практически не встречается такой приём как жарка . Как правило, пища готовилась в печи , поэтому очень широко используются варка, тушение , томление . Также для русской кухни характерна заготовка овощей и плодов при помощи квашения, соления и мочения. Однако, для современных вариантов русских блюд жарка является равноправным процессом приготовления наряду с остальными. В частности, жарке подвергаются блины и оладьи, яйца, многие виды мясных блюд. Основу питания большинства населения (крестьян) составляли зерновые и овощи, из которых готовились соленья, супы , каши и хлебобулочные изделия. Из ржаной, гороховой, и овсяной муки готовили кисели , причем, сладкие (современные) кисели появились лишь позднее с приходом в русскую кухню картофельного крахмала. Традиционным являлось разнообразие супов, среди которых наиболее известными являются щи , борщ , рассольник , солянка , калья , уха , ботвинья и окрошка . Из десертов известны сладкие мучные изделия: калачи, пряники, также варенья и мёд.

Традиционным десертом русской кухни являются печёные яблоки и другие печёные фрукты и ягоды. Специфически русские виды сластей, ныне совсем забытые:

    Овощи (морковь и огурцы), сваренные в меду, но не на открытом огне, а на водяной бане. Готовый продукт («русские цукаты») делался прозрачным и сохранял несколько упругую консистенцию.

    Толчёные ягоды (калина, рябина, малина), высушенные в натопленной печи в виде лепешек - «пастила». Употреблялись как заедки к напиткам, отчасти - как средства народной медицины против простудных заболеваний и авитаминоза.

    Высушенные в русской печи кусочки моркови или свеклы - «парёнки».

И сегодня ребята решили Вас удивить именно забытым нами рецептом приготовления Малиновой пастилы.

Выходит группа, отвечающая, за русскую кухню. Пастила приготовлена заранее, ребята просто рассказывают, что же такое пастила, как они её делали, из чего и демонстрируют готовый продукт.

Пастила – фруктово-ягодный десерт русской кухни. Пастилу готовят из взбитого пюре. Для ягодной пастилы отбирают бруснику, рябину, малину и смородину. До 1917 года в России самую лучшую пастилу готовили в Коломне, Ржеве и Белёве. Если коломенская пастила была однородной, то ржевская и белёвская – слоеная. В советское время готовили упрощённый вариант русской пастилы в форме небольших белых брусков, который по вкусу больше напоминает французский зефир.

Для рецепта нам потребовалось:

    малиновое пюре - 1 кг

    малиновый сок - 1 стакан

Процесс приготовления:

Малину помыли холодной водой, дали воде стечь, поместили в эмалированную кастрюлю, плотно закрыли и поставили в теплую духовку. Когда малина распарилась, ее в горячем состоянии протерли через сито. Полученное пюре поставили на слабый огонь, добавили сок и при постоянном помешивании уварили до уменьшения первоначального объема в 1.5-2 раза. Уваренную пастилу разлили слоем толщиной 1.5-2 см в формочки, устланные пергаментной бумагой, смазанной растительным маслом, чтобы пастила легко отделялась от бумаги. Пастилу мы сушили в духовке при температуре 60-70С, можно сушить на солнце. Подсушенную пастилу обсыпали сахарной пудрой.

Воспитатель: Выглядит очень аппетитно! Спасибо Вам ребята за напоминание такого прекрасного и простого русского народного рецепта. И самой главное, что это лакомство не содержит ни каких вредных веществ, а главное его составляющее малина- ягода богатая органическими кислотами, сахаридами, калием, кальцием, медью и витаминами группы A, B, C. Она обладает противовоспалительными, бактерицидными, жаропонижающими и восстанавливающими свойствами. Перейдём же к итальянской национальной кухне.

Итальянская кухня - традиционная кухня Италии , распространённая и популярная во всём мире, благодаря таким блюдам, как пицца и спагетти . Она очень разнообразна и региональная, в каждом регионе есть свои традиционные блюда.

В основе итальянской кухни лежат исторически сложившиеся многовековые традиции с культурными влияниями римлян , греков , лангобардов , арабов , и прочих народов, когда-либо населявших Италию или оказывавших влияние на формирование её культуры.

Популярные блюда

    спагетти, каннеллони, и прочие многочисленные макаронные изделия (с обширной и подробной классификацией). Они непременно подаются с одним из многих традиционных соусов, обилие которых создаёт разнообразие блюд, объединённых в итальянском (а также в английском и многих других языках) одним словом « паста » (итал. pasta ). Среди самых известных и простых блюд: Spaghetti Napoli (спагетти по-неапольски) - с томатным соусом, Spaghetti Bolognese (спагетти Болоньезе) - с томатным соусом и мясным фаршем, Spaghetti Aglio e Olio (спагетти с чесноком и маслом) - с горячим оливковым маслом и совсем слегка обжаренным в нём чесноком.

    пицца - известный во всём мире открытый пирог, запечённый с томатным соусом, сыром и разнообразными опциональными ингредиентами. Среди классических разновидностей итальянской пиццы следует выделить такие, как Маргарита (с продуктами цветов итальянского флага: моцарелла - белый, томатный соус - красный, базилик - зелёный) , Каприччиоза, Дьябола, Кватро формаджио («Четыре сыра») и Кватро стаджионе («Четыре сезона»)

    ризотто - блюдо из риса (используются сорта с высоким содержанием крахмала) на бульоне/воде. Среди классических ризотто - risotto alla milanese («ризотто по-милански») с луком и шафраном

    равиоли и тортеллини - блюда, схожие с пельменями

    чиабатта - белый хлеб

Воспитатель: Вот его-то и презентуют нам сегодня ребята.

Выходит группа, отвечающая, за итальянскую кухню. Чиабатта испечена заранее. Ребята рассказывают об продуктах используемых в данном рецепте, что они с ними сделали.

Необходимые ингредиенты:

Для опары:

    сахар - 1 щепотка;

    вода (теплая) - 1/3 стакана (+2 ст.л.);

    дрожжи (сухие) - 1/8 ч.л.;

    мука - 130г.

Для теста:

    мука - 300 г;

    дрожжи (сухие) - 1/2 ч.л.;

    оливковое масло - 2 ст.л.;

    молоко (теплое) - 3 ст.л.;

    вода - 1 стакан;

    соль - по вкусу;

    сыр (фета) - 1 упаковка.

Как готовить опару : необходимо сухие дрожжи в размере 1/8 ч.л., развести в двух ст. ложках теплой, но не горячей воды, затем дать им настояться в течении пяти-десяти минут. Если хотите ускорить процесс, до добавьте щепотку сахара.

Способ приготовления чиабатты

130 грамм муки, треть стакана воды и дрожжи разведенные, смешивали все. Получили тесто, немного жиденькое. Миску с этим тестом, накрыв полотенцем, поставили в теплое место и на 12-14 часов о нём забыли. Уже на следующий день, начали готовить, непосредственно, тесто. Взяли половинку ч. ложки сухих дрожжей и развили в теплом молоке (объем - 3 ст. ложки). Затем в миску насыпали 300 грамму муки, оливковое масло, опару, дрожжи, стакан воды и соль. Тесто замешали прямо в миске в течении 5 минут, оно жидкое, но муку больше не добавляли Спустя два-три часа тесто увеличилось в объёме в 2 раза.На следующем шаге посыпали стол мукой, не забываем обращаться бережно с тестом, чтобы не выпустить из него пузырьки воздуха. Тесто достаточно жидкое, поэтому переворачивать его лучше большим ножом с широким лезвием. Из теста сделали такие небольшие кусочки, они пригодятся в дальнейшем. Берем пекарную бумагу или пергамент и сооружаем такую конструкцию, используя степплер для скрепления.

Тесто ножом поделили на четыре части, осторожно выложили сначала по одной лепёшке в каждую форму, посыпали сыром и накрыли второй лепёшкой. Тесто жидкое настолько, что раскатывать его не надо. Потом сделали интересное сооружение - по краям противня поставили четыре стакана. И накрыли полотенцем, которое не должно касаться противня. Для расстойки оставили «выстаиваться» на час. Не стоит ожидать, что тесто сильно поднимется. Духовку разогретли до 250 градусов, на нижнюю решётку поставили поддон с водой. Выпекали при высокой температуре и с водой, потом воду убратли, а температуру убавили до 200 градусов. До появления корочки коричневого цвета, выпекали 20-25 минут. Чиабатта, после приготовления, должна немного отдохнуть на решётке или тарелки - 10 минут будет достаточно.

Чиабатту ребята естественно готовят заранее.

Краткий состав готового блюда «Чиабатта»

продукт

кол-во

вес
гр

белки
гр

жиры
гр

углеводы
гр

калорий
ккал

итого

на 100 гр готового продукта

Воспитатель: Хлеб с хрустящей корочкой, а какой аромат, как же хочется отломить кусочек! Спасибо Вам ребята! Ну последняя национальная кухня в рамках нашего мероприятия это Грузинская кухня!

Грузинская кухня - национальная кухня грузинского народа. Многие из грузинских блюд, такие как цыплёнок табака, харчо, хачапури, широко известны в мире и стали фактически интернациональными.

В идеологии составления блюд грузинская кухня опирается на контраст пряного и острого. Широко используются овощи, как в качестве самостоятельного блюда, так и в качестве дополнения к мясным блюдам.

Существует различие между традиционными кухнями Западной (к западу от Сурамского перевала) и Восточной Грузии. Для Западной Грузии характерно употребление лепёшек из кукурузной муки мчади, а также из кукурузной муки особого помола или из особого вида проса - чумизы, варят кашеобразную массу - гоми, в которую по вкусу добавляют сыр сулугуни. Для Восточной более распространено употребление пшеничного хлеба. Кроме того, в Западной Грузии большую часть мясного рациона составляет домашняя птица. Рыбные блюда мало распространены в Грузии, за исключением районов, расположенных вдоль рек. Наиболее известными супами грузинской кухни являются харчо, чихиртма, хаши и суп из мацони. Отдельно подаётся толчёный чеснок и подсушенный лаваш.

И сегодня на ваших глазах ребята приготовят чихиртму. (бульон приготовить заранее)

Чихиртма́ (груз. ჩიხირთმა ) - грузинский густой суп, с необычной (по крайней мере, для России) технологией приготовления. Как правило, чихиртму готовят на бульоне из домашней птицы, реже из баранины. Чихиртма характеризуется полным отсутствием овощной гущи. Представляет собой загущённый мукой (в Грузии используется кукурузная) концентрированный бульон, с введёнными в него взбитыми яйцами (чаще только желтками), и кислотой (сок лимона, граната), при этом кислота супа является не столько самоцелью, сколько способствует тому, чтобы белок яйца не свернулся в некрасивые серые хлопья, а создал бы единую с бульоном массу. Технология введения яйца в горячий бульон достаточно сложна. Она возникла на Востоке (Персия) и подробно описана В. В. Похлебкиным в книге «Тайны хорошей кухни ». Готовая чихиртма, наряду с обыкновенно применяемыми приправами и специями, заправляется кориандром, корицей и мятой.

Ингридиенты: 1 курица, весом около 1,2-1,3 кг 2 луковицы 3 яйца (только желтки) пучок свежей кинзы 2 ст.л. муки 2 ст.л. сливочного масла 2 ст.л. винного уксуса 1,5-2 ч.л. молотого шафрана соль, перец по вкусу

Рецепт приготовления блюда в домашних условиях Курицу промыли, положили в большую кастрюлю и залили 2 л холодной воды, поставили на огонь. После закипания сняли с поверхности воды пену и убавили огонь. Варили куриный бульон для чихиртмы в течение часа при слабом кипении. Шафран сложили в стакан, залить 80 мл кипятка и оставили настаиваться, пока варится бульон. Спустя указанное время вынули курицу из кастрюли и оставить остывать на тарелке, а бульон процедили через сито. В небольшую емкость отлили около 150 мл бульона и оставили остывать. Лук очищаем и мелко нарезаем, на сковороде растопили сливочное масло. Жарим лук в сливочном масле до мягкости и золотистого цвета на слабом огне (примерно 10 минут). Кинзу промыли, обсушили и мелко нарезаем, добавляем в кипящий куриный бульон вместе с жареным луком и размешиваем. В остывшем курином бульоне (150 мл) растворяем муку и размешали до полного растворения комочков, влили полученную смесь тонкой струйкой в суп, непрерывно его при этом помешивая. Остывшую курицу очищаем от костей и нарезаем мясо мелкими кусочками, добавляем в суп и готовим его на небольшом огне. Желтки отделяем от белков, соединяем их с уксусом и взбалтываем вилкой. Добавляем к желтковой смеси несколько ложек супа, тщательно размешиваем после каждой ложки. Вливаем желтковую смесь в кипящий суп вместе с настойкой шафрана (процедить ее через сито), солим, перчим блюдо по вкусу и размешиваем. Снимаем кастрюлю с огня, разливаем горячий суп по тарелкам и украшаем свежей кинзой. Чихиртма будет еще вкуснее, если при подаче добавить в каждую порцию немного лимонного сока.

Воспитатель: вот так легко и просто наши ребята приготовили национальный грузинский суп Чихиртма. А пока это чудо кулинарии не остыло, приглашаем Вас к нашему интернациональному столу.

Приятного аппетита!