Внутренняя политика Николя 1 началась с жесткого курса. Виной тому восстание декабристов в день присяги. Каковы были действия нового правителя? Что дали его реформы стране? Сейчас узнаем.

Внутренняя политика Николая 1: направления Главной задачей нового императора было усиление личной власти и подавление всякого инакомыслия. Именно поэтому он начинает активную борьбу с революционными настроениями, причем не только внутри страны, но и за ее пределами. В это время Россию будут называть жандармом Европы. Основные направления внутренней политики Николая 1 следующие: усиление централизации; борьба с идеями революционного характера; возрастание роли канцелярии императора; решение крестьянского вопроса; финансовая реформа; социальная реформа. Устранение этих проблем можно разделить на две группы: первая – это решение первых трех задач, вторая – последних трех.

Внутренняя политика Николая 1: усиление личной власти Первая группа задач стала основной для императора, что и определило жесткий характер действий. Для того чтобы усилить свое значение как правителя, Николай 1 поручает Уварову создать своего рода официальную теорию, которой будут все подчиняться. Ее лозунгом стали известные три слова: православие, народность и самодержавие. Эти три кита должны были сплотить русский народ. Также Николай принимает серьезные меры в связи с распространением революционных изданий среди дворянского населения – так называемый Чугунный цензурный устав. Такой ход власти заставляет тайные общества еще больше настроиться против правительства государства. Еще одним решительным действием считается создание Третьего отдела канцелярии, которая называлась Тайной политической полицией. Политический сыск в стране набирал обороты, но в большинстве своих случаев он не был эффективен.

Внутренняя политика Николая 1: реформы в экономике и социальной сфере Политика императора была удачна в других сферах жизни общества. Например, денежная реформа Канкрина привела страну к финансовой стабильности, а введение серебряного рубля – к устойчивости валюты. Не забывал Николай и о крестьянах: реформа Киселева была начата для того, чтобы поднять уровень жизни этого слоя населения. В ее рамках было создано самоуправление, увеличилось число наделов и школ для крестьян. Завершил реформу новый Указ об обязанных крестьянах. В социальной же сфере учредилось новое сословие – потомственные и почтенные граждане, также было возобновлено единонаследие. Стоит отметить и еще некоторые реформы, например, Университетский указ, который ограничивал автономию высших учебных заведений.



Заключение Внешняя и внутренняя политика Николая 1 показали, что для царя важны стабильность и устойчивость общества внутри страны, что ему небезразлично благополучие граждан, но недопустимо инакомыслие. Как он будет с этим бороться, Николай показал в самом начале своего правления с помощью расправы над декабристами. Это и определило его курс, который можно описать в двух словах: жесткость и рациональность

Характерные черты общественно политического и общественно экономического развития в СССР 1960-1980 годы

Развитой социализм

Общественно-политическое развитие СССР до середины 1980-х годов определяли две политические концепции – развитого социализма и советского народа как новой исторической общности. Возрастающее влияние на развитие советского общества, внутреннюю и внешнюю политику страны стало оказывать и диссидентское движение.

На рубеже 60-х – 70-х годов произошла смена программных вех: заложенную в третью программу партии концепцию развернутого строительства коммунизма заменила концепция развитого социализма. Тем самым КПСС фактически отказалась от данного на XXII съезде партии торжественного обещания, что "нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме". Главными ревизионистами прежнего генерального курса стали руководители партии - Л. И. Брежнев, М. А. Суслов, Ю. В. Андропов. В своей политике они руководствовались принципом: "движение – все, конечная цель – ничто". Новая политическая концепция была ближе к жизни, она создавалась с учетом растущих военных расходов для достижения, а затем удержания военно-стратегического паритета с США и укрепления границ с Китаем.

Впервые концепция была обнародована в докладе "Пятьдесят лет великих побед социализма", с которым Генеральный секретарь ЦК КПСС Брежнев выступил на совместном торжественном заседании Центрального Комитета КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР в Кремлевском Дворце съездов 3 ноября 1967 г. В 1971 г., на XXIV съезде КПСС, она была провозглашена высшим этапом развития марксизма-ленинизма. Последний раз к ней обратился Ю. В. Андропов, в статье, посвященной учению К. Маркса и проблемам строительства социализма в СССР, вышедшей в 1983 г. к 165-й годовщине со дня рождения основоположника марксизма. Во второй половине 80-х годов период господства данной концепции был назван М. С. Горбачевым "периодом застоя".

Суть концепции заключалась в том, что на пути к коммунизму неизбежен этап развитого социализма, на котором он достирает своей целостности, т.е. гармоничного сочетания всех сфер и отношений – производственных, социально-политических, нравственно-правовых, материальных и идеологических. Андропов уточнил, что этот этап будет продолжительным, а СССР находится лишь в его начале. Целостность социализма предполагалось достигнуть путем его совершенствования.

Конституция СССР 1977 г.

К 60-й годовщине Октябрьской революции концепция была закреплена в новой Конституции СССР, которая была названа "конституцией развитого социализма". Работа над новым Основным Законом страны была начата еще при Н. С. Хрущеве, после принятия новой партийной программы. В конце 1964 г. она была прервана и возобновилась лишь в 1976 г. по решению XXV съезда КПСС. Проект Конституции был разработан к маю 1977 г. под руководством председателя Конституционной комиссии Л. И. Брежнева и после всенародного обсуждения утвержден Верховным Советом СССР 7 октября 1977 г. К тому времени Брежнев уже совмещал два поста – Генерального секретаря ЦК КПСС и Председателя Президиума ВС СССР. Н. В. Подгорный, глава государства с 1965 г., летом 1977 г. был отправлен на пенсию.

В своей основе Конституция СССР 1977 г. повторяла положения Конституции СССР 1936 г., однако они были более развернутыми и учитывали изменения, произошедшие в стране за 40 лет. Прежде всего, была изъята характеристика классового характера государства и партии. СССР из государства диктатуры пролетариата превратился в общенародное государство, Советы депутатов трудящихся – в Советы народных депутатов, КПСС из партии рабочего класса – в партию всего народа.

Первая глава Конституции впервые подробно излагала политическую систему СССР. Согласно ей, вся власть в государстве принадлежала народу. Он осуществлял государственную власть через Советы, которые составляли политическую основу СССР. Советы составляли и основу государственного аппарата, куда кроме них входили органы государственного управления, комитеты народного контроля, органы прокуратуры и арбитража.

Статья 6 Конституции в прямой форме юридически закрепила господствующую роль коммунистической партии в политической системе. КПСС характеризовалась как руководящая, и направляющая сила советского общества, ядро Политической системы. К звеньям политической системы относились также профсоюзы, комсомол, кооперативные и другие общественные организации, которые участвовали в управлении государственными и общественными делами в соответствии со своими уставными задачами. Наконец, в качестве первичного звена политической системы Конституция провозгласила трудовые коллективы. Они же являлись первичным звеном и экономической системы СССР.

Как и прежде, упор в Конституции делался на провозглашение социально-экономических прав граждан СССР, список которых стал шире: право на труд, бесплатное образование, медицинское обслуживание, отдых, пенсионное обеспечение, жилище.

Конституция закрепила резко усилившиеся политические и экономические права союзного государства ("центра") за счет соответствующих прав союзных республик. Их осуществляли союзные министерства и ведомства, количество которых превысило 150, в то время как в 1924 г. их было 10, в 1936 г. – 20.

Конституция запрещала частную собственность на средства производства и эксплуатацию человека человеком. В социальной сфере определяющим стал курс на достижение социальной однородности общества.

Важнейшими задачами союзного государства Конституция провозгласила укрепление "новой социальной и интернациональной общности" – советского народа – и единого народнохозяйственного комплекса как материальной базы этой общности.

В течение пяти лет после принятия Конституции были разработаны и введены в действие все законы, которые прямо упоминались в ее тексте. В 1978 г. в соответствие с новой союзной Конституцией были приведены конституции пятнадцати союзных республик, в т.ч. РСФСР. Все они приняли новые основные законы.

Новая Конституция СССР не преодолела недостатков Конституции 1936 г. Они были присущи прежде всего политической системе. Это, во-первых, отсутствие гласности в деятельности как системы в целом, так и отдельных звеньев в частности; во-вторых, смешение функций партии и Советов, подмена Советов партией; в-третьих, подмена партийных организаций партийными комитетами; в-четвертых, подмена выборных органов аппаратом; в-пятых, бюрократизация аппарата (государственного, партийного, общественных и творческих организаций). Все это способствовало отчуждению народа от власти, подрыву авторитета государства и партии, несмотря на численный рост последней. К 1985 г. в составе КПСС насчитывалось 18 млн. коммунистов. Примерно столько же составлял и управленческий аппарат.

В ноябре 1982 г. после смерти Л. И. Брежнева Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Ю. В. Андропов. В 1983 г. он также был избран Председателем Президиума Верховного Совета СССР. Новый советский лидер предостерег "от возможных преувеличений в понимании степени приближения страны к высшей фазе коммунизма", признал наличие противоречий развитого социализма и заявил, что "мы не знаем общества, в котором живем".

В феврале 1984 г, умер Андропов, и на высшие посты в партии и государстве пришел кадровый партаппаратчик К. У. Черненко. Он поставил вопрос о новой редакции программы КПСС, в которой предполагалось дать анализ "стадии развития общества", степень решения национального вопроса. Под его руководством была создана программная комиссия, которую в марте 1985 г., после смерти Черненко, возглавил новый Генеральный секретарь – М. С. Горбачев.

Основные направления внутренней политики

· Политика ʼʼпросвещенного абсолютизмаʼʼ

Суть "просвещенного абсолютизма” состоит в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты.

Задачи "просвещенного монарха” Екатерина 2 представляла себе так: "1.

Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. 2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. 4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным. 5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение сосœедям”.

· Незаконный захват власти

· Философия просвещения

· Рост привилегий дворянства

Для укрепления роли дворянства на местах в 1775 ᴦ. было принято "Учреждение для управления губерний Всероссийской империи".

Продолжением реформ местных органов власти стала "Жалованная грамота городам" (1785), которая определила систему управления в городах. Она закрепила сословную структуру населœения города, деля его на 6 разрядов с различными правами.

В 1785 ᴦ. была опубликована и "Жалованная грамота дворянству" - "Грамота на право вольности и преимущества благородного российского дворянства". Привилегии дворян получали статус закона. Грамота подтверждала право дворян не служить государству. Дворяне освобождались от податей и телœесных наказаний, имели право на торговлю и предпринимательство, не могли быть лишены дворянского звания, жизни и имения без суда. Дворяне имели исключительное право собственности на землю с крестьянами.

Основные направления внутренней политики - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основные направления внутренней политики" 2017, 2018.


  • - Основные направления внутренней политики Павла I.

    Свое правление новый царь начал с изменения порядка престолонаследия, введенного Петром I. Теперь права на престол должны были принадлежать не тому, кого назначит правящий монарх, а только представителям царствующей династии мужского пола по нисходящей линии (сыновьям... .


  • - Вопрос №31. Основные направления внутренней политики Николая I. Социально-экономические изменения в сер. XIX в

    Итоги. Последствия Восстание Наиболее напряженная деятельность организаций приходится на 24-25г. Велась подготовка к открытому вооруженному восстанию. В мае 21г. о заговоре декабристов стало известно А1, но он ничего не предпринял. Его внезапная смерть... .



  • - Основные направления внутренней политики Павла I.

    Основные направления внешней политики СССР в 1965-1984гг. Для Советского Союза геополитические интересы, облеченные в идеологическую оболочку, становятся решающими в отношениях с социалистическими и развивающимися странами. Советское руководство во внешней... .


  • - Основные направления внутренней политики Николая I .Расширение геополитич.пространства России на Кавказе. Восточная (Крымская) война,основные этапы,события,итоги.

    Предпосылки возникновения и идейные основы движения декабристов,их програмные проекты- «конституция». Н.М.Муравьев и «Русская Правда» Пестеля. Восстание декабристов 14 декабря 1925. Историческое значение движения декабристов. Отечественная война 1812. Причины... .


  • 2.1 Характеристика первого этапа правления Александра. Этот период, оставшийся в памяти у современников как дней Александровых прекрасное начало, был очень многообещающим и по своей сути означал не только возвращение к политике просвещенного абсолютизма, но и придание ей нового качества.

    2.2. Первые шаги. Сразу же после переворота 11 марта 1801 г. новый император отменяет те установления своего отца, которые вызвали особенно острое недовольство дворян:

    2.2.1 . Полностью восстановлены все статьи разжалованной Павлом Жалованной грамоты дворянству, что возвратило ему статус и положение привилегированного сословия.

    2.2.2 . Подтверждена Жалованная грамота городам.

    2.2.3. Проведена амнистия 12 тысяч заключенных.

    2.2.4. Прекращена подготовка военного похода в Индию и снят запрет на торговлю с Англией. Но мирные отношения с Францией не были разорваны.

    2.2.5 . Александр, не доверяя ни бывшему окружению Екатерины II, ни высшим сановникам, дискредитировавшим себя участием в подготовке дворцового переворота, попытался опереться на либерально мыслящих друзей юности: В.П. Кочубея, П.А. Строганова, Н.Н. Новосильцева, А.А. Чарторыйского . Из них сложился кружок, получивший название Негласного комитета , выполнявший функции неофициального правительства и занимавшийся подготовкой реформ.

    2.3. Мероприятия в отношении крестьянства. Именно Александрупринадлежала инициатива регламентации государством отношений между помещиком и крепостным, а также проведения политики, призванной реально облегчить положение крестьян.

    2.3.1 . Была прекращена практика раздачи государственных крестьян помещикам. В итоге, это привело к росту удельного веса относительно свободных государственных и удельных крестьян, которые перед отменой крепостного права составляли не менее 50% от всего крестьянского населения страны.

    2.3.2. Ограничения помещичьего произвола . Помещикам было запрещено ссылать крестьян на каторгу и в Сибирь (1809 г.), публиковать объявления о продаже крестьян. Александр добивался большего - запрета продавать крепостных без земли, но не сумел преодолеть сопротивления высших сановников. Да и опубликованный указ нарушался, т.к. помещики стали печатать объявления о "сдаче в аренду" крестьян, что в действительности означало ту же продажу.

    2.3.3 . В 1803 г. был принят указ о вольных хлебопашцах , позволявший крепостным выкупаться на свободу с землей, но с согласия помещика. Лишь очень немногие крепостные смогли воспользоваться доброй волей своих помещиков. (За время царствования Александра I - 47 тыс. душ мужского пола).

    АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

    ЦЕНТР РЕГИОНАЛЬНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

    Центр прикладной политологии

    Мухаметов Руслан Салихович

    ВВЕДЕНИЕ

    Доклад «Основные направления внутренней политики России в 2012-2014гг., подготовленный Центром региональных политических исследований УРФУ и Центром прикладной политологии, ставит своей целью описать основные направления политического развития страны в указанный период.

    Основной текст доклада представляет собой описание основных тенденций внутренней политики России в этот период, а также их причин.

    Первое направление , которое наблюдается в российской внутренней политики, - консервативная волна. Она проявляется в принятии законопроектов, направленных на защиту населения от внешнего (западного) влияния.

    Во-первых, судебный процесс и приговор участницам панк-группы Pussy Riot. 21 февраля 2012 года пять девушек пришли в храм Христа Спасителя в Москве и, надев маски, провели так называемый «панк-молебен» «Богородица, Путина прогони». Хамовнический суд Москвы приговорил трех участниц акции к двум годам лишения свободы в колонии общего режима, признав их виновными в хулиганстве.

    Во-вторых, принятие закона о защите чувств верующих. Согласно данному закону, человеку, который публично оскорбит религиозные чувства граждан, грозит либо штраф в размере до 300 тысяч рублей, либо обязательные работы на срок до 200 часов, либо лишение свободы на срок до 3 лет. Осквернение объектов религиозного почитания может грозить нарушителю штрафом от 100 тысяч до 500 тысяч рублей, либо обязательными работами на срок до 400 часов, либо лишением свободы на срок до 5 лет. Одним из главных поводов для принятия подобного законопроекта стало дело участниц Pussy Riot.

    В-третьих, принятие ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Документ налагает запрет на популяризацию нетрадиционных форм сексуальных отношений среди несовершеннолетних. В частности, за такую пропаганду грозит штраф для граждан в размере от 4 до 5 тысяч рублей, для должностных лиц - от 40 до 50 тысяч рублей, для юридических лиц - от 800 тысяч рублей до одного миллиона рублей.

    В-четвертых, 3 июля 2013 года Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон, направленный на защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Федеральным законом вводится запрет на усыновление (взятие по опеку или попечительство) детей лицами, состоящими в союзе, заключённом между лицами одного пола.

    С нашей точки зрения, принятие данных законов являлось ответом на протестную волну конца 2011 - начала 2012 годов. Это серия протестных акций, прошедших в период с 5 декабря 2011 года по 6 мая 2012 года (митинги на Чистых прудах, Болотной площади, проспекте Академика Сахарова, «Марш миллионов» и т.д.). По данным социологов, преобладающей группой на акциях были люди, которые придерживались либерально-демократических взглядов. Большинство участников митингов имели высшее образование. Главным источником информации о митингах для протестующих был Интернет. Подавляющее большинство протестующих были заняты в коммерческой сфере и достаточно высоко оценивали свое материальное положение. Как видно из представленных данных, протестующие отличались от большинства российского населения: по своей активности (уже потому, что они вышли на митинг), образованию, степени включенности в различные коммуникативные сети, благосостоянию и политическим предпочтениям. Отсюда возникли идеи про «креативный класс» и «рассерженных горожан». Предвыборный штаб Путина (протестная волна началась сразу после думских выборов и перед президентскими) решил противопоставить «сетевым хомячкам» (так называли «злые языки» представителей столичного «креативного класса»), либеральному меньшинству консервативное большинство, человека труда, остальной частью населения, которое во все большей степени рассматривается в качестве опоры власти.

    Второй тенденцией внутренней политики России является расширение возможностей властей по ограничению нежелательного для Кремля контента в сети Интернет. Что на это указывает?

    Во-первых, регистрация (добровольная) интернет-сайтов в качестве средств массовой информации. Иными словами, сайт может быть зарегистрирован как СМИ только в том случае, если его владельцы сами подали соответствующее заявление. Если сайт не получил или не обратился за регистрацией, он не является СМИ.

    Во-вторых, с 1 ноября 2012 года в России функционирует Единый реестр интернет-сайтов, содержащих информацию, распространение которой на территории России запрещено. Речь идет о детской порнографии, инструкциях по суицидам и по изготовлению наркотиков. В этом случае возможно досудебное закрытие сайтов.

    В-третьих, с 1 августа 2013 года действует «антипиратский закон», который позволяет блокировать интернет-сайты, на которых нелегально размещены фильмы и ссылки на них.

    В-четвертых, с 1 февраля 2014 года действуют нормы, расширяющие основания для блокировки интернет-сайтов. Причиной досудебной блокировки может стать информация, которая, по мнению властей, содержит призывы к массовым беспорядкам, экстремистской деятельности и участию в массовых (несанкционированных) мероприятиях.

    В-пятых, с 1 августа 2014 года популярные блогеры стали приравниваться к средствам массовой информации. Блогерам, у которых более 3 тыс. читателей, придется работать по правилам СМИ: соблюдать правила предвыборной агитации, не распространять экстремистские материалы, маркировать свои издания по возрастной категории. В случае нарушения закона предусматривается штраф от 10 до 30 тыс. руб. для физических лиц и от 50 до 300 тыс. руб. для юридических. В случае повторения нарушения - от 30 до 50 тыс. руб. для физических и от 300 до 500 тыс. руб. для юридических лиц.

    Наконец, президент России Владимир Путин подписал закон, вводящий реальные тюремные сроки за призывы к экстремизму в Интернете. В старой редакции уголовная ответственность наступает за публичные (в том числе с использованием СМИ) призывы к экстремизму и возбуждение ненависти. Теперь зафиксировано, что публичными считаются и высказывания в Интернете. За данное преступление будут грозить принудительные работы или лишение свободы на срок до пяти лет.

    Как нам представляется, интернет-пространство в России (особенно соцсети, микроблоги и т.д.) остается той средой, где представители оппозиционных сил могут относительно свободно выражать свои политические предпочтения. Кроме того, соцсети сыграли большую роль в организации акций протеста в конце 2011 - начале 2012 годов. Поэтому принятие данных законов является, с одной стороны, ответом властей на митинговую активность, а с другой, работой по недопущению повторения подобных акций в 2016-2018 годах, когда будут следующие парламентские и президентские выборы.

    Третье направление - это ужесточение законодательства о митингах. Что об этом говорит? Во-первых, 8 июня 2012 года Владимир Путин подписал закон, который усиливает ответственность за нарушение правил при организации и проведении митингов. Согласно новым правилам, максимальный размер административного штрафа для граждан составляет до 300 тысяч рублей, для юридических лиц - до одного миллиона рублей. Закон запрещает участникам публичных акций использовать маски и иным образом скрывать свое лицо, приходить на митинг в состоянии опьянения. Кроме того, местная власть должна выделить специальные места для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений.

    Во-вторых, 22 июля 2014 года президент РФ Владимир Путин подписал закон, ужесточающий наказание за нарушение порядка организации митингов, демонстраций, шествий и пикетов. Так, за неоднократное нарушение порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования грозит штраф в размере от 600 тысяч до 1 миллиона рублей, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные работы на срок от одного года до двух лет. До этого момента в Кодексе РФ об административных нарушениях за нарушение порядка организации и проведения массовых мероприятий была установлена административная ответственность.

    Наконец, президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон, которым ужесточается ответственность за организацию массовых беспорядков. Согласно тексту документа, организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, подготовка к организации таких массовых беспорядков или участия в них наказывается лишением свободы от 8 до 15 лет. Ранее максимальный срок составлял 10 лет.

    По нашему мнению, на принятие данных законопроекта повлияли два фактора. Первый - воспоминания об акциях протеста 2011-2012 годах. Второй - это ответная реакция Кремля на украинские события. Евромайдан показал, что акции протеста могут привести к смене власти в государстве. С целью недопущения подобного сценария в России в Кремле решили принять превентивные меры.

    Четвертым направлением является ужесточение регулирования деятельности НКО. В подтверждении данного утверждения приведем несколько фактов.

    Во-первых, 21 июля 2012 года Владимир Путин подписал закон, который обязал НКО, занимающиеся политической деятельностью и получающие финансирование из-за рубежа, принимать статус «иностранных агентов» с занесением в специальный реестр. По этому закону после того, как Минюст или прокуратура выявили у НКО функции иностранного агента, они выносят ей предупреждение о необходимости подать заявление о включении в реестр иностранных агентов. Если НКО предписание не выполняет, то на нее налагается штраф.

    Первыми организациями, получившими штраф за отказ регистрироваться в качестве иностранного агента, стали ассоциация «Голос» и фонд «Костромской центр поддержки общественных инициатив». В апреле 2014 года Конституционный суд признал соответствующими Основному закону требования закона регистрироваться в качестве иностранных агентов для НКО, получающих средства из-за рубежа и занимающихся политической деятельностью.

    Во-вторых, в июне 2014 года вступил в силу закон, который предоставляет Минюсту право вносить некоммерческую организацию в реестр иностранных агентов по результатам проведенной проверки. Иными словами, в случае если Минюст или прокуратура обнаружат, что НКО соответствует критериям иностранного агента, организация будет принудительно включена в реестр иностранных агентов. На основании этого закона Министерство юстиции РФ внесло в перечень НКО - «иностранных агентов» несколько общественных организаций. В список включены:

    Автономная некоммерческая научно-исследовательская организация «Центр социальной политики и гендерных исследований»;

    Автономная некоммерческая организация «Научный центр международных исследований «ПИР»;

    Автономная некоммерческая организация «Юристы за конституционные права и свободы»;

    Ассоциация некоммерческих организаций «В защиту прав избирателей «ГОЛОС»;

    Калининградская региональная общественная организация «Экозащита-Женсовет»;

    Межрегиональная Ассоциация правозащитных общественных объединений «АГОРА»;

    Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр «Мемориал»;

    Некоммерческая организация Фонд «Костромской центр поддержки общественных инициатив»;

    Некоммерческое партнерство «Содействие развитию конкуренции в странах СНГ»;

    Региональная общественная организация в защиту демократических прав и свобод «ГОЛОС» .

    Таким образом, для России на данном этапе характерна, говоря о взаимодействии государства и «третьего сектора», модель «борьбы с противником». В рамках этой модели представители государства видят в лице независимых НКО, особенно правозащитного толка, не желающих «встраиваться» в патерналистскую модель, опасность для собственной власти и стараются осложнить их деятельность или даже их закрывать. При этом финансирование из международных фондов трактуется как превращение такой организации в «агента иностранного влияния».

    Пятой тенденцией внутренней политики России можно считать политические репрессии против отдельных представителей внесистемной оппозиции, лидеров и участников протестной волны конца 2011 - начала 2012 годов. Согласно Закону РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991г., политические репрессии - различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам. Под политическими мотивами понимаются реальные основания неприемлемых в демократическом обществе действий или бездействия правоохранительных и судебных органов, иных субъектов властных полномочий, направленных на достижение хотя бы одной из следующих целей:

    а) упрочение либо удержание власти субъектами властных полномочий;

    б) недобровольное прекращение или изменение характера чьей-либо публичной деятельности.

    Можно выделить несколько способов борьбы российской власти с теми оппонентами и критиками, которые не идут на диалог с ними.

    Первый способ - запрет на профессию. Так, 24 февраля 2014 года Владимир Путин подписал закон, запрещающий гражданам, отбывшим наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления, в течение длительного времени баллотироваться в губернаторы и президенты РФ. По принятому закону лица, осужденные за тяжкие преступления, смогут баллотироваться по истечении 10 лет со дня снятия или погашения судимости, а осужденные за особо тяжкие преступления - по истечении 15 лет.

    Второй способ - помещение под домашний арест. В качестве примера можно привести лидера оппозиционного движения «Левый фронт» Сергея Удальцова, который находился под домашним арестом с 9 февраля 2013 года, и Алексея Навального (с 28 февраля 2014 года и по настоящее время). Данная мера пресечения предполагает запрет пользоваться сетью Интернет, мобильным и домашним телефонами, а также осуществлять почтовые отправления. Иными словами, главная цель этого способа - информационная изоляция лидеров протестной волны 2011-2012 гг. и представителей внесистемной оппозиции.

    Третий способ - реальные сроки. Такое наказание получили организаторы и участники акций протеста в рамках т.н. «Болотного дела». Так, 9 ноября 2012 года Максим Лузянин был приговорён к 4,5 года. 25 апреля 2013 Константин Лебедев Мосгорсудом приговорён к 2,5 годам (6 мая 2014 года вышел досрочно из СИЗО). 24 февраля 2014 года Замоскворецкий суд Москвы назначил восьми фигурантам «болотного дела» от трех лет и трех месяцев условно до четырех лет колонии. 24 июля 2014 года Мосгорсуд признал виновными в организации массовых беспорядков координатора «Левого фронта» Сергея Удальцова и помощника депутата Госдумы Леонида Развозжаева. Они получили по 4,5 года колонии. В августе 2014 года Замоскворецкий суд Москвы вынес приговор второй партии фигурантам «болотного дела», обвиняемым в массовых беспорядках на Болотной площади Москвы в 2012 году. По решению судьи Алексей Гаскаров и Александр Марголин проведут в колонии 3,5 года, Илья Гущин - 2,5 года, Елена Кохтарева приговорена условно к 3 годам и 7 месяцам.

    Таким образом, политические репрессии носят точечный характер и направлены на организаторов протестной волны и представителей радикальной оппозиции.

    Шестой тенденцией внутренней политики России в 2012-2014гг. является «национализация элит». Это термин используется для условного обозначения ряда законодательных инициатив, вводящих ограничения для чиновников. В частности, весной 2013 года президент РФ Владимир Путин подписал закон о запрете для лиц, занимающих государственные должности, иметь счета и активы за рубежом. Под действие запрета попадают президент, глава правительства, генпрокурор, их заместители, губернаторы, мэры городов, депутаты всех уровней и т.д. Однако данная категория граждан может иметь недвижимое имущество за пределами РФ, но такое имущество должно быть задекларировано.

    4 августа 2014 года вступил в силу закон о двойном гражданстве. Согласно этому закону, гражданин РФ обязан в двухмесячный срок уведомить ФМС о наличии второго гражданства или вида на жительство в другом государстве. За утаивание паспорта иной страны предусмотрена теперь уголовная ответственность.

    «Национализация элит» обусловлена тем, чтобы госслужащие, особенно участвующие в обсуждении вопросов суверенитета и национальной безопасности, были как можно меньше связаны и зависимы от иностранных государств и как можно больше от России.

    Седьмым направлением является пересмотр избирательного законодательства. Первым под пересмотр попал законопроект о возвращении прямых губернаторских выборов. В апреле 2012 года по инициативе президента России Дмитрия Медведева был принят федеральный закон, предусматривающий возвращение прямых выборов глав регионов. Правда парламентарии ограничили круг лиц, которые смогут баллотироваться на этот пост. В частности, выдвижение кандидата от партии или самовыдвиженца должны поддержать от 5% до 10% муниципальных депутатов. 2 мая 2012 года президент Медведев подписал данный федеральный закон. Однако в апреле 2013 года уже президент Владимир Путин подписал закон, наделяющий регионы правом выбирать губернатора не прямым голосованием населения региона, а голосованием в местном парламенте по нескольким кандидатурам. Здесь необходимо отметить, что второй вариант неофициально предназначен только для ряда регионов, главным образом, республик Северного Кавказа.

    Вторым под пересмотр попал закон, освобождающий политические партии от сбора подписей для участия в любых выборов, за исключением президентских. 2 мая 2012 года Президент России Дмитрий Медведев подписал закон, который освобождал партии от необходимости собирать подписи во всех случаях, кроме участия в президентских выборах. Однако уже 24 февраля 2014 года президент Владимир Путин подписал закон, по которому для участия в выборах депутатов ГД партиям придется собрать подписи не менее 200 тысяч избирателей. От данной процедуры освобождаются те партии, которые на ранее прошедших парламентских выборах получили не менее 3% голосов или провели хотя бы одного депутата в региональный парламент. В итоге без сбора подписей не прошла ни одна федеральная кампания.

    С нашей точки зрения, возвращение прямых губернаторских выборов и либерализация партийного законодательства - это был ответ российских властей на требования о демократизации, прозвучавшие в ходе митингов на Чистых прудах (5 декабря 2011 г.) и на Болотной площади (10 декабря 2011 г.). Данный ответ был озвучен 15 декабря Владимиром Путиным во время прямой линии и 22 декабря Дмитрием Медведевым в послании к Федеральному собранию. Они были призваны снизить напряженность и показать готовность власти к диалогу с гражданским обществом. В том, что эти законы были пересмотрены, нет ничего удивительного, т.к. они были инициированы не под воздействием внутренних позывов, а под влиянием внешних факторов. Поэтому после спада протестных настроений, которые и явились причиной либерализации политической системы, у властей не стало необходимости следовать этим законам в том виде.

    Восьмой тенденцией стало расширение полномочий президента и спецслужб. В частности, президент получил право по представлению генпрокурора назначать региональных прокуроров. До этого их назначал сам генпрокурор. Кроме того, президент получил право представлять Совету Федерации кандидатуры на должности заместителей генпрокурора. Ранее заместители генпрокурора назначались самим генпрокурором. Кроме того, были расширены полномочия сотрудников ФСБ, которые получили право не только проверять удостоверяющие личность документы, но и проводить личный досмотр граждан и находящихся при них вещей, досмотр транспорта, если есть основания подозревать этих лиц в совершении преступлений. До сих пор это было прерогативой сотрудников МВД. Расширение полномочий и возможностей ФСБ рассматривалось как оперативная мера на теракты в Волгограде . Первый из двух взрывов в Волгограде прогремел утром 29 декабря 2013г. на железнодорожном вокзале. В результате теракта погибли 18 человек. Взрыв рейсового троллейбуса на следующий день унес жизни еще 16 человек.

    С нашей точки зрения, новые возможности сотрудников ФСБ могут использоваться не только по прямому назначению (антитеррористическая деятельность), но и для борьбы с нелояльными Кремлю лицами.

    Наконец, последним направлением выступает запрет в стране на исторические дискуссии. 26 января 2014 года, накануне празднования 70-летней годовщины освобождения Ленинграда от фашистской блокады в 1944 году, на сайте и в эфире телеканала «Дождь» появился опрос. Аудитории предложили ответить на вопрос: «Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней?». Представители всех думских фракций единогласно осудили опрос телеканала «Дождь», назвав его кощунственным и оскорбляющим память ветеранов Великой Отечественной войны. После этого о прекращении сотрудничества с телеканалом объявили многие кабельные сети.

    С точки зрения власти, телеканал «перешел красную линию». Тема блокады Ленинграда, а в более широком контексте - победы Советского Союза в Великой Отечественной войне относится к числу священных для значительной части российского общества. Это один из немногих вопросов, которые носят консенсусный характер. В понимании власти - это своего рода «духовная скрепа», которая способствует консолидации общества. Поэтому поставленный «Дождем» вопрос воспринимается властью чуть ли не как «вражеский». Кроме того, как нам представляется, опрос явился и поводом наказать оппозиционный телеканал. «Дождь» считается одним из последних СМИ, представляющих точку зрения внесистемной оппозиции (он обнародовал антикоррупционные расследования Алексея Навального). Другими словами, данное СМИ вызывало сильное неприятие своими симпатиями лидерам протестного движения и критичной по отношению к власти позицией.

    Результатом стал закон о «реабилитации нацизма», который 5 мая 2014 года был президентом подписан. В соответствии с новым нормативно-правовым актом, лица, одобряющие преступления нацистских преступников или отрицающие их, а также распространяющие заведомо ложную информацию о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, должны наказываться штрафом в размере 300 тысяч рублей или лишением свободы на срок до трех лет.

    Как нам представляется, данный закон формально оформляет «победу СССР в ВОВ» от посягательств ее пересмотреть или поставить под сомнение или уменьшить роль СССР в разгроме гитлеровской Германии. Праздник 9 мая и тема победы в ВОВ является главной объединяющей, цементирующей субстанцией российского общества. Другие даты и события отечественной истории на данный момент либо разъединяют граждан либо не являются актуальными. Поэтому основной месседж данного закона - руки прочь от «священной коровы».

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Таким образом, для внутренней политики страны в 2012-2014 годах характерны следующие тенденции:

    консервативная волна;

    расширение возможностей властей по ограничению нежелательного для Кремля контента в сети Интернет;

    ужесточение законодательства о митингах;

    ужесточение регулирования деятельности НКО;

    политические репрессии против отдельных представителей внесистемной оппозиции, лидеров и участников протестной волны конца 2011 - начала 2012 годов;

    «национализация элит»;

    пересмотр избирательного законодательства;

    расширение полномочий президента и спецслужб;

    запрет в стране на исторические дискуссии.

    Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина

    Институт социальных и политических наук

    Департамент политологии и социологии

    Кафедра теории и истории политической науки

    Центр прикладной политологии

    Основными направлениями внешней политики Российской Федерации в современных условиях являются:

    Недопущение изоляции РФ по основным стратегическим азимутам (США, Европа, Азия);

    Создание благоприятной для России среды в ближнем зарубежье, содействие интеграционным процессам на постсоветском пространстве;

    Интеграция в международные экономические и политические структуры;

    Участие в урегулировании международных конфликтов, в борьбе с международным терроризмом и преступностью, решении экологической, энергетической, ресурсной, информационной и других глобальных проблем.

    Важным аспектом деятельности дипломатов стало установление связей со странами “ближнего зарубежья”. 5 лет существования СНГ показали, что Содружество не состоялось в том качестве интеграционного объединения государств, в каком оно первоначально провозглашалось. Принятые в его рамках совместные решения (более 800), в том числе Договор об экономическом союзе (1993), Соглашение о Межгосударственном экономическом комитете (1993), Договор о коллективной безопасности (1992-1994), фактически остались на бумаге. Координирующие институты не оказывали заметного влияния на ход событий. Пробивавшиеся с трудом ростки интеграции, за редкими исключениями, были следствием не коллективных, а двусторонних договоренностей.

    Объем торговых отношений РФ с партнерами по Содружеству со второй половине 90-х гг. сократился. Продолжали накапливаться противоречия в политической, правовой и информационной сферах. Неудовлетворенность ходом дел проявилась на встрече глав государств - членов Содружества в апреле 1997 г. Все более очевидно проявилась тенденция к образованию в СНГ особых “интеграционных узлов” (группа Центрально-Азиатских стран, Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии, Союз России и Белоруссии, Украинско-Кавказская “ось” и т.д.). Государствам, стремящимся развивать сотрудничество, приходится делать это вне институтов СНГ.

    Серьезную роль в ослаблении интеграционных тенденций сыграла целенаправленная политика Запада и ряда мусульманских государств, поощряющих дистанцирование стран СНГ от России. При всей важности экономических связей с РФ началась их переориентация на Западную Европу и страны Среднего Востока. Обозначилось тяготение к различным внешним группировкам государств (“восьмерка” исламских государств, инициированная Турцией, организация ЭКО, создаваемая по предложению С. Ниязова; тяготение Украины к НАТО).

    Специфика интересов отдельных стран, возникших на постсоветском пространстве, привела к возникновению в СНГ нескольких уровней интеграции. Менее всего она проявляется в отношениях России с Украиной, Азербайджаном, Туркменистаном. На более высокий уровень вышли отношения с Казахстаном и Киргизией. Растущее стремление к сближению с Россией проявляется в Армении. Наконец, несмотря на противодействие влиятельных внутренних и внешних сил, в апреле 1997 г. заключен договор о создании Союза России и Белоруссии и принят его Устав. 25 декабря 1998 г. президенты Б. Ельцин и А. Лукашенко подписали декларацию о создании в 1999 г. союзного государства. В документе говорилось, что государства сохраняют национальный суверенитет.


    На Востоке постсоветского пространства наибольшее значение для России имеют отношения с Казахстаном - прежде всего, потому что немногим менее половины жителей этой страны - русские и русскоязычные. На Казахстан приходится самая протяженная часть южных российских границ. В свое время экономика значительной части Сибири и Южного Урала создавалась как единый комплекс с экономикой Казахстана. С одной стороны, налицо позитивные сдвиги в интеграции - Россия и Казахстан вместе с Белоруссией и Киргизией заключили Таможенный Союз. С другой стороны, в отношениях двух стран пока превалируют чисто утилитарные задачи (поставки в РФ “целинного зерна”, использование космодрома Байконур и др.), мало внимания уделяется политическому и военному сотрудничеству.

    Оценивать внешнюю политику РФ за 1997-2000 гг. однозначно нельзя. Президент Б.Н. Ельцин дал высокую оценку усилиям дипломатов по установлению стратегического партнерства со странами Запада. В то же время, будучи министром иностранных дел, Е. Примаков заявил, что попытки Москвы установить особые отношения с Западом после распада СССР не увенчались успехом.

    1997 г. ознаменовался включением РФ в “большую семерку” и Организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, а также подписанием соглашений по разоружению и сотрудничеству с НАТО.

    2 сентября 1998 г. в Москве состоялась встреча на высшем уровне Президентов РФ и США Б. Н. Ельцина и Б. Клинтона. Основным обсуждаемым вопросом была экономическая помощь США России. Главный итог встречи - Америка обеспокоена положением дел в российской экономике, но пережить кризис России предстоит самостоятельно.

    Рубежом в отношениях России с Западом стал балканский кризис, разразившийся в марте 1999 г. Обвинив Югославию в притеснении албанского населения в провинции Косово, 19 стран НАТО во главе с США 24 марта начали бомбардировки традиционного союзника России. Вскоре в западных странах стало ясно, что удар нанесен по отношениям с Россией. Еще большую напряженность между Россией и Западом создала возобновившаяся чеченская война.