Получив боевое крещение в 1942 году младшим сержантом, Скоморохов прошёл всю войну, закончил её майором, Героем, вскоре ставшим дважды, одержал 46 личных побед, не потерял в бою ни...

Получив боевое крещение в 1942 году младшим сержантом, Скоморохов прошёл всю войну, закончил её майором, Героем, вскоре ставшим дважды, одержал 46 личных побед, не потерял в бою ни одного своего самолёта, не получил ни одного ранения… Фатальна его гибель в 1994 году в автокатастрофе на 38-м километре Горьковского шоссе, напротив ворот Военно — Воздушной академии, которую он возглавлял много лет.

Николай Михайлович родился 19 мая 1920 года на Волге, в селе Лапоть (ныне село Белогорское) Саратовской губернии. Ему едва минуло 10 лет, когда в поисках заработка семья переехала в Астрахань. Здесь он закончил ФЗУ, работал на заводе имени III Интернационала. Когда в вечерней школе он получил 7-классное образование, его приняли в библиотечный техникум, а вскоре и в Астраханский аэроклуб. Здесь в декабре 1940 года юноша был призван в армию и получил направление в Батайскую военную авиационную школу. Сразу после окончания лётной школы младший сержант Скоморохов был направлен в 164-й ИАП, вооружённый самолётами ЛаГГ-3.

Николай Скоморохов на фронт попал только в ноябре 1942 года, когда шли ожесточённые сражения на Волге у Сталинграда и в горах Кавказа. Первые боевые вылеты он совершил над Черноморским побережьем Кавказа, когда 164-й истребительный авиаполк (295-я истребительная авиационная дивизия под командованием Героя Советского Союза Николая Баланова), базировался на Адлерском аэродроме.

На боевые операции посылались опытные лётчики, а ему, новичку, чаще всего приходилось в паре с кем — то совершать разведывательные полёты. И хотя они были тоже ответственными боевыми заданиями, Николаю хотелось настоящего дела. В одном из вылетов он едва не погиб, когда его истребитель отсекли от группы своих самолётов и зажали «Мессеры». Лишь исключительная природная одарённость Скоморохова как пилота позволила ему тогда уйти от преследователей. Наиболее ярко выраженной была его способность пространственной ориентации, основанная на особой устойчивости вестибулярного аппарата и оптимальной вазомоторной реакции организма в критических условиях.

Свой боевой счёт Николай открыл в январе 1943 года одном из вылетов над горами севернее Лазаревской. Над линией фронта Скоморохов обнаружил разведчик FW-189 и атаковал его сверху. Казалось, длинная очередь изрешетила «Раму». Но когда Николай развернулся, чтобы проследить за падением вражеской машины, то с удивлением заметил, что она держится в воздухе и даже маневрирует, уклоняясь от очередной атаки. Поединок длился несколько минут. Наконец Скоморохов, нацелив свой ЛаГГ-3 в лоб противнику, расстрелял его. Как ему тогда показалось, он нашёл ключ к победе.



Но… шли дни, росло число боевых вылетов, а количество сбитых вражеских самолётов оставалось прежним — один. Уже несколько воздушных боёв закончились для него безуспешно. Пришлось, в нелётные дни, засесть за учёбу — вникать в схемы и физические рассчёты, глубже познавать теорию стрельбы. И это принесло ему успех. Число побед стало быстро рости.

В марте 1943 года, до перевооружения на новые истребители Ла-5, он сбил на «ЛаГГе» 3 вражеских самолёта — FW-189, Ju-87 и Ме-109. Как ас он был признан 14 июня 1943 года, после боя над своим аэродромом — Нижней Дуванкой, когда, как в пропагандистском фильме, поднялся в воздух прямо с партсобрания, где обсуждали его кандидатуру в партию. Используя невысокую облачность, он с ведомым В. Шевыриным сбил 2 FW-190 и в мокрой от боя гимнастёрке менее чем через час вновь предстал перед импровизированным президиумом.


В боях на Курской дуге Скоморохову довелось сбить 2 Ме-109. Один из них в критической, смертельно опасной ситуации, когда ему удалось запустить заглохший в воздухе двигатель и расправиться с уже предвкушавшим лёгкую добычу противником. В конце августа забытому в сержантах лётчику было наконец присвоено звание младшего лейтенанта.

Среди тех, кто оказал на него, как на истребителя, наибольшее влияние Скоморохов всегда называл командира 31-го ИАП Г. Д. Онуфриенко. Отважный воздушный боец, сильный пилотировщик, тактически грамотный и гуманный командир, обаятельный «сталинский сокол» Герой Советского Союза Григорий Онуфриенко вызывал восхищение большинства общавшихся с ним людей. В скромном и застенчивом, немного нескладном парне он разглядел будущего аса, воспринял его как равного, по возможности опекал его на земле и в воздухе.


Старший лейтенант Николай Скоморохов в кабине своего «Лавочкина».

Вскоре Николай был назначен командиром звена, стал летать в качестве ведущего группы. Первое же задание во главе четвёрки Ла-5 Скоморохов выполнил блестяще. Вот что записано об этом боевом вылете в личном деле героя:

«4.12.1943 года. Выполнял задание на сопровождение группы Ил-2. В районе цели штурмовики были атакованы 8 самолётами Ме-109. Несмотря на численное превосходство противника, Скоморохов смело вступил в бой. Дерзкими атаками, с большим риском для жизни, он расстроил боевые порядки вражеских истребителей, сорвал их замысел и дал возможность «Ильюшиным» полностью выполнить боевое задание. В воздушной схватке Скоморохов лично сбил 2-х «Мессеров», принудив остальных покинуть поле боя. Лётчики 951-го штурмового авиационного полка, вернувшись на аэродром, устроили старшему лейтенанту Скоморохову торжественную встречу».

С коморохов Николай Михайлович

Родился 19 мая 1920 года в селе Лапоть, ныне село Белогорское Красноармейского (бывшего Золотовского) района Саратовской области в семье крестьянина. Русский. До 1935 года учился в средней школе, затем окончил школу ФЗУ, работал слесарем и токарем на астраханском заводе имени III-го Интернационала, окончил библиотечный техникум. С 1939 года учился в техникуме и аэроклубе.

В декабре 1940 года добровольно ушёл в Красную Армию. В марте 1942 года окончил Батайскую военную авиационную школу пилотов. Рядовым лётчиком Н.М. Скоморохов начал воевать в декабре 1942 года.


Николай Скоморохов на фронт попал только в ноябре 1942 года, когда шли ожесточённые сражения на Волге у Сталинграда и в горах Кавказа. Первые боевые вылеты он совершил над Черноморским побережьем Кавказа, когда 164-й истребительный авиаполк (295-я истребительная авиационная дивизия под командованием Героя Советского Союза Николая Баланова), базировался на Адлерском аэродроме.

В январе 1943 года одержал первую победу над врагом. Воевал в составе 5-й и 17-й воздушных армий на Закавказском, Северо-Кавказском, Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах. Принимал, участие в обороне и освобождении Кавказа, освобождении Украины, Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии, разгроме врага на территории Австрии.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за 483 боевых вылета, во время которых он сбил лично 25 и в составе группы 8 самолетов противника и штурмовыми действиями уничтожил: 3 самолета противника, 13 повозок с боеприпасами, 1 склад с горючим, 9 железнодорожных вагонов капитану Скоморохову Николаю Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

В боях за город Будапешт (Венгрия) капитан Скоморохов Н.М. сбил 2 самолета из "бриллиантовой эскадры" гитлеровских военно-воздушных сил.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за 520 боевых вылетов и 35 лично сбитых самолетов противника майор Скоморохов Николай Михайлович удостоен второй медали "Золотая Звезда".

Всего во время Великой Отечественной войны Н.М. Скоморохов совершил 605 боевых вылетов, провёл более 130 воздушных боев, сбил лично 46 фашистских самолетов и 8 самолетов в группе, а также уничтожил на земле 3 бомбардировщика противника. Невероятно, но сам Скоморохов ни разу не был ранен, его самолет не горел, не был сбит, за всю войну не получил ни одной пробоины.


В послевоенные годы окончил Военную академию имени М.В.Фрунзе и Военную академию Генерального штаба. Избирался депутатом Верховного Совета СССР. Служил командиром истребительной авиационной дивизии, 1-м заместителем командира и командиром истребительного авиационного корпуса, командующим воздушной армией, в 1973-1988 годах - начальником Военно-воздушной академии имени Ю.А.Гагарина, в 1988-1992 годах - военным инспектором-советником группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. С января 1992 года - в отставке.

Жил в Москве. Трагически погиб в автомобильной катастрофе 14 октября 1994 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок 11).

Маршал авиации (1981), Заслуженный военный лётчик СССР.

Награждён орденами Ленина (1945), Октябрьской Революции (1980), 5-ю орденами Красного Знамени (1943, январь 1944, декабрь 1944, 1945, ...), орденами Александра Невского (1944), 2-я орденами Отечественной войны 1-й степени (1944, 1985), Красной Звезды (1956), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 2-й (1988) и 3-й (1975) степени, медалями "За боевые заслуги" (1951), "За оборону Кавказа", "За взятие Будапешта", "За взятие Вены", "За освобождение Белграда", "За безупречную службу" 1-й степени и другими медалями, а также венгерским орденом Красного Знамени (1955), югославским орденом "Партизанская звезда" 1-й степени (1945), болгарскими медалями "Отечественная война" и "20 лет Болгарской Народной армии".

Николаю Михайловичу Скоморохову посвящена песня Владимира Высоцкого "Песня о погибшем друге"

На берегу Волги возле Белогорского стоит открытый в 1975 году монумент лётчикам участникам Великой Отечественной войны - боевой самолет-истребитель. Оригинальные надписи на постаменте не сохранились, их заменили рисунки по бокам и надпись «Славным соколам, защитникам Отечества от благодарных земляков» на лицевой стороне.


В его родном селе Белогорское Красноармейского района Саратовской области в 1953 установлен бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза Н.М. Скоморохова и открыт дом-музей. В г. Красноармейске именем Н. М. Скоморохова назван проспет.




В музее г. Красноармейска

Пожелтевшее фото –

Эскадрилья моя.

Только что из полета

Возвратились друзья.

Грозовая эпоха

Дышит в лица бедой.

Молодой Скоморохов.

Кожедуб молодой...

Вновь ракета взовьется,

И из огненных трасс.

Может быть, не вернется

Нынче кто-то из нас,

Будет спать этот кто-то

Под фанерной звездой,

А на стареньком фото

Он такой молодой!..

Полчаса передышки

Шлемофоны в траве.

Лейтенанты-мальчишки

Соколиных кровей!..

О погибших - ни вздоха,

Только складки у губ...

Молодой Скоморохов,

Молодой Кожедуб...

Что так грустно молчишь ты,

Седовласый мой друг?

Лейтенанты-мальчишки

В сердце ожили вдруг.

Годы в огненной дымке

Встали горной грядой.

А на стареньком снимке

Ты - такой молодой!..

Скоморохов Николай Михайлович, маршал авиации, дважды Герой Советского Союза. Родился 19 мая 1920 г. в с. Лапоть Саратовской области 2 . Участник Великой Отече­ственной войны с 29 ноября 1942 г. по 9 мая 1945 г.

Был пилотом, командиром звена и командиром эскад­рильи. Участвовал в боях на Закавказском, Северо-Кавказ­ском, Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах в 295-й истребительной авиационной дивизии, принимал участие в обороне и освобождении Кавказа, Украины, Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и Австрии.

В 1949 г. окончил Военную академию им. М.В. Фрунзе, а в 1958 г. - Военную академию Генерального Штаба. Ко­ мандовал полком, дивизией, корпусом и 17-й Воздушной армией. С 1973 по 1988 г. был начальником Военно-воздуш­ ной академии им. Ю.А. Гагарина. С 1988 г. советник Груп­ пы генеральных инспекторов МО СССР. С 1992 по 1994 г. - председатель Российского комитета ветеранов войны. Н.М. Скоморохов стоял у истоков создания Международно­го общественного фонда «Победа-45», являясь его первым президентом. Участник Парада Победы в Москве 24 июня 1945 г. 9 мая 1985 г. на Параде в честь 40-летия Победы ему было доверено пронести Знамя Победы по Красной площади.

Other drugs are used to treat diabetes. You may have heard about Viagra manufacturer coupon It is also known as Sildenafil. Although erectile malfunction is more common in men over sixty, men of any age can develop erectile problems. Sexual dysfunction can influence the quality of existence. Low libido isn"t the same as impotency, but numerous similar aspects that stifle an erection can also dampen your libido. While the medication is credited with improving nausea, it may also kill the mood in bedroom. If you have disappointment getting an erection, it"s considerable to see a certified physician before taking any sort of drugs.

Заслуженный военный летчик СССР, доктор военных наук, профессор. Автор более 140 научных трудов. Им на писаны и изданы документально-автобиографические пове сти «Боем живет истребитель» (М., 1975; М., 1981; Прага, 1985); «Служение Отчизне» (Саратов, 1977); романы «Ре зерв высоты» (М., 1987; М., 1994; Киев, 1987); «Предел риска» (М., 1991; Киев, 1995).

За мужество и героизм, проявленные в годы войны, за образцовое выполнение воинского долга Н.М. Скоморохов дважды удостоен звания «Герой Советского Союза», на­гражден орденом Ленина, пятью орденами Красного Зна мени, орденом Александра Невского, двумя орденами Оте­ чественной войны 1-й степени, орденами Красной Звезды, Октябрьской революции, «За службу Родине в Вооружен­ ных Силах СССР II и III степени, многими медалями и ино странными орденами - Боевого Красного Знамени (Венгрия), «Партизанской Звезды 1-й степени» (СФРЮ, Югославия), Красного Знамени (Народная Республика Болгария), «За бое­ вые заслуги» (Народная Республика Монголия) и медалями.

Трагически погиб в автомобильной катастрофе 14 ок­ тября 1994 года.

Конец 1944 г. В небе над Будапештом ожесточенный бой. В смертельной схватке - два самолета. Старшему лейтенанту Николаю Скоморохову достался серьезный противник. Силы почти равны. Но русский летчик оказался сильнее. Он сбил «Мессершмитта». Если бы не случай, так никогда и не узнал бы Н. Скоморохов, кем был сбитый им немецкий ас.

Через две недели в череде других - еще бой, такой же упорный и тяжелый. Похожий почерк: мгновенная реакция, же­лезная выдержка, ювелирное мастерство. Но и в этом бою Николай Скоморохов вышел победителем. Немецкий летчик выпрыгнул с парашютом из горящего самолета, его взяли в плен. И тут выяснилось: оказывается, сбит заместитель командира «Бриллиантовой эскадры» - гордости фашистских Люфтваффе! 3 . Летчики из ее состава в начале войны считали себя хозяевами воздушного океана. Они летали на современных машинах, в со­вершенстве владели техникой пилотирования и представляли собой серьезную опасность в небе.

Немец оказался опытным асом, на счету которого было 56 сбитых английских, французских, русских самолетов. Произо­шедшее он считал лишь нелепым случаем. Но когда узнал, что сбил его Скоморохов, сник и рассказал, что две недели тому назад тот же Скоморохов сбил командира «Бриллиантовой эс­кадры», и досадовал - как же так?! - их не предупредили! К этому времени слава о русском летчике была такова, что когда он поднимался в воздух, в шлемофонах немецких летчиков звучало грозное предупреждение: «Ахтунг! Ахтунг! В воздухе Скоморох!» И если была возможность, немцы предпочитали не ввязываться в заведомо неравный бой 4 .

В 1975 г. Владимир Высоцкий написал песню «О погиб­шем летчике» 5 и посвятил ее Н.М. Скоморохову и его погибше­му другу. Высоцкий не воевал (в начале войны ему было всего 3 года). Но воевали его отец, Семен Владимирович, и дядя, Алексей Владимирович. Оба они дружили семьями со Скомороховыми и часто собирались вместе, вспоминали боевое военное прошлое. На одной из таких встреч речь шла о том, как летчики «Бриллиантовой эскадры» сбили тезку Н.М. Скоморохова, капи­тана Николая Горбунова. Впечатления от услышанного, боль от потери друга, чувство вины, что не защитил, что остался в живых (сам Скоморохов в этом бою не участвовал), вдохновили Влади­мира Высоцкого на создание запоминающегося образа летчика, который не может смириться с гибелью друга.

... Он кричал напоследок

в самолете сгорая:

«Ты живи! Ты дотянешь!» -

доносилось сквозь гул.

Мы летали под Богом

возле самого рая, -

Он поднялся чуть выше и сел там,

ну а я - до земли дотянул.

Он уснул - не проснулся,

Он запел - не допел.

Так что я вот вернулся,

Глядите - вернулся, -

Ну а он - не успел.

Кто-то скупо и четко

Отсчитал нам часы

Нашей жизни короткой,

Как бетон полосы, -

И на ней - кто разбился,

Кто - взлетел навсегда …

Ну а я приземлился,

А я приземлился, -

Вот какая беда...

23 февраля 1945 г. Н.М. Скоморохов был удостоен высшей правительственной награды, ему присвоили звание «Герой Со­ветского Союза».

Из наградного листа:

«Представляется к правительственной награде - зва­нию «Герой Советского Союза» за 25 лично сбитых самоле­ тов противника. Все сбитые самолеты подтверждены.

На фронтах Отечественной войны находился с 29.11.42 года. За этот период имеет на своем личном счету 483 боевых вылета с налетом 467 часов 29 минут. Около 200 боевых вылетов произведены в сложных метеоуслови­ ях. Произвел 104 воздушных боя, в которых лично сбил 25 са­молетов противника, из них: 3 ФВ-189 6 , 10 ЖЕ-109 7 , 7 ФВ- 190 8 , 3 Ю-87 9 , 2 Ю-88 10 . Кроме этого в групповых боях сбито 8 самолетов противника, штурмовыми действиями уничто­жил: 3 самолета противника, 9 автомашин, 13 повозок с боеприпасами, 1 склад с горючим, 7 ж.д. вагонов, унич­тожил и рассеял до 150 фашистских солдат и офицеров.

В воздушных боях смел и храбр. Отличный стрелок - сбивает самолеты противника с одно-двух очередей [...]

4.12.43 года выполнял задание на сопровождение ИЛ- 2 11 . В районе цели штурмовики были атакованы 8-ю самоле­ тами противника МЕ-109.

Несмотря на численное превосходство противника капитан Скоморохов смело вступил с ними в бой. В этом бою показал исключительные образцы храбрости и своим мастерством не дал возможности истребителям против­ ника атаковать наших штурмовиков. Все штурмовики воз­ вратились благополучно на свой аэродром. В этом воздуш­ ном бою тов. Скоморохов сбил 2 самолета противника. По приходу на свой аэродром летчиками 951 ШАП 12 капитану Скоморохову, за отличное прикрытие штурмовиков и прояв­ ленное мужество в бою, была устроена торжественная встреча» 13 .

Н.М. Скоморохов чувствовал себя в воздухе легко и уве­ренно, боевой самолет «Лавочкин» был послушен в его руках. Уникальная острота зрения, умение мгновенно и точно оцени­вать обстановку боя, удивительная способность пространствен­ной ориентации, необыкновенное хладнокровие: чем опаснее была ситуация, тем спокойнее и собраннее он становился. Он вырабо­тал свойственный только ему стиль управления самолетом в бою, элементом которого было использование приема «скольжения»: когда прямолинейное движение машины сводилось к минимуму. Его самолет постоянно смещался то чуть вправо, то чуть влево, т.е. если он и попадал в прицел противника, то лишь на мгнове­ние, а удержать его в прицеле было практически невозможно. Именно этим можно объяснить тот факт, что Н.М. Скоморохов не имел ни одной пробоины от самолетов противника. Виртуоз­ное владение машиной давало ему преимущество и уверенность в боях с превосходящими силами противника.

А еще боевые друзья помнят его самое ценное, на их взгляд, качество - это заботу о ведомых. Будучи сам необычай­но одаренным летчиком, отважным и смелым, он умел ценить чужой талант, самоотверженность и верность долгу. Летчики знали - с ним надежно, он исповедовал принцип: «Сам погибай, но товарища выручай». Об этом его качестве, о том, как он заботился и оберегал своих ведомых, ходили легенды. В боях, насколько известно, он не потерял ни одного ведомого.

18 августа 1945 г. Н.М. Скоморохову было присвоено зва­ние Героя Советского Союза во второй раз.

Из наградного листа:

«... Представляется к высшей Правительственной на­граде «Дважды Герой Советского Союза» за 35 лично сби­ тых самолетов противника. Все сбитые 35 самолетов про­ тивника подтверждены.

На фронте Отечественной войны участвует с 29.11.1942 года. За этот период на своем личном счету имеет 520 боевых вылетов, с налетом 509 часов 09 минут. Около 250 боевых вылетов произвел в сложных метеоусло­ виях. Провел 119 воздушных боев, в которых лично сбил 35 самолетов противника, из них - 15 МЕ-109, 10 ФВ-190, 3 Ф-189 14 , 2 Ю-52 15 , 3 Ю-87 и 2 Ю-88.

Кроме этого в групповых воздушных боях сбил 8 само­ летов противника. Штурмовыми действиями уничтожил 3 самолета противника, 11 автомашин, 17 повозок с боепри­ пасами, 1 склад с горючим и 7 ж.д. вагонов.

Капитан Скоморохов один из лучших воздушных бой­цов 17 ВА 16 . В воздушных боях смел и храбр. Умело и гра­ мотно руководит воздушным боем, мастерски используя радиосвязь.

16.1.45 года в паре вылетал на охоту в район Тата 17 . В районе Таряй 18 встретил 16 Ю-52 и 38 МЕ-109. Смело и дерзко атаковал группу самолетов противника и лично сбил 2 Ю-52 и 1 МЕ-109.

22.1.45 года, будучи ведущим группы 6 Ла-5 19 сопро­ вождал 12 ИЛ-2 в район Секешфехервар 20 . При возвраще­ нии с задания и подходе к своему аэродрому 4 МЕ-109 стре­мились атаковать группу ИЛ-2. Отбивая атаки МЕ-109 от штурмовиков, капитан Скоморохов лично сбил 1 МЕ-109, который упал 2 км. западнее Шукарр 21 .

Работая командиром авиаэскадрилии, умело и грамот­ но воспитывает подчиненный летный состав, передавая им свой личный опыт, полученный в Отечественной войне. Требовательный к себе и к подчиненным. Пользуется исклю­ чительным авторитетом среди всего личного состава пол­ ка. Дисциплинирован, тактичен. В боевой работе не знает усталости...» 22 .

За годы Великой Отечественной войны Н.М. Скоморохов совершил 605 боевых вылетов, из них свыше 100 - разведыва­тельных, участвовал в более 130 воздушных боях; сбил 54 вра­жеских самолета, из них - 46 лично и 8 - в группе, а также уничтожил на земле 3 бомбардировщика противника 23 .

Сам Н.М. Скоморохов ни разу не был ранен, его самолет ни разу не горел, не был сбит! За всю войну - ни одной пробо­ины от самолетов противника, только зенитки иногда доставали!

Его называли «самым удачливым» летчиком Великой Оте­чественной войны. Но это не просто везение. Это талант лет­чика, подлинное летное мастерство, ювелирное владение про­фессией.

Символично, что фотографию встречи Н.М. Скоморохова с родителями в 1945 г. в родной деревне Лапоть под Саратовом, помещенную во многих газетах и журналах того времени, можно было увидеть на плакатах, украсивших улицы Москвы к празднованию Дня Великой Победы в мае 2003 г. 24

Примечания

1 Текст песни «Старое фото» был написан И. Пуппо, корреспондентом газеты «Днепр вечерний», на музыку И. Калишенко к встрече ветеранов 17-й воздушной армии в 1980-е годы в канун праздника - Дня Воздушного Флота СССР в г. Днепропетровске.

2 Ныне село Белогорское Красноармейского района Саратовской области.

3 Сразу с приходом А.Гитлера к власти развернулось энергичное стро­ительство военной авиации, и в 1935 г. было объявлено о создании ВВС Германии - Люфтваффе. В 1939 г. Люфтваффе представляли собой самостоятельный род войск и состояли из воздушных сил глав­ного командования, войсковой авиации (главным образом разведыва­тельной) и ВВС ВМФ. Оперативным авиационным объединением был воздушный флот. Накануне войны Люфтваффе имели в строевых авиачастях 4333 самолета, из них 1235 бомбардировщиков, 340 пики­рующих бомбардировщиков и 790 истребителей.

4 Впервые подробно этот бой описал А.В. Высоцкий в своей статье, опубликованной в газете «Красная звезда» в 1966 году. См.: Высоцкий А.В. Бриллиантовая двойка//Красная Звезда. 1966. 11 янв.

5 В.В. Высоцкий написал в 1975 г. песню «О погибшем летчике» к спектаклю «Звезды для лейтенанта». Цит. по: Высоцкий В. Сочине­ния. В 2-х т. 1 т. / Предисл. С. Высоцкого; Подгот. текста и коммент. А.Крылова. М, 1991. С. 472.

6 ФВ-189 - Fоске-Wulf Fw189 Uhи (Германия, 1938). Разведчик. Самолет представлял собой цельнометаллический низкоплан. Использовал­ся в качестве тактического разведчика. В боевой обстановке показал себя с лучшей стороны. Активно применялся Люфтваффе, венгер­скими и словацкими военно-воздушными силами на советско-гер­манском фронте в 1942-1945 гг., а также в Финляндии и Северной Африке. Иногда применялся как ночной штурмовик и ночной истребитель. Позднее был дооборудован радаром и стрелковой установкой.

7 Так в документе. Очевидно, опечатка, имеется в виду МЕ-109. МЕ-109 Messerschmitt Bf 109 (Германия, 1935). Истребитель. Представлял со­бой свободно несущий моноплан с низкорасположенным крылом.
Основной и самый массовый истребитель Люфтваффе во время вто­рой мировой войны. На начальном этапе войны был лучшим истре­бителем в мире. Участвовал во всех боевых операциях, на всех фрон­тах как дневной и ночной истребитель, истребитель-бомбардировщик и тактический разведчик. К концу войны в борьбе с истребителями союзников сдал позиции, но в руках опытного летчика оставался
грозным оружием.

8 ФВ-190 Focke-Wulf Fw 190 (Германия, 1939). Многоцелевой истреби­тель. Один из лучших истребителей второй мировой войны. Первое боевое применение - в районе Ла-Манша в сентябре 1941 г. С лета 1942 г. широко использовался в ПВО Германии. На советско-герман­ском фронте впервые в большом количестве появился весной 1943 г. Далее применялся на всех европейских театрах военных действий в разных модификациях.

9 Ю-87 Junkers Ju-87 Stuka (Германия, 1935), пикирующий бомбардировщик. Впервые применен в Испании в 1937 г. Стандартный пикиру­ющий бомбардировщик Люфтваффе. Участвовал во всех европей­ских военных кампаниях второй мировой войны в ВВС стран-союзниц Германии, как дневной пикирующий бомбардировщик, ночной бом­бардировщик, штурмовик и буксировщик планеров.

10 Ю-88 Junkers Ju-88 (Германия, 1936). Бомбардировщик. Один из лучших фронтовых бомбардировщиков второй мировой войны. Со­здавался как скоростной бомбардировщик. Впоследствии использовался в качестве разведчика, торпедоносца, пикирующего бомбарди­ровщика, тяжелого штурмовика - истребителя танков, дневного и ночного тяжелого истребителя и др. В строевые части Люфтваффе стал поступать с августа 1939 г. Первое боевое применение получил в Польше в сентябре 1939 г. Далее активно использовался во всех военных конфликтах. В конце войны широко применялся в качестве ночного истребителя в системе ПВО Германии.

11 Ил-2 (СССР, 1939). Штурмовик. Первый в мировой практике брони­рованный штурмовик с бронекоробкой под двигатель и кабину. Один из основных боевых самолетов советских ВВС в годы второй мировой войны. Одноместный вариант Ил-2 быстро доказал, что он является высокоэффективным оружием. Однако потери в течение 1941-1942 гг. из-за отсутствия истребителей сопровождения оказались очень вели­ки. В феврале 1942 г. было решено вернуться к двухместному вари­анту Ил-2 в соответствии с первоначальной концепцией Ильюшина. Показал высокую боевую эффективность при непосредственной под­держке войск на поле боя. На последнем году войны самолеты Ил-2 использовались польскими и чехословацкими подразделениями, ле­тавшими совместно с советскими.

12 ШАП - Штурмовой авиационный полк.

13 ЦАМО. Ф. 33. Оп. 793756. Д. 60. Л. 269-270.

14 Так в документе. (Очевидно - опечатка, имеется в виду ФВ-190.)

15 Ю-52 Junkers Ju 52 (Германия, 1930). Транспортный самолет. Широко применялся во многих странах на разных авиалиниях в качестве пас­сажирского и грузового самолета. Первый многомоторный бомбардировщик. Использовался в Люфтваффе и ВВС других стран во мно­жестве модификаций на различных театрах боевых действий, начиная с гражданской войны в Испании. Активно применялся для снабжения окруженной под Сталинградом группировки Паулюса.

16 ВА - Воздушная Армия.

17 Тата - город на северо-западе Венгрии.

18 Таряй - населенный пункт в Венгрии.

19 Ла-5 - (СССР, 1942). Истребитель. Впервые принял участие в боевых действиях во время Сталинградской битвы. По своим летно-техническим данным оказался примерно равным своему основному против­нику - Вf 109 Fu и G. Один из основных советских истребителей второй мировой войны.

20 Секешфехервар - город в Венгрии.

21 Шуккар - населенный пункт в Венгрии.

22 ЦАМО. Ф. 33. Оп. 793756. Д. 60. Л. 271, 272.

23 Бодрихин Н.Г. Советские асы. Очерки о советских летчиках. М., 1988.
С. 195-197.

24 Использованы фотографии из семейного архива Князевых.




С коморохов Николай Михайлович - командир эскадрильи 31-го истребительного авиационного полка (295-я истребительная авиадивизия, 9-й смешанный авиакорпус, 17-я воздушная армия, 3-й Украинский фронт), капитан.

Родился 19 мая 1920 года в селе Лапоть, ныне село Белогорское Красноармейского (бывшего Золотовского) района Саратовской области в семье крестьянина. Русский. В 1930 году с семьёй переехал в Астрахань. До 1935 года учился в средней школе, затем окончил школу ФЗУ. Работал слесарем и токарем на астраханском судостроительном заводе имени III-го Интернационала, окончил библиотечный техникум. С 1939 года одновременно учился и в Астраханском аэроклубе.

В декабре 1940 года призван в Красную Армию Золотовским районным военкоматом АССР немцев Поволжья. В марте 1942 года окончил Батайскую военную авиационную школу пилотов имени А.К. Серова (с октября 1941 года действовала в эвакуации в Азербайджанской ССР). Служил в запасном авиационном полку ВВС Закавказского военного округа (Баку).

В действующей армии на фронтах Великой Отечественной войны старший пилот 164-го истребительного авиационного полка 295-й истребительной авиационной дивизии старший сержант Н.М. Скоморохов - с конца ноября 1942 года, вылетал с аэродрома города Адлер. В январе 1943 года одержал первую победу над врагом. В конце 1943 года переведён в 31-й истребительный авиаполк той же дивизии. С 1943 года - командир звена, с марта 1944 - заместитель командира, а с октября 1944 - командир эскадрильи. Воевал в составе 5-й и 17-й воздушных армий на Закавказском, Северо-Кавказском, с мая 1943 - на Юго-Западном, с октября 1943 - на 3-м Украинском фронтах. Принимал, участие в обороне и освобождении Кавказа, освобождении Украины, Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии, разгроме врага на территории Австрии. Член ВКП(б)/КПСС в 1943-1991 годах.

К 28 декабря 1944 года совершил 483 боевых вылета, во время которых он сбил лично 25 и в составе группы 8 самолетов противника, а также штурмовыми действиями уничтожил: 3 самолета противника, 11 автомашин, 13 повозок с боеприпасами, 1 склад с горючим, 9 железнодорожных вагонов.

З а образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года капитану Скоморохову Николаю Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

В боях за город Будапешт (Венгрия) капитан Скоморохов Н.М. сбил 2 самолета из "бриллиантовой эскадры" гитлеровских военно-воздушных сил. К марту 1945 года выполнил 520 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 35 самолётов врага.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года майор удостоен второй медали "Золотая Звезда".

Всего во время Великой Отечественной войны Н.М. Скоморохов совершил 605 боевых вылетов, провёл более 130 воздушных боев, сбил лично 46 фашистских самолетов и 8 самолетов в группе, а также уничтожил на земле 3 бомбардировщика противника. Невероятно, но сам Скоморохов ни разу не был ранен, его самолет не горел, не был сбит, за всю войну не получил ни одной пробоины.

В послевоенные годы продолжил службу в Советской Армии. В 1949 году окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе. С ноября 1949 года - командир 111-го гвардейского истребительного авиационного полка. С апреля 1952 года - заместитель командира, с января 1954 года - командир истребительной авиационной дивизии в ВВС Забайкальского военного округа.

В 1958 году окончил Военную академию Генерального штаба Вооружённых Сил СССР. С октября 1958 года - первый заместитель командира, с февраля 1961 года - командир истребительного авиационного корпуса. С апреля 1968 года - командующий 69-й воздушной армией, с апреля 1972 года - командующий 17-й воздушной армией. Генерал-полковник авиации (1972). С августа 1973 года - начальник Военно-воздушной академии имени Ю.А.Гагарина. С августа 1988 года - военный инспектор-советник Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. С мая 1992 года - в отставке. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 6-8 созывов (1962-1974).

Жил в городе-герое Москве. С 1992 года - председатель Российского Комитета ветеранов войны и военной службы. Автор свыше 140 научных трудов, нескольких военных учебников, двух книг мемуаров и двух повестей. Трагически погиб в автомобильной катастрофе 14 октября 1994 года в городе Монино Московской области. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок 11).

Маршал авиации (2.11.1981). Награждён орденами Ленина (23.02.1945), Октябрьской Революции (1980), пятью орденами Красного Знамени (30.07.1943, 25.01.1944, 30.12.1944, 31.01.1945, ...), орденами Александра Невского (17.12.1944), двумя орденами Отечественной войны 1-й степени (29.04.1944, 11.03.1985), орденом Красной Звезды (1956), орденами "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 2-й (1988) и 3-й (1975) степеней, медалями "За боевые заслуги" (1951), "За оборону Кавказа", "За взятие Будапешта", "За взятие Вены", "За освобождение Белграда", "За безупречную службу" 1-й степени и другими медалями, иностранными наградами: орденом Красного Знамени (Венгрия, 1955), орденом "Партизанская звезда" 1-й степени (Югославия, 1945), медалями Болгарии "Отечественная война" и "20 лет Болгарской Народной армии".

Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза Н.М. Скоморохова в 1953 году установлен в его родном селе. Именем Героя названа средняя школа в городе Астрахань. В Москве, на доме где жил Герой, установлена мемориальная доска.

В оевать Николай Скоморохов начал в ноябре 1942 года в предгорьях Кавказа, когда наступление немецко-фашистских войск в этом районе полностью выдохлось. На сухопутном фронте наступило временное затишье, но в воздухе бои не прекращались. Над пиками гор почти ежедневно разыгрывались горячие схватки. В одной из них молодой летчик одержал свою первую победу.

Было это в канун Нового года. Немецкий двухмоторный самолет-разведчик "фокке-вульф-189" (прозванный "рамой") барражировал над расположением советских войск. Экипаж "фоккера" корректировал огонь своей артиллерии по одной из наших батарей. Командир полка майор Микитченко приказал лейтенанту Скоморохову уничтожить корректировщика. Разность в скоростях нашего истребителя и "рамы" была огромной, и Скоморохову не без труда удалось сблизиться. Забравшись на высоту, он атаковал фашиста сверху сзади и выпустил длинную пушечную очередь. По расчетам летчика разведчик должен был быть сбит. Но когда Скоморохов сделал боевой разворот, увидел, что "рама" летит ему навстречу как ни в чем не бывало и зло хлещет в направлении нашего "ястребка" из всех пулеметов. Последовала стремительная лобовая атака. На этот раз снаряды Скоморохова достигли цели: "рама" загорелась и, оставляя за собой дымный траурный шлейф, рухнула в горное ущелье...

С каждым боевым вылетом росло летное мастерство Николая Скоморохова, закалялась его воля. Вскоре он был назначен командиром звена, стал летать в качестве ведущего группы. Первое же задание во главе четверки Ла-5 Скоморохов выполнил блестяще. Вот что записано об этом боевом вылете в личном деле героя:

"4.12.1943 г. Выполнял задание на сопровождение группы Ил-2. В районе цели штурмовики были атакованы восемью самолетами Ме-109. Несмотря на численное превосходство противника, Скоморохов смело вступил в бой. Дерзкими атаками, с большим риском для жизни, он расстроил боевые порядки вражеских истребителей, сорвал их замысел и дал возможность "ильюшиным" полностью выполнить боевое задание. В воздушной схватке Скоморохов лично сбил двух "мессеров", принудив остальных покинуть поле боя. Летчики 951-го штурмового авиационного полка, вернувшись на аэродром, устроили старшему лейтенанту Скоморохову торжественную встречу".

О сенью 1944 года война переместилась на территорию Венгрии. Капитан Скоморохов в то время командовал эскадрильей "ла-пятых". Он" провел в венгерском небе десятки воздушных боев, одержал ряд блестящих побед. В боях под Будапештом Скоморохов истребил целую группу фашистских асов, в том числе заместителя командира и командира так называемой Бриллиантовой эскадры - лучшей в германских ВВС. Многие воздушные бои, проведенные Скомороховым в тот период, можно по праву отнести к лучшим образцам советского летного искусства. Классическим примером в этом отношении является воздушный поединок, который произошел 21 декабря 1944 года.

В тот день капитан Скоморохов в паре с младшим лейтенантом Филипповым вылетел на "свободную охоту". В районе озера Веленце, где наши наземные войска прорвали оборонительную линию "Маргарита" с целью окружения будапештской группировки противника, летчики встретили восемь самолетов "фокке-вульф-190". Это был новый немецкий истребитель с мощным мотором, бронированной кабиной, вооруженный двумя пушками и двумя пулеметами. Максимальная скорость его составляла 625 километров в час. "Фоккеры" шли с подвешенными бомбами, намереваясь нанести удар по нашим механизированным соединениям, прорвавшимся глубоко в расположение противника.

Филиппов, прикрой! - скомандовал Скоморохов своему ведомому и, набрав высоту, помчался на фашистских истребителей. Свой удар он направил по ведущему. Гитлеровец заметил опасность, пытался вывернуться из-под удара, но было уже поздно: блеснув огнем, ударили пушки "лавочкина". Длинный язык пламени лизнул фонарь кабины, и "фоккер" штопором пошел к земле.

Боевым разворотом Скоморохов вывел свой самолет из пикирования и заметил, как в район боя подошли еще две группы "фокке-вульфов". Считая свое превосходство подавляющим, фашисты шля самоуверенно. На самом деле, что могли сделать два наших "ястребка" с тридцатью вражескими истребителями?

Атакую левую группу "фоккеров"! Филиппов, прикрой! Я Скоморохов, прием, прием! - передал по радио Скоморохов и устремился на врага снизу.

Сегодняшний бой с превосходящим противником, представлявшийся со стороны довольно рискованным, он вел спокойно, уверенно, считая его обычным.

Через секунду в наушниках Филиппова раздался треск двух пушечных очередей и в следующее мгновенье за его крылом пронесся к земле еще один объятый пламенем "фоккер". И тут же на немецком языке в эфире прозвучала тревожная фраза:

В воздухе Скоморокхофф!..

Это предупреждение было передано трижды.

Двадцать восемь "фоккеров" сразу же рассыпались в разные стороны. Сбросив бомбы на свои войска, гитлеровцы удирали из-под удара наших летчиков. Но бегство удалось не всем. Один стервятник с переворотом пошел к земле и взорвался от пушечной очереди младшего лейтенанта Филиппова. Взмыв свечой, Филиппов догнал еще одного "фоккера" и уничтожил его точным ударом вдоль фюзеляжа. В это время Скоморохов пошел в третью атаку. Теперь один, без Филиппова, так как опасаться было уже нечего - фашисты удирали. Используя преимущество Ла-5ФН в скорости, капитан настиг гитлеровца, отставшего от группы. Немецкий летчик метнулся вверх, но не спасся: через секунду он уже летел вниз, прошитый короткой пушечной очередью Произошло, казалось, невероятное: тридцать вражеских самолетов потерпели поражение от двух советских истребителей, потеряв при этом пять своих машин...

В боевых действиях Скоморохова было много нового, оригинального. Он был рьяным поборником новых боевых порядков истребителей основу которых составляло не звено из трех самолетов, а пара и звено из четырех машин. Его эскадрилья первой в полку перешла к боевым порядкам, эшелонированным по высоте и рассредоточенным по фронту. Знаменитое правило: "истребитель обороняется только нападением" -было законом в боевой работе советского аса и его питомцев.

Скоморохов Николай Михайлович
Родился 19 мая 1920 года в селе Лапоть, ныне село Белогорское Саратовской области, в семье крестьянина. В 1930 года жил в Астрахани. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. С 1937 по 1939 год работал токарем на судоремонтном заводе. С 1940 года в рядах Красной Армии. В 1942 году окончил Батайскую военную авиационную школу лётчиков.
С ноября 1942 года сержант Н. М. Скоморохов в действующей армии. По апрель 1944 года служил в 164-м ИАП; по май 1945 года - в 31-м ИАП.
К концу декабря 1944 года командир эскадрильи 31-го истребительного авиационного полка (295-я истребительная авиационная дивизия, 9-й смешанный авиационный корпус, 17-я Воздушная армия, 3-й Украинский фронт) капитан Н. М. Скоморохов совершил 483 боевых вылета, провёл 104 воздушных боя, сбил лично 25 самолётов противника (в том числе 17 истребителей) и 8 - в составе группы.
22 февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
Всего совершил более 605 боевых вылетов, провёл 143 воздушных боя, сбил лично 46 и в группе 8 самолётов противника, ещё 3 уничтожил на земле.
18 августа 1945 года награждён второй медалью "Золотая Звезда".
После войны продолжал служить в ВВС. Командовал авиационной частью, соединением. В 1949 году окончил Военную академию имени Фрунзе, в 1958 году - Военную академию Генерального штаба. С 1973 года был начальником Военно - Воздушной академии имени Гагарина. Заслуженный военный лётчик СССР (1971 год), Маршал авиации (1981 год), Депутат Верховного Совета СССР 6 - 8 созывов. Автор книг: "Служение Отчизне", "Боем живёт истребитель", "Резерв высоты", "Тактика в боевых примерах". Погиб 16 октября 1994 года.
Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (пять), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени; медалями и иностранными орденами. Бронзовый бюст установлен на родине. Его именем назван пассажирский теплоход.
* * *
Получив боевое крещение в 1942 году младшим сержантом, Скоморохов прошёл всю войну, закончил её майором, Героем, вскоре ставшим дважды, одержал 46 личных побед, не потерял в бою ни одного своего самолёта, не получил ни одного ранения... Фатальна его гибель в 1994 году в автокатастрофе на 38-м километре Горьковского шоссе, напротив ворот Военно - Воздушной академии, которую он возглавлял много лет.
Николай Михайлович родился 19 мая 1920 года на Волге, в селе Лапоть (ныне село Белогорское) Саратовской губернии. Ему едва минуло 10 лет, когда в поисках заработка семья переехала в Астрахань. Здесь он закончил ФЗУ, работал на заводе имени III Интернационала. Когда в вечерней школе он получил 7-классное образование, его приняли в библиотечный техникум, а вскоре и в Астраханский аэроклуб. Здесь в декабре 1940 года юноша был призван в армию и получил направление в Батайскую военную авиационную школу. Сразу после окончания лётной школы младший сержант Скоморохов был направлен в 164-й ИАП, вооружённый самолётами ЛаГГ-3.
Николай Скоморохов на фронт попал только в ноябре 1942 года, когда шли ожесточённые сражения на Волге у Сталинграда и в горах Кавказа. Первые боевые вылеты он совершил над Черноморским побережьем Кавказа, когда 164-й истребительный авиаполк (295-я истребительная авиационная дивизия под командованием Героя Советского Союза Николая Баланова), базировался на Адлерском аэродроме.
На боевые операции посылались опытные лётчики, а ему, новичку, чаще всего приходилось в паре с кем - то совершать разведывательные полёты. И хотя они были тоже ответственными боевыми заданиями, Николаю хотелось настоящего дела. В одном из вылетов он едва не погиб, когда его истребитель отсекли от группы своих самолётов и зажали "Мессеры". Лишь исключительная природная одарённость Скоморохова как пилота позволила ему тогда уйти от преследователей. Наиболее ярко выраженной была его способность пространственной ориентации, основанная на особой устойчивости вестибулярного аппарата и оптимальной вазомоторной реакции организма в критических условиях.
Свой боевой счёт Николай открыл в январе 1943 года одном из вылетов над горами севернее Лазаревской. Над линией фронта Скоморохов обнаружил разведчик FW-189 и атаковал его сверху. Казалось, длинная очередь изрешетила "Раму". Но когда Николай развернулся, чтобы проследить за падением вражеской машины, то с удивлением заметил, что она держится в воздухе и даже маневрирует, уклоняясь от очередной атаки. Поединок длился несколько минут. Наконец Скоморохов, нацелив свой ЛаГГ-3 в лоб противнику, расстрелял его. Как ему тогда показалось, он нашёл ключ к победе.
Но... шли дни, росло число боевых вылетов, а количество сбитых вражеских самолётов оставалось прежним - один. Уже несколько воздушных боёв закончились для него безуспешно. Пришлось, в нелётные дни, засесть за учёбу - вникать в схемы и физические расчеты, глубже познавать теорию стрельбы. И это принесло ему успех. Число побед стало быстро расти.
В марте 1943 года, до перевооружения на новые истребители Ла-5, он сбил на "ЛаГГе" 3 вражеских самолёта - FW-189, Ju-87 и Ме-109. Как ас он был признан 14 июня 1943 года, после боя над своим аэродромом - Нижней Дуванкой, когда, как в пропагандистском фильме, поднялся в воздух прямо с партсобрания, где обсуждали его кандидатуру в партию. Используя невысокую облачность, он с ведомым В. Шевыриным сбил 2 FW-190 и в мокрой от боя гимнастёрке менее чем через час вновь предстал перед импровизированным президиумом.
В боях на Курской дуге Скоморохову довелось сбить 2 Ме-109. Один из них в критической, смертельно опасной ситуации, когда ему удалось запустить заглохший в воздухе двигатель и расправиться с уже предвкушавшим лёгкую добычу противником. В конце августа забытому в сержантах лётчику было наконец присвоено звание младшего лейтенанта.
Среди тех, кто оказал на него, как на истребителя, наибольшее влияние Скоморохов всегда называл командира 31-го ИАП Г. Д. Онуфриенко. Отважный воздушный боец, сильный пилот, тактически грамотный и гуманный командир, обаятельный "сталинский сокол" Герой Советского Союза Григорий Онуфриенко вызывал восхищение большинства общавшихся с ним людей. В скромном и застенчивом, немного нескладном парне он разглядел будущего аса, воспринял его как равного, по возможности опекал его на земле и в воздухе.
Вскоре Николай был назначен командиром звена, стал летать в качестве ведущего группы. Первое же задание во главе четвёрки Ла-5 Скоморохов выполнил блестяще. Вот что записано об этом боевом вылете в личном деле героя:
"4.12.1943 года. Выполнял задание на сопровождение группы Ил-2. В районе цели штурмовики были атакованы 8 самолётами Ме-109. Несмотря на численное превосходство противника, Скоморохов смело вступил в бой. Дерзкими атаками, с большим риском для жизни, он расстроил боевые порядки вражеских истребителей, сорвал их замысел и дал возможность "Ильюшиным" полностью выполнить боевое задание. В воздушной схватке Скоморохов лично сбил 2-х "Мессеров", принудив остальных покинуть поле боя. Лётчики 951-го штурмового авиационного полка, вернувшись на аэродром, устроили старшему лейтенанту Скоморохову торжественную встречу".
В боях над Днепром и в Запорожье Скоморохов продолжил список сбитых им "Мессеров" и "Фоккеров", одержал свою 13-ю победу.
В начале 1944 года из лучших лётчиков 295-й ИАД была создана "эскадрилья охотников", заместителем её командира (Николая Краснова) был назначен Николай Скоморохов. В эскадрилью вошли такие асы, как В. Кирилюк, О. Смирнов, А. Володин. Эскадрилья базировалась на одном аэродроме с 31-м ИАП, тесно взаимодействуя в воздухе с его лётчиками. За 3 месяца своего существования эскадрилья уничтожила в воздушных боях несколько десятков самолётов противника, но была расформирована, поскольку полки, давшие туда лучших бойцов, понесли в боях тяжёлые потери, и командиры настояли на возвращении своих "орлов". Скоморохов был переведён на должность комэска первой эскадрильи в 31-й ИАП, которым командовал Онуфриенко.

В Ясско - Кишинёвской операции старший лейтенант Скоморохов сбил несколько Ме-109. В конце августа ему было поручено сопровождать Ли-2, где летел Маршал Жуков. У Скоморохова уже был опыт подобных полётов: ранее он сопровождал самолёт Василевского и даже решительно обстрелял "Як", сделавший попытку приблизиться к нему. Жуков высказал неудовольствие внешним видом пообносившихся асов, попенял на отсутствие плана прикрытия...
В боях за освобождение Украины и Донбасса, в небе Молдавии и на Балканах, он совершает сотни боевых вылетов, в десятках воздушных боев оттачивает свою боевую выучку. Ему доверяют лично и во главе группы вести воздушную разведку. Здесь в полной мере проявились его организаторский талант и тактическое мастерство.
В конце 1944 года Скоморохов участвует в освобождении Румынии и Болгарии. В ноябре в небе Югославии четвёрка Ла-5 под командованием Скоморохова получила задание прикрыть наступавшие наземные войска в районе Апатина. На виду тысяч бойцов сухопутных войск "Лавочкины" ринулись на армаду истребителей - бомбардировщиков FW-190. В течение 10 секунд Скоморохов сбил 2 из них, смешав строй и сорвав бомбометание. За этот бой он был награждён орденом Александра Невского.
Особенно успешными были его бои в Венгрии, где интенсивность воздушных схваток может быть сравнима с напряжённостью боев на Кубани, Курской дуге, над Днепром. В декабре 1944 года в бою над Секешфехерваром, в долгой изматывающей дуэли с Ме-109, пилотируемым немецким асом, на высоте более 9000 метров в 3-й лобовой атаке он сбил "Мессер", его лётчик спасся с парашютом и был пленён. Через несколько дней в первом же боевом вылете на первом в дивизии Ла-7 Н. Скоморохов и его ведомый И. Филиппов, последовательно атаковав 3 группы "Фокке - Вульфов", сбили 5 из них...
К концу декабря 1944 года на боевом счету командира эскадрильи 31-го истребительного авиаполка капитана Н. М. Скоморохова числилось уже 25 вражеских самолётов, сбитых им лично, и 8 - в составе группы. Бесстрашный ас к этому времени носил 3 ордена Красного Знамени, ордена Александра Невского и Отечественной войны 1-й степени...
Вскоре Николаю Скоморохову пришлось вести воздушный бой, каких не знает история Великой Отечественной. 16 января 1945 года капитан Скоморохов в паре вылетел на свободную охоту. В районе Таряй, северо - западнее Будапешта, лётчики встретили в воздухе 3 группы транспортных самолётов Ju-52 (16 машин) и 38 истребителей прикрытия Ме-109. Двое против 54 ! В результате смелых атак ведущий лично сбил 2 Ju-52 и один истребитель, а его ведомый уничтожил ещё 2 машины.
Позднее, в боях за Будапешт, Скоморохов сбил 16, а за Вену - ещё 9 вражеских самолётов.
При сопровождении штурмовиков для ударов по танкам и мотопехоте противника, Николай и его подчинённые провели немало блестящих боёв и без потерь возвращались на свой аэродром. Так сопровождая группу "Илов" в район севернее Будапешта, капитан Скоморохов во главе шестёрки "Лавочкиных" вступил в бой с группой истребителей противника. В непродолжительной, но упорной борьбе на вертикалях наши лётчики сбили 8 вражеских машин, не потеряв ни одной. При этом, 3 самолёта вогнал в землю лично Николай Скоморохов.
Характеризуя Скоморохова, командир 31-го истребительного авиационного полка подполковник Г. Д. Онуфриенко писал:
"В воздушных боях Николай Михайлович нетороплив, но решителен, расчётлив и хладнокровен. Требователен к себе и подчинённым. Пользуется исключительным авторитетом среди всего личного состава полка. В боевой работе не знает усталости..."
В боевых действиях Скоморохова было много нового, оригинального. Он был рьяным поборником новых боевых порядков истребителей основу которых составляло не звено из 3-х самолётов, а пара и звено из 4-х машин. Его эскадрилья первой в полку перешла к боевым порядкам, эшелонированным по высоте и рассредоточенным по фронту. Знаменитое правило: "истребитель обороняется только нападением" - было законом в боевой работе советского аса и его питомцев.
14 января 1945 года командующий войсками 3-го Украинского фронта Маршал Советского Союза Толбухин и член Военного Совета генерал - полковник Желтов утвердили представление командования 17-й Воздушной армии о присвоении капитану Н. М. Скоморохову высшего знака воинской доблести - звания Героя Советского Союза. 22 февраля 1945 года, за умелое командование эскадрильей, мужество и отвагу, проявленные в боях, это звание ему было присвоено.
К марту 1945 года капитан Н. М. Скоморохов, находясь в том же полку, совершил 520 боевых вылетов, провёл 119 воздушных боёв, сбил лично 35 самолётов противника.
10 апреля 1945 года, уже в бою над австрийскими Альпами, ас атаковал несколько плотных групп FW-190. Двух "Фоккеров" Скоморохов "свалил" в первой же атаке в течение нескольких секунд: первого - с ходу сзади - сверху, второго - резко изменив траекторию полёта, снизу. Продолжая атаковать истребителей - бомбардировщиков, лётчик сбил ещё один самолёт. Хотя господство советской авиации в воздухе было безусловным, бои велись исключительно упорные и кровопролитные. В одном из них погиб ведомый Скоморохова - младший лейтенант Филиппов. Сам Николай с трудом сумел посадить свою машину, получившую повреждения от огня зениток и ставшую в конце пробега на попа.
Последний "Фоккер" был сбит Скомороховым в районе Брно, в Чехословакии, в ходе "провозного" полёта, когда, продемонстрировав молодым лётчикам мастерскую атаку, он провёл затем "практическое занятие", выведя новичка на дистанцию эффективного огня...
За время войны Николай Скоморохов прошёл все ступени авиации - был пилотом, старшим пилотом, командиром звена, заместителем командира и командиром эскадрильи. Воевал на Закавказском, Северо - Кавказском, Юго - Западном и 3-м Украинском фронтах. За это время он совершил более 605 боевых вылетов, провёл 143 воздушных боя, сбил лично 46 и в группе 8 самолётов противника, а также уничтожил на земле 3 бомбардировщика. Невероятно, но сам Скоморохов ни разу не был ранен, его самолёт не горел, не был сбит, за всю войну не получил ни одной пробоины.
18 августа 1945 года, за боевые заслуги проявленные при освобождении Венгрии и Австрии, он был награждён второй медалью "Золотая Звезда".
После войны Н. М. Скоморохов окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе. Командовал авиационными частями и соединениями. Летал на разных типах боевых реактивных самолётов. В 1958 году он закончил Военную академию Генерального штаба. В 39 лет стал Генералом. В 1973 году был назначен начальником Военно - Воздушной академии. Защитил диссертацию доктора военных наук. В 1981 году Н. М. Скоморохову было присвоено звание Маршала авиации. Заслуженный военный лётчик СССР.Автор многих книг - воспоминаний.
Трагически погиб в автомобильной катастрофе 16 октября 1994 года.

* * *
Список всех известных побед майора Н. М. Скоморохова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов". Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)

п / п Д а т а Сбитые
самолёты Место воздушного боя
(одержанной победы)
1 02.02.1943 г. 1 FW-189 (в паре - 1 / 2) Попово
2 22.02.1943 г. 1 Ju-87 зап. Мингрельская
3 01.03.1943 г. 1 Ме-109 Красный Октябрь
4 14.06.1943 г. 1 Ме-109 зап. аэродрома Нижняя Дуванка
5 24.07.1943 г. 1 Ме-109 Сулиговка
6 1 Ме-109 (в паре - 1 / 2) Долгенькая
7 1 Ме-109 Долгенькая
8 07.08.1943 г. 1 Ме-109 Черкасская
9 20.08.1943 г. 1 Ju-87 Долгенькая
10 24.08.1943 г. 1 Ju-88 (в паре - 1 / 2) Долгенькая - Голая Долина
11 26.08.1943 г. 1 Ju-87 Долгенькая
12 05.09.1943 г. 1 Ме-109 ст. Дубово
13 29.09.1943 г. 1 FW-189 юж. Запорожье
14 01.10.1943 г. 1 FW-189 Мокрая
15 29.10.1943 г. 1 Ме-109 Никополь
16 10.03.1944 г. 1 Ме-109 сев. - зап. Баштанка
17 12.05.1944 г. 1 Ме-109 вост. Аснашени
18 17.05.1944 г. 1 FW-190 вост. Сагайдак
19 24.11.1944 г. 1 Ме-109 сев. - зап. Майш
20 1 FW-190 вост. Ягодняк
21 25.11.1944 г. 1 FW-190 сев. - зап. Удвар
22 21.12.1944 г. 1 FW-190 сев. окр. Пазманд
23 1 FW-190 Каполнаш - Ниек
24 24.12.1944 г. 1 Ме-109 юж. Замоль
25 1 FW-190 юж. Саар
26 04.01.1945 г. 1 Ме-109 зап. Байна
27 1 FW-190 вост. Лаботлан
28 16.01.1945 г. 1 Ме-109 Демеш
29 1 Ju-52 сев. Таряй
30 1 Ме-109 Плишсенткерест
31 22.01.1945 г. 1 Ме-109 зап. Шуккар
32 17.02.1945 г. 1 FW-190 зап. Мужла
33 08.03.1945 г. 1 Ме-109 сев. - зап. Дег
34 09.03.1945 г. 1 FW-190 сев. - вост. Мезосентдьердь
35 04.04.1945 г. 1 FW-190 юж. окр. Медлинг
36 08.04.1945 г. 1 Ме-109 сев. - вост. Тулльн
37 09.04.1945 г. 1 FW-190 юго - вост. Грументсхов
38 1 FW-190 сев. - вост. Перендорф
39 10.04.1945 г. 1 FW-190 сев. - зап. Герасдорф
40 1 FW-190 сев. - вост. Гросседлерсдорф
41 1 FW-190 зап. Гросседлерсдорф
42 15.04.1945 г. 1 FW-190 юго - зап. Герцогенбург
43 25.04.1945 г. 1 FW-190 р-н Вены

Всего сбитых самолётов - 46 + 8 [ 43 + 3 ]; боевых вылетов - около 600; воздушных боёв - 143.