УРОК 24. (2 часа)

Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX века.

ЦЕЛЬ:

  1. Подвести к пониманию необходимости перемен в России, причин либеральных реформ, значение и последствия реформ.
  2. Дать представления о мотивах смены курса: от преобразований к контрреформам.

Задачи:

  1. Характеризовать объективные и субъективные предпосылки и причины отмены крепостного права, последствия реформы, понять историческую необходимость дальнейшего реформирования, излагать суждения о причинах и последствиях контрреформ.
  2. Продолжить формирование умений делать анализ историческим явлениям России, историческим документам, рассуждать о достоинствах и недостатках реформ, сравнивать проведение реформ в России с аграрными реформами Австро-Венгрии, Германии, характеризовать правление Александра III, излагать суждения о причинах контрреформ.
  3. Способствовать пониманию бедственного положения большей массы населения страны, проникнуться важностью исторического переломного момента в истории России, понимать трудности русского народа на этом этапе.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Изучение новой темы.
  4. Закрепление новой темы.

План:

  1. Земская и городская реформа.
  2. Судебная реформа
  3. Реформа просвещения.
  4. Военная реформа .

Александр II не был либералом, но был реалистом. Убежденность в необходимости перемен подтвердило поражение в Крымской войне 1853-1856 гг.. Именно здесь обнажилась слабость и отсталость феодально-крепостнической системы.

Вопрос: почему после отмены крепостного права, Александр II решает идти по пути дальнейшего реформирования?

Цель заключалась в том, чтобы приспособить самодержавную политическую систему к новым условиям.

Либеральные реформы:

До земской реформы в России не было выборного местного самоуправления, а вопросы местного благоустройства и жизни населения решались или правительственными чиновниками, или местным помещиком.

Земская реформа : разработана комиссией во главе с Милютиним.

Принципы: выборность и бессословность.

Положения:

Земскими учреждениями становились губернские и уездные земские собрания и их исполнительные органы.

Занимались местным хозяйством, здравоохранением, строительством дорог, народным образованием.

Находились под контролем губернаторов (политической силы не имели)

Большинство – дворяне и буржуазия.

Задание: охарактеризуйте реформу:

Ограничена, но земства приносили огромную пользу на местах.

Городская реформа: в 1870 году.

До данной реформы в городах было сословное местное самоуправление. Теперь создавалось бессословное местное самоуправление на буржуазном принципе единого имущественного ценза. Городские думы стали подчиняться непосредственно Сенату, но губернаторы осуществляли контроль за деятельностью городских дум. Городские думы ведали городским хоз-вом.

Фактически, власть в городах принадлежала градоначальникам и губернаторам.

Судебная реформа: 1864 год. (Зарудный – юрист)

Суд стал независимым, гласным, всесословным. Судебный процесс носил состязательный характер (обвинение – защита)

Решение о виновности обвиняемого выносили присяжные заседатели от всех сословий.

Перемены коснулись судопроизводства по политическим делам.

Задание: дать характеристику: Судебная реформа была наиболее последовательной и прогрессивной.

В области образования:

(развитие буржуазных отношений требовало совершенствования народного образования).

Занимался министр просвещения Головин.

Разрешалось открывать и содержать начальные школы частным лицам и общественным учреждениям

Новый устав – равенство в среднем образовании для всех сословий

Разделение гимназий на классические и реальные.

Появились женские гимназии (1862 г.)

Принят устав университетов (выборность ректора, проректоров, деканов, профессоров, затем утверждение в министерстве просвещения).

В 70- е гг. – начало женскому высшему образованию.

В области печати – отмена предварительной цензуры.

Военная реформа : причина – поражение в Крымской войне. Проведена в 60-70 гг. Министр Милютин.

Новый военно-судебный устав

Учреждены военные гимназии

Расширилась сеть академий

Вводилась всеобщая воинская повинность: мужчины с 20 лет, срок службы – 6 лет, 9 лет – в запасе. Для флота 7 лет, 3 года в запасе.

Перевооружение армии: введено нарезное скорострельное оружие, укреплена артиллерия, построен первый паровой флот

Вывод: Несмотря на непоследовательность, ограниченность, буржуазные (по характеру) реформы были шагом на пути превращения России в буржуазную монархию. Но – самодержавие оставалось неограниченным, национальное угнетение, всесилие помещиков оставались существенным тормозом на пути развития России.

По ходу изучения, заполняем таблицу «Либеральные реформы 60-70-х гг»:

Название реформы

В чем прогрессивный характер реформы

Какие феодальные пережитки сохранила

Земская реформа

Городская реформа

Судебная

Реформа просвещения

Военная

Предварительный просмотр:

Урок 27-28.

ТЕМА: «Зарождение революционного народничества и его идеология».

Цель урока: ознакомиться с общественным движением в России в 70-80-х годах XIX века, понять особенности идеологии народничества как системы взглядов крестьянской демократии в России.

Задачи:

  1. изучить радикальное общественное движение 70 – 80-х годов в России;
  2. выяснить причины перехода к терроризму как методу борьбы с властью, показать опасность и нецелесообразность этого метода;
  3. дать оценку народническому движению;
  4. развивать навыки работы с документами, умение ставить и разрешать проблемы, объяснять понятия, выделять главное, систематизировать материал.

ПЛАН

  1. Зарождение революционного народничества.
  2. Идеология народничества.
  3. «Хождение в народ». Народнические организации:

а) «Земля и воля» и её раскол;
б) «Народная воля»: охота на царя.

1. Зарождение революционного народничества.

Ход реформы, её половинчатость вызвали разочарование не только у крестьян. Определённая часть радикально настроенной интеллигенции выражала явное недовольство умеренным характером реформ. Сохранение помещичьего землевладения, обременительные для крестьян условия выкупа земельного надела, введение временнообязанного состояния – вызывало неприятие реформ как у крестьян, так и у части интеллигенции.
Крупные крестьянские выступления в Пензенской губернии и в селе Бездна Казанской губернии убеждали интеллигенцию в том, что реформа была встречена народом враждебно.
Революционно настроенные представители общества стали вырабатывать стратегию и тактику борьбы с существующим общественным строем.
В историю России эти яркие представители общественного движения вошли под именем народников.

Любое дело надо подготовить теоретически.
Идейным вождём революционного движения в России в начале 60-х годов стал редактор журнала «Современник» Николай Гаврилович Чернышевский. В своих статьях он выступал за крестьянскую революцию, развивал идеи А. И. Герцена об «общинном социализме», искусно обходя цензуру.
Всё же в 1862 году Чернышевского арестовали и поместили в Петропавловскую крепость. Но и там за 4 месяца он написал роман «Что делать?», который опубликовал в «Современнике». Роман стал своеобразной библией для революционеров. Чернышевский описал будущее социалистическое устройство общества, а первый шаг к этому – создание революционной организации.
Эти мысли были высказаны революционером и раньше, а в 1861 - 63 годах действовала первая тайная организация разночинцев «Земля и воля». Затем были ишутинцы, чайковцы (инициаторы «хождения в народ») и группа Нечаева.

Мы коротко рассмотрели 1 пункт плана. А сейчас, чтобы подытожить сказанное, ответим на вопрос:
- Какие факторы повлияли на рост революционного движения и на зарождение революционного народничества в 60-е годы?

Ответ: 1. недовольство половинчатостью проводимых либеральных реформ
2. Идейное влияние на общественное движение пропагандистов – революционеров Чернышевского, А.И. Герцена, Н.П. Огарёва.

А теперь в качестве вывода по 1 вопросу запишем определение народничества.
Народничество – политическое течение русской радикальной интеллигенции, рассматривавшее народ, крестьянство как реальную политическую силу и стремившееся сделать эту силу сознательной и организованной.

Главное в идеях народников – это теория некапиталистического развития Росси и тесно связанное с нею возможность перехода к социализму в России, минуя капитализм через трансформацию крестьянской общины, в которой они видели зародыш социализма в силу развитого коллективистского начала. Среди отличительных признаков народничества особо важны следующие:

1) признание капитализма в России упадком, регрессом, поскольку он ведет к расслоению крестьянства и его пролетаризации;

2) признание самобытности русского экономического строя вообще и крестьянства с его общиной, артелью и т.п. в частности [они считали, что развитие этих устоев «русской жизни» спасет страну от капитализма и откроет ей возможность непосредственного перехода к социализму].

3) интеллигенция – носитель прогресса [народ/толпа – лишь материал в руках критически мыслящей личности из интеллигенции]

2. Идеология народничества. Наиболее крупными теоретиками революционного народничества в 70-е годы стали Михаил Бакунин, Пётр Лавров и Пётр Ткачёв.
Они соответственно возглавили три течения революционного народничества.
- Где главное расхождение? (по определению методов).

Бунтарское

Пропагандистское

Заговорщическое

Идеологи

М.А. Бакунин

П. Л. Лавров

П.Н. Ткачёв

Взгляды
и цели

Отрицание государства и централизованного управления сверху

Справедливое социалистическое государство

Установление всеобщего равенства

Методы

Народный бунт.
Интеллигенция должна разбудить народ

Народная революция.
Крестьяне не готовы к революции. Нужна длительная подготовка – пропаганда. Создание революционной организации.

Агитация не даёт результатов. Законспирированная организация революционеров совершит переворот. Это даст толчок революции.

Общие
черты

Народ, крестьянство – главная движущая сила революции.

Базис социализма – крестьянская община.

Главная задача – построение социалистического общества.

организующая сила – революционная партия.

Идеи А.И. Герцена, Н.П. Огарёва, Н.Г. Чернышевского, развитые М.А. Бакуниным, П.Л. Лавровым и П.Н. Ткачёвым, стали основой деятельности революционных народнических организаций.

  1. «Хождение в народ». Народнические организации. Итак, движение народников получило идеологическую платформу, прошло теоретическую подготовку.

Как же воплощались эти идеи на практике?

В 1874 – 1875 годах сотни пропагандистов под видом врачей, ветеринаров, землемеров, учителей, инженеров, мастеровых людей разбрелись по России, проникнув в самые глухие её уголки.
Они толковали на досуге с крестьянами о революции и социализме, призывали готовиться к восстанию. Крестьяне слушали с опаской, часто сдавали пропагандистов полиции, иногда расправлялись с ними сами.
Самоотверженность народников вызвала симпатию у образованной части общества. Но само движение, длившееся несколько лет, закончилось провалом.
И тогда многие руководители народничества решили развернуть террор.

Народники решили привести власть в состояние растерянности, что ослабило бы государственный порядок и облегчило главную задачу – свержение самодержавия.
Заметим, что «хождение в народ» считается первым этапом в движение народничества, и его называют «летучей пропагандой», второй этап – оседлая пропаганда и террор.

В 1876 г. возникла организация «Земля и воля». Название было взято в честь революционного объединения 60-х годов. Вторая «Земля и воля» объединила около 200 человек. Её видные представители: М. Натансон, А. Михайлов, Г. Плеханов, В. Фигнер, С. Перовская, С. Кравчинский.
- Первая проба сил у новой «Земли и воли» состоялась в Петербурге 6 декабря 1876 года в Николин день у Казанского собора. (Большая часть членов «Земли и воли» выступала за дезорганизаторские методы; предполагала уничтожение наиболее вредных чиновников – индивидуальный террор. Сами народники, совершая террористические акты, считали, что осуществляют правосудие.

Почему революционеры обратились к тактике террора? (Все предыдущие методы борьбы не приросили ощутимого результата; тактика террора оказывала очень сильный психологический эффект на общество; казалось, что она может устрашить правительство, дезорганизовать его; правительство станет слабым и с ним будет легко бороться)


1866 г. – первый выстрел студента Каракозова в царя.

1878 г. – молодая революционерка В.И. Засулич стреляла в петербургского градоначальника Ф. Трепова. Суд присяжных во главе с известным юристом Кони оправдал Веру Засулич. Это имело тяжёлые последствия. Произошёл моральный сдвиг: можно совершить преступление и быть оправданным. Дело Веры Засулич подтолкнуло молодых революционеров к террору.
Террор (от лат. страх, ужас) – применение крайне жестоких методов политического запугивания, вплоть до физического уничтожения противника.
1878 г. – громкое дело, связанное с убийством ножом С.Кравчинским шефа полиции Н. Мезенцева.
26 августа 1878 г. наиболее активные члены группы «Земля и воля» на съезде в Липецке выносят смертный приговор императору Александру II.

Раскол «Земли и воли».
Г. В. Плеханов выступает против террора и в августе 1879 года «Земля и воля» разделилась на две самостоятельные организации:
«Чёрный передел» во главе с Г.В. Плехановым и «Народная воля», где руководили Михайлов, Желябов, Перовская, Фигнер, Морозов, Фроленко – это Исполнительный комитет.

Взгляды и тактика членов «Народной воли» и «Чёрного передела»

«Народная воля»

(1879-1883 гг.)

«Чёрный передел»

(1879-1881 гг.)

Представители

А.Д. Михайлов, А.И. Желябов, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер

Г.В. Плеханов, В.И. Засулич,
П.Б. Аксельрод

Цели

Установление социализма, всеобщего равенства. Политический переворот для передачи власти народу.

Установление социализма. Свободное общинное самоуправление.

Методы

1. Пропаганда и агитация.
2. Разрушение и терроризм
3. Организация тайных обществ.
4. Совершение переворота.

1. Противники тактики заговора и террора.
2. Пропаганда среди рабочих – экономические требования, демократические свободы.

«Народная воля» начинает настоящую охоту на царя. Руководители организации были убеждены, что смерть царя послужит сигналом для крестьянской революции.

Продолжим хронологию покушений. Ноябрь 1879 г. – Александр II возвращался из Крыма в Петербург. Народники проявляют фантастическую изобретательность.
Три группы террористов рассредоточили свои силы так. Первая – М. Фроленко и
Т. Лебедева – устроились на работу железно – дорожных сторожей близ Одессы. Но поезд последовал не через Одессу, а на Александровск.

Здесь императора ждала вторая группа народовольцев во главе с Желябовым. Он под видом купца у самого ж.д. полотна якобы обустраивал землю под кожевенный завод. Но заложенная под полотно бомба не разорвалась. К делу подключилась третья группа во главе с Софьей Перовской. В 7 км от Москвы совершён подкоп под полотно. Но был взорван не тот поезд.

Зима 1879-80 гг. – подготовка взрыва в зимнем дворце. Степан Халтурин устроился краснодеревщиком во дворец и понемногу носил динамит в комнату столяров, которая находилась под царской столовой. Было накоплено 32 кг динамита.
Взрыв намечался на 5 февраля, когда вся царская семья должна была собраться в столовой. Но обед перенесли на более позднее время. Пострадала прислуга и охрана: убито 10 человек, ранено 53. Желябов готовил новый взрыв, но его арестовали. Исполком «Народной воли» решил ускорить покушение.
1880г. – Одесса. Бомба взорвалась в руках террориста.

Покушение на Александра II.1 марта 1881 года император направился на развод войск в Михайловский замок. Он вновь меняет маршрут следования. Но народовольцы на всех путях возможного следования расставили бомбометателей.

Бомбой, брошенной И. Гриневицким, Александр был смертельно ранен и через девять часов скончался.
Почти все члены исполкома «Народной воли» арестованы.
Желябов, Перовская, Михайлов, Рысаков, Кибальчич в апреле 1881 года повешены в числе 22 народовольцев.
- Так были ли народовольцы героями? И кому принадлежит фраза?
(Перовская – дочь губернатора Петербурга, Желябов был арестован до убийства царя, но настоял, чтобы его судили вместе с обвиняемыми).

4. Последствия народнического движения.

«Хождение в народ» и террористическая деятельность народников не подтолкнули народ, крестьян к революции. Народ был ошеломлён, жалел царя.

Очередная волна революционного движения в России закончилась реакцией царского правительства, репрессиями и контрреформами Александра III.

Революционеры не сумели претворить свою программу в жизнь.

Движение народников способствовало появлению первых рабочих организаций в России.

Подведение итогов.
- А теперь давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока.

Народники считали, что капитализм в России - явление чуждое; у России свой путь.

Будущее России – социализм, минуя капитализм.

Руководящая сила крестьянства – партия революционеров – профессионалов.

Посмотрите на новые слова. Все ли они вам понятны. Значит, теперь они должны быть в ваших ответах по истории.

БАКУНИН МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ
(1814 – 1876)
- идеолог анархического течения народничества, революционер. Происходил из просвещённой дворянской семьи. В Санкт – Петербурге окончил артиллерийское училище и несколько лет служил в армии. Потом переселился в Москву и стал посещать студенческие кружки.

Позже выехал в Германию для обучения в Берлинском университете.
Стал видным идеологом анархизма европейского масштаба.
Бакунин активно участвует в буржуазно – демократических революциях 1848-49 годов в Европе, за что в нескольких странах был приговорён к аресту. Австрийские власти выдают его России, и он 6 лет проводит в заключении в Петропавловской и Шлиссельбургской крепостях. Затем с 1857 года – 4 года в ссылке в Сибири, откуда бежит за границу и больше не возвращается на родину.
Несколько лет Бакунин сотрудничает с Герценым и Огарёвым в журнале «Колокол», но расходится с ними во взглядах.
Открытую борьбу Михаил Александрович вёл с Карлом Марксом в I Интернационале. Маркс считал неизбежным переход капиталистического общества к коммунистическому в ходе социалистической революции. Главной силой революции должен быть пролетариат, который установит свою власть – диктатуру пролетариата.
Бакунин считал любое государство высшим злом, так как любая власть несправедлива, стремится к эксплуатации и неравенству.
По мысли Бакунина, нужно свободное общество, где осуществлялось бы самоуправление народа.
Крестьяне в ходе революции должны смести старую власть и государство.
Нужна только искра, чтобы прокатилась серия бунтов. Эта искра – интеллигенция, народники.
М. А. Бакунин создавал тайные анархические организации в Италии, Испании, Швейцарии, Франции. Его идеи в 70-е годы были самыми популярными.
В настоящее время идеи Бакунина распространены в некоторых странах Африки.

ПЁТР ЛАВРОВИЧ ЛАВРОВ
(1823 – 1900)
- стал идеологом пропагандистского течения в народничестве.
Родился в богатой дворянской семье, окончил Артиллерийскую академию. Преподавал математику в военных заведениях. Дослужился до чина полковника.
В 1862 году сблизился с Чернышевским, вступил в общество «Земля и воля»
Потом, будучи причастным к покушению Каракозова, был выслан в Вологодскую губернию.
В 1870 году Лавров бежал в Париж, где активно участвовал в деятельности парижской коммуны. Четыре года редактировал революционный журнал «Вперёд!»
В конце своей жизни отошёл от политической деятельности, занялся социологией, философией, историей и педагогикой.
Пётр Лаврович считал, что народная революция нуждается в длительной подготовке, так как малограмотные и забитые крестьяне не в состоянии сразу понять идеи социализма.
Такую подготовку должны осуществить лучшие, «критически мыслящие личности».
Они должны идти в народ и при помощи пропаганды помочь народу уяснить его потребности и силу.
Построив справедливое общество, интеллигенция сможет оплатить свой долг народу.

ПЁТР НИКИТИЧ ТКАЧЁВ
(1844 – 1885)
- являлся идеологом заговорщического направления в народничестве. Он родился в небогатой дворянской семье. Обучался на юриста в Петербургском университете. Как зачинщик студенческих волнений был заключён в Петропавловскую крепость, выслан в Псковскую губернию, откуда бежал за границу.
Сотрудничал с Лавровым в журнале «Вперёд!». После разрыва с Лавровым издавал газету «Набат». В конце 1882 года заболел и последние годы провёл в психиатрической больнице.
Ткачёв верил в возможность революции как результат тайного заговора строго законспирированной и дисциплинированной группы революционеров.
Пропаганда ничего не даст. Цель организации – быстрый захват власти после того, как существующая власть будет расшатана путём террора. Разрушение государства невозможно, старые государственные формы надо заменить на новые.
Идею насильственного свержения власти взяла на вооружение террористическая организация «Народная воля».

Предварительный просмотр:

УРОК 23.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА В 1725-1762 ГГ.

Цель: познакомить учащихся с переменами, произошедшими в стране после смерти Петра I.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Изучение новой темы.
  4. Закрепление новой темы.

План:

  1. Перемены в системе центрального управления.
  2. Укрепление позиций дворянства.
  3. Политика в отношении крестьян.
  4. Городское управление.
  5. Политика в отношении казачества.
  6. Политика в области мануфактурного производства.

По ходу урока заполняем таблицу :

МОНАРХИ РОССИИ ЭПОХИ ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ. (1725-1762 гг.).

Сроки правления

Кто правил

Екатерина I Алексеевна, вдова Петра I (умерла от чахотки – предположительно)

Петр II Алексеевич, внук Петра I

(умер от оспы)

Анна Иоанновна, племянница Петра

(умерла своей смертью)

Иоанн VI Антонович, внучатый племянник Петра I, регентша Анна Леопольдовна, дочь племянницы Петра I

(низложены гвардией)

Елизавета Петровна, дочь Петра I

(умерла своей смертью)

Петр III, внук Петра I по матери и шведского короля Карла XII по отцу (низложен гвардией, умер в Ропше 7 июля 1762 г.).

Проведены за данный период ряд мероприятий, отменявших учрежденный им порядок управления страной.

1726 год – создание Верховного тайного совета – во главе императрица (формально). Доверила работу Меньшикову.

Прежние функции Сената отменены . Его действия могли обжаловаться в Верховном тайном совете.

Петр II пытался отменить все реформы Петра I.

Анна Иоанновна в 1730 году издала указ о роспуске Верховного тайного совета. Вместо него создала Кабинет министров (3 человека) назначались императрицей.

УСИЛЕНИЕ САМОДЕРЖАВНОЙ ВЛАСТИ.

В 1731 году – создана Канцелярия тайных розыскных дел (ведала гос. преступлениями).

Елизавета Кабинет министров отменила, восстановила Сенат . В его ведении: иностранные, военные, морские дела. Восстановлена деятельность коллегий. Во 2/п 50-х гг. создана Конференция при высочайшем дворе (выше Сената = Верховный совет + Кабинет министров).

Политика в отношении дворян:

Позиции дворян окрепли при Екатерине I. Гвардейцам за поддержку дарованы земли. Помещики получили право самим продавать продукцию своих хоз-в.

Правление Петра II – тяжелый период. Ставка на боярскую аристократию.

После переворота Анна отблагодарила дворян за поддержку. Обязательная служба – 25 лет, один сын освобождается. Отменен указ Петра о единонаследии (право дворянам завещать самим свои поместья).

При Елизавете привилегий больше:

Участники переворота – получили деньги и дворянские звания.

Освобождены от телесных наказаний розгами и кнутом.

Право без суда ссылать своих крепостных крестьян на поселение в Сибирь.

Петр III в 1762 году принял МАНИФЕСТ О ВОЛЬНОСТИ ДВОРЯНСКОЙ»: освобождены от обязательной службы государству.

Дворянство стало особым, привилегированным сословием: почти полностью отсутствовали обязанности (отрицательно сказывалось на развитии гос-ва).

Политика в отношении крестьян:

Ужесточилась. Помещикам разрешалось применять к крестьянам любые карательные меры. Имели право продавать к-н в рекруты. За крестьян помещик приносил присягу монарху.

1731 г. – к-не лишены права брать откупы и подряды. В 1734 году было запрещено заводить суконные фабрики.

Помещики имели право сами определять меру наказаний за побег к-н (с 1736 г.), ссылать к-н в Сибирь (с 1760 г.), ссылать на каторгу.

Крестьянские наделы сокращались, т.к у помещика было право расширять свои территории за счет к-н.

Росли повинности в пользу помещиков. Барщина увеличилась до 6 дней в неделю.

Усилилось разорение кр-ких хоз-в. К-не чаще бежали в районы Волги и Дона, поднимали бунт.

Городское самоуправление: началась перестройка органов местного самоуправления.

1727 год – ликвидирована петровская система местного самоуправления (сокращен аппарат управления). В городах введены должности воевод (для управления), главный магистрат упразднен, а местные подчинялись воеводам. Власть воевод стала единоличной. Чиновный аппарат перешел к взятничеству (перестал получать гос-ное жалование).

Казачество: политика расслоения. Зажиточные казаки по указу 1735 года освобождались от повинностей 9искл. – военная служба). Рядовые казаки - = к к-нам.

Самоуправление на Украине ограничивалось. Гетман – во главе.

Мануфактурное пр-во:

Сокращалось число свободных людей, которые могли бы работать на мануфактурах. В 1736 году к мануфактурам официально были прикреплены крепостные.

У предпринимателей было два источника пополнения рабочей силы:

Покупка кр-н

Приписка к заводам государственных крестьян.

В ноябре 1741 года «работные регулы» - правила работы на мануфактурах.

Рост мануфактурного производства – отмена внутренних таможен и учреждение государственных заемных банков – Дворянского и Купеческого.

Но свободных рук мало.

Политика непоследовательная и малорезультативная. Политика была направлена на усиление позиций дворянства.

Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

Петр III. Причины свержения.

Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

Раскройте причины дворцовых переворотов.

Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

Каким образом пришла к власти жена Петра I Екатерина I?

Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

Раскройте особенности прихода к власти Петра II.

Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

На что направлена деятельность «верховников»?

Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

Как на троне оказалась Елизавета Петровна?

Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

Петр III. Причины свержения.

Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

Почему период правления Анны Иоанновны называется «бироновщиной»?


Цель:

Расширить и обобщить представления о причинах, сути и значении Великих реформ через работу с историческим источником и презентацией.

Формировать умение работать с документами, выделять главное, анализировать, делать выводы, учить работать в микрогруппе, делать целеполагание своей деятельности, рефлексии, самооценки.

Развивать критическое, аналитическое мышление

Воспитывать коммуникативные умения работы в группе.

Оборудование и материалы к уроку: компьютерный класс, проектор, презентация «Эпоха Великих реформ Александра II., электронный тест, тексты документов, таблица «Рефлексия и самооценка учащихся».

Фундаментальные образовательные объекты: Отмена крепостного права, военная, земская, городская, финансовая реформы, реформа образования.

Главная проблема урока: Действительно ли необходимость сохранения Россией статуса великой державы – необходимость реформ?

Ход урока:

Организационный момент. 2 мин.

Постановка целей и задач. 3 мин.

Итак, сегодня у нас урок-практикум. Тема-«Эпоха Великих реформ Александра II ». Слайд №1

Наш класс работает по микрогруппам, ведущим изучение исторических документов с целью отбора материала для написания учебника.

Цель: Расширить и обобщить знания о причинах, сути и значении Великих реформ Александра II.

Задача: учиться анализировать документы эпохи, соотносить с уже имеющимися знаниями, делать целеполагание, работать в микрогруппе.

Эпиграфом к уроку будут слова Александра II «Лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели оно начнёт самоуничтожаться снизу».

Позже, накануне Первой Мировой войны, Россия явит миру яркий пример мощного индустриального прорыва. В Европе будут много размышлять о причинах «Русского экономического чуда», начнут называть его «отцов». Связано ли это с Александром II и его реформами.

Главная проблема урока (слайд №2): Действительно ли необходимость сохранения Россией статуса великой державы - необходимость реформ. В процессе работы с документами мы должны ответить на три вопроса (слайд №3):

Каковы причины проведения реформ в разных сферах жизни?

Каковы основные направления реформ.

Каково значения и последствия проведенных реформ.

3. Инструктаж микрогрупп. Каждая группа получила исторические документы для изучения материала в качестве домашнего задания. Откройте на мониторе документ «Алгоритм». Этот алгоритм действий поможет вам в анализе документа. По ходу работы заполните, пожалуйста, таблицу.

Во второй колонке запишите цель вашего исследования. Время выполнения 5 минут. Когда группы будут готовы, каждая представит свой результат исследования сравнит со слайдами презентации

Работа в группах.5 мин.

Взаимообучение 20 минут. (Слайд №3)

Вопрос №1

Группа №1 –документ «Страна после Крымской войны». Из записки министра финансов Рейтерна, представленной государю.16 сентября 1866 г.

«Из записки по уничтожению крепостного состояния в России» А.И. Кошелева нач. 1858 г. (слайд №4,5)

Вопрос №2

Слайд №3 Каковы основные направления реформ?

Группа №2 – (слайд № 6 документ «Общие положения о крестьянах вышедших из крепостной зависимости, Высочайше утверждённое 19 февраля 1861 г. Раздел №1

Раздел 2 «Об устройстве сельских обществ и волостей и общественного их управления»

«Положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительств к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий, Высочайше утверждённое 19 февраля 1861 г. Слайд №7

Группа №3. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях, Высочайше утвержденное 1 января 1964 г.» Слайд № 8.

Группа №4. «Городовое положение, Высочайше утверждённое 16 июня 1870 г. «Слайд № 9,10

Группа № 5 «Учреждение судебных установлений, Высочайше утвержденное 20 ноября 1864 г.». Слайд №11.

Группа № 6. «Устав о воинской повинности, Высочайше утвержденный 1 января 1874 г.»

Слайд №12

Группа №7 «Положение о начальных народных училищах, Высочайше утвержденное 14 июля 1864 г». Слайд № 13.

«Устав гимназий и прогимназий ведомства народного просвещения, Высочайше утвержденный 19 ноября 1864 г

Группа №8 « Реформы 60-70 гг. ХIХ в. Финансовая реформа1861-1866 г.»

«Железнодорожное строительство 70-х гг. 19 в.»;

«Средний ежегодный ввоз в Россию»; Рост механизации производства в пореформенный период». Слайд № 14

Вопрос №3 Слайд №3 Каково значение и последствия реформ?

Ответ на проблемный вопрос урока. Слайд № 2

Текущий контроль - электронный тест (работа в микрогруппах).

Внутренняя политика Александра 2

Слайдов: 35 Слов: 1371 Звуков: 0 Эффектов: 5

Александр II – великий реформатор. Реформы Александра II. Назовите государственного деятеля. В.А. Жуковский. Александр II. Я.И. Ростовцев. Н. А. Милютин. Император Николай I. Кроссворд. Часть земель. Название реформы местного самоуправления. Название реформы. Повинности крестьян. Повинности крестьян в пользу феодала. Воинская повинность. Повинность, введенная Александром II. Земля, которая добавлялась к крестьянскому наделу. Земля. Руководитель редакционной комиссии. Руководитель редакционной комиссии, занявший этот пост после Я.И. Ростовцева. Император, возглавивший либеральные реформы. - Внутренняя политика Александра 2.ppt

Реформы Александра II

Слайдов: 15 Слов: 1012 Звуков: 0 Эффектов: 24

История России. Эпоха великих реформ. 1.Александр II. 2.Предпосылки реформ. Крымская война: доказала непригодность государственной системы. 3.Первые мероприятия Александра II. Великая Княгиня Елена Павловна. Императрица Мария Александровна. Граф Сергей Степанович Ланской. 4.Подготовка реформ. Император Александр II. Заседание Редакционной комиссии по Крестьянскому вопросу. Кн. Константин Николаевич. В марте 1859 г.учреждается редакционная комиссия во главе с Я.И. Ростовцевым. Я.И.Ростовцев. Но Ростовцев до реформы не дожил. Н.А.Милютин. 5.Отмена крепостного права. Крестьяне становились свободными и наделялись гражданскими правами. - Реформы Александра II.ppt

Реформы Александра 2

Слайдов: 6 Слов: 367 Звуков: 0 Эффектов: 27

Реформы Александра II. Отмена крепостного права. Александр II подписал манифест об отмене крепостного Права. Крепостные получили личную свободу и часть общих Гражданских прав. Земская и городская реформы при Александре II. 1864 году новые органы местного самоуправления стали земства. Количество депутатов всех курий было одинаково. Аналогичной была система выборов в городской думе. Судебная реформа 1864 года. Одной из самых радикальных и последовательных реформ Александра II стала судебная. В уголовном разбирательстве состояли жюри присяжные в количестве 12 человек. По реформе 1864 года было введено 2 типа судов:1.Мировые.2.Общии. - Реформы Александра 2.ppt

Реформы Александра Второго

Слайдов: 24 Слов: 1023 Звуков: 0 Эффектов: 0

Либеральные реформы 60-70-х гг. Историческое значение реформ. Реформы Александра II. Историки. Реформы. Значение. Судебная реформа. Принципы нового суда. Судебная система России. Значение реформы. Военная реформа. Численность русской армии. Создание военных гимназий. Отмена рекрутских наборов. Гладкоствольное оружие. Запрещались телесные наказания. Создание массовой армии современного типа. Реформы в области просвещения. Положение о начальных народных училищах. Устав гимназий и прогимназий. Университетский устав. Расширение и совершенствование образования. Недостатки. - Реформы Александра Второго.ppt

Великие реформы Александра 2

Слайдов: 21 Слов: 2136 Звуков: 0 Эффектов: 3

Реформы Александра II. Предпосылки реформ. Термины. Предпосылки отмены крепостного права. Первые мероприятия Александра II. Подготовка реформ. Документы по реформе. Манифест. Основные положения манифеста. Крестьяне. Выкупная операция. Значение отмены крепостного права. Замкнутость и привязанность с к общине. Земская и городская реформы. Городская реформа. Судебная реформа. Военная реформа. Финансовая реформа. Реформы просвещения. Гимназический устав. Реформа цензуры. - Великие реформы Александра 2.ppt

Либеральные реформы Александра 2

Слайдов: 40 Слов: 1499 Звуков: 0 Эффектов: 126

Реформы 60-70-х годов XIX века. Царь – освободитель. Александр II. Либеральные реформы. Либерализм. Родоначальники либерализма. Что такое модернизация. Заполните таблицу. Б.М. Кустодиев. Повторим понятия и термины. Крестьянская реформа. Г.Г. Мясоедов. Земское самоуправление. Земская реформа. Модернизация. С.-Петербургский университет. Новый университетский устав. Реформа образования. В.М. Маковский. Суд присяжных. Судебная реформа. Панорама. Всеобщая воинская повинность. Преимущество реформы. Военная реформа. Российские либералы. Дмитрий Милютин. Александр II и российские либералы. - Либеральные реформы Александра 2.ppt

Значение либеральных реформ Александра 2

Слайдов: 56 Слов: 2254 Звуков: 0 Эффектов: 103

Характеристика внутренней политики российского правительства. Либеральные реформы. Характеристика внутренней политики. Александр ІІ. Коронация. Эпоха. Валуев. Милютин. Покушение. Меры для укрепления общественного порядка. Направление деятельности. Основные положения. Земская реформа. Губернская управа. Городская реформа. Городская дума. Судебная реформа. Сенат. Принципы буржуазного права. Отмена телесных наказаний. Финансовые реформы. Порядок в составление смет. Государственный контроль. Цензурная реформа. Реформы в области образования. Закон божий. Представители. - Значение либеральных реформ Александра 2.ppt

Административные реформы 1867-1868 гг

Слайдов: 10 Слов: 196 Звуков: 0 Эффектов: 0

Административные реформы 1867-1868 гг. в Казахстане. Уезды состояли из волостей, во главе которых ставились выборные волостные управители. Волости, в свою очередь, делились на аулы, как административные единицы, во главе которых ставились выборные аульные старшины. Административный аул, составлялся из 120-200 кибиток. В каждую волость входили 10-12 административных аулов. Органы управления по реформам. Высшую власть в генерал-губернаторстве осуществлял генерал-губернатор имевший широкие административно-политические, военные, судебные и хозяйственные полномочия. - Административные реформы 1867-1868 гг.ppt

Военная реформа Александра II

Слайдов: 16 Слов: 1152 Звуков: 0 Эффектов: 0

Военная реформа Александра II. Несовершенство всей системы Военного и Морского министерства. Снаряжение русских солдат было тяжелым и неудобным. Военная реформа в царствование Александра II назревала. Свободные податные сословия. Важные реформы. Общая программа военных реформ. Реорганизация центрального военного управления. Реорганизация департамента Генерального штаба. Офицеры Генерального штаба. Реорганизация местного военного управления. Положение о военно-окружных управлениях. Учреждение военных округов. Штаб округа. Сроки мобилизации армии были сокращены. - Военная реформа Александра II.pptx

Судебная реформа Александра II

Слайдов: 20 Слов: 794 Звуков: 0 Эффектов: 13

Суд присяжных в России. Положительное значение судебной реформы. Сравнение суда в России. Суд в России. Документы. Суд во времена «Русской правды». Орудия пытки в Московской Руси. Суд по Соборному уложению 1649 г. Судебники Ивана III и Ивана IV. Какой суд был до Александра II. Судебная реформа Александра II. Процесс Веры Засулич. Судья Кони. Судебное дело. Суд присяжных в современной России. Сильные стороны суда присяжных. Недостатки суда присяжных. История суда в России. Урочные лета. -

Краткое описание

1. Образовательная: Применить знания по истории о личности Александра II и выяснить, как повлияли особенности его развития на проводимые реформы; Используя полученные знания и привлекая дополнительный материал, охарактеризовать либеральные реформы 60-70 х гг.

Описание

Тип урока : Изучения нового материала с использованием методов РКМЧП.

Основные понятия : временнообязанные, отрезки, выкупные платежи, круговая порука, уставная грамота, мировой посредник.

Оборудование: Учебное пособие, дополнительная литература, интерактивная доска.
Проблемный вопрос: Можно ли Россию после проведенных реформ, считать индустриально развитым государством? (ответ обоснуйте).
План урока:
1. Организационное начало урока, актуализация знаний.
Вызов (метод «Корзина») ………
- Что мы знаем о личности Александра II (учащиеся называют идеи, понятия, имена, связанные с личность Александра Николаевича).
Ответы: (царь освободитель, отменил крепостное право, провел либеральные реформы, был убит народовольцами и т.д.)
- Что мы хотели бы узнать о Александре II ? (ответы учащихся).
Ответы: Кто повлиял на формирование личности царя? Как проходила подготовка к реформам? Какими качествами обладал АлександрII ?
Сообщение о личности Александра II
- Что мы узнали нового о Александре II ? (учащиеся отвечают на вопрос).
Ответы: На формирование Александра оказали влияние воспитатели и учителя: Жуковский, Сперанский, Канкрин и др. Подготовка к реформам носила открытый, гласный характер, приняли участие в разработке документа 46 уездов России. Александр второй выполнил завещание своего отца.
- Что мы знаем из изученного материала об отмене крепостного права?
- Как проходила подготовка и отмена крепостного права?
Слайд презентация .
Причины отмены крепостного права (учебник стр. 377).
1. Поражение в Крымской войне
2. Кризис феодальной крепостной системы.
3.Крестьянские выступления.
Подготовка отмены крепостного права.
1859 г. Создание редакционной комиссии, под руководством Ростовцева…
19 февраля 1861 год царь подписал Манифест об освобождении крестьян.
- Что получили, и чего не удалось получить крестьянам?
- Крестьяне получили свободу и гражданские права, земля оставалась за помещиками. Крестьяне выкупали земельный надел, государство помогало им выкупать земли, но пока они обязаны были нести повинности в пользу помещика, такое положение называлось– временнообязанными .
Плата за землю называлась – выкупными платежами . Земля, отрезаемая в пользу помещика, называлась – отрезками . В некоторых краях возникали беспорядки (село Бездна Казанской губернии, село Кандеевка Пензенская губерния).
Историческое значение отмены крепостного права: Ликвидация унизительного крепостного права, открыт путь к капиталистическому пути
.
Физкульт. минутка.

2. Осмысление.
Работа в группах по либеральным реформам 60 – 70-х годов.
Задание группам. «Фишбоун» Класс делится на группы и получают задания:
Прочитать текст (параграф 31 стр.383-384), выделить проблему «голова рыбы», найти пути решения « скелет рыбы», сделать вывод «хвост рыбы» (оформить в таблицу).

1группа – Земская реформа
2 группа – Военная реформа
3 группа – Городская реформа
4 группа – Судебная реформа
5 группа – реформа в области образования
Таблица « Либеральные реформы 60 – 70-х годов».

Название реформы (год)
содержание
значение
Земская реформа (1864год)
Создание земских собраний, для повседневной жизни избирались уездные и губернские земские управы. Земства решали местные вопросы: образования, здравоохранения, строительство дорог и т.д.
Становление гражданского общества, развитие самоуправления на местах, Но! Деятельность земств находилась под контролем губернатора. Выборы были неравные.
Городская реформа (1870 год)
Образование из выборных гласных городские управы, ведали теми же делами, которыми занимались земства, вводились городские сборы (налоги).
Широкое самоуправление на местах, участие в выборах предоставлялось тем, кто обладал имуществом, или занимался торговым делом.
Военная реформа (1874 год)
Вводилась всеобщая воинская повинность. Возраст 20 лет мужчины, срок службы: пехота 6 лет, в морском флоте 7 лет, перевооружение армии. Освобождались от службы по семейным обстоятельствам
Армия стала современной, постоянной, срок службы зависел от уровня образованности. Дело защиты Отечества есть общее дело народа.
Судебная реформа (1864 год)
Утвержден новый устав, суд создавался скорый, правый, равный, открытый, состязательный. Вводился суд присяжных и институт поверенных (адвокатов)
Судебная реформа была самой передовой и прогрессивной. Сохранялись волостные суды.
Реформа в области образования. (1863 – 1864 год)
1863г.Принят Университетский устав, предоставляющий широкую автономию. Все вопросы внутреннего управления решались на советах, избирали ректора. 1864 году принят школьный устав. Вводились гимназии и реальные училища. В гимназиях преподавались гуманитарные науки и иностранные языки, готовили к поступлению в университет. В реальных училищах предпочтение отдавалось точным наукам, для поступления в высшие технические заведения. Широко развивалось начальное школьное образование для крестьян.
Уровень образованности населения значительно возрос, но дети дворян имели больше возможности закончить высшие учебные заведения.

3.Рефлексия . Выступление по группам, заполнение таблицы.
Вывод: Реформы 60-70-х годов носили прогрессивный характер, но сохранились феодальные пережитки. Россия вступила на путь индустриального общества.
Синквейн (синтезирование информации).
1. Реформы.
2. прогрессивные, половинчатые.
3. готовились, проводились, обсуждались.
4. Россия вступила на путь капитализма.
5. Прогресс.
Домашнее задание. Параграф 31, ответить на вопрос « В чьих интересах больше проведены были реформы, крестьян или помещиков и почему?».

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары , курсы повышения квалификации , профессиональная переподготовка и профессиональное обучение . Низкие цены. Более 8100 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Открытый урок 10 кл..doc

Урок истории 10 класс (профильный).

Тема: « Реформы Александра II ».

Учитель истории: Щербинина Елена Владимировна.

Цель урока: 1. Образовательная : - Применить знания по истории о личности Александра II и выяснить, как повлияли особенности его развития на проводимые реформы,

Используя полученные знания и привлекая дополнительный материал, охарактеризовать либеральные реформы 60-70 х гг.

2. Развивающаяся : Способствовать повышению уровня развития личности, через информационные (работа с таблицей, умение отбирать материал, резюмировать, составлять сообщения, таблицы) и коммуникативные компетенции (отвечать на проблемные вопросы).

3. Воспитательная : Содействовать развитию ценностного отношения к Отечественной истории, формированию чувства патриотизма.

Тип урока : Изучения нового материала с использованием методов РКМЧП.

Основные понятия : временнообязанные, отрезки, выкупные платежи, круговая порука, уставная грамота, мировой посредник.

Оборудование: Учебное пособие, дополнительная литература, интерактивная доска.

Проблемный вопрос: Можно ли Россию после проведенных реформ, считать индустриально развитым государством? (ответ обоснуйте).

План урока:

1. Организационное начало урока, актуализация знаний.

Вызов (метод «Корзина») ………

Что мы знаем о личности Александра II (учащиеся называют идеи, понятия, имена, связанные с личность Александра Николаевича).

Ответы: (царь освободитель, отменил крепостное право, провел либеральные реформы, был убит народовольцами и т.д.)

Что мы хотели бы узнать о Александре II ? (ответы учащихся).

Ответы: Кто повлиял на формирование личности царя? Как проходила подготовка к реформам? Какими качествами обладал АлександрII ?

Сообщение о личности Александра II

Что мы узнали нового о Александре II ? (учащиеся отвечают на вопрос).

Ответы: На формирование Александра оказали влияние воспитатели и учителя: Жуковский, Сперанский, Канкрин и др. Подготовка к реформам носила открытый, гласный характер, приняли участие в разработке документа 46 уездов России. Александр второй выполнил завещание своего отца.

Что мы знаем из изученного материала об отмене крепостного права?

Как проходила подготовка и отмена крепостного права?

Слайд презентация .

Причины отмены крепостного права (учебник стр. 377).

1. Поражение в Крымской войне

2. Кризис феодальной крепостной системы.

3.Крестьянские выступления.

Подготовка отмены крепостного права.

1859 г. Создание редакционной комиссии, под руководством Ростовцева..

Что получили, и чего не удалось получить крестьянам?

Крестьяне получили свободу и гражданские права, земля оставалась за помещиками. Крестьяне выкупали земельный надел, государство помогало им выкупать земли, но пока они обязаны были нести повинности в пользу помещика, такое положение называлось– временнообязанными .

Плата за землю называлась – выкупными платежами . Земля, отрезаемая в пользу помещика, называлась – отрезками . В некоторых краях возникали беспорядки (село Бездна Казанской губернии, село Кандеевка Пензенская губерния).

Историческое значение отмены крепостного права: Ликвидация унизительного крепостного права, открыт путь к капиталистическому пути

Физкульт. минутка.

2. Осмысление.

Работа в группах по либеральным реформам 60 – 70-х годов.

Задание группам. «Фишбоун» Класс делится на группы и получают задания:

1группа – Земская реформа

2 группа – Военная реформа

3 группа – Городская реформа

4 группа – Судебная реформа

5 группа – реформа в области образования

Таблица « Либеральные реформы 60 – 70-х годов».

Название реформы (год)

значение

Земская реформа (1864год)

Создание земских собраний, для повседневной жизни избирались уездные и губернские земские управы. Земства решали местные вопросы: образования, здравоохранения, строительство дорог и т.д.

Становление гражданского общества, развитие самоуправления на местах, Но! Деятельность земств находилась под контролем губернатора. Выборы были неравные.

Городская реформа (1870 год)

Образование из выборных гласных городские управы, ведали теми же делами, которыми занимались земства, вводились городские сборы (налоги).

Широкое самоуправление на местах, участие в выборах предоставлялось тем, кто обладал имуществом, или занимался торговым делом.

Военная реформа (1874 год)

Вводилась всеобщая воинская повинность. Возраст 20 лет мужчины, срок службы: пехота 6 лет, в морском флоте 7 лет, перевооружение армии. Освобождались от службы по семейным обстоятельствам

Армия стала современной, постоянной, срок службы зависел от уровня образованности. Дело защиты Отечества есть общее дело народа.

Судебная реформа (1864 год)

Утвержден новый устав, суд создавался скорый, правый, равный, открытый, состязательный. Вводился суд присяжных и институт поверенных (адвокатов)

Судебная реформа была самой передовой и прогрессивной. Сохранялись волостные суды.

Реформа в области образования. (1863 – 1864 год)