Введение

Происхождение государства и права в современной теории государства и права относится к числу основных и вместе с тем достаточно дискуссионных вопросов. Она посвящена вопросам возникновения государства и права и позволяет узнать, когда и в силу каких причин появляются государство и право и возникают ли они одновременно с человеческим обществом или же только на определенной ступени его исторического развития.

Изучение процесса происхождения государства и права позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определить все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы. Современная действительность не обособлена от прошлого и будущего.

Теория государства и права изучает разнообразие первопричин образования и развития государства и права. При этом особое значение придается изменению организационно-производственной структуры общества.

Цель работы - рассмотреть возникновение государства и права.

Для достижения поставленной цели рассмотрим такие задачи:

· рассмотрим основные причины возникновения государств;

· рассмотрим особенности возникновения права;

· изучим основные теории происхождения государства и права.

Объект работы - государство и право.

Предмет работы - происхождение государства и права.

государство общество право расслоение

Основные причины возникновения государства

Современная наука, исходя из объективного материалистического понимания мироздания, объясняет происхождение государства как продукт внутренней эволюции общества.

Государство не имеет вечной природы, оно не существовало в первобытном обществе, а появилось лишь на финальном этапе его развития в силу многочисленных и разнообразных причин. Речь, прежде всего, идёт о переходе к новым формам организации хозяйственной жизни, что приводит к социальному расслоению общества, появлению классов, к закреплению государства как новой организационной формы жизни общества.

Государство появилось тогда, когда социальные и классовые противоречия объективно не могли быть примирены, а социально-экономическое развитие общества позволило содержать за счет населения особый аппарат управления для руководства ими.

Государство возникло по следующим причинам:

1. неолитическая революция - переход от собирательной к производственной экономике.

2. разделение труда:

Отделение скотоводства от земледелия;

Отделение ремесел;

Появление купечества.

3. рост производительности труда и появление излишек, дополнительного продукта (богатства).

4. появление частной собственности.

5. раскол общества на антагонистические страты (класса, группы)

Современная теория государства и права выделяет следующие пути образования государства:

1. Восточное государство - государство азиатского способа производства. Выделялось через расслоение общества, одна малая община не могла построить каналы, поэтому общины стали объединяться, потом выделяется орган управления. Данная теория характеризует путь образования государства как естественный путь развития государства.

2. Европейское государство выделяют по основным направлениям создания:

Полисная система. Государства бассейна Средиземноморья (полисы, города-государства) становились центром для жителей, после роста «лишние» жители отправляются на новые территории, которые захватывали. Суть государства бассейна Средиземного моря - добровольное формирование государства, изначально демократическое. По мере укрепления власти - власть вождей усиливается, подчиненные - в повиновении, либо в зависимости, и власть перерастает в царства.

Франкский путь, выражается через налет, захват чужих территорий. Жителей захваченных территорий делали рабами, богатство отбирали и делили, города ставили на данные отношения. Например, варвары распространили свою власть на территорию Галлии. Оставаясь надсмотрщиками, франки оставили государственную верхушку, ассимилировались с местным населением (франкская знать, римская, галльская)

Буржуазное направление, образовывались в результате революции, свержения монархии, например, Нидерланды, Германия, Австро-Венгрия.

Распад крупных государств, СССР, др. империи.

Крах колониализма.

Таким образом, государство - это механизм, аппарат управления обществом. Государственные органы и организации частично появились в результате преобразования органов сложившихся в рамках родового строя, частично путем вытеснения последних.

Появление признаков государства - это, прежде всего, выделение особого слоя людей занятых лишь управленческими делами, наделенных особыми правами и полномочиями, и правом собирать налоги, появление особых отрядов вооруженных людей призванных защищать территорию и общество.

Основными признаками государства является:

1. Единая организация политической власти, распространяющаяся на все население страны в пределах ее территории, т.е. государственной границы

2. Государственный суверенитет, который включает в себя полноту и самостоятельность законодательной, исполнительной и судебной власти на всей территории. Верховенство по отношению к другим властям внутри страны и независимость от других государств.

3. Социальный аппарат власти, т.е. публичная власть управления и принуждения существует для обеспечения его нормальной жизнедеятельности.

4. Правовая форма организации и осуществления власти.

5. Выступление государства в качестве официального представителя общества.

6. Наличие налогов.

7. Наличие символов, флага, гимна, др. атрибутов.

В целом, государство - это политико-территориальная организация общества, обладающее суверенной публичной властью, осуществляемой для решения общих дел общества.

Основными причинами возникновения государства являются:
1. переход от «присваивающей» экономики к «производящей», выразившийся в трех крупных разделениях труда (выделение скотоводства и земледелия, занятие ремеслом, появление купцов как особого слоя людей, профессионально занятых в сфере обмена товаров);
2. создание (в результате повышения производительности труда) относительно избыточного продукта, что активизировало самостоятельность индивида, привело к изменению в организации семейной и общественной жизни. Производство продукта для обмена, которое обусловило разрыв между трудом и собственностью и появление частной собственности на орудия и продукты труда; 3. социально-классовое расслоение членов общества, вызванное накоплением собственности у отдельных лиц. Этому процессу общество, основанное на равенстве его членов, длительное время безуспешно сопротивлялось, порицая большое состояние и одобряя перераспределение накопленных богатств. Однако экономика достигла такого уровня, что прежнее уравнительное производство и распределение стали невозможны. В связи с усложнением общественного производства и воспроизводства самого человека созрела потребность по-новому организовать общество и обеспечить управление социальными процессами. Этому способствовало и достижение определенного уровня благосостояния общества, которое позволяло содержать профессиональный специализированный аппарат управления. Симптоматично, что возникновению государства предшествовал переходный период военной демократии, сопровождающийся постоянными войнами, позволяющими властной верхушке быстро и легитимно обогатиться за счет разграбления других племен и укрепиться на определенной территории. Это способствовало возвышению вождя и ближайшего окружения. Вождь наделялся сверхъестественными качествами и потому часто выполнял жреческие функции. Его власть постепенно становилась наследственной, а подати на содержание дружины и ближайших помощников превращались в налоги. Перечисленные обстоятельства послужили основой формирования государства и государственной власти, главной задачей которой стало поддержание единства и устойчивости человеческого общества. Вместе с тем вопрос о происхождении государства является дискуссионным, ибо этнографическая и историческая наука дают все новые знания о причинах его происхождения. В различных теориях причинами возникновения государства выступают: в теологической - божественная сила; в договорной - сила разума, сознания; в психологической - факторы психики человека; в органической - биологические факторы; в материалистической - социально-экономические факторы; в теории насилия - военно-политические факторы и т. д. Следует иметь в виду конкретно-историческую специфику и различный удельный вес влияния этих причин на формирование государств у отдельных народов, обусловливающих их типологические и иные особенности.

государственный строй правовой

Причины возникновения государства

Период поздней первобытной общины характеризовался существенными качественными и количественными изменениями, способствующими дальнейшей эволюции первобытного общества в государственное образование. Возникновение земледелия и скотоводства, обеспечив регулярное производство избыточного продукта, сделало возможным, а в дальнейшем неизбежным установление социального неравенства и государства. Фаза поздней первобытной общины была последней стадией развития первобытного общества, на смену которой пришла эпоха перехода от общины к формированию государственных структур, так называемая эпоха “протогосударста”. Развитие этой формы было длительным и противоречивым процессом. В результате таких факторов как: трансформация первобытной общины в систему все более обособленных хозяйств; возникновением большой, патриархальной семьи; выделение ремесел; развитие товарообмена; углубление имущественного и социального неравенства; формирование частной собственности на орудия труда; появление различных форм эксплуатации; внешние территориальные войны и конфликты, увеличивались размеры социальных образований; общины все в большей степени из самостоятельных социальных единиц превращались в составные части формирующихся государств. Таким образом, в конце неолита в основном завершилось эволюционное развитие общества от низшей формы организации (первобытное стадо) к более высшей (государство), характеризующейся более высоким уровнем социальной организации и общественного сознания, уровнем развития экономики и производительных сил, наличием власти, подчинения и нормативного регулирования.

Первобытнообщинный строй был самым длительным по времени - более миллиона лет - этапом истории человечества. В ученой среде сегодня нет единого мнения о том, когда возник древнейший человек (а вместе с ним и первобытное общество). Одни считают, что это произошло 1,5 - 1 млн. лет назад, другие относят его появление ко времени ко времени более 2,5 млн. лет назад. (Подтверждением последнего являются находки в верхних слоях палеолита (древнекаменного века).

Также нет единого мнения и в вопросе периодизации первобытной истории, где параллельно существуют несколько специальных и общая (историческая) периодизация.

Из специальных периодизаций наибольшую важность имеет археологическая, в основе которой лежат различия в материалах и технике изготовления орудий труда. Еще древнекитайским и древнеримским философам было известно деление древнейшей истории на три века - каменный, бронзовый (медный) и железный. В Х1Х - ХХ в. эпохи и стадии этих веков были типологизированы и научно разработаны. Каменный век начинается с древнекаменного (палеолита), в котором выделяют эпохи раннего (нижнего), среднего и позднего (верхнего) палеолита. Затем следует переходная эпоха среднекаменного века (мезолита), который иногда называют «послепалеолитом» (а иногда не выделяют вообще). Заключительная эпоха каменного века - новокаменный век (неолит), в конце которого появляются первые орудия из меди.

Археологическая периодизация дает возможность хронологии первобытной истории. «Для большей части ойкумены нижний палеолит закончился приблизительно 100 тыс. лет, средний палеолит - 45-40 тыс., верхний палеолит - 12-10 тыс., мезолит - не ранее 8 тыс. и неолит - не ранее 5 тыс. лет назад. Бронзовый век длился до начала 1 тысячелетия до н. э., когда начался век железа».

Другим видом специальной периодизаций является палеоантропологическая, в основе которой лежит критерий биологической эволюции человека. Здесь выделяются эпохи существования архантропа (древнейшего человека), палеоантропа (древнего человека) и неоантропа (ископаемого человека современного вида).

Также заслуживает интереса подразделение первобытной истории на историю первобытных обществ, существовавших до появления первых цивилизаций, и обществ, сосуществовавших с этими и позднейшими цивилизациями. (Так называемые «аполитейные первобытные общества» (АПО) и «синполитейные первобытные общества» (СПО).

При всей важности специальных периодизаций первобытной истории, они не могут заменить общей (исторической) периодизации, разработка которой идет уже не одно столетие.

Первую серьезную попытку исторической периодизации предпринял в Х1Х в. американский этнограф Л. Г. Морган, использовав в своей работе «Древнее общество» установившееся членение исторического процесса на эпохи дикости, варварства и цивилизации и выделив в каждой из них низшую, среднюю и высшую ступени. Низшая ступень дикости начинается с появления человека и членораздельной речи, средняя - с возникновения рыболовства и применения огня, высшая - с изобретения лука и стрел. В качестве критерия периодизации Л. Г. Морган выдвинул уровень развития производительных сил.

Периодизация Л. Г. Моргана была высоко оценена Ф. Энгельсом, который в то же время положил начало ее пересмотру. Обобщив периодизацию Моргана, он определил эпоху дикости как время присваивающего, а эпоху варварства - как время производящего хозяйства. Ф. Энгельс также подчеркнул качественное своеобразие низшей ступени дикости как своего рода периода «человеческого стада». Такое же качественное своеобразие высшей ступени варварства было показано им в особой главе («Варварство и цивилизация») его работы «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Последовавшие в дальнейшем теоретические разработки, применявшие уже в качестве критерия периодизации первобытной истории не уровень развития производительных сил, а различия в способе производства (в частности, в формах производственных отношений), привели к тому, что большинство исследователей сегодня придерживаются отождествления основных этапов этой истории с основными типами развития первобытной общины:

Праобщина (первобытное человеческое стадо), или период

становления первобытного строя;

  • - раннепервобытная и позднепервобытная (раннеродовая и позднеродовая), или период зрелости первобытного общества;
  • - первобытная соседская (протокрестьянская) общины, или период разложения первобытного общества.

Исходя «…из наиболее устоявшихся точек зрения, эпохи общей (исторической) периодизации могут быть составлены с важнейшими звеньями археологических и палеоантропологических схем следующим образом.

«Первые люди, вероятно, жили стадами и, насколько наш взгляд может проникнуть вглубь веков, мы находим, что так это и было».

В эпоху праобщины «…люди жили малыми родственными группами в 20 - 30 человек, беспорядочно передвигаясь с места на место». Когда группа увеличивалась, возникали сложности в организации и питании. Если она слишком разрасталась, то некоторым семьям приходилось откалываться и отправляться на поиски новых земель - обычно в том же регионе. С этим не возникало никаких проблем, пока численность населения оставалась относительно небольшой, а свободной земли было вдосталь. Основным занятием и основными источниками пропитания людей в автономных локальных группах были охота, рыболовство и собирательство. Они требовали больших затрат времени, при этом собирательство давало относительно мало пищи, которая к тому же была низкокалорийной, а охота еще и была занятием опасным, зачастую сопровождавшимся жертвами, и не всегда удачным.

Людям приходилось вести непрестанную борьбу за существование: «…первобытный человек был совершенно подавлен трудностью существования, трудностью борьбы с природой».* Необходимость защищаться против врагов, помогать друг другу переносить житейские тяготы, наконец, просто выживать, служили побудительной причиной для соединения людей в родственные группы. Причем это единство ограничивалось только рамками кровного родства. «Наши дикие предки не признавали никакого братства, за исключением действительного единокровия, которое рассматривалось ими, как существующий факт. Если два человека не имели кровной связи, между ними не могло быть ничего общего». Узы родства были отправной точкой, связывавшей индивидов в коллектив.

Автономные локальные группы уже строятся по принципу семейных пар, хотя следует подчеркнуть, что парные союзы чрезвычайно непрочны.

Присваивающий характер экономики и вытекающая из него специфика потребления предопределяют целую совокупность фундаментальных принципов, на которых строятся отношения внутри группы.

Человек на этом этапе не мог обеспечить стабильного поступления пищи, достаточного для удовлетворения минимальных потребностей. Ритм потребления очень неравномерен. Периоды удачной охоты влекли изобилие пищи, которая не подлежала хранению. Зато потом могли следовать длительные периоды голодного существования. И в том в другом случае единственным выходом закономерно являлся принцип уравнительного потребления - иначе группа просто-напросто вымирала. Присваивающая экономика и вытекающее из нее уравнительное потребление накладывали соответствующий отпечаток на отношения внутри группы. Автономная локальная группа эгалитарна (уравнительна). Половозрастное деление внутри коллектива сказывалось на порядке потребления, вызывая определенные отклонения от принципа уравнительности, но это вовсе не зародыш социального неравенства, «…это неравенство иного плана, генетически восходящее к неравенству, известному и в мире животных».

Кто осуществлял в локальной группе функции управления, в чем они заключались и каков вообще механизм регуляции поведения членов группы?

До какого бы то ни было имущественного и социального неравенства еще очень далеко. Хотя нормы поведения и существуют - нет специальных, посвященных их соблюдению, основанных на принуждении, механизмов. Лидер в группе есть, но единственное, на что он мог опереться, был его авторитет (престиж), при помощи которого он и решал относящиеся к его компетенции вопросы жизни группы. Никаких других рычагов власти у него не было.

Значительным подспорьем в осуществлении лидером своих функций и, вероятно, основным регулятором, обеспечивающим надлежащее поведение членов группы, были сами условия существования. Индивид без коллектива был обречен на гибель, отсюда, боязнь самого сурового наказания - изгнания из коллектива - определяла конформность поведения отдельного члена. Но не только страх был движущим мотивом соблюдения внутригрупповых норм. Во главе иерархии ценностей первобытного человека лежал уже упоминавшийся престиж, который зависел от общественного мнения. Вообще, оценка коллективом индивида играла в тот период исключительно большое значение. Это было связано и с особенностями сосуществования экономических и социальных отношений. «...Экономические отношения в древних обществах... не являют собой особую и тем более детерминирующую сферу, а погружены в социальные отношения, составляя вместе с ними как бы единое целое».* Суть этого слияния экономического и социального - в существовании системы эквивалентного обмена, так называемой “реципрокности” (от лат. гесiргосо - двигать туда-сюда, возвращать обратно). Поскольку охота, добыча пищи оставалось делом индивидуальным, а потребление - коллективным, внесение в общий котел группы добытого продукта влекло за собой получение взамен вполне ценимых в тот период социальных благ, более того, социальных благ, стоявших на вершине пирамиды ценностей и выражавшихся в одобрении со стороны группы, в получении престижа. «Вождь должен был быть щедрым. Все что он имел или приобретал, вождь отдавал группе, получая взамен уважение и престиж».

Довольно непрактичный по нашим представлениям образ поведения являлся единственным способом выживания группы и, более того, впоследствии, на этапе появления избыточного продукта, сыграл одну из главных ролей в формировании обособленного слоя “управленцев”, в закреплении принципа централизованной редистрибуции (от лат. redistribuo- перераспределяю) совокупного продукта коллектива. Интересно отметить, что в рассматриваемый период развитие производительных сил не имело того значения для эволюции общественных форм, которое ему приписывалось в отечественной литературе. Скорее наоборот - главенствующую роль в этом смысле играло субъективное начало, заложенное в принципе меритократии (от лат. meritus - достойный и греч. kratos - власть), который создавал необходимые предпосылки для появления общественного продукта. Причины для возникновения последнего лежат в другой плоскости, но жажда лидером престижа - а отсюда, как следствие, появление на последующих этапах стремления к максимальному росту экономической функции коллектива - фактор исключительно субъективный.

Государство - политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития, представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.

Появление государства обусловлено целым комплексом экономических, климатических, географических, религиозных и других факторов, имеющих разнос значение для организации общественной жизни. Поэтому следует различать причины, условия и формы образования государства.

Возникновение государства и постоянно возобновляющаяся потребность в его существовании явились, прежде всего, следствием саморазвития общества, которое имеет свои внутренние механизмы и стимулы развития и требует скоординированного направляющего воздействия из единого центра.

Этому в определенной степени способствовало и изменение природно-климатических условий. Наступившее похолодание привело к исчезновению крупных животных и лесных массивов. Люди разбивались на небольшие семейные коллективы и кочевали вместе с мигрирующими животными. Уменьшение биомассы животных и расширение ареала степей побуждали людей к занятию земледелием и скотоводством. Однако природно-климатические и иные обстоятельства, стимулирующие специализацию трудовой деятельности, лишь ускорили процесс государствообразования, но не послужили его причиной.

В теории государства различают два основных концептуальных подхода относительно причин возникновения государства - классовый и экономический. Сторонники классового подхода (К. Маркс, Ф. Энгельс и их сторонники) видят причину возникновения государства в расколе общества на классы, возникшего в результате социально-экономического развития общества и разделения труда, в то время как сторонники экономического подхода (А.В.Венгеров и др.) считают, что государство сформировалось в процессе перехода общества от присваивающей экономики к производящей (ок. 4-3 тыс. до н. э.). Так или иначе, государство явилось высшим уровнем эволюционного развития первобытного общества и социального сознания человека.

Итак, причины возникновения государства выглядят следующим образом:

  • 1) переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;
  • 2) разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей - купцов;
  • 3) появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;
  • 4) появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально - классовое расслоение общества.
  • 5) усиление публичной власти, формирование органов управления, а как следствие - создание государственного аппарата.

В связи с усложнением общественного производства и воспроизводства самого человека созрела потребность по-новому организовать общество и обеспечить управление социальными процессами. Этому способствовало и достижение определенного уровня благосостояния общества, которое позволяло содержать профессиональный специализированный аппарат управления. Симптоматично, что возникновению государства предшествовал переходный период военной демократии, сопровождающийся постоянными войнами, позволяющими властной верхушке быстро и легитимно обогатиться за счет разграбления других племен и укрепиться на определенной территории. Это способствовало возвышению вождя и ближайшего окружения. Вождь наделялся сверхъестественными качествами и потому часто выполнял жреческие функции. Его власть постепенно становилась наследственной, а подати на содержание дружины и ближайших помощников превращались в налоги.

Перечисленные обстоятельства послужили основой формирования государства и государственной власти, главной задачей которой стало поддержание единства и устойчивости человеческого общества.

Вместе с тем вопрос о происхождении государства является дискуссионным, ибо этнографическая и историческая наука дают все новые знания о причинах его происхождения. В различных теориях причинами возникновения государства выступают: в теологической -- божественная сила; в договорной -- сила разума, сознания; в психологической -- факторы психики человека; в органической -- биологические факторы; в материалистической -- социально-экономические факторы; в теории насилия -- военно-политические факторы и т. д.

Следует иметь в виду конкретно-историческую специфику и различный удельный вес влияния этих причин на формирование государств у отдельных народов, обусловливающих их типологические и иные особенности.

Изложенная мною ниже концепция возникновения государства носит материалистический, классовый подход. В последнее время в нашем государстве принято, сейчас, правда, необходимо отметить, этот процесс пошел на убыль, отвергать все наработки, исследования происхождения государства, проводившиеся советскими учеными-государственниками, а тем более идеологами социализма - К. Маркса, Ф. Энгельса. Хотя, и это никем в принципе не отрицается, в наиболее полном виде исторический анализ такого института, как государство, сделан Ф. Энгельсом в работе «Происхождения семьи, частной собственности и государства». Данная работа написана с учетом громадного исторического материала, где показано, как государство появилось, какие основные этапы прошло в своем развитии и чем стало теперь.

Возникновение государства исторически обусловлено определённым этапом развития общества. Первобытный строй - первоначальный этап развития общества, насчитывающий по современным данным свыше 2 млн. лет. В развитии первобытнообщинного строя выделяют три основных этапа развития:

Первобытное стадо

Родовая община, то есть более организованное объединение людей в род

Разложение родовой общины

Первобытнообщинному строю были свойственны:

  • 1. Общественная власть (род, племя, союз племен)
  • 2. Общая собственность (орудия и средства производства)
  • 3. Коллективный труд

Один человек не мог противостоять природным условиям. При первобытнообщинном строе люди работали сообща, причём труд был разделён между мужчинами и женщинами. Публичная власть отсутствовала. Всё, что производилось, сдавалось в общий котёл, а затем распределялось между всеми. Люди использовали каменные орудия труда и существовали за счёт готовых продуктов природы. Занимались собирательством, то есть поиском съедобных растений и плодов, охотой, рыбной ловлей. В дальнейшем скотоводством - то есть искусственным разведением животных. С появлением плуга, оросительного земледелия люди научились искусственно выращивать съедобные растения.

Овладение огнём, появление новых металлов, бронзы и меди, способствовало развитию ремесла, изобретается ткацкий станок, всё это послужило повышению производительности труда. Возник прибавочный продукт (излишек), который в данных условиях уже мог быть использован как для обмена, так и для продажи. Появились более совершенные орудия труда, новые продукты потребления. Возникает частная собственность на землю, расслоение общества на бедных и богатых.

В результате эволюционного развития, человек для удовлетворения своих потребностей, постепенно, перешел от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи и др. Именно переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделениям общественного труда - отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена - торговли.

Такие крупные события в общественной жизни имели столь же крупные многочисленные последствия. В изменившихся условиях возросла роль мужского труда, который стал явно приоритетным по сравнению с женским, домашним. В связи с этим матриархальный род уступил место патриархальному, где родство уже ведется по отцовской, а не по материнской линии. Но еще более важным было, пожалуй, то, что родовая община постепенно начинает дробиться на патриархальные семьи, интересы которых уже не полностью совпадают с интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой общины. Расслоение общества ведёт к тому, что из общей массы членов рода выделяется знать - обособленная группа вождей, военачальников, жрецов. Используя свое общественное положение, эти люди присваивали себе большую часть военной добычи, лучшие участки земли, приобретали огромное количество скота, ремесленных изделий, орудий труда. Свою власть, ставшую со временем наследственной, они использовали не столько для защиты общественных интересов, сколько для личных, для удержания в повиновении рабов и неимущих соплеменников.

Появились и другие признаки разложения первобытнообщинного строя и соответствующей ему родоплеменной организации. Наступил черед неизбежной при разделении труда специализации, повышения его производительности. Прибавочный продукт как следствие роста производительности труда обусловил появление экономической возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения частной собственности.

В новых общественно-экономических условиях прежняя система организации власти - родоплеменная организация, рассчитанная на управление обществом, не знавшим имущественного разделения и социального неравенства, оказалась бессильной перед растущими изменениями в сфере экономики и социальной жизни, усиливающимися противоречиями в общественном развитии, перед углубляющимся неравенством. На смену родовой общине приходит территориальная. C появлением людей, обладающих различными интересами, возникла необходимость во внешней власти государства, способной обеспечить согласование интересов групп, эффективное развитие и функционирование общества, его защиту.

Таким образом, три крупных общественных разделения труда дали толчок в образовании первичных государств, при этом собственность разделилась на частную и общественную. Эксплуатация соплеменников, пленных рабов, имущественное расслоение членов племен, рода, на бедных и богатых способствовала образованию классов. На смену первобытнообщинного строя приходит новая организация людей - государство.

Можно выделить следующие основные закономерности, которые привели к возникновению государства:

Три крупных общественных разделения труда.

Отделение человека от мира животных.

Рост производительности труда в результате совершенствования орудий труда, овладение огнём, развитие оросительных систем

Возникновение семьи (матриархат, патриархат).

Появление частной собственности на орудия труда и средства производства.

Раскол общества на классы.

Образование территориальной общины, расселение людей в одной местности.

Причины и основные закономерности образования государства были едиными для всех общностей на нашей планете. Однако в разных регионах мира, у разных народов процесс образования государства имел свои особенности, подчас весьма существенные. Они были связаны с географической средой, конкретными историческими условиями, в которых создавались те или иные государства. Ф. Энгельс в своей работе “Происхождение семьи, частной собственности и государства” выделял три основных формы возникновения государства:

  • 1. афинская
  • 2. древнегерманская
  • 3. древнеримская

Возникновение государства в Афинах шло классическим путём, то есть в силу действия только внутренних факторов развития данного общества: в результате появления частной собственности и разделения общества на классы, выделение родовой верхушки и обнищании свободных общинников. Становление государства в Афинах происходило посредствам ряда реформ. В результате реформ Тезея произошло объединение племён, живущих по соседству в единый афинский народ. Тезей при этом поделил все население Афин на три класса:

  • · Эвпатридов (благородных)
  • · Геоморов (земледельцев)
  • · Демиургов (ремесленников)

Эвпатриды - родоплеменная верхушка имела право на занятие общественных должностей, это привело к возникновению публичной власти и отделению их от населения.

Геоморы и Демиурги вместе с торговцами и бедняками не могли занимать общественных должностей, но принимали при этом участие в народном собрании, роль которого в то время была велика.

Следующий этап реформ - реформы Солона. Он разделил граждан на четыре класса по размерам землевладения и его доходности: первый класс богатые, второй менее богатые, и т.д. Каждый из классов имел определенные политические права. Три первых класса могли занимать общественные должности, а четвертый класс - бедняки - выступать и голосовать в народном собрании.

Цель данных реформ примирение враждующих классов. Задолженность бедняков была аннулирована, афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за границу - выкупались, однако при этом богатые афиняне могли купить или продать землю, в то время как не было выполнено требование бедняков по переделу земли. Это послужило дальнейшему обезземеливанию бедняков.

Завершил этап построения государства в Афинах Клисфен. Итогом его реформ, проведенных в 509 г. до н.э., стала отмена деления древнегреческого общества на 4 древних племени. Ее место заняла совершено новая организация, в основе которой стояло разделение граждан только по месту их жительства. Аттика разделилась на 100 самоуправляющихся общин - округов или демов, во главе которых стояли старейшины. Десять таких единиц, демов, составляли племя, которое, однако, в отличие от старого родового племени стало называться теперь территориальным племенем.

Процесс образования государства в Риме был таким же, как и в Афинах. Формирование государства Древнего Рима происходило в результате ожесточенной борьбы между родовой знатью - патрициями и бедняками - плебеями, живших вне римских городов - они участвовали в военных походах, были свободны, но ограничены в имущественных и личных правах. Эта борьба разрушила римскую родовую общину и расчистила путь к образованию государства в Риме. Таким образом, борьба патрициев с плебеями стала главной в возникновении государства в Риме.

В Германии становление государства шло своим путем. Основным фактором, способствующим возникновению государства у Древних германцев, явилось завоевание чужих территорий (Италии, Бургундии, Чехии) для господства, над которыми родовой строй не дает ни каких средств. Разорившиеся общинники попадали в зависимость от богатых. Полукочевое земледелие способствовало сохранению коллективной формы общественно - хозяйственной деятельности. Следовательно, нередко процесс формирования государства «подталкивается», ускоряется внешними для данного общества факторами, например война с соседними племенами или уже существующими государствами. Расслоение общества, неспособность управлять завоеванными территориями также были немаловажными обстоятельствами, предшествующими образованию государства в Германии. Таким путем шло развитие государства на территориях Европы, Древней Руси, и.т.д.

Государства создавались и в виде городов - Месопотамия, в виде рабовладельческих государств Балканского полуострова, островов Эгейского моря и т.д.

Государства Древнего Востока, Египта, Индии, Китая - образовались на основе внедрения в хозяйственную деятельность ирригационных сооружений, сохранения сельской общины и ряда других факторов.

На основе приведенных примеров можно сделать вывод, что основными факторами, влияющими на образование государств, явились:

разделение труда

частная собственность

борьба противоположных классов

появление прибавочного продукта (излишка)

внедрение в производство продукта новых технологий, строительство ирригационных сооружений

территориальное разделение населения

Политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития, представляющая собой центральный институт власти в конкретного общества.

Появление государства обусловлено целым комплексом экономических, климатических, географических, религиозных и других факторов, имеющих разнос значение для организации общественной жизни. Поэтому следует различать причины, условия и формы образования государства.

Возникновение государства и постоянно возобновляющаяся потребность в его существовании явились, прежде всего, следствием саморазвития общества, которое имеет свои внутренние механизмы и стимулы развития и требует скоординированного направляющего воздействия из единого центра.

Этому в определенной степени способствовало и изменение природно-климатических условий. Наступившее похолодание привело к исчезновению крупных животных и лесных массивов. Люди разбивались на небольшие семейные коллективы и кочевали вместе с мигрирующими животными. Уменьшение биомассы животных и расширение ареала степей побуждали людей к занятию земледелием и скотоводством. Однако природно-климатические и иные обстоятельства, стимулирующие специализацию трудовой деятельности, лишь ускорили процесс государствообразования, но не послужили его причиной.

Основными причинами возникновения государства являются:

1. переход от «присваивающей» экономики к «производящей», выразившийся в трех крупных разделениях труда (выделение скотоводства и земледелия, занятие ремеслом, появление купцов как особого слоя людей, профессионально занятых в сфере обмена товаров);

2. создание (в результате повышения производительности труда) относительно избыточного продукта, что активизировало самостоятельность индивида, привело к изменению в организации семейной и общественной жизни. Производство продукта для обмена, которое обусловило разрыв между трудом и собственностью и появление частной собственности на орудия и продукты труда;

3. социально-классовое расслоение членов общества , вызванное накоплением собственности у отдельных лиц. Этому процессу общество, основанное на равенстве его членов, длительное время безуспешно сопротивлялось, порицая большое состояние и одобряя перераспределение накопленных богатств. Однако экономика достигла такого уровня, что прежнее уравнительное производство и распределение стали невозможны.

В связи с усложнением общественного производства и воспроизводства самого человека созрела потребность по-новому организовать общество и обеспечить управление социальными процессами. Этому способствовало и достижение определенного уровня благосостояния общества, которое позволяло содержать профессиональный специализированный аппарат управления. Симптоматично, что возникновению государства предшествовал переходный период военной демократии, сопровождающийся постоянными войнами, позволяющими властной верхушке быстро и легитимно обогатиться за счет разграбления других племен и укрепиться на определенной территории. Это способствовало возвышению вождя и ближайшего окружения. Вождь наделялся сверхъестественными качествами и потому часто выполнял жреческие функции. Его власть постепенно становилась наследственной, а подати на содержание дружины и ближайших помощников превращались в налоги.

Перечисленные обстоятельства послужили основой формирования государства и государственной власти, главной задачей которой стало поддержание единства и устойчивости человеческого общества.

Вместе с тем вопрос о происхождении государства является дискуссионным, ибо этнографическая и историческая наука дают все новые знания о причинах его происхождения. В различных теориях причинами возникновения государства выступают: в теологической — божественная сила; в договорной — сила разума, сознания; в психологической — факторы психики человека; в органической — биологические факторы; в материалистической — социально-экономические факторы; в теории насилия — военно-политические факторы и т. д.

Следует иметь в виду конкретно-историческую специфику и различный удельный вес влияния этих причин на формирование государств у отдельных народов, обусловливающих их типологические и иные особенности.

Формы возникновения государства

Формирование государства — длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями.

Сторонники одной точки зрения выделяют три наиболее яркие формы:

  • азиатская;
  • рабовладельческая;
  • прафеодальная.

Азиатская форма («азиатский способ производства») наибольшее распространение получила на Востоке — Египет, Вавилон, Китай, Индия и т. п. Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя — земельная обшина, коллективная собственность и другие. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, которые одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т. е. выступали организаторами производства.

В Азии формированию государства способствовал климат, обусловивший необходимость выполнения грандиозных ирригационных и строительных работ. К этим работам привлекались огромные массы людей, совместная деятельность которых нуждалась в скоординированном управлении. При этом родо- племенная знать, обеспечивающая управление тысячами рабов, постепенно трансформировалась в государственные органы. Политическое господство возникло из выполнения общественной функции. Выросла численность аппарата управления, стабилизировались специализация и профессионализм управления. Государство стало организатором производства. Коллективная собственность превратилась в государственную, и только потом появились ее частные формы (которые первоначально были неустойчивы, так как собственность терялась при потере должности) и классовое разделение общества.

Как свидетельствуют последние археологические данные и исторические исследования, типичной и наиболее распространенной формой образования государства может быть именно восточный (азиатский) путь возникновения государства, отражающий постепенное преобразование общественных властных структур в государственный механизм, защищающий первоначально интересы всей общины, так как имущественная дифференциация и классовое деление идут параллельно образованию государства.

По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собствен ности и раскола общества на классы.

Афины — это самая чистая, классическая форма возникновения государства, поскольку государство возникает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя. Формированию Афинского государства предшествовало образование целой серии городов-государств. Эти города имели четкую социальную и имущественную дифференциацию населения. Они обеспечивали политическое, административно-хозяйственное и религиозное управление не только городской общиной, но и прилегающим сельским населением с помошью специализирующихся на этой деятельности людей.

В Риме образование государства ускорилось борьбой бесправных, живших вне римских родов плебеев против римской родовой аристократии (патрициев).

Ряд ученых считают, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной государственности — закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как прафеодальные (с соответствующими признаками — знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).

Сторонники другой точки зрения, исходящие преимущественно из евроцентристских позиций, выделяют тоже три формы, но несколько иные:

  • древнегреческая;
  • древнеримская;
  • древнегерманская (возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена).