Николай Первый является одним из самых известных императоров России. Он правил страной 30 лет (с 1825 по 1855 год), в период между двумя Александрами. Николай I сделал Россию поистине громадной. Перед его смертью она достигла своего географического зенита, растянувшись почти на двадцать миллионов квадратных километров. Царь Николай Первый также носил титул Короля Польши и Великого князя Финляндии. Он известен своей консервативностью, нежеланием проводить реформы и проигрышем в Крымской войне 1853-1856 годов.

Ранние годы и путь к власти

Николай Первый родился в Гатчине в семье Императора Павла I и его жены Марии Федоровны. Он был младшим братом Александра I и Великого князя Константина Павловича. Первоначально его не воспитывали как будущего российского императора. Николай был младшим ребенком в семьи, в которой, кроме него, было два старших сына, поэтому не ожидалось, что он когда-то взойдет на престол. Но в 1825 году Александр I умер от тифа, а Константин Павлович отказался от трона. Следующим в линии наследования был Николай. 25 декабря он подписал манифест о своем восхождении на престол. Дата смерти Александра I называлась началом правления Николая. Период между нею (1 декабря) и его восхождением называют промежуточным. В это время несколько раз власть пытались захватить военные. Это привело к так называемому Декабрьскому восстанию, но Николаю Первому удалось его быстро и успешно подавить.

Николай Первый: годы правления

Новому императору, по многочисленным свидетельствам современников, не хватало духовной и интеллектуальной широты его брата. Его не воспитывали как будущего правителя, и это сказалось, когда Николай Первый взошел на престол. Он видел себя в качестве самодержца, который управляет людьми так, как считает нужным. Он не был духовным лидером своего народа, вдохновляющим людей на труд и развитие. Нелюбовь к новому царю пытались объяснить также тем, что он взошел на престол в понедельник, который издавна считается тяжелым и несчастливым днем в России. К тому же 14 декабря 1825 года было очень холодно, температура опустилась ниже -8 градусов по шкале Цельсия.

Простой народ сразу посчитал это плохим предзнаменованием. Кровавое подавление Декабрьского восстания за введение репрезентативной демократии только укрепило это мнение. Это событие в самом начале правления очень плохо повлияло на Николая. Все последующие годы своего царствования он станет навязывать цензуру и другие формы образования и прочих сфер общественной жизни, а Канцелярия Его Величества будет содержать целую сеть всевозможных шпионов и жандармов.

Жесткая централизация

Николай I боялся всевозможных форм народной самостоятельности. Он отменил автономию Бессарабской области в 1828 году, Польши - в 1830, а Еврейского кагала - в 1843-м. Единственным исключением из этой тенденции стала Финляндия. Ей удалось сохранить свою автономию (во многом благодаря участии ее армии в подавлении Ноябрьского восстания в Польше).

Характер и духовные качества

Биограф Николая Ризановский описывает жесткость, целеустремленность и железную волю нового императора. Он говорит о его чувстве долга и тяжелой работе над собой. По словам Ризановского, Николай I видел себя в качестве солдата, посвятившего жизнь службе на благо своего народа. Но он был только организатором, а вовсе не духовным лидером. Это был привлекательный мужчина, но крайне нервный и агрессивный. Часто император слишком зацикливался на деталях, не видя целой картинки. Идеологией его правления является «официальный национализм». Она была провозглашена в 1833 году. Политика Николая Первого базировалась на православии, автократии и русском национализме. Остановимся на этом вопросе более подробно.

Николай Первый: внешняя политика

Император был успешен в своих кампаниях против южных врагов. Он отобрал последние территории Кавказа у Персии, которая включала современную Армению и Азербайджан. Российская империя получила Дагестан и Грузию. Его успех в окончании Русско-Персидской войны 1826-1828 годов позволил получить преимущество на Кавказе. Он завершил противостояние с турками. Его часто называли за глаза «жандармом Европы». Он действительно постоянно предлагал помочь в подавлении восстания. Но в 1853 Николай Первый ввязался в Крымскую войну, что привело к катастрофическим результатам. Историки подчеркивают, что в страшных последствиях виновата не только неудачная стратегия, но и огрехи управления на местах и коррумпированность его армии. Поэтому чаще всего говорят, что правление Николая Первого - это смесь неудачной внутренней и внешней политики, которая поставила простой народ на грань выживания.

Военное дело и армия

Николай I известен своей большой армией. Она насчитывала около миллиона человек. Это означало, что приблизительно каждый пятидесятый мужчина был военным. У них была устаревшая техника и тактика, но царь, одетый как солдат и окруженный офицерами, каждый год праздновал победу над Наполеоном парадом. Лошади, к примеру, были не обучены для битв, но отлично смотрелись во время шествий. За всем этим блеском скрывалась настоящая деградация. Николай ставил своих генералов во главе многих министерств, несмотря на отсутствие у них опыта и квалификации. Он старался распространить свою власть даже на церковь. Во главе ее был поставлен агностик, известный своими военными подвигами. Армия стала социальным лифтом для знатной молодежи из Польши, Балтики, Финляндии и Грузии. Военными стремились стать также преступники, которые не могли адаптироваться в обществе.

Тем не менее на протяжении всего правления Николая Российская Империя оставалась силой, с которой приходилось считаться. И только Крымская война показала миру ее отсталость в техническом аспекте и коррупцию внутри армии.

Достижения и цензура

Во время правления наследника Александра Первого была открыта первая в Российской Империи железная дорога. Она протянулась на 16 миль, соединяя Санкт-Петербург с южной резиденцией в Царском Селе. Вторая линия была построена за 9 лет (с 1842 по 1851 гг.). Она соединила Москву с Санкт-Петербургом. Но прогресс в этой области шел все равно слишком медленно.

В 1833 году министр образования Сергей Уваров разработал программу «Православие, автократия и национализм» как основную идеологию нового режима. Люди должны были демонстрировать лояльность к царю, любовь к православию, традициям и русскому языку. Результатом этих славянофильских принципов стало подавление классовых различий, обширная цензура и слежка за такими независимыми поэтами-мыслителями, как Пушкин и Лермонтов. Деятели, которые писали не на русском или принадлежали к другим конфессиям, строго преследовались. Великий украинский поет и писатель Тарас Шевченко был отправлен в ссылку, где ему запрещалось рисовать или сочинять поемы.

Внутренняя политика

Николай Первый не любил крепостное право. Он часто играл с идеей о том, чтобы его отменить, но не сделал этого по государственным соображениям. Николай слишком боялся усиления свободомыслия среди народа, полагая, что это может привести к восстаниям, подобным Декабрьскому. К тому же он остерегался аристократов и боялся, что такие реформы заставят их отвернуть от него. Однако государь все же попытался несколько улучшить положение крепостных. В этом ему помог министр Павел Киселев.

Все реформы Николая Первого как раз и сосредотачивались вокруг крепостных. На протяжении всего своего правления он пытался усилить контроль за помещиками и другими влиятельными группами в России. Создал категорию государственных крепостных с особыми правами. Ограничил голоса представителей Почетной Ассамблеи. Теперь это право было только у помещиков, в подчинении которых находилось больше ста крепостных. В 1841 году император запретил продажу крепостных отдельно от земли.

Культура

Правление Николая Первого - это время идеологии русского национализма. Среди интеллигенции было модно спорить о месте империи в мире и ее будущем. Дебаты постоянно велись между прозападными деятелями и славянофилами. Первые верили в то, что Российская империя остановилась в своем развитии, а дальнейший прогресс возможен только через европеизацию. Другая группа, славянофилы, уверяла, что нужно сосредоточиться на исконно народных обычаях и традициях. Они видели возможность развития в русской культуре, а не в западном рационализме и материализме. Некоторые верили в миссию страны по освобождению других народов от жестокого капитализма. Но Николаю не нравилось любое свободомыслие, поэтому министерство образования часто закрывало философские факультеты из-за их возможного негативного влияния на подрастающее поколения. Польза славянофильства не рассматривалась.

Система обучения

После Декабрьского восстания государь решил посвятить все свое правление сохранению статуса кво. Начал он с централизации системы образования. Николай I стремился нейтрализовать привлекательные западные идеи и то, что он называет «псевдознаниями». Однако министр образования Сергей Уваров скрыто приветствовал свободу и автономию учебных заведений. Ему даже удалось повысить академические стандарты и улучшить условия обучения, а также открыть университеты для среднего класса. Но в 1848 году царь отменил эти нововведения из страха, что прозападные настроения приведут к возможным восстаниям.

Университеты были маленькими, и министерство образование постоянно следило за их программами. Основной миссией было не пропустить момент появления прозападных настроений. Главной задачей было воспитать молодежь настоящими патриотами русской культуры. Но, не смотря на репрессии, в это время произошел расцвет культуры и искусств. Русская литература получила всемирную известность. Работы Александра Пушкина, Николая Гоголя и Ивана Тургенева закрепили за ними статус настоящих мастеров своего дела.

Смерть и наследники

Николай Романов умер в марте 1855 года во время Крымской войны. Он простудился и умер от пневмонии. Интересным фактом является то, что император отказался от лечения. Пошли даже слухи, что он совершил суицид, не выдержав гнета катастрофических последствий своих военных неудач. Сын Николая Первого - Александр Второй - занял престол. Ему было суждено стать самым известным реформатором после Петра Великого.

Дети Николая Первого рождались как в браке, так и нет. Супругой государя была Александра Федоровна, а любовницей - Варвара Нелидова. Но, как отмечают его биографы, император не знал, что такое настоящая страсть. Он был слишком организованным и дисциплинированным для этого человеком. К женщинам был благосклонен, но ни одна из них не смогла вскружить ему голову.

Наследие

Многие биографы называют внешнюю и внутреннюю политику Николая катастрофической. Один из самых преданных сторонников - А. В. Никитенко - отметил, что все правление императора было ошибкой. Однако некоторые ученые все же пытаются повысить репутацию царя. Историк Барбара Джелавич отмечает многие ошибки, включая бюрократию, которая приводила к нарушениям, коррупции и неэффективности, но не считала все его правление сплошной неудачей.

При Николае был основан Киевский национальный университет, а также еще около 5000 других подобных заведений. Цензура была вездесущей, но это совсем не мешало развитию свободомыслия. Историки отмечают доброе сердце Николая, которому просто пришлось вести себя так, как он себя вел. У любого правителя есть свои неудачи и достижения. Но создается впечатление, что именно Николаю народ не смог простить ничего. Его правление во многом определяло время, в котором ему пришлось жить и управлять страной.

Во всей великой истории нашей великой Родины царствовало очень много царей и императоров. Одним из таких был , который появился на свет 6 июля 1796 года, а управлял своим государством целых 30 лет, в период с 1825 по 1855 год. Николай запомнился многим как очень осторожный император , не проводящий активную внутреннюю политику в своём государстве, о которой и пойдёт речь в дальнейшем.

Вконтакте

Основные направления внутренней политики Николая 1, кратко

На вектор развития страны, который выбрал император, оказало очень большое влияние восстание декабристов , произошедшее в тот год, когда правитель взошёл на престол. Это событие и определило то, что все реформы, изменения и вообще весь курс внутренней политики правителя будут направлены на любое уничтожение или недопущения оппозиции.

Борьба с любыми недовольными – вот то, чего придерживался взошедший на престол глава государства всё время своего царствования. Правитель понимал, что России необходимы были реформы, но его первоочередной целью была надобность в стабильности страны и устойчивости всех законопроектов.

Реформы Николая 1

Император, осознававший важность и надобность реформ, старался претворить их в жизнь.

Финансовая реформа

Это было первое изменение, которое осуществил правитель. Финансовую реформу также называют реформой Канкрина – министра финансов. Главная цель и суть изменения заключалась в том, чтобы вернуть доверие к бумажным деньгам.

Николай – это первый человек, который предпринял попытку не просто улучшить и создать стабильность в финансовой ситуации своего государства, но и эмитировать мощную валюту, высоко ценившуюся на международной арене. При этой реформе ассигнации должны были быть заменены на кредитные знаки. Весь процесс изменения поделили на два этапа:

  1. В государстве накапливался металлический фонд, который впоследствии, по замыслу, должен был стать обеспечением бумажным деньгам. Для этого банк начал принимать золотые и серебряные монеты с последующим их обменом на депозитные билеты. Параллельно с этим министр финансов – Канкрин, закрепил на одном уровне стоимость ассигнационного рубля, и распорядился исчислять все платежи государства в серебряных рублях.
  2. Вторым этапом стал процесс обмена депозитных билетов на новые кредитные билеты. Они могли без проблем обмениваться на металлические рубли.

Важно! Таким образом, Канкрину удалось создать такую финансовую ситуацию в стране, при которой обычные бумажные деньги были обеспечены металлом и ценились абсолютно так же, как и металлические деньги.

Главные особенности внутренней политики Николая заключались в действиях, направленных на улучшение жизни крестьян. За всё его время правления было создано 9 комитетов, обсуждающих возможность улучшения жизни крепостных. Сразу стоить отметить, что до конца решить крестьянский вопрос императору не удалось, поскольку делал он все очень консервативно.

Великий государь понимал важность , но первые изменения правителя были направлены на улучшения жизни именно государственных крестьян, а не всех:

  • В государственных деревнях, сёлах и других населённых пунктах увеличилось количество учебных заведений и больниц.
  • Выделялись специальные участки земли, где члены крестьянской общины могли их использовать для того, чтобы предотвратить плохой урожай и впоследствии голод. Картофель – это то, чем в основном засаживались эти земли.
  • Проводились попытки решить проблему недостатка земли. В тех населённых пунктах, где крестьянам не хватало земли, проводились переводы государственных крестьян на восток, где свободных участков было очень много.

Эти первые шаги, которые Николай 1 предпринял для улучшения жизни крестьян, очень сильно насторожили помещиков, и даже вызвали у них недовольство. Причиной этому послужило то, что жизнь государственных крестьян начала действительно становиться лучше, а следовательно, обычные крепостные начали тоже проявлять недовольство.

Позже, правительство государства во главе с императором начало разрабатывать план по созданию законопроектов, которые, так или иначе, улучшали жизнь обыкновенных крепостных :

  • Был издан закон, который запрещал помещикам рознично торговать крепостными, то есть продажа какого-нибудь крестьянина отдельно от семьи отныне была запрещена.
  • Законопроект, называющийся «Об обязанных крестьянах», заключался в том, что теперь помещики имели право отпускать крепостных без земли, а также отпускать их с землёй. Однако, за такое дарование свободы, освобождённые крепостные обязаны были выплачивать своим бывшим хозяевам определённые долги.
  • С определённого момента крепостные получили право покупать собственную землю и, следовательно, становиться свободными людьми. Кроме этого, крепостные также были наделены правом покупать собственность.

ВНИМАНИЕ! Несмотря на все вышеописанные реформы Николая 1, вступившие в силу при этом императоре, ни помещики, ни крестьяне ими не пользовались: первые не хотели отпускать крепостных, а у вторых просто не было возможности выкупиться. Однако, все эти изменения были важным шагом на пути к полному исчезновению крепостного права.

Политика в области образования

Правитель государства решил выделить три вида школ : приходские, уездные и гимназии. Первыми и самыми важными предметами, изучаемыми в школах, были латинский язык и греческий язык, а все остальные дисциплины считались дополнительными. Как только Николай первый взошёл на престол, в России насчитывалось около 49 гимназий, а к концу царствования императора их число равнялось 77 по всей стране.

Изменения потерпели и университеты. Ректора, а также профессора учебных заведений теперь избирались министерством народного просвещения. Возможность обучаться в Вузах давалась только за деньги. Кроме Московского университета, высшие учебные заведения находились в Петербурге, в Казани, в Харькове и в Киеве. Кроме того, высшие образование людям могли дать некоторые лицеи.

Первое место во всём образовании занимала «официальная народность», которая заключалось в том, что весь русский народ является хранителем патриархальных традиций. Именно поэтому во всех университетах, независимо от факультета, преподавались такие предметы, как церковное право и богословие.

Экономическое развитие

Промышленная ситуация, которая устаканилась в государстве к моменту прихода Николая на престол, была самой ужасной за всю историю России. Ни о какой конкуренции в этой сфере с западными и европейскими державами и речи быть не могло.

Все те виды промышленных изделий и материалов, которые были стране просто необходимы, покупались и доставлялись из-за границы, а сама Россия за рубеж поставляла лишь сырьё. Однако, к закату правления императора ситуация очень заметно изменилась в лучшую сторону. Николай смог начать формирование технически развитой промышленности, уже способной к конкуренции.

Очень сильное развитие получило производство одежды, металлов, сахара и текстиля. Огромное количество изделий из совершенно разных материалов начало производиться в Российской империи. Рабочие станки тоже начали изготавливаться на Родине, а не покупаться за рубежом.

По статистке, за 30 с лишним лет, оборот промышленности в стране за один год вырос более, чем в три раза. В частности, машиностроительная продукция увеличила свои обороты в целых 33 раза, а хлопчатобумажная продукция — в 31 раз.

Первый раз за всю историю России началось строительство шоссейных дорог, обладающих твёрдым покрытием. Были сооружены три крупные трассы, одна из которых – Москва-Варшава. При Николае 1 было также положено начало строительству железных дорог. Бурный рост промышленности послужил увеличению городского населения более, чем в 2 раза.

Схема и характеристика внутренней политики Николая 1

Как уже было сказано, главные причины ужесточения внутренней политики при Николае 1 – восстание декабристов и новые возможные протесты. Несмотря на то, что император старался и делал жизнь крепостных лучше, он придерживался основ самодержавия, подавлял оппозицию и развивал бюрократизм. В этом и заключалась внутренняя политика Николая 1. Схема, представленная ниже, описывает основные её направления.

Итоги внутренней политики Николая, как и общая оценка современных историков, политиков и учёных, неоднозначны. С одной стороны, императору удалось создать финансовую стабильность в государстве, «возродить» промышленность, увеличив её объёмы в десятки раз.

Были даже предприняты попытки улучшить жизнь, и частично сделать свободными обыкновенных крестьян, но эти попытки успехом не увенчались. С другой стороны, Николай Первый не допускал инакомыслия, сделал так, что религия в жизни людей занимала чуть ли не первое место, что по определению не очень хорошо для нормального развития государства. Охранительная функция в принципе была соблюдена.

Внутренняя политика Николая I

Внутренняя политика Николая I. Продолжение

Вывод

Итог всему можно сформулировать следующим образом: для Николая 1 самым важным аспектом во время его правления была именно стабильность внутри своей страны. Ему не была безразлична жизнь обыкновенных граждан, но сильно улучшить её он не смог в первую очередь из-за самодержавного режима, который император полностью поддерживал и старался всячески укреплять.

Политическая сфера:

· Отказ от политической реформы, опора на бюрократию и личную канцелярию;

· Ограничение автономии царства Польского и великого княжества Финляндского;

· Разгром декабристов, подавление любых проявлений гражданской активности.

Экономическая сфера:

· Незначительные меры вместо подготовки отмены крепостного права;

· Поддержка дворянского землевладения;

· Реформа государственных крестьян;

· Развертывание системы военных поселений;

· Строительство первых железных дорог и шоссейных.

Социальная сфера:

· Ограничение возможностей служебной карьеры, особенно в армии, для лиц, недворянского происхождения;

· Отмена образовательного ценза, экзамена на чин.

Духовная сфера:

· Военизация учебных заведений, ужесточение цензуры, теория официальной народности.

Внешнеполитическая:

· Николай «Палкин» – жандарм Европы; непомерные амбиции привели к крымской катастрофе.

Тема: Внешняя политика Александра 1 и война 1812 года

1. Война 1812 года, ее влияние на международное положение.

2. Европа после Наполеона, священный союз.

3. Европейские революции 1830,1831,1848-1849 годов.

4. Крымская война.

1. Предпосылки войны:

Вооруженное столкновение между Францией и Россией стало результатом международных отношений в Европе в начале 19 века. В основе конфликта было соперничество между двумя сильными государствами в Европе – Англией и Францией. Император Франции Наполеон видел единственную возможность сокрушить Англию – установить континентальную блокаду, то есть прекратить связи (торговлю Англии и Европы). Россия была вынуждена присоединиться к блокаде после Тильзитского мира в июне 1807 года.

2. Европа после наполеона, священный союз.

Первая четверть 19 века – время созданий организаций в Европе таких, как священный союз и венский конгресс. В сентябре 1814 года был создан венский конгресс, основные цели – восстановление прежних довоенных порядков и восстановление царских династий на престол. В 1815 году Николай 1 предложил создать священный союз для поддержки абсолютных режимов в Европе, подавление революционных выступлений рабочих и крестьян, которые могли свергнуть монархию.

3. В первой четверти 19 века в Европе назревает революционная ситуация. Практически все слои населения были недовольны своим положением, готовы начать выступление. Дворяне во Франции хотели получить компенсацию за потерю имущества и земли после революции 1791- 1794 гг. Буржуазия хотела участвовать в управлении наравне с дворянством; положение рабочих, крестьян - очень тяжелое. Сначала революция была во Франции в июле 1830 года. В стране были установлены конституционное право, введена конституционная монархия, местное самоуправление в городах. Затем революции были в Англии, Германии. Трудно решался рабочий вопрос, но благодаря революции условия рабочих (положение) улучшилось. В Англии добились – 10 часового рабочего дня, увеличение заработной платы, сокращение безработицы. В 1848 году вторая волна революции в Европе за гражданское право, избирательное право и т.д.



4. Причиной Крымской войны стали столкновения интересов России, Англии, Франции и Австрии на Ближнем Востоке и Балканах. Ведущие европейские страны стремились к разделу турецких владений в целях расширения сфер влияния и рынков сбыта. Турция стремилась взять реванш за предыдущие поражения в войнах с Россией.



Одной из основных причин возникновения военного противостояния стала проблема пересмотра правового режима прохождения российским флотом средиземноморских проливов Босфор и Дарданеллы, зафиксированного в Лондонской конвенции 1840-1841 гг.

Поводом к началу войны послужил спор между православным и католическим духовенством о принадлежности «палестинских святынь» (Вифлеемский храм и храм «Гроба Господня»), находившихся на территории Османской империи.

В 1851 г. турецкий Султан, подстрекаемый Францией, приказал отобрать ключи от Вифлеемского храма у православных священников и передать их католикам. В 1853 г. Николай I выдвинул ультиматум с изначально невыполнимыми требованиями, чем исключил мирное разрешение конфликта. Россия, разорвав дипломатические отношения с Турцией, оккупировала дунайские княжества, и в результате Турция 4 октября 1853 г. объявила войну.

Опасаясь усиления влияния России на Балканах, Англия и Франция в 1853 г. заключили секрётный договор о политике противостояния интересам России и начали дипломатическую блокаду.

Первый период войны: октябрь 1853 - март 1854 гг. Черноморская эскадра под командованием адмирала Нахимова в ноябре 1853 г. полностью уничтожила турецкий флот в бухте г. Синоп, взяв в плен главнокомандующего. В наземной операции русская армия добилась существенных побед в декабре 1853 г. - перейдя Дунай и отбросив турецкие войска, она под командованием генерала И.Ф.Паскевича осадила Силистрию. На Кавказе русские войска одержали крупную победу под Башкадылкларом, сорвав планы турок по захвату Закавказья.

Англия и Франция, опасаясь разгрома Османской империи, в марте 1854 г. объявили войну России. С марта по август 1854 г. они предпринимали атаки с моря против русских портов на Адданских островах, Одессы, Соловецкого монастыря, Петропавловска-на-Камчатке. Попытки морской блокады не увенчались успехом.

В сентябре 1854 г. на Крымском полуострове был высажен 60-тысячный десант с целью, захвата главной базы черноморского флота - Севастополя.

Первое сражение на реке Альме в сентябре 1854 г. закончилось неудачей для русских войск.

13 сентября 1854 г. началась героическая оборона Севастополя, продолжавшаяся 11 месяцев. По приказу Нахимова русский парусный флот, который не мог оказать сопротивления паровым кораблям противника, был затоплен у входа в Севастопольскую бухту.

Обороной руководили адмиралы В.А.Корнилов, П.С.Нахимов, В.И.Истомин, героически погибшие во время штурмов. Защитниками Севастополя были Л.Н.Толстой, хирург Н.И.Пирогов.

Многие участники этих сражений снискали себе славу национальных героев: военный инженер Э.И.Тотлебен, генерал С.А.Хрулев, матросы П.Кошка, И.Шевченко, солдат А.Елисеев.

Русские войска потерпели ряд неудач в сражениях под Инкерманом в Евпатории и на Черной речке. 27 августа после 22-дневной бомбардировки был предпринят штурм Севастополя, после которого русские войска вынуждены были покинуть город.

18 марта 1856 г. был подписан Парижский мирный договор между Россией, Турцией, Францией, Англией, Австрией, Пруссией и Сардинией. Россия потеряла базы и часть флота, Черное море было объявлено нейтральным. Россия утратила свое влияние на Балканы, было подорвано военное могущество в черноморском бассейне.

В основе этого поражения лежал политический просчет Николая I, который толкнул экономически отсталую, феодально-крепостническую Россию на конфликт с сильными европейскими державами.

Тема: Россия в эпоху великих реформ Александра II

1. Крестьянская реформа.

2. Судебная, земская, военная реформы.

3. Внутренняя политика и контрреформы Александра III

1. Решающим фактором реформ Александра 2 был рост социальной напряженности и общественно-политический подъем в России в 50-60-х годах 19 века плюс поражение в Крымской войне, которая показала слабость самодержавия. Первой задачей (правил с 1829 года) считал отмену крепостного права, для решения этого вопроса он создал секретный комитет. 19 февраля 1861 года вышел манифест Александра 2, по которому крестьяне освобождались с землей и получали свободу как граждане. По реформе была установлена высшая и низшая граница надела. Если крестьянину земли не хватало, то осуществлялись прирезки, если земли было больше, то ее забирали – от руки. В – от руки часто попадали нужные крестьянину земли (пастбища и водопои). После реформы крестьяне переходили во «временно обязанное положение» - они продолжали работать на помещика и отрабатывать за лучшую землю. Было установлено правило, по которому крестьянин был обязан выплатить все доли помещику, и был установлен выкуп за землю, который он должен был выплатить в течение 20-30 лет. Выкуп составлял 166,67 копеек. 20% выкупа платил крестьянин, 80% - государство, которое брало с крестьянина 6 % от этой суммы каждый год. С одной стороны отмена крепостного права была прогрессивным шагом, так как обеспечила переход от феодализма к капитализму. Россия заслужила международный престиж и уважение, потому что избавилась от крепостного права. Кроме того в этом был прогресс экономики так как зависимый человек трудится неэффективно. Недостатки реформы: реформа была недоработана, мало земли 71% владело 10% земли.

2. Судебные уставы 20 ноября 1864 г. решительно порвали с дореформенным судоустройством и судопроизводством. Новый суд строился на бессословных началах, были провозглашены несменяемость судей, независимость суда от администрации, гласность, устность и состязательность судопроизводства; при рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривалось участие присяжных заседателей. Это все характерные признаки буржуазного суда.

Мировой суд создавался в уездах и городах для рассмотрения малозначительных уголовных дел. Мировому суду были подсудны дела, за совершение которых следовало наказание в виде выговора, замечания или внушения, денежного штрафа не свыше 300 р., ареста не свыше трех месяцев или тюремное заключение не свыше года.

При рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривался институт присяжных заседателей. Он был введен, несмотря на сопротивление консервативных сил и даже нежелание самого Александра II. Они мотивировали свое отрицательное отношение к идее присяжных заседателей тем, что народ до этого еще не дорос, и такой суд неминуемо будет носить “политический характер”. Согласно судебным уставам, присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25 до 70 лет, не находящийся под судом и следствием, не исключавшийся из службы по суду и не подвергавшийся общественному осуждению за пороки, не находившийся под опекой, не страдавший душевной болезнью, слепотой, немотой и проживавший в данном уезде не менее двух лет. Требовался также сравнительно высокий имущественный ценз.

Второй инстанцией для окружных судов была судебная палата, имевшая департаменты. Председатель и члены ее утверждались царем по представлению министра юстиции. Она служила апелляционной инстанцией для гражданских и уголовных дел, рассмотренных в окружных судах без присяжных.

Сенат рассматривался как верховный кассационный суд и имел уголовный и гражданский кассационные департаменты. Сенаторы назначались царем по представлению министра юстиции.

Была реорганизована прокуратура, ее включили в судебное ведомство, во главе ее стоял генерал-прокурор, он же - министр юстиции.

Председатели судов, прокуроры и судебные следователи должны были обязательно иметь высшее юридическое образование или солидную юридическую практику. Судьи и судебные следователи были несменяемы, им были назначены высокие оклады, чтобы закрепить за судебными учреждениями честных профессионалов.

Крупнейшим шагом по внедрению принципов буржуазной юстиции было учреждение института адвокатуры.

20 ноября 1866 г. было разрешено “во всех повременных изданиях печатать о том, что происходит в судах”. Судебные репортажи, сообщавшие о русских и заграничных процессах, становятся заметным явлением в прессе.

При рассмотрениивоенной реформы следует учитывать ее зависимость не только от социально-экономического положения в стране, но и реалий международной обстановки тех лет. Вторая половина XIX в. характеризуется складыванием относительно устойчивых военных коалиций, что усиливало угрозу войны и приводило к быстрому наращиванию военного потенциала всех держав. Наметившееся в середине XIX в. разложение государственной системы России отразилось на состоянии армии. Отчетливо обнаружилось брожение в армии, отмечались случаи революционных выступлений, шел упадок воинской дисциплины.

Первые изменения были произведены в армии уже в конце 50-х - начале 60-х годов. Были окончательно упразднены военные поселения.

С1862 г. начата постепенная реформа местного военного управления на основе создания военных округов. Создавалась новая система военного управления, устранявшая чрезмерную централизацию, и способствовавшая быстрому развертыванию армии в случае войны. Осуществлена реорганизация Военного министерства и Главного штаба.

В1865 г. стала проводиться военно-судебная реформа. Ее основы строились на принципах гласности и состязательности военного суда, на отказе от порочной системы телесных наказаний. Установились три судебные инстанции: полковой, военно-окружной и главный военные суды, которые дублировали основные звенья общей судебной системы России.

Развитие армии во многом зависело от наличия хорошо подготовленного офицерского корпуса. В середине 60-х годов более половины офицеров не имели вообще никакого образования. Необходимо было решить два важных вопроса: значительно улучшить подготовку офицеров и открыть доступ к получению офицерских чинов не только для дворян и выслужившихся унтер-офицеров, но и для представителей других сословий. С этой целью были созданы военные и юнкерские училища с непродолжительным сроком обучения - 2 года, в которые принимались лица, окончившие средние учебные заведения.

1 января 1874 г. был утвержден устав о воинской повинности. Призыву на службу подлежало все мужское население, достигшее 21-летнего возраста. Для армии в основном устанавливался 6-летний срок действительной службы и 9-летнее пребывание в запасе (для флота - 7 и 3). Были установлены многочисленные льготы. От действительной службы освобождались единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, некоторые национальные меньшинства и т.д. Новая система позволяла иметь сравнительно небольшую армию мирного времени и значительные резервы на случай войны.

Армия стала современной - по структуре, вооружению, образованию.

1 января 1864 г. Александр II утвердил “Положение о губернских и уездных земских учреждениях” - законодательный акт, которым вводилось земство.

Надо учитывать, что для страны, большинство населения которой составляли крестьяне, только что освободившиеся от крепостной зависимости, введение органов местного самоуправления было значительным шагом в развитии политической культуры. Избираемые различными сословиями русского общества, земские учреждения принципиально отличались от корпоративно-сословных организаций, таких, как дворянские собрания. Крепостники возмущались тем, что на скамье в земском собрании “сидит вчерашний раб рядом со своим недавним хозяином”. Действительно, в земствах были представлены различные сословия - дворяне, чиновники, духовенство, купцы, промышленники, мещане и крестьяне.

Члены земских собраний именовались гласными. Председателями собраний были руководители дворянского самоуправления - предводители дворянства. Собрания формировали исполнительные органы - уездные и губернские земские управы. Земства получали право собирать налоги для своих нужд и нанимать служащих.

Сфера деятельности новых органов всесословного самоуправления была ограничена лишь хозяйственно-культурными делами: содержанием местных путей сообщения, попечением о медицинской помощи населения, о народном образовании, местной торговле и промышленности, народном продовольствии и т.д. Новые органы всесословного самоуправления были введены лишь на уровне губерний и уездов. Отсутствовало центральное земское представительство, не было и мелкой земской единицы в волости. Современники остроумно называли земство “зданием без фундамента и крыши”. Лозунг “увенчания здания” стал с той поры главным лозунгом русских либералов на протяжении 40 лет - вплоть до создания Государственной думы.

Тема: Россия в начале XX века.

1. Экономическое и политическое развитие в России.

2. Первая русская революция.

3. Реформы П. Столыпина.

1. Начало 20го века ознаменовалось началом экономическим кризисом, который начался в 1900-1903гг. Экономика развивалась по типу «качели».

Экономики

· Быстрый рост промышленности,

· Добыча и обработка металла - вышли на 1ое место в мире,

· Возникли новые отрасли производства - нефтедобывающая и химическая,

· Создавались картели и синдикаты.

Экономики

· Развитие капитализма сочеталось с полукрепостническим патриархальным производством (т.е. качество продукции низкое, т.к. не хватало техники, станков, незаинтересованности труда),

· Крупные землевладения сочетались с крестьянским малоземельем,

· Положение рабочих тяжелое - заработная плата маленькая, большая продолжительность рабочего дня,

· Отсутствие нормальных условий жизни.

В 1886 году положение рабочих облегчено: запрет детского труда до 12 лет, ночного труда женщин и детей, перерыв в работе. В 1994 году на престол вступил Николай II. Царствование началось с Ходынской трагедии, это увеличило социальное напряжение в обществе.

· Малоземелье, обнищание крестьян;

· Неравенство между сословиями;

· Проблема рабочих;

· Русско-японская война, в которой Россия проигрывала и имела большие потери.

Этапы революции 1905-1907 гг.:

Ø Кровавое воскресенье;

Ø Разворачивается мощное забастовочное движение по всей стране, начинаются крестьянские волнения (чтобы дали землю);

Весна-лето 1905

Ø Создание совета рабочих депутатов, для руководства со стачками;

Ø Создание всероссийского крестьянского союза (цель добиться земли и воды);

Ø Восстание на броненосце Потёмкин, волнение в армии против русско-японской войны;

Ø Забастовки переходят во всеобщую стачку;

Ø 17 октября 1905 года Николай II подписал манифест о созыве законодательной год.думе (царь впервые разрешил издавать законы членам гос.думы),даровании политических и гражданских прав, о создании партий;

Декабрь 1905

Ø Крупное вооруженное восстание в Москве;

Ø Баррикадные бои на улицах;

Ø Волнения растут, к волнениям крестьян и рабочих присоединяются студенты;

Ø 27.04.1906 года открыта первая государственная дума (большинство - кадетская партия);

Ø 9.07.1906 года государственная дума распущена;

Ø 20.02.1097 года создана вторая государственная дома (большинство – социалисты);

Ø 3.06.1907 года вторая дума распущена;

Ø Итог: сокращение рабочего дня, ограниченное право на стачки, отмена выплатных платежей крестьян.

Николай 1 1825 – 1855

Образование скромное, упрям, зол, мстителен, заботливый семьянин, благопристоен. Образец для подражания – Петр 1,

Основные черты николаевского режима:

  1. Централизация управления.
  2. военная дисциплина за счет бюрократизации всего общества.
  3. Строгое подчинение низших эшелонов власти высшим
  4. Подчинение указам начальства. Даже если они противоречат законам. «Россия держится самодержавием, а не законами»

Собственная его императорского величества канцелярия:

1826 – рост влияния. 5 отделений:

Цензура: 1826 новый устав, 230 запретительных параграфов. Чугунный. Запрет критиковать и хвалить работу чиновников, тот, кто подвергся цензурным гонениям автоматически под контролем полиции.

Реформа Сперанского: кодификация законов к 1832 году (45 томов) За что автор получил орден Андрея Первозванного

Дворянство: упадок землевладения, засорение (из-за Табели о рангах 8 класс)

1832, 1845 – подъем до 5 класса, введение звания почетного гражданина

1845 – указ о разрешении майоратов

Обсуждение проблемы крепостного права в секретных комитетах. Безоговорочное право на владение землей крестьянами, но не мог не согласиться с властью помещиков над крестьянами

ПРОЕКТ Киселева

Секретный Комитет 1835 года: постепенная ликвидация различий в положении государственных и крепостных крестьян.

Образование 5 отделения Собственной его Императорского Величества Канцелярии во главе с Киселевым. 1837 указ о новой системе управления государственной деревней. Образование Министерства государственных имуществ, а в губерниях палаты государственных имуществ: обеспечение экономического благосостояния крестьян, сбор с них податей, организация медицинской помощи, распространение грамотности. Сельские общества для этих целей избирали сельских старост, сборщиков податей, сотских, десятских.

Реформа улучшила наделение гос. Крестьян землей, порядок их переселения, сбор налогов.

Помещичьих крестьяне: ограничение помещиков ссылать в Сибирь, запрет продажи крестьян без семьи, разрешение покупать землю, право иметь 4,5 десятины земли на мужчину.

Общественное движение:

  1. Уваров, министр народного просвещения. «Праволславие, самодержавие, народность».
  2. Чаадаев. Журнал Телекоп – опубликование Философического письма. Православие – роковая ошибка России, изоляция от Европы, Прогресс обошел Россию, прошлое темное и туманное.
  3. Кружки 30-40. Идеи Гегеля, Канта, Фихте, Шеллинга.

Кружок Станкевича

Западники (Грановский, Соловьев, Кавелин, Чичерин, Катков)

Славянофилы (Хоияков, Киреевские, Аксаовы, Самарин)

  1. Революционные кружки

Петрашевцы (Буташевич-Петрашевский, Спешнев)

Герцен – теория русского или общинного социализма

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА:

  1. Восточный вопрос – борьба за раздел владений распадающейся Османской империи.

Напряженность на Баоканах – урегулирование пограничных вопросов на Дунае, ликвидация там турецких крепостей, подтверждение особого статуса Молдавии и Валахии и Сербии, восстановление прав торгового судоходства на Черном море и в проливах, присоединение Анапы и Поти.

  1. 1828 – объявление войны Турции. 1829 Адрианопольский мирный договор. Россия – дельта Дуная, береговую линию от устья Дуная до Поти, право прохода через проливы. Греция подтверждение права на автономию.
  2. 1833 Ункяр-Исклессийский договор(вмещались в противостояние Турции и Египта) Подтверждение условий Адрианопольского договора, Россия союзник Турции, порты только для наших военных судов – Запад против и Лондонская конвенция – лишала наш флот права находится в проливах.
  3. Северный Кавказ. 20-е г.г. завершение присоединения Северного Кавказа., задача – подчинение. 1816 год назначение Ермолова проконсулом Северного Кавказа.. Военный нажим, распространение мюридизма, призыв в газавату, религиозное противостояние. 1834 – имам Шамиль, протурецкая ориентация. 1859 осажден в селении Гуниб, сдался.
  4. Реакция на европейские революции: запрет выезд за границу через запад, перлюстрация переписки, шпики, надзор за прессой, университетами, подавление революции в Венгрии (фельдмаршал Паскевич).
  5. Крымская война 1853-1856. Главная внешнеполитическая ошибка Николая1.

Причины: обострение противоречий между Англией, Австрией, Францией, Турцией, Россией на Балканах и Ближнем Востоке.

Повод: разногласия между Россией и Францией из-за святых мест

Фигуранты: Нахимов (1853 – Синоп), Меньшиков – оставление Севастополя, Корнилов, Истомин, Тотлебен, Нахимов – организация обороны Севастополя

Значение: обнаружила заметное отставание России от Англии и Франции. Техническая отсталость, отсутствие транспортных сетей, воровство, непрофессионализм.

Соратники (мне нужны не умники, а верноподданные):

Клейнмихель – сановный казнокрад, куча должностей, украл 1000000 после этого Николай выдал ему еще 300000.

Бенкендорф А. К. глава 3 отделения собственной его императорского величества канцелярии (высшая полиция плюс корпус жандармов), боевой офицер 1812 года, заместители Дубельт, Фон-Фок. «Бестолковый царедворец, добрый, но пустой»

Чернышов А. И., Дибич

Нессельроде К. В. Министр иностранных дел, не умел правильно говорить по-русски. Цель внешней политики – поддержание равновесия в европейском оркестре. Идеал – Меттерних, увлекался цветоводством.

Общая оценка царствования: лично старался руководить всеми нововведениями, но для этого был недостаточно компетентен. Формализм чиновничества, приписки, обман, среднее чиновничество подлоги, бюрократизм. Отсутствие общегосударственной идеи.

На занятии по теме «Николай I. Внутренняя политика в 1825-1855 гг.» перечисляются факторы, оказавшие влияние на формирование личности Николая I. Определяется главная цель его политики - не допустить восстания в России. Вольнодумство в России полностью под запретом, Николай I мечтает ликвидировать крепостное право, послабляет его, но отменить не решается. Раскрываются причины этой нерешительности императора. Рассматривается проводимая Николаем I финансовая реформа. Экономическому подъему способствует строительство железных и шоссейных дорог. Подчеркивается противоречивость развития культуры и образования в стране.

Предварительные замечания

Надо сказать, что в исторической науке на протяжении очень многих лет сохраняется крайне негативный образ самого Николая I (рис. 2) и его тридцатилетнего правления, которое, с легкой руки академика А.Е. Преснякова, назвали «апогеем самодержавия».

Конечно, Николай I не был врожденным реакционером и, будучи умным человеком, прекрасно понимал необходимость изменений в экономическом и политическом строе страны. Но, будучи до мозга костей военным человеком, он пытался решить все проблемы за счет милитаризации государственного строя, жесткой политической централизации и регламентации всех сторон общественной жизни страны. Не случайно почти все его министры и губернаторы имели генеральские и адмиральские звания - А.Х. Бенкендорф (рис. 1), А.Н. Чернышев, П.Д. Киселев, И.И. Дибич, П.И. Паскевич, И.В. Васильчиков, А.С. Шишков, Н.А. Протасов и многие другие. Кроме того, среди многочисленной когорты николаевских сановников особое место занимали прибалтийские немцы А.Х. Бенкендорф, В.Ф. Адлерберг, К.В. Нессельроде, Л.В. Дубельт, П.А. Клейнмихель, Е.Ф. Канкрин и другие, которые, по словам самого Николая I, в отличие от русских дворян служили не государству, а государю.

Рис. 1. Бенкендорф ()

По мнению ряда историков (А. Корнилов), во внутренней политике Николай I руководствовался двумя основополагающими карамзинскими идеями, изложенными им в записке «О древней и новой России»: а) самодержавие является важнейшим элементом стабильного функционирования государства; б) главной заботой монарха является беззаветное служение интересам государства и общества.

Отличительной особенностью николаевского правления стал колоссальный рост бюрократического аппарата в центре и на местах. Так, по данным ряда историков (П. Зайончковский, Л. Шепелев), только за первую половину XIX в. численность чиновников всех уровней выросла более чем в шесть раз. Однако нельзя столь негативно оценивать сей факт, как это делалось в советской историографии, ибо на то были свои веские причины. В частности, по мнению академика С. Платонова, после восстания декабристов Николай I полностью утратил доверие к высшим слоям дворянства. Главную опору самодержавия император видел теперь только в чиновничьей бюрократии, поэтому он стремился опереться как раз на ту часть дворянства, для которой единственным источником дохода являлась государственная служба. Неслучайно, что именно при Николае I начинает формироваться класс потомственных чиновников, для которых государственная служба становится профессией (рис. 3).

Рис. 2. Николай I ()

Параллельно с укреплением государственного и полицейского аппаратов власти, Николай I стал постепенно сосредотачивать в своих руках решение практически всех мало-мальски важных вопросов. Довольно часто при решении того или иного важного вопроса учреждались многочисленные Секретные Комитеты и Комиссии, которые подчинялись непосредственно императору и постоянно подменяли собой многие министерства и ведомства, в том числе Государственный Совет и Сенат. Именно эти органы власти, в состав которых входили очень немногие высшие сановники империи - А. Голицын, М. Сперанский, П. Киселев, А. Чернышев, И. Васильчиков, М. Корф и другие - были наделены огромными, в том числе законодательными, полномочиями и осуществляли оперативное руководство страной.

Рис. 3. Чиновники «николаевской России» )

Но наиболее ярко режим личной власти воплотился в Собственной Его Императорского Величества канцелярии, которая возниклае щё во времена Павла I в 1797 г. Затем при Александре I в 1812 г. она превратилась в канцелярию для рассмотрения прошений на высочайшее имя. В те годы должность начальника канцелярии занимал граф А. Аракчеев, и она (канцелярия) уже тогда имела немалые властные полномочия. Практически сразу после вступления на престол, в январе 1826 г. , Николай I существенно расширил функции личной канцелярии, придав ей значение высшего государственного органа Российской империи. В рамках Императорской Канцелярии в первой половине 1826 г. было создано три специальных отделения:

I Отделение, которое возглавил статс-секретарь императора А.С. Танеев, ведало подбором и расстановкой кадров в центральные органы исполнительной власти, контролировало деятельность всех министерств, а так же занималось чинопроизводством, подготовкой всех императорских Манифестов и Указов, и контролем за их исполнением.

II Отделение, руководителем которого стал другой статс-секретарь императора, М.А. Балугьянский, целиком сосредоточилось на кодификации обветшавшей законодательной системы и создании нового Свода законов Российской империи.

III Отделение, которое возглавили личный друг императора, генерал А. Бенкендорф, а после его смерти - генерал А.Ф. Орлов, полностью сосредоточилось на политическом сыске внутри страны и за рубежом. Первоначально основу этого Отделения составила Особая канцелярия Министерства внутренних дел, а затем, в 1827 г., был создан Корпус жандармов во главе с генералом Л.В. Дубельтом, который составил вооруженную и оперативную опору III Отделения.

Констатируя тот факт, что Николай I стремился сохранить и упрочить самодержавно-крепостнический строй через усиление бюрократического и полицейского аппаратов власти, мы должны признать, что в ряде случаев он пытался решить острейшие внутриполитические проблемы страны через механизм реформ. Именно такой взглядна внутреннюю политику Николая I был характерен для всех крупных дореволюционных историков, в частности В. Ключевского, А. Кизиветтера и С. Платонова. В советской исторической науке, начиная с работы А. Преснякова «Апогей самодержавия» (1927), особый акцент стал делаться на реакционности николаевского режима. Вместе с тем, ряд современных историков (Н. Троицкий) справедливо говорит о том, что по своему смыслу и происхождению реформы Николая I существенно отличались от предыдущих и предстоящих реформ. Если Александр I лавировал между новым и старым, а Александр II уступал давлению нового, то Николай I укреплял старое, чтобы успешнее противостоять новому.

Рис. 4. Первая в России железная дорога ()

Реформы Николая I

а) Секретный Комитет В.П. Кочубея и его проекты реформ (1826-1832)

6 декабря 1826 г. Николай I образовал Первый Секретный Комитет, который должен был разобрать все бумаги Александра I и определить, какие проекты государственных преобразований могут быть взяты государем за основу при проведении политики реформ. Формальным главой этого Комитета был председатель Государственного Совета, граф В.П. Кочубей, а фактическим руководителем стал М.М. Сперанский, который давно отряхнул со своих ног прах либерализма и стал убежденным монархистом. За время существования этого Комитета (декабрь 1826 - март 1832 гг.) было проведено 173 официальных заседания, на которых родилось всего лишь два серьезных проекта реформ.

Первым был проект сословной реформы, в соответствии с которым предполагалось отменить петровский «Табель о рангах», дававший право военным и гражданским чинам получать дворянство в порядке выслуги лет. Комитет предложил установить такой порядок, при котором дворянство приобреталось бы только по праву рождения, или по «высочайшему пожалованию».

Вместе с тем, чтобы как-то поощрить государственных чиновников и нарождающийся класс буржуазии, Комитет предложил создать для отечественных бюрократов и купцов новые сословия - «чиновных» и «именитых» граждан, которые, как и дворяне, освобождались бы от подушной подати, рекрутской повинности и телесных наказаний.

Второй проект предусматривал проведение новой административной реформы. Согласно проекту, Государственный Совет освобождался от груды административных и судебных дел и сохранял за собой лишь законосовещательные функции. Сенат разделялся на два самостоятельных учреждения: Сенат Правительствующий, состоящий из всех министров, становился высшим органом исполнительной власти, а Сенат Судебный - высшим органом государственной юстиции.

Оба проекта нисколько не подрывали самодержавный строй, и, тем не менее, под влиянием европейских революции и польских событий 1830-1831 гг. Николай I задвинул в долгий ящик первый проект и навсегда похоронил второй.

б) Кодификация законов М.М. Сперанского (1826-1832)

31 января 1826 г. в рамках Императорской Канцелярии было создано II Отделение, на которое была возложена задача по реформе всего законодательства. Официальным главой Отделения был назначен профессор Петербургского университета М.А. Балугьянский, преподававший будущему императору юридические науки, но всю реальную работу по кодификации законодательства осуществил его заместитель, М. Сперанский.

Летом 1826 г. М. Сперанский направил императору четыре служебных записки со своими предложениями по составления нового Свода Законов. По этому плану кодификация должна была пройти в три этапа: 1. Вначале предполагалось собрать и издать в хронологическом порядке все законодательные акты, начиная с «Соборного Уложения» царя Алексея Михайловича до конца царствования Александра I. 2. На втором этапе планировалось издать Свод действующих законов, расположенных в предметно-систематическом порядке. 3. На третьем этапе предусматривалось составление и издание нового систематизированного по правовым отраслям Свода Законов.

На первом этапе кодификационной реформы(1828-1830) была опубликована почти 31 тысяча законодательных актов изданных в 1649-1825 гг., которые вошли в 45-томное первое «Полное Собрание законов Российской империи». Одновременно с этим были изданы 6 томов второго «Полного Собрания законов Российской империи», куда вошли законодательные акты, изданные при Николае I.

На втором этапе кодификационной реформы(1830-1832) был подготовлен и издан 15-томный «Свод законов Российской империи», который представлял собой систематизированный (по отраслям права) свод действующего законодательства из 40 тысяч статей. В 1-3 томах были изложены основные законы, определяющие пределы компетенции и порядок делопроизводства всех правительственных учреждений и губернских канцелярий. В 4-8 томах содержались законы о государственных повинностях, доходах и имуществе. В 9 томе были опубликованы все законы о сословиях, в 10 томе - гражданские и межевые законы. В 11-14 томах содержались полицейские (административные) законы, и в 15 томе было опубликовано уголовное законодательство.

19 января 1833 г. «Свод законов Российской империи» был официально одобрен на заседании Государственного Совета и вступил в законную силу.

в) Сословная реформа Николая I (1832-1845)

После завершения работы над кодификацией законов Николай I вернулся к сословным проектам Секретного Комитета графа В. Кочубея. Первоначально, в 1832 г., был издан императорский Указ, в соответствии с которым учреждалось среднее сословие «почетных граждан» двух степеней - «потомственных почетных граждан», куда зачислялись потомки личных дворян и гильдейское купечество, и «личных почетных граждан» для чиновников IV-X классов и выпускников высших учебных заведений.

Затем, в 1845 г., был издан ещё один Указ, напрямую связанный с проектом сословной реформы Секретного Комитета. Николай I так и не решился отменить петровский «Табель о рангах», но, в соответствии с его Указом, были существенно повышены чины, которые требовались для получения дворянства по выслуге лет. Теперь потомственное дворянство предоставлялось гражданским чинам с V (статский советник), а не с VIII (коллежский асессор) класса, а военным, соответственно, с VI (полковник), а не с XIV(прапорщик) класса. Личное дворянство и для гражданских и для военных чинов устанавливалось с IX (титулярный советник, капитан), а не с XIV класса, как ранее.

г) Крестьянский вопрос и реформа П.Д. Киселева (1837-1841)

Во второй четверти XIX в. крестьянский вопрос по-прежнему оставался головной болью царского правительства. Признавая, что крепостное право является пороховым погребом всего государства, Николай I считал, что его отмена может привести к еще более опасным общественным катаклизмам, чем те, которые потрясали Россию во времена его царствования. Поэтому в крестьянском вопросе николаевская администрация ограничивалась лишь паллиативными мерами, направленными на то, чтобы несколько смягчить остроту социальных отношений в деревне.

Для обсуждения крестьянского вопроса в 1828-1849 гг. было создано девять Секретных Комитетов, в недрах которых было обсуждено и принято более 100 законодательных актов по ограничению власти помещиков над крепостными крестьянами. Например, в соответствии с этими Указами помещикам запрещалось отдавать своих крестьян на заводы (1827 г.), ссылать их в Сибирь (1828 г.), переводить крепостных крестьян в категорию дворовых и расплачиваться ими за долги (1833 г.), продавать крестьян в розницу (1841 г.) и т. д. Однако реальное значение этих Указов и конкретные результаты их применения оказались ничтожны: помещики просто-напросто игнорировали эти законодательные акты, многие из которых носили рекомендательный характер.

Единственной попыткой серьезного решения крестьянского вопроса стала реформа государственной деревни, проведенная генералом П.Д. Киселевым в 1837-1841 гг.

Для подготовки проекта реформы государственной деревни в апреле 1836 г. в недрах Собственной Е.И. В. Канцелярии было создано специальное V Отделение, которое возглавил генерал-адъютант П. Киселев. Согласуясь с личными указаниями Николая I и собственным видением данного вопроса, он посчитал, что для исцеления недугов казенной деревни достаточно создать хорошую администрацию, которая могла бы аккуратно и рачительно управлять ею. Именно поэтому на первом этапе реформы, в 1837 г., казенная деревня была изъята из ведения Министерства финансов и передана в управление Министерству государственных имуществ, первым руководителем которого стал сам генерал П. Киселев, пробывший на этом посту до 1856 г.

Затем, в 1838-1839 гг. , для управления государственной деревней на местах были созданы казенные палаты в губерниях и казенные окружные управления в уездах. И только после этого, в 1840-1841 гг. , реформа докатилась до волостей и сел, где были созданы сразу несколько органов управления: волостные и сельские сходы, правления и расправы.

После завершения этой реформы правительство в очередной раз занялось проблемой владельческих (помещичьих) крестьян, и вскоре на свет появился Указ «Об обязанных крестьянах» (апрель 1842 г.), разработанныйтакжепо инициативе П. Киселева.

Суть этого Указа состояла в следующем: каждый помещик по личному усмотрению мог даровать вольную своим крепостным крестьянам, но без права продажи им в собственность их же наделов земли. Вся земля оставалась собственностью помещиков, а крестьяне получали только право пользования этой землей на условиях аренды. За обладание своими же наделами земли они обязаны были, как и раньше, нести барщину и оброк. Однако по соглашению, который крестьянин заключал с помещиком, последний не имел права: а) увеличивать размер барщины и оброка и б) отбирать или сокращать оговоренный по взаимному соглашению земельный надел.

По мнению ряда историков (Н. Троицкий, В. Федоров),Указ «Об обязанных крестьянах» был шагом назад по сравнению с Указом «О вольных хлебопашцах», поскольку тот законодательный акт разрывал феодальные отношения между помещиками и крепостными крестьянами, а новый закон сохранял их.

д) Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина (1839-1843)

Активная внешняя политика и постоянный рост государственных расходов на содержание государственного аппарата и армии стали причиной острейшего финансового кризиса в стране: расходная часть государственного бюджета почти в полтора раза превышала его доходную часть. Результатом такой политики стала постоянная девальвация ассигнационного рубля по отношению к серебряному рублю, и к концу 1830-х гг. его реальная стоимость составляла всего 25% от стоимости серебряного рубля.

Рис. 5. Кредитный билет после реформы Канкрина ()

С тем чтобы предотвратить финансовый крах государства, по предложению многолетнего министра финансов Егора Францевича Канкрина, было решено провести денежную реформу. На первом этапе реформы, в 1839 г. , были введены государственные кредитные билеты (рис. 5), которые были приравнены к серебряному рублю и могли свободно обмениваться на него. Затем, после накопления необходимых запасов благородных металлов, был проведен второй этап реформы. С июня 1843 г. началсяобмен всех находящихся в обращении ассигнаций на государственные кредитные билеты из расчета один кредитный рубль за три с половиной ассигнационных рублей. Таким образом, денежная реформа Е. Канкрина существенно укрепила финансовую систему страны, но полностью преодолеть финансовый кризис не удалось, поскольку правительство продолжало проводить прежнюю бюджетную политику.

Список литературы

  1. Выскочков В.Л. Император Николай I: человек и государь. - СПб, 2001.
  2. Дружинин Н.М. Государственные крестьяне и реформа П.Д.Киселева. - М., 1958.
  3. Зайончковский П.К. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. - М., 1978.
  4. Ерошкин Н.П. Крепостническое самодержавие и его политические институты. - М., 1981.
  5. Корнилов А.А. Курс истории России в XIX веке. - М., 1993.
  6. Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия. - М., 1990.
  7. Пресняков А.Е. Российские самодержцы. - М., 1990.
  8. Пушкарев С.Г. История России в XIX веке. - М., 2003.
  9. Троицкий Н.А. Россия в XIX веке. - М., 1999.
  10. Шепелев Л.Е. Аппарат власти в России. Эпоха Александра I и Николая I. - СПб., 2007.
  1. Omop.su ().
  2. Rusizn.ru ().
  3. EncVclopaedia-russia.ru ().
  4. Bibliotekar.ru ().
  5. Hrono.ru ().