Мизантроп - это человек, который придерживается принципа «ненавижу людей». Он крайне нелюдим, вовсю избегает общества и зачастую страдает смежными болезнями: социофобей или боязнью общества. В некоторых случаях мизантропия может стать главой жизненной философии, когда человек ненавидит людей и общество , при этом не познав счастья любви и дружбы, но наслаждаясь такими чувствами, как: гнев, злоба, ненависть и раздражение.

Мизантропия с древнегреческого обозначает неприятие или ненависть к человечеству, презрение к «правилам» и общепринятым моральным ценностям. Это слово особенно распространилось по миру после выхода в свет комедии Мольера «Мизантроп».

Несмотря на то, что быть мизантропом сегодня - не так уж и «странно», хочется понять, откуда у этого свойства характера ноги растут? Должны же у человека, который заявляет: «Я ненавижу людей», быть на это какие-то причины?

Ненависть мизантропа ко всему человечеству предположительно характеризует:

    Все в штыки. Этот человек очень сильно не уверен в себе, потому зависит от мнения окружающих. При этом мизантроп не выдерживает и грамма критики на свой счет, и лучшим способом ее не слышать для него становится попытка избежать контакта с миром.

    Ценная неполноценность. Как мы знаем, большинство психологическим проблем - родом из нашего детства , и неуверенность в себе в том числе. Именно она и является прародителем чувства неполноценности, когда человек пытается самоутвердиться за счет людей, его окружающих.

    Зависть зеленая. Возможно, мизантропию провоцирует и неравное материальное положение человека по отношению к большинству, потому он выдает зависть за неуважение и ненависть к другим.

    Трудности воспитания. «Чем удобряли, то и выросло» - иными словами, именно неправильное воспитание во многом влияет на причины появления ненависти к окружающему миру и людям.

Получается, что в глубине души мизантроп ненавидит не другого человека, а самого себя? За то, что не имеет квартиры и машины, не так умен и красив, не умеет хорошо говорить или излишне стеснителен для нового знакомства. Проецируя зависть в окружение, мизантроп начинает испытывать ненависть и гнев по отношению к тем, кто такими качествами и вещами обладают!

Ненависть никак не победить?

Конечно, представить себе мизантропа, который на досуге решает проблему: «как перестать ненавидеть людей?», довольно сложно. Их в принципе не волнуют пути отступления от того, на что они «заточены». Однако, если вас беспокоит эта проблема и вы только начали сознаваться себе в ненависти к людям, то можно будет попробовать ее побороть .

Конечно, без помощи квалифицированного психолога тут не обойтись, но начать можно вот с чего:

    Найдите причину ненависти, ответив на вопрос «почему я ненавижу людей?». Что именно вас в них раздражает? Поведение людей, их материальные блага, собственные тараканы в голове? Будьте честны, вас никто не услышит, ведь если вы найдете в себе силы в этом признаться, то это станет первым шагом к исцелению.

    Поймите, что ненависть - разрушительное чувство, и никому оно не доставляет столько проблем, сколько вам самим. Все болезни от нервов, помните? И выплескивая гнев на окружающих людей, вы можете навредить себе как в плане здоровья, так и в плане судьбы.

    Если вас вдруг начинает переполнять гнев, досчитайте до 20-ти. Помните сказку о старухе, которая вместо того, чтобы ссориться с мужем, набирала в рот заговоренной воды? И уже через пару недель в их доме воцарился покой и уют.

    Запишите на листочке такие фразы: «У каждого из людей свои интересы», «Меня не волнуют сплетни », «Я всего добьюсь», и смотрите на них почаще. Визуализация целей всегда помогает достигать их намного быстрее.

Интересен вопрос, как называется человек не любящий людей и всех ли он ненавидит? Почему такой индивидуум противопоставляет себя социуму? Как называется человек, который не хочет общаться с окружающими?

Подобная ненависть является психической болезнью, боязнью или индивидуальной особенностью вполне здорового человека? Чем вызвано такое отношение к людям? Подобное состояние имеет постоянный характер или временный?

Жизнь человека протекает в социуме, везде и повсюду нас окружают люди. Иначе и быть не может. Замечали, что есть такие личности, которые презирают людей, стараются избегать общества и любого общения. Почему такое поведение для них считается нормой? Как реагировать на таких индивидуумов и в чем глубина этого вопроса?

Как называют человека, который ненавидит людей

Чтобы ответить на вопрос: как называется человек, испытывающий антипатию к людям, необходимо узнать название такого состояния. Нелюдимость, отчуждение от народа, ненависть к другим - все эти понятия объединяет один термин - мизантропия.

Нелюдимого человека называют - мизантроп. Он может испытывать отвращение ко всем без исключения людям, либо иметь узкий круг единомышленников.

Некоторые личности являются мизантропами и это вызвано несколькими причинами:

  • недоверие к людям;
  • превосходство в интеллектуальном развитии;
  • унижения в прошлом;
  • предательство и разочарование в людях;
  • общая депрессия;
  • ненависть к самому себе.

Мизантроп: норма или отклонение

Такое состояние интерпретируется как индивидуальная черта человека, индивидуализм. Человеконенавистничество может обостряться в определенных ситуациях, но в основном мизантроп старается держать себя в рамках.

Можно сказать, антипатию вызывают действия, слабости, ошибки, суждения, которые мизантроп не принимает. Это может касаться как отдельного индивида, так и определенной группы людей. Например: рабочий коллектив, субкультура и т.д.

Если же поступки мизантропа по отношению к человечеству приобретают грубый, жестокий характер, то в этом случае необходимо говорить о мизантропии, как о психическом отклонении.

Подобные личности нуждаются в квалифицированной помощи. Важно вовремя принять меры и бороться с таким состоянием, чтобы не доходить до крайности.

Интересно, что мизантропы активно проявляют себя в творческой деятельности. Возможно, это напрямую связанно с умением проведения глубокого самоанализа, мироощущения себя.

Кстати, известные в истории личности, такие как: царь Соломон, Адольф Гитлер, Джонатан Свифт являлись мизантропами.

Ненависть как качество личности – склонность к интенсивному, длительному проявлению неприятия, отвращения к человеку, группе, неодушевленному предмету, явлению.

Один старый мастер боевых искусств решил больше никогда не биться. Но однажды его все-таки вызвал на бой один нахальный юный воин, который считал, что он куда искуснее и сильнее. Однако старый мастер просто сидел, и никак не реагировал на нахала. Тогда воин принялся оскорблять его, и его предков, чтобы спровоцировать мастера, но и это ему не помогло. В конце концов, юный воин отчаялся и ушел. Ученики мастера были удивлены действиями своего учителя, многие начали его осуждать: «Неужели вам не дорога ваша честь и честь ваших предков?» Тогда старый мастер сказал: «Когда вам дарят подарок, а вы его не принимаете, то кому тогда принадлежит это подарок?» — «Конечно тому, кто его дарит!» — «Так же дела обстоят с завистью, злостью и ненавистью. Если мы их не принимаем, они остаются у дающего».

О любви немало песен сложено, а о ненависти ни одной. Неужели не нашлось ни одного доброго слова в защиту этого сильного и глубокого качества личности? Ведь, как писал В. Высоцкий: «Ненависть — ей переполнена чаша, Ненависть требует выхода, ждет. Но благородная ненависть наша. Рядом с любовью живет». Когда вся страна пела: «Пусть ярость благородная вскипает, как волна», все понимали, как важна для победы непримиримая ненависть к врагу. Поэтому возникает ряд вопросов: что такое ненависть, каковы причины ее возникновения, позитивное оно или деструктивное качество, как ненависть сказывается на личности, стоит ли приветствовать ненависть или надо с ней бороться.

Словарь русского языка Ожегова определяет ненависть как: «Чувство сильной вражды и отвращения». По Ожегову ненавидеть — это противостоять, действовать и относиться к другим людям, вещам, ситуациям, испытывая к ним отвращение, нетерпимость, неприязнь. Ненависть может проявляться по трем направлениям: к человечеству и к людям, к вещам и ситуациям, к самому себе.

Если говорить простым языком, ненависть – это непримиримое противоречие между нашим представлением о чем-то или видением чего-то и тем, что есть в реальности. В нашем дуальном мире противоположностью ненависти является любовь. У них разные полюса. Ненависть обратная сторона любви. Если мы любим мир, значит, ненавидим войну. Если ненавидим беспорядок, значит, любим порядок. Иными словами, мы ненавидим все, что противоположно любви. Когда наши требования к жизни, убеждения и представления о чем-то будут разительно отличаться от реалий, возникнет непримиримое противоречие. Противоречие может быть разрешено посредством снятия напряженности потенциалов. Следствием ненависти может быть борьба, воинственные действия, месть, интриги и др.

К примеру, человек ненавидит терроризм. Он убежден в недопустимости убийства ни в чем неповинных граждан. У него в голове не укладывается, как может земля носить таких выродков. Личность человека, его внутренний мир проявляют крайнее неприятие террористов. Он не желает их видеть на земле, то есть ненавидит. Если разложить само слово «ненавижу» на составляющие получится – не – на – вижу. Человеку присущи такие качества как милосердие, сострадание, а жизнь в лице террористов выставляет реалию, выраженную в человеконенавистничестве и религиозном фанатизме террористов. Между внешними реалиями (внешний потенциал) и требованиями человека (внутренний потенциал) образуется зияющая пропасть. Эта пропасть и есть ненависть.

Мы рассмотрели пример ненависти на политическом материале. Теперь взглянем на возникновение этого отрицательного чувства с позиций межличностных отношений. К примеру, жена воспитана в традициях крепкой, дружной семьи, основанной на любви, преданности и верности друг другу. Ее внутренний потенциал – это любовь и забота друг о друге. Соответственно, она не приемлет, а лучше сказать — ненавидит, разврат, измены и ложь в семье. Муж у нее из другого теста. Какое-то время он играл роль примерного семьянина, но встретил другую женщину и бросил семью, оставив жену с двумя детьми. Обычная, надо сказать, история. Если бы жена была с жизненной позицией не сильно разнящейся с мужними взглядами на семью, расставание могло пройти без мощных духовных потрясений. Все дело в том, что она любила мужа, и его вероломство потрясло ее до глубины души. Внешние реалии, связанные с изменой и бегством мужа, соответствуют ее внутренним требованиям, как Гулливер соответствует по росту лилипутам. Глобальный разрыв потенциалов вызвал жгучую ненависть. Правильно говорят, что от любви до ненависти один шаг. Может быть, со временем ненависть поутихнет, а, может быть, приведет к печальным последствиям.

Многие люди живут с ненавистью к себе и считают это нормальным явлением. Причин себя ненавидеть масса: некрасивая внешность, комплекс неполноценности, унижение со стороны окружающих и т.д. К примеру, у девушки сложились определенные представления о своей внешности. Она может себя считать ущербной и некрасивой, хотя это далеко не так. Иными словами, ее внутренние требования явно занижены собственным подсознанием. Насмотревшись модных журналов и наслушавшись словоохотливых подруг, она поняла, что жизнь проходит мимо и ей на празднике жизни не место. Внешний потенциал, принявший обличье бесчисленных фотомоделей, стал ехидно гримасничать ее внутреннему потенциалу. На нем она выглядит невзрачным, забитым существом без настоящего и будущего. Навязанные образы худобы доводят девушку до нервных срывов, депрессий и просто нелепостей. Почему то она думает, что если у нее будет капля «жира» то ее никто не полюбит и она никому не будет нужна. Ну как тут себя не возненавидеть? Ведь гигантскую разницу потенциалов тряпкой не сотрешь?

Ненависть может носить скрытый характер. Она крайне опасна и от нее трудно убежать. Скрытая ненависть направлена не на тех людей, которые в действительности вызвали ее, а на любого «козла отпущения» . Превращаясь в различного рода извращения, она может сохраняться в течение всей жизни и представлять серьезную угрозу не только для окружающих людей, но и для самого человека, носящего ее в себе. К примеру, человек не помнит как родители обращались с ним, когда он был ребенком, как они оставляли его плакать в течение многих часов в кроватке, как он не получал от них даже любящего взгляда. «Меня никто не любит. Этот мир плохой», — думал ребенок. С каждым днем он все больше ожесточался на мир. Став взрослым, он, конечно, забыл о своей недолюбленности со стороны мира. Однако подсознание все запомнило. Неосознанно он выставил счет миру. В свой внешний потенциал он вложил всю недополученную любовь и заботу мира, все обиды и горести детства. Между тем, что он хотел получить в детстве и тем, что реально получил, образовалась гигантская трещина в подсознании. Эта трещина и стала причиной скрытой ненависти к людям и миру в целом. Человек может сам страдать от скрытой формы ненависти, направлять ее против всего живого и не догадываться об истинных ее причинах. Как писал О.Мандельштам: «Я ненавижу человечество Я от него бегу спеша Мое единое отечество – Моя пустынная душа …»

Ненависть – это всегда следствие наших мыслей и действий в создании непримиримого противоречия между нашим видением и восприятием чего-то и тем, что есть в реальности. Раз у нас есть понимание корней ненависти, состоящей в нагнетании антагонизма между нашим внутренним и внешним потенциалом, зададимся вопросами: «Если ненависть – следствие, тогда в чем ее причина?», «Кто виноват, что в нашей душе поселилось и прописалось чувство ненависти?»

Надо быть честным с самими собой и признать, что причина ненависти – мы сами . Надо взять на себя ответственность и сказать: «За все, что происходит в моей жизни, отвечаю я и только я. Если в моей жизни появилось то, что я ненавижу, значит, я сам привлек это в свою жизнь». Действительно, если мы своими мыслями придаем чему-то избыточную важность, обращаем на это что-то повышенное внимание, оно неизбежно привлекается в нашу жизнь.

Так, если вы живете в постоянном страхе, что вашу машину угонят, если ваши мысли фокусируются на этом печальном сценарии угона, силам мироздания остается только с вами согласиться. На энергетическом уровне для них нет разницы, хотите вы этого или нет. Главное, что вы концентрированно думаете об угоне машины. Вы сами привлекли угонщиков в свою жизнь. За что же их ненавидеть? Богу богово, кесарю кесарево. Никто не оправдывает угонщиков – у них своя судьба и своя ответственность. Они к вам относятся без ненависти, а, может быть, с благодарностью, что дали им возможность заработать. Это вы их ненавидите, потому что ваш внутренний потенциал не вписывается во внешний потенциал реальной жизни.

Мы сами порождаем ненависть. Краем уха слышу, как по телевизору плачущая девушка жалуется: «Я вышла замуж за араба. Я так его любила, а он так плохо со мной поступил. Ненавижу его!». Оказывается, она приехала к нему на родину, а там еще с десяток жен. Теперь она считает, что он плохо с ней поступил. Плохой поступок – понятие географическое. Если бы так поступил ее земляк, можно было бы удивиться, а для араба такая женитьба вполне благородный поступок. На его родине женщин намного больше, чем мужчин. Каждая женщина хочет иметь семью и детей. Он берет на себя обязательства заботиться о ней и их совместных детях. Что же тут плохого? Так у них заведено. За что же его ненавидеть? Причина ненависти девушки в антагонизме ее представлений о браке с гаремной жизнью. Кто ей мешал поинтересоваться о законах и правилах брачной жизни в его стране? Хочешь быть единственной для мужа, выходи замуж за парня, который принимает только моногамный брак.

Часто ненависть возникает из-за непонимания правил, по которым функционирует та или иная организация. В большой государственной структуре работает необычайно талантливый человек. Все его коллеги это видят и думают, что именно он станет их начальником. Он тоже так думает. Однако назначают на должность человека с самыми заурядными качествами. Разница внутреннего потенциала человека с внешним потенциалом выдвиженца настолько разительна, что у него вспыхивает ненависть к удачливому коллеге. Причина ненависти в талантливом человеке. Он должен понимать, что крупной структуре нужны не выдающиеся личности, которые неизвестно как поступят в тот или иной момент, а послушные, лояльные исполнители. Любая крупная структура нуждается не в самых лучших, а в самых правильных ее членах. Чтобы получить должность, человеку нужно быть не самым лучшим, а самым лучшим среди правильных членов структуры. Словом, опять причиной для ненависти служат не внешние обстоятельства (структура, удачливый коллега), а сам человек.

Если мы сами являемся первоисточником ненависти, ее причиной, какие у нас есть основания бороться, мстить и противостоять объекту так называемой ненависти? У него точно такие же права на жизнь, как и у вас. На энергетическом уровне ненависть выступает не как простое пожелание смерти, а как убийство. В первом послании от Иоанна Богослова говорится: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца…». Своей ненавистью мы декларируем главенство своего мировоззрения над другими людьми. При этом не желаем понимать, что на планете еще существует семь миллиардов мировоззрений. Все они не совпадают с вашим миропониманием. Так что, прикажете всех убивать? Словом, на подсознательном уровне вы уничтожаете объект ненависти.

Вы можете спросить с возмущением: «А как же быть с педофилами, маньяками и убийцами детей? Может их целовать?» Нет, целовать их не надо. Надо, прежде всего, задуматься, почему пересеклись ваши судьбы. Законы мира невозможно понять без учета всевозможных связок, анализа причинно-следственных связей. К примеру, убийцу вы могли, как вариант, привлечь в свою жизнь заявками типа: «Так жить невозможно!», «Не жизнь, а кошмар». Можно навлечь на себя беду пожеланиями: «Чтоб ты сдох», «Чтоб тебя кровь спалила» и пр. Подобное притягивает подобное. Ваши дети – своеобразные копилки агрессии своих родителей. Причем накопленная ими агрессия намного превышает вашу. Если вы пронизаны ненавистью, повышенную ответственность несут ваши дети, так как у них действует усиленная программа по уничтожению объекта ненависти. Если вы ненавидите людей, запросто можете получить сына – убийцу.

Для того чтобы искоренить ненависть, надо, прежде всего, прекратить ее оправдывать . Многие считают, что есть своеобразный закон сохранения ненависти в природе, что если вы перестаете ненавидеть того, кто сделал вам плохо, вы начинаете ненавидеть себя, что ненависть – это проявление нашей жизненной силы, что если человека лишить ненависти, это будет ампутацией всей его эмоциональной жизни. Пытаются доказать, что ненависть может быть не только разрушительным, но и созидательным чувством как любовь. Всё это попытки обелить ненависть, не затруднив себя анализом истинной сути этого сильного и глубокого чувства. Поверхностное видение в рамках неприятие – ненависть – наказание не раскрывает сути проблемы.

Всем защитникам ненависти следует знать последствия этого чувства. Испытывая чувство ненависти, мы выплескиваем в пространство мощный заряд негативной энергии. Бесконтрольный расход энергии, прежде всего, «бьет» по голове и глазам. Эпилепсия, болезнь Паркинсона, параличи, травмы головы и травмы вообще, мигрени, болезни глаз, опухоли, тяжелые кожные заболевания могут быть следствием ненависти. Характер проблемы или болезни зависит от силы и направления ненависти. Например, если мужчина ненавидит женщину, то страдает его «мужское достоинство». Все очень просто. Ведь в каждом человеке есть мужское и женское начало Вселенной. И, направляя свою ненависть на женщину, мужчина разрушает себя. Если женщина презирает и ненавидит мужчину, то получает «удар» по своим половым органам.

Поскольку мы знаем, что ненависть – это антагонизм потенциалов, следовательно, ее жизнеобеспечение зависит от напряженности противоречия между потенциалами. Как мы можем влиять на потенциалы? Наш внутренний потенциал зависит от качеств нашей личности. Он всецело зависит от такого, какими мерками мы меряем мир, людей и себя. Наш внутренний потенциал – есть базовая величина, точка отсчета. Чем больше реальная жизнь отклоняется от него, тем сильнее противоречие. Когда оно становится антагонистическим, рождается ненависть. В паре «внутренний — внешний потенциалы» нас интересует наша реакция на внешний потенциал. Если мы способны устранить избыточную важность и значимость данного потенциала, тогда мы не даем ненависти шансов на рождение.

Допустим, что мы отстраненно наблюдаем за событиями своей жизни, стараясь не придавать ничему избыточной важности. Мы подобно зрителю наблюдаем жизненный театр, но сами на сцену ни ногой, как бы нас не упрашивали. С позиций здорового пофигизма мы смотрим на все ситуации жизни. Если даже произошло что-то негативное, мы думаем не о том, что потеряли, а что приобретем в будущем. К примеру, угнали машину, зато: «Буду теперь ходить пешком – тренировать сердце», зато «Сброшу лишний вес», зато «Не буду тратить деньги на бензин». При таком подходе вы не поднимите значимость внешнего потенциала. Оснований для ненависти не будет. Если вы раньше ненавидели свою внешность, поработайте с внешним потенциалом. Постарайтесь убедить себя в ложности ваших оценок и ненависти к себе как не бывало. Следовательно, не допустить появление ненависти можно посредством контроля потенциалов . Контроль состоит в устранении важности их параметров.

Хорошо известно, что нельзя жить в обществе и быть свободным от общества. Все мы вольно или невольно защищаем интересы определенных структур: государства, армии, партии, корпорации, церкви, клуба и т.д. Враги структуры – наши враги. В большинстве случаев мы являемся лишь проводниками чужой ненависти. Мы можем иметь друзей и приятелей с разными политическими взглядами и пристрастиями. Но, когда минуты роковые настают, мы в ненависти готовы уничтожить друг друга. В нас бурлит ненависть структур. Фанат какого-нибудь футбольного клуба может убить такого же парня с другого клуба. Если на суде спросить его, ненавидел ли он того парня, убийца крайне удивится и, скорее всего, скажет: «Как можно ненавидеть человека, когда я его даже не знал».

Задумайтесь и задайте себе вопросы: «А сколько во мне чужой ненависти ?», «Стоит ли из-за нее «копья ломать» и портить свою жизнь?» Вы сами убедитесь, сколько в вас наносной ненависти. Подумайте, какая структура заинтересована в вашей ненависти. Одно дело, когда ваша ненависть и ненависть структуры совпадают по обоюдному убеждению. Так было, к примеру, у отдельного воина и государства во время Великой Отечественной войны. Совсем другое дело, когда вы являетесь рабом структуры, ее распространителем ненависти. Кстати, для того, чтобы хорошо воевать, ненависть не нужна. Она для воина только помеха. Мудрый воин достигает цели, не руководствуясь ни любовью, ни ненавистью. Ваша задача заключается в том, чтобы не втягиваться в борьбу за чужие интересы.

Ненависть намертво приковывает нас к ненавистному объекту . Мы не можем жить без объекта, которого ненавидим. Пока мы не примем то, что ненавидим, оно будет нас преследовать. Ненавидим мошенников, они будут преследовать нас по пятам. Ненавидим цыган, они найдут вас всюду. Ненавидите алкоголиков, они будут на вас падать на улице или, еще хуже, дети станут алкоголиками. Мы станем свободными от них, когда примем их и, тем самым, уничтожим свою ненависть.

Патологическую ненависть испытывал к Сталину — оборотень Хрущев. Плясать гопака и одновременно люто ненавидеть всех, кто это видит, было сущностью этого подонка. Николай Стариков пишет: «Ненависть ко всему сталинскому проявлялась у Хрущева даже в мелочах. Отдыхая на даче Сталина на озере Рица, в Абхазии, он отказывался жить в комнатах, где до этого жил Иосиф Виссарионович. И даже приказал пристроить к дому для себя совершенно отдельное помещение, размером с саму дачу.

Во время войны с сыном Хрущева приключилась очень неприятная история. А поскольку Сталин ко всем, в том числе и к своим детям, подходил с одной меркой, то для сына Хрущева он также исключения делать не стал. Вот как об этом рассказывает Вячеслав Молотов: – Хрущев в душе был противником Сталина. Сталин – всё и вся, а в душе другое. Личное озлобление его на любые шаги толкает. Озлобление на Сталина за то, что его сын попал в такое положение, что его расстреляли фактически. После такого озлобления он на все идет, только бы запачкать имя Сталина. – Никита от сына отказался, да? – Да… – У него сын был вроде изменника. Это тоже о нем говорит. Хорош политический деятель, у которого даже сын и тот…

Генерал-майор М. С. Докучаев, Герой Советского Союза, бывший заместитель начальника 9-го управления КГБ СССР (знаменитой «девятки», занимавшейся обеспечением безопасности высших государственных руководителей СССР), рассказал о том, что произошло. Этот рассказ привел в своей книге «Отцовская месть» Н. А. Зенькович. В начале марта 1943 года Сталину позвонил с фронта генерал-лейтенант Хрущев, который тогда был членом Военного Совета Юго-Западного фронта. Просил о личной встрече. Сталин дал согласие. О чем собирался говорить Хрущев, было понятно заранее. Его сын Леонид в пьяном состоянии застрелил майора. По законам военного времени за это преступление полагался расстрел. При этом сын Хрущева уже ранее «баловался» оружием, и тогда Сталин пошел навстречу просьбе Никиты Сергеевича и дело на Леонида было прекращено. Сталин сказал: , Мне доложили о случившемся с вашим сыном. Я не сомневался, что у нас состоится встреча и разговор о вашем сыне… Мне очень хотелось бы помочь вам, но я бессилен сделать это. Однажды я поступился своей совестью, пошел вам навстречу и просил суд помиловать вашего сына. Но он не исправился и совершил еще одно, подобное первому, тяжкое преступление. Вторично нарушать законы мне не позволяют моя совесть и горе людей, ставших жертвами преступных действий вашего сына. В сложившемся положении ничем помочь вам не могу. Ваш сын предстанет перед судом в соответствии с советскими законами».

Петр Ковалев

Ненавижу! Ненавижу! Ненавижу! В бессильной ярости мы стискиваем кулаки и бьемся лицом об подушку. Как так можно? Как он может быть таким (делать так, поступать так, говорить так)? И в тоже время мы понимаем, что ничего не сможем сделать с этим. Что нам придется дальше так жить. Дальше терпеть. Дальше ненавидеть. “Пусть он умрет! Пусть он сдохнет!” - мы зарываемся все глубже в ненависть, буквально утопаем в ней. "Успокойся, уймись, тебе же от этого хуже!" - кричит здравый смысл, но ничего не помогает. Мы продолжаем одновременно люто ненавидеть и страдать от этого.

Ненависть - какое интересное чувство, яркое, критично неприятное.

Интересно оно, конечно, только тогда, когда мы наблюдаем его со стороны в других людях. Как теоритическая часть науки психология. А вот неприятно, когда сами сталкиваемся с «уродами, которых неизвестно как носит этот мир». Это чувство настолько убийственно для человека, что зарываясь в ненависть, мы понимаем - оно больше вредит нам самим, чем объекту ненависти. Да, конечно, нам самим было бы намного проще не ненавидеть! Но как это сделать? Если ничего не предвещает того, что объект ненависти изменится так, как хочется нам.

Природа ненависти не так сложна, как кажется. Вернее даже сказать, она слишком проста. И корень ее следует искать не в раздражителях, а в самом себе. Когда мы испытываем ненависть, то это всего лишь свидетельство наличия собственных острых нехваток в желаниях. Стоп! Вы думаете, что вам опять будут предлагать «забыть все обиды», «взяться за руки», «не обращать внимания» и «меньше париться»?

Нет, всем давно понятно, что это не работает, ведь это всего лишь сомообман. Нельзя полюбить, если не любится, и нельзя перестать ненавидеть, если ненавидишь всем сердцем. Так что же предлагает нам системно-векторная психология Юрия Бурлана?

Первое, что нужно понять – это что на самом деле раздражает вас в этом человеке? Не то, что он богат или красив, это лишь ширма, а в чем настоящий корень проблемы?

Простой пример: человек с кожным вектором хочет быть богат, хочет, чтобы у него был дом – полная чаша, яхта и самолет, а вместо этого ему приходится работать за мизерную зарплату и снимать комнату в общежитии. В пике своих нехваток он испытывает чувство ненависти, зависти, неприязни к богатым людям. Только человек с кожным вектором способен испытывать подобную неприязнь.

Другой пример, человек с анальным вектором хочет быть профессионалом во всем. Любое дело, за которое он берется, должно быть сделано до конца, на «отлично». Но если ему не дают этого сделать, например, в работе подгоняют или кричат, чем вгоняют в ступор, в нем поднимается чувство ненависти, жестокости к тем, кто может реализоваться в своем стремлении к качеству. Будучи нереализованным, анальник ненавидит всех почитаемых писателей, известных ученых, отличных режиссеров и поливает их грязью всеми доступными способами. Так же может ненавидеть женщин, так как его бросила его жена, и теперь он ненавидит их всех. Да, в анальном векторе обобщение может быть довольно резким.

В каждом векторе у каждого человека ненависть, прежде всего, возникает к тем, кто обладает такими же векторами. У развитого кожника раздражение вызывает кожник архетипичный, он подсознательно как бы чувствует, что мог бы быть в его состояниях.

Но, кроме того, когда мы сами не реализованы в должной мере, то испытываем неприязнь и к людям, с другим набором векторов. Так, кожника раздражают медлительные, на его взгляд, анальники. Анальника, в свою очередь, раздражает бессовестность кожника, И так далее. Все это ведет к острым нехваткам, а значит к пикам ненависти.

Я человек с кожным вектором. Я люблю зарабатывать все больше и больше. Я работаю менеджером по продажам и получаю от каждой сделки удовольствие. Я люблю свою работу, и я счастлив. А я – человек с анальным вектором. Я хочу делать качественно и не могу спешить в деле. Я тоже работаю менеджером по продажам, но не могу врать, обманывать и всучивать то, что по моему мнению не нужно покупателю. Я получаю маленькую зарплату, я испытываю постоянный дискомфорт в жизни, я ненавижу.

Некоторые люди также имеют склонность к ненависти к самому себе. Не справляясь с задачей, они упрекают сами себя – ведь я сам забыл, потерял, не успел, Я САМ ВИНОВАТ! Такое самобичевание не приводит ни к чему хорошему – сколько бы ни обвиняли и ненавидели мы себя, это не помогает нам стать более удовлетворенными.

Реализованный человек не может испытывать ненависть к другому человеку. А ненависть – это всего лишь сигнал. И не о том, что кто-то что-то сделал плохо или поступил неправильно, а о том, что мы сами нуждаемся в крутых изменениях в жизни.

Что будет, если желания ненависти внедрить в жизнь?

Когда мы ненавидим, часто нам хочется сделать что-то плохое объекту ненависти. Ударить, подложить свинью, испугать – да хоть что-нибудь.

Нам кажется, что от этого нам самим станет легче.

Но это заблуждение. Все будет в точности наоборот.

Наполнение в состояние ненависти всегда разрушительно, приводит к психосоматическим заболеваниям и впоследствии к еще большему несчастью того, кто зависает в состоянии ненависти.

Основная проблема современных людей состоит в том, что они не знают, как стать счастливым, как наполнить свои вектора, как получить удовольствие от жизни, какая работа им подходит. К сожалению, факт остается фактом – ненавидеть другого просто, а вот понять самого себя – тяжело. А если, по правде сказать, то невозможно самостоятельно. На сегодняшний день есть единственный способ самопознания – этот путь лежит через тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

  • Перевод

И как заставить его думать по-другому

Ребёнком я увидел версию фильма «Планета обезьян» от 1968 года. Как будущий приматолог я был им заворожён. Много лет спустя я нашёл анекдот о съёмках этого фильма: в обед люди, игравшие шимпанзе, и люди, игравшие горилл, ели отдельными группами.

Говорят, что «В этом мире есть два типа людей: те, кто делят людей на два типа, и те, кто не делят». На самом деле первого вида людей гораздо больше. И последствия деления людей на «наших» и «не наших», членов нашей группы и остальных, людей и «других», могут быть очень тяжкими.

Все люди проводят разделительную черту «свой/чужой» по расам, этническим признакам, полу, языковой группе, религии, возрасту, социально-экономическому статусу, и так далее. И в этом нет ничего хорошего. Мы делаем это удивительно быстро и эффективно с нейробиологической точки зрения. У нас существует сложная систематика и классификация способов, которыми мы наговариваем на «них». Мы делаем это с изменчивостью, варьирующейся от мелкой минутной агрессии до дикарской резни. А также мы постоянно определяем, что плохого в «них», основываясь на чистых эмоциях, за которыми следует примитивная рационализация, которую мы путаем с рациональностью. Грустно.

Но, что главное, существует повод для оптимизма. По большей части потому, что у всех нас в голове существует множество различных определений мы/они. «Они» в одном случае могут оказаться принадлежащими к категории «мы» в другом, и переход оттуда сюда может занять мгновение. Так что есть надежда, что с помощью науки землячество и ксенофобия могут поутихнуть, возможно, даже до такой степени, что голливудские шимпанзе и гориллы смогут обедать вместе.

Сила идеи «своих» против «чужих»

Существенные данные свидетельствуют о том, что разделение мира на своих и чужих глубоко укоренилось в нашем мозге, и является древним эволюционным наследием. Для начала отметим, что мы определяем различия между своими и чужими с потрясающей скоростью. Засуньте человека в фМРТ (функциональная магнитно-резонансная томография) – сканер мозга, обнаруживающий активность в различных участках мозга при определённых обстоятельствах. Быстро показывайте ему фотографии так, чтобы каждая из них задерживалась всего на 50 миллисекунд – 1/20 секунды – это едва превышает уровень распознавания. Примечательно, что даже в такой ситуации мозг будет обрабатывать изображения чужих не так, как своих.

Этот эффект всесторонне исследовали по отношению к разным расам. Быстро показывайте человеку фотографии людей своей или другой расы, и, в среднем при просмотре изображений людей другой расы у человека возбуждалась мозжечковая миндалина, участок мозга, связанный со страхом, волнением и агрессией. Более того, лица людей других рас меньше активируют веретеновидную кору , специализирующуюся на распознавании лиц. Кроме этого, люди хуже запоминают лица других рас. Просмотр фильма, в котором руку человека кололи иглой, вызывает «изоморфный рефлекс», в котором активируется часть двигательной области коры, связанной с движениями руки, и рука смотрящего дёргается – если в фильме не показана рука человека другой расы, в случае чего такой эффект заметно слабее.

Ошибки мозга, связанные с делением на Нас и Них также демонстрирует гормон окситоцин. Он известен своим участием в социальной активности – он заставляет людей становиться более доверчивыми, отзывчивыми и щедрыми. Но так он влияет только на ваше поведение по отношению к людям вашей группы. По отношению к аутсайдерам он действует прямо противоположно.

Автоматическая, бессознательная сущность реакции свой/чужой свидетельствует о глубинной природе этого механизма. Это можно продемонстрировать при помощи чертовски хитроумного теста на скрытые ассоциации. Допустим, вы сильно настроены против троллей, и считаете, что в развитии они находятся ниже людей. Это можно обнаружить при помощи теста на скрытые ассоциации, где испытуемые смотрят на изображения людей или троллей, совмещённые со словами позитивного или негативного характера. Эти пары могут поддерживать вашу склонность (допустим, лицо человека и слово «честный», лицо тролля и слово «коварный»), или могут идти вразрез с нею. И у людей уходит немного больше времени, некая доля секунды, на обработку противоречивых пар. Это происходит автоматически – вы не приходите в ярость по поводу бизнес-практик тролльских кланов или тролльской жестокости в Битве при Гдетобурге в 1523 году. Вы обрабатываете изображения и слова, и ваша антитролльская склонность заставляет вас подсознательно останавливаться из-за диссонанса, связывающего тролля с «красивый» или человека с «вонючий».

Мы не одни, кто делит всех на своих/чужих. Не секрет, что другие приматы могут проводить жестокие разделения на свой/чужой. Шимпанзе собираются вместе и систематически истребляют самцов соседней группы. Недавние работы, адаптирующие теста на скрытые ассоциации к другим видам, свидетельствуют, что даже у других приматов есть скрытые отрицательные ассоциации с чужими. Макаки-резус смотрят либо на изображения членов своей группы, либо на изображения чужаков, спаренные с картинками вещей с позитивным или негативным подтекстом. Макаки дольше смотрят на пары, не соответствующие их склонности (к примеру, изображения членов их группы, спаренные с изображением пауков). Эти макаки не просто дерутся с соседями за ресурсы – они связывают с ними негативные ассоциации. «Те ребята похожи на гадких пауков, а мы, мы похожи на ароматные фрукты».

То, насколько сильно концепция свой/чужой укоренилась в мозге, проявляется через: скорость и минимальный набор стимулов, необходимый для обработки групповых различий мозгом; тенденцию к построению группы на основании произвольных критериев, и наделение этих критериев якобы рациональным смыслом; бессознательная автоматизация подобного процесса; его рудименты у других приматов. Как мы увидим, что обычно мы думаем о своих, но не о чужих, достаточно прямолинейно.

Природа своих

У разных культур и на протяжении всей истории людей, входящих в группу своих, рассматривают в превосходящем ключе – мы самые правильные, умные, высокоморальные и достойные. Также сюда входит раздувание преимуществ особенностей, присущих своим – рационализация того, почему наша еда вкуснее, музыка более вдохновляющая, язык более логичный или поэтический.

Принадлежность к своим подразумевает наличие обязательств по отношению к представителям группы – к примеру, во время исследования на спортивном стадионе учёный, притворявшийся фанатом и одетый в свитер одной из команд, с большей вероятностью получал помощь от другого фаната этой команды, чем от фанатов противника.

Внутригрупповой фаворитизм поднимает главный вопрос – нужно ли нам, чтобы у своих было всё хорошо путём максимизации уровня благосостояния, или просто лучше, чем у чужих, путём максимизации разницы между нами и ними?

Обычно мы заявляем о стремлении к первому варианту, но при этом можем тайно желать второго. Это может быть благом – в сложной гонке проигрыш ненавистного соперника третьему лицу будет таким же желанным, как победа своей команды, и у спортивных фанатов оба варианта одинаково активируют мозговые участки, отвечающие за вознаграждение и выработку нейротрансмиттера дофамина. Но иногда выбор «лучше чем» вместо «хорошо» может приводить к катастрофе. Вряд ли стоит радоваться выигрышу в Третьей Мировой войне, если у нас осталось две глиняные хижины и три факела, а у них – только по одному того и другого.

Одно из самых социально направленных наших действий по отношению к членам группы – готовность прощать им проступки. Когда чужие делают что-то не так, срабатывает эссенциализм – это потому, что они такие по сути, всегда были и всегда будут. Когда ошибаются свои, мы склоняемся к ситуационным интерпретациям – мы-то обычно не такие, и вот вам смягчающие обстоятельства, объясняющие, почему мы поступили так. Ситуационные объяснения проступков объясняют, почему адвокаты подыскивают присяжных, которые будут рассматривать подзащитного как одного из своих.

Нечто совсем другое и довольно интересное может произойти, когда чей-то проступок открывает грязное бельё своих, подтверждая отрицательный стереотип. Внутригрупповой стыд может привести к жестоким наказаниям, от которых выигрывают аутсайдеры. Взять Рудольфа Джулиани [американский политический деятель, мэр Нью-Йорка в 1994-2001 годах от Республиканской партии – прим. перев.], выросшего в Бруклине в итальяно-американском анклаве, где заправляла организованная преступность (отец Джулиани сидел за вооружённое ограбление, а потом работал на мафиозного ростовщика). Джулиани прославился в 1985 году в качестве прокурора, обвинявшего глав «пяти семей» на суде против мафии , что, в результате, уничтожило их. Ему очень хотелось опровергнуть стереотип, по которому «итальянский американец» был синонимом организованной преступности: «Если успешного обвинения будет недостаточно, чтобы устранить связанное с мафией предубеждение, то, вероятно, уже ничто не поможет его устранить». Если вы хотите, чтобы кто-нибудь свирепо судил члена мафии, найдите гордого итальянского американца, которого злят стереотипы, создаваемые мафией.

Таким образом принадлежность к своим несёт с собой целый список ожиданий и обязательств. Возможно ли переключаться из одной категории своих в другую? Это легко сделать в спорте – когда игрок переходит в другой клуб, он не служит пятой колонной, плохо играя специально для того, чтобы его старая команда получила преимущество. В центра контрактных взаимоотношений лежит равноценность нанимателя и нанимаемого.

На другом конце шкалы находится принадлежность к своим, не подлежащая обсуждению. Люди не переходят из шиитов к суннитам , из иракских курдов к саамским оленеводам . Редкая курдка захочет быть саамкой, а её предки, вероятно, перевернутся в гробах, когда она прикоснётся к своему первому оленю. Перебежчикам часто мстят те, от кого они откололись – Мериам Ибрагима приговорили в Судане к смерти в 2014 году за то, что она приняла христианство – и с подозрением встречают те, к кому они присоединились.

Природа чужих

Осознанно или эмоционально мы не любим чужих?

Когнитивное оправдание деления на своих/чужих легко формулируется. Правящие классы совершают удивительные кульбиты для оправдания своего status quo. Также приходится прилагать усилия к тому, чтобы оправдать хорошего чужого, помогшего нам в чём-либо: «А, этот чужой отличается от остальных».

Для представления чужих в угрожающем свете требуются когнитивные тонкости. Боязнь быть ограбленным чужим изобилует притворством и партикуляризмом. Но для того, чтобы бояться того, что чужие заберут наши рабочие места, будут манипулировать банками, разбавлять наш генофонд и т.п., требуется экономика, социология и псевдонаука.


Когда генерал Конфедерации был ранен во время гражданской войны в США, он подал секретный масонский знак, распознанный офицером Союза, защитившим его и отправившим его в Союзный госпиталь.

Несмотря на роль рассуждений, суть деления на своих/чужих эмоциональна и автоматическая, и это описывается заявлениями типа: «Не могу сказать точно, почему, но неправильно, когда чужие делают это». Джонатан Хаидт из Нью-Йоркского университета показал, что часто рассуждения оказываются оправданиями испытанных в прошлом чувств и интуиции, и нужны, чтобы убедить себя в рациональности нашего выбора.

Это можно продемонстрировать в исследованиях с использованием снимков мозга. Когда человек видит лицо чужого, его миндалина активизируется. И это происходит гораздо раньше (на временной шкале работы мозга) активизации коры, отвечающей за сознательные рассуждения. Эмоции срабатывают первыми.

Самым убедительным доказательством того, что отрицательное отношение к чужим появляется во время эмоциональной, автоматической обработки, служит то, что якобы рациональными рассуждениями о чужих можно подсознательно манипулировать. Вот вам примеры результатов проведённых экспериментов. Покажите испытуемым слайды с фотографиями малоизвестной страны; если между слайдами будут появляться лица людей, выражающие страх, причём на такие короткие промежутки, что их можно воспринять только подсознательно, то у испытуемых останется более негативное впечатление о стране в целом. Нахождение рядом с неприятно пахнущим мусором заставляет людей более консервативно относится к особенностям представителей чужих групп. Христиане хуже отзываются о тех, кто не принадлежит к этой религии, если они только что прошли мимо церкви. В другом исследовании люди, добирающиеся на работу на поезде, на остановках транспорта, находящихся в местах, где проживает преимущественно белое население, заполняли анкеты по поводу политических пристрастий. Затем на половине станций в течение двух недель ежедневно появлялись пары мексиканцев. Они были консервативно одеты и тихо разговаривали. Интересно, что наличие таких пар привело к тому, что люди стали больше поддерживать уменьшение легальной иммиграции из Мексики и закон, назначающий английский язык официальным, и меньше поддерживать амнистию нелегальных иммигрантов. При этом их отношение к азиатам, неграм или арабам не менялось. В другом исследовали выяснилось, что женщины во время овуляции более негативно относятся к мужчинам.

Иначе говоря, наши интуитивное и эмоциональное отношения к чужим обусловлено скрытыми силами, о существовании которых мы не подозревали. А затем наше сознание стремиться догнать эмоциональное «я», создавая набор фактов или достоверную фальшивку, объясняющую, почему мы ненавидим чужих. Это своего рода вриант такого когнитивного искажения, как склонность к подтверждению своей точки зрения : запоминать подтверждающие точку зрения факты лучше, чем опровергающие; проверять вещи так, чтобы результаты поддерживали, но не опровергали гипотезу; более скептически относиться к результатам, которые вам не нравятся, чем к тем, что вам нравятся.

Неоднородность чужих

Конечно, различные типы чужих вызывают различные чувства (и различные нейробиологические реакции). Чаще всего чужие видятся угрожающими, злыми и недостойными доверия. В экономических играх люди относятся к представителям других рас как к менее достойным доверия или взаимности. Белым людям кажется, что лица негров злее, чем лица белых, и чаще склонны относить злые лица неопределённой расы к расе, отличной от своей.

Но чужие вызывают не только чувство угрозы; иногда это отвращение. Тут вступает в игру часть мозга под названием островковая доля , или островок. У млекопитающих она реагирует на вкус или запах гнили, и вызывает спазмы желудка и рвотный рефлекс. Иначе говоря, она защищает животных от ядовитой еды. Однако у людей она управляет отвращением, связанным не только с ощущениями, но и с моралью – если испытуемые вспоминают какой-либо свой мерзкий поступок, или видят изображение отталкивающих с моральной точки зрения действий, у них активируется островок. Поэтому нет никакой метафоры в том, что нас тошнит от отвратительных с моральной точки зрения вещей. И чужие, вызывающие отвращение, активируют островок не меньше, чем миндалину.

Сложно испытывать неприятные чувства на интуитивном уровне по отношению к чужим; островку тяжело справляться с отвращением, связанным с абстрактными верованиями другой группы. Маркеры свой/чужой предоставляют основу для этого. Вот если мы говорим о том, что наше отвращение по отношению к чужим связано с тем, что они едят отвратительные, священные или очень милые вещи, обливают себя отвратительными ароматизаторами, вульгарно одеваются – такие характеристики островок проглотит с лёгкостью. Говоря словами психолога Пола Розина из Пенсильванского университета: «Отвращение служит этническим маркером или признаком принадлежности к группе». Решение о том, что чужие едят отвратительные вещи, облегчает решение, что у чужих есть отвратительные идеи, допустим, в области деонтологии .

А ещё бывают чужие, которых можно высмеивать – то есть, использовать юмор как оружие. Когда чужая группа высмеивает нашу группу – это оружие слабых чужих, пытающихся ослабить субординацию. Но когда наша группа высмеивает чужую – это укрепляет негативные стереотипы и иерархию.

Чужих также часто рассматривают как более однородную массу, чем свои, с упрощёнными эмоциями и уменьшенной чувствительностью к боли. К примеру, будь то Древний Рим, средневековая Европа, имперский Китай или довоенный Юг, у элиты есть оправдательные стереотипы для рабов – они тупы, похожи на детей, неспособны на независимость.

Таким образом, различные чужие бывают разных видов, но с одной сущностью – они угрожающие и злые, отвратительные и отталкивающие, примитивные и недифференцированные.

Холодные и/или некомпетентные

Важная работа Сюзан Фиск из Принстонского университета изучает систематику чужих, находящуюся в нашем сознании. Она обнаружила, что мы пытаемся делить чужих на категории по двум осям: теплота (принадлежит ли личность или группа к врагам или друзьям, желает блага или зла) и компетентность (насколько эффективно может личность или группа выполнять задуманное).

Эти оси независимы. Попросите испытуемого оценить кого-либо; если давать ему намёки на статус человека, это влияет на рейтинги по шкале компетентности, но не теплоты. Если давать ему намёки на конкурентоспособность, эффект получается обратный. Две этих оси образуют матрицу с четырьмя углами. Сами мы оцениваем себя высоко как по шкале теплоты, так и по шкале компетенции (В/В). Американцы так оценивают обычно добрых христиан, негров-профессионалов и средний класс.

Есть и другая крайность, низко оцениваемая по теплоте и компетентности (Н/Н). Такие рейтинги присваиваются бомжам и наркоманам.

Существует область высокой теплоты и низкой компетентности (В/Н) – люди с психическими проблемами, инвалиды, дряхлые старики. Низкая теплота и высокая компетентность (Н/В) – то, как люди из «развивающихся стран» оценивают колонизировавших их европейцев (здесь компетентность – не набор навыков или знаний, а эффективность, с которой люди, допустим, крадут землю ваших предков), и то, как многие меньшинства США относятся к белым. Это враждебный стереотип, с которым к азиатам относятся в США, к евреям в Европе, к индусам в Восточной Африке, к ливанцам в Западной Африке, к китайцам в Индонезии, к богатым бедные – они холодные, жадные, замкнутые в своём кругу, но если вы серьёзно заболели, идите к такому доктору.

Каждый крайний случай вызывает стойкие ощущения. В/В (к примеру, свои) – гордость. Н/В – зависть и возмущение. В/Н – жалость. Н/Н – отвращение. Просмотр людей категории Н/Н активирует миндалину и островок, но не веретенообразную извилину, отвечающую за распознавание лиц; то же самое получается, допустим, от просмотра фотографии раны, поражённой личинками. Наоборот, просмотр изображений людей категорий Н/В или В/Н активирует эмоциональную и познавательную часть лобной коры.

Места, расположенные между крайностями, вызывают свои характерные реакции. Люди, вызывающие чувства между жалостью и гордостью, вызывают стремление помочь. Между жалостью и отвращением живёт желание унизить и выгнать. Между гордостью и завистью находится желание привлечь и получить выгоду. Между завистью и отвращением – самое враждебное желание атаковать.

Больше всего мне нравится смена чьего-либо деления на категории. Самые понятные изменения – это смена статуса высокой теплоты и высокой компетентности (В/В)

  • От В/В до В/Н: один из родителей, скатывающийся в деменцию, вызывает желание заботиться о нём.
  • От В/В к Н/В: бизнес-партнёр, многолетнее воровство которого только что раскрылось. Предательство.
  • От В/В к Н/Н: редкий случай, когда у успешного знакомого случилось страшное, и теперь он бездомный. Отвращение, смешанное с удивлением – что пошло не так?
Ещё бывает переход от Н/Н к Н/В. Когда в 60-х я был ребёнком, местническое отношение американцев к Японии относилось к первой категории. Тень Второй Мировой порождала неприязнь и презрение, а лейбл «Сделано в Японии» относился к дешёвому пластиковому барахлу. А затем внезапно «Сделано в Японии» стало означать преимущество над американскими автопроизводителями.

Когда бездомный человек тратит много усилий на то, чтобы вернуть чей-то кошелёк, и вы понимаете, что он честнее ваших друзей – это переход из Н/Н в В/Н.

Интереснее переход из Н/В в Н/Н, вызывающий злорадное ликование и помогающий объяснить, почему с гонением групп Н/В обычно связано унижение и низведение их до статуса Н/Н. Во времена Культурной революции в Китае представителей отвергнутых элит сначала обрядили в шутовские колпаки, а потом направили в трудовые лагеря. Нацисты избавлялись от психически больных людей, уже принадлежавших к категории Н/Н, просто убивая их; по контрасту, в обращение с евреями (Н/В) перед смертью входило ношение жёлтых нарукавных повязок, обрезание бород, оттирание тротуаров зубными щётками на виду у глумящихся толп. Когда Иди Амин выгнал десятки тысяч индо-пакистанских граждан (Н/В) из Уганды в 1970-х годах, сначала он предоставил своей армии возможность грабить, избивать и насиловать их. Самые варварские случаи поведения человека связаны с переводом чужих из категории Н/В в категорию Н/Н.

Сложностей с разделением чужих на категории полно. Существует феномен ворчливого уважения, даже чувства товарищества с врагом. Апокрифическим примером будут асы Первой Мировой, где между людьми, пытающимися убить друг друга, проскакивает «своя» искра. «О, месье, в другое время я бы с удовольствием обсудил с вами аэронавтику за бутылочкой хорошего вина». «Барон, для меня большая честь, что именно вы собьёте меня». А ещё есть сложности с разделением экономических и культурных врагов, новых и старых, далёких чужеземных и местных, живущих по соседству. Хо Ши Мин [первый президент Демократической Республики Вьетнам – прим. перев.] во время американских военных действий во Вьетнаме отверг помощь китайцев, утверждая: «Американцы уйдут через год или через десять, а китайцы, если их пустить, останутся на тысячу лет».

А ещё есть удивительный и странный феномен, когда член группы чужих приносит с собой негативные стереотипы, связанные с его группой, и предпочитает членов вашей группы. Его продемонстрировали психологи Кеннет и Мэми Кларк в своём «исследовании с куклами», проведённом в 1940-х годах. Тогда чернокожие дети, как и белые, предпочитали играть с белыми куклами, а не с чёрными, и давали белым более позитивные характеристики. В судебном разбирательстве Брауна против Министерства образования было упомянуто, что такой эффект сильнее всего проявляется у чернокожих детей в школах с сегрегацией. Или рассмотрите случай человека, резко протестующего против прав геев, который оказывается скрытым гомосексуалистом – лист Мёбиуса в мире патологий, обозначающий осознание того, что ты принадлежишь к клану страшных чужих. Мы далеко обгоняем даже такие сложные проявления психики обезьян, как связь чужих обезьян с пауками, когда потакаем своим психологическим капризам, связанным с делением мира на своих и чужих.

Многообразие своих

Также мы признаём, что другие люди принадлежат к различным категориям, и меняем представления о том, какие из них имеют наибольшее значение. Неудивительно, что большая часть таких раздумий связана с расой, и мы пытаемся понять, действительно ли такое разделение на категории превалирует над остальными.

У превосходства расы есть притягательность народной мудрости. Во-первых, раса – атрибут биологический, бросающаяся в глаза идентичность, вызывающая рассуждения в духе эссенциализма. Более того, люди эволюционировали в условиях, в которых отличающийся цвет кожи явно говорит о принадлежности к чужим. И далее, в большом проценте культур до контакта с Западной цивилизацией существовало статусное деление по цвету кожи.

Тем не менее, доказательства говорят об обратном. Во-первых, хотя в различиях рас есть и очевидные биологические моменты, раса – это биологический континуум, а не чёткая категория. К примеру, если только вы специально не подберёте свои данные, то генетические вариации внутри расы обычно будут такими же сильными, как различия между расами. И в этом нет ничего удивительного, если задуматься над многообразием внутри расовых категории – сравните, допустим, сицилийцев и шведов.

Кроме того, раса не справляется с ролью фиксированной классификации. В разное время истории США мексиканцев и армян считали расами; южных итальянцев и северных европейцев классифицировали по-разному; человек с одним чёрным прапрадедом и семью белыми считался белым в Орегоне, но не во Флориде. Такая раса – продукт культуры.

Неудивительно, что расовая дихотомия свой/чужой часто отступает перед другими классификациями. В одном исследовании испытуемые смотрели на изображения людей, белых или чёрных, связанные с утверждениями, а затем им нужно было вспомнить, какая раса была связана с каким утверждением. Расовая категоризация была автоматической – если испытуемый путался в принадлежности цитаты, то правильные и неправильные лица, скорее всего, принадлежали к одной расе. Затем половина чёрных и белых на изображениях были одеты в одну и ту же заметную жёлтую рубашку, другая половина – в серую. Теперь испытуемые чаще всего путали утверждения согласно цвету рубашки. Также половая переклассификация подавляет бессознательную расовую категоризацию. Ведь расы в истории гоминидов появились сравнительно недавно (возможно, всего несколько десятков тысяч лет назад), а все наши предки, почти вплоть до инфузорий-туфелек, по-разному относились к разным полам.

Важное исследование Мэри Уилер, изучавшей активацию миндалины изображениями людей другой расы, показало, как изменяется категоризация. Когда испытуемых просили смотреть на точку, которая видна на каждом изображении, лица других рас миндалину не активировали. Вторая группа должна была оценить, насколько лица на изображениях старше определённого возраста, и в этом эксперименте миндалина активировалась. Третьей группе перед фотографией лица показывали изображение овоща, и предлагали оценить, нравится ли человеку этот овощ. В результате миндалина оставалась в покое.

Почему? Вы смотрите на чужих и думаете о том, какая пища им нравится. Вы представляете, как они делают покупки или заказывают еду в ресторанах. В лучшем случае вы решите, что вы с ними разделяете пристрастия к овощам – произойдёт небольшое сближение своих и чужих. В худшем вы решите, что различаетесь с достаточно мирным чужим – в истории вряд ли найдутся примеры пролитой крови из-за вражды между приверженцами брокколи и цветной капусты. Самое важное, что вы, представляя чужого за обедом, наслаждающегося едой, думаете о нём, как о личности – это наилучший способ ослабить автоматическую категоризацию свой/чужой.

  • В Битве при Геттисберге, генерал конфедератов Льюис Армистед был смертельно ранен. Лёжа на поле брани, он подал секретный масонский сигнал, надеясь, что его распознает другой член этого общества. И его узнал офицер Союза Хирам Бингэм, защитивший его и доставивший в госпиталь Союза. Мгновенно категории свой/чужой по шкале Союз/Конфедерация померкли перед масон/не масон.
  • Во Второй Мировой британские коммандос похитили немецкого генерала Генриха Крайпе на Крите, а затем последовал опасный 18-дневный переход к берегу для встречи с британским кораблём. Однажды отряд заметил снег на высочайшем пике Крита. Крайпе пробормотал про себя на латыни первую строку из оды Горация, посвящённой заснеженной горе. Британский командир Патрик Ли Фермор тут же продолжил цитату. Два человека осознали, что, по выражению самого Ли Фермора, «пили из одних и тех же фонтанов». Рекатегоризация. Ли Фермор проследил, чтобы Крайпе вылечили раны и обеспечил его безопасность. Они общались и после окончания войны, а несколько десятилетий спустя встретились на греческом телевидении. «Без обид», – сказал Крайпе, похвалив их «дерзкую операцию».
  • Наконец, в рождественское перемирие в Первой Мировой воевавшие друг с другом солдаты в траншеях провели день в песнопениях, молитвах и развлечениях друг с другом, играли в футбол, обменивались подарками и всячески пытались продлить перемирие. Понадобился всего один день, чтобы противостояние британцев и немцев сменилось пониманием того, что это противостояние солдат и офицеров, находящихся в тылу, заставляющих нас убивать друг друга.
В нашем сознании живёт множество дихотомий, и те, что кажутся неизбежными и критичными, в нужных обстоятельствах могут мгновенно исчезнуть.

Уменьшая влияние деления на свой/чужой

Как же мы можем избавиться от этих дихотомий? Есть варианты.

Контакт. Длительный контакт с чужими может влиять на работу категоризации свой/чужой. В 1950-х психолог Гордон Олпорт предложил «теорию контакта». Её неправильный вариант: соберите своих и чужих вместе (допустим, подростков из двух враждующих наций в летнем лагере), и тогда враждебность будет исчезать, а сходство начнёт преобладать, и все превратятся в «своих». Более правильный вариант: соберите вместе своих и чужих в конкретных условиях и либо произойдет что-то подобное, либо ситуация взорвётся и станет только хуже.

Пример эффективных конкретных условий: стороны примерно совпадают по численности, ко всем относятся одинаково и однозначно, контакт длится долго и на нейтральной территории, существуют осмысленные задачи, над которыми все трудятся вместе (допустим, превращение луга в футбольное поле).

И даже тогда эффект обычно ограничен – свои и чужие быстро теряют связи, изменения бывают кратковременными и иногда получается, что «Я ненавижу этих чужих, но один из них, с кем я познакомился прошлым летом, в принципе нормальный парень». Фундаментальное изменение отношений происходит при действительно длительных контактах. Тогда происходит прогресс.

Подход к подсознательному. Если вы хотите уменьшить влияние неосознанной категоризации свой/чужой, один из способов – предоставить контрпример стереотипу (например, всеми любимая звезда из лагеря чужих). Другой подход – сделать скрытое явным; укажите людям на их когнитивные искажения. Ещё один мощный инструмент – разговор с другого ракурса. Представьте, что вы – это они, и расскажите, чем вы недовольны. Что вы чувствуете? Почувствуете ли вы обиду, некоторое время проведя на их месте?

Замена эссенциализма индивидуацией . В одном исследовании белых испытуемых спрашивали, как они относятся к расовым различиям. Половину изначально склонили к эссенциализму, объявив, что «учёные нашли генетические подтверждения различию рас». Другая половина узнала, что «учёные нашли, что у различия рас нет генетического базиса». И члены второй половины выразили меньшее согласие с неравенством рас.

Уменьшение иерархии. Слишком развитые иерархии усиливают различия свой/чужой, ибо те, кто наверху, оправдывают свой статус, наговаривая на нижних, а последние рассматривают правящий класс с отношением низкая теплота/высокая компетентность. К примеру, существует культурный троп говорит о том, что бедные люди более беспечны, они ближе к реальной жизни и способны наслаждаться её простыми удовольствиями, а богатые – несчастны, испытывают стресс и находятся под давлением ответственности. Точно также миф «они бедные, зато полны любви» относит бедных к классификации высокой теплоты/низкой компетентности. В одном исследовании 37 стран выяснилось, что чем больше разрыв между доходами богатых и бедных, тем сильнее богатые поддерживают такую точку зрения.

Заключение

От чрезмерного варварства к мелким неприятностям, доставляемым микроагрессией, деление на своих и чужих приводит к большому количеству неприятных последствий. Но я не думаю, что целью должно стать «излечение» от привычки делить людей на категории свой/чужой (не говоря уже о том, что при наличии миндалины это невозможно).

Я сам склонен к одиночеству – много времени я провёл, живя в палатке в Африке, изучая другой вид. Но самые мои счастливые моменты связаны с ощущением того, что я среди своих, что меня принимают, что я в безопасности и не один, что я – часть чего-то большего и окружающего меня, чувство, что я нахожусь на верной стороне и у меня всё хорошо. За некоторые разделения свой/чужой я – заумный, кроткий, аморфный пацифист – готов и убить, и умереть.

Если мы примем, как данность, что разные стороны будут всегда, очень трудно находиться на стороне «хороших». Не доверять эссенциализму. Помнить, что рациональность – часто лишь рационализация, попытка догнать подсознательные силы, о существовании которых мы не подозреваем. Сфокусироваться на общих целях. Практиковать взгляд со стороны. Заниматься индивидуацией. И вспоминать, как часто в истории реально злонамеренные чужие прятались и подставляли некую третью сторону. Добавить метки