Наверное, нет людей, кому бы ни нравилась поэзия. Читая стихотворения поэтов, мы видим их настроение, мы читаем их мысли, которые говорят нам о прошлом и настоящем, о печали и радости, восторге, любви, переживании, о мечтах. Поэтическое слово как можно лучше передает глубокий смысл и эмоциональную окраску произведениям. Благодаря стихотворениям, мы можем раствориться в переживаниях писателя, наслаждаясь сюжетом стиха, поддерживая героя и созданные образы. Стихи дают возможность узнать личность поэта и его настрой. Так в работе Владимира Маяковского «Хорошее отношение к лошадям», автор размышляет над пороками людей, над их недостатками и при этом он показывает с помощью лирического героя то, какими мы должны быть, учит нас сопереживанию, сочувствию, состраданию.

Стихотворение Маяковского хорошее отношение к лошадям

В стихотворении Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» писатель рассказал историю лошади, что «грохнулась», описывая реакцию толпы на случившееся.
Маяковский – замечательный писатель, который может несколькими словами дать нам полное описание явлений, что происходят в жизни людей, используя звукоподражание, повторы, звукопись, ассонанс, аллитерацию. Именно благодаря умению применять различные поэтические средства в произведении «Хорошее отношение к лошадям», в том числе и метафоры, писатель помогает нам, как читателям, не только видеть картину, но и слышать все происходящее, тот же цокот копыт, тот же смех и тому подобное. Он может несколькими словами передать нам полную картину. Так, всего несколько слов об улице, зато какая полная картина предстает перед нами.

Только «ветром опита», «льдом обута», «улица скользила», а наше воображение позволяет нам увидеть улицу морозным ветреным днем, которая полностью покрыта льдом. И вот по этой ледяной дороге скачет лошадь, которая споткнулась и упала. В этот момент, по идее, все должны спохватиться и прийти на помощь. А, нет. Прохожие «сгрудились», да не просто собрались толпой зевак, а еще и смеяться стали. Смех их звенел и звякал. И к таким вот зевакам автор относится пренебрежительно, говоря нам, что их смех «звякает», их голоса, что вой. И только один герой стихотворения подбежал к упавшей лошади. Подбежал и увидел «глаза лошадиные», из которых падали слезы, нет, «каплища», что скатывались «по морде». Не остался герой равнодушным, нашел утешительные слова: «Деточка, все мы немного лошади». Увидев поддержку, понимание, животное приободрилась, поверила в себя и «рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла», «пришла веселая» и поняла «стоило жить и работать стоило».

Далее, работая над сочинением «Хорошее отношение к лошадям» Маяковского и делая его анализ, хочется сказать, это не бессмысленное произведение. Работа под названием «Хорошее отношение к лошадям» Маяковского несет в себе глубокий смысл и здесь стоит понимать хорошее отношение к людям, к ближним. Автор призывает нас научиться сочувствию к ближнему, поддержке, переживанию, пониманию. Все может случиться в жизни и только поддержка окружающих, доброе слово, слова утешения творят чудеса, заставляют двигаться вперед, «не вешать нос».

Нарисуйте мир далекого детства, который ожил перед автором. Что было самым запоминаю­щимся в этой картине?

Мир, который нарисовал автор, - мир деревни, в котором тесно связаны человек и животное. Среди всех «брать­ев меньших» главной фигурой была ло­шадь - помощница и кормилица. Среди этих тружениц и мучениц автор особо вы­делял Рыжуху. Вспоминая о своей люби­мице, автор ставит в центр рассказа вооб­ражаемый разговор с ней.

Почему именно лошади вызывали у рассказ­чика чувство жалости и даже вины?

У Абрамова типично крестьянский под­ход к животным - он честно и четко оце­нивает роль и место лошади в организа­ции всей жизни крестьянина. Потеряв лошадь, человек практически лишался возможности выжить в тех условиях, ко­торые были реальностью. Так определя­лась роль лошади - главной спаситель­ницы и помощницы в крестьянском быту. Отсюда были и забота, и любовь к ней и, поскольку работала она много, а пита­лась плохо, то и жалость к неприхотливой и преданной помощнице. По этой же причине рождалось и чувство вины перед ней.

Портрет своей главной героини Рыжухи автор рисует, сравнивая ее с другими ло­шадьми того же хозяйства и настойчиво подчеркивая и сходство, и отличие этих тружеников полей. «Рыжуха была тех же статей и тех же кровей, что и остальные кобылы и мерины. Из породы так называемых мезенок, лошадок некруп­ных, неказистых, но очень выносливых и неприхотливых, хорошо приспособлен­ных к тяжелым условиям Севера. В четы­ре-пять лет у нее уже была сбита спина под седелкой, заметно отвисло брюхо и да­же вены в пахах начали пухнуть…

Рыжуха была кобылка чистая, оп­рятная, да к тому же сохранила свой веселый, неунывающий характер, но­ровистость молодости».

Что вас удивило в диалоге рассказчика и его любимицы?

Самым удивительным в диалоге автора и его любимицы было не то, что они ведут разговор как два человека, а то, что автору близки беды и заботы измученной непосильным трудом лошади, и то, что он чувствует себя в неоплатном долгу перед «братьями нашими меньшими».

Касается ли и нас укор животных, которыми мы так жестоко пренебрегаем?

Этот укор не только касается нас. Он напрямую обращен к нам и подсказыва­ет каждому из нас упрек в нашем не­внимании и пренебрежении к миру всего живого.

Можно ли увидеть в строках этого рассказа элементы притчи, попытку автора помочь своим современникам решить проблемы связи с живой природой?

Элементы притчи, живого и непо­средственного поучения читателям нахо­дим мы и в сюжете произведения, и в со­держании непосредственных реплик - обращений автора. Наше отношение к живой природе несправедливо и вредно для нас самих. Об этом автору удалось рассказать в таком небольшом произведе­нии со всеми приметами притчи.

В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Сострадание, сочувствие всему живому. Доброта как естественная норма поведения человека.

Цель : продолжить знакомство учащихся с творчеством В. Маяковского, особенностями стихосложения, поэтического языка, новаторством в творчестве поэта; готовить детей к идейно-художественному анализу стихотворения; настроить детей на сопереживание чувствам поэта; воспитывать жалость, сочувствие ко всему живому на земле.

Оборудование: портрет поэта, толковый словарь русского языка.

Ход урока .

I. Объявление темы и цели урока.

Выразительное чтение (учителем или заранее подготовленным учеником) стихотворения В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

II. Беседа по содержанию произведения.

Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

Какие чувства вызывает оно у читателя?

Определите идею произведения. Что, по утверждению поэта, должно стать естественной нормой поведения человека? Объясните значение слов: естественная форма, со-чувствие, со-страдание.

(По ходу беседы учащиеся делают записи в тетрадях:

Тема: происшествие на улице

Основная мысль, идея: Сострадание, сочувствие всему живому должно стать естественной нормой поведения человека.

III.Работа над поэтическим языком произведения.

Прочитайте описание улицы. Найдите аллитерацию (гриб, грабь, гроб, груб… На круп грохнулась) С какой целью используется аллитерация? (Резкие звуки в сочетании со зловещим смыслом слов передают звук падения, неожиданность, ужас).

Как описывается толпа? Определите по словарю значение слова зеваки .

Как описан смех? Почему он зазвенел и зазвякал ? (Это бездушный, жестяной смех, смех-вой)

Что увидел человек в глазах упавшего животного? Какова роль метафоры « улица опрокинулась…» (мир перевернулся, произошла катастрофа).

Как образованы неологизмы капл ищ а, ржа ну ла? Подберите слова с такими же суффиксами. Какое значение приобретают изобретенные поэтом слова? Почему они необходимы, что помогают понять, подчеркнуть, выделить?

Какие еще неологизмы употреблены в стихотворении? Какова их роль? (плоше, опита, клешить ).

Вспомните, что вам известно об особенностях рифмы у Маяковского? Какие необычные рифмы в стихотворении вы можете назвать? (каплища - тоска плеща, в вой ему - по-своему, шерсти - шелесте ).

В. Маяковский придавал большое значение рифме, считал, что рифмоваться должны самые важные слова. Какие из отмеченных вами рифм подтверждают это?

Как герой произведения обращается к лошади? Прочитать. Объясните слова:

все мы немножко лошади,

Каждый из нас по-своему лошадь…

Почему герой произведения называет лошадь деточкой и в то же время обращается к ней на вы ? Почему лошадь старая и рыжий ребенок ? (В таком обращении сочетается сочувствие, нежность к страдающему животному и уважительное отношение к соседу по планете).