Сочинение

Быть может, «хлопья белого снега» являются самой яркой и точной характеристикой поэзии Б. Пастернака. Он, как никто, умел создавать легкие, воздушные образы в своих стихах. Упав на теплое сердце, они растают, оставив нежный след холодка и свежести, а, упав на душу-булыжник, прикроют её снежным покрывалом красивых слов. Для каждого человека найдется, что взять из творчества Пастернака.

Сам же поэт никогда не относился к своему творчеству легко, он тщательнейшим образом прорабатывал каждую мысль, пытаясь выразить многое немногими словами. Пастернак постоянно совершенствовался.

И совершенствовался он не только в выражении мысли, но и в самих «мыслях», стремясь поразить читателя новым взглядом на жизнь, совершено иным оттенком реальности. Поэтому в уме читателя остается светлый, энергичный и неординарный образ поэта Пастернака, который ведет в свои туманные и завораживающие дали.

И есть, по моему мнению, в творчестве этого поэта одно стихотворение, которое можно назвать манифестом поэта. Я имею в виду стихотворение «Во всем мне хочется дойти…». В каждой его строчке раскрывается лирический герой, который условно может быть приравнен к самому Пастернаку. Везде мы чувствуем стремление к жизни, к познанию ее тайн и загадок, жажду деятельности и чувств:

Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

В этом стихотворении лирический герой ставит перед собой практически непосильную задачу — проникнуть в тайную суть жизни, вывести ее законы, разгадать ее секреты… Он пытается схватить «нить судеб, событий». Но задача осложняется тем, что герой стремится не просто понять, но и выразить словами общий закон бытия:

О, если бы я только мог

Хотя отчасти,

Я написал бы восемь строк

О свойствах страсти.

Отбрасывая пустые слова, он ищет главные, основные. Не в этом ли заключается задача и цель поэзии в целом и каждого поэта в частности? Пастернак всегда считал, что значимое не обязательно должно быть сложным. Истинность вещей и явлений заключается именно в их простоте. Отсюда желание поэта выразить в восьми строках свойства страсти, которая для Пастернака и есть жизнь, потому что, только когда человек чувствует, он живет на самом деле:

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья.

Итак, данное стихотворение является манифестом творческой и человеческой позиции Пастернака. Но каков же образ самого поэта в поэзии, каким представляется он нам, читателям?

Тема поэта и его предназначения — одна из важнейших тем в творчестве Пастернака. По мнению поэта, художник не должен зависеть о мнения толпы: «Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь». Пастернак осуждает внимание к «шумихе», «успеху», внешнему благополучию, потому что все это только мешает.

Рассуждая о творчестве, автор выводит его основную, главнейшую задачу: «Цель творчества — самоотдача…» Пастернак считает, что поэт должен полностью отдаваться творчеству, жить и дышать одними стихами. Лирический герой осуждает псевдотворчество ради славы, известности. Истинный творец должен быть скромным и трудолюбивым:

Цель творчества — самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Самоотдача должна быть настолько полной, чтобы истинный поэт проживал свою жизнь именно в своих стихах. Быть творцом, по Пастернаку, это не столько благо, сколько тяжелый крест. Награда этому — признание потомков. Именно потомков, ведь слава среди современников может быть во многом основана на скандальности и эпатаже. Но время все расставляет по своим местам, и именно будущим поколениям судить о величии творчества поэта.

Художник прокладывает свой одинокий путь «в тумане», где «не видать ни зги», слыша впереди только «будущего зов». Он должен оставить «живой след» в современности, который продолжат «другие».

В конце стихотворения Пастернак отмечает, что в поэзии нет места искусственному. Основной закон, которым должен руководствоваться каждый человек и, в особенности, художник, — быть «живым» во всех смыслах этого слова.

В своем творчестве Б. Л. Пастернак следовал выведенным им «формулам». В его стихотворениях можно увидеть живую душу поэта, каждая строчка была прожита и прочувствована художником. Поэтому Пастернаку нельзя не верить, не сопереживать, не восхищаться…

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(И)ТАК, лирический герой Пастернака чувствует, что любовь помогает преодолеть суету и пошлость мира, и (ПО)ТОМУ вспоминает о погасшей когда-то искре любви с сожалением.

(В)ТЕЧЕНИЕ двадцати лет изъездил я Россию по всем направлениям, но ВСЁ(ЖЕ) лучшего места, чем отчий край, не нашёл.

Исходя из представления о предопределённости, можно (НА)ПЕРЁД оправдать любой поступок человека, СКОЛЬ(БЫ) отталкивающим или преступным он нам ни казался.

Теперь Чацкому ДА(ЖЕ) не о чем поговорить с Софьей, но ВСЁ(РАВНО) он любит её.

(В)ТЕЧЕНИЕ всей недели он думал о том, (КАК)БЫ решить эту проблему.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание.

ИТАК, лирический герой Пастернака чувствует, что любовь помогает преодолеть суету и пошлость мира, и ПОТОМУ вспоминает о погасшей когда-то искре любви с сожалением.

В ТЕЧЕНИЕ двадцати лет изъездил я Россию по всем направлениям, но ВСЁ ЖЕ лучшего места, чем отчий край, не нашёл.

Исходя из представления о предопределённости, можно НАПЕРЁД оправдать любой поступок человека, СКОЛЬ БЫ отталкивающим или преступным он нам ни казался.

Теперь Чацкому ДАЖЕ не о чем поговорить с Софьей, но ВСЁ РАВНО он любит её.

В ТЕЧЕНИЕ всей недели он думал о том, КАК БЫ решить эту проблему.

Ответ: ИТАК ПОТОМУ ИЛИ ПОТОМУ ИТАК.

Ответ: итакпотому|потомуитак

Правило: Слитное, раздельное и дефисное написание слов. Задание 14.

Слитное, раздельное и дефисное написание различных частей речи.

По «Спецификации» в этом задании проверяется знание самого объёмного, самый разнообразного и потому наиболее сложного материала. В данном разделе «Справки» будут систематизированы правила школьных учебников, а также дополнены той информацией, которая является необходимой для успешного выполнения задания ЕГЭ и овладения практической грамотностью. Набор правил, которые будут разобраны, не является случайным: созданию списка предшествовала работа по изучению заданий прошлых лет, банка ФИПИ, а также печатных изданий, авторами которых являются создатели КИМов (Цыбулько И.П., Егораева, Васильевых И.П. и другие).

В таблице 1 собраны слова, отличительной особенностью многих является наличие омонимов, то есть слов, звучащих одинаково, но имеющих разное написание. Для обозначения частей речи и пояснений использованы сокращения :

сущ. – имя существительное

числ. – имя числительное

нар. – наречие

мест. – местоимение

деепр. – деепричастие

п/п - производный предлог

н/п – непроизводный предлог

в/с – вводное слово

фе – фразеологическая единица

Буква СЛИТНО/РАЗДЕЛЬНО/ДЕФИС ПОЯСНЕНИЕ
Б бы, б слитно только в союзе чтобы, чтоб . Я раньше лёг, чтобы не опоздать на поезд. (союз, =для того чтобы, бы нельзя переместить или убрать ) Чтобы не остаться без аттестата, придётся изучать, как пишется частица "бы". Чтоб не забыть, запишу это в ежедневник.
раздельно во всех остальных случаях: Что бы мне почитать? (мест.+част., бы можно переместить или убрать.) Сказала бы раньше; как бы не опоздать; что бы я без тебя делал? Я вернусь, что бы ни случилось.
В всё-таки по правилу написания частицы -таки. Всегда через дефис.
в конце

в отличие (отличие)

в потёмках

в стороне

в общем (нельзя вообщем)

в открытую

всё время

всё равно

во что бы то ни стало

всегда раздельно

внизу

вдвое (втрое…)

восвояси

вдогонку

всегда слитно

ввиду пропустил ввиду болезни (п/п, =из-за)

иметь в виду (ФЕ)

украшение в виде бабочки

вверх, вверху посмотреть (куда? нар. ) вверх ; находится (где? наречие ) вверху

целиться (во что? ) в верх (чего? ) дерева, мишени ()

вглубь уйти вглубь (куда? нар .)

уйти в глубь (чего? ) леса (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вконец обессилеть вконец (как? нар., =окончательно )

переставить фразу в конец (чего? ) предложения (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вместо, вместе

в место, в месте

выступил вместо меня (п/п, =за ), вместе (наречие) со мной. Нельзя: заместо меня

попасть ( во что? ) в место падения, нашли (где? ) в месте расположения (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вдаль, вдали

в даль, в дали

смотреть (куда?, наречие ) вдаль; виднеется вдали (где? наречие .)

в даль (чего?,н/п+ сущ. в Род. падеже ) моря; виднеется в дали (чего? ) моря (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вначале трудно вначале (когда? нар. )

в начале (чего? ) книги (сущ.+н/п, есть поясняемое слово

вОвремя сделать вовремя (когда? нар .)

болит во время (чего? ) сна (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вниз, внизу упасть (куда? нар .) вниз ; находится (где? наречие ) внизу

целиться (во что? ) в низ (чего? ) дерева, мишени (сущ.+н/п, есть поясняемое слово ), в (самом) низу горы

вплоть учить вплоть до утра (п/п, =до )

облечь (во что? ) в плоть и кровь (сущ.+н/п )

вплотнУю

в плОтную

подойти вплотную (как? нар., =очень близко )

завернуть в плотную бумагу (какую? прил.+н/п )

вправо повернуть вправо (куда, наречие)

во что? в право владения наследством (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вправе вправе узнать (к/с, =имеет право )

доля в (в чём? ) праве собственности на квартиру (сущ.+н/п, есть поясняемое слово ), в уголовном (каком? )праве

в продолжение

в продолжениЕ, в продолжениИ

предлог, определяющий отрезок времени. Сочетается со словами сутки, день, час, неделя и т.п.: в продолжение дня, в продолжение урока, в продолжение года (похоже "на протяжении")

Имя существительное продолжение в разных падеже с предлогом в: в продолжение (во что? ) романа будут введены новые герои. В продолжении романа (в чём? ) мы узнаем об их судьбах.

впервЫе увидеть впервые (когда? нар .)

скучать в первые дни (какие? числ.+н/п )

вследствие

в следствиИ, в следствиЕ

рейс задержан вследствие (п/п, =из-за ) непогоды

Существительное следствие в разных падежах: вмешаться (во что? ) в следствие (сущ.+н/п ) ; ошибки в (предварительном) следствии (сущ.+н/п )

вслед смотреть (куда, чему? ) вслед (нар.) уходящему поезду идти вслед за ним, за другом (п/п, =за)

идти след в след (сущ.+н/п )

в течение

в течениЕ, в течениИ

предлог, определяющий отрезок времени. Сочетается со словами сутки, день, час, неделя и т.п.: в течение дня, в течение урока, в течение года (похоже "на протяжении" )

Имя существительное течение в винительном или в предложном падеже с предлогом в: в течение (во что? ) реки; (о чём ) о течении реки.

Е если бы

всегда одинаково

Ж Же Всегда раздельно по правилу частиц. Частица вносит усилительное значение.

Надо же , скажи же , как же можно, как же , это же неправда, одно и то же , то же самое, в то же время, точно так же .

Не путать с союзами ТОЖЕ и ТАКЖЕ (см. в таблице)

З за границей работать и жить

за неимением времени или средств

за счёт (угощение за счёт заведения)

всегда одинаково

засветло

всегда одинаково

затем Наречия и союзы:

затем (когда? нар., =потом ) мы уедем;

Зачем спросил? (нар., =с какой целью? );

маленький, зато (союз, =но ) шустрый.

Местоимения с предлогами:

Я пришёл за тем (каким именно? ) котёнком, который мне понравился; я занял очередь за тем (каким именно? ) человеком, что отошёл к окну.

Аналогично: За чем (именно) очередь? (мест.+н/п, =за каким товаром? ) За чем (именно) ты вернулся? За ключами.

Аналогично: я благодарю тебя за то (за что именно? ), что ты помог мне; я обижена не за то (за что именно? ), что ты не пришёл, а за то (за что именно? ), что обманул меня.

зачастУю

за чАстую

зачастую нет результата (нар., =часто ) за частую смену настроения (за какую? прил.+н/п )
И издалека слитно всегда
итак Итак , начнём урок! (вводное слово )

крутил и так и сяк (как? нар.+союз) ; и так (как так? ) много раз, и так всё время

К -КА Всегда через дефис по правилу частиц.

Принеси -ка , скажи -ка , смотрите -ка

К кряду Несколько раз кряду (как, наречие=подряд ) чихнул

К ряду (к чему, имя сущ+н\п.) чисел, к ряду знакомых

как будто

как только

как бы то ни было

всегда одинаково

Л Ли (частица)

Всегда одинаково и раздельно.

Н

напротив

насквозь

невдалеке

Всегда одинаково

на протяжении

всегда одинаково

навстречу

на встречу

идти навстречу (куда? нар .); идти навстречу (кому?) другу (п/п )

идти на (долгожданную) встречу с другом (сущ.+н/п )

наконец наконец он уснул (нар., =после всего )

перенести на конец месяца (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

наперёд

на пЕред (редко!)

знаю всё наперёд (как? нар., =заранее )

упасть на перед машины ()

наподобие

на подобие

фигура наподобие шара (п/п, =вроде )

задача (на что? ) на подобие треугольников (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

например

на пример

Был, например , (вводное слово ) такой случай.

обратить внимание на (этот) пример (сущ.+н/п )

наполовину

на половину

разрушен наполовину (нар., =частично )

претендовать (на что? ) на половину дома (сущ.+н/п, есть поясняемое слово)

насчёт узнать насчёт (п/п, =о) билетов

положить деньги на (банковский) счёт (сущ.+н/п ), не принимай это на свой счёт (ФЕ)

назад

на зад (редко!)

обернуться назад (куда? нар .)

посмотреть на (разбитый) зад автомобиля (сущ.+н/п )

наверх, наверху

на верх, на верху*

подняться наверх (куда? нар .), наверху (где? нар .) было холодно

подняться на верх (чего? ) горы (сущ.+н/п, есть поясняемое слово ), на (чём?) на верху здания, на верху блаженства (переносное значение)

насилу насилу удержал (как? нар., =с большим трудом )

надеяться на (свою) силу (на что? сущ.+н/п )

насколько

на сколько

Насколько это верно? (нар., = в какой мере? )

На сколько повысят пенсию? (мест.+н/п )

настолько

на столько

настолько устал, что уснул (в какой мере? нар .)

Какое число на столько же меньше? (=на такое же количество, мест.+н/п )

наверное

на верное

Наверное, будет дождь. (вводное слово =вероятно)

На верное дело идём! (прил.+н/п, на дело какое? верное)

нАсмерть

на смерть

биться насмерть (как? нар., =до смерти )

Их посылали на (верную) смерть. (сущ.+н/п)

нАголову

на голову

враги разбиты наголову (как? нар., =окончательно )

повязка на голову (на что? сущ.+н/п )

наперебой

на перебои

заговорили наперебой (как? нар., =перебивая друг друга )

жаловаться на (постоянные) перебои водоснабжения (на что? сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

начистоту

на чистоту

поговорить начистоту (как? нар., =откровенно )

обратить внимание на чистоту в помещении (на что? сущ.+н/п, есть поясняемое слово)

налицо факты налицо (нар., =имеются в наличии )

наложить крем на (своё) лицо (на что? сущ.+н/п )

надолго уехать надолго (нар., на какой срок? )

смотреть на долго танцующую девочку (танцующую как? долго, нар.+н/п )

навсегда

на всегда

уйти навсегда (нар., на какой срок? )

смотреть на всегда опрятную девочку (опрятную когда? всегда, нар.+н/п )

несмотря на

не смотря

бежал, несмотря на усталость (п/п, =вопреки )

бежал, не смотря под ноги (деепр., =не глядя )

невзирая на

не взирая

Невзирая на усталость, мы отправились осматривать город (п/п, =вопреки )

Я старался сидеть, не взирая на окружающих и пряча глаза (деепр., =не глядя )

О оттуда

всегда одинаково

от этого

раздельно всегда

оттого Повестки я не получил, оттого и не явился. (нар., =по этой причине )

От того , кто не мил, и подарок постыл. (от кого? мест.+н/п, =от человека )

Оттолкнулся от того берега (от какого? мест.+н/п, =от прил .)

отчего Отчего ты не спал? (нар., =по какой причине? ) Потому что работал.

От чего ты отказался? (мест.+н/п ) От работы, от задания.

отчасти Отчасти ты прав. (насколько? нар., =частично )

Он отказался от (большей) части дохода. (от чего? сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

П позади

попросту

поскольку

понемногу

поодиночке

слитно всегда

потому что

по сравнению (с)

по течению

всегда раздельно

причём Вещь красивая, причём недорогая. (союз, =к тому же, вдобавок )

При чём ты останешься? (мест.+н/п, =с чем? ) При чём (мест.+н/п ) здесь родители, если сам виноват?

притом Вещь красивая, притом недорогая. (союз, =к тому же, вдобавок )

При том пособии имеется приложение. (при каком? мест.+н/п, =прил .)

потому Он остался потому, что хочет узнать правду. (почему? нар., =по той причине )

идти по тому берегу (по какому? мест.+н/п, =прил .) догадался по тому , что увидел (мест.+н/п, =по увиденному )

почему Почему ты молчишь? (нар., =по какой причине? ) Потому что не хочу разговаривать.

По чему ты занимаешься? (мест.+н/п, =по какому пособию? ) По учебнику Розенталя. По чему ты скучаешь больше всего? По лету, по солнцу.

поэтому много работал, поэтому устал (нар., почему? по какой причине? )

заниматься по этому учебнику (мест.+н/п, по какому? =прил .)

поистине

по истине

Это поистине редкая вещь. (нар., =на самом деле )

Люди скучают по (настоящей) истине . (сущ.+н/п )

поначалу

по началу

скучать поначалу (нар., =первое время )

догадаться по (самому) началу романа (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

С со временем

раздельно всегда

сразу, сразу же

всегда одинаково

сначала сначала подумай (когда? нар .)

Не начать ли сказку с (самого) начала ? (с чего? сущ.+н/п )

совсем совсем не выспался (как? нар., =совершенно )

уехал со всем имуществом (с каким? мест.+н/п )

сплеча замахнулся сплеча (как? нар., =сразу )

снять с (своего) плеча попугая (с чего? сущ.+н/п )

Т Таки Может писаться либо через дефис, либо раздельно.

Сломал -таки , опять -таки , прямо -таки после глаголов, наречий, частиц через дефис

Меня таки приняли на работу, я таки опоздал - во все других случаях раздельно

тОтчас явился тотчас (как? нар., =сразу же )

настал тот час (мест.+сущ., час какой? тот) , когда я вновь увидел Вас

Омонимы: есть союзы тоже, также

Я тоже , как и ты, учу иностранные языки. (союз, =и, ЖЕ опустить нельзя ).

У меня есть кот, и у тебя тоже. .

Я увлекаюсь музыкой, а также очень люблю читать. (союз, =и, ЖЕ опустить нельзя ).

Кот любит спать, а также прятаться в новых пакетах.

Омонимы: местоимение с частицей же . Она усиливает значение, см. ЖЕ

Встречаемся в то же время. (мест.+част.,время какое именно?) - в то; же

Брат посоветовал то же , что и вы. (мест.+част.,посоветовал что именно? ) - то; же опустить можно, заменить союзом и нельзя!

Вы так же молоды, как десять лет назад. (нар., молоды как?) - так; же опустить можно, заменить союзом и нельзя).

тут же

раздельно всегда

Х хотя бы, хотя б

раздельно всегда

В основу таблицы 1 положены материалы учителя русского языка Крюковой М.А. (сайт «По уши в ОГЭ и ЕГЭ!»)

Через дефис пишутся наречия, образованные:

1) от полных прилагательных или местоимений с помощью приставки по- и оканчивающиеся на -ому, -ему, -цки,-ски, -ьи

поступать по-дружески петь по-казахски жить по-новому сделать по-своему по-заячьи труслив

2) от порядковых числительных на -ых, -их с помощью приставки в- (во-)

во-вторых в-третьих в-пятых

3) посредством повтора того же слова или корня, осложнённого приставками, суффиксами

еле-еле, точь-в-точь день-деньской мало-мальски волей-неволей

4) посредством соединения синонимов

нежданно-негаданно, подобру- поздорову у

5) с помощью приставки кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь

кое-где, когда-то, где-либо, куда-нибудь

Полу- всегда пишется слитно: полумесяц, полугодие.

Анна Ахматова и Борис Пастернак — яркие представители петербургской и московской школ в русской поэзии. У нее — строгость и гармония классической формы, у него — внешнее нагромождение образов в попытках «в пределах стихотворения воссоздать всеохватывающую атмосферу бытия»:

Как не в своем рассудке,
Как дети ослушанья,
Облизываясь, сутки
Шутя мы осушали.
<...>
И день вставал, оплеснясь,
В помойной жаркой яме
В кругах помойных лестниц,
Ушибленный дровами.

Это ранний Пастернак (1919 г.). После 1940 г. его стиль решительно изменится в сторону простоты и в формальном отношении станет близок стихам Ахматовой: та же внешняя простота и «прозрачность» в соединении со смысловой глубиной. Техника стиха у позднего Пастернака обретает такое качество, что уже перестает восприниматься как техника:

Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.
<...>
(«Снег идет», 1956).

Но при всей разнице между «ранним» (до 1940 г.) и «поздним» (после 1940 г.) Пастернаком общность, цельность его поэтического мира несомненна. Уже сами названия сборников «Поверх барьеров» (1916) и «Сестра моя — жизнь» показательны, потому что характеризуют поэтическую манеру Пастернака. В чем же особенности мировосприятия и поэтического стиля Бориса Пастернака? Вот фрагмент его стихотворения 1918 г.:

Я понял жизни цель и чту
Ту цель, как цель, и эта цель —
Признать, что мне невмоготу
Мириться с тем, что есть апрель,
<...>
Что в берковец церковный зык,
Что взят звонарь в весовщики,
Что от капели, от слезы
И от поста болят виски.

Сквозь это почти косноязычное бормотание раннего Пастернака (одна только строчка «Ту цель, как цель, и эта цель...» чего стоит!) все же пробиваются его главная мысль и чувство — изумление поэта перед миром {«Мне невмоготу / Мириться с тем, что есть апрель...»). Берковец — старинная русская мера веса, равная десяти пудам; низкий звук колокола «ощутим на вес». Восхищение чудом жизни — вот то новое, что принес в поэзию Пастернак.

«Родство со всем, что есть», желание остановить, задержать, запечатлеть в слове каждый миг уходящего бытия — вот главное чувство, владеющее лирическим героем Пастернака.

Сестра моя — жизнь и сегодня в разливе
Расшиблась весенним дождем обо всех,
Но люди в брелоках высоко брюзгливы
И вежливо жалят, как змеи в овсе.

У старших на это свои есть резоны.
Бесспорно, бесспорно смешон твой резон,
Что в грозу лиловы глаза и газоны
И пахнет сырой резедой горизонт.
(«Сестра моя — жизнь...»)

В этих стихах все рядом и все перепуталось: в отсветах молний бушующей грозы глаза и газоны — одного, лилового, цвета; а горизонт не дальний, не темный и даже не зловещий (как молено было бы предположить), а — сырой и пахнет резедой, сорной травой, у которой особенно терпкий запах после дождя. Резон, газоны,резедой, горизонт — в этих словах «полно озона». Может быть, поэтому современник Пастернака О.Э.Мандельштам сказал о его поэзии: «Стихи Пастернака почитать — горло прочистить, дыханье укрепить, обновить легкие: такие стихи должны быть целебны от туберкулеза».

Название сборника «Сестра моя — жизнь» —лучший эпиграф ко всему творчеству поэта. В этом обращении одновременно и нежность, и благоговение, и дерзость («Поэзия вечной мужественности», — говорила М.И.Цветаева о Пастернаке), а в общем — крайняя интимность. Пастернак «на ты» с миром: «Казалось, альфой и омегой мы с жизнью на один покрой. Она жила, как альтер эго, и я назвал ее сестрой».

Итак, отличительная черта поэтического стиля Пастернака — сила и интенсивность контакта лирического героя с миром. Существует — и справедливо — мнение о сложности, затрудненности восприятия стихов раннего Пастернака. Во-первых, в словаре поэта — масса непонятных слов из самых разных пластов лексики: фольварки, брыжи и фижмы, центифолии, дебаркадер, гривны... ; во-вторых, восприятию мешает непоследовательный, затрудненный синтаксис (как найти конец предложения, подлежащее и сказуемое?) и, наконец, густая метафоричность, ассоциативные ряды образов. Такая сложность сама по себе не является ни достоинством, ни недостатком. Это своеобразие стиля, художественной манеры. Стиль же — не просто совокупность художественных приемов, он есть нечто объективное — выражение, отпечаток личности художника.

В замечательной рецензии на книгу «Сестра моя — жизнь» Марина Цветаева так формулирует основную причину непонимания Пастернака: она — «в нас... Между нами и вещью — наше (вернее, чужое) представление о ней, наша застилающая вещь привычка... все общие места литературы и опыта. Между нами и вещью наша слепость, наш порочный глаз. Между Пастернаком и предметом — ничего...»

У капель — тяжесть запонок,
И сад слепит, как плес,
Забрызганный, закапанный
Мильоном синих слез.
(«Ты в ветре, веткой пробующем...»)

Лирическое повествование Пастернак ведет «поверх барьеров» обычного (привычного, шаблонного) восприятия жизни. В его поэтической вселенной — «люди и вещи на равной ноге». Стерты границы: высокое — низкое, поэтическое — прозаическое, общее — частное. Нет ничего мелкого, незначительного, все сплетено в « существованья ткань сквозную ». Вещи сдвигаются со своих «насиженных мест» (тех, где мы привыкли их видеть) и приходят в бурное, порой хаотическое движение, призванное запечатлеть действительность в ее естественном беспорядке. Отсюда — импрессионизм поэтического письма Пастернака:

Нет времени у вдохновенья. Болота,
Земля ли иль море, иль лужа, —
Мне здесь сновиденье явилось, и счеты
Сведу с ним сейчас же и тут же.

Это строки о Петре I, замыслившем новую северную столицу. Но любая лирика — прежде всего о себе: «...счеты сведу... сейчас же и тут же». Та же мысль — в другом стихотворении: «И чем случайней, тем вернее / Слагаются стихи навзрыд».

«Мой сорт», кефир, менадо.
Чтоб разрыдаться, мне
Не так уж много надо, —
Довольно мух в окне.
(« Как усыпительна жизнь!..»)

Речь «взахлеб» и «навзрыд», переполненная громоздящимися и лезущими друг на друга словами; способность мыслить и говорить не отдельными строками, а целыми строфами, периодами, оборотами — характерные черты стиля Пастернака.

Разрывая кусты на себе, как силок,
Маргаритиных стиснутых губ лиловей,
Горячей, чем глазной маргаритин белок,
Бился, щелкал, царил и сиял соловей.
(«Маргарита»)

Это не описание соловьиного пения. Это его запись — запись эмоционального удара, нанесенного соловьиным пением. Вся последняя строка «бился, щелкал, царил и сиял соловей» — это словесный рисунок четырехколенчатой соловьиной рулады. Соловей аукается со словами силок — лиловей — белок, а белок — с бился и сиял. Звуковая ассоциативность накладывается на ассоциативность смысловую и образную. Сам Пастернак об этом сказал так: «Поэзия подыскивает мелодию природы среди шума словаря».

Поздний Пастернак это же соловьиное пение передаст одним глаголом:

И на пожарище заката
В далекой прочерни ветвей,
Как гулкий колокол набата,
Неистовствовал соловей.

Глагол неистовствовал захватывает огромное звуковое пространство. Музыка наступающей весны передана единственной строчкой: «С капелью говорит апрель...»

Такая особенность стихов Пастернака позволила исследователям говорить о звуковом колорите (колорит — соотношение красок по тону и интенсивности в живописном полотне) его поэзии. «Мир наполнил новым звоном / В пространстве новом отраженных строф», — с присущей ей меткостью определений сказала Ахматова о своем собрате по перу.

Часто образ Пастернака — образ не статичный, а движущийся, показанный в развитии. «Поэт стремится выразить свою мысль, свое впечатление, описывая предмет со всех концов разом. Будто торопясь зафиксировать, охватить быстрым очерком поток явлений... пропускает несущественное, прерывая, нарушая логические взаимосвязи, и заботится прежде всего о передаче атмосферы, настроения или состояния в их подлинности...» — пишет исследователь творчества Б.Пастернака Н.Банников.

Попытаемся прочесть с этой точки зрения стихотворение «Девочка» из «Сестры моей — жизни»:

Из сада, с качелей, с бухты-барахты
Вбегает ветка в трюмо!
Огромная, близкая, с каплей смарагда
На кончике кисти прямой.

Сад застлан, пропал за ее беспорядком,
За бьющей в лицо кутерьмой.
Родная, громадная, с сад, а характером —
Сестра! Второе трюмо!

Но вот эту ветку вносят в рюмке
И ставят к раме трюмо.

Тюремной людской дремой?

Пространственное положение лирического героя — внутри дома, в комнате, где в зеркале трюмо отражается сад за окном. Вдруг неожиданно («с бухты-барахты») одна-единственная ветка, «вбежавшая в трюмо» (порыв ветра?), заслонила собой целый сад:

Громадная, с сад, а характером —
Сестра! Второе трюмо!

Внимание останавливает последняя строка. Сестра — кому? саду? Но определение «второе трюмо», в котором одна ветка приравнена к целому саду (сад — это «первое трюмо») отсылает к названию сборника — «Сестра моя — жизнь». «Огромная, близкая, родная, громадная» ветка-девочка в этом стихотворении — образ жизни.

В третьей строфе в комнате оказывается уже не отражение ветки, а она сама — ее «вносят в рюмке и ставят к раме трюмо». Теперь уже будто не лирический герой, а ветка, неожиданно оказавшаяся в «тюрьме комнаты», удивленно глядит на то, что предстало ее взору:

Кто это, — гадает, — глаза мне рюмит
Тюремной людской дремой?

Слово трюмо, фонетически повторенное в последовательности в рюмке — к раме трюмо — рюмит тюремной дремой, — звуковой портрет ветки, отразившейся в зеркале трюмо. Образ «лепится» при помощи звука. В целом же стихотворение рождает у читателя ощущение яркого весеннего утра с бьющим в глаза солнцем и горячим шелестом листвы за окном (несмотря на отсутствие «прямых» деталей, указывающих на «солнечность» и «утро»).

О подобной манере художественного письма, когда важно передать не только увиденное, но и впечатление от него, сам Пастернак писал: «Исскуство есть запись смещения действительности, производимого чувствами».

Свои образы Пастернак выстраивает по ассоциативному принципу.

И сады, и пруды, и ограды,
И кипящее белыми воплями
Мирозданье — лишь страсти разряды,
Человеческим сердцем накопленной.

Сады — пруды — ограды. — мирозданье — страсти образуют цепь ассоциаций, из которых только первые три звена обычно сопоставимы в нашем сознании; добавленные к ним мирозданье — страсти нарушают автоматизм восприятия текста, заставляют работать мысль читателя. Сближение отдаленного делает образ необычным, побуждает нас — вслед за поэтом — открывать новые связи в мире. Вот пастернаковские «Ландыши », на которые набредаешь в прохладной тени березняка жарким майским полднем:

Но ты уже предупрежден:
Вас кто-то наблюдает снизу:
Сырой овраг сухим дождем
Росистых ландышей унизан.

Шурша, неслышно, как парча,
Льнут лайкою его початки,

Весь сумрак рощи сообща
Их разбирает на перчатки.

Разберемся в прилагательных: «Сырой овраг сухим дождем / Росистых ландышей унизан». По сравнению с настоящим дождем дождь ландышей, хотя и не успевших еще обсохнуть от росы, конечно, сухой. Определения как бы отрицают друг друга: сырой — сухим -- росистых. Но через это отрицание утверждается единство, рождается образ. Зрительный образ обогащен звуковым («шурша, неслышно, как парча» — ш- с- пч: шум молодой весенней листвы) и осязательным («льнут лайкою его початки»): нежные, глянцевитые листья молодых ландышей напоминают прикосновение кожи перчаток к рукам. Как руки прячутся в перчатки, так с наступлением темноты закрываются широкие ладони-листья ландышей («весь сумрак рощи сообща / их разбирает на перчатки). Это стихотворение — пример того, как далекие ряды образов сдвигаются, освещая друг друга, входя в новые, непривычные сочетания.

Не знаю, решена ль
Загадка зги загробной,
Но жизнь, как тишина
Осенняя, — подробна.
(«Давай ронять слова...»)

Осеняя прозрачность и тишина — особенные: видно и слышно далеко — «во все концы света» (словом хрустальный передал Ф.И.Тютчев такое состояние природы: «Весь день стоит как бы хрустальный...»). Сравнение жизни и тишины у Пастернака идет по неожиданному ассоциативному признаку — подробности. В нашей жизни значительно не только главное, подчас мелочи важнее — это хорошо знал поэт, чей покровитель — «всесильный бог деталей». У Пастернака особое, жадное, неистовое пристрастие к деталям. Их тончайшее, точнейшее воспроизведение — его специальность. («Искусство — дерзость глазомера, влеченье, сила и захват».) Пастернак — художник, которому «ничто не мелко», ибо только в подробностях, частностях оживает панорама бытия.

Ахматова, по воспоминаниям современников, очень возмущалась строкой Пастернака: «вошла со стулом». Безусловно, для ее поэтической системы, где все строго и классично, как летящие линии петербургских зданий, такая строка невозможна. Но не для Пастернака, москвича по рождению и мироощущению. В его мире сказать так — естественно:

О неженка, во имя прежних
И в этот раз твой
Наряд щебечет, как подснежник
Апрелю: «Здравствуй!»

Грех думать — ты не из весталок:
Вошла со стулом,
Как с полки жизнь мою достала
И пыль обдула.
(«Из суеверья»).

Литературовед Лев Озеров так поясняет ассоциативную образность поэта: «Пастернак сам вовлекается и увлекает за собой читателя в лабиринты образов и мыслей, выражая сложность человеческой психики, ее многоплановость, в известной мере ее нерасчлененность, бесконтурность. Между предметами и явлениями внешнего и внутреннего мира нет перегородок...» Мысль Л. Озерова продолжает А.Д.Синявский: «Пастернак склонен на самые высокие темы объясняться без обиняков, по-домашнему, в тоне фамильярной бытовой беседы. Его своеобразие в том и состоит, что он поэтизирует мир с помощью прозаизмов*. Вот какой увидел поздний Пастернак весну:

Это она, это она,
Это ее чародейство и диво.
Это ее телогрейка за ивой,
Плечи, косынка, стан и спина.

Это Снегурка у края обрыва.
Это о ней из оврага со дна
Льется без умолку бред торопливый
Полубезумного болтуна.
(«Опять весна»)

Чародейство и диво аукаются с телогрейкой за ивой — в этом весь Пастернак. Итак, еще раз коротко суммируем основные черты поэтического стиля Бориса Пастернака:

— эмоциональный, экстатический подход к жизни и к миру: поэзия — это « общение восторга с обиходом », отсюда — импрессионизм стиля;

— лирический «напор»: стремительное и бурное движение стиха, захватывающего в свой поток все, что попадается на пути;

— сгущенная метафоричность, ассоциативные ряды образов;

— смещение привычных значений предметов и понятий (экспрессионизм стиля).

Талант Бориса Пастернака органически соединил, синтезировал в себе те дары, которые поэт получил от своих родителей: отца — художника, «гения мгновения», как его называли современники, и матери — виртуозной пианистки. Живопись и музыка слились в поэтическом слове. Об этом сокровенном единстве сказал Пастернак в стихотворении «Зима приближается»:

Октябрь серебристо-ореховый,
Блеск заморозков оловянный.
Осенние сумерки Чехова,
Чайковского и Левитана.

В одной строфе — и русская «негромкая» осень с ее щемящей грустью, и вечерняя заря русской классической культуры.

В тематическом плане в лирике Пастернака можно выделить стихи о природе, о творчестве и о любви, хотя, разумеется, всякая классификация поэзии условна. «Природа всю жизнь была его единственной полноправной Музой, его тайной собеседницей, его невестой и Возлюбленной, его Женой и Вдовой — она была ему тем же, чем была Россия Блоку. Он остался ей верен до конца, и она по-царски награждала его». «Природа» в процитированных словах Ахматовой о Пастернаке — синоним все той же «сестры моей — жизни». Человек и мироздание у Пастернака даны в одном измерении и масштабе; и человек, и природа одинаково одушевлены и одухотворены. В этом плане его поэзия является гармоническим развитием драматически-напряженной тютчевской линии в русской литературе.

Весна, я с улицы, где тополь удивлен,
Где даль пугается, где дом упасть боится,
Где воздух синь, как узелок с бельем
У выписавшегося из больницы...

Такую особенность Пастернака хорошо объяснила М.И.Цветаева в уже цитированной статье «Световой ливень»: «... его дождь — слишком близок, больше бьет нас, чем тот из тучи, к которому привыкли. Мы дождя со страницы не ждали, мы ждали стихов о дожде. [До Пастернака] как изумительно ни писали природу, но все о, никто ее: самое: в упор... Он дает пронзить себя листу, лучу, что уже не он, а: лист, луч». Разумеется, от читателя подобная манера письма требует работы ума и сердца, труда души. Пастернак весь — на читательском творчестве.

Поэзия! Греческой губкой в присосках
Будь ты, и меж зелени клейкой
Тебя б положил я на мокрую доску
Зеленой садовой скамейки.

Расти себе пышные брыжи и фижмы,
Вбирай облака и овраги,
А ночью, поэзия, я тебя выжму
Во здравие жадной бумаги.
(«Что почек, что клейких заплывших огарков...»)

Поэзия — часть самой жизни, природы, чьей живительной влагой и питается душа поэта — «греческая губка в присосках». Мотив единства жизни и творчества — один из ведущих в лирике Пастернака. В его зрелых стихах восхищение красотой « общей лепки мира» соединяется с осознанием ответственности художника перед жизнью и временем. Именно творчество (в том числе и творчество собственной жизни, о чем — роман «Доктор Живаго») оправдывает существование человека на этой земле:

Зачем же плачет даль в тумане
И горько пахнет перегной?
На то ведь и мое призванье,
Чтоб не скучали расстоянья,
Чтобы за городскою гранью
Земле не тосковать одной.

Для этого весною ранней
Со мною сходятся друзья,
И наши вечера — прощанья,
Пирушки наши — завещанья,
Чтоб тайная струя страданья
Согрела холод бытия.

Художник — уполномоченный вечности, глашатай высших начал, и его деятельность — это непрерывно, неустанно творимый подвиг:

Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты — вечности заложник
У времени в плену.

Творчество для Пастернака — это способ выйти за грань земного бытия; вырвавшись из оков пространства и времени, приблизиться к высшему, божественному началу в себе.

Искусство истолковывается в поэзии Пастернака как подвиг, любовь — тоже подвиг: « Быть женщиной — великий шаг, сводить с ума — геройство». Преклонение перед женщиной для лирического героя Пастернака сродни преклонению перед жизнью:

Мирами правит жалость,
Любовью внушена

Вселенной небывалоеть
И жизни новизна.

У женщины в ладони,
У девушки в горсти
Рождений и агоний
Начала и пути.
(«Под открытым небом»).

Ведущий мотив любовной лирики Пастернака — благодарность и восхищение, даже в ситуации «разрыва» и прощания любящих. Смысл искусства Борис Пастернак видел в том, чтобы «выразить величие жизни и неизмеримую ценность человеческого существования».

О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.
<...>
Я б разбивал стихи, как сад,
Всей дрожью жилок,
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом в затылок...

Дата:

Тема: Б.Пастернак. Обзор жизни и творчества. Лирический герой в поэзии Пастернака. Роман «Доктор Живаго».(Обзор).

Тип урока: комбинированный

Цель: (формирование, овладение, развитие) и задачи урока (учить, развивать, воспитывать)

1). познакомить с основными этапами жизни и творчества Б. Пастернака;

2). определить тематику и основные мотивы его лирики;

3). дать понятие об особенностях романа «Доктор Живаго»;

4). научить определять значение образов-символов и звучания сквозных мотивов произведения.

Задачи урока:

    Помочь ученикам перейти от уровня содержания рассказа к уровню смысла.

    Продолжить работу по формированию эмоциональной чуткости к слову.

    Определить роль художественных средств писателя в рассказе.

Умения (У): анализ-ть произв-е,нах-ть ср. выраз-ти

Знания (З): содерж-е произв-ия

Оснащение: книги,тетради,доклады,проектор

Методы обучения: практические

Структура урока

Ход урока

1.Орг. момент. Мотивация изучения темы.

2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. (Проверка домашнего задания).

(Выступл. студ-ов: доклады,поэтич.пятим-ка)

Словарная работа

Водевиль - веселая театральная пьеса, обычно комедийного содержания, включающая отдельные вокальные и танцевальные номера.

Фуриант - стремительный темпераментный чешский народный танец.

Диптих- две картины, связанные единым замыслом.

Дублирование - укрепление поврежденной или обветшавшей основы живописного произведения наклеиванием ее на другую основу. Обычно дублирование применяется в области масляной живописи.

АРОМАТИЧЕСКИЙ-АРОМАТИЧНЫЙ

АРОМАТИЧЕСКИЙ. Включающий в свой состав пахучие вещества. (Употребляется в словосочетаниях терминологического характера.)

Ароматический: ~ий уксус, порошок; ~ие средства, вещества, нефтепродукты, углеводороды.

АРОМАТИЧНЫЙ. Содержащий сильный приятный запах. Синонимы: ароматный, благовонный, благоуханный. Антонимы: зловонный, вонючий (разг.). Ароматичный:~ый мёд, гриб; ~ая овсянка; ~ое варенье, семя, сено.

Используя эти слова придумайте предложения.(устно)

Эпиграф урока

Б.Пастернак

3.Усвоение новых знаний.

Слово учителя.

Идея жизни - идея русской литературы. Глубочайшее, острейшее чувство жизни пронизывает все великие произведения русской литературы. Какими бы разными художниками ни были Гоголь и Лермонтов, Толстой и Достоевский, Чехов и Бунин, оно всегда ощутимо в их образах как всеобъемлющая кардинальная идея. Вспомним Наташу Ростову, “клейкие листочки” Ивана Карамазова. Именно так: “Жизнь полюбить больше, чем смысл её”. Этим завораживала русская литература весь мир. Андре Моруа писал: “...никто не подарит вам такого волшебного ощущения жизни, как русские писатели”.

Пожалуй, то был главный завет русской классики будущему - любовное внимание и уважение к живой жизни, к человеку, природе, миру в целом. Теперь мы, кажется, можем понять, наконец, что это был не только завет, но и пророческое предчувствие катаклизмов XX столетия, предчувствие грядущих испытаний, которым подвергнутся человек и природа. Мировые войны, социальные революции, междоусобицы, военные диктатуры и деспотические режимы резко обесценили жизнь, истощили её ресурсы, обескровили и обездушили её, поставив на последнюю грань, за которой - бездна! Вот почему романы А.Платонова, Е.Замятина, В.Гроссмана и Б.Пастернака объединены острейшим переживанием живой жизни. Особенно ярко выражена идея жизни в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго», о котором сегодня пойдёт речь.

Воплощением духа своего времени стал и Борис Пастернак. Он сумел передать его атмосферу, несбывшиеся исторические надежды и судьбы своих современников в написанных им стихах и прозе. Его работы, лирические по преимуществу, стали воплощением трагического счастья существования человека, одаренного разумным словом, способностью плодотворно, радостно и самостоятельно использовать данное ему время.

И быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

«Быть знаменитым некрасиво…»

Художественный мир Бориса Пастернака (Выступл.студ-та).

История жизни и творчества поэта .

Борис Леонидович Пастернак родился 29 января (10 февраля) 1890 года. Дом, в котором его родители снимали квартиру, находился в районе Тверских-Ямских и Оружейного переулка. Это было оживленное предместье, где жили извозчики, ремесленники, железнодорожные рабочие.

В необеспеченной семье молодого живописца Леонида Пастернака и пианистки Розалии Пастернак-Кауфман искусство сливалось с повседневным домашним обиходом, а окружающие переулки, дворы и сады в окрестностях Каретного ряда были местом ежедневных прогулок, где жизнь врывалась в сознание всей яркостью своих нравственных и пластических крайностей.

Творческая атмосфера семьи Пастернаков, где частыми гостями бывали многие известные художники, музыканты, писатели, с детства развила у мальчика отношение к искусству как к повседневной, привычной части жизни.

Борис Пастернак считал обстановку родительского дома самой значимой в художественном становлении. «Я сын художника, искусство и больших людей видел с первых дней.

Галина Нейгауз свидетельствует, как «однажды Пастернак заметил: «Талант дается Богом только избранным, и человек, получивший его, не имеет права жить для своего удовольствия, а обязан всего себя подчинить труду, пусть даже каторжному. По этому поводу у меня есть стихи». Он позвал меня к себе в кабинет и прочел стихотворение «Не спи, не спи, художник…» Эта важная мысль в последних двух строфах стихотворения 1956 года «Ночь» звучит как призыв:

Не спи, не спи, работай,

Не прерывай труда,

Не спи, борись с дремотой,

Как летчик, как звезда.

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну.

Ты вечности заложник

У времени в плену.

Это был человек необыкновенной работоспособности. Одновременно с гимназией он практически прошел курс консерватории. Однако требования, которые он предъявлял к себе, были невыполнимы, и он с болью отказался от завершения музыкального образования и профессии композитора.

Весной 1913 года Пастернак блестяще окончил университет. Одновременно в созданном несколькими молодыми людьми издательстве «Лирика» на началах складчины вышел альманах, в котором напечатаны пять его стихотворений. Первым из них Пастернак неизменно потом открывал свои сборники:

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

За лето он написал стихотворения первой своей книги, и к новому 1914 году она вышла в том же издательстве под названием «Близнец в тучах». Молодой поэт решительно искал самостоятельный путь в литературе.

В своих лирических произведениях поэт обращается и к историческим личностям (поэма «Лейтенант Шмидт»), и к людям, чья судьба тогда касалась и трогала его (Брюсову, Ахматовой, Цветаевой, Мейерхольду). В 20-е годы поэт в своих произведениях выразил мужественную решимость писать, преодолевая трудности, жить, несмотря на опасности и трагические перемены:

О, знал бы я, что так бывает,

Когда пускался на дебют,

Что строчки с кровью – убивают,

Нахлынут горлом и убьют!..

Но старость – это Рим, который

Взамен турусов и колес

Не читки требует с актера,

А полной гибели всерьез.

Когда строку диктует чувство,

Оно на сцену шлет раба,

И тут кончается искусство,

И дышат почва и судьба.

30 мая 1960 года Борис Пастернак скончался. Пророческими стали слова, сказанные поэтом за два года до смерти: «Вероятнее всего через много лет после того, как я умру, выяснится, какими широкими, широчайшими основаниями направлялась моя деятельность последних лет, чем она дышала и питалась, чему служила».

Художественные особенности поэзии Пастернака.

Послушайте сообщение и перечислите особенности лирики поэта в форме плана.

Стихи Пастернака отличаются живописностью, его картины узнаваемы:

Плитняк раскалялся, и улицы лоб

Был смугл, и на небо глядел исподлобья

Булыжник, и ветер, как лодочник греб

По липам. И все это были подобья.

Зрительные впечатления преобразуются в философские раздумья.

Образы-символы глубоки и ощутимы.

Свеча как символ творческого горения впервые появилась у Бориса Пастернака в прозе: «А в комнате, на письменном столе, стоял бронзовый кузнец, и рядом с ним увядшая во мгле свеча запахнула целый угол тенями, и вот не сдержался рассвет, дохнули безлюдья, свеча пошевелила печью, как темной полой. Легко со свечой».

В стихотворении 1912 года «Как бронзовой золой жаровень…» «свечка человеческой жизни» – часть мирозданья: «Со мной, с моей свечою вровень миры расцветшие висят».

Поэт особенно дорожит переданным ему в наследство радостным мироощущением отца и преклонением перед величием природы и её создателем. Настоящее искусство всегда несет человеку радость. В стихах и лирических зарисовках поэта передано чувственное ощущение жизни:

Природа, мир, тайник вселенной,

Я службу долгую твою,

Объятый дрожью сокровенной,

В слезах от счастья отстою.

«Когда разгуляется», 1956

Или:

И белому мертвому царству,

Бросавшему мысленно в дрожь,

Я тихо шепчу: «Благодарствуй,

Ты больше, чем просят, даешь».

«Иней», 1941

Природу, как и все окружающие его явления, Борис Пастернак воспринимал удивительно ярко и рельефно, наполняя пейзажные стихи необыкновенной радостью. От неожиданных и вместе с тем очень простых, очевидных примет окружающей поэта жизни он естественно поднимался к высотам мирозданья, к философским раздумьям о вечности.

В. Ф. Асмус писал о Борисе Пастернаке: «Музыка, поэзия, живопись были для него не вавилонским смешением языка, не разными языками, а единым языком искусства, в котором все слова равно ему доступны и равно понятны». Подчинив свой талант стихии слова, Б. Л. Пастернак сохранил в творчестве остроту художнического видения, чуткость музыкального восприятия мира.

4.Закрепление.

Работа с текстом .

А теперь попробуйте выявить эти особенности в стихотворении Пастернака.

Учитель раздает учащимся тексты стихотворения. Возможна работа в парах.

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

Где, как обугленные груши,

С деревьев тысячи грачей

Сорвутся в лужи и обрушат

Сухую грусть на дно очей.

Достать пролетку. За шесть гривен,

Чрез благовест, чрез клик колес

Перенестись туда, где ливень

Еще шумней чернил и слез.

Под ней проталины чернеют,

И ветер криками изрыт,

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.

Роман Пастернака «Доктор Живаго».

Можно начать с сообщений учащихся о необычности сюжета и композиции произведения.

Мы обратимся лишь к нескольким страницам этого необычного произведения.

Весь роман – это откровение Пастернака, его послание к нам, ныне живущим, послание, заставляющее увидеть то, чего раньше не замечали. Это своеобразное письмо, покоряющее открытостью, любовью к жизни, умение видеть поэзию в прозе. В нем присутствуют и записки, и дневниковые заметки, и стихи, и письма как таковые.

Мы обратимся к такому письму – прощальному письму Тони.

Анализ страниц романа (глава 13, часть 18).

Как вы думаете, письмо это написано по правилам?

В нем нет адреса, нет обращения, начала, нет слов прощания. Мысли Тони прыгают: то она говорит о себе, то о событиях вокруг, то вновь обращается к своим чувствам… Кажется, уже попрощалась, а письмо все продолжается.

В каком жанре написано это письмо? (Это крик души, который заставляет трепетать и наши души.)

Что было в этом письме, что заставило Юрия Андреевича забыть, в каком он городе и у кого в доме? Забыть, где он и что кругом него? В чем сила письма?

Это письмо о любви, у которой нет будущего. Тоня никогда не говорила мужу: «А я люблю тебя… Я люблю все особенное в тебе, все выгодное и невыгодное, все обыкновенные твои стороны, дорогие в их необыкновенном соединении… Мне все это дорого, и я не знаю человека лучше тебя». Но «все горе в том, что я люблю тебя, а ты меня не любишь».

Нет, он любил Тоню, но опоздал это сказать…

Письмо, о котором идет речь, не первое, полученное Юрием Живаго от жены. Но как не похоже оно на другие! Оно – прощальное. И в нем высвечивается вся замечательная душа Антонины Александровны: огромная, умеющая любить, жертвенная. Мы как будто по-новому видим эту женщину, которая до этого письма казалась иной.

Вспомните в литературе другие примеры женского письма.

Учащиеся могут выступить с сообщениями о примерах женского письма, что обобщит знания.

Пастернак любил и умел писать. Широко известен его эпистолярный роман с Мариной Цветаевой: «Мы были музыкой во льду…» Так вот и это письмо, о котором мы говорим сегодня, – музыка, которая потрясает до глубины души своей искренностью, обилием чувств и – полным самоотречением.

Заканчивая работу над романом, Пастернак признавался в одном из писем: «Вы не можете представить, что при этом достигнуто! Найдены и даны имена всему тому колдовству, которое мучило… Все распутано, все названо, просто, прозрачно, печально. Еще раз, по-новому, даны определения самому дорогому и важному, земле и небу, большому и горячему чувству, духу творчества, жизни и смерти…»

Два человека – он и она – могут обрести друг друга лишь в письмах, и тем трагичнее ситуация, когда письмо остается без ответа, как обнаженная душа среди холода и ветра, душа, которую некому согреть и спасти.

5.Рефлексия учебной деятельности (личностные, метапредметные,предметные результаты).

- Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось …

Я смог…

6.Подведение итогов занятия.

Случайно ли эта идея стала главной в романе?

Не случайно. Поэтическим манифестом кровного родства поэта с жизнью прозвучала книга стихов «Сестра моя - жизнь», о которой мы уже говорили. Значит, к этой идее Пастернак стремился последовательно и сознательно. Всё мало-мальски претендующее на существенность, на какую-то роль в мире человека поверяется в романе идеей жизни. Только помеченное своего рода природностью, широтой и незаданностью имеет право называться жизнью и приемлется автором.

В чём прежде всего проявляется идея жизни в романе?

Уже в самом заглавии - «Доктор Живаго», в профессии и фамилии героя.

Фамилия Живаго этимологически связана со словом живой . Живаго - форма родительного и винительного падежей слова живой в древнерусском языке, она вызывает ассоциации с именем “Христа, сына Бога живаго”. По свидетельству писателя В.Шаламова, Б.Пастернак так объяснял выбор фамилии для своего героя: “Фамилия моего героя? Это история непростая. Ещё в детстве я был поражён, взволнован строками из молитвы церковной Православной Церкви: «Ты есть воистину Христос, сын Бога живаго». Я повторил эту строчку и по-детски ставил запятую после слова «Бога». Получилось таинственное имя Христа «Живаго». Но не о живом Боге думал я, а о новом, только для меня доступном его имени «Живаго». Вся жизнь понадобилась на то, чтобы это детское ощущение сделать реальностью - назвать именем героя моего романа” .

Учитель. Да, в самом имени Живаго звучит жизнь и буквально повторено старославянское определение “Бога живаго”. Живаго - доктор, хранитель жизни, оберегатель её. В связи с этим мы можем сказать, что жизнь героя становится житием, точнее бытием, осеняется знаком вечности (не случайно сначала в рукописи на месте названия было: “смерти не будет...”).

Жизнь ощущается героем всеми органами чувств и с физическим наслаждением ещё в детстве. Найдите доказательства этой мысли в тексте.

- “Жить вкусно”, “всё вокруг загляденье, объеденье”. “Ах, как вкусно было тогда жить на свете, какое всё кругом было загляденье и объеденье” (ч. 7, гл. 15, с. 238; ч. 1, гл. 3, с. 21).

В чём жизнь проявляется наиболее ярко, полно?

- В любви.

Какой показана любовь?

- Антиромантической: в повседневном, обыкновенном выражении. Любовь, красота обрисованы писателем в сугубо будничном виде, при помощи бытовых деталей, зарисовок. Вот, к примеру, как видится нам облик Лары глазами Юрия Андреевича:

1) “Как хорошо всё она делает. Она читает так, точно это не высшая деятельность человека, а нечто простейшее... Точно она воду носит или чистит картошку” (ч. 9, гл. 12, с. 302).

2) “И наоборот, воду она носит, точно читает, легко, без труда” (ч. 9, гл. 13, с. 305).

3) “Он возвращался со всех этих должностей к ночи, измученный и проголодавшийся, и заставал Ларису Фёдоровну в разгаре домашних хлопот, за плитой или перед корытом. В этом прозаическом виде... она почти пугала своей царственной, дух захватывающей притягательностью, более, чем если бы он вдруг застал её перед выездом на бал, ставшею выше и словно выросшею на высоких каблуках, в открытом платье с вырезом и широких, шумных юбках” (ч. 13, гл. 16, с. 411).

4) Юра и Тоня на ёлке у Свентицких (ч. 3, гл. 4, с. 97).

С чем связана любовь для Юрия Живаго?

- С жизнью дома, семьи, брачного союза (и с Тоней, и с Ларой).

Каково отношение Живаго к дому?

- Трепетное, бережное. Как возрождение к жизни: “Первым истинным событием после долгого перерыва было это головокружительное приближение в поезде к дому, который цел и есть ещё на свете и где дорог каждый камушек. Вот что было жизнью, вот что было переживанием, вот за чем гонялись искатели приключений, вот что имело в виду искусство - приезд к родным, возвращение к себе, возобновление существования” (ч. 5, гл. 16, с. 174).

Что значит любовь к женщине в понимании Пастернака?

- Благоговение перед другим человеком. Из стихотворения (№ 11) Ю.Живаго «Свадьба»:

Жизнь ведь тоже только миг,
Только растворенье
Нас самих во всех других,
Как бы им в даренье
.

Интересно, что Юрий Андреевич одинаково любит Тоню и Лару. Почему? Возможно ли такое?

- Тоня олицетворяет собой семейный очаг, семью, родной для человека круг жизни. С появлением Лары этот жизненный круг раздвигается, сюда входят размышления о судьбе России, о революции, природе. Сама Тоня пишет Юрию в письме: “Антонина Александровна убеждала мужа не возвращаться в Москву, а проследовать прямо на Урал за этой удивительной сестрою, шествующей по жизни в сопровождении таких знамений и стечений обстоятельств, с которыми не сравняться её, Тониному, скромному жизненному пути” (ч. 5, гл. 2, с. 142).

Особой лирической теплотой согреты главы, посвящённые Ларе. Что значила эта женщина для Юрия Андреевича?

1) Из письма Б.Л. Пастернака к писательнице Р.Швейцер: “После второй мировой войны я познакомился с молодой женщиной Ольгой Всеволодовной Ивинской и вскорости, не будучи в силах вынести раздвоения и тихого, полного грусти, упрёка моей жизни, пожертвовал едва начинавшейся близостью и с болью порвал с Ольгой Всеволодовной. Вскорости она была арестована и провела пять лет в тюрьме, в концентрационном лагере. Её взяли из-за меня, и поскольку в глазах тайных агентов она ближе всех ко мне, по-видимому, рассчитывали путём жестоких допросов и угроз добиться от неё показаний, достаточных для того, чтобы погубить меня на суде. Её героизму, стойкости я обязан тем, что меня не тронули в те годы. Она - Лара того романа, который я как раз начал писать в то время... Она - олицетворение радости жизни и самоотдачи”.

После возвращения О.Ивинской из лагеря в 1954 году возобновились её личные и деловые отношения с Пастернаком. Она стала его помощницей, взяла на себя издательские хлопоты, поддерживала его во время травли, развернувшейся после публикации за рубежом «Доктора Живаго».

2) Символика имени. Лариса Фёдоровна Гишар: Лариса - “Чайка” (ассоциация с чеховской чайкой), Фёдор - “Божий дар”, Гишар - “решётка” (франц.). Имя поддерживает метафору “Лара - Россия”: Россия одухотворённая, униженная, гибнущая за решёткой .

3) Лихачёв Д.С. Размышления над романом Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»: “А что сама Лара?.. В традициях русского классического романа есть несколько образов, как бы олицетворяющих собою Россию” .

4) В.Шаламов: “...Чистейшая, как хрусталь, сверкающая, как камни её свадебного ожерелья, - Лара Гишар. Очень вам удался её портрет, портрет чистоты, которую никакая грязь «не очернит и не запачкает». Она живая в романе. Она знает что-то более высокое, чем все другие герои романа, включая Живаго, что-то более настоящее и важное”.

5) “И эта даль - Россия, его несравненная, за морями нашумевшая, знаменитая родительница, мученица, упрямица, сумасбродка, шалая, боготворимая, с вечно величественными и гибельными выходками, которых никогда нельзя предвидеть! О, как сладко существовать! Как сладко жить на свете и любить жизнь! О, как всегда тянет сказать спасибо самой жизни, самому существованию, сказать это им самим в лицо! Вот это-то и есть Лара” (ч. 13, гл. 7, с. 397).

Что такое Россия для Живаго?

- Окружающий мир, природа, история России.

Свидетелем каких исторических событий становится герой?

- Русско-японская война, волнения 1905 года, Первая мировая война, революция 1917 года, Гражданская война, красный террор, первые пятилетки, Великая Отечественная война.

Вспомните, что герои романа Л.Н. Толстого «Война и мир» проходили через исторические события как через очищение, обновление. Почти все герои романа Пастернака тоже по-своему задействованы в бурной жизни века и принимают его жизнь за свою. Каждый решает свою судьбу, соотнося с требованием времени: войны, революции, голода и так далее.

Можем ли мы говорить о таком же влиянии хода истории на становление характера Юрия Живаго?

- Нет. Он живёт в своём пространстве, в своём измерении, где главными являются не житейские ценности, а законы культуры.

Что является главным для него в жизни?

1) Дворянская культура. Юрий Андреевич о дяде Николае Николаевиче: “Подобно ей (маме) он был человеком свободным, лишённым предубеждения против чего бы то ни было непривычного. Как у неё, у него было дворянское чувство равенства со всем живущим” (ч. 1, гл. 4, с. 23).

2) Идеи христианства. Его дядя Н.Н. Веденяпин говорил о том, что “человек живёт не в природе, а в истории” и что “Евангелие есть её обоснование”: “Это, во-первых, любовь к ближнему, этот высший вид живой энергии, переполняющей сердце человека... идея свободной личности и идея жизни как жертвы” (ч. 1, гл. 5, с. 25–26).

Вот эта идея свободы личности и жизни как жертвы и есть пространство самого Юрия Живаго. Он и Лара не учатся у жизни, они родились в ней. « Человек рождается жить, а не готовиться к жизни. И сама жизнь, явление жизни, дар жизни так захватывающе нешуточны!” - говорит Юрий Андреевич Ларисе Фёдоровне в их первую встречу в Юрятине (ч. 9, гл. 14, с. 307). Жизненный поток как бы подхватывает героя, который подчиняется ему и воспринимает многое как неизбежность. (Неслучайно отсутствие у Живаго воли не выглядит в авторском освещении недостатком, чем-то отрицательным.) Таково же отношение к революции.

Каково первоначальное отношение к революции Юрия Андреевича?

1) В революции он видит что-то “евангельское” (ч. 5, гл. 8, с. 156).

2) Революция - это свобода. “Вы подумайте, какое сейчас время! Со всей России сорвало крышу, и мы со всем народом очутились под открытым небом. И некому за нами подглядывать. Свобода! Настоящая, не на словах и в требованиях, а с неба свалившаяся сверх ожидания. Свобода по нечаянности, по недоразумению”.

3) В революции доктор Живаго увидел творящийся ход истории и радуется этому произведению искусства: “Революция вырвалась против воли, как слишком долго задержанный вздох. Каждый ожил, переродился, у всех превращения, перевороты. Можно сказать: с каждым случилось по две революции, одна своя, личная, а другая общая” (ч. 5, гл. 8, с. 156).

4) “Какая великолепная хирургия!” (ч. 6, гл. 8, с. 202). Он реагирует безошибочно только на истинное, вечное. Пока революция казалась ему проявлением и осуществлением жизни, пока социализм предстаёт “морем жизни, морем самобытности”, он восхищался её смелой и решительной “хирургией” и принимал её.

Но со временем меняется отношение Живаго к революции. Как? Почему?

- Потому что революция вступает в новую фазу, заведомо неприемлемую для героев.

1) “Переделка жизни” (ч. 11, гл. 5, с. 346) - противопоставление всему живому.

2) “...Каждое водворение этой власти проходит через несколько этапов. В начале это торжество разума, критический дух, борьба с предрассудками. Потом наступает второй период. Получают перевес тёмные силы «примазавшихся», притворно сочувствующих. Растут подозрительность, доносы, интриги, ненавистничество... мы находимся в начале второй фазы” (ч. 13, гл. 5, с. 413).

3) Братоубийственная война (случай с Серёжей Ранцевым - ч. 11, гл. 4, с. 343). “Толпа окружала лежавший на земле окровавленный человеческий обрубок” (ч. 12, гл. 8, с. 375).

4) История Палых. “Это был явный умопомешанный, бесповоротно конченное существование”. Революция калечит людей, лишая человеческого (ч. 12, гл. 8, с. 377). Антипов становится Расстрельниковым (ч. 13, гл. 15, с. 344).

5) “... Человек человеку волк . Путник при виде путника сворачивал в сторону, встречный убивал встречного, чтобы не быть убитым. Человеческие законы цивилизации кончились. В силе были звериные” (ч. 13, гл. 2, с. 384).

6) “ Озверение воюющих к этому времени достигло предела. Пленных не доводили живыми до места назначения, неприятельских раненых прикалывали на поле” (ч. 11, гл. 4, с. 204).

7) Насилие. “Во все места стали назначать комиссаров с неограниченными полномочиями, людей железной воли, вооружённых мерами устрашения и наганами” (ч. 6, гл. 9, с. 204).

8) Переворот в жизни, когда всё рушится. Лара: “Что делается сейчас с жизнью вообще... Всё производное, налаженное, всё относящееся к обиходу, человеческому гнезду и порядку, всё это пошло прахом вместе с переворотом всего общества и его переустройством. Всё бытовое опрокинуто и разрушено” (ч. 13, гл. 13, с. 408).

9) “Владычество фразы, мёртвая буква закона. Главной бедой, корнем будущего зла была утрата веры в цену собственного мнения... теперь надо петь с общего голоса и жить чужими, вам навязанными представлениями. Стало расти владычество фразы, сначала монархической - потом революционной” (ч. 11, гл. 4, с. 204).

Вывод. Итак, идея жизни противопоставлена идее неживого, мёртвого, неприродного, искусственного. Вот почему Живаго уклоняется от насилия истории. По его мнению, событий революции нельзя избежать, в них можно вмешиваться, но их нельзя поворотить. Он участвует в революции скорее как частица природы.

Какова роль описания природы в романе?

- Герои Пастернака раскрываются через общение с природой.

Природа в освещении Пастернака, - как верно писал В.Н. Альфонсов, - один из синонимов жизни ”.

А.Ахматова: “Природа всю жизнь была его единственной полноправной музой, его тайной собеседницей, его невестой и возлюбленной, его женой и вдовой - она была ему тем же, чем была Россия Блоку. Он остался ей верен до конца, и она по-царски награждала его”.

В романе природа не только оживлена даром живого духа, но обещает присутствие в мире высших целей.

В.Шаламов в письме к Пастернаку: “В чём роман поистине замечателен и уникален... - это в необыкновенной тонкости изображения природы и не просто изображения природы, а того единства нравственного и физического мира... единственного умения связать то и другое в одно, и не связать, а срастить так, что природа живёт вместе и в тон душевным движениям героев... Природа сама часть сюжета”.

Докажите это примерами из текста.

- Вся жизнь Живаго - интенсивное стремление раствориться в природе, не сопротивляться ей.

1) “Доктор лёг на шелковисто шуршащую листву, положив подложенную под голову руку на мох... Пестрота солнечных пятен, усыпившая его, клетчатым узором покрыла его вытянувшееся на земле тело и сделала его необнаружимым... точно он надел шапку-невидимку” (ч. 11, гл. 8, с. 353).

2) “Доктор... проследил за её (бабочки) полётом. Она села на то, что больше всего походило на её окраску, на коричнево-крапчатую кору сосны, с которою она слилась совершенно неотличимо. Бабочка незаметно стушевалась на ней, как бесследно терялся Юрий Андреевич для постороннего глаза под игравшей на нём сеткой солнечных лучей и теней” (ч. 11, гл. 8, с. 354).

3) Доктору интересно всё окружающее, он всегда в ладу с природой . “Всё кругом бродило, росло и всходило на волшебных дрожжах существования. Восхищение жизнью, как тихий ветер, широкой волной шло, не разбирая куда, по земле и по городу, через стены и заборы, через древесину и тело, охватывая трепетом всё по дороге” (ч. 5, гл. 6, с. 151).

4) Природа живёт, чувствует, как и человек : “Первые предвестия весны, оттепель. Воздух пахнет блинами и водкой, как на масленой... Сонно, маслеными глазками жмурится солнце в лесу, сонно, ресницами игл, щурится лес, масленисто блещут в полдень лужи. Природа зевает, потягивается, переворачивается на другой бок и снова засыпает” (ч. 9, гл. 8, с. 295).

5) Природа женственна в романе: “Какая-то живая близость заводилась между птицами и деревом. Точно рябина всё это видела, долго упрямилась, а потом сдавалась и, сжалившись над птичками, уступала, расстёгивалась и давала им грудь, как мамка младенцу” (ч. 12, гл. 1, с. 361).

6) Отойдя от Бога, а тем самым и от природы, в пору своей молодости, Живаго во время Гражданской войны, когда “кончились законы человеческой цивилизации” и давление разума ослабело, возвращался в природу через любовь к Ларе. Для Живаго Лара - воплощение самой природы: “Юрий Андреевич с детства любил сквозящий огнём зари вечерний лес. В такие минуты точно и он пропускал сквозь себя эти столбы света. Точно дар живого духа потоком входил в его грудь, пересекал всё его существо и парой крыльев выходил из-под лопаток наружу...” “Лара! - закрыв глаза, полушептал или мысленно обращался ко всей своей жизни, ко всей Божьей земле, ко всему расстилавшемуся перед ним, солнцем озарённому пространству” (ч. 11, гл. 7, с. 351).

7) В романе “природность” любви постоянно подчёркивается: “Они любили потому, что так хотели все кругом: земля под ними, небо над головами, облака и деревья” (ч. 15, гл. 15, с. 501).

8) Да и сама Лара появляется то в образе лебедя, то рябины: “Она была наполовину в снегу, наполовину в обмёрзших листьях и ягодах, и простирала две заснеженные ветки вперёд навстречу ему. Он вспомнил большие белые руки Лары, круглые, щедрые, и, ухватившись за ветки, притянул дерево к себе” (ч. 12, гл. 1, с. 361).

- Да, герой чувствует, что Лара - это продолжение природы, чувствует, что стремление к ней - стремление к жизни.

Что является антитезой жизни в природе?

- Железная дорога, рельсы.

В этом Пастернак традиционен. Вспомним стихотворение «Сорокоуст» С.Есенина, «Заблудившийся трамвай» Н.Гумилёва. Действительно, символом неживого, мёртвого в романе является железная дорога.

Кончается ли роман смертью доктора Живаго?

- Нет, он кончается стихами.

Как вы думаете, почему?

- Стихи - это то, что не может умереть.

Мы говорили, что Живаго - врач, но он ещё и поэт. Многие страницы романа автобиографичны, особенно те, что посвящены поэтическому творчеству. Д.С. Лихачёв говорит в своих «Размышлениях над романом Б.Л. Пастернака “Доктор Живаго”»: “Эти стихи написаны от одного лица - у стихов один автор и один общий лирический герой. Ю.А. Живаго - это и есть лирический герой Пастернака, который и в прозе остаётся лириком” . И с этим трудно не согласиться.

Итак, роман «Доктор Живаго» - это роман ещё и о творчестве. Как сам писатель устами лирического героя Юрия Живаго говорит о назначении искусства? (4-я группа)

Оно неотступно размышляет о смерти и неотступно творит этим жизнь ” (ч. 3, гл. 17, с. 102). Для Живаго творчество - это жизнь.

Что такое искусство, по мнению Живаго?

И мне искусство никогда не казалось предметом или стороною формы, но скорее таинственной и скрытой частью содержания”.

Автор, будучи предельно искренним, показывает момент вдохновения, когда перу не угнаться за мыслью. Прочитайте этот момент.

...И он испытывал приближение того, что называется вдохновением...” (ч. 14, гл. 8, с. 441).

Автор также делает читателя свидетелем и соучастником труднейшей работы над словом. Подтвердите эту мысль.

Но ещё больше томило его ожидание вечера и желание выплакать эту тоску в таком выражении, чтобы заплакал всякий...” (ч. 14, гл. 9, с. 444–445).

Зачем нужно было автору обнажать творческий процесс Живаго? Как об этом говорит Д.С. Лихачёв?

- Лирический герой - самое ясное выражение поэта. “Между поэтической образностью речей и мыслей главного героя романа нет различий. Живаго - выразитель сокровенного Пастернака”.

В чём жизненное кредо Ю.Живаго?

- В свободе от догм, каких-либо партий, в полной свободе от разума, жизнь и творчество по вдохновению, а не по принуждению (ч. 13, гл. 17, с. 417–418 - разговор Симы с Ларой о христианском понимании жизни).

Ей хотелось хоть ненадолго с его помощью вырваться на волю, на свежий воздух, из пучины опутывавших её страданий, испытать, как бывало, счастье освобождения”.

Итак, мы пришли к выводу, что роман - это лирическая исповедь. Но почему же всё-таки понадобился Пастернаку “другой” человек, чтобы выразить самого себя?

Перед нами вовсе не роман, а род автобиографии самого Пастернака. Это духовная автобиография Пастернака”, - утверждает Л.С. Лихачёв.

- В романе нет страниц, где автор открыто излагает свои мысли, к чему-то призывает. Это творческий метод Пастернака. Продолжая традиции Чехова, он не стремится уверить читателя в безупречности своих убеждений. Он только показывает мир, но не объясняет его. Объяснить мир должен сам читатель, тем самым становясь как бы соавтором романа. В целом Пастернак принимает жизнь и историю такими, какие они есть.

7.Задание на дом.

-Подгот. доклады(опер.задание)

-Жизнь и творчество М.А.Булгакова. Роман «Мастер и Маргарита». Замысел автора, история создания, идейно-художественное своеобразие романа. (Обзор). История Мастера и Маргариты. Проблема любви и жизни. Вечные и преходящие ценности.

-Подгот-ся к поэтич.пятим-ке.