Формулировка “Инновационные технологии” может предполагать новые подходы к работе над устранением того или иного нарушения, устной или письменной речи, а так же программно-аппаратные технологии, помогающие логопеду в работе.

Большинство школьников, поступающих на логопедические пункты, имеют отклонения в речевом развитии различной структуры и степени выраженности. Как правило, у детей с речевыми нарушениями отмечаются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости. Дети часто стыдятся своего речевого несовершенства, становятся нервными, раздражительными, необщительными, что приводит к формированию чувства неполноценности, становлению тяжёлого характера.

Это способствует формированию негативного отношения к учёбе и является одной из причин школьной неуспеваемости. Таким детям необходима срочная помощь логопеда, поэтому логопедическая работа в общеобразовательной школе занимает важное место в процессе предупреждения и преодоления неуспеваемости учащихся.

Чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный, чем на уроке в классе. Одними из таких инноваций являются компьютерные технологии, широко применяющиеся в последнее время в области специального образовании как адаптивные и легко индивидуализированные средства обучения.

Персональный компьютер, укомплектованный разнообразным прикладным программным обеспечением, в руках подготовленного специалиста является мощным развивающим средством, способным быстро реализовывать задачи, на которые в традиционных подходах уходили годы.

Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности. У учащихся повышается интерес к процессу обучения, развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля.

С целью повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях используются компьютерные технологии.

На базе школы оборудован логотерапевтический кабинет БОС-биологической обратной связи. Работа кабинета началась с ноября 2007 года в виде уроков оздоровительной дыхательной гимнастики и занятий по коррекции речи. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю с учащимися школы. Формы проведения занятий групповые и индивидуальные. Индивидуальные занятия по коррекции заикания.

Метод БОС позволяет пациенту видеть и слышать, как работает его организм. Он превращает звуковые сигналы организма в увлекательную игру. При помощи этого метода ребёнок учится правильно дышать, т.е. формируем диафрагмально-релаксационный тип дыхания с удлинённы равномерным выдохом. В результате тренировок происходит синхронизация работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем. После выработки диафрагмально-релаксационного типа дыхания начинаем речевые тренировки с применением данного типа дыхания.

На каждом этапе работы используются занимательные сюжеты компьютерной программы.

Практика использования метода показала, что после 12-15 сеансов у детей значительно улучшаются физиологические показатели: увеличивается показатель ДАС, число дыхательных движений приближается к норме. Устранилось избыточное психоэмоциональное и мышечное напряжение.

Наблюдается положительная динамика со стороны речевого развития. Речь пациентов стала более чёткой, плавной, свободной, снизилась речевая неуверенность, страх речи.

Преимущества программы в том, что все результаты обследования, показатели проведённых сеансов автоматически заносятся в индивидуальную карточку пациента, где хранятся в виде графиков, таблиц, звуковых файлов записи речи. Результаты сеанса могут быть сохранены и распечатаны.

Метод БОС используется в комплексе с традиционными коррекционными методиками (широко используются релаксационные упражнения).

Для визуализации компьютерных занятий и с целью повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях используется “Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе” (компьютерный проект, разработанный под руководством Варченко В.И.) Он предназначен для практической отработки знаний, умений, навыков с детьми 6-10 лет. В состав практикума вошло 20 компьютерных игр и около 1500 дидактических упражнений. Его основным элементом является компьютерная игра. Использование элементов мультипликации позволяет сделать процесс обучения на логопедических занятиях более интересным и разнообразным. Игровая ситуация позволяет усваивать материал как бы незаметно для ребёнка. Игра позволяет проявлять инициативу и творчество.

Дидактический материал подобран в соответствии с требованиями общеобразовательной программы. 1-4-х классов, на основе программ и методов, используемых в логопедии (Лалаева, Левина, Ястребова, Садовникова). Учебная программа включает пять разделов: подготовительный; восполнение пробелов в звуковой стороне речи, восполнение пробелов лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи, развитие индивидуальных качеств учащихся.

В качестве основных достоинств практикума, которые, на наш взгляд, существенно дополняют традиционную работу логопеда, можно назвать следующие:

  • компьютерная игра повышает привлекательность учебного материала;
  • деление материала по разделам, а не по классам, позволяет планировать занятия в соответствии с особенностями той программы, по которой ребенок обучается, и уровнем его речевого развития;

Необходимо отметить, что использование компьютерных игр при проведении работы с проблемными детьми носит полифункциональный характер. Это значит, что происходит не только усвоение знаний и развитие основных качеств учеников согласно целям проведения занятий, но еще и развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности. Также развивается произвольная регуляция деятельности учеников: умение подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, сдерживать эмоциональные порывы, планировать действия и предвидеть результаты своих поступков. Мы убедились в высокой результативности занятий с использованием специализированных компьютерных программ. Появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения детей, значительно возросла мотивация, эмоциональная заинтересованность детей в занятиях. Такое построение обучения не только намного облегчает труд логопеда, но и позволят добиться значительно лучших и более устойчивых результатов, чем применение только традиционных приёмов.

Какие же ещё существуют компьютеризированные разработки, помогающие логопеду в работе?

Я хотела бы остановиться ещё на одной специализированной компьютерной логопедической программе “ИГРЫ ДЛЯ ТИГРЫ”. Компьютерная логопедическая программа “Игры для Тигры” предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях.

Упражнения, представленные в программе построены таким образом, что ребенку кажется, что он играет с героем программы Тигренком, разговаривает с ним, помогает ему, путешествует по волшебной Стране Звуков и Слов, на самом деле он учится, и каждое задание помогает ему преодолевать речевые нарушения.

Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигренок – все это делает программу привлекательной, способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям.

Она построена на основе методик Ефименковой, Каше, Левиной, Лалаевой. Эта программа позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения. Предложены серии упражнений по 4 блокам: – звукопроизношение, Просодика, Фонематика, Лексика. Всего более 50 упражнений. Это позволяет работать над:

  • звукопроизношением;
  • просодические компоненты речи;
  • фонематическое восприятие;
  • лексико-грамматических строй речи.

В Институте коррекционной педагогики РАО, в лаборатории компьютерных технологий обучения детей разработаны специализированные обучающие компьютерные программы для детей с особыми образовательными потребностями. С большим удовольствием логопеды работают с такими программами “Лента времени”, “Мир за твоим окном”, “В городском дворе”. С их помощью достаточно эффективно можно работать над обогащением лексики, развитием связной речи, обучением умению вести диалог и т.д.

“МИР ЗА ТВОИМ ОКНОМ”

Программа предназначена для детей, имеющих самые разные проблемы в развитии, обучающихся в специальных школах специальных классах при массовых школах, подготовительных группах детских садов, реабилитационных центрах. Ею могут пользоваться работники медико-педагогических консультаций, диагностических и сурдологических центров, школьные психологи, логопеды, воспитатели массовых детских садов и школ, родители. Программа особенно полезна тем детям, которые испытывают трудности в анализе явлений окружающей действительности, общении, систематизации и словесном выражении накопленных впечатлений и представлений.

Первая программа цикла “ЛЕНТА ВРЕМЕНИ” поможет выявить, систематизировать, расширить и обогатить тот опыт впечатлений, который был накоплен самим ребенком на протяжении всего предшествующего периода жизни.

“В ГОРОДСКОМ ДВОРЕ”. Выполняя упражнения, кажущиеся ребенку игрой, он будет осваивать новые способы размышлений о мире, учиться рассуждать, переосмысливать то, что казалось известным и уже понятным. Авторами создан уникальный инструмент обучения – “Калейдоскоп”, позволяющий собирать десятки вариантов картин жизни обычного городского двора в любой сезон года, экспериментировать с признаками, осмысливать границы допустимых изменений, устанавливать соответствие между образом и словом.

Логопеды используют программу “ДЭЛЬФА-142”, которая помогает работать над некоторыми произносительными навыками и элементами письменной речи. Логопедический тренажер "Дэльфа-142" представляет собой комплексную программу по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей. Тренажер позволяет работать с любыми речевыми единицами от звука до текста, решать разнообразные логопедические задачи: от коррекции речевого дыхания и голоса до развития лексико-грамматической стороны речи, внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений, многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал, использовать различный стимульный материал (картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь), работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика, одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти.
Научный руководитель проекта и автор методических рекомендаций – профессор, заведующая кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии АПКиПРО О.Е. Грибова.

Компьютерный комплекс для логопедии "РЕЧЕВОЙ КАЛЕЙДОСКОП" создан на основе методики постановки и автоматизации звуков, работы над дыханием, голосообразованием, разработанной кафедрой сурдопедагогики РГПУ им. А.И. Герцена под руководством доцента Л. П. Назаровой (1992). Его можно использовать в работе с детьми, имеющими различные нарушения речи (логопаты, слабослышащие, глухие дети), а также с детьми, не имеющими каких-либо органических или функциональных нарушений. Применение программы рассчитано на любой возраст: от дошкольников до взрослых людей Имеются широкие возможности применения комплекса в работе над произношением: над дыханием, голосом, интонацией, темпом, словесным и логическим ударением и такими звуками речи, как гласные и согласные звуки, кроме взрывных и аффрикат.

Условно в программе компьютерного комплекса можно выделить 4 группы модулей по своему назначению: I группа предназначена для работы над дыханием и голосом; II группа – для работы над звуками речи; III группа – для работы над произношением в целом; IV группа – для развития слухового восприятия и слухового контроля за собственной речью.

Компьютерный комплекс "Речевой калейдоскоп" может быть использован на разных этапах обучения произношению: на этапе постановки звука, в ходе коррекции и дифференциации звуков друг от друга и на этапе автоматизации, т.е. позволяет овладевать не только звукопроизношением, но и совершенствовать его и произношение в целом. С этой целью программой предусмотрено почти в каждом модуле по 2 варианта игр.

Программно-аппаратный комплекс – “ВИДИМАЯ РЕЧЬ-3” – считается лучшим визуализатором на сегодняшний день в мире, имеет высокую стоимость.

Визуальный тренажёр произношения – продукт нашего производства, разрабатывался в центре “Специальные образовательный технологии” как более доступный по стоимости аналог версий программы “Видимая речь”.

Такие компьютеризированные разработки являются вспомогательными в логопедии и сурдопедагогике. Во многих случаях они просто революционно меняют возрастные границы, темпы и качество коррекционной работы.

Интерактивные технологии – это не только способ развлечь детей и обучить их чему-то в игровой форме. Это еще и отличный способ образования среды, способствующей выздоровлению людей, имеющих различные психологические и специфические заболевания и отклонения.

В частности, это касается детей, страдающих дефектами развития речи. Поэтому современные логопеды все чаще прибегают к использованию инновационных интерактивных технологий в работе с такими детьми.

Интерактивные технологии – лучший помощник любого логопеда!

Стоит помнить о том, что работа логопеда в ДОУ в соответствии с ФГОС подразумевает некоторые ограничения и обязанности, которые логопед должен соблюдать. Поэтому к программе обучения и работы с детьми, страдающими дефектами речи, стоит подходить со всей ответственностью.

К сожалению, методы, которые практикуют частные логопеды, не всегда вписываются во ФГОС, поэтому логопедам, работающим в ДОУ, приходится придумывать все новые способы работы с детьми, чтобы достичь положительных результатов.

К счастью, в помощь учителю-логопеду пришли современные технологии. В их числе и интерактивные программы, которые помогут ребенку в развлекательной форме с помощью приобретенного опыта исправить дефекты и отклонения в своей речи.

Современные технологии в работе учителя-логопеда помогают значительно ускорить процесс исправления дефектов и выздоровления ребенка. Теперь дети смогут, играя, полностью избавляться от своих проблем и стать полноценными членами общества.

В чем заключается польза интерактивных технологий в работе логопеда?

Хоть такие технологии еще и не совсем распространены в среде логопедов, однако логопед будущего будет обеспечен большим количеством самых разнообразных программ, которые помогут ему в работе и значительно облегчат достижение положительных результатов.

Интерактивные технологии и их роль в логопедической диагностике и лечении сегодня недооценены. Их польза довольно высока, так как облегчает логопеду в первую очередь работу с ребенком, превращая зачастую нужные и долгие занятия в интересную игру, которая помогает ребенку понять, как правильно произносить те или иные звуки.

Специальные интерактивные комплексы упростят работу логопеда, а детям принесут больше радости и интереса от занятий. К таким комплексам можно отнести, например:

  • Логопедический комплекс «Вундеркинд» с сенсорным экраном в несколько касаний и микрофоном. Такой комплекс не только помогает с речевым развитием ребенка, но и прививает ему навыки обращения с компьютерной техникой. Для логопедического комплекса подойдут любые программы и игры, необходимые для речевого развития ребенка.

В число программ, разработанных специально для преподавателей-логопедов, входят следующие игры:

Стоит помнить и о том, что, помимо вышеперечисленных игр, использование ИКТ в работе логопеда подразумевает использование огромного количества различных развивающих игр. Такие игры-программы позволяют сильно облегчить работу преподавателя и быстрее достигать положительных результатов.

Работа логопеда – не только работа с детьми, но и работа с родителями!

Стоит помнить, что работа логопеда закрепляется и дома. Ребенок должен дома с помощью родителей закреплять знания, полученные у логопеда. И интерактивные игры в этом случае будут хорошими помощниками не только для преподавателя, но и для родителей.

Хороший логопед всегда объяснит родителям, что для ребенка важна поддержка с их стороны, и занятия дома приблизят получение положительных результатов. Показывая родителям работу с интерактивными играми, логопед получает поддержку родных ребенка и достигает результатов быстрее, чем другие преподаватели.

Использование интерактивных игр в работе логопеда – лучший способ найти с ребенком общий язык и расширить свой опыт работы, не выходя за рамки ФГОС.

Забродина А.Ю.

Использование инновационных педагогических технологий в работе учителя-логопеда.

В любой педагогической системе « Педагогическая технология» - понятие, взаимодействующее с дидактической задачей. И если дидактическая задача выражает цель обучения и воспитания, то педагогическая технология - пути и средства их достижения.
Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии , направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.

К ним относятся хорошо известные специалистам технологии: логопедического обследования, коррекции звукопроизношения, формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи, развития интонационной стороны речи, коррекция темпо-ритмической стороны речи, развития лексико-грамматической стороны речи, логопедического массажа.

Актуальность: Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия также использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук.

Их нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью традиционных, проверенных временем технологий. Помогая оптимизировать работу логопеда, внося новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных функций.

Инновационность.

Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребенка. Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счет применения данной технологии.

Активно использую в своей работе следующие инновационные здоровье сберегающие технологии:

    Развитие межполушарного взаимодействия (использование кинезиологических упражнений)

    Технология «Сочетание речи с кодированными движениями пальцев рук»

    Биоэнергопластика

    Логоритмика

    Су-Джок терапия

    Технология моделирования и проигрывания сказок

    Акватерапия

цель этих технологий не только оптимизация процесса коррекции речи, но и обеспечение оздоровления детей.

1.Развитие межполушарного взаимодействия (использование кинезиологических упражнений). Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определенные двигательные упражнения. Существует уже 2000 лет, используется во всём мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ.

Единство мозга складывается из согласованной деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. Благодаря межполушарным взаимодействиям осуществляется передача информации из одного полушария в другое, обеспечивается целостность и координация работы мозга. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений. Для мозга ребенка любое движение отзывается образованием каскада нейронных связей между полушариями, отделами мозга. Повышается стрессоустойчивость, улучшается мыслительная деятельность, улучшается память, внимание, речь. Облегчается процесс обучения чтению и письму. По последним данным неврологов для успешного обучения важно не лечение, а именно обучение (вижу, слышу, чувствую).

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:

    занятия проводятся утром;

    занятия проводятся ежедневно, без пропусков;

    занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

    от детей требуется точное выполнение движений и приемов;

    упражнения проводятся стоя или сидя за столом;

Комплекс кинезиологических упражнений провожу на ежедневных утренних пятиминутках. Дети очень хорошо принимают данные упражнения и с удовольствием их выполняют.

2. Следующая технология о которой я хотела рассказать - «Сочетание речи с кодированными движениями пальцев рук». « Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев..» (В. А. Сухомлинский.) Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику ребёнка, отмечают большое стимулирующее значение функции руки..

На рисунке канадского невролога У. Г. Пенфилда, получившем название «гомункулюса (человечка) Пенфилда», изображена проекция кисти и пальцев руки в коре больших полушарий головного мозга. Большие размеры проекции руки и ее близость к моторной речевой зоне привели ученых к мысли о том, что тренировка тонких движений пальцев рук будет оказывать большое влияние на развитие речи.

В одном из домов ребенка были проведены наблюдения за детьми первых недель жизни. У группы шестинедельных младенцев записывались биотоки мозга, затем у одних из этих детей пассивно тренировали правую руку, у других – левую. Через месяц тренировки высокочастотные ритмы стали отмечаться в области двигательных проекций, а через два месяца – и в будущей речевой зоне, в полушарии, противоположном тренируемой руке. Эти данные прямо говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Убедительны также факты, полученные при обучении звуковой речи глухих детей. Одних из этих детей с раннего возраста учат общаться с помощью крупных жестов, выполняемых всей рукой, других обучают так называемой дактильной (пальцевой) азбуке, когда пальцами изображают буквы и ребенок как бы «пишет» слова. Когда глухие дети приходят в школу и начинается обучение звуковой речи, оказывается, что те из них, которые «разговаривали» крупными жестами, поддаются обучению с огромным трудом – оно требует многих и многих месяцев; те же дети, которые ранее «разговаривали» пальцами, легче овладевают звуковой речью. Педагоги активно используют в практике развитие мелкой моторики- пальчиковые игры, гимнастика и т.д. Почему меня заинтересовала данная инновационная технология? Все чаще у детей нарушается не только звукопроизношение, но и слоговая структура слова. Данная технология сочетает и развитие мелкой моторики и работу по устранению нарушений слоговой структуры слова (которая зачастую очень трудна в коррекции). Известно, что гласные звуки несут слогообразующую функцию. Проговаривание слов по слогам в сочетании с движениями пальцев рук, символизирующих движения губ при произнесении гласных звуков, позволяет корректировать слоговую структуру слова, развивать голос, слуховое и зрительное восприятие и память. По данной методике при произнесении гласных звуков с опорой на зрительный контроль облегчается проговаривание слов по слогам, т.к. ребёнку легче припомнить каждый последующий слог в слове.

3. Следующая технология на которой хотела остановиться –«Моделирование и проигрывание сказок» (автор Ткаченко Т.А.) Цель- формирование вербальных средств коммуникации, мотивации речевого общения. Способствует возникновению мотивации речевого общения, формированию первичных произносительных навыков, пополнению и активизации словаря, появлению фразы в речи ребёнка, устранению в речи аграмматизмов. Данная технология особенно эффективна при работе с детьми имеющими речевой негативизм, заикающимися и неговорящими детьми. Так же она имеет элементы пальчикой гимнастики, т.к. могут присутствовать элементы пальчикового или теневого театра.

4. Здоровьесберегающие технологии активно включают в себя различные виды массажа. Новыми в работе логопеда являются:

    суджок-терапия - обладает высокой эффективностью и безопасностью. На кистях располагаются система высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно. Массаж можно осуществлять семенами, орехами, специальными массажерами.

    аурикулотерапия - массаж ушных раковин. Ушная раковина снабжена множеством нервных окончаний, в ухе разветвляются шесть нервов, осуществляющих связь с центральными и вегетативными отделами нервной системы и внутренними органами.

    гидрогимнастика – прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов, например резиновый мяч, массажеров, маленьких фигурок и т.д.

Массаж сочетается с рассказыванием стихотворения (сочетание речь с движением)

5. Помимо здоровьесберегающих технологий особого внимания заслуживает технология - «Дидактический синквейн» . Данная педагогическая технология служит для развития лексико-грамматической стороны речи, так как именно эта сторона речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.
Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. Поэтому важно создавать условия для его активизации и актуализации собственного высказывания. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников.

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:
- Гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.
- Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
- Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
- Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).

Правила составления дидактического синквейна
первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
вторая строка – два слова, прилагательные;
третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).
Например,

1. Кукла
2. Красивая, любимая.
3. Стоит, сидит, улыбается.

4. Моя кукла самая красивая.
5. Игрушка.

Данную технологию можно использовать вариативно как на занятиях, так и подключать родителей.

Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников - игровая, необходимо организовывать коррекционный процесс таким образом, чтобы ребенок ощущал интерес, новизну, элемент игры и творчества. Использование новых технологий в сочетании с традиционными дают хороший результат, наряду с коррекционными задачами вносят разнообразие, создают благоприятный эмоциональный фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных функций, что помогает достигать хороших результатов коррекции речевых нарушений.

Новые технологиии в логопедии

Новые информационные технологии в логопедической работе

Новые информационные технологии (НИТ) стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

В основу использования НИТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, Д. Б. Элькониным и др.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И. К. Воробьев, М. Ю. Галанина, Н. Н. Кулишов, О. И. Кукушкина и др.).

Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Дефектологу, применяющему в работе компьютерную технику, необходимо решить две основные задачи специального обучения: сформировать у детей умения пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии для их развития и коррекции психофизиологических нарушений.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать НИТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.

Приоритетная задача применения НИТ в специальной педагогике состоит не в обучении детей адаптированным основам информатики и вычислительной техники, а в комплексном преобразовании их среды обитания, создании новых научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности.

Эффективность обучения детей с различными нарушениями, в том числе с речевыми, во многом зависит от степени готовности методик для специалистов по компьютерным программам. Изучение специальной литературы показывает, что большинство разработок по данной проблеме фрагментарны и раскрывают лишь Некоторые стороны внедрения НИТ в коррекционный процесс.

Важность и своевременность совершенствования процесса коррекционного обучения и воспита-

ния детей, страдающих речевыми нарушениями вследствие органического поражения центральной нервной системы, при помощи компьютерных технологий, научная и практическая значимость этих проблем определяют актуальность нашего исследования. Повторим, что его предметом стало использование компьютерных программ в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими различные формы речевой патологии. Цель исследования заключается в создании системы приемов компьютерно-опосредованного логопедического воздействия на эти нарушения.

Исследование уже более десяти лет проводится на базе Московской областной психоневрологической больницы для детей с поражением центральной нервной системы и с нарушением психики. За этот период компьютерные программы использовались в логопедической работе с более чем тысячью пациентов, имеющих различные речевые нарушения (дизартрию, алалию, задержку речевого развития, дисграфию, дислексию и др., а также задержку психического развития.

В статье представлены данные, полученные при экспериментальной работе по преодолению дизартрии у детей с детским церебральным параличом (ДЦП). Мы предположили, что специальное включение компьютерных программ в процесс логопедического воздействия, направленного на преодоление дизартрии у детей с ДЦП, оптимизирует процесс коррекции их устной речи и в целом содействует гармонизации развития.

Экспериментальную группу составили 252 ребенка с дизартрией с 3 до 14 лет. Их логопедическое обследование проводилось с применением НИТ. Особенности нарушения звукопроизносительной и просодической сторон речи у всех испытуемых были обусловлены различными формами дизартрии. При их определении специалистами использовалась классификация И. И. Панченко. В коррекционной работе применялись специально разработанные приемы компьютерно-опосредованного логопедического воздействия. Обучение экспериментальной группы проводилось 1—3 месяца. Результаты сопоставлялись с данными, полученными в контрольной группе (180 детей, в которой использовались традиционные методы.

Теоретическая значимость нашего исследования заключается в создании научно обоснованной компьютерно-опосредованной логопедической технологии. Его практическое значение состоит в разработке системы приемов эффективной психолого-педагогической и логопедической помощи детям, страдающим дизартрией. Эта система предполагает включение новых компьютерных средств обучения в специальный образовательный процесс.

Планируя ход экспериментального обучения, мы исходили из того, что важнейшей составля-

ющей теоретической основы и пользования НИТ в коррекции но-развивающей деятельности являются уровень актуального развития ребенка и зона его ближайшего развития (по Л. С. Выгот- скому). Логопедическая работа с детьми, имеющими нарушения

речи вследствие поражения центральной нервной системы, должна проводиться с учетом их психофизиологических особенностей, детально исследованных отечественными учеными (Е. Ф. Архиповой Л. А. Даниловой, М. В. Ипполите вой, Р. И. Мартыновой, Е. М. Мае тюковой, И. И. Панченко, О. В. Правдиной, К. А. Семеновой, О. А. Токаревой и др.).

Специальное обучение осуществлялось по индивидуальны коррекционным программам на фоне комплексной лечебной психолого-педагогической помощи больному ребенку.

Этапы обучения

В процессе исследования мы условно выделили три основных этапа обучения. Проанализируем их цели, задачи и основное о держание на примере компьютерной программы «Фонема» фирмы «Дельфа». Она включает серии заданий для коррекции и развития девяти компонентов устной речи: длительного выдоха, слитности речевого дыхания, громкости голоса, продолжительности звучания, произнесений гласных и согласных звуков, тем па и ритма речи. Все упражнения представлены в игровой форме.

Первый этап («мотивационный»)

Его главной целью служит формирование мотивационной готовности ребенка с дизартрией к участию в коррекционно-воспитательном процессе с использованием НИТ. Кроме того, он обучается некоторым элементарным действиям с компьютером.

Основные направления работы:

Создание установки на активное, сознательное участие ребенка в этом процессе;

Преодоление его неречевого и речевого негативизма; ознакомление воспитанника с внутренними правилами, по которым работает компьютерная программа; преодоление непроизвольных насильственных движений, гиперсаливации.

При необходимости такая деятельность продолжается и на следующем этапе.

Знакомя детей с оборудованием логопедического кабинета и внешними правилами управления

условно выделили три основный компьютером, мы объясняли, что мониторы, микрофоны, звуковые колонки, клавиатура, манипулятор типа «мышь» помогают нам в занятиях и делают их интереснее и разнообразнее. Затем мы показывали ребенку, как включать компьютер, при помощи каких клавиш выбирать нужную программу. Большое внимание уделялось формированию правильного расположения перед монитором. Ребенка УЧИЛИ, как и на каком расстоянии от экрана нужно сесть, как поста ВИть ноги, в какую руку взять микрофон, как держать его. Для каждого пациента подбиралась наиболее удобная для него поза.

Для установления контакта с детьми мы стремились увлечь их, заставить поверить в свои силы. Поэтому логопед сначала сам демонстрировал, как нужно выполнять предложенные задания. Ребенок видел, как действия врача (например, воздушная струя, направленная в микрофон, пение и др.) преображаются на мониторе в мультипликацию. Затем воспитаннику самому предлагалось выполнить задание. Особое значение здесь имел правильный выбор порога чувствительности микрофона, который можно установить для каждого ребенка индивидуально.

Для ознакомления ребенка с внутренними правилами программы «Фонема» требовалось привлечь его внимание, научить концентрироваться на картинке с дисплея, микрофоне, инструкции логопеда. Надо было также убедиться в адекватности его восприятия путем называния изображенных предметов, их описания, обозначения цвета, формы, размера.

Для затормаживания непроизвольных насильственных движений подвижных органов артикуляционного аппарата использовались тренировочные упражнения для расслабления соответствующих мышц.

Второй этап («содержательно-формирующий»)

Основная цель этого этапа состоит в коррекции и развитии устной речи исследуемых детей. Здесь работа связана с коррекцией нарушений и развитием речевого дыхания, фонации, артикуляционного праксиса, а также формированием звукового анализа, обогащением словарного запаса, становлением связной речи.

При коррекции нарушений речевого дыхания у детей с дизартрией важно соблюдать следующие условия:

Нельзя переутомлять ребенка;

Необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал плечи, шею и не принимал неверную позу;

Следует концентрировать внимание ребенка на ощущениях от движения диафрагмы, межреберных мышц и мышц нижней части живота;

Все дыхательные движения ребенок должен производить плавно.

В ряде случаев логопед параллельно создавал условия для координации дыхания и голосооб-разования. Воспитание правильной фонации начинается с общего расслабления. Важно было сформировать у детей экспериментальной группы правильное речевое дыхание, особенно навык длительного и экономичного выдоха воздуха. Для активизации голосовых складок мы предлагали ребенку ощутить напряжение звучащей гортани, прикладывая одну его руку к горлу логопеда, а другую — к его собственному, начинающему вибрировать, и фиксировали слуховое внимание пациента на звучании. Важно, чтобы звук сразу получался у него свободным, без излишнего напряжения. Для этого логопед следил за тем, чтобы ребенок ощущал резонирование грудной полости, подавал голос на выдохе и не прекращал подачу, почувствовав, что ему не хватает воздуха. Задание варьировалось в зависимости от возможностей детей. Первыми были упражнения на звучание «м», артикуляция которого относительно проста, а в процессе его произнесения предполагается направление воздушной струи из гортани в полость носа.

Требовалось также научить ребенка с дизартрией регулировать силу своего голоса. Выполняя специальные задания, дети понимали, что, например, с увеличением громкости сказочные персонажи шире открывают рот. Сначала от лица героев говорил логопед, затем ребенок и врач менялись ролями. Тему беседы мог предложить логопед (впоследствии воспитанник также участвовал в выборе). Таким образом дети учились на игровых ситуациях. По ходу занятий мы активизировали речь испытуемых, предлагая интересные и доступные им (по возрасту и с учетом уровня развития речемыслительной деятельности) вопросы. Параллельно с расширением возможностей речевого дыхания и голоса детей мы проводили работу по развитию артикуляционного праксиса. Сначала упражнения делались в медленном темпе. При этом мы фиксировали внимание ребенка на возникающих у него двигательно-кинестетических ощущениях. Выполняя упражнения, дети удерживали заданную позицию артикуляционных органов, двигали ими. При коррекции назальности речи требовалось активизировать у ребенка мышцы мягкого нёба.

Различные упражнения мы использовали и для выработки определенного темпа речи.

По мере расширения произносительных возможностей детей применялись задания компьютерной программы, направленные на развитие звукового анализа.

На каждом занятии обогащался активный лексикон детей и формировалась их связная речь. Темы диалогов с ребенком могли быть различными: герои сказки (кто из них старше, кто больше, кто важнее, время года, в которое разворачивается действие (что происходит в природе, какую одежду носят персонажи и т. д.). На занятиях удавалось создать эмоционально положительный психологический климат, предусматривавший «ситуации уверенности» ребенка в своих силах. Дети легко запомнили, как включать компьютер, выбирать нужное задание. Постепенно они могли самостоятельно выбирать то, что им нравится. У ребят успешно формировалось чувство гордости за свои достижения, расширялись возможности положительной оценки собственной деятельности.

Мы включали в занятия игры для развития внимания, отработки быстроты зрительной, слуховой и двигательной реакции. Каждое из них способствовало улучшение координации «рука -глаз». Дети описывали, что они видят на картинке, при необходимости отслеживали предметы движением пальцев. Постоянное использование стрелок клавиатуры «вверх — вниз», «вправо -влево» также содействовало развитию пространственных представлений.

Нами поощрялось присутствие на занятиях родителей (чаще мамы). Это позволяло детям продемонстрировать свою компетентность, что было крайне важно для их психофизиологической и эмоциональной реабилитации.

Третий этап («саморазвивающий»)

Цель этого этапа заключается в развитии самоконтроля за просодической и звукопроизноси-тельной сторонами речи у детей с дизартрией. Здесь в наибольшей мере реализуются возможности детей в закреплении полученных навыков устной речи и творческого выполнения заданий. Чем успешнее был самоконтроль, тем лучше ребенок обучался управлению собственным речевым аппаратом. На заключительном этапе продолжался процесс автоматизации звуков, детям предлагались более сложные задания, направленные на развитие интонационной стороны речи. Все больше обогащался лексикон детей и развивалась их связная речь. Отметим, что на занятиях нередко можно было обращаться к знакомым для детей заданиям для решения других коррекционных задач. Кроме того, мы рекомендовали родителям, как следует заниматься с ребенком, на что обращать особое внимание.

Таким образом, в процессе обучающего эксперимента мы использовали задания программы «Фонема», адаптировав их к возможностям детей экспериментальной группы. Нам также удалось разработать и решить ряд коррекционных задач, не предусмотренных создателями программы.

На каждом из этапов последовательно применялись наши собственные приемы дифференцированного и индивидуального компьютерно-опосредованного логопедического воздействия. Система приемов реализована в контексте методической технологии логопедической работы с применением компьютерных программ.

Проверочный эксперимент заключался в сравнительном изучении состояния речи детей контрольной и экспериментальной групп, оценке результатов обучающего эксперимента. Последние показали, что при определенных условиях использование компьютерных средств в абилитацион-

ном и реабилитационном процессах может помочь ребенку более полно реализовать собственную активную позицию субъекта деятельности при взаимодействии с взрослым. Функции контролера правильности решения коррекционных задач выполняв компьютер, а логопед становится партнером, способным оказать необходимую помощь ребенку Положительный эмоциональный фон способствует повышению эффективности занятий.

Оказалось, что применение новых информационных технологи в логопедической работе значительно сокращает время формирования произносительных навыков: способствует развитию самоконтроля у детей. Последовательное включение специальной компьютерно-опосредованной логопедической технологии в процесс абилитации и реабилитации позволяет максимально дифференцировать и индивидуализировать коррекционные воздействия по преодолению недостатков речи детей.

Наш опыт показывает, что эффективность применения коррекционных программ на компьютерной основе во многом зависит от их сочетания с традиционными средствами. В процессе такого специального обучения ребенок с ДЦП исподволь, постепенно овладевает навыкам пользователя компьютера, что способствует его интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.

Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать определенные выводы.

1. Целенаправленное использование компьютерных программ в процессе логопедического обследования детей с дизартрией на фоне ДЦП позволяет более объективно и дифференцированной речи.

2. Разработанная нами система приемов дифференцированного и индивидуального компьютерно-опосредованного коррекционного воздействия по преодолению дизартрии у детей составляет своеобразное ядро методической технологии логопедической работы с применением компьютерных программ.

3. Результаты экспериментального обучения детей свидетельствуют о том, что специальные приемы компьютерно-опосредованного логопедического воздействия оптимизируют процесс коррекции звукопроизносительной и просодической сторон их речи и в целом содействуют гармонизации развития.

Резюмируя результаты исследования, мы полагаем, что применение компьютерных программ может стать еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков.

В статье изложен мой опыт внедрения инновационных технологий в собственной практической деятельности дошкольного логопункта в свете реализации ФГОС ДО с приоритетными направлениями: укрепление физического и психического здоровья детй, их эмоционального благополучия; создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями; коррекции речевых нарушений дошкольников; формирования предпосылок к учебной деятельности; формирование и развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями.

Хороший учитель-логопед учиться должен постоянно!

Инновационный опыт в моём понимании — это «держать руку на пульсе» современной педагогики, а у моих дошколят, посещающих занятия в логопункте нашего ДОУ, особые образовательные потребности.

Владение инновационными педагогическими технологиями — это требования профессиональной квалификации педагога ХХI века!

В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопеды используют в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, инновационные для неё технологии, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда.

Актуальность

Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Использование в логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам, разработанным в середине-конце XX века.

Значимость

Творчески варьируя сочетаемость разных технологий обучения, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с физическими индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно — развивающий процесс становится более результативным и эффективным.

Инновационные технологиив современной логопедической практике дошкольного логопункта с введением ФГОС ДО

«Создавайте идеи и развивайте их. И тогда вас можно будет назвать современным педагогом» — отмечает доктор педагогических наук, профессор Е.Н. Смирнов.

Приятно, когда дети с радостью и желанием идут на занятия к «логопеду», в предвкушении того, что же ждёт их сегодня. А что же может их ждать? Привлекательная окружающая обстановка рабочего пространства учителя-логопеда, эстетическое оформление, игровые дидактические пособия. Только так можно ребёнка заинтересовать, пригласить к диалогу. И, конечно, улыбка! Улыбка располагает к желанию общаться, к доверию, создаёт доброжелательный эмоциональный фон.

Реализуя приоритетные направления Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, мне, как представителю молодого поколения Современной Логопедии, приходится постоянно искать пути совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей. Таким образом, процесс коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями в логопункте дошкольного учреждения направлен на:

  • укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия;
  • создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями;
  • коррекции речевых нарушений дошкольников;
  • формирования предпосылок к учебной деятельности;
  • формирование и развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями.

Инновационные технологии, применяемые мной в собственной логопедической практике, базируются на приоритетных направлениях ФГОС ДО:

  • Пальминг;
  • Технология пальцевого и кистевого массажа (с элементами самомассажа);
  • «Су — Джок» — терапия;
  • Телесно-ориентированные технологии.
  • Игровые технологии;
  • Технология наглядного моделирования;
  • Мнемотехника;
  • Информационные технологии.

Вышеперечисленные виды технологий нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы для учителя-логопеда.

Здоровьесберегающие технологии:

Для поддержания работоспособности на протяжении всего логопедического занятия (индивидуально-подгруппового или подгруппового) и снятия мышечного напряжения у детей-логопатов использую телесно-ориентированные технологии: приёмы релаксации по контрасту с напряжением в сочетании с упражнениями по профилактике нарушений зрения, снятия напряжения глазных мышц — Пальминг. Это упражнение древнее, оно принадлежит йогам. Применение кинезиологических упражнений (комплекс движений) позволяет активизировать межполушарное взаимодействие у детей с речевыми нарушениями, повышать их стрессоустойчивость, улучшать мыслительную деятельность, способствовать улучшению памяти и внимания, настроения и самочувствия. Технологии пальцевого и кистевого массажа, «Су — Джок» — терапия, расширяют представления современного специалиста по развитию мелкой моторики.

Игровые технологии:

Игровые технологии являются составной частью педагогических (образовательных) технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Однако в системе российского образования игровые технологии по сей день остаются «инновационной технологией». Игра — является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, на её базе формируется готовность к обучению в школе. Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие высших психических функций.

Игрушка, как герой помогает создавать мотивацию, игровую ситуацию, сюрпризный момент. Одна из любимых игрушек детей — это мяч. Детям с речевыми нарушениями с трудом даются такие движения, как передача мяча с небольшого расстояния (перекидывание, попадание в цель — «ладошки», попытка поймать мяч), перекатывание и захват мяча. Словесные игры с мячом — отличное решение задач по закреплению речевых навыков в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность, развитию общей моторики, навыков самоконтроля при выполнении задания.

Конструирование в дошкольном периоде — это игра, на основе, которой формируются продуктивные виды деятельности. Они способствуют становлению познавательных процессов, речевому, эмоциональному, творческому развитию, самостоятельности и произвольности процессов. Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева и др.) разнообразные игровые поделки. В своей логопедической работе я с успехом применяю игру-головоломку «Танграм». Игра способствует развитию внимания, воображения, мышления, комбинаторных способностей, мелкой моторики.

Технология наглядного моделирования:

Процессы развития фонематической стороны речи (восприятия, представлений, навыков звукового анализа и синтеза) предполагают знакомство детей со структурой слова. Традиционная технология наглядного моделирования позволяет детям «видеть» звуки, слова, проводить сложные виды работ по определению позиции звука в слове, в наглядной форме представить качественную характеристику звука. Коррекционно-развивающая работа по развитию грамматической стороны речи (форм словоизменения и словообразования, предложно-падежных конструкций) с применение специальных схем и модулей словесных игр в процессе коррекции звукопроизношения развивает в детях воображение и интуитивно понятную форму преобразования слов.

Мнемотехника:

Коррекция звукопроизношения невозможна без работы над выразительностью речи, её осмысленному дублированию в таких видах деятельности, как пересказ, заучивание стихов, скороговорок. Суть мнемотехники — на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Использование приёмов символической аналогии облегчает процесс запоминания детьми. Мнемотехника использует естественные механизмы (наглядно-образной памяти) мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Информационные технологии:

ИКТ в работе современного педагога:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями мероприятий.

3. Знакомство с периодикой, наработками других педагогов.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний, мастер-классов, «Круглых столов».

6. Обмен опытом: создание собственных мини-сайтов на популярных порталах, публикации материалов педагогической деятельности на различных сайтах.