«Выполнила: Харченко Евгения Сергеевна Использование ИКТ в работе педагога-психолога XXI век называют веком информатизации. Современные информационные компьютерные технологии (ИКТ) все...»

Использование ИКТ в работе

педагога-психолога

Выполнила:

Харченко Евгения Сергеевна

Использование ИКТ в работе педагога-психолога

XXI век называют веком информатизации. Современные информационные

компьютерные технологии (ИКТ) все больше внедряются в различные сферы жизни,

становятся неотъемлемой частью современной культуры.

ИКТ позволяют автоматизировать информационные процессы, долговременно и

компактно хранить, оперативно искать, быстро обрабатывать, продуцировать новую, передавать на любые расстояния и предъявлять в требуемом виде мультимедийную (ММ: текстовую, табличную, графическую, анимированную, звуковую и видео-) информацию.



Не обошла информатизация и сферу образования: детские сады и школы стали делать шаги в этом направлении:

В учреждениях появилась компьютерная техника;

Стало возможно иметь доступ к Интернету;

Информационные технологии используются в учебной, внеучебной, внеклассной деятельности;

Создаются специальные учебно-методические комплексы, ориентированные на использование ИКТ, коллекции цифровых образовательных материалов.

Приоритетные национальные проекты «Образование», федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды» включают:

создание федеральной системы информационного и научнометодического обеспечения развития образования;

предоставление образовательным учреждениям средств вычислительной техники, средств доступа к глобальным информационным ресурсам, общесистемных и прикладных программных средств, технического обслуживания;

применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе, включая: создание и использование в учебном процессе современных электронных учебных материалов наряду с традиционными учебными материалами;

подготовку педагогических, кадров образовательных учреждений, способных эффективно использовать в учебном процессе новейшие информационные технологию.

Все это позволяет разрабатывать и внедрять новые ИКТ – технологии в деятельности педагога-психолога в ОУ.

Использование ИКТ в образовании рассматривается с разных точек зрения;

1. как объекта изучения, начиная с дошкольного звена;

2. как средства автоматизации учебной, внеучебной, методической, управленческой и научной деятельности.

В настоящее время под информационно-коммуникационной технологией мы совокупность методов, алгоритмов и средств обработки и передачи понимаем документированной информации.

С этой точки зрения, к основным информационно-коммуникационным технологиям, используемым в учебном процессе, относятся:

офисные технологии, позволяющие подготовить большинство учебных, нагдядных материалов в Word, Excel, PowerPoint;

сетевые технологии, в рамках глобальной Интернет сети;

телекоммуникационные технологии, организующие взаимодействие между пользователями в рамках электронной почты, телеконференций, форумов и чатов;

широкий спектр специализированных программных средств, обеспечивающих документооборот внутри дошкольного учреждения (электронные формы отчетов, психологических заключений, протоколов консультаций и п.т.);

прикладные программы психологов для тестирования детей (такие как 1С), в которых представлены батареи методик, и обеспечена автоматизированная обработка тестовый данных;

мультимедийное оборудование с возможностью объемного моделирования, интерактивного письма.

В задачу педагога-психолога входит выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствие уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных особенностей возрастным ориентирам, требованиям общества и т.д.

Для качественного выполнения задач, стоящих перед психологом, ему необходимо использовать в своей деятельности передовые технологии, в том числе и информационные.

Компьютерные технологии в профессиональной деятельности психолога можно использовать в таких направлениях:

1. методическое;

2. коррекционно-развивающее;

3. диагностическое;

4. организационно-методическое;

5. просветительское.

Помощь компьютера позволяет увеличить объем выполняемой психологом работы, т. к. высвобождает время и помогает систематизировать и теоретический и диагностический материал. Наиболее распространенным и необходимым применение компьютера является при оформлении и хранении документации. Компьютер дает возможность хранить и корректировать годовое планирование, составлять на его основе месячные и недельные планы. Помогает в планировании и подготовке тренинговых занятий.

Сам процесс диагностики становится более адекватным, так как компьютер позволяет готовить стимульный материал для каждого ребенка отдельно. Это всевозможные анкеты, тестовые бланки и т.д. Результаты психологических диагностик сводятся в сводные таблицы. Наличие компьютера позволяет делать универсальные таблицы, аналитические справки, которые потом просто заполняются.

Использование информационных технологий значительно сокращает время тестирования и обработки полученных результатов. В работе психологической службы используют как готовые методики и программы, так и созданные на основе тестовой оболочки.

Достоинством технологии является то, что психометрические данные по основным показателям можно накапливать и пополнять в течение всего необходимого времени, производить качественный, сравнительный и графический анализ полученных данных.

При этом компьютерные технологии позволяют делать любую информацию зрительно наиболее воспринимаемой, так как сугубо теоретическая подача информации приводит к тому, что сохраняется в памяти всего лишь 30% от всего объема. В этом активно помогает составление различных диаграмм и графиков, подача которых в виде презентаций делает информацию наглядной и запоминающейся.

Кроме программно-методического комплекса, имеется возможность накапливать различные компьютеризированные тесты: тест Равена, тест Люшера, тест Айзенка, тесты профессионального отбора (программа Optant), которые автоматизируют математическую обработку данных психодиагностики, таким образом сокращая время и давая возможность охватить большее количество учащихся.

Компьютер является активным помощником психолога, так как позволяет иллюстрировать и разнообразить любой материал при подготовке и проведении коррекционно-развивающих занятий, научно-исследовательской и психопросветительской работы среди учащихся, педагогов и родителей.

Особенно следует отметить эффективное сочетание и использование возможностей компьютерных технологий.

Также можно отметить как очень эффективный среди информационных технологий метод использования презентаций:

на коррекционно-развивающих занятиях с учащимися;

на семинарах, практикумах с учителями, учащимися;

на педагогических советах.

Сбор информации и обмен опытом работы необходим для профессионального роста и высокого уровня психологической помощи учащимся. Психолог должен быть в курсе всех научных новинок и передового опыта. Поэтому необходим обмен опытом с педагогами-психологами образования, а также сбор и анализ новой информации в области дошкольной психологии. Это невозможно выполнить в настоящее время без использования компьютера. Он позволяет использовать как информационные ресурсы сети Интернет.

Таким образом, использование информационных технологий дало возможность:

классифицировать и систематизировать накопленный психологом теоретический и диагностический материал;

представить к сведению и размышлению наиболее интересные материалы теоретических и практических исследований в области психологии обучения, воспитания не только непосредственным участникам учебно-воспитательного процесса (ученикам, родителям, учителям), но и широкому кругу заинтересованных лиц на сайте детского сада и школы.

Появляется возможность преемственности в передаче психологических данных при переходе ребенка из одного учреждения в другое, особенно в рамках образовательных комплексов, объединяющих дошкольное и школьное обучение.

В чем же преимущество использования ИКТ педагогом-психологом в работе с детьми?

Первое и немало важное – это огромный интерес детей ко всему, что связано с компьютерами. Второе – широкие мультимедийные возможности. Третье – возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка. Четвертое – интерактивность компьютерных программ. Пятое–экономия временных ресурсов.

Вывод:

В любом случае, компьютерные технологии являются надежными помощниками школьной практической психологии. От нашей активности и жизненной позиции зависит, какую информацию будут воспринимать наши дети.

Тандем психологов и программистов может сделать современную информационную среду более созидающей, развивающей и безопасной, а также снизить ее негативное влияние на детей и подростков.

Похожие работы:

« САМОХВАЛОВ ВВЕДЕНИЕ В СИСТЕМЫ БАЗ ДАННЫХ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Под общей редакцией В.В. Григорьева МОСКВА – 2000 ГОРДУНОВСКИЙ Виктор Максимович, ГУТНИК Сергей Александрович, САМОХВАЛОВ Сергей Юрьевич. Введение в системы баз данных: Учебное пособие/ Под редакцией ГРИГОРЬЕВА Владимира Викторовича. Изд. МГИМО (Университет), 2000 г., с. В учебном...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени академика С.П. КОРОЛЕВА (национальный исследовательский университет)» Распределенная обработка данных в современных СУБД Электронные методические указания к лабораторным работам САМАРА Составители: Додонов Михаил Витальевич, Сопченко Елена Вильевна Рецензент: Авсиевич А.В. В пособии приведены методические указания к...»

«Утверждаю Председатель Высшего экспертного совета В.Д. Шадриков «» 2014 г. ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАТАХ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 02.04.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии. Управление проектами по разработке программного обеспечения ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет» Разработано: Менеджер проекта: /А.Л. Дрондин/ Эксперты АККОРК: _/ А.В. Королькова / /В.Н. Соснин/ /С.А....»

«ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕДАКЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ОБЩЕГЕОГРАФИЧЕСКИХ РЕГИОНАЛЬНЫХ КАРТ Министерство образования и науки Российской Федерации Московский государственный университет геодезии и картографии А.А. Макаренко, В.С. Моисеева, А.Л Степанченко Проектирование и редакционная подготовка общегеографических региональных карт Учебно-методическое пособие по курсовому проектированию для студентов по направлению подготовки «Картография и геоинформатика» Москва УДК 528.93 Рецензенты: кандидат технических...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ» Кафедра автоматизированных систем управления (АСУ) УТВЕРЖДАЮ Зав. кафедрой АСУ, профессор А.М. Кориков СОВРЕМЕННЫЕ ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ Самостоятельная и индивидуальная работа студента Учебно-методическое пособие для студентов уровня основной образовательной...»

«РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт математики, естественных наук и информационных технологий Кафедра экологии и генетики Пак И.В. ИММУНОЛОГИЯ. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020501 – Биоинженерия и биоинформатика, очной формы обучения Тюменский государственный университет Пак И. В....»

«Министерство образования и науки Российской Федерации Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова Кафедра информационных и сетевых технологий Организация и порядок проведения практики студентов факультета информатики и вычислительной техники ЯрГУ им. П. Г. Демидова Методические указания Ярославль ЯрГУ УДК 378.147.88(072) ББК Ч 481я73 О 64 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2012 года. Составитель О. Б. Лавровская...»

2016 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - Методички, методические указания, пособия»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

МБДОУ детский сад комбинированного вида №3 «Ручеёк»

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога ДОУ

Подготовил:

Педагог-психолог

Зуева С.В.


ИКТ технологии

XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии (ИКТ) все больше внедряются в различные сферы жизни, становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования. Использование ИКТ открывает широкие возможности в практической деятельности педагога-психолога, и органично дополняет традиционны формы работы, расширяя возможности взаимодействия с детьми и педагогами.


  • Диагностическая работа.
  • Методическая работа.
  • Просветительская и профилактическая работа с педагогами и родителями.
  • Работа с коллегами (педагогами-психологами ДОУ, школ).

Диагностическая работа

Возможность находить в интернете и распечатывать методики, стимульный материал, бланки заданий. Создание мультимедийных презентаций в программе POWER POINT.


Методическая работа

Работа в MICROSOFT OFFICE (EXCEL, WORD, POWERPOINT). Оформление отчетной и текущей документации, создание базы данных по итогам диагностики, составление графиков и диаграмм. Создание собственных презентаций, фотоальбомов.


Профилактическая, коррекционно-развивающая работа с детьми.

При реализации профилактической и коррекционно-развивающей работы с применением ИКТ есть возможность включать в занятие разнообразные компьютерные игры, направленные на развитие памяти, внимания, мышления («На что похоже?», «Найди лишнее», «Запомни и назови», «Игры для Тигры», игры – раскраски и др), использовать сенсорный стол. Приложение «paint» можно применять как арт-терапевтическую технику, используя вместе с музыкальным сопровождением.


Просветительская и профилактическая. Работа с родителями и педагогами ДОУ.

Создание памяток, буклетов, фотогаллерей, и пр. Документов, содержащих материалы по проблемам развития, обучения и воспитания детей, с последующим размещением их в детском саду и на интернет – сайте учреждения. Консультирование родителей, педагогов, используя возможности интернета. Создание презентаций при подготовке к совместным мероприятиям с педагогами, родителями.


Работа с коллегами

Создание своего блога, интернет-сайта, участие в работе профессиональных сетевых сообществ, чатов, on-line конференций. Использование информационных интернет – ресурсов (www.Maaam.Ru, www.Nsportal.Ru, и другие). Обмен с коллегами информацией с помощью электронной почты.


Таким образом, использование педагогом-психологом информационно-коммуникационных технологий в ДОУ, является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач : - развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); - обогащение кругозора; - помощь в освоении социальной роли; - формирование учебной мотивации; - развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); - организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.


Использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и его наставника; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.


Благодарю за


ИКТ

в работе

педагога-психолога

Выполнила: педагог-психолог

МБОУ «Комсомольская СОШ»

Яловая Ю. В.

ИКТ в работе педагога-психолога

В современной жизни без ИКТ никуда. Интернет проникает во все сферы педагогической работы. Сегодня из Интернета можно узнать самые скачать материалы для работы (презентации, видео-ролики, музыку, литературу) и многое другое; принять участие в интернет-конкурсах, вебинарах. Учителя могут обмениваться опытом работы со своими коллегами в Сети. И, конечно же, в данной ситуации не могли остаться в стороне и психологи системы образования. Педагоги-психологи все чаще используют информационно-коммуникационные технологии в своей работе: компьютерные программы для проведения диагностики и коррекции, активно участвуют в сетевых профессиональных сообществах, пользуются электронной библиотекой и т.п. Порой от обилия информации, идущей в Интернете педагогу трудно бывает сориентироваться, определиться что важнее, что необходимо. И, естественно, встает вопрос о систематизации необходимых ресурсов.

Психология счастливой жизни http://psycabi.net


Цель: проанализировать возможности использования ИКТ в работе педагога- психолога Задача: 1. дать определение понятия ИКТ в образовании. 2. перечислить виды ИКТ, используемые в образовании 3. привести примеры использования ИКТ в работе педагога-психолога


Определение понятия ИКТ в образовании ИКТ в образовании - это использование вычислительной техники и телекоммуникационных средств для реализации информационных процессов с целью оперативной и эффективной работы с информацией в образовательной системе. .


Виды ИКТ, используемые в образовании По решаемым педагогическим задачам: средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний); средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры); вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия); комплексные средства (дистанционные учебные курсы). .


Примеры использования ИКТ в работе педагога- психолога (средства, обеспечивающие базовую подготовку) Электронные учебники: Сайт педагога-психолога Петровой Елены Викторовны kij_ja_l panko_e_a_igumnov_s_a_psikhicheskoe_razvitie_detej_v_norme_i_patologii/ http://petrova.ucoz.ru/load/ehlektronnye_knigi_i_uchebniki_po_psikhologii/kolomins kij_ja_l panko_e_a_igumnov_s_a_psikhicheskoe_razvitie_detej_v_norme_i_patologii/ . Психическое развитие детей в норме и патологии. Я. Коломинский, Е. Панько Сайт педагога-психолога Петровой Елены Викторовны amoukina_prakticheskij_psikholog_v_shkole/ http://petrova.ucoz.ru/load/ehlektronnye_knigi_i_uchebniki_po_psikhologii/natalja_s amoukina_prakticheskij_psikholog_v_shkole/ . Практический психолог в школе. Н. Самоукина Bookap.info. Психологическая библиотека . Клиническая психология. Под ред. Б. Карвасарского


Примеры использования ИКТ в работе педагога- психолога (средства практической подготовки). Практикумы: Koob.ru . Практикум по психологии здоровья. Г. Никифоров Koob.ru . Тренинг уверенности в себе. М. Смит 5port.ru . Практикум по психологии личности. О. Елисеев


Примеры использования ИКТ в работе педагога- психолога (средства практической подготовки) Энциклопедии: Koob.ru . Энциклопедия глубинной психологии. З. Фрейд 5port.ru . Популярная психологическая энциклопедия. С. Степанов.


Примеры использования ИКТ в работе педагога- психолога (средства практической подготовки) Мультимедийные учебные занятия: Kit-Jobs Японский IQ - Тест при приеме на работу Мир психологии Мультимедиа по психологии. Видео и аудио советы. Дети на куличках Тесты знаний, тесты по разным школьным предметам, на определение IQ, тесты способностей.


Примеры использования ИКТ в работе педагога-психолога Урок с мультимедийной поддержкой- в классе стоит один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски» и ученики для защиты проектов; Урок проходит с компьютерной поддержкой- несколько компьютеров (обычно, в компьютерном классе), за ними работают все ученики одновременно или по очереди; Урок интегрированный с информатикой, проходит в компьютерном классе; Самостоятельное изучение(возможно дистанционное) с помощью специальных обучающих систем. .


Вывод: Использование информационно- коммуникационных технологий в сфере образования повышает эффективность образовательного и просветительского процесса; психологически облегчает процесс усвоения материала; органично дополняет традиционные формы работы школьного психолога. Я в своей будущей педагогической практике всегда буду опираться на различные возможности ИКТ, потому что это очень удобно и эффективно. Создание презентации было для меня далеко не простой работой, занявшей не один месяц накопления материала и работы с ним, но благодаря ей я узнала много того, что может помочь мне в моей дальнейшей педагогической практике.


Ресурсы: 1. Образование: вчера, сегодня, завтра Педсовет.org 3. Сайт педагога-психолога Петровой Елены Викторовны 4. Bookap.info. Психологическая библиотека 5. Koob.ru port.ru

Тема самообразования: «Возможности использования ИКТ в работе

педагога-психолога Солодкой И.Б., МБОУ СОШ №4, г. Покачи

2011-2012 г.г.


Актуальность темы.


За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, к организации своей деятельности.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. И поэтому сегодня, как никогда ранее, важен переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий во всех областях деятельности школы.

Использование информационно – компьютерных технологий становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Работа педагога-психолога не является здесь исключением . Современная ситуация в новом информационном пространстве школы диктует свои требования к педагогам – психологам. Старые формы работы уже не могут в полной мере обеспечить соответствие быстрому изменению общества и технологий. Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы в работе школьного психолога, решить эту проблему невозможно. Следовательно, необходимо искать эффективные методики и технологии. Одной из наиболее действенных технологий я считаю ИКТ, позволяющие сделать работу педагога-психолога более продуктивной. Однако эффективность их использования зависит от четкого представления о месте, которое они должны занимать в сложнейшем комплексе взаимосвязей, возникающих в системе образования. Необходимость использования компьютерных технологий в обучении очевидна и неоспорима.

Основной насущной проблемой школьного педагога-психолога является оперирование с огромным количеством данных – потоком школьников в разных параллелях; обработке диагностического, коррекционного и творческого продукта, созданного детьми; общение со взрослым контингентом, сопровождающим детей в воспитательно-образовательном процессе. На современном этапе практическая деятельность психолога уже не мыслится без использования компьютерных технологий, позволяет увеличить продуктивность работы школьного психолога.

Непрерывный рост психологических проблем в образовании, повышение требований к качеству и количеству выполняемой педагогом психологом работы приводит к необходимости совершенствования системы психологической службы.
Преимущества использования ИКТ открывают широкие возможности в практической деятельности психолога образования , органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности взаимодействия психолога с другими участниками образовательного процесса.

Цель: повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как педагога-психолога.

Задачи:

  • изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;
  • изучить опыт других психологов;
  • овладеть новыми информационными технологиями путем внедрения их в психологическую деятельность;
  • обобщить опыт работы по теме самообразования.

За время своей работы постоянно совершенствую уровень психологического мастерства, изучаю методическую литературу, в поиске нового, интересного.
В процессе работы над данной темой мною была изучена научно-методическая литература, я познакомилась с опытом работы различных авторов:

1.Соловьева Д. Компьютерные технологии для психолога // Школьный психолог - 2009.-№24. . 8-10.
2. Горячева А. В. Современные информационные технологии в работе педагога-психолога МОУ СОШ № 31 // http://www.ict.edu.ru
3.Организация деятельности школьного психолога в рамках информатизации системы образования // http://www.it-n.ru
4. Шипунова О.А. Педагогическая целесообразность использования ИКТ в деятельности педагога-психолога // http://www.openclass.ru

5. Никитенко С.Г. Интернет для психологов: ресурсы и технологии // Школьные технологии. – 2002. – № 2.

Ежегодно участвую в работе школьного и городского методического объединения, принимаю участие в работе педагогических семинаров, конференций. 2013-2014 уч. г. выступила с докладами: «Взаимодействие учителя и учащегося, как фактор создания комфортных условий образовательного процесса», «Психологическое сопровождение одаренных детей», «Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников введения ФГОС, «Организация деятельности школьной службы примирения».

Разработала программы: « Программа сохранения и укрепления психологического здоровья школьников и педагогов «гармония» (2011г.), «Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения» (2011г.), Психологическое сопровождение детей группы риска «Путь к успеху»(2012 г.), «П сихологическое сопровождение ФГОС НОО в начальной школе» (2012г.)
С целью развития профессиональной компетентности непрерывно и системно повышаю свою квалификацию через курсы повышения квалификации, вебинары.

Широкое поле деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, разнообразие задач, поставленных перед ним сегодня в условиях достаточно жестких временных рамок, делает невозможным их выполнение без привлечения современных информационных технологий. Причем привлечение ИКТ находит себя во всех направлениях деятельности: психодиагностика, психологическое консультирование и просвещение, коррекционная и развивающая работа, совершенствование профессиональной компетентности психолога.

Внедрение современных компьютерных технологий в школьную психологическую практику позволяет сделать мою работу более продуктивной и эффективной. При этом использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия с другими участниками образовательного процесса.

Диагностическая работа занимает большую часть времени психолога, так как требуется в ограниченный промежуток времени обработать и проанализировать результаты тестов, анкет, наблюдений. С помощью программы Microsoft Office Word процесс диагностики становится более доступным, так как компьютер позволяет готовить стимульный материал для каждого ребенка отдельно. Это всевозможные анкеты, тестовые бланки и т.д. В своей работе я использую электронные базы тестовых материалов и заданий, что значительно ускоряет процесс мониторинга групп учащихся. В школе мы используем учебный класс ММЦ, которым мы активно пользуемся, проводя тестирование на компьютерах коллективов детей. Преимущества использования таких технологий - в мгновенном получении анализа проделанного ребенком теста, какой бы огромный и трудозатратный тест ни был. Психологу остается только собрать данные каждого ребенка, систематизировать, проанализировать, сопоставить с целым классом работу, обсудить результаты тестирования, предлагая свои рекомендации и советы.

В своей работе п рименяю компьютерные версии диагностических методик «Иматон», «Амалтея» и

Использование информационных технологий помогает освободить огромное количество времени, затрачиваемое на обработку полученных данных. Так с помощью программы Microsoft Office Excel, я создаю разные виды отчетов как графических, так и текстовых, делаю различные выборки, составляю аналитические справки, которые потом просто заполняются. С помощью электронного обработчика тестов можно быстро, за 10-15 минут, подсчитать результаты тестирования сразу по нескольким классам. Кроме того, поскольку все данные заносятся в таблицы, при желании их можно распечатать и использовать, например, при составлении отчетов, консультировании, составлении статистической справки.

В процессе такой работы постепенно накапливается своя электронная библиотека, свой банк компьютерных тестов, которые пригодятся в работе со всеми участниками образовательного процесса.

Проведение диагностики на компьютере стимулирует у учащихся интерес к психологическим исследованиям, способствует личной заинтересованности учащихся, формированию их учебной, личностной и профессиональной мотивации, развитию рефлексии. В моей копилке собраны тесты на разные темы (готовность к школе, школьная мотивация, адаптация, профориентация и т.д.)

Психологическое консультирование и просвещение участников образовательного процесса .

К психодиагностике тесно примыкают такие виды работы школьного психолога, как психологическое просвещение и консультирование учителей, учащихся и родителей . При подготовке к выступлениям на родительских собраниях, педагогических советах, методических объединениях, психологических классных часах для учащихся, при проведении элективного курса передо мной встает вопрос: как можно нагляднее, доступнее донести информацию до слушателей? И сегодня надо признать, в данной работе невозможно обойтись без информационных технологий.

Повысить интерес к психолого-педагогическим знаниям, а также поднять уровень психологической культуры всех участников образовательного процесса помогает использование мультимедийных презентаций, созданных с помощью программы Microsoft Office Power Point. Мультимедийные презентации – тот инструмент, который помогает донести информацию, который помимо видеослайдов по теме позволяет представить табличную информацию, диаграммы и т.д. Данный метод позволяет делать мне любую информацию зрительно наиболее воспринимаемой, так кроме ряда видеослайдов по теме, используются различные диаграммы и графики с результатами диагностирования, подача которых в виде презентаций делает информацию наглядной и запоминающейся, в него могут быть вставлены музыкальные и видеофрагменты. Как правило, презентации, сопровождаемые красивыми изображениями, рисунками, схемами или анимацией, являются визуально привлекательными, они могут поддерживать должный эмоциональный уровень, удерживают произвольное внимание детей во время занятий, значительно повышают познавательную мотивацию.

В моем банке презентаций накоплено более 60 авторских разработок родительских собраний, выступлений на педсоветах, совещаниях с использованием презентаций

(См. приложение 1). Наглядно демонстрирую в презентациях и фильмах основные проблемы воспитания, способы их разрешения.

В работе с педагогическим коллективом презентации также применяются при реализации программы: «Гармония», для содействия сохранению психологического здоровья, психопрофилактики эмоционального напряжения всех участников педагогического процесса. Также использую презентации на семинарах, конференциях. Тренингах.

Использование офисной программы Microsoft Publisher помогает мне делать разного вида буклеты, памятки с необходимой информацией по проблеме.

Презентации, созданные мною, помогают овладению учащимися курса элективных занятий «Психология и выбор профессии». В моем банке накоплено более 20 презентаций к элективному курсу.

Коррекционная и развивающая работа
Широкое применение компьютерные технологии получили и в коррекционно - развивающей работе школьного психолога.
В коррекционно - развивающей работе информационные технологии использую в различных ракурсах – в зависимости от поставленных задач. К подобным технологиям относятся компьютерные программы обучающего и развивающего характера. Их использование способствует развитию познавательных процессов у учащихся; повышению эффективности обучения и учебной мотивации школьников, а также развитию их интеллектуальных и творческих возможностей. Неплохо показали себя и развивающие компьютерные игры, которые в первую очередь направлены на развитие какого-то конкретного свойства, качества или навыка. Данные игры удобнее всего использовать в процессе индивидуальной коррекционно-развивающей работы, так как в ходе работы ребенка за компьютером психолог все – таки должен наблюдать за процессом, контролировать правильность выполнения, помогать ребенку, если он испытывает какие – либо затруднения. Тем более что эффективность занятий от этого только возрастает. Мотивация детей значительно возрастает, едва они слышат слово «компьютер» или «компьютерная игра», стараются тренировать память, внимание, мышление с удвоенными силами. Я активно использую развивающие компьютерные игры для детей.
В тренинговой работе при коррекции эмоционально-волевой сферы, поведенческих нарушений без использования компьютерных технологий также не обойтись. Использую в работе авторские и разработанные презентации. Для создания сказкотерапевтической оболочки и при работе с учениками методами сказкотерапии используются возможности ЦОР. Благодаря этому сказка «оживляется». Вовремя созданный музыкальный аккомпанемент меняет эмоциональный настрой детей, помогает расслабляться, овладевать методами аутотренинга. Также сейчас можно найти множество профессионально записанных релаксационных программ и тренингов. Использование этих программ значительно экономит силы психолога и позволяет шире использовать коррекционные возможности, так как психолог может одновременно с тренинговой программой использовать наблюдение за детьми. Сегодня существует много коррекционных, развивающих компьютерных игр, психологических тренажеров, которые в условиях индивидуального использования способствуют, развитию определенных процессов учащихся. Особо это значимо для начальных классов.

Организационно-методическая работа

В организационно- методическую работу школьного психолога входят: разработка и оформление психологических программ, составление отчетов, предоставление результатов своей работы, и т.п. Использование информационных технологий помогает мне организовать на высоком уровне сбор, хранение, обработку и накопление информации о личностных характеристиках учащихся с целью отслеживания психологического развития личности и отработки коррекционных программ, которые составляются по результатам диагностики. С целью систематизации данных и возможности быстрого поиска информации, применение информационных технологий позволило мне создать электронную библиотеку, которая включает в себя: психологическую литературу, диагностический материал, коррекционно-развивающие программы, нормативно-правовую документацию, информационную базу контактов.

Психологические паспорта детей - это база данных, где содержится вся информация о тех детях, с которыми уже проводилась психологическая работа. Это очень важная часть деятельности школьного психолога, которая относится к психологическому сопровождению учащихся - особенно тех, кто по каким-либо причинам попал в «группу риска». Компьютерная база данных позволяет быстро отыскать информацию на нужного вам учащегося по фамилии и имени.
Кроме того, неотъемлемой частью работы любого педагога-психолога является саморазвитие. Представление психолого-педагогического опыта отражает профессиональную культуру психолога, его мастерство, компетентность. Это проявляется в выборе собственной позиции в образовательном пространстве, соответствующей его возможностям как специалиста и личности. И здесь использование ИТ тоже возможно: это создание электронного портфолио.
Сетевое взаимодействие сегодня пользуется популярностью в основном среди молодежи. Люди общаются на различные темы, обмениваются фотографиями, музыкой, информацией, опытом каждый день, не выходя из дома или не покидая своего рабочего места.

В нашем же случае этот тип общения включает в себя непосредственное взаимодействие психолога с учителями, учениками, с родителями, коллегами из других образовательных учреждений - через сеть Интернет, с помощью электронной почты, а также благодаря локальной сети школы. Воспользовавшись этими системами, мы можем пересылать необходимую информацию, осуществлять просветительскую работу, как говорится, «не сходя с места». Конечно, сетевое взаимодействие никогда не заменит личного общения с коллегами по работе, но нынешняя действительность такова, что с помощью дистанционных средств зачастую можно намного быстрее добиться ответа, решить проблему, донести информацию до представителей целевых групп .


Использование ресурсов сети Интернет

Интернет – как возможность широкого использования информационных ресурсов сегодня незаменим для специалистов образования. Часто для оказания психологической помощи мне приходится использовать ресурсы сети Интернет. Возможность использования данных ресурсов позволяет мне иметь самую новую и современную информацию, без которой невозможно квалифицированно оказать помощь в решении трудных и важных вопросов. Поиск и отбор информации по различным областям психологии (чтение в сети Интернет книг, статей и электронных периодических изданий по психологии; просмотр психологических словарей, энциклопедий; ознакомление с бланковыми и компьютерными методиками изучения различных психических свойств и характеристик личности, взаимоотношений в коллективе и другими диагностическими материалами и т.д).

Используемые Интернет сайты:

Www.psychol.ras.ru- Институт психологии РАН

Www.imaton.spb.su- Институт практической психологии Иматон

Http:// www.planey.ru/- Психологический Образовательный Тренинговый Центр

Www.psycho.all.ru- проект Психология – Вся Россия

Http:// wwwpsychology.net.ru/- Мир психологии

Http: //www.voppsy.ru/news.htm- Вопросы психологии

Http://www.pbi.ru/dic/t/t_12.htm- Психологический словарь «Планея»

Также необходимо отметить значительную роль информационных технологий в самообразовании психолога, повышении его мастерства и качества работы за счет участия в различных дистанционных курсах, конкурсах, форумах. Специалист получает возможность профессионального роста, находясь в родных стенах, ведь, ни для кого не секрет, что психологи – тоже семейные люди и вырваться от каждодневных забот бывает обременительно.

Из всего вышесказанного, делаю следующий вывод:

Итак, применение ИТК в деятельности педагога-психолога образовательных учреждений сегодня уже не прихоть «продвинутого» специалиста, а обыкновенная необходимость, с которой приходится считаться. Умение применять компьютерные технологии - это насущная потребность современной школы.

Компьютер является надежным помощником психолога при подготовке и проведении психодиагностики, коррекционно-развивающих занятий и просветительской работы среди всех участников образовательного процесса.

Применение современных информационных технологий в работе психолога, помимо решения психологических задач, способствует повышению информационной культуры учащихся, родителей и педагогов.

Тандем психологов-теоретиков, психологов-практиков и программистов могут помочь сделать современную информационную среду более созидающей, развивающей и безопасной. А от нашей активности и жизненной позиции будет зависеть, развитие и закрепление информационных компьютерных технологий в деятельности школьного психолога.

Использование ИКТ способствует подготовке разносторонне развитой личности, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию.
Роль информационных технологий в работе педагога-психолога сложно переоценить. Значение ИКТ постоянно растет. Расширяется спектр используемого в работе психолога арсенала. Качество работы творческого психолога, без сомнения возрастает.

На следующем этапе своей психологической деятельности я планирую самообразование по новой теме, связанной с переходом на новый федеральный стандарт.

Закончить свое выступление я бы хотела словами - Наши знания никогда не могут иметь конца именно потому, что предмет познания бесконечен (Б. Паскаль)

Приложение 1.

Список презентаций

  1. 2011 г. – Презентация к городской конференции для родителей «Активные методы взаимодействия школы с родителями. Психология родителям»
  2. 2011 г. – Презентация ЦОР «Плакат – схемы по теме «Подростковый суицид»
  3. 2011 г. – Презентация семинара для педагогов «Психологический климат в классе»
  4. 2011 г. – Презентация психологического КВН «Психология – это серьезно!?»
  5. 2011 г. – Презентация к анализу работы «Комплексное психологическое сопровождение обучающихся I и II ступени»
  6. 2011 г. – Презентация семинара-практикума для педагогов «Стресс. Встретим его достойно!»
  7. 2011 г. – Презентация семинара для кл. руководителей «Психолого-педагогическая помощь школьникам с проблемами в обучении»
  8. 2011 г.- Презентация семинара для кл. руководителей «Подростковый суицид»
  9. 2011 г. – Презентация программы городского семинара «Психолого- педагогическое сопровождение предпрофильной и профильной подготовки»
  10. 2011 г. – Презентация к родительскому собранию «Как помочь ребенку выбрать профиль».
  11. 2011 г.- Презентация к родительскому собранию «Готовимся к школе».
  12. 2011 г.- Презентация к педагогическому совету «Адаптация первоклассников в рамках введения ФГОС»
  13. 2011 г. Презентация к педсовету «Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения»
  14. 2012 г.- Презентация к родительскому собранию «Ваш ребенок пятиклассник»
  15. 2012г. - Презентация к родительскому собранию «Трудности адаптации первоклассников»
  16. 2012 г. – Презентация к родительскому собранию «Развиваем у ребенка внимание»
  17. 2012 г. - Презентация родительскому собранию «Как развивать память школьника»
  18. 2012 г. – Презентация семинара Одаренные дети: особенности
  19. психического развития»
  20. 21.2012 г. – Презентация родительскому собранию «Четвероклассники – выпускники начальной школы»
  21. 2012 г. – Презентация семинара для педагогов 5-х классов «Начало пятого класса сложный период»
  22. 23.2012г.- Презентация семинара для кл. руководителей «Психолого-педагогическое сопровождение детей с девиантным поведением»
  23. 2012 г. - Презентация КВН для 5-х классов «Культура психологического общения»
  24. 26.2012г. - Презентация к классному часу «Я – школьник»
  25. 27.2013г.- Презентация к родительскому собранию «Ваш ребенок стал учеником»
  26. 28.2013 г.- Презентация к родительскому собранию «Скоро в школу»
  27. 29.2013г. – Презентация к классному часу «Учимся общаться без предрассудков»
  28. 30.2013г.- Презентация к классному часу «Давайте жить дружно!»
  29. 31.2013г.- Презентация к классному часу «Встречаем Олимпиаду в Сочи!»
  30. 2013г. – Презентация к городскому семинару «Психолого-педагогическое сопровождение детей с признаками одаренности»
  31. 2014г. – Взаимодействие учителя и учащегося, как фактор создания комфортных условий образовательного процесса»
  32. 2014г. – Организация деятельности школьной службы примирения»