Окончание Второй мировой войны поставило вооруженные силы (ВС) США перед проблемой сокращения личного состава и техники и необходимостью принятия новой военной стратегии, исходя из условий мирного времени.

В составе американского флота к концу 1945 года имелись два тяжелых авианосца «Саратога» и «Энтерпрайз», 19 авианосцев типа «Эссекс», девять - типа «Индепенденс» и еще 49 легких конвойных авианосцев. На судостроительных верфях в разной степени готовности было еще 36 авианосцев различных классов. Из них 12 так и не были достроены, а три корабля типа «Мидуэй», пять - типа «Эссвкс», два - rvina «Сайпан» и 16 конвойных авианосцев в 1947 г. пополнили состав военно-морских сил.

К концу 40-х годов ВМС выработали собственную стратегию развития вооружений. Планировалось построить четыре принципиально новых суперавианосца типа «Юнайтед Стейс», вооружить палубные самолеты ядврным оружием и сохранить ведущую роль флота в ВС США.

Однако этим планам не суждено было сбыться. Наилучшим средством доставки ядерных бомб в то врвмя считались тяжелые бомбардировщики ВВС. Деньги на строительство авианосцев «Юнайтед Стейтс» у флота отобрали и передали ВВС. Это решение официально объявили в апреле 1949 года, оно повергло высшее командование флота в состояние шока. Морской министр подал в отставку, а в штабах начали ходить небезосновательные слухи о передаче морской авиации военно-воздушным силам и упразднении корпуса морской пехоты. Неизвестно, чем бы закончилось противостояние двух видов вооруженных сил, не обратись Карл Винсон, в то время председатель комиссии по делам вооруженных сил США, к президенту и Конгрессу. В течение двух недель комиссия Конгресса проводила расследованив сложившейся ситуации. Определенного решения тогда не приняли, но морская авиация осталась под юрисдикцией флота.

Через год началась война в Корее, которая отрезвила сторонников радикального сокращения флота. В общей сложности в боевых действиях участвовали 12 авианосцев, большей частью ударные типа «Эссекс». Авиация флота совершила 275 912 боевых вылетов, сбросив 163 026 т бомб и выстрелив 71 804 ООО снарядов из бортовых пушек. По американским данным, на 27.06.1953 г. потери составили 564 самолета, причем только пять из них было сбито в воздушном бою. Эффективность применения палубных штурмовиков, при осуществлении ими воздушной поддержки, заставила ВВС изменить тактику действий своих самолетов и восстановить в своем составе тактическое авиационное командование.

Уже в конце корейской войны флот получил долгожданные ассигнования на развитие авианосных сил. Возвращаться к стврым проектам не стали и развернули большую программу модернизации кораблей типа «Мидуэй» и «Эссекс». Одновременно с этим заложили новый ударный авианосный корабль «Форрестол». До 1959 года в строй вошли четыре авианосца этого типа. В 1961 году к ним присоединился самый большой военный корабль того времени - атомный авианосец «Энтврпрайз». Считалось, что начиная с этого момента будут строиться только атомные авианосцы, но из-за их большой стоимости опять вернулись к проекту «Форрестол», намного усовершенствовали его и запустили серию из трех авианосцев типа «Китти Хок». Они вошли в состав флота до конца 1966 года.

Последний американский авианосец с котлотурбинной силовой установкой «Джон Ф. Кеннеди» заложили в 1967 году. В настоящее время строятся исключительно атомные авианосцы типа «Честер У.Нимиц», первый корабль из этой серии спущен на воду 13 июня 1972 года.

В послевоенное время авианесущие корабли условно разделили на пять подклассов: ударные авианосцы (CVA), атомные ударные (CVAN), противолодочные (CVS), легкие авианосцы (CVL), десантные вертолетоносцы (LPH) и вспомогательные авиатранспорты (AVT) - учвбныв корабли в мирное врвмя.

В 70-х годах противолодочные авианосцы стали постепенно выводить из боевого состава флота. Выполнение их задач возложили на ударные, после чего последние переклассифицировали в многоцелевые (CV) и атомные многоцелевые (CVN).

УДАРНЫЕ АВИАНОСЦЫ ТИПА «ЭССЕКС»

Самым многочисленным типом ударных авианосцев являются корабли типа «Эссекс» - проект 27. Начиная с 1941 года их построили 24 единицы: 17 - во время войны и семь - в послевоенный период (см. таблицу 1).

Ангар авианосца вмещал 80-100 самолетов. Организационно они сводились в авиагруппу, состоящую из четырех эскадрилий: две - реактивных истребителей, одна - штурмовиков и одна - поршневых истребителвй. Все авиационно-техническое оборудование кораблей, кроме катапульт, рассчитывалось на самолеты взлетной массой до 14 т. Самолвты взлетали после свободного разбега по палубе длиной 270,8 и шириной 39 м. Для взлета могли использоваться двв гидропневматические катапульты, установленные в носовой части корабля. Для перезарядки катапульты и старта очередного самолета требовалось две минуты. Большое число аварий при посадке самолетов заставляло конструкторов постоянно увеличивать количество тросов азрофинишеров и аварийных барьеров. На «Эссексах» число тросов достигло 12, а барьеров - пяти. Несмотря на это аварии по-прежнему были частым явлением. 4 июля 1950 года четыре поврежденных «Скайрейдера» 55-й штурмовой эскадрильи возвращались с боевого задания. Один из них, получивший повреждения от огня корейских зенитчиков, не уменьшил скорость при заходе на посадку, проскочил все 12 тросов, пять аварийных барьеров и врезался в строй впереди стоящих самолетов. В результате девять машин получили различные повреждения, а три из них оказались полностью разбитыми. Согласно инструкции посадка проходила с выключенным двигателем. Если крюк не зацепился за тросы финишера, то самолет не мог езлететь и уйти на второй круг. По этой причине в традицию палубной авиации вошла посадка с открытыми фонарями кабин, тогда у экипажа появлялся хоть какой-то шанс выжить.

Корабль оборудован тремя самолетоподъвмниками - одним бортовым и двумя палубными. Ангар открытого типа находился под палубой. Открытый ангар хорошо вентилировался и освещался, но вместе с тем отлично просматривался с рядом проходящих судов. Самым слабым местом авианосца в конструктивном отношении считалась носовая часть с нависающей над ней «козырьком» взлетной палубой. В штормовую погоду «козырек» часто ломался, выводя корабль из строя.

Артиллерийское вооружение авианосца включало в себя 12 орудий калибром 127 мм и большое количество малокалиберных (20-мм, 40-мм) зенитных автоматических пушек.

Максимальная скорость авианосцев этого типа - 30 узлов, полное водоизмещение достигало 33 ООО т. Дальность плавания при скорости хода 15 узлов - 12 ООО миль.

В целях повышения ударных возможностей и обеспечения базирования на них тяжелых штурмовиков «Сэвидж» авианосец «Орискани» достраивали по измененному проекту - 27А, с усиленной палубой. Аналогичной модернизации подвергли и уже построенные корабли «Хэнкок» и «Бон Хомм Ричард», поэтому их часто выделяют в отдельный тип - «Орискани».

Высокая аварийность и плохие мореходные качества, а также изобретение англичанами угловой палубы и паровой катапульты заставили модернизировать авианосцы 27-го проекта. Угловая палуба представляла собой прямоугольный участок, расположенный под углом 10,5° к продольной оси корпуса (стандарт для всех американских авианосцев), предназначенный для посадки. Даже если садящийся самолет не зацепился за тросы финишера, то он уже не представлял никакой опасности для впереди стоящих самолетов и мог уйти на второй круг. Изменилась и техника посадки на палубу: двигатель уже не выключали, а старались поддерживать ту скорость самолета, на которой он хорошо слушался рулей. Такую посадку назвали «скоростной». Ширина палубы аыросла до 52 м. Количество тросов аэрофинишера уменьшили до четырех, а аварийных барьеров - до одного. Кроме этого, новый проект предусматривал перестройку носовой части корабля, так называемый «штормовой нос». Теперь носовая часть палубы была надежно закреплена и передняя часть ангара полностью закрыта от попадания воды. Избавились и от кормового палубного самолетоподъем-ника, который считался потенциально опасным, так как его заклинивание лишало самолеты возможности сесть на палубу. Грузоподъемность само-летоподъемников довели до 36,5 т. Паровые катапульты позволили использовать более тяжелые реактивные самолеты, за катапультой установили отражатели реактивной струи. В 50-х годах большинство авианосцев прошли очередную модернизацию и были переклассифицированы в противолодочные. Через 20 лет почти все из них попали а металлолом, осталось только пять кораблей этого типа: четыре авианосца типа «Эссекс» числились в резерве и один - «Лексингтон» - использовался флотом а качестве учебного. По состоянию на 1991 год в составе флота находился только один авианосец «Лексингтон». Два других авианосца: «Бон Хомм Ричард» и «Орискани» были законсераированы. В настоящее время все авианосцы этого типа выведены из состава флота.

А ВИАНОСЦЫ

«ЭССЕКС»

Таблица 1

Название

Бортовой номер

Введен в боевой состав флота

Перекласси­фицирован

Выведен из состава флота

в CVS

«Эссекс»

«Йорктаун»

«Интрепид»

«Хорнет»

«Франклин»

«Тикондерога»

«Рэндолф»

«Лексингтон»

«Банкер Хил л»

«Хэнкок»

«Беннингтон»

«Боксер»

«Бон Хомм

«Кирсардж»

«Орискани»

«Энтиетэм»

«Принстон»

«Шанфи-Ла»

Чемплэйн»

«Тарава»

«Филиппин

УДАРНЫЕ АВИАНОСЦЫ ТИПА «МИДУЭЙ»

Корабли Tina «Мидуэй» - самые большие авианосцы, заложенные в период Второй мировой войны. Планировали построить шесть кораблей. После окончания аойны заказ уменьшили до трех (см. таблицу 2).

Авианосцы рассчитывались на базирование 100-137 самолетов взлетной массой до 25 т. Самолеты располагались а ангаре открытого типа. Организационно они сводились в шесть эскадрилий: две - истребителей (легких и тяжелых) и четыре - штурмовиков (одна - тяжелых). Ангар разделялся четырьмя противопожарными перегородками. Основным способом взлета являлся свободный разбег по палубе длиной 285 и шириной 40 м. Бронированная палуба оборудована аэрофинишером с десятью тросами, четырьмя аварийными барьерами и двумя гидропневматическими катапультами. Три самолетоподъемника располагались по первоначальной схеме авианосцев «Эссекс». Оборонительное вооружение включало 18 пушек калибром 127 мм и несколько десятков 40-мм зенитных автоматов. Скорость хода 33 узла, полное водоизмещение 55 ООО т, экипаж 2600 чел «Мидуэй» начали модернизировать одновременно с «Эссексами», проект получил условный код - 110. Большие первоначальные размеры кораблей позволили установить угловую палубу большей ширины, ее максимальная ширина стала достигать 64 м. Корабли оснастили и новым авиационно-техническьм оборудованием, рассчитанным на массу самолета до 35 т. Изменения коснулись и пушечного вооружения: оставили десять 127-мм пушек, а вместо 40-мм автоматов поставили 76-мм автоматические зенитные пушки. Возросшие размеры реактивных самолетов вынудили уменьшить их количество до 80 единиц. Но ударная сила авианосцев при этом возросла

Последний корабль из серии «Мидуэй» - авианосец «Корал Си», проект 110А - имел существенные отличия: на нем стояли только бортовые са-молетоподъемники и три паровые катапульты (у остальных по две), одна из них - на угловой палубе.

В 70-х годах авианосцы прошли еще одну модернизацию с целью продления срока службы до 40 лет. Зенитные пушки заменили на две пусковые установки ЗРК «Си Спэрроу». Для борьбы с низколетящими целями и противокорабельными ракетами поставили три 20-мм системы «Вулкан Фаланкс». С1975 года корабли аошли в подкласс многоцелевых. Изменился состав авиакрыла, базирующегося на авианосце: одна эскадрилья штурмовиков (А-6), три эскадрильи истребителей-штурмовиков (F-18), четыре самолета дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО), четыре заправщика КА-6, четыре самолета РЭБ ЕА-6 и шесть вертолетов «Си Кинг».

АВИАНОСЦЫ ТИПА «МИДУЭЙ»

Таблица 2

Название

Бортовой

«Мидуэй»

«Фр. Д. Рузвельт»

«Корал Си»

УДАРНЫЕ АВИАНОСЦЫ ТИПА «ФОРРЕСТОЛ»

Проект 80 - «Форрестол» был первым реализованным послевоенным проектом авианесущих кораблей в США. Это самые большие в мире авианосцы с обычной энергетической установкой. Голоаной корабль серии заложили в июле 1952 года, строили три года и ввели в строй 1 октября 1955 года (см. таблицу 3).

С кораблем «Форрестол» связана, пожалуй, самая любопытная страница в истории палубной авиации. В октябре 1963 года, в пятистах милях от Бостона, на его борту развернулись летные испытания самолета-заправщика GV-1 (обозначение KC-130F «Геркулес» до 1962 года в ВМС). Сначала этот самолет с бортовым номером 798 практически без переделок конструкции совершил 29 имитаций посадки на палубу по типу «касание - немедленный взлет». Когда летчики «Геркулеса» достаточно потренировались, началась основная фаза испытаний. Их цель - исследовать возможность базирования тяжелых самолетов-заправщикоа на ударных авианосцах. Всего «Геркулес» совершил 21 посадку и 21 взлет с палубы, во время которых ни тормозной крюк, ни стартовые ускорители не использовались. Взлетная масса самолета доходила до 54 430 кг (напомним, что максимальная взлетная масса С-130 доходит до 70 400 кг). Однако регулярные полеты машины такого класса оказались невозможными из-за малой площади палубы и непостоянной силы ветра. Несмотря на это, «Геркулес» вошел в историю как самый большой и тяжелый палубный самолет.

По первоначальному проекту построено четыре корабля: «Форрестол», «Саратога», «Рэйнджер» и «Индепенденс». Последний авианосец спущен на воду в 1958 году.

Впервые ангар на 80- 100 реактивных самолетов выполнен закрытым со всех сторон, кроме кормового «окна». Основной способ взлета - катапультный. Бронированная палуба толщиной 45 мм и длиной 331 м оборудована угловым посадочным участком, общая ширина - 76,8. Авианосец имеет четыре паровые катапульты повышенной мощности, две - в носовой части и - две на угловой палубе. Перезарндка катапульты занимает 25-30 с. Четыре бортовых самолетоподъемника с размерами платформ 20x16 м (последняя цифра на 3 м больше, чем у «Мидуэя») могут поднимать на палубу самолеты массой 50 т. Для остановки садящихся на палубу самолетов имеются аэрофинишер с шестью тросами и аварийный барьер. Большое внимание при проектировании уделили уменьшению размеров надстройки и расположению дымовой трубы, стараясь, чтобы дым не закрывал кормовую часть палубы.

На корабле базировались: одна эскадрилья тяжелых штурмовиков, четыре эскадрильи - легких, две - истребителей, одна - разведчиков и одна - самолетов ДРЛО. После вывода из состава флота противолодочных авианосцев на «форрестолы» вместо двух легких штурмовых эскадрилий посадили две противолодочные. В настоящее время тяжелых штурмовиков в авиации флота нет. И их место заняли самолеты РЭБ

Оборонительное вооружение состоит из восьми 127-мм зенитных пушек.

Протурбинная силовая установка мощностью 280 ООО л.с. приводит в действие четыре гребных винта диаметром 6,7 м, которые разгоняют корабль водоизмещением 76 ООО т до скорости 33 узла. Авианосец управляется тремя рулями.

Следующие два корабля - «Китти Хок» и «Констелейшн» строились по усовершенствованному проекту 127А. Основные отличия - в расположении модернизированной надстройки и в размещении самолетоподъемников на палубе. Один из подъемников перенесли с конца посадочной полосы в левую (парковую) часть угловой палубы, увеличив безопасность полетов. Количество тросов аэрофинишера уменьшили до четырех (стандартное число для всех современных кораблей).

Дальнейшим развитием серии «Форрестол» являются корабли «Америка» и «Джон Ф.Кеннеди». Оба строились по разным проектам (127В и 127С), с усовершенствованиями, использовавшимися на атомном авианосце «Эн-терпрайз», и таким же авиационно-техническим оборудованием. «Джон Ф.Кеннеди» - последний американский авианосец с обычной силовой установкой (СУ). После него строились корабли только с ядерными СУ. В настоящее время все авианосцы типа «Форрестол» остаются в строю и постепенно проходят модернизацию. Сам «Форрестол» переведен в класс учебных кораблей, и на нем проходят подготовку пилоты палубной авиации. Экипаж корабля типа «Форрестол» состоит из 4200 человек.

АВИАНОСЦЫ ТИПА «ФОРРЕСТОЛ» Таблица 3

Название

Бортовой

«Форрестол»

«Саратога»

«Рэйнджер»

«Индепенденс»

«Китти Хок»

«Констелейшн»

«Энтерпрайз»

«Америка»

«Дж.Ф.Кеннеди»

АТОМНЫЙ УДАРНЫЙ АВИАНОСЕЦ «ЭНТЕРПРАЙЗ»

Первым в мире атомным авианосцем стал корабль «Энтерпрайз» с бортовым номером 65. Спущенный на воду 24 сентября 1960 года, он воплотил в себе все последние достижения науки того времени. В движение его приводит ядерная СУ, состоящая из восьми атомных реакторов фирмы «Вестингауз» и 32 парогенераторов общей мощностью 300 000 л.с. Редукторы, передачи и т.д. заимствованы от атомных подводных лодок. Без дозаправки «Энтерпрайз» проплывает 4 300 000 морских миль с постоянной скоростью 20 узлов. Атомному кораблю не нужно возить с собой большое количество мазута, и его место заняло авиационное топливо, общий запас которого 15 ООО т. Этого вполне достаточно для обеспечения двух ежедневных боевых вылвтов всех самолетов корабля в течение недели. Длина палубы 336 м, ширина 76 м.

Ангар «Энтерпрайза» рассчитан на 100 самолетов. Они подаются на палубу четырьмя самолетоподъемниками с размерами платформы 26x16 м. Взлет обеспечивается четырьмя паровыми катапультами. Аэрофинишер че-тырехтросовый, аварийную остановку самолета осуществляют барьером из нейлоновых лент. Состав авиационного крыла аналогичен крылу авианосцев типа «Форрестол».

Дымовой трубы на корабле нет, и надстройка, соответственно, имеет небольшие размеры. Выполнена она в виде куба. На его гранях установлены антенны обзорной РЛС. Интересно, что копия этой надстройки (с такими же антеннами) была у ракетного крейсера «Лонг Бич». Он и атомный крейсер «Бейнбридж» совместно с «Энтерпрайзом» составляли первое американское атомное быстроходное авианосное соединение, сформированное в начале 1963 года. Основная задача крейсеров состояла в обеспечении противовоздушной и противолодочной обороны авианосца.

Собственное оборонительное вооружение авианосца состояло из ЗРК «Терьер». Уже после реконструкции корабля в 80-х годах «Терьер» сняли и заменили на ЗРК ближнего действия - «СиСпэрроу». Надстройку перестроили, теперь она имеет совершенно иной вид, потеряв при этом свои характерные антенны. В настоящее время «Энтерпрайз» находится в боевом составе флота.

АТОМНЫЕ УДАРНЫЕ АВИАНОСЦЫ ТИПА «НЕСТЕР У.НИМИЦ»

Первый корабль серии заложен в 1968 году и введен в строй в мае 1972 года. В боевом строю находятся аосемь кораблей этого типа. В постройке находится еще один такой же корабль (см. таблицу 4).

Авианосцы типа «Честер У.Нимиц» являются самыми большими военными кораблями в мире. Атомная силовая установка их более совершенного типа, чем у «Энтерпрайза». Она состоит всего из двух реакторов, которые заправляются ядерным топливом один раз в 13 лет. Реакторы располагаются в трюмах, почти посередине корпуса в двух независимых герметичных отсеках. Полетная палуба длиной 332,9 м и максимальной шириной 76,8 м покрыта материалом на основе резины. Угловой посадочный участок, на котором установлены четыре троса аэрофинишера и аварийный барьер, оборудован двумя паровыми катапультами. По периметру палубы установлены вертикальные, откидывающиеся во время полетов антенны радиосвязи.

Справа по борту на палубе находится семиэтажная надстройка с антеннами радиотехнических систем. В ней размещаются пункт управления полетами, ходовая рубка, каюты капитана и командира авиакрыла.

Перед началом полетов самолеты подаются на палубу четырьмя самолетоподъемниками. Два из них расположены перед надстройкой, поближе к носовым катапультам. Между катапультами находится пост управления, с которого можно регулировать скорость, до которой разгоняется стартующий самолет. Перед вылетом снаряженная машина взвешивается, закрепляется на челноке катапульты, вес вводится в устройство управления катапультой, и после готовности самолет взлетает. В случае использования всех четырех катапульт группа из 20 самолетов может быть поднята в воздух за 5-6 минут.

Самолеты снаряжаются на палубе, для этого на ней предусмотрены три лифта автоматизированной системы подачи боеприпасов, заправочные посты и разъемы электропитания.

Под полетной палубой расположена галерейная палуба. Она обеспечивает сквозной проход по всей длине корабля, поскольку во время полетов выход на «верх» большинству членов экипажа запрещен. На галерной палубе размещаются посты управления катапультами, финишером, каюты и боевой пост управления. Ниже галерейной имеются еще десять палуб различного назначения. Основная из них - ангарная. Высота ангара около восьми метров, вместимость 90-100 самолетов, в случае пожара он автоматически разделяется на три герметичных отсека

Полное водоизмещение авианосца 91 500 т, максимальная скорость хода 30 узлов. Корабль может вести боевые действия вдали от баз без снабжения в течение 16 суток. Авиакрыло (96 самолетов), располагающееся на авианосце, состоит из девяти эскадрилий: двух истребительных, трех штурмовых (истребительно-штурмовых), одной РЭБ, одной ДРЛО и двух противолодочных (самолеты, вертолеты). Оборонительное вооружение - три ЗРК «Си Спэрроу» и три установки «Вулкан Фаланкс». Общая численность экипажа 3300 человек. Только обслуживанием взлетно-посадочного оборудования, подъемников и подготовкой самолетов занимаются 850 человек, а 300-400 человек занимаются ремонтом самолетов и оборудования. Специальное подразделение обеспечивает подготовку и подвеску вооружения и т.д. Все, кто участвует в полетах и находится на палубе, носят защитные шлемы и наушники. Регулировщики, указывающие направление движения самолетам, надевают желтые куртки или майки (в летнее время). Наименее заметными выглядят техники самолетов (в униформе коричневого цвета) и аодители палубных машин (зеленого). Офицеры, обслуживающие катапульту, и финишер носят синие куртки. Для транспортировки самолетов по палуба имеются специальные тягачи желтого цвета. Во время полетов на палубе вблизи посадочной полосы находятся дежурный тягач и пожарная машина.

АВИАНОСЦЫ ТИПА «ЧЕСТЕР У.НИМИЦ» Таблица 4

Название

Бортовой

«Честер У.Нимиц»

«Дуайт Эйзенхауэр»

«Карл Винсон»

«Теодор Рузвельт»

«Абрахам Линкольн»

«Джордж Вашингтон»

«Джон Стеннис»

«Гарри Трумэн»

«Рональд Рейган»

Даже в мирное время и вне зависимости от тактической обстановки авианосцы находятся в постоянной боевой готовности. Во время плавания в воздухе находятся противолодочный самолет и самолет ДРЛО. Как и на «сухопутных» аэродромах, на авианосце все время дежурит пара истребителей, чаще всего они стоят в районе надстройки.

А.ЧЕЧИН, г. Харьков

«Моделист-конструктор» № 9"99

Боевые корабли с ядерными силовыми установками стоят в том же ря­ду, что и пароход, гребной винт и другие великие изобретения, которые позволяют военно-морским силам одерживать победы над неприятелем. Военно-морской флот США с самого начала отнесся к программе стро­ительства атомных судов очень серьезно, и первым таким судном стала подводная лодка «Наутилус» (SSN-571). Лодка вступила встрой 21 ян­варя 1954 г., и за ней последовал целый ряд атомных субмарин различ­ных классов.

Потом пришла очередь надводных кораблей; впрочем, их было значительно меньше. В общей сложности было построено всего лишь девять атомных крейсеров, фрегатов и эсминцев; к концу XX ве­ка все они были выведены из состава действующего флота и отправле­ны на металлолом. Военно-морской флот США обнаружил, что ядерными силовыми установками рентабельнее всего оборудовать подводные лодки и сверхтяжелые авианосцы .

ЭВОЛЮЦИЯ АВИАНОСНОГО ФЛОТА США

Первым атомным супергигантом был авианосец ВМФ США «Энтерпрайз» (CVN-65), вступивший в строй 25 ноября 1961 г. и бессменно остававшийся в его составе до 2012 года, за исключением пере­рывов на капитальные ремонты и дозаправку ядерным топливом.

Первым представителем следующего класса американских атомных авианосцев стал «Нимиц» (CVN-68), который вошел в строй 3 марта 1975 г. За ним последовали авианосцы «Дуайт Д. Эйзенхауэр» (CVN-69) и «Карл Виисон» (CVN-70), также принадлежащие к классу «Нимиц». Последний в этом ряду корабль «Карл Винсон» вступил в строй в 1982 г. Первым кораблем следующей серии атомных авианосцев стал «Теодор Рузвельт» (CVN-71), который вошел в строй 25 октября 1986 г., то есть более чем через десять лет после «Нимица».

Следующей новинкой для американской авиации морского базирова­ния станет футуристический авианосец, который служит сейчас пред­метом оживленных обсуждений среди военно-морских специалистов всего мира. Это будет атомный авианосец XXI века CVN-21. Конечно, из практических соображений этот авианосец сейчас носит бортовой номер CVN-78, очередной номер после авианосца ВМФ США «Джордж Г. У. Буш» (CVN-77). По внешнему виду это судно будет мало отличаться от своего предшественника, однако системы внутри корпуса будут гораздо более современными.

Главный итог развития ВМФ США в начале нового тысячелетия - вывод из его состава многих типов самолетов. Снят с вооружения любимый пилотами и имеющий почти культовый статус F-14 «Томкэт», такая же участь постигла S-3 «Викинг». На смену эти самолетам пришел F/A-18E/F «Супер Хорнет», а в перспективе ожидается постановка на вооружение революционного единого ударного истребителя F-35C. Основной самолет радиоэлектронного противодействия ЕА-6B «Праулер» будет заменен самолетом EA-18G. Самолет командования и управ­ления Е-2 «Хокай» начал свою службу на флоте еще в 1973 г. Сейчас ВМФ США испытывает значительно усовершенствованным «Хокай» E-2D, оборудованный радиолокатором с активной решеткой ADS-18. Он должен заменить самолет «Хокай» E-2D.

Кроме того, к самолетам «Оспрей» и «Харриер» присоединятся беспи­лотные летательные аппараты RQ-4 «Глобал Хок», RQ-8A и MQ-8B «Файр Скаут». Не исключено, что дни, когда воздушная группа состояла из истребителей, штурмовиков, бомбардировщиков, противолодочных и разведывательных самолетов, а также самолетов-заправщиков, прошли, однако всегда останется место для авиации наземного базирования, которая компенсирует уязвимые места в боевой мощи авианосцев.

АТОМНЫЕ АВИАНОСЦЫ США: КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

АВИАНОСЕЦ ВМФ США «ЭНТЕРПРАЙЗ»

Полное водоизмещение: 104400 т.

Длина: 342,5 м; ширина полетной палубы: 76,9 м

Энергетическая установка: 8 атомных реакторов A2W и 4 паровые турбины, вращающие 4 винта; 4 резервных генератора мощностью 10070 л. с; мощность на валу 280000 л. с.

Максимальная скорость: более 30 узлов

Вооружение: 2 ракетные установки «Си Спарроу»; 2 зенитно-ракетных комплекса; 3 ар­тиллерийские установки ближнего боя «Фаланкс» калибра 20 мм: разнообразные автоматические пушки калибра 50 мм и 60 мм для отражения атак с моря.

Экипаж: 3500 человек; воздушная группа: 2480 человек

Палубная авиация: 85 самолетов, в том числе единые ударные истребители F-35C; F/A-18 «Хорнет»; ЕА-6В «Праулер»; Е-2С «Хокай»

В 2012 году авианосец «Энтерпрайз» был выведен из состава ВМС США. Еще во время последнего плавания авианосца началась выгрузка боезапаса из его гигантских погребов. Вертолеты забирали боеприпасы, которые затем доставлялись на идущие на траверзе «Энтерпрайза» транспорты. Для вывоза всех боеприпасов потребовалось 1260 вертолетных рейсов.

АВИАНОСЕЦ ВМФ США «НИМИЦ »

Построен компанией «Ньюпорт-Ньюс Шипьярд энд Драй-док», Ньюпорт-Ньюс, штат Виргиния.

Длина: 333,1 м; ширина полетной палубы: 76,9 м.

; одной заправки ядерного топлива должно хватать на 15 лет; 4 резервных дизельных генератора мощностью 10070 л. с.

Вооружение: 2 пусковые ракетные установки (по 21 ракете), 3 артиллерийские установ­ки ближнего боя «Фаланкс» калибра 20 мм, 2 пусковые ракетные установки Мк 29 «Си Спарроу».

Палубная авиация: 90 самолетов и вертолетов, хотя типичная воздушная группа состо­ит из 72 самолетов и 6-8 вертолетов.

Ожидается, что «Нимиц» пробудет составе действующего флота до 2033 года.

АВИАНОСЕЦ ВМФ США « ДУАЙТ ЭЙЗЕНХАУЭР»

Второй корабль класса «Нимиц».

Полное водоизмещение: от 101100 до 104400 т.

Энергетическая установка: 2 атомных реактора «Вестингауз» A4W, сопряженных с 4 па­ровыми турбинами; мощность на валу 260000 л. с.

Максимальная скорость: более 30 узлов.

Вооружение: 2 ЗРК RIM-7 Sea Sparrow, 2 ЗРК RIM-116.

Экипаж: 3200 человек; воздушная группа 2480 человек.

АВИАНОСЕЦ ВМФ США « КАРЛ ВИНСОН»

Полное водоизмещение: от 101300 т.

Энергетическая установка: 2 атомных реактора «Вестингауз» A4W, сопряженных с 4 па­ровыми турбинами; мощность на валу 260000 л. с.

Максимальная скорость: более 30 узлов.

Вооружение: 2 ЗРК Mk 57 Mod3 Sea Sparrow, 2 ЗРК RIM-116, 3 20-мм шестиствольные пушки Phalanx CIWS, предназначенных для борьбы с противокорабельными ракетами.

Экипаж: 3200 человек; воздушная группа 2480 человек.

Палубная авиация: 90 самолетов и вертолетов.

АВИАНОСЕЦ ВМФ США «ТЕОДОР РУЗВЕЛЬТ»

Построен компанией «Ньюпорт-Ньюс Шипьярд энд Драй-док», Ньюпорт-Ньюс, штат Виргиния.

Полное водоизмещение: от 101100 до 104400 т.

Длина: 333,1 м; ширина: 76.9 м в самой широкой части полетной палубы.

Энергетическая установка: атомные реакторы «Вестингауз» A4W; 4 паровые турбины, одной заправки ядерным топливом хватает на 15 лет; 4 резервных дизельных дви­гателя мощностью 10070 л. с; мощность на валу 260000 л. с.

Вооружение: пусковые ракетные установки «Си Спарроу»; 20-мм артиллерийские уста­новки ближнего боя «Фаланкс»; пусковые ракетные системы с 21 ракетой.

Палубная авиация: 80 самолетов, хотя типичная воздушная группа состоит из 72 само­летов и 6-8 вертолетов

Ожидается, что «Теодор Рузвельт» пробудет в составе действующего флота до 2038 года. Авианосец ВМФ США «Теодор Рузвельт» (CVN-71) отличается от «Нимица» настолько существенно, что его считают принадлежащим к отдельному классу или подклассу.

АВИАНОСЕЦ ВМФ США «АВРААМ ЛИНКОЛЬН»

Полное водоизмещение: до 104112 т.

Длина: 332,8 м; ширина: 76,8 м в самой широкой части полетной палубы.

Максимальная скорость: свыше 30 узлов.

Экипаж: 3200 человек; воздушная группа 2480 человек.

Палубная авиация: 90 самолетов и вертолетов.

АВИАНОСЕЦ ВМФ США «ДЖОРДЖ ВАШИНГТОН»

Полное водоизмещение: до 104200 т.

Длина: 332,8 м; ширина: 76,8 м в самой широкой части полетной палубы.

Энергетическая установка: атомные реакторы «Вестингауз» A4W; 4 паровые турбины; мощность на валу 260000 л. с.

Максимальная скорость: свыше 30 узлов.

Вооружение: 2 ЗРК Mk 57 Mod3 Sea Sparrow, 2 ЗРК RIM-116, 3 20-мм шестиствольные пушки Phalanx CIWS.

Экипаж: 3200 человек; воздушная группа 2480 человек.

Палубная авиация: 90 самолетов и вертолетов.

АВИАНОСЕЦ ВМФ США «ДЖОН С. СТЭННИС»

Полное водоизмещение: до 103300 т.

Длина: 332,8 м; ширина: 76,8 м в самой широкой части полетной палубы.

Энергетическая установка: атомные реакторы «Вестингауз» A4W; 4 паровые турбины; мощность на валу 260000 л. с.

Максимальная скорость: свыше 30 узлов.

Вооружение: 2 ЗРК Mk 57 Mod3 Sea Sparrow, 2 ЗРК RIM-116, 3 20-мм шестиствольные пушки Phalanx CIWS.

Экипаж: 3200 человек; воздушная группа 2480 человек.

Палубная авиация: 90 самолетов и вертолетов.

Авианосец «Джон К. Стеннис» относится к подклассу «Теодор Рузвельт», и одной из его не слишком очевидных, но весьма эффективных особенностей является броня, облегченная на 5900 т. За счет этого корпус судна сделан двойным, и испытания показали, что это уменьшает урон, который причиняют суд­ну торпеды.

АВИАНОСЕЦ ВМФ США «ГАРРИ ТРУМЭН»

Полное водоизмещение: до 103900 т.

Длина: 332,8 м; ширина: 76,8 м в самой широкой части полетной палубы.

Энергетическая установка: атомные реакторы «Вестингауз» A4W; 4 паровые турбины; мощность на валу 260000 л. с.

Максимальная скорость: свыше 30 узлов.

Вооружение: 2 ЗРК Mk 57 Mod3 Sea Sparrow, 2 ЗРК RIM-116, 3 20-мм шестиствольные пушки Phalanx CIWS.

Экипаж: 3200 человек; воздушная группа 2480 человек.

Палубная авиация: 90 самолетов и вертолетов.

АВИАНОСЕЦ ВМФ США «РОНАЛЬД РЕЙГАН»

Построен компанией «Ньюпорт-Ньюс Шипьярд энд Драй-док», Ньюпорт-Ньюс, штат Виргиния.

Полное водоизмещение: до 104400 т.

Длина: 333,1 м; ширина: 76,9 м в самой широкой части полетной палубы.

Энергетическая установка: 2 атомных реактора «Вестингауз» A4W, одной заправки ядерным топливом хватает на 15 лет. Мощность на валу составляет 260000 л. с., что обеспечивает постоянную скорость свыше 30 узлов. Судно оснащено четырьмя резервными дизельными двигателями мощностью 10070 л. с.

Вооружение: пусковые ракетные установки «Си Спарроу», 20-мм артиллерийские уста­новки ближнего боя «Фаланкс»; пусковые ракетные системы с 21 ракетой.

Экипаж: 3200 человек; воздушная группа: 2480 человек

На Рональде Рейгане» могут базироваться до 90 самолетов, однако ти­пичная воздушная группа состоит из 72 самолетов и 6-8 вертолетов. Корабль бу­дет входить в состав действующего флота минимум 50 лет, то есть до 2053 года.

Авианосец ВМФ США «Рональд Рейган» (CVN-76) по внешнему облику слегка отличается от сво­его предшественника. Большинство его внутренних систем приводятся в действие электриче­ством. В результате «Рейган» считается представителем отдельного подкласса.

АВИАНОСЕЦ ВМФ США «ДЖОРДЖ Г. У. БУШ»

Десятый и последний корабль класса «Нимиц».

Построен в Ньюпорт-Ньюс, штат Виргиния, компанией «Нортроп Грумман Ньюпорт-Ньюс Шипьярд» (преемницей компании «Ньюпорт-Ньюс Шипьярд энд Драйдок»).

Вступление в строй: судно получило свое имя 7 октября 2007 г., вступило в строй 10 января 2009 года

Полное водоизмещение: свыше 104400 т.

Длина: 333,1 м; ширина: 76,9 м в самой широкой части полетной палубы.

Энергетическая установка: 2 атомных реактора «Вестингауэ» A4W, 4 паровые турбины; мощность на валу составляет 260000 л. с.

Максимальная скорость: свыше 30 узлов.

Вооружение. 2 ЗРК Мк 29 «Си Спарроу»; 2 ЗРК RIM-116; 3 20-мм артиллерийские установки ближнего боя «Фаланкс».

Бронирование: 64-мм кевларовая броня вокруг жизненно важных зон.

Экипаж: 3200 человек; воздушная группа: 2480 человек.

Палубная авиация: 90 самолетов и вертолетов.

Авианосец «Джордж Буш» обладает рядом усовершенствований по сравнению со своими предшественниками. В частности, корабль оснащен модернизированной надстройкой (так называемый «остров»), отличающейся новой радарной башней с уменьшенной радиолокационной заметностью, усовершенствованной навигационной системой и бронированным остеклением.

Корабль имеет новый дизайн носовой части, повышающий характеристики обтекаемости и плавучести и снижающий радиолокационную заметность. Переработана система хранения авиационного топлива и заправки палубных самолетов. В целом, «Джордж Буш» по сравнению с предшественниками обладает повышенным уровнем автоматизации и пониженными трудозатратами экипажа. В какой-то мере он может считаться переходной ступенью к авианосцу нового класса – «Джералд Р. Форд».

АВИАНОСЕЦ ВМФ США «ДЖЕРАЛД Р. ФОРД»

Судостроительная верфь «Грумман Ньюпорт-Ньюс Шипьярд», Ньюпорт-Ньюс, штат Виргиния.

Вступление в строй: 2016 год.

Полное водоизмещение: вероятно, более 100000 т; длина и ширина такие же, как у CVN-77.

Скорость: более 30 узлов в крейсерском режиме.

Вооружение; ракетные пусковые установки «Си Спарроу», другие ракетные установки; 20-мм артиллерийские установки ближнего боя «Фаланкс».

Экипаж (в том числе воздушное крыло): 4660 человек, на 1000 меньше, чем у авианос­ца «Нимиц» (CVN-68).

Палубная авиация: 75 и более самолетов и вертолетов, в том числе F-35C (единые ударные истребители); F/A-18E/F; EA-18G; E-2D; MH-60R/S и беспилотные боевые летательные аппараты.

Будет использоваться новый атомный реактор; технология «стелс» поможет уменьшить радиолокационную сигнатуру судна.

Корабль сможет находиться в строю без дозаправки ядерным топливом почти половину своей жизни (двадцать пять лет). «Форд» будет входить в состав действующего флота до самого конца 2060-х годов

ПАЛУБНАЯ АВИАЦИЯ

Авианосный флот США располагает палубной авиацией, не имеющей аналогов в мире по численности и боевой мощи. По состоянию на 2013 год в ВМС США имелось 765 истребителей-бомбардировщиков F/A-18 «Супер Хорнет» различных модификаций. Эти самолеты являются главной ударной силой американского авианосного флота.

Кроме истребителей-бомбардировщиков, по состоянию на 2013 год ВМС США располагали:

  • 85 противолодочными самолетами «Локхид» S-3 «Викинг»,
  • 170 патрульными самолетами «Локхид» P-3 «Орион»,
  • 127 транспортными самолетами различных моделей,
  • 65 палубными самолетами ДРЛО,
  • 87 палубными самолетами РЭБ «Грумман» EA-6B и 1 EA-18G,
  • более чем 500 палубными вертолетами различных моделей.

Организационно палубная авиация ВМС США состоит из воздушных сил Атлантического и Тихоокеанского флотов. Те, в свою очередь, состоят из авиакрыльев, которые делятся на эскадрильи.

Рассмотрим основные типы авиационной техники, состоящей на вооружении палубной авиации ВМС США.

САМОЛЕТЫ F/ A-18С И F/ A-18 E «ХОРНЕТ»

Фирма-изготовитель: компания «Боинг Эйркрафт».

Энергетическая установка: два турбовентиляторных двигателя «Дженерал Электрик- F414-GE-400

Максимальная скорость на высоте: 1915 км/ч.

Дальность полета с подвесным топливным баком: 3300 км.

Практический потолок: 15500 м.

Вооружение: 20-мм автоматическая пушка М61А1/А2 «Вулкан»; на внешней подвеске самолет может нести свыше 8000 кг другого оружия, включающей почти все бомбы и ракеты, которые применяются в ВМФ США.

ЕДИНЫЙ УДАРНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ F-35C

Перспективный палубный истребитель-бомбардировщик пятого поколения.

Изготовитель: компания «Локхид Мартин».

Энергетическая установка: форсированный турбовентиляторный двигатель «Пратт энд Уитни» F135 с бесфорсажной тягой 13 000 кгс, на форсаже 19500 кгс.

Максимальная скорость на высоте: 1907 км/ч.

Дальность полета: 1150 км.

Практический потолок: 14400 м.

Самолет F-35C отличается большими складными крыльями и стабилизаторами, что улуч­шает полетные характеристики на малых скоростях, а также более надежным шасси, хорошо вы­держивающим удары при посадке на палубу авианосца. Крылья повышенной площади увеличат дальность полета и грузоподъемность, и с полными внутренними баками истребитель будет иметь вдвое большую дальность полета, чем F/A-18C, и сможет выполнять практически те же задачи, что и более тяжелый «Супер Хорнет». В фюзеляже смонтирована четырехствольная 25-мм пушка GAU-22/A, имеется 4 внутренних и 6 внешних точек подвески, на которых может размещаться разнообразное ракетное вооружение.

САМОЛЕТ ДРЛО Е-2 «ХОКАЙ»

Е-2 "Хокай"

Изготовитель: «Нортроп Грумман».

Энергетическая установка: два турбовинтовых двигателя «Эллисон» Т56.

Максимальная скорость: 695 км/ч.

Дальность полета: 2975 км.

Практический потолок: 9400 м.

Вооружение: отсутствует.

Самолет-разведчик Е-2 «Хокай» - это «небесное око» . Последняя модификация этого самолета может вести наблюдение сразу за двумя тысячами целей (и обна­руживать двадцать тысяч целей одновременно) на расстояниях, превышающих 650 км, и одно­временно наводить на цели от сорока до ста самолетов.

ВЕРТОЛЕТ SH 60 «СИХОК»

Легкий палубный многоцелевой вертолет, представленный в различных модификациях: базовой, противолодочной и поисково-спасательной.

Изготовитель: «Сикорски».

Энергетическая установка: два турбовальных газотурбинных двигателя 1260 KW «Дженерал Электрик» T700-GE-401C.

Максимальная скорость: 270 км/ч.

Дальность полета: 700 км.

Боевой радиус (в противолодочном варианте): 185 км.

Практический потолок: 5800 м.

Вооружение (в противолодочном варианте): 3 торпеды, или 3 ПКР, или 4 ракеты Hellfire.

Контент данной страницы подготовлен для портала «Современная армия» по материалам книги Кит и Кэролин Боннер «Военные корабли. Мощь и сила современного флота». При копировании контента, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник.

Морской флот - это, безусловно, предмет особой гордости любой современной морской державы. На сегодняшний день в мире самой мощной флотилией безоговорочно обладают Именно эта страна, активно претендующая на мировое господство, уделяет самое пристальное внимание техническому развитию своих кораблей, выполняющих самые различные боевые задания во всех уголках планеты. В данной статье будут рассмотрены ныне действующие авианосцы США.

В качестве вступления

В наше современное время в мире есть всего лишь десять государств, которые имеют в составе своих военно-морских сил авианосцы. Безусловными лидерами условного рейтинга являются именно американцы, у которых есть 11 авианосцев. Второе место поделили между собой Италия и Испания. У этих стран есть по два таких корабля. Далее следуют Франция, Бразилия, Индия, Таиланд, Великобритания. У всех этих государств имеется по одному авианосцу.

Назначение

Современные авианосцы Соединённых Штатов - по сути, яркий символ власти и силы. Адмиралы США именуют эти корабли «становыми хребтами» всего военно-морского флота их страны. В принципе, это легко объяснимо, поскольку данные морские суда способны на протяжении нескольких месяцев пребывать в автономном режиме в открытом море или океане, вдалеке от своих сухопутных баз, а также с большой скоростью перемещаться в любую точку на планете, принимать участие в боевых действиях против абсолютно любого противника и при этом находиться от него на громадном расстоянии, обеспечивая тем самым себе высокий уровень собственной безопасности.

Ядро команды

Несмотря на то, сколько авианосцев в США сейчас и сколько их будет в будущем, эти корабли были, есть и будут основой авианосной ударной группы. При этом любое такое судно не имеет собственного мощного оборонительного вооружения и не адаптировано для проведения самостоятельных действий. Авианосец перемещается по водной глади под прикрытием других кораблей. Отличительной чертой ударной группы является ее способность за сутки пройти расстояние почти 1500 километров и параллельно с этим остаться незамеченной для потенциального противника.

Задачи военного времени

Рассматривая боевые задания авианосцев, целесообразно ознакомиться с предназначением всей авианосной ударной группы, которая создана для:

  • Нанесения ударов по различным объектам, которые расположились как на побережье, так и на суше.
  • Авиационного прикрытия и оказания поддержки десанту и сухопутным частям, которые проводят свои действия в прибрежной зоне.
  • Завоевания и удержания абсолютного превосходства в воздушном пространстве в районе проведения запланированной военной операции.
  • Обеспечения других кораблей, десанта, конвоев во время движения их по морю.
  • Блокады прибрежной линии противника.
  • Ведения тактической авиационной разведки.

Собственно говоря, в мирное время Соединённые Штаты путем использования авиационных ударных групп показывают всему миру свою мощь и силу в ключевых с политической точки зрения для страны регионах планеты.

Американские титаны

Итак, давайте же подробнее рассмотрим, сколько авианосцев в США. Как уже было сказано выше, их насчитывается одиннадцать штук. Список авианосцев США имеет следующий вид:

  • «Нимиц».
  • «Дуайт Эйзенхауэр».
  • «Теодор Рузвельт».
  • «Карл Винсон».
  • «Авраам Линкольн».
  • «Джордж Вашингтон».
  • «Джон К. Стеннис».
  • «Гарри Труман».
  • «Джордж Буш».
  • «Рональд Рейган».
  • «Джеральд Р. Форд».

Теперь давайте познакомимся с ними поближе.

Шестой корабль типа «Нимиц»

Именно таким по счету является авианосец «Джордж Вашингтон». Судно был спущено на воду в июле 1990 года. Технические возможности корабля позволяют ему нести на себе около 90 самолетов и вертолетов, для подъема которых непосредственно на палубу используются четыре грузовых лифта. Суммарная площадь палубы составляет 18 000 квадратных метров. Авианосец способен разместить на своем борту порядка 6250 человек. Для остановки судно использует два якоря, вес каждого из которых составляет 30 тонн.

Корабль стал первым для США судном с ядерной энергетической установкой, которое было надолго размещено на военной базе на территории иностранного государства. Произошло это в 2008 году, когда авианосец был откомандирован в Японию. В том же году на корабле произошло чрезвычайное происшествие - сильный пожар. Экипаж смог полностью погасить возгорание лишь через 12 часов, а сумма ущерба составила порядка 70 миллионов долларов. Пострадало при этом 37 человек.

Корабль президентов

«Карл Винсон» - авианосец, вступивший в строй в мае 1982 года. Корабль назван в честь конгрессмена, который на протяжении 29 лет был главой Комитета по делам вооруженных сил. Основным местом службы корабля был Индийский и Тихий океан, а также Судно было задействовано в съемках киноленты «Лучший стрелок».

После уничтожения Усамы бен Ладена весной 2011 года его тело было доставлено именно на этот авианосец, после чего отправлено в воды Аравийского моря. А через полгода Барак Обама и его жена побывали на баскетбольном матче между студенческими командами, который проводился на палубе этого морского гиганта.

Корабль для женщин

На самом деле ничего оскорбительного в этой фразе для моряков-мужчин нет. Просто авианосец «Авраам Линкольн» стал первым в своем роде судном, на котором получили разрешение служить и женщины. К сожалению, здесь не обошлось без трагедии. В октябре 1994 года во время захода на посадку после выполнения учебного полёта погибла офицер Кара Халтринг.

Во время боевой операции в Ираке 2003 года с корабля было совершено свыше 16 500 боевых вылетов.

Авианосец - место, где все подчиняется очень четкой координации и порядку. Поскольку длина взлетно-посадочной полосы - всего лишь 150 метров, то истребители для взлета используют так называемую катапульту, которая, можно сказать, буквально выбрасывает самолет в воздух.

Но самым важным элементом взлетно-посадочной полосы является тормозной трос. Во время посадки пилот самолета должен суметь зацепиться крюком за один из четырех таких стопорных элементов. При этом самолет совершает посадку на полном ходу. Это связано с тем, что в случае неудачи он будет обязан вновь пойти на экстренный взлет. Кстати, на корабле есть так называемая красная комната, в которой пилоты дежурят в полной боевой готовности круглосуточно, будучи готовыми в любую минуту взлететь для выполнения задания.

Интересный факт: два раза в сутки абсолютно каждый член палубной команды выходит на марш. Все эти военные идут вплотную друг к другу и детально рассматривают палубу с целью найти различные посторонние предметы, которые могут нанести крайне нежелательные механические повреждения дорогостоящей турбине.

Борец с ИГИЛ

Авианосец «Гарри Труман» был спущен на воду 25 июля 1998 года при участии тогдашнего президента США Постройка корабля обошлась бюджету страны в 4,5 миллиарда долларов. Стоит также отметить, что этот американский авианосец имеет засекреченное бронирование и ресурс работоспособности, рассчитанный на 20-25 лет.

Первым боевым походом для судна оказался заплыв в Персидский залив в ноябре 2000 года. В конце декабря 2015 года авианосец принял активное участие в операции против террористической организации «Исламское государство». С палубы корабля были совершены боевые вылеты самолетов для совершения ударов по позициям боевиков. Судно и его авиационное крыло взаимодействовали с которые также участвовали в операции в Сирии.

Корабль будущего

Авианосец типа «Форд» - американское боевое судно, которое пришло на смену уже морально и физически устаревшим кораблям «Нимиц». Введение в эксплуатацию нового авианосца планируется на 2017 год.

Отличительной чертой нового судна является наличие на нем электромагнитной катапульты, которая работает с использованием линейного электрического двигателя. Катапульта дает возможность осуществлять разгон истребителей более плавно и аккуратно, что позволяет снизить перегрузки, действующие на стальную конструкцию каждого такого дорогостоящего воздушного борта.

Кроме того, пара новых реакторов, созданных специально для этого авианосца, имеют возможность производить на 25 % больше электрической энергии, чем предыдущие аналогичные энергетические установки. Возникший запас мощности позволяет судну гораздо быстрее выполнять перезарядку катапульты. Сократилось и число обслуживающего персонала, которое теперь составляет 4660 человек. Это позволяет снизить нагрузку на бюджет, поскольку этот американский авианосец обойдется в эксплуатации стране дешевле на 4 миллиарда, чем его предшественник.

Сороковой президент США

Авианосец «Рональд Рейган» стал полноправным членом флота в июле 2003 года. У судна есть пара существенных отличий от своих «собратьев». Первое заключается в наличии трех (а не четырех) высокопрочных тормозных тросов. Второе - носовая часть корабля имеет бульбообразную форму, что сделано для увеличения остойчивости всего авианосца.

«Рональд Рейган» способен нести на своем борту порядка девяноста вертолетов и самолетов. Основной ударной силой корабля являются боевые воздушные суда широкого назначения F/A-18 Hornet, которые уже были многократно испытаны на практике в различных боевых операциях США.

«Грязный» авианосец

Кораблю «Джордж Буш» такое прозвище присвоено неслучайно, а все потому, что на судне очень часто выходит из строя вакуумная система слива туалетов. То есть, проще говоря, забиваются все 423 унитаза корабля. Первые проблемы с ними возникли еще в 2011 году, когда авианосец совершал свой поход в Персидский залив для выполнения боевого задания.

Однако есть и положительные качества у этого корабля. Так, в частности, модернизирована система электроники и коммуникации. Также процесс выполнения заправки выведен на полуавтоматический уровень. На палубе обновлены газоотбойники.

Активный участник спецопераций

Изучая действующие авианосцы США, нельзя обойти своим вниманием и «Теодора Рузвельта». Этот корабль был первым из ныне существующих авианосцев, который собирался с применением модульной конструкции. Каждый модуль строился отдельно друг от друга, а монтаж всех этих частей производился уже в единой точке путем сваривания. Такой принцип постройки судна позволил значительно сократить заявленные изначально сроки выполнения строительных работ. В итоге 25 октября 1986 года корабль был принят на военную службу и стал полноправным членом военно-морских сил США. Начиная с 16 января 1991 года авианосец принимал участие в боевых действиях в Персидском заливе. С его палубы было выполнено 4200 вылетов, которые позволили сбросить почти 5 миллионов фунтов боеприпасов на территорию противника.

После террористических актов, произошедших 11 сентября 2001 года, корабль вышел в боевой поход против Аль-Каиды, базирующейся на тот момент в Афганистане. 4 октября 2001 года с авианосца были нанесены разрушительные ракетные удары из Аравийской акватории по позициям боевиков. В результате операции судно провело 159 дней в море, чем поставило рекорд пребывания кораблей в открытом море после Второй мировой войны.

Вне зависимости от того, сколько авианосцев в США находятся на боевом посту, каждый из них в обязательном порядке регулярно проходит полноценный капитальный ремонт. Не стал исключением в этом вопросе и «Теодор Рузвельт». С лета 2009-го по лето 2013 года он пробыл на верфи Newport News Shipbuilding Благодаря этой реконструкции корабль сможет пробыть в рядах флота США еще 23 года. Итоговая стоимость работ составила 2,6 миллиарда долларов.

Корабль мира

В заключение, заканчивая рассматривать вопрос о том, сколько авианосцев в США, обратим внимание на корабль данного типа под названием «Дуайт Эйзенхауэр».

Это боевое судно было сдано в эксплуатацию в 1977 году. В период 1985-1987 годов корабль пребывал на первой своей плановой реконструкции, а вторая пришлась на 2001-2005 годы. Почти двадцать лет авианосец был «мирным» и не принимал участия в каких-либо военных операциях. Однако в 1991 году его привлекли в зону боевых действий - Персидский залив. В 2000 году корабль обеспечивал бесполетные зоны в Иране во время выполнения операции «Южный дозор».

Видный американский военный теоретик контр-адмирал Альфред Мэхэн однажды заявил, что военно-морской флот оказывает влияние на политику уже самим фактом своего существования. С этим утверждением трудно спорить. Несколько столетий наиболее могущественной морской державой в мире была Англия, границы Британской империи чертились форштевнями ее боевых кораблей. Однако в XX столетии Royal Navy постепенно утратил свою гегемонию, уступив место сильнейшей морской державы Соединенным Штатам Америки.

После окончания последней мировой войны США стали самым активным образом развивать военно-морские силы, и сегодня эта страна обладает самой многочисленной и боеспособной группировкой боевых кораблей. Основу американской военно-морской мощи составляют авианосные ударные группировки, боевым ядром каждой из них является атомный авианосец. Авианосцы США – это предмет национальной гордости американцев и символ военной мощи этого государства. Американские авианосцы принимали участие практически во всех конфликтах, которые вело это государство в прошлом и нынешнем веке.

Первый атомный авианосец США «Энтерпрайз» был спущен на воду 24 сентября 1960 года, этот гигант был выведен из состава флота только в 2012 году. Вообще, следует отметить, что американские флотоводцы очень серьезно отнеслись к возможностям, которые дает кораблям атомная силовая установка. За несколько десятилетий было построено множество боевых кораблей с ЯУ: фрегатов, подводных лодок, эсминцев и авианосцев. Однако большинство этих судов еще до начала нынешнего столетия были отправлены на слом. Руководство ВМС США пришло к выводу, что оснащать ядерными реакторами имеет смысл только подводные лодки и новые авианосцы. Можно добавить, что оснащение боевых кораблей ЯУ совершило настоящий переворот в военном деле, который можно сравнить с изобретением парохода, гребного винта и металлического корпуса.

Сколько же авианосцев находится на вооружении в настоящий момент? В каких частях Мирового океана они находятся, каковы характеристики и возможности этих плавучих аэродромов?

Эволюция американского авианосного флота

Идея использования авиации в военно-морском деле появилась почти сразу после создания первых самолетов. Уже в 1910 году американский пилот впервые совершил взлет с корабельной палубы. Морская авиация, как род ВМС, появилась уже во время Первой мировой войны. В то время боевые самолеты обычно взлетали с палубы корабля, а посадку совершали на воду, для этого они были оборудованы поплавками. В 1917 году англичане построили первые авианосец – специализированный корабль для базирования и взлета боевых кораблей.

В межвоенные годы именно США наиболее активно занималась созданием авианосцев и отработкой тактики использования авиации на море.

Историческая атака на Перл-Харбор была выполнена с помощью самолетов, базировавшихся на шести японских авианосцах. Также следует отметить, что во время нападения американские авианесущие корабли не пострадали, так как их в этот момент не было в гавани. Этот факт оказал значительное влияние на дальнейший ход войны на Тихом океане. Можно без преувеличения заявить, что морская авиация и авианосцы сыграли важнейшую роль в этом конфликте.

После окончания войны стало понятно, что авианосные корабли потеснили линкоры и стали основной ударной силой на море. Именно благодаря большому количеству построенных авианосцев, а также огромному опыту их применения США стали ведущей морской державой мира.

Первое послевоенное десятилетие ознаменовалось появлением реактивных самолетов, вертолетов и бомбардировщиков-носителей ядерного оружия. Существующие авианосцы ВМС США уже не годились для взлета и посадки этих тяжелых и скоростных машин, поэтому в США начали разрабатывать проекты постройки «суперавианосцев» водоизмещением более 60 тыс. тонн. Однако после окончания войны финансирования флота было резко уменьшено, часть строящихся авианосцев были порезаны на металл, проект суперавианосца типа «Юнайтед Стейс» так и не был реализован.

Однако Корейская война очень быстро отрезвила горячие головы сторонников сокращения флота. Уже в конце этого конфликта ВМС получил дополнительные средства на развитие авианосного флота. Была начата амбициозная программа модернизации авианосцев типа «Мидуэй» и «Эссекс». Одновременно были построены четыре корабля нового проекта - «Форрестол».

В 1954 году появился первый в мире боевой корабль с ядерной силовой установкой – американская субмарина «Наутилус». Идея оснастить ЯУ авианосец витала в воздухе, и в 1961 году она была реализована – в строй вступил атомный гигант «Энтерпрайз», он оставался в эксплуатации до 2012 года. Так как новый авианосец оказался очень не дешев, после его принятия в эксплуатацию были построены три неатомных авианосца типа «Китти Хок». Последний авианосный корабль с котлотурбинной установкой был принят в состав американского флота в 1972 году.

В послевоенный период все американские авианесущие корабли были разделены на несколько классов: десантные вертолетоносцы (LPH), легкие авианосцы (CVL), ударные авианосцы (CVA), противолодочные (CVS), атомные ударные (CVAN) и вспомогательные авиатранспорты (AVT), которые выполняли функции учебных кораблей в мирное время.

В начале 60-х годов корабли типа «Эссекс» постепенно начали выводить из эксплуатации, последний из них находился в строю до 1976 года. Авианосцы типа «Мидуэй» служили гораздо дольше, последний из этих кораблей был выведен из эксплуатации в середине 90-х годов. Несколько дольше находились на службе авианосцы типа «Форрестол», два последних корабля этой серии были списаны в 1998 году.

3 марта 1975 года в эксплуатацию был принят «Нимитц» (CVN-68), который стал первым представителем нового класса американских авианосцев. В настоящий момент все американские ударные атомные авианосцы, находящиеся в эксплуатации, относятся к типу «Нимитц». Последний из них – George H. W. Bush (CVN-77) – был введен в эксплуатацию в начале 2009 года. Общее количество этих кораблей составляет десять единиц.

В настоящее время на завершающем этапе находится строительство авианесущих кораблей нового типа – Gerald R. Ford (CVN-78), ожидается, что он будет принят на вооружение флота в апреле 2018 года и даст начало новой серии кораблей данного класса. Его уже называют «авианосцем» XXI столетия. И хотя, по своему внешнему виду он мало чем отличается от последних авианосцев серии «Нимитц», но его «начинка» будет куда более современной. Этот корабль уже стал одной из самых популярных тем для обсуждения среди военно-морских специалистов разных стран.

В последние десятилетия американский флот стремительно меняет свой облик. В настоящее время происходит кардинальное обновление авиационного парка ВМС. Уже снят с вооружение всеобщий любимец F-14 «Томкэт», его судьбу разделил противолодочный самолет S-3 Viking. Им на смену пришел F/A-18E/F Super Hornet, а в ближайшие годы американский флот ожидает получить новейший F-35C – суперсовременный ударный самолет пятого поколения. Также ожидается, что будет полностью заменен самолет РЭБ EA-6 Prowler, ему на смену должен прийти EA-18G. Значительная модернизация ожидает самолет управления Е-2 «Хокай», эксплуатация которого началась еще в середине 70-х годов.

Еще одним направлением развития военно-морской авиации станет более широкое использование беспилотных летательных аппаратов. Несколько лет назад БПЛА X-47B впервые совершил удачную посадку на палубу авианосца.

Современные американские авианосцы

Сегодня в состав ВМС США входит десять атомных авианосцев класса «Нимитц», в апреле 2018 года ожидается принятие на вооружение одиннадцатого корабля этого класса – авианосца «Джеральд Р. Форд », который является головным кораблем новой серии. Планируется, что в будущем авианосцы этого типа частично заменят «Нимитцы».

Nimitz (CVN-68). Этот корабль стал первым авианосцем одноименной серии, он получил название в честь американского адмирала, который командовал флотом США на Тихом океане во время войны. «Нимитц» был введен в состав ВМС США в 1975 году. Изготовлением корабля занималась компания Newport News Shipbuilding (штат Виргиния). Порт приписки корабля – Китсап, штат Вашингтон.

Авианосец «Нимитц» имеет стандартное водоизмещение 98 425 т, в состав энергетической установки входят два ядерных реактора Westinghouse A4W. Команда корабля – 3200 человек. Максимальная скорость – более 31 узла.

Вооружение авианосца состоит из двух ЗРК Sea RAM и двух ЗРК ЗРК Sea Sparrow. В состав авиационной группировки «Нимитца» входит 90 вертолетов и самолетов.

Nimitz – это настоящий ветеран американского флота, он принимал участие во многих операциях, в том числе и боевых. Этот авианосец был задействован в обеих иракских кампаниях.

Dwight D. Eisenhower (CVN-69). «Дуайт Эйзенхауэр» стал вторым кораблем в серии атомных авианосцев «Нимитц». Он был введен в эксплуатацию в октябре 1977 года. Водоизмещение авианосца – 97 тыс. тонн, Корабль оснащен двумя реакторами и четырьмя турбинами. Его максимальная скорость хода – 31 узел. Численность корабельной команды – 3200 человек.

Вооружение авианосца состоит из зенитно-ракетных комплексов RIM-7 Sea Sparrow, RIM-116 (по две единицы каждого). Авиационная группировка корабля насчитывает 90 вертолетов и самолетов.

Авианосец Dwight D. Eisenhower был задействован во время первой иракской кампании (1991 год).

Carl Vinson (CVN-70). Третий корабль серии «Нимитц», он был принят в состав американского ВМФ в мае 1982 года. Основным местом службы «Карла Винсона» являются Тихий и Индийский океаны.

Водоизмещение авианосца составляет 97 тыс. тонн, команда корабля насчитывает 3200 человек, еще 2480 человек входит в состав авиакрыла. Благодаря двум ядерным реакторам и четырем турбинам, авианосец может развивать скорость в 31 узел. На борту корабля находится 90 боевых самолетов и вертолетов.

Авианосец Carl Vinson был задействован во время операции США в Афганистане, а также во второй иракской кампании (2003 год).

Theodore Roosevelt (CVN-71). Четвертый авианосец серии, он был введен в эксплуатацию в октябре 1986 года. Стоимость строительства корабля составила 4,5 млрд долларов.

В конструкцию авианосца «Теодор Рузвельт» было внесено большое количество усовершенствований, и он весьма значительно отличается от первых трех кораблей своей серии. Часть экспертов считает, что было бы логичным выделить этот корабль и все последующие авианосцы в отдельную группу.

Водоизмещение корабля 97 тыс. тонн, численность команды – 3200 человек, 2480 человек входит в состав авиакрыла. Максимальная скорость корабля – 30 узлов, энергетическая установка состоит из двух ядерных реакторов и четырех турбин. В состав корабельной авиационной группировки входит 90 летательных аппаратов.

Авианосец «Теодор Рузвельт» принимал активнейшее участие в первой иракской кампании, с его борта было совершено более 4,2 тыс. боевых вылетов. В 1999 году этот корабль участвовал в операции против Югославии.

Abraham Lincoln (CVN-72). Пятый авианосец серии «Нимитц», он был спущен на воду в начале 1988 года и через год введен в эксплуатацию.

Авианосец имеет водоизмещение 97 тыс. тонн, два ядерных реактора позволяют кораблю развивать скорость до 30 узлов, численность команды составляет 3,2 тыс. человек.

На борту «Авраама Линкольна» может находиться 90 самолетов и вертолетов. Этот авианосец принимал участие во второй иракской кампании, с его палубы было совершено более 16 тыс. боевых вылетов. А еще этот корабль стал первым авианосцем, на котором было разрешено служить женщинам.

George Washington (CVN-73). Этот авианосец типа «Нимитц» был введен в эксплуатацию в июле 1992 года.

Водоизмещение авианосца составляет 97 тыс. тонн, два ядерных реактора и четыре турбины позволяют ему развивать ход до 30 узлов, численность экипажа 3200 человек, еще 2480 человек входит в состав авиакрыла.

На авианосце базируется 90 боевых вертолетов и самолетов.

John C. Stennis (CVN-74). Это седьмой авианосец серии «Нимитц», он был заложен в марте 1991 года и вошел в состав американского флота в конце 1995 года. Порт приписки корабля – Китсеп, штат Вашингтон.

Водоизмещение авианосца 97 тыс. тонн, численность команды составляет 5617 человек, на борту может размещаться до 90 летательных аппаратов. Ядерная установка корабля позволяет ему развивать скорость хода до 30 узлов.

Harry S. Truman (CVN-75). Восьмой корабль серии «Нимитц», заложенный в 1993 году и принятый в состав флота в 1998 году. Он обошелся американским налогоплательщикам в 4,5 млрд долларов. Порт приписки – Норфолк.

Водоизмещение – 97 тыс. тонн, энергетическая установка состоит из двух ядерных реакторов и четырех турбин, скорость – 30 узлов. Численность команды — 3200 человек, еще 2480 человек входит в состав авиакрыла. На борту могут базироваться до 90 летательных аппаратов.

В 2018 году этот авианосец был привлечен к операции против Исламского государства (запрещенного в России) в Сирии и Ираке.

Ronald Reagan (CVN-76). Девятый «Нимитц», заложенный в 1998 году и принятый на вооружение ВМС США в 2003 году. Порт приписки корабля – Сан-Диего.

Этот авианосец имеет некоторые отличия от предыдущих кораблей этой серии, но в целом его характеристики соответствуют предшественникам. Скорость в 30 узлов обеспечивают два ядерных реактора, водоизмещение – 97 тыс. тонн, численность команды – 3200 человек. На борту корабля могут разместиться 90 самолетов и вертолетов.

George H. W. Bush (CVN-77). Последний авианосец серии «Нимитц». Он был заложен в 2003 году и принят в состав ВМС в 2009 году. По сравнению с другими кораблями этой серии, в конструкцию авианосца «Джордж Буш» были внесены значительные изменения. Стоимость проекта составила 6,2 млрд долларов.

Авианосец получил «остров» новой конструкции с усиленным бронированием, новыми коммуникационными системами и более современными РЛС. По сравнению со своими предшественниками корабль имеет более совершенную систему распределения и хранения авиационного топлива, заправка самолетов производится в полуавтоматическом режиме. Увеличен общий уровень автоматизации корабельных систем, на палубе установлены новые газоотбойники. Наиболее важные зоны корабля защищены кевларовой броней. Команда получила вакуумные гальюны. Они часто выходят из строя, поэтому корабль уже получил прозвище «грязный» авианосец.

Основные характеристики авианосца не отличаются от предыдущих кораблей серии: водоизмещение – 97 тыс. тонн, скорость – 30 узлов, авиационная группировка – 90 самолетов и вертолетов.

Gerald R. Ford (CVN-78). Это головной корабль новой серии, заложенный в ноябре 2009 года. Авианосец был спущен на воду в ноябре 2013 года, в настоящее время строительство авианосца находится на завершающем этапе, в апреле 2018 года он должен быть принят в состав флота.

Этот авианосец оснащен новой электромагнитной катапультой, которая позволяет разгонять самолеты более плавно и запускать их гораздо чаще. Количество возможных вылетов с палубы корабля увеличено до 160.

Два ядерных реактора корабля производят на четверть электроэнергии больше, чем энергетические установки авианосцев типа «Нимитц». За счет уникальной степени автоматизации эксплуатационные расходы будут значительно меньше, чем у кораблей предыдущего поколения. Также значительно улучшены мореходные качества авианосца. Несколько уменьшена заметность судна для радиолокаторов противника. Этот корабль сможет функционировать без дозаправки ядерным топливом 25 лет, то есть почти половину запланированного для него срока службы.

Водоизмещение «Джеральда Форда» более 98 тыс. тонн, максимальная скорость – 30 узлов, на его палубе могут базироваться до 75 самолетов и вертолетов. В состав корабельной авиационной группировки будут входить: F-35C, F/A-18E/F, EA-18G, E-2D, C-2A и MH-60R/S.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Авианосец класса "Нимиц"


Авианосцы класса "Нимиц" - серия американских авианосцев с ядерной силовой установкой, являются самыми большими военными судами в мире. Класс получил название по первому построенному авианосцу "Нимиц".

Первый атомный многоцелевой авианосец типа "Нимиц" был заложен 22 июня 1968 года. Строительство продолжалось четыре года, передача флоту состоялась 3 мая 1975 года.

Всего, начиная с 1968 года, было построено 10 судов. Серия кораблей "Нимиц" стала крупнейшей в послевоенный период. Все авианосцы этого типа были построены и продолжают строиться на судостроительной верфи в городе Ньюпорт-Ньюс, штат Вирджиния.

Основные характеристики

Длина: 333 м
Ширина полётной палубы: 76,8-78,4 м
Водоизмещение: 98 235 тонн, максимум 104 112 тонн при полной загрузке
Скорость: 30 узлов (около 56 км/ч)
Энергоустановка: два реактора A4W, четыре шахты
Авиация: максимум 90 единиц, в том числе 64 самолёта (включая 48 ударных и 16 самолётов поддержки) и 26 вертолётов палубного базирования
Команда: экипаж 3200 человек + авиакрыло 2480 человек
Срок эксплуатации: более 50 лет
Время эксплуатации реакторов без замены энергоносителей: около 20 лет.

В соответствии с классификацией кораблей ВМС США все суда этого типа имеют бортовой номер, например первый корабль этого класса имеет номер CVN-68, где обозначение CVN – многоцелевой авианосец с ядерной энергоустановкой, а 68 - порядковый номер авианосца в ВМС США.

Все корабли класса "Нимиц" конструктивно практически одинаковы, однако начиная с четвертого, имеют увеличенные водоизмещение, осадку и период между перезарядками топлива ядерных реакторов (до 20 лет). Они могут отличаться составом действующих с них авиакрыльев, комплексом радиоэлектронного вооружения, а также наличием дополнительного оборудования. Например, на авианосце "Карл Винсон" установлен тренажерный комплекс, позволяющий отрабатывать учебно-боевые задачи в масштабе соединения.

Авианосцы типа "Нимиц" построены по классической схеме, но в то же время имеют ряд особенностей: корпус сварен из стальных листов, а основные несущие конструкции, включая полетную палубу, выполнены из броневой стали.

Полное водоизмещение кораблей поздней (начиная с CVN72) постройки составляет 102 000 тонн. Силовая установка состоит из двух водо-водяных реакторов A4G/A1W, которые работают на четыре паровых турбины общей максимальной мощностью 280000 л.с. Турбины вращают четыре пятилопастных винта. Вспомогательная силовая установка состоит из четырех дизелей общей мощностью 10720 л.с.

На корабле имеется более 4000 помещений различного назначения.

Экипаж корабля состоит из 3184 человек (203 офицера) корабельной команды, 2800 человек (366 офицеров) авиагруппы, и 70 (25) человек командования авианосной ударной группы. Всего на корабле можно разместить более 6000 человек.

В настоящее время стандартное авиакрыло включает 78 самолетов и вертолетов: 20 истребителей F-14B/D "Томкэт", 36 истребителей-бомбардировщиков F/A-18 "Хорнет" или "Супер Хорнет", 8 самолетов противолодочной обороны (ПЛО) S-3A/B "Викинг" (часто используются как разведчики или летающие танкеры), 4 самолета ДРЛО Е-2С "Хокай", 4 самолета радиоэлектронной борьбы ЕА-6В "Проулер", 4 вертолета ПЛО SH-60F "СиВи Хело" и 2 поисково-спасательных вертолетов HH-60H "Си Хок".

Оборонительное вооружение корабля включает три зенитных ракетных комплекса "Си Спарроу" и четыре 20-миллиметровых зенитных артиллерийских комплекса "Вулкан – Фаланкс". Бортовое вооружение предназначено для обеспечения защиты корабля главным образом от воздушного противника, прорвавшего дальний и средние рубежи ПВО авианосной ударной группы. Два трехтрубных 324-миллиметровых торпедных аппарата служат для борьбы с торпедами, находящимися по кильватерному следу.

Радиоэлектронные средства включают радиолокационные станции обнаружения, управления воздушным движением и навигации, станции спутниковой связи системы SATCOM, управления с цифровыми линиями связи, станции радиоэлектронной борьбы и постановки помех, станции ЗРК, а также навигационную систему TACAN. Последняя обеспечивает одновременно до ста самолетов данными об их местонахождении в радиусе трехсот миль от авианосца.

Список авианосцев класса "Нимиц"

"Нимиц" (CVN-68) – введен в эксплуатацию 3 мая 1975 года
"Дуайт Эйзенхауэр" (CVN-69) – введён в эксплуатацию 18 октября 1977 года
"Карл Винсон" (CVN-70) – введён в состав флота 13 мая 1982 года
"Теодор Рузвельт" (CVN-71) – введён в состав флота 25 октября 1986 года
"Авраам Линкольн" (CVN-72) – введён в состав флота 11 ноября 1989 года
"Джордж Вашингтон" (CVN-73) – зачислен в состав флота 4 июля 1992 года
"Джон К. Стеннис" (CVN-74) – введён в состав флота 9 декабря 1995 года
"Гарри Трумэн" (CVN-75) – введён в состав флота 25 июля 1998 года
"Рональд Рейган" (CVN-76) – введён в состав флота 12 июля 2003 года.

Десятый и последний корабль этого класса "Джордж Буш" будет спущен на воду в январе 2009 года. Торжественная церемония ввода в строй нового атомного авианосца состоится 10 января в военно-морском порту в Норфолке (штат Вирджиния).

CVN77 будет "переходным" кораблем от типа "Нимиц" к новым авианосцам CVX. На этом корабле предполагается отработать перспективные технологии, предполагаемые к использованию в конструкции CVX. Авианосец будет иметь измененную конструкцию корпуса и острова, уменьшенную радиолокационную заметность, усовершенствованные катапульты и системы обслуживания самолетов, а также сокращенный экипаж. CVN77 заменит в строю последний американский авианосец с неядерной силовой установкой, CV63 "Китти Хок", срок службы которого к 2008 году составит 47 лет.