По словам Музаева, этот вопрос уже давно обсуждается в России, однако для отмены пятибалльной системы оценок, нужно проделать большой объем работы.

По мнению замглавы Рособрнадзора, для перехода на другую систему оценок необходимо повышение квалификации учителей. На данный момент учителя не владеют современными методиками оценивания знаний учеников.

В то время как во всем мире существует множество различных систем оценивания. «Вечерняя Москва» решила рассказать о некоторых из них.

Пятибалльная система

Эта система является традиционной не только для российских школ. Ее, например, используют в Германии, только в перевернутом виде - 1 для немецких школьников означает отлично, а 5 - неудовлетворительно. Такую же систему используют в Чехии, Австрии и Словакии.

А вот привычные для нас пять баллов можно получить в школах Эстонии, Сербии, Венгрии, Хорватии, Македонии, Кыргызстане и Монголии.

Десятибалльная система

Такая система оценок довольно распространена во всем мире. В этой системе 10 - отличный результат, а 1 - полное незнание школьного курса. Принята в странах Балтики, в Исландии, Италии, Нидерландах, а также в Румынии и Албании.

В 2002 году на десятибалльную систему перешла Белоруссия. Их система насчитывает пять уровней - низкий (от 1 до 2), удовлетворительный (от 3 до 4), средний (от 5 до 6), достаточный (от 7 до 8) и высокий (от 9 до 10).

При этом у белорусских школьников и выпускников не возникнет проблем, если они решат продолжить обучение в России. Специально для этого Министерство образования и науки Российской федерации в 2003 году опубликовало письмо, которое устанавливает соотношение оценок общеобразовательных организаций России и Белоруссии. Так, 1, 2, 3, 4 и 5 в белорусской системе - это 3 в российской, 6, 7 и 8 соотносится с "четверкой", а 9 и 10 соответсвуют российской оценке "отлично".

100-балльная система

Алфавитная система

Колыбелью такой системы, которую еще называют англо-саксонской, является США. Здесь оценки ученикам выставляются по пятибалльной шкале от A до F, где A - это аналог нашей «пятерке», а F - «двойке. Как и в России, плюсы и минусы тоже используются, однако реального веса в оценке знаний ученика они не имеют.

С незначительными изменениями эту систему переняли много стран, в том числе Канада, Швеция, Норвегия, Япония, Гонконг, Индонезия, Южная Корея, а также, Малайзия и Таиланд.

Исключение из правил

В Украине действует 12-балльная система, которую можно разделить на уровни. Первый уровень (1-3 балла) - самый низкий, средний второй уровень (4-6) баллов, достаточный третий (7-9) баллов и высокий (10-12 баллов). При этом оценка в 12 баллов выставляется только за очень выдающиеся успехи ученика.

Во Франции, в Бельгии, Венесуэле, Ливане, Тунисе, Перу и старших классах Португалии используется 20-балльная система, при которой отлично (18,5-20 баллов) получить почти невозможно и большинство учеников остаются хорошистами.

Есть в мире страна, которая умудрилась отличиться от остальных. В Дании, по итогам реформы образования в 2007 году 13-балльная система превратилась в 7-балльную. Все бы ничего, но это оценки 12, 10, 7, 4, 02, 00 и -3.

Кстати, во Всероссийской библиотеке иностранной литературы имени Маргариты Рудомино для всех желающих 7 августа проведут

Пока только разговоры "О переходе на 10-балльную шкалу отметок в России"

Мой относительно большой опыт работы в ССУЗе показывает, что назрела острая необходимость в переходе на 10-балльную систему шкалы отметок всего нашего образования. Россия является полноправным участником Болонского процесса. Система ее образования должна стремиться к унификации с европейской и вводить новые образовательные стандарты. Слишком уж узок диапазон отметок, подчас приходится ставить одинаковые отметки совершенно разным по уровню знаний студентам. Традиционная 5-балльная система является более субъективной и имеет ряд недостатков. К примеру, при существующей системе, пятерку получит и одаренный школьник/студент, имеющий знания, выходящие за пределы школьной/ССУЗовской программы, и тот, кто просто отлично сегодня выучил урок. Новая градация оценок позволит не только более точно оценить знания учащегося, но и стимулировать учебный процесс. Один еле-еле на «3» тянет, а другому до «4» чуть-чуть не хватает. Но порой приходится ставить обоим «3», т.к. никакие «минусы» и «плюсы» в этих случаях не предусмотрены. Новая система должна повысить качество обучения, которое зависит от организации контроля успеваемости обучающихся.

Уверен, что и в других образовательных учреждениях: школа, ВУЗ, техникумы и др. испытывают подобное.

Известно, что в качестве эксперимента в ряде школ, гимназий г. Москвы произошел переход на 10-бальную систему. Интересен их опыт.

По словам директора гимназии с 10 летним опытом работы в новой шкале отметок , все, кроме обратного перевода баллов в аттестат, их устраивает:

"Учитель имеет больше возможностей объективно оценить знания, родителям нравится, что детям не ставят двоек и единиц, у учеников больше стимулов хорошо учиться - заметнее достижения. Сегодня ты получил четыре балла, завтра - пять, послезавтра - шесть"...

10 баллов получает тот, кто выходит на исследовательский уровень в творческой работе, участник и победитель олимпиад.

А как у них с этим обстоит дело ?

Все школы Беларуси перешли на десятибалльную систему с 1 сентября 2002 года. Школы Молдавии используют шкалу в 10 баллов, Украина - 12 баллов, Франция - 20 баллов.

Так в Белоруссии произошел переход на 10-бальную шкалу оценки знаний в школах, средних технических и высших учебных заведениях. Приведу количественное выражение оценки:

Словесная характеристика

Выражение в баллах

Неудовлетворительно

Почти удовлетворительно

Удовлетворительно

Весьма удовлетворительно

Почти хорошо

Хорошо

Очень хорошо

Почти отлично

Отлично

Превосходно

При разработке новой системы оценки было выделено пять уровней учебной деятельности (или степени овладения новым материалом):

    Первый уровень - действия на узнавание, распознавание понятий (объекта), различение и установление подобия.

    Второй уровень - действия по воспроизведению учебного материала (объекта изучения) на уровне памяти, то есть неосознанное воспроизведение.

    Третий уровень - действия по воспроизведению учебного материала (объекта изучения) на уровне понимания (осознанное воспроизведение), описание и анализ действия с объектом изучения.

    Четвёртый уровень - действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу, выполнение действий с чётко обозначенными правилами, применение знаний на основе обобщённого алгоритма для решения новой учебной задачи

    Пятый уровень - применение знаний (умений) в незнакомой ситуации для решения нового круга задач, творческий перенос знаний (самостоятельное использование ранее усвоенных знаний в новой ситуации, для решения проблемы; видение проблемы и способов её решения и т. п.).

Обозначенные критерии и признаки условно структурируются по трём группам:

1. предметно-содержательные (полнота, обобщённость, системность, правильность, осмысленность знаний и др.)

2. содержательно-деятельностные (прочность, действенность знаний, мыслительные операции, специальные предметные, интеллектуальные, общеучебные и другие внепредметные умения);

3. индивидуальные, личностные (активность, самостоятельность, самооценка, критичность, мотивация учения и другие свойства личности, характеризующие мотивационную, эмоциональную, волевую сферы, сферу саморегуляции и др.).

Степень полноты их проявления по ступеням учебной деятельности представляет собой обобщённые критерии учебных достижений учащихся в виде уровней. Расширение оценочной шкалы от 5 до 10 баллов позволяет адекватно каждому уровню установить определённый диапазон отметок или баллов, которые характеризуются интегральными показателями.

Интегральная 10-балльная шкала оценки учебных достижений учащихся

Уровни

Баллы

Показатели оценки

Отсутствие ответа или отказ от ответа

1. Низкий (рецептивный)

Узнавание объекта изучения, распознавание отдельных известных терминов и фактов; проявление стремления преодолевать учебные затруднения; проявление ситуативного интереса к учению и предмету

Узнавание объекта изучения, различение определений, структурных элементов знаний, проявление волевых усилий и мотивации учения

2. Удовлетворительный (рецептивно-
продуктивный)

Неполное воспроизведение программного учебного материала на уровне памяти; наличие существенных, но устраняемых с помощью учителя ошибок; затруднение в применении специальных, общеучебных и интеллектуальных умений; стремление к преодолению затруднений; ситуативное проявление ответственности, самокритичности.

Освоение учебного материала на репродуктивном уровне и неполное его воспроизведение; наличие исправимых ошибок при дополнительных (наводящих) вопросах; затруднения в применении отдельных специальных, общеучебных и интеллектуальных умений или отдельных навыков; проявление волевых усилий, интереса к учению, адекватной самооценки, самостоятельности, осмысленности действий и т. п.

3. Средний (репродуктивно-
продуктивный

Осознанное воспроизведение программного учебного материала, в том числе и различной степени сложности, с несущественными ошибками; затруднения в применении отдельных специальных, общеучебных и интеллектуальных умений и навыков; заинтересованность в учении и достижении результата.

Полное воспроизведение программного материала с несущественными ошибками; применение знаний в знакомой ситуации по образцу; применение специальных, общеучебных и интеллектуальных умений и навыков с незначительной помощью педагога; настойчивость и стремление преодолевать затруднения; ситуативное проявление стремления к творчеству.

4. Достаточный (продуктивный)

Владение программным учебным материалом в том числе и различной степени сложности, оперирование им в знакомой ситуации; наличие единичных несущественных ошибок в действиях; самостоятельное применение специальных, общеучебных и интеллектуальных умений и навыков; проявление стремлений к творческому переносу знаний, организованности, самокритичности, рефлексии и т.п.

Владение программным учебным материалом и оперирование им в знакомой и незнакомой ситуациях; наличие единичных несущественных ошибок в действиях, самостоятельно исправляемых учащимся; наличие определённого опыта творческой деятельности; проявление добросовестности, ответственности, самооценки, рефлексии и т. д.

5. Высокий (продуктивный творческий)

Свободное оперирование программным учебным материалом различной степени сложности в незнакомой ситуации; выполнение заданий творческого характера; высокий уровень самостоятельности и эрудиции.

Свободное оперирование программным учебным материалом различной степени сложности с использованием сведений из других учебных курсов и дисциплин; умение осознанно и оперативно трансформировать полученные знания для решения проблем в нестандартных ситуациях; проявление целеустремлённости, ответственности, познавательной активности, творческого отношения к учению.

В вузах Литвы используется 10-ти балльная система оценок

10 - отлично; 9 - очень хорошо; 8 - хорошо; 7 - достаточно; 6 - удовлетворительно; 5 - слабо; 4-1 - плохо.

Проходная оценка – 5.

Особое место занимает Финляндия, точнее ее система образования

В финских школах принята 10-балльная система оценок. Школьные учебники, принадлежности и горячие обеды предоставляются бесплатно. Кроме того, если расстояние от дома до школы ученика превышает 5 км, транспортные расходы также оплачиваются муниципалитетом.

Учебный год состоит из 190 рабочих дней: с августа по май. Обучение ведется только по будням в дневную смену. На короткие каникулы школьников отпускают в середине осени, на Рождество, в конце февраля. Учеба заканчивается в конце мая или в начале июня, после чего дети уходят на летние каникулы.

Выделение «элитных» классов из общего потока запрещено. Политика выравнивания качества школьного обучения выражает главный приоритет Министерства образования Финляндии - обеспечение равной доступности и качества образования. Школы распределены географически равномерно, в соответствии с плотностью населения.

По окончании общеобразовательной школы почти все выпускники решают продолжить обучение в средней школе (гимназии). Здесь они лишаются бесплатного питания и учебников, хотя плата за обучение по-прежнему не взимается.

Гимназии сами отбирают учеников на основе их успеваемости в общеобразовательной школе. Обучение ведется по курсовой системе, поэтому классического разделения на классы нет.

Обучение в гимназии заканчивается сдачей государственных письменных экзаменов, которые дают право поступать в любое высшее учебное заведение. Выпускники получают в торжественной обстановке белые фуражки и начинают именоваться абитуриентами.

Профессиональное образование

Альтернативой учебе в гимназии, являются профессионально-технические школы. По окончании 2-3-летнего курса, после сдачи экзаменов, выпускники получают аттестат о среднем профессиональном образовании, после чего они принимают решение: либо выйти на рынок труда, либо продолжить специализированное обучение в политехникуме.

Профессиональную квалификацию можно получить путем сдачи экзаменов экстерном. Также для выпускников профессионально-технических школ имеется возможность поступить в университет, но лишь после прохождения курсов дополнительного образования и сдачи экзаменов, необходимых для получения аттестата зрелости.

Высшее образование

Структура высшего образования

Система высшего образования в Финляндии представлена двумя самостоятельными направлениями:

· Университеты.

· Высшие профессиональные школы.

· Университеты по роду своей деятельности больше сориентированы на научно-исследовательскую работу. В них можно получить как первоначальную ученую степень бакалавра (3 года), так и высшую степень магистра (5-6 лет) с последующей защитой диссертации и присвоением степеней лицензиата или доктора наук.

· Высшие профессиональные школы основывают свою работу на тесной связи с деловой и хозяйственной жизнью конкретного региона. Учебные программы обязательно включают в себя практику на фирмах и предприятиях, а по окончании четырехлетнего обучения выпускники получают научную степень бакалавра в выбранной области знаний.

· В высшие профессиональные школы поступить легче, чем в университет, и финские предприятия всегда с готовностью принимают выпускников этих школ на работу.

· Обучение в университетах доступно всем, и никакой платы за учебный семестр не взимается, хотя правительство планирует ввести плату за обучения для студентов из стран, не входящих в Евросоюз. На данный момент все студенты должны сами оплачивать жилье, питание и другие текущие расходы. Финские студенты имеют право на получение стипендий, а также банковской ссуды под небольшой процент.

Интересен в этом смысле также опыт Израиля

В государственных (светских) школах 75% программы составляют

обязательные дисциплины, а 25% - дополнительные.

Обязательные дисциплины распределены по четырем

направлениям:

- «традиция, гуманитарные и общественные науки»,

история Израиля, обществоведение, география;

- «языкознание» - иврит, английские язык и литература;

- «математика и точные науки» - математика, компьютеры,

физика, химия и биология;

Физическая культура.

Дополнительные дисциплины выбираются из списка, утвержденного Министерством просвещения, советом школы.

Школьное образование подразделяется на три уровня:

Начальная школа, классы 1-6 классы, 6-12 лет;

Неполная средняя школа 7-9 классы, 12-15 лет;

Средняя школа 10-12 классы, 15-18 лет.

Средние школы в Израиле принадлежат муниципалитетам, сетям

профессионального обучения ОРТ, АМАЛ и АМИТ, женской

организации ВИЦО, религиозным организациям и т.д. Министерство

просвещения осуществляет контроль над всеми признанными им

школами.

В программы средних школ включены предметы, обязательные

для всех учащихся, а также дополнительные, которые изучаются

факультативно – по выбору. Предметы, по которым сдаются

экзамены на аттестат зрелости, определяет Министерство

просвещения.

Дисциплины, изучаемые факультативно, в каждой школе

выбирает директор с участием преподавателей, школьного

родительского комитета и консультанта по вопросам педагогики.

При этом учитываются пожелания школьников, которые заполняют

специальные вопросники.

Учащийся может изучать не более 15 предметов одновременно .

Средние школы подразделяются на:

Академические;

Профессиональные;

Комбинированные.

Учащимся предоставлена возможность выбирать между техническим

и гуманитарным уклоном. Обучение в таких школах завершается

сдачей государственных экзаменов на полный аттестат

зрелости.

В комбинированных школах имеются как академические, так и

профессиональные классы.

Профессиональные – школы, в которых наряду с изучением

общеобразовательных предметов учащиеся приобретают

специальность. Выпускники этих школ могут сдавать экзамены на

аттестат зрелости либо получить справку об окончании 12 классов.

Кроме того, они получают профессиональное удостоверение,

дающее право работать по специальности. В ряде таких школ

имеются 13 и 14 классы, готовящие техников и младших

инженеров.

В средних школах с профессиональным уклоном обучение

ведется по трем профилям: профессионально-академическому,

обычному профессиональному и профессионально-практическому.

По завершении каждого из этих курсов учебы выдается документ об окончании, предоставляющий различные возможности дальнейшей деятельности:

Учебный профиль Название Возможности

Документа предоставляемые

Об окончании документом

Два или три раза в год (в зависимости от деления учебного года на полугодия или на триместры) ученик получает табель успеваемости. Во многих начальных классах израильских школ учителя отказались от оценки знаний по баллам, чтобы не делить детей на «хороших» и «плохих». Учитель в нескольких фразах рассказывает родителям об успеваемости и поведении их ребенка и отмечает, на что следует обратить внимание. В тех же классах,

где придерживаются старой системы, успехи детей оценивается по следующей шкале: «отлично», «очень хорошо», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

В неполной средней и средней школах действуют две системы оценок: 100-балльная система (положительной оценкой считается 55 баллов и выше) применяется при оценке контрольных работ и экзаменов, а 10-балльная при выведении оценок в табелях и аттестатах.

Разговоры о переходе образования на 10-балльную систему в России длятся уже давно, «а воз и ныне там». Доколе …

1 балл
Недостижимая грань ужаса. Вселенское зло. Если приснится в кошмаре, придется навестить психиатра. Возможно не раз.

2 балла
90-60-90
рост-вес-возраст
Толстое и страшное нечто. Отдается первому встречному за бутылку дешевого пива, либо будет ломаться до последнего вздоха. В качестве «женского пола» не рассматриваем.

3 балла
Серенькая, страшненькая, толстенькая девочка, которой очень не повезло по жизни с внешностью. Ходят слухи, что секс у них бывает.
Обычно такие девочки либо дают с очень большими напрягами (в силу своих жутких комплексов), либо дают всем немногочисленным товарищам, кому от них это нужно.

4 балла
Обычная, не пользующаяся популярностью у мужчин серенькая девочка. При этом может быть либо с нормальной фигурой, но страшненькой на лицо, либо просто чересчур полной. При большом количестве спиртного сгодится, но опять же не всем. Соблазнить такую проблемой не является, но подумай надо ли оно тебе.

5 баллов
Ни рыба ни мясо. Таких - миллионы. 7 из 10 проходящих девочек попадут именно в эту категорию. Соблазнить такую не стыдно, но и похвалиться тоже нечем.
Стандарт. Такие девочки легче всего идут на «контакт».

6 баллов
Либо очень ухоженная 5-ка, либо просто симпатичная девочка, которую можно соблазнить и это будет неплохим воспоминанием. Обычно такие девочки годятся для длительных отношений в силу своей покладистости.
Соблазнить такую не является большой проблемой, но придётся немного потрудиться.

7 баллов
От природы красивая девочка. С хорошей фигурой и симпатичным личиком. Пользуется популярностью среди мужчин и поэтому присутствует защитный барьер от заведомо неприемлемых или неуспешных мужчин. Это самая «спорная» категория среди пикаперов. Тут мнения колеблются как в меньшую, так и в большую сторону. В общем соблазнение 7-ки остается в памяти очень хорошими воспоминаниями.

8 баллов
Фотомодель. От природы одаренная внешностью и классной фигурой. В основной своей массе такие девочки обеспечены и имеют возможность ухаживать за своей внешностью. Процент таких девочек очень мал среди всех, но соблазнив её, ты можешь этим гордиться и знать что ты «один из самых-самых». В большинстве случаев, для соблазнения такой девочки, понадобится не одно свидание.

9 баллов
Это твой идеал. Причем для всех она не меньше 8-ми баллов, но тебе она запала в душу. Это именно то, о чем ты мечтаешь. Так же в эту категорию может попасть очень красивая девочка(7-8 баллов) с которой у тебя длительные отношения и она для тебя «та самая».
Соблазнение такой девочки однозначно выходит за рамки стандартного, поэтому здесь придется приложить максимум усилий.

10 баллов
Недостижимая грань красоты и внутренних качеств девочки. Если ты её встретил, то считай, что ты один из миллиона. Соблазнять не нужно, вы с ней сразу всё поймете.

0

5-балльная система против 10-балльной: что лучше?

Система оценивания знаний – неотъемлемый элемент образовательного процесса. По сути, это базовый критерий для определения уровня усвоения учебного материала. Большинству российских родителей привычна и понятна 5-балльная система, ведь мы помним ее со времен своего детства. За рубежом же актуальны новые системы – 10-, 12- и даже 100-балльная. Не обошла эта тенденция и отечественное образование: некоторые школы помимо привычной 5-балльной ввели систему оценивания по шкале 10 баллов.

Какая система лучше? На что обратить внимание, выбирая между старым и новым форматом оценки знаний? И как дети реагируют на оценивание их успехов вообще? Поговорим об этом ниже.

Оценка как фактор влияния на становление личности

С раннего детства мы проходим процесс социализации, то есть интеграции в существующее общество. Роль связующих звеньев между личностью и социумом выполняют так называемые агенты социализации: сначала это собственная семья, а затем детский сад, школа, университет, рабочий коллектив. Но если семья, как правило, любит нас такими, какие мы есть, то расположение других агентов еще нужно заслужить. Более того, эти агенты постоянно нас оценивают.

В детском саду воспитатель оценивает поведение и успехи ребенка: как он проводит время, каким образом контактирует с другими детьми и персоналом, насколько легко ему даются коллективные игры, задачки и упражнения. Так дети привыкают к оценке – они начинают понимать, что их поведение постоянно сопоставляется с некими эталонными значениями («довольно умный», «не слишком послушный», «очень общительный»). Затем их оценивают в школе, но здесь упор делается уже на уровень усвоения знаний из учебной программы – ученик получает низкие или высокие оценки. Этот опыт экстраполируется на всю дальнейшую социальную жизнь. В университете бывший школьник становится отличником, двоечником или середнячком, а на работе, соответственно, хорошим, плохим или посредственным сотрудником.

Пубертатный период развития приходится как раз на школьные годы, поэтому особое влияние на становление ребенка оказывает именно система оценивания в школе. Сегодня ситуация в школах неоднозначна: одни учебные заведения используют традиционную для России 5-балльную систему, другие постепенно переходят на 10-балльную, а некоторые и вовсе применяют их параллельно. Например, в младших классах ученикам ставят оценки от 1 до 5, а в средних и старших – от 1 до 10.

5-балльная система: плюсы и минусы

По задумке шкала от 1 до 5 демонстрирует, как ученик усвоил учебный материал. При этом каждой количественной оценке соответствует определенная смысловая характеристика.

Оценка

Характеристика ученика

Вообще не знает и не понимает учебный материал

Не знает большую часть материала. На устные вопросы отвечает неуверенно, допускает грубые ошибки в письменных работах

Знает основной материал, но не может без сторонней помощи правильно использовать полученные знания на практике. Допускает ошибки при устных ответах и на письме

Знает требуемый материал, без затруднений отвечает на вопросы, применяет полученные знания на практике. Не делает грубых ошибок при устных ответах, а на письме допускает лишь незначительные ошибки

Знает программный материал в полном объеме, демонстрирует отличное понимание темы, правильно и уверенно отвечает на вопросы учителя, способен самостоятельно решать практические задачи при помощи усвоенных знаний. Не допускает ошибок при устных и письменных ответах

Плюсы:

  • система традиционная и привычная, а поэтому понятна и ученикам, и родителям;
  • хорошие оценки (в частности, пятерки) значительно повышают самооценку ученика.

Минусы:

  • критерии оценивания не дают возможности точно и объективно оценить знания ученика (отсюда повсеместное использование несуществующих в принципе оценок наподобие «4+», «3-» и т. д.);
  • система объективно не определяет учебный прогресс ученика (даже если ученик допустил меньше ошибок, чем в прошлый раз, или ответил правильно, но допустил ошибку на письме, его оценка не изменится);
  • плохие оценки негативно влияют на самооценку ученика и могут стать причиной серьезной психологической травмы;
  • очень часто оценка определяется не учебными успехами и реальными достижениями ребенка, а поведением и субъективным отношением учителя.

10-балльная система: плюсы и минусы

Основное отличие этой системы – более глубокая классификация и детализация учебных достижений учащегося. Помимо уровня усвоения материала, такая шкала показывает и качественные характеристики учебной деятельности.

Оценка

Характеристика

Уровень учебной деятельности

Полное отсутствие учебной активности

Неудовлетворительно

Различие, распознавание, поверхностное знакомство с предметом

Почти удовлетворительно

Удовлетворительно

Запоминание и неосознанное воспроизведение

Весьма удовлетворительно

Понимание теории, осознанность

Весьма хорошо

Очень хорошо

Полное владение теоретическим материалом

Почти отлично

Нестандартный творческий подход к применению полученных знаний

Превосходно

Система получила название 10-балльной, хотя по факту в ней присутствуют 11 оценок – от 0 до 10. Оценка «0» предусмотрена для тех случаев, когда ученик попросту отказывается отвечать на вопрос или выполнять задание. Но при этом оценка не может характеризировать уровень усвоения материала, поэтому она и не получила отображения в названии шкалы.

Плюсы:

  • расширенная градация позволяет более четко и объективно определять текущий уровень знаний;
  • шкала позволяет проанализировать умственные способности ученика, оценить вовлеченность в учебный процесс и обнаружить его слабые места;
  • система психологически комфортна – оценки от 5 баллов уже позитивные;
  • снижается некомфортный для учеников разрыв между отличниками и двоечниками: все ученики, получившие от 7 до 10 баллов, успешны по определению.

Минусы:

  • система не решает традиционные проблемы школьного образования: психологические травмы двоечников, субъективное отношение учителей и т. д.;
  • родители путаются в новых баллах и не всегда понимают, о чем свидетельствует та или иная оценка.

Обе системы нельзя назвать идеальными, но очевидно, что 10-балльная шкала все же более комфортна для учеников и делает процесс оценивания знаний хоть немного, но более адекватным. Поэтому, если есть возможность выбора, лучше отправить ребенка в школу, где выставляют оценки от 1 до 10. Оптимально, если ребенок привыкнет к такой системе уже с первого класса и проучится по ней до окончания учебы. Резкий переход с одной шкалы на другую, который иногда практикуют в отечественных школах, приносит детям только дополнительный дискомфорт.


Интересный факт: финская система школьного образования, которая считается лучшей во всем мире, отказалась от оценок вообще. По словам сотрудников министерства образования Финляндии, дети учатся для того, чтобы получать и использовать знания, а не ради хороших оценок. Новаторский подход уже доказал свою эффективность: финские выпускники бьют все рекорды успешности, а их родители спокойны за психологическое здоровье детей.