Сибирские татары появились в Российской Федерации достаточно давно. Они занимали часть территории Сибири еще до прихода славянских племен и делились на группы, которые сейчас называют томской, тоболо-иртышской и барабинской.

История

Историки расходятся во мнении о том, когда появились сибирские татары и кто является из прародителями. Ряд ученых полагает, что таковыми могут быть древние тюрки или кыпчаки. До наших дней сохранились свидетельства 9 века, которые указывают, что на территории Томской области жил народ кимаки, потомками которых стали кыпчаки. Далее происходило довольно сложное формирование разных этносов, среди которых оказались башкиры, мишари, бухарцы-узбеки, туркмены и другие.
Сибирские татары сумели создать ханство, центром которого стала Чинги-Тура. Располагалось оно на территории Тюменской области. Предположительно формирование ханства происходило в 14 веке. До него здесь правил хан Батый. К началу 16 века формируется Сибирское ханство, а итогом становится формирование сибирских татар в 16 веке. Становление проходило в условиях разобщенности, постоянной угрозы войны с соседями, в сложных климатических условиях, что сказалось на жизненном укладе народа.

Характер

Сибирские татары считают, что татарский этнос един. Мозаичность только украшает культуру и делает ее более разнообразной. Отметим, что слово «Сибирь» возникло еще в 5 веке нашей эры. Этим словом татары обозначали пургу. Примечательным фактом является использование названия сугубо по отношению к этносу. Только после 13 века им начали называть территорию проживания. Удивительно, но одними из первых слово «Сибирь» стали использовать иранцы.
Русские прибывали сюда как завоеватели, посланные Иваном Третьим. К концу 16 века здесь оказываются казаки. Все это в совокупности с образованием мест для регулярной ссылки формирует русско-сибирский генофонд. Однако, по отметкам самих сибирских татар, история не только не изменила, а лишь укрепила их характер. Они остаются по-прежнему стойкими, терпеливыми, выносливыми.
Самой важной чертой у сибирских татар, как и у сибиряков в целом, является самостоятельность. С детства их обучают вести домашнее хозяйство, мужчины с юных лет осваивают ремесло, в том числе охоту. Сибирскому татарину надлежит быть искренним, толерантным, благодушным. Негативное отношение к скупости, инфантильности и лени. Если сибирский татарин сделал все дела, но вечер еще не наступил, значит, самое время помочь соседям и друзьям.
Отсюда формируется еще одно качество - желание прийти на выручку.
Сибирские татары считаются более гостеприимными, чем русские сибиряки, которые не часто готовы принимать гостей. Для татар как этноса характерна приверженность к семье. Разводы случаются редко, люди дружат семьями и часто проводят время вместе. От природы сибирские татары считают себя превосходными торговцами.
Нрав их довольно миролюбив, однако даже если такой человек разозлится, он все равно подумает о том, что хочет сказать, прежде чем начнет говорить.

Культура


На культуру сибирских татар повлияли ислам и верования сибирских тюрков. Поэтому многие названия и материальную культуру народ позаимствовал со стороны. Сибирско-татарские селения называются в честь рек и основателей.

Особое значение для татар имеют похоронные обряды. Для покойных готовят лучшие платья, а гробы делаются из колоды. Обязательно в могилу нужно положить табак, любимые вещи человека при жизни и вино. Гроб нести нельзя, его предписано поставить на сани и крепко привязать, затем нужно довезти покойного до места погребения. Подготовка могилы начинается только после того, как гроб окажется на самом кладбище. По окончании похорон проводят поминальный обряд.

  • При рождении детей принято выстреливать в воздух, что сулит малышу стать отличным стрелком. Имя могут дать разное, например, связанное с какими-либо предметами или животными;
  • В связи с приверженностью к исламу, сибирские татары используют мечети для ведения службы. Строят их из деревянного сруба. Традиционным сооружением коммерческого и жилого назначения является изба. Интересно, что деревянное строительство всегда у сибирских татар было в почете;
  • Даже вокруг могил устанавливали оградки из сруба, а непосредственно у места погребения на мужской могиле ставили столб с полумесяцем, на женской - два столба;
  • До момента начала влияния исламской веры дома богато украшали орнаментом с изображением птиц и животных. Внутреннее убранство было небогатым;
  • Люди спали на нарах, застилая их перинами, которые называются тушек. Это довольно теплый вид перин, которые делаются из перьев птицы. Спать под ними комфортно зимой и летом;
  • Неизменным предметом интерьера у сибирских татар всегда был сундук, где можно хранить утварь и пожитки;
  • Шкафы, стулья, а также другая мебель могла быть лишь у богатых. Простые люди позволяли себе нары и маленькие столики. Сейчас материальная культура претерпела много изменений благодаря возможности приобретения благ современной цивилизации и налаженному транспортному сообщению, поэтому в домах татар стало появляться все больше мебели.

Да и сами сибирские татары могут жить в многоквартирных домах благодаря строительству в регионе. В традиционных домах сохранились печи мейец, которые используют для приготовления пищи и обогрева помещения. Также есть погреб, позволяющий хранить мясо, так как температура в этой части помещения всегда отрицательная.
Несмотря на влияние цивилизации, до сих пор сибирские татары стремятся выполнять постройки из дерева, однако этнический колорит постепенно уходит в прошлое.

Жизнь


Сибирские татары в основном занимаются скотоводством. С давних времен они выращивали лошадей, различные виды рогатого скота, в редких случаях растили верблюдов. Овец разводили много, что позволяло получать большое количество шерсти для собственных нужд и продажи. Рыболовство и охота развиты, как и сенозаготовка. Из рыбы в основном добывают карася, а на охоте отстреливают лосей и косуль.
Сибирские татары вручную шили тулупы и делали обувь из шерсти домашнего скота. Из пуха и перьев делали подушки и перины. Всегда ценился козий пух, который служил основой для изготовления шалей. Люди занимаются обработкой льна, из которого шьют сети, предназначенные для ловли рыбы. Из ивы делаются лодки, сани, лыжи, разные виды посуды.

Традиции


Традиции сибирских татар сильно изменились ввиду влияния ислама. Однако некоторые празднества до сих пор отмечают.

  1. Например, восточный Новый год Амаль, пришедший от тюрков, до сих пор празднуют во время весеннего равноденствия. Частично он связан с исламом, однако напрямую к нему не относится. Во время праздника люди едят всем коллективом, дарят подарки и играют в игры.
  2. Праздник Карга бутка уже не отмечается, хотя ранее считался священным. Он был связан с воронами и грачами, которые считались священными птицами. По прилете грачей люди собирали крупу и начинали варить каши, которые потом ели всем аулом.
  3. Если лето выдается засушливым, сибирские татары прибегают к молитве о ниспослании дождя. Этот обряд схож со многими, связанными с молитвами о ниспослании урожая.
  4. Среди традиций сибирских татар сохранилось почитание суфийских шейхов. Считается, что именно они принесли народу ислам. Шейхов хоронят в особых могилах, которые называют «астана». За каждой такой могилой закрепляют хранителя, чтобы он стерег ее и следил за надлежащим состоянием. Проезжающий мимо астаны обязан останавливаться и читать молитвы, затем передать награду. Наградой делятся не только с умершими, но и родственниками шейха.
  5. Очень важную роль для татар играл тугум, представляющий собой общину с несколькими семьями, что являло собой подобие клана, ведь для формирования тугума должен быть один предок. Тугум регулировал хозяйственно-бытовые отношения, контролировал соблюдение ритуалов, занимал важное положение в религиозной жизни. Также ранее существовали общины-волости, общины-селения, занимающиеся соответствующими делами в отношении пользования хозяйством и фискальной политикой.

Этнос сибирских татар требует пристального изучения. Пока что ученым точно неизвестна детальная история происхождения. Поэтому информации на этот счет остается мало. Однако мы точно знаем, что у сибирских татар есть признаки сформировавшегося народа, в том числе литература, язык, особый быт и приверженность традициям.

Расселены в основном в Новосибирской, Омской, Томской и Тюменской областях.

Общая численность сибирских татар составляла: по переписи 1897 г. - 46 тысяч человек, 1926 г. - свыше 7 тысяч, 2010 г. - 6 779 человек (в других переписях сибирских татар не выделялись как отдельная группа).

Язык

Говор относится к восточному диалекту татарского языка.

Письменность с 1939 г. на основе русского алфавита.

Религия

Верующие исповедуют в основном ислам (сунниты).

Этноним

Среди сибирских татар бытовали этнонимы - мусульман, тубылык (тобольские), тэмэнлик (тюменские), бараба (барабинские) и др.

Сибирские татарки. 1862

Цветная литография по рисунку К.Гуна с оригинала Кошарева

Этнографические группы

В составе сибирских татар выделяют 3 этнографические группы:

тоболо-иртышская (включает курдакско-саргатских, тарских, тобольских, тюменских и ясколбинских татар),

барабинская (барабинско-туражские, любейско-тунусские и теренинско-чойские татары),

томская (колмаки, чаты и эуштинцы).

Томская татарка. Начало XIX в

История

Решающую роль в формировании этнокультурного облика сибирских татар сыграли тюркские, финно-угорские, самодийские, отчасти монгольские народы.

Процесс консолидации сибирских татар происходил в и в образовавшемся после ее распада .

Сильное влияние на этническое развитие сибирских татар позднее оказали бухарцы сибирские и поволжско-приуральские татары, мигрировавшие в XVI - начале XX вв. в Сибирь.

В XVII-XIX вв., в связи с земледельческим освоением Сибири русскими, в расселении всех групп сибирских татар произошли существенные изменения (укрупнение населенных пунктов, изменение границ территории проживания и др.).

С 2007 в городе Тобольск проводится международный фестиваль «Искер-джиен», в рамках которого проходят конференции, концерты и др.

Традиционные занятия

Основные занятия сибирских татар - земледелие (возделывали пшеницу, рожь, овёс и просо) и скотоводство. У барабинских татар большую роль играло озёрное рыболовство, у северной групп тоболо-иртышских - речное рыболовство и охота.

Сибирские татары с давних пор занимались кожевенным ремеслом, изготовлением посуды, традиционных средств передвижения (телег, саней, лодок и т. д.), веревок из мочал (тюменские и ясколбинские татары), вязанием рыболовных сетей, плетением коробов из ивовых прутьев и т. д.

В XIX - начале XX вв. многие из сибирских татар занимались торговлей, отхожими промыслами (на казённых лесных дачах, лесопильных и др. заводах) и извозом (в основном, купеческих грузов).

Скотников О.Е. Томский татарин. 1809

Гравюра по рисунку Е.М. Корнеева

Социальные группы

В период Сибирского ханства существовала соседская территориальная община (у барабинских и ясколбинских татар сохранились пережитки родоплеменных отношений).

До первой половины XIX в. основную массу татарского населения Западной Сибири составляли ясачные люди - рядовые общинники. Среди сибирских татар были группы служилых татар-казаков, захребетных (зависимых) татар, оброчных чувальщиков (платили подать с чувала - печи), а также прослойки дворян, купцов, духовенства.

Согласно российскому законодательству, почти все сибирские татары зачислялись в разряд оседлых инородцев (с 1822 г.).

Поселения, жилища

До начала XVIII в. распространенным жилищем у сибирских татар были землянки и полуземлянки. Встречались также наземные срубные постройки (с низкими потолками, дверями), глинобитные, дерновые и кирпичные дома.

Позднее сибирские татары стали строить дома по русским образцам (срубные, у купцов и зажиточных горожан - каменные постройки).

В интерьере домов у каждой группы сибирских татар были свои особенности, но центральное место в обстановке большей части жилищ занимали нары, покрытые коврами, войлоком, уставленные по краям сундуками и постельными принадлежностями.

Из мебели в домах были столики на низких ножках, полки для посуды (у состоятельных - шкафы, стулья и другая мебель).

Деревни (аулы, йорты, у томских татар - улусы, аймаки) сибирских татар располагались в основном по берегам рек и озер. С сооружением дорог появились притрактовые селения.

В конце XIX - начале XX в. для большинства поселений была характерна прямолинейная планировка улиц. Дома ставили по обе стороны улицы, изредка (в основном, в прибрежных селениях) встречалась односторонняя застройка.

Наиболее значительными сооружениями являлись мечети, как правило деревянные, в отдельных селах (например, в селе Ембаево Тюменского уезда Тобольской губернии) - из кирпича.

Традиционная семья

В XVIII - начале XX вв. традиционной формой семьи у сибирских татар была малая семья (в среднем по 5-6 человек).

Вся полнота власти сосредоточивалась у главы семьи (обычно им был старший мужчина - дед, отец, брат), который определял внутренний распорядок семейной жизни. Строго соблюдались порядки, ограничивавшие свободу женщин (например, обычай выдавать девушек замуж без их согласия, запрет ходить с открытым лицом на улице и др.).

В настоящее время семьи состоят из двух (реже из трех) поколений и насчитывают по 3-5 человек. Сохраняется понятие «глава семьи», однако в большинстве семей дела решаются сообща.

Традиционная одежда

Традиционная мужская нательная одежда в прошлом состояла из рубахи и штанов.

Верхней одеждой (в том числе у женщин) служили бешметы - длинные распашные кафтаны с рукавами, безрукавные или с короткими рукавами камзолы, облегавшие тело распашные кафтаны, тулупы и шубы (тон, тун), халаты (чапан) из домотканой материи или среднеазиатских шёлковых тканей.

В XIX - начале XX вв. в обиходе сибирских татар были широко распространены русские дохи, полушубки, армяки, мужские рубахи-косоворотки, брюки, у женщин - платья.

Мужчины носили тюбетейки (капач, тубятяй, аракчин), войлочные шапки (бурек), зимние стёганые шапки разных видов (в том числе шапка с лопатообразным выступом).

Из женских головных уборов наиболее распространенной была налобная повязка (сараоч, сарауц) на твёрдой картонной основе, обшитой тканью и украшенной позументами и бисерной вышивкой. Праздничными головными уборами были калфаки: больших размеров, вязаные или сшитые из шелковых и бархатных тканей (покрывались вышивкой шерстью, бисером и т. д.) и небольшие по размеру, из бархатной ткани с твердым картонным околышем. Женщины носили также шапки цилиндрической формы, а поверх них - платки и шали.

Женский костюм дополняли разнообразные украшения из золота, серебра, бисера, монет (браслеты, кольца, перстни, серьги, бусы и пр.).

У сибирских татар были широко распространены мягкие кожаные сапоги ичиги, украшенные сшивной мозаикой, кожаные башмаки, валенки (пимы), короткие чирки, охотничьи сапоги и другая обувь.

Традиционная кухня

В традиционной пище сибирских татар преобладали мясомолочные и мучные продукты.

Основными блюдами были конская колбаса (казы), пельмени, различные супы (мясной - шурпа, пшенный - тарык урэ, перловый - кучэ урэ, рисовый - кореч урэ, лапша - онаш, салма, умац и др.), каши, талкан (блюдо из молотых зерен ячменя и овса, разведенных в воде или молоке), лепешки (пэтер), пироги с разными начинками (перемяч, балиш, сумса), халва (алюва); чай, айран, кумыс и др. напитки.

Фольклор

В прошлом у сибирских татар активными видами отдыха были различные игры: в бабки (аналог игры в городки), җуга (мужчины вставали вокруг водящего и старались сбить с него шапку; в противостоянии центральный игрок должен был проявить свою силу и ловкость) и др.

В некоторых деревнях барабинских и томских татар еще во второй половине XIX - начале XX в. имели место отголоски древних языческих культов: шаманы (камы) лечили больных и ворожили (камлали) во время жертвоприношений.

В наши дни среди сибирских татар продолжают бытовать как мусульманские праздники (Ураза-Байрам, Курбан-Байрам), так и праздники доисламского происхождения ( и др.).

Сибирские татары обладают богатым фольклорным наследием. Оно включает в себя предания и легенды, фантастические и бытовые сказки (йомаклар), пословицы (макальляр) и поговорки (лагаплар), загадки (табышмаклар), лирические и обрядовые песни (йырлар), произведения эпического характера - дастаны и баиты, частушки (такмаклар), короткие песни духовного содержания - мунаджаты, басни (меселэр).

В советский период, в связи с усилением политики русификации, ускорением темпов урбанизации и т. д., традиционная культура и хозяйство сибирских татар претерпели значительные изменения: были реорганизованы татарские школы, перестали издаваться татарские газеты.

С конца 1980-х - в начале 1990-х гг. у сибирских татар наблюдается рост национального самосознания, интерес к своему происхождению, к истории, культуре, развитию языка и т. д. На территории ряда областей Западной Сибири были образованы общественные организации: Татарский общественный центр «Азат Себер» - «Свободная Сибирь» (Новосибирская область), культурно-просветительское общество «Туганлык» - «Родство» (Томская область), Ассоциация сибирских татар (Тюменская область) и др., приоритетными целями которых является содействие национальному возрождению сибирских татар, укрепление их экономических и культурных связей с другими группами татар, дружбы и взаимопонимания между народами РФ.

Литература

Бояршинова З.Я. Население Западной Сибири до начала русской колонизации. Томск, 1960.

Томилов Н.А. Современные этнические процессы среди сибирских татар. Томск, 1978.

Томилов Н.А. Этническая история тюркоязычного населения Западно-Сибирской равнины в конце ХVI ‒ начале ХХ вв. Новосибирск, 1992.

Валеев Ф.Т. Западно-сибирские татары во второй половине ХIХ - начале ХХ в.: историко-этнографические очерки. Казань, 1980.

Валеев Ф.Т. Сибирские татары. Казань, 1993.

Исхаков Д.М. Сибирские татары // Татары. М., 2001.

КТО ВЫ, СИБИРСКИЕ ТАТАРЫ?

Мои друзья и знакомые часто просят меня, как этнографа, рассказать о сибирских татарах, откуда они произошли и как связаны с татарами, проживающими в Поволжье и Крыму. Они сильно удивляются, когда я говорю, что сибирские, поволжские и крымские татары не имеют между собой почти ничего общего. Это три разных тюркских народа, сформировавшихся на обособленных территориях. У каждого из них своя особая культура, а их языки имеют такие же различия, как скажем, русский и украинский или узбекский и казахский. Среди жителей Тобольска, в том числе и среди руководящих работников я также не встречал понимания этого вопроса. Очень многие считают, что все татары, где бы они ни жили - это один народ. Отсюда и многие проблемы. На словах, провозглашая возрождение самобытной культуры сибирских татар, на деле в тобольских средствах массовой информации, в Центре сибирско-татарской культуры, на русско-татарском отде-лении филфака ТГПИ идет пропаганда языка и культуры татар казанских. Настало время в корне менять ситуацию. В своей небольшой статье мне хотелось кратко осветить суть вопроса и, тем самым донести до сознания тоболяков понимание необходимости сохранения и приумножения уникальной культуры одного из самых многочисленных этносов Сибири - сибирских татар. Сейчас сибирскими татарами называют себя около 190 тысяч человек, проживающих в Тюменской, Омской, Кемеровской, Новосибирской, Томской областях и некоторых странах зарубежной Азии. Не стоит смешивать сибирских татар с поволжскими и крымскими. Каждый из этих народов имеет свою собственную, отличную от других, этническую историю. У каждого из них своя культура, традиции, обычаи. Они говорят на разных языках относящихся к тюркской языковой группе. Занимаясь на протяжении нескольких лет этнографией коренных народов Тюменского Севера я мало обращал внимания на проживающих там представителей других национальностей, среди которых татары занимали, как правило, третье место по численности после русских и украинцев. Проблемы истории и культуры татар заинтересо-вали меня в 1997 году, во время работы в антрополого-этнографической экспедиции в татарских деревнях Большереченского и Усть-Ишимского районов Омской области. В селе Уленкуль Большереченского района я впервые узнал, что там и в некоторых других деревнях по Иртышу совместно проживают коренные сибирские татары и потомки выходцев из Поволжья и Средней Азии. По рассказам местных жителей, раньше поволжские татары и «бухарцы» селились отдельно от сибирских татар, не имели права на землю и не заключали смешанных браков. Коренные изменения произошли после октябрьской революции, уравнявшей всех в правах, а с 1950-х годов и сибирских, и поволж-ских татар, и «бухарцев» стали записы-вать в официальных документах просто татарами. В 1998 году, после переезда на жительство в г. Тобольск, мне удалось глубже познакомиться с проблемами истории и культуры сибирских татар. Я проштудировал всю немногочисленную научную литературу по истории и этнографии этого народа (труды доктора исторических наук Ф. Т. Валеева, академика Н. А. Томилова и его учеников), в которой убедительно доказывается, что сибирские татары являются самостоятельным этносом, со своей само-бытной историей, культурой и языком. Тем удивительней мне было узнать, что на русско-татарском отделении филоло-гического факультета Тобольского го-сударственного педагогического инсти-тута им. Д. И. Менделеева (далее ТГПИ) в качестве обязательного предмета преподается язык поволжских татар (так называемый татарский литературный), а в городском Центре сибирско-татарской культуры работают танцевальные и хоровые кружки, где обучают танцам и песням поволжских татар. Студенты русско-татарского отделения филологического факультета ТГПИ и преподаватели сельских школ в приватных беседах жаловались мне, что «литературный» татарский язык студен-там и школьникам приходится учить как иностранный.
По моим наблюдениям, внедрение языка и культуры поволжских татар в среду сибирских татар не дает почти никаких результатов. В самом Тобольске имеется всего одна школа, где пре-подают поволжско-татарский язык. В Тобольском и расположенном рядом, тяготеющем к Тобольску Вагайском районе, поволжско-татарский язык преподают только в деревнях с компактным татарским населением, а таких де-ревень в каждом из районов меньше половины от общего числа. Как правило, выпускники школ с преподаванием татарского языка поволжский язык в быту не используют, в семьях говорят на сибирско-татарском и русском. Книги и газеты из Татарстана в Сибирь не при-возят. Единственная в Тюмени газета на поволжско-татарском языке «Янарыш» пользуется популярностью в основном у поволжских татар, проживающих в Тюменской области. Больший успех у сибирских татар имеет эстрадная музыка из Казани. В Тюмень и Тобольск постоянно приезжают с гастролями певцы и певицы, но народная любовь к ним чаще всего выражается словами - «песня красивая, но ни слова не понятно». Однако пропаганда поволжского языка и культуры все же оказывает влияние на самосознание сибирских татар. Некоторые студенты, учителя и работники культуры из сибирских татар, подпавшие под влияние казанской пропаганды, говорили мне, что считают язык казанских татар красивее, а их самих культурнее. Свою лепту вносят в это дело и отдельные ученые из сибирских татар. Известный тюменский ученый, доктор филологии Х. Ч. Алишина в одном из номеров газеты «Янарыш» (лето 2000 г.) призвала всех сибирских татар отказаться от позорного (выделено мной, Ю. К.) термина «сибирские». В 1998 году Тобольский государственный историко-архитектурный музей-заповедник провел I-й Сибирский симпозиум «Культурное наследие народов Западной Сибири. Сибирские татары». На нем обсуждались проблемы этногенеза, этнической истории и культуры сибирских татар. В Тобольск съехались археологи, антропологи, этнографы, лингвисты, историки, краеведы из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбур-га, Ижевска, Новосибирска, Омска, Томска, Тюмени, других городов. Прибыла и делегация из Казани, представленная учеными из Академии наук республики Татарстан. В отличие от докладов ученых из других городов, выступления казанцев сводились к пропаганде идеи единства всех народов, именующих себя татарами. Казанские татары претендуют на место второй титульной нации в России после русских, так как за время существования Советского союза они расселились по всей его территории вплоть до Тихого океана. По переписи 1989 г. в России их насчитывалось 5 522 000 че-ловек. Правда, в это число были вклю-чены и 180 000 сибирских татар. В Казани считают сибирских татар неотъемлемой частью якобы сущест-вующего единого татарского этноса. Правительство Татарстана финансирует научные программы, в рамках которых казанские ученые пытаются доказать, что у всех татар единые корни. Так, этнографы Д. М.Исхаков и И. Л.Измайлов отрицают прямое родство своего народа с волжскими булгарами, жившими на территории нынешнего Татарстана начиная с X в., и утверждают, что все таnары - потомки кочевников-кыпчаков. Ради достижения сиюминутной политической выгоды некоторые ученые готовы переписать историю своего народа. Сегодня в Казани к этнографам под-ключились и археологи. Как же получилось, что сибирские татары ни в одной советской переписи населения не были зафиксированы как отдельный народ? Во-первых, этнографы считали, что сибирские татары еще не оформились в единый этнос. Хотя все диалекты сибирско-татарского языка взаимопонимаемы на территории от Тобольского Заболотья до Барабинских степей в Новосибирской области. Во-вторых, можно предположить, что не хватало квалифицированных лингвистов, чтобы разработать буквари и учебники на сибирско-татарском языке. Однако для хантов в то же время сделали учебники на трех диалектах. Не исключено также, что советское правительство не хотело создавать еще одну татар-скую автономию, тем более на такой обширной территории. Кто же такие сибирские татары? Сибирские татары являются отдельным этносом
Они включают в себя этнические группы тоболо-иртышских, барабинских, и томских татар. Сибирско-татарский язык относится к кыпчакской (северо-западной) группе тюркских языков. Он имеет диалекты, соответствующие этническим группам. Тоболо-иртышский диалект подразделяется на говоры: тюменский, тобольский, заболотный, тарский, тевризский. В формировании сибирских татар приняли участие различные этнические компоненты, в том числе тюркские, угорские, самодийские, монгольские. Первыми поселенцами на юге Западной Сибири были угорские племена, предки современных хантов и манси. Самодийцы, предки ненцев и селькупов, задержались здесь не долго, теснимые тюрками они прошли дальше на север, в таежные и тундровые области. Тюрки стали проникать сюда в VII-VIII вв. из Минусинской котловины, из Средней Азии и с Алтая. В IX-X вв. они ассимилировали южнохантыйское население в районе р. Тара, а в XII-XIII вв. угров лесостепного Притоболья и бассейна р. Исеть. Основной этнический компонент на первом этапе формирования сибирских татар составили тюркские племена аялы, курдаки, туралы, тукузы, саргаты и др. В IX-X вв. с Алтая на территорию Томского Приобья продвинулись тюркские племена кимаков. От них отделились кыпчакские племена, которые к X в. расселились на запад вплоть до южного Урала и приняли участие в формировании башкирского народа. На юге, в районе Аральского моря кыпчаки влились в состав казахов, узбеков, каракал-паков, а на севере, в тоболо-иртышском междуречье - в состав сибирских татар. Незначительная часть кыпчаков была ассимилирована волжскими булгарами, составившими основу современных казанских татар. Некоторые кыпчакские племена в XII-XIII вв. осели в Крыму, а другие откочевали на Дунай, в на территории нынешних Венгрии, Болгарии и Румынии. В XIII в. тюркоязычное население Западной Сибири было покорено монголо-татарами и, эта территория вошла в состав империи Чингисхана. В середине столетия здесь стал распространяться ислам. После распада Золотой орды сложилось самое раннее государ-ственное образование сибирских татар - Тюменское ханство. В XV в. значительная часть южных районов Западной Сибири и казахских степей оказалась под властью кочевников-«узбеков» (по имени хана Узбека). Во второй половине XV в. в Тюменском ханстве, значительно расширившем свою территорию на востоке, правила уже местная знать. В конце столетия сибирско-татарский хан Мамет объединил улусы по Нижнему Тоболу и Среднему Иртышу и образовал Сибирское ханство со столицей в поселении Сибирь (Кашлык). В 1563 г. Сибирское ханство завоевал узбекский хан Кучум. В конце века территория ханства была присоединена к России. В XVII-XVIII вв. в Западную Сибирь из владений бухарского эмира ста-ли приезжать торговцы и ремесленники - узбеки, таджики, каракалпаки, уйгуры, туркмены. В официальных документах их называли обобщенно «бухарцами». Они, с разрешения сибирских татар, селились на окраинах селений или основывали собственные поселения. В XIX и начале XX в. в Тоболо-Иртышское междуречье начали переселяться татары из Казанской, Симбирской и Уфимской губерний.

Прав на владение землей они не имели, поэтому нанимались в работники к коренным татарам за еду и жилье. В официальных документах они именовались оброчными чувальщиками. До административно-территориальной реформы 1910 г. сибирские татары, оброчные чувальщики и бухарцы числились в своих особых волостях и облагались разными налога-ми. Коренные татары занимались зем-леделием и скотоводством, безземельные выходцы из Поволжья имели статус «захребетников», а бухарцы были в основном торговцами и ремесленниками. Проживая обособлено, эти народы не оказывали заметного влияния на культуру и быт друг друга. Браки между ними были редкостью. В советское время социальные различия были стерты и, количество межнациональных браков возросло. Однако это не стало массовым явлением, несмотря на то, что, в официальных документах начиная с 1950-х гг. и коренное и пришлое тюркское население стали записывать татарами. До сих пор представители каждой из этих групп помнят о национальной принад-лежности своих предков. Этноним татары появился в русских письменных памятниках после монголо-татарского нашествия на Русь. Современные казанские, крымские и сибирские татары не являются прямыми потомками тех племен, которые обитали на территории Монголии еще в нача-ле нашей эры и обозначались в разных источниках как татары. По мнению не-которых ученых, татарские племена бы-ли в передовых отрядах монгольского войска, в то время как меньшие по численности монгольские племена составляли правящую верхушку. Поэтому после распада Золотой орды тюркское население Крыма, Поволжья и Сибири, покоренное монголо-татарами стали называть татарами, а не монголами. В официальных документах царской администрации Российской империи XVIII-XIX вв. татарами именуются также тюркские народы Южной Сибири: чулымские татары (чулымцы), кузнецкие или черневые татары (шорцы), минусинские или абаканские татары (хакасы), татары (телеуты). В отдельных документах встречаются такие названия как адербейджанские татары, туркменские татары, узбекские татары. За некоторыми из этих народов название татары закрепилось в качестве неофициального, бытового самоназва-ния. Официально этноним татары был закреплен русской администрацией в конце XIX-начале XX в. только за поволжскими, сибирскими и крымскими группами тюркоязычного населения, хотя сами представители этих народов никогда не воспринимали его в качестве самоназвания. Мало того, слово «татарин» еще в первой половине XX в. воспринималось ими как оскорбление. Казанские татары, прямые потомки волжских булгар, называли себя «казанцами», сибирские татары, потомки кыпчаков, именовали себя по религиозной принадлежности «мусульманами», а большинство крымских татар, имеющих сложную этническую историю, называли себя «крымлы». Из этого следует, что на сегодняшний день единого татарского этноса не существует, а в Поволжье, в Сибири и в Крыму проживают отдельные народы, которым этноним татары был навязан административным аппаратом Российской империи.

Ю. Н. Квашнин
кандидат исторических наук

Сибирские татары (самоназвание - сибтат, сибиртар, сыбыртар, себер татарлар, татарлар, себер татар, татар) - коренной народ Западной и Южной Сибири. Субэтнос татар. Ряд немусульманских народов Сибири (чулымцы, хакасы, шорцы, телеуты), "татар" или "тадар" в качестве самоназвания, хотя не рассматривают себя как часть татарской нации, как таковой.

По расовым признакам сибирские татары относятся к южносибирскому, западносибирскому и центральноазиатскому расовому типам. Этногенетические процессы средневековья и более поздних периодов антропологически сближают сибирских татар с жителями Средней Азии (сартами), казахами, башкирами. Дерматоглифический материал позволяет отнести сибирских татар к кругу метисных европеоидно- монголоидных форм со значительным преобладанием монголоидного компонента.

По итогам Первой всероссийской переписи в Тобольской губернии в 1897 году сибирских татар насчитывалось 56 957 человек. Это последние известия о подлинной численности сибирских татар, так как дальнейшие переписи происходили с учетом численности татар-переселенцев из других регионов России. Нельзя не упомянуть и о том, что многие сибирские татары всячески уклонялись от переписи, полагая, что это очередная попытка царского правительства заставить их платить ясак (налог). По результатам Всероссийской переписи населения, в 2002 году на территории Сибири проживало 358 949 татар, из которых лишь 9289 идентифицировали себя как сибирские татары, всего же по данным переписи в России проживало 9611 сибирских татар. Такая большая разница объясняется, возможно, тем, что многие не делают разделения "татар" и " сибирских татар", относя себя к более широкому этносу.

Большинство сибирских татар сосредоточены в местах исторического проживания. Исконные села сибирских татар расположены преимущественно в Аромашевском, Заводоуковском, Вагайском, Исетском, Нижнетавдинском, Тобольском, Тюменском, Уватском, Ялуторовском, Ярковском районах Тюменской области, Большереченском, Знаменском, Колосовском, Муромцевском, Тарском, Тевризском, Усть-Ишимском районах Омской области , Чановском районе, Кыштовском, Венгеровском, Куйбышевском и Колыванском районах Новосибирской области , Томском районе Томской области .

Происходжение

Сравнительно достоверные данные об этногенезе сибирских татар можно вести с эпохи неолита (6-4 тыс. лет до н.э.). Тогда на территории Сибири в районе между нижней Обью и Уральскими горами проживали племена угорско-уральского происхождения: самодийцев (ненцев), ближайших родственников селькупов, хантов и манси. Для ненцев в антропологическом плане свойственно сочетание признаков, присущих как европеоидам, так и монголоидам, причем тенденция увеличения доли монголоидности с запада на восток.

В конце 1-го тысячелетия до нашей эры после поражения от Китая часть тюркских племен хунну мигрировала на запад до юга Западной Сибири, Средней Азии и Казахстана, смешавшись с аборигенным населением. В большинстве же ненцы вынуждены были отойти к побережью Северного Ледовитого океана. В VI-IX века западносибирская лесостепь входит в состав Тюркского каганата . Примерно в XIII веке в Западную Сибирь началась миграция из центральных районов Казахстана и с Алтая древних тюркских племен, в первую очередь кипчаков (в европейских и византийских источниках - куманы, в русских источниках - половцы), проживавших от Иртыша до Волги ("Дешт-и-Кыпчак"). И вновь часть проживавших здесь народов вынуждена была сместиться к северу, оставшиеся смешалась с тюркскими племенами.

Так к XV-XVI веку складывается этническое ядро сибирских татар. В XIII веке территория проживания сибирских татар входила в состав Золотой Орды. В XIV веке возникает Тюменское ханство со столицей Чимги-Тура (современная Тюмень), в конце XV-XVI веке - Сибирское ханство со столицей в Искере (близ современного Тобольска).

Сам же этноним "татар" имеет далеко не восточно-европейское происхождение, как утверждает официальная советская историография. Как пишет В.П.Васильев со ссылкой на китайский источник: "Вышедшее из Маньчжурии под давлением киданей - воинственных полукочевников - одно отдельное племя, поселившееся у Иньшаня, прозвалось датанями (татарами), это имя сделалось известном в Китае при Танской династии" (начало VII века). Во время владычества киданей история застает их на северо-запад от дансянов, тугухунцев и тукюэ" - от гор Иньшань в сторону Алтая и Джунгарии.

В 870 году летописцами отмечаются совместные с тюрками шато боевые действия древних татар против китайцев. В.П.Васильев поясняет, что тюркские племена, обитавшие в степи Шато (Джунгария, территория современной провинции Синьцзянь на северо-западе Китая), в VIII-IX веках мигрировали на восток, "на северную сторону хребта Иньшань". Те же племена описываются и у Л.Н.Гумилева, он называет шатосцев "тюрками шато, последними потомками среднеазиатских хуннов". К этому же времени история относит и появление в этой местности татаней. В IX веке история уже не упоминает о шатосцах в этих местах. Напротив, при Киданьской династии здесь появляются дадане (татары). Следовательно, оба рода смешались друг с другом, и были оттеснены натиском киданей и тангутов царства Ся, далее на север и на запад, и уже при Чингиз-хане, совершив, по выражению В.П.Васильева, "круговое вращение" своей миграции, татары Чингиз-хана пришли с запада (со стороны Шато-Джунгарии) снова на восток Евразии, где "поколение татар при Чингисхане стало царственным".

Таким образом, примерно в VII-VIII веке на пространствах Центральной Евразии от Иньшаня до Джунгарии и далее до Алтая, Урала и Волги и далее, шло "смешение" и расселение тюркских родов. Главную роль в образовании нового этноса играли древние татары, вышедшие ранее из Маньчжурии, тюрки шато и частично уйгуры.

Следует также отметить, что соплеменники Чингиз-хана, как следует из работ В.П.Васильева и Л.Н.Гумилева, еще "в XI-XII веках назывались татары".

Язык

Сибирскотатарский язык относится по большинству фонетико-грамматических показателей к языку кыпчакско-ногайской подгруппы кыпчакской группы западнохуннской ветви тюркских языков. В лексике и грамматике имеются элементы языков карлукской группы, кыпчакско-булгарской и киргизо-кыпчакской подгрупп. Такое взаимопроникновение элементов языков разных групп и подгрупп в рамках тюркских языков характерно практически для всех тюркских языков. В фонетике прослеживаются явления тотального оглушения звонких согласных, связанные с угорским субстратом. Для языка характерно цоканье и йоканье во всех позициях слова. На морфологическом уровне отмечается широкое употребление причастий и деепричастий, употребление древнетюркской лексемы бак (смотреть). Профессор Г. Х. Ахатов считает, что "цоканье" у сибирских татар сохранилось от половцев.

Сибирскотатарский язык имеет ряд диалектов и говоров: тоболо-иртышский диалект с тюменским, тобольским, заболотным, тевризским, тарским говорами, барабинский диалект, томский диалект с эуштинско-чатским и орским говорами. Отсюда и происходят названия "барабинские татары ", "орские чаты" и прочие.

Со времени проникновения в Сибирь ислама и до 20-х годов XX века сибирские татары, как и все мусульманские народы, пользовались письменностью, основанной на арабской графике, которая в 1928 году была заменена латиницей, а в 1939 году - кириллицей. Письменным языком для сибирских татар является татарский литературный язык, основанный на грамматических законах языка казанских татар. Родной язык сибирских татар - устойчивое явление. Он широко используется ими в коммуникативной сфере и не имеет тенденции к активному нивелированию с другими языками. В то же время городское сибирскотатарское население переходит на русский язык, что относится только к языку, но не самосознанию.

Религия

Большинство сибирских татар являются мусульманами, исповедуя ислам суннитского толка. Ценностные ориентиры сибирских татар базируются как на исламских канонах, так и на нерелигиозных представлениях и их проявлениях в обычаях и обрядности. Народные праздники и обычаи включают в себя элементы доисламских верований сибирских тюрков.

Материальная культура

Сибирские татары называли свои села аулами, а в прошлом юртами, а города - тора, кала. Cреди томских татар до революции сохранились термины улус и аймак. Многие названия сибирскотатарских селений связано c местоположением (названия рек, озер), а также имеем основателя. Все названия сибирскотатарских селений имеют сибирскотатарское и русское официальное название, которое, собственно, тоже является тюркским.

Раньше почти все села сибирских татар располагались на берегу водоема. С сооружением дорог появились притрактовые селения. Центральная часть села обычно без строгой планировки располагалась на возвышенной части, где имелась мечеть с присущим сибирскому региону архитектурным обликом (деревянная срубная постройка с довольно приземистым минаретом над входной зоной). Кладбище располагалось неподалеку от села. Могилы имели четырехугольные срубовидные оградки. На могильном холме женщины ставилось два деревянных столба - в изголовье и у ног. На могиле мужчины - один столб с полумесяцем.

Из строений известны срубные постройки, глинобитные, дерновые и кирпичные жилища, землянки и полуземлянки. В XVII - XVIII веках сооружались низкие срубные юрты с небольшими дверями, без окон, в которые свет проникал через отверстие в плоской земляной крыше. Поздние бревенчатые пятистенные дома имели двускатную или четырехскатную крышу, крытую деревянными досками, и имели глухие ограды по всему периметру хозяйства. Некоторые имели двухэтажные срубные дома, а в городах зажиточные купцы и промышленники - каменные дома. Немногие дома с внешней стороны украшались узорами, расположенными на наличниках окон, карнизах, воротах усадеб. В основном это был геометрический орнамент, лишь иногда в узорах прослеживались изображения животных, птиц и людей, так как это запрещалось исламом.

Во внутреннем убранстве дома главенствующее положение имели нары - урын, застеленные тканными безворсовыми паласами - келэм. На нарах устанавливался невысокий круглый столик для принятия пищи, спали на нарах же, застелив их перинами (тушэк) из пера птицы. По краю нар стопками укладывались одеяла (йурган), подушки (йастык), сундуки. Нары заменяли всю необходимую мебель. Так же в домах были столики на очень низких ножках, полки для посуды. Лишь у богатых сибирских татар встречалась и другая мебель, например шкафы и стулья. Отапливались жилые дома печами (мейец) - русскими с топкой, плитой и духовой частью для приготовления пищи и только отопительными с топкой. Второй этаж двухэтажного дома не отапливался. Одежда развешивалась на деревянной жерди под потолком (мауыл). Окна прорезались небольшими и занавешивались занавесками (тэрэс пэртэ). Подворье разделялось на дворовую (кура, ишегалт) и хозяйственную - скотную части (мал кура). Имелся погреб со льдом, который заготавливали зимой, для хранения мясных изделий.

Современные сибирскотатарские села имеют квартальную планировку. Во многих построены мечети различного архитектурного плана. Этнического колорита современные села не имеют за исключением наличия мечети, кладбища с полумесяцами на могилах, которые имеют деревянные, железные оградки и памятники из железа или камня.

Повседневная одежда мужчин и женщин состояла из шаровар и рубашки. Поверх рубашки надевались чекмень (цикмэн) или камзол (камсул), представлявшие собой приталенный стеганный с длинными рукавами и карманами род пиджака ниже колен из шерстяной ткани. Женский чекмень отличался от мужского большим расширением к подолу. Праздничные платья сибирских татарок шились с оборками (пормэ) и нагрудными украшениями (исеу). Праздничной мужской одеждой являлся халат (йэктэ, цапан). Из обуви известны кожаные сапоги (атыу, царык), кожаные туфли (царык паш), калоши, зимой - валенки. Головные уборы мужчин - тюбетейки (кэбэц), шапки на меху (такыя). Женщины носили налобную повязку (сарауц), а поверх нее шаль или платок. Обязательным атрибутом женских украшений были накосники (цулбы), браслеты (пелэклек) в основном из серебра. Зимняя одежда состояла из стеганых пальто (кортэ), овчинных тулупов (тун), шуб.

По крою и расцветке старинная верхняя одежда сибирских сродни среднеазиатской и Саяно-Алтайской, (с уйгуро-китайским отворотом), женские платья - башкирским (с несколькими рядами оборок по подолу), костюмы начала XX века и позже подвержены татарскому влиянию.

Кухня сибирских татар разнообразна и основывается на мучных, рыбных, мясных и молочных блюдах. Ели мясо всех домашних животных и птиц, кроме свинины, из диких животных - зайчатину и лосятину. Из конского мяса делали колбасы (казы), в том числе и копченые. Кроме того, вялили мясо. Излюбленные первые блюда - супы и бульоны: мясной суп - аш, мясной бульон - шурба, уха - палык шурба, разные виды лапши - онаш, салма, супы с клецками - умац и йорэ, пшенный - тарык урэ, перловый - куцэ урэ, рисовый - корец урэ. В качестве вторых блюд употребляются пишпармак - томленое в печи мясо с бульоном, картофелем, луком и кусочками тонко раскатанного теста, а также различные изделия из теста: большой закрытый мясной пирог - пэлец (из различных видов мяса), большой закрытый рыбный пирог - эртнек. Известно большое количество выпечки: пресные лепешки - кабартма, пэтер и йога, пшеничный и ржаной хлеб, большой закрытый или открытый пирог со сладкой начинкой из калины (палан пэлец), клюквы и брусники (цея пэлец), пирожки с различными начинками - капшырма, самса, пэрэмец, множество видов паурсаков - кусочков теста, приготовленных в кипящем масле или жире (сур паурсак, сансу и др.), блюда наподобие блинов - коймок, халва - алюва, хворост (коштел). Употребляли каши, талкан - блюдо из молотых зерен ячменя и овса, разведенных в воде или молоке.

Поскольку территория проживания сибирских татар - болотистые, озерные места, одним из популярных видов сырья для приготовления пищи является рыба (кроме бесчешуйных видов и щуки, которые запрещены исламом). Рыба варится в виде ухи, запекается в печи, жарится на сковороде как отдельно на масле, так и в бульоне с картофелем, а также вялится, сушится, солится. Кроме того, популярно мясо водоплавающей дичи. В виде приправы во всех видах мясных и рыбных блюд используется большое количество лука. Помимо мясных блюд, как один из основных видов продуктов животноводства, популярны молочные продукты: май - масло, (эремцек, эцегей) - творог, катык - особый вид простокваши(кефира), каймак - сметана, сливки, курт - сыр. Наиболее распространенными напитками были чай, некоторые виды шербета, известно употребление кумыса и айрана.

СИБИРСКИЕ ТАТАРЫ

На территории Западной Сибири в течение многих столетий проживают сибирские татары. Это потомки тех, кто задолго до прихода Ермака на крутых берегах Иртыша и Туры возводил города-столицы, кто дал огромному краю имя «Сибирь».

По данным последней Всероссийской переписи населения 2010 г. общая численность татар в Тюменской области составила более 240 тысяч человек. Татарское население Тюменской области включает коренных сибирских татар — «себертатарлар» и группы пришлого татарского населения, в основном с территории Поволжья, переселившихся в Сибирь под влиянием различных факторов в течение XVI-XX вв.

В составе коренных сибирских татар, по классификации Н.А. Томилова, выделяют три этнотерриториальные группы – тоболо-иртышскую, томскую и барабинскую, которые, в свою очередь, делятся на более мелкие подразделения. На территории Тюменской области проживают, главным образом, тоболо-иртышские татары, которые включают тюменско-туринскую, тобольскую, ясколбинскую (заболотную) локальные группы.

По антропологическим данным сибирские татары относятся к южносибирскому и среднеазиатскому расовым типам. Как считает антрополог А.Н. Багашев, дерматоглифический материал позволяет отнести сибирских татар к метисной группе монголоидно-европеоидных форм со значительным преобладанием монголоидного компонента.

В этногенезе сибирских татар, начальный этап которого исследователи относят к I-II тыс. н.э., принимали участие угорские, самодийские, тюркские и отчасти монгольские племена и народности, вошедшие в состав разных групп сибирско-татарской этнической общности. Переплетение различных культур в исторической судьбе сибирских татар отразилось в традиционном хозяйстве, верованиях, одежде и антропологическом облике народа. Как считает известный российский этнограф Н.А. Томилов, проникновение тюрков на территорию Западно-Сибирской равнины происходило в основном двумя путями — с востока — из Минусинской котловины и с юга — из Средней Азии и Алтая. Первоначально территорию заселения сибирских татар занимали древние тюрки Тюркских каганатов. На первом этапе этногенеза народа именно древнетюркские племена составили основной этнический компонент. Кыпчакские племена и народности, вышедшие из среды кимаков, появились на территории Западной Сибири в XI-XII веках.

В составе сибирских татар зафиксированы племена и роды хатанов, кара-кыпчаков, нугаев. Позднее в их состав вливались жёлтые уйгуры, бухарцы, телеуты (в тарскую, барабинскую и томскую группы), поволжские татары, мишари, башкиры, казахи. Особую роль на поздних этапах этногенеза сибирских татар сыграли бухарцы – выходцы из Средней Азии.

Уже в XVIII в. историк Г.Ф. Миллер применял по отношению к тюркоязычному населению Сибири общее название «сибирские татары», назвав его «главнейшим народом» Сибири. Известные этнографы Ф.Т. Валеев и Д.М. Исхаков считают, что сибирско-татарская этническая общность сложилась уже в средневековье – в период существования Сибирского ханства. Они определяют, что «именно в рамках Сибирского ханства возникли основные предпосылки для объединения тюркоязычного населения в единую народность» (Ф.Т. Валеев), «единообразность этнонима, подчеркивание исповедания всеми сибирскими татарами ислама… свидетельствует о достаточной консолидированности сибирско-татарского этноса в XVI в.» (Д.М. Исхаков).

В начале XV в. на р. Туре создается Тюменское ханство, со столицей в Чимги-Туре. С 1428/29 по 1446 гг. г. Тура (Чимги-Тура) была столицей Шейбанидского (Узбекского) государства во главе с ханом Абулхайром. Тюменское ханство входило в сферу влияния и политических интересов Золотой Орды. Именно сюда после ряда военных поражений в конце XIV в. бежал хан Тохтамыш. В XV в. за эти территории боролись представители местной знати – тайбугиды и потомки Чингис-хана — шейбаниды. При шейбаниде Ибаке заметно расширилась территория ханства. Династия Шейбанидов правила Тюменским ханством до конца XV в. Земли на севере, по соседству с Тюменью (Нижний Тобол и Средний Иртыш) оставались во власти тайбугидов. В борьбе за укрепление и расширение Тюменского ханства Ибак погиб. В 1495 г. власть захватил представитель местной знати бек Мамет, который объединил татарские улусы в государственное образование на Тоболе и Среднем Иртыше. Мамет перенес свою ставку на р. Иртыш в город Сибирь (он же Искер или Кашлык). По названию столицы ханство стали называть Сибирским. В состав этого государственного образования позднее, в 1510-е годы вошло и Тюменское ханство. Сибирское ханство представляло феодальную полиэтничную конфедерацию, состоявшую из ряда татарских улусов и угорских княжеств (Кодского, Пелымского).

Границы государства простирались на запад до Уральских гор, на севере граничили с р. Тавдой, на юге – с ишимскими степями, а на востоке доходили до Барабинской степи. Столицей был город Искер (Сибирь), обозначенный на средневековых западноевропейских картах XV-XVI вв. Во времена Сибирского ханства Искер представлял небольшую крепость с надежными защитными укреплениями. Для своего времени это был один из самых мощно укрепленных городов Сибири.

В настоящее время место расположения древнего городища в значительной мере утрачено. Однако находки, собранные на Искере археологами, дают достаточно полное представление о традиционной культуре татар периода Сибирского ханства. На городище археологами выявлен мощный двухметровый культурный слой. Обнаружены земледельческие орудия: железные сошники от плугов, серпы, кос-горбуши и каменные ручные жернова. О существовании развитого ремесла в Сибирском ханстве – гончарного, ювелирного производства, ткачества, производства железа, свидетельствуют многочисленные находки железных орудий (наконечников стрел и копий, топоров, игл, удил и пр.), литейных форм, тиглей, обломков керамической, медной и чугунной посуды, перстней, бус, блях, напрясел и пр. На Искере были найдены остатки импортных предметов (в том числе китайского фарфора, стеклянных сосудов) и серебряные монеты с арабскими надписями. Сибирское ханство вело активную торговлю с восточными странами и Русским государством. Через Искер проходил древний караванный путь. Вывозились из Сибири меха, кожа, рыба, мамонтовая кость, шерсть и др. Из Средней Азии в Сибирь ввозились хлеб, чай, бумага, сушеные фрукты, украшения, железные изделия, сундуки, посуда, зеркала и т.д.

Кроме столичных центров, – Искера (Сибири), Чимги-Туры, в сибирских летописях упоминается целый ряд городов, существовавших во времена Сибирского ханства: Сузгун-Тура, Бицик-Тура, Явлу-Тура, Кызыл-Тура, Кысым-Тура, Тунус, Чуваш, Карачин, Ташаткан, Абалак, «город Кучумова брата», Зубар-Тура, «город опасный» есаула Алышая, город мурзы Чангулы, Тархан-кала, Цытырлы, Ялым, Акцибар-кала, старинный город Чубар-Тура на р. Нице и др. Упоминаются в документах «городки» мурзы Аттика, Атый мурзы, «княжев городок», «заставный город на холме Ятман», Махметкулов городок, Киныр-городок в верховьях р. Туры, Иленский, Черноярский, Катаргулов, Малый город, «крепкий татарский городок» на р. Аримзянке, Обухов городок, Черный городок и др.

Завоевание в 1552 г. Казанского ханства и присоединение к Московскому государству башкирских земель вплоть до Урала, серьезно повлияло на политику правителей Сибири. Стремясь заручиться дружественными отношениями с Москвой, правившие в Сибирском ханстве братья Тайбугиды Едигер и Бекбулат, посылают в январе 1555 г. посольство к Ивану IV с предложением договора, условия которого ставили Сибирское ханство в вассальную зависимость от Москвы. Сибирские правители должны были поставлять в Москву дань. Со стороны сибирских правителей эти отношения стали в значительной степени вынужденными, так как в это время Сибирское ханство сильно страдало от постоянных набегов с юга со стороны ногайских, казахских и узбекских правителей. Для противостояния им Едигер и Бекбулат стремились заручиться поддержкой более сильного соседа, встав под его защиту.

В 1563 г. к власти в Сибири пришел хан Кучум. Период его правления можно определить как время расцвета Сибирского ханства. Во второй половине XVI в. территория ханства простиралась от низовьев Оби до казахских степей. Государство состояло из улусов, населенных преимущественно улусными людьми, которыми правила татарская знать.

Сложившийся в Сибирском ханстве слой сибирско-татарской знати носил различные титулы: баев и беков, ясаулов, мурз и огланов. Основное ядро знати составляли родовые князьки небольших татарских племен. Сюда же входили тарханы и члены семьи самого хана. Видную группу сибирских феодалов составляла служилая знать, находившаяся на содержании самого хана. Из русских летописей известно о существовании при ханском дворе «думчего царева» – карачи. Упоминаются аталыки, сборщики податей «даруги» и другие служилые люди «среднего и нижнего звена». Все они и представляли собственно «татарский» слой сибирско-татарской этнополитической общности. Система государственной организации, существовавшая в Сибирском юрте, в основных чертах была схожа с политическими структурами других постзолотоордынских государств – Казанского, Крымского ханств, Государства Шибанидов, Ногайской Орды. Несмотря на определенные отличия в составе правящих кланов правящая страта в Сибирском ханстве как и в других ханствах, генетически восходила к военно-феодальному «татарскому» сословию периода Золотой Орды.

Во главе Сибирского государства стоял хан. В Тюменском ханстве, и Сибирском юрте власть принадлежала Чингисидам. Последний правитель Сибири хан Кучум (1563-1582) был потомком Чингис-хана в тринадцатом колене. Большинство историков, рассматривая происхождение хана Кучума, опираются на родословную Абуль-гази, совпадающую с другими тюркскими и арабскими хрониками. По версии историка М. Сафаргалиева родословная Кучума выглядит следующим образом: Кучум – Муртаза – Ибак – Кутлубуда – Махмудек – Хаджи-Мухаммед – Али-оглан – Беккунде – Менгу-Тимур – Бадакул – Джучи-Бука – Бахадур – Шайбан – Джучи – Чингис-хан. Сибирским престолом хан Кучум владел более 20 лет. При нем значительно расширилась территория государства, происходит укрепление власти в Сибирском юрте. Видный тюркский историк Абуль-гази оценивает хана Кучума как выдающегося государственного деятеля своей эпохи.

Кучум привел в свое подчинение территорию, заселенную сибирскими татарами от Зауралья до Барабинской лесостепи. Сибирскому хану платили ясак все «низовые» народы, включая кодских и обдорских князей. На севере были подчинены мелкие татарские улусы нижнего Иртыша, а также мансийские и хантыйские княжества в нижнем Прииртышье, частично в Нижнем Приобье и лесном Зауралье, которые обложили ясаком.

Хану Кучуму принадлежит заслуга распространения ислама среди сибирских народов. Хотя первые шаги в Западной Сибири исламская религия сделала задолго до Кучума (по одной из версий более 600 лет назад, по другой – около 900), но именно при хане Кучуме ислам становится государственной религией Сибирского ханства. При укреплении новой религии Кучум пользовался поддержкой бухарского хана Абдуллы. В 1567 г. из Бухары и Ургенча прибыла в Сибирь первая мусульманская миссия, за ней последовали вторая и третья. Планомерная политика Кучума определила окончательное закрепление позиций ислама на новой территории, в настоящее время сибирские татары исповедуют ислам суннитского толка.

Крутой поворот в истории Сибири происходит в конце XVI в. Он был связан с походом Ермака, который начался в сентябре 1581 г. После ряда сражений с воинами Кучума казачья дружина вышла к Иртышу. На правом берегу реки, у Чувашского мыса, на территории современного г. Тобольска, 23 октября 1581 г. состоялась решающая битва, которая проложила путь освоению русскими Сибири.

После завоевания Сибирского ханства Московским государством в конце XVI в. значительная часть татарской феодальной знати, как и в других татарских ханствах, переходит на службу новому правительству в качестве служилого сословия. Основная часть населения, «черные люди», по-прежнему должна была платить ясак, но теперь уже Московскому государству.

Помимо ясачников среди сибирских были группы служилых татар, захребетных татар (в первой половине XVIII в. переведенных в разряд ясачных), оброчных чувальщиков, плативших подать с чувала-печи (обычно пришлые татары из Поволжья), а также незначительные по численности категории дворян, купцов, мусульманских духовных лиц и др.

В конце XVII в., по данным Н.А. Томилова, все тюркские группы, относившиеся к сибирским татарам, насчитывали около 16 тыс. человек. По итогам всеобщей переписи населения 1897 г. татар в Тобольской губернии насчитывалось 56 900 человек. В общее число сибирских татар в 1897 г. было включено до 7,5 тыс. «пришлых» из разных районов страны, а также 11,3 тыс. бухарцев.

Значительные группы сибирских татар проживали в городах Тюмени, Тобольске, Омске, Таре, Томске и др. В этих городах на протяжении нескольких столетий татары жили в татарских слободах. Здесь же в XIX – начале ХХ вв. оседали и многие волго-уральские татары.

До середины ХХ в. татарское население региона преимущественно проживало в сельских населенных пунктах аулах, юртах. Для них характерны приречные и приозёрные типы поселений. С сооружением дорог появились притрактовые селения. Почти в каждой татарской деревне была мечеть, обычно деревянная, иногда кирпичная (сс. Тоболтуры, Ембаево и др.). В некоторых больших селениях (сс. Тукуз, Ембаево и др.) было по две-три мечети.

Основу традиционного хозяйства сибирских татар, населяющих лесостепную и подтаежную зоны, составляли животноводство, земледелие, рыбная ловля, охота и собирательство. Хозяйство сибирских татар было комплексным. Вариации хозяйственного комплекса зависели, прежде всего, от среды обитания, ландшафта, климатических факторов и были традиционными в той или иной местности.

Важную роль в экономике играла торговля, что было исторически обусловлено. По территории бывшего Сибирского ханства проходил древний караванный путь, связывающий Россию и Запад с восточными странами. Тесные торговые и культурные связи между Сибирью и регионами Средней Азией были установлены еще в глубокой древности. С.В. Бахрушин считал, что данный факт определялся тем, что большая торговая дорога из Мавераннахра и Хорезма в Восточную Европу шла вдоль Иртыша. После русской колонизации Сибири сохраняются прежние центры торговли со Средней Азией – Тобольск (Искер), Тюмень (Чимги-Тура), Тара (Ялым) и др. Государственная политика Москвы в этот период была ориентирована на поддержку экономических связей со Средней Азией. Торговые привилегии способствовали появлению значительных бухарских поселений на территории Сибири в конце XVI–XVIII вв. Наиболее крупные бухарские поселения возникли в Тобольске, Таре, Тюмени. Бухарцы оказали сильное влияние на развитие многих видов ремесленного производства у сибирских татар.

В татарских аулах жило немало ремесленников – кузнецов, жестянщиков, ювелиров, сапожников, плотников. Традиционными ремеслами сибирских татар были кожевенное дело и производство войлочных безворсовых ковров-«аламыш». Из ремёсел также были развиты изготовление верёвок из липового лыка (тюменские и ясколбинские татары), вязание сетей, плетение коробов из ивовых прутьев, изготовление берестяной и деревянной посуды, телег, лодок, саней, лыж. Занимались отхожими промыслами (работы по найму в сельском хозяйстве, на казённых лесных дачах, лесопильных и других заводах), извозом.

Одним из старинных видов ремесла татарского населения является кожевенное дело «кун эшлау». Мастера-кожевенники передавали свое ремесло из поколения в поколение и занимались этим ремеслом в свободное от сельскохозяйственных работ время. Среди сибирских татар встречались мастера по изготовлению женских полусапожек на мягкой подошве. Шилась такая обувь преимущественно из сафьяна, поверхность покрывалась сплошными узорами.

Важную роль играло ткачество. Ткали из конопли и льна. Производство пряжи и холста обеспечивало в основном собственные нужды. Зажиточные татары предпочитали одежду из дорогих восточных тканей – парчи, атласа, шелка, а также привозные ювелирные украшения работы казанских и среднеазиатских мастеров.

Среди сибирских татар широко были распространены плетение и вязание кружев, а также вышивка. Кружева вязались крючками из толстых хлопчатобумажных ниток. Вышивке и другим ремеслам учились с детства. Некоторые женщины головные уборы, платья изготавливали на продажу. Наиболее тщательно и богато украшалась свадебная и праздничная одежда. Такие изделия стоили очень дорого.

Главными религиозными праздниками татар Сибири, как и всех верующих мусульман, являются Ураза байрам (рамазан) и Курбан байрам. Все основные обряды жизненного цикла татарского населения проводились с участием муллы: обряд имянаречения пала ататыу, баби туй , обрезание суннэт , бракосочетание никах , похороны кумеу , поминальный обряд катым и др.

у некоторых групп сибирских татар отмечается весенний праздник «амаль» (в день весеннего равноденствия). К старинным праздникам относится праздник Карга путка (Карга туй), который проводился перед началом посевных работ во время прилета грачей. Жители села собирали крупу и другие продукты по дворам, затем в большом котле варили кашу, остатки трапезы оставляли в поле. В засушливое летнее время проводили обряд вызывания дождя «шокрана», «кук корманнык». Жители села во главе с муллой обращались к Всевышнему с просьбой о дожде. В жертву приносили животное, из мяса которого готовили угощение для участников мероприятия, мулла читал молитву. Из народных праздников татары ежегодно отмечают сабантуй, который исследователи считают заимствованным у поволжских татар.

К духовному наследию сибирских татар относится разнообразный в жанровом отношении фольклор. Известны дастаны «Идегей», «Ильдан и Гольдан» и др., песни (йыр), баиты, сказки (йомак, акият), частушки (такмак) и др. Из традиционных музыкальных инструментов известны курай, кубыз, тумра.

До революции 1917 г. татарские дети получали начальное образование в мектебе, которые существовали почти в каждом селе, продолжение образования происходило в средних учебных заведениях, роль которых выполняли медресе. «В редких татарских селениях нет мечети и муллы при ней и в этом отношении дети татар поставлены в лучшие условия, чем дети крестьян», отмечали исследователи дореволюционного образования. По данным Ю. Гагемейстера, к середине XIX в. в Тобольской губернии насчитывалось 148 магометанских мечетей.

По результатам переписи 1897 г. уровень грамотности татар Тобольской губернии оказался значительно выше в процентном соотношении, чем у русского населения. Так, среди татар-мужчин грамотными были 25,4 % (русских — 17,45%), среди женщин -16,8 % (русских — 4,5%). (Сведения даны по грамотности на родном языке). При этом образовательная функция полностью принадлежала мусульманскому духовенству. Как отмечает Н.С. Юрцовский, образовательная деятельность энергично велась мусульманским духовенством, которое вполне отчетливо осознавало значение школы для упрочения своего влияния: «Результаты этого… выражаются как в реальном повышении грамотности среди инородческого населения, так и в успешном противодействии его русификаторским тенденциям власти».

С установлением советской власти в стране организационная перестройка всего народного образования внесла существенные изменения и в просвещение татарского населения. Представители мусульманского духовенства, которые до этого занимались обучением грамоте и имели большой опыт, были отстранены от учительской работы. Для подготовки учителей для татарских школ в 1930 г. в Тюмени было создано татарское педучилище, которое в 1934 г. было переведено в Тобольск. За годы своего существования (до сер. 50-х годов) на базе училища было подготовлено более 1500 учителей. Тобольское татарское педучилище долгие годы было центром пропаганды и распространения татарской национальной культуры в Тюменском регионе.

В связи с расширением сети семилетних и средних татарских школ возникла необходимость в подготовке учителей с высшим образованием. Для этой цели в 1950-1953 гг. при Тюменском пединституте работал факультет по подготовке учителей русского и татарского языков и литературы с двухгодичным сроком обучения, который в 1953 г. был переведен в Тобольский пединститут и функционировал до начала 60-х годов ХХ в. В годы перестройки воссоздаются в вузах Тюмени и Тобольска русско-татарские отделения, кафедры. Но в последние годы они были закрыты.

В некоторых районах Тюменской области (Тобольском, Вагайском) сохраняются территории компактного расселения татарского населения.

Во второй половине ХХ в. произошел значительный отток сельского населения в города, усилившийся в последние десятилетия. Жители сельских населенных пунктов переселяются обычно в близлежащие города. На сегодняшний день сибирские татары из преимущественно сельских жителей превратились в горожан, в основном, первого и второго поколений. Урбанизация в целом сопровождается отрывом от ценностей традиционной культуры, разрывом в культурном плане между поколениями, сказывается в усилении тенденций к утрате родного языка.

Сегодня татары проживают практически во всех городских поселениях Тюменской области, но былая компактность их расселения в городских татарских слободах исчезла. Со второй половины ХХ столетия татары стали составлять значительную часть населения северных городов региона – Нефтеюганска, Надыма, Ханты-Мансийска, Сургута, Салехарда и др. Формирование данной группы населения происходило в связи с активными миграционными процессами, связанными, в первую очередь, с освоением нефтяных и газовых месторождений.

Зайтуна Тычинских, к.и.н., председатель Союза краеведов Тюменской области.