Ну что же...Сочинения в печатном виде кончились. Вот выложу те эссе или ответы на вопрос, которые мы в этом году писали.
Вот это мы в начале года писали...По истории. Сейчас даже перечитываешь, а уже кое-что бы я переписала и поглубже бы взяла...Вот так всегда...Пишешь, кажется хорошо...А через год читаешь и ужасаешься! Ну ладно, я ничего менять не буду. ;) А картинку именно эту захотелось...Ну вот такая вот ассоциация...А то что я очень какой-то особенной Россию считаю, вы особо не смотрите на это...Я признаю, что каждая страна - "страна-загадка"...Но я писала, что было на душе.

Мой взгляд на положение России в 21 веке.

Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа.
(Н. В. Гоголь «Мертвые души»)

«Умом Россию не понять», - именно так сказал Тютчев и попал точно в цель. Кто в наши дни не знает этой фразы? И вместе с тем, многие начинают ее опровергать, дескать, выдумали, что Россия какая-то особенная, а другие страны нет, про каждую страну можно сказать тоже самое. Может быть, может быть… Но мне кажется, что история как нельзя лучше доказывает правдивость этой фразы.

В истории большинства стран очень много логики, очень много разумного. Испокон веков были европейские страны успешные, развитые и были страны Африки и Азии, например, которые были эксплуатируемы более сильными. Сильный всегда использует слабого - это закон природы. Но нигде, нигде, не существовала того, что у нас называется крепостным правом. Чтобы белый человек находился в рабстве у такого же белого человека, у жителя той же страны, той же расы. Да… «Умом Россию не понять».

Только наша страна захотела строить некий коммунизм, о котором написал научные работы Карл Маркс, да еще и вести за собой весь мир. Да, он написал, в его теории было много разумного, логичного, но то была теория. И только Россия решила воплотить написанное на бумаге в жизнь. Что получилось, мы все знаем. И после этого попробуйте поспорить… «Умом Россию не понять».

Чего же ожидать от такой непредсказуемой, но вечно стремящейся вперед страны? Что принесет нам век 21? Как сложно что-либо предположить и как бесконечно количество возможных вариантов. Попробую выдвинуть свою точку зрения. На мой взгляд, век 21 будет одним из самых спокойных в нашей истории. И не потому вовсе, что все в стране станет идеальным и люди будут счастливы (я не верю в идиллию). Просто после такого бурного, тяжелого 20 века, над которым постоянно витал призрак смерти, люди хотят отдохнуть, хотят спокойствия и безопасности.
Я верю в понятие «русской пружины» и верю в то, что русских по праву называют терпеливой нацией. Да мы терпеливы, мы можем многое стерпеть, и мы можем долго терпеть. И те, в чьих руках власть могут долго давить на эту пружину, давить, давить. Но берегитесь, если дойдет до того, что эта пружина выстрелит. В 20 веке, на мой взгляд, все так и произошло. А сейчас русские отдыхают от бурь тех дней, и вновь можно давить на их пружину… Но не вечно!

Мне кажется, что в 21 веке правительство будет стараться медленно и осторожно реформировать многие стороны российской жизни, которые изменились с изменением существующего строя. Реформирование будет проводиться медленно, не радикально, так как правительство прекрасно понимает, что народ устал от постоянных потрясений и постоянных смен жизненных устоев.

Россия также будет стараться добиться устойчивого и высокого положения в мире, то есть много внимания будет уделяться внешней политике. Нам как никогда важно восстановить, а скорее заново наладить внешние связи, получить признание на мировом рынке.

Что касается внутренней политики, на мой взгляд, еще не раз будет решаться «нефтяной вопрос», так как нефть- главное сырье России, главный экспорт. Не решусь предположить, как именно этот вопрос решится, так как здесь можно ожидать различных и непредсказуемых вариантов.

Несмотря на то что я высказала ряд предположений относительно положения России в 21 веке, то всего лишь предположения, субъективная точка зрения, так как повторюсь: я считаю Россию поистине непредсказуемой страной, для которой логика не является определяющим моментом. Впрочем, хочется надеяться, что Россия достойно решит все проблемы, которые возникнут на ее пути. Хочется верить, что мировое сообщество с радостью примет нас и будет радо именно сотрудничеству, а не использованию наших ресурсов. Ну а я со своей стороны готова, делать все возможное и от меня зависящее, дабы помогать России в ее развитии и процветании. Но это будет ох как трудно, ведь: «Умом Россию не понять»!
Мое стихотворение я посвящаю стране-загадке - России:

Я готова тебе помогать,
Одной дорогой идти,
Коли согласишься мне руку подать
И со мной все преграды пройти.

Можешь быть ты богата, сильна,
Если только того ты захочешь.
Можешь быть ты свирепа и зла,
Но ведь этого ты не захочешь!

Мы поможем тебе оклематься,
Верный путь тебе мы поможем найти,
Все с восторгом начнут удивляться,
Как уверено вперед ты будешь идти!

РУССКИЙ ЯЗЫК НАЧАЛА ХХI ВЕКА

1. Русский язык советского периода и современная языковая ситуация.

Исторические события ХХ века не могли не оказать влияния на историю русского языка. Конечно, система языка за один век не изменилась - общественные события не оказывают влияния на строй языка. Изменилась речевая практика говорящих на русском языке, увеличилось число владеющих русским языком, изменился состав слов в отдельных областях словаря, изменились стилистические свойства некоторых слов и оборотов речи. Эти изменения в практике пользования языком, в стилях речи вызваны крупнейшими общественными событиями времён становления и падения советского общественно-политического строя.

Советский период в истории России начался событиями октября 1917 года и закончился событиями августа 1991 года.

Особенности русского языка советского времени начали складываться раньше 1917 года - в период? мировой войны и окончательно оформились в 20-ые годы ХХ века.

Изменения в лексике и стилистике русского языка, связанные с разложением и падением советского строя начались примерно в 1987-88 годах и продолжаются по настоящее время.

Интересно отметить, что падение советского строя сопровождалось такими тенденциями в речевой практике общества, которые во многом напоминают социально-речевые изменения 20-ых годов.

Как 20-ые, так и 90-ые годы ХХ века характеризуются:

политизацией языка;

ярко выраженным оценочным отношением к словам;

превращением многих слов в символы принадлежности человека к определённой общественно-политической группе;

расшатыванием языковых норм в массовом употреблении и речи заметных общественных деятелей;

ростом взаимного недопонимания между различными социальными группами.

Особенности языка советского времени и тенденции, вызванные изменениями в обществе после 1991 года, оказывают непосредственное влияние на современное состояние русской речи. Поэтому разобраться в проблемах речевой культуры современного общества можно только на основе анализа особенностей русского языка советского времени.

Эти особенности возникали в речи партийных руководителей и активистов, распространялись через

доклады на собраниях;

постановления и приказы;

общение с посетителями учреждений

и становились речевыми образцами для широких (в первые годы советской власти - неграмотных и малограмотных) слоёв населения. Из официального языка многие слова и обороты переходили в разговорно-бытовую речь. В обратном направлении - из просторечия и жаргонов - в язык постановлений, докладов, приказов проникали слова, характерные для низкого стиля и особенности речи неграмотных людей. Такое положение характерно для 20-ых годов, затем речевая практика изменилась в сторону укрепления литературных норм, вырос образовательный уровень руководителей и всего населения, однако сами нормы советского официально-делового и публицистического стилей вошли в противоречие с историческими культурными традициями русского языка.

2. Грамматические особенности русской речи советского времени

Грамматические особенности речи советского времени состоят в несоразмерном использовании некоторых возможностей грамматической системы русского языка. Они характерны для книжно-письменной речи, разговорная речь была свободна от злоупотреблений в грамматике, хотя некоторые канцелярские обороты могли проникать и в разговорную речь.

Типичными грамматическими недостатками речи были следующие:

утеря глагольности предложения, замена глаголов именами (улучшение, совершенствование, повышение, в одном из выступлений на собрании - невыхождаемость);

превращение самостоятельных слов в формально-служебные, в том числе

глаголов (сделали попытку, вести борьбу, подходить к учёту),

существительных (задача, вопрос, дело, работа, линия, укрепление, усиление, углубление, строительство),

наречий (чрезвычайно, значительно);

нагромождение одинаковых падежей (возможность задерживающего влияния обложения дохода);

частое использование превосходной степени прилагательных (величайший, скорейший, замечательнейший);

неправильное согласование и управление;

неправильный порядок слов;

шаблонные обороты, вызывающие ненужное олицетворение абстрактных существительных.

Примерами шаблонных оборотов с абстрактными существительными в качестве подлежащих являются следующие предложения:

Углубление кризиса заставляет оценивать перспективы отрасли.

Обострение нужды в пароходах побудило Совторгфлот возбудить перед центром вопрос о скорейшей переброске судов.

Слияние однородных организаций имеет в виду ограничение количества заготовителей.

Если в этих предложениях выделить грамматические основы, то получится довольно фантастическая картина:

Углубление заставляет оценивать…

Обострение побудило возбудить…

Слияние имеет в виду…

Такое устранение человека из текста, создание мифических субъектов иногда объяснялось спецификой делового стиля. На самом деле, причиной такого построения высказывания было стремление избежать личной ответственности, представив любую ситуацию как результат действия стихийных сил (углублений, обострений, снижений).

Ярким примером того, как слово может совсем потерять смысл, служит следующее предложение: На дело организации и развития электротехнического факультета положено много тяжелой работы. Если на дело положена работа, значит смысл слова дело совсем забыт.

Уже в 20-ые годы учёные-филологи обратили внимание на проблемы использования русского языка в газетной и повседневной бытовой речи. Г. О. Винокур по этому поводу писал: "Штампованная фразеология закрывает нам глаза на подлинную природу вещей и их отношений,… она подставляет нам вместо реальных вещей их номенклатуру - к тому же совершенно неточную, ибо окаменевшую". Г. О. Винокур делал следующий вывод: "Поскольку мы пользуемся ничего не значащими лозунгами и выражениями, то бессмысленным, ничего не значащим становится и наше мышление. Можно мыслить образами, можно мыслить терминами, но можно ли мыслить словарными штампами?" (Винокур Г.О. Культура языка. Очерки лингвистической технологии. М.: 1925, С. 84-86).


Техносферы, такие как: специальная (профессиональная и терминологическая) лексика; общеупотребительная; жаргонная лексика. Были проанализированы вопросы о классификации новой лексики в русском языке, выделены основные проблемы лексики техносферы в русском языке начала XXI века. Во второй главе в ходе анализа способов, средств и моделей словообразования в русском языке были выявлены общие и...

Слово, обращенное к другому объекту мира, меняет свою семантику, одновременно меняя для говорящих сам фрагмент языковой картины мира. Слово информационный до недавнего времени занимало весьма скромное и незаметное место в лексической системе русского языка, выполняя функции относительного прилагательного от существительного информация - «Относящийся к информации; осведомительный» [БАС]. В...

Не только о значениях слов, но и о нормах и правилах использования слов в речи, о типовой, отражающей культурные традиции сочетаемости и о ситуативной обусловленности слова. Глава 2: Характер изменений в системе русского языка конца XX века Язык и время два неотделяемых понятия: как язык живет во времени, конкретной исторической и социальной эпохе, так и время отражается в языке. Лексические...

То есть до 1988 года, поэтому компьютерная лексика была достоянием посвященных, а язык «компьютерщиков» был закрытым для общества. С начала компьютерной революции конца 80-х годов XX-го века словарный запас компьютерного сленга и новые приращения к нему стали всеобщим достоянием. В настоящее время во всем мире уделяется огромное внимание развитию микропроцессорной техники, вычислительной техники...

Начавшиеся в 90-е годы XX в. либерально-демократические преобразования во всех сферах жизни общества интенсивно продолжаются в начале нового столетия. Предстоит решить ряд сложных проблем для стабилизации политической системы и экономики, для укрепления внешнеполитических контактов России и повышения ее роли на международной арене.

К началу XXI в. окончательно определились границы Российской Федерации, ее территория. Общероссийская перепись 2003 г. показала, что по своей площади она занимала первое место в мире. Численность населения составляла 145,2 млн человек - на 1,8 млн меньше по сравнению с переписью 1989 г. Среди россиян насчитывалось 106,5 млн горожан и 38,7 млн сельских жителей. Россия оставалась одной из самых многонациональных стран мира: на ее территории проживали представители свыше 160 национальностей; более 80% населения составляли русские.

Были утверждены государственные символы России: трехцветный (бело-сине-красный) флаг и герб в виде двуглавого орла. Красный флаг остался за Вооруженными Силами страны. Слова гимна на музыку бывшего гимна СССР (композитор А.В. Александров) написал поэт С.В. Михалков.

Международные связи России. В начале нового столетия заметно активизировалась внешняя политика России. Восстанавливались политические, экономические, культурные связи с ведущими странами мира – США, Германией, Великобританией, Францией, Италией. Конкретные вопросы сотрудничества обсуждались на встречах президента Путина с главами зарубежных стран, а также во время визитов за рубеж министров иностранных дел И. Иванова, затем С. Лаврова и делегаций Государственной Думы.

Существенное воздействие на развитие международных отношений оказали события 11 сентября 2001 г. В этот день террористы, завладев несколькими пассажирскими самолетами, направили их на здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Здания были разрушены, свыше 3 тысяч человек погибли. Это дало США повод для неприкрытого вмешательства в дела других государств под предлогом борьбы с международным терроризмом. В 2001 г. США приняли участие в свержении правительства талибов в Афганистане, а в 2003 г. предприняли военную операцию в Ираке. Вопреки реальным фактам Ирак был объявлен местом пребывания террористов, причастных к событиям 11 сентября, и главным производителем оружия массового уничтожения. Россия не поддержала нападение США на Ирак. Государственная Дума призвала страны к мирному урегулированию конфликта на основе норм международного права. Вместе с тем идея объединения усилий государств в борьбе с терроризмом получила поддержку со стороны российского руководства. Россия ратифицировала Международную конвенцию по борьбе с международным бомбовым терроризмом. Была достигнута договоренность с Европейским союзом о совместном антитеррористическом сотрудничестве. Было заключено соглашение с НАТО, предусматривающее объединение усилий стран в борьбе за обеспечение международной безопасности.

В мае 2002 г. в Москве во время встречи Путина с американским президентом Дж. Бушем-младшим была подписана декларация, направленная на расширение всестороннего сотрудничества между странами. Вопросы укрепления партнерства России и США обсуждались на нескольких последующих встречах глав государств. Однако декларирование курса на укрепление сотрудничества не помешало США заявить об одностороннем выходе из договора о противовоздушной обороне (ПРО) и продолжить строительство военных баз на приграничных с Россией территориях.

Многосторонние и двусторонние договоры связывали Россию с государствами Западной Европы. Германия, Италия и Франция стали наиболее крупными партнерами страны в области внешней торговли. Осуществлялось сотрудничество с международными экономическими организациями. Так, Россия согласилась с предложением своих партнеров о необходимости списать долги с Ирака в связи с его тяжелым положением, вызванным боевыми действиями. Недостаточно эффективно развивались отношения России с государствами Центральной и Восточной Европы, которые в своей внешней политике все более ориентировались на США и западноевропейские державы.

Углублялись внешнеэкономические связи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего с Индией и Китаем. Россия, как и прежде, оказывала помощь Индии в сфере энергетики и металлургии. При участии российских организаций велись работы на металлургическом заводе в Бхилаи. В отношениях с Китаем получило развитие взаимное инвестирование. В России действовали свыше 400 предприятий с китайским капиталом. В то же время в КНР насчитывалось около 1200 фирм с российским участием (в основном в химической и ядерной промышленности). Были определены пути расширения политических и экономических контактов России и некоторых стран Латинской Америки. Договоренности о конкретных действиях в этой области удалось достичь во время поездки президента Путина в Бразилию и Чили.

Как и в предшествующие годы, руководство страны стремилось к расширению отношений с участниками СНГ. В соответствии с двусторонними договорами увеличивались объемы торгово-экономических связей, росли поставки в страны СНГ российского газа и нефти. Принимались меры по углублению интеграционных процессов в экономике государств. По предложению России велись переговоры с Белоруссией, Казахстаном и Украиной о создании единого экономического пространства с единой торговлей, налоговой и денежно-финансовой политикой. Вместе с тем в отношениях Российской Федерации с некоторыми из бывших советских республик сохранялись противоречия и неразрешенные вопросы. Особенно осложнились отношения с Грузией и Украиной, где в связи с парламентскими (в другом случае – президентскими) выборами и массовыми беспорядками возникли глубокие внутренние конфликты.

Общественно-политическое развитие. Первостепенное внимание в области внутренней политики было направлено на укрепление основ российской государственности. В 2000 г. для совершенствования механизма укрепления страной были созданы 7 федеральных округов (Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Уральский, Южный, Сибирский и Дальневосточный). Во главе округов стояли полномочные представители президента, призванные согласовывать работу местных органов власти на основе российской Конституции. Произошла реорганизация Совета Федерации – верхней палаты Федерального Собрания России. Место глав регионов в Совете заняли назначаемые ими лица, имеющие опыт работы в законодательной сфере. Бывшие члены верхней палаты парламента составили основу совещательного Государственного Совета при Президенте. Осенью 2004 г. была проведена еще одна реформа в системе государственной власти – переход от избрания губернаторов населением регионов к утверждению их региональными парламентами по представлению президента России.

Одно из центральных мест в деятельности Государственной Думы занимала проблема разграничения обязанностей между федеральными, региональными и местными органами власти. Были определены пути взаимодействия всех трех уровней власти на основе российской Конституции и федерального законодательства.

Продолжалась работа по политическому урегулированию обстановки в Чечне. В 2003 г. состоялся референдум по Конституции, которая утвердила Чечню как субъект Российской Федерации. Президентом республики стал бывший муфтий, а затем глава администрации Чечни Ахмат-Хаджи Кадыров. Создавались республиканские институты власти. Претворялась в жизнь принятая в январе 2001 г. федеральная программа восстановления экономики и социальной сферы. Однако сепаратистские тенденции в республике не исчезли. При участии международных экстремистских организаций чеченские боевики организовали несколько крупных терактов (взрыв Дома правительства в Грозном, нападение на Ингушетию, захват заложников в Московском театральном центре на Дубровке, захват школы в Беслане и др.). Продолжались террористические действия против представителей местной администрации. В мае 2004 г. был убит президент республики. Новым главой Чечни стал Алу Алханов, прежде возглавлявший республиканское МВД, которого впоследствии на посту главы республики сменил Рамзан Кадыров, сын погибшего президента.

Развитию и укреплению нового политического порядка в стране, улучшению многопартийности должен был способствовать закон о политических партиях России (2001 г.). Закон предусматривал превращение партий в общефедеральные организации. В ходе последующей перерегистрации некоторые из них прекратили существование. В то же время создавались новые политические объединения. Наиболее крупной и влиятельной среди них стала партия «Единая Россия», возникшая в результате слияния общественно-политических движений «Единство» и «Отечество – вся Россия». Именно эта партия явилась главной опорой продолжавшихся политических и экономических преобразований.

7 декабря 2003 г. состоялись выборы в Государственную Думу IV (VIII) созыва. В нижнюю палату парламента были избраны 450 депутатов. Подавляющая часть их принадлежала к партии «Единая Россия» (350). КПРФ получила 52 места, ЛДПР – 36, «Родина» – 36. Группу независимых составили 23 депутата. Представители партий «Союз правых сил» и «Яблоко» в Думу не прошли, так как не набрали необходимого количества голосов для преодоления 5-процентного барьера. Председателем Думы стал Б.В. Грызлов, занимавший ранее пост министра внутренних дел Российской Федерации.

Социально-экономическое развитие. Первые годы нового столетия явились переломными для российской экономики. Были преодолены тяжелые последствия экономического кризиса (дефолта) 1998 г. и началось постепенное оживление всей хозяйственной системы. Приоритетное внимание в планах экономического развития на период до 2010 г., разработанных Министерством торговли и промышленности, уделялось дальнейшему формированию и совершенствованию рыночных отношений. В этих целях продолжался, хотя и медленно, процесс приватизации. В 2003 г. в стране действовали почти 3,9 тыс. предприятий и организаций, из них 76,8% в негосударственном секторе. Крупные монополии заняли прочные позиции в газовой и нефтяной промышленности, в электроэнергетике. Широкую известность не только в России, но и за рубежом приобрели созданные в 90-е годы компании ЛУКОЙЛ, Сибнефть, Газпром, ЮКОС, Норильский никель, РАО ЕЭС (Единая энергетическая система).

Совершавшиеся в экономике структурные преобразования потребовали упорядочения отношений государственной власти и частного бизнеса. Принимались меры по предотвращению злоупотреблений со стороны крупных промышленников и компаний. Государственная Дума III (VII) созыва утвердила закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Усилилось регулирование деятельности монополий в электроэнергетической сфере. Чтобы не допустить сращивания бизнеса и силовых структур, спецслужбам запрещалось излишнее вмешательство в работу предприятий. Совершенствовалось налоговое законодательство, а к нарушителям его применялись жесткие меры. В 2003–2004 гг. были привлечены к уголовной ответственности за неуплату налогов в крупных размерах руководители нефтяной компании ЮКОС. Было продано главное добывающее предприятие ЮКОСа – Юганскнефть. Позднее оно стало частью крупнейшей государственной монополии Газпрома.

Были приняты новые законодательные акты, направленные на улучшение условий деятельности средних и мелких предприятий. В 2003 г. насчитывалось свыше 280 тыс. малых предприятий, из них 47% – в торговле, 12% – в промышленности, лишь около 2% в агросфере. Положению дел в аграрном секторе уделялось особенно большое внимание. В 2001–2003 гг. были внесены существенные изменения в Земельный кодекс. Закреплялось право собственности на землю. Устанавливались льготные кредиты для сельскохозяйственных предприятий. Были разработаны меры государственной поддержки личных подсобных хозяйств. Расширялись возможности развития сельхозкооперации и фермерских (крестьянских) хозяйств.

Позитивные результаты реформирования экономики были налицо. В 2004 г. темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП) составляли более 6% (в 2001 г. – 5,1%); прирост промышленной продукции превысил 6% (в 2001 г. – 4,9%). На 12% сократилась инфляция. Это означало, что в развитии народного хозяйства наметился определенный поворот. Большую роль в этом сыграли и высокие цены на мировом рынке на предметы российского экспорта, прежде всего на нефть. Вместе с тем многие задачи развивающейся рыночной экономики оставались нерешенными. В частности, предстояло создать действенные рыночные механизмы и структуры, способные успешно управлять всей системой народного хозяйства.

Под воздействием экономических преобразований продолжались изменения в социальной структуре общества. Увеличилась численность новых социальных групп: предпринимателей (крупных, средних и мелких), фермеров, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью. Во всех сферах хозяйственной системы сократилось количество работников государственного сектора.

Изменения в экономике стали основой позитивных сдвигов в социальной сфере. Только в течение 2001–2003 гг. четыре раза повышался минимальный размер оплаты труда работникам бюджетной сферы. Реже становились задержки с выплатой зарплаты, пенсий и пособий. Были увеличены размеры пенсий. С 1999 по 2003 гг. доходы населения выросли, по официальным данным, в полтора раза.

Радикальные преобразования политической системы и экономики, многостороннее взаимовыгодное сотрудничество с государствами мира способствовали укреплению внутреннего положения России и ее позиций на международной арене.

Власть и гражданское общество. Избрание В. В. Путина Президентом России в 2000 г. положило начало новому этапу политического реформирования. Его главным содержанием стало укрепление российской государственности, ее федеративного устройства. Были учреждены 7 федеральных округов, главами которых стали полномочные представители Президента. Их задачей стало приведение местных законов в соответствие с Конституцией страны и федеральным законодательством. В короткий срок более 3,5 тыс. нормативных актов субъектов Федерации были приведены в соответствие с Основным законом страны. Это позволило усилить роль Центра на местах, укрепить федеративное устройство, возродить единое законодательное пространство страны.

Была проведена также реформа Федерального собрания. Совет Федерации стал формироваться не из губернаторов, а из представителей регионов, избранных законодательными органами и назначенных главами администраций.

Изменения коснулись и российской многопартийности. Закон о политических партиях признал таковыми лишь те организации, которые имеют массовую поддержку населения.

Начавшаяся судебная реформа призвана была обеспечить независимость суда от любого давления и в перспективе построение в России правового государства. Для решения этой задачи был введен суд присяжных, институт мировых судей, предусмотрено обеспечение федерального финансирования судов (для уменьшения их зависимости от местных властей).

Целью военной реформы стало создание профессиональной эффективной армии к 2015 г. Впервые военная реформа рассматривалась не как внутренняя проблема самой армии, а как комплексная политическая задача, затрагивающая изменение политических структур, поддержку военного производства и оборонных научных исследований, создания соответствующей инфраструктуры и бытовых условий для военнослужащих, подготовку военных кадров.

Избирательное законодательство также нуждалось в корректировке. Это показали и выборы в Государственную думу 2003 г., и выборы Президента России в марте 2004 г.

Деятельность В. В. Путина по наведению порядка, укреплению российской государственности и федерализма к концу первого срока на высшем государственном посту поддерживали почти 80% россиян. На выборах в Думу в декабре 2003 г. избиратели отдали большинство голосов за партию «Единая Россия», поддержанную Президентом. В результате впервые в современной истории России было сформировано конституционное большинство в парламенте, что открывало большие возможности для реализации планов правительства. На выборах главы государства в марте 2004 г. В. В. Путин вновь был избран Президентом страны.

С 2004 г. начался новый этап политической реформы. Продолжая линию на укрепление вертикали власти, Президент провел административную реформу, укрупнив министерства и ведомства. Вместо прежних прямых выборов губернаторов регионов населением был введен порядок, по которому их кандидатуры стали вноситься Президентом страны и утверждаться законодательными собраниями субъектов Федерации.

Было решено проводить выборы всех уровней по-новому: президентские и местные - весной, а в Государственную думу - в декабре. Принятые поправки к Закону о политических партиях установили для них минимальную планку членства в 50 тыс. человек и значительное представительство во всех регионах страны, что исключило из активной политики небольшие политические организации. Изменилось и избирательное законодательство. Избрание депутатов по одномандатным округам было отменено. Запрещалось создание предвыборных блоков. Весь состав Думы теперь было решено формировать только по партийным спискам, на основе симпатий избирателей к самым крупным политическим партиям страны, а не конкретным кандидатам в депутаты. Был запрещен переход депутатов из одной фракции в другую и установлен более высокий избирательный барьер (7% вместо 5%).

Для обеспечения взаимодействия граждан с органами государственной власти, защиты прав и свобод, с целью контроля за деятельностью органов власти была создана Общественная палата РФ.

Укрепление властной вертикали еще более усилило регулирующую роль государства во всех сферах.

Экономика и социальная сфера. Заметные перемены произошли в экономике страны. Россия прекратила внешние заимствования, начала выплачивать долги по своим обязательствам. Начало нового века совпало с изменением конъюнктуры на энергоносители на мировых рынках. В условиях бурного роста цен на нефть Россия значительно увеличила свои золотовалютные запасы (выросшие с 13 млрд долларов в 2000 г. до 236 млрд долларов к лету 2006 г.) и поставила вопрос о досрочном погашении долговых обязательств перед кредиторами. Созданный огромный стабилизационный фонд (к лету 2006 г. - около 70 млрд долларов) играл роль главного гаранта экономики страны от серьезных кризисных потрясений.

Укрепление государства, его институтов вызвало тра­диционное для России усиление роли государства в эко­номике.

Было ослаблено налоговое бремя. Введен единый налог в размере 13% на доходы физических лиц, снижен налог на прибыль предприятий и организаций. Были предложены к обсуждению проекты законов о купле-продаже земли, новом порядке наследования имущества и др. Эти важные рыночные преобразования открывали новые перспективы перед экономикой.

В 2001 г. с учетом неблагоприятных тенденций в международной обстановке были увеличены расходы на оборону страны, разработку новейших образцов вооружения и техники. В июле 2001 г. Россия третьей в мире (после США и Японии) создала суперкомпьютер, выполняющий 1 трлн операций в секунду, в результате чего открылись перспективы разработки новейших информационных технологий и средств коммуникаций. После долгого перерыва работы российских ученых получили мировое признание. В 2000 г. академик Ж. И. Алферов был удостоен Нобелевской премии за работы по получению полупроводниковых структур, которые могут быть использованы для сверхбыстрых компьютеров. А в 2003 г. Нобелевская пре­мия была присуждена академикам В. Л. Гинзбургу и А. А. Абрикосову за работы по теориисверхпроводимости и сверхтекучести.

Усилился государственный контроль за уплатой нало­гов крупными компаниями.

Успехи в экономике сделали возможными перемены в социальной политике. В 2005 г. по инициативе Президента были приняты национальные проекты, направленные на радикальное реформирование системы здравоохранения, образования, аграрного сектора, обеспечение населения доступным жильем. В 2006 г. руководством страны были намечены перспективы преодоления демографического кризиса.

ИЗ ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ (2006):

Несколько слов о целях и мерах, предусмотренных национальным проектом «Образование». России нужна конкурентоспособная образовательная система. В противном случае мы столкнемся с реальной угрозой отрыва качества образования от современных требований…

…Еще один национальный проект был начат нами в сфере здравоохранения. Он направлен на укрепление системы первичной медицинской и санитарной помощи и профилактики, на повышение доступности высокотех­нологичных медицинских услуг.

На президентских выборах в марте 2008 г. Президентом был избран поддержанный В. В. Путиным Д. А. Медведев. В. В. Путин стал главой правительства России. Со второй половины 2008 г. Россия ощутила на себе последствия мирового экономического кризиса. Результатом его стало падение мировых цен на нефть и газ, спад производства, рост безработицы и т. д. Руководство России в 2008 - 2009 гг. принимало меры по преодолению кризиса, социальной поддержке населения.

Динамика культурной жизни. В начале XXI в. главной тенденцией в культурной жизни России стало усиление героико-патриотического начала в творчестве писателей, художников, кинорежиссеров, музыкальных исполните­лей.

Начало нового века было отмечено набирающим силу в кинопрокате российским кинематографом. Была приме­нена западная схема создания блокбастеров («72 метра», «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Турецкий гамбит», «9 рота» и др.)» Создавались также многочисленные телевизионные сериалы, которые довольно скоро почти полностью вытеснили аналогичную иностранную продукцию с телеэкранов.

Международное признание получил фильм А. Звягинцева «Возвращение», удостоенный в 2003 г. главного приза Венецианского кинофестиваля «Золотой лев». Работы А. Сокурова о центральных исторических фигурах XX в. пополнились фильмом «Солнце».

Развивается театральное искусство. Государственной премией России был отмечен спектакль московского театра «На Покровке» «Женитьба» по пьесе Н. В. Гоголя. Лучшие традиции отечественной режиссуры продолжают многие российские театры.

Широкое распространение получили коммерческие постановки, сезонные спектакли с популярными артистами, спектакли-антрепризы. Появились и балаганные театры с характерным репертуаром.

Героями художественных произведений стали исторические персонажи, прежде критически оценивавшиеся в исторической литературе (серия картин и памятников, посвященных Николаю II и царской семье, П. А. Столыпину, генералам белой армии).

Возрождены традиции российского меценатства. На Родину стали возвращаться художественные ценности, утраченные в годы революции и Великой Отечественной войны, в том числе фрагменты Янтарной комнаты из Екатерининского дворца в Царском Селе под Петербургом.

Серия художественных выставок ведущих музеев России была организована в США, крупнейших европейских странах.

Реальности XXI в., века информационного общества, воплотились в развитии в России современных средств массовой коммуникации. Если глобальной сетью Интернет в конце 90-х гг. пользовались в России около 4 млн человек, то в 2005 г. - уже около 11 млн. Причем их число за пределами Москвы выросло вдвое. Появились интернет-кафе, позволившие пользоваться Интернетом тем, кто не имеет возможности приобрести персональный компьютер. С каждым годом росла роль электронных СМИ - новостных сайтов в Интернете и др.

Усиление государственного регулирования в начале нового века коснулось и средств массовой информации. Были внесены изменения в Закон о СМИ, усилившие государственный и общественный контроль за содержанием телепередач.

Россия в меняющемся мире. Внешнеполитическая стратегия России в 2000-2006 гг. претерпела серьезные из-rt нения. В ее основу положены принятые по инициативе Президента доктрина национальной безопасности и докт­рина информационной безопасности России.

Важным направлением внешней политики является поддержка Россией Организации Объединенных Наций, ее усилий по обеспечению мира и международной стабильности. Наша страна придает большое значение сохранению важнейших договоров в области сокращения воору­жений как одной из важнейших основ современной системы международных отношений.

В. В. Путин неоднократно призывал мировое сообщество к объединению усилий в борьбе с международным терроризмом. Его голос был услышан лишь после трагических событий в США 11 сентября 2001 г., когда террористы, захватив пассажирские авиалайнеры, направили их на здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и военного ведомства США в Вашингтоне.

Россия присоединилась к усилиям США и стран Европейского сообщества по подготовке и проведению антитер­рористической операции в Афганистане. Были восстановлены прерванные в 1999 г. отношения России с НАТО.

Более энергично развивались отношения России с партнерами по СНГ. Регулярными стали встречи на выс

шем уровне с их лидерами. Создаются условия для раз­вития экономических отношений между странами СНГ. В то же время, исходя из перемен, происходящих в ряде стран («революция роз» в Грузии, «оранжевая революция» на Украине, «революция тюльпанов» в Киргизии), руководство России ищет новые подходы к решению проблем в рамках Содружества. В основу своей политики при решении спорных вопросов государство ставит интересы России, ее народов.

Нападение Грузии на Южную Осетию в августе 2008 г. было отражено вооруженными силами России в ходе операции по принуждению к миру. После этого Российская Федерация признала независимость Южной Осетии и Абхазии.

Отношения стратегического партнерства были установлены с Китаем, Монголией, Вьетнамом, Индией, многими странами Латинской Америки. Возобновились отношения на высшем уровне с Кубой и КНДР. Все более значительное влияние приобретает новая международная организация - Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Она была создана Россией, Китаем, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном в 2002 г. В дальнейшем о своем стремлении вступить в эту организацию заявили такие страны, как Индия, Пакистан, Иран и др.

В праздновании в Москве 60-летия Победы в Великой Отечественной войне 9 мая 2005 г. впервые приняли участие лидеры ведущих мировых держав, в том числе Германии, Италии и Японии.

В июле 2006 г. Россия в качестве страны-председателя принимала у себя лидеров стран «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге.

Все эти перемены свидетельствуют о том, что авторитет Российской Федерации на международной арене заметно вырос.

Чтобы определить положение русского языка в современном мире и отношение к нему со стороны народов других стран, необходимо осмыслить те социальные, политические, экономические явления, которые происходили в нашей стране.

В XX веке Россия пережила два крупных потрясения: революционный переворот в 1917 г. и перестройку 90-х гг. В результате революции было создано мощное тоталитарное государство СССР со всеми характерными для него атрибутами. Перестройка привела к распаду СССР, восстановлению Российской Федерации как самостоятельного государства, демократизации общества, утверждению гласности, открытости межгосударственных связей и отношений.

В первый период, особенно когда советский народ одержал победу во Второй мировой войне, необыкновенно возрос интерес к русскому языку во всем мире. Его стали воспринимать как язык великой державы, многовековой культуры и богатейшей литературы, как один из самых информативных языков (60-70% мировой информации публикуется на английском и русском языках).

Советское государство многое сделало для усиления роли русского языка как одного из языков мирового значения. Во всех республиках СССР было немало школ, в которых все преподавание велось на русском языке. С 1938 г. русский язык как обязательный предмет изучался во всех национальных школах. В результате с каждым годом увеличивалось число лиц нерусской национальности, владеющих русским языком. В 1989 г. нерусских, свободно владеющих русским языком, было 87,5 млн. человек.

Огромная тяга к изучению русского языка во всем мире способствовала созданию в 1967 г. Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ). Задача этой организации - объединить преподавателей русского языка за рубежом, оказывать им методическую помощь, содействовать изданию учебников, разнообразных учебных материалов, словарей. С 1967 г. начинает выходить журнал «Русский язык за рубежом». В 1973 г. открывается Институт русского языка им. А.С. Пушкина. Это учебный и научно-исследовательский центр. В нем разрабатываются новейшие методы преподавания русского языка иностранцам, создаются учебники, словари, кинофильмы и другие пособия по русскому языку для иностранцев; принимают в аспирантуру, докторантуру, на курсы повышения квалификации зарубежных русистов, на стажировку иностранных студентов.

Важную роль в пропаганде русского языка играет созданное в 1974 г. издательство «Русский язык», которое в основном специализируется на издании различной учебной литературы, особенно словарей для изучающих русский язык как иностранный.

Во многие вузы страны, начиная с 60-х гг., стали приезжать иностранцы, чтобы приобрести ту или иную специальность и овладеть русским языком. Количество приезжающих с каждым годом увеличивалось.

После распада СССР, когда союзные республики стали самостоятельными государствами, произошла переоценка многих прежних ценностей, что привело к заметному снижению интереса к русскому языку в этих государствах.

Негативное отношение к русскому языку проявили в странах Балтии: в Литве, Латвии, Эстонии государственным языком становится только соответствующий национальный язык. Резко сокращаются в школах и вузах преподавание на русском языке и само изучение русского языка. Перестают издавать на русском языке научную и общественно-политическую литературу, использовать его при оформлении производственно-хозяйственной и официальной документации.

Тенденция к сокращению влияния русского языка, его изучения и функционирования в качестве языка межнационального общения наблюдается и в других бывших союзных и автономных республиках. В их средствах массовой информации русский язык начинают называть «имперским языком», «языком тоталитаризма», «языком оккупантов».

Однако жизнь вносит свои коррективы. В постперестроечный период становится очевидным, что русский язык необходим для народов, как России, так и для Союза независимых государств. Известный писатель абхазец Ф. Искандер писал в газете «Аргументы и факты»: «Русский язык исторически объединял всех нас, через него мы друг друга понимали. Сейчас же происходит переход республик, народов к общению средствами своего национального языка. Это ставит преграды в развитии культуры, искусства, экономики, в общении людей друг с другом. И в конечном итоге приводит к тем трагическим результатам, которые мы имеем сегодня».

Трезвое отношение к русскому языку, понимание его значения для народов суверенных государств, для развития их культуры, экономики, торгово-промышленных отношений определяют языковую политику в Казахстане, Азербайджане, Армении. «У нас все казахи, - говорит президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, - прекрасно знают русский язык, и это преимущество, мы, казахи, никогда не должны потерять. В республике выходит сегодня 467 газет на русском языке, на казахском только 211, 32 телекомпании вещают на русском, на казахском всего 5».

Заслуженный деятель науки Якутии, профессор Н.Г. Самсонов в книге «Русский язык на пороге XX века» (Якутск, 1998 г.) говорит о значении русского языка для существования и дальнейшего развития языков других народов: «Наличие языка-посредника не означает свертывания функций национальных языков. Наоборот, всестороннее экономическое и культурное сотрудничество наций, обмен научными, политическими и экономическими знаниями ведет к взаимному обогащению национальных языков, приводит их в соответствие с современным уровнем общественного прогресса. Достоинство народа заключается не в этнической самоизоляции, а в духовной раскованности, во взаимосотрудничестве народов, в совместном равноправном творчестве».

Роль русского языка определяется тем великим значением, которое имел и имеет в истории человечества русский народ -- творец и носитель этого языка.

Русский язык -- единый язык русской нации, но одновременно это и язык международного общения в современном мире. Русский язык приобретает всё большее международное значение. Он стал языком международных съездов и конференций, на нём написаны важнейшие международные договоры и соглашения. Усиливается его влияние на другие языки. Ещё в 1920 году В. И.Ленин с гордостью говорил: „Наше русское слово „Совет"-- одно из самых распространенных, оно даже не переводится на другие языки, а везде произносится по-русски".

Российская Федерация -- многонациональное государство. Все народы, населяющие её, развивают свою национальную культуру и язык. Русский язык используется народами Российской Федерации как язык межнационального общения. Знание русского языка облегчает общение людей различных национальностей, населяющих нашу страну, облегчает их взаимопонимание.

Русский язык обогащает языки народов РФ такими словами и оборотами, как например: партия, школа, книга, газета, колхоз, план, фабрика и т. п. В свою очередь, и некоторые элементы из национальных языков входят в словарь русского литературного языка (например, аул, акын, арык, кишлак, шаман и др.)

В современном мире говорят о „буме русского языка“, поскольку, несмотря на постперестроечные потрясения и катаклизмы, реформы и преобразования, все активнее прогрессирует как основной мотив его изучения в различных точках Земли -- возможность чтения на нем выдающейся литературы, имеющей общечеловеческую значимость.

Русский язык сохраняет давнюю традицию успешного изучения в массовой системе народного просвещения разных стран. Возможность получения высококачественного образования на базе русского языка -- это один из важнейших факторов, способных обеспечить позиции русского языка в современном мире. В целях сохранения русского языка и культуры в странах дальнего зарубежья специалисты-филологи активно занимаются популяризацией русского языка, разъяснением перспектив его практического использования.

В связи с интернационализацией науки и использованием высоких и опережающих технологий русский язык вовлечен в орбиту глобального информативного, преимущественно письменного, обмена как „научный язык“. Русский язык -- один из немногих языков, включенных во всемирную сеть средств массовой информации: печать, радио, телевидение.

В начале XXI века поистине всеохватывающий характер получили утилитарные нужды личного общения в торговле, дипломатии, быту, но не в силу частных жизненных и профессиональных условий, а под давлением межгосударственных политических, хозяйственных, научных и культурных связей, требующих широкого познания друг друга, взаимопосещений, начиная от встреч глав правительств до массовых туристских экскурсий.

Конкурентоспособность русского языка очевидна. Русский язык успешно выступает на мировой арене в качестве языка-посредника. Язык берет на себя функцию передачи не только собственно-содержательной, но и национально-специфической, отчасти даже языковой, сторон общезначимых достижений: других народов и их языков.

Русский язык -- один из замечательных языков мира по разнообразию грамматических форм и по богатству словаря. Он всегда был предметом гордости русских писателей, любивших свой народ и свою родину. «Народ, у которого такой язык,-- народ великий»,-- говорил один из прекрасных знатоков русского слова И. С. Тургенев. М. В. Ломоносов находил в русском языке «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского» и, кроме того, «богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».

А.С. Пушкин характеризовал русский язык как язык «гибкий и мощный в своих оборотах и средствах...», «переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам...» Великий русский писатель высоко ценил народную русскую речь, её «свежесть, простоту и, так сказать, чистосердечность выражений» и главное преимущество русского литературного языка видел в его близости к языку народному.

«Великий, могучий, правдивый и свободный» -- такими словами характеризовал русский язык И. С. Тургенев.

Таким образом, огромная роль русского языка в современном мире определяется его культурной ценностью, его мощью и величием.