Задание 1. Заполните пропуски в следующих предложениях:

1. В большинстве своем страны Латинской Америки долгое время были колониями Испании и Португалии .

2. Регион Латинская Америка занимает территорию 21 млн. км² с населением 561 млн. чел . На этой территории находятся 33 суверенных государств.

3. В состав региона Латинская Америка входят следующие субрегионы: Средняя Америка, Андские страны, страны бассейна Ла-Платы .

4. По государственному строю почти все страны Латинской Америки являются республиками .

Задание 2. Какие из перечисленных ниже стран относятся к Андскому субрегиону?

1) Венесуэла; 2) Колумбия; 4) Эквадор; 5) Перу; 6) Боливия; 7) Чили.

Задание 3. Подчеркните те из приведенных ниже природных ресурсов Латинской Америки, которые имеют мировое значение:

а) нефть; в) железные руды; г) медные руды; е) водные ресурсы; ж) лесные ресурсы.

Задание 4. Укажите, верно ли утверждение: «Самый высокий уровень лесистости в Латинской Америке, да и в мире, характерен для Суринама, Гайаны и Французской Гвианы»:

Задание 5. Какие из перечисленных ниже стран занимают в Латинской Америке первые три места по численности населения (выберите нужную группу стран)?

в) Бразилия, Мексика, Аргентина.

Задание 6. Нанесите на контурную карту (рис. 27) крупнейшие города Латинской Америки, расположенные:
а) на ее Восточном (Атлантическом) побережье; б) на ее Западном (Тихоокеанском) побережье; в) вдали от побережий океанов и морей.

Проанализируйте полученную картосхему и сделайте обобщение.

Задание 7. Заполните пропуски в следующих предложениях:

1. Народы Латинской Америки говорят преимущественно на испанском и португальском языках.

2. Доля индейцев во всем населении особенно велика в таких странах, как Боливия, Перу, Эквадор, Парагвай.

3. Подавляющее большинство жителей Латинской Америки исповедуют христианство (католики) религию.

Задание 8. Укажите, подчеркнув разными линиями или цветами, какие из перечисленных ниже стран Латинской Америки особенно выделяются по добыче: а) нефти; б) руд железа; в) руд меди; г) руд олова; д) руд никеля; е) бокситов; ж) серы; з) селитры:

1) Боливия; 2) Бразилия; 3) Венесуэла; 4) Гайана; 5) Куба; 6) Мексика; 7) Перу; 8) Суринам; 9) Чили; 10) Ямайка.

а) нефти - Венесуэла;
б) руд железа - Бразилия;
в) руд меди Чили;
г) руд олова - Боливия;
д) руд никеля - Куба;
е) бокситов - Гайана, Суринам, Ямайка;
ж) серы - Чили, Перу;
з) селитры - Чили.

Какая из этих стран обладает наибольшим «ассортиментом» полезных ископаемых?

Бразилия - минералогический музей Южной Америки

Задание 9. Нанесите на контурную карту (рис. 27) страны региона, которые выделяются по производству:

а) пшеницы - Аргентина;
б) кукурузы - Мексика;
в) сахарного тростника - Бразилия, Мексика, Куба;
г) кофе - Бразилия, Колумбия;
д) какао - Бразилия, Эквадор;
е) бананов - Эквадор, Коста-Рика, Колумбия, Панама;
ж) мяса и мясопродуктов - Аргентина.

Проанализируйте полученную картосхему и объясните такую специализацию.

Во многом производство с климатическими условиями, поэтому, например, Северо-Западная часть Латинской Америки специализируется на производстве кофе, какао.

Задание 10. По территории каких из перечисленных ниже стран проходит Транс амазонская автомагистраль?

1) Бразилия;

4) Колумбия;

5) Эквадор;

Задание 11. Ниже приводится ряд утверждений, относящихся к Бразилии, Аргентине и Мексике. Поставьте слева от них буквы в зависимости от того, справедливо ли соответствующее утверждение: А — только для Бразилии, Б — только для Аргентины, В — только для Мексики, Г — для всех трех стран, Д — ни для одной из них.

Задание 12. По очертаниям определите страны, изображенные на рисунке 28. Надпишите названия их столиц.

1 - Кито;
2 - Гавана;
3 - Панама;
4 - Каракас;
5 - Мехико;
6 - Сантьяго.

Задание 13. Дополните следующие предложения названиями стран:

Мексика - страна, на территории которой в Средние века существовали цивилизации ацтеков и майя.

Боливия - страна, где 80% населения живет на высоте более 2000 м над уровнем моря.

Уругвай - страна, имеющая самый высокий в регионе уровень урбанизации.

Аргентина - страна, на территории которой находится агропромышленный район Пампа.

Бразилия - страна, которая занимает первое место в мире по производству кофе.

Задание 14. Узнайте два города:

1. Оба города входят в первую пятерку сверх городов мира, но один является и официальной, и экономической столицей своей страны, а другой — экономической столицей.

а) Буэнос-Айрес б) Сан-Паулу

2. Оба города находятся в одной стране, но один из них был столицей государства инков, а другой был построен испанскими конкистадорами как столица вновь завоеванных земель.

а) Куско б) Лима

Задание 15. В приведенном ниже перечне отметьте страну, которая не имеет общей границы с Бразилией:

Задание 16. Нанесите на контурную карту (рис. 29):

а) старую и новую столицы Бразилии;

б) промышленные центры, образующие «индустриальный треугольник» этой страны.

Старая - Рио-де-Жанейро;
Новая - Бразилиа.

Карта мира 1

Карта мира 2

Зарубежная Европа

Великобритания

Франция

Италия

Германия

Зарубежная Азия

Индия

Япония

Китай

Африка

Северная Америка

Латинская Америка

Австралия

Гдз по Географии 10 класс Контурные карты Дрофа Дик 2014

География – довольно увлекательный предмет. Он интересен как взрослым, так и детям. Чтобы усвоить материал – достаточно внимательно послушать учителя на уроке и немного поработать дома (для закрепления). В десятом классе для изучения предлагается довольно большой объем тем. И без учебника самостоятельно подготовиться к уроку невозможно. Современный учебник по Географии для десятого класса написан очень удачно: материал подан понятно и доступно. В учебнике большое количество иллюстраций, что дает возможность лучше запомнить. Основные термины выделены другим шрифтом, что облегчает запоминание. Но хорошо усвоить материал по географии невозможно без контурных карт. В 10 классе много самостоятельных заданий по географии нужно выполнить на контурных картах. Наиболее удачные из них – контурные карты Дик Дрофа. Использование именно этих контурных карт также предлагают учителя географии в школе. Ведь они сами пользуются ими, при подготовке к урокам географии.

1. С помощью текста и рисунка 11 учебника определите, какие страны относятся к культурно-историческому региону Латинская Америка.

Традиционно к Латинской Америки относят всю Южную Америку, часть Североамериканского материка, расположенную к югу от реки Рио-Гранде, включая Мексику, Центральную Америку И страны Карибского бассейна.

2. Заполните пропуски в предложениях:

Отличительная особенность географического положения Латинской Америки - её положение между Тихим и Атлантическим океанами.

Стратегическое значение имеет Панамский канал.

Большая часть государств Латинской Америки - это бывшие колонии Испании и Португалии.

По обеспеченности водными ресурсами Латинская Америка занимает первое место в мире.

Недра Латинской Америки богаты нефтью, железной рудой, бокситами.

Здесь сосредоточены крупнейшие в мире площади леса, которые занимают 50% всей территории региона.

Численность населения Латинской Америки составляет более 470 млн.человек. Здесь сложился 2 тип воспроизводства населения, который характеризуется его увеличением.

Коренное население – многочисленные индейские народы.

Креолы - это чистокровные потомки испанцев.

метисы - потомки браков белого населения и индейцев,

мулаты - потомки браков белого населения и негров,

самбо -потомки браков индейцев и негров.

3. Прочитайте в учебнике фрагмент § 6 «Экономика». Выделите основные черты хозяйства Латинской Америки.

Преобладает горнодобывающая промышленность, но активно развивается обрабатывающая и сельское хозяйство.

5. Назовите черты, которые характеризуют отсталость стран Латинской Америки.

К числу этих черт можно отнести: 1. Многоукладный характер экономики развивающихся стран. 2. Низкий уровень развития производительных сил, отсталость промышленности, сельского хозяйства и социальной инфраструктуры (за исключением стран первой группы,). 3. Зависимое положение в системе мирового хозяйства. Периферийный характер капитализма

6. На контурную карту Латинской Америки нанесите: а) На контурную карту Латинской Америки нанесите: а) государственные границы стран региона; б) столицы государств; в) границы субрегионов и их названия.

7. Где проживает основная часть населения Латинской Америки? Чем вы объясните такое размещение населения в регионе? Для ответа используйте карты атласа, предварительно определив, какие из них вам понадобятся.

Средняя плотность населения Латинской Америки около 30 чел. км/кв. в то же время наиболее заселенные районы латиноамериканских стран занимают сравнительно небольшую часть их площади. В Мексике, Центральной Америке, Венесуэле, Колумбии, Эквадоре, Перу и Боливии основная часть населения сосредоточена в горных районах, выше 1000 м над уровнем моря. Вообще Южная Америка единственный континент, где средняя высота обитания выше средней высоты территории (соответственно 644 и 580 м над уровнем моря). Межгорные бассейны обычно выделяются и самой высокой плотностью населения, нередко превышающей 100 чел. км/кв. Это объясняется более благоприятными условиями обитания людей в климатических условиях «умеренной земли» по сравнению с условиями «жаркой земли» на побережьях океанов. Именно в плоскогорных и горных районах здесь возникли главные очаги земледелия и разработок минерального сырья. Впрочем, в большинстве стран с внутренним типом расселения в той или иной степени освоены и побережья.

Аргентина, Чили, Перу, Эквадор, Колумбия, Панама – Панамское шоссе. Бразилия, Перу - Трансамазонское шоссе. Данные дороги являются единственными сухопутными связующими данных стран.

10. Используя различные источники информации, найдите доказательства того, что одна из стран Латинской Америки (по выбору) добилась успехов в своём экономическом развитии. Попробуйте дать прогноз развития этой страны в ближайшее десятилетие. Ответ обоснуйте.

Бразилия - пример успешной страны из Латинской Америки. Бразилия имеет восьмую по величине номинального ВВП экономику в мире и седьмую по ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности. Экономические реформы принесли стране международное признание. Бразилия состоит в таких международных организациях, как ООН, G20, Меркосур и Союз южноамериканских наций, а также является одной из стран БРИКС. Авторитет данной страны на мировой арене неуклонно возрастает.

11. Чем объясняется возрастание доли промышленности в экономике стран Латинской Америки?

Латинская Америка имеет все предпосылки для развития промышленности, а именно дешевую электроэнергию вырабатываемую гидроэлектростанциями, она обеспеченна необходимыми полезными ископаемыми и дешевой рабочей силой.

12. Плюсом или минусом для развития экономики Латинской Америки является удалённость от других частей света? Выскажите свои соображения и обоснуйте их.

Во многом, удаленность латинской Америки от других частей света является минусом, поскольку затрудняет налаживание партнерских отношений с европейскими странами обладающими развитой экономикой, однако с другой стороны отдаленность является плюсом, затрудняя ассимиляцию европейской культуры, даруя странам Латинской Америки свою уникальную самобытность.

13. Используя различные источники информации, выясните, что дала миру латиноамериканская культура.

Латиноамериканская культура дала миру такие архитектурные памятники как геоглифы Наска, древние индейские города, пример Мачу-Пикчу, пирамиды атцеков.

14. Кто из великих латиноамериканцев (художников, писателей, музыкантов, артистов, учёных и т. д.) вам известен? О ком вы узнали, собирая информацию?

Множество известных спортсменов, например Мараданна, Пеле, Леонель Месси, Фабрицио Вердум. Политиков - Уго Чавес, Августо Пеночет, Симон Боливар. Писатели Габриел Гарсия Маркес, Пауло Коэльо.

15. Расположите крупнейшие агломерации Латинской Америки в порядке убывания численности населения:

1) Буэнос-Айрес; 2) Мехико; 3) Сан-Паулу; 4) Рио-де-Жанейро.

Ответ 2,3, 1 , 4

16. Установите соответствие: Страна

1) Мексика;

4) Бразилия.

Природные ресурсы

A) медная руда; Б) нефть; B) железная руда; Г) бокситы.

Ответ 1Б, 2А, 3Г,4В.

17. Индустриальный облик Латинской Америки определяют:

1) Бразилия, Мексика;

2) Колумбия, Перу.

18. Установите соответствие:

1) Бразилия;

2) Эквадор;

4) Мексика;

A) сахарный тростник; Б) кофе; B)бананы; Г) хлопчатник; Д) кукуруза.

Ответ 1Б, 2В, 3А, 4Д, 5Г.

19. Для плантационного сельского хозяйства характерна:

1) ориентация на выращивание потребительских культур в мелких крестьянских хозяйствах;

2) ориентация на мировой рынок.

20. Установите соответствие: Страна

2) Боливия;

3) Бразилия;

5) Аргентина;

Столица A)Бразилиа; Б) Лима; B)Сантьяго; Г) Ла-Пас; Д) Гавана; Е) Буэнос-Айрес.

Ответ 1Б, 2Г,3А,4В,5Е,6Д.

21. Выберите верное утверждение:

1. По численности населения Бразилия не входит в первую пятёрку стран мира.

2. Карибский регион привлекателен для мирового туризма.

3. Главный район животноводства Бразилии - Амазония.

4. Латинская Америка - крупный импортёр сырьевых товаров на мировой рынок.

Видеоурок посвящен теме «Состав Латинской Америки. Политическая карта». Данная тема является первой в разделе уроков, посвященных Латинской Америке. Вы познакомитесь с разнообразными и интересными странами региона, которые играют значительную роль в современном мире. Преподаватель подробно расскажет о составе, границах, своеобразии стран Латинской Америки. Как дополнительный материал в уроке рассмотрены три темы: «Остров Свободы», «Хунта», «Захват Гренады».

Тема: Латинская Америка

Урок: Состав Латинской Америки. Политическая карта

Латинской Америкой называют регион Западного полушария, расположенный между США и Антарктидой. В составе Латинской Америки выделяют несколько субрегионов. Это Средняя Америка (Мексика, страны Центральной Америки и Вест-Индии), Андские страны (Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия, Чили), страны бассейна Ла-Платы (Парагвай, Уругвай, Аргентина), Бразилия. Название «Латинская Америка» происходит от исторически сложившегося в этой части мира преобладающего влияния языка, культуры и обычаев романских (латинских) народов Пиренейского полуострова.

Регион занимает площадь 21 млн кв. км с населением более 570 млн человек.

Рис. 1. Политическая карта Латинской Америки ()

Страны Латинской Америки различны по площади: самая большая страна региона - Бразилия, самые маленькие находятся в бассейне Карибского моря.

Границы между странами проходят в основном по рекам, хребтам и другим орографическим объектам.

Экономико-географическое положение Латинской Америки:

1. Близость к США.

2. Удаленность от других регионов мира.

3. Наличие Панамского канала.

4. Почти все страны (кроме Боливии и Парагвая) имеют выход к морю.

По форме правления все страны региона - республики. В состав Латинской Америки входит более 33 стран. Некоторые страны входят в состав Содружества (например, Гайана, Доминика, Тринидад и Тобаго). Гвиана принадлежит Франции. Куба является социалистическим государством.

По форме административно-территориального устройства преобладают унитарные государства, федеративное устройство имеют следующие страны: Бразилия, Аргентина, Мексика, Венесуэла, Сент-Китс и Невис.

Рис. 2. Флаг Сент-Китса и Невиса ()

Этапы формирования политической карты Латинской Америки:

1. Этап доевропейской колонизации.

2. Колониальный этап.

3. Послеколониальный этап.

4. Этап после Второй мировой войны.

На территории Латинской Америки располагались цивилизации майя, ацтеков, инков.

Территорию Латинской Америки осваивали в основном Испания и Португалия.

Особый статус имеет Пуэрто-Рико. Пуэрто-Рико является зависимой от США территорией и имеет статус «неинкорпорированной организованной территории», что означает, что данная территория находится под управлением США (а не является их неотъемлемой частью), действие на территории Конституции США ограничено; верховная власть принадлежит Конгрессу США, но территория имеет собственную систему самоуправления.

В настоящее время не решены многие вопросы, касающиеся границ и принадлежности территорий. Ярким примером могут служить спорные Фолклендские (Мальвинские) острова между Великобританией и Аргентиной.

Куба. Официальное название - Республика Куба, неофициальное с 1959 года - Остров Свободы - островное государство в северной части Карибского моря. Столица - Гавана. Куба - самое большое островное государство региона, протянувшееся на 1250 км. Оно расположено на стыке Карибскогo моря и Мексиканского залива, образующих «американское Средиземноморье». Изображенный на гербе страны ключ - символ тoгo, что открытый Колумбом в 1492 г. остров на протяжении столетий был свoего poда ключом к Новому Свету. Куба является социалистическим государством, долгое время она была союзником СССР.

Хунта. Во многих странах этим словом обозначаютразличные органы государственного управления, в том числе гражданские. В современном русском языке (как и в ряде других языков мира) слово «хунта» используется в основном для обозначения военной диктатуры, установившейся в результате государственного переворота. Ярким примером является Правительственная хунта Чили.

Домашнее задание

Тема 10, П. 1

1. Какие регионы (субрегионы) выделяют в Латинской Америке?

2. Назовите особенности ЭГП Латинской Америки.

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.

3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. - 76 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс / Э.М. Амбарцумова. - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 80 с.

2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.

3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География: Учебное пособие / Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.

4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 223 с.

5. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. - М.: МЦНМО, 2011. - 72 с.

6. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий / Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.

7. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Е.В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.

8. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 240 с.

9. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика / В.П. Бондарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 160 с.