Для кого-то прокрастинация – лишь слово в словаре, но есть немало людей, кому она основательно портит жизнь. Столько планов в голове, но между желанием и действием пролегает целая пропасть размером с вечность… Со временем несделанные дела накапливаются и превращаются в неподъемный массив проблем. Мы прекрасно это понимаем, но заставить себя взяться за дело прямо сейчас никак не получается. Как приучить себя не откладывать важные дела на потом?

Сегодня мы расскажем вам, как научиться действовать быстро и как бороться с прокрастинацией . Но для начала давайте поищем причины самого явления. Почему мы не можем заставить себя взяться за какое-то дело? Есть целый ряд причин:

  • Перфекционизм. Мы не начинаем работу, пока не дождемся идеально подходящего момента, не просчитаем любую мелочь и не будем уверены в успехе.
  • Страх неудачи. А вдруг не получится совсем или получится плохо? Пока мы не начали что-то делать, риск провала нам не грозит.
  • Непонимание собственных целей, неумение планировать. Мы хотим заработать много денег или накачать пресс, но отказываемся осознавать, что каждая цель требует выполнения рутинной и не всегда приятной работы.
  • Низкая самооценка. Большая часть дел, которые мы делаем, направлена на улучшение нашего собственного благополучия – карьеры, быта, здоровья, внешности. Имея низкую самооценку, человек не понимает, ради чего ему так сильно напрягаться и начинать новые дела, если все не так уж плохо.
  • Нас пугают большие и трудные задачи, поэтому одни лишь мысли о них вгоняют в ступор.

Это самые распространенные причины прокрастинации. Для того, чтобы преодолеть эту проблему и научиться действовать решительно и эффективно, нужно следовать несложным алгоритмам.

  1. Сделай первый шаг. Один из самых действенных методов – вычленить первое действие из всех необходимых и начать его совершать. Например, вы хотите начать бегать по утрам, но будильник звенит, а вы продолжаете лежать. Скажите себе: «Сейчас я просто встану и надену спортивный костюм». Когда вы уже начали выполнять первое действие, следующие дадутся проще.
  2. Разделите задачу на этапы и думайте только о ближайшем. Когда мы стараемся охватить весь фронт работ одной мыслью, сразу становится страшно и пропадает запал. Поэтому продумайте, какие действия вам нужно предпринять для преодоления первого этапа, и сосредоточьтесь лишь на них. Потом возьмитесь за следующий этап и погрузитесь в его выполнение, не думая о конечном результате. Так потихоньку вы и дойдете до цели.
  3. Съешьте жабу с утра. Так шутливого называют методику первоочередного решения самых неприятных вопросов. Если вам нужно сделать что-то нужное, но душа противится – сделайте это как можно скорее. Тогда вы успокоитесь и не будете ходить целыми днями с мыслями о неприятном и скучном деле.
  4. Назначьте дату дедлайна. Чтобы приучить себя вовремя выполнять дела, которые никто, кроме вас, не контролирует, то ставьте крайнюю дату выполнения работы. Чтобы дисциплинировать себя, привлеките других людей (если это возможно) – пообещайте им продемонстрировать результат в определенный день. Ответственность перед другими в нас почему-то выше, чем перед собой.
  5. Осознайте важность ожидающих вас дел. Как научиться действовать быстро, если вы толком не знаете, зачем это нужно? Если вы не будете вовремя сдавать работу, то ваш карьерный рост окажется под ударом, начнут уходить клиенты, все мечты о благополучии останутся лишь мечтами… Если вы не начнете вести здоровый образ жизни, то старость наступит раньше, упадет качество жизни, вы будете много болеть и тратить кучу денег на лекарства… Неужели это не важно?
  6. Сделайте свои цели конкретными. Наше подсознание – это наш подчиненный. Когда ему говоришь «сделай-то-не-знаю-что», оно начинает саботировать. Цель должна быть максимально конкретной – чего, сколько и когда сделать.
  7. Воспринимайте отдых как часть работы. Нас научили стыдиться отдыха, называя его бездельем. Но бесконечная работа тоже не идет во благо – она подрывает здоровье и лишает нас настоящей жизни. Постройте свой день так, чтобы после выполнения рутинной работы в графике стояли приятные занятия – походы в кино, шоппинг, общение с друзьями, любимый спорт, прогулка по лесу…
  8. Просто ничего не делайте. Прокрастинация включает в себя отвлечение на приятные, но бесполезные занятия. Они хитро маскируются под важные. Вот на сообщение отвечу… Вот еще одну серию посмотрю… Если вы запланировали какое-то дело, но никак не заставите себя за него взяться, отложите все, сядьте и ничего не делайте. Совсем ничего. Вам это надоест очень быстро. Потом договоритесь сами с собой: или мы беремся за работу, или продолжаем просто сидеть. Вот увидите, ваш мозг выберет работу.
  9. Не ждите вдохновения. Стивен Кинг – один из самых эффективных писателей современности. Он не ждет, пока придет настрой, а просто каждый день выполняет норму не менее 2000 слов. Есть хорошая поговорка: «Вдохновение должно застать вас за работой». Поэтому никогда не ориентируйтесь на свой настрой. Просто делайте.
  10. Не идите на поводу у своего внутреннего ребенка. Он есть в каждом из нас, он не хочет работать, а желает веселиться и получать удовольствие. Но вспомните, кто решил взяться за это дело? Вы. И никто иной. Вас никто не заставляет, не пытает, не угрожает. Это только ваше решение, а внутренний ребенок пусть подождет времени, отведенного вами для отдыха и удовольствий.
  11. Придерживайтесь единой стратегии. И, конечно, она должна быть эффективной. Выберите определенное время для занятия. Приступайте вовремя. Не отвлекайтесь ни на что иное. Не останавливайтесь и не прерывайтесь. Наградите себя.

Именно так поступают люди, которые могли бы стать жертвами прокрастинации, но не стали. Они не боги, не супергерои, а просто знают, как действовать быстро.

За сутки человек переживает широкий спектр настроений – от лениво-расслабленного утреннего до агрессивно-боевого рабочего. Мы можем радоваться повышению, расстраиваться потере перчатки, ругаться с продавцами и влюбляться. И каждое подобное эмоциональное состояние окрашено своими чувствами, переживаниями и порождает реакции. Помимо внешних проявлений, таких, как мимика, жестикуляция, внутри нас происходит миллион процессов: идет выброс гормонов, изменяется ритм сердцебиения, меняется давление, мы задерживаем дыхание или, наоборот, дышим очень часто. Преимущественно все это происходит незаметно для нас. Мы можем даже не отследить, как в гневе сжались кулаки, и уже тем более не поймаем момент, как у нас расширились зрачки при появлении любимого человека.

Чем больше мы даем свободы нашему телу, тем меньше у нас контроля над нашими же эмоциями и реакциями. Мы не говорим про контроль расширения зрачков – оставим это сотрудникам разведорганов. Простые и знакомые чувства начинают завоевывать территорию, и вот нас уже может выбить из колеи какая-то мелочь. При этом скачет не только настроение, последствия могут быть вполне осязаемые и касаться всех аспектов жизни. Например, страх может помешать сесть за руль или встать в перевернутую стойку, а злость в итоге приведет к перееданию и набору веса. Давая волю чувствам, человек медленно отступает и в итоге полностью теряет контроль. Гармония нам только снится и мы в ужасе начинаем искать психотерапевтов или просто жаловаться друзьям на жизнь, пытаясь их энергией как-то подпитать себя, восполнить растраченные впустую ресурсы.

Как справиться с чувствами?

Будем честными, быстрого и гарантированного способа здесь нет. Контроль эмоций требует времени и постоянства в упражнениях. Для практикующего медитацию человека хорошо знакома борьба со своим умом. И он вам скажет, что начало работы может быть и скорее всего будет очень трудным. Во-первых, не каждый готов оценивать себя критично, признаться себе, что да, я завидую, меня раздражает, я боюсь. Во-вторых, не все могут справиться с тем потоком, который откроется. Как только вы станете честным по отношению к самому себе, вскроются старые обиды, полезут детские страхи и одному Богу известно, что еще. На данном этапе многие бросают работу. Я сама прошла через это. Но если цель поставлена, то само мировоздание подскажет, как справиться и победить свои эмоции.

Одним из методов, который часто советуют эксперты, является наблюдение себя. Почувствовав эмоцию, нужно сконцентрироваться на ней, понять, на кого она направлена, откуда она идет, и в каких условиях возникла. При этом обязательно говорить себе правду. Например, сначала может показаться, что вы злитесь на коллегу, который не успел сдать материал вовремя. Подумав несколько минут, можно докопаться до истины. В итоге окажется, что вы злитесь на себя, потому что забыли ему напомнить лишний раз, или злитесь на щенка, который утром сгрыз ваши любымые кроссовки. Это звучит просто, на деле оказывается, что ум хитрый, и как только вы стараетесь поймать эмоцию и проанализировать ее, ум начинает подсовывать различные мысли, стараясь всячески вас отвлечь. Не стоит себя ругать, или ругать свой ум. Поняв, что эмоция вас полностью поглотила, нужно опять спокойно «отойти от нее в сторону», подумав, что вы и эмоция - это два разных существа. После того, как чувства ослабнут, нужно опять вернуться к анализу.

Второй способ от обратного - отдать себя всего эмоции. Представьте, что вам наступили на ногу и вас же обругали. Теперь представьте, что вы достаете огнемет и сжигаете все вокруг. При этом под огонь попадают все: обидчик, женщины, старики, дети. Все кричат в муках. Неужели вы способны на это? Посмотрите, сколько боли и страдания вы принесли людям. Неужели отдавленная нога способно довести вас до такого? Скорее всего нет. Данный метод, на самом деле, направлен на максимальное увеличение деталей, эмоций, которые мы подавляем в себе, и которые в итоге накапливаются и неожиданно вырываются. При этом, доведя в уме ситуацию до экстремума, внимание переключится от обидчика на окружение, что даст уму отпустить ситуацию. Улыбнитесь неуклюжему человеку и пожелайте ему всего самого хорошего. Ведь если он так реагирует на подобную ситуацию, представьте, какой ад у него в голове.

Третий вариант подойдет для зацикленных программ, так называемых гештальтов. Многие страдают от какой-то мысли, которая крутится в голове продолжительное время. Должны ли мы были сказать иначе, нужно ли было развернуться и уйти, или наоборот, вы клянете себя, что куда-то не поехали. Чаще всего подобные программы связаны с чувством вины или обиды. Метод визуализации различных исходов какой-либо ситуации поможет простить себя или близкого человека. Каждый раз, как подобная программа начинает разворачиваться, представляйте, что вы все-таки ушли, или приехали, сказали, что хотели сказать или промолчали. Ситуация будет приходить много раз, пока вы не испробуете все варианты развития сценария. Если же кажется, что все исчерпано, а мысль продолжает возникать в голове - представьте что-нибудь нелепое. Например, вас обижает одноклассник, а вы вызываете своего летающего единорога и улетаете на нем под завистливые взгляды всей школы. Порой нам не достает именно чувства юмора, и как только вы засмеетесь в процессе решения проблемы, она потеряет всю силу и оставит вас в покое.

Заключение

Вне зависимости от выбранного метода помните, что главное - быть честным самим с собой. И не все эмоции одинаково вредны. Как только от вас начнут уходить злоба, гнев, зависть, на их место придут безграничная любовь, жалость, сострадание. Вы начнете плакать, видя как спасают котенка или кинетесь переводить бабушку через дорогу. И вот с этими эмоциями намного сложнее справиться. Да и надо ли?

Мария Глазкова – инструктор по силовой йоге, калифорнийский сертификат RYS200.

Фото: tinydevotions/instagram.com

Краткое содержание: Как родителям научиться контролировать негативные эмоции. Как справляться с эмоциями. Как научиться владеть собой. Как справляться с гневом.

Самое трудное для родителей в воспитании детей - справляться с собственными эмоциями. "Что я могу сделать? - говорит одна из матерей. - Знаю, что не должна сердиться, но когда мои дети начинают драться, я просто схожу с ума, не помню себя и прежде, чем пойму, что делаю, уже кричу и ругаюсь". А вот слова другой матери: "Когда я срываюсь на своих детей, я чувствую себя такой виноватой, что потом, пытаясь поладить с ними, начинаю им во всем потакать".

Воспитатели понимают, что такое проявление чувств - неправильная реакция на детей. И если мы хотим стать родителями, которые действуют эффективно и успешно справляются со своими обязанностями, мы должны научиться владеть своими чувствами. А если мы не найдем способа решить эту задачу, тогда нам придется вести бесконечную борьбу на истощение, чтобы постоянно держать свои чувства в узде. И нам будет очень трудно достичь в воспитании тех целей, которые мы сами ставим.

Откуда же берутся все эти бурные эмоции? Люди часто говорят: "Я от этого просто обезумела" или "Он заставил меня чувствовать себя таким виноватым", - как будто внешние события порождают наши эмоции. Но с точки зрения когнитивного (разумного) подхода и современного знания, мы сами продуцируем свои чувства вместе с интерпретациями, которые даем всему вне нас. Иными словами наши эмоции вызывают не внешние обстоятельства. Напротив, по большей части наши чувства определяются тем, что мы сами себе говорим в наших мыслях. Итак, мы чувствуем то - что думаем!

Согласно этой теории, наше мышление - вид внутренней речи, особый разговор с самими собой. Иногда мы осознаем эти внутренние диалоги, а иногда они проходят бессознательно, так стремительно и неуловимо, что мы не в силах их заметить. Но зато мы очень хорошо знаем, какие чувства и поступки рождаются из таких бесед в нашем сознании. Мы можем приучить себя определять расстраивающие нас мысли, которые заставляют нас выходить из себя и приводят нас к срыву. Мы можем выяснить те верования и ожидания, на которых они основаны, и постепенно их изменить. Это приведет к менее напряженному, более уравновешенному эмоциональному состоянию. Когда мы научимся контролировать и предотвращать те чувства, которые приводят к безотчетным защитным реакциям, самообороне (стремительно переходящей в агрессию против того, в ком мы видим источник угрозы и опасности для нас, для того состояния, в котором мы предпочитаем пребывать), мы сможем создать устойчивые привычки. А когда мы научимся контролировать свои чувства, мы сумеем лучше справляться с проблемами воспитания.

В этой статье мы сосредоточимся на одном из самых разрушительных и опасных чувствах, которое возникает у родителей, когда они имеют дело с детьми. Это гнев .

Что заставляет нас впадать в гнев?

Раздражительность, гнев - одна из основных проблем всех родителей и едва ли не самая разрушительная сила внутри семьи. Большинство людей, легко выходящих из себя, сознают пагубное влияние своего гнева и то унизительное положение, в которое они себя этим ставят. Но по большей части они абсолютно беспомощны и ничего с этим не могут поделать, потому что не понимают причин своего гнева.

За вспышками гнева, как правило, стоит убеждение, что жизнь должна идти именно так, как мы хотим. А когда люди или ситуации противоречат придуманному человеком ходу событий, его мечтам, замыслам и чаяниям, его надеждам, ожиданиям, приказаниям, указаниям, требованиям, вынесенному им решению, тогда человек разражается гневным осуждением.

Наше подсознательное требование, чтобы все происходило в точности так, как мы этого хотим, вызывает наш гнев и по отношению к детям. Например, женщины часто сердятся и кричат, когда дети оставляют неубранную комнату. Но материнский гнев вызывает не сам беспорядок в детской комнате, а то, что мать говорит об этом самой себе. Если она думает: "Какой беспорядок! Я бы хотела, чтобы дети не оставляли комнату в таком состоянии, когда уходят", - тогда ее эмоциональная реакция на беспорядок будет кроткой. Она не будет чувствовать себя счастливой, но не обязательно сильно расстроится. А злая мать скорее будет говорить себе: "В жизни не видела такого дикого беспорядка! Почему мои дети такие ужасные неряхи! Почему они не в состоянии поддерживать порядок в своей комнате!" За этим возмущением стоит категорическое требование: "Мои дети обязаны поддерживать в комнате порядок!" Мы не всегда осознаем это требование, но тем не менее оно постоянно присутствует.

А что в этом плохого, может кто-нибудь спросить. В конце концов аккуратность - очень важное качество, все родители должны стараться научить этому своих детей. Проблема заключается в том, что если мы сердиты, требование совершенства становится главным в наших словах. По-настоящему, мы в это время заявляем: "Мои дети всегда должны быть такими, как Я хочу!" Это требование нереалистично и иррационально. Намерение приучить детей к аккуратности - достойно хвалы, но наш гнев противоречит задаче воспитания в детях этого хорошего качества.

Нетерпимость и нетерпение

Хотя такие требования стоят за всяким гневом, они не являются его прямой причиной. Заводит наш гнев, приводит к срыву мнение, что такая ситуация нестерпима. Когда мы сердимся, мы не просто думаем о недопустимости того, чтобы наши дети вели себя не так, как мы этого хотим. Мы еще говорим себе, что это "ужасно" и что "мы этого не можем так оставить".

Осуждение

Гнев - это не только неприятие ситуации. Он включает еще и осуждение. Когда наши дети плохо себя ведут, мы быстро переходим от "Этого нельзя так оставить!" к "Они ужасные дети!" К примеру, если мы сердимся на ребенка, который не идет, когда мы его зовем, мы не только расстроены нашим "ужасным" беспокойством. Мы еще осуждаем и ругаем ребенка за то, что он вызвал наше беспокойство. Мы, возможно, думаем:

"Он слышал меня, знал, что должен подойти, почему же этого не сделал? Очевидно, он не хочет слушаться. Он просто плохой!" Приписывая ребенку дурные мотивы, мы начинаем видеть плохим его самого. Наш гнев усиливается, если мы считаем, что наш ребенок действовал так нарочно, чтобы нас рассердить, или что он может вести себя хорошо, если захочет.

Мы не всегда осознаем негативные суждения, которые являются подоплекой нашего гнева. Но если мы припомним все, что думали в это время, то можем это обнаружить. К примеру, если ребенок говорит с нами неуважительно, возникает мысль: "Как он смеет говорить со мной в таком тоне!" И хотя здесь не высказана негативная оценка ребенка, незримо она присутствует. Чтобы ее выявить, достаточно спросить себя: "Кто он такой, чтобы со мной так разговаривать? (Плохой мальчик!)". И то же, если мы думаем: "Он не должен со мной так разговаривать!", - дальше можно продолжить ход своей мысли: "И поскольку он так поступает, то он… (Ужасный ребенок!)". Мы не хотим в этом признаваться, но рассуждение всегда таково.

Невыносимость разочарований и низкий порог сдержанности

Родители, которые часто раздражаются на детей, может быть, страдают от низкого порога сдержанности. А причина этого в убеждении, что они не в состоянии переносить боль, неудобства или разочарования.

Родители с таким комплексом требуют, чтобы их жизнь всегда была легкой и комфортабельной, и им никогда не приходилось страдать и волноваться. Но дети в процессе роста без конца причиняют беспокойство. Они лишают нас сна; они привязывают нас к дому; они заставляют нас делать лишнюю работу; они являются для нас финансовым бременем; и поскольку у них на все есть собственное мнение, они часто поступают по-своему.

И хотя мы часто хотели бы, чтобы все происходило иначе, тем не менее мы можем оставаться вполне счастливыми, если научимся принимать беспокойства и разочарования невозмутимо. Если вытирая пол от пролитого ребенком молока, мы думаем: "Какой жуткий беспорядок я должна убирать. Это ужасно. Я не должна работать так тяжело", то в этом случае мы не можем не рассердиться на происшедшее и на самого ребенка, который заставил нас выполнять всю эту дополнительную работу.

Таким образом, именно наше требование, чтобы ситуации, которые вызывают беспокойство и разочарование, не существовали, порождает наш гнев. Мы продолжаем настаивать на том, чтобы все происходило иначе, имея в виду, что: "Все должно быть так, как Я хочу, иначе я просто не выдержу!" Сами по себе обстоятельства, которые могут вызвать раздражение или волнение, не повлекут за собой гнев, если мы при этом не говорим себе: "Такого ужасного беспокойства не должно быть".

В основном, за гневом стоит убеждение: "Я хочу иметь, у Меня должно быть то, что Я хочу". А не получая желаемого, мы испытываем разочарование. Гнев возникает от мысли: "Я не могу вынести того, что не исполнятся Мои желания!" Поэтому мы впадаем в гнев, когда настаиваем на том, чтобы было тихо, а дети устраивают шум; или когда требуем, чтобы дети хорошо себя вели, а они грубы и неуправляемы.

Гнев не дает нам никаких преимуществ

Если бы гнев был эффективным способом заставить детей изменить свое плохое поведение, мы вскоре увидели бы, что они перестали так поступать. Но все наоборот, гнев - один из самых неэффективных способов реагирования на плохое поведение детей.

Например, ваш пятилетний сын постоянно обижает и бьет свою младшую сестру и заставляет ее плакать. Вы его много раз просили прекратить так поступать, но он продолжает, и вы срываетесь на крик: "Что с тобой происходит? Что ты хочешь от своей маленькой сестры? Неужели ты не можешь относиться к ней по-человечески!" После этого у вашего пятилетнего сына будет еще меньше желания менять свое поведение. Если он примет вашу негативную оценку, он будет думать, что он плохой. А если ее отвергнет, будет стараться себя защитить. Более того, ваша агрессия вызовет у него ответную агрессию по отношению к вам - и вряд ли это лучший настрой для согласия.

Фактически, гнев даже закрепляет поведение, которое мы хотим устранить. В глазах ребенка наш гнев означает, что он плохой. Постепенно он воспринимает эту оценку как истину и приходит к выводу: "Вот такой я и есть. Так я и буду всегда поступать". И он продолжает вести себя так же плохо, как и раньше.

Гнев, конечно, может запугать детей и заставить их подчиниться, но это будет оплачено дорогой ценой их отношений с нами. Более того, достигнутые результаты в лучшем случае временны. И вскоре нам придется прибегать к гневу постоянно, чтобы добиться детского послушания. Пока мы не дойдем до того, что будем вынуждены признать: "Они слушаются меня только тогда, когда я срываюсь и кричу".

Подавление гнева

Может ли контроль над гневливостью принести ущерб? Современная психология утверждает, что подавление гнева может принести вред, и поощряет людей "выпускать пар" и свободно выражать свой гнев. Однако некоторые психологи сегодня подвергают это сомнению. Так, доктор Кароль Таврис пишет: "Мне кажется, основной эффект теории вьпускания пара сводится к повышению уровня шума в нашей жизни, а не к уменьшению проблем. Я заметил, что люди, особенно склонные к выражению гнева, становятся от этого не спокойнее, а наоборот еще более сердитыми и злыми".

Но сознательный подход к происходящему заключается не в подавлении или сдерживании гнева, а в первую очередь к работе с корнем этого явления - нашими негативными суждениями и оценками. Обратите внимание на два подхода в нижеследующем рассказе матери.

Сам мой сын не одевался, хотя вполне мог это делать. А когда я говорила ему одеться, он игнорировал это или отвечал, чтобы я его одевала. И каждый раз, когда я повторяла свои слова, мой голос становился все более жестким. Я продолжала убеждать себя: "Нет, я не потеряю контроль - не буду на него кричать, я его не шлепну". Но с каждым повторением моего требования одеться я чувствовала, как нарастает мое раздражение. Позднее, обдумывая эту ситуацию, я недоумевала, где допустила ошибку. И вдруг поняла, что идея не в том, чтобы сохранять самообладание в гневе, а в том, чтобы прежде всего устранить сами причины для гнева. Что мне помогает больше всего, так это говорить самой себе: "Я не собираюсь достигать своей цели с помощью гнева!" А теперь мой сын начал одеваться сам, хотя я ему этого не говорю. Он не всегда это делает, но те несколько раз действительно послужили началом. Это убедило меня в том, что, сохраняя спокойствие, можно достичь несравненно большего.

Как избавиться от гнева

Забота о благе ребенка

Первый шаг к предотвращению гнева - перестать требовать от детей совершенства и искать комфорта и удобств для себя. Главным следует сделать не собственные желания, а благополучие детей. Например, если мы не хотим сердиться на детей из-за того, что они не убрали комнату, мы должны прекратить концентрироваться на собственном неудовольствии. Вместо этого нужно думать о том, как аккуратность и любовь к порядку могут помочь в жизни нашим детям. А отсюда уже можно начать поиск конструктивных решений проблемы беспорядка в комнате.

Научиться справляться с разочарованием

Вспомним, что наш гнев порождают не внешние обстоятельства и события, при которых мы сталкиваемся с разочарованием, крушением ожиданий и надежд или просто неудобством, а наше отношение к ним, оценка этих обстоятельств как неприемлемых и невыносимых. Мы начинаем заводиться от продолжительного детского плача и крика, потому что говорим себе, что больше мы не можем этого выдержать. А подсознательная причина этого гнева - наше настоятельное желание, наше требование вести спокойную жизнь со всеми удобствами. Когда мы сердимся из-за детского плача, мы не говорим себе, что предпочитали бы, чтобы нам не мешал этот шум, воспринимая его просто как вполне терпимое неудобство. Скорее, мы говорим себе, что нам нельзя так ужасно мешать, что это просто невыносимо, что это больше невозможно вытерпеть ни одной секунды!

Именно эскалация от предпочтения жизни без разочарований до требования таких условий доводит нас до гневной реакции. Поэтому первым шагом к избавлению от власти гнева должен быть отказ от такого требования. Нужно перестать настаивать на том, что если мы предпочитаем легкую жизнь, значит, мы должны ее иметь. Надо быть жесткими по отношению к себе и поставить под сомнение эту основополагающую веру. И в конце концов, разве нашего желания, чтобы дети вели себя хорошо, достаточно, чтобы это всегда происходило именно так? Разве оттого, что мы предпочитаем никогда не подвергаться неудобствам или разочарованиям, это должно происходить?

Бессмысленно говорить себе, когда что-то идет не так, что мы просто не можем этого выдержать. Ведь мы все-таки продолжаем существовать. Значит, мы вполне можем это перенести, хотя и без особого удовольствия.

Представьте себе кого-нибудь у окна в дождливый день, он смотрит на ливень и сердито говорит: "Дождь не должен идти, должно выйти солнце!" Когда вы сердитесь и думаете: "Это не должно происходить!" - разве вы не делаете то же самое? Жизнь часто нелегка и вызывает разочарования, но мы должны принять этот факт и научиться с этим жить.

Вы устали, потому что из-за больного ребенка не спали всю ночь, и беспокоитесь, как вы справитесь со своей дневной работой. Но не вызывайте свой гнев такими мыслями: "Так не должно происходить, я не могу вести такую трудную жизнь!" Вместо этого скажите себе: "У меня была тяжелая ночь, я устала и мне будет тяжело выполнить свою работу, но, надеюсь, я справлюсь". А когда ваши дети начнут драку, не входите в раж, говоря себе: "Они не смеют себя так вести, причиняя мне столько неприятностей!" Вместо этого скажите себе: "Стыдно, что они так себя ведут, надо подумать, что с этим можно поделать, как решить эту проблему".

Суть дела в том, чтобы избегать крайних оценок. Ребенок кричит уже больше часа, и вполне естественно крикнуть ему в ответ: "Я больше ни секунды не могу выносить этот крик!" Но гораздо лучше выбрать другое, более мягкое выражение: "Его крик действует мне на нервы, но это вполне терпимо, я могу это пережить". А вытирая пролитое молоко, можно сказать себе: "Не люблю это делать, но это не страшно". Но если мы твердим себе про ужасный беспорядок, тогда это дело становится для нас невыносимым. Мы должны научиться принимать умеренную и приемлемую позицию по отношению к трудностям жизни.

И следует иметь в виду, что мы только увеличиваем наши проблемы, если расстраиваемся из-за них. Нам может не нравиться вытирать пролитое молоко. Но если мы сердимся из-за дополнительной работы, тогда к ней присоединяется еще и наше расстройство. Так мы заставляем себя бессмысленно страдать.

Если мы подготовились к разочарованиям, обманутым ожиданиям и трудностям, которые встречаются нам на пути, это устранит главную причину ненужного гнева и раздражения. И тогда мы видим, что гораздо лучше можем справляться с травмирующими обстоятельствами, когда они возникают.

Судить благосклонно

Другая важная причина ненужного гнева на детей - наш обычай судить и осуждать их за недостатки. Если мы не хотим сердиться, необходимо научиться судить детей благосклонно, несмотря на их очевидные недостатки.

Мы, по мере сил, должны давать нашим детям привилегию сомнения. Ребенок, который не подошел к вам, когда вы его звали, мог просто вас не услышать. Но если даже ясно, что он вас слышал и понял, и не подчиняется вам, вы должны говорить с ним об этом без всякого подозрения, что он намеренно поступает плохо. Только из-за того, что ваш ребенок неправильно себя ведет, не следует оценивать его негативно. Наоборот, вы должны искать для его поведения смягчающие обстоятельства (например, что он просто не хотел покидать своего друга). Ребенку нужно спокойно, но твердо сказать: "Я знаю, как трудно расставаться с друзьями, когда с ними играешь, но если я зову тебя, то обязан подойти".

Родители должны без колебаний настаивать на своих правах, но избегать всяких негативных суждений.

Одно из самых частых негативных суждений в связи с детским непослушанием - это упреки родителей в том, что ребенок все делает нарочно, лишь бы их расстроить и разозлить. Но они должны понимать, что всегда есть какие-то смягчающие обстоятельства, даже если дети не слушаются их намеренно. К примеру, вместо того, чтобы считать поведение ребенка, который преследует и обижает свою младшую сестру, преднамеренным желанием нам мешать, лучше избрать благосклонное объяснение его поступка: "Он так поступает не потому, что хочет меня расстроить, просто ему нравится это делать". И вместо того, чтобы сердиться на ребенка, который кричит на нас из-за того, что мы не выполняем его желание, мы можем сказать себе: "Я знаю, что он не хочет причинить мне боль. Просто он еще не научился переносить разочарования. Он еще не развил самоконтроль".

Это помогает перестать сердиться, особенно если мы имеем в виду, что дети могут искренне сожалеть о своем плохом поведении и впоследствии в нем раскаяться.

Проводите различие между ребенком и его поведением

Чтобы не сердиться на своего ребенка, не считайте его плохим, когда он плохо себя ведет. Мы должны научиться проводить различие между действием и тем, кто его совершает. К примеру, ваш ребенок может начать спор по поводу мытья посуды. Если вы думаете: "Он всегда спорит, когда я говорю ему что-нибудь сделать! У него нет чувства долга, он так испорчен!", то, конечно, вы вынуждены на него рассердиться, у вас просто нет другого выхода. Вместо этого отделите ребенка от его поведения, сказав себе: "У него есть плохая привычка спорить, когда его о чем-нибудь просят". Тогда вам гораздо легче будет сохранять спокойствие и занять правильную позицию для конструктивного решения этой проблемы. (К примеру, вы просто не отвечаете на детские аргументы и доброжелательно, но твердо повторяете свое требование вымыть посуду.) Помните: это не он. Это его плохая привычка. Ребенок не эквивалентен своему поведению.

Стресс

Если мы будем следить за тем, чтобы избегать преувеличений и негативных суждений, мы сумеем предотвратить гневные реакции. Но часто бывают ситуации, которые увеличивают нашу эмоциональную чувствительность. Труднее справиться с расстройством планов и разочарованием, когда мы в нервном напряжении, или испытываем физические нагрузки, или когда у нас особенно тяжелый день. Нужно иметь в виду, что боль, болезнь, испытания, недостаток сна и утомление снижают нашу сопротивляемость и способность переносить неисполнение наших ожиданий. Тогда особенно трудно удержать свой гнев под контролем. Но мы должны научиться это принимать и стараться сохранять спокойствие, сознавая, что есть техники, которые можно использовать во время испытаний. И не забудьте также вполне заслуженно ободрительно хлопнуть себя по плечу, когда вы справитесь с собой в условиях стресса.

Львиная доля нашего стресса происходит от той напряженности, которую мы сами себе создаем. Все мы знаем, как трудно оставаться спокойным, пытаясь удовлетворить сразу много требований. Поэтому так важно, чтобы родители обозначили порядок своих предпочтений. Мы гораздо более склонны сердито шлепнуть ребенка, когда стараемся второпях сделать много различных дел. Родители должны задавать себе такие вопросы: "Что важнее, сверкающий чистотой дом или теплые, легкие отношения с детьми?", "Должна ли я рабски трудиться, чтобы приготовить широкий ассортимент блюд для семьи, или лучше ограничиться простым меню?"

Хотя для предотвращения гнева нужно приложить все усилия, невозможно и даже нежелательно оставаться абсолютно спокойными при любых обстоятельствах. Для ребенка необходимо и полезно иногда видеть, что его действия нас расстраивают. А уместный комментарий может порой вызвать у него искреннее сожаление. Например, если двое детей начинают в споре друг друга обижать, стоит спокойно сказать: "Мне очень неприятно видеть, что мои дети относятся друг к другу так враждебно". И когда мы уберем и вымоем всю кухню, а через полчаса вернемся и увидим там все вверх дном, можно показать ребенку, который устроил этот беспорядок, как мы расстроены. Избегать следует не эмоциональных реакций, а повышенного голоса и резких замечаний о личности.

Принять свою судьбу

Используя подход, описанный в этой статье, можно свести к минимуму и даже совсем победить гнев. А есть еще более высокий уровень, который помогает справиться с разочарованиями, - искренне принимать, что приносит нам жизнь.

1. Не принимайте происходящее близко к сердцу. Жизнь – это смесь хорошего и плохого. Если с вами происходит что-то плохое – в прошлом, настоящем или будущем, - принимайте это как часть жизни.

Это не следствие злого умысла, направленного против вас, и не ниспосланная на вас Божья кара – просто жизнь многоцветна и разнообразна. Если бы с нами происходило только хорошее, мы бы ничему не научились, и наша жизнь была бы скучной. У всех нас время от времени бывают неприятности. И всем нам нужно с этим справляться и извлекать из этого уроки.

2. Все меняется. Какой бы ни была ваша теперешняя ситуация, все изменится. Вы ничего не можете с этим сделать, вам просто нужно принять то, что изменения неизбежны. Когда мы боимся изменений, стараемся их избежать, наше мышление затормаживается, чувство тревоги мешает нам адекватно реагировать на происходящее вокруг. Если же мы принимаем то, что изменения неизбежны, мы можем на них реагировать как на нечто возбуждающее, и тогда процесс нашего мышления сохраняет чистоту, ясность и легкость.

3. Прекратите попытки быть идеальными. Гораздо больше способствует расслаблению и приносит пользу принятие того, что все мы не лишены тех или иных слабостей и недостатков. Перестаньте воспринимать себя ущербным существом. Если вы избавитесь от всего, что оцениваете как плохое, то потеряете свою индивидуальность. Очень хорошо совершенствовать себя, но при этом бесполезно стараться стать идеальным.

4. Возьмите на себя инициативу. Никто не виноват в том, что вы такие, какие есть. Если в критической ситуации вы будете пассивны и будете только винить всех и вся – то ничего этим не измените. Проявите инициативу, предпринимайте позитивные шаги – и вам удастся изменить ситуацию к лучшему. Не цепляйтесь за прошлое – его невозможно изменить; думайте о будущем – на него повлиять можно.

5. Перестаньте требовать. Позвольте обстоятельствам вести вас вместо того, чтобы пытаться подчинить их себе. Измените то, что можете, а на остальное не тратьте силы.

6. Куда вы мчитесь? Воспринимайте жизнь как путешествие. Наслаждайтесь им. Оглянитесь вокруг. Постарайтесь проанализировать, чем жизнь одарила вас. Смакуйте каждый ее эпизод. А еще время от времени позволяйте себе ничего не делать, только наблюдайте, как развиваются события.

7. Обратите внимание на работу своего организма. Наш организм очень нуждается в заботе и поддержке. Без хорошего сна, качественной пищи и регулярных физических упражнений он рано начинает давать сбои. Прислушивайтесь к его работе и исправляйте «неполадки», не дожидаясь, когда выйдет из строя вся система. Заботьтесь о своем теле – это не эгоизм и не пустая трата времени, а жизненно важная необходимость.

8. Не бейтесь головой о стену. Если та или иная ситуация вызывает у вас сильную депрессию и неспособность что-либо изменить -–возможно, вам следовало бы избегать ее или по-другому на нее реагировать. Вместо того, чтобы воспринимать эту ситуацию как источник разочарования, воспринимайте ее в качестве вызова. У вас нет проблем; у вас есть опыт, благодаря которому вы учитесь. У вас нет разочарований, у вас есть уникальные возможности для совершенствования своих навыков и способностей. Временами мы все испытываем разочарования – когда не можем получить то, чего хотим, или сделать так, чтобы ситуация была такой, как нам нравится. Тем не менее хорошая ментальная релаксация может помочь нам справится с разочарованием, выработав правильное отношение к ситуации – то есть воспринять ее спокойно, как неизбежность.

9. Научитесь больше смеяться, смех помогает быстрее выздоравливать, позволяет лучше справляться с жизненными драмами и вообще улучшает здоровье. Обратите внимание на то, как часто вы смеетесь – не просто улыбаетесь или ухмыляетесь, а смеетесь от души, буквально до слез. Делайте это почаще, нет никакой необходимости быть слишком серьезным.

10. Выражайте свои чувства. Научитесь больше говорить о том, что вы чувствуете. Будьте честными с другими людьми, когда дело касается ваших чувств. Не старайтесь ограждать от них окружающих. Это относится как к положительным, так и к отрицательным эмоциям. Если чувствуете раздражение, говорите об этом. Если чувствуете себя счастливыми – не скрывайте. Проявляйте настойчивость, когда не желаете что-то делать или когда чувствуете, что ситуация вредит вам.

11. Знайте, чего вы хотите. Заглядывайте вперед и планируйте, что вы хотите делать. Задавайте своей жизни направление. Думайте о себе, о том, что для вас хорошо, и старайтесь достичь этого. Однако не желайте чересчур многого, будьте реалистичными и гибкими, при необходимости вносите коррективы в свои действия. Стройте как долгосрочные, так и краткосрочные планы.

12. Управляйте своими взаимоотношениями. Если вы не будете вкладывать во взаимоотношения какое-то количество своего времени и своих усилий, они будут приходить в упадок и распадаться. Вам нужно трудиться в этом направлении. Заботьтесь о своих взаимоотношениях – не только с любимым человеком, но и с друзьями, коллегами по работе, знакомыми, членами семьи, родственниками, соседями. При этом не требуйте от них слишком большого внимания к себе. Если взаимоотношения зашли в тупик – разорвите их.

13. Эффективно используйте свое время. Оставляйте время для досуга, семьи, любви, развлечений, работы, путешествий, учебы, для того, чтобы побыть в одиночестве. Отведите в своем графике место для всех перечисленных сфер жизни, а также оставьте немного времени для составления планов на будущее и на проверку того, насколько эффективно вы используете свое время.

14. Ищите выбор. Всегда бывает по крайней мере два способа повлиять на ситуацию. Когда есть выбор, появляется чувство свободы. В любой ситуации рассматривайте варианты выбора. Ничто в жизни не является незыблемым – всегда есть альтернатива. Она может быть не совсем приятной или вообще неприемлемой, и мы можем отбросить ее, но, по крайней мере, будем сознавать, что воспользовались выбором, а это придает уверенность.

15. Не бойтесь новизны. Вы все время меняетесь. Приобретаете новые интересы, новых друзей. Если нынешняя ситуация вас не удовлетворяет, двигайтесь дальше. Всегда будьте готовы получать исследовать, новый опыт, оказываться в новых ситуациях. Познавайте, пробуйте новое, улучшайте свое образование, больше читайте. Проявляйте гибкость мышления. Не застревайте в повседневной рутине и привычках. Чем больше мы экспериментируем, стремимся к новизне, тем больше растем интеллектуально.

16. Установите для себя интеллектуальные и нравственные критерии. Это не противоречит совету иметь гибкое, а не закоснелое мышление. Мы нуждаемся в такого рода критериях. В интеллектуальной сфере должно быть стремление к углублению знаний и приобретению новых, тогда вы всегда будете оставаться интересными людьми. Установите для себя и высокие нравственные критерии, чтобы были основания ценить вас как личность. Словом, всегда нужно ориентироваться на самое лучшее.

17. Всесторонне развивайтесь. Все мы нуждаемся в том, чтобы иметь возможность выражать свои эмоции и чтобы у нас их было много; нам необходимо также заботиться о своем здоровье, развивать свою умственную деятельность. Помимо этого, в нашей жизни должна присутствовать и духовная составляющая, что вовсе не означает принадлежность к какой-либо религиозной конфессии -–это может быть, например, просто наслаждение красотой окружающего мира.

18. Осознавайте свои пределы. Не берите на себя слишком много. Будьте готовы к тому, что время от времени можете испытывать неудачу. Прощайте себя, когда у вас что-то не получается. Чаще смейтесь над собой. Перестаньте оправдываться.

19. Взгляните на себя критически. Посмотрите на себя в зеркало, подумайте, на каком этапе жизни вы находитесь. Сколько вам лет? Что это означает? Насколько вы расслаблены? Какое количество положительных эмоций вы получаете? Перегружены ли вы работой? Какие у вас взаимоотношения с окружающими? Нравитесь ли вы сами себе? Удовлетворены ли вы своей сексуальной жизнью? Чего вы боитесь?

20. Хорошо относитесь к себе. Периодически уделяйте время самим себе. Награждайте себя, вы этого заслуживаете. Балуйте себя, вы это заработали. Доставляйте себе удовольствие, вам это нужно. Не ждите, пока другие похвалят вас, хвалите себя сами. Не ждите, пока другие полюбят вас, любите себя сами. Не ждите, пока другие поведут вас куда-нибудь развлечься, сходите и развлекитесь сами. Больше развлекайтесь. Чем больше мы расслаблены, как умственно, так и физически, тем лучшей компанией мы становимся для окружающих, тем лучше мы можем справляться с жизнью и тем больше можем помогать другим. Чем лучше мы относимся к себе, тем больше вероятность того, что мы захотим хорошо относиться к другим. Когда мы расслаблены и приветливы, у окружающих будет больше желания находиться рядом с нами.

Инструкция

Самый простой способ - отвлечься. Просто подумайте о чем-то еще, погрузитесь в раздумья о том, как вы проведете выходные или в воспоминания о прошлом отпуске. Можно в голове даже решать задачи по геометрии или планировать завтрашнюю встречу. Конечно, не каждый человек может выполнить этот вариант, но с него стоит начать. Чем более эмоциональное событие придет вам на ум, тем лучше. Проще уходить в мечтах в обстоятельства, которые радуют, а не гнетут.

Во время волнения вырабатывается адреналин, он заставляет человека совершать много движений. Но нужно не просто подпрыгивать на месте или испытывать дрожь, а сделать несколько упражнений, которые помогут справиться с ситуацией. Несколько приседаний, отжиманий или наклонов могут все исправить. Но нужно понимать, что они могут вызвать одышку, поэтому не стоит делать их непосредственно перед событием. Оставьте себе 5-7 минут на то, чтобы восстановить ритм дыхания, привести себя в порядок.

Пошевелите челюстью, это помогает улучшить самочувствие. Просто расслабьте нижнюю часть лица и перемещайте ее вправо и влево. Это поможет справиться с переживаниями. Делать лучше без свидетелей, так как выглядит это не слишком привлекательно. Упражнение отлично влияет на мимику лица, очень рекомендуют его актерам перед выходом на сцену.

Водные процедуры тоже снимают стресс. Контрастный душ помогает улучшить и моральное и физическое состояние. Но если нет возможности посетить ванну, просто намочите лицо и шею. При этом можно даже немного помассировать заднюю часть шеи, район верхних позвонков. Лучше осуществлять это влажными руками.

Если тревожность застала вас в людном месте, не переживайте, с этим можно справиться с помощью дыхательных упражнений. Сделайте очень глубокий вдох, старайтесь наполниться воздухом до предела. Потом задержите дыхание на 15 секунд и выдохните. Вы почувствуете легкость, которая и отвлечет и позволит разрядиться. Повторять можно несколько раз, и можно оставаться без дыхания на много дольше, но важно не сбить сильно ритм дыхания, чтобы не привлекать внимание. Глубокие вдохи и выдохи тоже помогают. Их надо сделать десять, чтобы освободиться от негативных переживаний и волнения. Просто дышите максимально глубоко, и концентрируйте внимание на том, как движется воздух, а не на внешних обстоятельствах.

Если волнение захлестывает, представьте самый ужасный ход событий, который возможен. Подумайте о том, если все будет совсем плохо, представьте себе это в подробностях. А потом начните фантазировать, чем эта ужасная ситуация вам полезна. Например, если волнение перед экзаменом, можно подумать, что вы не сдаете, но это даст вам возможность выучить предмет лучше, получить хорошую оценку, и от этого вы точно не умрете. Осознание собственного страха, понимание, что все не так критично, дает возможность уравновесить состояние.