Психологические особенности подросткового возраста, когда они особенно выражены, получили обозначение "подросткового кризиса", а связанные с ним отклоняющиеся формы поведения - "пубертатного криза". Подростковый возраст является критическим только в отношении становления личности и её характерологических особенностей. Характер закладывается именно в подростковом возрасте, а в последующей жизни может претерпеть изменения только под влиянием чрезвычайных воздействий. Суть подросткового кризиса составляют поведенческие реакции.

Реакция эмансипации проявляется в стремлении освободиться из-под опеки родителей, учителей, наставников, старшего поколения вообще. Потребность освободиться связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. У мальчиков она выражена сильнее, чем у девочек. Проявляется в желании поступать "по-своему", "самостоятельно". У делинквентных подростков реакция сказывается в символических татуировках; при психопатиях и патохарактерологических реакциях одним из крайних проявлений являются побеги из дома и бродяжничество с целью пожить свободной жизнью.

Реакция группирования со сверстниками имеет сущность в нерегламентированном общении, через которую удовлетворяется потребность в коммуникации. В общении со взрослыми она удовлетворена быть не может. Различают группировки просоциальные, асоциальные и антисоциальные.

Просоциальные группы - это группы, интересы которых и поведение соответствуют общественным ценностям и принятым в обществе нормам.

Асоциальные группы - это группы с отклоняющимся поведением при сохранении связей членов группы с позитивными формальными группами.

Антисоциальные группы - группы с правонарушающим, преступным поведением, когда связи с обществом ослаблены, а групповые ценности, противостоят ценностям общества.

По типу отношений группировки могут быть классифицированы:

жестко регламентированная группа, отличающаяся однополым составом с постоянным лидером, фиксированной ролью каждого члена группы и статусом его в этой группе. Состав группы стабилен, прием новых членов сопряжен с особыми испытаниями и ритуалами;

свободные группы , которые отличаются нечетким распределением ролей, отсутствием постоянного лидера, состав разнополый и нестабильный, интересы нечеткие (разного рода тусовки, неофициальные клубы; группировки по территориальному признаку, например, проживающие в одном микрорайоне; временные, ситуативные группировки, образовавшиеся и распадающиеся по окончании сезона).

Хобби-peaкция (реакция увлечения) составляет один из компонентов структуры личности и располагается между влечениями и наклонностями, но не имеет непосредственной связи с инстинктами. Выделяются увлечения:

интеллектуально-эстетические, связанные с интересом к самому предмету; наслаждение доставляет сам процесс, а не его результат;

телесно-мануальные включают все, что питается намерением укрепить свою силу, волю, выносливость, ловкость, искусные навыки; удовольствие доставляет не процесс, а достигаемый результат;

лидерские увлечения сводятся к поиску ситуаций и положений, в которых можно предводительствовать, руководить; в них удовлетворяется потребность во власти;

накопительские увлечения проявляются в коллекционировании; благодаря им достигается эмоциональное насыщение акизитивными эмоциями;

эгоцентрические увлечения питаются желанием быть в центре внимания окружающих; здесь главное - показная сторона увлечений, "чтобы заметили";

азартные увлечения основываются на своеобразной жажде обогащения и проявляются в тяготении к картежным играм, заключении пари, лотереям, играм в финансовые пирамиды; само чувство риска дает насыщение пугническими эмоциями, происходящими от потребности в преодолении опасности, риска;

информативно-коммуникативное хобби заключается в неутомимом поиске новой легкой информации, не требующей критической интеллектуальной переработки, в постоянных поверхностных контактах, позволяющих обмениваться новостями; проявляется как многочасовая пустая болтовня, стояние и глазение в подворотне, интерес к примитивным фильмам; всё усваивается поверхностно и только для того, чтобы "обменяться новостями".

Один и тот же предмет увлечений может основываться на разных побуждениях, т.е. относиться к разным типам хобби. Увлечения могут стать одной из форм психологической защиты: уход от неприятностей и невзгод (это в большей степени присуще шизоидным акцентуантам).

Реакции сексуального влечения формируют поведение, которое является транзиторным (преходящим). Половое созревание и пубертатном возрасте приводит к гиперсексуальности,: которая требует реализации. Наиболее часто встречающиеся отклонения: ранняя половая жизнь (характерно для гипертимных акцентуантов), подростковый гомо-сексуализм, мастурбация, петтинг - преднамеренное получение оргазма искусственным возбуждением эрогенных зон в условиях двустороннего контакта, исключающего непосредственное соприкосновение гениталий; групповой секс – со сменой партнеров; групповые изнасилования; вуайеризм - заместительный способ удовлетворения сексуального влече-ния, выражающийся в разглядывании обнаженных гениталий или созерцании полового акта.

В пубертатном периоде развития нередко встречаются реакции, унаследованные от детского возраста.

Реакция оппозиции может быть вызвана чрезмерными требованиями к ребенку, непосильной для него нагрузкой, чаще учебной. Обычно это бывает реакция на уменьшение или утрату внимания со стороны родителей или близких. В пубертатном периоде эта реакция возникает на фоне истероидной акцентуации характера. Её проявления: от побегов из школы и дома до краж и демонстративных попыток самоубийства. Проявления по направленности можно разделить на категории:

Реакция отказа от контактов, игр и даже пищи. У подростков она встречается редко. С ней можно столкнуться при помещении человека в непривычные для него условия, например, в следственный изолятор. Так же реагируют инфантильные субъекты на отрыв от привычной компании сверстников.

Реакция имитации выражается в подражании поведению определенного лица или образа. Серьезные девиации могут быть в случаях, когда для подражания избирается отрицательный герой. Психологической основой этой реакции является врожденный механизм подражания всех живых существ особям своего вида. Разновидностью выступает

Отрицательная реакция имитации, находящая выражение в том, что все поведение строится как противоположное от определенного образца: отказ от предлагаемых семьей материальных благ, от поступления в престижное учебное заведение, от модной одежды, подчеркнутая трезвенность при воспитании в семье алкоголиков и т.д.

Реакция компенсации сводится к тому, что свою слабость и неудачи в одной области подросток стремится восполнить успехами в другой: хилый, слабый мальчик компенсируется в отличной учебе или наоборот, неудачи в интеллектуальной деятельности компенсируются бравадой, озорством, отчаянной смелостью.

Реакция гиперкомпенсации. Подросток старается добиваться успехов именно в той области, в которой он наименее успешен. Робость может толкнуть на отчаянные действия, сензитивные мальчики могут выбирать те виды спорта, где требуется грубая сила – бокс, каратэ, самбо; застенчивые девочки могут принимать на себя роль распущенных девиц и т.д.

Критерии распознавания патологических поведенческих реакций

1. Склонность к генерализации, т.е. проявление в самых полярных ситуациях и вызываться даже неадекватными для этого стимулами.

2. Повторяемость одного и того же поведения по разным поводам.

3. Превышение обычного для большинства "потолка" нарушений.

4. Общая социальная дезадаптация.

Перечисленные ниже реакции типичны не только для подросткового возраста. Если в детском возрасте их проявление приносило ожидаемый эффект, то они закрепились, и во взрослой жизни индивид бессознательно будет прибегать к ним для удовлетворения своих социальных потребностей.

Реакция амбиции. Проявляется в том, что получив информацию, придающую вес или значение другому лицу, субъект незамедлительно старается принизить её значение (защитный механизм "девальвация"), одновременно подчеркивая собственный вес в глазах других. Например, нищий может похваляться тем, что он более нищ, чем другие, больной - своей более тяжелой болезнью, преступник - числом своих "ходок в зону" и т.д.

Реакция самодовольства. Получив какие-либо блага или привилегии, субъект тут же хвастает перед другими. Причем особое удовольствие ему доставляют проявления зависти со стороны других. В дальнейшем он с живой радостью вспоминает, как кто-то, слушая его, "позеленел", "скривился" от зависти.

Реакция зависти. Субъект именно "зеленеет" "кривится", став свидетелем чьего-то неоспоримого успеха. Эту реакцию он не может скрыть, ибо считает, что успеха достоин он, а не кто-то другой.

Реакция злорадства. Видя неудачу или провал кого-либо из окружающих, субъект не может скрыть своей радости. Амбиции субъекта льстит, что не он попал в передрягу, а кто-то другой. Эту реакцию следует отличать от злорадства по поводу неудачи конкурента, соперника, врага, когда это примитивная реакция закономерна. Здесь речь идет о мезантропной реакции: "Мне плохо от того, что другим в это время хорошо".

Реакция экспансии (захвата). При появлении в поле видимости каких-либо ценностей или привилегий, которые по заслугам должны быть распределены между участниками каких-либо общих дел, субъект первым претендует на эти блага независимо от своих реальных заслуг. Например, захват лучшей комнаты в квартире, захват лучшего места в камере заключенных, присвоение себе имущественного права по наследству, получение общественных льгот, вплоть до получения товара без очереди.

Реакция агрессии. В любом случае конфронтации (противостояния двух субъектов), индивид, чувствуя свою безнаказанность, немедленно реализует "пристройку сверху" (по Берну Э.): оскорбляет, унижает, пускает в ход грубую силу. Эта реакция выступает естественным продолжением реакции экспансии. Агрессивность в подобных случаях отличается несоразмерной ситуации жестокостью, объясняемой непомерно раздутой.амбицией.

Реакция ревности. Если субъект получил возможность "пристройки сверху" к другому субъекту, он начинает чрезмерно опекать другого, не давая никому посягнуть на его "эмоциональную собственность". Точно так же ведет себя субъект, если "пристроился снизу" к более сильной личности; он словно "прилипает" к нему, стараясь во всем угодить, ловя каждое его слово и желание. Ревность в этом случае сродни ревности собаки к своему хозяину.

Реакция эмансипации. Это стремление высвободиться из-под опеки родителей, воспитателей и вообще всех взрослых. Способствует появлению этой реакции мелочная опека, лишение самостоятельности, постоянное давление, отношение к подростку как к несмышленому маленькому ребенку. Реакция эмансипации проявляется скрытым сопротивлением порядкам или попытками уйти из-под контроля взрослых. В первом случае это игнорирова­ние советов, указаний и инструкций, непринятие помощи, упря­мые попытки делать все самостоятельно, отвержение правил и норм, установленных взрослыми. Во втором случае это попытки устройства самостоятельной жизни.

Реакция группирования осуществляется созданием нефор­мальных групп сверстников и подростков, несколько старших или младших по возрасту. Эти группы обычно отличаются определен­ной стойкостью. Наиболее склонны к объединению подростки, запущенные и безнадзорные. Активность таких групп нередко носит антисоциальный характер (хулиганство, мошенничество, воровство).

Реакции увлечения тесно связаны с влечениями, наклонно­стями, интересами личности и проявляются удовлетворением не­которых потребностей, побуждений. Выделяют информативно-

коммуникативные увлечения (удовлетворение жажды получения новых сведений, потребности в контактах, позволяющих обмени­ваться новой информацией); увлечения, основанные на удовлетво­рении чувства азарта (возникающие при различных играх, в осо­бенности на деньги или другой «интерес»); эгоцентрические увле­чения, позволяющие быть в центре внимания (участие в художественной самодеятельности, спортивных выступлениях); увлечения, обусловленные страстью к накопительству (разные ви­ды коллекционирования); увлечения, основанные на стремлении к телесно-мануальному совершенствованию (культуризм, боди-бил-динг); увлечения, основывающиеся на стремлении к лидерству (поиск ситуаций, где можно предводительствовать); интеллекту­ально-эстетические увлечения (связанные с глубоким интересом к современной или классической музыке, рисованию, радиотехнике, моделированию). Эти увлечения могут быть одной из причин на­рушения поведения, так как ради осуществления своей «страсти» забрасывается учеба, заводятся сомнительные знакомства, произ­водятся противозаконные операции по обмену, продаже и т. д. Постоянная сосредоточенность на хобби, аффективная заряжен-ность в процессе осуществления своего увлечения позволяют эти реакции в ряде случаев рассматривать как сверхценные образова­ния (осуществление сверхценных идей). Болезненный характер этих увлечений подтверждается также нелепостью цели, которую ставит перед собой подросток (составить коллекцию экскрементов животных, лапок насекомых, осколков посуды), непродуктив­ностью увлечения (отсутствуют завершенные итоги того, на что могут быть потрачены годы), пренебрежением к своим обязанно­стям члена семьи, ученика, друга и отсутствием внимания к свое­му здоровью, внешнему виду, карьере, доброму имени.

Нарушение поведения, обусловленное реакцией на свое физическое состояние. Оценивая свое тело, подросток, сталки­ваясь со своей физической необычностью, делает вывод о своей социальной неполноценности. Может возникнуть желание ком­пенсировать свои недостатки в другой сфере либо попытаться их исправить. Быстрый рост во время полового созревания приводит к непропорциональному удлинению конечностей, запаздыванию фор­мирования нервно-мышечного аппарата, что нарушает координа­цию движений и проявляется в неуклюжести. Намеки или упреки окружающих по поводу своеобразной внешности или неловкости вызывают бурные аффекты, искажают поведение. Отстающие в раз­витии, худые и низкорослые мальчики (ретарданты) окружающим представляются незрелыми и неприспособленными. Они испытыва­ют потребность в опеке, проявляют мятежность. Чтобы изменить неблагоприятное впечатление о себе, они вынуждены постоянно проявлять изобретательность, предприимчивость, «храбрость», на­ходиться на виду и своими «достижениями» доказывать свою полезность и даже незаменимость в группе, к которой принадлежат. Такая активность приводит к трудностям общения и эмоциональ­ному напряжению, которые создают условия для нарушенного по­ведения. Рано созревающие подростки имеют мало времени для то­го, чтобы приспособиться к новому физическому облику, возника­ющему в связи с этим психическому состоянию и положению среди сверстников и в семье. Реакции на особенности тела различны у мальчиков и девочек.

Нарушения поведения, обусловленные формирующимся сексуальным влечением. Темп, время, осложненность полового созревания оказывают влияние на поведение.

При преждевременном половом развитии в одних случаях воз­никают аффективные расстройства, в других - психопатоподоб-ные нарушения поведения типа дисгармонического инфантилизма, нарушений поведения (претенциозность, вспыльчивость, агрессив­ность), расстройство влечений, особенно сексуального.

При задержанном половом развитии появляются медлитель­ность, несобранность, неуверенность, неуклюжесть, вялость, им­пульсивность и трудности приспособления к новой ситуации. По­дростки становятся несобранными, неуверенными в себе.

У старших детей могут наблюдаться необычная жестокость (садизм), подглядывания за обнаженными людьми, переодевание в одежду другого пола, самообнажение, совместный онанизм, при­нуждение к обнажению других подростков и детей, извращенный интерес к мочеиспусканию и дефекации, совращение младших де­тей. У подростков также наблюдаются сексуальные фантазии с ма­стурбацией, рассуждения на эротические темы, эксгибиционист­ские игры (с раздеванием друг друга), ранние гетеросексуальные контакты, гомосексуальные орально-генитальные и анально-гени-тальные контакты, беспорядочные половые связи. Сексуальные влечения могут стать причиной агрессии.

У подростков недостаточно осознанное и повышенное половое влечение. Еще не завершена половая идентификация. Поэтому легко возникают отклонения в сексуальном поведении. Особенно им подвержены подростки с ускоренным и замедленным созрева­нием. У первых сильное половое влечение возникает задолго до социальной зрелости, у вторых - появляется желание самоутвер­диться, обгоняя сверстников в сексуальной активности. Кроме то­го, отстающие в развитии могут стать объектом совращения свои­ми старшими товарищами. Сексуальные девиации у подростков зависят от ситуации и являются преходящими. Среди них могут быть визионизм (подглядывание за обнаженными), эксги­биционизм (демонстрация своей наготы), манипуляции с половыми органами младших детей или животных. По мере взросления и при переходе к нормальной половой жизни девиа­ции исчезают полностью. При неблагоприятных случаях они ста-

новятся дурной привычкой и сохраняются наряду с нормальным сексуальным поведением или возобновляются при отсутствии нор­мальной половой жизни, совращающем влиянии. Если мастур­бация появляется до полового созревания, достигает большой частоты, сопровождается невротической симптоматикой или де­прессивными переживаниями из-за своего поведения, ее следует рассматривать как девиацию. Петтинг, т. е. взаимные ласки без совершения полового акта, для достижения оргазма, применяется подростками с целью избежать дефлорации и беременности. Деви-антным его можно считать, если практикуется до возраста полово­го созревания. Возникновение половых отношений до пол­ного физического созревания может рассматриваться как девиа­ция. Подростковый промискуитет (неоднократная смена партнеров и частые половые сношения) - сексуальная девиация. Она нередко сочетается с алкоголизацией, которая у одних рас­тормаживает влечения, а у других приводит к пассивному подчи­нению. Преходящий подростковый гомосексуализм обычно обусловливается ситуацией. Часто он проявляется в за­крытых учебных заведениях, где сосредотачиваются подростки од­ного пола. У младших подростков эта девиация может обусловли­ваться развращением, подражанием и принуждением. Эта девиа­ция чаще обнаруживается у подростков мужского пола, чем у девушек. Возможность возникновения преходящего гомосексуа­лизма объясняется недостаточной зрелостью полового влечения. В отличие от истинного гомосексуализма - всегда привлекателен объект противоположного пола.

Нарушение поведения, обусловленное психологическими особенностями. У младших подростков отмечаются диспропор­ции в уровне и темпах развития личности. Появляющееся чувство взрослости приводит к завышенному уровню притязаний. Эмоцио­нальность становится неустойчивой, отличается резкими колеба­ниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к сни­женному настроению. При столкновении подростка с непонимани­ем его стремлений к самостоятельности, а также в ответ на критику физических способностей или внешних данных возника­ют вспышки аффекта. Наиболее неустойчивое настроение отмеча­ется в 11-13 лет у мальчиков и в 13-15 лет у девочек. На этот же возраст приходится наиболее выраженное упрямство. У стар­ших подростков завершается физическое созревание, эмоциональ­ная неустойчивость становится менее выраженной. Их волнует право на самостоятельность, они ищут свое место в жизни. Проис­ходит дифференциация способностей, интересов, вырабатывается мировоззрение, определяется психосексуальная ориентация. Одна­ко целеустремленность и настойчивость в этом возрасте все еще уживаются с импульсивностью и неустойчивостью. Чрезмерная са­моуверенность и категоричность сочетаются с чувствительностью и неуверенностью в своих силах. Стремление к широким контак­там уживается с желанием быть в одиночестве, бесцеремонность со стеснительностью, романтизм с прагматизмом и цинизмом, по­требность в нежности с садизмом. Развитие личности подростка происходит под влиянием культуры и общества, воспитывающих его, связано с социально-экономическим положением и полом. Половое созревание у современных подростков завершается рань­ше наступления социальной зрелости. Имеющаяся свобода выбора жизненного пути удлиняет время приспособления. При этом соци­альное созревание происходит неравномерно и зависит от завер­шения образования, материальной независимости или наступле­ния совершеннолетия. Подросток в некоторых сферах жизни мо­жет оказаться неприспособленным и тяжело переживать свою несостоятельность. Например, располагая авторитетом в группе спортсменов, подросток может оказаться совершенно незрелым во взаимоотношениях с лицами противоположного пола. В течение жизни подростка происходит расширение диапазона социальных ролей: ученика, участника самодеятельности, члена спортивной команды и т. д. Однако их освоение происходит с трудом, что мо­жет привести к большому эмоциональному напряжению и нару­шению поведения. Меняется субъективная значимость и соотно­шение разных ролей и отношений.

АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА

Поведение детей и подростков определяется тем, что из себя представляют особенности его психики, ибо она как носительница предшествующего опыта и врожденных, а также приобретенных способов реагирования на обстоятельства жизни фактически орга­низует систему отношений с окружением. Оценить поведение как отдельный процесс недостаточно, следует изучать носителя этого процесса - личность. Иначе деятельность будет изучаться в отры­ве от деятеля. Личность выявляется во всякой деятельности, опре­деляясь в каждой реакции историей ее прошлого. Поэтому для правильного объяснения совершаемой деятельности необходимо знание личности и ее особенностей. Личность - это динамиче­ская организация в индивиде тех психофизических систем, кото­рые определяют ее целостное приспособление к ее окружению (Allport G.). Личность выступает как воедино связанная совокуп­ность внутренних психических условий, через которые преломля­ются все внешние воздействия.

Люди различаются между собой такими отличительными осо­бенностями, которые придают им индивидуальные черты. Эти ин­дивидуальные черты, по мнению К. Leonhard (1976), относятся к сфере направленности интересов и склонностей, к сфере чувств и воли и сфере, связанной с интеллектом (заинтересованность, стремление к упорядоченности). Акцентуированные черты далеко не так многочисленны, как варьирующиеся индивидуальные. Ак­центуация - это, в сущности, те же индивидуальные черты, но об­ладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние. При большой выраженности они накладывают отпечаток на лич­ность как таковую и, наконец, могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности. Акцентуированные лично­сти не являются патологическими. Среди них личности и с ярко выраженным оригинальным психическим складом.

В акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально-положительных достижений, так и соци­ально-отрицательный заряд. О переходных степенях между психо­патией и нормальным состоянием и о столь слабой выраженности психопатии, что при обычных условиях она не выявляется, писал В. М. Бехтерев (1886). Сюда же можно отнести «легко теряющих равновесие» , дискордантно-нормальных, , «латентных психопатов» [ГаннушкинП. Б., 1933].

А. Е. Личко (1983) утверждает, что при акцентуациях характе­ра его особенности в противовес психопатиям могут проявляться не везде и не всегда. Они могут обнаруживаться только в опреде­ленных условиях. Эти особенности не препятствуют удовлетвори­тельной социальной адаптации, или же ее нарушения бывают пре­ходящими. Каждому типу акцентуации присущи свои, отличные от других типов «слабые места». Так, для гипертимного характера трудна ситуация изоляции, а для шизоидного - необходимость установить неформальные эмоциональные контакты. При опреде­ленных обстоятельствах акцентуант может обнаружить повышен­ную устойчивость. Шизоид легко переносит одиночество, гипертим - обстановку, требующую повышенной активности. В связи со сказанным А. Е. Личко дает следующее определение: акцентуа­ции характера - это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаружи­вается избирательная уязвимость в отношении определенного ро­да психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Число акцентуированных личностей в популяции составляет 50%. Причем эти данные справедливы как для взрослого, так и для детского населения . Среди старших подро­стков акцентуанты встречаются в 62% [Иванов Н. Я., 1978]. Отме­чена зависимость частоты встречаемости акцентуаций характера от пола. Например, и в младшем подростковом возрасте, и в стар­шем больше акцентуантов среди лиц мужского пола, 52-42% и 52-51% соответственно.

А. Е. Личко (1977) описывает следующие основные типы акцентуаций характера: гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый.

Гипертимный тип. Характеризуется приподнятым настроени­ем, жаждой деятельности, повышенной словоохотливостью, неуга­симым оптимизмом, только на короткое время омрачаемым при несчастьях и неудачах. Усиленная жажда деятельности способству­ет достижению производственных и творческих успехов. Недоста­точно устойчивое внимание может привести к интересным ассоци­ациям. Гипертимические личности - блестящие собеседники, все­гда находящие увлеченных и благодарных слушателей, все же они могут пройти мимо того, к чему надо отнестись серьезно. Они способны нарушить этические нормы, не очень при этом раскаи­ваясь. Пускаются в сомнительные предприятия, часто ставя при этом на карту свое имущество, положение, авторитет. Они за мно­гое берутся, но не всегда доводят дело до конца. С детских лет они шумливы, общительны, чрезмерно самостоятельны, смелы, склонны к озорству, вспыльчивы, легко вступают в конфликты, всегда стремятся верховодить, из-за отвлекаемое™ и неусидчиво­сти учатся неровно.

Половое чувство пробуждается рано, поэтому возможны ран­ние проявления сексуальности.

«Слабое место» гипертима - непереносимость однообразной обстановки, монотонного труда, ограничения контактов, безделья, противодействие лидерским установкам.

Циклоидный тип. Этому типу свойственна смена гипер- и дистимических состояний, происходящая без видимого повода или в связи с теми или иными событиями. Длительность этих состоя­ний колеблется от нескольких дней до нескольких недель. При дистимических состояниях наблюдаются вялость, упадок сил, сни­жение настроения, затрудняется общение, падает работоспособ­ность, тяжело переживаются даже мелкие неприятности и пережи­вания. Падает аппетит, ухудшается сон, по утрам нередко отмеча­ется разбитость, появляются жалобы на скуку, бывают мысли о собственной никчемности, суицидальные намерения. В этой фазе особенно трудно изменение привычного жизненного распорядка, например смена строго регламентированной жизни с родителями на самостоятельное существование вне семьи.

Гипертимное состояние по своим характеристикам приближа­ется к тому, что наблюдается при гипертимной акцентуации.

Лабильный тип. Носители этого типа реагируют на жизнь более бурно, чем остальные. Они одинаково легко приходят в вос­торг от радостных событий и в отчаяние от печальных. Измене­ния настроения менее связаны с эгоистическими стимулами, чаще они мотивируются альтруистическими побуждениями. У них раз­виваются сильные привязанности. До глубины души они пронизаны любовью к музыке, искусству, природе. Эти акцентуанты крайне впечатлительны, сострадание и жалость к обиженным и обез­доленным могут привести их в отчаяние. Артистическая одарен­ность - частое качество лабильных личностей.

В детстве они не отличаются от сверстников или оказываются более невротичными. Сексуальная активность обычно ограничива­ется ухаживаниями. Влечение долго остается недостаточно диффе­ренцированным.

«Слабым звеном» у этого типа людей оказывается эмоцио­нальное отвержение их со стороны значимых лиц, утрата близких или разлука.

Астеноневротический тип. Акцентуанты этого типа отлича­ются повышенной утомляемостью, раздражительностью, склон­ностью к ипохондрии, аффективным вспышкам, слезливости.

Будучи детьми, акцентуанты обнаруживают признаки невропа­тии: нарушения сна, капризность, плаксивость, пугливость.

«Уязвимый пункт» - осознание невыполнимости планов, нере­альности надежд и желаний, в результате чего возникают невра­стения или другие психогенные расстройства.

Сенситивный тип. Основные черты этого типа: чрезмерная впечатлительность и чувство собственной неполноценности. Эти акцентуанты обнаруживают у себя много недостатков в области морально-этических и волевых качеств. Они очень сильно привя­зываются к близким. У них высоко развито чувство долга, ответ­ственности, необычно завышены моральные требования к себе и к другим.

В детском возрасте они пугливы, боятся темноты, животных, одиночества, сторонятся слишком бойких сверстников, не любят шумных игр, робки и застенчивы. Страшатся экзаменов, стесняют­ся ответов у доски. Сексуальные влечения усиливают застенчи­вость и чувство собственной неполноценности, в особенности при появлении онанизма. «Слабое звено» - ситуация, в которой акцентуант - объект недоброжелательности, насмешек и подозрений в неблаговидном поведении.

Психастенический тип. Представители этого типа нереши­тельны, долго колеблются при начале любого дела, ищут подтвер­ждения в успешности будущей активности, сомневаются. Они мни­тельны, боятся всего нового, постоянно пребывают в сомнениях, опасениях плохого, опасностей, несчастий, в связи с этим для них очень трудно ожидание. В детстве робки, пугливы, моторно нелов­ки, склонны к рассуждательству, «взрослым» интеллектуальным интересам и развитию фобий незнакомых людей, новых предме­тов, темноты.

Сексуальное развитие нередко опережает физическое.

Срывы возможны при переживании ситуации повышенной от­ветственности.

Шизоидный тип. Для оценки реальности акцентуанту этого типа важнее собственные представления, чем восприятия и ощу­щения. Он создает картину окружающего мира в соответствии с собственными суждениями и« на основе жизненного опыта. Чем выраженнее акцентуация, тем личность больше удаляется от дей­ствительности. Невыраженная интравертированность способствует самостоятельности суждений, а сильная - благоприятствует созда­нию нереального мира. Попытки действовать в связи с этим при­водят к столкновению с действительностью, которая недостаточно принималась во внимание при создании планов активности. Ак-центуанты больше склонны к раздумьям и менее готовы к поступ­кам. Выраженная погруженность в собственные переживания ве­дет к изоляции от других людей. Другой причиной трудностей об­щения может быть слабость эмоциональных контактов. Последнее во многом определяется бедностью их эффективности, неразви­тостью инстинктов, способности к сопереживанию и недостатку интуиции.

С„ раннего возраста эти дети предпочитают одиночество, игра­ют одни, избегают шумных компаний сверстников, предпочитая им общество взрослых, беседы которых представляют для них ин­терес. Они не по-детски сдержанны и лишены живой эффектив­ности.

Сексуальная активность для окружающих нередко не заметна. Презрение к половой жизни может сочетаться с упорным онаниз­мом и живыми эротическими фантазиями наяву и во сне.

Необходимость быстро и легко вступать в неформальные кон­такты создает невыносимую для шизоидов ситуацию.

Эпилептоидный тип. Для акцентуантов этого типа характер­ны стремления к аффективной разрядке, взрывчатости, импуль­сивности, недовольству, бурным и грубым протестам, решению конфликтов физической силой. Наблюдается подспудное наращи­вание аффекта, жестокость. Мышление тяжеловесное, обстоятель­ное, застревающее,

В детстве эта акцентуация обнаруживается редко, если же фор­мируется рано, то наблюдается чрезмерная, безутешная плакси­вость, садистические наклонности, несвойственная возрасту береж­ливость и мелочная аккуратность.

Сильное половое влечение, склонность к сексуальным эксцес­сам, садистические и мазохистские наклонности характерны для эпилептоидов.

Они плохо переносят неподчинение, материальные утраты, не способны ограничить свое властолюбие, обуздать ревность, прак­тически любой аффект может стать неудержимым и привести к жестокой агрессии.

Истероидный тип. Характеризуются эгоцентризмом, каприз­ностью, демонстративностью, интриганством, потребностью в при-

знании, переоценке, стремлением казаться, а не быть, самовосхва­лением, самооговорами, оговорами других людей, фантазиями, экстравагантным видом и поступками, жалостью к себе, необду­манностью поступков, отсутствием глубоких и искренних чувств.

С детских лет не выносят, когда хвалят других, игрушками не столько играют, сколько хвастаются. Стремятся привлечь к себе внимание, домогаются восторгов и похвал, для этого демонстриру­ют свои знания, умения, «таланты».

Сексуальное влечение не отличается силой, сексуальное пове­дение экстравагантно, демонстративно. Рассказывают о «победах, похождениях», представляют себя бывалыми, распутными,

Неустойчивый тип. Представители этого типа стремятся к получению удовольствий, праздности, развлечениям. В связи с этим рано подчиняются предлагающим попробовать курево, на­питки, психоактивные вещества, ищут необычные приключения, в том числе и в сексуальных отношениях. Они внушаемы и безза­ботны. К членам семьи равнодушны, пренебрегают домашними обязанностями. Близкие люди часто рассматриваются как источ­ник средств для удовольствий и развлечений. Трусливы, недоста­точно инициативны и в этой связи легко становятся добычей пре­ступных элементов.

В детском возрасте непослушны, непоседливы, легко подпада­ют под влияние других, с трудом усваивают правила поведения. Отказываются от учебы. Занимаются и выполняют режим только при строгом контроле.

Сексуальное влечение не сильное, под влиянием чужого при­мера рано начинают половую жизнь, которая для них становится источником развлечений.

Слабое место акцентуантов - предоставление их самим себе без всякого контроля.

И в отношении к одним и тем же воздействиям физической и социальной среды. Не предопределяя его социальную ценность, не обусловливая непосредственно содержательную сторону психики, С. н. с. являются физиологической основой формально-динамической стороны , образуя почву, на которой легче формируются одни формы поведения, труднее - другие.

Павлов предполагал существование 3 основных свойств .

  • сила нервных процессов;
  • уравновешенность нервных процессов;
  • подвижность нервных процессов.

Сила нервных процессов – способность к возникновению адекватной на сильный и сверхсильный раздражитель. Сила – способность нервных клеток сохранять нормальную работоспособность при значительном напряжении возбудительных и тормозных процессов. В основе – выраженность в процессов и торможения. Нервные процессы подразделяются (по силе) на сильные (преобладание в центральной нервной системе процессов возбуждения) и слабые (преобладание в центральной нервной системе процессов торможения). Считается, что лица с более сильной н. с. выносливее и стрессоустойчивее.

Уравновешенность нервных процессов – сбалансированность процессов возбуждения и торможения. Уравновешенность означает одинаковую выраженность нервных процессов. Люди с более уравновешенной н. с. характеризуются и более уравновешенным поведением

Сильные нервные процессы (по уравновешенности) подразделяются на:

  • уравновешенные (процесс возбуждения уравновешен тормозными процессами);
  • неуравновешенные (резкое преобладание процессов возбуждения, они не компенсируются торможением – “безудержный тип”).

Подвижность нервных процессов – возможность быстрой смены процессов возбуждения и торможения. Подвижность н. с. выражается в способности быстрого перехода от одного процесса к др. Лица с более подвижной н. с. отличаются гибкостью поведения, быстрее приспосабливаются к новым условиям.

Сильные уравновешенные нервные процессы (по подвижности) подразделяются на:

  • подвижные (возбуждение и торможение легко сменяют друг друга)
  • неподвижные (инертные: процессы сменяются с трудом).

В дальнейшем, в связи с новыми методами исследования С. н. с., в особенности в работах Б. М. Теплова, В. Д. Небылицина и их учеников, были существенно уточнены как структура основных С. н. с., так и их нейрофизиологическое содержание. К тому же стали известны еще несколько новых свойств.

Динамичность – способность мозговых структур быстро генерировать возбудительные и тормозные процессы в ходе формирования условных реакций. Данное свойство лежит в основе обучаемости.

Лабильность выражается в скорости возникновения и прекращения нервных процессов. Более «лабильные» люди, напр., значительно быстрее совершают моторные акты в единицу времени.

Активированность характеризует индивидуальный уровень реакции активации процессов возбуждения и торможения, что является основой мнемических способностей.

В исследованиях В. С. Мерлина и его сотрудников были установлены многочисленные связи между свойствами нервной системы и свойствами темперамента. Практически не оказалось ни одного свойства темперамента, которое бы не было бы связано с каким-либо свойством нервной системы. При этом одно и то же свойство темперамента может быть связано как с отдельным свойством нервной системы, так и с несколькими. Таким образом, каждое свойство темперамента находится в зависимости от нескольких свойств нервной системы.

Сочетание свойств нервной системы обусловливают не только тот или иной тип темперамента. Установлены зависимости между отдельными свойствами нервной системы и свойствами личности.

Так, сила возбудительного процесса лежит в основе работоспособности, выносливости, храбрости, смелости, мужества, способности преодолевать трудности, самостоятельности, активности, настойчивости, энергичности, инициативности, решительности, горячности, склонности к риску.

Сила тормозного процесса лежит в основе осторожности, самообладания, терпения, скрытности, сдержанности, хладнокровия.

Неуравновешенность за счет преобладания возбуждения над торможением обусловливает возбудимость, склонность к риску, горячность, нетерпимость, преобладание настойчивости над уступчивостью. Такому человеку присущи действия, чем ожидание и терпение.

Неуравновешенность за счет преобладания торможения над возбуждением обусловливает осторожность, сдержанность и выдержку в поведении, исключается азарт и риск. На первом месте спокойствие и осторожность.

Уравновешенность (баланс) торможения и возбуждения предполагает умеренность, соразмерность деятельности, степенность.

Подвижность возбудительного процесса связана со способностью быстро прервать начатое дело, остановиться на полпути, быстро успокоиться. При этом трудно вырабатывается упорство в деятельности.

Подвижность тормозного процесса связана с быстротой речевых реакций, живостью мимики, общительностью, инициативностью, отзывчивостью, ловкостью, выносливостью. Такому человеку трудно быть скрытным, привязанным и постоянным.

Нередко наблюдается значительное несовпадение результатов измерения свойств н. с. в разных анализаторах. Это явление было названо Небылицыным парциальностью свойств н. с., отличающиеся в разных мозговых структурах, названы «частными», а представляющие собой «сверханализаторные» характеристики – «общими». Вначале «общие» свойства связывали с функционированием передних (лобных) отделов мозга.

В настоящее время свойства н. с. можно представить в виде иерархии уровней:

  • элементарные (свойства отдельных нейронов);
  • комплексные (свойства различных структур мозга);
  • общемозговые (системные) свойства (т. е. свойства целого мозга).

Элементарные свойства н. с: проявляются в особенностях интеграции нервных процессов в отдельных элементах н. с. (нейронах), являются компонентами свойств более высокого порядка. (В. М. Русалов.)

Комплексно-структурные свойства н. с: особенности интеграции нервных процессов в отдельных структурах мозга (полушариях, лобных отделах, анализаторах, подкорковых структурах и т. д.). Большинство определяемых традиционными методами С. н. с. (или частных свойств) относится к этой категории. Они определяют, прежде всего, специальные способности и отдельные черты личности.

Общие (системные) свойства н. с: представляют собой наиболее фундаментальные функциональные характеристики интеграции нервных процессов всего мозга. Они определяют индивидуальные различия в общеличностных характеристиках, таких как темперамент и общий .

Уровень процессов возбуждения

  • Высокий – сильная ответная реакция на возбуждение, ; не обнаруживаются признаки запредельного торможения, прямая корреляция с высокими показателями по теппинг-тесту: быстрые включаемость в работу, врабатываемость и достижение высокой производительности; низкая утомляемость; высокая работоспособность и выносливость.
  • Низкий – слабая и запоздалая реакция на возбуждение, быстро достигается запредельное торможение, вплоть до ступора, отказа в работе; низкие показатели по теппинг-тесту; медленные: включаемость в работу, врабатываемость и невысокая производительность труда; высокая утомляемость; низкая работоспособность и выносливость

Уровень процессов торможения

  • Высокий – сильные нервные процессы со стороны торможения; возбуждения, стимулы легко гасятся; быстрое реагирование ответным действиям на простые сенсорные сигналы, хорошая реакция; высокий самоконтроль, собранность, бдительность, хладнокровие в поведенческих реакциях.
  • Низкий – слабость процессов торможения, импульсивность в ответных действиях на стимул, слабый самоконтроль в поведенческих реакциях, определенная расторможенность, расхлябанность, нетребовательность и снисходительность к себе; медленное или запоздалое, реагирование ответными действиями на простые сигналы; плохая реакция, неровное реагирование, неадекватные реакции, склонность к истерии.

Уровень подвижности нервных процессов

  • Высокий – легкость переключения нервных процессов от возбуждения к торможению и наоборот; быстрый переход от одних видов деятельности к другим; быстрая переключаемость, решительность, смелость в поведенческих реакциях.
  • Низкий – характерны для людей, склонных работать по стереотипу, не любящих быстрых и неожиданных изменений в деятельности, инертных, проявляющих, как правило, низкую способность переключаться на новые виды работ и успешно осваивать новую профессию; не пригодны для работы в быстроменяющихся условиях.

Сдвиг баланса нервных процессов в сторону возбуждения

При существенном сдвиге баланса нервных процессов в сторону возбуждения, вероятны неуравновешенное поведение, сильные кратковременные эмоциональные переживания, неустойчивое настроение, слабое терпение, агрессивное поведение, переоценка своих способностей, хорошая адаптация к новому, рискованность, стремление к цели сильное с полной отдачей, боевое отношение к опасности без особого расчета, плохая помехоустойчивость.

Сдвиг баланса нервных процессов в сторону торможения

При существенном сдвиге баланса нервных процессов в сторону торможения вероятны уравновешенное поведение, устойчивое настроение, слабые эмоциональные переживания, хорошее терпение, сдержанность, хладнокровие, невозмутимое отношение к опасности, реальная оценка своих способностей, хорошая помехоустойчивость.

Учет и темперамента собеседника при беседе .

С сильным, неуравновешенным, сверхбыстрым типом (холериком) беседа строится и ведется по четкой структуре этапов. Из них исключаются факторы, способствующие обострению в разговоре, резкий тон, неприятные для собеседника вопросы и сведения.

С сильным, уравновешенным, подвижным типом ВНД (сангвиником) – беседу следует проводить по такому же плану, но желательно с . Допустимы внезапные переходы с одной темы на другую. Он легко воспринимает не вполне логичную беседу, его можно зажечь ярким образом, удачным сравнением, увлечь интересной идеей.

С сильным, уравновешенным, инертным типом ВНД (флегматиком) – по плану, в котором последовательно и обстоятельно излагается суть разговора.

Со слабым типом ВНД (меланхоликом) – по плану, из которого исключается все, что может привести его в возбуждение, в состояние паники и т.п.

Если тип ВНД и темперамент заранее не известны, то план беседы составляется без «жестких» связей между последовательными пунктами, что позволяет его корректировать в ходе беседы, по мере определения типа ВНД и темперамента собеседника.

Сильный, уравновешенный, подвижный тип ВНД (сангвиник) и сильный, неуравновешенный, сверхбыстрый тип ВНД (холерик), оказавшись в трудной ситуации, быстро найдут выход из нее. Сильный, уравновешенный, инертный тип ВНД (флегматик) будет в тупике, а слабый тип ВНД (меланхолик) – в панике.

Психические состояния людей в экстремальных ситуациях разнообразны. В начальный момент реакции людей преимущественно витальной направленности, обусловленной инстинктом самосохранения. Уровень целесообразности таких реакций различен у разных индивидов – от панических и бессмысленных до сознательно целенаправленных.

Иногда люди испытывают состояние психогенной анестезии (отсутствие чувства боли) в первые 5-10 минут после полученных травм, ожогов при сохранении ясного сознания и способности к рациональной деятельности, что позволяет некоторым из потерпевших спастись. У лиц с повышенным чувством ответственности длительность психогенной анестезии в отдельных случаях достигает 15 минут, даже при площади ожоговых поражений до 40% поверхности тела. Одновременно может отмечаться сверхмобилизация психофизиологических резервов и физических сил. Гипермобилизация в начальный период присуща практически всем людям.

Е.А.Милерян выделяет следующие типы поведения людей в состоянии эмоционального напряжения в экстремальных условиях : - напряженный (замедленность, импульсивность); -тормозной; -агрессивно-бесконтрольный (с аффективными срывами, сниженным контролем сознания над поведением); -трусливый (уход от деятельности, действия по привычным алгоритмам, выраженное чувство страха); прогрессивный тип (улучшение рабочих показателей, наличие боевого задора).

Страх

Страх отрицательная эмоция в ситуации реальной или воображаемой опасности. Эмоция страха сама по себе вызывает страх, а переживание страха еще больше ее усиливает, доводя до экстремальной стадии ужаса.

Ужас – это максимальная степень переживания страха, усиливающего самого себя за счет повторяющейся циркуляции этого переживания в психике.

Как философское понятие «страх» введено С. Кьеркегором, различавшим эмпирический «страх-боязнь» перед конкретной опасностью и безотчетный метафизический «страх-тоску», специфический для человека.

Выделяют две основные функции страха:

· мотивация когнитивных и поведенческих актов;

· адаптивная мотивация.

Первичной функцией страха является мотивация специфических когнитивных и поведенческих актов, способствующих укреплению безопасности и чувству уверенности. Страх также выполняет адаптивную функцию, заставляя человека искать способы защиты от возможного вреда. Предчувствие страха может стать импульсом для укрепления «Я», может побуждать индивида к самосовершенствованию.

В зависимости от происхождения выделяют 4 вида страха.

Биологическийстрах – вызывается ситуацией, непосредственно угрожающей жизни. Угроза может исходить извне или изнутри организма. Как выражение нарушения внутреннего равновесия страх возникает при нарушении метаболизма организма – обмена вещества и энергии со средой. Главным элементом этого обмена является кислород. Кислородная недостаточность, сильнее всего отражающаяся на нервной системе, возбуждает состояние страха при инфаркте миокарда, острой недостаточности кровообращения, бронхиальной астме, потере крови и т.п., а его усиление зависит от степени уменьшения доступа кислорода (страх при инфаркте сильнее, чем при анемии). Кроме недостатка кислорода страх может быть вызван жаждой и голодом. Единицами времени при депривации кислорода являются минуты, воды – часы, пищи – дни. Нарастание страха зависит от длины периода: чем короче период, тем быстрее нарастает страх.


Социальный страх – человек не может жить и развиваться вне взаимодействия с другими людьми, а исключение его из социального мира (социальная смерть) равняется биологической смерти.

Моральный страх – интеракция с окружением, исполнение определенных ролей и норм поведения, оценка самого себя соответственно реакции окружения влияют стабилизирующим образом на эмоциональное отношение к самому себе. Внезапное появление чего-либо противоречащего этому вызывает страх, который будет возрастать прямо пропорционально исключительности ситуации.

Дезинтеграционный страх – переживание страха сопровождается чувством неуверенности, незащищенности, невозможности контролировать ситуацию.

Существует ряд стимулов и ситуаций, на которые мы биологически предрасположены реагировать страхом. По мере приобретения опыта человек начинает испытывать страх при столкновении с разными ситуациями, явлениями и объектами. Большинство активаторов страха связаны с «естественными сигналами» опасности.

Страх – это сильная эмоция, оказывающая весьма заметное влияние на перцептивно-когнитивные процессы и поведение индивида. Существует феномен отставленного во времени страха, который объясняется тем, что в ситуации угрозы появляются возможности избежать опасности. Интенсивный страх создает эффект «туннельного восприятия», сильно ограничивая восприятие, мышление и свободу выбора индивида. Он останавливает свободу поведения индивидуума: человек перестает принадлежать себе, он движим одним-единственным стремлением – устранить угрозу, избежать опасности, но страх может сопровождаться не только реакцией отстранения или бегства, но и осторожными попытками исследования пугающего объекта, иногда даже улыбкой или смехом, что обусловлено мотивацией.

Страх может быть результатом когнитивной оценки ситуации как потенциально опасной. Мыслительные процессы составляют самый обширный, самый распространенный класс активаторов страха. Его источником становится человек, предмет или ситуация.

Перечень индикаторов страха включает такие явления, как мгновенное прекращение или постепенное угасание совершаемых действий, продолжительное оцепенение, настороженность, реакция избегания или отстранения от раздражителя, серьезное или испуганное выражение лица и др.

Индикаторы (экспрессивные и моторные акты):

1. Настороженный и напряженный взгляд, направленный на объект;

2. Специфические для страха мимические проявления;

3. Мимические проявления могут сопровождаться дрожью или плачем;

4. Пантомимические комплексы, такие как съеживания и попытки к бегству;

5. Стремление к контакту с потенциальным защитником;

6. Полное отсутствие движений.

Страх – самая токсичная, самая пагубная эмоция. Если у индивидуума нет возможности устранить угрозу, переживание страха, оказывая мощное воздействие на нервную систему и функционирование жизненно важных органов, может усилить опасность. Избыточная активация вегетативной нервной системы создает серьезную нагрузку на жизненно важные органы, работающие на грани срыва.

Исследователи эмоций считают, что наиболее надежными и точными индикаторами страха служат мимические проявления. Внутреннее напряжение при страхе может перейти на мышцы, усиливая их тонус, лицо может становиться «мертвым», неподвижным, а переживания страха не всегда постоянны и могут проявляться приступами. При развернутом мимическом выражении страха брови приподняты и слегка сведены к переносице, в результате чего горизонтальные морщины в центре лба глубже, чем по краям. Глаза широко открыты, верхнее веко иногда слегка приподнято, в результате чего белок глаза между веком и зрачком обнажается. Углы рта резко оттянуты, рог обычно приоткрыт.

Длительные переживания страха вызывают изменения во всем организме – сердцебиение, учащенный пульс, приступы тахикардии. Возникают чувство сдавливания в грудной клетке, удушье, боли в животе, кишечные спазмы, метеоризм, расстройство мочеиспускания, диарея, мышечные подергивания, дрожание.

Аффект

К группе первично возникающих, эмоционально насыщенных и психотравмирующих состояний, проявляющихся в экстремальных условиях, относится аффект. Аффект (от лат. affectuctus - душевное волнение, страсть ) – сильное и относительное кратковременное эмоциональное переживание, сопровождаемое резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями.

Аффект возникает на произошедшее событие и сдвинут к его концу. Любая эмоция (положительная или отрицательная) и чувство (позитивное или негативное) могут переживаться в аффективной форме. Внешне аффект проявляется в резко выраженных движениях, бурных эмоциях, сопровождается изменениями в функциях внутренних органов, утратой волевого контроля.

К возникновению аффекта приводит остроконфликтная ситуация, в которой индивид для спасения своей жизни должен действовать, но не знает, как и что делать. Одна и та же ситуация при равной подготовленности людей или неожиданности для них у одного человека вызывает аффект, у другого – не нарушает психическую деятельность.

Ажитированное состояние . В ответ на раздражители, сигнализирующие об опасности для жизни, на первый план выступают беспокойство и тревога. Возбуждение выражается в суетливости, возможности осуществлять только простые автоматизированные акты под влиянием попавших в поле зрения случайных раздражителей. Ажитация характеризуется сильной беспорядочной двигательной активностью. Нарушается способность понимания сложных отношений между явлениями, требующая суждений и умозаключений, мыслительные процессы замедленны. У человека возникает чувство пустоты в голове, отмечается отсутствие мыслей. Появляются вегетативные нарушения в виде бледности, учащенного сердцебиения, поверхностного дыхания, потливости, дрожания рук. Нарушается восприятие времени и окружающей действительности, что вызывает затруднение понимания ситуации в целом. Осложняется процесс выбора действий, нарушаются логичность и последовательность мышления. В результате этого создаются условия для «высвобождения» стереотипных, автоматизированных действий, не соответствующих сложившейся ситуации. Ажитированное состояние расценивается как предпатологическое в границах психологической нормы и может восприниматься как растерянность.

Состояние ступора . В условиях угрозы для жизни ступор характеризуется внезапным оцепенением, застыванием па месте в той позе, в которой человек находился в момент получения известия об аварии, катастрофе, стихийном бедствии и т.д.; при этом интеллектуальная деятельность сохраняется. Ступор проявляется в напряженной скованности позы, движений и речи.

В литературе у состояния аффекта выделяют три характерных аспекта: 1) «заряд» аффекта (энергетический компонент инстинктивного влечения); 2) процесс «разрядки»; 3) восприятие окончательной «разрядки» (ощущение, эмоция, чувство). При этом «заряд» аффекта имеет количественную оценку интенсивности, а процесс «разрядки» ощущается или воспринимается человеком в качественных категориях.

К. М. Гуревич и В. Ф. Матвеев пришли к выводу, что состояние аффекта в аварийных ситуациях тесно связано с индивидуальными особенностями нервной системы: лица, не обладающие достаточной силой процесса возбуждения или с преобладанием тормозного процесса, вероятнее всего, окажутся несостоятельными в сложных и экстремальных ситуациях.