15 февраля, в праздник Сретения Господня, отмечается Всемирный день православной молодежи. Какова роль молодежи на приходе? Чем ей заниматься? И надо ли заниматься, может быть, достаточно просто не пропускать служб, молиться?.. И почему многие молодые люди испытывают чувство, что им чего-то недостает в жизни? А с другой стороны, многие нецерковные люди самоотверженно, по-евангельски служат ближнему. Как их привлечь в Церковь? Об этом мы беседуем с протоиереем Андреем Ткачевым.

Протоиерей Андрей Ткачев – Отец Андрей, сегодня много добрых людей вне Церкви, занимающихся волонтерской деятельностью. Как их привлечь к церковной жизни?

– Нужно, чтобы церковные люди обращали внимание на благотворительность, а люди, имеющие горящее сердце и делающие добрые дела, направили свое внимание на церковную жизнь – чтобы была взаимная встреча интересов. Бывает, что человек церковный лишен доброделания. Он не ходит ни в больницы, ни в тюрьмы, ни к больным, ни к старым, ни к одиноким… И наоборот, человек нецерковный реализует себя, посещая заключенных, или одиноких, или больных, или иных страждущих. Мне кажется, что именно сближение двух этих позиций рождает большое творчество. И церковным нужно говорить: «Не забывайте, что нужно помогать друг другу», а помогающим друг другу: «Не забывайте, что Христос научил вас этому, потому что без Него, без Его Евангелия этого бы не было». Такое сближение позиций – это великое дело в масштабах всей страны.

Если ты ничего никому не отдаешь – ты труп

– Православной молодежи сегодня становится всё больше. Молодых много в храмах, растет интерес к Церкви. Чем занять молодежь? Что ей делать, кроме как быть на богослужениях?

– Молодой человек должен понимать, что он многое может, что сейчас он в расцвете своих возможностей. Только не нужно «дергаться» сразу. Нужно остановиться и помолиться – не раз, не два… Может быть, много раз. «Господи, что мне делать? Что я могу?»

А дел достаточно. Допустим, если кто-то спортом занимается, он может стать тренером: собрать «молодняк» – пацанов и девчонок – и заниматься с ними плаванием, к примеру, или футболом, бегом… Если он, скажем, имеет менеджерские таланты, он может собирать средства для помощи нуждающимся.

Важно, чтобы человек проснулся к общественной деятельности. Помню, в киевском храме, где я служил, как-то ко мне подошел молодой человек и спросил: «Можно я сделаю объявление после службы?» И вот он обратился к прихожанам с такими словами: «Братья и сестры, я математик по образованию. Если у кого-то есть дети, не успевающие по математике, я готов бесплатно во славу Христа приходить к вам и помогать вашим детям по математике, вот мой телефон». Это был чистый истинный порыв отдельной души, мы бы такого не придумали. К нему подошли сразу много матерей, он начал подтягивать их ребятишек. А на следующее воскресенье женщина, преподаватель иностранных языков, сказала, что тоже хочет помогать во имя Христа – заниматься с теми, кто не успевает по английскому, или по немецкому, или по французскому… А потом пришел мужчина и говорит: «У меня есть микроавтобус, я езжу в храм из такого-то района в такое-то время. И если есть старички, которые вынуждены приезжать сюда на маршрутках, метро, троллейбусах, то я, пожалуйста, заберу вас на такой-то остановке. В мой микроавтобус поместится человек десять. Я отвезу вас в храм и потом домой. Это будет мое дело ради Христа».

Люди раскрылись и начали все как бы наперегонки предлагать: я тоже хочу сделать вот это и это для Христа. Кто – окна помыть, помочь прибраться – это если человек молодой и сильный. А старушка – взять к себе в двухкомнатную квартиру, в свободную комнату бесплатно студентку.

Это творческая идея. Мы наслаждались и удивлялись, мы были в некоем ошеломлении от того, насколько жадно эта идея всосалась в души – как вода в сухую землю. Это, конечно, качество души, открывшейся для Бога. И люди, слава Богу, для Господа открываются.

Нынешнему человеку нужно более всего самопознание

Нам такого вот очень не хватает. У молодых есть руки и ноги, есть силы, есть здоровье. А помощь нужна везде. Есть службы, куда мамочки привозят своих деток с врожденными патологиями – с этими детками нужно заниматься. Чем больше с ними занимаешься, тем быстрее они становятся адекватными. А как заниматься? Да часто просто разговаривать. Да даже присмотреть. Хотя бы два часа в неделю ты приходишь сюда и жертвуешь это свое время. Мать, имеющая такого ребенка, словно в рабстве, она связана им – ни в магазин выйти, ни прическу себе сделать. Она погружена в свою беду. И тут приходит, например, в понедельник на два часа одна девочка, во вторник на два часа другая или мальчик. Они занимаются ее ребенком, а она может и отдохнуть, и какие-то свои дела сделать. Как занимаются? Да на руках поносят, простую гимнастику с ним сделают, поиграют, поговорят… И ребенок оживает, потому что ему нужно общение.

Так что есть тысячи точек приложения нашего времени, наших сил, нашей энергии, наших знаний. Знания есть – отдавай знания. Деньги есть – отдавай деньги. Время есть – отдавай время. Силы есть – отдавай силы. У каждого что-то есть.

Человек должен понимать: если он ничего никому не отдает – он труп.А мы не хотим быть трупами, нам не нравится быть мертвыми. Мы хотим жить, и чтобы нам жить, нам нужно помогать друг другу. Эту идею надо вбивать, транслировать в молодое общество: давайте, давайте, давайте, вперед, ребятушки, ищите, просите Бога. И Бог будет подавать маячки: сюда пойди, туда пойди – каждому по интересам. Это очень важная вещь. Я не знаю, что может быть важнее.

– Молодежь всё время на что-то жалуется… Вот скажите, отец Андрей, чего не хватает современным молодым людям?

Да им всего хватает! Людям хватает всего, только они не понимают, что у них есть и что им нужно. Сегодняшнее время – это время переизбытка: информации, возможностей, знаний, времени, денег, удовольствия… Не было никогда еще ни одного поколения людей, у которых было в таком избытке всё. Хочешь наслаждаться – наслаждайся, хочешь отдыхать – отдыхай, хочешь учиться – учись, все двери открыты. Сегодня нет недостатка ни в чем, кроме одного, – понимания, что тебе нужно. За порогом сто дорог, но тебе нужна одна. Ты выходишь: что там? бизнес, удовольствия, радость, путешествия? И ты теряешься: слишком много дорог.

Человеку сегодняшнему нужно знать себя, то есть нужно упражняться в самопознании. Потому что, например, если ты хороший строитель, тебе не нужно быть юристом. А у нас много хороших перспективных строителей учатся на юристов и только годам к сорока начинают заниматься стройкой, потому что жизнь их туда заводит. Или если ты хороший пилот гражданских судов, тебе не нужно быть рекламщиком – мир теряет хорошего пилота, но приобретает плохого рекламщика. Так что нужно понять себя.

Сегодня нет недостатка ни в чем, кроме одного, – понимания, что тебе нужно

Повторюсь: сегодня человеку нужно более всего самопознание. Найти ответы на вопросы: зачем я здесь живу? и к чему я более полезен? что я могу делать лучше других? Ты можешь быть кем хочешь: спецназовцем, священником, альпинистом, пиар-менеджером, журналистом, нефтехимиком, врачом, реаниматологом, кардиологом… Кем хочешь! Только ты пойми, что ты можешь, попробуй разобраться в себе, к чему ты более способен. И тогда не теряй время даром и занимайся тем, к чему тебя Бог создал, – вот это самая главная задача.

Почему так часто мы, православные, ропщем? Дает ли нам нынешняя жизнь повод для недовольства? Как нужно относиться к тому, что посылает нам Бог? Кому родственен ропотник?

Возлюбленные о Господе, мы сегодня поговорим с вами о таком бытовом недуге, как . Мы, священники, вынуждены смотреть на «изнанку пылесоса»: стоять на исповеди и слушать откровения человеческие о «великих подвигах». Мы знаем мир с другой стороны, как знают его работники, например, морга, или врачи, или милиционеры, или прокуроры, те, кто больше всех развращается, потому что постоянно сталкивается с изнанкой мира. По улице ходят красивые люди, но поговори с ними… «Заговори, чтобы я тебя увидел», - пишет Платон. Раскрывается рот, пошел поток сознания… - и ты думаешь: кто это? Сытый, молодой, красивый, хорошо одетый человек с высшим образованием. Какой демон в нем? Даже не демон, а пучок демонов. И одним из демонов в этом пучке является демон ропота. Люди ропщут, недовольны постоянно, бурчат, ворчат, мучаются… Казалось бы, отчего? И сегодня я хотел бы поговорить о том, как исцелиться от этого недовольства жизнью.

У писателя Аркадия Аверченко есть несколько небольших новелл, довольно остроумных, о , свершившейся в России. В одной из них он описывает некоего дядьку, сапожника, мало зарабатывающего, по его словам, и вечно недовольного. Он сделал свою работу, на вырученные деньги купил себе чуть-чуть икорки, чуть-чуть севрюжки, хлебчика свеженького, чуть того, чуть сего, шкалик водочки… Пьет, икоркой закусывает и на жизнь жалуется. Говорит: «Скорей бы поменялась эта власть». И вот власть поменялась, и теперь он получает за ту же работу зарплату, на которую покупает себе черствого хлебца, без севрюжки и икорки и вообще без всего, да косуху самогона. И горько пьет и не знает, чего еще желать. Потому что то, что было, оказывается, было прекрасно, было чудесно. И что было жаловаться болванам?! - спрашивает Аверченко «за кадром» у этого человека.

А что ты жаловался? Тебе плохо живется? - Купи козу. Есть такой еврейский анекдот. Пришел к раввину «страдалец», жалуется: «Господи, помилуй. Хатка маленькая, куча детей, старуха-мама на руках, дышать нечем, жить негде…» - «А ты козу купи», - говорит раввин. - «Какую козу?» - «Настоящую! Которая бекает, которую доить можно…» - «И куда мне эту козу притаранить?» - «Да прямо к себе в хату и притарань. Потом посмотришь, что будет». «Страдалец» купил козу, живет. Всё, как было, так и осталось: мама старая, дети, дышать нечем, жить негде, да еще коза бекает, доиться хочет. Опять «страдалец» идет к раввину: «Я с ума сойду от такой жизни! Повешусь!.. Что делать?» - «Продай козу». Продал и прибегает снова к раввину: «Какая же красота! Как без козы хорошо!»

Купи козу, ропотник. Тебе плохо живется? Заболеть хочешь? Если у тебя рак найдут, лучше будет? Или если ты ногу сломаешь, или машину разобьешь, или от тебя уйдет любимый человек? Или если тебя зальют соседи? Проблем хочешь? Кто хочет проблем, ропщи на здоровье. Тебе Бог даст проблем, и ты будешь счастлив: «Боже, как хорошо было раньше. А вчера было так прекрасно!» «Счастье было так возможно…»

Нам роптать нельзя: мы живем в уникально сытом, здоровом, комфортном мире

Друзья мои, роптать нельзя. Мы живем в уникально сытом мире. В мире уникально красиво одетом. Мы живем в здоровом, комфортном мире, в котором уважаются права личности. Нас никто не будет за шиворот тащить на рабские работы принудительно. Нас никто не будет заставлять делать то, что мы не хотим. С нами будут цацкаться, и любой полицейский, который в хорошие добрые времена огрел бы тебя дубиной по голове, скажет: «Уважаемый гражданин, предъявите, пожалуйста, документы. Будьте любезны, пойдите сюда». А иначе с нами говорить не будут - боятся. Все боятся, что придется отвечать. Так что же вы ропщете, чего хотите?!

Что нужно человеку, чтобы ему не роптать? Что тебе дать, чтобы ты был доволен? Включите-ка фантазию. Вот вас поселили на острове в Карибском море, дали вам яхту, домик месяца на три бесплатно и пить-есть, что хочешь. Вы там будете счастливы? Только два дня. А дальше? А дальше - песок колючий, солнце жаркое, ананас невкусный, в катере мотор заглох… Опять начнется. Всё будет плохо опять. Плохому человеку всё плохо. Хорошему человеку всё хорошо.

Я слушаю исповеди, разговоры, нытье слушаю всякое с утра до вечера. Как любой священник, я устал от нытья. Почему не благодарите Бога? Почему вы приходите в Церковь даже, в этот святой дом Божий, Врата Небесные, Лестницу Иакова, жаловаться и скулить? Почему у подножия Лестницы Иакова продолжаете: «Дай мне это!.. Дай мне то!..» Почему не благодарите? Благодарность - лучшее лекарство от . Это благо -дарность. Нужно учить людей на исповедях и на проповедях: «Перестаньте просить! Благодарите, хвалите Бога». Вы только подумайте, как мы живем?!

Благодарность - лучшее лекарство от уныния. Почему вы не благодарите Бога? Почему даже в храм приходите ныть?

Такой интересный опыт: несколько лет назад, может быть, пять или больше, один журналист представил себе мир деревней из 100 человек и подсчитал валовый продукт этого мира. Сколько людей, сколько мужчин, сколько женщин. Сколько черных, сколько белых. Сколько верующих. Интересная получилась статистика. Валовый продукт всей деревни сосредоточен в руках двух человек, оба живут в Америке. Человек 70 неграмотных, 30 грамотных. У подавляющего большинства заработная плата на прожитье - в день 1 доллар. У 30-40 из 100 - 5-7-8-10 долларов. Мы попадаем в топовое число. Грамотные. Едим хорошо. Чтобы так ели наши предки! Если бы наши предки встали из гробов и сели за наш стол да посмотрели бы на разносолы, которые мы едим, то сказали бы: «Ну, братья, вы в раю живете!» Если бы они в ванну залезли, выпрямили ноги под горячей водой и в мыльной пене отдохнули полчасика или телевизор включили, какую-то песенку послушали… - они сказали бы вам: «Это чем же вы заслужили такую великолепную жизнь?! А ведь мы в IX, X, XI, XV, XVIII… веке жили совершенно по-иному, и мы не роптали. Мы грызли сухарь и радовались».

Рассказывал о том времени, когда он на Синайской горе в монастыре святой Екатерины молился. Этот монастырь «обслуживали» бедуины: сопровождали туда туристов, этим зарабатывая на жизнь, привозили воду, продукты… Бедуины - арабы, не христиане, они мусульмане. Паисий Святогорец рассказывал: «Я помню тех бедуинов: когда у них была щепотка чая и немножко сахара, они плясали на одной ножке от радости и благодарили Бога, что у них есть чай и сахар. А евреи… ох уж эти евреи! Они построили им коттеджи в пустыне и свезли к ним поломанные автомобили со всего Израиля в подарок. Теперь у каждого бедуина есть поломанный автомобиль - и никакой у них радости».

Цивилизация нагружает человека ложными благами и отнимает у него радость. Она делает его хамом неблагодарным, заставляет его роптать, завидовать, мечтать о себе. «Почему это они, а не я?! Почему их по телевизору показывают, а не меня? Почему у него это есть, а у меня этого нет?» - в таких паскудных мыслях живет падший человек. И если эти мысли не поменять, счастья никогда вам не видать. Вы будете всю жизнь жить, как ноющее чмо, и умрете несчастными. И рая вам не видать, потому что в раю все благодарные. Людям руки резали, а они благодарили Бога; им глаза выкалывали - они благодарили Бога. Людей опускали в огонь или кипящую смолу - они говорили: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!» В раю все благодарны. В раю нет ни одного нытика. Если бы была экскурсия в рай, мы бы ходили по раю и удивлялись: «А где здесь ноющие, плачущие, страдающие?» Ослик Иа в рай войти не может. В раю Винни-Пухи. Винни-Пуху всё хорошо. Он всегда поет: «В голове моей опилки, тра-та-та». Ему всё весело. А вот ослик Иа вечно сомневается: «Так ли это?» - «Как твои дела, ослик?» - «Плохо. А чего ждать от тех, которые мешают мне жить?» Всё плохо у ослика Иа. Ослик в раю не будет, а Винни-Пух - будет. Это оптимист, который знает, что у него в голове опилки, - он самокритичен: «Я глупый, у меня плохое чистописание…», - но он веселый.

Христианин должен быть сильным, веселым человеком с самокритичной оценкой. А не дохлым, нудным, сдувшимся шариком. «Откуда взялась эта тряпочка? Что это было за “бум”, и откуда взялась эта тряпочка?» Это человек, который ни на что не годен.

Человек, по , должен быть готов на всякое доброе дело, на всякое благое дело. А ты дохлый, а ты скулишь, а ты ноешь, тебе жизнь не всласть. Тебе пища не вкусна, тебе солнце не в радость, ты ни от чего не веселишься. Да ты Демон! Помните, как про Демона говорит Пушкин? «И ничего во всей природе / Благословить он не хотел». Ты ни на чем взгляд не остановишь с благословением. У тебя нет такой секунды, когда бы ты сказал: «Остановись, мгновенье: ты прекрасно!» Нет такого у тебя! Тебе всё нудно, плохо. «Им хорошо - а мне плохо… Им еще лучше, мне всё плохо». Друзья мои, и это господствующее настроение людей. Причем молодых, здоровых людей. А на старух поглядите, на стариков: сколько огня в их глазах, хотя они уже еле ходят! У них вся жизнь за спиной, только Страшный суд впереди, Царство Небесное - и у них еще интерес к жизни есть, они борются за жизнь. Встают с трудом с постели, ухаживают сами за собой. Молодые, ленивые - разваливаются, сидят по полдня и дурака валяют, ищут приключений и удовольствий. Конечно, будет уныние и хандра; конечно, жизнь будет не в радость человеку. Конечно, будешь роптать.

Наш народ, переживший лагеря и войны, никогда не унывал

Друзья мои, роптать нельзя никогда! Наш народ, переживший лагеря, войны, коллективизацию, вынужденную эмиграцию, никогда не унывал. В лагерях были веселые люди, сохранявшие присутствие духа. На войне всегда в любом подразделении, в любой роте и любом батальоне есть Теркин. На привале гармошку развернет и спляшет, частушку споет и поднимет всем настроение. И обязательно должен быть такой человек. В эмиграцию люди уехали, и вот представьте себе: дворян, генералов, епископов, ученых пинком под зад выгнали вон из России - выгнали с насиженных мест, из дворянских усадеб, из своих собственных домов и квартир в центре Москвы, Петербурга и других городов, выгнали с кафедр, на которых они преподавали, лишили их имени, чести, славы, денег, семьи, здоровья… - и что, они повесились все, что ли, за рубежом? Ничего подобного. Храмы построили, журналы стали издавать, открыли учебные заведения, кадетские корпуса, семинарии, русские культурные центры, родили детей, воспитали несколько поколений людей, говорящих по-русски, крещенных в Православной Церкви. А нам бы сегодня пинка под зад и вон отсюда - и что бы мы делали? Мы бы повесились, пошли бы по кабакам запивать свое горе, а потом бы пошли вздергиваться на крепком гвозде у себя в отдельном номере. Так нельзя!

Мы - русские люди, нам нельзя хандрить. Мы сытые люди, нам нельзя печалиться. Мы верующие люди, нам нельзя унывать. Мы должны помогать друг другу, мы не должны жаловаться. Плакать должны в одиночку, втихаря. Потом лицо умыть и выйти к людям со светлым лицом. Как пишет Юрий Самарин об Алексее Хомякове: он похоронил любимую жену - горячо любимую, единственную женщину, которую он любил, - и детей - одного за другим, но оставался всегда бодр и удивительно оптимистичен. Юрий Самарин вспоминал, как однажды ночевал у Хомякова дома и слышал рыдания из дальней комнаты. На цыпочках пошел посмотреть: Хомяков всю ночь молился на коленях со слезами, рыдал перед Богом о себе, о сердце своем, о жене, о детях… Утром вышел к завтраку как ни в чем не бывало, умытый, свежий, с расправленными плечами, искрометный, веселый, умный, никому не поверяющий своих бед…

Плачьте перед Богом! Плачьте перед Богом, а не подружка перед подружкой на перекуре. Плачьте перед Богом - перед людьми не плачьте. Перед людьми умойте лицо и будьте твердыми, веселыми и сильными. Нельзя хандрить! У нас всё есть. У нас есть больше, чем мы заслуживаем. У нас есть больше, чем мы того достойны. Благодарите Бога, ничего у Него не просите. Слава Тебе, Господи, я живу. Слава Тебе, Господи, у меня есть друзья. Слава Тебе, Господи, я - на своих ногах при ясной памяти. Слава Тебе, Господи, у меня есть работа, какие-никакие деньги есть, я сам себе хлеб покупаю, не протягиваю руку. Слава Тебе, Господи, я крещенный. Слава Тебе, Господи, я много знаю и умею читать, я могу постичь любую науку. Слава Тебе, Господи, у меня еще вся жизнь впереди. Слава Тебе, Господи, я в рай войду, когда умру, потому что Ты за меня умер, - я верую в это, я в раю хочу жить. Вечно жить. Что хандрить?! Эй, вы, люди, возьмитесь за ум, перестаньте унывать, тосковать, печалиться! Пусть печалятся, тоскуют и унывают безбожники. Пусть они разгоняют свою тоску сатанинскими удовольствиями. Пусть «ширяются», «двигаются» и нюхают, потому что у них больше радости нет. Мы с вами имеем миллион причин для того, чтобы улыбнуться и сказать: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!»

Известно не только прихожанам. Священник, долгие годы являвшийся настоятелем храма преподобного Агапита Печерского в Киеве, в юном возрасте чуть не избрал карьеру военного. За его плечами было Московское суворовское военное училище, факультет спецпропаганды Военного института Министерства обороны СССР. Но, не закончив вуз, он пошел учиться в Киевскую духовную семинарию. С 2014 года проповедник и миссионер переехал в Россию.

Протоиерей известен своими яркими высказываниями, которые порой у аудитории вызывают неоднозначную реакцию. В Петербурге Андрей Ткачев представил свою новую книгу и пообщался с читателями.

Невозможно понять ни одну книгу без библейского контекста. Если еще несколько сот лет назад было сложно найти человека, который прочитал бы за всю жизнь 20 книг, то сейчас никого и 120 книгами не удивить. Мы все стали книжниками, но не фарисеями.

Когда умирал Вальтер Скотт , он сказал: «Дети, дайте мне книгу». Они спросили - какую? На что он ответил, что есть только одна книга. Все остальное - толкование.

Любая книга - будь то поэзия, беллетристика, политическая и детективная литература - это толкование Библии. Невозможно писать вне ее поля. Даже те, кто думает иначе, рано или поздно попадает в поле притяжения близких смыслов.

Сегодня у нас есть все возможности наращивать духовную мускулатуру, чтобы понять поле христианской письменности. Все, что пишут наши писатели, находится в поле христианской письменности. Все, что мы пишем в письмах, смс-ках, блогах - все это библейские тексты, в которых мы апеллируем библейскими понятиями праведности, святости, греха, проклятия, справедливости. Плюсы и минусы заложены в нас Библией.

О секрете долголетия

Я считаю, что всякий, владеющий грамотой, должен много читать и должен сверять свое чтение с Библией. И это занятие, рассчитанное лет на 80-90, продлит человеку жизнь.

Считаю, что тот, кто читает Библию без остальной литературы, тот - кастрат. А тот, кто читает все подряд без Библии - дважды кастрат.

Если вы захотите прочитать сквозь призму библейского понимания Пушкина, Драйзера, Дюма или Диккенса, убежден, Бог добавит к вашей жизни еще 10 лет, потому что перед вам стоит глобальная задача. Чтение - лучший способ продления жизни. Это не просто усвоение знаков, это творческий процесс, который приобщает тебя к другой жизни, иному Царству. Хотите долго жить? Начинайте читать!

О Чехове и революции

Я считаю, что Чехов ошибся. В своих произведениях он нарисовал карикатуру русской действительности, за которую потом ухватилась советская власть. Большевики настойчиво экранизировали многие его произведения, чтобы показать, что жизнь в дореволюционной России была безвоздушной, глупой, бессмысленной. Из такой жизни выход был только один - в революцию.

Мне бы было интересно, что бы Антоша Чехонте сказал, если бы дожил до революции 1905 года, если бы увидал своих «ионычей», поднятых на виллы, или «людей в футляре», застреленных на улице случайно. Он не видал боев на Красной Пресне, перестрелок и поножовщин, столыпинских висельниц.

Кровь, которую проливали в то время практики, была призвана теоретиками, которые потом после революции смылись. Горький, к примеру, сразу уехал на Капри, откуда вернулся очень поздно, и потом умер очень странно.

Считаю, что Чехов - слепой поэт, слепой художник. Он все описал, но ничего не понял. Он нарисовал множество карикатур и умер за год до того, как общество взорвалось. И те, кого он рисовал всю жизнь, резали друг другу глотки, вешали и убивали.

Литературный критики Василий Розанов писал о Гоголе, что тот убил русскую душу. По мнению публициста, более того - карикатурный взгляд на действительность убил и Россию. Одни высмеивали купечество, другие - духовенство, третьи - военных. Чехов был такой же карикатурист.

У русской литературы русской есть родовой грех: искать грязь, обходя чистые места.

О перфекционизме в отношениях

Часто корнем бед в отношениях бывает перфекционизм. Желание полной перфектности другого - это грех. Вы всегда найдете минусы в своем супруге. Но помните, что вы живете не с ангелом. Не стоит требовать друг от друга сверхзадач. Давай будем ценить друг в друге то, что есть.

Если муж дал вам детей, не отказался от них и их кормит - это прекрасная вещь, которой нет у миллиона женщин. Вы счастливый человек. Если он сам не ходит в церковь, но вам не запрещает - то вы дважды счастливый человек.

Женщинам не стоит требовать от мужа идеальности. Таких мужчина не бывает. Не будем дергаться, а благодарить Бога за то, что есть. В будущем будет лучше, если мы будем становиться лучше.

О неоязычестве

Всякое современное неоязычество придумано в тех же кабинетах, что и «оранжевые революции». Чистый атеизм уже никого не привлекает. Это ноль, а сейчас интересен минус: что-то мутное, с кровушкой да с удалью молодецкою.

К примеру, родноверие цепляет человека за гордость, национализм, внушает, будто он близок природе, экологично мыслит. Часто язычники ориентируются на силовые структуры, на людей в камуфляже и с оружием в руках. Язычнику легче убивать, у него меньше мук совести. Возможно поэтому их много в силовых структурах. Но надо признать, что это наша общая вина: мы упустили целое поколение людей, которое не знает Бога, не умеет перед Богом плакать, не умеет его хвалить.

Неврология и нейрохирургия Статьи

История изучения памяти: от древних до наших дней

2012-05-27

Трудно сказать точно, где и когда появились первые целостные представления о работе нашей памяти. Судя по всему, первые размышления на этот счет принадлежат древним грекам и относятся приблизительно к VI веку до нашей эры. Сейчас высказывавшиеся тогда соображения кажутся достаточно наивными, особенно если учесть, что делались они величайшими мыслителями всех времен и народов.

Парменидес в VI веке до н.э. рассматривал память как смесь света и тьмы, тепла и холода. Он думал, что если эти смеси не "взбалтывать", то память будет прекрасной. Забывание же есть результат взбалтывания, замутнения.

В V веке до н.э. Диоген предположил, что память представляет собой процесс, который определяет равномерное распределение воздуха в туловище. Так же как и Парменидес, он считал, что забывание есть изменение этого распределения.

Как и во многих областях знания, первым человеком, внесшим реальный вклад в объяснение работы памяти, был Платон (IV век до н.э.). Его теория известна как "гипотеза восковой доски"; она до сих пор разделяется некоторыми, хотя и встречает много возражений. Платон считал, что память запечатлевает опыт, так же как воск, на котором отпечатываются те предметы, которые с ним соприкасаются. Эти отпечатки сохраняются до тех пор, пока не исчезают (изнашиваются) со временем, вновь оставляя чистую поверхность. Эта чистая поверхность и рассматривалась Платоном как полное забывание, обратная сторона того же процесса.

Аристотель (IV век до н.э.) был первым, кто ввел научную терминологию для описания психических процессов. Он считал, что язык, использовавшийся до него, был неадекватен для описания физических аспектов процесса запоминания. Вводя новую терминологию, Аристотель одновременно приписывал сердцу все те функции, которые мы теперь приписываем мозгу. Он понимал, что сердце, помимо всего прочего, осуществляет кровоснабжение организмами считал, что запоминание связано с движением крови. Аристотель показал, что забывание есть результат замедления этого процесса. Еще одним вкладом Аристотеля в изучение процессов запоминания была его концепция "ассоциации идей".

Следующим философом, внесшим большой вклад в изучение проблемы запоминания, был выдающийся врач Гален, живший во II веке. Он выделил и проанализировал функции различных анатомических органов и физиологических систем, и подробно изучил функционирование нервной системы. Так же как и греки, Гален рассматривал память и психические процессы как проявление действия "животных" жидкостей. Он считал, что эти жидкости вырабатываются в мозгу, и соответственно именно там локализуется память. Гален полагал, что воздух всасывается в мозг и здесь смешивается с жизненными жидкостями. Эта смесь растекается по телу, позволяя нам чувствовать, ощущать вкус и т.д.

Эти идеи Галена были тут же подхвачены церковью, которая обладала в это время огромным влиянием. Эта концепция стала официальной доктриной, что практически остановило развитие представлений о памяти в последующие 1500 лет. Даже величайшие умы не могли бороться с подобным социальным влиянием церкви. Святой Августин, живший в IV веке, принял идеи церкви относительно того, что память является функцией души, сосредоточенной в мозге. Он, однако, даже не пытался объяснить это явление.

С этого времени и вплоть до XVII века представления о памяти практически не развивались, и даже в XVII веке они во многом оставались в рамках религиозной доктрины. Даже такой великий мыслитель, как Декарт, в целом разделял взгляды Галена. Он, правда, считал, что животные жидкости текут в мозг от шишковидной железы и, доходя до определенного места, "включают" механизмы памяти. Чем шире каналы, по которым течет жидкость, тем больше жидкости протекает через них. Именно таким образом он объяснял изменение качества запоминания и силы того, что мы теперь называем "следы памяти". След памяти - это физическое изменение в нервной системе, произошедшее в результате обучения; именно этот след позволяет нам запоминать.

Одним из мыслителей, откликнувшихся на стремительное развитие наук и находившихся под влиянием Ньютона, был Гартли, создавший вибрационную теорию памяти. Используя концепцию вибрации, разработанную Ньютоном, Гартли предположил, что в мозгу существуют вибрации, возникающие еще до рождения. Новые впечатления меняют характер, место, степень и продолжительность этих вибраций. После влияния новых впечатлений вибрации опять становятся такими, какими были до этого. Но если то же впечатление возникает снова, то возвращение в первоначальное состояние займет уже больше времени. Все это, в конечном счете, может привести к окончательному изменению характера вибраций и их фиксации в новом состоянии: это и есть образование следов памяти. С развитием науки в Германии в XIX веке произошли значительные изменения и в представлениях о памяти.

Многие идеи, предложенные еще древними греками были отвергнуты, и на их место пришли представления, почерпнутые из современной биологической науки.

Прохазка окончательно и бесповоротно отверг устаревшую теорию жидкостей, на том основании, что она не была ничем подтверждена с собственно научных позиций. Он понимал, что ограниченность знаний делает попытку локализовать память в мозгу чистой спекуляцией. "Подобная локализация возможна,- писал он,- но у нас недостаточно знаний в настоящий момент, чтобы осуществить ее". Лишь через 50 лет после этого проблема локализации памяти была в какой-то степени разрешена.

Другая концепция, разработанная в этот период, принадлежит Флоренсу, который считал, что память "локализована" во всех частях мозга. Он полагал, что мозг действует как единое целое и бессмысленно представлять его как взаимодействие отдельных частей. Его взгляды в значительной мере повлияли на развитие физиологии и лишь в последнее время в этой области были сделаны заметные успехи, расширившие наши представления.

Современные концепции

Развитию современных представлений о памяти в значительной мере способствовали достижения в технологии и методологии. Практически все исследователи согласны, что память локализована в коре головного мозга. Однако даже в настоящее время точная локализация памяти представляет собой очень сложную задачу, так же как и полное понимание механизмов функционирования памяти.

Представления о памяти развивались в нашем веке, начиная с исследования Эббингауза, изучавшего проблемы научения и построившего кривые забывания в начале века, и кончая сложными и изощренными современными концепциями.

Исследования и теории могут быть в целом отнесены к трем областям: работы по изучению биохимической природы памяти; теории, в соответствии с которыми память не может рассматриваться как целостный процесс, а скорее как ряд подпроцессов; работы Пенфилда по стимуляции мозга.

Исследования биохимических коррелятов памяти были начаты Хайденом в конце 50-х годов. В соответствии с его концепцией, работа памяти тесно связана с количеством РНК (рибонуклеиновой кислоты) в организме. РНК вырабатывается ДНК - дезоксирибонуклеиновой кислотой, которая в свою очередь определяет генотип человека (в частности, ДНК определяет, какого цвета будут у человека глаза - голубого или карего).

Были проведены эксперименты, которые действительно показали, что РНК в значительной мере влияет на характер нашего запоминания. Например, если животных тренируют по определенной методике, то РНК в определенных клетках меняется. Более того, если выработка РНК прекращается, то животные не могут ничего запомнить и становятся необучаемыми.

Один из наиболее интересных экспериментов заключался в том, что когда РНК обученной крысы впрыскивали в организм необученной, то вторая "вспоминала" то, о чем никогда не знала.

В то время как эти исследования продолжаются многие ученые считают, что необходимо прекратить изучение процесса запоминания и сосредоточиться на забывании. Они считают, что основная проблема памяти заключается именно в том, что мы все постоянно забываем.

Эта идея лежит в основе концепции, согласно которой существуют 2 вида хранения информации: долговременный и кратковременный. В частности мы по-разному запоминаем номер телефона, который нам только что дали, и свой собственный номер.

Кратковременная память работает в ситуациях, когда информация, попадающая в мозг, не перекодирована должным образом и потому легко забывается. В долговременной памяти информация перекодируется соответствующим образом, систематизирована, потому может храниться годами, если не всю жизнь.

Исследования, связанные с прямой стимуляцией мозга, были начаты хирургом Уайлдером Пенфилдом. Он проводил операции по отсечению небольших частей мозга с целью избавить пациента от эпилептических припадков. Перед операцией Пенфилд осуществлял электростимуляцию различных областей мозга, а пациент, находившийся в состоянии бодрствования, должен был сообщать о своих впечатлениях. Когда Пенфилд стимулировал височные отделы коры головного мозга, то пациенты говорили, что перед ними встают яркие воспоминания детства. Пенфилд установил, что стимуляция разных областей вызывает различный эффект, но только стимуляция височных долей приводит к возникновению связных и осмысленных воспоминаний. Эти воспоминания часто бывают полными, в том смысле, что в них присутствуют цвета, звуки, движения и эмоциональное отношение к происходящему.

Кроме того, оказалось, что кое-что из того, что испытуемый "вспоминал" после стимуляции, было уже забыто им в обычном состоянии. К тому же "стимулируемые" воспоминания были гораздо более четкими и конкретными, чем обычные, которые часто носят обобщенный характер. Пенфилд считает, что наш мозг запоминает абсолютно все, на что мы обращаем внимание, и это запоминание постоянно, хотя в обыденной жизни припоминание по каким-то причинам может быть невозможным.

Мы видим, что проблема запоминания по-настоящему привлекла умы ученых лишь в последние 2 тыс. лет, а из них в течение первых 1,5 тыс. лет продвижение было весьма незначительным. Практически только последние 200 лет были плодотворными для исследования проблемы и, избавившись от сомнительных концепций, связанных с жидкостями и т.д., мы теперь локализовали память в определенном участке нашего тела.

Надо заметить, что даже сейчас исследования памяти находятся на начальной стадии. Каждый месяц публикуется около 80 статей по этой проблеме, и возможно, что вскоре мы будем свидетелями интереснейших открытий в этой области.

В статье использованы материалы книги: Т.Бузан. Скоростная память. Издательство «Эйдос», 1995

С.-Петербургский институт истории РАН с глубоким прискорбием сообщает, что 12 октября 2014 г. на 88-м году жизни скоропостижно скончался член-корреспондент Российской академии наук, доктор исторических наук, главный научный сотрудник института Рафаил Шоломович Ганелин .

Выпускник Ленинградского государственного университета, Рафаил Шоломович Ганелин в 1955 г. был зачислен в штат Ленинградского отделения института истории СССР АН СССР и прошел путь от младшего до главного научного сотрудника. Крупный ученый-исследователь, он внес огромный вклад в науку трудами по актуальным проблемам всеобщей и отечественной истории. Автор более трехсот научных работ, освещающих важнейшие вопросы истории, получивших высочайшую оценку российских и зарубежных специалистов.

В золотой фонд исторической науки вошли его монографии «Россия и США: Очерки русско-американских отношений, 1914-1917», «Советско-американские отношения в конце 1917 – начале 1918 г.», «Российское самодержавие в 1905 году: Реформы и революция», «СССР и Германия перед войной. Отношения вождей и каналы политических связей», написанные в соавторстве с коллегой и другом, академиком Б. В. Ананьичем исследования «С. Ю. Витте – мемуарист» и «Сергей Юльевич Витте и его время». В коллективных трудах, подготовленных под руководством и с авторским участием Рафаила Шоломовича Ганелина, раскрыты важнейшие аспекты внутренней и внешней политики дореволюционной России и СССР. В 1991 г. Р. Ш. Ганелин был избран членом-корреспондентом Академии наук.

На протяжении многих десятилетий Рафаил Шоломович занимался публикацией документов по отечественной истории. Под его руководством и при его участии увидели свет такие крупные публикации, как «Николай Второй: Воспоминания. Дневники» в серии «Государственные деятели России глазами современников», «Лемке М. К. Святая дружина Александра III (Тайное общество борьбы с крамолой). 1881-1882 годы», «Дело Менделя Бейлиса. Материалы Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства» и другие.

Плодотворная творческая научная деятельность Рафаила Шоломовича получила высокую оценку правительства и научной общественности, о чем свидетельствуют награждение его Орденом дружбы (1999), медалями «В память 250-летия Ленинграда» и «В память 300-летия Санкт-Петербурга», присуждение ему премии Президиума Академии наук им. В.О. Ключевского и премии Правительства Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургского Научного центра РАН им. Академика С.Ф. Ольденбурга.

Долгие годы связывали Р. Ш. Ганелина с ведущими высшими учебными заведениями города. Он являлся профессором исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета и исторического факультета Европейского университета в Санкт-Петербурге, преподавал в Ленинградском государственном педагогическом институте им. М.Н. Покровского и Ленинградском государственном библиотечном институте им. Н.К. Крупской.

Жизнь Р.Ш. Ганелина – яркий пример служения отечественной исторической науке. Его смерть – огромная потеря, которая воспринимается особенно остро его многочисленными коллегами, друзьями и учениками.

Соболезнования, присланные в связи с кончиной чл.корр. РАН, д.и.н. Рафаила Шоломовича Ганелина

Дирекция и коллектив Института российской истории РАН с глубоким прискорбием узнали о кончине видного российского историка, доктора исторических наук, член-корреспондента РАН Рафаила Шоломовича Ганелина. Мы навсегда запомним Рафаила Шоломовича как замечательного ученого, добросердечного и жизнелюбивого человека, к которому всегда можно было обратиться за советом. Его отличало сочетание высокой петербургской интеллигентности и подкупающей доброжелательности к людям. Его фундаментальные работы внесли значительный вклад в изучение истории России конца XIX-начала XX веков. Выражаем самое искреннее соболезнование родным близким покойного, его коллегам.

Директор Института российской истории РАН доктор исторических наук, профессор Ю.А.Петров

Уважаемые коллеги!
Выражаем искренние соболезнования в связи с кончиной Рафаила Шоломовича Ганелина. Знаем его как крупного ученого, педагога. Скорбим вместе с вами.

От Вологодского педагогического института зам. директора по НИР
профессор М.А. Безнин, профессор Т.М. Димони

Коллектив кафедры истории России Саратовского университета с чувством глубокой скорби узнал о кончине члена-корреспондента РАН Рафаила Шоломовича Ганелина.

Для нас он был одним из ярчайших представителей петербургской школы историков, специалистом необыкновенно широкого творческого диапазона, знатоком российской и мировой истории XIX-XX веков. Книги и публикации Рафаила Шоломовича прочно вошли в отечественную историографию, по ним учатся наши студенты и аспиранты. Р.Ш. Ганелина связывали дружеские и научные отношения со старшим поколением саратовских историков, особенно с Игорем Васильевичем Порохом. Наши учителя передали нам чувство глубокого уважения к личности и трудам Рафаила Шоломовича, которое мы сохраним в своей памяти. Просим передать наши соболезнования родным и коллегам ушедшего историка.

От имени коллектива кафедры и всех саратовских историков, знавших Рафаила Шоломовича, Сергей Алексеевич Мезин.

Уважаемые коллеги!
В связи со скоропостижной кончиной Рафаила Шоломовича Ганелина выражаем глубокие, искренние соболезнования всем его близким, родственникам, коллегам, друзьям, ученикам.
С Рафаилом Шоломовичем судьба свела меня в 2003 г., когда я обучался в докторантуре РГИ Санкт-Петербургского госуниверситета. Позднее, он оказал мне честь выступить в качестве официального оппонента на защите диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. Рафаил Шоломович оказал на меня огромное влияние. Он запомнился как большой ученый, профессионал своего дела, а также как отзывчивый, доброжелательный, высокопорядочный, честный, высокоинтеллигентный Человек.
Высоко ценят профессионализм Р.Ш. Ганелина, его вклад в развитие исторической науки и знакомые с его фундаментальными трудами коллеги-историки.
Память о Рафаиле Шоломовиче Ганелине навсегда сохранится в наших сердцах.
От имени всего коллектива исторического факультета Карачаево-Черкесского государственного университета , заведующий кафедрой истории России, доктор исторических наук, профессор Рустам Маратович Бегеулов.

Я испытал глубочайшую скорбь и чувство глубокой личной утраты, когда узнал о смерти Рафаила Шоломовича Ганелина. Дорогой друг и необыкновенно заботливый коллега, всегда готовый поддержать, он был блестящим ученым, который глубоко заботился об общечеловеческих ценностях. Выдающийся ученый самых лучших петербургских традиций, его будет не хватать историкам во всем мире, для кого было большой честью знать его и его бесчисленные бессмертные труды.

Александр Рабинович Индианский университет, США

Примите глубокие соболезнования коллегам Института в связи с кончиной Рафаила Шоломовича! Вечная память выдающемуся историку!

Александр Резник (Пермский государственный национальный исследовательский университет )

Примите мои искренние соболезнования по поводу кончины Р.Ш.Ганелина.
Увы, время безжалостно, и мы теряем настоящих ученых, которые много
сделали для развития российской исторической науки.
Ирина Викторовна Поткина. (д.и.н. ИРИ РАН)

С чувством глубокой скорби мы узнали о кончине Рафаила Шоломовича Ганелина.
Выдающийся российский ученый, своими многочисленными трудами в области отечественной и зарубежной истории Рафаил Шоломович оставил неоспоримый след в мировой науке. Мы будем помнить его также как блестящего преподавателя, мудрого и взыскательного наставника, человека безукоризненных жизненных принципов.

От имени коллектива Института истории, политических и социальных наук
Петрозаводского государственного университета, Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН

Александр Антощенко, Сергей Веригин, Михаил Гольденберг, Елена Дубровская, Ольга Илюха, Юрий Килин, Александр Кожанов Николай Кораблев, Александр Пашков, Иван Савицкий, Илья Соломещ, Лев Суни, Ирина Такала, Александр Толстиков, Ирина Чернякова, Михаил Шумилов, Светлана Яловицына.

Дорогие и глубокоуважаемые коллеги,

глубоко скорбим вместе с вами в связи с неожиданной кончиной выдающегося российского историка и замечательного человека члена-корреспондента РАН Рафаила Шоломовича Ганелина.

Память о нем навсегда сохранится в наших сердцах.

От Археографической комиссии РАН председатель, Сергей Михайлович Каштанов.