Как ввести разговорный язык в поэзию? И как вывести поэзию из этих разговоров?

В.В. Маяковский

Тип урока – контрольно-обобщающий.

Цели и задачи:

  • проверить прочность усвоения учащимися фактических знаний о творчестве Маяковского и о месте поэта в истории русской литературы;
  • развить и закрепить навыки лингвистического и литературоведческого анализа художественного текста;
  • воспитать интерес к поэтическому наследию Маяковского.

Игра – одна из наиболее эффективных, демократичных и популярных форм обучения в старших классах. К зачёту в форме командной игры ученики готовятся добросовестнее и с большей охотой, чем к традиционному письменному или устному уроку контроля знаний. Урок в такой форме сплачивает коллектив одноклассников, создаёт атмосферу соревновательности, исключает выступление по принципу «каждый за себя». К тому же во время игры едва ли кто-то из нерадивых учеников воспользуется шпаргалкой или спишет правильный ответ у соседа-отличника. Зачёт в форме игры развивает и интерес к предмету в целом, и к творчеству отдельно взятого писателя, развивает навыки корректного общения, быстроту реакции, чувство ответственности за себя и за команду.
Ход зачёта в форме командной игры определяется несколькими конкурсами, каждый из которых имеет свои особенности и правила. О тематике и направленности конкурсов ученикам сообщается заранее, на предыдущем уроке. Капитанам команд учитель даёт рекомендации по подготовке к игре и сообщаются принципы оценивания. Важно подчеркнуть, что даже игра требует серьёзной, основательной подготовки, и оценка каждого ученика будет зависеть не столько от победы или проигрыша команды, сколько от личного вклада в успешное выступление коллектива на зачёте.

I. Блиц-опрос: «Я – поэт. Этим и интересен»

Блиц-опрос – своего рода разминка в форме брейн-ринга. Задача – дать правильный ответ, опередив команду соперников. Учитель зачитывает вопрос, произносит слово «время» (или даёт иной звуковой сигнал), и только после этого команды могут сообщить о готовности ответить (например, поднять руку). Если учащиеся заявляют о готовности ответить до поданного учителем сигнала, команда лишается права ответа на этот вопрос. За каждый правильный ответ присуждается 2 балла. Если ответ верный, но неполный или не вполне точный, присуждается 1 балл.

  1. «Да вы же гениальный поэт!» – сказал он никому не известному в 1912 году студенту Маяковскому и опубликовал его стихотворение. Кто столь неожиданно сделал Маяковского поэтом? (Бурлюк)
  2. В манифесте «Пощёчина общественному вкусу» футуристы (а в их числе и Маяковский) выразили своё отношение к классике с использованием образа водного транспорта. Приведите цитату. («Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с Парохода Современности»)
  3. В автобиографии «Я сам» Маяковский рассказал: «…возненавидел сразу – всё древнее, всё церковное и всё славянское… отсюда и мой футуризм, и мой атеизм». О каком событии рассказал Маяковский? (Об экзамене в гимназии по Закону Божию, когда будущего поэта спросили, что означает слово «око», а Маяковский ответил: «Три фунта» - так было по-грузински).
  4. Какой музыкальный инструмент подходит для исполнения ноктюрна? («Флейта водосточных труб»)
  5. «Эта тема сейчас и молитвой у Будды, и у негра вострит на хозяев нож». Какая тема? (Любовь. Цитируется поэма «Про Это»)
  6. «После смерти нам стоять почти что рядом: вы на Пе, а я на эМ». Где и с кем происходит эта встреча Маяковского? (С Пушкиным на Тверском бульваре)
  7. В каком произведении Маяковский выступил в роли автора, главного героя и исполнителя? (Трагедия «Владимир Маяковский»)
  8. Кто, по мнению Маяковского, побежит с его «стихами под мышкой и будет, задыхаясь, читать их своим знакомым»? (Бог в стихотворении «А всё-таки»)
  9. Малярия, Одесса, хохочущие канделябры… Кто какую новость сообщит герою этой поэмы? (Мария сообщит, что выходит замуж)
  10. С кем Маяковский обсуждал тему «места поэта в рабочем строю»? (С фининспектором)
  11. О ком писал Маяковский: «Ваше имя в платочки рассоплено, ваше имя слюнявит Собинов»? (О Есенине)
  12. В каких произведениях Маяковского встречаются эти числа: а) «тысяча тысяч Бастилий»; б) «сто томов партийных книжек»; в) «сто пятьдесят миллионов»? (а – «Облако в штанах», б – «Во весь голос», в – «150.000.000»)
  13. Кто из героев Маяковского считает «Александра Семёныча Пушкина» автором оперы «Евгений Онегин»? (Победоносиков, герой комедии «Баня»)
  14. Есенин назвал стихи Маяковского «агитезами». Как, в свою очередь, Маяковский отозвался о стихах Есенина? («Кобылезы»)
  15. Восстановите пропущенные слова в реплике Есенина: «Знаешь, почему я – поэт, а Маяковский так себе – непонятная профессия? Потому что у меня <…>, а у него – шиш!» («…родина есть»)
  16. Какая из этих аббревиатур имеет отношение к Маяковскому и как она расшифровывается: ЛЦК, ОБЭРИУ, ЛЕФ, РАПП, СП СССР? (ЛЕФ – Левый фронт)
  17. Кто из русских поэтов «примирил» - уже посмертно – в своих стихах Маяковского и Есенина? (Цветаева)
  18. Вообразив себя в одном из произведений «негром преклонных годов», Маяковский указал на причину, по которой он непременно выучил бы русский язык. Что за причина? («Я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин»)
  19. Какая одежда, по словам Маяковского, годится для укутывания души от осмотров? (Жёлтая кофта)
  20. Продолжите цитату: «Профессор, снимите очки-велосипед! Я сам расскажу…» О чём? («…о времени и о себе»)
  21. В каком стихотворении Маяковский отказывается от любой формы самоубийства ради любви? («Лиличка!»)
  22. Назовите адресатов любовной поэзии Маяковского (Мария Денисова, Лиля Брик, Татьяна Яковлева, Вероника Полонская)
  23. Кому Маяковский адресовал «Письмо… о сущности любви»? (Товарищу Кострову)
  24. В каком произведении Маяковского герой видит, как «сидят людей половины»? Из-за чего происходит их физическое раздвоение? («Прозаседавшиеся». Из-за того, что «в день заседаний на двадцать нужно успеть» им).
  25. Будучи врагом бюрократизма, Маяковский, тем не менее, одному документу даже посвятил отдельное стихотворение. («Стихи о советском паспорте»)

II. Дискуссия: «Бесценных слов мот и транжир»

Командам предлагается защитить или раскритиковать языковые эксперименты Маяковского. Выбор позиции – защита или критика – разыгрываются между командами путём жеребьёвки. Победа присуждается той команде, которая сумела наиболее доказательно изложить по пунктам и отстоять свою точку зрения, опираясь на конкретные примеры использования языковых возможностей в произведениях Маяковского. На защиту позиции выделяется до 2 минут (используются песочные часы). Можно заработать до пяти баллов.

III. Дуэль команд («ты мне – я тебе»): «Я прохожу по строчечному фронту»

Команды задают друг другу по 5 заранее подготовленных вопросов, связанных с героями и цитатами из произведений В.В. Маяковского. Важно, чтобы вопросы охватывали как можно больше произведений поэта разных жанров. За каждый правильный ответ отвечающей команде присуждается 1 балл. Некорректно составленные вопросы (например, двусмысленные или неграмотно сформулированные) приносят минус один балл команде, составившей такой вопрос.

IV. Соревнование: «Я ухо словом не привык ласкать»

За одну минуту команды должны вспомнить и одновременно записать на выданных листах (один лист на одну команду) как можно больше неологизмов из произведений Маяковского. За каждый неологизм присуждается один балл.

V. Аналитический практикум: «О времени и о себе»

Команды получают конверты с пятью карточками, содержащими отрывки из произведений Маяковского. Задача в том, чтобы 1) определить, из какого произведения приведён отрывок; 2) найти в отрывке все художественные приёмы, использованные автором, указав цель их использования. За каждую карточку можно получить 2 балла. Таким образом, максимальное число баллов в этом конкурсе – 10.

VI. Конкурс капитанов: «Славьте меня! Я великим не чета…»

Задание капитаны получают заранее: они должны представить свою команду в стиле Маяковского. Можно заработать до 5 баллов.

VII. Конкурс выразительного чтения: «Гранёных строк босой алмазник»

VIII. Подведение итогов

В конце игры подводятся итоги, суммируются заработанные командами баллы, объявляется команда-победитель. Капитанам предоставляется слово для того, чтобы они отметили наиболее активных игроков в своей команде, выставили им оценки, которые будут носить для учителя рекомендательный характер и учтены при выставлении «официальных» оценок в журнал. Игроки, в свою очередь, путём тайного голосования выставляют оценку капитану.
Если на уроке присутствуют гости, можно дать именно им поручение оценить работу команд и отдельных игроков. Как правило, мнение посторонних людей воспринимается учащимися как более объективное, не связанное с неизбежно складывающимися в коллективе отношениями симпатии и антипатии как внутри классного коллектива, так и между педагогом и учениками.

Список литературы :

  1. Осмоловский М.В. Зачёт-игра по творчеству А.Н. Островского // Тирасполь: педагогический поиск, №3, 2003.
  2. Осмоловский М.В. Модель современного урока литературы. // Известия Научно-координационного центра Воронежского государственного педагогического университета - Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Воронеж, 2004.
  3. Осмоловский М.В. Технология многоаспектного изучения литературы как учебной дисциплины. Кишинев – Тирасполь, 2004.

1.К какому литературному течению относят творчество В. Маяковского? Маяковский принадлежал к футуризму, к наиболее влиятельной его группе «кубофу-

туристов», или поэтов «Гилеи» (сюда, кроме Маяковского, входили Бурлюк, Крученых, Хлебников).

2.Что такое футуризм?

Футуризм - это авангардистское течение в европейском и русском искусстве на­чала XX века, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом. Временем рождения русского футуризма (от лат. futurum - будущее) счи­тается 1910 год, когда вышел в свет первый футуристический сборник «Садок судей» (авторы: Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Каменский, В. Маяковский и А. Крученых). Кроме группы «Гилея», были еще «эгофутуристы» (И. Северянин, И. Игнатьев, В. Гнедов) и объединение «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев, С. Бобров и др.). Первая декларация футуристов - «Пощечина общественному вкусу» - вышла в 1912 году.

3.Каковы были идеи футуризма?

Маяковский декларировал намерение «стать делателем собственной жизни и зако­нодателем для жизни других». Футуристы претендовали на вселенскую миссию: создать сверхискусство, которое будет способно преобразить мир. При этом они стремились рационально обосновать творчество, опираясь на фундаментальные науки - физику, математику. Их творчество выходило за рамки литературы и было связано с авангард­ными группировками художников 1910 годов: «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи». Большинство футуристов совмещали литературу с живописью или музыкой. Они сознательно эпатировали публику, желая пробудить стремление изменить себя и мир, чтобы идти к будущему.

4.Что вы знаете о семье В. Маяковского?

Владимир Владимирович Маяковский родился 7 июля 1893 года в семье лесничего, жившего с женой Александрой Алексеевной, сыном и дочерьми Олей и Людой, в Багдади (Грузия). Отец рано умер. Маяковские переехали в Москву. Владимир Маяковский ктому времени уже окончил гимназию в Кутаиси (там же он обучался живописи).

5.Какое образование получил В. Маяковский?

Окончив гимназию в Кутаиси и приехав в Москву, В. Маяковский через несколько лет участия в деятельности РСДРП (большевиков) и пребывания за это в тюрьме (11 ме­сяцев в Бутырках) поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества: «единственное место, куда приняли без свидетельства о благонадежности».

6.Расскажите о начале творчества В. Маяковского.

Первое стихотворение «Ночь» было опубликовано в сборнике «Пощечина обще­ственному вкусу». Стихи 1912-1917 годов отличались новаторством в области формы, ощущением катастрофы и «исчерпанности» старой культуры и всех форм искусства, поскольку раннее творчество Маяковского развивалось в русле футуризма.

7.К какому жанру тяготел Маяковский?

Маяковский внес новое понимание в жанр поэмы. Хотя поэма - эпический жанр, у Маяковского присутствует в ней лирическое начало. Им созданы поэмы: «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир», «Человек», «150 ООО ООО», «Хорошо!», «Люблю», «Про это».

8.Каковы мотивы и темы сатирической поэзии В. Маяковского?

В ранней поэзии поэт выражает протест против ненавистного ему современного уклада жизни. Поэтому в основе его произведений лозунг «Долой!» - «Долой вашу войну!», «Долой вашу религию!», «Долой ваше искусство!», «Долой вашу любовь!» Он выражает свое возмущение в стихах: «Нате!», «Вам!», «Я и Наполеон», выступая про­тив войны; против унижения человека («Гимн ученому», «Гимн судье», «Мое к этому отношение»).

В послереволюционный период сатира Маяковского направлена против бюрократии, мещанства, глупости и пошлости («Прозаседавшиеся», «Фабрика бюрократов», «Письмо к любимой Молчанова, брошенной им», «Канцелярские привычки» и др.)

9.Назовите пьесы Маяковского.

Это «Клоп», «Баня» - сатирические комедии.

10.Каков вклад Маяковского в искусство?

Маяковский был разносторонне одаренным человеком - не только поэтом, но и художником. Он работал дня РОСТА, иллюстрируя политические новости, писал кар­тины. Он был автором ряда сценариев для немого кино, самый известный из них - для фильма «Барышня и хулиган». В этом фильме В. В. Маяковский снялся и как актер.

Космос, пожалуй, является на данный момент одной из самой больших загадок для всего человечества. Люди не устают исследовать космос, обсуждать его, выдвигать самые разнообразные теории, строить самые разнообразные предположения, но все равно космос остается чем-то невероятным, загадочным, неопознанным до конца. Да и есть ли у него конец, до которого можно дойти, руководствуясь наукой? Скорее всего, нет. Вероятно, космос на протяжении всего существования человечества будет в той или иной степени оставаться загадкой, неразрешимой загадкой, словно огромный Сфинкс, на вопрос которого не получится ответить. Но все же его изучают, а потому нам известно немало о космосе, которые поражают, а порой и пугают. Давайте же немного более подробно познакомимся с некоторыми интересными фактами о космосе и Вселенной.

  1. Каждый год в нашей Галактике появляется на свет около сорока новых звезд. Сколько же их появляется во всей Вселенной – сложно даже представить себе ответ на этот вопрос.
  2. В космосе царит тишина, так как там нет среды для распространения звука. Так что тем, кто любит помолчать, космос наверняка пришелся бы по нраву.
  3. Впервые человек взглянул на космос через телескоп около четырех столетий назад. Это был, конечно же, Галилео Галилей.
  4. Удивительно, но в космосе все знакомые нам цветы будут пахнуть абсолютно по-другому. А все потому, что запах цветка зависит от множества самых разных факторов окружающей среды.
  5. Интересный факт о космосе и планетах – солнце больше земли приблизительно в сто десять раз. Оно больше даже, чем Юпитер, который, как известно, является гигантом нашей Солнечной системы. Но при этом, если сравнивать Солнце с другими звездами во Вселенной, то оно окажется невероятно крохотным. Например, звезда Большой пес больше Солнца в полторы тысячи раз.
  6. Первое земное существо в космосе – собака Лайка, которая была запущена в космическое пространство на «Спутнике-2» в 1957 году. Собака погибла на корабле из-за нехватки воздуха. А сам спутник сгорел в атмосфере Земли из-за нарушения своей орбиты.
  7. Первый человек в космосе – Юрий Гагарин. С небольшим опозданиям после Гагарина в космос полетел Алан Шепард – американский космонавт.
  8. Первая женщина в космосе – Валентина Терешкова.
  9. Большая часть атомов, из которых состоят человеческие тела, были образованы во время плавления звездной массы.
  10. На Земле, благодаря присутствию гравитации, пламя стремится по направлению вверх, а в космосе же оно распространяется во всех направлениях.
  11. Человек никогда не сможет достигнуть края Вселенной, так как в космосе присутствует искривление пространства, из-за которого человек, двигаясь постоянно в прямом направлении, в итоге вернется в исходную точку. Этот ученые до конца пока что объяснить не в состоянии.
  12. В среднем расстояние между звездами равно тридцати двум миллионам миллионов километрам.
  13. Интересный факт о черных дырах в космосе – они являются самыми яркими объектами во Вселенной. Вообще гравитация внутри черной дыры такой силы, что оттуда не может вырваться даже свет. Но при своем вращении, черная дыра поглощает не только разнообразные космические тела, но и газовые облака, которые начинают сиять, закручиваясь по спирали. Метеоры также начинают гореть, попадая в черную дыру.
  14. На Землю каждый день падает приблизительно десять тонн космической пыли.
  15. Во Вселенной существует более чем сто миллиардов галактик, так что есть огромная вероятность того, что все же в границах этой Вселенной люди не одиноки.

Самые интересные факты о космосе можно собирать и выписывать невероятно долго, так как наша Вселенная хранит в себе огромное множество тайн и загадок, к которым мы теперь, благодаря развитию науки, можем приблизиться хотя бы на несколько шагов.

С древнейших времен космос привлекал людей, интересные факты о Вселенной могут приблизить и заинтересовать космосом еще больше!

  1. Самым ярким объектом Вселенной является Черная дыра . Внутренняя ее часть обладает настолько сильной гравитацией, что свет не может вырваться. Логично бы было, если б на небе Черную дыру увидеть нельзя было. Но, когда дыра вращается, она поглощает не только космические тела, но и облака газа, закручивающиеся в спиралевидную форму. Они и делают Черную дыру светящейся и яркой. Кроме того, затянутые в Черную дыру метеоры загораются внутри него из-за высокой скорости движения.
  2. Во Вселенной есть гигантский пузырь, в состав которого входит только газ . Появился он, по меркам Вселенной, недавно, всего лишь через два миллиарда лет после Большого Взрыва. Длина пузыря - 200 миллионов космических лет, а расстояние от Земли до газового пузыря - 12 миллиардов космических лет.

  3. Свету, который мы видим - тридцать тысяч лет . Столько лет фотоны тратят на то, чтобы выбраться из солнечного центра на его поверхность. До земной же поверхности они добираются очень быстро - тратят на это всего 8 минут.

  4. Сатурн не потонет, если погрузить его в огромную ванну, наполненную водой, а останется на поверхности . Так происходит, потому что плотность всех веществ на этой планете ниже водной плотности в два раза.

  5. В Солнечной Системе есть тело, которое похоже на Землю . Оно называется Титан, является спутником Сатурна. На поверхности тела есть реки, вулканы, моря, а атмосфера имеет высокую плотность. Расстояние между Сатурном и его спутником примерно равно расстоянию от нас до Солнца, соотношение массы тел примерно такое же. Но разумной жизни на Титане, скорее всего не будет из-за водоемов - они состоят из метана и пропана.

  6. Самым далекие звезды, которые мы видим, выглядят так, как выглядели 14 000 000 000 лет назад . Свет от этих звезд добирается до нас сквозь пространства через многие миллиарды лет, при этом имеет скорость 300 тысяч километров в секунду.

  7. Солнце очень быстро теряет свой вес . На нем есть солнечные ветры, во время которых с поверхности улетает потом частиц. В секунду Солнце теряет до миллиарда килограммов, так как даже самая маленькая частичка пыли (с маковое зернышко) может убить человека.

  8. Большая Медведица - самое популярное созвездие . Но, на самом деле это вовсе и не созвездие, а астеризм. Таким термином называются скопления звезд, который человек видит на небе, но на самом деле расстояние между ними - множество световых лет, и они находятся в разных галактиках. Угол расположения Земли по отношению к этим звездам позволяет видеть форму ковша.

  9. Если в космосе приложить друг к другу два металлических куска, то они сплавятся друг с другом . На Земле такого не происходит из-за мгновенного окисления.

  10. С 1980 года поверхность луны продается . К настоящему времени продано 7 процентов площади Луны. 10 соток на спутнике Земли стоят 30 долларов. Вместе с бумагой на собственность участка покупателю выдают и фото участка, сделанные со спутника.

  11. Земля, кроме Луны, имеет еще три спутника . В конце 19 века ученые обнаружили астероид диаметром в пять метров, который вращался вокруг Солнца с частотой Земли, потому и вращался рядом с Голубой Планетой. По этой причине астероид назвали вторым спутником. Через некоторое время были обнаружены еще три подобных спутника.

  12. В космосе не слышатся никакие звуки . Вояджер пытался зафиксировать шумы в космосе с помощью плазменной волны, но услышать звук не удалось, так как в межзвездном пространстве газ не такой плотный. Если бы волна звука проходила через космическое газовое облако, человеческое ухо ничего бы не услышало, так барабанные перепонки не сильно чувствительные.

  13. Люди сделаны из звездной пыли . Когда произошел Большой Взрыв, частицы, получившиеся в результате его соединились с гелием и водородом, затем из-за высокой температуры соединились в элементы, в том железо.

  14. Никому не известно, сколько во Вселенной звезд . Их считают в приблизительных цифрах и только в Млечном пути. Чтобы посчитать все звезды, количество звезд Млечного пути нужно умножить на количество галактик. Согласно последним исследованиям, звезд примерно 60 секстиллионов.

  15. В космосе пониженное давление, которое в невесомости оказывает влияние на позвоночник . Астронавты за свое путешествие могут увеличиться в росте примерно на 3-5 сантиметров.

Почти все дети увлекаются космосом. Кто-то лишь на короткое время, пока узнает о том, как устроен мир. А кто-то - всерьез и надолго, мечтая однажды полететь на Луну или еще дальше, повторить подвиг Гагарина или открыть новую звезду.

В любом случае, ребенку будет интересно узнать о том, что прячется за облаками. О Луне, о Солнце и звездах, о космических кораблях и ракетах, о Гагарине и Королеве. К счастью, есть множество книг, которые помогут и малышам, и школьникам, и даже взрослым открыть для себя Вселенную. А вот несколько отрывков из них:

1. Луна

Луна является спутником Земли. Так астрономы называют ее, потому что она постоянно находится рядом с Землёй. Она вращается вокруг нашей планеты и никуда от неё не может деться, потому что Земля Луну к себе притягивает. И Луна, и Земля - небесные тела, но Луна гораздо меньше Земли. Земля - планета, а Луна - её спутник.


Иллюстрация из книги «Увлекательная астрономия»

2. Месяц

Сама Луна не светит. То свечение Луны, которое мы наблюдаем по ночам, - это отражённый Луной свет Солнца. В разные ночи Солнце освещает спутник Земли по-разному.

Земля, а вместе с ней и Луна вращаются вокруг Солнца. Если взять мячик и осветить его фонариком в темноте, то с одной стороны он будет казаться круглым, потому что свет фонаря падает прямо на него. С другой стороны мячик будет тёмным, потому что он находится между нами и источником света. А если кто-нибудь посмотрит на мячик сбоку, он увидит освещённой только часть его поверхности.

Фонарик - это как будто Солнце, а мячик - Луна. А мы с Земли смотрим на Луну в разные ночи с разных точек зрения. Если свет Солнца падает прямо на Луну, она видится нам полным кругом. А когда свет Солнца падает на Луну сбоку, мы наблюдаем на небе месяц.


Иллюстрация из книги «Увлекательная астрономия»

3. Новолуние и полнолуние

Бывает, что луны на небе вообще не видно. Тогда мы говорим, что наступило новолуние. Оно случается каждые 29 суток. В следующую после новолуния ночь на небе появляется узкий лунный серпик, или, как его еще называют, месяц. Затем серпик начинает расти и постепенно превращается в полный круг, луну - наступает полнолуние.

Потом луна снова уменьшается, «спадает», до тех пор пока опять не превратится в месяц, а затем и месяц исчезнет с небосвода - наступит следующее новолуние.


Иллюстрация из книги «Увлекательная астрономия»

4. Лунный прыжок

Хочешь узнать, как далеко ты мог бы прыгнуть, если бы находился на Луне? Выйди во двор с мелом и рулеткой. Прыгни как можно дальше, пометь свой результат мелом и измерь рулеткой длину своего прыжка. А теперь отмерь от своей пометки ещё шесть таких же отрезков. Вот какие были бы у тебя лунные прыжки! А всё потому, что на Луне меньше сила тяжести. Ты будешь дольше находиться в прыжке и сможешь поставить космический рекорд. Хотя, конечно, скафандр будет мешать тебе прыгать.


Иллюстрация из книги «Увлекательная астрономия»

5. Вселенная

О нашей Вселенной наверняка мы знаем только то, что она очень-очень большая. Вселенная возникла около 13,7 миллиарда лет назад, когда случился Большой взрыв. Его причина по сей день остаётся одной из самых главных загадок науки!

Шло время. Вселенная расширялась во все стороны и наконец начала обретать форму. Из вихрей энергии родились крошечные частицы. Спустя сотни тысяч лет они слились и превратились в атомы - «кирпичики», из которых сложено всё, что мы видим. Тогда же возник и свет, который начал свободно перемещаться в пространстве. Но понадобились ещё сотни миллионов лет, прежде чем атомы объединились в громадные облака, из которых родилось первое поколение звёзд. Когда эти звёзды разделились на группы, образовав галактики, Вселенная стала напоминать то, что мы видим теперь, глядя на ночное небо. Сейчас Вселенная продолжает расти и с каждым днём становится только больше!

6. Рождение звезды

Думаешь, что звёзды видно только ночью? А вот и нет! Наше Солнце - тоже звезда, но его мы видим днём. Солнце мало чем отличается от других звёзд, просто остальные звёзды находятся гораздо дальше от Земли и поэтому кажутся нам такими маленькими.

Звёзды образуются из облаков водородного газа, который остался после Большого взрыва или после взрывов других звёзд, постарше. Постепенно сила тяготения соединяет водородный газ в сгустки, где он начинает вращаться и разогреваться. Это продолжается до тех пор, пока газ не становится достаточно плотным и горячим, чтобы ядра атомов водорода смогли слиться. В результате этой термоядерной реакции происходит вспышка света, и рождается звезда.


Иллюстрация из книги «Профессор Астрокот и его путешествие в космос»

7. Юрий Гагарин

Гагарин был лётчиком-истребителем в Заполярье, потом его отобрали из сотен других военных лётчиков в отряд космонавтов. Юрий отлично учился и идеально подходил по росту, весу и физической подготовке. 12 апреля 1961 года, после знаменитых 108 минут полёта в космосе, Гагарин стал одним из самых известных людей в мире.


Иллюстрация из книги «Космос»

8. Солнечная система

Солнечная система - очень оживленное место. Вокруг Солнца по эллиптическим (слегка вытянутым кольцевым) орбитам вращается восемь планет, в том числе наша Земля. Еще семь - это Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Венера, Марс и Меркурий. Оборот каждой из планет длится по-разному, от 88 суток до 165 лет.