Военно-морской флот России может отказаться от корабельного зенитного ракетно-артиллерийского комплекса (ЗРАК) «Кортик-М» в пользу нового комплекса «Палица» - морского аналога известного сухопутного . По информации «Известий» из главкомата ВМФ, решение о замене будет принято в начале этого года.

«Главкому Виктору Чиркину уже представлен доклад о необходимости возобновления работ по «Палице». Если он согласится со специалистами, то производители из тульского КБ приборостроения (КБП) обещают доделать и испытать комплекс в течение 2–3 лет », - сказал информированный источник в главкомате.

Минобороны приостановило финансирование ракетно-пушечной «Палицы» в 2008 году, сделав ставку на сугубо ракетный комплекс «Редут». Однако, как уже сообщали «Известия» в начале октября 2012 года, все три испытательные стрельбы «Редута» в 2012 году закончились неудачей - и его будущее стало неопределенным.

Между тем военные и оружейники сходятся во мнении, что основной ЗРАК российского флота «Кортик-М» устаревает на глазах, в первую очередь морально. Он требует обновления элементной базы, систем целеуказания и других технологических решений.

ЗРАК по своему назначению - последняя линия обороны корабля от воздушных ударов . Он уничтожает ракеты и самолеты противника, прорвавшиеся сквозь ПВО среднего и дальнего радиуса действия. Когда цель приближается на 20 км к кораблю, включается ракетная установка, а когда на 3 км и ближе - спаренный зенитный автомат калибра 30 мм. В ближнем бою время расчетов и целеуказаний идет на доли секунды, поэтому к электронным мозгам ЗРАК предъявляются особые требования. А с этим у «Палицы»/«Панциря» как раз проблемы.

Осенью 2012 года главкомат Сухопутных войск отказался принимать на вооружение ЗРПК «Панцирь» , в числе прочих были серьезные претензии к радиоэлектронной базе. Сухопутные войска вынесли свой вердикт: ракета «Панциря» неспособна поражать маневренные малоразмерные цели, да и сама необходимость такого класса вооружений под вопросом. Современные ударные самолеты не заходят в зону действия ЗРАК, а вертолеты эффективнее уничтожать переносными зенитными комплексами и стрелковым оружием, говорили сухопутчики.

История создания

В конце 1970-х годов в Конструкторское бюро приборостроения (КБП) под руководством генерального конструктора А. Г. Шипунова начались работы по созданию ракетно-артиллерийского комплекса ЗМ87 «Кортик» , получившего впоследствии «псевдоним» «Каштан» , под которым он предлагается за рубеж.

Комплекс самообороны надводных кораблей предназначен для поражения целей ракетами на рубеже от 8000 до 1500 м, а затем дострел уцелевших целей 30-мм автоматами АО-18 на дистанции от 1500 до 500 м.

В состав комплекса «Кортик» входит один командный модуль и от одного до шести боевых модулей.

Командный модуль включает в себя радиолокационную станцию обнаружения целей и систему обработки информации, целераспределения и целеуказания.

Боевой модуль состоит из ракетно-артиллерийской установки и системы управления, состоящей из радиолокационного и телевизионно-оптического канала.

Артиллерийская часть состоит из двух 30-мм шестиствольных установок с баллистикой и боеприпасами АК-630 . Суммарный темп стрельбы около 10000 выстр/мин. В отличие от АК-630 на блоки стволов надеты надульники для защиты установки и контейнеров с ракетами от пороховых газов. Боекомплект ЗМ87 находится не в подбашенном помещении, а в двух барабанах по 500 патронов, расположенных рядом с блоками стволов. Питание автоматов не ленточное, а шнековое (беззвеньевое).

На поворотной части комплекса смонтированы также два блока по 4 ракеты , помещенные в цилиндрические транспортно-пусковые контейнеры весом 60 кг. Собственный вес ракеты 43,6 кг. Ракета 9М311К (позже буква «К» была убрана из индекса) унифицирована с ракетой войскового комплекса ПВО 2К22 «Тунгуска» . Система управления ракетой полуавтоматическая с радиокомандной линией связи. Ракета 9М311 двухступенчатая твердотопливная. Взрыватель неконтактный с радиусом действия 5 метров. 9М311 единственная отечественная корабельная ЗУР с осколочно-стержневой боевой частью. Длина стержней около 600 мм, диаметр 4-9 мм. Поверх стержней имеется «рубашка», содержащая готовые осколки -- кубики весом 2-3 грамма. При разрыве боеголовки стержни образуют нечто типа кольца радиусом 5 метров в плоскости, перпендикулярной оси ракеты. На расстоянии больше 5 метров действие стержней и осколков малоэффективно.

Фото из "Военного Парада" №36, 1999

Комплекс «Кортик» позволяет обстреливать до 6 целей в минуту. Ракеты 9М311 могут поражать цели в коридоре шириной 350 м вправо и влево от установки, на дистанции 8 км для самолетов и 5 км для ПКР. Согласно рекламе Тульского машиностроительного завода «модульное исполнение и малые массогабаритные характеристики позволяют размещать комплекс на кораблях от ракетных катеров до авианосцев, а также на наземных объектах. Вес комплекса не более 13,5 т».

В 1983 году опытный образец ЗМ87 (один модуль) был установлен на ракетном катере пр. 1241.7 «Молния» (бортовой № 952). Корабельные испытания комплекса проходили на Черном море. На вооружение комплекс ЗМ87 поступил в 1989 году.

Восемь модулей ЗМ87 были установлены на авианосце пр. 1143.5 «Адмирал Кузнецов», шесть модулей - на атомном крейсере пр. 1144 «Адмирал Нахимов», по два модуля - на двух СКР пр. 1154 типа «Неустрашимый». К концу 1994 года производство «Кортика» прекращено. Хотя первоначально предполагалось заменить «Кортиком» по крайней мере большую часть артустановок АК-630 , как на строящихся, так и на состоящих в строю, кораблях, для чего был унифицирован шаровой погон и иные установочные части АК-630 и ЗМ87. Однако на кораблях ряда проектов «Кортик» не проходит по высоте от палубы (2250 мм по сравнению с 1070 мм у АК-630).

Производитель - Тульский машиностроительный завод

Источник информации:

А.Широкорад "Ракеты над морем", журнал "Техника и Оружие" №5, 1996

Петров А. М., Асеев Д. А., Васильев Е. М. и др. "Оружие российского флота 1696-1996 гг." СПб: Судостроение

А.В. Карпенко "Российское ракетное оружие 1943-1993". Санкт-Петербург, "ПИКА", 1993

Во время официального визита президента России В. Путина в Китай были подписаны соглашения о сотрудничестве в торгово-экономической, энергетической и гуманитарной сферах. Однако в официальном перечне из 47 документов, подписанных в рамках визита, отсутствуют какие-либо соглашения, касающиеся совместных проектов по строительству моста через Керченский пролив. Напомним, что Китай 15 марта в Совете Безопасности ООН воздержался при голосовании за резолюцию СБ ООН по Крыму. Таким образом, нельзя было точно говорить об отношении официального Китая к присоединению Крыма. Эксперты полагали, что участие или неучастие Поднебесной в строительстве крымской транспортной артерии будет индикатором реального отношения Пекина к недавним событиям.

Полевые инженерные изыскания на суше и море, необходимые для подготовки вариантов и типов перехода через Керченский пролив, завершились еще 1 июня. В Минэкономразвития России сообщили, что на строительство Керченского моста обсуждается выделение 155 млрд руб., или $4,4 млрд.

Вице-премьер Крыма Евгения Бавыкина заявила, что китайские инвесторы предложили альтернативу строительству моста через Керченский пролив. Дело в том, что на автономной территории Макао, входящей в состав КНР, по дну Южно-Китайского моря уже проложен туннельный переход с железнодорожной и автомобильной магистралями. Строительство аналогичного перехода в Крыму китайские инвесторы считают целесообразным.

"К нам поступило очень интересное предложение от китайских инвесторов по транспортному переходу через Керченский пролив, - рассказала вице-премьер. - Они предлагают вместо моста построить подводный туннель, причем без нарушения дна: на него кладется конструкция, которая включает в себя две железных дороги, шестиполосную автодорогу и инфраструктурный канал для резервного электро- и газоснабжения".

Строительство портовой инфраструктуры и развязок также входит в китайский проект прокладки туннеля. Срок реализации проекта составляет 2,5 года. Строительство тоннеля, протяженность которого около 4 км, не помешает судоходству в Керченском проливе. Сумма контракта не оглашается, но известно, что финансирование предполагается за счет средств Банка Китая.

"России не надо было сейчас ничего вкладывать, достаточно гарантий правительства о возврате средств по установленному графику. Да и по ценовым показателям предложение было значительно более дешевым, чем другие проекты", - подчеркнула зампред Совмина.

Как утверждает Бавыкина, тоннель проектируется китайской стороной с 2009 г. и готов уже на 90%. Более того, начало этому крупному проекту положило правительство Москвы, в частности Юрий Лужков.

Аналогичный тоннель в Макао уже успешно эксплуатируется 4 года и является не только транспортной артерией, но и развлечением для туристов. Китай по строительству мостов впереди планеты всей: три крупнейших моста в мире находятся в КНР. В 2011 г. были открыты "большие мосты" Danyang–Kunshan (164,8 км, скоростная железная дорога) и Tianjin (113,7 км), а в 2010 г. - мост скоростной железной дороги Zhengzhou–Xi"an, что свидетельствует о компетентности инвесторов Поднебесной в данном вопросе. Самым длинным морским мостом мира является Jiaozhou Bay Bridge, длина которого составляет 41,58 км. Мост строился 4 года и включает в себя 8 полос движения. Стоимость проекта составила $2,3 млрд.

Наиболее предпочтительным вариантом Минтранс РФ считает строительство моста через Керченский пролив, соединяющий Крым с остальной Россией. Такое строительство обойдется почти в 350 млрд руб. Мост предполагается комбинированным: снизу пойдут железнодорожные пути, сверху – автодорога. Кроме того, эксперты Минтранса РФ рассматривают возможность построить два отдельных моста – автомобильный и железнодорожный.

Есть два основных варианта строительства транспортного перехода через Керченский пролив. Первый из них - "Жуковский" (5,7 км), который предполагается проложить от поселка Жуковка в Керчи до острова Чушка Краснодарского края. Вторым - наиболее перспективным и реальным - по-прежнему остается вариант путепровода от Таманского полуострова через косу Тузла в сторону Керчи (11,7 км). Срок строительства моста составит порядка трех с половиной лет. При этом строительство самого моста без учета строительства подходов и иных расходов оценивается примерно в 150 млрд руб.

Что касается модификации моста, по оценкам Федерального центра проектного финансирования, самым бюджетным из предложенных вариантов является двухуровневый мост с четырьмя полосами для автомобильного движения и двумя электрифицированными железнодорожными путями в тузлинском створе Керченского пролива. Его примерная стоимость - 283,19 млрд руб. Наиболее дорогой вариант - мост с четырехполосной автомобильной дорогой и двухпутный железнодорожный тоннель. В создание этого проекта эксперты закладывают 376,48 млрд руб.

Госкомпания "Автодор" пояснила, почему стоит отказаться от строительства тоннеля в пользу моста. Для этого есть две объективные причины. Во-первых, тоннель обладает меньшей сейсмостойкостью, а восстановить его в случае воздействия природных и техногенных факторов будет гораздо сложнее. Кроме того, в подобном тоннеле будет сложнее обеспечить безопасность людей. Во-вторых, срок строительства тоннельного варианта составит не менее четырех лет, что недопустимо, т. к. есть поручение президента сократить срок строительства и пустить движение уже в 2018 г.

Проекты строительства моста или тоннеля в Крым могут быть разными, главными вопросами при строительстве подобных объектов становятся источники финансирования строительства и время их дальнейшей окупаемости. В числе вариантов привлечение частного финансирования и средств Фонда национального благосостояния. Есть возможность введения платного проезда по автомобильной составляющей моста.

Анализ, проведенный в "Автодоре", показал, что к 2020 г. интенсивность автомобильного движения составит 11 тыс. автомобилей в сутки, а к 2044 г. возрастет до 39 тыс. Интенсивность железнодорожного движения в 2019 г. составит 20 пар, а в 2044 г. – 34 пары поездов в сутки.

Таким образом, выручка за 20 лет железнодорожного транспорта может вернуть 64,7 млрд руб. Выручка от автомобильного транспорта за аналогичный период может составить 77,8 - 163,6 млрд руб. в зависимости от величины тарифов и льгот, которые будут распространяться на платный проезд.

Окончательные работы по инженерным изысканиям и разработке технико-экономического и финансового обоснований, необходимые для заключения контракта на проектирование и строительство перехода, должны быть завершены к 1 октября 2014 г.

Для России подобный проект не является первым. В августе 2012 г. был открыт вантовый Золотой мост через бухту Золотой Рог во Владивостоке. Проект был запущен в рамках программы подготовки города к проведению саммита АТЭС. Протяженность моста составляет 1,4 км. Заявленная стоимость строительства - 17, 9 млрд руб. (в ценах 2011 г.). Конечная стоимость моста составила 20,1 млрд руб.

Другим мостом, построенным в рамках данного проекта, является Русский мост. Общая длина моста Русский составляет около 1,9 км. Он соединяет пролив Босфор Восточный на полуострове Назимова с мысом Новосильского на острове Русском. Строительство обошлось в 34 млрд руб.

В целом на восстановление транспортной инфраструктуры Крыма, по оценкам Минэкономразвития, необходимо около $2,8 млрд. И в эту сумму затраты на само возведение моста пока не входят. Ранее, в феврале 2007 г., строительство совмещенного железнодорожно-автомобильного моста длиной в 4,5 километра оценивалось в $480 млн. Планировалось по нему пустить еще водо- и нефтепроводы. Экономическая целесообразность строительства этого мостового перехода назрела уже давно.