В июле 1945 года американский крейсер "Индианаполис" доставил на филиппинский остров Тиниан компоненты трех атомных бомб, две из которых впоследствии были сброшены на японские города Хиросима и Нагасаки. Словно в наказание за участие в этой варварской акции крейсер был потоплен в Филиппинском море японской субмариной под командованием капитана 3-го ранга Мотиюки Хасимото. После войны в США состоялся суд над командиром "Индианаполиса" капитаном 1-го ранга Чарльзом Батлером Маквеем, однако некоторые обстоятельства гибели крейсера так и оставались невыясненными. Наш специальный корреспондент, известный писатель-японовед Виталий Гузанов побывал в святая святых японских ВМС - зале камикадзе морского кадетского корпуса, где ему удалось поставить последнюю точку в разгадке тайны гибели "Индианаполиса".

УЗНИК ТОКИЙСКОЙ ТЮРЬМЫ
В токийской тюрьме Сугами, где после капитуляции Японии содержались военные преступники, декабрьским днем 1945 года появились двое американцев с сержантскими нашивками на рукавах и с помощью местных надзирателей отыскали в переполненной камере бывшего командира подводной лодки "I-58" Мотиюки Хасимото. За воротами тюрьмы они бесцеремонно втолкнули японца в "джип", который сразу же набрал скорость.
Хасимото пытался определить, куда его везут. И даже спросил об этом на сносном английском языке у конвоиров, но те cделали вид, что не поняли. Никаких объяснений, никаких ответов на вопросы. В какой-то момент Хасимото предположил, что его везут в Иокогаму, где в то время проходил первый процесс над японскими военными преступниками. Но "джип", покинув разрушенные кварталы столицы, по узкой извилистой дороге доставил узника на военный аэродром Ацуги в нескольких километрах от Токио.
В транспортном самолете, куда Хасимото препроводили и сдали под расписку пилотам, с ним тоже никто не обмолвился ни словом. Только на Гавайях, где машина приземлилась на дозаправку, из случайно дошедшего до японца разговора между пилотами и новыми пассажирами, прихваченными с военно-морской базы, Хасимото узнал, что его этапируют в Вашингтон по решению военного трибунала, который слушает дело бывшего командира тяжелого крейсера "Индианаполис".
МЕСТЬ САМУРАЕВ
Подводная лодка "I-58" вышла в боевой поход из базы Курэ 18 июля 1945 года, имея на борту, кроме обычных, шесть торпед, управляемых водителями "Кайтен" (морской аналог камикадзе). Одну торпеду израсходовали 28 июля, атаковав большой транспорт. Судно затонуло сразу же. Хасимото сообщил по трансляции своему экипажу, что почин сделан и он благодарит всех. На следующий день в Филиппинском море корабельные акустики обнаружили крупную одиночную цель. Хасимото приказал всплыть. Отдраив люк, на мостик поднялись штурман и сигнальщик, сам же Хасимото остался в центральном посту и продолжал наблюдать в перископ за горизонтом.
Вскоре штурман увидел неприятельский корабль. Затем последовал доклад радиометриста о метке на экране локатора. Этого было достаточно для какого-нибудь другого командира, но не для Хасимото, который отличался решительностью, однако доверял только самому себе. Он поднялся наверх, взял из рук штурмана бинокль и стал разглядывать появившуюся на горизонте черную точку. Стало ясно, что это корабль, идущий навстречу подлодке. Дальнейшее наблюдение Хасимото уже вел через окуляры перископа. Когда корабль-цель был еще на большом расстоянии, командир распорядился приготовить не только обычные торпедные аппараты, но и приказал водителям-камикадзе, у которых не было имен, а только порядковые номера, тоже проверить свои торпеды. Установив курс и скорость вражеского корабля, командир начал сближение. Примерно на дистанции десяти кабельтовых Хасимото мог определить высоту мачт. Что это давало опытному подводнику? Если фок- и грот-мачты более тридцати метров, то это наверняка крупная цель: либо линейный корабль, либо тяжелый крейсер. И выпущенные торпеды нужно нацеливать под фок- и грот-мачты, в район мидельшпангоута. Этому учили и водителей "Кайтен". Но если встречалось судно вспомогательного флота, например, танкер, то ориентиром для поражения служила дымовая труба. Хасимото понял, что имеет дело с очень крупным кораблем. У него было два варианта действий: послать три - пять торпед из носовых аппаратов или дать поучаствовать в бою водителям-камикадзе, тем более что они, будучи готовыми к самопожертвованию, сами просили об этом командира лодки.
Какое решение принял командир "I-58"? Над этим вопросом до сих пор ломают головы военные историки. На судебном процессе над Маквеем японский офицер утверждал, что выпустил обычные торпеды. Оспорить это или доказать иное не смог никто.
Судебное разбирательство освещало множество журналистов, которые были возмущены тем, что за две недели до окончания войны на Тихом океане так бездарно погиб мощный крейсер. Из 1199 моряков команды "Индианаполиса" в живых осталось только 316. Многие журналисты знали, что перед тем, как экипажу крейсера было поручено задание государственной важности - доставить на остров Тиниан компоненты трех атомных бомб, - "Индианаполис" в составе авианосного соединения вице-адмирала Марка Митчера принимал участие в рейдах на Токио и Хачидзо. Несмотря на очень скверную погоду, американцам удалось тогда уничтожить 158 японских самолетов и пять судов вспомогательного флота. Как же мог такой опытный и заслуженный вояка Чарльз Батлер Маквей, проворонить японскую субмарину?
В Вашингтоне справедливо считали, что чрезвычайно важным источником информации об обстоятельствах гибели крейсера может стать командир "I-58". У судей военного трибунала был рапорт штабного офицера ВМС США Гарри Барка от ноября 1945 года, который утверждал, что, обследуя трофейные японские подлодки, он услышал от инженер-механика субмарины "I-58", участвовавшего в последнем боевом походе, что по "Индианаполису" были выпущены торпеды, управляемые камикадзе. Если было бы доказано в суде, что японцы применили камикадзе, то командир "Индианаполиса" был бы выведен из-под уголовной ответственности.
Газетные материалы той поры свидетельствуют, что американцев, особенно родственников погибших моряков "Индианаполиса", не покидало чувство, что от них что-то скрывают, не говорят всей правды. Обращаясь через газеты к руководству страны, они требовали сурово наказать капитана 1 ранга Чарльза Батлера Маквея как должностное лицо, виновное в этой трагедии. Однако адвокаты командира крейсера склоняли судей к тому, что вину следует переложить на японского подводника Хасимото, который, атакуя одинокий корабль, якобы использовал человеко-торпеды.
У капитана 3-го ранга Хасимото не было адвоката, показания он давал через переводчиков на японском языке, ибо считал, что английским владеет недостаточно хорошо. Японец утверждал, что он выпустил по "Индианаполису" шесть обычных торпед веером и сам видел в перископ три попадания в цель. Это могло быть и неправдой, ибо Хасимото наверняка знал, что его объявят военным преступником, если он признается, что потопил американский крейсер человеко-торпедами.
В конце концов суд военного трибунала обвинил капитана 1-го ранга Маквея "в преступной халатности", приговорив его к разжалованию и увольнению из рядов военно-морских сил. Позднее приговор был пересмотрен. Министр ВМС Джеймс Форестол вернул Чарльза Батлера Маквея на службу, назначив начальником штаба командующего 8-м военно-морским районом. Спустя четыре года тот был уволен в отставку в чине контр-адмирала, и вел у себя на ферме холостяцкий образ жизни. 6 ноября 1968 года Чарльз Батлер Маквей покончил жизнь самоубийством. Что толкнуло его на это? Чувство вины за жертвы Хиросимы и Нагасаки или за погибших подчиненных? Скорее всего, и то, и другое.
ПОДВИГ КАМИКАДЗЕ
Что касается Хасимото, то возвратившись из Вашингтона, он некоторое время находился в лагере военнопленных. Освободившись, стал капитаном торгового флота, ходил на судне тем же маршрутом, что и на субмарине "I-58": Южно-Китайское море, Филиппины, Марианские и Каролинские острова, случалось швартоваться и на Гавайях, и в Сан-Франциско.
Уйдя в отставку, Мотиюки Хасимото стал бонзой в одном из синтоитских храмов в Киото. Написал книгу "Потопление", в которой придерживался прежней версии: американский крейсер "Индианаполис" потоплен обычными торпедами.
Но вот мне представилась возможность посетить морской кадетский корпус - кузницу офицерских кадров японского императорского флота, расположенный на уединенном острове Этадзима. Надо отметить, что туристов из Европы сюда не допускают. На КПП ко мне подошел крепкосложенный японец в цивильном костюме, с зеленой повязкой на левом рукаве и отрывисто произнес: "Меня зовут Яамаса Исама. Я покажу вам территорию морского корпуса и основные здания. Фотографировать - с моего разрешения. Следуйте за мной!"
У кромки морского берега, одетого в гранит, оборудована экспозиция корабельного оружия времен второй мировой войны. У здания музея морского корпуса, по каким-то причинам названного учебно-справочной библиотекой, стоят в кильблоках подводные лодки-"малютки" для камикадзе. Одна - с командным отсеком для двух смертников, другая - для одиночки. Тут же рядом торпеда, управляемая "Кайтеном", таким же смертником, как и камикадзе. Около торпеды толпились шесть-семь пожилых японцев. Когда я нацелил камеру, они оглянулись и были весьма недовольны, что их фотографируют. Я спросил у Яамаса Исама: "Кто такие?" Он, улыбнувшись, ответил: "Кайтен"... Им не пришлось сражаться. Война закончилась".
Потом мы попали в зал, посвященный погибшим в боях камикадзе и водителям "Кайтен". Их портреты занимали снизу доверху всю стену, а рядом на мраморной доске были выбиты имена. И вдруг, что это? В огромном списке значились и "Кайтены" с подводной лодки "I-58", которые "геройски погибли" в ночь с 29 на 30 июля 1945 года при атаке американского тяжелого крейсера "Индианаполис". Из шести "Кайтен" не вернулся ни один на базу Курэ.

Капитан «Индианаполиса» получил секретное задание - доставить нечто на звездно-полосатую базу Тиниан в Тихом океане. Командир, как и команда, не знали, что они везли. Впоследствии выяснилось, что «Инди» доставил необходимые компоненты для атомной бомбы. Когда самолеты сбросили ее на Хиросиму, крейсер уже лежал на дне. А несколько сотен моряков погибли. Одни не пережили японской атаки, другие - встречи с акулами. Такая вот расплата…

Звездно-полосатый «подарок»

Как известно, атомная бомба с циничным названием «Малыш» была сброшена на японский город Хиросима шестого августа 1945 года. Взрыв унес жизни множества людей, по подсчетам - от девяноста до ста шестидесяти шести тысяч стали жертвами американского «Малыша». Но это была лишь первая часть. Спустя три дня плутониевый «Толстяк» накрыл Нигасаки. Погибло еще несколько десятков тысяч японцев. Ну а болезни, вызванные облучением, перешли по наследству и к тем, кому посчастливилось выжить в том кошмаре.

Крейсер «Индианаполис», хоть и косвенно, но поучаствовал в атаке на Хиросиму. Именно этот крейсер доставил необходимые для бомбы компоненты. Это боевое судно было зачислено в американский флот в 1932 году и являлось представителем проекта «Портленд». Для своего времени «Инди» представлял собой грозную силу. Он впечатлял и размерами, и мощностью вооружения.

Когда началась Вторая Мировая война «Индианаполис» принял участие в нескольких крупных спецоперациях против войск Страны восходящего солнца. Причем боевые действия для крейсера проходили очень удачно. Боевое судно выполняло поставленные задачи, обходясь малой кровью.

Ситуация начала меняться в 1945 году, когда отчаявшиеся японцы пошли на крайние меры - стали задействовать летчиков-камикадзе, а также торпеды, управляемые смертниками. Пострадал от этого и крейсер. Тридцать первого марта 1945 года камикадзе атаковали «Индианаполис». И одному все-таки удалось прорваться сквозь оборону. Смертник протаранил переднюю часть огромного крейсера. Тогда погибло несколько моряков, а судну пришлось отправиться для ремонта на базу в Сан-Франциско.

К тому времени стало понятно, что война неотвратимо приближалась к своему завершению. По всем фронтам Германия и ее союзники терпели поражения, сдавали позиции. До капитуляции оставалось совсем немного. И команда «Индианаполиса», как и капитан судна, посчитали, что для них боевые действия уже остались в прошлом. Но неожиданно, когда крейсер был отремонтирован, к капитану пришли два высокопоставленных военных - генерал Лесли Гровс и контр-адмирал Уильям Парнелл. Они сообщили Чарльзу Батлеру Маквею, что на крейсер возложена секретная миссия - доставить важный и не менее секретный груз «кое-куда». Причем сделать это было необходимо быстро и незаметно. Что именно надлежало доставить «Индианаполису» капитану, естественно, не сообщили.

Вскоре на крейсер поднялись два человека с небольшими коробками. Уже в пути Маквей узнал, что судно должно подойти к военной базе на острове Тиниан. Два пассажира практически не покидали свою каюту и ни с кем не разговаривали. Капитан, глядя на них, сделал вывод о содержании коробок. Однажды он даже сказал: «Не думал, что мы докатимся до бактериальной войны!» Но пассажиры никак не отреагировали на эти слова. Но Чарльз Маквей все же ошибся. Правда, догадаться об истинном содержании коробок он и не мог. Поскольку разработки нового страшного оружия держались в строжайшей тайне. А сам Лесли Гровс, который посещал «Индианаполис», как раз и являлся руководителем «Манхэттенского проекта». Под его началом на звездно-полосатом берегу шло создание атомной бомбы. А молчаливые пассажиры доставляли на базу на острове Тиниан необходимую начинку. А именно сердечники атомных бомб, которые предназначалось сбросить на города Хиросиму и Нагасаки.

«Индианаполис» достиг конечной цели. Пассажиры сошли на берег. Маквей почувствовал облегчение. Он был уверен, что теперь война для него закончена и можно вернуться к привычной жизни. Капитан и представить не мог, что его, как и всю команду крейсера ждет жестокая расправа за совершенный поступок.

Маквей получил приказ направиться сначала к Гуаму, а затем двигаться на филиппинский остров Лейте. По инструкции от капитана требовалось пройти этот маршрут не по прямой линии Гуам - Лейте, а проводить зигзагообразные маневры. Это было необходимо сделать для того, чтобы подводные лодки противника не смогли обнаружить американское боевое судно. Но Маквей пренебрег инструкцией. По факту, он имел на это право по двум причинам. Во-первых, о наличии японских субмарин в том секторе не было сведений. Во-вторых, данная зигзагообразная методика уже являлась морально устаревшей. Военные Страны восходящего солнца подстроились под нее. В общем, «Индианаполис» шел прямо и уверенно. И хотя данных о подлодках противника не поступало, одна субмарина уже на протяжении нескольких дней вела охоту за американцами в том секторе. Это была подводная лодка «I-58», которой командовал капитан третьего ранга Матицура Хасимото. В его арсенале кроме привычных торпед, находились еще и мини-подлодки «Кайтэн». То есть, те же торпеды, только под управлением смертников.

Двадцать девятого июля 1945 года около одиннадцати вечера акустик «I-58» обнаружил одиночное судно. Хасимото, не раздумывая, приказал атаковать врага. Интересно вот что: до сих пор точно не установлено, с помощью какого оружия японская подводная лодка смогла уничтожить «Индианаполис». Капитан «I-58» утверждал, что использовал обычные торпеды. Но многие эксперты склонялись к версии со смертниками. Так или иначе, но подлодка атаковала крейсер с расстояния четырех миль. И уже через одну минуту десять секунд прогремел взрыв. Удостоверившись, что цель поражена, «I-58» быстро покинула район атаки, поскольку опасалась возможного преследования. Любопытно, что ни Хасимото, ни его команда сами тогда не знали, что за корабль они потопили. Соответственно, не получили они и никаких сведений о судьбе экипажа судна.

Хасимото потом вспоминал: «Наблюдая в перископ, я видел несколько вспышек на борту корабля, однако он, казалось, еще не собирался тонуть, поэтому я приготовился дать по нему второй залп. От водителей торпед послышались просьбы: «Поскольку корабль не тонет, пошлите нас!» Противник, конечно, представлял для них легкую цель, даже несмотря на темноту. А что если корабль потонет еще до того, как они достигнут цели? Однажды выпущенные, они уходили уже навсегда, поэтому не хотелось рисковать, жаль было губить их напрасно. Взвесив факты, я решил не выпускать на этот раз человеко-торпеды… Опустив перископ, я приказал вести дальнейшее наблюдение за противником при помощи шумопеленгатора и гидролокатора. Как мы слышали уже после войны, корабль в тот момент находился на грани гибели, но в то время у нас были сомнения на этот счет, так как хотя 3 наших торпеды и попали в цель, они не смогли потопить корабль».

Но они смогли. Торпеды угодила в машинное отделение. Взрыв был такой силы, что все члены экипажа, которые там находились, мгновенно погибли. Повреждения же оказались настолько серьезными, что на плаву крейсер продержался лишь несколько минут. Маквей распорядился покинуть, идущий ко дну «Индианаполис».

Добро пожаловать в ад

Крейсер утонул через двенадцать минут. Судьбу погибшего судна разделили порядка трехсот из тысячи ста девяноста шести членов экипажа. Остальные выжили. Кто-то оказался в воде, кому-то посчастливилось взобраться на спасательные плоты. Климатические условия и жилеты давали морякам надежду на спасение. Поскольку несколько дней они бы кое-как смогли протянуть. Как мог подбадривал команду и выживший Маквей. Он утверждал, что в данном секторе постоянно курсируют американские корабли. А значит спасение - дело времени.


До сих пор неясной остается ситуация с сигналом «SOS». Мнения на этот счет разнятся. По одним сведениям, радиопередатчик «Индианаполиса» вышел из строя сразу же после попадания в крейсер торпеды. Соответственно, сигнал о помощи подать было просто невозможно. По другим данным, «SOS» все-таки был подан. Более того, его даже приняли на трех американских станциях. Но… никто на сигнал не среагировал. По одной из версий, на первой станции командир находился в состоянии алкогольного опьянения, начальник второй приказал подчиненным не беспокоить его. Что же касается третьей, то там сигнал о бедствии восприняли как японскую уловку. Поэтому тоже не предприняли никаких действий. Есть также сведения, что морская разведка США перехватила сигнал с «I-58» о потоплении судна как раз в районе пути «Индианаполиса». Это сообщение было передано в штаб, но осталось без внимания. В общем, на крейсер все махнули рукой. И это, конечно, удивляет.

Многие из выживших моряков получили серьезные ранения, переломы и ожоги. Причем не все успели надеть спасательные жилеты или найти себе место на плотах. Кстати, плоты представляли собой прямоугольные рамы из бальсового дерева с веревочной сеткой, сверху накрытые дощатым полом.

Первые сутки прошли относительно спокойно. Более того, решилась и проблема с нехваткой спасательных жилетов. Выжившие моряки снимали их со своих погибших от ранений товарищей. Но на вторые сутки ситуация стала ухудшаться. Некоторые моряки умирали, наглотавшись дизельного топлива, разлитого по водной поверхности. Другие не выдерживали палящих солнечных лучей и жары. А третьи не пережили холодной ночи. Но эти факторы были губительными только для тяжело раненых. Остальные же мужественно продолжали бороться за свои жизни и ждали помощи. Но затем появился новый фактор, актуальный для всех. Появились акулы.

Поначалу погибшие, как бы цинично это не было, приняли удар на себя. Хищники атаковали именно их. Выжившие вспоминали, что тело неожиданно резко уходило под воду. А через какое-то время всплывал либо один жилет, либо кусок плоти. Началась паника. Моряки начали сбиваться в группы, прижимали ноги к животам. А кровь привлекала все новых и новых хищников. На третьи сутки акулы принялись нападать уже на живых. Паника достигла своего апогея. У некоторых из-за ужаса начинались галлюцинации. Люди кричали, что видят корабль и пытались до него доплыть. Но стоило им отсоединиться от группы, как мгновенно из воды показывались плавники.

Постепенно хищные рыбы взяли несчастных и замученных людей в плотное кольцо. Из воды постоянно торчали острые плавники. Наиболее тесным оно стало ночью. Моряки даже не пытались сопротивляться, они смирились со своей участью и ждали неминуемой смерти. Дэвид Хэрелл, один из выживших, вспоминал, что он оказался в группе из восьмидесяти сослуживцев. Наутро четвертого дня в ней осталось лишь семнадцать человек. Другой выживший - Шерман Бут - рассказывал: «На четвертый день паренек из Оклахомы увидел, как акула ест его лучшего друга. Он не мог этого вынести, достал нож, зажал его в зубах и поплыл за акулой. Больше его не видели».

На четвертый день стали подводить спасательные жилеты, их запас прочности неумолимо подходил к концу. Они и так продержались долго, поскольку были рассчитаны на сорок восемь часов. То, что произошло потом, почти никто из моряков не помнил. Они лишились сил и просто дрейфовали, ожидая смерти.

Но чудо все-таки произошло. Случилось это второго августа. Экипаж патрульного самолета PV-1 Ventura вдруг заметил людей, разбросанных на большой территории. Эта находка вызвала удивление, поскольку не было ни единого сигнала о бедствии в данном секторе. Еще сильнее удивился экипаж, когда выяснилось, что люди - американские моряки. PV-1 Ventura тут же доложил о своей находке в штаб. В район трагедии был отправлен гидросамолет. А вслед за ним отправились и несколько военных кораблей.

Сколько точно погибло моряков от атак акул - неизвестно. В общей сложности удалось спасти лишь триста двадцать одного человека. Но пятеро из них находились в тяжелом состоянии и вскоре умерли. Гибель «Индианаполиса» стала самой крупной по количеству жертв в истории флота США.

Кто виноват?
Новость о крушении крейсера стала шоковой для всей Америки. Война уже почти завершена и вдруг такое известие. Естественно был поднят вопрос: кто виноват? На свою беду капитан Маквей был в числе выживших. И, конечно, всех собак было решено повесить именно на него. Чарльза Маквея отдали под трибунал. Главное обвинение заключалось в нарушении инструкции. Мол, если бы крейсер шел зигзагами, трагедия не произошла бы. На судебное разбирательство доставили и японского капитана Матицуру Хасимото, которого удалось взять в плен. Его обвиняли в том, что он потопил крейсер при помощи смертника. Это считалось военным преступлением (про ядерные бомбы, сброшенные на Хиросиму и Нагасаки, дипломатично умолчали).

Девятнадцатого декабря все того же 1945 года капитан Маквей был признан виновным в «преступной халатности» (хотя Хасимото утверждал, что сумел бы потопить крейсер даже если бы тот перемещался зигзагообразным маршрутом). Его разжаловали и уволили из Военно-Морского флота. Жесткое решение было вполне оправдано, поскольку всем нужен был «козел отпущения». Но уже спустя несколько месяцев Маквея восстановили. Он даже сумел дослужиться до звания контр-адмирала. А в отставку ушел в 1949 году. Что же касается Хасимото, то суду так и не удалось доказать применение им смертника. Поэтому вскоре его отправили в Японию. И он продолжил службу. Правда, стал капитаном торгового судна. Затем, после отставки, Хасимото принял монашество и написал книгу воспоминаний.

А Маквей так и не смог смириться с тем, что произошло. Он еще долго получал письма с грозами от семей погибших моряков. Чарльз считал себя виновным в трагедии. Контр-адмирал не выдержал в 1968 году и покончил с собой на лужайке перед собственным домом.

Интересно вот что: в 2001 году ВМС США официально сняли все обвинения с Маквея. А совсем недавно, в августе 2017 год были обнаружены обломки «Индианаполиса».

800 членов экипажа американского крейсера «Индианаполис» погибли или были съедены акулами в Тихом океане по чистой случайности

«Индианаполис», неуязвимый крейсер ВМФ США, доставивший смертельную начинку для атомных бомб «Малыш» и «Толстяк» на остров Тиниан в Тихом океане, всего через три дня после этого был уничтожен случайной японской подлодкой. Что это: ирония судьбы или печальная закономерность?

Гордость нации

Крейсер USS Indianapolis (бортовой номер CA-35) был спущен на воду в 1932 году и стал «кораблем государства». На его борту часто бывал сам президент Рузвельт , мировые лидеры, члены королевских семей. Он был одним из самых мощных боевых кораблей: с палубой в два футбольных поля, с мощнейшим вооружением, с более чем тысячей человек экипажа – все это в годы Второй мировой войны выглядело весьма устрашающе. Крейсер являлся символом военной доблести США.

Первая военная операция с его участием произошла в 1941 году в битве за Перл-Харбор – крейсер успешно провел бомбардировку острова-атолла Джонстона. В 1942 году «Индианаполис» успешно себя проявил в битве за Алеутские острова, участвовал в атаке на остров Киска, патрулировал остров Атту, выискивая корабли противника, где потопил японское транспортное судно «Акагане Мару» со всем грузом и экипажем.

В 1944–45 гг. «Индианаполис» участвовал в спецоперациях против Японии в районе Марианских островов, в Филиппинском море, у Западных Каролинских островов при высадке американского десанта, в районе острова Манус (Адмиралтейские острова). Несмотря на то что «Индианаполис» участвовал практически во всех крупных морских операциях того периода, он оставался почти невредимым.

Тайный груз

В конце войны японцы для атак на американские корабли начали использовать летчиков-камикадзе и торпеды серии «Кайтен», которыми также управляли смертники. 31 марта 1945 года такому камикадзе удалось протаранить нос «Индианаполиса»; впрочем, для могучего корабля это было подобно комариному укусу. Впрочем, корабль отправился на ремонт в порт Сан-Франциско. Команда «Индианаполиса» пребывала в надежде, что война для крейсера завершилась.

В начале лета 1945 года на борт отремонтированного корабля, однако, был доставлен сверхсекретный груз – всего несколько ящиков. В группе сопровождения этих ящиков были очень высокие чины: в частности, генерал Гровс, который руководил программой по созданию ядерного оружия, и контр-адмирал Парнелл. Именно они должны были контролировать транспортировку «начинки» для атомных бомб, которым суждено было стать проклятием для жителей Хиросимы и Нагасаки.

На тот момент капитаном «Индианаполиса» был Чарльз Батлер Маквей , которого о содержании ящиков не информировали. Однако несложно было догадаться, что если огромный крейсер выполняет роль курьерского судна, значит вверенный ему груз напрямую связан с судьбами страны, а, возможно, и мира. Даже порт назначения Маквей узнал уже в море - остров Тиниан в группе Марианских островов. Именно там готовили летчиков для первой в мире атомной бомбардировки.

26 июля 1945 года «Индианополис» прибыл в пункт назначения. Пассажиры крейсера со смертельным грузом сошли на берег. Капитан Маквей облегченно вздохнул, даже не предполагая, что ждет его дальше.

Возмездие или беспечность?

Далее «Индианаполис» получил приказ идти на Гуам, а затем к Филиппинам. При переходе к филлипинскому острову Лейте командир крейсера беспечно нарушил инструкцию, в которой предписывалось совершать маневры зигзагом, чтобы не быть обнаруженными подлодками противника. Капитан Маквей знал, что данная техника маневров уже устарела, японцы о ней знают, а поскольку данных о действиях подлодок противника в данном районе не поступало, крейсер шел прямо по заданному курсу.

Возмездие настигло военный корабль там, где никто этого не ожидал. На тот момент именно в этом районе вела свою охоту подводная лодка I-58 японских ВМС, оснащенная, помимо обычных торпед, мини-подлодками «Кайтен», которыми управляли смертники.

Капитан подводного судна Мотицуро Хасимото , получив информацию об обнаружении одиночной цели, 29 июля 1945 года около одиннадцати часов вечера отдал приказ обстрелять ее. Эксперты до сих пор спорят о том, были ли использованы торпеды или в ход пошли «Кайтены». Сам же капитан Хасимото в своих мемуарах утверждает, что до камикадзе дело не дошло.

Японская подлодка, сделав свое дело, быстро ушла из района атаки. Только годы спустя, после рассекречивания части документов, члены экипажа I-58 узнали о том, что опоздали всего на три дня.

Быстрая гибель и мучительная смерть

Крейсер был атакован с расстояния четырех миль, и уже через минуту взрывом разрушило машинное отделение. Стало ясно, что «Индианаполис» вскоре пойдет ко дну. Капитан приказал экипажу покинуть корабль.


Через 12 минут крейсер ушел под воду. Вместе с ним погибли 300 из почти 1200 членов экипажа. Выжившие после взрыва моряки оказались в воде. Спасательные жилеты и плоты помогали мало – люди умирали от обезвоживания, переохлаждения (несмотря на то, что дело было летом в южных широтах), кто-то сошел с ума, а несколько десятков человек стали жертвами акул. Сигналы бедствия с «Индианаполиса» были проигнорированы американскими кораблями, которые в немалом количестве курсировали тогда в районе Филиппин. Только через три дня гибнущих американских моряков случайно обнаружил экипаж патрульного самолета PV-1 Ventura. Прибывшие на место гибели «Индианаполиса» спасательные суда приняли на борт 320 оставшихся в живых моряков. На Гуам было доставлено 317 человек.

Трагедия «Индианаполиса» вошла в историю ВМФ США как самая массовая гибель личного состава в результате одного удара. Командир корабля, оставшийся среди живых, попал под трибунал, и был реабилитирован только через много лет после смерти. Он покончил с собой в 1968 году, не выдержав постоянных обвинений, а может быть, и груза собственной совести. Мотицура Хасимото же после отставки стал синтоистским священником. Много раз он обращался к американским властям с просьбой реабилитировать Маквея, упирая на то, что потопил бы крейсер, даже если бы он шел зигзагами. Президент США Билл Клинтон внял этим доводам в конце 2000 года, через пять дней после смерти Хасимото.

* * *

А через неделю после гибели «Индианаполиса», 6 августа 1945 года, на японский город Хиросима была сброшена атомная бомба «Малыш». Взрыв привел к гибели более 100 тысяч человек. 9 августа 1945 года плутониевая бомба «Толстяк» была сброшена на Нагасаки. Погибло до 80 тысяч человек. От болезней, вызванных радиоактивным облучением, до сих пор мучаются потомки тех, кому удалось пережить атомную бомбардировку. И вряд ли их утешает судьба ни в чем, в общем-то, не виноватых матросов «Индианаполиса».

Окинава. 31 марта 1945 года. Японская авиация атакует американское военное судно, крейсер «Индианаполис». В результате крейсер получает повреждения носовой части. Командование американским ВМФ озабочено потерями, которое флот понес в Перл-Харборе, а также в результате других действий противника. Чтобы прекратить войну, принято решение сбросить на Хиросиму атомную бомбу. Поскольку самолетом ее доставить невозможно, необходимо отвезти боеголовки в Филиппинское море на судне. Нужен один самый быстрый корабль, отправить который решено без сопровождения.

Напа, Калифорния, апрель 1945. Майк Д"Антонио и Брайан Смитлик матросы-новобранцы. Друзья приезжают в дом, где живет любимая девушка Майка – Клара. Пока Майк беседует с высокопоставленными друзьями отца Клары, Брайан дает урок танцев компании девушек. Он влюбляется в Клару с первого взгляда.

Сан-Франциско, 15 июля 1945 года. Боцман Макуотер руководит ремонтными работами на «Индианаполисе». Работа почти завершена, пробоина в носовой части залатана. На судно для прохождения службы прибывает лейтенант Стендиш, он передает капитану привет от своего отца, адмирала Перси Стендиша. Накануне у капитана с адмиралом состоялся конфиденциальный разговор. Президент Трумэн выбрал «Индианаполис» для выполнения сверхсекретного задания: доставить две части секретного снаряда на остров Тиниан. Сопровождения не будет, отправление завтра. Контейнеры грузят на судно.

Перед предстоящим трехмесячным плаванием матросы на берегу пока наслаждаются отдыхом. Майк собирается сделать Кларе предложение, он уже купил для нее кольцо. Темнокожий матрос по имени Тео любит делать заметки в своем блокноте обо всех происходящих вокруг событиях. Его сослуживцы развлекаются, флиртуют с девушками, многие уже сильно пьяны. Майк ссорится с отцом Клары, так и не успев попросить у того руки дочери. Клара догоняет вспыльчивого парня. Брайан стоит неподалеку, он слышит, как те выясняют отношения. В это время возле клуба между двумя матросами, темнокожим Гаррисоном и белым Бамой, завязывается драка. Майк и Брайан бегут на помощь. Приятель Гаррисона Квин пытается его успокоить. Бама предлагает противнику сразиться один на один. Элвин устраивает тотализатор, записывает ставки своих товарищей. Драчунов пытаются разнять. Майка собирается вступить в драку, но Брайан удерживает друга, у того из кармана вываливается кольцо. На место происшествия прибывает военный патруль. Уже отдан приказ, утром «Индианаполис» отходит из порта, весь личный состав должен вернуться на судно. Подбежавшая Клара признается Майку в любви, тот хочет подарить девушке кольцо, но не может его найти. Родители девушки требуют, чтобы дочь уехала с ними. Майк обещает любимой, что он обязательно вернется.

Утром капитан Маквей перед строем своих подчиненных произносит речь. Он говорит, что их успех и выживание напрямую зависит от доверия между офицерским составом и командой. Фото на память – и судно отплывает. Тяжелый крейсер «Индианаполис» создан для уничтожения надводных кораблей и самолетов, но против подлодок его орудия бессильны. Поэтому обычно его прикрывают эсминцы, а на секретном задании корабль остался без защиты. Лейтенант Стендиш напоминает капитану, что «Индианаполис» должен идти зигзагом. Маквей уверен, что против кайтэнов (японских торпед, управляемых смертниками) это не эффективно.

Филиппинское море. Подводной лодкой А-58 императорского флота Японии командует капитан Хашимото. Он приверженец синтоизма – традиционной японской религии. У себя в каюте он разговаривает с духом умершего отца, пытаясь найти ответы на вопросы бытия. Подчиненные сообщают, что обнаружено судно противника. На подлодке заряжают кайтэн, смертник садится в управляемую торпеду. Пуск. На «Индианаполисе» объявлена тревога, заряжают орудия, открыт огонь. Японцы выясняют, что торпеда пущена не в боевой корабль, и они промахнулись, а смертник погиб. Капитан Маквей заканчивает учения, которые в целом прошли успешно.

Матросы «Индианаполиса» не любят лейтенанта Стендиша за его заносчивость, а своего капитана они уважают. Элвин ведет подсчет денег, выигранных на ставках во время драки. Кольцо Майка находится у него, он планирует его продать, чтобы покрыть свои долги. Личному составу корабля не сообщают о содержимом контейнеров, которые находятся в трюме, о целях предстоящего задания и маршруте судна. Боцман Макуотер пугает новобранцев дурной приметой – «Индианаполису» 13 лет, это несчастливое число. Они отправились на задание без защиты, их могут достать японцы, а в море сожрать акулы.

На военно-морскую базу на Филиппинах «Индианаполис» прибывает 26 июля 1945 года. Секретный груз доставлен. Маквей размышляет о том, что это может навсегда изменить саму суть войны. В сопровождении на обратном пути домой крейсеру снова отказано. Команда поздравляет одного из офицеров с последним плаванием. Тот предупреждает: сейчас на посту Стендиш, не стоит слишком шуметь. Но моряки все равно устраивают шумную попойку. Когда один балагур изображает Стендиша, лейтенант появляется в трюме и устраивает морякам суровый нагоняй. Судно отплывает с военно-морской базы. Пьяный Майк избивает Брайана, он считает, что тот украл у него кольцо во время драки перед плаванием. Гаррисон и Бама до сих пор сидят в соседних камерах карцера. Они переругиваются между собой через решетку.

Японская подлодка обнаруживает возможного противника. Отдан приказ заряжать кайтэны. Первая торпеда выпущена, и она достигает цели. Далее еще несколько снарядов с японской подлодки поражают «Индианаполис». На крейсере объявлена тревога. Радист передает сигнал бедствия, но он сомневается в исправности оборудования. Пожарная команда пытается потушить огонь. Макуотер командует: заглушить двигатель. Брайан хватает спасательные жилеты для себя и для Майка, друзья пытаются выбраться с нижней палубы. Сигнал с «Индианаполиса» принят на военно-морской базе, однако судно не должно находиться в Филлипинском море, командование не подтверждает этого по причине секретности. Пока нет достоверной информации, сигнал можно расценивать и как провокацию со стороны противника. Макуотер сообщает капитану, что повреждения судна слишком серьезные, чтобы пытаться спасти корабль. Маквей отдает приказ начать эвакуацию. Квин открывает двери карцера и выпускает Гаррисона, ключи падают в воду, Бама остается запертым. Гаррисон с риском для жизни спасает бывшего непримиримого соперника. Вместе им удается выбраться из залитого водой трюма.

«Индианаполис» идет ко дну, его корпус кренится и разламывается пополам. Взрывом капитана Маквея выбрасывает далеко за борт тонущего корабля. Маквей взбирается на плот, там находится рация. Его призыв о помощи никто не слышит кроме капитана японской подлодки Хашимото. Тело мертвого радиста Маквей обнаруживает рядом, больше вокруг в темноте никого не видно.

День 1. 30 июля, 1945. Выжило 902 человека, припасов на 2 дня. Филиппинское море кишит акулами, их привлекает запах крови. Уцелевшие члены экипажа болтаются в открытом море группами и поодиночке. Лейтенант Стендиш решает: поскольку капитан погиб, он должен взять командование на себя. Он отдает приказ рядовым освободить места на спасательных плотах для офицеров и раненых, а все припасы перегрузить на его плот. Маквей обнаруживает плот, где находится Макуотер, акула ему откусила ногу, он истекает кровью. Капитан вкалывает боцману морфин, затягивает жгутом раненую ногу.

Лейтенант Адриан Маркс на патрульном бомбардировщике ищет над Филиппинским морем обломки сбитого самолета. Ему приказано возвращаться на базу, терпящих бедствие американских моряков летчик не замечает. Квин погибает в пасти акулы. Все в панике стремятся вскарабкаться на плот, Тео уплывает в противоположном направлении. Судовой священник читает короткие молитвы над телами погибших. Просит бога принять и его душу, когда его окружают акулы. Тео подплывает к плоту, на котором находятся капитан и боцман. Маквей узнает, что есть еще выжившие члены экипажа. Капитан решает сплавать к остальным, оставляет Макуотера под присмотром Тео. Юноша делает ему укол, читает строки из своего дневника, пытаясь отвлечь раненого от невыносимой боли. Ночью возвращается Маквей, подобрав еще несколько отбившихся от основной группы членов команды.

День 2. Мысленно Маквей пишет письма своей жене. Он пытается приободрить измученных жаждой и голодом людей. В их распоряжении есть только пара банок консервов. На другом плоту Майк и Брайан вспоминают о Кларе. На них нападают акулы, поднимается паника. Ночью Маквей рассказывает Тео историю их с женой знакомства, но сначала он берет с парня слово, что он не будет использовать ее в своих литературных упражнениях. Боцман Макуотер умирает. Хашимото удручен тем, что американских моряков до сих пор никто не спас. Это враги, но они тоже люди. Его подлодке приказано вернуться домой.

День 3. В живых осталось 500 человек. Лейтенант Стендиш утверждает, что видел землю. Он назначает гребцами наиболее крепких парней и уплывает от группы, забрав с собой все припасы. Ночью у Майка начинаются галлюцинации, ему мерещится свет и голос Клары. Брайан признается, что тоже любит его невесту. Их плот снова атакует акула. Майк ранен. Гаррисон и Бама плавают вместе, они рассуждают о боге и смысле жизни. Днем Майк берет с Брайана слово, что тот позаботится о Кларе, после чего умирает. Очередному нападению акул подвергается и другая группа терпящих бедствие, есть новые жертвы.

День 4. В живых осталось 350 человек. Многие сдались, люди начали терять рассудок. Гаррисон лишился зрения, он ничего не видит, а Бама заметил в небе самолет. Это бомбардировщик ВМФ США, пилотируемый лейтенантом Чеком Гвином. Он передает сообщение, что обнаружил крупное пятно топлива. На базе уточняют, не японская ли это подлодка. Спустившемуся ниже к поверхности воды летчику удается выяснить, что в радиусе около мили разбросаны больше сотни человек. Пилоты не могут нарушить инструкцию, им остается только сбросить еду и аптечку. Спустя два часа подлетает самолет лейтенанта Маркса, он запрашивает спасательную операцию, командование отказывает. Несмотря на это, Адриан Макс дает членам экипажа команду совершить посадку на воду. Теперь к месту, где потерпел бедствие крейсер, американские военные вынуждены выслать помощь.

Командование военным флотам обсуждает сложившуюся обстановку. После того, как японцы затопили выполнявший секретное задание корабль-герой «Индианаполис», в живых осталось 317 человек, 789 членов экипажа погибло. Власти США не заинтересованы в том, чтобы информация об этом попала в прессу, гораздо выгоднее рапортовать о победе над Японией. Но общественности нужен козел отпущения за случившуюся трагедию. Подходящая кандидатура – капитан Маквей, он единственный из офицерского состава остался в живых после гибели крейсера.

Маквея мучит чувство вины перед семьями погибших товарищей. Спустя месяц после того, как были сброшены бомбы на Хиросиму и Нагасаки, Япония капитулирует, Вторая мировая война закончена. В госпитале Элвин возвращает Брайану кольцо его погибшего друга. По возвращении домой Брайан просит руки Клары, та в положении, будущему ребенку нужен отец. Капитану Маквею постоянно звонят с проклятиями близкие погибших. Он на грани нервного срыва. Капитана отдают под трибунал. На слушание дела собираются многие из выживших моряков. Они убеждены в том, что Маквей вел себя геройски. Однако против него выдвинуто обвинение в том, что капитан подставил свой корабль под удар, отказавшись вести его зигзагами, и нарушил правила эвакуации. Маквей не признает себя виновным. На суде выступает капитан Хашимото. Он утверждает, что «Индианаполис» был торпедирован не кайтэнами, а обычными торпедами. Зигзагообразные маневры крейсера все равно не спасли бы американское судно, поскольку японская подлодка сумела подойти слишком близко к цели и выпустила 6 торпед. По первому пункту обвинения Маквей признан невиновным, но приказ об эвакуации был отдан несвоевременно. После суда между бывшими противниками происходит неофициальный разговор. Как военные оба капитана должны были выполнять приказы, но это не мешает им понимать общечеловеческие ценности. Маквей и Хашимото расстаются, отдав друг другу воинскую честь. Четырьмя годами позже Чарльз Маквей пускает себе пулю в висок.

Тот кто сеет зло, плохо кончит.
То, что описано в этом материале можно объяснить лишь двумя вещами: либо существует высшая справедливость, либо есть ещё некоторые причины, по которым сами Штаты были заинтересованы, чтобы их секреты пошли на дно вместе с «Индианаполисом».
Но в любом случае сначала мы должны узнать факты...

Проклятый крейсер. Подлинная история гибели корабля «Индианаполис»

Моряки, доставившие «начинку» для атомных бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки, приняли страшную и мучительную смерть посреди Тихого океана.

Гордость американского флота

6 августа 1945 года на японский город Хиросима была сброшена атомная бомба, получившая название «Малыш». Взрыв урановой бомбы привёл к гибели от 90 до 166 тысяч человек. 9 августа 1945 года плутониевая бомба «Толстяк» была сброшена на Нагасаки, унеся жизни от 60 до 80 тысяч человек. Болезни, вызванные радиоактивным облучением, мучают даже потомков тех, кто пережил кошмар.

Участники бомбардировок до самых последних дней были уверены, что действуют правильно, и угрызениями совести не страдали.

Проклятие «Малыша» и «Толстяка» коснулось тех американцев, которые были причастны к истории первой атомной бомбардировки, хотя и сами не знали об этом.

В ноябре 1932 года в состав американского флота был включён новый тяжёлый крейсер проекта «Портленд», получивший название «Индианаполис».

В то время это был одно из самых грозных боевых судов США: площадь в два футбольных поля, мощное вооружение, экипаж свыше 1000 моряков.

Секретная миссия

В годы Второй мировой войны «Индианаполис» участвовал в крупных операциях против японских войск, успешно выполняя задачи и оставаясь невредимым. В 1945 году над американскими судами нависла новая опасность - японцы стали использовать для атак лётчиков-камикадзе, а также торпеды, управляемые смертниками.

31 марта 1945 года японские смертники атаковали «Индианаполис». Одному из камикадзе удалось протаранить нос крейсера. В результате погибли 9 моряков, а сам корабль для ремонта был отправлен в Сан-Франциско. Война стремительно шла к концу, и моряки «Индианаполиса» даже стали полагать, что она для них закончена. Однако, когда ремонт был практически окончен, на крейсер прибыли генерал Лесли Гровс и контр-адмирал Уильям Парнелл . Командиру «Индианаполиса» Чарльзу Батлеру Маквею было сообщено - крейсеру поручается перевезти сверхсекретный груз, который необходимо доставить к месту назначения быстро и безопасно. Что за груз, капитана Маквея не известили. Вскоре на борт прибыли два человека, при которых были какие-то небольшие коробки.

«Индианаполис», 10 июля 1945 года. Источник: Public Domain

«Начинка» для атомных бомб

Пункт назначения капитан узнал уже в море - остров Тиниан. Пассажиры были неразговорчивы, редко покидали свою каюту, зато строго следили за сохранностью коробок. Всё это навело капитана на определённые подозрения, и он брезгливо бросил: «Не думал, что мы докатимся до бактериологической войны!». Но пассажиры не отреагировали и на это замечание. Чарльз Батлер Маквей мыслил в правильном направлении, но о том оружии, которое везли на его судне, он просто не мог знать - это была строжайшая тайна.

Генерал Лесли Гровс был руководителем «Манхэттенского проекта» - работ по созданию атомной бомбы. Пассажиры «Индианаполиса» везли на Тиниан «начинку» - сердечники для атомных бомб, которым предстояло быть сброшенными на жителей Хиросимы и Нагасаки. На острове Тиниан завершали подготовку лётчики из специальной эскадрильи, назначенной совершить первые атомные бомбардировки. 26 июля «Индианаполис» прибыл на Тиниан, и его пассажиры с грузом сошли на берег. Капитан Маквей облегчённо вздохнул. Он не знал, что в его жизни и в жизни его корабля начинается самая страшная страница.

Японская охота

«Индианаполис» получил приказ идти на Гуам, а затем на филиппинский остров Лейте. На линии Гуам – Лейте командир «Индианаполиса» допустил нарушение инструкции, предписывавшей проводить манёвры зигзагом во избежание обнаружения подводными лодками противника.

Капитан Маквей не стал выполнять эти манёвры. Во-первых, данная техника была устаревшей, и японцы приноровились к ней. Во-вторых, информации о действиях японских подлодок в данном районе не поступало. Данных не было, но подлодка была. Более десяти дней в районе вела охоту японская подводная лодка «I-58» под командованием капитана 3-го ранга Матицуры Хасимото . Помимо обычных торпед, она была оснащена мини-подлодками «Кайтэн». По сути, это были те же торпеды, только направляемые смертниками.

Маршрут последнего похода «Индианаполиса». Источник: Public Domain

29 июля 1945 года около 23:00 японский акустик обнаружил одиночную цель. Хасимото отдал приказ готовиться к атаке.

До сих пор идут споры, чем в итоге был атакован «Индианаполис» - обычными торпедами или «Кайтэнами». Сам капитан Хасимото утверждал, что в данном случае обошлось без смертников. Крейсер был атакован с расстояния 4 миль, и через 1 минуту 10 секунд прогремел мощный взрыв.

Пропавшие в океане

Японская подлодка стала немедленно уходить из района атаки, опасаясь преследования. Моряки «I-58» толком и не поняли, что за корабль поразили, и понятия не имели, что стало с его экипажем. Торпеда разрушила машинное отделение «Индианаполиса», убив находившихся там членов экипажа. Повреждения оказались столь серьёзными, что стало ясно - крейсер будет оставаться на плаву считанные минуты. Капитан Маквей отдал приказ покинуть судно.

Через 12 минут «Индианаполис» скрылся под водой. Вместе с ним ушли на дно около 300 из 1196 членов экипажа. Остальные оказались в воде и на спасательных плотах. Спасательные жилеты и высокая температура воды в этой части Тихого океана позволяли морякам ожидать помощи в течение длительного времени. Капитан успокаивал команду: они находятся в зоне, где постоянно курсируют корабли, и их скоро обнаружат.

Неясная история сложилась с сигналом «SOS». По одним данным, радиопередатчик крейсера вышел из строя, и подать сигнал о помощи экипаж не смог. По другим, сигнал был всё-таки подан и даже принят по меньшей мере тремя американскими станциями, но либо проигнорирован, либо воспринят как японская дезинформация. Более того, американское командование, получив доклад о том, что «Индианаполис» выполнил миссию по доставке груза на Тиниан, потеряло крейсер из виду и не проявляло ни малейшего беспокойства по его поводу.

В окружении акул

2 августа экипаж американского патрульного самолёта PV-1 Ventura с удивлением обнаружил в воде десятки людей, оказавшихся измученными и полуживыми моряками флота США. После доклада лётчиков в район был выслан гидросамолёт, а вслед за ним подошли и американские военные суда. Трое суток, пока не пришла помощь, посреди океана разыгрывалась страшная драма. Моряки умирали от обезвоживания, гипотермии, некоторые сходили с ума. Но и это было ещё не всё. Экипаж «Индианаполиса» окружили десятки акул, которые атаковали людей, разрывая их на части. Кровь жертв, попадая в воду, привлекала всё новых и новых хищников.

Доподлинно не известно, сколько всего моряков стали жертвами акул. Но из тех тел погибших, что удалось поднять из воды, следы акульих зубов были найдены почти на 90. Живыми из воды подняли 321 человека, ещё пять скончались уже на борту спасательных судов. Всего погибло 883 моряка. В историю флота США гибель «Индианаполиса» вошла как наиболее массовая гибель личного состава в результате одного затопления.

Выжившие с «Индианаполиса» на острове Гуам.