Аннотация проекта.
Разработка проекта обусловлена необходимостью создания условий для перехода ребенка из детского сада в школу, который является важным этапом жизни, связан не только с изменением среды его развития, но и с соответствующими процессами самосознания, со столкновением с новыми проблемами, открытием в себе новых возможностей и т.д. Для одних детей — это ощущения выхода на новую жизненную ступень, другим внушает ностальгию по привычной жизни в детском саду, часто порождает стрессовые состояния. Поэтому очень важно, чтобы в дошкольном учреждении, начальной школе, в семье помогли ребенку осознать, что детский сад и школа есть звенья единой системы образования и воспитания. Решить проблемы преемственности возможно лишь тогда, когда будет реализована единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, только тогда две ступени образования будут действовать в тесной взаимосвязи. В концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) преемственность рассматривается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы образования: целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка. Все это возможно при условии соблюдения принципа преемственности дошкольного и начального звеньев образования.
Паспорт проекта
Название проекта:
Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни
Автор проекта:
Павлова Светлана Александровна – заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Тип проекта:
- практико-ориентированный, внедренческий (по способу деятельности)
- управленческий (по содержанию)
- непосредственный (по характеру координации)
- длительный (по продолжительности выполнения)
Общие принципы
- свобода выбора
- свобода общения
- научность
- толерантность
Методы:
- исследовательский
- частично-поисковый
База реализации проекта: Макеевская общеобразовательная школа I-III ст. № 93 с дошкольным подразделением.
Творение человека - высшее напряжение всех духовных сил. Это и жизненная мудрость, и мастерство, и искусство.
В. Сухомлинский
Нормативно – правовая база
- Закон «Об образовании» от 19 июня 2015 года (Постановление №I-233П-НС)
- Государственный образовательный стандарт начального общего образования на 2015-2017 гг.
- Программы Начального общего образования для общеобразовательных организаций.
- Письмо №3517 от 20.08.2015 г. “Про методические рекомендации”
- Государственный образовательный стандарт дошкольного образования на 2015-2017 гг.
- Типовая образовательная программа дошкольного образования “От рождения до школы”
Актуальность проекта
На современном этапе развития системы образования, в основе которой заложен гуманистический подход к организации педагогического процесса, одной из актуальных проблем является обеспечение преемственности в обучении и воспитании детей. Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» подчеркивает, что именно преемственность — одно из необходимых условий непрерывного образования, которая обеспечивает единство цели, содержания, методов, форм обучения с учетом возрастных особенностей детей в смежных звеньях образования. Исследование проблемы преемственности между дошкольными и начальными звеньями образования имеют глубокие историко — педагогическое корни. Они свидетельствуют, что всегда правомерным был вопрос преемственности между начальными и дошкольными образовательными ступенями, где она выступала основным условием функционирования подготовки детей к школе, а подготовка — важнейшим условием практического обеспечения преемственности в содержании, методах и организации учебно-воспитательной работы дошкольного и школьного звеньев образования.
Цель проекта:
- Создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.
- Обеспечение системы непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.
- Организация благоприятных условий в детском саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.
- Формирование устойчивой мотивации каждого ребенка к школьной жизни.
Задания проекта:
- Найти пути обновления и совершенствования системы дошкольного и начального образования.
- Направить самостоятельную и самообразовательную деятельности на решение проблемы преемственности и перспективности в обучении и воспитании дошкольников и младших школьников.
- Усовершенствовать психологические, развивающие, воспитательные и дидактические принципы осуществления преемственности и перспективности.
- Обеспечить систематический анализ имеющихся трудностей в работе воспитателей ДОУ и учителей начальных классов, создать систему коррекционных мероприятий деятельности.
Психолого – педагогическое сопровождение проекта
Цель: создание условий для максимального личностного развития и обучения ребенка в рамках социально — педагогической среды.
Задания: психологизация среды, в частности повышение общей психологической культуры педагогов, родителей и других взрослых, которые рядом с детьми.
Гипотеза
Реализация проекта «Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни» позволит улучшить подготовку детей к школе, успешно адаптировать первоклассников в школе, обеспечить сохранение здоровья, эмоционального благополучия, способствовать развитию индивидуальности личности, создать равные стартовые возможности для всех детей 6-летнего возраста, позволить решить проблемы преемственности и привлечь родителей к сотрудничеству с педагогами.
Направления преемственности дошкольного и начального образования
Реализация направлений осуществляется по следующим связям:
Психологическая связь:
- изучение особенностей развития детей на переходном этапе;
- определение специфики перехода от игровой к учебной деятельности;
- обеспечение психологизация учебно-воспитательного процесса как условия формирования личности на двух уровнях.
Методическая связь:
- взаимное ознакомление с методами и формами учебно-воспитательной работы в старшей группе и в 1-м классе учебного заведения;
- обеспечение преемственности согласно методов и приемов работы с детьми по развитию речи, математике, ознакомлению с окружающим миром, физического, эстетического, социального воспитания.
Практическая связь:
- предварительное знакомство учителей со своими будущими учениками;
- кураторство воспитателями своих бывших воспитанников;
- формы взаимодействия педагогических коллективов: семинары, семинары-практикумы, тренинги (педагогического общения, коммуникативных умений), совместная работа психолога с учителями и воспитателями дошкольных групп);
- система посещения учителями старших групп, наблюдение за деятельностью детей на занятиях и вне их; беседы с детьми и их воспитателями; создание школы будущего первоклассника; организация совместных концертов, спортивных соревнований; ремонт и изготовление игрушек детьми и тому подобное.
Преемственность дошкольного и начального образования является многоаспектной категорией, обладающей сложным строением и широким спектром функций.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап
- Изучение контингента будущих первоклассников (изучение особенностей воспитанников дошкольного подразделения МОШ № 93).
- Проведение диагностических исследований для определения направлений работы с детьми.
- Подборка методических рекомендаций для учителей, психолога для определения направления работы с детьми в преодолении дезадаптации.
- Привлечение воспитателей, учителей, родителей к работе с будущими первоклассниками.
2. Основной этап
2.1. Подготовительная работа с детьми
- Диагностика готовности к школьному обучению.
- Знакомство детей с будущими учителями и классами, где они будут учиться (экскурсии).
- Коррекционно — развивающие занятия с детьми «День школы в детском саду».
- Проведение открытых занятий воспитателями дошкольного подразделения учебного учреждения.
— Организация открытых уроков в 1-х классах учителями начальной школы
— Индивидуальная и групповая работа психолога и логопеда с детьми старшего дошкольного возраста.
— Совместное проведение праздников и развлечений.
— Проведение бинарных уроков и занятий с участием учителя и воспитателя.
— Кружковая работа с детьми старших групп.
— Обобщенные курсы «Психологическая тропинка» и «Год до школы» для старших дошкольников.
— Занятия с элементами сказкотерапии «Лесная школа» для первоклассников.
— Музыкотерапевтическая педагогика «ПеснеЗнайка».
2.2. Работа с родителями
- Психолого — консультативная служба для родителей будущих первоклассников. Работа родительского всеобуча «Сегодня ребенок — завтра школьник».
- Родительское собрание «Подготовка к школе. Ознакомление с содержанием программы «От рождения к школе » и новыми образовательными стандартами.
- Лектории: «Готовность детей к обучению в школе», «Критерии подготовки ребенка к школе», «Психологическая готовность детей к школе.
- Семейные проекты «Экомир моей семьи», «В кругу дружной семьи», «Взаимодействие семьи и учреждения по укреплению духовного и физического здоровья детей», «Папа, мама и я — счастливая семья».
- Дни открытых дверей.
- Психологический консультпункт для родителей детей будущих первоклассников.
2.3. Работа с педагогическим персоналом
- Педагогический совет «Преемственность в работе детского сада и школы, как условие обеспечения личностно-ориентированного подхода к образовательно — воспитательному процессу».
- Творческая группа «Преемственность — залог успеха».
- Педчтения «Изучение и анализ программ дошкольного учреждения и начальной школы».
- Заседание «круглого стола» «Будущий первоклассник» (консолидация усилий воспитателей, педагогов, семьи по улучшению всестороннего воспитания и обучения).
- Семинар — практикум «Психологическая готовность ребенка к школе». Обмен мнениями. Анализ и обсуждение уроков в школе и занятий в детском саду.
3. Обобщающе — аналитический этап
3.1. Исследование уровня влияния проекта на процесс адаптации первоклассников.
3.2. Диаграмма — сравнение количества детей с проблемами в адаптации, которые посещали сад при МОШ №93 с дошкольным подразделением и тех, кто не воспитывались в данном заведении.
3.3. Подведение итогов реализации проекта, создание рекомендацій.
4. Коррекционный этап:
4.1. Мониторинг успешности реализации проекта.
4.2. Коррекция выявленных недостатков.
4.3. Проведение психолого-педагогических консультаций с участниками проекта для внесения коректив в работе (ответственные члены творческой группы, психолог)
4.4. Проведение методических оперативок для оказания помощи воспитателям, учителям, родителям, другим участникам проекта по практической реализации рекомендаций.
И получить сертификат к аттестации ?
2017-2018 учебный год
Проект: преемственность в работе детского сада и школы
«Скоро в школу»
Для старших дошкольников с ЗПР
Составитель проекта: учитель - дефектолог Климова Е.В.
Шлиссельбург
Паспорт проекта:
Участники:
- дети старшего возраста с ЗПР;
Воспитатели, учитель-дефектолог;
Учителя и ученики СОШ №1г.Шлиссельбурга
Вид проекта:
Долгосрочный 2017-2018 г.
Образовательный, тематический
Задачи и цели проекта
Проект имеет такие цели:
Формирование желания к обучению в школе;
Объяснение значимости труда школьного учителя;
Обогащение детей с ЗПР знаниями о профессии учителя и о школьном образовании.
В связи с целями можно выделить такие задачи:
Образовательная. У ребенка с ЗПР нужно сформировать и закрепить представления и знания о школе.
Развивающая. Необходимо развить интерес к школе, желание обучаться в ней. Детей знакомят с самой школой, объясняют им школьные понятия (урок, перемена и т. д.), приучают связно общаться.
Воспитательная. Ребенка учат уважать труд учителя, правильно вести себя в школе, воспитывают дисциплину.
Актуальность
Время обучения в детском саду пролетает быстро, малыши быстро растут, и вот уже не за горами первый школьный класс. Поступая в начальную школу, выпускникам ДОУ необходимо приспособиться к новым условиям. Адаптация к школе у всех происходит по-разному: одни с нетерпением ждут первого учебного дня, готовят рюкзаки и принадлежности, другие нервничают по поводу поступления в школу, а третьи вообще не хотят идти учиться.
Каждый ребенок относится к этому по-своему, тем не менее, привыкать к школе придется им всем. Чтобы помочь деткам привыкнуть к школьной жизни, был создан проект о преемственности школы и детского сада.
Введение:
Почему преемственность необходима?
Преемственность позволяет установить связи между смежными звеньями, чтобы в будущем последовательно решать задачи в воспитательно- обучающем процессе детей. Она предполагает передачу в школу детей с подходящим уровнем воспитанности и развития, который будет отвечать всем школьным требованиям, а также опирается на знания, качества и умения, ранее приобретенные дошкольниками.
Чтобы осуществить преемственность между садиком и школой, определяют подходящее содержание и воспитание детей, а также приемы, методы и формы для организации воспитания и обучения.
Чтобы обеспечить детям грамотную и комфортную адаптацию к школе, был создан проект «Преемственность работы детского сада и школы».
Детей нужно подготавливать к школьному обучению.
Насколько ребенок будет хорошо обучаться в школе, зависит от его физической и психологической подготовки. Федеральный образовательный стандарт предполагает создание условий для хорошей социализации ребенка, его развития в инициативном, познавательном и творческом планах. Для этого используются соответствующие возрасту виды деятельности. Нужно активировать процесс дошкольного воспитания и сформировать интерес к различным учебным дисциплинам.
Учебная деятельность потребует высокой внимательности, хорошей памяти, умения контролировать поведение, быть ответственным, дисциплинированным, организованным, самостоятельным и т. д.
Важно подготовить ребенка психологически, воспитывая в нем волю и нравственную основу. Моральные качества помогут влиться в школьный коллектив: он должен быть готов не только к занятиям, но и к социальной роли ученика, предполагающей новые обязанности и права.
Для более полного осуществления преемственности, которая достигается на основе проведения совместных мероприятий, совместной деятельности педагогов ДОУ и начальной школы, совместной подготовки педагогов ДОУ и учителей начальной школы к осуществлению преемственности, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, форм и методов обучения и воспитания и был разработан данный проект в соответствии с ФГОС.
Этапы проекта:
Подготовительный | Основной | Заключительный |
Мониторинг | Ознакомление детей с помещениями школы, учителями, учениками, формами и методами работы. | Продуктивная деятельность |
Беседы с детьми, о предстоящей деятельности | Организация совместного творческого вечера с элементами театрализации. | Ожидаемые результаты |
Анкетирование родителей | Уточнение и систематизация сведений детей об особенностях обучения в школе. Участие в мастер - классах. | Проведение заключительного мониторинга процесса адаптации детей с ЗПР к школе |
Заключение соглашения о совместной деятельности со школой | Формирование представлений детей о школе, как источнике знаний. | |
Составление совместного плана работы со школой над проектом | Участие детей в открытых занятиях для организации возможности продемонстрировать свои успехи в развитии и постижении программ ДОУ. |
Мониторинг №1: Опрос детей старшего дошкольного возраста «Готовность ребёнка к школе»
Хочешь ли ты идти в школу? | ||||||
*Имена детей зашифрованы под номерами.
Обследование идёт по десяти-бальной системе. Баллы складываются.
10 баллов - полный ответ, уверенность в знаниях
9 баллов - полный ответ, неуверенность в знаниях
8 баллов - полный ответ с небольшими недочётами, неуверенность в знаниях
7 баллов - полный ответ с незначительной помощью педагога
6 баллов - полный ответ по наводящим вопросам педагога
5 баллов - отвечает на часть вопроса самостоятельно
4 баллов - отвечает на часть вопросас незначительной помощью педагога
3 баллов - отвечает на часть вопроса по наводящим вопросам педагога
2 баллов - отвечает на часть вопроса, допустив множество ошибок
1 баллов - неверный ответ или отказ от ответа
Результаты мониторинга приведены в диаграммах
Мониторинг №2: Опрос детей старшего дошкольного возраста «Готовность ребёнка к школе» (составитель опросника: учитель-дефектолог Климова Е.В.)
Обследование психологической готовности детей к школе
Наблюдение за детьми в процессе продуктивной деятельности на занятиях и в самостоятельной игре.
Опросник «Готовность ребёнка к школе:
Хочешь ли ты идти в школу? | ||||||
Привлекает ли тебя в школе то, что ты там много узнаешь? | ||||||
Степень стеснительности ребёнка в присутствии незнакомых взрослых. | ||||||
Знает ли ребёнок свой адрес и название города, в котором он живет | ||||||
Знает ли ребёнок название страны и её столицы. | ||||||
Знает ли ребёнок имена и отчества своих родителей и месте их работы | ||||||
Знает ли ребёнок времена года, их последовательность и основные признаки | ||||||
Знает ли ребёнок названия месяцев, дней недели | ||||||
Знает ли ребёнок основные виды деревьев и цветов | ||||||
Знает ли ребёнок домашних и диких животных и их детёнышей | ||||||
ВЫВОД : в сентябре 2017 года был проведен мониторинг на начало проекта, можно сделать вывод, что среди старших дошкольников с ЗПР есть пробелы в знаниях времена года, названиях месяцев, недели, окружающего мира, виден низкий уровень психологической готовности и мотивации к обучению в школе.
В ноябре 2017 года мы провели промежуточный мониторинг, где мотивация детей к предстоящему обучению в школе существенно повысилась.
Анкетирование родителей: «Готовность ребёнка к школе» (составитель опросника: учитель - дефектолог Климова Е.В.)
Хочет ли ваш ребёнок в школу? | |||||||
Чувствуете ли вы, что Ваш ребёнок психологически готов к школе? | |||||||
Достаточно ли он самостоятельный? | |||||||
Развита ли у него волевая сфера? | |||||||
Готов ли Ваш ребёнок усидчиво заниматься 30 и более минут подряд? (например: собирать конструктор, раскрашивать) | |||||||
Поддерживаете ли Вы проект по преемственности детского сада и школы и готовы ли помогать педагогам? |
Ответы в форме: ДА=3, НЕТ=1, НЕ ЗНАЮ=2
Результаты анкетирования родителей:
ВЫВОД: На основе представленных данных можно с уверенностью сказать, что большинство родителей поддерживают проект по преемственности детского сада и школы и готовы помогать педагогам.
План совместных мероприятий по преемственности детского сада и школы
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад Золотой ключик» и МБОУ «ШСОШ №1» для детей с ЗПР (гр. «Карамельки») в рамках соглашения о сотрудничестве от 01.09.2017года.
Экскурсия детей ЗПР подготовительной подгруппы «Карамельки» по школе. Рабочее место ученика. (ноябрь)
Организация совместных праздников для учащихся начальной школы и гр. «Карамельки»- «Здравствуйте, дорогие гости» (декабрь)
День открытых дверей в школе. Мастер классы для дошкольников. (январь)
Открытое занятие в подготовительной подгруппе ЗПР (гр. Карамельки) для учителей начальной школы. (апрель)
Основной этап:
Реализация проекта:
Формы преемственных связей
Как можно осуществлять преемственные связи?
Чтобы подготовить детей к обучению, необходимо установить связи и сотрудничество между школой и детским садом. Знакомя дошкольников со школой, можно расширить у них представления о школе, развить желание и интерес учиться там.
Организовать работу с детьми по ФГОС можно разными способами:
Утренники, праздники, мероприятия, музыкально-литературные вечера;
Школьные экскурсии;
Организация выставок поделок и рисунков и т. д.
Связь между детьми с ЗПР и школьниками нужно поддерживать весь год.
Методы:
Игровой метод:
(дидактические игры, инсценировки, подвижные игры).
Словесный метод:
(чтение стихов; беседы;)
Практические методы:
(совместные действия, выполнение поручений)
Наглядный метод:
(показ, наблюдения, рассматривание, использование театров)
Принципы:
В основу игр заложены три основных принципа- интерес, познание, творчество.
Каких результатов мы ожидаем?
У детей будут сформированы представления о школе (об учениках, учительском труде и т. д.).
Знакомство со школьными принадлежностями: ребенок узнает, для чего нужны и как используются портфель, учебники, пенал, тетради, мел.
Сформированное желание обучаться в школе и стать учеником первого класса.
Появление интереса к обучению, его выражение через самостоятельные игры и рисунки.
Психологическая готовность учиться, соблюдать правила поведения и школьного распорядка, быть ответственным и самостоятельным.
Творческое выражение дошколят при подготовке и проведении общего открытого занятия.
Родители понимают важность психологической подготовки в период дошкольного возраста.
Заключение
Преемственность заложена в природе детского воспитания и обучения. Под ней понимается переход от одной ступени к другой, которая выражена в сохранении и изменении содержания и методов воспитательно-обучающих технологий.
Этот проект был разработан в соответствии с правилами ФГОС, чтобы качественно осуществить преемственность, которая будет достигнута на основе совместной подготовки и деятельности сотрудников ДОУ и учителей начальной школы, организации и использования общего образовательного пространства, методов и форм воспитания и обучения.
Я считаю, что процесс преемственности в обучении дошкольников и качественная подготовка каждого ребёнка необходимы для успешной адаптации детей с ЗПР в школе.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155
2. Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). - СПБ ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2013. -560 С.
3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная
программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2014.
Проект создавался для выступления на курсах повышения квалификации.
1. Сам проект (актуальность, цели, задачи и т.д. - текст)
2. Реализация (план работы на год)
3. Результаты (этапы развития, результаты и перспективы развития)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Актуальность. Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы. Таким образом, преемственность должна строиться:
На учете возрастных и психологических особенностей детей 5 – 8 лет;
На единых целях воспитания и обучения детей;
На единстве требований взрослых (педагогов, психологов, родителей), согласующих с выбранной образовательной программой.
Цели:
Создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.
Обеспечить систему непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.
Создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.
Увлечь детей детского сада перспективой школьного обучения, вызвать желание учиться в школе.
Задачи:
Способствовать укреплению и сохранению здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе.
Всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.
Создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.
Вид проекта : творческий смешанного типа.
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы-25 человек, выпускники детского сада (учащиеся 1 класса начальной школы ВСОШ № 2) - 20 человек, педагоги и специалисты ДОУ, учителя начальной школы, родители.
Этапы развития проекта:
Длительность: 1 год
Пояснительная записка.
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться.
Преемственность в работе школы и дошкольного учреждения, предусматривает использование всех форм преемственности: изучение программ, сложных звеньев, взаимный обмен опытом, дальнейший поиск оптимальных путей усовершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса к занятиям, учебной деятельности
Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс; увеличение потока информации; изменения, происходящие в нашем обществе, совершенствование содержания и повышение значимости образования; переход на обучение с шестилетнего возраста.
Результаты передового педагогического опыта убеждают в том, что эти требования закономерны, а выполнение их возможно, если учебно-воспитательная работа в детском саду и школе будет представлять единый развивающий процесс.
Преемственность - непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. (Советский философский словарь ) Преемственность - это не что иное, как опора на пройденное, использование и дальнейшее развитие имеющихся у детей знаний, умений и навыков, расширение и углубление этих знаний, осознание уже известного на новом, более высоком уровне. Преемственность дает возможность в комплексе решать познавательные, воспитательные и развивающие задачи. Она выражается в том, что каждое низшее звено перспективно нацелено на требования последующего. Проблема преемственности в системе образования не нова. Еще К. Ушинский обосновал мысль о взаимоотношениях «подготовительного обучения» и «методического обучения в школе». А в рамках школьной реформы, предусматривающей переход к 12-летнему общему образованию начиная с шести лет, эта проблема стала очень актуальной. Ключевой стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения учиться.
Проблемы преемственности: «скачкообразное» изменение методов и содержания обучения; обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности учащихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.
Решить проблемы преемственности возможно лишь тогда, когда будет реализована единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, только тогда две ступени образования будут действовать в тесной взаимосвязи. В концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) преемственность рассматривается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы образования: целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка.
Программы детского сада и начальной школы предусматривают преемственность в содержании по всем темам обучения грамоте, математике и письму. Принципы преемственности и непрерывности образовательного цикла в комплексе «детский сад-школа» программами предусмотрены. Однако если содержание школьного образования выстраивается в «школьной логике» - логике будущих школьных предметов, то практикуется обучение усложненным для дошкольников предметам, игнорируются объективные возрастные закономерности развития ребенка, характерные для дошкольного возраста, назревает опасность таких негативных последствий, как потеря у детей интереса к учебе. Иногда, наоборот, дублирование целей, задач, форм и методов начальной школы в дошкольном учреждении может спровоцировать негативное отношение ребенка к данным предметам. Первое и главное требование начальной школы - сформированность у выпускников детского сада интереса к учебной деятельности, желания учиться, создание прочной базовой основы. Но школу не удовлетворяет формальное усвоение знаний и умений. Необходимо не только качество этих знаний, но и их осознанность, гибкость и прочность. Выпускники дошкольного учреждения должны осознанно, с пониманием сути явлений уметь использовать приобретенные знания и навыки не только в обычной, стереотипной, но и в измененной ситуации, в новых, необычных обстоятельствах (игра, труд и др.).
Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов в детском саду. Проблема развития познавательного интереса ребенка решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях.
Чему нужно научить ребенка в детском саду, кроме программных требований к знаниям и умениям? Размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы. Необходимо учить подмечать закономерности, сходство и различие, давать упражнения, направленные на развитие внимания, наблюдательности, памяти, задания логического характера, которые тесно связаны с такими приемами логического мышления, как анализ, сравнение, синтез, обобщение. Размышление одного ребенка способствует развитию этого умения у других.
Успешность обучения детей в школе связана не только с наличием у дошкольников определенного объема знаний. Школьное обучение основные требования предъявляет прежде всего к умственной деятельности. В связи с этим уровень развития умственных способностей - один из важных факторов обучения детей в школе.
Вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка. Поэтому нами для решения этих задач (проблем) была составлена программа преемственности детского сада и школы. Проект помогает обеспечить эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень образования.
В течение ряда лет МБДОУ «Солнышко» и ВСОШ № 2 Высокогорского муниципального района РТ работают в тесном сотрудничестве. Вопрос преемственности доминирует в нашей совместной работе. Воспитатели детского сада и учителя начальной школы работают в одном методическом объединении (МО). На совместных заседаниях МО рассматриваются актуальные проблемы дошкольного и школьного образования, работает постоянный семинар-практикум по изучению передового педагогического опыта в вопросах обучения и воспитания учащихся, в системе организовано взаимопосещение занятий в подготовительной к школе группе детского сада и уроков в начальной школе. Положительный результат дает общение будущего учителя 1-го класса с группами дошкольников и их родителями. Традицией стало для учителей посещение, а затем и проведение собрания в ноябре в группе выпускников детского сада. Воспитатели детского сада, в свою очередь, не забывают о своих воспитанниках, постоянно следят за их успехами.
При выпуске из детского учреждения воспитатели детского сада дают полную психологическую характеристику на каждого ребенка и рекомендации учителю для дальнейшей работы. Такая работа позволяет положительно решать вопросы преемственности в работе детского сада и школы. Высокое качество знаний учащихся начальных классов свидетельствует о правильности выбранного пути.
Предварительный просмотр:
План работы по реализации проекта
«Преемственность в работе МБДОУ «Высокогорский детский сад «Солнышко» и МБОУ ВСОШ № 2 на 2011-2012 учебный год
№ п/п | Мероприятие | Сроки выполне-ния | Исполнители | Итоговый документ |
|
Согласование и утверждение плана по реализации преемственности в работе детского сада и школы | Завуч школы, старший воспитатель детского сада | Сентябрь | Педагоги детского сада и школы | План по реализации преемственности |
|
Семинар «Изучение и анализ программ дошкольного звена и начальной школы и их стыковка» | сентябрь-октябрь | завуч начальных классов, старший воспитатель | Анализ программ |
||
Проведение праздника «День Знаний» | Педагоги детского сада | Музыкальный руководитель, старший воспитатель, воспитатели групп | Сценарий праздника «День знаний» |
||
Оформить уголки для игр в школу в группах | Дети МБДОУ | сентябрь | воспитатели групп | Атрибуты для игр |
|
День открытых дверей в школе для детей подготовительных групп и их родителей, воспитателей детского сада | Педагоги, дети, родители воспитанников | Октябрь | Администрация, педагоги школы | Выступление завуча начальных классов о работе школы |
|
Сделать подборку книг о школе. Оформить уголки книг «Читаем сами» | дети, родители воспитанников | Октябрь | воспитатели подготов. групп | ||
Организация в методическом кабинете выставки для воспитателей и родителей методической и педагогической литературы «Подготовка детей к школе» | Педагоги, родители воспитанников | Октябрь | Старший воспитатель | Аннотированный каталог по литературе |
|
Диагностика готовности к школе детей подготовительной группы | Дети подготовитель-ной к школе группы | Октябрь | Педагоги детского сада | ||
Посещение учителями начальных классов ВСОШ № 2 занятий по математике, обучению грамоте в детском саду | Учителя нач.школы, воспитатели | Ноябрь | Конспекты занятий, анализ проведения занятий |
||
Выступление на педагогическом совете «Итоги предварительной диагностики к школе детей подготовительной группы» | Заведующая, Старший воспитатель, Педагоги ДОУ | Октябрь | Статистическая справка по результатам предварительной диагностики готовности детей к школе. |
||
Оформление наглядного материала для родителей будущих первоклассников | Родители воспитанников | Ноябрь | Воспитатели подготовитель-ной к школе групы | Тематичес-кие папки |
|
Выступление первоклассников перед дошкольниками | Дети детского сада, первоклассники | Ноябрь (в дни школь-ных каникул» | Учителя начальных классов, воспитатели подготовитель-ной группы | Фоторепор-таж о выступле-нии |
|
Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Возрастные особенности детей, подготовка их к школе» | Администрация, Учитель начальной школы родители воспитанников | Ноябрь | Учитель начальной школы, Воспитатели подготовитель-ной к школе групы | ||
Беседы с детьми: «Если ты останешься дома один» (основы безопасности), «Зачем учиться в школе» | Дети и Воспитатели подготовитель-ной к школе групы | в течение года | воспитатели подготов. групп | Материалы для бесед |
|
Экскурсия детей подготовительной группы в школу (выставка детских рисунков «Мои впечатления о школе») | Дети, воспитатели, завуч, учителя начальной школы | Декабрь | Завуч, учителя начальной школы | Фоторепор-таж об экскурсии Альбом детских рисунков |
|
Анкетирование родителей детей предшкольного возраста | Администрация, родители | Декабрь | старший воспитатель | Анкеты Сводная справка по результатам анкетирова-ния |
|
Консультация для воспитателей «Мотивационная готовность детей к школе» | Старший воспитатель, воспитатели | Январь | Старший воспитатель | Материалы консультации |
|
«Новогоднее чудо» (Выставка рисунков и поделок ручного труда). Кружок «Юные волшебники» | школьники-выпускники ДОУ и воспитанники детского сада) | Январь | ст. воспитатель, завуч начальных классов | Фотоотчет |
|
Совместный физкультурный праздник | Дети подготовительной группы и первоклассники и родители | январь | Учителя начальных классов, воспитатели подготовительной группы | Конспект праздника |
|
Мониторинг готовности детей к школьному обучению | Дети подготовительных к школе групп | Февраль | Воспитатели подготовитель-ной к школе группы | Папка (результаты) диагностики детей подготовительной к школе группы |
|
Семинар-практикум (круглый стол) «Обмен опытом. Анализ и обсуждение уроков в школе и образовательной деятельности в детском саду». | Педагоги ДОУ и школы | Февраль | завуч начальных классов, ст. воспитатель | ||
Консультация: «Скоро в школу» | Родители подготовительной группы | Февраль | Воспитатели подготовительной группы | Материал для консультации (папка-передвижка) |
|
Заседание творческой групп по результатам мониторинга | Заведующая, Завуч начальной школы Старший воспитатель, Воспитатели подготовитель-ной группы | Март | Завуч начальной школы, старший воспитатель | Справка по результатам мониторин-га |
|
День открытых дверей в школе | Март | Завуч начальной школы, учителя начальной школы | План проведения дня открытых дверей |
||
Оформление карт здоровья на каждого ребёнка выпускника детского сада | Дети, родители, педагоги детского сада | Апрель | ст.медсестра д\с | Карты здоровья детей |
|
Собеседование с завучем начальных классов. Анализ успеваемости выпускников детского сада за учебный год | Старший воспитатель, Завуч начальной школы | Май | Завуч начальной школы | Справка «Анализ успеваемос-ти выпускников детского сада» |
|
Фотоальбом «Наши мамы и папы – школьники» альбом загадок, пословиц и поговорок школьной тематики иллюстрации «Все о школе» | Дети, родители, педагоги детского сада | Май | Воспитатели родители, педагоги детского сада | Фотоотчет Материалы |
|
Выпускной бал | Дети, родители, педагоги детского сада (приглашаются учителя начальной школы) | Май | Музыкальный руководитель, Воспитатели | Сценарий праздника «Выпуск в школу» |
Предварительный просмотр:
1 этап проекта – создание развивающей среды
В группе был создан уголок «Школьника»; уголок «Читаем сами», уголки для игр в школу в группах, картотека разнообразных игр, центр науки и экспериментирования, открыта детская лаборатория, которая оснащена необходимым материалами; подобрана картотека опытов. Немалую роль в подготовке ребенка к школе играет социально-нравственное воспитание: в группе созданы условия для социализации ребенка, обогащение представлений о стране, крае, городе, людях, их взаимоотношениях, социальных проявлениях: профессия, возраст, пол.
В пространстве группы выделено место, где можно реализовать жизненно важные потребности в движении, так как от двигательной активности во многом зависит развитие моторики, физических качеств, состояние здоровья, настроение.
Игровая площадка обеспечивает условия для обогащения творческого потенциала, активизации механизмов самовыражения, сотворчества, импровизации и воображения.
2 этап – создание у дошкольников мотивации к обучению в школе
Реализация данного этапа проходит через чтение книг о школьной жизни, школьниках, их поступках, что дополнительно позволяет обогатить, активизировать словарный запас, а так же показать школьную жизнь с интересной стороны. Экскурсии в школу.
3 этап – встречи с выпускниками и учителями
Традициями в нашем садике стали встречи с выпускниками, совместное проведение праздников, прогулок, посещение уроков, беседы будущих выпускников с учителями.
Дальнейшая реализация проекта привела к организации кружка «Юные волшебники». Дети, посещающие д/с и выпускники детского сада, а так же родители совместно изготавливают атрибуты для театральной деятельности, делают поделки, комбинируют их из природного, бросового материала. Каждое занятие кружка несет радость, не допускает скуку и переутомление.
Работая над проектом, я поняла, что родители стали занимать более активные позиции в осуществлении подготовке детей к школе. По их инициативе мы запланировали ряд мероприятий.
Результаты реализации проекта:
- Речь детей стала более связной, выразительной, расширился их словарный запас.
- Дети научились выражать свои чувства и понимать чувства других.
- Они стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, сопереживать.
- У детей, родителей, выпускников появился интерес к сотрудничеству, партнерству.
- Адаптационный период у первоклассников прошел благоприятно.
- У учителя начальной школы появилась мотивация к взаимодействию с ДОУ.
Перспективы развития проекта:
Привлечение к работе в проекте специалистов школы: педагога-психолога
Предварительный просмотр:
1. Нельзя игнорировать объективные возрастные закономерности развития ребенка, характерные для шестилетнего возраста.
3. Избегать резкого перехода к использованию новых методов и способов работы в процессе обучения малышей.
4. Использовать в своей работе дидактические, двигательные игры, игры-путешествия и т. д.
5. Постоянно поддерживать у учащихся интерес и стремление к занятиям, использовать разнообразные приемы стимулирования детей.
7. Создавать условия комфорта, доброжелательности, прививать любовь к школе.
8. Работать в тесном сотрудничестве с воспитателями, психологами, родителями детей.
Проект «Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС»
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни, предъявляя ребенку новые правила и требования. К которым нужно адаптироваться и привыкнуть.
Следует подчеркнуть, что проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 - 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности: социальный, психологический, эмоционально-волевой. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.
Целью проекта является создание и апробация эффективности модели преемственных связей между ДОО и начальной школой в условиях введения ФГОС ДО.
Задачи проекта направлены на:
1. Изучение и анализ существующего опыта реализации ФГОС НОО (достижения, проблемы, перспективы).
2. Формирование пакета нормативно-правовой и учебно-методической базы в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
3. Установление уровня преемственных связей ФГОС ДО И НОО.
4. Обеспечение условий для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.
5. Разработку и согласование с начальной школой модели выпускника в соответствии с ФГОС.
6. Повышение педагогической компетентности родителей по вопросу подготовки детей к школе.
Основные формы работы со школой в ДОУ:
Заключение договора между детским садом и школой по обеспечению преемственности;
Составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности;
Взаимопосещения специалистов дошкольного образовательного и общеобразовательного учреждения;
Проведение совместных мероприятий (совместные спортивные праздники, развлечения и т. д.);
Проведение заседаний ПМПк, с участием специалистов детского сада и школы.
Работа с детьми:
Экскурсии в школу
Посещение школьной библиотеки, школьного музея
Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
Участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
Выставки рисунков и поделок;
Совместные праздники и соревнования.
Ожидаемый результат:
Проект нацелен на повышение качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС, а именно: разработанная Программа преемственности между ДОО и начальной школой, которая будет способствовать успешной адаптации и социализации ребенка на первом этапе школьного обучения в условиях реализации ФГОС ДО И НОО.
Работа по организации преемственности должна проводиться педагогическими коллективами ДОО и школы совместно и системно. Только заинтересованность обеих сторон и родителей, позволит по-настоящему решить проблему преемственности дошкольного и начального образования, сделать переход из ДОО в начальную школу безболезненным и успешным, т. к. установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и начальной школой - необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к школе, преемственности в системе непрерывного образования для реализации ФГОС.
Детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность детского сада и школы в условиях реализации ФГОС
Проект разработан с целью более эффективного взаимодействия педагогов школы и детского сада.Результат проекта - успешная адаптация будущих первоклассников....
Цель системы преемственности – развитие всех детей, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка независимо от социального положения, его развития, материального уровня жизни. Проблема преемст...