В России готовится очередная масштабная реформа образования. На этот раз Минобрнауки планирует менее чем через три года передать полномочия по управлению школами от муниципалитетов регионам.

Ольга Васильева считает, что подчинение школ муниципалитетам мешает создавать единое образовательное пространство. С таким заявлением она выступила на заседании комитета Государственной Думы по образованию и науке.

– В 2000-х годах учредителями школ стали муниципалитеты - города, села, районы. Тогда такая децентрализация себя оправдывала, сегодня - нет, – цитирует министра «Российская Газета». – Трудно себе представить, что 42 тысячи школ страны никоим образом Министерству образования и науки России не подчиняются. Также они не подчиняются и региону. Это проблема, которая волнует всех.

Ольга Васильева отметила, что муниципальное подчинение школ почти не оставляет для министерства прямых рычагов влияния. По задумке министерства, переподчинение позволит привести образовательные программы в разных городах и селах в соответствие с федеральными, укрепит вертикали управления с Минобрнауки во главе.

Депутат Госдумы Вера Ганзя напротив уверена, что изменения бесполезны и только ломают устоявшуюся систему. По ее мнению, лучше бы федеральные власти выделили дополнительные средства городам на содержание сферы образования.

– Мы и так сейчас подконтрольны, – говорит парламентарий. – Школы ничуть не самостоятельны, хотя обозначается, что они самостоятельны в выборе содержания образования. Я считаю, что в данном случае придумывать бессмысленно. Если бы регион забрал на себя содержание зданий, или на подготовку к новому учебному году выделял школам не 30 тысяч на два здания, а по потребностям, по сметам, которые составлены на основании дефектных ведомостей, тогда было бы другое дело. Но я сильно сомневаюсь, что эту тяжелую ношу регионы возьмут на себя. Я считаю, что эта реформа - на пустом месте. Лучше дайте денег муниципалам на исполнение их полномочий в сфере образования, и не надо ничего ломать.

Депутат опасается, что передача школ на уровень регионов повторит ошибки здравоохранения, - «формально отдали, а регионы их не взяли, потому что ресурсы тоже ограничены». Отсюда бесконечные очереди, сокращение «койко-мест» и прочие минусы , озвучиваемые пациентами.

– Сегодня нужно разбираться с ЕГЭ, смотреть содержание образования, учебники. Как можно изменить итоговую аттестацию, чтобы она стала эффективной, и чтобы воспитывала действительно образованного человека. Вот о чем нужно думать, а мы сегодня не можем этого позволить, потому что ограничены ВТО и болонской системой образования, – комментирует Вера Ганзя.

Несколько регионов на сегодняшний день уже реализуют программу, в частности Самарская и Астраханская области. По словам Васильевой, губернаторы еще 16 регионов выразили готовность реализовать на своей территории пилотные проекты в этом направлении. Оказалась ли Новосибирская область в числе желающих - пока не известно.

СОЧИ, 5 июля. /ТАСС/. Полномочия по управлению школами менее чем за три года перейдут от муниципалитетов на уровень регионов. Об этом в среду заявила журналистам глава Минобрнауки Ольга Васильева.

"У нас нет 5-10 лет. Я думаю, это будет даже быстрее, чем за три года, потому что это необходимость времени", - сказала министр. По мнению главы ведомства, таких субъектов, где было бы предпочтительнее оставить муниципальное управление, нет.

Она подчеркнула, что откладывать решение этого вопроса не стоит, потому что это эффективная модель и не требует затрат. "Передача полномочий, наоборот, снизит затраты. Сейчас при муниципальном управлении есть единицы, которые отвечают за школьные дела. Если вы эти единицы сокращаете и переводите на региональный уровень, то у вас идет оптимизация даже на низовом уровне, потому что такое количество административных единиц является излишним", - отметила Васильева.

Она добавила, что уже сейчас управление образованием осуществляется в нескольких регионах, в том числе Москве, Самарской, Псковской и Тамбовской областях, однако регионы выбрали для себя разные формы. В ближайшее время будет отобрано еще 11-12 пилотных регионов.

"Нужно вернуться к региональному управлению в системе образования, потом что самоуправлением мы школы немного тормозим, по качеству тормозим. А правовые нормы уже сейчас позволяют это сделать", - сказала министр. По ее мнению, передача полномочий на уровень регионов позволит более эффективно тратить выделенные на образование средства. "Все говорят что сфера недофинансирована, но даже то, что есть, должно идти в правильное русло", - считает Васильева.

"Здесь должен быть анализ, будет соответствующий план [по переходу на региональное управление - прим. ТАСС] с учетом положительного опыта регионов, разработана дорожная карта", - сказал журналистам глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.

Единое образовательное пространство

По словам Васильевой, передача управления школами от муниципалитетов к регионам необходима для создания единого образовательного пространства. Сегодня учредителями всех школ в РФ являются муниципалитеты, и закон позволяет им самостоятельно формировать школьную программу.

"Мы видим такое разнообразие представленных образовательных программ, очень сложно говорить сейчас о той, на мой взгляд, главной ключевой задаче российского образования - создания единого образовательного пространства и базового содержания для каждого ребенка", - сказала Васильева.

Она подчеркнула, что каждый ребенок должен получить хорошее и доступное базовое образование, в препятствие для этого - то самое несоответствие, которое связано с учредительством. "Муниципалитеты не очень-то озабочены той программой, которая содержательна", - сказала министр.

Вернуть школы государству

По словам Васильевой, сейчас в РФ наступил такой исторический период, который требует "огосударствления" школ, то есть возвращения их государству. "Сейчас школы вне государственной опеки и заботы, как бы это парадоксально не звучало. Трудно себе представить, что 42 тысячи школ страны никоим образом министерству образования и науки России не подчиняются, также они и не подчиняются и регионам", - сказала министр.

Она добавила, что для родителей нет принципиального значения, кому подчиняется школа, главное, чтобы ребенок получал качественное образование. При этом, по словам Васильевой, российское законодательство позволяет муниципалитетам принимать непосредственное участие в создании образовательных программ.

"Тогда, получается, что мы не собираем страну через важнейшую отрасль, которой является образование со всех точек зрения, а как бы ее, наоборот, растаскиваем", - отметила министр.

Несколько регионов на сегодняшний день уже реализуют практику создания "школьных округов", в частности Самарская и Астраханская области. По словам Васильевой, губернаторы еще 16 регионов выразили готовность реализовать на своей территории пилотные проекты в этом направлении.

История вопроса

Ранее Васильева заявила журналистам, что полномочия по управлению школами от муниципалитетов на уровень регионов должны перейти менее, чем за три года.

По мнению Васильевой, правовые нормы позволяют осуществить передачу управления школами на региональный уровень. Эта мера также позволит более эффективно тратить выделенные на образования средства.

По словам главы Рособрнадзора Сергея Кравцова, для перехода полномочий на региональный уровень должен быть проведен анализ и разработана дорожная карта с учетом положительного опыта регионов в этой сфере.

Проблема адаптации первоклассников к обучению в школе самым непосредственным образом касается многих родителей, а также учителей начальных классов, которые сталкиваются с ней постоянно.

Адаптация традиционно трактуется как приспособление к той или иной среде, обстановке, ситуации, той или иной деятельности и т.д. Представляется, что термин «приспособление» не совсем точно отражает суть понятия «адаптация», поскольку приспособление подразумевает пассивное отношение к действительности. Более точным синонимом термина «адаптация к школе» было бы словосочетание «включение в школьную жизнь» (инкорпорация), предполагающее активную деятельную позицию.

«Ваш ребенок ворует»! Подобный приговор учителя производит на родителей эффект разорвавшейся бомбы. «Я плохой воспитатель», «а что подумают обо мне другие, если узнают», «как стыдно перед учителем» - эти мысли фейерверком пролетают в голове у растерянных взрослых, и реакция, зачастую, незамедлительна. Отец достает ремень, мать в слезах начинает взывать к совести ребенка. И тут, прежде чем родители применят радикальные методы воспитания, на помощь должен прийти педагог или психолог, который поможет ответить на извечный русский вопрос: «Кто виноват, и что делать?»

Ребенок - существо разумное,
он хорошо знает потребности,
трудности и помехи своей жизни.
Януш Корчак

Как один день промчались три самых беззаботных месяца в году, подарив яркие приключения, фантастические открытия и незабываемые знакомства. И совсем скоро календарь перелистнет последнюю страничку лета, чтобы начать отсчет нового учебного года. Многим знакомо то волнительное чувство, которое испытываешь, когда на плечиках весит отглаженная форма, а в вазе ждет своего торжественного часа букет хризантем. Ночь перед 1 сентября длится бесконечно долго, а будильник в это утро звенит особенно приятно. Примерно такие эмоции переполняют учеников после летних каникул накануне первого школьного дня.

Сегодня в учебном плане многих российских школ можно встретить загадочный предмет под названием «валеология». Он не входит в категорию обязательных общеобразовательных дисциплин, но включен в разряд вариативной составляющей учебного процесса. Это значит, что валеология может преподаваться в школе, на основании решения педагогического совета. Цели и задачи данного школьного курса, декларируются как манифест здорового образа жизни ребенка. На практике же, на этих уроках происходят самые разные невообразимые вещи: начиная со знакомства с оккультными учениями и практиками, и заканчивая медитацией и вхождением в состояние транса.

Кто ропщет на своих учителей,
для тех в сто раз ученье тяжелей
Фирдоуси

Школа – это место, где ребенок проводит половину своей жизни. Здесь он не только получает новые знания, но и приобретает первый опыт общения с другими детьми и педагогами. И от того на сколько успешно ему удается поладить с одноклассниками и учителями, зачастую зависит и отношение к самому учебному заведению. Бывают случаи, когда ребенок наотрез отказывается идти в школу только потому, что учитель относится к нему предвзято, необоснованно критикует его работу, предъявляет завышенные требования. Подобные конфликты с педагогом могут стать причиной поиска нового учебного заведения. Чтобы такого не произошло, и родителям, и детям необходимо знать простые правила, которые помогут наладить отношение с учителем.

Детство - это время множества вопросов, возможностей и последствий.
Альфред Адлер

Практически все мы, будучи юными, а позже уже имея собственных детей, столкнулись с классической схемой: «3 года – идем в детский сад, 7 лет – здравствуй «родная школа». Кто ходил и в сад, и в школу с удовольствием, а для кого-то это осталось мучительным воспоминанием, но уже сейчас мы понимаем, что именно там формировались наши умения взаимодействовать с окружающим миром, там мы развивались и получали свои первые знания и опыт. И иного сценария для развития и обучения здорового ребенка придумать было сложно... тогда. Сегодня же Россия сделала огромный шаг вперед в этом вопросе.

«Формальное образование
поможет вам выжить.
Самообразование приведет вас к успеху»
Джим Рон

Когда речь заходит об обучении, то первое, что приходит в голову, – это педагогика. Однако в последнее время, все чаще говоря об обучении, мы подразумеваем образование взрослых. Исследования, проведенные Новелсом (Knowles), показали, что педагогические методы не эффективны в обучении данной категории «учащихся». В связи с этим, говоря об обучении взрослых, сегодня нередко можно услышать новое понятие – «андрагогика».

Отечественные реалии в образовательной сфере

Статистика свидетельствует о том, что из 1,5 миллиона специалистов-экономистов, ежегодно выпускаемых высшими учебными заведениями, отечественный рынок труда, бизнес-сообщество способны принять лишь 500 тысяч человек. Тем не менее в стране обозначился острый дефицит современных менеджеров-управленцев, способных решать задачи в условиях конкуренции и рыночных отношений. По различным социологическим данным, у нас насчитывается только 5-8 процентов управленцев, соответствующих требованиям современных стандартов. Между тем по сравнению с 1995 годом число студентов в России выросло в два раза и сейчас составляет 6,5 миллиона, но устроиться по специальности смогут далеко не все.
Совершенно очевиден огромный разрыв в качестве образования, которое дают ведущие высшие учебные заведения (МГУ им. М.В.Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Государственный университет - Высшая школа экономики и некоторые другие авторитетные вузы), с тем, что получают студенты во многих городах России. Анализ показывает, что этот разрыв за последние годы не только не сократился, но и продолжает увеличиваться.
Кроме того, образованию в Российской Федерации не хватает не только финансовых средств, но и самых современных технологий образовательного процесса, до сих пор у нас не развита система дистанционного обучения. Да и по вполне объективным причинам во многих вузах преподают люди, не знающие требований сегодняшнего дня. Многое из перечисленного будет решаться в рамках реализации национального проекта Образование. Следует отметить, что органы государственной власти не смогут справиться с возникшими трудностями самостоятельно, поскольку сложившаяся ситуация требует вмешательства бизнес - структур.
По словам заместителя министра образования и науки РФ А. Г. Свинаренко, работодатели должны разработать квалификационные требования к специалистам, так называемые профессиональные стандарты, на основании которых должны формироваться государственные образовательные стандарты.

Позитивной тенденцией в сфере образования явилась разработка законопроекта О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации (в части предоставления права объединениям работодателей участвовать в прогнозировании и мониторинге рынка труда) , поскольку частично снизилось усугубление произошедшего разрыва традиционных связей между системой образования и экономикой ввиду функционально неполного законодательства, по существу не предусматривающего участия работодателей и их объединений в решении стратегических вопросов профессионального образования.
Говоря о взаимодействии образования и бизнеса, надо задать вопрос, какова структура бизнеса. Есть государственные структуры - надо говорить о подготовке кадров для государственных структур, есть акционерные общества со стопроцентным государственным капиталом, структуры, в которых 51 процент акций принадлежит государству, а также полностью частные компании. Я считаю, что форма взаимодействия с каждым структурным видом работодателей должна быть разная, - убеждена заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке В. Н. Иванова.
Что касается форм взаимодействия системы образования и бизнеса, то они различны: корпоративный договор и отраслевой заказ, образовательный кредит, участие в оценке качества образования и установлении рейтинга вузов. Важно также развитие систем попечительских советов. Ну и, конечно же, особое внимание должно быть привлечено к созданию эффективной оценки образовательного уровня, мониторинга его инновационного развития и трудоустройства дипломированных специалистов.
Среди вышеперечисленных мероприятий особое внимание в настоящий момент уделяется образовательному кредиту. По мнению Президента Российской Федерации В. В. Путина, бизнес может принять в данной ситуации непосредственное участие. Кредиты будут выдаваться банками-агентами, список которых формируется на конкурсной основе. Такое кредитование пока будет осуществляться в экспериментальном режиме лишь в нескольких вузах.

Таким образом, требуется проведение значительных реформ в области образования и законопроект О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации (в части предоставления права объединениям работодателей участвовать в прогнозировании и мониторинге рынка труда) является ключевым фактором в проведении данных изменений.