Чтобы получить новые знания, необходимо сознательно применять научно обоснованные методы исследования. Это важное условие развития всех наук, в том числе экономической теории.

Метод науки (от гр. methodos - "путь исследования") призван обеспечить наиболее глубокое раскрытие сущности ее предмета.

Экономическая теория использует широкий спектр приемов и способов исследования своего предмета, которые и определяют содержание ее метода.

Метод экономической теории - это совокупность приемов, средств и принципов, с помощью которых исследуются категории и законы, функционирования и развития экономических систем, а также экономическое поведение ее субъектов.

Сложность и многогранность экономической системы требует адекватных методов ее познания. Фундаментальный принцип методологии экономической теории заключается в системном подходе к анализу. Экономика представляет определенную целостность, в которой существует взаимосвязь элементов, компонентов, входящих в ее состав. При этом целостность определяется не только составом присущих ей элементов, но и различными связями между ними и с системой как целым.

Системный подход в экономической теории означает изучение внутренних причинно-следственных, структурно-функциональных, иерархических, прямых и обратных связей. Именно их познание дает возможность уяснить сложные процессы развития хозяйственной системы, выяснить природу многих экономических процессов и явлений.

Экономическая теория применяет как общенаучные, так и специфические для данной науки методы познания экономических явлений и процессов (рис. 1.7).

Рис. 1.7. Основные методы экономической теории

Диалектика - общий для всех наук метод познания, в том числе и для экономической теории. Он базируется на использовании законов и принципов философии, обоснованных еще выдающимся немецким философом Георгом Гегелем, сущность которых состоит: в познании экономических явлений и процессов в их взаимосвязи и взаимозависимости; в непрерывном развитии; в понимании того, что накопление количественных изменений приводит к качественным скачкам; что источником развития выступают внутренние противоречия явлений, единство и борьба противоположностей.

Особенностью теоретико-экономического исследования является то, что при изучении экономических процессов нельзя пользоваться конкретными приемами и техническими средствами, которые широко применяются, например, в естественных науках (физике, химии и др.). Здесь используют научное экономическое мышление в виде научной абстракции.

Научная абстракция как метод заключается в углубленном познании реальных экономических процессов путем выделения основных, наиболее существенных внутренних сторон определенного явления, очищенных (отвлеченных) от всего внешнего, второстепенного, случайного, несущественного. Результатом применения метода научной абстракции является уяснение и формулирование экономических понятий, категорий и законов.

Анализ и синтез как исследовательский прием применяется в единстве двух его составляющих. При анализе объект исследования умозрительно или фактически раскладывается на составные части, каждая из которых изучается отдельно. При синтезе происходит объединение расчлененных элементов объекта в единое целое с учетом взаимосвязей между ними. Анализ оказывает содействие осмыслению важного в каждом элементе, а синтез завершает раскрытие сути объекта как целостного единства всех элементов.

Индукция - это метод познания, при котором исследователь собирает частные факты, делает на их основе обобщающие выводы и формулирует теоретические положения. Дедукция - метод познания, при котором исследователь идет от общего положения к частному, от теории к конкретным фактам. Методы индукции и дедукции обеспечивают диалектическую взаимосвязь между единичным и общим, конкретным и абстрактным.

Методы исторического и логического познания используются экономической теорией для исследования хозяйственных процессов в единстве. Исторический метод изучает эти процессы в той исторической последовательности, в которой они возникали, развивались и изменялись в реальной жизни. Однако историческое развитие не всегда характеризуется определенными закономерностями. Оно может подвергаться воздействию случайных факторов. Логический метод исследует экономические процессы в их логической последовательности, направляясь от простого к сложному, освобождаясь при этом от исторических случайностей, зигзагов и деталей, не присущих этому процессу.

Экономическое моделирование - это формализованное описание и количественное выражение хозяйственных процессов и явлений (с помощью математики и эконометрики), структура которого компактно воссоздает сложную реальную картину экономической жизни. Экономические модели (рис. 1.8) дают возможность наглядно и глубже исследовать основные черты и закономерности развития реального объекта познания. Кроме того, использование экономико-математических моделей в сочетании с ЭВМ позволяет из множества вариантов выбрать наиболее оптимальное решение какой-либо экономической проблемы.

Метод графических изображений дает возможность наглядно представить соотношения, зависимости между различными экономическими показателями, их "поведение" под влиянием изменений экономической ситуации.

Экономический эксперимент - искусственное воспроизведение хозяйственных процессов и явлений с целью изучения их в оптимально благоприятных условиях и дальнейшего практического внедрения. Экономический эксперимент дает возможность на практике проверить обоснованность научных теорий и рекомендаций, чтобы предупредить возможные ошибки и провалы в экономической политике государства. Особенно важна роль экспериментов на переломных этапах развития экономики, в период кризисов, осуществления экономических реформ, стабилизации и др.

Для познания социально-экономических процессов экономическая теория использует и такие общенаучные методы познания, как сочетание количественного и качественного анализа, метод сравнений, разработка научных гипотез.

Метод качественного и количественного анализа . Он предусматривает четкое уяснение качественной определенности экономического явления и выделение тех составляющих, элементов, которые подвергаются количественному измерению и выявлению факторов, влияющих на их связи в системе.

Сочетание количественного и качественного анализа осуществляется с помощью математических и статистических методов. Его использование создает теоретическую основу для определения конкретных практических задач относительно темпов и пропорций развития хозяйства, разработки программ развития экономики и т. п.

Метод сравнения . Для определения схожести и отличий хозяйственных явлений используют метод сравнений. Необходимость сравнения как общенаучного метода обусловлена тем, что в экономической жизни ничего не может быть оценено само по себе. Любое явление познается в сравнении.

Для того чтобы познать неизвестное, оценить его, нужен критерий, которым, как правило, есть уже известное, ранее познанное. Способы сравнений разнообразны: сравнение признаков, свойств, статистических величин, экономических категорий, действия экономических законов при разных условиях и т. п.

Разработка научной гипотезы . Если содержание экономического явления, которое изучается, неизвестно, а фактов для его выяснения недостаточно, то исследователь вынужден ограничиться теоретическим предположением, т. е. научной гипотезой. Чтобы научная гипотеза превратилась в полноценную теорию, нужны дополнительные доказательства, практические подтверждения.

Использование гипотезы имеет важное значение для развития экономической науки. Она способствует разрешению противоречия между новыми фактами и устаревшими теоретическими взглядами. Гипотеза выдвигает проблемы, которые содействуют эффективному ведению научных поисков. Она дает возможность проверить все вероятные пути исследования и выбрать среди них наиболее правильные и научно обоснованные.

Метод познания экономической теории- это совокупность приемов, средств и принципов, с помощью которых исследуются категории и законы, функционирования и развития экономических систем, а также экономическое поведение ее субъектов.Экономическая теория применяет как общенаучные, так и специфические для данной науки методы познания экономических явлений и процессов

Диалектика - общий для всех наук метод познания, в том числе и для экономической теории.

Он базируется на использовании законов и принципов философии, обоснованных еще выдающимся немецким философом Георгом Гегелем, сущность которых состоит: в познании экономических явлений и процессов в их взаимосвязи и взаимозависимости; в непрерывном развитии; в понимании того, что накопление количественных изменений приводит к качественным скачкам; что источником развития выступают внутренние противоречия явлений, единство и борьба противоположностей.

Особенностью теоретико-экономического исследования является то, что при изучении экономических процессов нельзя пользоваться конкретными приемами и техническими средствами, которые широко применяются, например, в естественных науках (физике, химии и др.). Здесь используют научное экономическое мышление в виде научной абстракции.

Научная абстракция углубленное знание основных экономических процессов, отделенных от всего внешнего, второстепенного не существенного.

Анализ и синтез объект исследования раскладывается на составные части и эти части изучаются по отдельности.

Индукция -из частных факторов формируются обобщенные выводы. Дедукция - от общего к частному (от теории к практике).

Методы исторического и логического познания изучает развитие в исторической последовательности. Логический метод: от простого к сложному.

Экономическое моделирование - этот метод наглядно и лучше позволяет исследовать черты предмета. Моделирование на ЭВМ позволяет из большего количества вариантов выбрать оптимальный.

Метод графических изображений дает возможность наглядно показать соотношения между различными экономическими показателями.

Экономический эксперимент - воспроизведение процессов и явлений в реальных условиях с целью их изучения и применению на практике. Также он позволяет на практике проверить обоснованность научной теории.

Метод качественного и количественного анализа.(создание теоретической основы для реальных практических задач).

Метод сравнения. Сравнение неизвестного с уже известным фактором по определенным критери.

Разработка научной гипотезы. Если экономическое явление неизвестно, чтобы его описать необходимо теоретическое предположение. Научная гипотеза станет полноценной теорией только после практического подтверждения.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 24.методы познания экономических процессов и явлений.:

  1. 4. Понятие экономической системы. Методы познания экономических процессов.
  2. Понятие метода. Классификация методов научного познания. Взаимосвязь метода и предмета познания.
  3. 39. Понятие метода познания. Классификация методов. Эмпирические и теоретические методы познания.
  4. 37. Субъект и объект познания. Предмет и методы познания.
  5. 25.Экономические методы управления, их целевое назначение. Виды и основное содержание методов экономического воздействия. Краткая характеристика и особенности применения экономических методов
  6. 3. Общенауные приемы, частнонаучные приемы и частноправовые способы познания государственно-правовых явлений. См. 2

Экономическая теория изучает отношения и закономерности, складывающиеся в процессе экономического роста при ограниченных ресурсах, необходимых для жизни и развития общества. Специфика предмета предполагает специфику методологии и методов исследования.

Методология – это наука о методах.

Методологияэкономической теории – наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономических явлений. Она предполагает наличие общего подхода к изучению экономических явлений, единое понимание действительности, единую философскую основу. Методология призвана помочь решить главный вопрос: с помощью каких научных способов, приемов познания действительности экономическая теория добивается истинного освещения функционирования и дальнейшего развития той или иной экономической системы. В методологии общей экономической теории можно выделитьнесколько главных подходов:

1) субъективистский (с позиций субъективного идеализма);

2) неопозитивистско-эмпирический (с позиций неопозитивистского эмпиризма и скептицизма);

3) рационалистический;

4) диалектико-материалистический.

Присубъективистском подходе в качестве исходного пункта анализа экономических явлений берется хозяйствующий субъект, воздействующий на окружающий мир, причем суверенное «я» абсолютно независимо, поэтому все равны. Объектом экономического анализа является поведение субъекта экономики («гомоэкономикса»), поэтому теоретическая экономика рассматривается как наука о человеческой деятельности, определяемой границами потребностей. Главная категория при таком подходе – потребность, полезность. Экономика становится теорией выбора, осуществляемого хозяйствующим субъектом из различных вариантов.

Неопозитивистско-эмпирический подход основан на более тщательном изучении явлений и их оценках. Во главу угла ставится технический аппарат исследования, который из инструмента превращается в предмет познания (математический аппарат, эконометрика, кибернетика и т.д.), а результатом исследования выступают различного рода экономические модели, которые здесь являются главными категориями. Этот подход предполагает деление на микроэкономику – экономические проблемы на уровне фирмы и отрасли, и макроэкономику – экономические проблемы в масштабе общества.

Рационалистический подход ставит целью открытие «естественных» или рациональных законов цивилизации. Это требует исследования экономической системы в целом, экономических законов, регулирующих данную систему, изучение экономической «анатомии» общества. Целью экономической деятельности человека является стремление получить пользу, а целью экономической теории – не изучение человеческого поведения, а изучение законов, регулирующих производство, распределение общественного продукта, именно того, как это происходит (Д. Рикардо). Такой подход позволяет признавать деление общества на классы, в отличие от позиции субъективистов, представляющих общество как совокупность равноправных субъектов.


Диалектико-материалистический подход считается единственно правильным решением научных проблем на основе не эмпирического позитивизма (опыта), а объективного анализа, характеризующего внутренние связи явлений, существующие в реальности и в их развитии. Экономические процессы и явления постоянно возникают, развиваются и уничтожаются, т.е. находятся в постоянном движении, – и в этом диалектика.

Методологию нельзя смешивать с методами – совокупностью приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения целей.

Экономическая теория использует широкий спектр методов научного познания.

Позитивный метод предполагает создание определенной философии экономической науки, формулирование знаний об экономике, категориях и законах развития экономической среды на основе описания и систематизации факторов, опыта, рыночных наблюдений и т. д.

Нормативный метод познания предполагает анализ практической деятельности человека, базирующейся на принципах максимальной эффективности. Главный принцип этого метода в том, что он направлен на получение результатов, приносящих пользу всем субъектам хозяйственной деятельности.

Один из методов, активно используемых в экономической науке, - метод восхождения от абстрактного конкретному, от сущности к явлению. Если попытаться сохранить для научной оценки все богатство сущного и найти главные, определяющие движения, связи и экономические законы, то можно запутаться в многообразии явления и упустить сущность. Абстракция позволит высветить ту основу, причинно-следственную связь, которая дает возможность управлять ситуацией.

Однако слишком усиленная абстракция уводит науку от объективной реальности. Прекращается связь науки с практикой, последняя выступает критерием истинности и ценности теории. Находясь в длительном отрыве от практики, наука может создавать «идеальные модели», не отражающие реальную действительность и позволяющие подчинить волю людей на структурах, искажающих, деформирующих законы развития.

Метод научной абстракции (по-латински «abstractio» – отвлечение) приобретает огромное значение именно в общей экономической теории. Исследователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что в них существенно и постоянно повторяется. При помощи абстрактного мышления шаг за шагом происходит раскрытие сущности экономических явлений, что требует формирования определенных логических понятий, более или менее полно отражающих реальную экономическую действительность в ее развитии.

Абстрактное мышление порождает метод анализа и синтеза.

Анализ экономических явлений предполагает расчленение изучаемого явления на отдельные элементы и исследование каждого элемента как необходимой составной части целого.

Синтез предполагает, что явление первоначально изучается как состоящее из различных частей, а затем исследуется соединение элементов в единое целое и делается общий вывод.

Широко также используются индукция и дедукция. Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным.

Анализ и синтез, индукция и дедукция применяются экономической теорией в единстве.

Важное место в исследовании экономических явлений и процессов занимают исторический и логический методы . Они не противостоят друг другу, а применяются в единстве, поскольку исторически исходный пункт исследования совпадает в общем и целом с исходным пунктом логического исследования. Однако логическое (теоретическое) исследование экономических явлений и процессов не является зеркальным отражением исторического процесса.

Используя исторический метод, экономическая теория исследует хозяйственные процессы и явления в той последовательности, в которой они в самой жизни возникали, развивались и сменялись одни другими. Такой подход позволяет конкретно и наглядно представить все особенности различных экономических систем. Но он имеет тот недостаток, что обилие описательного материала и частных исторических подробностей может затруднить серьезное теоретическое изучение хозяйства.

В соответствии с методом логического восхождения от простого к сложному курс лекций строится таким образом, что после введения и знакомства с общими основами теории рыночного хозяйства нам предстоит изучить сначала микроэкономику – экономическую среду, определяющую характер поведения отдельных рыночных субъектов (предприятий-производителей и потребителей), затем макроэкономику – систему национального хозяйства и, наконец, завершается курс переходом к исследованию мирового хозяйства – глобальной экономики.

Экономическим процессам и явлениям присущи качественная и количественная определенность. Поэтому экономическая теория (политическая экономия) широко использует математические и статистические приемы и средства исследования , которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество. При этом широко применяется вычислительная техника. Особую роль здесь играет метод экономико-математического моделирования . Данный метод, являясь одним из системных методов исследования, позволяет в формализованной форме определить причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, возможности и издержки влияния на ход изменений, а также делает реальным прогнозирование экономических процессов. С помощью этого метода создаются экономические модели.

Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется его объективными свойствами и субъективным целевым характером исследования.

В связи с построением моделей важно отметить роль функционального анализа в экономической теории.

Функции – это переменные величины, зависящие от других переменных величин.

Большинство моделей, принципов экономической теории можно выразить графически, в виде математических уравнений, поэтому при изучении экономической теории важно знать математику и уметь составлять и читать графики.

При изучении экономической жизни людей, их групп и всего общества возможны, разумны и необходимы экономические эксперименты , хотя далеко не всегда можно предвидеть все вероятные результаты этих экспериментов.

Экономический эксперимент – это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения.

В качестве инструмента исследования экономической реальности часто используют системный подход и системный анализ .

Системный анализ в узком смысле слова – совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам политического, военного, социального, экономического, научно-технического характера.

В широком смысле термин «системный анализ» иногда употребляют как синоним системного подхода.

Важнейшие принципы системного анализа:

1) процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конечных целей;

2) проблему необходимо рассматривать как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения;

3) необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели;

4) цели отдельных подразделений не должны вступать в конфликт с целями всей программы.

Системный подход – направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Системный подход ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

Основные принципы системного подхода:

1. понятия и принципы системного подхода выявляют более широкую познавательную реальность по сравнению с той, которая фиксировалась в прежнем знании.

2. системный подход содержит в себе новую по сравнению с предшествующими схему объяснения, в основе которой лежит поиск конкретных механизмов целостного объекта и выявление достаточно полной типологии его связей. Реализация этой функции обычно сопряжена с большими трудностями: для действительно эффективного исследования мало зафиксировать наличие в объекте разнотипных связей, необходимо еще представить это многообразие в операциональном виде, т.е. изобразить различные связи как логически однородные, допускающие непосредственное сравнение и сопоставление.

3. Из важного для системного подхода представления о многообразии типов связей объекта следует, что сложный объект допускает не одно, а несколько расчленений. При этом критерием обоснованного выбора наиболее адекватного расчленения изучаемого объекта может служить то, насколько в результате удается построить «единицу» анализа, позволяющую фиксировать целостные свойства анализа, его структуру и динамику.

В своем исследовании экономическая теория использует сле­дующие методы научного познания экономических явлений:

а) метод анализа и синтеза - предполагает изучение социаль­но-экономических явлений как по частям (анализ), так и в целом (синтез) во взаимосвязи и взаимозависимости.

С этим методом логически связано деление экономической теории на микро- и макроэкономику, которые предполага­ют два разных уровня рассмотрения хозяйственных систем. Так, микроэкономика имеет дело с отдельными элемента­ми этих систем. Она изучает экономику отдельных фирм, домохозяйств, производство и цену отдельного продукта. То есть микроэкономический подход близок к методу ана­лиза. Макроэкономика исследует хозяйственные системы в целом, или так называемые агрегаты, т.е. совокупность экономических единиц, например, национальную эконо­мику. Макроэкономика базируется на методе синтеза и оперирует обобщающими, агрегатными показателями: ва­ловой национальный продукт, национальный доход и т.п.

б) метод научных абстракций - используется для выработки тех или иных отвлеченных понятий, так называемых абстракций, или категорий;

в) методы исторический и логический - предполагают изуче­ние экономических процессов в их исторической последова­тельности с одновременным логическим обобщением, поз­воляющим оценить их в целом и сделать общие выводы;

г) метод индукции и дедукции - предполагает, что отдельные факты наводят на общее (индукция), а из общего положе­ния выводят, делают частные выводы (дедукция);

д) метод количественного и качественного анализа - пред­полагает широкое использование в экономической теории статистических данных, методов математики, наряду с поз­нанием качественных изменений в системе производствен­ных отношений;

е) формальная логика-изучает формы мысли - понятия, суж­дения, умозаключения, доказательства - со стороны их ло­гической структуры, т.е. отвлекаясь от конкретного содержания мысли и вычленяя лишь общий способ связи частей этого содержания;

ж) метод материалистической диалектики - решение научных проблем на основе объективного анализа, характеризующе­го внутренние связи явлений, существующие в реальности и в их развитии;

з) экономические модели и эксперименты.

Экономическая модель - это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется его объективными свойствами и субъективным целевым харак­тером исследования. Экономический эксперимент - это ис­кусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения.

Экономические категории - это научные понятия, которые от­влеченно характеризуют сущность какого-либо явления. Это - ло­гические понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны экономической жизни. Они носят объективный характер, поскольку выражают конкретные производственные и организаци­онно-экономические отношения. Экономические категории служат выявлению устойчивых причинно-следственных связей, составля­ющих содержание объективных экономических законов.

Экономические законы - существенные, устойчивые, причин­но-следственные, повторяющиеся взаимосвязи в экономике. Это законы отношений людей по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ в обществе. Они носят исторический характер и функционируют благодаря действиям людей. Они объ­ективны, т.е. возникают и существуют независимо от воли и созна­ния людей. Выделяют следующие группы экономических законов:

Общие, характерные для всех исторических эпох (напри­мер, закон экономии времени, закон возрастания потреб­ностей и т.д.);

Особенные, свойственные тем историческим эпохам, где сохраняются условия для их действия (например, закон стоимости);

Специфические, характерные для конкретных, историчес­ки определенных форм хозяйствования (например, законы распределения при рабстве, закон планомерного развития социалистической экономики и т.д.).

Еще по теме 3. Методы познания экономических процессов. Экономические категории и законы:

  1. Методы экономической теории. Экономические категории и законы
  2. 8. Экономическая теория как наука. Методы экономических исследований, их общая характеристика. Категории и законы диалектики и формальной логики.
  3. Назначение и роль экономической теории. Методы познания хозяйственной деятельности. Системное рассмотрение экономических отношений.

Тема 2. Методология экономической науки и методы познания экономических явлений.

Метод - ϶ᴛᴏ совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается объект. Специфика метода зависит от своеобразия объекта исследования и предмета науки.

Своеобразие общей экономической теории состоит по сути в том, что общество выступает и как объект, и как субъект познания. Люди творят историю, они же и познают ее. Отсюда следует, что метод экономической науки в отличие от методов естественных наук потенциально содержит в себе больше субъективных, случайных, привносимых деятельностью исследователя элементов. Метод экономической теории - ϶ᴛᴏ совокупность познавательных и диалектико-логических принципов, применяемых для исследования системы экономических отношений.

Предмет и метод исследования взаимосвязаны. Причинно-следственная связь предмета и метода выражается в том, что с изменением предмета изменяется и метод. Чем сложнее объект исследования, тем выше степень зрелости теории, тем более совершенный метод его изучения требуется. Это положение должна быть записано в следующем виде: степень зрелости объекта исследования → степень зрелости теории → степень зрелости метода. Обычно метод исследования формируется на базе определœенной методологии.

Методология экономической науки - ϶ᴛᴏ учение о способах и приемах познания социально-экономических процессов хозяйственной системы. Познание как мыслительный процесс выступает в виде двух его типов – обыденного и научного.

Обыденное мышление формируется под воздействием экзогенных, внешних экономических связей. Совокупность экзогенных связей порождена изменениями, находящимися на поверхности явлений хозяйственной жизни. К их числу относятся соотношение между спросом и предложением на рынке товаров и услуг, изменение уровня безработицы, колебание курса денежной единицы на валютном рынке и т. д. Под воздействием этих процессов происходят характеризующие общие изменения экономики видимые конъюнктурные изменения.

Научное экономическое мышление формируется под влиянием эндогенных, внутренних экономических связей, развивающихся на базе не идентифицируемых при простом наблюдении факторов. Эти связи формируют своего рода физиологию внутреннего строения жизнедеятельности всœей хозяйственной системы. Так, спрос и предложение, формируемые на рынке товаров и услуг, обычно скрывают сложные внутренние процессы, связанные с конкурентной борьбой за рынки сбыта͵ за объёмы выпускаемой продукции, за снижение издержек производства, от величины которых зависит уровень цен.

Научные методы исследования подразделяются на:

1. Всеобщие – формально-логические приемы и методы, метафизический, диалектический методы.

2. Общенаучные – исторический, логический, математический и др..

3. Специфические – для анализа каждой отрасли создаются и используются собственные приемы.

Формально-логические приемы и методы основываются на формальной логике, науке, изучающей формы, мысли и формы их сочетаний, отвлекаясь от конкретного содержания суждений. Основателœем формальной логики считается Аристотель. Формальная логика включает в себя ряд методов и приемов познания, важнейшими из которых являются анализ и синтез, индукция и дедукция (от частного к общему, от общего к частному), сравнение, аналогия, гипотеза, доказательство. К числу базовых законов формальной логики относятся:

· закон тождества – каждая мысль должна иметь строго определœенное устойчивое содержание;

· закон противоречия – две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятые в одном и том же времени, не бывают истинными;

· закон исключенного третьего – из двух отрицающих друг друга мыслей об одном и том же предмете, взятом в одном и том же времени, одно непременно истинно;

· закон достаточного основания требует, чтобы всякая истинная мысль обосновывалась другими мыслями, истинность которых была доказана ранее.

Эти законы формальной логики способствуют достижению определœенности, непротиворечивости и, в известном смысле, доказательности мышления.

Метафизический метод используется для исследования экономических явлений и процессов в состоянии покоя и неизменности. В экономической науке данный метод применяется для изучения отдельных элементов системы, выявления внутренней структуры, классификации экономических явлений (типы собственности, виды рынков, причины безработицы).

Диалектический метод - ϶ᴛᴏ изучение хозяйственных процессов в движении, в развитии. При изучении экономических процессов устанавливаются их взаимообусловленность и взаимодействие, вскрываются противоречия, позволяющие находить компромиссные решения в условиях противоборства разных сторон.

Исторический метод предполагает рассмотрение экономических процессов на разных этапах их исторического развития. Так, реализация экономических принципов и законов в исторически разные периоды времени осуществляется по-разному.

Логический метод позволяет формировать положения на базе определœенных умозаключений, использования мыслительной деятельности, что помогает вырабатывать рациональные приемы развития социально-экономических процессов. Логика как научный инструмент позволяет глубже понимать складывающиеся в реальной хозяйственной жизни причинно-следственные связи.

Единство исторического и логического . Исторический метод представляется логическим, облаченным в историческую форму; логический представляется историческим, взятым как крайне важно е, ᴛ.ᴇ. освобожденное от случайной исторической формы. Использование математики и статистики резко повышает научную обоснованность анализа экономических явлений, а также практических разработок. В экономической теории используется совокупность таких общенаучных методов, как статистические наблюдения, социологические опросы, моделирование экономических процессов, построение гипотез и проведение эксперимента͵ анализ, синтез. Сегодня возрастает значение применения количественных методов, математическое выражение сущностных зависимостей и закономерностей, а также экономического эксперимента.

Под экономическим экспериментом принято понимать искусственное воспроизведение экономического явления с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях. Эксперименты могут проводиться на макро– и микроуровнях. К числу наиболее известным относится эксперимент на микроуровне по проведению безденежного обмена английского экономиста Р. Оуэна (1771–1858). В 1832 ᴦ. в Лондоне был создан меновой базар, где в обмен на товары выдавали боны, в которых значилось количество трудового времени, затраченного на производство определœенных продуктов. На эти боны можно было приобретать любые представленные на базаре товары. Эксперимент Р. Оуэна потерпел неудачу, и в 1834 ᴦ. меновой базар был ликвидирован.

Французский экономист П. Прудон (1809–1865) выдвинул идею о мировом переустройстве общества посредством реформ кредита и обращения. Для осуществления своей идеи он предпринял в 1849 ᴦ. попытку основать ʼʼнародный банкʼʼ, банк для справедливого обмена.

В начале XX в. широкое распространение в США получил эксперимент Ф. Тейлора – система научной организации труда, который привел к резкому увеличению интенсивности труда рабочих. В нашей стране к числу наиболее крупных экспериментов на макроуровне относится введение в России в 1918–1920 гᴦ. ʼʼвоенного коммунизмаʼʼ, в результате которого была установлена продразверстка, согласно которой крестьяне должны были сдавать государству всœе излишки продовольствия и сырья. В 1921 ᴦ. в России был введен НЭП, новая экономическая политика, предусматривавшая широкое использование товарно-денежных отношений, развитие многоукладности в экономике, оживление деятельности частных предприятий при сохранении регулирующей роли государства. В 1965 ᴦ. в СССР была предпринята попытка осуществления крупномасштабной экономической реформы, в соответствии с которой в качестве важнейшего показателя результативности производства должна была выступать прибыль.

Экономические эксперименты проводятся в трех случаях:

· изучаемая хозяйственная система отличается значительными размерами и сложностью, охватить ее макроэкономическим наблюдением невозможно;

· макроэкономические наблюдения не позволяют получить ответа на вопрос о сущности наблюдаемых внутренних закономерностей и процессов;

· экономический процесс плохо изучен, и возможные результаты воздействия на него в реальной действительности бывают непредсказуемыми.

Ограничения возможностей применения эксперимента:

· многообразие экономических связей в процессе общественного производства исключает изоляцию экономического эксперимента от окружающей обстановки;

· в отличие от естественнонаучного объект экономического эксперимента не является пассивным по отношению к вводимым факторам эксперимента͵ а объект сам активно действует и влияет на результативность эксперимента.

По объекту воздействия эксперименты подразделяются на три вида:

1. Реальные – опыты в реальной обстановке.

2. Модельные – воздействие оказывается не на сам экономический объект, а на его модель.

3. Человекомодельные – деловые или хозяйственные игры. Οʜᴎ предназначены для обучения хозяйственных руководителœей принятию правильных решений.

По цели экономические эксперименты подразделяются на два типа:

· хозяйственные;

· исследовательские;

· со характеру исследуемых факторов;

· стимулирующие (дестимулирующие);

· организационные.

Первые связаны с введением экономических показателœей, использованием форм коллективного и индивидуального стимулирования, применением соответствующих нормативов. Вторые связаны с перестройкой организационных структур, с исследованием различных форм распределœения прав и ответственности, методов доведения решений до исполнителœей, с выдвижением кадров на руководящие должности. Экономические эксперименты позволяют на практике отрабатывать рекомендации и программы с целью недопущения крупных просчетов и разрушительного их воздействия на народное хозяйство страны.

Тема 2. Методология экономической науки и методы познания экономических явлений. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Тема 2. Методология экономической науки и методы познания экономических явлений." 2017, 2018.