Медицинская психология. Полный курс Полин А. В.

Исследование восприятия

Исследование восприятия

Для исследования восприятия используются клинические и экспериментально-психологические методы.

Основными ситуациями, в которых используется клинический метод, являются следующие:

1) определение состояния болевой и тактильной чувствительности, которое проводится с использованием специальных иголок, волосков, щетинок разной толщины и остроты;

2) определение состояния температурной, вибрационной чувствительности, а также состояния слуховой и зрительной чувствительности;

3) использование аудиометра для исследования слуховой чувствительности, ее пороговых значений. Экспериментально-психологические методики применяются для определения состояния более сложных слуховых и зрительных функций. Существует 2 основных варианта таких методик:

1) методики, исследующие простые стороны разных этапов действия анализаторов;

2) методики, применяемые для изучения более сложной комплексной деятельности. Кроме перечисленных, существуют и менее распространенные и применяемые.

Интересна методика, используемая для исследования зрительной агнозии. Для нее используются наборы всевозможных предметов и их графических изображений. На первом этапе исследования пациенту для анализа представляют четкие изображения, пациент должен сказать, узнал ли он предмет. На следующем этапе вниманию пациента представляют таблицы Поппельрейтера. Они представляют собой сложные рисунки, состоящие из перечеркнутых, наложенных или смазанных изображений. Испытуемый должен узнать все изображенные предметы. Анализ теста основан на количестве и характере ошибок. Для выяснения состояния слухового восприятия применяется тахистоскопический метод. Он заключается в том, что больному предлагают звукозаписи, на которых зафиксированы разнообразные звуки: журчание воды, звон разбитого стекла, шелест листьев или страниц читаемой книги, шепот и др. Также больному предъявляют различные изображения. В его задачу входит идентификация и записей, и изображений. При помощи данного метода порой удается выявить механизмы возникновения иллюзий и галлюцинаций при различных психических заболеваниях.

Из книги Стратегии гениев. Альберт Эйнштейн автора Дилтс Роберт

Позиции восприятия Позициями восприятия называются те основные точки зрения, которые могут быть приняты вами при рассмотрении взаимоотношений между вами и другим человеком.Первая позиция. Ассоциируется с вашей собственной точкой зрения, убеждениями и постулатами, с

Из книги Преобразующие диалоги автора Флемминг Фанч

Значение восприятия (Смысл восприятия) У каждого человека свои восприятия. Разные люди воспринимают разные вещи в одной и той же ситуации. Больше того, каждый приписывает разный смысл тому, что он воспринимаем. И у одного человека значения могут меняться. Он может

Из книги Исследование мира осознанных сновидений автора Лаберж Стивен

Структура восприятия Процесс восприятия представляет собой сложную и изначально бессознательную оценку сенсорной информации, а также другие факторы, распадающиеся на два основных вида: ожидания и

Из книги Мозг напрокат. Как работает человеческое мышление и как создать душу для компьютера автора Редозубов Алексей

Чувствительность восприятия Еще раз вспомним, как происходит восприятие. Информация из внешнего мира поступает на нейронные сети древнего мозга, в которых происходит первичное восприятие явления, его дифференциация на огромное количество составляющих - элементарных

Из книги Психология подсознания автора Подводный Авессалом

Спектр восприятия Если мы соберем все эмоции и ощущения, из которых строится восприятие человека, то получим своеобразный спектр восприятия. Этот спектр восприятия можно поделить на спектр ощущений и спектр эмоций. Спектр ощущений определяет наши физические

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Типы восприятия Связь с тонким миром осуществляет подсознание. И если мы хотим узнать, почувствовать, увидеть что-то новое, мы должны выключить сознание и передать управление программе подсознания, которая может сменить объект внимания в тонком мире.* * *Все люди довольно

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

Штампы восприятия Штамп как программа подсознания обладает жестким форматом для информации на входе и выходе. Применительно к штампам восприятия это означает, что человек воспринимает информацию, априорно (подсознательно) предполагая, что она относится к одному из

Из книги Как говорить «нет» без угрызений совести [И сказать «да» свободному времени, успеху и всему, что для вас важно] автора Брайтман Патти

Природа восприятия Все филогенетическое развитие чувствительности свидетельствует о том, что определяющим в процессе развития чувствительности по отношению к тому или иному раздражителю является его биологическая значимость, т. е. связь с жизнедеятельностью, с

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич

Константность восприятия Всякое восприятие является восприятием объективной действительности. Ни одно восприятие не может быть ни истинно понято, ни даже правильно, адекватно описано вне отношения к объективному предмету, к определенному участку или моменту

Из книги Альтернатива терапии. Творческий курс лекций по процессуальной работе автора Минделл Эми

Осмысленность восприятия Восприятие человека предметно и осмысленно. Оно не сводится к одной лишь чувственной основе. Мы воспринимаем не пучки ощущений и не структуры, а предметы, которые имеют определенное значение.Практически для нас существенно именно значение

Из книги Позитивная психология. Что делает нас счастливыми, оптимистичными и мотивированными автора Стайл Шарлотта

Историчность восприятия Как сознательный процесс, восприятие включается в процесс исторического развития сознания. Человеческое восприятие исторично. Чувственное восприятие человека не есть только сенсорный акт, обусловленный лишь физиологической природой

Из книги автора

Методика «Исследование восприятия индивидом группы» Автор методики - Е. В. Залюбовская. Методика позволяет выявить три типа направленности (восприятия индивидом группы): индивидуалистический, коллективистский и прагматический.ИнструкцияВам предлагается ряд

Из книги автора

Проблема восприятия Наша подруга рассказала о таком случае. Начальница собрала совещание и сообщила сотрудникам следующее: «Никто из вас не находится на грани нервного срыва, а это значит, что вы работаете недостаточно упорно».При всем желании трудно найти лучший пример

Из книги автора

39. Свойства восприятия Избирательность восприятия. Предметы и явления действуют на человека в таком многообразии, что он не может все их воспринимать и на них реагировать одновременно. Из огромного числа воздействий лишь некоторые мы выделяем с большой отчетливостью и

Из книги автора

Преграды для восприятия Дона Карлетта подчеркивала, что наше осознание привлекающего или раздражающего нас аспекта клиента имеет ключевое значение, поскольку в ином случае мы склонны восставать против этой характеристики или игнорировать ее, и наши способности

Из книги автора

Роль восприятия Истории, которые мы придумываем сами для себя, и объяснения, которые даем событиям, формируют нашу жизнь. Позитивные психологи выяснили, насколько восприятие людей и интерпретация событий влияют на способность адаптироваться к невзгодам – мелким и

Восприятие является чрезвычайно важным познавательным процессом, который тесно связан с памятью: особенности восприятия материала обуславливают и особенности его сохранения.

Методы исследования восприятия:

  • - Феноменологический метод. Один из старых но актуальных методов. Чувственный образ рассматривается как непосредственная данность - феномен.
  • - Метод интроспекции. Это самоанализ содержания образа сознания с акцентом на их динамику. Анализируется ясность, четкость, детальность, угасание образов. Взаимосвязь с другими актуальными объектами при разной стимуляции и условиях наблюдения.
  • - Экспериментальный метод. Предполагает формулирование гипотезы, составление плана эксперимента, определение и контроль зависимых и независимых категорий, сбор экспериментальных данных, проверку гипотезы с использованием статистических процедур. В экспериментах по восприятию используют следующие подходы: тахитоскопия (строго дозированное и ограниченное время экспозиции, контроль за скоростью обнаружения, опознания и идентификации стимула) и хронометрия (измерение времени реакции, которая является индикатором перцептивных процессов).
  • - Измерительный метод. Относительная или абсолютная оценка параметра стимуляции.
  • - Анализ моторных компонентов перцептивной деятельности. Регистрируются движения, воспринимаемых органов, несущие оперативную информацию о процессе восприятия.
  • - Манипулирование прямой и обратной связями в перцептивной системе. С помощью специальных устройств: псевдоскоп, пседофон, вибраторы, зеркала.
  • - Генетический метод. Выявление этапов развития перцептивных способностей. Включает приемы онтогенетического и формирующего исследования восприятия.
  • - Анализ событий. Не ставит ограничение на время экспозиции, а также на подвижность наблюдателя в процессе восприятия.
  • - Клинический метод. Изучение восприятия, вызванного соматическими или психич.расстройствами. Оценивается уровень и функции сенсорных моторных систем, центров перцептивных механизмов.
  • - Метод моделирования работы перцептивных процессов. Строгое точное описание отдельных феноменов восприятия.

Методики изучения восприятия:

  • 1) методика «Классификация предметов» - для выявления зрительной агнозии;
  • 2) таблицы Поппельрейтера, которые представляют собой изображения, наложенные друг на друга, и которые нужны для выявления зрительной агнозии;
  • 3) таблицы Равена - для исследования зрительного восприятия;
  • 4) таблицы, предложенные М.Ф.Лукьяновой (движущиеся квадраты, волнистый фон), - для исследования сенсорной возбудимости (при органических нарушениях головного мозга);
  • 5) тахистоскопический метод (идентификация прослушиваемых магнитофонных записей с различными звуками: звон стекла, журчание воды, шепот, свист и т.д.) - для исследования слухового восприятия.

Методика изучения особенностей восприятия (Т.Н.Головина).

Цель: исследование способностей к целостному восприятию фор­мы предметов и соотнесению частей геометрических фигур и пред­метных изображений.

Материал: изображения геометрических фигур (круги, треуголь­ники) с неполными контурами и незаконченных контуров двух пред­метных изображений (бабочки и жука) (приложение 5).

Ход исследования: ребенка просят дорисовать предметы (“Дори­суй треугольники” и т.п.). Подчеркивают, что все шесть треугольни­ков одинаковой величины.

Оценка результатов. Дети старшего дошкольного возраста хоро­шо выполняют задание по восстановлению целостности фигур. При дорисовывании предметов они понимают принцип работы, но иногда допускают небольшую асимметрию. Ошибки в дорисовывании ха­рактерны для детей с отставанием в умственном развитии. Наиболь­шие трудности возникают у них при дорисовывании круга. Как пра­вило, площадь дорисованной фигуры оказывается уменьшенной. При дорисовывании предметных изображений отстающие в развитии дети не понимают принципа работы, допускают выраженную асимметрию, резкое увеличение или уменьшение дополняемой части, искажают форму предмета.

Методика исследования восприятия формы предметов (Л.А.Венгер)

а) Методика для детей младшего дошкольного возраста.

Цель: оценка степени овладения действием соотнесения общей формы конкретного предмета с формой заданного эталона.

Материал: три открытые коробки (размер стенки 20 х 30 см) с изображенными на них эталонами-образцами: прямоугольник, круг, треугольник; набор из 24 предметов: 8 - прямоугольной, 8 - круг­лой и 8 - треугольной формы. Предметы подразделяются на ма­ленькие и большие (по 4 маленьких и 4 больших).

Список предметов:

Прямоугольные: кубик, спичечный коробок, флакон, пуговица, брусок, мыло, батарейка, книжка;

Круглые: монета, медаль, пуговица, полушар, божья коровка (иг­рушка), пудреница, кольцо, цыпленок;

Треугольные: конус, ключ, камень, ель (игрушка), крыша, ракета (игрушка с круглым основанием), формочка, призма.

Ход исследования: коробки расставляют на столе перед ребенком. Обращают внимание на эталоны-образцы: “Смотри, здесь нарисована такая фигура (круг), а здесь - вот такая (треугольник), здесь - вот такая (прямоугольник)”. Ребенку поочередно показывают предме­ты. “На какую фигуру это похоже - на эту (показывает круг), на эту (показывает прямоугольник) или на эту (показывает треуголь­ник)?”

Затем предлагают положить предмет в коробку с изображением эталона-образца, на который указал ребенок, и вся процедура повто­ряется. Так дают все 24 предмета, которые он должен разложить по трем коробкам.

Обработка и оценка результатов: основным показателем при обработке результатов является правильность или ошибочность вы­полнения задания. Качественный анализ состоит в отнесении ребен­ка к одному из типов ориентировки.

Первый тип - “доэталонная” ориентировка - случайное рас­пределение объектов без соотнесения их формы с эталонами. Дети ориентируются не на форму, а на другие признаки предмета: величи­ну (большие кладут в одну коробку, маленькие - в другую) или предметное значение предмета (круглую и квадратную пуговицы кладут в одну коробку).

Второй тип - синкретический. Ребенок при сопоставлении пред­мета с эталоном выделяет отдельные признаки предмета, а не форму в целом. Например, ель и ракету, у которых круглые основания, не­правильно относят к числу круглых.

Третий тип - смешанный. Ориентировка зависит от сложности объекта. Простые предметы дети безошибочно относят к нужному эталону. При анализе сложных объектов у них появляется синкре­тический тип ориентировки.

б) Методика для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).

Цель: выявление степени овладения действием соотнесения об­щей формы конкретного предмета с формой данного эталона.

Материал: три открытые коробки. На одной из стенок каждой коробки изображен эталон-образец сложной формы. Эталоны раз­личны по форме, но одинаковы по размеру (каждый вписывается в квадрат размером 4 х 4 см), набор карточек с пятнадцатью изобра­женными предметами (по пять на каждый эталон: машина, голова собаки, ботинок, коляска, трактор (эталон - угольник); пирамида, морковь, желудь, утюг, кукла (эталон - конус); гитара, лампа, мат­решка, жук, груша (эталон - груша).

Ход исследования: ребенку дается инструкция: “Перед тобой ле­жат карточки с картинками. Ты должен взять любую карточку, по­смотреть на картинку и на фигурки, которые изображены на коро­бочках. Картинку надо положить в ту коробочку, на которой фигурка больше похожа на твою картинку” (приложение 6).

Обработка и оценка результатов. Подсчитывается количество правильно и ошибочно опущенных в коробки карточек. По резуль­тату выполнения задания ребенка относят к одному из типов ориен­тировки в задании.

Первый тип - “доэталонная” ориентировка. Дети ориентируют­ся не на сходство предмета с эталоном, а на его внешние признаки, например степень заполненности каждой коробки или содержание изображения.

Второй тип - синкретическая ориентировка. Дети ошибочно относят весь предмет к какому-то эталону на основе выделения од­ной детали или, наоборот, без учета характерных деталей контура.

Так, изображения груши или гитары относят к эталону, имеющему форму угла на основании одной детали - выемки сбоку.

Третий тип - смешанная ориентировка. Ориентировка меняет­ся в зависимости от сложности объекта. При анализе сложных объек­тов (имеющих выступающие за контур детали, например, коляски) у этих детей проявляется синкретическая ориентировка.

Четвертый тип - адекватная ориентировка. Дети ориентиру­ются на соотношение общего контура и отдельных деталей. Задания выполняются безошибочно.

в) Методика для детей старшего дошкольного возраста (6 лет).

Цель: выявление степени овладения действиями отнесения свойств предметов к заданным эталонам.

Материал: четыре одинаковые таблицы с шестнадцатью картин­ками, изображающими различные предметы (приложение 4). На каж­дой странице изображена фигурка-эталон для анализа формы пред­метов, нарисованных на картинках.

Ход исследования: ребенку дается инструкция: “Рассмотри вни­мательно на этой странице все картинки и фигурку под ними. Выбе­ри те картинки, которые более всего похожи на эту фигурку, и по­ставь под ними крестики. Ты должен отметить картинки на всех таблицах, сравнивая их уже с другими фигурками, нарисованными под ними”.

для качественного анализа ис­пользуется характеристика типов ориентировки в заданиях, приве­денная в описании предыдущей методики.

Методика “Кубики Кооса”.

Цель: изучение способностей к выполнению действий перцептив­ного моделирования.

Материал: набор из девяти одинаковых раскрашенных кубиков (2 белые грани, 2 - красные, 2 красно-белые по диагонали), карточ­ки-задания с узорами, трафаретка, расчленяющая узор на части по числу кубиков.

Ход исследования: инструкция: “Посмотри внимательно на этот узор и попробуй сложить такой же из этих кубиков”. Первый узор выкладывает сам экспериментатор, предлагая ребенку повторить его действия.

Оценка и интерпретация: учитывается характер действий ребен­ка при выполнении заданий (методом проб и ошибок, накладывани­ем кубиков на карточку, в умственном плане), уровень сложности заданий, доступных ребенку, восприимчивость к помощи взрослого и характер необходимой помощи, отношение ребенка к заданию.

Возможна количественная обработка результатов методики. В этом случае необходимо фиксировать время выполнения каждого задания и использовать для обработки шкалы детского варианта теста интел­лекта Векслера (приложение 8).

Исследование памяти.

Методика “Заучивание 10 слов” (А.Р.Лурия).

Цель: исследование памяти (непосредственного запоминания), состояния утомляемости, активности внимания.

Материал: десять специально подобранных, не связанных между собой слов.

Ход исследования: ребенку несколько раз зачитывают слова. После каждого прочтения он в произвольном порядке воспроизво­дит запомнившиеся. Ряд слов предъявляют до тех пор, пока ребенок не может полностью его воспроизвести. Порядок воспроизведения слов значения не имеет.

Обработка и оценка результатов: по протоколу воспроизведе­ния составляется “кривая запоминания” (количество правильно вос­произведенных слов после каждого прочтения ряда), по которой ана­лизируют способности запоминания. В норме число воспроизведенных слов растет с каждым предъявлением; умственно отсталые дети вос­производят меньшее число, могут демонстрировать застревание на “лишних” словах. Снижение кривой при большом количестве пра­вильно воспроизведенных слов после первого предъявления (8-9) свидетельствует о повышенной утомляемости. “Плато” на графике - показатель эмоциональной вялости ребенка, отсутствия интереса,

Методика “Воспроизведение рассказов”.

Цель: исследование особенностей понимания, запоминания, а так­же речи.

Материал: тексты небольших рассказов. Обычно используются рассказы Л.Н.Толстого.

Ход исследования: текст прочитывается психологом, а ребенок должен пересказать его.

Оценка результатов: анализируются средства, использованные ребенком для запоминания, особенности понимания или осмысле­ния текста, трудности в изложении.

Методика “Продуктивность преднамеренного запоминания”.

Цель: изучение продуктивности преднамеренного запоминания.

Материал: пятнадцать предметных картинок (три серии, по пять картинок в каждой, подобранных по общему признаку, например: мебель, транспорт, овощи).

Ход исследования: ребенку предлагается стопка перемешанных картинок со словами: “Возьми картинки, рассмотри их внимательно и запомни. Постарайся запомнить как можно больше картинок, по­тому что потом ты должен будешь мне их назвать”.

Обработка и интерпретация: фиксируется поведение ребенка при выполнении задания. Обращается внимание на приемы запомина­ния, которые использует ребенок (классификация картинок по сери­ям, повторение и т.д.). Определяется количество правильно воспро­изведенных картинок и характер ошибок.

Исследование мышления.

Методика “Лабиринт” (Л.А.Венгер).

Цель: выявление степени овладения действиями наглядно-образ­ного мышления.

Материал: перед началом эксперимента на детские столики рас­кладывают семь листов картона, на которых изображены различные разветвленные дорожки (два листа для двух вводных задач и пять листов для десяти основных задач). Далее эти изображения мы бу­дем называть полянками: полянка А и полянка Б - для вводных задач; полянка 1, полянка 2 и т.д. - для основных задач. На концах дорожек раскладывают объемные домики, по 2 домика на полянках А и Б, по 16 - на полянках 1- 4 и 32 домика - на полянке 5 (при­ложение 9).

Ход выполнения: инструкция для вводных задач: “Перед тобой полянка, на ней дорожки, на концах дорожек домики. В каком-то из этих домиков живет зверек. Ты должен(на) отнести к нему в гости белочку. Чтобы она не заблудилась, нужно смотреть на письмо, где написано, что идти надо начиная от травки по дорожке мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда и придешь в нужный домик”. Если ребе­нок нашел нужный домик, ему показывают игрушку, находящуюся в нем, а затем переходят ко второй вводной задаче. Если он ошибся, экспериментатор повторяет инструкцию, добиваясь, чтобы задача была решена верно.

При переходе ко второй вводной задаче экспериментатор указы­вает на новую полянку и новое “письмо”. Затем вместе с ребенком обходит остальные столы с полянками, и на каждой полянке ребенок дважды производит поиск домика со зверьком. Если в основных за­дачах домик найден верно, ребенку показывают игрушку, находящу­юся в нем. Если ошибся, экспериментатор говорит: “Давай поищем домик с помощью другого письма” или: “Давай поищем домик на другой полянке”.

Основные задачи (1-10) решаются на полянках 1-5.

Инструкций для основных задач:

К полянке I.

Задача 1. Здесь большая полянка, и домиков много. Попробуйте разыскать тот, в котором живет зверек. Чтобы найти его, надо идти по дорожке от травки, затем завернуть сюда, сюда, сюда, сюда (экспе­риментатор обводит указкой схему пути, данную в “письме”),

Задача 2. На этой полянке есть еще один домик, в котором живет зверек. Чтобы его найти, нужно идти так, как показано в другом “письме” (ребенку дается новое “письмо”). Идти надо от травки по дорожке и заворачивать так, как указано здесь.

К полянке П.

Задача 3. Чтобы найти здесь домик со зверьком, надо идти по дорожке от травки мимо цветочка, потом мимо грибка, березки, елоч­ки. Так, как показано в “письме”.

Задача 4. На этой же полянке есть еще один домик, в котором живет зверек. Чтобы найти новый домик со зверьком, надо смотреть на другое письмо. В нем показано, что идти надо от травки мимо березки, грибка, елочки, скамеечки.

К полянке III.

Задача 5. На этой полянке домик со зверьком отыскать очень трудно. Будь внимательным, веди белочку так, как показано в пись­ме: от травки мимо березки, затем мимо елочки, грибка, заборчика.

Задача 6. На этой полянке есть еще домик, в котором живет зве­рек. Вот письмо, указывающее, как его найти. Идти надо от травки мимо березки, мимо колокольчиков, колоска, яблочка.

К полянке IV.

Задача 7. А здесь другая полянка, на ней нарисованы только елоч­ки и грибочки. Нужный домик выбрать очень трудно. Чтобы не заб­лудиться, надо идти так, как указано в письме: от травки по дорожке вверх, пока не дойдешь до елочки и нужного поворота. Затем повер­нуть и идти прямо до тех пор, пока не найдешь елочку и нужный поворот. Повернув, найдешь домик.

Задача 8. На этой полянке есть и другой домик со зверьком. По­смотри на второе письмо. Идти надо от травки по дорожке прямо, пока не найдешь грибок и нужный поворот. Потом завернуть и идти опять до того места, где есть грибок и нужный поворот. Повернув здесь, найдешь домик.

К полянке V.

Задача 9. Здесь домиков еще больше, разыскивать надо так, как указано в письме: от травки по дорожке прямо до грибочка и нужно­го поворота, затем опять до грибочка и нужного поворота, затем до елочки и нужного поворота.

Задача 10. На этой полянке нужно разыскать еще один домик со зверьком. Идти надо от травки по дорожке до елочки и нужного поворота, затем опять до елочки и нужного поворота, затем до гри­бочка и нужного поворота.

Оценка результатов: в протокол записывается номер выбранно­го ребенком домика и количество очков, получаемых им за каждый выбор. Количество очков устанавливается по шкале оценок. Подсчи­тывается сумма очков по всем задачам. Максимальная оценка - 44 балла (см. таблицу шкалы оценок).

Шкала оценок по каждой задаче (в баллах):

Номер задачи

Тест классификации предметов.

Цель: исследование процесса обобщения, классификации.

Материал: набор карточек с предметными изображениями, пред­полагающими категориальную классификацию (мебель, посуда, иг­рушки, транспорт...).

Ход исследования: инструкция «Разложи эти карточки на сто­ле - что к чему подходит?» По ходу работы ребенку можно оказы­вать помощь и задавать вопросы по поводу раскладки карточек.

Оценка и интерпретация: при анализе результатов выясняется, по каким признакам ребенок производит классификацию: существен­ным, функциональным, побочным или объединяет предметы по ситу­ации. Фиксируется количество выделенных групп, наличие одноимен­ных групп, возможности словесного опосредования (объяснения) решения. Обращается внимание на трудности в выполнении задания и характер необходимой помощи.

Методика «Исключение лишнего».

Цель: выявление уровня обобщения.

Материал: наборы карточек, на каждой из которых изображены четыре предмета: три относятся к одной категории, четвертый, при внешнем сходстве, не относится к этой категории.

Ход исследования: инструкция ребенку: «На каждой карточке изображены четыре предмета, три из которых сходны между собой (их можно назвать одним словом), а четвертый к ним не подходит, он здесь лишний. Найди этот предмет и скажи, почему он не подхо­дит к остальным и как можно назвать эти три предмета».

Оценка и интерпретация: основные показатели:

а) уровень обобщения: по какому признаку производится обобщение - существенному (категориальному), ситуативному (использование предметов в какой-либо ситуации), несущественному (побочному);

б) осознанность мышления определяется по способности мотиви­ровать, объяснять правильное решение. Использование методики по­зволяет также оценить такие свойства мышления, как инертность (повторение уже однажды принятого решения), неустойчивость (час­тые изменения решения), несамостоятельность (легкость смены ре­шения при оказании помощи).

Методика «Последовательные картинки».

Цель: исследование особенностей мышления - способности ус­танавливать причинно-следственные связи, видеть логическую пос­ледовательность событий.

Материал: серии из 3 - 4 картинок, отражающих быт детей. Все рисунки одного сюжета должны быть выполнены на отдельных лис­точках, чтобы можно было раскладывать их в любой последователь­ности. Нумеровать их на обороте не следует.

Ход исследования: все рисунки с одним сюжетом предъявляют одновременно. Объясняют ребенку, что на картинках изображено ка­кое-то событие, и просят разложить карточки так, чтобы восстанови­лась его последовательность и получился связный рассказ.

В протоколе исследования регистрируются очередность разложе­ния карточек, ход рассуждений ребенка, его способность корригиро­вать (самостоятельно или с помощью взрослого) мотивировку рас­кладки карточек.

Особенности выполнения задания позволяют судить о преоблада­нии того или иного стиля мышления:

    конкретность мышления - рассказы об отдельных рисунках или их деталях; ребенок видит сюжет, но не может его представить в достаточно логической последовательности;

    высокий уровень процессов обобщения и отвлечения, наличие критичности мышления - логичные последовательные рассказы о событии с мотивировкой адекватного выбора.

Тест “Описание сюжетной картинки”.

Цель: исследование понимания детьми сюжета картинки, особен­ностей развития речи, возможности выделения существенного.

Материал: сюжетные картинки, изображающие какие-либо события;

Ход исследования: ребенку предлагается картинка и задается воп­рос: “Расскажи, что здесь происходит”.

Оценка и интерпретация результатов: при описании картинки ребенок может находиться на одной из трех стадий: перечисления, описания или интерпретации. При затруднении с ответом задаются вопросы, направленные на выявление возможности осмысления ре­бенком ситуации, понимания связей между изображениями. Мето­дика позволяет также оценивать речевое развитие.

Методика “Невербальные аналогии”.

Цель: изучение логического мышления, оценка уровня развития операций сравнения и обобщения.

Материал: таблицы карточек из четырех частей. Три части за­полнены изображениями геометрических фигур (вариант - рисун­ки предметов). Две верхние находятся в определенных отношениях сходства. В левой нижней части расположена фигура, а изображение справа отсутствует.

Ход выполнения: ребенку говорят “Подумай, что здесь нарисова­но, и нарисуй”. Возможно проведение теста с готовыми вариантами ответа, из которых ребенок выбирает правильный.

Оценка результатов: определяется правильность выполнения и характер допущенных ошибок.

Система заданий У.В. Ульенковой.

Цель: изучение особенностей интеллектуального развития ребен­ка и определение интеллектуальной готовности к школе (дети 6-7 лет).

Материал: задания на

    обобщение 14 рядов конкретных понятий малого объема,

    конкретизацию понятий,

    обобщение рядов понятий более широкого объема,

    классификацию 16 предметных карточек,

    сравнение нескольких пар объектов,

    простейшие дедуктивные умозаключения,

    определение понятия.

Инструкция и ход исследования: задания даются ребенку в при­влекательной (игровой) форме.

1. Назови одним словом:

а) тарелки - стаканы - миски,

б) столы - стулья - диваны,

в) рубашки - брюки - платья,

г) туфли - ботинки - тапки,

д) кошка - корова - коза,

е) курица - утка - индюк,

ж) волк - рысь - куница,

з) глухарь - орел - дятел,

и) незабудка - астра - тюльпан,

к) клен - осина - дуб,

л) косынка - кепка - шляпа,

м) трактор - автобус - пароход,

н) окунь - щука - сом,

о) мячик - мишка - кубики.

2. Назови, какие (какая) бывают:

а) игрушки, д) деревья,

б) обувь, е) птицы,

в) одежда, ж) рыбы,

г) цветы, з) животные.

3. Назови одним словом:

а) птицы, рыбы, звери,

б) деревья, травы, кустарники,

в) мебель, посуда, одежда,

г) часы, весы, градусники,

д) пожары, болезни, ураганы.

4. Разложи 16 предметных картинок с изображением птиц, рыб, посуды, мебели по двум логическим основаниям: животные, домашняя утварь.

5. Чем похожи и чем отличаются:

а) одуванчик и ромашка,

б) ель и береза,

в) кошка и собака,

г) звери и люди,

д) животные и растений.

6. Предлагаются две загадки:

Сережа сидел на берегу реки и смотрел, как плывет лодочка, как плывет большое бревно. Мама спросила Сережу: «А будет ли дедушкина деревянная палка плавать?» Что ответил Сережа? А по­чему он так думает?

Сережа нашел на берегу реки какой-то шарик и бросил его в воду. Шарик утонул. Сережа сказал маме: «Я думал, что шарик деревянный, а он, оказывается, не деревянный». Мама спросила его: «Как ты догадался, что шарик не деревянный?» Что ответил Сережа?

7. Беседа о кукле по вопросам:

Что это такое?

    Почему ты думаешь, что это кукла?

    Зачем у вас в группе кукла?

    Чем куклы похожи на людей?

    Чем куклы не похожи на людей?

    Куклы, мячики, пирамидки…все это?

    Обработка данных: В качестве оценочных критериев сформированности у детей основных компонентов мыслительной деятельности могут быть: интерес к заданию; особенности эмоционального отношения к процессу деятельности и к ее результату; стремление продолжить работу; запас знаний и представлений об окружающем мире и элементарные житейские понятия, позволяющие решать предложенные задачи; овладение иерархией обобщений – усвоение понятий первой, второй и третьей степени обобщенности, а также абстрактных родовых понятий; специфика использования детьми системы доступных понятий; уровень понимания и принятия задания; качество самоконтроля в процессе выполнения задания и при оценке результатов деятельности.

Интерпретация: выделяют пять уровней овладения детьми об­щей структурой мыслительной деятельности:

    Задание заинтересовало ребенка, он эмоционально относится к нему, самостоятельно решает, рассуждает, обосновывает, проявляет эле­менты саморегуляции интеллектуальной деятельности. Помощь взрослого не нужна или нужна в минимальной степени - 5 баллов;

    Проявляет интерес и положительное эмоциональное отношение к заданию, принимает его без дополнительных разъяснений. Ходом мыслительной деятельности может управлять лишь с помощью взрослого, который побуждает ее или задает ряд наводящих вопросов. Сам замечает ошибки и исправляет их - 4 балла;

    Заинтересовался, но к содержанию индифферентен. Самостоя­тельно решает лишь наиболее легкие задачи. Не владеет необходимым запасом общих представлений и простейших житейских понятий. Ответы чаще всего ситуативны, не вычленяет главное. Нуждается в побуждении взрослого, в наводящих и подсказывающих вопросах. Ошибок не замечает - 3 балла;

    Проявляет кратковременный интерес при предложении отга­дать загадку. К содержанию индифферентен. Для решения заданий знаний мало. Дает импульсивные ответы, не связанные с содержанием задания. Старания взрослого помочь ребенку тщетны - 2 балла;

    Индифферентен как к ситуации задания, так и к содержанию задачи. Не реагирует на вопросы взрослого, связанные с задачей, не принимает ее - 1 балл. (38,39)

Исследование воображения.

Методика О.М.Дьяченко и А.И.Ки­риллова.

Цель: выявление особенностей воображения дошкольников.

Материал: 20 картинок с изображением контуров элементов пред­метных изображений и простых геометрических фигур.

Ход исследования: ребенка просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась картинка.

Обработка и оценка результатов: количественная обработка пред­ставляет собой определение степени оригинальности данного ребен­ком изображения, которая рассматривается как существенная ха­рактеристика творческого воображения. Подсчитывается количество неповторяющихся изображений (одинаковыми считаются те, в кото­рых эталонная фигура превращается в один и тот же элемент изобра­жения).

Изображения, созданные на основе одного эталона, могут сравни­ваться с изображениями других детей (при обследовании группы). В этом случае рассчитывается коэффициент оригинальности (кор), ко­торый равен количеству рисунков, не повторяющихся у самого ре­бенка и не повторяющихся (по характеру использования для дорисо­вывания эталона) ни у кого из детей группы.

Качественный анализ предполагает отнесение ребенка к одному из шести уровней решения задач:

0-й - ребенок рисует рядом с эталоном, который не использует­ся, что-то свое (свободное фантазирование);

1-й - фигура дорисовывается, и получается изображение отдель­ного объекта (дерева, девочки и т.д.), но изображение кон­турное, схематическое, лишенное деталей;

2-й - изображается отдельный объект, но с разнообразными де­талями;

3-й - отдельный объект включается в какой-нибудь воображае­мый сюжет (девочка, делающая зарядку);

4-й - ребенок изображает несколько объектов по воображаемо­му сюжету (например, девочка гуляет с собачкой);

5-й - фигура используется качественно по-новому - как один из второстепенных элементов образа воображения (напри­мер, треугольник - грифель карандаша, которым ребенок рисует картину).

Восприятие – процесс приема и переработки человеком различной

информации, поступающей в мозг через органы чувств.

Тест Мюнстерберга на восприятие

Цель исследования: определение избирательности внимания.

Оборудование: бланк с заданием.

Инструкция: Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача просматривая строку за строкой, как можно быстрее найти эти слова. Найденные слова подчеркивайте. Время выполнения задания - 2 мин.

Измерение объема восприятия

Цель упражнения – определить объем зрительного восприятия в

зависимости от степени осмысленности предъявляемого материала.

Объектами служат наборы бессмысленных сочетаний букв (по 8 букв в

наборе) и осмысленные фразы (по три слова в каждой фразе). Всего в опыте

40 предъявлений, по 20 для каждого типа объектов, сначала предъявляются

буквы, затем фразы. Задача испытуемого – письменно воспроизвести все, что

ему было предъявлено.

Иллюзии установки

Существует определенный вид иллюзий восприятия, классическими

примерами которых являются иллюзии веса, объема, величины.

Можно выделить следующие черты ситуаций и свойств возникающих

1. Перед испытуемым ставится задача сравнительной оценки пары

объектов по какому-либо параметру: весу, объему, размеру.

2. Опыт состоит из двух серий: предварительной, или установочной, и

основной – контрольной. Цель предварительной серии – создать у

испытуемого предпосылки для возникновения иллюзий, цель основной серии

– обнаружить иллюзию.

3. В предварительной серии предъявляется пара заведомо разных

объектов, в контрольной – пара одинаковых.

4. В контрольной серии испытуемый обычно допускает ошибку в

направлении контраста: меньшим (более легким) кажется тот объект,

которому в установочной серии соответствовал больший (более тяжелый). В

некоторых случаях (обычно при небольших различиях между объектами в

предварительной серии) имеет место ассимилятивная иллюзия: в

контрольной паре большим (более тяжелым) кажется тот объект, которому в

установочных опытах соответствовал также больший (более тяжелый)

Цель упражнения – демонстрация иллюзии размера.

Упражнение состоит из предварительной и контрольной серий.

Предварительная серия. Испытуемому предъявляются в течении 1

секунды 2 окружности существенно различного диаметра. Задача

испытуемого – сравнить окружности по размеру и указать большую. Кроме

того, он оценивает степень уверенности в правильности своих ответов по 3-х

балльной шкале:

3 – твердо уверен;

2 – не совсем уверен;

1 – не уверен.

В предварительной серии предъявляется 8 одинаковых проб.


Контрольная серия. Испытуемому без предупреждения предъявляются

две одинаковые окружности, равные по диаметру меньшей окружности в

предварительной серии. Задача испытуемого не изменяется. Если он

принимает решение о равенстве окружностей, то дает соответствующий

ответ. В контрольной серии также дается 8 проб.

Иллюзии восприятия

1. Константность восприятия

Константность восприятия – это способность воспринимать

предметы относительно постоянными по форме, величине, цвету и т. п., при

изменяющихся условиях восприятия.

Размеры кошки, изображенной на верхнем рисунке в отдалении, а на

нижнем – на первом плане, одинаковы. Так ли воспринимает это ваш мозг?

Организация восприятия

Феномены восприятия были описаны и проанализированы школой

гештальт-психологии (М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка).

Самый важный из этих принципов состоит в том, что любой образ или

предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на каком-то фоне.

Одна из врожденных особенностей мозга структурировать сигналы

таким образом, что все, что меньше или имеет более правильную

конфигурацию, а главное то, что имеет для нас какой-то смысл,

воспринимается как фигура; она выступает на некотором фоне, а сам фон

воспринимается гораздо менее структурированным (рис.2).

Однако вся картина восприятия перестраивается, как только другой

элемент фона становится в свою очередь значимым. Тогда то, что за секунду

до этого виделось как фигура теряет свою ясность и смешивается с общим

Ваза Рубина. На этом рисунке фон может быть либо, черным либо

белым. Это зависит от того, что человек воспринимает – вазу или 2 профиля.

Фигура и фон взаимозаменяемы: фигура может превратится в фон, а фон в

Иллюзии восприятия сложных объектов

При восприятии человеком сложных, осмысленных изображений

срабатывает механизм влияния прошлого опыта и мышления, выделяющий в

воспринимаемом изображении наиболее информативные места, на основе

которых, соотнеся полученную информацию с памятью, можно о нем

составить целостное представление.

Кого вы видите на рисунке – старуху или молодую модницу? Одни

видят профиль молодой женщины, а другие – профиль старой. У каждого из

смотрящих появляется какая-то гипотеза, и мозг пытается подтвердить эту

гипотезу, организуя разные элементы рисунка по разному.

Узнавание фигур

Цель упражнения: исследование процессов восприятия и узнавания.

Экспериментатор предъявляет испытуемому таблицу с изображением 9

фигур и предлагает внимательно рассмотреть и запомнить эти фигуры в

течение 10 секунд. После чего испытуемому показывают вторую таблицу, с

большим количеством фигур. Испытуемый должен обнаружить среди них

фигуры первой таблицы.

Первая инструкция: «Сейчас я покажу вам изображения фигур. У вас

есть 10 секунд, чтобы постараться запомнить как можно большее количество

фигур» (рис. 5).

Вторая инструкция: «На следующем рисунке (рис. 6) среди

нарисованных фигур вы должны выбрать те, которые видели в первом

Восприятие как субъектно-ориентированный процесс (СОП) или объектно-ориентированный процесс (ООП). Различные теории трактуют восприятие как ООП или СОП. Есть и третий класс теорий: взаимодействие субъекта и объекта, для которых характерно, что: мышление и восприятие - самостоятельные процессы; отрицание участия в познании прошлого опыта; не допускается моделирование процесса. Различия между ООП и СОП :

Объектно-ориентированные теории восприятия:

Структуралистская теория восприятия. Ощущение как единица перцептивного образа. Гипотеза суммации ощущений. Аналитическая интроспекция – метод предназначенный для измерения ощущений в естественных условиях. Принцип постоянства: Когда те же самые стимульные энергии попадают на ту же часть сенсорного органа – они могут быть обнаружены и с помощью АИ, и преобразованы в те же чистые ощущения. Мир состоит из: Ощущений, которые возникают когда раздражается отдельный рецептор; Образов памяти, которые представляют собой следы пережитых ощущений.

Гештальттеория восприятия. Акцент на врожденный характер перцептивных процессов. Основываеться на целом, а не на единицах – пример мелодия, контур треугольника. Самое главное не элементы, а процесс их пораждающий. Физиологическая гештальттеория – концентрация химических веществ на окончаниях возбуждения.

Гибсон (экологическая теория восприятия). Восприятие - то, что индивид достигает. Оно представляет собой процесс напосредственного контакта с внешним миром, процесс переживания, впечателений о предметах. Это психологический акт живого наблюдения. Источник извлечения возможности – окружающая среда. Зрительная информация извлекается из светового потока. Предметы освещены – каждая точка жизненного пространства обеспечена световым потоком. Воспринимаем не свет, а объемлемые им поверхности. Поверхности имеют текстуру, которая закономерно меняется. Градиент текстуры – закономерное, инвариантное изменение текстуры поверхности. Градиенты – источники зрительной информации.

Субъектно-ориентированные теории восприятия:

Гельмгольц. Восприятие - акт психической деятельности. Три вида образов: 1) первичный образ - имеет чувствительную природу, порождается физиологическими элементами; полностью очищен от опыта. 2) образ-представление - он содержит знания человека, складывающиеся в опыте взаимодействия с внешним миром (напр., представление о форме вещей, их пространственной локализации и т.п. 3) перцептивный образ - синтез (1) И (2) через процесс бессознательного умозаключения. Восприятие - выражение знаний о мире в чувственной форме.

Брунер. Восприятие – процесс категоризации на основе прошлого опыта. Перцептивная готовность есть у любой категории. Готовность к использованию – установка. Категоризация - процесс отнесения единичных воспринимаемых объектов к общему классу (признаки отнесения - категории).

1) Первичная (докатегориальная) - выделяются признаки объекта, его характеристики. 2) Поиск признаков - если выделенные на (1) признаки соответствуют какой-то категории, то категоризация происходит мгновенно; если признаки неопределенные, то идет поиск дополнительных признаков.

3) Подтверждающая проверка - поиск признаков, подтверждающих отнесение к категории.

4) Окончательное подтверждение - завершение процесса категоризации, образ имеет окончательное перцептивное значение

Найссер. Основные положения: 1) Любая познавательная деятельность должна рассматриваться в контексте естественной целенаправленной деятельности. 2) Восприятие должно изучаться в реальных условиях, в которых живет человек 3) Восприятие должно рассматриваться как непрерывно протекающий процесс научения.

Восприятие – конструктивный процесс предвосхищения некоторой информации, делающий возможным для человека принятие этой информации, когда она оказывается доступной. Чтобы сделать информацию доступной, субъекту надо активно исследовать оптический поток. Результат исследования окружения – выделенная информация – модифицирует исходную схему, это и есть перцептивный цикл. ®Объект (наличная информация)® модифицирует® схема ®направляет® исследование® Понятие перц. цикла объясняет, как можно воспринимать значение нарду с формой и содержанием.

11. Внимание: понятие, виды, свойства. Развитие внимания.

Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление не существует. Вместе с тем внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование. Поскольку познавательная деятельность осуществляется сознательно, то внимание выполняет одну из функций сознания.

Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.

Характеристики внимания :

Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче.

Концентрация внимания – повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия. Концентрация предлагает не только длительное удержание внимания на объекте, но и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент.

Сосредоточенность внимания проявляется в результате концентрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной информации о нем.

Распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость).

Предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т.д.

Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды. Определяется объем внимания посредством специальных приборов-тахистоскопов. В одно мгновение человек может обратить внимание только на несколько объектов (от 4 до 6).

Виды внимания :

Проявление внимания связано как с сенсорными, так и с интеллектуальными процессами, а также с практическими действиями и с целями и задачами деятельности. В связи с этим выделяют следующие виды внимания: сенсорное, интеллектуальное, моторное, преднамеренное и непреднамеренное внимание .

Сенсорное внимание возникает при действии объектов на органы чувств. Оно обеспечивает четкое отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека. Благодаря сенсорному вниманию возникающие в сознании образы предметов являются ясными и отчетливыми. Сенсорное внимание может быть зрительным, слуховым, обонятельным и т.д. В основном у человека проявляется зрительное и слуховое внимание. Лучше всего в психологии изучено зрительное внимание, так как его легко обнаружить и зафиксировать.

Моторное внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком. Оно дает возможность более четко и ясно осознавать приемы и способы, применяемые в практической деятельности. Моторное внимание регулирует и контролирует движения и действия, направленные на предмет, особенно в тех случаях, когда они должны быть особенно четкими и точными. Интеллектуальное внимание направлено на более эффективное функционирование таких познавательных процессов как: память, воображение и мышление. Благодаря этому вниманию человек лучше запоминает и воспроизводит информацию, создает более четкие образы воображения, ясно и продуктивно мыслит. Поскольку это внимание имеет внутренний характер и мало доступно для исследования, то оно менее всего изучено в психологии.

Преднамеренное (произвольное) внимание возникает при наличии у субъекта цели или задачи быть внимательным к какому-либо внешнему предмету или к внутреннему умственному действию. Оно в основном направлено на регулирование внешних сенсорных и моторных действий и внутренних познавательных процессов. Преднамеренное внимание может стать произвольным, когда субъекту необходимо проявить волевое усилие для того, чтобы направить и сосредоточить внимание на объекте, который необходимо познавать или с которым надо действовать

Если направленность и сосредоточенность внимания связаны с сознательной целью, речь идет о произвольном внимании. Н. Ф. Добрынин выделил еще один вид внимания – послепроизвольное внимание (это внимание, естественно сопровождающее деятельность личности; возникает оно, если личность поглощена деятельностью; связано с наличной системой ассоциаций). Это может иметь место в том случае, когда цель проявлять внимание остается, но исчезают волевые усилия. Такое внимание начинает проявляться, когда деятельность, требующая волевых усилий, становится увлекательной и осуществляется без особых затруднений.

Если направленность и сосредоточенность носят непроизвольный характер, речь идет о непроизвольном внимании . По мнению К.К. Платонова, одной из форм непроизвольного внимания является установка (состояние готовности или предрасположенности личности к действию определенным образом). Непреднамеренное (непроизвольное) внимание возникает само собой без всякой цели со стороны человека. Его вызывают значимые для человека свойства и качества предметов и явлений внешнего мира. Одним из таких свойств является новизна объекта. Непроизвольное внимание привлекают также все сильные раздражители: яркий свет, громкий звук, резкий запах и т.д. Иногда внимание могут привлечь и не очень заметные раздражители, если они соответствуют потребностям, интересам и установкам личности.