Что такое саморегуляция? Это уникальная способность любого человека к осознанной настройке себя и своего внутреннего мира на дальнейшую деятельность, задачей которой является приспосабливаемость.

Способность к саморегуляции присуща каждой биологической системе, и заключается в навыках поднятия и удержания на должном уровне свои биологические или даже физиологические параметры. При процессах саморегуляции, факторы, которые ранее являлись управляющими, больше не влияют на биологическую систему из вне, а формируются внутри нее самой.

В психологии под саморегуляцией понимают своевременную, то есть заранее осознанную, работу над своей психикой, для последующих изменений ее различных характеристик, с целью достижения определенных результатов. Основываясь на этом, можно сделать вывод, что саморегуляцией необходимо заниматься еще с детского возраста.

Саморегуляция психики

В буквальном понимании саморегуляция подразумевает процесс приведения в порядок чего-либо. Когда рассматривается саморегуляция психики, подразумевает преждевременно осознанную деятельность, направленную на изменения конкретных личностных характеристик, для достижения той или иной цели.

Процесс саморегуляции основывается на определенных закономерностях различных психических процессов, а также их следствия.

Как правило, к ним относятся:

  • Влияние мотивации как активирующего фактора, который порождает определенную целенаправленную деятельность субъекта, задачей которой является изменение определенных личностных характеристик.
  • Самопроизвольный или контролируемый эффект, возникающий в результате управления теми или иными образами психики, которые появляются в сознании личности.
  • Полная функциональная цельность и взаимосвязь всех элементов когниции, которые задействованы в работе субъекта над оценкой и изменением своих психических характеристик.
  • Взаимообуславливающий фактор всех сфер бессознательного и областей сознания, с помощью которых индивидуум оказывает регулирующее влияние на самого себя.
  • Обязательная связь функций между мыслительными и эмоциональными процессами в сознании, а также опыта телесного характера.

Как правило, начало процесса саморегуляции всегда связано с определенной мотивацией, которая вызывает определение у себя конкретного противоречия. Собственно, набор таких противоречий между «Я» настоящим и «Я» идеальным и представляет собой основную «движущую» силу, приводящую действие способностей к саморегуляции.

Любой адекватный индивидуум, стремящийся к тому чтобы быть хозяином своей собственной жизни, должен иметь развитый механизм саморегуляции. Таким же образом к саморегуляции можно отнести любые целенаправленные действия субъекта, целью которых является, например, укрепление и безопасность здоровья. К подобного рода действиям можно также отнести и ежедневные спортивные тренировки, гимнастику.

Помимо этого, саморегуляция заключает в себя и психоэмоциональную сферу. То есть, представляет собой своеобразный набор методов и действий, вплоть до теоретических, посредством которых достигается специфическое «кодирование» и дальнейший контроль над своей психикой.

Такое состояние часто развивается с помощью обращения индивидуума к себе словами – аффирмациями, мыслительными образами, регулировкой своего дыхания или даже мышечного тонуса. Такие тренировки также часто называют аутотреннингом. Один из положительных моментов аутотреннинга заключается в том, что он в обязательном порядке помогает добиться таких полезных эффектов как успокоение, устранение различного уровня эмоционального напряжения, наблюдается также снижение эмоциональной и психической усталости, повышается общий уровень психофизической реактивности.

Способы

Своевременная саморегуляция является лучшим способом избежать многих накапливающихся отрицательных влияний внешних факторов, которые приводят к формированию психоэмоциональной усталости и напряжения. Существует достаточно много способов так называемой естественной саморегуляции. К ним причисляется возможность сна, принятия пищи, принятие горячей ванны или душа, танцы, многое другое. Проблема в том, что подобные, казалось бы, элементарные действия, в силу обстоятельств могут оказаться совершенно невозможными.

В таком случае могу применяться в различной степени эффективные приемы естественной саморегуляции, к которым относится улыбка или смех, позитивный настрой мышления, погружение в мечтания или их обсуждения, созерцание красивого вида или любого другого пейзажа, даже рассматривание рисунков, фотографий, животных или цветов.

Конечно, одним из самых сильных способов является сон. Он способен не только уменьшить степень усталости, зарядить необходимой бодростью, но также и снижает уровень различных эмоциональных отрицательных влияний. Именно этим поясняется повышенная сонливость большинства субъектов, которые пережили недавно или даже переживают какую-либо травмирующих их ситуацию.

Также отдельно стоит отметить такой способ как самовнушение. Он заключается в определенном наборе утверждений и убеждений, которые субъект направляет на самого себя. Широко распространено мнение, что такой метод не является достаточно эффективным, а то и вовсе – бесполезным. Тем не менее, это далеко не так!

Убеждение себя в тех или иных установках, особенно во время какой-либо опасной и экстремальной ситуации, позволяет контролировать и управлять большинством процессов своей психики, функциями когниций или эмоциональной сферой, и даже контролировать некоторые соматические функции организма. Все применяемые формулировки установок и убеждений нужно произносить максимально точно и понятно, в полголоса, твердым и настойчивым тоном. При этом необходимо сосредоточить максимум внимания именно на формулировках. Самовнушение лежит в базисе таких распространенных тренингов как медитация, йога, релакс.

Методика саморегуляции, которая базируется на аутотренинге и его принципах, является достаточно сильным инструментом любой личности, которая стремится обрести максимальный контроль над собой. С ее помощью можно снять чувство усталости, эмоционального дисбаланса, повысить свою концентрацию и работоспособность, не дожидаясь чьей-либо помощи со стороны и не тратя часы на «необходимый отдых».

Саморегуляция жизненных функций организмов

Понятие о саморегуляции. Саморегуляция (авторегуляция) – способность живых организмов поддерживать постоянство своей структуры, химического состава и интенсивность физиологических процессов. К примеру хлоропласты способны к самостоятельному передвижению в клетках под влиянием света͵ поскольку они очень чувствительны к нему. В солнечный яркий день при большой интенсивности света хлоропласты располагаются вдоль клеточной оболочки, как бы стараясь избежать действия сильного света. В пасмурные облачные дни хлоропласты располагаются по всœей поверхности цитоплазмы клетки, чтобы поглощать больше солнечных лучей (рис.). Переход хлоропластов из одного положения в другое под влиянием света совершается благодаря клеточной регуляции.

Саморегуляция осуществляется по принципу обратной связи, подобно тому как, к примеру, осуществляется поддержание постоянной температуры в термостате. В этом приборе существует следующая причинная зависимость терморегуляции:

Выключатель – нагрев – температура.

Путем включения и выключения можно от руки регулировать температуру. В термостате это осуществляется автоматически, через измеряющий температуру регулятор, включающий или выключающий нагрев в соответствии с показаниями. Температура влияет на выключатель через регулятор и в системе устанавливается обратная связь:

Выключатель – нагрев – температура –

регулятор

Сигналом для включения той или иной регуляционной системы может быть изменение концентрации какого-либо вещества или состояния какой-либо системы, проникновение во внутреннюю среду организма чужеродного вещества и т.д.

Регуляция процессов метаболизма. Образование и концентрация любого продукта обмена веществ в клетке определяется следующей причинной зависимостью:

ДНК – фермент – продукт.

ДНК запускает определœенным образом синтез ферментов. Ферменты в свою очередь катализируют образование и превращение продукта. Образующийся продукт может оказывать влияние на цепь реакций через нуклеиновые кислоты (генная регуляция) или через ферменты (ферментная регуляция):

ДНК – фермент – продукт

ДНК – фермент – продукт .

Ранее мы уже рассматривали регуляцию процессов транскрипции и трансляции (см. § 33), которая является примером саморегуляции.

Или другой пример. В результате энергопотребляющих реакций (синтез различные различных синтезы веществ, поглощение веществ из окружающей среды, рост, делœение клеток и т.п.) концентрация АТФ в клетках уменьшается, а АДФ соответственно возрастает (АТФ – АДФ + Ф). Накопление АДФ активирует работу дыхательных ферментов и дыхательные процессы в целом, и таким образом, усиление генерации энергии в клетке (рис.).

Регуляция функций у растений. Функции растительного орга­низма (рост, развитие, обмен веществ и др.) регули­руются с помощью биологически активных веществ - фитогормонов (см. § 8). В незначительных количествах они могут ускорять или замедлять различные жиз­ненные функции растений (делœение клеток, про­растание семян и др.). Фитогормоны образуются определœенными клетками и транспортируются к месту их действия по проводящим тканям или непо­средственно от одной клетки к другой.

Растения способны воспринимать изменения в окру­жающей среде и определœенным образом реагировать на них. Такие реакции получили название тропизмов и настий.

Тропизмы (от греч. тропос - поворот, из­менение направления) - это ростовые движения ор­ганов растений в ответ на раздражитель, имеющий определœенную направленность. Эти движения могут осуществляться как в сторону раздражителя, так и в противоположную. Οʜᴎ являются резуль­татом неравномерного делœения клеток на разных сторонах этих органов в ответ на действие фитогормонов роста.

Настии (от греч. настое - уплотненный) - это движения органов растений в ответ на действие раздражителя, не имеющего определœенного на­правления (к примеру, изменение освещенности, тем­пературы). Примером настий может служить раскры­вание и закрывание венчика цветка в зависимости от освещенности, складывание листьев при изменении температуры. Настии бывают обуслов­лены растяжением органов вследствие неравномер­ного их роста или изменением давления в определœенных группах клеток в результате изменений концен­трации клеточного сока.

Регуляция жизненных функций орга­низма животных . Жизненные функции организма животных в целом, отдельных его органов и систем, согласованность их деятельности, поддержание определœенного физиоло­гического состояния и гомеостаза регулируютнервная и эндокринная системы. Эти системы функционально взаимосвяза­ны между собой и влияют на деятельность друг друга.

Нервная система регулирует жизненные функ­ции организма с помощью нервных импульсов, имеющих электрическую природу. Нервные импу­льсы передаются от рецепторов к определœенным центрам нервной системы, где осуществляется их анализ и синтез, а также формируются соответству­ющие реакции. От этих центров нервные импульсы направляются к рабочим органам, изменяя опреде­ленным образом их деятельность.

Нервная система способна быстро воспринимать изменения, происходящие во внешней и внутренней среде организма, и быстро на них реагировать. Вспо­мним, что реакцию организма на раздражители вне­шней и внутренней среды, осуществляющуюся при участии нервной системы, называют рефлексом (от лат. рефлексус - повернутый назад, отраженный). Следовательно, нервной системе свойствен рефлекто­рный принцип деятельности. В основе сложной аналитико-синтетической деятельности нервных центров лежат процессы возникновения нервного во­збуждения и его торможения. Именно на этих процес­сах основывается высшая нервная деятельность человека и некоторых животных, обеспечивающая совершенное приспособление к изменениям в окружа­ющей среде.

Ведущая роль в гуморальной регуляции жизненных функций организма принадлежит системе желœез внутренней секреции. Эти желœезы развиты у боль­шинства групп животных. Οʜᴎ не связаны пространст­венно, их работа согласовывается или благодаря нервной регуляции, или же гормоны, вырабатываемые одними из них, влияют на работу других. В свою очередь, гормо­ны, выделяемые желœезами внутренней секреции, влия­ют на деятельность нервной системы.

Особое место в регуляции функций организма жи­вотных принадлежит нейрогормонам - биологичес­ки активным веществам, вырабатываемым особыми клетками нервной ткани. Такие клетки выявлены у всœех животных, имеющих нервную систему. Нейрогормоны поступают в кровь, межклеточную или спинномозговую жидкость и транспортируются ими к тем органам, работу которых они регулируют.

У позвоночных животных и человека существует тесная связь между гипоталамусом (отдел промежу­точного мозга) и гипофизом (желœеза внутренней секреции, связанная с промежуточным мозгом). Вместе они составляют гипоталамо-гипофизарную систему. Эта связь состоит по сути в том, что синтезированные клетками гипоталамуса нейрогормоны поступают по кровеносным сосудам в перед­нюю долю гипофиза. Там нейрогормоны стимулируют или тормозят выработку определœенных гормонов, влияющих на деятельность других желœез внутрен­ней секреции. Основное биологическое значение гипоталамо-гипофизарной системы - осуществление совершенной регуляции вегетативных функций ор­ганизма и процессов размножения. Благодаря этой системе работа желœез внутренней секреции может быстро изменяться под влиянием раздражителœей внешней среды, которые воспринимаются органами чувств и обрабатываются в нервных центрах.

Гуморальная регуляция может осуществляться и с помощью других биологически активных веществ. К примеру, изменение концентрации углекислого газа в крови влияет на деятельность дыхательного центра головного мозга наземных позвоночных жи­вотных, а ионов кальция и калия - на работу сердца.

Регуляционные системы непрерывно контролируют состояние организма, автоматически поддерживая его параметры на почти постоянном уровне, даже в условиях неблагоприятных внешних воздействий. В случае если под воздействием какого-либо фактора состояние клетки или органа изменяется, то это удивительное свойство помогает им вернуться вновь в нормальное состояние. В качестве примера механизма работы таких регуляторных систем рассмотрим реакцию организма человека на физические нагрузки.

Реакция на физическую нагрузку. При интенсивной физической нагрузке нервная система посылает сигналы в мозговое вещество надпочечников - эндо­кринных желœез, лежащих над почками . Эти желœезы выделяют в кровь гормон адреналин.

Под действием адреналина из селœезенки в сосуды поступает неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ количество депонированной в ней крови, в результате чего объем перифериче­ской крови увеличивается. Адреналин вызывает также расширение капилляров кожи, мышц и сердца, увеличивая их кровоснабжение. При физической нагруз­ке сердце должно работать более интенсивно, перекачивая больше крови; мы­шцы должны приводить в движение конечности; кожа должна выделять боль­ше пота͵ чтобы отвести излишек тепла, образующегося в результате интенсивной работы мышц. Адреналин вызывает также сужение кровеносных сосудов брюшной полости и почек, уменьшая их кровенаполнение. Такое перераспределœение крови позволяет поддерживать кровяное давление на нор­мальном уровне (при расширенном русле крови для этого оказывается недостаточно).

Адреналин повышает также частоту дыхания и сокращений сердца. В ре­зультате поступление в кровь кислорода и выведение из нее углекислого газа происходит быстрее, кровь движется по сосудам также быстрее, доставляя больше кислорода интенсивно работающим мышцам и ускоряя удаление ко­нечных продуктов обмена.

При физической нагрузке мышцы выделяют больше углекислого газа, чем обычно, и это само по себе обладает регуляторным воздействием. Углекислый газ повышает кислотность крови, что влечет за собой усиление снабжения мышц кислородом и расширение кровеносных сосудов мышц, а также стимулирует нервную систему к увеличению выделœения адреналина, что в свою очередь повышает частоту дыхания и пульса (рис.).

На первый взгляд всœе эти приспособления к физической нагрузке должны изменять состояние организма, однако в действительности они обеспечивают сохранение того же состава внеклеточной жидкости, омывающей всœе клетки организма, и в особенности мозг, каким он был бы без нагрузки. В случае если бы не было этих приспособлений, физическая нагрузка приводила бы к повышению температуры внеклеточной жидкости, к уменьшению концентрации в ней кис­лорода и к повышению ее кислотности. При крайне тяжелой физической на­грузке всœе это и происходит; в мышцах накапливается кислота͵ вызывая судо­роги. Сами судороги также несут регуляторную функцию, пресекая возмож­ность дальнейшей физической работы и давая возможность организму вернуться в нормальное состояние.

s1. Какие регуляторные системы существуют в живом организме? 2. Как осуществляется регуляция жизненных функций в организме? 3. Что такое гомеостаз и какие механизмы его поддержания вам известны? 4. Что общего и отли­чного между нервной и гуморальной регуляцией? 5. Какая связь существует между нервной системой и системой желœез внутренней секреции? 6. Какие изменения происходят в кровеносной системе организма человека при физических нагрузках? Каким образом осуществляется регуляция этих изменений? 7. Вспомните из курса биологии 9 класса, какие возможны нарушения функционирования организма человека в результате нарушения взаимосвязей между нервной системой и системой желœез внутренней секреции?

§ 35. Иммунная регуляция

Важную роль в обеспечении жизнедеятельности организма играет иммунная система. Как вы уже зна­ете, иммунитет (от лат. иммунитас – невосприимчивость) – способность организма защищать собственную целостность, его невосприимчивость к возбудителям некоторых заболеваний. В создании иммунитета принимают участие специфические и неспецифические механизмы.

Кнеспецифическим механизмам иммуните­та относятся барьерная функция кожного эпителия и слизистых оболочек внутренних органов; бактери­цидное действие некоторых ферментов (к примеру, некоторые ферменты слюны, слезной жидкости, гемолимфы членистоногих) и кислот (выделяемых с секретом потовых и сальных желœез, желœез слизистой оболочки желудка). Эту функцию выполняют также клетки разных тканей, способные обезвреживать чужеродные для данного организма частицы и мик­роорганизмы.

Специфические механизмы иммунитета обеспечиваются иммунной системой, которая узнает и обезвреживает антигены (от греч. анти - против и генезис - происхождение) - химические вещества, вырабатываемые клетками или входящие в состав их структур, либо микроорганизмы, воспринимае­мые организмом как чужеродные и вызывающие иммунный ответ с его стороны.

Пребывание в негативном эмоциональном состоянии разрушительно действует на организм, люди с древности ищут способы контроля психического состояния. Методы саморегуляции эмоциональных состояний активно изучаются, сегодня разработан ряд приемов, позволяющих управлять стрессом. Саморегуляция это система определенных действий, направленных на управление своей психикой. Техники регуляции дают возможность осознанно управлять своим поведением.

Подходы в психологии

В отечественной психологии определение эмоциональной регуляции встречается в следующих контекстах:

  • саморегуляция личности;
  • регуляция поведения;
  • психическая саморегуляция;
  • саморегулирование состояний.

Механизм саморегуляции и регуляции эмоциональных состояний рассматривал Ф.Б. Березин. В его работах регуляция организма связана с психической адаптацией. Березин утверждает, что тревоге и стрессу противостоят психологические защиты. Проведенные исследования привели Березина к выводу, что существуют индивидуальные характеристики личности, именно они помогают успешно адаптироваться к стрессу. Это уровень нервно-психической устойчивости, самооценка, эмоциональное реагирование в конфликтах и другие.

Известен подход Р.М. Грановской. Она делит все способы эмоциональной регуляции на три группы:

  1. Ликвидация проблемы.
  2. Снижение интенсивности влияния проблемы путем изменения точки зрения.
  3. Облегчение воздействия негативной ситуации с помощью ряда методов.

Регулировать состояние Р.М. Грановская предлагает с помощью ослабления мотивации. К примеру, снизить эмоциональную напряженность при достижении цели можно, концентрируясь не на конечном результате, а на тактических приемах.

Общие принципы

Ряд психических состояний приводит к дезорганизации, поэтому их нужно регулировать. Существует два способа:

  1. Использование воздействия на психику извне.
  2. Самовнушение.

Понятие саморегуляции относится ко второму пункту, то есть человек помогает себе самостоятельно справиться с напряженной ситуацией. Приемы психологической саморегуляции предполагают волевое участие, имеет значение личность человека.

Психическая саморегуляция – управление эмоциональным состоянием путем воздействия на самого себя с помощью слов, образов, мышечного тонуса, изменения дыхания.

Психологическая саморегуляция позволяет устранить , ослабить признаки утомления, повысить психофизиологическую реактивность.

Современное самоуправление состоянием является своеобразным психогигиеническим методом, повышающим ресурсы организма.

Классификация

В психологии существует несколько подходов к классификации самоуправления состоянием. Л.П. Гримак выделил следующие уровни саморегуляции:

  • мотивационный;
  • индивидуально-личностный;
  • информационно-энергетический;
  • эмоционально-волевой.

Мотивационный уровень

Любые механизмы саморегуляции начинаются с мотивации. Регуляция и саморегуляция психических состояний тесно связаны с мотивацией достижения. Мотивация - это то, что движет человеком, а психическая саморегуляция - способность удерживать нужный уровень активности.

Индивидуально-личностный уровень

Уровень мобилизуется, когда необходимо «переделывать» самого себя, свои установки и личностные ценности.

Качества, способствующие регуляции:

  • ответственность;
  • самокритичность;
  • целеустремленность;
  • сила воли.

Информационно-энергетический уровень

Уровень обеспечивает нужную степень энергетической мобилизации для оптимальной работы психики. Виды саморегуляции на уровне:

  1. Катарсис. Потрясение от просмотра произведений искусства освобождает от отрицательных мыслей.
  2. Реакция «отреагирования». Усиление психической и двигательной активности.
  3. Ритуальные действия. Ритуал призван настроить человека на хороший исход события, эмоционально подкрепить.

Эмоционально-волевой уровень

Волевая саморегуляция дает возможность владеть своими чувствами, способностью сознательно поддерживать свое самочувствие в экстремальных ситуациях.

Эмоциональная саморегуляция делится на две формы:

  • произвольная (осознаваемая);
  • непроизвольная (неосознаваемая).

Непроизвольная регуляция позволяет убирать стресс и тревогу интуитивно. Осознаваемая регуляция связана с целевой деятельностью, человек применяет специальные методы для восстановления эмоциональных сил.

Какие методы используют

Методы психической саморегуляции использовали еще в древности, к примеру, техника самовнушения вошла в историю как практика индийских йогов.

Известные способы саморегуляции эмоционального состояния:

  • самовнушение;
  • аутогенная тренировка;
  • десенсибилизация;
  • медитация;
  • реактивная релаксация.

Релаксация

Техника релаксации бывает произвольной (расслабление при отходе в сон) и произвольной. Произвольная техника вызывается путем принятия расслабленной позы, представления состояний, соответствующих покою. Навыки саморегуляции с помощью позволяют выполнить ряд задач:

  • снятие мышечных зажимов;
  • восстановление энергетического баланса организма;
  • избавление от последствий негативного межличностного общения, восстановление душевных сил;
  • оздоровление организма.

Аутогенная тренировка

Приемы эмоциональной саморегуляции с помощью аутотренинга предложены немецким врачом Шульцем. Аутогенная тренировка - это самовнушение, приемы усваиваются в ходе систематических упражнений.

Овладеть техникой может большинство людей, под влиянием тренировки нормализуется эмоциональная сфера, уходит стресс, усиливаются волевые возможности.

Примеры саморегуляции с помощью аутогенно тренировки:

  1. Упражнение направлено на овладение ритма дыхания. Предварительно вызывается ощущение тепла, тяжести, внушается, что сердце бьется легко и ровно. После подготовки происходит внушение: «Дышу совершенно спокойно», «Я спокоен». Фразы повторяют 5-6 раз.
  2. Расслабление мышц вызывается ощущением тяжести, наполнение кровью капилляров кожного покрова - ощущением тепла.

Десенсибилизация

Методы психологической саморегуляции с помощью десенсибилизации позволяют уменьшить страх и тревогу при пугающих ситуациях. Это может быть страх высоты, полета или воспоминания о пережитых травмирующих событиях.

Привычные приемы регуляции - это устранение тревоги через расслабление. Погрузившись в состояние полного покоя человек представляет тревожные ситуации. Необходимо чередовать приближение и отдаление от источника напряжения.

Эффективный прием - работа с дыханием. Удерживая свободное дыхание при встрече с тревожной ситуацией можно возвратить себе свободу действий.

Принципы саморегуляции с использованием десенсибилизации - это устранение тревоги через позитивный настрой. Примером здесь может послужить, когда ребенок поет бодрую песню о том, как лев слопал человека. Звучание и тон речи устраняют страх. (Песня из фильма «Мери Поппинс, до свидания»). Общее веселое настроение ликвидирует стресс. В этом фильме можно найти эффективные методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей.

Медитация

Основы саморегуляции заложены в медитации. Процесс медитации позволяет полноценно отдохнуть и снять усталость. Достаточно 15-20 минут в день. Существует два вида медитации:

  1. Глубокое размышление (медитация на что-то).
  2. Медитативное состояние.

Действие медитации благоприятно для здоровья, она может снизить симптомы физических заболеваний, оказывает благоприятное влияние на физиологию. После практики улучшается обмен веществ, частота дыхания.
Видео: вебинар «Что такое саморегуляция и зачем она нужна?».

Методы естественной регуляции

Методы психической саморегуляции бывают не только сознательные, но и естественные. К ним относятся:

  • прогулки в лесу;
  • посещение культурных мероприятий;
  • классическая музыка;
  • позитивная коммуникация с интересными людьми;
  • физическая разрядка, к примеру, интенсивная тренировка;
  • написание записи в дневник с подробным изложением ситуации, вызвавшей эмоциональнее напряжение;
  • литературные вечера.

Естественная регуляция позволяет предотвратить нервно-эмоциональные срывы, уменьшить переутомление.

Некоторые основные естественные приемы психической регуляции человек использует интуитивно. Это длительный сон, общение с природой, вкусная еда, баня, массаж, сауна, танцы или любимая музыка.

Многие из способов люди применяют бессознательно. Специалисты советуют переходить от спонтанного применения к сознательному управлению своим состоянием.

Чтобы избежать нервных срывов, стоит использовать методы регуляции. Самоуправление своим состоянием может стать профилактикой сердечно-сосудистых заболеваний и условием спокойного самочувствия. Главный совет – регулярное применение.

Видео: вебинар психолога Нины Рубштейн «Зависимость, контрзависимость и саморегуляция».

Г.В. Ожиганова

канд. психол. наук, старший научный сотрудник, лаборатория психологии способностей и ментальных ресурсов,

ФГБУН «Институт психологии РАН»

ВЫСШАЯ СПОСОБНОСТЬ К САМОРЕГУЛЯЦИИ И ВНУТРЕННИЙ ОПЫТ

Аннотация. Саморегуляция рассматривается как высшая способность, открывающая путь к духовному росту, а внутренний опыт - как фактор, способствующий проявлению этой способности. Описываются саморегулятивные эффекты внутреннего опыта.

Ключевые слова: саморегуляция, регуляторный опыт, внутренний опыт, высшая способность к саморегуляции.

G.V. Ozhiganova, Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences

HIGHER CAPACITY FOR SELF-REGULATION AND INNER EXPERIENCE

Abstract. Self-regulation is regarded as the higher capacity, opening the way to spiritual growth and inner experience is treated as a factor contributing to the manifestation of this capacity. The effects of self-regulation due to inner experience are described.

Keywords: self-regulation, regulatory experience, inner experience, the higher capacity for self-regulation.

Проблема саморегуляции является одной из важнейших в психологии, она затрагивает ключевые аспекты жизни человека, его профессиональную деятельность, семейные отношения, общение с коллегами и друзьями. От возможностей саморегуляции зависит профессиональная успешность, социальная востребованность и творческая самореализация, семейное благополучие, духовный рост и самосовершенствование, продвижение к высшим ступеням личностного развития.

Изучение саморегуляции в отечественной психологии традиционно связано с деятельностью человека, а также субъектно-деятельностным подходом (К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, В.А. Иванников, О.А. Конопкин, Б.Ф. Ломов, В.И. Моросанова, Г.С. Прыгин, С.Л. Рубинштейн).

Большое количество исследований способности к саморегуляции ориентировано на профессиональную деятельность человека (В.А. Бодров, Н.В Бякова, Л.Г. Дикая, Г.М. Зараковский, В.П. Зинченко, Л.А. Китаев-Смык, М.А. Котик, В.И. Лебедев, А.Б. Леонова, А.К. Осницкий др.)

С другой стороны, мало изученными являются аспекты саморегуляции, имеющие отношение к высшим проявлениям человека, его духовному развитию, основу которого может составлять внутренний опыт. Поэтому целью нашего исследования становится рассмотрение саморегуляции как высшей способности, открывающей возможность продвижения человека к высшим духовным, ценностно-смысловым рубежам бытия, а внутреннего опыта как фактора ведущего к реализации этой способности.

В рамках деятельностного подхода, осознанная саморегуляция понимается как целостная система выдвижения и управления достижением целей поведения и деятельности. Функционирование этой системы основано на выдвижении целей, моделировании значимых условий, программировании действий, оценивании и коррекции результатов .

Деятельностный подход к пониманию и изучению саморегуляции во многом основан на теории функциональных систем П.К. Анохина, который считал, что системообразующим фактором функциональной системы является получаемый полезный результат . В русле теории деятельности с психологической точки зрения, это означает, что процесс регуляции имплицитно связан с получением какого-либо конкретного результата, т.е. с достижением определенной цели деятельности .

Рассмотрение способности к саморегуляции в связи с понятием «внутренний опыт»,

позволяет, на наш взгляд, выйти за пределы жестко очерченного деятельностью получения конкретного полезного результата и расширить возможности трактовки саморегуляции, понимая ее как высшую способность человека, способствующую духовному развитию посредством открытия новых смыслов и ценностного обогащения внутреннего мира и бытия в целом.

Способность к саморегуляции является одной из определяющих характеристик человека как субъекта жизнедеятельности. Она связана с самосознанием, рефлексией, эмоционально-волевыми процессами, целеполаганием, с достижением жизненно необходимых и важных целей, ведущих к саморазвитию и реализации смыслов и целей бытия. Поэтому способность к саморегуляции мы относим к высшим способностям человека, отмечая также универсальность этой способности, имеющей отношение к различным проявлениям активности, и входящей в качестве составляющей в системы и процессы разного уровня и сложности. «Саморегуляция целенаправленной активности выступает как наиболее общая и сущностная функция целостной психики человека, в процессах саморегуляции и реализуется единство психики во всем богатстве условно выделяемых ее отдельных уровней, сторон, возможностей, функций, процессов, способностей и т.п.» .

Мы считаем, что высшая способность к саморегуляции может проявляться не только на уровне деятельности, и не всегда быть строго целенаправленной, ориентированной на практический полезный результат, достигаемый волевыми и интеллектуальными процессами и усилиями, но и затрагивать глубинные личностные пласты и возникать спонтанно. Л.М. Веккер пишет: «...проблема психической регуляции деятельности... в полном своем объеме не может быть решена только в рамках теории психических процессов, ибо она тесно связана с психологией личности» , мы добавим, и с внутренней жизнью, внутренним опытом человека.

Остановимся подробнее на концепции регуляторного опыта, предложенной Осницким, так как она близко связана с высшей способностью к саморегуляции в нашем понимании. Согласно Осницкому, накапливаемый человеком регуляторный опыт является важным условием, обеспечивающим реализацию субъектной активности. Этот вид опыта представляет собой систему знаний, умений и переживаний (осознаваемых и непосредственно-чувственных), определяющих успешность регуляции деятельности и поведения, а также различные моменты его личностного самоопределения . Выделяется совокупность компонентов регуляторного опыта, таких, как ценностный, рефлексивный, операциональный, привычная активизация, сотрудничество.

Согласно Осницкому, регуляторный опыт (РО) - это динамическая подсистема целостного опыта человека, которая включает информацию о внешнем и внутреннем мире, полученную непосредственно-чувственным и опосредствованным путем, наполненную личностным смыслом и определяющую направленность активности человека. Особенность РО обусловлена связью его содержания с процессами регуляции деятельности и саморегуляции собственных усилий человека. Основные характеристики регуляторного опыта следующие:

РО представляет собой определенным образом структурированную систему знаний, умений и переживаний, определяющую успешность деятельности и поведения;

РО включает содержательные и операциональные составляющие, которые, прежде всего, связаны с проектируемой (деятельно-организованной) активностью человека, частично включающей в себя отрефлексированную информацию о реактивной и импульсивной активности;

РО включает широкий класс субъектно (с точки зрения решаемых человеком задач) и субъективно (через призму его индивидуального особенного опыта) переживаемых и воспринимаемых репрезентант регуляторных процессов, связанных с осознанием и

рефлексией, целенаправленностью, привычной активизацией, умелостью в действиях и согласовании усилий с другими людьми;

РО приобретается в процессе естественного развития и под влиянием обучения и воспитания. Для его формирования и совершенствования определяющей является постигаемая человеком технология самостоятельно проектируемой активности, которая обеспечивает постоянное обновление регуляторного опыта как информационной системы;

РО, таким образом, рассматривается как открытая система, которая приобретается, обогащается и совершенствуется в течение всей жизни человека;

РО объединяет знания, умения, ценности, переживания как осознаваемые, так и не всегда поддающиеся осознанию и вербализации, и, тем не менее, во многом определяющие повседневное поведение человека;

РО, выступая как результат рефлексии прошлой активности, используется при проектировании деятельности, определяет ее успех в настоящем и стратегию в будущем;

РО способствует формированию системы субъективных критериев и оценок, включающей требования и нормы, на которые ориентируется человек;

РО во многом определяет притязания субъекта деятельности;

РО имеет свою структуру, компоненты которой во взаимодействии обеспечивают становление и реализацию субъектной активности (ценностный, рефлексивный, привычной активизации, операциональный опыт и опыт сотрудничества) .

Важно отметить, что Осницкий, связывая регуляторный опыт с целенаправленной проектируемой (деятельно-организованной) активностью человека, включает в него также систему субъективных критериев и оценок, переживания, рассматривает его как открытую систему, которая обогащается и совершенствуется в течение всей жизни.

Концепция регуляторного опыта Осницкого, основанная на целостном подходе к изучению психологических фактов и закономерностей, позволяет выделить рефлексивные и ценностные аспекты, а также переживания осознаваемые и неосознаваемые, но во многом определяющие повседневное поведение человека. Эти аспекты с одной стороны, связаны с саморегулятивными способностями, с другой, - с внутренним опытом и чрезвычайно важны для психологического изучения и отражения всей многогранности внутренней жизни человека.

С точки зрения современных исследователей внутренний опыт включает мысли, чувства, внутренние ощущения, например, першение в горле и пр., которые открываются сознанию. Внутренний опыт, таким образом, является самой интимной вещью, которой человек обладает. Благодаря внутреннему опыту человек может понять, чему он научился и чего он не знает, что он думает и как он думает, что он чувствует. Все эти виды опыта создают форму бытия человека и одновременно формируются исходя из этого бытия .

Отметим, что в отечественной психологии долгое время господствовала методологическая парадигма, основанная на жестких принципах внешнего детерминизма психики, на философской концепции отражения. В настоящее время у многих ученых возрастает интерес к применению других парадигм.

Обратимся к концепции мира внутренней жизни человека, предложенной В.Д. Шадриковым . Он считает, что внутренний мир человека и его внутренняя жизнь составляют сущность личности, лишь понимание внутреннего мира человека позволяет объяснить его поступки и поведение.

Шадриков полагает, что внутренний мир человека представляет собой потребностно-эмоционально-информационную субстанцию, которую можно рассматривать как душу человека в ее научном понимании. «Две группы фактов свидетельствуют о том, что существует реальная внутренняя жизнь человека, - повседневный опыт и экспериментальные данные», - пишет он , считая, что сегодня пришло время изучения внутреннего мира человека и внутренней

психической жизни человека как реальности.

Идеи, заложенные в концепции Шадрикова, можно резюмировать следующим образом: 1) существует реальный мир внутренней жизни человека; 2) его необходимо и возможно изучать в рамках психологии.

Интересно, что похожие идеи высказал еще более 100 лет назад У. Джеймс . Подтверждая значимость изучения мира внутренней реальности человека, он говорит о том, что мыслимые нами внешние объекты, поскольку они даны нашему опыту, являются лишь идеальными образами того, существование чего мы не можем внутренне познать, а только внешне отмечаем, «тогда, как внутреннее является нашим реальным опытом; реальность этого состояния и реальность нашего опыта представляют нераздельное единство» . У. Джеймс дает формулу реального внутреннего опыта человека:

Поле сознания + его мыслимый или чувствуемый объект + наше отношение к этому объекту + ощущение самого себя как субъекта, которому принадлежит это отношение = наш конкретный реальный опыт.

Этот опыт может быть не велик, но он, несомненно, реален, пока существует в сознании; «это не пустота, не отвлеченный элемент опыта, каким является «объект», взятый сам по себе. Это подлинный факт, даже если допустить, что он малозначащ; он качественно тождествен всякой истинной реальности и лежит на линии, связующей реальные события» .

У. Джеймс, утверждая реальность внутренней жизни человека, показывает возможность ее психологического изучения, привлекая категорию внутреннего (духовного, религиозного) опыта, которая на наш взгляд может стать основой изучения духовных реалий и, в частности, высшей способности к саморегуляции, связанной с духовными состояниями, способствующими духовному росту. В контексте нашего исследования важно рассмотреть возможность связи внутреннего опыта и саморегулятивного эффекта.

Опираясь на описания духовного опыта множества людей, Джеймс приводит следующие характеристики высших духовных состояний:

1. Ощущение большей широты жизни по сравнению с себялюбивой, полной мелких интересов жизнью;

Убеждение в существовании Верховной Силы, которое достигается не только усилиями разума, но и путем непосредственного чувства. Для религиозных людей это - Бог. Для нерелигиозных это могут быть нравственные идеалы, возвышенные (утопические) мечты патриотов и общественных деятелей, идеалы благочестия и справедливости;

2. Чувство интимной связи существующей между верховной силой и нашей жизнью; добровольное подчинение этой силе;

3. Безграничный подъем и ощущение свободы, соответствующее исчезновению границ личной жизни;

4. Доминирование в эмоциональной жизни чувств гармонии и любви к людям.

Вышеназванные условия внутренней жизни порождают следующие духовные

состояния, связанные с:

Аскетизмом;

Силой души (чувство расширения границ жизни может стать столь всеохватывающим, что все личные побуждения и преграды, являющиеся обычно могущественными, окажутся незначительными и человек откроет в себе новые возможности бодрого терпения; исчезнут опасения, тревоги и заботы и на их месте возникнет блаженное спокойствие души);

Чистотой души (повышение чувствительности к душевным диссонансам и стремление к очищению своей жизни от низменных элементов и плотских инстинктов);

Милосердием (любовь ко всем людям, включая врагов, полное отсутствие антипатии, дружелюбие ко всем), что ведет к полному отсутствию страха и появлению «совершенно

необъяснимого и неподдающегося описанию чувства внутренней безопасности, познать которую можно только в опыте, и этот опыт, пережитый однажды, никогда больше не забывается» .

Джеймс пишет: «Переход от нормального состояния сознания к сознанию мистическому отражается в человеке, как переход из замкнутого пространства к необъятно широкому кругозору и, в то же время, как переход от смятения к покою» .

Итак, можно сказать, что внутренний опыт, связанный с духовными состояниями, обладает мощным саморегулятивным ресурсом. Перечисленные Джеймсом духовные состояния, обусловленные внутренним опытом, четко свидетельствуют о саморегулятивном эффекте:

Исчезновение тревоги, смятения, страха;

Расширение жизненных границ и перспектив, возможность преодоления преград;

Возникновение чувства внутренней безопасности, покоя, гармонии. Примечательно, что этот вид саморегуляции не предполагает выдвижение целей,

моделирование значимых условий, программирование действий, оценку и коррекцию действий для достижения полезных результатов, но он реален и оказывается эффективным, что свидетельствует о правомерности рассмотрения внутреннего опыта как фактора, способствующего проявлению высшей способности к саморегуляции, связанной с духовным развитием.

Список литературы:

1. Анохин П.К. Теория функциональной системы // Успехи физиологических наук. 1970. Т. 1, № 1.

2. Веккер Л.М. Психические процессы. Т. 3. СПб.: Изд-во ЛГУ, 1981.

3. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. СПб.: Андреев и сыновья, 1992.

4. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека // Вопросы психологии. 1995. № 1.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.

6. Моросанова В.И., Аронова Е.А. Самосознание и саморегуляция поведения. М.: Институт психологии РАН, 2007.

7. Осницкий А.К. Структура, содержание и функции регуляторного опыта человека: дис. ... д-ра психол. наук. М., 2000.

8. Осницкий А.К. Структура и функции регуляторного опыта в развитии субъектности человека // Субъект и личность в психологии саморегуляции: сборник научных трудов / ред. В.И. Моросановой. М.: Изд-во ПИ РАО, 2007.

9. Осницкий А.К., Бякова Н.В., Истомина С.В. Развитие саморегуляции на разных этапах профессионального становления // Вопросы психологии. 2009. № 1. С. 3-12.

10. Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. М.: Университетская книга, Логос,

11. Hurlburt, R.T., & Heavey, C.L. Exploring inner experience. Amsterdam: John Benjamins,

Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям.

Каким образом организмы приспособляются к условиям окружающей среды? Существует несколько уровней, на которых протекает этот процесс. Клеточный уровень - один из важнейших.

Рассмотрим в качестве примера, как приспосабливается к условиям среды одноклеточный организм - кишечная палочка. Известно, что она хорошо растет и размножается в среде, содержащей единственный сахар - глюкозу. При обитании в такой среде ее клеткам не нужен фермент, необходимый для превращения другого сахара, например лактозы в глюкозу. Но если бактерии выращивать в среде, содержащей лактозу, то в клетках сразу начинается интенсивный синтез фермента, превращающего лактозу в глюкозу. Следовательно, кишечная палочка способна перестраивать свою жизнедеятельность так, что становится приспособленной к новым условиям среды. Приведенный пример относится и ко всем другим клеткам, включая клетки высших организмов.

Другой уровень, на котором происходит приспособление организмов к условиям окружающей среды, - тканевый. Тренировка приводит к развитию органов: у тяжелоатлетов - мощная мускулатура; у людей, занимающихся подводным погружением, сильно развиты легкие; у отличных стрелков и охотников - особая острота зрения. Многие качества организма могут быть развиты в значительной мере тренировкой. При некоторых заболеваниях, когда особенно большая нагрузка приходится на печень, наблюдается резкое увеличение ее размеров. Таким образом, отдельные органы и ткани способны отвечать на изменение условий существования, приспособление организма к условиям внутренней и внешней среды.

Саморегуляция . Организм представляет собой сложную систему, способную к саморегуляции. Саморегуляция позволяет организму эффективно приспосабливаться к изменениям окружающей среды. Способность к саморегуляции в сильной степени выражена у высших позвоночных, особенно у млекопитающих. Достигается это благодаря мощному развитию нервной, кровеносной, иммунной, эндокринной и пищеварительной систем.

Изменение условий с неизбежностью влечет за собой перестройку их работы. Например, нехватка кислорода в воздухе приводит к интенсификации работы кровеносной системы, учащается пульс, возрастает количество гемоглобина в крови. В результате организм приспосабливается к изменившимся условиям.

Постоянство внутренней среды при систематически меняющихся окружающих условиях создается совместной деятельностью все 1 систем организма. У высших животных это выражается в поддержании постоянной температуры тела, в постоянстве химического, ион нога и газового состава, давления, частоты дыхания и сердечных сокращений, постоянном синтезе нужных веществ и разрушении вредных.

Обмен веществ - обязательное условие и способ поддержании стабильности организации живого. Без обмена веществ невозможнс существование живого организма. Обмен веществ и энергии между организмом и внешней средой - неотъемлемое свойство живого.

Особую роль в поддержании постоянства внутренней сред играет иммунная (защитная ) система . Русский ученый И. И. Мечников был одним из первых биологов, доказавших ее огромную важность. Клетки иммунной системы выделяют специальные белки - антитела, которые активно обнаруживают и уничтожают все чужое для данного организма.

Поддержание относительного постоянства внутренней среды организма называют гомеостазом. Гамеостаз - важнейшее свойство целостного организма.

Биологические часы. Далеко не всегда организмы жестко поддерживают характеристики внутренней среды на одном и том же уровне. Часто внешние изменения влекут за собой перестройку внутренней среды. Пример того - изменение физиологического состояния организмов в зависимости от изменений длины дня в течение года, или, как говорят, изменений фотопериодических условий (фотопериодизма).

У многих животных, обитающих в умеренном климате, сезон размножения совпадает с увеличением длины светового дня. Изменение фотопериодических условий в данном случае - ведущий фактор. Сезонные ритмы наиболее ярко проявляются в смене покровое у деревьев лиственных лесов, смене оперения птиц и волосяного покрова млекопитающих, в периодических остановках и возобновлении роста растений, зимних спячках некоторых животных, сезонности размножения и т.д.

Изучение явлений суточной, сезонной и лунной периодичности живых организмов показала, что все эукариоты (одноклеточные И многоклеточные) обладают так называемыми биологическими часами. Другими словами, организмы обладают способностью измерять суточные, лунные и сезонные циклы.

Известно, что приливно-отливные течения в океане вызываются влиянием Луны. В течение лунных суток вода поднимается (и отступает) либо дважды, либо один раз, в зависимости от района Земли. Морские животные, обитающие в таких периодически меняющихся условиях, способны измерять время приливов и отливов с помощью биологических часов. Двигательная активность, потребление кислорода и многие физиологические процессы у крабов, актиний, раков- отшельников и других обитателей прибрежных участков морей закономерно изменяются в течение лунных суток.

Ход биологических часов может перестраиваться в зависимости от изменившихся условий. Примерам такого процесса является изменение ритмов многих физиологических функций: температуры тела, давления крови, фазы двигательной активности и покоя у человека, совершившего перелет из Москвы на Камчатку, где солнце встает на 9 ч раньше. При быстром перелете на дальние расстояния перестройка биологических часов происходит не сразу, а в течение нескольких дней.

Суточные ритмы жизнедеятельности многих организмов определяются чередованием света и темноты: началом рассвета или сумерек. Скворцы за час до захода солнца собираются в стаи в течение 10-30 мин и улетают в места ночевки за десятки километров. Они никогда не опаздывают благодаря своим биологическим часам, которые подстраиваются под Солнце. В целом суточная периодичность складывается в результате координации многих ритмов, как внутренних, так и внешних.

В ряде случаев причина периодических колебаний внутренней среды заключена в самом организме. Эксперименты над животными показали, что в условиях абсолютной темноты и звуковой изоляции периоды отдыха и бодрствования последовательно чередуются, укладываясь в промежуток времени, близкий к 24 ч.

Итак, колебания внутренней среды организма можно рассматривать как один из факторов, поддерживающих ее постоянство.

Анабиоз . Часто организмы попадают в такие условия среды, в которых продолжение нормальных жизненных процессов невозможно. В подобных случаях некоторые организмы могут впадать в анабиоз (от греч. «ана» - вновь, «биос» - жизнь), т.е. состояние, характеризующееся резким снижением или временным прекращением обмена веществ. Анабиоз является важным приспособлением многих видов живых существ к неблагаприятным условиям обитания. Споры микроорганизмов, семена растений, яйца животных - примеры анабиотического состояния. В отдельных случаях анабиоз может продолжаться сотни и даже тысячи лет, по прошествии которых семена не теряют всхожести. Глубокое замораживание спермы и яиц особо ценных сельскохозяйственных животных для их длительного хранения и последующего широкого употребления - пример использования анабиоза в практической деятельности людей.