Человека, заключающийся в сборе данных об окружающем мире, затем в их систематизации и анализе и, на основании вышеперечисленного, синтезе новых знаний. Также в сфере науки находится выдвижение гипотез и теорий, а также их дальнейшее подтверждение или опровержение с помощью экспериментов.

Наука появилась тогда, когда появилась письменность. Когда пять тысяч лет назад какой-нибудь древний шумер выбил на камне пиктограммы, где запечатлел, как его вождь напал на племя древних евреев, и сколько коров он увел, - зародилась история.

Потом он выбивал все больше полезных фактов о домашнем скоте, о звездах и луне, об устройстве телеги и шалаша; и появлялись новорожденные биология, астрономия, физика и архитектура, медицина и математика.

В современном виде науки стали различать после XVII века. До этого, как только их не называли - ремесло, писание, бытие, житие и прочие околонаучные термины. Да и сами науки больше представляли из себя разные виды техник и технологий. Главным двигателем развития науки являются научные и промышленные революции . Например, изобретение парового двигателя дало мощный толчок развитию наук в XVIII веке и вызвал первую научно-техническую революцию .

Классификация наук.

Попыток классифицировать науки было множество. Аристотель если не первым, то одним из первых, разделил науки на теоретические знания, практические знания и творческие. Современная классификация наук также делит их на три вида:

  1. Естественные науки , то есть науки о природных явлениях, объектах и процессах (биология, география, астрономия, физика, химия, математика, геология и т.д.). По большей части естественные науки отвечают за накопление опыта и знаний о природе и человеке. Ученых, занимавшихся сбором первичных данных, называли естествоиспытателями .
  2. Технические науки - науки, ответственные за развитие техники и технологий, а также за применение на практике знаний, накопленных естественными науками (агрономия, информатика, архитектура, механика, электротехника).
  3. Общественные и гуманитарные науки - науки о человеке, обществе (психология, филология, социология, политология, история, культурология, лингвистика, а также обществознание и др.).

Функции науки.

Исследователи выделяют четыре социальных функции науки :

  1. Познавательная . Заключается в познании мира, его законов и явлений.
  2. Образовательная . Заключается не только в обучении , но и в социальной мотивации, выработке ценностей.
  3. Культурная . Наука является общественным достоянием и ключевым элементом человеческой культуры .
  4. Практическая . Функция производства материальных и социальных благ, а также применения знаний на практике.

Говоря о науке, стоит еще упомянуть такой термин как «псевдонаука» (или «лженаука»).

Псевдонаука - это вид деятельности, изображающий научную деятельность, но ею не являющийся. Псевдонаука может возникнуть как:

  • борьба с официальной наукой (уфология);
  • заблуждения из-за недостатка научных знаний (графология, например. И да: это все-таки не наука!);
  • элемент творчества (юмор). (См. передачу Discovery «Мозголомы»).

Рассматривают исследуемые ими объекты в развитии и оказываются, т.о., близкими к гуманитарным наукам, а именно к наукам исторического ряда. Др. естественные науки, как, к примеру, география или физическая , формулируют сравнительные оценки и тяготеют к таким социальным наукам, как и экономическая . Поле естественных наук является, т.о., весьма разнородным. Различия отдельных естественных наук настолько велики, что невозможно выделить какую-то одну из них в качестве парадигмы «естественно-научного познания». Идея неопозитивизма о том, что является тем образцом, на который должны ориентироваться все др. науки (исключая формальные), является контрпродуктивной. Физика не способна служить в качестве образца даже для самих естественных наук. Ни космология, ни , ни тем более физическая антропология не похожи в своих существенных чертах на физику. Попытка распространить на эти научные дисциплины методологию физики, взятую в сколь-нибудь полном объеме, не может привести к успеху, тем не менее определенное единство естественных наук имеется: они стремятся описывать исследуемые ими фрагменты реальности, а не оценивать их; даваемые данными науками описания обычно формулируются в терминах не абсолютных, а сравнительных понятий (временной «раньше-позже-одновременно», пространственные отношения «ближе-дальше», каузальное , отношение «вероятнее, чем» и т.п.).
В социальных наук входят экономическая наука, социология, социальная психология и т.п. Для этих наук характерно, что они не только описывают, но и оценивают, причем очевидным образом тяготеют не к абсолютным, а к сравнительным оценкам, как и вообще к сравнительным понятиям. К гуманитарным наукам относятся науки исторического ряда, лингвистика (индивидуальная), и др. Одни из этих наук тяготеют к чистым описаниям (напр., ), другие - сочетают с оценкой, причем предпочитают абсолютные оценки (напр., психология). Гуманитарные науки используют, как , не сравнительные, а абсолютные (временной ряд «было-есть-будет», пространственные характеристики «здесь-там», предопределенности, или судьбы и т.п.). Область социальных и гуманитарных наук еще более разнородна, чем область естественных наук. Идея отыскать научную дисциплину, которая могла бы служить образцом социогуманитарного познания, нереалистична. История, старающаяся избегать оценок и всегда обсуждающая прошлое только с т.зр. настоящего, не может служить образцом для социологии или экономической науки, включающих явные и неявные сравнительные оценки и использующих временной ряд «раньше-одновременно-позже», не предполагающий «настоящего»; политические науки не способны дать каких-то образцов для психологии или лингвистики и т.д. Поиски парадигмальной социальной или гуманитарной дисциплины еще более утопичны, чем поиски «образцовой» естественной науки.
Между собственно социальными и гуманитарными науками лежат науки, которые можно назвать нормативными: этика , эстетика, искусствоведение и т.п. Эти науки формируют, подобно социальным наукам, оценки (и их частный - нормы), однако даваемые ими оценки являются, как правило, не сравнительными, а абсолютными. В использовании абсолютных оценок нормативные науки напоминают собственно гуманитарные науки, всегда рассуждающие в координатах абсолютных категорий.
К формальным наукам относятся и математика. Их подход к исследуемым объектам настолько абстрактен, что получаемые результаты находят приложение при изучении всех областей реальности.
Приведенная К.н. опирается на две оппозиции: « - описание» и «абсолютные понятия - сравнительные понятия». Все науки сначала делятся на естественные науки, тяготеющие к описанию в системе сравнительных категорий, и социальные и гуманитарные науки, тяготеющие к оценке в системе абсолютных категорий; затем последние подразделяются на социальные, нормативные и гуманитарные науки. Такая не является единственно возможной. Существуют многообразные иные основания деления наук.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .


Смотреть что такое "КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК" в других словарях:

    Энциклопедия социологии

    Раскрытие взаимной связи наук на основании определенных принципов (объективных, субъективных, координации, субординации и т. д.) и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения (или ряда) наук; при этом важную роль играют способы … Большой Энциклопедический словарь

    КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК - способ упорядочивания множества наук на основе реализации социальной потребности найти взаимосвязь и системную целостность наук. В истории науки существовало несколько попыток классифицировать науки. Первую попытку предпринял Аристотель,… … Философия науки и техники: тематический словарь

    Раскрытие взаимной связи наук на основании определённых принципов (объективных, субъективных, координации, субординации и т. д.) и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения (или ряда) наук; имеет важное значение для… … Энциклопедический словарь

    Лестница наук это образное представление иерархии основных наук при их классификации. Предложена Огюстом Контом. Социология Биология Химия Физика Математика Эта «лестница» отражает: переход от простых и общих явлений к сложным и частным;… … Википедия

    КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК - англ. classification of sciences; нем. Wissenschaftsklassifikation. 1. Раскрытие взаимосвязи и группировка наук на основе определенных принципов (напр., науки фундаментальные и прикладные; естественные, техн., обществ, и т. п. 2. По О. Конту… … Толковый словарь по социологии

    Классификация наук - раскрытие взаимной связи наук на основании определённых принципов (объективных, субъективных, координации, субординации и т.д.) и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения (или ряда) наук. К.н. имеет важное значение для… … Педагогический терминологический словарь

    - [аси], классификации, жен. (книжн.). 1. Действие по гл. классифицировать. 2. Система распределения предметов или понятий какой нибудь области на классы, отделы, разряды и т.п. Классификация растений. Классификация минералов. Классификация наук.… … Толковый словарь Ушакова

    Весьма важный логический прием, которым пользуются при изучении предмета и который основан на логическом делении понятий. Действительно, классификация есть не что иное, как деление понятия на его составные элементы. Делением называется раскрытие… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    классификация - и, ж. 1) Система соподчиненных понятий (классов объектов) в какой л. отрасли знания, составленная на основе учета свойств объектов и закономерных связей между ними, представленная в виде схем, таблиц и т. п. Классификация языков. Классификация… … Популярный словарь русского языка

Книги

  • Классификация книг, ее история и методы в связи с классификацией наук вообще , Н.Н. Аблов. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1921 года (издательство`Иваново-Вознесенск`). В…

Наука - есть систематизирование познание действительности, воспроизводящее ее существенные и закономерные стороны в абстрактно-логической форме понятий, категорий, законов, теорий и так далее Акимов О.Е. Естествознание: Курс лекций. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. с. 11..

Классификация наук - это раскрытие взаимной связи наук на основании определенных принципов (объективных, субъективных, координации, субординации и т. д.) и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения (или ряда) наук. Важную роль при этом играют способы ее изображения (табличные, графические), так же имеет большое значение для организации научной, учебно-педагогической, библиотечной деятельности.

Классификация наук производится по нескольким критериям:

Классификация по типу направления науки;

По дисциплинарным группам;

Рассмотрим классификацию в зависимости от предметной области изучения науки. В современном естествознании выделяют два типа направления наук:

Естественнонаучное направление

Гуманитарное направление.

Предметной областью естественнонаучного типа науки, являются чисто природные свойства, связи и отношения вещей, «работающие» в мире человеческой культуры в виде естественных наук, технических изобретений и приспособлений, производственных технологий и так далее.

Предметной областью гуманитарного направления науки является область явлений, в которых представлены свойства, связи и отношения самих людей как существ, во-первых, социальных (общественных), а во-вторых, духовных, наделенных разумом. В него входят человековедческие науки (философия, социология, история и другие), а так же религия, мораль, право и т.д.

Существует очень много критериев различения гуманитарного и естественнонаучного знания. Систематизировать их можно в виде сводной таблицы различий Концепции современного естествознания: Учебник для ВУЗОВ / Под ред. В.Н. Лавриненко. - 3-е изд, переработанное и дополненное. ЮНИТИ - ДАНА, 2004. С.20..

Критерии различения

Естественно научные знания

Гуманитарные знания

Объект исследования

Человек, общество

Ведущая функция

Объяснение (истины доказываются)

Понимание (истины истолковываются)

Характер методологии

Генерализующий (обобщающий)

Индивидуализирующий

Влияние ценностей

Малозаметно, неявно

Существенно, открыто

Антропоцентризм

Изгоняется

Неизбежен

Идеологический нейтралитет

Идеологическая нагруженность

Взаимоотношения субъекта и объекта познания

Строго разделены

Частично совпадают

Количественно-качественные характеристики

Преобладание количественных оценок

Преобладание качественных оценок

Применение экспериментальных методов

Составляет основу методологии

Затруднено

Характер объекта исследования

А)материальный;

Б) относительно устойчивый

А) больше идеальный, чем материальный;

Б) относительно изменчивый

Наличие в единой человеческой культуре двух разнородных типов (естественнонаучного и гуманитарного) стало предметом философского анализа еще в XIX веке, в пору формирования большого количества наук о проявлениях человеческого духа (религиоведения, эстетики, теории государства и права).

В двадцатом веке проблема выбора и изучения того или иного типа науки стало очень остро. То есть разрыв между гуманитариями и «естественниками» увеличился, существовала проблема статуса и общественной значимости двух типов наук: естественных и гуманитарных.

К настоящему времени наука превратилась в весьма сложную, многоплановую и многоуровневую систему знаний. Главный способ ее организации и классификации - дисциплинарный. То есть классификация наук производиться по дисциплинам, которые они изучают.

Вновь возникающие отрасли научного знания всегда обособлялись по предметному признаку - в соответствии с вовлечением в процесс познания новых фрагментов реальности. Вместе с тем, в системе «разделения» научных дисциплин есть и небольшой «привилегированный» класс наук, выполняющих интегрирующие функции по отношению ко всем прочим разделам научного знания, - математика, логика, философия, кибернетика, синергетика и т.д. их предметная область предельно широка, как бы «сквозная» для всей системы научного знания, что позволяет им выступать в роли методологической основы научного познания вообще Горбачев В.В. Концепции современного естествознания. - М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2003. С.45..

Обобщая все вышесказанное, можно сказать, что в современном естествознании, науки подразделяют не только на типы, которые были рассмотрены ранее, но и на группы или дисциплины:

Общественные науки;

Естественные науки;

Технические науки.

Общественные науки изучают человека и общество, взаимоотношения и взаимосвязь между ними. Так же к общественным наукам относятся, например, история, экономика, право.

Естественные науки - изучают физику, химию, биологию. Биология охватывает все процессы, протекающие в живой природе, физика - в неживой, а химия является пограничной наукой и делится на органическую и неорганическую.

К техническим наукам принято относить робототехнику, самолетостроение, электронику. То есть к технически наукам относят те, в которых требуются знания различных или особенных видов техники и технического оснащения.

В учебной литературе рассматривается много различных теорий классификаций наук, каждая из которых рассматривает классификационную структуру наук по - разному.

Интересную попытку дать общую классификацию теоретических и практических (технических в широком понимании) наук предпринял сербский ученый и инженер Милутин Миланкович в своей книге, посвященной науке и технике в их историческом развитии (1955 г.) На данную теория ссылается Кедров Б.М. Классификация наук. - М.: 1965. С.384.. Он исходит из того, что человеческое познание имеет два источника: наблюдение, или эмпирию, и размышление, или «рационализм».

По мнению автора, из этих двух источников произошли все науки: во-первых, эмпирические, или дискриптивные, которые возникли на основе наблюдения, и, во-вторых, рационалистические, или точные, возникшие путем размышления. Науки обоего рода взаимно оплодотворяются и дополняются, причем среди ученых были не только эмпирики или рационалисты, но и такие исследователи, которые сочетали в себе острых наблюдателей природы и гениальных мыслителей.

Приняв за исходное указанное деление всех наук на две основные группы, Миланкович переходит к более детальному их подразделению. При этом он имеет в виду постепенное развитие отдельных наук и их нынешнее состояние.

Схема Миланковича составляется следующим образом: наносятся, семь концентрических кругов, в результате чего образуется один внутренний круг наименьшего радиуса и шесть последовательно окружающих его кольцевых площадей, все большего и большего размера. Этим семи геометрическим участкам соответствуют семь основных областей наук, которые обозначены на схеме XXXIV римскими цифрами.

Внутренний круг (I) представляет математические науки, к которым, согласно Миланковичу, относятся математика и геометрия. «Они являются рационалистическими науками в подлинном смысле слова, так созданы только путем логического рассуждения. Их строгая логика и их совершенный язык, выраженный математическими образцами, сделали их основой тех наук, которые называются точными».

Согласно Миланковичу, науки, занимающие внутренние сферы в его геометрической схеме, выступают в качестве основных по отношению к «окружающим» их наукам, занимающим внешние сферы в той же схеме.

Первое кольцо, примыкающее непосредственно к математическим наукам, занимают точные науки (II). Сюда он относит рациональную и небесную механику, астрономию, физику и химию. Этим наукам, но его словам, «удалось открыть законы природы и выразить их математическим языком настолько точно, что изучаемые ими явления природы можно проследить шаг за шагом и в будущем». Не только астроном, но и физик, и химик заранее знают, как именно будут протекать соответствующие процессы.

Следующее кольцо включает в себя практические науки, являющиеся применением точных наук, прежде всего технические науки (III). Это означает, что Миланкович не разрывает теоретические и практические знания, как это делал Конт, а пытается связать их между собой, показать их с точки зрения существующего между ними взаимодействия. Если по отношению к точным наукам математика играет роль их основы, то по отношению к техническим наукам роль основы играют в свою очередь точные науки, на прочном фундаменте которых только и могла быть создана современная техника.

Третье по счету кольцо изображает, по автору, науки, называемые дискриптивными неорганическими естественными науками: это метеорология, минералогия, геология и география. Он утверждает, что эти науки называются дискриптивными, что они сообщают якобы только фактические данные, и не достигли еще того, чтобы раскрывать механизм явлений и предсказывать их протекание.

Пятую кольцевую область схемы представляют науки, охватывающие применение биологических наук, медицину, ветеринарию, агрономическую и технологическую биологию.

Наконец, последнюю (внешнюю) кольцеобразную область занимают духовные и общественные науки, самыми важными из которых, по его мнению, являются: философия, исторические и правовые науки, социология и лингвистика.

В схеме Миланковича интересна попытка сочетать теоретические науки с практическими, которые следуют непосредственно за первыми в случае естественных наук: второе кольцо (технические науки) следует за первым (физико-химические науки) и пятое кольцо (практическая биология) -- за четвертым (биологические науки). Однако этот принцип не выдержан по отношению к другим наукам (математическим, геолого-географическим и гуманитарным) Кедров Б.М. Классификация наук. - М.: 1965. с.385..

Схема классификации наук Миланковича

Здесь цифры обозначают: 0 -- область математических наук, I -- физико-химических, II -- технических, III -- геолого-географических, IV -- биологических, V -- медицинских и сельскохозяйственных, VI -- гуманитарных.

Но главная слабость его схемы состоит в том, что здесь не учитываются переходные и промежуточные науки: концентрические разделительные линии резко обособляют одну область знания от другой, не оставляя места для перехода, например, от химии (и физики) к биологии или к геологии Кедров Б.М. Классификация наук. - М.: 1965. с.386..

РЕФЕРАТ

По философии

КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК

Наука как таковая, как целостное развивающееся формообразование, включает в себя ряд частных наук, которые подразделяются в свою очередь на множество научных дисциплин. Выявление структуры науки в этом ее аспекте ставит проблему классификации наук - раскрытие их взаимосвязи на основании определенных принципов и критериев и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения в определенный ряд ("структурный срез").

Одна из первых попыток систематизации и классификации накопленного знания (или "зачатков", "зародышей" науки) принадлежит Аристотелю (рис. 1). Все знание - а оно в античности совпадало с философией - в зависимости от сферы его применения он разделил на три группы: теоретическое, где познание ведется ради него самого; практическое, которое дает руководящие идеи для поведения человека; творческое, где познание осуществляется для достижения чего-либо прекрасного.

Рисунок 1. Классификация знания по Аристотелю

Теоретическое знание Аристотель в свою очередь разделил (по его предмету) на три части:

а) "первая философия" (впоследствии "метафизика" - наука о высших началах и первых причинах всего существующего, недоступных для органов чувств и постигаемых умозрительно;

б) математика;

в) физика, которая изучает различные состояния тел в природе. Созданную им формальную логику Аристотель не отождествлял с философией или с ее разделами, а считал "органоном" (орудием) всякого познания.

В период возникновения науки как целостного социокультурного феномена (XVI-XVII вв.) "Великое Восстановление Наук" предпринял Ф. Бэкон (рис. 2).

Рисунок 2. Классификация наук по Ф. Бекону.

В зависимости от познавательных способностей человека (таких, как память, рассудок и воображение) он разделил науки на три большие группы:

а) история как описание фактов, в том числе естественная и гражданская;

б) теоретические науки, или "философия" в широком смысле слова;

в) поэзия, литература, искусство вообще.

В составе "философии" в широком смысле слова Бэкон выделил "первую философию" (или собственно философию), которую в свою очередь подразделил на "естественную теологию", "антропологию" и "философию природы". Антропология разделяется на собственно "философию человека" (куда входят психология, логика, теория познания и этика) и на "гражданскую философию" (т.е. политику). При этом Бэкон считал, что науки, изучающие мышление (логика, диалектика, теория познания и риторика), являются ключом ко всем остальным наукам, ибо они содержат в себе "умственные орудия", которые дают разуму указания и предостерегают его от заблуждений ("идолов").

Классификацию наук на диалектико-идеалистической основе дал Гегель (рис. 3). Положив в основу принцип развития, субординации (иерархии ) форм знания, он свою философскую систему разделил на три крупных раздела, соответствующих основным этапам развития Абсолютной идеи ("мирового духа"):

а) Логика, которая совпадает у Гегеля с диалектикой и теорией познания и включает три учения: о бытии, о сущности, о понятии;

б) Философия природы;

в) Философия духа.

Рисунок 3. Классификация знания по Г. Гегелю.Философия природы подразделялась далее на механику, физику (включающую и изучение химических процессов) и органическую физику, которая последовательно рассматривает геологическую природу, растительную природу и животный организм. Указанное подразделение содержит, по крайней мере, две важные и позитивные идеи : направленность против механицизма (т.е. стремления только с помощью законов механики объяснить все явления действительности, включая человека и общество); подчеркивание иерархичности - расположение областей (сфер) природы по восходящим ступеням от низшего к высшему. Эти идеи были ничем иным, как "догадками" о взаимосвязанных формах движения материи и о классификации естественных наук по этому основанию - что потом сделал Ф. Энгельс.

"Философию духа" Гегель расчленил на три раздела: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух. Учение о "субъективном духе" последовательно раскрывается в таких науках, как антропология, феноменология и психология. В разделе "Объективный дух" немецкий мыслитель исследует социально-историческую жизнь человечества в разных ее аспектах. Раздел об абсолютном духе завершается анализом философии как "мыслящего рассмотрения предметов". При этом Гегель ставит философию выше частнонаучного знания, изображает ее как "науку наук".

При всем своем схематизме и искусственности гегелевская классификация наук выразила идею развития действительности как органического целого от низших ее ступеней до высших, вплоть до порождения мыслящего духа.

Свою классификацию наук предложил основоположник позитивизма О. Конт. Отвергая бэконовский принцип деления наук по различным способностям человеческого ума, он считал, что этот принцип должен вытекать из изучения самих классифицируемых предметов и определяться действительными, естественными связями, которые между ними существуют.

Реализуя свои замыслы в отношении классификации (иерархии) наук (рис. 4), французский философ исходил из того, что:

а) существуют науки, относящиеся к внешнему миру, с одной стороны, и к человеку - с другой;

б) философию природы (т.е. совокупность наук о природе) следует разделить на две отрасли: неорганическую и органическую (в соответствии с их предметами изучения);

в) естественная философия последовательно охватывает "три великие отрасли знания" - астрономию, химию и биологию.

Рисунок 4.Классификация наук по О. Конту.

Заключая свои размышления об иерархии наук, философ подчеркивает, что мы, в конце концов, "постепенно приходим к открытию неизменной иерархии... - одинаково научной и логической - шести основных наук - математики (включая механику), астрономии, физики, химии, биологии и социологии".

Чтобы облегчить употребление этой своей иерархической формулы, Конт предлагал эту формулу "сжать", а именно сгруппировать науки в виде трех пар:

а) начальной, математико-астрономической;

б) промежуточной, физико-химической;

в) конечной, биолого-социологической.

Введя в свою иерархию наук социологию, Конт, как известно, стал основоположником этой науки, которая бурно развивается в наши дни. Он был убежден, что социология должна иметь свои собственные методы, несводимые ни к каким другим как "недостаточным" для нее.

Конт доказывал, что между всеми видами знаний существует глубокая внутренняя связь. Однако контовская классификация наук носит в основном статический характер, недооценивает принцип развития. Кроме того, он не избежал физикализма, релятивизма, агностицизма, индетерминизма и некоторых других недостатков.

На материалистической и вместе с тем на диалектической основе проблему классификации наук решил Ф. Энгельс. Опираясь на современные ему естественнонаучные открытия, он в качестве главного критерия деления наук взял формы движения материи в природе.

Общим и единым для всех областей природы понятием "форма движения материи" (рис. 5) Энгельс охватил: во-первых, различные процессы в неживой природе; во-вторых, жизнь (биологическую форму движения). Отсюда следовало, что науки располагаются естественным образом в единый ряд - механика, физика, химия, биология, социологическая форма движения материи - подобно тому, как следуют друг за другом, переходят друг в друга и развиваются одна из другой сами формы движения материи, - высшие из низших, сложные из простых. "Классификация наук, каждая из которых анализирует отдельную форму движения или ряд связанных между собой и переходящих друг в друга форм движения материи, является вместе с тем классификацией, расположением, согласно внутренне присущей им последовательности самих этих форм движения, и в этом именно и заключается ее значение".

Рисунок 5. «Форма движения материи» по Фр. Энгельсу.

При этом особое внимание Энгельс обращал на необходимость тщательного изучения сложных и тонких переходов от одной формы материи к другой. В связи с этим он предсказал (и это впоследствии многократно подтвердилось - и до сих пор), что именно на стыках основных наук (физики и химии, химии и биологии и т.п.) можно ожидать наиболее важных и фундаментальных открытий. "Стыковые" науки выражают наиболее общие, существенные свойства и отношения, присущие совокупности форм движения.

В связи с тем, что резких границ между отдельными науками и научными дисциплинами нет, особенно в последнее время, в современной науке значительное развитие получили междисциплинарные и комплексные исследования, объединяющие представителей весьма далеких друг от друга научных дисциплин и использующие методы разных наук. Все это делает проблему классификации наук весьма сложной.

Классификация наук, данная Энгельсом, не потеряла своей актуальности и по сей день, хотя, разумеется, она углубляется, совершенствуется, конкретизируется и т.п. по мере развития наших знаний о материи и формах ее движения.

В конце XIX - начале XX в. наиболее интересные и продуктивные идеи по проблеме классификации социальных наук сформулировали немецкий философ и историк культуры В. Дильтей - представитель "философии жизни", и лидеры баденской школы неокантианства В. Виндельбанд и Г. Риккерт.

В. Дильтей выделял два аспекта понятия "жизнь": взаимодействие живых существ, - применительно к природе; взаимодействие, существующее между личностями в определенных внешних условиях, постигаемое независимо от изменений места и времени, - применительно к человеческому миру. Понимание жизни (в единстве двух указанных аспектов) лежит в основе деления наук на два основных класса. Одни из них изучают жизнь природы, другие ("науки о духе") - жизнь людей. Дильтей доказывал самостоятельность предмета и метода гуманитарных наук по отношению к естественным.

Постижение жизни, исходя из нее самой, считал он, - основная цель философии и других "наук о духе", предметом исследования которых является социальная действительность во всей полноте своих форм и проявлений. Поэтому главная задача гуманитарного познания - постижение целостности и развития индивидуальных проявлений жизни, их ценностной обусловленности. При этом Дильтей подчеркивает: невозможно абстрагироваться от того, что человек - сознательное существо, а это значит, что при анализе человеческой деятельности нельзя исходить из тех же методологических принципов, из которых исходит астроном, наблюдая звезды.

Из принципов и методов, на которых должны исходить "науки о духе", чтобы постигнуть жизнь, Дильтей выделяет метод понимания, т.е. непосредственное постижение некоторой духовной целостности. В науках о природе применяется метод объяснения - раскрытие сущности изучаемого объекта, его законов на пути восхождения от частного к общему.

По отношению к культуре прошлого понимание выступает как метод интерпретации, названный им герменевтикой - искусством понимания письменно фиксированных проявлений жизни. Герменевтику он рассматривает как методологическую основу всего гуманитарного знания. Дильтей выделяет два вида понимания: понимание собственного внутреннего мира, достигаемое с помощью интроспекции (самонаблюдения); "понимание чужого мира" - путем вживания, сопереживания, вчувствования (эмпатии). Философ рассматривал способность к эмпатии как условие возможности понимания культурно-исторической реальности.

Если сторонники "философии жизни" исходили из того, что науки о культуре отличаются от естествознания по своему предмету, то неокантианцы полагали, что эти две группы наук отличаются, прежде всего, по применяемому ими методу.

Лидеры баденской школы неокантианства В. Виндельбанд и Г. Риккерт выдвинули тезис о наличии двух классов наук: исторических ("наук о духе", "наук о культуре") и естественных. Первые являются идиографическими, т.е. описывающими индивидуальные, неповторимые события, ситуации и процессы. Вторые - номотетическими: они фиксируют общие, повторяющиеся, регулярные свойства изучаемых объектов, абстрагируясь от несущественных индивидуальных свойств. Поэтому номотетические науки - физика, биология и др. - в состоянии формулировать законы и соответствующие им общие понятия. Как писал Виндельбанд, одни из них есть науки о законах, другие - науки о событиях.

Вместе с тем Виндельбанд и Риккерт не считали деление наук на естествознание и "науки о духе" удачным и удовлетворительным. Они полагали, что это разделение чревато для обществознания либо редукцией к методологии естествознания, либо к иррационалистическим толкованиям социально-исторической деятельности. Вот почему оба мыслителя предложили исходить в подразделении научного познания не из различий предметов наук, а из различий их основных методов.

Анализируя специфику социально-гуманитарного знания, Риккерт указывал следующие его основные особенности: его предмет - культура (а не природа) - совокупность фактически общепризнанных ценностей в их содержании и систематической связи; непосредственные объекты его исследования - индивидуализированные явления культуры с их отнесением к ценностям; его конечный результат - не открытие законов, а описание индивидуального события на основе письменных источников, текстов, материальных остатков прошлого; сложный, очень опосредованный способ взаимодействия с объектом знания через указанные источники; для наук о культуре характерен идиографический метод, сущность которого состоит в описании особенностей существенных исторических фактов, а не их генерализация (построение общих понятий), что присуще естествознанию - номотетический метод (это главное различие двух типов знания); объекты социального знания неповторимы, не поддаются воспроизведению, нередко уникальны; социально-гуманитарное знание целиком зависит от ценностей, наукой о которых и является философия; абстракции и общие понятия в гуманитарном познании не отвергаются, но они здесь - вспомогательные средства при описании индивидуальных явлений, а не самоцель, как в естествознании; в социальном познании должен быть постоянный учет всех субъективных моментов; если в естественных науках их единство обусловлено классической механикой, то в гуманитарных - понятием "культура".

Резюмируя свои рассуждения в работе "Науки о природе и науки о культуре" (1911), Риккерт пишет, что "мы можем абстрактно различать два вида эмпирической научной деятельности. На одной стороне стоят науки о природе, или естествознание.

Цель их - изучить общие абстрактные отношения, по возможности законы... Они отвлекаются от всего индивидуального как несущественного и включают в свои понятия обыкновенно лишь то, что присуще известному множеству объектов. При этом нет объекта, который был бы принципиально изъят из-под власти естественнонаучного метода. Природа есть совокупность всей действительности, понятой генерализирующим образом и без всякого отношения к ценностям.

На другой стороне стоят исторические науки о культуре... Названные науки изучают объекты, отнесенные к всеобщим культурным ценностям; как исторические науки они изображают их единичное развитие в его особенности и индивидуальности", - это и есть индивидуализирующий метод.

Этим двум видам наук и их методам соответствуют и два способа образования понятий: 1) при генерализирующем образовании понятий из многообразия данности выбираются лишь повторяющиеся моменты, подпадающие под категорию всеобщего; 2) при индивидуализирующем образовании понятий отбираются моменты, составляющие индивидуальность рассматриваемого явления, а само понятие представляет собой "асимптотическое приближение к определению индивидуума". Объекты исторических наук - "суть процесса культуры", которая есть "совокупность объектов, связанных с общезначимыми ценностями", и где единичные явления соотнесены с последними - "в смысле ее содержания и систематической связи этих ценностей".

Таким образом, и гуманитарные, и естественные науки применяют абстракции и общие понятия, но для первых это лишь вспомогательные средства, ибо их назначение - дать конкретное, максимально полное описание исторического неповторимого феномена. Для вторых общие понятия в известном смысле - самоцель, результат обобщения и условие формулирования законов. Тем самым генерализирующий метод в науках о культуре не отменяется, а имеет подчиненное значение: "И история, подобно естествознанию, подводит особое под "общее". Но, тем не менее, это, конечно, ничуть не затрагивает противоположности генерализирующего метода естествознания и индивидуализирующего метода истории".

Обосновывая различия естествознания и социально-исторических наук, баденцы строили между ними "китайскую стену". Так, Риккерт утверждал, что "историческая наука и наука, формулирующая законы, суть (есть) понятия, взаимоисключающие друг друга". Этот неверный тезис был вскоре исправлен М. Вебером и последующими крупными представителями гуманитарной мысли.

В середине XX в. оригинальную классификацию наук предложил В. И. Вернадский. В зависимости от характера изучаемых объектов он выделял два рода (типа) наук: 1) науки, объекты (и законы) которых охватывают всю реальность - как нашу планету и ее биосферу, так и космические просторы. Иначе говоря, это науки, объекты которых отвечают основным, общим явлениям реальности; 2) науки, объекты (и законы) которых свойственны и характерны только для нашей Земли. В соответствии с таким пониманием объектов разных наук и "учитывая такое состояние наших знаний, мы можем различать в ноосфере (сфера разума) проявление влияния на ее строение двух областей человеческого ума: наук, общих для всей реальности (физика, астрономия, химия, математика), и наук о Земле (науки биологические, геологические и гуманитарные)". Логика, по мнению русского ученого, занимает особое положение, поскольку, будучи неразрывно связанной с человеческой мыслью, она одинаково охватывает все науки - и гуманитарные, и естественно-математические. Все стороны научного знания образуют единую науку, которая находится в бурном развитии, и область, охватываемая ею, все увеличивается.

До сравнительно недавнего времени, как правило, строились системы теоретических, фундаментальных наук, причём главным образом естественных и математических. Хуже обстояло дело с классификацией общественных и вообще гуманитарных наук и ещё гораздо хуже с классификацией прикладных (практических), и, прежде всего технических, наук.

По предмету и методу познания можно выделить науки о природе - естествознание, об обществе - обществознание (гуманитарные, социальные науки) и о самом познании, мышлении (логика, гносеология, диалектика, эпистемология и др.). Отдельную группу оставляют технические науки. Очень своеобразной наукой является современная математика. По мнению некоторых ученых, она не относится к естественным наукам, но является важнейшим элементом их мышления.

Задача построения полной системы наук предполагает охват всех наук вообще, в том числе прикладных, практических. Но для решения такой задачи необходимо выработать единый, общий для всех наук принцип, который давал бы возможность включать их в полную систему или классификацию. После этого можно проследить, как реализуется этот принцип при рассмотрении трёх основных сторон всей совокупности человеческих знаний, причём за основу в данном случае придётся брать не отдельные науки и научные дисциплины, а некоторые их группы, с тем, чтобы определять последовательный порядок их расположения и взаимосвязь между собой, выраженную посредством установленного нами общего принципа построения этой полной системы.

Принцип построения полной системы наук и способ её изображения.

Три основные стороны человеческого знания. Уже сравнительно давно делались попытки представить общую систему наук как вытекающую из ответов на три последовательно задаваемых вопроса: что изучается? (предметный подход); как, какими способами изучается? (методологический подход); зачем, ради чего, с какой целью изучается? (подход с учётом практических приложений).

В результате ответов на эти вопросы раскрываются три различные стороны полной системы научного знания: объектно-предметная, методологическо-исследовательская и практически-целевая. Связь между этими тремя сторонами определяется последовательным нарастанием удельного веса субъективного момента при переходе от одной стороны к другой. Это и есть общий принцип, лежащий в основе полной системы научного знания и объединяющий все науки в одно целое.

Различение наук по объекту (предмету), методу и практическому применению.

Первый класс наук. Начнём с естественных наук. Науки о природе представляют собой тот простейший неразвёрнутый случай первого класса наук или первую группу наук этого класса. Повторим ещё раз применительно к данному случаю, что в итоге естественнонаучного познания из его содержания должно быть полностью элиминировано всё привнесённое от самого исследователя (субъекта) в процессе познания, в ходе научного открытия; закон природы или естественнонаучная теория только в том случае оказываются правильными, если они объективны по содержанию. Однако элиминировать полностью субъективный момент можно и должно лишь в отношении содержания научного познания, но не его формы, поскольку последняя несёт на себе неизбежный отпечаток познавательного процесса. К этой же первой группе первого класса наук примыкают математические и абстрактно-математизированные науки, относящиеся к числу таких наук, которые различаются между собой по своему объекту (предмету).

Общественные науки составляют уже более сложный и более развёрнутый случай первого класса наук. В таких науках субъективный момент удерживается не только в качестве понятийной формы объективного содержания, как это имеет место в случае естествознания, но и как указание на субъект истории, на субъект социального развития и социальных отношений, который органически входит в сам объект общественных наук. Ф. Энгельс отмечал, что «в истории общества действуют люди, одарённые сознанием, поступающие обдуманно или под влиянием страсти, стремящиеся к определённым целям…».

Науки о мышлении вместе с общественными науками составляют гуманитарные науки, т. е. науки о человеке. Но в отличие от собственно общественных наук они имеют своим предметом, строго говоря, не сам по себе объект, например в виде общественных отношений, но объект, отражённый в общественном или же индивидуальном сознании человека (субъекта).

Второй класс наук. Это науки, различающиеся по методу исследования, который, в конечном счете, определяется природой изучаемого объекта (предмета), но в который дополнительно вкраплена известная доля субъективного момента. Так как речь тут идёт не просто об объекте (предмете), существующем вне и независимо от нашего сознания, а о применённых нами приёмах и способах его изучения, т.е. о том, каким образом он последовательно, шаг за шагом фиксируется в нашем сознании.

Третий класс наук. Его составляют прикладные, практические, в том числе технические науки. Здесь субъективный момент при сохранении детерминирующего значения объективного момента возрастает в наибольшей степени при определении практической значимости научных достижений, практической целенаправленности научных исследований. Если при выработке и применении метода исследования субъективный момент носит как бы переходящий, временный характер, то в практических науках он органически входит в качестве реализованной цели в конечный результат. Все практические, прикладные науки основаны на сочетании объективного момента (законы природы) и субъективного момента (цели технического использования этих законов в интересах человека).

В свою очередь каждая группа наук может быть подвергнута более подробному членению. Так, в состав естественных наук входят механика, физика, химия, геология, биология и другие, каждая из которых подразделяется на целый ряд отдельных научных дисциплин. Наукой о наиболее общих законах действительности является философия, которую нельзя, однако, полностью относить только к науке.

По своей "удаленности" от практики науки можно разделить на два крупных типа: фундаментальные, которые выясняют основные законы и принципы реального мира, науки, где нет прямой ориентации на практику; и прикладные - непосредственное применение результатов научного познания для решения конкретных производственных и социально-практических проблем, опираясь на закономерности, установленные фундаментальными науками. Вместе с тем границы между отдельными науками и научными дисциплинами условны и подвижны.

Могут быть и другие критерии (основания) для классификации наук. Так, например, выделение таких главных сфер естественных наук, как материя, жизнь, человек, Земля, Вселенная - позволяет сгруппировать эти науки в следующие ряды:

1) физика > химическая физика > химия;

2) биология > ботаника > зоология;

3) анатомия > физиология > эволюционное учение > учение о наследственности;

4) геология > минералогия > петрография > палеонтология > физическая география и другие науки о Земле;

5) астрономия > астрофизика > астрохимия и другие науки о Вселенной.

Гуманитарные науки также подразделяются внутри себя: история, археология, экономическая теория, политология, культурология, экономическая география, социология, искусствоведение и т.п. Как бы ни подразделялись науки, "но наука одна, и едина, ибо, хотя количество наук постоянно растет, создаются новые, - они все связаны в единое научное построение и не могут логически противоречить одна другой".

В современном понимании науку принято рассматривать как одну из составляющих (наряду с , идеологией, и т. д.) человечества.

— это определенная система знаний о природе, об , о , а также особый вид духовного производства, целями которого являются получение истинных знаний, их накопление и совершенствование.

Кроме того, под наукой понимается совокупность , в рамках которых осуществляется данное производство.

В строгом смысле слова наука как явление появилась в XVII в., что было связано с возможностью опытным путем проверять истинность получаемых знаний. Наука и общество взаимосвязаны . Наука не может ни возникнуть, ни развиваться вне общества. В свою очередь, современное общество уже не может существовать без науки, которая способствует во всех сферах жизни общества, выступает фактором социального развития. На основе знания законов функционирования и эволюции рассматриваемых объектов наука осуществляет прогноз будущего данных объектов в целях практического освоения действительности.

Руководствуется определенными идеалами и нормами научной деятельности, которые представляют собой определенные подходы, принципы, установки, свойственные ученым на разных этапах развития науки и изменяющиеся со временем (таков, например, переход от физики И. Ньютона к физике А. Эйнштейна). Единство идеалов и норм научного познания, господствующих на определенном этапе развития науки, выражают понятием «стиль научного мышления».

Развитие научных знаний

Американский историк науки Т. Кун проанализировал характер развитии научных знаний. Он определил периоды, когда наука развивается постепенно, накапливая факты, когда доказываются теоремы в рамках уже существующих теорий. Это состояние науки, развивающейся на основе признанных в научном сообществе норм, правил, методологических установок, Кун назвал «». По мере развития науки в рамках определенной парадигмы неизбежно накапливаются факты, не укладывающиеся в рамки существующих теорий. Рано или поздно приходится для их объяснения менять основания научного знания, основополагающие принципы, методологические установки, т. е. научные парадигмы. Смена парадигм, по Куну, представляет собой научную революцию.

Научная картина мира

Научная революция влечет изменение научной картины мира — целостной системы понятий и принципов об общих свойствах и о закономерностях действительности.

Различают общенаучную картину мира, которая включает представления обо всей действительности (т. е. о природе, об обществе и о самом познании), и естественно-научную картину мира. Последняя в зависимости от предмета познания может быть физической, астрономической, химической, биологической и т. и. В общенаучной картине мира определяющим элементом выступает картина мира той области научного знания, которая занимает лидирующее положение на конкретном этапе развития науки.

Каждая картина мира строится на основе определенных фундаментальных научных теорий, и по мере развития практики и познания одни научные картины мира сменяются другими. Так, естествен но-научная и прежде всего физическая картина строилась сначала (в XVII в.) на базе классической механики (классическая картина мира), затем (в начале XX в.) на основе электродинамики, квантовой механики и теории относительности (неклассическая картина мира), а в настоящее время на основе синергетики (пост- неклассическая картина мира). Научные картины мира выполняют эвристическую роль в процессе построения фундаментальных научных теорий. Они тесно связаны с мировоззрением, являясь одним из важных источников его формирования.

Классификация наук

Сложную, но очень важную проблему представляет собой классификация наук. Разветвленная система многочисленных и многообразных исследований, различаемых по объекту, предмету, методу, степени фундаментальности, сфере применения и т. п., практически исключает единую классификацию всех наук по одному основанию. В самом общем виде науки делятся на естественные, технические, общественные (социальные) и гуманитарные.

К наукам относятся науки:

  • о космосе, его строении, развитии (астрономия, космология, космогония, астрофизика, космохимия и проч.);
  • Земле (геология, геофизика, геохимия и др.);
  • физических, химических, биологических системах и процессах, формах движения материи (физика и т. п.);
  • человеке как биологическом виде, его происхождении и эволюции (анатомия и т. д.).

Технические науки содержательно основываются на естественных науках. Они изучают разлииные формы и направления развития техники (теплотехника, радиотехника, электротехника и проч.).

Общественные (социальные ) науки также имеют ряд направлений и изучают общество (экономика, социология, политология, юриспруденция и т. п.).

Гуманитарные науки — науки о духовном мире человека, об отношении к окружающему миру, обществу, себе подобным (педагогика, психология, эвристика, конфликтология и др.).

Между блоками наук имеются связующие звенья; одни и те же науки могут частично входить в разные группы (эргономика, медицина, экология, инженерная психология и др.), особенно подвижна грань между общественными и гуманитарными науками (история, этика, эстетика и проч.).

Особое место в системе наук занимают , математика, кибернетика, информатика и т. п., которые в силу своего общего характера применяются в любых исследованиях.

В ходе исторического развития наука из занятия одиночек (Архимед) постепенно превращается в особую, относительно самостоятельную форму общественного сознания и сферу человеческой активности. Она выступает как продукт длительного развития человеческой культуры, цивилизации, особый общественный организм со своими типами общения, разделения и кооперирования отдельных видов научной деятельности.

Роль науки в условиях научно-технической революции постоянно растет. Среди ее основных функций необходимо назвать следующие:

  • мировоззренческая (наука объясняет мир);
  • гносеологическая (наука способствует познанию мира);
  • преобразующая (наука выступает фактором общественного развития: она лежит в основе процессов современного производства, создания передовых технологий, существенно увеличивая производительные силы общества).