Предъявление для опознания как одно из отдельных следственных действий, получивших достаточно подробную правовую регламентацию, не исследовано еще в полной мере в плаце психологических закономерностей, лежащих в его основе.

Процесс опознания может быть представлен в виде схемы, объединяющей его развитие и сущность. Схема включает в себя три главных элемента:

а) восприятие внешности человека или признаков какого-либо объекта,

б) сообщение о приметах внешности или признаках воспринятых объектов,

в) опознание воспринятых объектов в число предъявленных.

В своих психологических характеристиках каждый из названных элементов обладает спецификой, проистекающей из их сущности. Анализ психологических характеристик первых двух элементов схемы, как это видно из их наименования, предполагает исследование вопросов восприятия внешности человека или восприятия признаков иных объектов, а также сообщение о воспринятом в процессе допроса, предшествующего опознанию.

В психологической и криминалистической литературе достаточно четко определены две формы восприятия объектов, существенно влияющих на процесс последующего опознания.

1. Аналитическая, т.е. предполагает восприятие, при котором выделяются (анализируются) отдельные приметы внешности и признаки предметов. Например: цвет глаз, форма носа, цвет волос, особые приметы.

2. Синтетическая, предполагающей восприятие объекта в целом без выделения отдельных признаков. Такой психологически скрытый процесс синтеза признаков внешности, который позволяет в один момент воспринять внешность человека или объект, представляет значительный интерес в плане возможности использования его результатов для расследования преступления.

3. Аналитико-синтетическая. Эта форма восприятия в процессе сообщения информации может диагностироваться по таким данным, как выборочное сообщение отдельных признаков наряду с синтетическим (скрытым, но поддающимся выделению и анализу) восприятием иных признаков. Знание всего сказанного чрезвычайно важно при диагностике формы восприятия в процессе допроса. Установление формы (аналитической или синтетической) влечет за собой соответственно различную тактику допроса, которая в первом случае будет иметь характер фиксации получаемой информации и ее уточнение, а во втором - системы приемов, позволяющих возбудить ассоциативные связи, способствующие оживлению в памяти отдельных моментов, связанных с восприятием.

Отдельные психологи при рассмотрении процесса отображения внешнего облика различают два уровня познания:

1) конкретно-чувственный (восприятие) и

2) абстрактно-логический (интерпретация).

Психологические закономерности, лежащие в основе процесса опознания, в значительной мере определяют тактику его производства. Первым обусловливающим моментом является допрос, предшествующий предъявлению для опознания. Тактическая необходимость его осуществления, получившая регламентацию в уголовно-процессуальных кодексах, объясняется следующим:

а) важностью получения информации о запечатленном;

б) необходимостью фиксации данных о воспринятом облике в целях гарантии правильности предстоящего опознания.

Здесь психологический аспект выступает в двух направлениях: обеспечение скорого запечатления информации о воспринятом объекте, препятствующее утрате информации в результате естественных процессов, происходящих в памяти; выполнение функции контроля за предстоящим опознанием и подбора идентификационного материала (сходных лиц), обеспечивающего возможность и достоверность опознания.

Психологическим моментом, обусловливающим тактику предъявления для опознания, является требование об определенном числе объектов (лиц), обеспечивающем оптимальные условия для опознания предъявляемого. Указанное в уголовно-процессуальных кодексах число лиц (не более трех), среди которых помещается опознаваемое лицо, имеет психологическую подоплеку, вытекающую из экспериментальных данных о наилучшем сосредоточении внимания при переборе признаков в процессе сравнения объектов. В тех случаях, когда число предъявляемых объектов превышает означенное, имеет место рассредоточение внимания. Большое число сравниваемых объектов исключает быстроту сравнения, распределяет внимание в очень широком диапазоне, что не способствует четкому выполнению функции сравнения.

Состояние психики в момент восприятия существенно влияет на объем и полноту воспринятого, что определяется тем, является ли воспринимающий участником события или наблюдателем. Состояние психики также во многом определяется характером события, степенью эмоционального впечатления. Так, например, событие, связанное с разбойным нападением, хулиганскими действиями по-разному в эмоциональном плане оказывает воздействие на потерпевшего и свидетеля, так как первый является участником события. Чувство волнения, страха, вызванное событием, значительно субъективизирует воспринятое не только в смысле существенного преувеличения, но и утраты информации, относящейся к восприятию внешности. Объясняется это обстоятельство двумя факторами. С одной стороны, чувством страха, которое заставляет воспринимать событие, как более значительное, чем оно существует в действительности (напала большая группа - в действительности три человека; были вооружены пистолетами - в действительности один имел нож; напали с криком и угрозами - в действительности не было произнесено ни слова и т.

П.). С другой стороны - направленностью внимания. В связи с чувством страха внешность также воспринимается гиперболически. Рост становится большим (огромным), глаза - сверкающими, черные волосы - рыжими и т. п. В данном случае может иметь место подмена истинно воспринимаемого стереотипными представлениями о нападающем разбойнике. Это чрезвычайно важно учитывать в процессе допроса потерпевшего при установлении примет внешности нападавшего, в этом случае свидетель может дать информацию о внешности преступника значительно более объективную, что объясняется его эмоциональным состоянием, позволяющим более точно фиксировать внимание на воспринятом.

Значительную роль в определении полноты воспринятого играет направленность внимания, от которой зависит степень адекватности воспринятого. Направленность внимания свидетеля определяется интересом к воспринимаемому, а также соотношением интереса и его собственного состояния, мыслей и т. п. Известное совпадение предмета размышления и воспринимаемого делает последнее более детальным. Интерес, определяющий направленность внимания, способствует полноте и детальности восприятия. Поэтому нередко информация о воспринятом при направленности внимания обладает подробностями, вызывающими сомнение в их подлинности.

Большое значение для полноты восприятия имеет его продолжительность, то есть объективное время, в течение которого оно происходит.

Полнота и правильность воспринятого зависит от физического состояния лица (недомогания, боли), возникшего как в момент восприятия, так и существующего определенный период. Несомненно в данном случае то, что плохое состояние отрицательно влияет на полноту восприятия, так как болевые ощущения отвлекают внимание. Однако последнее вовсе не исключает возможности восприятия со стороны субъекта. Отрицательно влияют на восприятие также и болевые ощущения у потерпевшего, возникающие в связи с преступным посягательством.

Степень восприятия во многом зависит от таких субъективных факторов, как состояние органов чувств воспринимающего, главным образом от недостатка функций последних, таких, как плохое зрение, слух, обоняние и т. и. Ошибки в восприятии, связанные с этим, могут давать неправильную информацию о воспринятом.

Правильность, восприятия, как указывалось ранее, определяется не только субъективными, но и рядом объективных факторов. К ним относятся факторы, традиционно; выделяемые общей психологией, как влияющие на ход и полноту восприятия. Среди них - освещенность воспринимаемого объекта, расстояние, на котором происходит наблюдение, погода, время протекания события. Зависимость восприятия от этих факторов очевидна и не требует детального рассмотрения, она находится в естественном соотношении типа «хуже освещение - хуже восприятие», хотя и обладает некоторыми особенностями, продиктованными индивидуальными качествами воспринимающего субъекта.

Опознание рассматривается как процесс и результат идентификации личности по чувственно-наглядному отображению (восприятию). Идентификационный процесс, осуществляемый при опознании, обладает рядом специфических черт, отличающих его от иных форм идентификации. Главное отличие состоит в формировании образа, являющегося основой для последующей идентификации, в сохранении его в памяти, в актуализации его в процессе допроса, предшествующего опознанию и, наконец, в скрытой форме идентификации, контроль за которой не всегда возможен. Формирование образа, который может быть использован для последующего опознания, по своему механизму однотипно с формированием иных форм отображения, а именно: материально фиксированных, так как они являются результатом взаимодействия в первом случае психического (наблюдение, восприятие), во втором случае механического (материальное отображение как результат взаимодействия объектов

Комплекс запечатлеваемых признаков индивидуален и зависит от множества субъективных и объективных данных, влияющих на восприятие. Важно здесь отметить только одно: симультанное восприятие представляет жесткий комплекс признаков, не поддающихся ни мысленной, ни фактической дифференциации и обладает полнотой, по полнотой скрытой, фиксируемой не внешне, а только внутренне - психикой воспринимающего. Аналитически же воспринимаемый облик, несмотря на свою неполноту (восприятие фиксирует достаточные и необходимые признаки не в полном объеме), дает возможность назвать выделяемые признаки и дифференцировать их как опорные для последующей идентификации при опознании. Эти особенности формирования облика при восприятии важно знать следователю.

Разрешая вопрос о доказательственной ценности результатов опознания, следователь или судья основываются на своем внутреннем убеждении, вытекающем из всестороннего рассмотрения доказательств, имеющихся по делу.

Все нижеследующие следственные действия могут быть проведены только после допроса, и все они характеризуются повышенной психической активностью его участников. Во всех этих действиях проверяется правильность, достоверность ранее данных показаний. Участие в этих действиях предваряется построением определенной поведенческой модели, предстоящей к реализации в заранее известных условиях. Все нижеследующие следственные действия проводятся с согласия их участников путем добровольного совершения ими определенных ориентировочных и исполнительских действий.

Предъявление для опознания - следственное действие, состоящее в предъявлении различных лиц и материальных объектов для их идентификации. Идентификация - это сопоставление, сличение одного объекта с другим (или его психическим образом) на основании их отличительных признаков, в результате чего устанавливается их тождество. Опознание - процесс и результат отнесения предъявленного объекта к определенному ранее сформированному психическому образу. Оно осуществляется на основе перцептивного сравнения образа текущего восприятия с образом, хранящимся в памяти. Объектами опознания могут быть люди (их опознание может быть осуществлено по признакам внешности, функциональным признакам, особенностям голоса и речи), трупы и части трупов, животные, различные предметы, документы, помещения, участки местности. Опознание может осуществляться посредством предъявления натуральных объектов или их изображений.

В следственной практике к опознанию предъявляются объекты с целью установления их индивидуального, а иногда и группового тождества. Субъектами опознания могут быть свидетели, потерпевшие, подозреваемые и обвиняемые. Предъявление для опознания не может быть проведено, если у опознающего имеются психические или физиологические недостатки или если у опознаваемого объекта отсутствуют опознавательные признаки. В качестве понятых не могут быть приглашены лица, знакомые с опознаваемыми.

До начала опознания опознающий допрашивается об обстоятельствах, в которых он наблюдал соответствующее лицо или предмет, о признаках и особенностях, по которым он может произвести опознание данного объекта. После свободного рассказа опознающему задаются уточняющие вопросы. При подготовке к опознанию людей опознающему задаются вопросы по системе "словесного портрета" (пол; рост; телосложение; особенности строения головы; волосы: густота, длина, волнистость, цвет, стрижка; лицо: узкое, широкое, средней ширины, овальное, круглое, прямоугольное, квадратное, треугольное, прямое, выпуклое, вогнутое, худое, полное, средней полноты; цвет кожи; лоб; брови; глаза; нос; рот; губы; подбородок; отличительные особенности лица; особые приметы и др.). Выясняются функциональные признаки опознания: осанка, походка, жестикуляция, особенности речи и голоса. Определяются манеры поведения. Описывается одежда (от головного убора до обуви), предметы, постоянно находящиеся с опознаваемым (очки, трость, трубка и т.п.).

При допросе, предваряющем опознание, необходимо также выяснить место, время и условия наблюдения опознаваемого объекта, в связи с чем опознаваемое лицо находилось на этом месте, кто еще мог видеть опознаваемое лицо. Выясняется психическое состояние опознающего во время наблюдения за объектом, его заинтересованность в исходе дела.

Опознание может быть симультанным - мгновенным, одномоментным, и сукцессивным - поэтапным, развернутым во времени. Оно может быть перцептивным (узнавание) и концептуальным (отнесение объекта к определенному классу объектов).

Опознание объектов - сложный комплекс психической деятельности человека, обеспечивающий его ориентацию в среде. Опознание связано со способностью человека выделять в различных объектах их устойчивые особенности - признаки. (В криминалистике эти устойчивые свойства объектов называются идентификационными признаками.) Яркая, наглядная выраженность отличительного признака конкретного объекта называется приметой. Примета может быть несущественным признаком, но выступать в качестве устойчивого индивидуально опознавательного сигнала. Если же объект не имеет примет, его опознание осуществляется по совокупности других устойчивых признаков. Признаки - это информационные сигналы, посредством которых люди ориентируются в сложной предметной среде, отличают один объект от другого. Идентификация - установление наличия тождества или его отсутствия в сравниваемых объектах - основной механизм осуществления криминалистического опознания. Различается идентификация по психической модели (узнавание), по материально зафиксированным следовым отображениям объекта и идентификации целого по его частям. Идентифицируется все, что обладает дискретностью (целостной совокупностью признаков). Различаются общие и частные идентификационные признаки. Общие признаки характеризуют категориальную определенность объекта, его родовую принадлежность (человек, жилище, машина, обувь). Частные признаки характеризуют индивидуально-отличительные особенности объекта. Признак - это та сторона объекта, по которой его можно узнать, определить и описать конкретный объект. Каждый реальный и мыслимый объект обладает устойчивой совокупностью признаков. Однако признаки могут быть существенными и несущественными, собственными и случайными. Достоверное опознание может осуществляться только на основе существенных собственных признаков и примет. Существенный признак - признак, который необходимо принадлежит предмету при всех условиях, признак, без которого предмет не может существовать, который отличает конкретный предмет от всех других предметов. Собственный признак - признак, присущий всем предметам данного класса, но не являющийся существенным. Признаки предмета, отраженные в сознании человека, являются признаками понятия. В понятии отражается совокупность существенных признаков предметов и явлений. Узнавание осуществляется на основе понятий и представлений - психических моделей образной памяти. Индивидуальный процесс опознания зависит от сформированности перцептивных эталонов, от того, какие опознавательные ориентиры использует данный субъект, насколько структурно организована его перцептивная деятельность.

Об общей направленности личности, ее психического развития зависит то, какие опознавательные признаки объекта она принимает в качестве существенных, устойчивых признаков. Процесс сличения сопоставляемых образов требует развитости аналитических качеств, а принятие решения - волевых качеств. Процесс опознания зависит от прочности хранящегося в памяти эталонного образа, от условий его актуализации. Чем менее психически, интеллектуально развита личность, чем ниже ее общекультурный уровень, тем больше вероятность ложного, ошибочного опознания, тем выше вероятность опознания по несущественным, второстепенным признакам.

При формировании эталонного образа различные его признаки могут вступить в определенные сочетания. При восприятии же опознаваемого объекта эти признаки могут выступить в ином сочетании. Это может значительно затруднить процесс опознания. Различаются признаки достаточные и необходимые для опознания объекта. Так, для опознания лица по его внешности такими признаками являются характерные особенности его лица, "описанные в системе "словесного портрета". Признаки же одежды не могут быть достаточными и необходимыми. Обычно в объекте вычленяется единый комплекс его признаков. И лишь побуждение опознающего на аналитическую деятельность позволяет уточнить отдельные самостоятельные признаки опознания. См.: Шехтер М. С. Зрительное опознание. Закономерности и механизмы. М., 1981.

Для опознания конкретного лица существенное значение имеют условия его первоначального восприятия, явления социальной перцепции, психическое состояние наблюдателя, избирательная направленность его восприятия, обстановка восприятия. Воспринимая человека, люди выделяют прежде всего те его качества, особенности, которые наиболее значимы в данной ситуации или которые контрастируют окружающей обстановке, не соответствуют социальным ожиданиям. Особо выделяется рост человека, цвет его волос и прическа, выражение глаз, конфигурация носа, губ, подбородка, а также речевые и поведенческие особенности. Восприятие человека человеком зависит от статусной оценки, различных "ореолов", шаблонных интерпретаций. В оценках и описаниях других людей индивиды исходят из "Я-образа", непроизвольно соотнося их со своими собственными качествами.

Низкорослые люди переоценивают рост высоких людей, высокие - преуменьшают рост низкорослых. Худощавые преувеличивают полноту телосложения людей средней упитанности, а толстяки считают последних худощавыми. На оценку физических качеств индивида существенное влияние оказывает фон восприятия, качества взаимодействующих с ним людей. Впечатление о фигуре человека в значительной мере зависит от покроя одежды. Показания о цвете различных предметов часто бывают ошибочными. Большие расхождения могут быть в определении возраста человека (особенно лиц среднего и старшего возраста).

Описание признаков опознаваемого на предваряющем допросе - сложный и трудоемкий процесс, требующий определенной методической помощи. Кроме формулировок "словесного портрета" здесь могут быть использованы различные средства наглядности (рисунки, фотоснимки, диапозитивы, система "айденти-кит" - составление портрета путем выбора различных форм частей лица).

Наиболее информативными признаками облика человека являются особенности его лица. Описывая человека, люди чаще всего называют форму его лица, цвет глаз, форму и величину носа, лба, конфигурацию бровей, губ, подбородка. Наиболее значительными и подлежащими преимущественному запоминанию являются следующие признаки физического облика человека: рост, цвет волос и глаз, форма и величина носа, конфигурация губ. Совокупность этих признаков составляет опорную базу опознания человека по его внешности. Нередко преимущественной фиксации подлежат элементы внешнего вида: одежда, прическа, украшения. Лучше запоминаются такие особенности внешнего облика индивида, которые выступают как отклонение от нормы.

Облик человека воспринимается комплексно - в единый образ сливаются его рост, фигура, осанка, черты лица, голос, речь, мимика и жестикуляция. Мимика и жестикуляция как показатели психического состояния человека всегда являются объектом внимания. Индивидуально выразительной является походка человека - сложный двигательный (локомоционный) навык человека, отличающийся стереотипными компонентами. К ним относятся длинна шага, ритм, пластичность, скорость и другие особенности. Походка может указывать на принадлежность человека к определенной социальной группе (походка солдата, моряка, танцовщика, старого человека). Составным элементом походки является осанка человека во время его движения - соотношение положения его корпуса и головы, звуковые эффекты шагов.

По требованию закона опознаваемый субъект предъявляется в составе группы не менее трех человек, по возможности сходных по внешним признакам (ч. 1 ст. 165 УПК РСФСР). Предъявляемые для опознания лица не должны существенно отличаться по возрасту, росту, телосложению, форме отдельных частей лица, цвету волос и прическе. Все предъявляемые наряду с опознаваемым лица должны быть ознакомлены с правилами предъявления для опознания. Если опознающий является малолетним, опознание лучше провести в привычной для него обстановке. Если опознающему не исполнилось 14 лет, то при его подготовке к опознанию присутствует педагог или психолог.

При предъявлении для опознания по признакам внешности всем участникам разъясняются цель данного следственного действия, их права и обязанности. Опознаваемому предлагается занять любое место в группе предъявляемых лиц. Опознаваемый занимает выбранное им место в отсутствие лица, приглашающего опознающего. (Из соседнего помещения опознающий может быть вызван по телефону.) Приглашенному опознающему после установления его личности разъясняются его права и обязанности. Затем опознающему задаются следующие вопросы: "Опознаете ли Вы кого-нибудь из предъявленных Вам граждан? Если опознаете, то укажите на это лицо рукой и объясните, по каким признакам Вы его опознали, когда и при каких обстоятельствах ранее его видели?" Следует иметь в виду, что в положении стоя и в движении проявляется большее количество опознавательных признаков.

При положительном ответе опознающего следователь выясняет признаки, по которым было произведено опознание. При отрицательном ответе выясняется, вызван ли этот ответ плохим запоминанием признаков опознаваемого, то есть трудностями опознания либо опознающий твердо уверен в отсутствии опознаваемого среди предъявленных лиц.

Опознание личности может осуществляться и по устной речи. По голосовым и индивидуально речевым особенностям (акценту, диалекту, фонетическим и словарным особенностям). При этом опознающий подробно допрашивается об обстоятельствах, при которых он слышал речь опознаваемого, о речевых особенностях, по которым предполагается опознание. В соседней из двух смежных комнат следователь при открытых дверях, но находясь вне зоны видимости для опознающего поочередно беседует с предъявляемыми лицами и даёт им для чтения вслух заранее подготовленный текст, содержащий те слова, по которым может быть осуществлено опознание. После итого следователь предлагает опознающему сообщить, каким по счету в порядке очередности отвечал человек, которого он опознал, и если да, то по каким речевым признакам произведено опознание. Весь ход опознания по устной речи фиксируется с использованием звукозаписи.

При невозможности предъявления лица к опознанию его опознание может быть произведено по его фотографии, которая предъявляется одновременно с фотографиями других лиц в количестве не менее трех. При этом соблюдаются все вышерассмотренные требования.

Результаты предъявления для опознания подвергаются следователем проверке и оценке - они могут оказаться ошибочными из-за умышленно ложного опознания и из-за добросовестного заблуждения. В случае возникновения у следователя обоснованных сомнений в способности опознающего правильно воспринимать и воспроизводить воспринятое назначается (в соответствии со ст. 79 УПК РСФСР) судебно-психологическая экспертиза.

Опознание предметов также связано с психическими особенностями восприятия и запоминания их отличительных признаков. Мир вещей необозримо многообразен. В практике судопроизводства к опознанию предъявляются чаще всего предметы бытового обихода, орудия и инструменты трудовой деятельности, объекты непосредственного окружения человека. Наиболее общим групповым признаком предметов является их форма, контур. Существует пространственный порог различия формы - минимальное расстояние, с которого данный объект может быть опознан, а также порог глубинного восприятия, ограничивающий распознание рельефа, объема предмета. Оценки размеров предметов субъективны - они зависят от глазомера индивида, особенностей его оценочных способностей. Восприятие объектов в различных условиях может сопровождаться многообразными иллюзиями - ложными суждениями о подлинных свойствах объектов. Так, эффект иррадиации приводит к преувеличению размеров светлых и хорошо освещенных объектов. Все части большей фигуры кажутся крупнее, чем такие же части на меньшей фигуре, верхняя часть фигуры переоценивается при определении ее размеров. Предметно заполненное пространство видится более протяженным. Очертания одних фигур воспринимаются неадекватно под влиянием фоновых очертаний. Целостность восприятия происходит даже при отсутствии отдельных частей объекта. Восприятие совокупности объектов (обстановки) зависит от позиции наблюдателя, размеры близко расположенных объектов переоцениваются. Цветовые впечатления также зависят от взаимовлияния цветовых тонов. Восприятие местности описывается человеком как часть пространства, ограниченная определенными предметами. При изменении точки зрения опознание местности может быть значительно затруднено. Идя по незнакомой местности, человек формирует психический образ своего маршрута (маршрут-карту), а наблюдая местность с неподвижной точки - план-схему, выделяет опорные ориентиры будущего ее распознания. Ориентация в малознакомой местности осуществляется по наиболее заметным, броским ориентирам, по их соотношению. Внешняя граница воспринимаемого пространства на отрытой местности ограничивается пороговым расстоянием пространственного различия предметов.

Все воспринимаемые объекты "привязываются" к точке наблюдения. При этом субъективно оценивается их удаленность и взаиморасположение, создается субъективная система отсчета, используются топографические представления. (Пространственная ориентация детей и подростков может быть неадекватной.) Знание особенностей восприятия местности, пространства необходимо для квалифицированного проведения допроса, предваряющего опознание местности, а также для квалифицированного проведения проверки показа на месте.

Сложной психической деятельностью являются словесное описание опознающим признаков объекта предстоящего опознания и сам процесс опознания и принятия окончательного решения. Трудность описания не должна интерпретироваться как невозможность опознания. Узнавание - генетически более ранняя форма психической активности, чем воспроизведение, вспоминание. Воспринимая повторно объект опознания, индивид может вспомнить дополнительные его опознавательные признаки. Достоверность опознания не может быть поставлена под сомнение в связи с неполнотой предварительного описания объекта опознания. Индивидуальность объекта в некоторых случаях может определяться даже не по его отдельным признакам, а по комплексу несущественных признаков. Случайная совокупность содержимого дамской сумочки может служить основанием для ее опознания. В практике судопроизводства возможно ложное опознание и ложное неопознание. Ложное неопознание может быть связано с тем, что при первичном восприятии объекта не были вычленены его опознавательные признаки, а также забыванием этих признаков в напряженной обстановке судебного опознания. При производстве судебного опознания необходимо учитывать возможность преднамеренной маскировки заинтересованным лицом своих опознавательных признаков. Изобличению этой уловки содействует внимательный анализ тактики его поведения.

Ошибочное опознание в отличие от преднамеренного ложного опознания может быть следствием различных внушающих воздействий на лицо, легко поддающееся внушению.

Воспринимаемые элементы объекта могут иметь разные варианты интеграции. Это можно проиллюстрировать следующим примером:

Наблюдатель данного комплексного объекта может мысленно объединить или элементы 1-2, 3-4, 5-6 или элементы 2-3, 4-5. В зависимости от того, как первоначально структурировался объект восприятия, будут интегрироваться признаки объекта, предлагаемого для опознания. Опознание связано с теми перцептивными задачами, которые решал индивид при формировании первоначального эталонного образа.

Предъявление для опознания - следственное действие, в котором свидетель, потерпевший, подозреваемый или обвиняемый в результате восприятия предъявленных ему объектов и их сравнения с мысленным образом лица или предмета, воспринимавшегося ранее, приходит к выводу о их тождестве, сходстве или различии.

Обилие следственных и судебных ошибок, связанных с добросовестным заблуждением опознающих, и ряд экспериментальных исследований давно уже привели к чрезвычайно критической оценке результатов предъявления для опознания. Один из дореволюционных авторов писал, что лучше совершенно игнорировать опознание, исключить достоверность акта предъявления, чем базировать на нем обвинение1.

«Опознание является наиболее ненадежной формой показаний», - предостерегает М. Хаусе. «Необходимо относиться с величайшей осторожностью и сомнением к утверждениям об опознании даже со стороны самых убедительных и надежных свидетелей», - вторит ему другой автор2.

Предостережения эти правильны, но они в значительной мере были порождены тем, что предъявление для опознания производилось ранее в рамках осмотра, допроса или очной ставки, процедура которых не содержала специальных гарантий, обеспечивающих получение надежных результатов.

На основе обобщения передового опыта наша правовая теория разработала и рекомендовала практике эффективные приемы использования опознания как средства получения доказательств3.

Психологическая характеристика предъявления для опознания основана на анализе двух основных процессов: усвоения отличительных признаков определенного объекта и использования данных признаков для выделения этого объекта из других, ему подобных. Первый процесс психологи называют формирующим и относят его к стадии усвоения, второй - опознавательный - они относят к стадии распознавания4.

Первая стадия в основном доследственная. Усвоение отличительных признаков завершается созданием мысленного образа человека или предмета, который лишь позднее будет представ

2 М. Хаусе. От доказательств к убежденности. Спрингфильд, 1954.

3 Г.И. Комаров. Опознание на предварительном следствии. Госюриздат. 1955; П.П. Цветков. Предъявление для опознания в советском уголовном процессе. Госюриздат, 1962.

4 М.С. Шехтер. Некоторые теоретические вопросы психологии узнавания.

«Вопросы психологии», 1963, № 4. 258.

лять интерес для следствия. Вторая целиком входит в содержание рассматриваемого следственного действия, но, как будет показано ниже, не исчерпывает его.

Как в той, так и в другой стадии центральное место принадлежит отличительным признакам, которые в криминалистике именуют идентификационными, ибо именно по ним отождествляют тот или иной объект.

Все предметы обладают характерными внешними чертами, свойствами, проявлениями и действиями, позволяющими отличать один предмет от другого. Явность, доступность, непосредственная наблюдаемость признака придает ему характер приметы. При распознании первостепенную роль играет именно эта сторона признака, которая может не отражать сущности предмета, быть в известном смысле случайной, но важной для его индивидуализации.

Признаки бывают различной степени специфичности. Одни характеризуют класс объектов, другие - род, вид, группу и т.д. При этом различаются признаки постоянные, присущие всем предметам данной совокупности, и непостоянные, присущие лишь части их.

Признаки могут быть специфичными, если они присущи всем предметам данной группы и только им, и неспецифичными, когда они свойственны всем предметам данной группы, но не только им. В анализе и классификации признаков возможна дальнейшая все более дробная спецификация. Она имеет значение для групповой идентификации, определения групповой принадлежности объектов.

В юридической литературе иногда высказывается мнение о том, что опознание по родовым, видовым, групповым признакам не имеет силы доказательства. С этим нельзя согласиться, ибо установление сходства также может иметь значение улики. Зачастую объект удается отнести к такой узкой группе, что в практической ситуации это означает почти его индивидуализацию. Например, опознание человека по монгольскому типу лица в местности, где таких людей больше нет. Установление различия по групповым признакам приобретает еще более решающее значение.

Но, конечно, наиболее предпочтительным для расследования является установление индивидуального тождества или его отсутствия. Такое отождествление происходит на основе опознавательных, отличительных признаков или примет, которые

характеризуют своеобразие данного объекта (вещи, человека), индивидуальные черты.

В психологии опознания отличительные признаки подразделяются на: а) достаточные и необходимые и б) достаточные, но не необходимые. Совпадение достаточных и необходимых признаков того и другого объекта во всех случаях является основанием для положительного вывода об их тождестве, а несовпадение требует бесспорного вывода о различии.

Если же совпадают только достаточные, но не необходимые признаки, то их наличие подтверждает правильность опознания, но отсутствие отнюдь не свидетельствует об обратном.

Например, потерпевший запомнил характерные черты лица грабителя и особенности его одежды. Признаки внешности преступника - это достаточные и необходимые признаки для его опознания. Признаки же одежды могут быть достаточными, но не необходимыми, ибо их совпадение иногда дает основание для положительного вывода, но отсутствие еще не означает, что субъект опознан неправильно.

Отличительные признаки могут быть двоякого рода: элементарные и сложные. Сложный признак - это комплекс, система, совокупность определенных признаков. При опознании дробные свойства признака зачастую не замечаются человеком, поскольку они обнаруживаются одно за другим столь быстро, что создается единое слитное впечатление. Весь комплекс воспринимается как один отличительный признак.

Каждый объект обладает самыми разнообразными признаками, и люди их воспринимают избирательно, вследствие чего одна и та же вещь или человек могут быть опознаны по различным признакам. Это не всегда учитывают на практике, выражая сомнение в случаях, когда опознающие указывают в одном и том же объекте различные признаки, по которым они распознали предъявленную им вещь или человека.

В процессе усвоения признаков объекта происходит формирование образа, создание мысленной модели, используемой в качестве эталона для будущего опознания.

Важную роль при этом играют объективные условия, в которых воспринимался объект Как изменяются возможности восприятия в зависимости от его длительности, положения наблюда

теля, расстояния до объекта, его освещенности, какое влияние оказывают атмосферные явления - все это должно быть учтено при оценке результатов последующего опознания.

Не последнюю роль здесь играют и субъективные факторы, физическое и психическое состояние воспринимающего, его переживания и отношение к объекту восприятия, направленность восприятия и т.д.

Однако наиболее пристального внимания заслуживают закономерности формирования мысленного образа такого объекта опознания, каким является человек.

В восприятии облика человека на первый план выступают те особенности его внешности, которые приобретают для воспринимающего наибольшее значение в данной ситуации, либо несут наиболее значимую информацию о свойствах, намерениях и действиях этого человека, либо по объективным причинам доминируют в его облике. В ситуациях, которые становятся предметом расследования, это обычно бывают рост, возраст, телосложение, движения, речь, черты лица. В психологической литературе имеются данные, подтверждающие, что наибольшую информативную нагрузку несут именно эти признаки внешности и их-то чаще всего выделяют, воссоздавая образ воспринятого человека. При словесном описании они выполняют роль опорных признаков, с которыми связываются другие элементы внешности.

В оценках и описаниях примет отмечаются значительные колебания, вызванные индивидуальными различиями опознающих. Так, установлено, что при определении роста высокие люди недооценивают рост невысоких, а для невысоких характерна тенденция к преувеличению роста других. Многое зависит от оценки собственного роста, и ее нужно выяснить при допросе, ибо зачастую определение роста происходит путем сравнения.

По этой же причине возникают отклонения при описании роста и телосложения нескольких участников расследуемого события. Если, предположим, грабителей было двое, из которых один худой, а другой средней комплекции, то второго зачастую называют толстым. Причем это происходит не только в силу стремления более ярко обозначить каждого, но и в силу известного явления контраста. В некоторых случаях имеет значение и фон восприятия. Известны опыты, при которых в зависимости от того, в

какой точке экспериментальной комнаты находился воспринимаемый субъект, он казался то необычно высоким, то низким.

Одежда (расцветка, фасон) меняет впечатление о фигуре. Что же касается описания цветов, то обилие неточностей в этой части показаний давно уже привлекло внимание психологов.

Большую сложность представляет точная оценка возраста человека, ибо возрастные признаки менее определенны, чем иные черты внешности. Установлению действительного возраста даже при благоприятных условиях восприятия мешают физическое состояние человека, его настроение, а также одежда, очки, прическа. Эксперименты показывают, что точность оценки возраста тем выше, чем моложе воспринимаемый субъект. В отношении людей среднего и преклонного возраста такие оценки весьма приблизительны1.

Кроме статических признаков внешности, существуют динамические признаки, проявляющиеся в процессе жизнедеятельности людей - особенности походки и речи. Они основаны на динамическом стереотипе и весьма индивидуальны, но из-за ограниченности чувственного аппарата не всегда различимы. Тем не менее практика подтверждает возможность опознания людей по динамическим признакам. Только при этом должна быть учтена и нейтрализована возможность сознательного изменения в момент опознания особенностей походки или речи. Опознаваемым нельзя сообщать, что их в этот момент наблюдают или прослушивают.

В последнее время все большее значение криминалисты придают проблеме идентификации людей по речи. К числу индивидуальных особенностей речи относятся характерная для данного человека ее скорость, длина фраз, типичные конструкции предложений, использование прилагательных, наклонений глаголов, употребление жаргонных словечек, метафор, грамматические ошибки и оговорки, расстановка ударений и прочее.

За рубежом имеется ряд публикаций, в которых высказывается мысль о том, что по стилю речи, манере говорить, произношению можно не только судить о месте рождения или прошлого проживания человека и использовать эти данные для розыска, но и опознать преступника.

1 А.А. Бодалев. Восприятие человека человеком. Изд. ЛГУ, 1966, стр. 101-104.

Поскольку характеризующая человека манера речи, а также его голос играют роль опознавательного признака, криминалисты, когда другие способы не эффективны, используя технику, находят нужных людей «по голосу» и по «особенностям речи».

В Западной Германии преступник, похитив семилетнего мальчика, позвонил его отцу и предложил выкупить сына. Отец поставил об этом в известность полицию. Все его последующие телефонные разговоры с вымогателем были записаны на магнитную пленку. Большая группа специалистов по научной фонетике и диалектам, ознакомившись с этими записями, единодушно пришла к выводу, что преступнику около 40 лет, что он не принадлежит к образованным слоям населения, что в его речи преобладает диалект Рейнско-Рурской области. По радио несколько раз передали магнитную запись речи преступника и обратились с призывом к населению помочь установить его личность. Чтобы внимание слушателей не отвлекалось содержанием разговора, а было приковано исключительно к особенностям речи, криминалисты сделали монтаж, включивший в себя повторение одних и тех же фраз и оборотов. Шесть радиослушателей узнали голос и назвали имя человека, которому он принадлежит. Указанный человек действительно оказался искомым преступником1.

Формирование мысленного образа человека или вещи завершается на допросе, который должен предшествовать предъявлению для опознания.

При этом происходит актуализация материала прежних восприятий, он яснее выступает в памяти за счет словесного описания и лучше запечатляется для будущего сопоставления с предъявленным объектом.

Однако описание человека или вещи - задача психологически более трудная, чем его узнавание. Этим объясняется неполнота и неточность показаний о приметах преступника или похищенного имущества. Многие признаки в деталях вообще очень мало поддаются словесному описанию. Как, например, рассказать об особенностях походки или речи, описать тембр голоса, выражение лица? Чаще всего удается передать лишь самое общее впечатление. Зачастую даже описание очень близкого и хорошо знакомого человека неточно, неконкретно.

1 Дело Тильмана. «Вопросы криминалистики», 1963, № 6-7.

Для того чтобы вывести допрашиваемого из этого затруднения и помочь в описании примет, ему специально задаются вопросы, относящиеся к особенностям тех или иных объектов (например, по системе словесного портрета), а также применяются различные средства наглядной демонстрации. Так, потерпевшему, чтобы помочь вспомнить приметы преступника, предъявляются изображения различных признаков внешности людей (рисунки, фотоснимки, диапозитивы) 1.

Важное значение для самого процесса распознавания имеет правильный подбор предъявляемых объектов, которые должны быть однородными, и создание условий, обеспечивающих опознающему свободу выбора, без всякой подсказки и наводящих действий. В настоящее время криминалистикой и уголовным процессом разработана такая процедура предъявления для опознания, которая обеспечивает выполнение этих требований.

В стадии распознавания психологически наиболее значимым является процесс сличения, сравнения предъявленных объектов с представлением об искомом объекте, которое имеется в памяти опознающего.

В психологии сравнение считается важнейшим компонентом познавательной деятельности. Нет такого психического процесса, начиная от простейших ощущений и кончая высшими формами мышления, в которых процессы сравнения не играли бы ведущей роли. Особенно же она велика в процессе отождествления. Отождествление, идентификация и есть отражение в сознании человека тождества (или различия) сравниваемых объектов.

При отождествлении далеко не безразлично, насколько сопоставимы сравниваемые объекты. Наиболее предпочтительно, чтобы заподозренный объект предъявлялся для опознавания в натуре. Опознание по фотоснимку всегда менее желательно. Фотография, даже удачная, отражает многокрасочную действительность в черно-белом цвете или неточно передает оттенки цветов, уменьшает пропорции, запечатлевает объект в статике, изображает его плоско, при этом неизбежно искажается и утрачивается много существенных признаков.

1 Получила распространение так называемая система «Айденти-Кит», которая используется для создания изображения человека путем выбора и составления портрета из отдельных частей лица различной формы, применяется также «фоторобот», используется помощь художников.

Однако это не значит, что опознание по фотоснимкам, допустимое, когда объект нельзя предъявить в натуре, не может дать положительных результатов. Такое опознание успешно применяется в следственной практике.

Узнавание имеет различные психологические механизмы. Различают два вида узнавания: симультанное и сукцессивное.

Симулътанное (синтетическое) узнавание - это воспризнание увиденного объекта с первого шага, одним маршем, в результате мгновенного совпадения образа наблюдаемого предмета с эталоном, хранящимся в памяти.

Сукцессивное (аналитическое) узнавание происходит дифференцирование, путем последовательной проверки, выявления и сличения признаков предъявленного объекта с чертами мысленного образа.

Имеются экспериментальные данные о том, что более надежным является первый вид. Если быстрого и автоматического узнавания не происходит, включается сознательное осмысленное припоминание и развернутое сопоставление примет, в итоге которого наступает санкция узнавания или неузнавания".

Интересно, что по некоторым данным при синтетическом опознании даже хорошо знакомого предмета опознающие в своих отчетах указывают не те признаки, по которым фактически произведено опознание. Видимо, справедливо предположение Сеченова, что интересующий нас процесс подчас «происходит в тайниках памяти, вне сознания, следовательно, без всякого участия ума и воли»2.

Процесс узнавания еще недостаточно изучен. Эта проблема привлекла к себе пристальное внимание многих специалистов в связи с разработкой запоминающих устройств, опознающих автоматов, электронных переводчиков и механических исполнителей командной информации.

Но даже то, что сегодня нам известно, указывает на расхождение между данными психологии и взглядами юристов. Считается, что опознание, не основанное на предварительном описании искомого объекта и на указании признаков, по которым он опознан,

1 М.С. Шехтер. Изучение механизмов симультанного узнавания. Доклады Академии педагогических наук, 1961, № 2 и № 5; 1963, №. 1.

2 И.М. Сеченов. Избранные философские и психологические произведения стр. 355-356.

не имеет доказательственного значения. Таким образом, перечеркивается или снижается ценность наиболее надежного вида узнавания, когда один человек опознает другого потому, что «просто его хорошо знает», но затрудняется объяснить, как он его узнал.

Между тем узнавание нередко является самоочевидным непосредственным знанием, которое сохраняет определенное значение даже и в тех случаях, когда опознавший не может указать отличительных признаков, послуживших опорой для опознания (хотя не подлежит сомнению, что при оценке и проверке доказательственного значения такого знания центр тяжести будет находиться уже не в нем самом, а в других доказательствах по делу).

Во всяком случае полностью сбрасывать со счета полученные таким путем данные нельзя. Неспособность описать предмет не исключает возможности его безошибочного опознания так же, как правильное описание не обеспечивает возможности опознания.

Специфическим признаком узнавания является чувство зна-комости. В зависимости от степени этого чувства различается и уверенность суждений опознающего. Однако словесный отчет об этой уверенности не всегда отражает ее действительный характер, а сама уверенность не всегда отражает действительное совпадение искомого и предъявленного объекта.

По вопросу о значении той или иной степени уверенности опознающего высказываются весьма противоречивые суждения. Ряд зарубежных авторов полагают, что «уверенность, с которой свидетель узнает обвиняемого, не характеризуется быстротой, а колебания нельзя рассматривать как признаки ошибки»1.

Высказана и иная точка зрения. «Продолжительность процесса узнавания обратно пропорциональна уверенности узнавания». «Время оценки при узнавании является как бы критерием правильности показаний испытуемого о субъективной уверенности»2. Эти и подобные им неясности в проблеме опознания представляют обширное поле деятельности для дальнейших исследований.

1 Т. Богдан. Курс судебной психологии. Бухарест, стр. 416-417.

2 Н.А. Рыбников. Опыт экспериментального исследования узнавания и репродукции. Труды психологического института, т. I. вып. 1-2, М., 1914, стр. 77, 126.


Похожая информация.


В общей психологии под опознанием понимается процесс отнесения предъявленного объекта, играющего роль своеобразного стимула, к ранее известному объекту, зафиксированному в памяти в виде образа, или даже к целому классу (категории) тех или иных однородных объектов. Для следственной (судебной) практики наибольший интерес представляет первый вариант опознавательного процесса, который получил названиеидентификации (установления тождества) объекта-стимула с помощью образа, запечатленного в памяти человека, опознающего предъявляемый ему объект в группе других однородных объектов.

Условно опознавательный процесс с точки зрения психической деятельности человека можно разбить на следующие этапы.

1. Восприятие объекта будущим субъектом опознания. Данный этап составляет процесс восприятия объекта, усвоения свидетелем (потерпевшим и т. д.) значимых (релевантных) признаков воспринимаемого объекта, иначе говоря, процесс перцептивного изучения объекта и на этой основе – процесс формирования его образа.

На усвоение перцептивного образа воспринимаемого объекта влияют следующие объективные и субъективные факторы, которые необходимо учитывать, прогнозируя ход и результаты предъявления для опознания:

– физические условия восприятия (недостаточная освещенность объекта, наличие помех во время восприятия, большое расстояние до объекта, определенный ракурс, в котором он воспринимался);

– продолжительность и частота восприятия объекта;

– состояние, порог чувствительности перцептивных органов, особенно зрения, с помощью которого воспринимается наибольший объем информации, закономерности восприятия;

– психофизиологическое состояние опознающего, в частности состояние повышенной психической напряженности, аффекта, обусловленное криминальной ситуацией, в которой он подвергался насильственным действиям, что нередко приводит к искажению, гиперболизации образа нападавшего;

– уровень мотивации восприятия тех или иных объектов, в основе которой лежат познавательные интересы, установка личности, влияющие на перцептивные процессы, активность внимания.

2. Сохранение воспринятого образа в целом или его отдельных признаков. Как показали исследования, первоначально воспринятый образ объекта лучше всего сохраняется в памяти в течение первой недели с момента восприятия. Вот почему обычно наилучшие результаты опознания достигаются в указанный отрезок времени и наиболее высоки на 6-7-й день. Затем результативность опознания снижается.

3. Воспроизведение (описание) воспринятого объекта и признаков, по которым опознающий может его узнать. После возбуждения уголовного дела следователь вправе предъявить для опознания тот или иной объект свидетелю, потерпевшему и т. д. Опознающий предварительно допрашивается об обстоятельствах, в которых он наблюдал соответствующее лицо или предмет, о приметах и особенностях, по которым он может опознать его.

4. Сличение (сопоставление) предъявляемых объектов с образом, запечатленным в сознании опознающего лица. Такое сличение завершается выбором (узнаванием) одного из них.

Для правильной оценки результатов опознания большое значение имеет количество предъявляемых объектов. Считается, что в условиях средней сложности, к которым может быть отнесена сама обстановка предъявления для опознания человеком визуально, может быть опознано не более трех объектов.

На данной стадии происходит идентификация (установление тождества) опознаваемого объекта. Когда же этого сделать не удается, опознающий может заявить о частичном сходстве одного из предъявленных ему объектов с тем, который он ранее видел, либо о том, что среди предъявленных ему объектов нет того, который им ранее воспринимался.

5. Оценка результатов опознания следователем (судом). Данный этап является логическим завершением опознавательного процесса. Поскольку этот процесс не поддается стороннему наблюдению и только его результат становится очевидным для следователя (суда), который в силу этого не располагает достаточно четкими критериями его достоверности, большое значение приобретает оценка достигнутого результата в совокупности со всеми факторами, относящимися к опознавательному процессу.

Внимательного отношения к себе требует поведение лица, выступающего в роли опознающего, во время его допроса и непосредственно в ходе процесса опознания. Анализируются также поведение и характер реагирования опознанного лица. Все это оценивается вместе с другими доказательствами по делу на основе внутреннего убеждения следователя (судьи). Отсутствие других доказательств, подтверждающих результаты опознания, более того, наличие противоречащих им данных служит серьезным основанием для возникновения сомнений относительно достоверности полученных результатов.

Предъявление для опознания - следственное действие, состоящее в предъявлении различных лиц и материальных объектов для их идентификации (установления тождества). Объектами опознания могут быть люди (они опознаются по признакам внешности, функциональным признакам, особенностям голоса и речи), трупы и части трупов, животные, различные предметы, документы, помещения, участки местности. Для опознания предъявляются натуральные объекты или их изображения.

Опознающие предварительно допрашиваются об обстоятельствах, при которых они видели соответствующее лицо или предмет, о приметах и особенностях, по которым они могут его опознать. В ходе такого допроса не допускаются наводящие вопросы.

Специфика допроса, предшествующего опознанию, состоит в том, что в процессе его проведения, наиболее широко используются тактические и психологические приемы , направленные на актуализацию воспринятого и запечатленного в памяти допрашиваемого образа объекта.

Психологическая характеристика предъявления для опознания основана на анализе двух основных процессов:

· усвоения отличительных признаков определенного объекта

· использование данных признаков для выделения этого объекта из других, ему подобных.

Опознающий предварительно допрашивается об обстоятельствах, при которых он видел предъявленное для опознания лицо, а также о приметах и особенностях, по которым он может его опознать. Допрос о внешних признаках липа производится по той схеме, по которой составляется словесный портрет. Следователь, допрашивая будущего опознающего, предлагает ему вспомнить и охарактеризовать как можно большее количество признаков внешности. В практике Верховного Суда СССР особо подчеркивалось, что, допрашивая опознающего, следует выяснить, помимо всего прочего, объективные условия восприятия им нападавших преступников: где конкретно, в каких условиях он видел, при каком освещении. Таким образом, большое значение имеют не только признаки объекта, но условия его восприятия .



Для того чтобы полно и точно получить необходимые сведения, следователю необходимо выполнить основные задачи допроса проводимого перед предъявлением для опознания. Выясняя при допросе обстоятельства, при которых наблюдался объект, следователь должен установить:

1) общую информацию об этом человеке характер, склонности, возраст, профессию и т.д.

2) субъективные факторы - в каком состоянии находился допрашиваемый перед началом наблюдения, во время, и после наблюдения объекта;

3) какова была его направленность внимания;

4) место наблюдения, с какого момента он начал наблюдение;

5) время в течение, которого происходило событие, время суток; продолжительность восприятия по времени;

6) сила и направленность освещения, погодные условия, наличие шумовых эффектов;

7) расстояние с которого воспринимался объект;

8) степень знакомства с воспринимаемым объектом;

9) особенности памяти будущего опознающего (лучше запоминает лица, даты, голоса);

10) не имеет ли допрашиваемый дефектов зрения, нарушения психики;

Как индивид, человек характеризуется морфоконоституциональными, нейротипологическими, половыми и возрастными особенностями; как личность - рассматривается в качестве представителя определенной социальной группы. Это значит, что восприятию человека присуще наделение объекту индивидуальных и личностных оттенков, своей субъективной манеры видения. Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что разница в индивидуальном восприятии весьма значительна.

Рассматривая психологические особенности предъявления для опознания в зависимости от процессуального статуса опознающего лица следует отметить, что для проведения предъявления для опознания должен быть установлен процессуальный статус опознающего и опознаваемого, ими могут быть свидетели, обвиняемые, подозреваемые и потерпевшие, но которыми в свою очередь могут быть взрослые (женщины, мужчины), дети (несовершеннолетие), люди преклонного возраста, психически здоровые, психически больные, физически здоровые люди и люди с физическим недостатками, люди, привлекавшиеся ранее к уголовной ответственности. Это важно при разработке тактических и психологических приемов опознания.

Так А.Ф. Кони отмечал о «способности женщины меньше забывать, но больше ошибаться» ,

A.M. Зинин в своей работе «Внешность человека в криминалистике» подробно рассматривает влияние на восприятие человека, особенности женского восприятия, возрастного фактора, принадлежности воспринимающего к определенной этнической группе, интеллектуального уровня, профессиональной направленности. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности.

При восприятии активизируются следы прошлого опыта. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми. Иначе гаворя, потерпевший, свидетель, подозреваемый, обвиняемый могут давать совершенно различное описание увиденного ранее события или по-разному описывать признаки объекта. Иногда, следователь допрашивает несколько человек, которые в последующем будут опознающими, сталкивается с таким явлением, когда каждый из допрошенных по-разному описывает одного и того же человека, подлежащего опознанию.

Так, В.И. Громов справедливо считал, что даже при соблюдении требования о подробном и точном выяснении личности преступника на первом допросе потерпевшего бывают необъяснимые на первый взгляд странности, которые заставляют иногда усомниться в достоверности опознания со стороны того или иного свидетеля, давшего правильное, подробное и ясное показание при предъявлении ему обвиняемого. Дело в том, что лицо, виденное нами в одном помещении, в том или другом костюме, при одном освещении, В ТОЙ или другой позе, кажется нам совершено не похожим на себя, когда мы видим его в другом помещении, в другой одежде, при другом освещении или когда он держит себя иначе, чем ранее, или принял другую позу, сделал другие движения и т.д. Разница впечатлений, получаемых от одного и того же субъекта, в зависимости от обстановки, среди которой мы видим этого субъекта, иногда может заставить следователя произвести акт предъявления личности для опознания на месте преступления, в той же самой обстановке, при таком же освещении, как это было во время совершения преступления.

Опознаваемый субъект предъявляется в числе не менее трех человек, по возможности сходных по внешним признакам. Предъявляемые для опознания лица не должны существенно отличаться по возрасту, росту, телосложению, форме отдельных частей лица, цвету волос и прическе. Все предъявляемые наряду с опознаваемым лица должны быть ознакомлены с правилами порядка опознания. (Если опознающий является малолетним, опознание лучше провести в привычной для него обстановке. Если опознающему не исполнилось 14 лет, то при его подготовке к опознанию присутствует педагог или психолог.)

в УПК РФ ч.8 ст. 193. заложена возможность предъявления для опознания лиц по решению следователя в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым, в целях обеспечения безопасности последнего. В большинстве случаев основной причиной отказа свидетелей и потерпевших участвовать в предъявлении для опознания бывает страх за свою безопасность и безопасность своих родных и близких. На сегодняшний день в качестве одного из вариантов для проведения такого рода следственного действия может применяться специально оборудованное помещение, загороженное стеклом с односторонним зеркальным отражением, за которым и располагаются предъявленные для опознания лица, а опознающий находиться по другую сторону стекла.

Выемка - изъятие у отдельных граждан, а также предприятий, учреждений и организаций заранее известных документов и предметов, имеющих значение для уголовного дела.

Выемка как самостоятельное следственное действие во многом сходна с обыском. Но выемка имеет и свои специфические психологические характеристики , проистекающие из процессуальных особенностей этого следственного действия.

В психологическом аспекте выемка по сравнению с обыском в меньшей мере носит поисковый характер. При выемке, как правило, нет необходимости в поисковых действиях, а при противодействии выемка может быть произведена принудительно. Если же подлежащие выемке предметы или документы заинтересованными лицами не только не выдаются следователю (под различными предлогами), но и преднамеренно скрываются, то вместо выемки производится обыск.

Следует отметить, что проблемность как одна из психологических характеристик выемки также носит иной (чем при обыске) характер. При обыске проблему составляют сами объекты, подлежащие изъятию: у следователя, как правило, имеются о них весьма неполные данные к моменту производства обыска и места их нахождения (сокрытия).

При выемке собственно проблему составляет предварительное (до начала производства выемки) определение предмета, документа, подлежащих изъятию. Следователю нередко нужно решить, какой именно (какие) из числа многих предметов, документов, с которыми он ознакомляется, осматривает, является искомым.

В случае, если речь идет о почтово-телеграфной корреспонденции, следователю необходимо решить вопрос о том, следует ли ограничиться производством следственного действия (наложением ареста на корреспонденцию и ее осмотром) или произвести также и следственное действие (выемку).

Иную психологическую окраску имеет и возможная при производстве выемки конфликтная ситуация. Если при выемке подлежащие изъятию предметы или документы выдаются добровольно, то производство выемки завершается тем, что следователь изымает их. В том же случае, если подлежащие изъятию объекты добровольно не выдаются, следователю нужно приложить усилия, направленные на предотвращение развития конфликтной ситуации, и принять меры к дальнейшему производству указанного следственного действия.

Для правильного применения методов психологического воздействия - внушения и убеждения - следователю необходимо выяснить истоки негативного отношения данного лица к требованию о добровольной выдаче объекта, подлежащего изъятию при выемке. Иногда отказ в добровольной выдаче объекта объясняется не «виновным» отношением лица к данному объекту, а боязнью разглашения обстоятельств его интимной жизни, нежеланием причинить неприятность родственнику, знакомому, соседу или сослуживцу. Для преодоления такого негативного отношения в подобных случаях следователь может обратить особое внимание данного лица на производимое предупреждение понятых, специалистов и других граждан, присутствующих при выемке, об ответственности за разглашение выявленных при выемке обстоятельств интимной жизни лица, занимающего данное помещение, или иных лиц. Следователь должен также разъяснить, что он имеет право произвести выемку принудительно, а действия данного лица - противоправны.

Основным психологическим фактором выемки является психологическое воздействие на подозреваемого и обвиняемого, так как последним становится известно, какие изобличающие их документы поступают в распоряжение следователя. В ряде случаев получение следователем изобличающих преступника документов является основным актом предварительного следствия. Однако при этом, так же как и при обыске, осуществляется рефлексивное мышление, вырабатывается соответствующая линия дальнейшего поведения.
Результаты выемки влияют и на психологию деятельности следователя, и на всю тактику предварительного следствия.