МБОУ «Веселовская СОШ»

Тематический классный час

«Да здравствует российская наука!»

Провела учитель начальных классов:

Перелазная Раиса Сергеевна

2016 год

Тематический классный час «Да здравствует российская наука!»

О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг!

А.С.Пушкин

Цели:

    Познакомить учащихся с историей возникновения Дня науки, расширить кругозор путём популяризации знаний о достижениях в различных области науки.

    Развивать познавательную и творческую активность, прививать интерес к изучению школьных предметов как основ научных знаний.

    Воспитывать чувство патриотизма и гражданственности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, диск с презентацией «Вселенная» , музыкальные композиции, портреты известных ученых, презентация о М.В.Ломоносове, плакаты, посвященные разным областям научных достижений.

НА ДОСКЕ: Я стою и расту-

Я РАСТЕНИЕ.

Я стою, и расту, и хожу-

Я ЖИВОТНОЕ.

Я стою, и расту, и хожу, и мыслю-

Я ЧЕЛОВЕК.

Я стою и чувствую:

земля под моими ногами,

ВСЯ ЗЕМЛЯ.

Опираясь на землю, я поднимаюсь:

И надо мною небо-

ВСЕ НЕБО МОЕ…

Михаил Пришвин

Презентация «Звездное небо, планеты», космическая музыка

Ведущий: 8 февраля 1724 года (28 января по старому стилю) указом правительствующего Сената по распоряжению Петра I в России была основана Академия наук, первоначально называлась Академией наук и художеств. В 1925 году она была переименована в Академию наук СССР, а в 1991 - в Российскую академию наук.

Ведущий: В 1999 году Указом Президента РФ от 7 июня «следуя историческим традициям и в ознаменование 275-летия со дня основания в России Академии наук» в этот день был учрежден праздник российских ученых.

Ведущий: До сегодняшних дней многие научные коллективы отмечают День науки «по старому», то есть, в третье воскресенье апреля. День российской науки: Петр I подписал указ об образовании Российской академии наук (1724)

Ведущий: Между этими двумя указами - огромный путь, пройденный российскими учеными. Российская наука всегда шла в авангарде мирового научного прогресса и дала миру много великих имен и открытий.

Ведущий: Во всем мире известны имена таких ученых, как М.В.Ломоносов, И.П.Павлов, Д.И.Менделеев, Э.К.Циолковский, П.Л.Капица, Л.Д. Ландау, И.В.Курчатов, А.П.Александров, С.П.Королев, многие другие.

Презентация о деятелях российской науки

Ломоносов- наш первый российский «университет»

Науки юношей питают –чтение стихотворения



Исследовать космос, ваять города.

Циолковский К.Э. – презентация и сообщение о нём

Менделеев Д.И. – презентация и сообщение о нем

Гидрогениум два, оксигениум –

Н2О – открывайте кран –

Вот химическое соединенье.

Молекула воды – океан.

Элементы и атомы,

В менделеевский взятые круг,

Сделали химию самой богатой

И самой творческой из наук.

Читая Менделеева

Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там, в космических глубинах:

Все – от песчинок малых до планет –

Из элементов состоит единых.

Как формула, как график трудовой,

Строй Менделеевской системы строгой.

Вокруг тебя творится мир живой,

Входи в него, вдыхай, руками трогай.

Есть просто газ легчайший водород.

Есть просто кислород, а вместе – это

Июньский дождь от всех своих щедрот,

Сентябрьские туманы на рассветах.

Кипит железо, серебро, сурьма

И темно-бурые растворы брома,

И кажется вселенная сама

Одной лабораторией огромной!

Ведущий: Благодаря их открытиям Россия стала первой страной, где было разработано учение о биосфере, впервые в мире в космос запущен искусственный спутник Земли, введена в эксплуатацию первая в мире атомная станция.

Ведущий: И сегодня научный потенциал России остается высоким. Россия занимает лидирующие позиции в научных направлениях, которые будут определять в ХХI веке прогресс в физике, химии, биотехнологиях, материаловедении, лазерной технике, геологии и многих других областях науки и техники.

Ведущий: И сегодня в стране работают замечательные ученые, чьи исследования вызывают колоссальный интерес в мире. Об этом говорит тот факт, что в декабре 2000 года , спустя 22 года после Петра Капицы, российский физик, академик Жорес Иванович Алферов стал лауреатом Нобелевской премии.

Ведущий: В 2000 году российскими учеными был сделан ряд открытий: открыт 116-й элемент таблицы Менделеева, впервые в мире построена единая «кривая» изменений магнитного поля нашей планеты за последние 600 миллионов лет, колебания которого обнаруживают связь с глобальными изменениями климата;

Ведущий: ученые из Научно-исследовательского кинофотоинститута разработали и изготовили экспериментальную телесистему, которая позволяет смотреть трехмерное цветное изображение без специальных очков;

Ведущий: ученые из Института биофизики клетки РАН обнаружили, что повышенная солнечная активность может провоцировать вспышки эпидемий,

Ведущий: новосибирские ученые открыли механизм старения человека, что позволит через несколько лет решить проблему продления человеческой жизни;

Ведущий: ученые из МГУ и Института биоорганической химии РАН обнаружили, что одноклеточный микроорганизм Tripanosoma Gruzi Chagas синтезирует вещество, которое подавляет и убивает раковые клетки, а здоровье остается целым и невредимым.

Ведущий: Достижения российской науки, изменяющее современные представления о здоровье человека, о причинах возникновения «болезней цивилизации», о реальных возможностях их предотвращения и избавления от них постепенно получают признание в мире.

Тайны созданья, загадки природы
Людей волновали, манили всегда
Разум и воля сподвигли народы
Исследовать космос, ваять города.

Сколько талантов вскормила Россия:
Сеченов, Павлов, плеяда врачей!
Сотни сердец бьются в такт с медициной,
И свет их горит, словно пламя свечей.

Для Родины нашей в нелегкое время
Должны мы продолжить ответственный путь.
Наука – это не тяжкое бремя,
Наука – соль жизни, знания суть.

Как много еще впереди откровений,
Волнений, исканий, открытий – не счесть!
Науке себя посвятить без сомнений
И вклад привнести – для каждого честь!

«Новые идеи»
Пусть новый день в научный мир
Несет добро открытий новых,
Чтоб каждый миг удачным был,
И с каждым благодатным словом

К вам вдохновение пришло,
Идеи новые явились,
Чтоб счастье в вашу жизнь вошло,
И все мечты осуществились!

«»
Да здравствуйте российская наука!



Вперед шагами бодрыми идет,

Учитель: Наука в России отнесена к числу одного из приоритетов государства.

Наука прошла большой и сложный путь развития - от египетских и вавилонских памятников до атомных электростанций, лазеров и космических полетов. Человечество прошло и проходит длительный и трудный путь от незнания к знанию, непрерывно заменяя на этом пути неполное и несовершенное знание все более полным и совершенным. Обычно принято говорить о преемственности в науке. Без Евклида и Архимеда не было бы Ньютона, без Ньютона не было бы Эйнштейна и Бора и т.д. В общем, такое утверждение верно. По существу каждый исследователь должен быть осведомлен о том, что сделано до него в изучаемом им вопросе, критически оценить результаты, полученные его предшественниками.

Наука могла знать и знала мрачные времена упадка и застоя, но трудно поверить, что ум человеческий мог столько спать. Стремление к знаниям, любопытство, наконец, присуще природе человека. Невозможно представить, что за такой гигантский срок никто не совершил ни одного открытия! Можно долго говорить о тяжелых временах средневековья и инквизиции, но никакие казни не смогли остановить прогресса науки. Может все-таки прав академик математик А.Т. Фоменко, утверждающий, что история ранее второго тысячелетия еще ждет своего изучения.


Да здравствуйте российская наука!
Я с этим днем хочу поздравить вас.
Пускай удача вам протянет руку,
Пускай мечты сбываются сейчас.

Пусть мир научный горестей не знает,
Вперед шагами бодрыми идет,
Пусть ряд открытий новых ожидает,
Все лучшее пускай произойдет.

10 ноября мир отмечает Всемирный день науки – важную дату в календаре каждой страны, призванную напоминать обществу о роли и пользе науки в жизни каждого. Эту дату учредила международная организация ЮНЕСКО в 2001 году, в соответствии с повесткой конференции 1999 года.

Выполняя цель, с которой был введен Всемирный день науки во имя мира и развития (официальное название), ЮНЕСКО каждый год проводит большую работу с научными и общественными коллективами, учебными заведениями, правительственными организациями. В список мероприятий входят дни открытых дверей, семинары и «круглые столы», организация экскурсий в музеи и на тематические выставки и другие действия.

В некоторых странах государство приурочивает к Всемирному дню науки принятие программ в поддержку научных инициатив и начало новых проектов вместе с научными организациями и образовательными учреждениями.

Со всемирным днем науки
Поздравляю вас, друзья.
Пожелать больших успехов
Вам хочу сегодня я.

Пусть вас радуют открытья.
Окрыляет пусть прогресс.
Новых вам идей желаю,
В жизни - значимых чудес.

Желаю сделать вклад бесценный
В науки непрерывных рост,
Пусть будет он первостепенным,
Пусть на него найдется спрос.

Ты заслужил на день науки
Услышать множество похвал,
Пускай не будет в жизни скуки,
Но лишь идей прекрасных шквал!

Во Всемирный день науки желаю, чтобы ум всегда был светлым, чтобы гранит науки грызть было легко, чтобы путь к высоким результатам был верным, чтобы к глобальным вопросам были найдены только правильные ответы, чтобы и в науке, и в жизни работали законы счастья и закономерности удачи.

Со Всемирным днем науки!
Вдохновенье все наполнит пусть вокруг,
Пусть не будет в головах у нас печали, скуки,
А успех нам будет, словно верный друг.

Пусть терпение к победе
Нас всегда уверенно ведет.
Настроенье позитивом «светит»
И душа от счастья пусть цветет.

Во всемирный день науки
Я хочу тебе сказать -
Чтоб не знать хандры и скуки,
Нужно знанья получать.

Развиваться с каждым годом,
Конструктивным быть всегда,
Чтоб зажглась на небосводе
Твоя личная звезда!

Всемирный день науки,
Ученых поздравляю,
Больших открытий новых
Вам от души желаю.

Пусть будет вдохновение,
Желание трудиться,
К вершинам новых знаний
Всегда-всегда стремиться.

Желаю вам зарплаты
В купюрах иностранных,
И перспектив в науке
Огромных, многогранных.

Наука в жизни так важна,
Ведь станет без нее прогресс!
У всех пусть вызовет она
Огромный в жизни интерес!

Желаю, чтобы развивались
Всегда все отрасли наук,
Чтоб ежедневно создавались
У нас новации вокруг!

Сегодня дата важная -
Большой науки день.
Ученые отважные,
Работать вам не лень!

Научные открытия
Нам облегчают быт,
Так пусть эти события
Имеют место быть!

Всемирный День науки
Сегодня отмечают
И жмут друг другу руки,
И нежно поздравляют!

И мы желаем тоже,
Наука пусть поможет,
Открытий больше станет,
И новый век нагрянет!

Лекарства от болезней -
Нет ничего полезней,
Наука нас спасает,
Мы всех Вас поздравляем!

Рыцари науки,
Вы каждый день в строю,
Идеи вам и мысли
Покоя не дают.

От вас одних зависит
Развитие и прогресс,
Сегодня День науки
Мир отмечает весь.

Наука не приемлет
Кордонов и границ,
Раздела нет на нации,
В ней миллионы лиц.

Ученых всей планеты
В праздник поздравляем,
Открытий грандиозных
Каждому желаем.

Внеклассное мероприятие

Тема: «День Российской науки»

Подготовила: Бугаева Л.С.

ДЕНЬ РОССИЙСКОЙ НАУКИ

Ученик. Школа, здравствуй! Мы знакомы!

Школа, я твой - ученик!

Ты - мир знаний, тайн, открытий!

Школа наша - наш учитель!

Отчего сегодня в школе

Очень суетливо вдруг?

Потому что мы сегодня

Отмечаем День Наук!

Без наук мы никуда,

Ни туда и ни сюда.

Чтобы стать геологом, врачом иль космонавтом

С детских лет науки нужно изучать нам.

Законы физики, таблицу умножения,

Английский, химию сегодня учим мы.

И знаем точно, что науки эти

Нам всем и каждому нужны!

Ведущий. Над буйным хаосом стихийных сил

Сияла людям Мысль, как свет в эфире.

Исканьем тайн дух человека жил,

Мощь разума распространялась в мире.

Упали в прах обломки суеверий,

Наука в правду превратила сон:

В пар, в телеграф, в фонограф, в телефон,

Познав составы звезд и жизнь бактерий.

Как наша прожила б планета,

Как люди жили бы на ней

Без теплоты, магнита, света

И электрических лучей?

Что было бы? Пришла бы снова

Хаоса мрачная пора.

Лучам приветственное слово.

Науке - громкое “Ура”!

Слайд № 2

Ежегодно 8 февраля отмечается профессиональный праздник российских ученых - День российской науки. Этот праздник был установлен Указом Президента РФ в 1999 году.

Выбор даты проведения Дня науки отсылает нас к истории Российской Академии наук. По императорскому распоряжению 8 февраля (28 января по старому стилю) 1724 года в России была учреждена Академия наук.

Слайд № 3,4

Академия наук была переименована в Академию наук СССР, а в 1991 г. - в Российскую академию наук.

Слайд № 5

В 1999 г. Указом Президента РФ от 7 июня в этот день был учрежден праздник российских ученых - таким образом власти ознаменовали 275-ю годовщину Российской академии наук. Российская академия наук сегодня – это крупнейший научно-исследовательский центр нашей страны. В структуру РАН включены девять отделений по областям и направлениям науки, три отделения и пятнадцать научных центров регионального характера. Существуют также отраслевые государственные академии наук: «Российская академия образования», «Российская академия медицинских наук», «Российская академия сельскохозяйственных наук», «Российская академия архитектуры и строительных наук», «Российская академия художеств».

№ слайда 6

Описание слайда:

Четырнадцать российских и советских ученых были отмечены Нобелевскими премиями. Первым из удостоенных, в 1904 году, стал академик И. П. Павлов за работу по физиологии пищеварения, далее, в 1908 году, - И. И. Мечников за труды по иммунитету. Последним российским лауреатом стал физик К. С. Новосёлов, в 2010 году получивший Нобелевскую премию за новаторские эксперименты по исследованию двумерного материала графена.

№ слайда 7

Описание слайда:

В советские времена День науки отмечался в третье воскресенье апреля. При выборе даты руководствовались тем, что в 1918 году между 18 и 25 апреля В.И. Ленин составил «Набросок плана научно-технических работ». До сегодняшних дней многие научные коллективы отмечают День науки «по старинке», то есть, в третье воскресенье апреля. Почтовая марка СССР

№ слайда 8

Описание слайда:

Многолетняя традиция отмечать отечественные научные успехи в России была прервана в начале 90-х годов, но в конце прошлого века была вновь возобновлена.

№ слайда 9

Описание слайда:

В настоящее время в структуру Российской академии наук (РАН) входят девять отделений по областям и направлениям науки и три региональных отделения, а также 15 региональных научных центров. Всего в Академии насчитывается 470 научных учреждений, более 55 тысяч научных сотрудников, в том числе, более 500 академиков и 800 членов-корреспондентов.

№ слайда 10

Описание слайда:

С 18 века до наших дней Россия вносила огромнейший вклад в развитие мировой науки. Михаил Васильевич Ломоносов, Иван Петрович Павлов, Дмитрий Иванович Менделеев, Константин Эдуардович Циолковский, Петр Леонидович Капица, Лев Давидович Ландау, Игорь Васильевич Курчатов, Павел Сергеевич Александров, Сергей Павлович Королев - вот только малая часть имен российских ученых, внесших вклад в мировую науку. Россия стала первой страной, где было разработано учение о биосфере, впервые в мире в космос запущен искусственный спутник Земли, введена в эксплуатацию первая в мире атомная станция.

№ слайда 11

Описание слайда:

Во все времена наука являлась мощным ресурсом экономических преобразований, важнейшей составляющей национального богатства, движущей силой технического прогресса. Научно-технический потенциал любой страны - это важнейший национальный ресурс, одна из основ промышленного развития. Использование научных знаний обеспечивает экономический рост страны, благодаря достижениям науки и порожденным ею технологиям значительно повышается благосостояние населения.

№ слайда 12

Описание слайда:

День российской науки - это прекрасный повод привлечь внимание общественности, деловых кругов, молодежи, школьников к огромным возможностям науки.

Слайды №№ 13,14

В1: До сих пор со времён Ломоносова

Неизменна эта традиция -

Юных Сеченовых и Амосовых

Производят в российских провинциях!

В2: Вы – наследники мудрых гениев,

Но шагаете путями своими!

Пусть вы юные, тем не менее –

Вы любые преграды осилите!

В1: Главное, чтоб сердцу было тесно

Среди серых бескрылых идей,

В2: Мечтай же, ученик, загадок – бездна!

Нам хочется, чтоб поскорее ты проник...

А в небе мерцают прекрасные звезды,

И свет Земли отражается в них!

В1: Храните науку! Священные узы ее и искусства!

И в самые тяжелые, трудные годы и дни,

В лютый мороз, нестерпимый зной.

Несмотря на угрозы, боль заглушая,

Назло всем печалям и бедам, помните.

Вы – дети Земли! Вы – молодость мира ее!

В2: Так пусть же символом сегодняшнего дня станет мудрая сова

К защите проектов готовы?

Защита проектов!

А теперь небольшая викторина. (Для параллелей звучат разные вопросы.)

Вопрос
-Говорят, что в Древней Греции были очень справедливые законы. Один из них гласил: «Если кто кому выколет глаз, то сам должен лишиться глаза…» - и к этому было добавлено: «…а кто выколет глаз одноглазому, тот…» Какое наказание следовало за это деяние? (Тот лишится обоих глаз.)
-Богиню мудрости в Древнем Риме называли Минерва. А как ее звали в Греции? (Афина.)
- Что означает «акробатика» в переводе с греческого? (Ходить на цыпочках.)
Вопрос

Кто был любимым героем английских баллад? (Робин Гуд.)
- Слово французского происхождения, но впервые этот институт государственной власти появился в Англии. (Парламент.)
-Какое животное в Англии состоит на государственной службе и получает зарплату? (В Британском музее служат 6 кошек за 50 фунтов стерлингов.)
Вопрос

Как называли в Бразилии участки земли, которыми завоеватели-португальцы наделяли переселенцев из Португалии? (Фазенда.)
- Одно из прозвищ великого бразильского футболиста Насименто. (Пеле, Черная жемчужина.)
9-11-е классы.
- Самба - очень популярный танец в Бразилии. Но ни один такой танец не обходится без негритянских «атабаке» и «аже». Что это? (Большой барабан, инструмент в форме глиняного сосуда, внутри которого маленькие камешки.)

Вопрос

- Данное слово имеет несколько значений: птица, обитающая в Африке; человек, без которого не обходится ни один директор организации. Какое это слово? (Секретарь.)
-Родиной какого домашнего животного считается Африка? (Кошки.)
-Какое животное, родственное встречающемуся в наших лесах, можно встретить только в Африке? (Кабан африканский бородавочник.)
Вопрос

Какое приспособление для путешественников изобрели в Китае? (Компас.)
-Это «яблоко», по мнению голландцев, росло только в Китае. (Апельсин.)
Вопрос

Как в Индии называется князь? (Раджа.)
-Как мы называем цифры, изобретенные в Индии? (Арабские.)
-В Индии существуют два государственных языка. Какие? (Хинди и английский.)

Вопрос

- В Испании проводится фестиваль овоща, который используют для профилактики простудных заболеваний. (Фестиваль чеснока.)
- Основной доход испанская казна получает от так называемой «промышленности без труб». Что скрывается под этой фразой? (Туризм.)
-Почему говорят, что на территории Испании есть не одна Испания, а много? (Из-за разнообразия природных условий, которым не отличаются другие европейские страны.)
Ведущий. Леди и джентльмены! Дамы и господа, я весьма довольна тем, что сегодня увидела. Мне бы хотелось наградить достойнейших.

Подведение итогов.

В2: Награды вручены! Таланты признаны!

И аксиома о талантливых учениках десятой - не нова!

Пусть любознательность учащихся лишь только высится!

Пусть пыл исследовательский и запал открытий будут навсегда!

В2: Пусть пронесут по жизни дети, словно знамя,
Полученные в школе знания и интерес к науке!
Пусть применяют их в делах, учёбе, жизни рьяно
А мы гордиться ими всегда будем!.

В1: Главное, чтоб сердцу было тесно

Среди серых бескрылых идей,

Чтоб оно рвалось к научной мысли,

В мире открытий, безумных затей!

В2 : Для произнесения торжественной клятвы просим встать.

В1: Мы, учащиеся Молотинской средней школы клянемся:

    всегда пытаться проникнуть в суть окружающего мира;

    учиться черпать силу духа в том светлом и вечном, что создала человеческая культура;

    высоко нести честь нашей школы;

    своими знаниями и успехами укреплять ее позиции селе и за его пределами;

    овладевать преподаваемыми предметами с постоянным упорством;

    штурмовать читальные залы библиотек, сайты сети Интернет.

В2: Да здравствуют музы, да здравствует разум!
Ты, солнце святое, гори!
Пусть тайны науки пред нами бледнеют
И радость открытий нас ждёт впереди!

В1: Пусть ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце,

да здравствует разум,

да здравствует ум,

Хором: да скроется тьма!

ЛИТЕРАТУРА

      Дубровин Л.И. Человек на ледяном континенте. - Л.: Гидрометеоиздат, 1976. - 176 с.

      Брегман Г.А. Капитан А. С. Кучин. - Летопись Севера: Ежегодник по вопросам исторической географии, истории географических открытий и исследований на Севере. Т. 3. - М.: Географгиз, 1962. - 288 с.

      Сенкевич Ю.А, Шумилов А.В. Их позвал горизонт. - М.: Мысль, 1987. – 213 с.

      Трешников А.Ф. Руал Амундсен - Л.: Гидрометеоиздат, 1972. - 63 с.

      Павлова В. Капитан Кучин // Орловский Вестник. - 2008. - 08 октября [Электронный ресурс]. - URL: http://vestnik.efactory.ru/?article=13548 (дата обращения: 05.03.2012).

      Amundsen R. Sydpolen. Den norske sydpolsfærd med Fram 1910–1912. - Kristiania.: J. Dybwads, 1912. - 424 р.

      Едемская А. Он мог стать вторым Ломоносовым //Правда Севера - 2011. - 20 апреля [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pravdasevera.ru/?id=1051772571 (дата обращения: 04.03.2012).

      Шпаро Д.И., Шумилов А.В. Путь, прочерченный пунктиром // Вокруг света.- 1977. - № 7. - С. 22-30.

В этот день возможно проведение игры «Наука - это мы», способствующей определению общей эрудиции и проверки знаний, получаемых при изучении школьной программы. В игре принимает участие три команды, так же выбирается жюри, помощники и ведущий. Эту игру можно проводить или в актовом зале или в классной комнате.

Игра для школьников «Наука - это мы»

Ход игры

Ведущий : Здравствуйте, ребята! Сегодня наша игра посвящена науке.

О, сколько открытий чудесных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг.

Наш первый конкурс называется «Что за наука?» Мы сейчас выясним, знают ли наши команды названия различных научных дисциплин. Каждой команде выдается по одной карточке с тремя вопросами и вариантами ответов на них. Команды по очереди зачитывают первый вопрос и пробуют ответить на него. Если они отвечают правильно, то им засчитывается два балла, если не правильно, то у других команд есть возможность ответить. За правильный ответ на чужой вопрос команде прибавляется один балл.

Вопросы для первого конкурса:

1. Наука о звуке - (статистика, звукология, акустика).

2. Наука о мхах - (агрохимия, биология, этнология).

3. Наука, изучающая влияние звезд - (астрология, астрономия, звездочетство).

4. Наука о наследственности человека - (физиология, психология, генетика).

5. Наука о скоростях различных процессов - (механика, статистика, кинетика).

6. Наука о бумажных деньгах - (териология, бонистика, анализ).

7. Наука, изучающая древние рукописи - (палеография, лингвистика, геокриология).

8. Наука о птицах - (методология, орнитология, энтомология).

9. Наука о пещерах - (селенология, краеведение, спелеология).

(Жюри объявляет баллы за первый конкурс.)

Ведущий: Мы с вами переходим ко второму конкурсу, который называется «Недосказанные слова». Сейчас я буду читать записки члена экипажа одного космического корабля, но некоторые слова я не буду произносить. Первое слово должна досказать первая команда, второе - вторая и так далее. Но сложность состоит в том, что недосказанные слова заполняются по алфавиту. То есть первое недосказанное слово начинается на букву «А», второе - на «Б» и т. д. Для облегчения вашей задачи каждой команде помощники раздают алфавит. Внимательно слушайте рассказ и старайтесь вставить не просто слово, начинающееся на нужную букву, но и следите за тем, чтобы оно подходило по смыслу.

Пример рассказа (в рассказе указаны те слова, которые подразумевались автором, но в конкурсе, конечно же, учитывается любой ответ)

Когда мы пролетали мимо темного большого (астероида), внезапно зазвенел (будильник). Он говорил о том, что пора (вставать). Я проснулся и с тоской вспомнил об отсутствующих в данный момент утренних (газетах), которые я с удовольствием читал на Земле, сидя на (диване). Тут я понял, что уже давно хочу (есть), так как что-то заурчало в моем (животе). Чтобы не подвергать опасности свое (здоровье), я направился в каюту с припасами. По пути я остановился возле большого (иллюминатора) и зачарованно поглядел в (космос). Звезда продвигалась по Млечному пути, как (лодка) и я подумал, что в звездах все-таки скрыта какая-то загадка и (мистика). Так, постепенно, наш корабль продвигался к планете, где царствует темная (ночь). Прибыв на планету, мы высадились на небольшой (остров). Похоже, что до нас здесь уже успели побывать космические (пираты). Раскопанные неизвестные породы, следы от космического корабля - все это их (работа). На этой планете никогда не было зимы, а, следовательно, белого пушистого (снега). Внезапно мы услышали (треск), который доносился с горного (утеса). Затем из-за горы выглянула испуганная (физиономия), поспешно спряталась и (хрюкнула) как дикая свинья. Мы подобрались к горе на (цыпочках). На камне сидело существо, внешне похожее на (человека). Вдруг поднялся невероятный (шум) и существо нырнуло в море, как (щука). Ревели двигатели, и в горах раздавалось гулкое (эхо). Когда все стихло, мы заметили у берега необычное судно. Подойдя поближе, мы увидели лишь молодого (юнгу), который махал существу, которое нырнуло в море, и теперь подплывало к судну. Существо поднялось на корабль. Они подняли (якорь) и поплыли к горизонту.

(Жюри оценивает конкурс по 10-балъной системе.)

Ведущий: Итак, мы подходим к нашему последнему конкурсу - «Хронология». Командам необходимо определить в каком порядке появились те или иные предметы, произошли те или иные события: от более ранних - к более поздним. Я буду зачитывать определения, и одновременно помощники выносят табло, где эти определения написаны. Та команда, которая быстрее справится с заданием - поднимает руку и в случае правильного ответа получает три балла. Если команда дала неправильный ответ, то другая команда может попробовать дать ответ, в случае правильного ответа она получает два балла.

Варианты заданий.

1. Ислам, конфуцианство, буддизм. (3, 2, 1)

2. Полтавская битва, Бородинское сражение, Ледовое побоище. (3,1,2)

3. Египетские пирамиды, Великая Китайская стена, римский Колизей. (1, 2, 3)

4. Микроскоп, микрофон, микрокомпьютер. (1, 2, 3)

5. Эйфелева башня, Статуя свободы, Белокаменный Московский Кремль. (3, 2, 1)

6. Акваланг, электрическая лампочка, механические часы. (3,2,1)

8. Серные спички, порох, динамит. (2, 1, 3)

9. Слалом, бадминтон, шахматы. (3, 2, 1)

(Жюри подводит итоги, помощники награждают победителей, ведущий прощается со всеми.)

Материал предназначен для классных руководителей, воспитателей и родителей. Мой конспект предназначен для старших школьников, учащихся 15-17 лет. Мероприятия в учебных заведениях позволяют школьникам раскрыть свои творческие способности, раскрываются знания и внутренний потенциал старшеклассников.
Цель мероприятия:
поздравить научных сотрудников, способствовать развитию умения работать в коллективе.
Задачи: научить ребят ответственности; воспитать любовь к научной деятельности; развить чувство общественной значимости науки в стране; развитие логического мышления, внимания и речи.
Предварительная подготовка к мероприятию, оформление кабинета вывеской, шарами.
Форма: интеллектуальная игра
Ход внеклассного мероприятия:
Классный руководитель:
Добрый день, ребята! Сегодня в День российской науки мы хотим, чтоб в нашей стране уважали научные успехи наших ученых, и чтоб, вы, ребята осознавали огромные возможности мировой науки.
Ученица:
Ведь, как известно, День российской науки в нашей стране отмечается ежегодно 8 февраля. С праздником всех научных сотрудников!
Классный руководитель:
Праздник был учрежден указом президента РФ Б. Н. Ельциным в 1999 году.
Ученица:
8-го февраля 1724 года указом правительствующего сената по распоряжению Петра I в России была основана Академия наук.
Классный руководитель:
В 1925 году она была переименована в Академию наук СССР, а в 1991-ом – в Российскую академию наук.
Ученица:
Это немного из истории праздника. А сейчас время конкурсной части нашего мероприятия. Здесь вы сможете раскрыть свои знания о ученых.
Классный руководитель:
Первый конкурс легкий. Он называется «Фамилия ученого». Условие простое. В коробке смяты небольшие листы бумаги, где в каждом указана первая буква фамилии одного ученого. Ваша задача сказать фамилию ученого на попавшую букву. Вы можете указать от 1 до 3-х фамилий, как вспомните.
Ученица ходит и подносит коробочку с замятыми листочками бумаги. Буквы можно напечатать заранее. Ниже приведены примеры букв и возможные ответы учащихся.
А: Ампер А.-М.;
Л: Ломоносов М. В.;
П: Пирогов Н. И.;
С: Сеченов И. М.;
М: Мечников И. И. и т.д.
Для второго конкурса ребята должны будут разделиться на две группы. Содержание задания можно напечатать заранее.
Ученица: Второй конкурс «Правильное соответствие». Условия таковы: вам выдаются листы бумаги, где указаны фамилии, а на других название должности ученого или академика. Ваша основная задача установить правильное соответствие.
3 соответствия на одну группу.
Слова: советский ученый, основоположник практической космонавтики, российский ученый в области механики, основоположник современной гидродинамики и аэродинамики, педагог и популяризатор науки, член-корреспондент РАН, М. В. Ломоносов, автор учебника «Органическая химия», Е. Н. Жуковский, ученый – естествоиспытатель, поэт, реформатор русского языка, Л. Д. Ландау, советский математик, академик, Д. И. Менделеев, П. С. Александров, советский физик, академик, нобелевский лауреат, С. П. Королев.
Правильные ответы: Е. Н. Жуковский - основоположник современной гидродинамики и аэродинамики, педагог и популяризатор науки, член-корреспондент РАН; Д. И. Менделеев - автор учебника «Органическая химия»; Л. Д. Ландау - советский физик, академик, нобелевский лауреат; С. П. Королев - советский ученый, основоположник практической космонавтики; П. С. Александров - советский математик, академик.
Классный руководитель:
Молодцы! Следующий конкурс «Я - лучший чтец». Вам выдаются отрывки из од М. В. Ломоносова Г. Р. Державина. Оценивается выразительность чтения. Из двух групп ребята сами выбирают, кто будет читать отрывок.
Первой группе:
Ода на день брачного сочетания Их Императорских Высочеств Петра Феодоровича и княгини Екатерины Алексеевны 1745 г.(М.В. Ломоносов)
1
Не сад ли вижу я священный,
В Эдеме Вышним насажденный,
Где первый узаконен брак?
В чертог богиня в славе входит,
Любезнейших супругов вводит,
Пленяющих сердца и зрак.
В одном геройский дух и сила
Цветут во днях уже младых,
В другой натура истощила
Богатство всех красот своих.
2
Исполнил Бог свои советы
С желанием Елисаветы:
Красуйся светло, Росский род.
Се паки Петр с Екатериной
Веселья общего причиной:
Ликуйте, сонмы многих вод.
Рифейских гор верьхи неплодны,
Одейтесь в нежный цвет лилей;
Пустыни и поля безводны,
Излейте чистый ток ключей.
3
На встоке, западе и юге,
Во всем пространном света круге
Ужасны росские полки,
Мечи и шлемы отложите
И в храбры руки днесь возьмите
Зелены ветви и цветки.
Союзны царства, утверждайте
В пределах ваших тишину,
Вы, бурны вихри, не дерзайте
Подвигнуть ныне глубину.
Второй группе:
Ода на великость.(Г. Р. Державин)
Живущая в кругах небес
У Существа существ всех сущих,
Кто свет из вечной тмы вознес
И твердь воздвиг из бездн борющих,
Дщерь мудрости, душа богов!
На глас моей звенящей лиры
Оставь гремящие эфиры
И стань среди моих стихов!

Возлегши на твоих персях,
Наполнясь твоего паренья,
Я зрю, - блистает свет в очах;
Я мню, - перо творит веленья!
Восторгся дух зарей в чертог!
Страны вселенныя, взирайте,
Божествен образ познавайте:
Великость в человеке - Бог!

Светила красныя небес,
Теперь ко мне не наклоняйтесь;
Дубравы, птицы, звери, лес,
Теперь на глас мой не сбирайтесь:
Для вас высок сей песни тон.
Народы! вас к себе сбираю,
Великость вам внушить желаю,
И вы, цари! оставьте трон.

Ученица:
Получилось очень неплохо! Конкурс «Художники». Перед вами стол, где лежат листок бумаги и фломастеры. Команды должны нарисовать картину, которая будет содержать научную тематику. Возможно, у вас получится нарисовать книгу, глобус или стакан с карандашами. Глаза у одного участника завязываются шарфиком, двое могут подсказывать. Затем по команде первый человек меняется на другого, участники завязывают глаза, а далее тоже самое делает третий участник. До последнего человека в команде. Оценивается аккуратность и правильное рисование.
Классный руководитель:
Вот так плавно подошли к последнему конкурсу, который называется «30 секунд». Выбрав участника, который будет выполнять данное задание, за 30 секунд должен будет назвать слова, которые относятся к науке.
Пример: карта, широта, долгота, исследование, труд, учебник, академик, сборник, рукопись и т.д. Время для перечисления слов по секундомеру измеряется в 30 секунд.
Ученица:
Ну, вот и подошло наше внеклассное мероприятие к концу! Я хочу поздравить всех российских научных сотрудников и ученых с праздником, Днем науки. Пусть каждый ваш труд будет всемирным признанием!
Классный руководитель раздает благодарности участникам мероприятия.
Классный руководитель:
Мы гордимся достижениями академиков, ученых и научных сотрудников! Благодаря вам наше общество движется вперед. С праздником! Спасибо! До свидания!
Источники:
Г. Р. Державин Ода на великость. 1774. Режим доступа:
М. В. Ломоносов. Ода на день брачного сочетания Их Императорских Высочеств Петра Феодоровича и княгини Екатерины Алексеевны 1745 г.