Период Средневековья (от лат. media - середина) занимает срединное положение между временем Древнего мира и Новым временем. Переход к нему ознаменовался эпохой Возрождения, Великими географическими открытиями, промышленным переворотом и зарождением рыночной экономики.

Хронология начала периода Средних веков не вызывает сомнений. За точку отсчета принято считать V в н.э., точнее, 476 г. н.э., когда вождь германских варварских племен Одакр сместил последнего императора Западной Римской империи Ромула Августула. Слово "варвары" произошло от "барбарос", так греки называли всех, непонятно болтающих на неизвестном им и неблагозвучном языке.

Слово это стало нарицательным для разрушителей материальных и духовных ценностей. К тому же представители племен - покорителей Рима находились на более низком уровне общекультурного развития, чем греки и римляне.

Для всех, кто изучает экономическую историю человечества, представляется наиболее разумным начать точку отсчета Нового времени, следующим за средневековьем с событий промышленной революции в Англии в 60-х гг.

Условно все Средневековье можно поделить на три этапа:

первый - раннее Средневековье с конца V - начала VI в.

второй - расцвет Средневековой цивилизации с X по XV в.;

третий - позднее Средневековье - с конца XV до середины XVIII в.

Итак, время действия определено.

Место действия - Европа. Слово это произошло от "Эреб" - "Запад" (в переводе с семитского). При греках и римлянах Европа рассматривалась как объект для сбора контрибуций. Она была как бы варварской периферией, границей Римской империи. С севера на юг континент располагается от Северного Ледовитого океана до берегов Средиземного моря, с запада на восток - от побережья Атлантики до Уральских гор.

Итак, еще со времен античности понятие Европы отождествлялось с географическим определением "Запад" и противопоставлялось "Асу" (в переводе с семитского "Азия"), или Востоку. Для народов и стран, заселявших уже в те века Европу, можно выделить общие черты экономического, социально-политического и социокультурного развития.

На континенте издавна выделялись страны Западной Европы: Англия, Франция, Германия, Бельгия, Голландия, Италия, Испания, Португалия, Скандинавские страны. Здесь быстрее, чем в Восточной Европе, проходили процессы феодализации и индустриализации, ярче проявлялись достижения в науке и технике. Кельтские и германские племена входили в состав Римской империи и имели возможность познакомиться и перенять некоторые достижения передовой для того времени античной цивилизации.

Западноевропейские страны с окончанием Великого переселения народов утвердились в государственных границах. Они активно пользовались преимуществами и выгодами своего географического положения. Окружавшие их моря и реки, пересекавшие равнины и горы, содействовали торговле и первичным обменам информацией о различного рода новшествах материальной культуры.

Восточная Европа стала местом расселения славянских племен, оказавшихся по географическому положению дальше от морей и старинных мировых центров культуры.

Своеобразным форпостом Европы на востоке была Византия - правопреемница Восточной Римской империи.

Основной особенностью раннего Средневековья было зарождение феодализма в молодых европейских государствах.

Качественно новая цивилизация - Западная (Европейская) формируется именно в Средние века на основе синтеза отношений частной собственности и колоната (арендных отношений) античности и общинно-коллективистских начал европейских племен.

Третьей составляющей этого синтеза новой цивилизации была материальная и духовная культура Древнего Востока - фундамента всей мировой цивилизации. Не учитывая эти тесно взаимосвязанные процессы, определившие материальный базис европейской цивилизации, не понять особенности прогресса экономики Европы в Средние века, формирование мирохозяйственных связей.

К началу Средневековья производительные силы Древней Греции и Рима во многом были разрушены, памятники материальной и духовной культуры погибли в огне пожарищ при набегах варварских племен, в беспрерывных войнах, при активной миграции больших масс населения.

Забыты были многие трудовые навыки, утеряны квалификации ремесленников. В раннем Средневековье на весьма низком уровне находилось развитие техники и знаний людей об окружающем мире.

Это вело к низкой производительности труда.

Средние века

Превалировало ручное, кустарное производство. Для успешного освоения огромных новых пространств на севере и в центре Европы, покрытых густыми лесами, примитивными были средства сообщения. Плохая связь между отдельными регионами затрудняла обмен опытом экономической жизни, что тоже сдерживало прогресс. Войны, эпидемии чумы и холеры, массовые заболевания людей и домашних животных сильно подрывали производительные силы общества.

Но одновременно проходил важнейший процесс складывания современных государств, в рамках которых начали постепенно формироваться национальные хозяйственные комплексы.

Появление уже в ХШ в. в Англии парламента, затем первых конституций в ряде стран в законодательном порядке закрепляло право частной собственности на основные средства производства. Труды ученых по химии, математике, астрономии, медицине, механике использовались в технических усовершенствованиях, мореплавании; рос уровень жизни людей. Распространению знаний, накопленных человечеством, способствовало книгопечатание. Через 1000 лет после падения Древнего Рима плеяда гениальных мыслителей, возглавляемых по праву Леонардо да Винчи, поставила на службу людям производственный и культурный опыт античности.

Они достигли новых высот в технике, науке, искусстве, частенько при этом заглядывая далеко вперед, опережая свое время. Эпоха Возрождения явилась не только расцветом средневековой цивилизации, но и достойно вводила человеческое общество в Новое время, проведя его через Великие географические открытия.

Итак, не получилось плавного перехода, поступательного движения в развитии производительных сил по восходящей линии от эпохи Древнего мира к Средним векам, но несомненен был экономический прогресс, особенно характерный для третьего периода Средневековья.

Раннее Средневековье (V-X века)

Вопрос о численности населения Европы в целом и отдельных её регионов в эпоху Раннего Средневековья в современной истори-ческой науке до сих пор остаётся дискуссионным. В силу отсутствия точных статистических данных мы можем назвать лишь самые при-близительные цифры.

Так, к середине V в.

самым густонаселённым регионом Европы оставалась Италия, где проживало 4-5 млн человек, на территории современной Франции жило 3-5 млн, в Испании — около 4 млн, в Германии — до 3 млн, на Британских островах — около 1 млн.

Средние века это какие года?

Чис-ленность населения Европы постоянно менялась. Неурожаи, эпиде-мии, непрекращающиеся войны приводили к демографическому спаду. Но с начала VII в. численность европейского населения начи-нает постепенно увеличиваться.

Однако прирост населения в Европе в эпоху Средневековья не был ни последовательным, ни постоянным.

В значительной степени он зависел от изменения продолжительности жизни, рождаемости и смертности. В Раннее Средневековье средняя продолжительность жизни мужчины составляла 40-45 лет, женщины — 32-35 лет.

Столь короткий срок жизни можно объяснить истощённостью организма вследствие постоянного недоедания, частыми эпидемиями, постоян-ными войнами, набегами кочевников. Также факторами, влияющи-ми на сокращение средней продолжительности жизни женщин, бы-ли ранние браки и короткие интервалы между рождениями детей.

Высокое и позднее Средневековье (XI-XV века)

Общий рост численности населения, начавшийся ещё в VII в., продолжается вплоть до начала XIV в.

К этому времени в Италии, во Франции и в Испании проживало по 10-12 млн, в Германии — 9 млн, на Британских островах — около 4 млн человек. Это был мак-симум, который могла прокормить традиционная сельскохозяйст-венная экономика.

В середине XIV в. ни с чем не сопоставимый удар по численности европейского населения нанесла страшнейшая эпидемия чумы, получившая название «чёрная смерть».

По разным данным, она унесла от половины до двух третьих населения Евро-пы. После этой, самой страшной волны чума ещё не раз возвраща-лась в Европу. Так, огромными жертвами сопровождалась и чумная эпидемия 1410-1430 гг. Восполнить потери населения, нанесённые чумой, удалось лишь к началу XVI в. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Средняя продолжительность жизни

Наступившая к началу XI в.

социально-политическая стабилиза-ция, рост урожайности, общий экономический подъём, снижение частоты и интенсивности эпидемий привели к увеличению средней продолжительности жизни: у мужчин — до 45-50 лет, у женщин — до 38-40 лет.

Число людей старше 50 лет в XII в. составляло 12-13 % общей численности населения. В XI-XII вв. в семьях увеличивается число детей, что связано со снижением уровня детской смертности вследствие улучшения условий жизни.

Материал с сайта http://WikiWhat.ru

На этой странице материал по темам:

  • Население средневековой европы

  • Численность населения прикамья в средневековье

  • Продолжительность жизни в европе в средние века

  • Дчисленность населения городов средневековья

  • Численность населения в средневековья сиолицы

Средние века охватывают период с V по XVII век. В ранние периоды Средневековья у многих народов началось формирование государственности, которое сопровождалось масштабными завоевательными походами и созданием огромных раннефеодальных государств.

Все битвы и сражения, происходившие в это время, отличались особой жестокостью, кровопролитностью и тотальным разграблением вражеских территорий. В дальнейшем развитие феодальных отношений стало основой для политической раздробленности и долгих междоусобных войн.

На стыке древности и Средневековья в истории Европы, Азии и Северной Африки существовал еще один период, который получил название «Великое переселения народов».

Происходила миграция варварских племен Азии и Европы на территории древних центров цивилизации, где создавались варварские государства. Они‑то и стали основой средневековых государств. При этом новые общественные отношения и культура, сложившиеся в них, позднее оказали огромное влияние на соседние народы, развитие которых никто не прерывал насильственным путем.

В результате этого сформировались средневековые феодальные государства с более или менее существенными политическими и экономическими различиями.

Раннее Средневековье (V–XI века) многие историки считают периодом упадка военного дела. Только время от времени наблюдались кратковременные военные успехи того или иного народа, полководца или какого‑нибудь государства. Среди них можно назвать отдельные моменты арабо‑мусульманских завоеваний, походы викингов, военные достижения франкской империи Карла Великого, китайской империи Тан, державы Махмуда Газневи.

Происходило упрощение военного дела, т.

е. все было как во времена военных вождей, только теперь уже в христианских государствах. В результате этого численность войск резко сократилась, но зато качество бойца‑профессионала, который посвящал жизнь военному искусству, заметно возросло. Сражения в раннем Средневековье происходили между крошечными, в несколько сотен или тысяч бойцов, армиями.

Для сложных построений и маневров людей катастрофически не хватало.

Вооружение и снаряжение рыцарей оставались незатейливыми. Основным оружием были меч и копье. В дополнение к ним имелись боевые топоры и дубины. Пешие воины начали применять сложносоставные луки восточного типа.

К XI веку в Европе появился арбалет. Интересен тот факт, что лук и арбалет считались в то время самым опасным оружием, потому что стрела, пущенная с близкого расстояния, легко пробивала кольчугу.

Чтобы как можно ближе подойти к противнику, войска стали строить колонной и клином.

Рыцари, как правило, старались сохранять своих коней для атаки. Они давали им отдыхать, потому что тяжелое снаряжение воинов крайне утомляло животных. Рыцари ехали обычно шагом, и в это время являлись идеальными мишенями для лучников и арбалетчиков.

И такие вот войска в XI–XII веках во время Крестовых походов столкнулись с армиями мусульман.

Немедленно начали возникать проблемы. Мусульманские воины унаследовали замечательные военные традиции Ирана и восточных регионов Римской империи.

Их защищали кольчуга и стеганный на вате кафтан, поверх которого надевался панцирь, состоящий из связанных между собой пластин. Сфероконический шлем был снабжен полумаской из стали и кольчужной бармицей (деталь шлема, прикрывающая шею, а иногда и лицо).

Мусульманские воины носили с собой круглые, небольшого размера щиты, поножи из кожи, усиленной стальными бляхами.

Столкновение упрощенной европейской военной машины с гораздо более сложной и развитой восточной высветило тем не менее два важных преимущества европейцев – стойкость и выносливость.

Европейские владыки на Востоке набирали наемников в отряды конных лучников из местных жителей. Таких воинов называли туркопулами. Для усиления дисциплины рыцарям пришлось отказаться от многих радостей жизни, укротить гордыню и спесь и соблюдать субординацию. Тогда и стали возникать духовно‑рыцарские ордена.

Учелло. «Битва при Сан‑Романо»

Военные традиции Римской империи практически целиком переняли византийцы. Они использовали сочетание дружин, принадлежавших императору и вельможам, с наемными и союзными отрядами, а также ополчения военнопоселенцев. Вооружение византийцев хотя и напоминало мусульманское, но было ближе к древнеримским прототипам.

Неплохие предпосылки для развития военного дела имелись в Китае, где в распоряжении военачальника, кроме практичных, детально разработанных военных трактатов, находились многочисленные бойцы, отряды кочевых федератов, а также широкий выбор вооружения и мощная производственная база.

Японцы получили изначальный импульс для развития военного дела из Кореи и Китая, где существовал культ оружия.

Особенно большие достижения имелись у японцев в производстве клинков, которые в VII–VIII веках стали изготовлять дамасским способом.

В XIII веке монгольское нашествие практически полностью изменило военное дело в Азии и Европе. Чингисхан и его преемники имели военные успехи только благодаря строжайшей дисциплине, основанной на системе материального поощрения и жесточайших кар за различные проступки.

Дружины степняков превратились в настоящую армию, сохранившую все достоинства кочевого воинства – скорость передвижения, маневренность в походе и на поле боя, а также традиции разделения войска и выделения резервов, приемы ложных отступлений с заманиванием в засаду.

Под монгольским влиянием изменились западноевропейские доспехи. Теперь металл облегал каждую часть тела рыцаря.

Свой вклад в развитие военного дела внесла и Турция. Хотя ударной силой османского войска, как и прежде, были тяжеловооруженные всадники, основу армии составляли пешие стрелки и сабельщики – янычары, воспитывавшиеся в специальных школах.

В середине XVI века всадник имел на вооружении щит из толстой кожи, длинное копье, саблю, или кончар, клевец и пару пистолетов. Эффективность такой конницы в сражении была столь велика, что она послужила в будущем прототипом двух родов конницы – улан и гусар в Европе.

Поскольку продолжалось развитие ремесел и мануфактур, развивались также и товарно‑денежные отношения. В результате этого в Европе стали формироваться централизованные государства. Все эти преобразования создали предпосылку для изменения способов ведения войны, т.

е. стали возникать постоянные войска, превосходящие по своей организованности, вооружению и подготовленности личного состава имевшиеся ранее феодальные отряды и непостоянные армии. В этот период на вооружении армий появилось огнестрельное оружие, которое совершило просто‑таки революционный переворот в способах ведения войн.

В связи с появлением огнестрельного оружия коренным образом изменился состав и организация армий.

Например, тяжелая рыцарская конница исчезла с полей сражения, а пехоту вооружили огнестрельным оружием, и она стала главным родом войск. Кроме этого, возник еще один род войск – артиллерия.

Новые общественные отношения, в основном капиталистические, установились в наиболее экономически развитых странах, к которым относились, в числе прочих, Англия и Нидерланды. В период с XII по XVIII век преобладали, как правило, наемные войска, а массовых армий не существовало.

Сурбаран. «Оборона Кадиса от англичан»

В то время целью для проведения боевых действий была не армия, а территория противника, потому что все войны велись как раз ради захвата новых земель без решительных сражений. Войска много маневрировали, вынуждая врага к отступлению, т. е. война велась не на уничтожение противника, а на его истощение. Такая стратегия стала называться маневренной.

Суть ее состояла в том, чтобы измотать неприятеля маневрами, не прибегая к крупным сражениям. В связи с этим на границах государств строились мощные крепости с сильными гарнизонами. Поэтому солдаты в то время должны были уметь не только выполнять маневры, но и брать штурмом крепости или вести их осаду.

В Средние века сражения происходили на самых разных территориях.

Для примера можно назвать попытку вторжения монголов под командованием Хубилай‑хана в Японию, а японцев – в Корею, борьбу за господство на Средиземном море между христианами и магометанами, войны между европейскими государствами за влияние в мире и авторитет на торговых путях и в колониях.

Дж. С. Копли. «Гибель майора Пирсона»

Все эти причины способствовали выдвижению талантливых военачальников, в том числе адмиралов, которые стали основоположниками морской тактики боя.

Наиболее характерным примером можно считать англо‑голландские войны, при ведении которых поначалу использовались вооруженные коммерческие суда. При проведении сражений корабли выстраивались по‑разному, но чаще всего – в две кильватерные колонны.

Тактике, разработанной голландским адмиралом Рюйтером, был противопоставлен натиск английских флагманов, которые выдвинулись из кавалерийских начальников.

Одержав в этой войне победу, Англия оказалась в положении крупнейшей морской державы, для которой водные пути имели жизненно важное значение. Вполне естественно, что именно в британском флоте находилось много способных адмиралов, отличающихся твердостью характера, крепостью духа и умением вести бои на море.

Среди них можно назвать Ансона и Бенбоу, которые наиболее удачно проявили себя в боях с Францией, Испанией, Голландией и другими странами. Но и французские моряки также выказывали огромное мужество и прекрасное знание морского дела.

Самыми выдающимися из них были Дюкен и Турвиль.

Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 85 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.003 с)…

Сре́дние века́ (средневековье) - принятое в исторической науке обозначение периода всемирной истории, следующего за историей древнего мира и предшествующего новой истории. Понятие Средних веков (латинское medium aevum, буквально - средний век) появилось в 15-16 веках у итальянских историков-гуманистов, считавших предшествующий Возрождению период истории «темными веками» европейской культуры.

Итальянский гуманист 15 века Флавио Бьондо дал первое систематическое изложение истории Средних веков в Западной Европе как особого периода истории, в исторической науке термин «Средние века» утвердился после того, как профессор университета в Галле X.

Келлер назвал одну из трех книг своего учебника «Историей Средних веков» (Ch. Cellarius, Historia medii aevi, a tempori bus Constantini Magni ad Constantinopolim a Turcas captain deducta…, Jenae, 1698). Келлер разделил всемирную историю на античность, средневековье, новое время; считал, что средневековье длилось со времени разделения Римской империи на Восточную и Западную (395) и падения Константинополя (1453). В 18 веке возникла специальная отрасль исторической науки, изучающая историю Средних веков - медиевистика.

В науке Средние века датируются концом 5 века - второй половиной 15 века Условной датой начала средних веков считается крушение Западной Римской империи в 476 году, а дату окончания Средних веков связывают с падением Константинополя в 1453 году, с открытием Америки Х.

Колумбом в 1492 году, Реформацией 16 века. Сторонники теории «долгого средневековья», основываясь на данных об изменениях в жизни простого народа, связывают окончание Средних веков с Великой французской революцией. Марксистская историография, сохранила традиционное трехчленное деление истории на древнюю, средневековую, новую - так называемая «гуманистическая трихотомия».

Она рассматривала Средние века как эпоху зарождения, развития и разложения феодализма. В рамках теории смены общественно-экономических формаций марксисты связывали окончание Средних веков с временем Английской революции середины 17 века, после которой в Европе начал активно развиваться капитализм.

Термин «Средние века», возникший применительно к истории стран Западной Европы, употребляется и по отношению к другим регионам мира, особенно к истории тех стран, у которых существовал феодальный строй. При этом временные рамки средневековья могут отличаться. Например, начало Средних веков в Китае принято датировать 3 веком н.э., на Ближнем и Среднем Востоке - с распространения ислама (6-7 века).

В истории России выделяется период Древней Руси - до монголо-татарского нашествия. Следовательно, начало Средних веков на Руси относится к 13-14 векам. Окончание средневекового периода в России связано с петровскими реформами. Разногласия в хронологии и невозможность применения однозначного применения термина «средневековье» ко всем регионам мира подтверждает его условный характер.

В этом плане разумным представляется рассмотрение средневековья одновременно, как всемирного процесса, и как явления, имевшего в каждой стране свои особенности и свои хронологические рамки.
В узком смысле слова термин «средневековье» применяется только по отношению к истории Западной Европы и подразумевает ряд специфических особенностей религиозной, экономической, политической жизни: феодальная система землепользования, система вассалитета, доминирование церкви в религиозной жизни, политическая власть церкви (инквизиция, церковные суды, епископы-феодалы), идеалы монашества и рыцарства (сочетание духовной практики аскетического самосовершенствования и альтруистического служения обществу), расцвет средневековой архитектуры - готики.

Европейское средневековье условно делится на три периода: раннее средневековье (конец 5 - середина 11 веков), высокое, или классическое, средневековье (середина 11 - конец 14 веков), позднее средневековье (15-16 века).

Термин «Средние века» был впервые введён итальянским гуманистом Флавио Бьондо в работе «Декады истории, начиная от упадка Римской империи» . До Бьондо доминирующим термином для обозначения периода со времени падения Западной Римской империи до Возрождения было введённое Петраркой понятие «Тёмные века », которое в современной историографии означает более узкий отрезок времени.

Гуманисты намеревались обозначить таким образом пограничную эпоху между античностью.

которая их вдохновляла, и современным им временем. Так как гуманисты прежде всего оценивали состояние языка, письменности, литературы и искусства, то этот «срединный» период казался им воплощением одичания античного мира, варварства и «кухонной» латыни.

В XVII веке термин «средние века» ввел в оборот профессор Галльского университета Й.

Келлер. Он разделил всемирную историю на античность, средневековье и новое время. Келлер считал, что средневековье длилось с 395 года и вплоть до 1453 года.

В узком смысле слова термин «Средневековье» применяется только по отношению к западноевропейскому Средневековью.

В этом случае данный термин подразумевает ряд специфических особенностей религиозной, экономической и политической жизни: феодальная система землепользования, система вассалитета, безусловное доминирование Церкви в религиозной жизни, политическая власть Церкви, идеалы монашества и рыцарства, расцвет средневековой архитектуры — готики.

В более широком смысле данный термин может применяться к любой культуре, но в этом случае он обозначает либо преимущественно хронологическую принадлежность и не указывает на наличие вышеперечисленных особенностей западноевропейского средневековья, либо, наоборот, указывает на исторический период, имеющий признаки Европейского Средневековья, но не совпадающий по хронологии со Средними веками Европы.

Рыцарство в эпоху средневековья

Средние века — эпоха господства в Западной и Центральной Европе феодального экономического и политического строя и христианского религиозного мировоззрения, наступившая после крушения античности.

Сменяется Возрождением. Охватывает период с IVпо XIV века. В некоторых регионах сохранялась и в гораздо более позднее время. Средневековье условно делится на Ранее Средневековье, Высокое Средневековье и Позднее Средневековье.

Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран, племен и государств Европы.

Церковь была господствующим политическим институтом, но еще более значительно было то влияние, которое церковь оказывала непосредственно на сознание населения. В условиях тяжелой и скудной жизни, на фоне крайне ограниченных и чаще всего малодостоверных знаний о мире, христианство предлагало людям стройную систему знаний о мире, о его устройстве, о действующих в нем силах и законах.

Раннее средневековье в Европе — это период с конца IV в.

до середины X в. В целом раннее средневековье было временем глубокого упадка европейской цивилизации по сравнению с античной эпохой.

Этот упадок выражался в господстве натурального хозяйства, в падении ремесленного производства и, соответственно, городской жизни, в разрушении античной культуры под натиском бесписьменного языческого мира Характерной особенностью жизни в раннее Средневековье были постоянные войны, грабежи и набеги, которые существенно замедляли экономическое и культурное развитие.

В период с V по Х в.

на фоне общего затишья в строительстве, архитектуре и изобразительном искусстве выделяются два ярких явления, важных для последующих событий. Это меровингский период и каролингский ренессанс на территории Франкского государства..Меровингское искусство. Архитектура меровингской эпохи, хотя и отразила упадок строительной техники, вызванный крушением античного мира, подготовила вместе с тем почву для расцвета дороманского зодчества в период каролингского возрождения.Каролингский ренессанс.

В каролингском искусстве, воспринявшем как позднеантичную торжественность и византийскую импозантность, так и местные варварские традиции, сложились основы европейской средневековой художественной культуры. Храмы и дворцы украшались многоцветными мозаиками и фресками.

Эпоха Средневековья

Российская и западная медиевистика считают началом Средневековья крушение Западной Римской империи в конце V века, однако в энциклопедическом издании ЮНЕСКО История человечества рубеж был проведён по моменту возникновения ислама.

Относительно конца Средневековья у историков нет единого мнения. Предлагалось считать таковым: падение Константинополя, изобретение книгопечатания, открытие Америки, начало Реформации, Битва при Павии, начало Английской революции, конец Тридцатилетней войны, Вестфальский мир и уравнение в правах католиков и протестантов по принципу cujus regio, ejus religio в 1648 году, 1660-е годы, рубеж 1670-х-1680-х годов, рубеж 1680-х-1690-х годов и некоторые другие периоды.

Сторонники так называемого Долгого Средневековья, основываясь на данных о развитии не правящей элиты, а простого народа, считают окончанием Средневековья, повлекшим за собой изменения во всех слоях европейского общества, Великую французскую революцию.

В последние годы российская медиевистика относит окончание периода Средневековья к середине или концу XV началу XVI веков. Наиболее верным является рассмотрение Средневековья одновременно и как всемирного процесса, и как явления, имевшего в каждой стране свои особенности и свой период. Например, если итальянские историки считают началом Нового времени XIV век, то в России начало Новой истории принято относить к концу XVII и первым десятилетиям XVIII века.

Очень трудно систематизировать в рамках европейского Средневековья, например, историю государств Азии, Африки, доколумбовой Америки. Разногласия в хронологии эпохи и невозможность применения термина Средневековье ко всем государствам мира подтверждает его условный характер.

Это интересно

Образование СНГ – обстоятельства и последствия

Когда в 1991 году многие из союзных республик отказались подписывать договор о создании ССГ, большей частью государственного руководства …

Дерево и его свойства

Любые предметы окружающие нас обладают определенными физическими и механическими свойствами, которые очень важны при их использовании …

Монеты медного бунта

Новое городское восстание, получившее название «медного бунта», произошло в Москве в 1662 г.

Оно развертывалось в условиях …

Аполлон-15

«Аполлон-15» (англ. Apollo 15) — девятый пилотируемый космический корабль в рамках программы «Аполлон», четвёртая высадка людей …

Объяснение термина «средние века»

Первыми применять термин стали итальянские лингвисты и литераторы XV века. Флавио Бьондо в 1453 году предложил термин «средние века» вместо понятия «тёмные века», введённого Петраркой. Так стали называть период истории, отделяющий их время от античности. Вслед за ними историки стали использовать понятие «средние века» для обозначения временной эпохи, занимающей промежуток от падения Западной Римской империи до современного им периода Возрождения.

Определение 1

Термин применяют в узком и широком смыслах. В широком смысле, средние века – это хронологический период без указания на характерные черты, присущие средним векам, или историческая эпоха с наличием признаков европейского феодализма. В узком смысле, средние века – это западноевропейское средневековье, характеризующееся системой феодального землевладения, вассальными отношениями, могуществом Церкви и т.д.

Если началом средних веков историки однозначно считают падение Западной Римской империи в 476 году, то конец средневековья точно не определён. Предлагают такие варианты:

  • 1453 год – падение Константинополя;
  • 1492 год – открытие Америки;
  • 1717 год – начало Реформации;
  • 1640 год – начало Английской революции;
  • 1789 год – начало Великой Французской революции.

В последнее время российские учёные остановились на втором варианте, связанном с Великими географическими открытиями.

Периодизация средних веков

Учёные выделяют в средних веках три основных периода:

  1. Раннее Средневековье охватывает конец V- середину XI веков;
  2. Классическое (или Высокое) Средневековье длилось с середины XI до конца XIV века;
  3. Позднее Средневековье (его ещё называют Ранним Новым временем) – XIV- XVI века.

Общая характеристика Средневековья

Средние века занимают в истории человечества значимый отрывок времени. В Европе средние века охватывают двенадцать веков, в Азии они длились ещё дольше. Некоторые страны до сих пор сохранились черты этого исторического периода.

Основой характеристики Средних веков является зарождение феодализма, установление его господства и последующее его разложение. Некоторые народы перешли к феодализму после появления классовых различий, избежав формирования рабовладельческого устройства. Другие народы вошли в средневековье после крушения рабовладельческого строя, ставшего тормозом развития общества и государства. Но основа от пути вступления в средние века не изменялась. Главная черта средних веков присутствовала во всех странах: земля превращается в монопольную собственность землевладельцев-феодалов, которые эксплуатируют поставленных в зависимость от них крестьян.

Феодализм был прогрессивным явлением по сравнению с предыдущими ступенями развития человечества. Крестьянин, наделённый землёй, старался увеличить производительность труда. Эта заинтересованность увеличивалась с уменьшением его зависимости (личной и поземельной) и совершенствования феодальных отношений.

На этапе феодализма появляются мануфактуры, положившие начало зарождения классов нового буржуазного общества. Достигает своего расцвета торговля в городах. Города формируют отличную от латифундий культуру, основанную на идеалах свободы («воздух города делает человека свободным»). Прогресс товарно-денежных отношений заставляет аграриев приспосабливаться к требованиям рынка. Феодалы переводят крестьян с натуральных повинностей на денежный налог.

Замечание 1

Средние века стали временем формирования народностей путём слияния племён. Народности перерастали в нации. Варварские королевства переживали преобразования в централизованные государства, основанные на объединение нации или союза наций.

Культура средних веков шагнула от полученных в наследство от античности преданий до формирования научных представлений о мире.

Термин «Средневековье» или Средние Века возникает впервые в эпоху Возрождения. В XV веке его предложил итальянский гуманист, историк Флавио Бьондо для обозначения эпохи между Античностью и Ренессансом. Сам термин изначально был негативно оценочным – деятели Возрождения считали этот период временем одичания Европы.

И в наше время определение «средневековый» часто используют как синоним упадка и реакционизма. Мрачные, тёмные, жестокие времена… Но именно в Средние века закладываются основы современной цивилизации. Развивается наука, формируются государства, современные языки и многие культурные ценности.

За XII век было сделано больше открытий, чем за предыдущее тысячелетие! Пушки, очки, пришедшие с Востока порох, столовые приборы, компас, астролябия – всё это наследие Средневековья. А к Великим географическим открытиям привели, прежде всего, успехи средневекового судостроения!

Средние века начинаются с распада Западной Римской империи в V веке н.э. На мировую историческую арену выходят молодые варварские (в переводе с греческого «варварский» значит «иноземный») народности: кельты, германцы, франки, славяне и др.

Традиционно считается, что становление средневековой культуры (или раннее Средневековье) продлилось до VIII-IX вв. Период с X по XIV вв. принято считать временем расцвета (Высокое Средневековье), а XIV-XV вв. (некоторые медиевисты относят сюда и XVI век) – эпохой Позднего Средневековья. Однако границы расплывчаты и имеют национальные особенности: например, в Италии в XV веке правит Ренессанс, относящийся к Новому времени, а в России эпоха Средних веков длится до конца XVII века.

Раннее Средневековье определяют три исторических процесса:

Формирование феодализма, которое сменяет античное рабовладение, и государственности;
великое переселение народов и, как следствие, смешение культур, формирование новых языков и межнациональные конфликты;
рост влияния христианства и формирование нового представления о человеке и устройстве мира, в котором он живёт.

Феодальное общество Средних веков имеет три основных характеристики:

1. Сословность

Человек Средневековья в первую очередь определяет себя как представителя конкретного сословия (священства, рыцарства или крестьянства) и только во вторую очередь как личность с набором индивидуальных качеств. Переход из одного сословия в другое был практически невозможен.

2. Иерархичность

Все сословия находятся в строгом подчинении (крестьянство подчиняется рыцарству, рыцарство – духовенству). Тот же принцип действует и внутри сословия (оруженосец восхищается рыцарем независимо от его личных качеств, способностей или умений). Более того, представитель младшего сословия должен относиться к представителю старшего как к Небесному Отцу, а тот, в свою очередь, должен любить своих вассалов как неразумных детей и заботиться о них.

3. Традиционность

Очень важна установка на поддержание традиции, на следование образцам. Любые нововведения принимаются очень медленно – общество Средних веков инертно. Всё новое воспринимается как происки дьявола (чрезвычайная роль христианства, помните?).

Время и пространство – основные формы человеческого опыта, с помощью которых мы воспринимаем мир. Представления об этих категориях определяет не только повседневный опыт, но и развитие человеческой цивилизации в целом. Эти категории исторически изменчивы.

В Средние века возникает представление о линейном, однонаправленном и конечном времени. Мир был сотворён поэтому когда-то должен завершиться. Ещё одна субстанция, о которой помнит человек Средневековья, - вечность, откуда время вышло и куда должно вернуться. Отсюда ожидание Страшного суда и подготовка к нему как основная цель земной жизни. Помните опричнину Ивана Грозного, инквизицию в Европе? Основной их целью была подготовка к вечности и изгнание скверны из земного мира. Carpe diem не имеет к этой эпохе Средневековья никакого отношения.

Интересно, что первые механические часы, которые устанавливались в Европе на городских башнях с X века, не имели минутных (и тем более секундных) стрелок, зато нередко отмечали праздники церковного календаря.

Представление о пространстве в Средневековье также изменяется по сравнению с античной культурой. Возникает представление о его единстве: весь мир сотворён Богом. Но при этом пространство иерархично: одни территории более ценны, чем другие.

Самое ценное пространство Средних веков – это пространство церкви. В средневековых немецких городах даже существовал обычай: преступник, дотронувшийся до двери собора, неподвластен правосудию. Помните, как Квазимодо прятал Эсмеральду в соборе Нотр-Дам? Виктор Гюго очень точно описал представление Средневековья о сакральности пространства церкви.

Средневековый мир чётко разделён и этически заряжен: добро находится на юге и востоке, а зло - на севере и западе. Чистота и добро – это небо, верх; низ и земля – зло.

Символом этой иерархичности является собор, который даже неграмотные верующие читали как книгу.

Язык международного общения в Средние века – латынь, которая одновременно является языком богослужений. Для крестьян и рыцарства (за исключением высших чинов), которые говорили на народных наречиях (из них постепенно формируются современные европейские языки), это был сакральный (и, что очень важно, абсолютно непонятный) «язык ангелов». На Руси в Средние века роль латыни выполнял церковнославянский язык.

Власть церкви в эпоху Средних веков была всеобъемлющей – она становится главной политической силой. Светская власть была слабой и неустойчивой. Династические войны между феодалами (в качестве примера можно привести междоусобицу русских князей в X-XI вв. или войну Алой и Белой розы в Англии в XV веке), раздробленность (распад Каролингской империи или Киевской Руси, войны между итальянскими городами) вели к усилению власти церкви, обладающей централизацией, жёсткой структурой и единым языком.

Один из символов Средневековья – крестовые походы – велись против иноверцев с целью отвоевать Палестину – Святую землю с её христианскими сокровищами (и только потом ради славы, богатства и почестей) . Это был поиск земного рая, паломничество. Рыцари посвящали свои подвиги Деве Марии («прекраснейше из жён»). Позднее были образованы духовно-рыцарские ордена: воины стали монахами, совмещающими идеалы аскетизма и бескорыстного служения. В Средние Века люди живут в ожидании Второго пришествия и Страшного суда.

Человек связан с Богом и только в таком качестве имеет право на существование (Средневековье не знает атеизма). С церковью связано и образование – до IX-X вв. даже читать человек мог научиться только при монастыре, не говоря уже о получении более серьёзных знаний.

С XIII века формируется новый тип экономических отношений – буржуазный, для которого необходим не вассал, а работник, обладающий личной свободой. Развивается городская, светская культура, появляется интерес к индивидуальной жизни человека. Начинается стагнация культуры Средних веков.

Образование перестаёт быть прерогативой церкви – набирают силу университеты (первый европейский университет, Болонский, был открыт в Италии в XI веке, вскоре появились Парижский университет во Франции, Кембридж и Оксфорд в Англии, Пражский, Краковский и Гейдельбергский университеты), в которых начинают преподавать светские науки (медицину, юриспруденцию и др.). Средние века основной наукой считали богословие и философию, Возрождение – медицину и филологию.

Меняется отношение к церкви, происходит разделение: ей предоставляют заботу о душе человека после его смерти, а за его жизнь на этом свете несёт ответственность светская власть. Начинается Реформация (сначала в Германии в начале XVI века, затем во Франции, Англии, Дании и других европейских странах). В России процесс секуляризации и конец эпохи Средневековья относят к концу XVII – началу XVIII века и связывают с деятельностью Петра I.

Начинается Новое время, которое почерпнуло от своего предшественника куда больше, чем казалось его представителям.

Экология познания: Если вы когда-нибудь обращались к текстам, созданным более пяти веков назад, то согласитесь с тем, что события, описанные в них, изложены совсем не так, как мы привыкли. Возможно, это связано с тем, что тогда мир еще представлялся людям в чудесном одеянии тайны, а европейское общество еще не потеряло веру в сверхъестественное. Попробуем разобраться, в каком свете представала жизнь, когда человечество и мир были моложе.

Часто Средние века считают темным пятном на страницах истории, царством мракобесия - на кострах сжигали ведьм, а на улицах царили страх и уродство. Само название подчеркивает безликость этой эпохи, которую затмевают две соседние: античность и Возрождение, более богатые в эстетическом и культурном смысле.

Если вы когда-нибудь обращались к текстам, созданным более пяти веков назад, то согласитесь с тем, что события, описанные в них, изложены совсем не так, как мы привыкли. Возможно, это связано с тем, что тогда мир еще представлялся людям в чудесном одеянии тайны, а европейское общество еще не потеряло веру в сверхъестественное. Попробуем разобраться, в каком свете представала жизнь, когда человечество и мир были моложе:

Яркость и острота жизни

Человеческие чувства выражались более непосредственно. Душа не скрывала чувств, а разум не старался их подавлять. Радость и горе, смех и слезы, нищета и богатство демонстрировались всенародно без стеснений и страха. Ритуал пронизывал всякое действие или поступок, «возвышая их до прочего внеземного стиля жизни».

Как отмечал один из главных исследователей эпохи Йохан Хёйзинга, все стороны жизни тогда выставлялись напоказ.

Это касалось не только самых важных событий жизни человека (рождения, брака и смерти, достигавших блеска мистерии), но и общественных мероприятий: торжественной встречи короля или казни, которая становилась не только нравоучением, но и ярким зрелищем.

Конечно, жизнь средневекового человека не отличалась красотой сама по себе. Условия жизни без электричества, канализации и отопления были далеки от того, чтобы называться прекрасными, а потому красоту необходимо было создавать искусственно.

Стремление к прекрасной жизни

В Средние века эстетическое мировосприятие преобладало над логическим и этическим . Формы жизненного уклада преобразовывались в художественные, а общество становилось всё более игровым, до такой степени, что любое действие превращалось в обряд.


Искусство Ренессанса появилось в мировой истории не на пустом месте. Культура на исходе Средневековья - «расцвечивание аристократической жизни идеальными формами жизни, протекающей в искусственном освещении рыцарской романтики, это мир, переодетый в наряды времен короля Артура».

Такое искусственное, эстетическое освещение всех событий создавало сильное напряжение, формируя мысли и нравы средневекового человека.

Жизнь придворных была пронизана эстетическими формами до неприличия, пестрота красок здесь слепила горожан, что лишний раз доказывало и обосновывало власть высшего сословия. Грязные попрошайки, торговцы и деревенщины видели истинное доказательство благородного происхождения в красотах одеяний знати и придворных убранствах.

Формализация жизни

Земная жизнь, облекаясь в эстетические формы, не только привлекала к себе внимание, но и обретала ранее неизвестное человечеству измерение. Формализм в отношениях подчас препятствовал естественному общению между людьми, однако, доставлял им наибольшее эстетическое удовольствие, занимая промежуточное положением между искренностью и этикетом.

Есть что-то трогательное в том, что «прекрасные формы», выработанные в жесткой борьбе поколения людей пылкого нрава, иногда превращались в нескончаемые вежливые препирательства. Посещение храма превращалось в род менуэта - при выходе возникало соперничество за предоставление особе более высокого ранга права раньше других перейти через мостик или через узкую улочку. Как только кто-либо доходил до своего дома, он должен был - как того еще и поныне требует испанский обычай - пригласить всех зайти к себе в дом чего-нибудь выпить, от подобного предложения каждому следовало учтиво отказаться; затем нужно было немного проводить остальных, и все это, конечно, сопровождалось взаимными препирательствами.

Громогласные страдания напоказ считались не только уместными, но и красивыми, что превращало повседневную жизнь в подлинное драматическое искусство.

Боль обретает ритм

Похоронные обряды также сопровождались торжеством страдания, в котором горе облекалось в прекрасные и даже возвышенные формы.

Реальная действительность перемещалась в сферу драматического. В более примитивных культурах, погребальные обряды и поэтические погребальные плачи все еще представляют единое целое; траур своей пышностью призван был подчеркнуть, сколь огорчен поражённый скорбью.

В таких формах легко теряются настоящие переживания. Вот отрывок из записок Алиеноры де Пуатье об овдовевшей Изабелле Бурбонской: «Когда Мадам оставалась сама по себе, вовсе не пребывала она неизменно в постели, так же, как и в покоях». Что свидетельствует о сознательном стремлении к драматизму, причиной которого были общественные обычаи.

Людям нравилось, когда всё, что имело отношение к сфере этического, принимало эстетические формы.

Особой категорией людей, к которым обыватели испытывали неподдельный интерес, были проповедники и аскеты. Изумление перед смирением и умерщвлением плоти святых подвижников, перед покаянным отречением от грехов доходило до высшей степени любования и восхищения. Любое личное переживание, волнение и достижение должно было найти необходимую публичную форму выражения, закреплённую в культуре.

Любовь и дружба

Появляется особая форма дружбы, называемая миньонством - она просуществовала до XVII века. Каждый уважающий себя придворный имел близкого друга, привычки, одежда и внешний вид которого необходимым образом должны были повторять его собственные. Миньонов брали с собой на свидания, прогулку, работу. Такая дружба носила исключительно эстетический смысл и была призвана разбавить одиночество и скуку, а также добавить симметрию в жизнь.

Учтивость и этикет были напрямую связаны с одеждой, которая имела опредёленные смыслы.

Например, если девушка желала заявить о верности возлюбленному то, надевала одежду синего цвета, в то время как одежда зелёного цвета свидетельствовала о влюблённости.

В любви для тех, кто не порывал со всеми земными радостями вообще, проявлялись цель и сущность наслаждения прекрасным как таковым. Чувство влюбленности ценилось намного сильнее чем отношения, а тем более брак. Часто бывало, что молодая замужняя женщина оставалась дамой сердца многих рыцарей, которые выкрикивали её имя на поле брани.

Всё красивое - каждый звук или цветок - украшало любовь. Литература, мода, обычаи упорядочивали отношение к любви, создавали прекрасную иллюзию, за которой люди мечтали следовать .

Любовь стала формой фантастического желания. Рыцарский турнир предлагал игру в любовь в наиболее героической форме. Победителю доставался особый подарок в виде платка или поцелуя возлюбленной.

Короткое замыкание

Важно понимать, что средневековый человек жил совершенно в другом мире, нежели мы. Его жизнь была пронизана божественной тайной, а потому любое явление расценивалось как знак свыше. Он жил в семиотически насыщенном мире. Полном смысловых отсылок и высших смыслов проявлений Бога в вещах; он жил в природе, которая постоянно говорила на языке геральдики.

Лев, орел, змей - не только настоящие животные, но символы, указывающие человеку путь к истине, которые значили больше, чем предметы сами по себе . Аллегоризм распространялся на все явления жизни и даже служил призывам к действию.

Часто, когда шум дождя вводит в транс, либо свет лампы преломляется определенным образом, мы тоже можем испытать другую гамму чувств, обычно скрытых в повседневной жизни и делах. Это дает нам ощущение бесконечной тайны мира и может сделать немного счастливее, вернуть в состояние, которое средневековый человек испытывал всегда.

Тёмные века - причина света Возрождения

Красота повседневной жизни считалась греховной, благодаря чему приобретала двойную притягательность, и если перед ней сдавались, то наслаждались как никогда страстно.

В искусстве религиозный сюжет спасал красоту от печати греховности. Если в Средние века в музыке и изобразительном искусстве видели смысл, только если они являлись частью почитания Христа, а вне церкви заниматься искусством было предосудительным. То уже Ренессанс, преодолев устаревшее представление о радостях жизни как о греховных, «стремится наслаждаться всей жизнью целиком».

Искусством становится вся жизнь, и даже самые неэстетичные формы преобразуются в высшее свидетельство красоты и любования.

В эпоху Нового Времени искусством начинают наслаждаться в отрыве от жизни, оно начинает возвышаться над ней, а сама по себе жизнь теряет эстетическое измерение. С этой потерей и связана тоска по средневековью, эпохой, в которой небо было выше, а трава зеленее. опубликовано

Введение: Мифы о Средних веках

О Средневековье существует множество исторических мифов. Причина этого кроется отчасти в развитии гуманизма в самом начале Нового времени, а также становлении Возрождения в искусстве и архитектуре. Развивался интерес к миру классической античности, а последовавшая за ним эпоха считалась варварской и упаднической. Поэтому средневековая готическая архитектура, которая сегодня признана необычайно красивой и технически революционной, была недооценена и оставлена в стороне ради стилей, которые копировали греческую и римскую архитектуру. Сам термин «готический» изначально применялся к готике в уничижительном свете, служив отсылкой к племенам готов, разграбившим Рим; значение слова - «варварский, примитивный».

Еще одной причиной многих мифов, связанных со Средневековьем, является его связь с Католической церковью (далее - «Церковь» - прим.Newoчём). В англоязычном мире эти мифы берут свое начало в спорах католиков и протестантов. В других европейских культурах, например, в Германии и Франции, подобные мифы формировались в рамках антиклерикальной позиции влиятельных мыслителей эпохи Просвещения. Далее представлено краткое изложение некоторых мифов и ложных представлений об эпохе Средневековья, которые возникли как результат различных предрассудков.

1. Люди считали, что Земля плоская, и Церковь преподносила эту мысль в качестве доктрины

На самом деле Церковь никогда не учила тому, что Земля плоская, ни в одном периоде Средневековья. Ученые того времени имели хорошее представление о научных аргументах греков, которые доказали, что Земля круглая, и умели пользоваться научными приборами, такими как астролябия, чтобы достаточно точно определять длину окружности. Факт сферической формы Земли был настолько хорошо известен, общепризнан и не примечателен, что, когда Фома Аквинский начинал работу над своим трактатом «Сумма теологии» и хотел выбрать объективную неоспоримую истину, он в качестве примера привел этот самый факт.И о форме Земли были осведомлены не только грамотные люди - большинство источников свидетельствуют, что все это понимали. Символом земной власти королей, который использовался в церемониях коронаций, была держава: золотая сфера в левой руке короля, которая олицетворяла Землю. Этот символизм не имел бы смысла, если бы не было понятно, что Земля имеет сферическую форму. В собрании проповедей немецких приходских священников 13 века также мельком упоминается, что Земля «круглая, как яблоко» с расчетом на то, что крестьяне, слушающие проповедь, понимают, о чем речь. А популярная в 14 веке английская книга «Приключения Сэра Джона Мандевиля», рассказывает о человеке, который отправился так далеко на восток, что вернулся на родину с ее западной стороны; и книга не объясняет читателю, как это работает.

Распространенное заблуждение в том, что Христофор Колумб открыл истинную форму Земли, и что Церковь выступала против его путешествия, есть не что иное, как современный миф, созданный в 1828 году. Писателю Вашингтону Ирвингу было поручено написать биографию Колумба с указанием, чтобы он представил путешественника как радикального мыслителя, восставшего против предубеждений Старого Света. К сожалению, Ирвинг обнаружил, что Колумб на самом деле глубоко ошибался в размерах Земли и открыл Америку по чистой случайности. Героическая история не складывалась, и поэтому он выдумал идею о том, что Церковь в Средневековье мыслила Землю плоской, и создал этот живучий миф, а его книга стала бестселлером.Среди собрания крылатых выражений, встречающихся в Интернете, можно часто увидеть предположительное высказывание Фернана Магеллана: «Церковь заявляет, что Земля плоская, но я знаю, что она круглая. Потому что я видел тень Земли на Луне, и я доверяю Тени больше, чем Церкви». Так вот, Магеллан никогда такого не говорил, в частности потому, что Церковь никогда не утверждала, что Земля плоская. Первое использование этой «цитаты» встречается не ранее чем в 1873 году, когда оно было использовано в эссе американского волтерианца (волтерианец - свободомыслящий философ - прим.Newoчём) и агностика Роберта Грина Ингерсолла. Он не указал никакого источника и весьма вероятно, что он просто сам выдумал это высказывание. Несмотря на это, «слова» Магеллана все еще можно встретить в различных сборниках, на футболках и постерах организаций атеистов.

2. Церковь подавляла науку и прогрессивное мышление, сжигала ученых на кострах, и таким образом отбросила нас на сотни лет назад

Миф о том, что Церковь подавляла науку, сжигала или пресекала деятельность ученых, является центральной частью того, что историки, пишущие о науке, называют «столкновением способов мышления». Эта стойкая концепция зародилась еще в эпоху Просвещения, но утвердилась в сознании общественности с помощью двух известных работ 19 века. Сочинения Джона Уильяма Дрейпера «История отношений между католицизмом и наукой» (1874) и Эндрю Диксона Уайта «Борьба религии с наукой» (1896) были весьма популярными и авторитетными книгами, распространившими веру в то, что средневековая Церковь активно подавляла науку. В 20 веке историографы науки активно критиковали «положение Уайта-Дрейпера» и отмечали - бóльшая часть приведенных доказательств была крайне неверно истолкована, а в некоторых случаях вообще выдумана.В эпоху поздней Античности раннее христианство действительно не приветствовало то, что некоторые священнослужители называли «языческим знанием», то есть научные работы греков и их римских преемников. Некоторые проповедовали, что христианину должно сторониться таких работ, ибо они содержат небиблейское знание. В своей знаменитой фразе один из Отцов Церкви, Тертуллиан, саркастически восклицает: «Какое отношение Афины имеют к Иерусалиму?». Но подобные мысли отвергалась другими выдающимися богословами. К примеру, Климент Александрийский утверждал, что если Бог дал евреям особое понимание духовности, он мог дать грекам особое понимание научных вещей. Он предположил, что если евреи взяли и использовали золото египтян в своих целях, то христиане могут и должны использовать мудрость языческих греков как дар Божий. Позже рассуждения Климента встретили поддержку Аврелия Августина, и более поздние христианские мыслители приняли эту идеологию, отмечая, что если космос является творением мыслящего Бога, то он может и должен постигаться в рациональном ключе.

Таким образом натурфилософия, которая в значительной степени основана на работах таких греческих и римских мыслителей, как Аристотель, Гален, Птолемей и Архимед, стала основной частью программы средневековых университетов. На Западе, после распада Римской Империи, многие античные труды были утеряны, но арабским ученым удалось их сохранить. Впоследствии средневековые мыслители не просто изучали дополнения, сделанные арабами, но и пользовались ими, совершая открытия. Средневековые ученые были очарованы оптической наукой, а изобретение очков лишь отчасти является результатом собственных исследований с использованием линз для определения природы света и физиологии зрения. В 14 веке философ Томас Брадвардин и группа мыслителей называвших себя «Оксфордскими калькуляторами» не только впервые сформулировали и доказали теорему о средней скорости, но и первыми начали использовать количественные понятия в физике, закладывая, таким образом, основу для всего, что было достигнуто этой наукой с тех пор.Все ученые Средневековья не только не преследовались Церковью, но и сами принадлежали к ней. Жан Буридан, Николай Орем, Альбрехт III (Альбрехт Смелый), Альберт Великий, Роберт Гроссетест, Теодорих Фрайбургский, Роджер Бэкон, Тьерри из Шартра, Сильвестр II (Ге́рберт Орилья́кский), Гильом Конхезий, Иоанн Филопон, Джон Пэкхэм, Иоанн Дунс Скот, Вальтер Бурлей, Уильям Хейтсберри, Ричард Суайнсхед, Джон Дамблтон, Николай Кузанский - их не преследовали, не сдерживали и не сжигали на кострах, но знали и почитали за их мудрость и ученость.Вопреки мифам и распространенным предубеждением, нет ни одного примера, когда в Средние века кто-нибудь был сожжен за что-либо, связанное с наукой, как и нет доказательств преследования какого-либо научного течения средневековой Церковью. Судебный процесс над Галилеем случился намного позже (ученый был современником Декарта) и был намного сильнее связан с политикой Контрреформации и вовлеченными в нее людьми, чем с отношением Церкви к науке.

3. В Средневековье инквизиция сожгла миллионы женщин, посчитав их ведьмами, а само сжигание «ведьм» было в Средние века обычным делом

Строго говоря, «охота на ведьм» вообще не была средневековым явлением. Своего апогея преследования достигли в 16-17 веках и практически полностью относились к раннему периоду Нового времени. Что касается большей части Средневековья (т.е. 5-15 вв.), то Церковь не только не интересовала охота на так называемых «ведьм», но она еще и учила тому, что ведьм не существует в принципе.Где-то до 14 века Церковь бранила верящих в ведьм людей и вообще называла подобное глупым крестьянским суеверием. Ряд средневековых кодексов, канонических и мирских, запрещали не столько колдовство, сколько веру в его существование. Однажды священнослужитель вступил в спор с жителями одной деревни, которые искренне верили в слова женщины, утверждавшей, что она ведьма и среди прочего может обратиться в клубы дыма и покинуть закрытую комнату через замочную скважину. Чтобы доказать глупость этого верования, священник закрыл себя в комнате с этой женщиной и ударами палкой вынуждал ее покинуть комнату через замочную скважину. «Ведьма» не сбежала, и жители деревни усвоили урок.Отношение к ведьмам начало меняться в 14 веке, особенно в разгар эпидемии чумы 1347 – 1350 годов, после которой европейцы стали все больше и больше бояться заговора вредоносных демонических сил, в большинстве своем мнимых. Помимо преследования евреев и запугивания групп еретиков, Церковь стала более серьезно относиться к ковенам ведьм. Кризис наступил в 1484 году, когда Папа Римский Иннокентий VIII опубликовал буллу Summis desiderantes affectibus («Всеми силами души» - прим. Newочём), которая запустила охоту на ведьм, бушевавшую по всей Европе следующие 200 лет.

В начавшиеся преследования ведьм были вовлечены в равной степени католические и протестантские страны. Что интересно, охота на ведьм, кажется, следует географическим линиям Реформации: в католических странах, которым не особо угрожало протестантство, как, например, Италии и Испании, количество «ведьм» было невелико, а вот страны на линии фронта религиозной борьбы того времени, вроде Германии и Франции, испытали на себе всю тяжесть этого явления. То есть, что две страны, где инквизиция была наиболее активна, оказались местами, где связанная с ведьмами истерия была наименьшей. Вопреки мифам, инквизиторы были намного больше обеспокоены еретиками и вновь обратившимися в иудаизм обращенными христианами-евреями, чем какими-то «ведьмами».В протестантских странах охота на ведьм становилась неистовой вспышкой, когда статус-кво был под угрозой (как, например, охота на ведьм в Салеме, штат Массачусетс), или во время социальной или религиозной нестабильности (как в якобинской Англии или при пуританском режиме Оливера Кромвеля). Несмотря на сильно преувеличенные утверждения о «миллионах женщин», казненных по обвинению в колдовстве, современные историки оценивают реальное количество жертв приблизительно в 60-100 тысяч человек за несколько столетий, и 20 процентов жертв были мужчинами.Голливуд увековечил миф о «средневековой» охоте на ведьм, и лишь немногие голливудские фильмы, повествующие об этом периоде, способны не поддаться соблазну и не упомянуть ведьм или кого-либо, преследуемого жутким священником за колдовство. И это несмотря на тот факт, что практически весь период этой истерии последовал за Средневековьем, а вера в ведьм считалась суеверной чепухой.


4. Средневековье было периодом грязи и нищеты, люди редко мылись, омерзительно пахли, и у них были гнилые зубы

Мысль о том, что люди Средневековья не мылись, основана на ряде мифов и ложных представлений. Во-первых, 16 век и затем 18 век (то есть после эпохи Средневековья) стали периодами, когда врачи утверждали, что принимать ванны вредно, и люди старались делать это не слишком часто. Обыватели, для которых «Средние века» начинаются «от 19 века и ранее», сделали допущение, что нерегулярное принятие ванн было распространено и ранее. Во-вторых, христианские моралисты и священники Средневековья действительно предупреждали о вреде чрезмерно частого принятия ванн. Это связано с тем, что эти моралисты предостерегали от чрезмерности во всем - еде, сексе, охоте, танцах и даже в покаянии и религиозной приверженности. Делать из этого вывод, что никто не мылся, совершенно бессмысленно.И, наконец, общественные бани были тесно связаны с проституцией. Нет сомнения, что многие проститутки предлагали свои услуги в средневековых общественных купальнях, а «тушенки» Лондона и других городов находились недалеко от наиболее известных своими борделями и шлюхами районов. Поэтому моралисты и ругались на общественные купальни, считая их вертепами. Делать вывод, что по этой причине люди не пользовались общественными банями так же глупо, как и заключить, что они не посещали находившиеся поблизости бордели.Те факты, что средневековая литература воспевает прелести купания, что средневековая церемония посвящения в рыцари включает в себя ароматическую ванну для посвящаемого оруженосца, что аскетичные отшельники гордились отказом от купания в той же степени, как и отказом от других общественных удовольствий, а мылоделы и владельцы купален устраивали шумные торговые представления, свидетельствует о том, что людям нравилось держать себя в чистоте. Археологические раскопки подтверждают абсурдность представления о том, что у них были гнилые зубы. Сахар был дорогой роскошью, а рацион среднестатистического человека был богат овощами, кальцием и сезонными фруктами, поэтому на самом деле средневековые зубы были в отличном состоянии. Более дешевый сахар заполонил рынки Европы только в 16-17 веках, что и вызвало эпидемию кариеса и плохого запаха изо рта.Средневековое французское высказывание демонстрирует, насколько фундаментальным было купание для удовольствий хорошей жизни:Venari, ludere, lavari, bibere! Hoc est vivere!
(Охотиться, играть, купаться, выпивать! Вот так жизнь надо проживать!)

5. Средневековье - мрачный период относительно технологического прогресса, в котором практически ничего не было создано вплоть до эпохи Возрождения

На самом деле в Средние века было совершено множество открытий, свидетельствующих о технологическом процессе, некоторые из которых стоят в одном ряду с самыми значительными за всю историю человечества. Падение Западной Римской империи в 5 веке разрушительно сказалось на всей материальной и технологической культуре Европы. Без поддержки империи многие грандиозные инженерные и инфраструктурные проекты, а также многие навыки и приемы, задействованные в монументальных постройках, были потеряны и забыты. Разрыв торговых связей означал, что люди становились более экономически независимыми и производили все необходимое сами. Но это скорее стимулировало внедрение и развитие технологий, чем наоборот.Технический прогресс помог автономным сельским общинам повысить популярность таких союзов по всей Европе, что привело к разработке хомута, позволяющего осуществлять более эффективные перевозки и пахоту; также появилась подкова, отвальный плуг, благодаря которому стала возможной культивация более тяжелой северо-европейской почвы; водяные и приливно-отливные мельницы стали использоваться повсеместно. В результате этих нововведений многие земли по всей Европе, ни разу не возделанные во время римских завоеваний, стали обрабатываться, благодаря чему Европа стала богаче и плодороднее, чем когда бы то ни было.Водяные мельницы внедрялись повсеместно в масштабах, несравнимых с Римской эпохой. Это привело не только к широкому использованию гидроэнергии, но и к всплеску активной механизации. Ветряная мельница - это новшество средневековой Европы, используемое наряду с водяной не только для помола муки, но и для производства сукна, изготовления кожаных изделий, приведения в движение кузнечных мехов и механического молота. Последние два нововведения послужили причиной производства стали в полупромышленных масштабах и наряду со средневековым изобретением доменной печи и чугуна передовая средневековая технология производства металла далеко ушла от эпохи римских завоеваний.

Ко второй половине Средневековья (1000 – 1500 гг) ветер и гидроэнергия произвели аграрную революцию и превратили христианскую Европу в богатую, густо населенную и постоянно расширяющуюся местность. Средневековые люди начали экспериментировать с различными способами механизации. Когда они заметили, что теплый воздух заставляет печь работать (еще одно изобретение Средних веков), на больших средневековых кухнях на печах устанавливали веер, чтобы он автоматически поворачивал вертел системы передач. Монахи того времени отметили, что использование системы передач, приводимой в движение снижающимся весом, может служить для механического измерения часа времени.В 13 веке по всей Европе стали появляться механические часы - революционное средневековое изобретение, позволяющее людям следить за временем. Нововведение распространилось стремительно, а миниатюрные настольные часы начали появляться всего через пару десятилетий после изобретения инструмента. Средневековые часы могли бы объединиться с вычислительными устройствами. Чрезвычайно сложный механизм астрономических часов, спроектированных Ричардом из Уоллингфорда, настоятелем монастыря Сент-Олбанс, был настолько запутанным, что потребовалось восемь лет, чтобы изучить полный цикл его вычислений, и это было самое замысловатое устройство такого рода.Рост количества университетов в Средние века также стимулировал появление некоторых технических новшеств. Ученики, изучающие оптические исследования греческих и арабских ученых, ставили эксперименты над природой света в линзах, и в процессе изобрели очки. Университеты также снабдили рынок книгами и способствовали развитию более дешевых методов книгопечатания. Эксперименты с ксилографией в конце концов привели к изобретению наборного шрифта и еще одному замечательному средневековому новшеству - печатному станку.Само существование средневековых судоходных технологий означает, что у европейцев впервые появилась возможность доплыть до Америки. Длительные торговые плавания привели к увеличению размера кораблей, хотя старые формы судовых рулей - они были огромные, в форме весла, устанавливались на боковой части корабля - ограничивали максимальный размер судна. В конце 12 века корабельные плотники изобрели руль, устанавливаемый на корме с помощью петельного механизма, который позволял строить гораздо более крупные корабли и управлять ими более эффективно.

Выходит, что Средневековье не только не было темным периодом в истории развития технологий, но и сумело дать жизнь многим технологическим изобретениям, таким как очки, механические часы и печатный станок - одним из самых важных открытий всех времен.6. Средневековая армия представляла собой неорганизованную группу рыцарей в массивных доспехах и толпу крестьян, вооруженную вилами, ведомую на бой, больше напоминающий уличные разборки. Вот почему европейцы во время крестовых походов часто гибли от рук тактически превосходящих их мусульманГолливуд создал образ средневековой битвы как беспорядочного хаоса, в котором жадные до славы невежественные рыцари управляют полками крестьян. Это представление распространилось благодаря книге сэра Чарльза Омана «Искусство ведения боя в Средние века» (1885). Будучи студентом в Оксфорде, Оман написал эссе, впоследствии выросшее в полноценное произведение и ставшее первой опубликованной книгой автора. Позднее она стала самой читаемой англоязычной книгой, посвященной теме средневековых войн, во многом потому, что была единственной в своем роде вплоть до первой половины 20 века, когда начали проводиться более систематические исследования вопроса.Исследования Омана очень теряли в весе из-за неблагоприятных факторов времени, в котором работал автор: общее предубеждение, что Средневековье - период темный и малоразвитый по сравнению с античностью, недостаток источников, многим из которых только предстояло быть опубликованными, и тенденция не проверять полученную информацию. В результате Оман изобразил средневековую войну как невежественный бой, без тактики или стратегии, который ведется ради завоевания славы среди рыцарей и благородных мужей. Однако к 1960 годам более современные методы и широкий выбор источников и толкований смогли пролить свет на Средневековье, первоначально благодаря европейским историкам в лице Филиппа Контамина и Дж.Ф. Фербрюггена. Новые исследования буквально произвели революцию в понимании устройства средневековой войны и наглядно продемонстрировали, что пока в большинстве источников внимание акцентировалось на личных действиях рыцарей и дворянства, использование других источников рисовало совершенно иную картину.На самом деле подъем рыцарской элиты в 10 веке означал, что у средневековой Европы появился особый класс профессионально обученных воинов, готовых посвятить жизнь искусству ведения боя. Пока одни завоевывали славу, другие тренировались с самого детства и точно знали, что битву выигрывают организация и тактика. Рыцарей готовили к выступлению в пеших войсках, а дворянство к управлению этими войсками (часто именуемых «лэнсы») на поле боя. Управление осуществлялось при помощи сигналов трубы, флага, а также набора визуальных и вербальных команд.

Разгадка тактики средневекового боя кроется в том, чтобы в сердце армии противника - пехоте - образовалось достаточно брешей и тяжелая пехота могла нанести по ней решающий удар. Этот шаг нужно было тщательно выверить и осуществить, обеспечивая защиту собственной армии, чтобы не дать противнику возможности проделать тот же трюк. В отличие от популярного мнения, средневековая армия состояла в основном из пехоты и конницы, включая элитную тяжелую кавалерию, составляющую меньшинство.Голливудское представление о средневековой пехоте как о толпе крестьян, вооруженных сельскохозяйственным инвентарем, также ни что иное, как миф. Пехота набиралась из рекрутов в сельской местности, но призванные на службу мужчины или не были обучены, или были плохо экипированы. На землях, где была заявлена всеобщая воинская повинность, всегда были мужчины, готовые в короткий срок подготовиться к войне. Английские лучники, выигравшие битвы при Креси, Пуатье и Азенкуре, были крестьянскими рекрутами, но они были хорошо обучены и очень эффективны в форс-мажорных обстоятельствах.Власти итальянских городов оставляли один день в неделю на подготовку горожан к выступлению в составе пехоты. В конце концов, многие выбирали военное искусство в качестве профессии, и дворянство часто взимало средства со своих вассалов в счет налогов на военные нужды и использовало эти деньги, чтобы пополнить ряды армии наемными солдатами и людьми, владеющими конкретными видами оружия (например, арбалетчиками или мастерами по осадному оружию).Решительные битвы часто являли собой огромный риск и могли не увенчаться успехом, даже если ваша армия численно превосходила армию противника. Как результат, практика открытого боя была редкой для Средневековья, и большинство войн представляли собой стратегически выверенные маневры и чаще всего длительные осады. Средневековые зодчие подняли искусство построения крепости на новый уровень: великие замки эпохи крестовых походов, как Керак и Крак де Шевалье, или цепочка массивных построек Эдварда Первого в Уэльсе являют собой шедевры оборонительного проектирования.Наряду с мифами о средневековой армии, когда чернь, управляемая бездарными идиотами, идет на войну, существовала идея, что крестоносцы проигрывали в схватках с тактически более подготовленными противниками с Ближнего Востока. Анализ битв, проведенных крестоносцами, показывает, что они выиграли чуть больше сражений, чем проиграли, пользуясь тактиками и оружием друг друга, и это была совершенно равная борьба. В реальности же причиной падения государств крестоносцев Утремера послужила нехватка людских ресурсов, а не примитивные навыки ведения боя.В конце концов, есть мифы о средневековом вооружении. Общее заблуждение заключается в том, что средневековое оружие было таким непомерно тяжелым, что рыцарей приходилось усаживать в седло неким подъемным механизмом, и что рыцарь, сброшенный с коня, не мог самостоятельно встать. Безусловно, только идиот отправился бы на битву и рисковал своей жизнью в броне настолько затрудняющей движение. На поверку средневековые доспехи весили в общей сложности около 20 кг, что составляет почти половину того веса, с которым на фронт отправляется современная пехота. Реконструкторы битв в наши дни любят выполнять акробатические трюки, демонстрируя, каким маневренным и быстрым может быть полностью экипированный воин. Раньше кольчуга весила гораздо больше, но даже в ней тренированный человек был вполне мобильным.