чанию. Например, град как вид осадков и град как город: Красуйся, град Петров… (Пушкин Медный всадник)

Или ключ - родник и ключ от замка, коса - вид прически и коса - орудие труда и т.д.

Наряду с неполными омонимами есть три вида неполных: омофоны, омографы, омоформы.

Омофоны - слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию и по значению: плод - плот, порог - порок, груздь - грусть, умолять - умалять, волы - валы, колос - голос.

"Он верил, что друзья готовы

За честь его принять оковы "

"Ее изнеженные пальцы не знали игл;

Склонясь на пяльцы "

Омографы - наоборот, одинаковые по написанию, но различные по звучанию и значению слова: орган - орган, мука - мука, замок - замок.

И наконец, омоформы - это слова, совпадающие по звучанию и по написанию лишь в одной или нескольких формах, и совсем различные в других.

Обычно это разные части речи: простой (сущ.) - перерыв в работе и простой (прил.) - не сложный. Они совпадают только в именительном падеже.

Все эти формы активизируют игру слов и поэтому широко применяются в поэзии, во всякого рода каламбурах. Например в эпиграфе к Евгению Онегину Пушкин использует созвучные фразы: фраза из Гарация О rus! (О деревня! и русское О Русь!)

Так он исподволь внушает читателю мысль, что истинная Русь - деревенская.

Омонимическая пара слов очень оживляет речь в поэзии. Иногда это остроумная рифма:

А что же делает супруга

Одна, в отсутствие супруга ?

(А.С. Пушкин Граф Нулин)

Или строки из Онегина:

Защитник вольности и прав

В сем месте был совсем не прав

3. Дополнительные лексические ресурсы поэтического языка

Поэтический язык кроме основного лексического фонда включает в себя особые лексические ресурсы , которые, как правило, исключены из литературного языка, но стихийно функционируют в разговорном языке.

Художественная литература, используя такие слова в поэтическом языке, расширяет круг людей, познающих их.

С другой стороны, эти слова выполняют определенные функции в поэтическом языке.

Особые лексические ресурсы классифицируются внутри себя на 4 разновидности:

1) исторические: славянизмы, архаизмы, историзмы, неологизмы.

2) национальные: варваризмы.

3) географические: диалектизмы.

4) социальные: просторечия и профессионализмы.

1) Славянизмы, архаизмы, историзмы, неологизмы

С течением времени любой национальный язык изменяется, а тексты древних литератур приходится буквально переводить на современные языки (с древнерусского га современный русский, с древнегреческого на современный греческий и т.д.)

Каждое слово имеет свою историю, конкурирует с другими словами, иной раз полностью меняет свое значение и форму. Есть, однако, в языке слова, историческая приуроченность которых не изменяется.

Таковы славянизмы - слова старославянского происхождения: уста, очи, вежды, ланиты и т.д.

Славянизмы имеют русские синонимы: враг - ворог, брег - берег, ночь - нощь и т.д.

Славянизмы имеют в поэтическом языке 3 функции:

1. Для придания повествованию архаического оттенка.

А.С. Пушкин в Онегине использовал много славянизмов:

1) Внемлите мой печальный глас

2) Младых восторгов первый сон…

3) В устах старался удержать…

4) "Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно..."

"Божья Тварь" в церковнославянизме - означает "живое существо, созданное Богом.

5) "Алкало пищи роковой..." слово старославянского происхождения, означающее "страстно желать чего-либо".

2. Старославянский язык до сих пор является профессиональным языком Русской Православной церкви.

Поэтому в Борисе Годунове у Пушкина речь служителей культа пестрит славянизмами:

Прииеде грех великий на

языцы земнии…

3. Самая важная функция славянизмов связана с высоким штилем. Использование славянизмов придает речи торжественность.

Это хорошо иллюстрирует стихотворение Пушкина Пророк:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей.

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей

Сходные со славянизмами художественные функции выполняют в поэтическом языке архаизмы и историзмы.

Архаизмы (от греч. archaios - древний) - это слова, вытесненные позднее из активного словаря другими словами.

Большое число архаизмов встречается у Пушкина в Онегине:

1) Что было для него измлада

2) Дианы грудь, ланиты флоры…

3) "Финал гремит, пустеет зала ..."

4) "Как описал себя пиит ..."

5) "Съезжались недруги и други "

От архаизмов следует отличать историзмы , слова, обозначающие явления отдаленного исторического прошлого. Например: стрельцы, опричники, бояре, оброк, барщина, фрейлины.

В Онегине читаем:

1) Ярём от барщины старинной

Оброком легким заменил

2) И обновила наконец

На вате шлафор и чепец

Во многих языках планеты существует такое явление, как омонимия. Основано оно на том, что одинаковые по звучанию и написанию слова и морфемы имеют разное значение. Они носят название «омонимы». Примеры их встречаются повсеместно. Мы и в обычной речи их употребляем чрезвычайно часто.

Омонимы

Примеры, подтверждающие данное явление, известны многим. Это такие общеупотребительные слова:

  • «лук» в значениях растение и оружие;
  • «побег», в одном случае обозначающий молодую ветвь, а в другом - самовольный торопливый уход.

Вне контекста трудно определить, в каком именно значении используются эти омонимы. Примеры предложений со словами продемонстрируют это явление наглядно.

  • Зелёный лук особенно хорош в овощных салатах.
  • Мальчику на день рождения подарили игрушечный лук со стрелами.
  • Яблоня дала молодой побег, но садовник осенью произвёл его обрезку.
  • Граф Монте-Кристо совершил побег из тюрьмы креативным способом, заменив собою труп узника.

Помогут понять, что означают омонимы примеры словосочетаний:

  • «зелёный лук» и «меткий лук»;
  • «девичья коса» и «речная коса»;
  • «три яблока» и «три тряпкой пятно».

Это явление довольно занимательно, поэтому часто используется преподавателями русского языка в качестве развлекательного приёма в изучении предмета, способа расширить словарный запас и кругозор обучающихся.

Игры с омонимами на уроках и на внеклассных мероприятиях

Для проведения этого конкурса следует подготовить пары слов, имеющих одинаковое произношение и написание, но абсолютно различные значения. Игрокам предлагаются лишь значения, а сами слова (можно воспользоваться одним вариантом написания для обоих) прячутся под картонной картинкой, которая будет служить жетоном очка, например, шаблон листика дерева, яблока, золотого слитка. Участник, правильно назвавший омонимы, получает эту эмблему после верного ответа в качестве балла. В конце игры очки-жетоны подсчитываются и выбирается победитель.

Для конкурса подойдут омонимы, примеры которых могут быть такими (следует напомнить, что участникам и зрителям представляются только картинки, сами слова закрыты):

  • «лавка» как предмет мебели и некрупная торговая точка;
  • слово «лама», выступающее в одном значении как животное, а в другом - как тибетский монах.

На уроке можно предлагать ученикам одну-две пары слов. Выполнение этого задания займёт всего несколько минут, а пользу принесёт огромную. Ведь, кроме перечисленного выше, данный вид деятельности порождает и укрепляет интерес к изучению русского языка.

Омонимия и полисемия

Многие слова имеют не одно, а несколько значений. Совпадая в написании, они отличаются лексически. Следует различать омонимы и многозначные слова. Примеры полисемии также встречаются достаточно часто. Например, два слова, произносящиеся как «ключ», могут выступать омонимами в следующем варианте:

  • родник и приспособление для открывания.

А вот в значениях «скрипичный», «гаечный», «от дверного замка», «приспособление для закатывания банок» «ключ» - это одно слово. Это удивительное языковая особенность, которую уже следует рассматривать как явление полисемии. Ведь в каждом перечисленном варианте фигурирует способность ключа что-либо открывать: нотную строку или какой-то объект. Это одно слово с различными значениями, а не разные омонимы.

Примеры таких многозначных слов в русской речи существует великое множество. Порой достаточно трудно отделить их от омонимов.

Полисемия иногда происходит от перехода названия по внешнему сходству. Таковым является

  • «рукав» - отдельное русло реки и часть рубашки;
  • «лента» - приспособление для девичьей причёски и длинная дорога, движущаяся часть транспортёра.

Многозначность этих слов возникла по внешнему сходству некоторых признаков. Например, рукав в одежде отделяется от общего крупного предмета. И разветвление русла напоминает такое же явления. Собственно, в этом варианте могло бы выступить слово «штанина», однако по какой-то причине русский народ избрал именно «рукав».

Лента представляет собой узкий длинный предмет. Видимо, человек, который изобрёл транспортёр, увидел сходство его движущейся части с приспособлением для девичьей причёски. Так и произошёл переход название, явление полисемии.

Этимологическая омонимия

Группа слов относится к омонимам однозначно, так как само их происхождение уже различно. Поэтому в задании «Приведите примеры омонимов, различающихся этимологически» нужно подобрать такие слова, которые пришли в русскую речь из разных языков. Для этого следует заглянуть в этимологический словарь.

Таковыми являются слово «бор», обозначающий химический элемент, и его омоним - сосновый лес. Первое существительное пришло в русскую речь из персидского языка, где звучало как «бура», то есть соединения бора. Название же соснового леса имеет славянское происхождение.

Часть лингвистов считает, что следует признавать наличие явления омонимии лишь там, где различается сама этимология слов.

Эти же языковеды не видят омонимичности в существительном «эфир» как органическом веществе и в значении «радиовещание и телевидение». Ведь исторически оба слова имеют общую этимологию. Они произошли от древне-греческого корня αἰθήρ, что в переводе означает «горный воздух». И если в задании говорится: «Приведите примеры омонимов», а отвечающий использует слово «эфир» в двух значениях, то эти учёные сочтут ответ неверным.

Споры лингвистов о полисемии и омонимии

Однако не все могут навскидку определить историческое происхождения слов. Часто для этого требуются специальные словари. Поэтому большинство людей видят, что значения слова «эфир» являются абсолютно разными и причислят их к омонимам. Поэтому и часть лингвистов также не видят здесь многозначности. К разным словам с разными значениями относит их и толковый словарь.

Примеры омонимов, вызывающих у языковедов спор, таковы:

  • «коса» в значении причёски и инструмента для косьбы, так как некоторые утверждают, что здесь налицо переход названия по внешнему сходству (тонкая и длинная);
  • «ручка» как инструмент для письма, приспособление для открывания, включения, так как часть людей определяет многозначность по тому, что они перекликаются по способу действия (пишут и открывают рукой);
  • «перо» в смысле «ручка» и как накожное роговое образование птиц и некоторых динозавров, считая, что первое значение пришло к слову от исторического способа письма птичьими перьями.

Некоторые языковеды относят к омонимии все слова, в которых прослеживается многозначность. Они считают полисемию лишь частным случаем.

Полные омонимы

Языковеды делят совпадающие по произношению и написанию слова, имеющие разное значение, на две группы. В одну категорию выделяют относящиеся к одной грамматической категории полные лексические омонимы. Примеры таковых: «коса», «язык», «побег», «ключ» и другие. Во всех своих формах эти слова совпадают и по написанию, и по произношению.

Неполные или частичные омонимы

Выделяют также слова, совпадающие только в некоторых формах. Это грамматические омонимы. Примеры такого явления часто относятся к разным частям речи:

  • «три» - глагол 2-го лица единственного числа повелительного наклонения с начальной формой «тереть» и «три» - количественное числительное;
  • «печь» - глагол в неопределённой форме и «печь» - существительное женского рода единственного числа;
  • «пила» - глагол женского рода единственного числа в прошедшем времени и «пила» - существительное женского рода единственного числа.

Грамматическая омонимия наблюдается и в словах, относящихся к одной части речи. Например, глаголы 1-го лица единственного числа настоящего времени «лечу». Первое слово определяется как действие, связанное с медициной. Уже инфинитив будет звучать как «лечить». А второй глагол имеет начальную форму «лететь» и обозначает действие совершения полёта.

Частичная омонимия наблюдается в словах одной грамматической категории. Это происходит тогда, когда слова различаются лишь в одной форме. Например, два существительных «ласка» - животное и проявление нежности - не совпадают лишь в родительном падеже множественного числа. Эти омонимы будут в данной форме выглядеть как «ласок» и «ласк».

Омонимы и омофоны

Некоторые путают явление омонимии с другими. Например, омофоны - это одинаково звучащие слова, имеющие разное значение, но отличающиеся по написанию. Это не омонимы! Примеры слов, являющихся омофонами, показывают эту их особенность.

  • «Кот» - домашнее животное, а «код» - чаще всего определённый набор символов либо звуков.

Каждый заметит, что писать эти слова следует по-разному. А вот на слух уловить разницу практически невозможно. Слово «код» нужно произносить с оглушением конечной согласной. Отсюда и возникает звуковое сходство.

Омонимия и омография

Существуют и другие языковые явления, схожие с рассматриваемым нами. Например, омографы интересны тем, что совпадают в написании, но произносятся иначе, чаще всего из-за ударения. Это также не омонимы. Примеры слов-омографов таковы:

  • во́рота — воро́та;
  • за́мок — замо́к;
  • за́пах — запа́х.

Омографы также интересны для составления заданий для конкурсов и игр. При помощи загадок-картинок, в которых зашифрованы омографы, можно разнообразить лингвистические мероприятия.

Омонимы - это разные по значению, но одинаково звучащие или пишущиеся единицы языка - слова, морфемы.
Происходит от греческого homos - одинаковый и onyma - имя.
Различают несколько видов омонимов: полные и частичные, графические и грамматичекие, фонетические и омонимичные.

У полных/абсолютных омонимов совпадает вся система форм. Например, ключ (для замка) - ключ (родник), горн (кузнечный) - горн (духовой инструмент).
У частичных совпадают по звучанию не все формы. Например, ласка (животное) и ласка (проявление нежности) расходятся в форме родительного падежа множественного числа - ласок - ласк .

Графические омонимы или омографы - слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении (в русском языке из-за различий в ударении).
От греч. homós - одинаковый и grápho - пишу.
Атлас - атлАс
вЕсти - вестИ
вИски - вискИ
дОрог - дорОг
зАмок - замОк
зАпах - запАх
здОрово - здорОво
кОзлы - козлЫ
лЕсок - лесОк
мАло - малО
мУка - мукА
пЕкло - пеклО
прИстань - пристАнь
сОрок - сорОк
Уже - ужЕ

Грамматические омонимы или омоформы - слова, которые одинаково звучат лишь в некоторых грамматических формах и при этом чаще всего принадлежат к разным частям речи.
Лечу самолетом и лечу горло (в других формах - лететь и лечить, летел и лечил и т. п.); острая пила и пила компот (в других формах - пила и пить, пилы и пьют и т. п.).

Омонимичные морфемы или омоморфемы - морфемы, совпадающие по своему звуковому составу, но различные по значению.
Происходят от греческого homos - одинаковый и morphe - форма.
Например, суффикс -тель в существительных преподаватель (значение действующего лица) и выключатель (значение действующего предмета); суффикс -ец в словах мудрец, самец, резец и братец ; суффикс -к(а) в словах речка, тренировка, массовка и аспирантка.

И самые интересные, Фонетические омонимы или омофоны - слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение.
Происходит от греческого ὀμόφωνο - «звукоподобие» .
Примеры в русском языке:

порог - порок - парок,
луг - лук, плод - плот,
туш - тушь,
падёж - падёшь,
бал - балл,
косный - костный,
предать - придать,
эмиттировать - имитировать.

В русском языке два основных источника омофонии суть явление оглушения согласных в конце слов и перед другим согласным звуком и редукция гласных в безударной позиции.

К омофонии относят также случаи фонетического совпадения слова и словосочетания или двух словосочетаний. Используемые буквы могут полностью совпадать и различие в написании заключается только в расстановке пробелов:

в месте - вместе,
во все - вовсе,
из мяты - измяты,
из люка - и злюка,
не мой - немой.

В английском омофоны возникли вследствие исторически сложившегося разного обозначения на письме одного и того же согласного или гласного звука, например:

whole - hole,
knew - new.

Во французском языке наблюдаются целые ряды омофонов, состоящие из трёх-шести слов, одна из причин чего заключается в том, что во французском не читаются многие конечные буквы.

Источники: Википедия, Словари, Справочники

Цели:
Планируемые результаты:
Предметные:

· Углубить знания о словах, одинаковых по звучанию, но разных по значению;

· Знать значение термина омонимы;

· Различать омонимы и многозначные слова;

· Показать роль омонимов в речи;

· Развивать речь при объяснении значения слов- омонимов, при составление предложений с ними.

Метапредметные:

· Понимать, что конкретное значение слова может проявляться только в тексте;

· Уметь сравнивать слова по значению и звучанию;

Личностные:

· Формировать стремление делать свою речь точной, избегать в ней двухсмысленности.

Оборудование: Учебник

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку.

Тема: Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы)


Цели: Познакомить со словами похожими по звучанию и написанию, но разные по значению «омонимами».
Планируемые результаты:
Предметные:

  • Углубить знания о словах, одинаковых по звучанию, но разных по значению;
  • Знать значение термина омонимы;
  • Различать омонимы и многозначные слова;
  • Показать роль омонимов в речи;
  • Развивать речь при объяснении значения слов- омонимов, при составление предложений с ними.

Метапредметные:

  • Понимать, что конкретное значение слова может проявляться только в тексте;
  • Уметь сравнивать слова по значению и звучанию;

Личностные:

  • Формировать стремление делать свою речь точной, избегать в ней двухсмысленности.

Оборудование: Учебник Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина. « Просвещение» 2-е изд. М. : Просвещение, 2012., презентация.

Этапы урока

Методы и приемы

Вре-мя

Деятельность Учителя

Деятельность

учеников

УУД

Орг. Момент

Слово уч-ля.

Практический:

Словарная работа

Практический:

Мин-ка чистописания

Мотивационный этап.

Практический: слушание Т.

Словесный.: ответы на вопросы

Наглядный: рассматривание иллюстрации

2 мин

Здравствуйте ребята. Меня зовут Екатерина Александровна, и сегодня я у вас проведу урок русского языка. Сегодня нас ожидает встреча с новыми знаниями. Нам предстоит выполнить много интересных заданий. Откройте тетради, положите их правильно. Запишите число и классная работа.

словарная работа-

Минутка чистописания

Приветствуют учителя.

Садятся.

Слушают задания уч – ля.

Выполняют задания.

Р: принимают и сохраняют уч задачу

Ребята, я вам сейчас расскажу одну история, а вы поможете понять, почему мама и сын не сумели договориться?

Мама варила вишневое варенье и мешала его деревянной ложкой. Сын подошел к ней и предложил: «Давай я буду тебе мешать!» Мама испугалась и замахала руками: «Нет! Не надо мне мешать!»

Почему мама и сын не понять друг друга?

(Уч-ся пытаются объяснить, что есть два разных слова; мешать-взбалтывать, и мешать – создавать препятствие для работы.)

В каком значение сын потребил слово «мешать»?

(помочь матери помешать варение)

А что мама подумала?(мешать – создавать препятствие)

Можно ли эти слова назвать многозначными?(нет)

Почему?

Какие слова называются многозначными? (Одно слово имеет несколько значений)

Оказывается ребята есть в русском языке такие слова которые похожи по написанию и звучанию, но разные по значению.

А теперь давайте попробуем сформулировать тему урока.

(Слова похожие по звучанию и написанию, но разные по значению)

А какая цель будет нашего урока? (Узнать, как называются такие слова, научиться их использовать в речи)

Рассмотрите картинки которые показаны на экране, назовите мне что вы видите?.(Ключи (гаечный ключ, скрипичный ключ, ключ-родник, ключ от двери))

Ребята, но тут ведь много картинок, а вы мне назвали только одно слово. Это все одно и тоже? Можем ли мы назвать эти слова многозначными? (нет, это слова которые звучат и пишутся одинаково а значения имеют разное)

А вот наш профессор самоваров приготовил для вас новое определение таких слов.

Давайте с вами откроем учебники и прочитаем. Стр. 25

Какие слова называются омонимы?(слова которые звучат и пишутся одинаково, а значение имеют разное)

Наблюдать за использованием в тексте синонимов.

Характеризовать звуки (гласные ударные - безударные; согласные твёрдые - мягкие, звонкие - глухие). Анализировать: определять звук по его характеристике.

Отвечают на вопросы.

Слушают учителя.

П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Омонимы как близнецы похожи,

Но значат не одно и то же:

Груз подает подъемный кран,

А воду льет в квартире кран

А теперь давайте потренируемся.

Запишите Упражнение 34.

Рассмотрите 4 иллюстрации, Что изображено? (Опоры моста «быки», бык, птичка «овсянка»каша «овсянка)

Бык – животное.

«Быки»- это опоры на которых стоит мост.

Птичка «Овсянка»

Овсянка размером с воробья , живет она в полях и лесах.

Каша геркулесовая, а по другому мы ее называем овсянкой.

А что это за слова? (омонимы)

Давайте придумаем предложения с этими словами.

(предложения выведены на слайд) И запишем их в тетрадь.

Давайте разомнемся.(физминутка)

На доске две иллюстрации. (лук (растение) лук(оружие))

Посмотрите на изображения. Что вы на них видите?

(лук-растение, лук- оружие)

Произнесите эти два слова. Как они звучат (одинакого)

Давайте составим схему каждого из этих слов.

Л- согл. непарный, звонкий

У- глас. ударный

К- согл. парный, глухой.

Лук- луковый. Много лука, Много луков.

Лук- раст, лук- оруж. Звучат одинаково. Посмотрите на схемы. Что вы можете сказать про схемы (они одинаковые)

В том и другом есть парная согл. на конце. (проверяем проверочным словом, доказываем в 1-м и во 2-м случае)

Давайте запишем. Лук и лук. Значит они пишутся одинаково? (да) И звучат одинаково? (да)

Какой вывод можно сделать? Слова которые звучат и пишутся одинаково называются омонимами.

Итак, с какими словами мы сегодня знакомились на уроке?(с омонимами)
Какую цель вы ставили перед собой на данном уроке? (Узнать какие слова называются омонимами)

  • Вам удалось достичь цели? (Да.)
  • У кого не возникло трудностей в «открытии» нового?
  • Кому еще трудно?
  • Кто смог преодолеть трудности? Что помогло?
  • Кто не смог? Как вы думаете почему?
  • Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Положите перед собой «лестницу успеха». Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце урока. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поставьте себя на среднюю ступеньку. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступеньку.

Стих. Рассказать родителям.

Оценивать свои достижения.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

Р: осуществляют итоговый контроль