Исследуя хозяйственные процессы, экономическая теория применяет ряд ОБЩЕНАУЧНЫХ методов познания, т. е. таких методов, которые используют и другие общественные и естественные науки.




Наблюдение, эксперимент, моделирование.

Обращаясь к первому методу, подчеркнем, что, как и всякая научная деятельность, экономические исследования носят эмпирический характер, т. е. основанный на практическом опыте. Это предполагает наблюдение экономических процессов в их реальном виде, и сбор фактов , происходящих в действительности. Например, благодаря наблюдению и сбору фактической информации можно определить, как изменились товарные цены за тот или иной период.

В отличие от этого, эксперимент предполагает проведение искусственного научного опыта, когда изучаемый объект ставиться в специально созданные и контролируемые условия. Например, для проверки эффективности новой системы оплаты труда проводят ее экспериментальные испытания в рамках определенной группы работников.

Метод моделирования предусматривает изучение социально-экономических явленийпо их теоретическому образцу (модели). Особенно эффективно математическое моделирование на компьютерах, позволяющее просчитать наиболее эффективный вариант использования ресурсов предприятия. Очень удачным вариантом такого моделирования является программа МЭМ, которая позволяет в условиях свободной конкуренции расчитывать свою стратегию ведения бизнеса.

Метод научных абстракций.

Абстрагирование используется для выработки тех или иных отвлеченных понятий или категорий , таких, как цена, деньги, дешевый, дорогой и т. д. При этом необходимо абстрагироваться от второстепенных свойств изучаемого объекта, а нужные им свойства выделить. Например, для определения такой экономической категории, как товар, необходимо отвлечься от размеров, веса, цвета и других характеристик, не существенных в данном случае, и в тоже время зафиксировать объединяющее их свойство: все эти вещи - продукты труда, предназначенные для продажи.

Анализ и синтез, системный подход.

Метод анализа и синтеза предполагает изучение социально-экономических явлений как по частям (анализ), так и в целом (синтез).

Благодаря сочетанию анализа и синтеза обеспечивается системный подход к сложным объектам исследования.



Ошибки анализа.

Обоснование экономических явлений может наталкиваться на два различного вида препятствия - «волчьи ямы» (pitfalls ) анализа.

1. Бывает трудно различить причины и следствия явлений.

Предположим, что событиюА(причина) всегда следует событие Б (следствие).

Например, снижению цен - рост спроса, если другие факторы остаются неизменными. В действительности события А и Б хотя и происходят одновременно, причинной связи между ними может и не быть. Например, оба события вызваны событием С (дым, свет и огонь).

Например, в 1988 г. были созданы кооперативы, которые дали 1.5 % товарооборота страны (А). Одновременно возник товарный дефицит и выросли цены (Б). В этом обвинялись кооператоры. Реальные причины - рост дефицита госбюджета и заработной платы (В).

Ошибки от неправильного понимания причин и следствий называют ошибками ложного довода (софизм).

Например, определить взаимосвязь между событиями А, Б, В, где А - низкая зарплата, Б -низкий уровень жизни, В - низкая производительность труда.

Возможные варианты: А-Б-В или В-А-Б.

Предлагается учащимся определить более существенную связь.

2. Находясь в горящем помещении, каждый человек стремиться его немедленно покинуть. И это правильно. Иное дело со зрительным залом, который полон народу. Здесь такое поведение может закончиться трагедией.

Ошибка составления (композиции) состоит в неправильном суждении, что все то, что является правильным для части целого, имеет место и для целого.

С другой стороны, представление, что все, что правильно для целого, относиться и его частям, называется ошибкой деления.

Например, является правильным суждение, что высоко конкурентный рынок- благо для всего общества. Но фирма со слабым управлением обанкротится на этом рынке.

Выводы правильные на уровне микроэкономического анализа, могут таковыми и не быть на макроуровне и наоборот.

Примеры:

Чем дольше наблюдать за ночным небом, тем больше можно увидеть падающих звезд. Но это не значит, что длительное вглядывание в небо вызывает рост количества падающих звезд.

Зрители смотрят фильм. Ошибка происходит, когда кто-то встает, чтобы лучше видеть. Этого не произойдет, если встанут все.

С методом анализа и синтеза логически связано деление экономической теории на микро- и макроэкономику.

Так микроэкономика имеет дело с отдельными элементами (частями) этих систем. Она изучает экономику отдельных фирм, домохозяйств, отраслей, цен и т. д. Таким образом, микроэкономический подход близок к методу анализа.

В отличие от вышерассмотренного метода макроэкономика исследует хозяйственные системы в целом .

Образно говоря, если микро экономика изучает деревья, то макроэкономика - образовавшийся из них лес

Различия микро- и макроэкономики:

Микроэкономика стремиться к стабильности, равновесию; макроэкономика - к динамике и росту.

Микроэкономика подчиняется принципу рыночной целесообразности, тогда как макроэкономика - к принципу социального эффекта.

В микроэкономике - только два субъекта (фирма и домохозяйство), а в макроэкономике к ним полноправно присоединяется и государство.

В то же время деление экономической науки на микро- и макросферы не следует абсолютизировать. Макро- и микроэкономика тесно взаимосвязаны, и иногда их непросто разделять. Многие вопросы и темы экономической теории входят в обе сферы.




Индукция и дедукция.

Индукция и дедукция представляют собой два противоположных, но тесно взаимосвязанных способа рассуждения.

Движение мысли от частных (отдельных) фактов к общему выводу - это индукция , ли обобщение. А рассуждение в обратном направлении (от общего положения к частным выводам) называют дедукцией. См рис.

Например, факты увеличения цен на хлеб, молоко, мясо и другие продукты наводят на печальную мысль о росте дороговизны в стране (индукция). В свою очередь, из общего положения о растущей стоимости жизни можно вывести отдельные показатели повышения потребительских цен по каждому виду продовольствия (дедукция).

Исторический и логический методы

Они тоже применяются в единстве. Они предполагают подробное изучение социально-экономических процессов в их исторической последовательности, но одновременно с логическими обобщениями, которые позволяют оценить эти процессы в целом и сделать общие выводы.

К примеру, ученые детально исследовали конкретный подход и особенности опыта строительства социализма в XX в. в разных странах. Этот исторический подход в исследованиях дал возможность многим из них прийти к логическим выводам о повсеместной утрате работниками в соц. странах стимулов к труду, о неэффективности экономики, товарных дефицитах и т.д.


Графический метод.

Широкое применение в экономических науках имеет графический метод отображения хозяйственных процессов и явлений. Он основан на использовании различных чертежей, таблиц, графиков, диаграмм и т. д. Благодаря этим инструментам обеспечиваютсянаглядность и компактность в изложении теоретического материала.

Очень часто экономистов просят объяснить происходящие экономические события. Почему, к примеру, уровень безработицы особенно велик среди молодежи.

Когда экономисты пытаются объяснить устройство мира, они выступают в качестве ученых. Когда экономисты пытаются изменить мир, то превращаются в политиков.

В самом общем смысле существуют два типа утверждений об окружающем нас мире:

позитивные утверждения имеют описательный характер. Правильность позитивных суждений проверяется на основе фактов (закон о минимальном размере оплаты труда - основная причина безработицы).

нормативные утверждения имеют рекомендательный характер. Нормативные суждения исходят из оценки людей и подтвердить их фактическими данными невозможно (правительство обязано регулярно повышать минимальный уровень оплаты труда).

Чтобы объяснить и предсказать экономические явления, каждое теоретическое положение содержитследующие элементы:

Суждение о двух специфических переменных;

Предположения о двух переменных, которые относятся к делу;

Гипотеза о способах воздействия двух переменных: прямо или обратно пропорциональная связь;

Одно или несколько предсказаний о дальнейшем ходе событий.


Экономические процессы, протекающие в обществе, сложны и запутанны. Чтобы понять их тенденции, следует пройти длительный путь. Методы экономических исследований им и являются. Они помогают осознать научно истину происходящего. Слово "метод" в переводе с греческого обозначает "путь к истине". Пройдя его, можно достичь цели. Применительно к экономике, конечным результатом исследования выступает понимание закономерностей в хозяйственной деятельности на макроуровне. Это поможет охватить перспективу, к которой приведут действующие принципы системы.

Суть методов экономических исследований

Экономика в реальной жизни очень сложна. В масштабах одного государства существует множество отраслей хозяйствования, которые в свою очередь, состоят из множества предприятий различной величины. Все эти субъекты связаны между собой финансовыми, организационными, технологическими зависимостями. Изменение параметров деятельности одного предприятия способно повлиять на многие другие, связанные с ним компании.

Интересы у каждого производителя свои, и направлены они на получение максимальной прибыли. В противоположность предприятиям потребители стремятся приобретать продукцию наивысшего качества по самым низким ценам.

Предпочтения потребителей постоянно меняются. Это все приводит к колебаниям в экономике. Чтобы не потеряться среди многообразия факторов, влияющих на реальность в сфере хозяйствования, применяют различные методы экономических исследований. Существует множество способов получить необходимые знания по интересующей теме. Путей к цели достаточно много, поэтому следует рассмотреть их подробнее.

Этапы исследований

Любая область науки использует свои приемы для сбора данных. В биологии и медицине для этих целей применяют микроскоп, в астрономии - телескоп. Экономика предполагает использование совсем иных способов.

Система экономических исследований предполагает следующую последовательность действий.

  1. Наблюдение за объектом экономического исследования.
  2. Обработка информации, полученной на первом этапе. Для этого применяют множество приемов. К ним относится синтез, анализ, аналогия, индукция, дедукция, моделирование, абстракция, сравнение и аналогия.
  3. Проведение экспериментов.
  4. Построение логических и математических моделей.

Для проведения экономических исследований применяют определенное количество методов. Они могут быть всеобщими или применяемыми к одной отрасли.

Диалектика и метафизика

Экономика использует для получения информации об объекте исследования такие методы, как метафизика и диалектика. Различие этих систем заключается в их точке зрения на экономическую реальность.

Метафизика рассматривает фактор вне общей системы. В момент исследования явление находится в состоянии покоя и не меняется с течением времени. Это помогает познать внутреннюю структуру отрасли. Особенностью метафизики выступает факт, что результаты экономических исследований получаются на основе разрозненных явлений.

Диалектика имеет большее приближение к действительности. Результаты, получаемые путем обобщения всех процессов, предполагает такое экономическое исследование.

Основой диалектики являются противоречия, которые выступают в своем неразрывном единстве. Взаимодействие противоположностей движет процессы вперед, как мотор. Диалектика позволяет избежать односторонних, плоских суждений о действительности. Это в большей мере способствует исключению ошибочных решений.

В экономике борьба противоположностей (спрос и предложение, монополия и конкуренция и т. д.) составляет одно целое, и они должны рассматриваться в своем неразрывном взаимодействии. В этом случае приближен к реальности конечный результат исследования.

Обработка информации

Проведя наблюдение при помощи рассмотренных подходов, следует рассмотреть более специфические инструменты, позволяющие анализировать экономику.

Применяют специфические и общенаучные методы.

Специфические подходы к изучению хозяйственных взаимоотношений применимы для конкретно взятой отрасли. Это более точный анализ. В таком случае общенаучные подходы подстраиваются под условия объекта исследования.

Качественные методы

Общенаучные методы включают в себя исторический, логический, математический, статистический подходы.

Исторический метод рассматривает истоки происхождения экономических процессов. Это позволяет понять состояние системы в разные периоды времени. Экономика не является чем-то исторически неизменным. Исторический подход не позволяет выявить типичные черты системы.

Логический метод помогает проникнуть в причинно-следственные зависимости. Объективная логика помогает понять закономерности процессов.

Эти два метода позволят оценить систему с позиции ее качеств. Но современные подходы стремятся выявить еще и количество влияющих на систему факторов.

Количественные методы

К числу количественных методов изучения процессов относятся экономико-математические и статистические методы исследования.

Стремясь обобщить определенное количество явлений и факторов, современная экономическая наука прибегает к математическим выражениям показателей. За определенное количество времени изучаемые факторы меняют свое значение. Для оценки этих изменений используют статистику.

Математические приемы позволяют рассчитать количественные изменения показателей, влияющих на результат исследования. Для этого, проводя основные экономические исследования, соответствующие показатели группируются в единую систему. Это позволяет сделать вывод о влиянии каждого из них на конечный результат.

Экономико-математические и статистические методы являются неотъемлемой частью исследования.

Исследование экономических связей

После сбора информации ее анализируют и обрабатывают. Это помогает сделать выводы о действительности и спрогнозировать ход развития событий.

Институтом экономических исследований применяются всевозможные приемы для построения общей картины реальности. Помимо описательного этапа исследования применяют познание связей между элементами. Для этого используют метод научной абстракции, дедукции, индукции, аналогии.

Экономические теории генерируются путем создания модели действительности. Подведение существующих взаимоотношений к единому предсказуемому принципу функционирования является основным приемом в достижении целей проведения экономических исследований.

Вырабатывая шаблон, по которому работает система, можно понять состояние всей системы. Это сравнимо с анализом крови. По малому количеству биоматериала лаборант может судить о состоянии всего организма и спрогнозировать его состояние в перспективе.

Метод научной абстракции

Представленный метод позволяет создать модель экономической действительности путем исключения несущественных факторов.

Объект экономического исследования в научном абстрагировании очищается от множества частных, кратковременных, единичных характеристик.

По окончании этого процесса для исследования оставляются только самые надежные экономические связи, только часто встречающиеся процессы.

Четких границ абстрагирования не существует. Не установлено никаких правил относительно того, до какой степени обобщать объект исследования. Если углубиться в отсекание несущественных факторов системы, можно отмести и влияющие на результат исследования показатели. Поэтому глубину абстрагирования определяют интуитивно, опираясь на опыт и общие познания протекания процессов.

Дедукция и индукция

Индукция и дедукция дополняют друг друга. Цели экономических исследований достигаются путем формулирования гипотез. Индукция предполагает формирование общих принципов и положений на основе частных показателей. Разрозненные факты сводятся в теории и законы.

Дедукция применяет другую философию. Собирая данные об общих положениях, объясняется состояние определенного экономического объекта. Дедукция выдвигает гипотезу и подвергает ее проверке на корректность. Если реальные факты вписываются в выдвигаемое предположение, оно считается успешным. На этой основе разрабатываются научные теории.

Основные экономические исследования, ограниченные во времени, производятся дедуктивным методом.

Модели

Дабы упростить экономическую действительность, для наглядности составляют абстрактные модели.

Исходя из тематики экономических исследований, модели могут быть представлены в математической форме, виде графиков или таблиц.

Институт экономических исследований дополняет выводы об анализе показателей визуальными выражениями их связей. Самым популярным из них выступает график. Слова становятся убедительнее, когда их дополняет рисунок динамики факторов, влияющих на результат.

Таблица помогает сравнить количественные показатели модели. При помощи формул выражают экономико-математические зависимости системы.

Метод предельного анализа

Зависимость между взаимодействующими элементами системы иногда оценивают путем метода предельного анализа.

Предельная величина в представленном подходе выступает в качестве дополнительного показателя. Это может быть дополнительный доход предприятия, дополнительные издержки и т. п.

При совершении продаж дополнительной единицы товара возрастают и дополнительные издержки на ее изготовление. Суть метода предельного анализа заключается в осуществлении сопоставления таких величин.

В зависимости от темы экономических исследований сопоставляются факторы, увеличенные до максимального значения. Если соотношение предельных издержек и предельного дохода будет выгоднее существующих в реальности показателей, предприятию целесообразно увеличивать объем производства. Если же предельные затраты начинают превышать предельную выгоду, увеличение оборота является нерентабельным.

Ошибки в исследовании

Моделирование процессов в экономике иногда допускает ряд ошибок. Это ложные утверждения, вытекающие из логических путей поиска реальной картины объекта.

Среди наиболее частых ошибок выделяют ложное построение доказательства, а также ложное совершение выводов. Такие ситуации должны учитываться в процессе проведения исследования.

Ошибочное моделирование доказательства вытекает из ложного предположения «что хорошо для одного, подойдет и другим». Наглядным примером такой ситуации может послужить увеличение зарплаты на одном предприятии. Это привело к росту потребительской способности его работников. Но совсем не значит, что при увеличении зарплаты на всех предприятиях люди смогут покупать больше товаров. Последнее приведет к росту цен и инфляции. Покупательская способность останется прежней.

Вторая ошибка заключается в ложном построении следствия, причины. Это случается при упущении третьего фактора С или случайном (несистемном) изменении А от В. Например, рост цен на автомобили привел к увеличению объема продаж. Это противоречит закону спроса. В примере с автомобилями не учтен индекс инфляции, который стал причиной роста потребления при повышении цены.

Поэтому при построении экономических моделей следует проявлять максимум внимания ко всем факторам.

Результаты исследований

Существующие методы экономических исследований в большей или меньшей степени способствуют познанию факторов и их взаимодействия в системе.

Получив результат в ходе комплексного анализа показателей и пройдя тем или иным путем к теоретическому выводу, его проверяют на практике.

Дабы избежать масштабной ошибки, которую будет трудно исправить, следует провести эксперимент.

Не всегда получается проверить на практике правильность теории, не вызывая последствий среди рыночных связей. Однако, найдя верное утверждение, можно достичь главной цели экономического исследования – прогнозирования и оптимизации процесса в плановом периоде.

Ознакомившись с основными подходами, которые применяются для осознания экономической действительности, можно овладеть пониманием связей между элементами системы. Проблемы хозяйственной организации общества не терпят легкомысленности и необоснованности в их решении. Методы экономических исследований, применяемые при проведении анализа, помогут максимально снизить риск ошибочных решений в области управления рыночными процессами. Ошибки, допущенные на пути познания истины, могут стоить очень дорого на уровне макроэкономических отношений.

Уяснив предмет экономической науки, следует ответить на вопросы: как она это делает? с помощью каких приемов и средств? т. е. рассмотреть ее методологию. Методология любой науки - это учение о принципах построения, формах и способах научного познания, а применительно к экономической теории речь идет о познании экономических явлений и процессов.

Для этого ученые используют целую систему методов, приемов, способов и средств Основополагающим методом исследования экономистов продолжает оставаться метод материалистической диалектики. Его основные положения заключаются в следующем:

  • * первичной, объективно существующей является материальная жизнь;
  • * любое экономическое явление необходимо рассматривать во взаимосвязи с другими, как одновременно происходящими, так и предыдущими и последующими;
  • * экономическая жизнь находится в непрерывном движении изменении и развитии;
  • * процесс этого развития происходит на основе законов диалектики.

Для представителей западной экономической теории основ полагающим для изучения экономики являются методы субъективного и объективного идеализма. Их основными чертами являются экономический психологизм, технологический детерминизм и др.

Современная экономическая наука для познания экономической реальности использует целую систему частных методов.

К ним относятся:

  • * метод научной абстракции, состоящий в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, черт, несущественных сторон и "погружении", проникновении в суть явления, предмета с целью познания его главных связей. Например, при выяснении закона спроса анализируется только взаимосвязь между спросом и ценой при абстрагировании (отвлечении) от многих, других условий (степени насыщенности рынка, действие внутренней и внешней конкуренции и др.);
  • * индукция и дедукция. Индукция - это умозаключение, которое движется от фактов к гипотезе, общему утверждению, т. е. изучение начинается с накопления фактов, затем они систематизируются, анализируются и выводятся обобщения. Дедукция - основной метод доказательства, это цель умозаключений. Началом дедукции являются аксиомы, или гипотезы, которые имеют характер общих утверждений, а концом дедукции - теоремы, т. е. следствия из начальных посылок;
  • * метод экономико-математического моделирования. Этот метод в настоящее время является мощным инструментом изучения и решения экономических проблем. Суть его сводится к описанию экономических явлений и процессов с помощью математических зависимостей и алгоритмов. Он расширяет сферу познания, повышает обозримость сложных экономических проблем. Экономические связи выражаются в виде функциональных зависимостей; их математическое отображение дает систему уравнений, что собственно, и является математической моделью экономического явления;
  • * метод графических изображений. Он хорошо помогает наглядно воспринимать соотношения между различными экономическими показателями, оценивать их "поведение" под влиянием изменений экономической ситуации;
  • * широко используются и такие методы, как восхождение от просотого к сложному, единство количественного и качественного анализа, исторического и логического, балансовый метод и др.

Выделяют два принципиально различных способа (уровня) исследования (анализа) экономики - на основе макроподхода и микроподхода:

  • * макроэкономический подход предполагает анализ закономерностей функциионирования экономики в целом (макроэкономики). Макроэкономика оперирует такими интегральными показателями, как, например, валовой внутренний продукт (ВВП), общий уровень занятости, безработицы, инфляции и т. д. Регулирование макроэкономики осуществляется посредством рынка и государства;
  • * микроэкономический подход предполагает исследование поведения фирмы, отдельного предприятия (микроэкономика) как основного производственного звена. Она оперирует такими понятиями, как выручка, доход, прибыль отдельных фирм, расходы семьи, цена конкретного товара.

Регулирование на микроуровне производится путем выработки и реализации стратегии поведения конкретной фирмы.

В последние годы разрабатывается (восстанавливается) и мезоэконо-мический подход. Он используется для анализа "среднего звена" экономики (мезоэкономики) - специализированных отраслевых и подотраслевых комплексов (с соответствующими сегментами рынка). При рассмотрении методов, с помощью которых ученый "работает" в процессе познания экономической реальности, возникает вопрос: "Каков критерий правильности (истинности) результатов научного анализа?". Критерием истинности знания всегда выступала и выступает практика. Только она дает окончательный ответ о ложности или верности тех или иных умозаключений, выводов, рекомендаций.

  • IV. Традиционные методы среднего и краткосрочного финансирования.
  • R Терапевтическая доза лазерного излучения и методы ее определения
  • V. Способы и методы обеззараживания и/или обезвреживания медицинских отходов классов Б и В
  • Автоматизация производства, ее значение и обоснованность проведения на предприятиях в РБ. Оборудование и средства автоматизации технологических процессов.
  • В процессе экономического исследования используют большое количество методов и приемов. Остановимся на основных из них.

    Сущность абстрактного метода состоит в том, что исследова­тель при изучении экономических процессов может мысленно от­влекаться от частных свойств и связей между экономическими явлениями, останавливаясь на характеризующих сущностные сторо­ны общих признаках. Результатом абстрагирования является фор­мирование общих понятий и законов в экономике таких, как по­требности, ресурсы, законы спроса и предложения и т.д. Форми­рование понятийного аппарата экономической науки создает ус­ловие для анализа и синтеза экономических явлений.

    Метод анализа и синтеза заключается в том, что в процессе познания исследователь вначале мысленно производит разложение изучаемого объекта на составные элементы, анализирует особен­ности каждого из них, затем выявляет сущностные связи между ними, восстанавливает расчлененный объект.

    Так, мы можем детально рассматривать все факторы, влияющие на величину рыночного предложения данного товара, определить, какие из них влияют на увеличение предложения, а какие приво­дят к сокращению предложения, дать всему этому количественную оценку. В дальнейшем путем синтеза, учитывая все за и против, можно спрогнозировать направление изменения рыночного предло­жения товара на перспективу.

    При этом исследователь должен избегать ошибок, связанных с механическим перенесением результатов верных для отдельных частей совокупного процесса, но неприемлемых для целого. На­пример, для фирмы при прочих равных условиях эффективной фор­мой управления является командно-иерархическая. Управление фирмой предполагает строгую субординацию. Руководитель фирмы (менеджер) с помощью системы приказов, инструкций организует процесс производства и продажи товаров и услуг. В то же время распространение такой системы управления на макроуровень и создание командной экономической системы в рамках страны и группы стран показало свою несостоятельность.

    Кроме того, при анализе и синтезе экономических явлений ши­роко используется допущение "при прочих равных условиях". Оно означает, что все переменные факторы, влияющие на экономичес­кие результаты, разбиваются на две группы: принимаемые в дан­ной научном исследовании в качестве неизменных и собственно переменные факторы. Например, при анализе рыночного спроса на какой-либо товар мы можем исходить из того, что на величину спроса оказывает влияние только один фактор - цена, абстраги­руясь от множества других факторов (количества покупателей, их вкусов, ожидаемого уровня инфляции и т.д.)



    Продолжением метода анализа и синтеза является моделирова­ние. В экономике модель - это мысленно сконструированный и описанный образец, воспроизводящий в главных чертах реальный экономический процесс. Одной из первых экономических моделей были знаменитые "экономические таблицы" французского экономис­та XVIII века Ф.Кенэ. В них автор рассмотрел пропорции, кото­рые необходимо соблюдать в обществе при производстве матери­альных благ. В дальнейшем моделированием экономических процес­сов занимались К.Маркс, Л.Вальрас, В.Леонтьев и др. Со­временное экономическое моделирование широко использует мате­матический аппарат, математическое программирование, теорию вероятностей, математическую статистику.

    В процессе построения экономических моделей большую роль играет функциональный анализ. Как известно из курса математики, чис­ловая функция у=ƒ(х) существует, если для какого-либо число­вого множества X указан закон ƒ, по которому каждому числу х из этого множества ставится в соответствие единственное число у.



    Независимую величину х называют аргументом функции, а за­висимую переменную у - функцией. При этом, если с увеличением (уменьшением) аргумента значение функции растет (снижается), то между ними существует прямая связь. В том случае, когда ар­гумент и функция изменяются в разных направлениях, между ними существует обратная связь.

    Функциональная зависимость может быть представлена анали­тически (задана алгебраической формулой), в виде таб­лицы или графика.

    Общая форма аналитической записи у=ƒ(х), где ƒ - характе­ристика функции, указывающая на те действия, которые необхо­димо проделать с х, чтобы получить у. К примеру, уравнение у=а+bх показывает, что для получения у нам необходимо пере­менную величину х умножить на коэффициент b и полученное про­изведение сложить с постоянным числом а. Преимущество анали­тической формы записи в ее компактности, возможности произво­дить различные математические действия, облегчающие поиск зна­чений функции. В то же время аналитический подход не дает на­глядного представления о направлениях изменения функции. Так, нам известно, что при прочих равных условиях величина спроса на данный товар (Qd) зависит от цены на него (Р). В аналити­ческой форме это может быть представлено как Qd=f (P).Однако по формуле трудно определить, в каком направлении изменяется Qdпри увеличении или снижении цены.

    Табличная форма записи функциональной зависимости преодо­левает этот недостаток. Она обеспечивает возможность предста­вить количественную взаимосвязь между соответствующими пере­менными величинами. Например, в таблице мы можем показать ве­личину спроса на товар для каждого уровня цен. В то же время табличная форма записи не лишена недостатков: в таблице взаи­мосвязь между х и у показывается только для дискретных вели­чин, что затрудняет выявление общей тенденции изменений у при изменении х.

    Для выявления взаимосвязи между аргументом и функцией для всех х € Х используется графическая форма. Графиком функции у= ƒ(х) называется множество всех точек декартовой системы координат вида (х; ƒ(х)), где х € Х. По графику можно легко най­ти значение функции для х € X.

    Экспериментальный метод предполагает искусственное воспро­изведение какого-либо экономического процесса. С помощью экс­перимента можно выявить его положительные и отрицательные сто­роны, оценить возможность и необходимость практического внед­рения. Например, конвейерная система организации производства, прежде, чем получить всемирное признание, апробировалась в ав­томобилестроении Г.Фордом.

    В качестве макроэкономического эксперимента можно рассма­тривать создание в 1917 году в нашей стране командной социаль­но-экономической системы. Реформирования рыночной экономики, проводившиеся в развитых странах по рецептам Дм.Кейнса, М.Фридмена, других экономистов, также носили экспериментальный ха­рактер.

    Количественную сторону массовых социально-экономических яв­лений и процессов в их качественной определенности изучают с помощью специальных статистических методов и приемов. Их ши­рокое использование в экономике обусловлено тем, что в эконо­мических исследованиях, как правило, приходится иметь дело не с отдельными обособленными фактами, а со статистическими со­вокупностями взаимосвязанных фактов.

    В экономике под статистической совокупностью понимается на­бор каких-либо социально-экономических объектов, имеющих об­щие качественные признаки. В частности, когда мы вводим в ми­кроэкономике понятие предпринимательской фирмы, то под ним по­нимаем всю совокупность организаций, занимающихся на платной основе переработкой ресурсов в товары и услуги и доведением их до потребителей. Для всех предпринимательских фирм харак­терны определенные качественные признаки: стремление к при­быльному ведению дела, переработка тех или иных экономических ресурсов, ориентация деятельности на удовлетворение рыночного спроса и т.д.

    В целом методология экономических исследований имеет общие корни с другими естественными и общественными науками. Ее прин­ципиальное отличие от них заключается, главным образом, в объ­ектах исследования. Экономическая наука изучает проблемы, свя­занные с рациональным выбором экономических субъектов (домохозяйств, предпринимательских фирм, правительственных учрежде­ний). Этот выбор строится на основе сопоставления затрат и по­лучаемых выгод.

    Тема 2. «Экономические системы. Содержание отношений собственности»

    В экономике, как в науке, так и в учебном курсе обязательно присутствует методология. Методология – это наука о методах, учение о принципах построения, формах и способах научного познания.

    В экономике как науке используются самые различные формы и способы научного познания, в том числе наблюдения; обработка полученного материала посредством синтеза и анализа; индукции и дедукции; системного подхода; разработка гипотез и их проверка; проведение экспериментов; разработка моделей в логических и математических формах.

    Методы экономической науки – совокупность способов и приёмов познания экономических отношений и воспроизведение их в системе категорий и законов.

    Рассматривая закономерности изменения экономических процессов, экономическая теория использует методы экономико-математического моделирования (изучение процессов и явлений ни непосредственно, а через вспомогательные объекты), появившегося в XX в.

    В экономической науке широко используются методы научной абстракции, анализа и синтеза, системный подход, методы моделирования (прежде всего графический, математический и компьютерного моделирования).

    Метод научной абстракции (абстрагирование) состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, несущественных деталей и выделении сущности предмета или явления. В результате этих допущений возможно выработать, например, научные понятия, выражающие наиболее общие свойства и связи явлений действительности - категории. Так, абстрагируясь от бесчисленных различий во внешних свойствах производимых в мире миллионов различных товаров, мы объединяем их в одну экономическую категорию - товар, фиксируя то главное, что объединяет различные товары, - это продукция, предназначенная для продажи.

    Метод анализа и синтеза предполагает изучение явления как по частям (анализ), так и в целом (синтез). Например, изучая главные свойства денег (деньги как мера стоимости, как средство обращения, платежа, сбережения), мы можем на этой основе попробовать сложить их вместе, обобщить (синтезировать) и сделать вывод, что деньги - особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. Сочетая анализ и синтез, мы обеспечиваем системный (комплексный) подход к сложным (многоэлементным) явлениям хозяйственной жизни.

    Широко используются также индукция и дедукция .

    Индукция – это процесс создания теории из набора наблюдений. Посредством индукции обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам.

    Дедукция процесс прогнозирования будущих событий с помощью теории. Дедукция делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным.

    Важнейшим методом эк. теории является системный подход , исследующий функциональные связи – прямые и обратные зависимости между переменными величинами. Его использование показало, что эк. законы и категории носят не абсолютный, а относительный характер, что позволяет отойти от односторонности и категоричности суждений.


    Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

    Модель в экономике даёт упрощённую картину реальности, позволяет сделать обобщения и предположения в абстрактной форме (графической, математической).

    Моделирование, т.е. построение моделей, отражает главные экономические показатели (данные, переменные) исследуемых объектов и связи между ними (их взаимосвязи). Если в модели есть только самое общее описание показателей и их взаимосвязей, то это текстовая модель. Если этим показателям и связям задаются количественные значения, то на базе текстовой модели можно построить графическую, математическую и компьютерную модели, отражающие, как меняются показатели (данные, переменные).

    Модели делятся на статические и динамические.

    Статические модели - предназначены для изучения явления в определённый момент времени.

    Динамические модели – модель иллюстрирует изменение изучаемого явления в течение определённого периода.

    Экономико-математическое моделирование , являясь одним из системных методов исследования, позволяет определить причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, возможности и результаты влияния на ход изменений, а также делает реальным прогнозирование экономических процессов.

    Также используется графический метод – предполагает использование графиков, таблиц для иллюстрации изображений.

    Графический метод (метод графического моделирования) основан на построении моделей с помощью различных рисунков - графиков, диаграмм, схем. Взаимозависимость экономических показателей особенно хорошо демонстрируют графики - изображения зависимости между двумя и более переменными.

    Зависимость может быть линейной (т.е. постоянной), тогда график представляет собой прямую линию, расположенную под углом между двумя осями - вертикальной (ее обычно обозначают буквой У) и горизонтальной (Х).