Попадая в школу, ребенок оказывается в новой для него социальной среде, где нужно учиться взаимодействовать не только со сверстниками, но и с учителями. Из вольной жизни ученик погружается в мир правил, обязанностей и требований.

С момента, когда малыш начинает самостоятельно стоять на ножках и передвигаться по детской площадки, он попадает в мир, где кроме него и любящих родителей появляются еще другие дети, со своими желаниями и взглядами на происходящее. Ребенок должен с ними общаться, взаимодействовать, находить общий язык. Правила такого общения изобретают не сами малолетние дети. Все уже придумано до них в обществе, где им предстоит взрослеть. Мама объясняет, что можно делать, а чего нельзя.

Существуют утвержденные в обществе нормы поведения. Умение принимать их и пользоваться ими является процессом социализации ребенка в обществе. По мере взросления малыш занимает определенные ниши (статусы) в окружающем его мире. Сначала он ребенок своих родителей, потом — друг детей, с которыми гуляет на площадке, воспитанник детского сада и так далее.

Когда человечек достигает определенного возраста, он попадают в учебное учреждение, где количество его социальных статусов увеличивается. Меняется иерархия отношений, в которой школьник должен освоиться и занять свое место. На первый взгляд все процессы закономерны и естественны, они не должны вызывать никаких трудностей. На самом деле, путь ребенка по лестнице взаимодействий внутри общества усеян подводными камнями, которые не всегда удается благополучно обойти. Появляется неуверенность в себе. Трудности в общении вызывают желание ребенка убежать, избавиться от действительности. Ребенок начинает отвергать принятые нормы поведения, появляется склонность к порокам, отступлениям от моральных и нравственных устоев общества, которое его не принимает.

Невозможность найти свое место в коллективе и выработать необходимые навыки поведения приводит к тому, что возникают социальные отклонения. Это — девиантное поведение, которое построено на отрицании социальных норм, противодействии факторам, которые данная личность не приемлет. Получение статуса в школьной среде, признание своей личности ребенок стремиться достичь не путем хорошей учебы и проявлением своих талантов, а действуя методом от противного — агрессия, кражи, насилие.

Не во всех случаях такое поведение связано с негативным развитием личности. Отклонения в социальном развитии могут быть следствием высокого уровня интеллектуального развития школьника или его творческой одаренности. Многие деятели искусства и знаменитые ученые в школе были изгоями, непонятыми сверстниками и учителями.

Девиантное отклонение, замеченное у ребенка не должно быть причиной его изгнания из коллектива и негативного к нему отношения. Это лишь посыл для педагогов — обратить серьезное внимание на данного ученика и выявить причины его нестандартного поведения.

На основании вышеизложенного, девиантному поведению дана следующая классификация: асоциальное и антисоциальное поведение. В первом случае ребенок отрицает нормы общепризнанного поведения, но не преступает закон. Во втором случае действия носят противоправный характер.

В социологии существует понятие аномия, обозначил этот термин французский социолог Дюркгейм. Попадая в школу, школьник сталкивается с необходимостью ставить перед собой цели и добиваться их. Индивиды в обществе действуют на основании поставленных целей и способов их воплощения. Когда между задачей и способом ее выполнения возникает противоречие, нарушается хрупкое равновесие, ребенок чувствует свое бесправие. Это является предпосылкой к возникновению отклоняющегося поведения у школьников.

Реакции на возникающие социальные отклонения детей перечислил социолог из США Р. Мертон. Он выделил пять типов реакции школьника на несоответствие поставленной задачи к способом ее выполнения: комформизм, ритуализм, инновативность, ретризм и бунт.

Ребенок, выбравший моделью поведения комформизм, соглашается с целями, навязываемыми ему обществом, и благоприятно относится к способам их претворения в жизнь.

Инновативность в подходе к деятельности не отрицает принятых в социуме целей, но заставляет школьника искать свои собственные подходы к их достижению. Ребенок не хочет опираться на предлагаемый опыт и общепринятые пути решения поставленных задач.

Если цели остаются непризнанными, они игнорируются, но при этом все внимание уделяется деятельности на их выполнение, речь идет о ритуальном поведении. Так принято делать, поэтому он так делает. Цели при этом эфемерны.

Самые опасное проявление аномии в школьном возрасте получило название ретризм. Ребенок отрицает и цели, и средства. Это приводит к желанию уйти от действительности и часто заканчивается алкоголизмом, наркоманией и сознательным самоуничтожением в себе личности.

Последняя категория аномии – бунт. Цели и задачи заменяются новыми идеалами и средствами достижения результатов. Бунтарь стремится изменить нормы поведения на координально другие. Он организует протесты, сеет революционные настроения, стремится изменить все вокруг.

Девиантное поведение возникает не на пустом месте. Оно складывается из несоответствия норм морали с личностным воспитанием ребенка. Негативный опыт, полученный однажды, часто является причиной отклоняющегося поведения. Инстинкт самосохранения подталкивает школьника к упреждающим мерам противостояния по отношению к агрессивно настроенному обществу. Иногда нежелание взаимодействовать с обществом является причиной психологических нарушений. Агрессивное начало может быть заложено с рождения, но проявляться оно начнет только при благоприятных для этого условиях: совокупности пороков в воспитании со средой жизнедеятельности ребенка.

Профессиональный педагог и психолог могут распознать девиантного школьника по определенным признакам. Ведь прежде чем возникнут социальные отклонения личности, социальная адаптация ученика пройдет несколько этапов. Вначале ребенок чувствует подсознательную нестыковку между своими ощущениями правильности происходящего и принятыми нормами. Потом он их начнет отрицать, что станет заметно в его общении со сверстниками. Затем он станет опробовать свои действия и сравнивать их с нормами. Например, сделает что-то плохое, по мнению социума, и посмотрит на реакцию со стороны взрослых наставников. Пройдет без внимания его выходка или нет? Потом школьник начинает повторять свои асоциальные поступки снова и снова. У него накапливается опыт отрицания правил, появляются единомышленники. Он становится членом группы, где его поддерживают такие же подростки, как и он сам. Мелкое хулиганство перерастает в уголовное преступление, ведь девиантное поведение требует острых ощущений.

Разработано ряд мер, призванных противостоять отклонениям в поведении школьников. Прежде всего, это создание благоприятной атмосферы внутри семьи. Для этого требуется подготовка будущих родителей. Ведь именно в семьях, где изначально попрекаются нормы поведения, где царит насилие в отношениях родителей между собой и к ребенку, процветает пристрастие к пагубным привычкам, растут дети с отклонениями в поведении.

Неправильно влияет на развитие личности и противоположная ситуация в семье. Чрезмерная любовь и опека, прощание негативного отношения к действительности, попустительство со стороны родителей приводит к завышенной самооценке. Ребенок вырастает инфантильным, неспособным к сопереживанию. Спутники таких людей в жизни связаны с неспособностью противостоять трудностям.

Профилактика социальных отклонений направлена на формирование с малых лет правильных нравственных ориентиров. У ребенка должны воспитываться волевые качества и чувство достоинство. С раннего детства воспитание должно строиться на примерах, взятых из книг и кинофильмов. Постоянное насилие на экране способствует развитию агрессии, искажение ориентиров в поведении. Поэтому родители должны отслеживать информацию, получаемую ребенком и корректировать ее в соответствии с социальными принципами, учить самовоспитанию, умению отличать хорошее поведение от плохого.

Недопустимо физическое насилие над ребенком и на его глазах. Это вызовет страх и ненависть, а затем и агрессию. Дети, прошедшие через физические наказания, перестают сопереживать, делаются обозленными, неспособными принимать положительные стороны окружающего мира.

Очень важно взаимодействие школы с семьей. Педагогический коллектив должен создать благоприятную атмосферу в каждом отдельном коллективе и в школе в целом. Помочь сложным детям адаптироваться в новой для них среде. Большую роль играет привлечение детей и подростков к участию в досуговых учреждениях: кружках и секциях. Обучение их на достойных примерах.

Если девиантное поведение уже присутствует подростку нужно помочь преодолеть его негативное воздействие на неокрепшую личность. Для этого в помощь семье и школе создаются специальные центра, где работают психологи. Они занимаются коррекцией негативных проявлений у детей и подростков. Родителям не нужно пренебрегать помощью профессионалов.

Вовремя замещенное и скорректированное социальное отклонения от общепринятых норм у ребенка поможет избежать серьезных последствий. Развитие девиантного образа жизни приведет к отторжению социумом подобной личности.

В нашей стране сложился комплекс социальных институтов, осуществляющих либо могущих осуществлять профилактику отклонений в поведении детей и подростков. Для каждого из уровней отклоняющегося поведения имеют место быть специфические институты, осуществляющие профилактику дальнейшего развития отклонеий в поведении.

На уровне девиантного поведения профилактическую функцию выполняют институты семьи и школы, в лице родителей, учителей, социальных педагогов и психологов школы, а так же система внешкольных досуговых учреждений микросоциума в форме клубов, спортивных секций и т.п. Сутью профилактической деятельности на данном этапе является создание для ребенка и подростка условий и возможностей, с одной стороны, удовлетворять свои потребности социально положительными способами, а, с другой, своевременно предлагать квалифицированную помощь в субъективно сложной для ребенка жизненной ситуации, могущей стать ситуацией риска.

На уровне асоциального поведения (поведение и поступки, не соответствующие нормам и правилам поведения людей в обществе) профилактическую функцию выполняют КДН – комиссии по делам несовершеннолетних и социальные педагоги и психологи школы, родители, а так же система приютов для несовершеннолетних. Содержанием деятельности КДН (отделов при администрациях органов исполнительной власти соответствующего уровня) является наложение административных взысканий и материальных штрафов на родителей, не занимающихся воспитанием собственных детей, а так же оказание морально-нравственного давления на подростка, совершившего правонарушение, но не подлежащего уголовной ответственности в силу не достижения возраста уголовной ответственности (14 лет), либо в силу случайности совершенного проступка. Смыслом профилактической деятельности в данном случае является замена возможного уголовного наказания несовершеннолетнему на административное, что в ряде случаев служит мощным тормозом для подростка, заставляя задуматься о своем будущем “на воле”. В последнее время начался процесс трансформации функций КДН, которая постепенно начинает выполнять роль не только контролирующей организации, но и роль подростковой адвокатуры, защищающей права несовершеннолетних граждан. На уровне делинквентного поведения профилактическую функцию выполняет система исполнения наказания (спецшколы, спецучилища, воспитательно-трудовые колонии и т.п.), в функции которых законодательно вменено осуществление процесса перевоспитания подростков, нарушивших закон, т.е. профилактики повторного совершения правонарушений.



К числу стратегических целей социально-педагогической помощи личности с девиантным поведением относятся: формирование конструктивной мотивации, интеграция индивидуального социального опыта, совершенствование саморегуляции, повышение стрессоустойчивости и расширение ресурсов личности, выработка жизненно важных умений, устранение или минимизация проявлений дезадаптивного поведения, расширение социальных связей и позитивного социального опыта личности, повышение уровня социально-психологической адаптации.

Более конкретными задачами социально-педагогического воздействия на отклоняющееся поведение личности являются:

устранение дефицита в поведенческих репертуарах;

усиление адаптивного поведения;

ослабление или устранение неадекватного поведения;

устранение изнурительных реакций тревоги;

развитие способности расслабляться;

развитие способности самоутверждаться;

развитие эффективных социальных навыков;

достижение адекватного сексуального функционирования;

развитие способности к саморегулированию.

43. АЛКОГОЛИЗМ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.особенности детского алкоголизма .

О детском алкоголизме говорят в том случае, когда его признаки впервые появляются до достижения ребенком возраста 18 лет. У детей алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд характерных особенностей.

 Быстрое привыкание к спиртным напиткам. Если у взрослого человека переход от пьянства к алкоголизму занимает 5-10 лет, то у ребенка формирование хронического алкоголизма происходит в 3-4 раза быстрее. Это объясняется анатомо-физиологическим строением детского организма.

 Злокачественное течение болезни. Это объясняется тем, что в подростковом и юношеском возрасте организм находится в стадии формирования и устойчивость центральной нервной системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения.

 Принятие ребенком больших доз алкоголя. Это связано с тем, что принятие алкоголя детьми не одобряется обществом, поэтому подростки, как правило, пьют тайком, обычно без закуски, принимая всю дозу одномоментно.

Быстрое развитие запойного пьянства. Для подростков становится нормой пить по любому поводу, при этом в состоянии легкого опьянения они начинают чувствовать себя неуверенно. Более того, трезвость становится для них странным состоянием. Поэтому характерно стремление к полному опьянению – только в этом случае выпивка расценивается как удачная, полноценная.

 Низкая эффективность лечения. У широкого круга подростков употребление алкоголя включается в структуру потребностей, о чем свидетельствует: высокий уровень распространенности употребления спиртных напитков среди опрошенных несовершеннолетних;

Пьянство среди несовершеннолетних тесно связано с их отклоняющимся поведением. В основе этой связи лежит самая главная для подростков опасность алкоголизма – он резко ослабляет самоконтроль. Взаимосвязь пьянства и преступности несовершеннолетних проявляется в нескольких отношениях:

 большинство преступлений несовершеннолетних совершается в нетрезвом состояниимногие преступления совершаются с целью добычи спиртного или средств для его приобретения (40,5 % подростков, осужденных за имущественные преступления, совершили хищение для приобретения спиртных напитков);

 пьянство способствует формированию у несовершеннолетних мотива и умысла на совершение многих преступлений (в криминологии даже имеется термин "пьяная" мотивация);

 пьянство способствует созданию криминальной ситуации;

 пьянство выступает как средство приобщения несовершеннолетних к группе сверстников с антиобщественным поведением;

 пьянство является способом вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, организаторами которой выступают взрослые.

Психология педагогической оценки

Любая оценка включает в себя квалификацию степени развития определœенного свойства у оцениваемого лица, а также количественную и качественную оценку его действий и результатов деятельности. Педагогическая оценка определяет соответствие деятельности учащихся требованиям конкретной образовательной программы. Необходимо различать понятия ʼʼоценкаʼʼ и ʼʼотметкаʼʼ. Оценка , в первую очередь, – это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком . Отметка (балл) является результатом процесса оценивания, его условно-формальным отражением . Выставленная отметка должна сопровождаться обоснованием, данным в виде развернутых вербальных суждений, объясняющих для ученика смысл отметки. Данное обоснование предполагает сравнение достижений ученика с четкими образовательными критериями.

Функции оценки:

1) констатация уровня обученности учеников;

2) стимулирование учения, положительной мотивации;

3) содействие формированию у учащихся адекватной самооценки, критического отношения к своим успехам;

4) отражение перспектив работы с каждым учеником (оценка позволяет наметить как для педагога, так и для школьника пути совершенствования знаний, умений, навыков).

Комплексный характер стимулирования успехов учащихся

в обучении и воспитании

Успехи в учении и воспитании детей напрямую зависят от мотивации. Наличие способностей не является гарантией успеха ребенка, так как в случае дефицита мотивации интеллектуальное и личностное развитие идет гораздо медленней, чем могло бы быть при благоприятных условиях. В обучении и воспитании детей имеются значительные резервы, но на практике они не полностью используются из-за недостаточной мотивации.

Причин такого состояния дел несколько. В первую очередь, до конца не известны всœе мотивы, в силу которых дети разного возраста с различными индивидуальными особенностями включаются в учение, общение и оказываются заинтересованными в приобретении новых личностных качеств, знаний, умений и навыков. Во-вторых, став взрослыми и занявшись педагогической деятельностью, мы впервые начинаем задумываться над мотивами учения детей, и это происходит уже тогда, когда мы давно вышли из детского возраста и можем только гадать о подлинных мотивах детей. Нет никакой гарантии того, что наши догадки верны. Вполне должна быть, что мы приписываем детям то, чего у них на самом делœе нет, и не догадываемся о том, что для них действительно значимо, может по-настоящему мотивировать их в учении и воспитании. В-третьих, среди самих детей существуют большие индивидуальные различия, в силу которых то, что значимо для одного ребенка, может не представлять интереса для другого. Наконец, в-четвертых, сама мотивация, понимаемая как совокупность актуально действующих мотивов, ситуационно оказывается изменчивой. По этой причинœе то, что вполне подходит для стимулирования учебных и воспитательных интересов в одних ситуациях, должна быть неадекватным для других. Одна из главных задач в обучении и воспитании детей сводится к тому, чтобы, имея в виду всœе четыре названные возможные причины изменения мотивации, научиться практически воздействовать на нее и постараться свести к минимуму факторы, снижающие мотивацию.

Стимулирование учебной и воспитательной деятельности детей должно иметь комплексный характер, включать в себя систему разно-образных побудителœей, каждый из которых применяется не часто и исходя из того, какие интересы и потребности ребенка в данный момент времени являются актуальными. Комплексность стимулирования означает одновременное использование различных стимулов: органических, материальных и моральных, индивидуальных и социально-психологических. Органические - ϶ᴛᴏ стимулы, связанные с удовлетворением органических потребностей ребенка (что-либо приятное физически, сладкое, вкусное). Материальные стимулы связаны с приобретением в собственное пользование каких-либо привлекательных, интересных и желательных для ребенка вещей. Моральные стимулы обращены к чувствам ребенка и связаны с удовлетворением его духовных потребностей. К их числу можно отнести удовольствие, получаемое от осознания выполненного долга, от оказания помощи другим детям, от соответствия совершенных поступков нравственным целям и ценностям. Социально-психологические стимулы содержат в себе мотивы, связанные с системой человеческих отношений. В их число включены те, которые ориентированы на повышение внимания к человеку, уважение к нему, отведение ему престижной и значимой роли и т. п. Индивидуальные стимулы содержат в себе нечто личное, существенное для данного человека, имеющее для него особенное значение.

Способы стимулирования учебных и воспитательных успехов детей

Главные из них - ϶ᴛᴏ внимание, одобрение, выражения признания, поддержка, награда, повышение социальной роли, престижа и статуса человека.

Доброжелательноевнимание к человеку всœегда считалось одной из действенных форм его поощрения. Человеку приятно, когда он вызывает к себе повышенный интерес со стороны окружающих людей, особенно значимых для него, когда он пользуется вниманием. Такое внимание означает, что его ценят, выделяют среди окружающих людей. И, напротив, когда на человека не обращают внимания, когда его не замечают, то это вызывает у него неприятное чувство. Дети очень ценят внимание к себе со стороны взрослых, стараются добиться его, прибегая к разного рода приемам. Иногда дети преднамеренно делают что-то необычное, совершают определœенные поступки и даже проступки исключительно ради того, чтобы привлечь к себе внимание. Нередко внимание сопровождается одобрением, что в свою очередь усиливает его стимулирующую роль.

Одобрение выступает как вербальная или невербальная позитивная оценка того, что сделал или намеревается сделать ребенок.

Признание представляет собой выделœение тех или иных достоинств у оцениваемого лица и их высокую оценку. В отличие от внимания, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ не связано с осознанием того, чем конкретно оно вызвано, или одобрения, в котором также особо не подчеркивается предмет оценки, признание определяет его и дает понять оцениваемому лицу, за что конкретно его ценят. Признание вместе с тем выступает как выделœение и оценка тех достоинств, по которым оцениваемое лицо отличается от других, в т.ч. и того, кто его характеризует.

Поддержка как способ стимулирования проявляется в том, что учитель одобряет конкретные действия ученика, стимулирует его на повторение или успешное завершение этих действий. Поддержка должна быть предложена в форме сочувствия, морально подкрепляющего ребенка или содействия, т. е. выполнения взрослыми таких практических действий, которые способствуют активизации деятельности ребенка. Чаще под-держка как средство стимулирования проявляется тогда, когда ребенок нуждается в помощи со стороны.

Награда принято понимать и воспринимается как способ материальной поддержки или оценки действий ребенка. Награда становится стимулом деятельности тогда, когда она заслужена и соответствует как прилагаемым усилиям, так и реальному результату. В случае если в характере награды не учитывается то или другое, то ее стимулирующая роль снижается.

Следующие способы стимулирования – усиление социальной роли, престижа и статуса – являются социально-психологическими средствами стимулирования действий учащихся и воспитанников. Οʜᴎ связаны с повышением авторитета ребенка в глазах окружающих его значимых людей. Роли, которые в жизни исполняют дети, обладают различной ценностью и привлекательностью для них. К примеру, роль лидера обычно высоко ценится среди детей, а роль изгоя, которого никто не любит, не уважает и над которым всœе смеются, является одной из наименее привлекательных. Под престижем принято понимать степень уважения, признания, которым пользуется ребенок среди значимых для него людей. Статусом принято называть действительное положение ребенка в системе межличностных отношений (социометрический статус, к примеру). Он мо-жет быть изменен с помощью описанных выше приемов.

Виды педагогической оценки

Педагогическая оценка бывает нескольких видов, которые можно разделить на классы: предметные и персональные, материальные и моральные, результативные и процессуальные, количественные и качественные.

Предметные оценки касаются того, что делает или уже сделал ребенок, но не его личности. В данном случае педагогической оценке подлежат содержание, содержание, процесс и результат деятельности, но не сам субъект.

Персональные педагогические оценки, напротив, относятся к субъекту деятельности, а не к ее атрибутам, отмечают индивидуальные качества человека, проявляющиеся в деятельности, его старание, умения, приле-жание и т. п.

В случае предметных оценок ребенок стимулируется к совер-шенствованию учения и к личностному росту через оценку того, что он делает, а случае персональных, субъективных – через оценивание того, как он это делает и какие качества при этом проявляет.

Материальные педагогические оценки включают разные способы стимулирования детей за успехи в учебной и воспитательной работе. В качестве материальных стимулов могут выступать деньги, привлека-тельные для ребенка вещи и многое другое, что служит или может выступать в качестве средства удовлетворения материальных потребностей детей.

Моральная педагогическая оценка содержит в себе похвалу или порицание, характеризующие действия ребенка с точки зрения их соответствия принятым нормам морали.

Результативные педагогические оценки относятся к конечному результату деятельности, акцентируют внимание в основном на нем, не принимая в расчет или пренебрегая другими атрибутами деятельности. В этом случае оценивается то, что получилось в конечном счете, а не то, каким образом это было достигнуто.

Процессуальные педагогические оценки, напротив, относятся к процессу, а не к конечному результату деятельности. Здесь обращается внимание на то, как был достигнут полученный итог, что лежало в базе побуждения, направленного на достижение соответствующего результата.

Количественные педагогические оценки соотносятся с объёмом выполненной работы, к примеру с числом решенных задач, сделанных упражнений и т. п.

Качественные педагогические оценки касаются качества выполненной работы, точности, аккуратности, тщательности и других аналогичных показателœей ее совершенства.

В более общем виде можно выделить три основные группы оценок (по А.И. Лунькову):

- личностные – когда оценивается продвижение ученика по отношению к его среднему уровню знаний, навыков, мышления, т. е. ребёнок сравнивается сам с собой;

- сопоставительные – когда ученики сравниваются между собой;

- нормативные – когда достижения ребёнка оцениваются относительно некоторой безличной норы выполнения задания.

Условия эффективности педагогической оценки

Под эффективностью педагогической оценки принято понимать ее стиму-лирующая роль в обучении и воспитании. Педагогически эффективной считается такая оценка, которая создает у ребенка стремление к само-совершенствованию, к приобретению знаний, умений и навыков, к выработке у себя ценных положительных качеств личности, социально-полезных форм культурного поведения. Мотивация к интеллектуальному и личностно-поведенческому развитию у ребенка должна быть внешней и внутренней. Внутренняя мотивация считается более сильной, чем внешняя, в связи с этим под более эффективной педагогической оценкой обычно понимают такую, которая создает и поддерживает у ребенка внутреннюю мотивацию учения и воспитания. Наилучшей, однако, является такая психолого-педагогическая ситуация, которая, порождая внутреннюю мотивацию, одновременно поддерживает ее соответствующей внешней стимуляцией, т. е. когда стремление ребенка к психологическому совершенствованию подкрепляется созданием благоприятных для этого внешних условий.

Представления об эффективности педагогической оценки имеют индивидуальный и социально-специфический характер.
Размещено на реф.рф
Индивидуальный характер представлений и действия педагогической оценки проявляется в том, что ее эффективность зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от его актуальных потребностей. Действенной будет та педагогическая оценка, которая соотносится с тем, что более всœего интересует ребенка. Для того чтобы на практике определить индивидуальный характер оценки, крайне важно хорошо знать систему интересов и потребностей ребенка, их ситуативную иерархию, динамику изменения со временем.

Когда говорят о социально-специфическом характере педагогической оценки, имеют в виду два обстоятельства. В первую очередь, то, что в условиях различных культур в системе обучения и воспитания отдается предпочтение разным видам педагогических оценок. К примеру: в современных обществах североамериканского типа, наиболее действенными являются материальные стимулы, в условиях азиатских культур – морально-религиозные. Во-вторых, социально-специфический характер педагогической оценки проявляется в том, что такая оценка должна быть различной по своей эффективности исходя из социальной ситуации, в которой она дается. Сказанное позволяет сформулировать следующие способы повышения персональной значимости педагогической оценки:

1) систематическое изучение и учет индивидуальных интересов и потребностей каждого ребенка;

2) актуализация тех потребностей и интересов ученика, которые соответствуют имеющимся в распоряжении педагога стимулам;

3) варьирование характера педагогических оценок с целью избегания привыкания к ним ребенка;

4) применение педагогических оценок, которые дают ребенку значимые для него люди – те, кого он уважает и кому доверяет.

Психология педагогической оценки - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Психология педагогической оценки" 2017, 2018.