Мы все хорошо знаем, что современная молодежь читает существенно меньше, чем читали мы сами в их возрасте. Об этом уже столько всего сказано! И педагогами, и психологами, и родителями изобретаются всё новые и новые «способы» увлечь детей чтением.

Когда мои старшенькие — Миша и Лиза — только научились читать, это как-то не стояло, как острая проблема. У нас не было телевизора, было много книг и дети рано начали читать. К 8-9 годам оба перечитали половину детской и юношеской литературы, читали много из классики.

Но вот когда подросла Катя — все было совсем иначе. Читать она не хотела и руки у родителей опускались… И тут меня осенило! Ей просто не интересно то, что я ей предлагаю! Её не захватывает! Ей надо что-то другое!

И нам на помощь пришёл Гарри Поттер. В 7-8 лет Катя все книги серии, которые уже были изданы к тому моменту, далее каждая следующая с волнением ожидалась и проглатывалась. Естественно, что все книги перечитывались много-много раз.

Что же тут хорошего, скажете вы? Мол, книга-то «несерьезная», так, фэнтези… Но не всё так просто!

Оставим достоинства или недостатки серии книг про Гарри Поттера. Не будем их тут обсуждать. Скажу только, что я сама обожаю эти книги и перечитывала сама не раз каждую из них.

Но фокус в том, что как только Катя насытилась Гарри Поттером, она стала читать запоем всё остальное! Причем, как современную литературу, так и классику! Зачитывалась и Чеховым, и Буниным и многими другими. Наравне с Вербером и Коэльо…. И теперь я могу за неё только радоваться. Читает много! И очень качественную литературу.

Подростки не читают книг. Мне 12 лет. У нас в классе из 30 человек, из которых 25 не читают. И во многом это вина взрослых. Из личного опыта я знаю, что родители дают своим детям (моего возраста) «Три мушкетёра», книги про индейцев, Жюля Верна, и многие другие книжки, которые запомнились им с детства. И возмущаются, что детям это не интересно. Но этими книгами они вряд ли заинтересуют подростков. Извините, но они скучные. Их можно совершенно спокойно отложить до завтра или на недельку, и не так уж важно, что будет дальше. А некоторым просто дают определённое количество страниц в день, и ребёнок побыстрее старается от них избавиться, чтобы усесться за компьютер или к телевизору.

Ещё родители уверены, что современные книги все поверхностные, одноразовые и читать их чуть ли не стыдно. На самом деле они ошибаются. За последние годы появилось очень много книг гораздо более увлекательных и при этом столь же ценных с литературной точки зрения, как и те, что помнят родители из своего детства. И выходят такие книги, которые известны и любимы в мире многие годы, а у нас они издаются только сейчас.

Я не буду заумничать, и рекомендовать современные книги, получившие премии критиков и библиотекарей. Я хочу посоветовать книги, за которые ручаюсь. Которые затягивают и не отпускают до последней страницы. Фантастику я в свой список специально не включала, потому что к этому жанру человек придёт сам, но начав с фантастики, он может зациклиться именно на ней, и ничего больше ему не будет интересно.

Итак, список книг, которые имеют больше шансов стать интересными для человека 10-12 лет, чем те, что советует родитель или (к сожалению) районный библиотекарь.

— Ульссон, Якобссон «Дневник Берта»

— Хокинг «Джордж и тайны вселенной» (и продолжения)

— Парвела «Элла в первом классе» (и продолжение)

— Хагерюп «Маркус и Диана» (и продолжения)

— Мюрай «Oh, boy!»

— Патерсон «Великолепная Гилли Хопкинс»

— Блэкер «Спорим это мальчик»

— Уилсон – все книги (лёгкое чтение для девочек)

— Арутюнянц «Я плюс все»

— Жвалевский, Пастернак «Время всегда хорошее»

- Жвалевский, Мытько «Здесь вам не причинят никакого вреда»

— Воскобойников «Всё будет в порядке»

— Востоков «Ветер делают деревья», «Стражи беспорядка»

— Альберт Лиханов – всё, если кто не читал

— Нестлингер «Лети, майский жук»

— Кэндзиро «Взгляд кролика»

— Амонд «Скеллиг»

Может быть эти книги станут началом полезного увлечения – чтения.

РОДИТЕЛЯМ О ЧТЕНИИ ПОДРОСТКОВ

Подготовила:

Заведующая библиотекой МОУ СОШ № 000

Три составляющие - семья, школа, библиотека - созда­ют окружение, формирующее Человека Читающего, челове­ка XXI века. Дефицит внимания хотя бы одной из сторон не­гативно сказывается на ребенке в целом. Но страшнее всего, если из этого треугольника «выпадает» семья . Уже в нескольких поколениях российских семей книга не значится в приоритетных духовных ценностях. (В 1970-е годы регулярно читали детям в 80% семей, а сегодня только в 7%).

Любовь к Книге зарождается в раннем детстве, и главную роль в этом играют родители. А если до 10-12 лет ребёнок не научится читать творчески, рождая образы , то далее следует так называемое учебное поражение. Знания усваиваются са­мым простым и самым непродуктивным способом - зубрёж­кой. Что, в свою очередь, приводит впоследствии к пораже­нию и в профессиональной деятельности .

Сегодня – Нечитатель, завтра – функционально неграмотный.

Значит, сегодня – учебное поражение, а завтра – поражение на рынке труда!

Но ведь всем нам хочется, чтобы ребенку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим в среде сверстников, чтобы его уважали и ценили другие. Как этого добиться?

СОВЕТ: Рассказывайте детям о ценности чтения. По­казывайте связь чтения с их успехами в учебе и в дру­гих делах. Приводите примеры положительного влия­ния книги на вашу собственную жизнь или жизнь дру­гих людей. Поощряйте дружбу с детьми и взрослыми, которые любят читать.

Особое значение чтения заключается в развитии вообра­жения - основы творчества. А книга уникальна тем, что как никакой другой вид искусства развивает воображе­ние. В отличие от живописи, театра, кино, где мы вос­принимаем готовые образы, читая, мы творим эти образы сами.

СОВЕТ: Развивайте воображение вашего ребенка на материале книги. Побуждайте его угадывать развитие событий, освещенных в книге, представлять мысленно героев, продолжать написанное, прогнозировать, вду­мываться в многозначность слова.

Но важно не только как, но и что читает ребёнок. Сегодня многие книги для подростков вместо реальной жизни дают ее имитацию, уводят в иные миры, где силы добра и силы зла приравнены друг к другу. Читая такую ли­тературу, подросток в своем нравственном развитии в лучшем случае буксует. А в худшем - деградирует, копируя ее героев. Разрушительная энергия подобных книг усиливает предрас­положенность читателей к реальной агрессии и криминаль­ному поведению.

СОВЕТ: Если ваш ребенок читает в свободное от школьных занятий время, поинтересуйтесь, что за кни­га в его руках. Загляните в нее. Если, на ваш взгляд, книга антигуманна, обсудите ее с ребенком, оцените ее с позиции добра и зла, предложите ему хорошую книгу.

Большое влияние на качество восприятия книги оказыва­ют мотивы чтения. Принудительное чтение, как правило, неплодотворное. Плодотворным оно становится тогда, когда подросток читает в силу интереса. Интерес - это единствен­ный из всех мотивов, который обеспечивает влияние книги на читателя. Кризис детского чтения проявляется не столько в том, что многие дети перестали читать, сколько в том, что у них не развит или утрачен интерес к этой сфере занятий. Последние исследования говорят о тенденции снижения интереса к чтению от младшего школьного возраста – к старшему.

Что мешает чтению детей?

Главной помехой чтению многие родители и сами дети считают нехватку времени. Но для интересной книги всегда найдется время. Речь идет не о дополнительном времени на чтение, а на более разумном его использовании. Умные родители ис­пользуют испытанный ход: «Почитай мне, пожалуйста, пока я убираю (готовлю, шью и т. д.)». Они говорят о книгах, прово­жая ребенка в школу или встречая его, используют для этого время перед сном.

Общеизвестно, что телевидение отнимает ребенка от кни­ги. Однако оно способно и привлечь его к книге. И в этом отношении роль родителей огромна. Необходимо от просмотра интересной передачи перекинуть мост к чтению школьника - предложить ему прочитать кни­гу на тему передачи, которая увлекла.

Многие считают, что ныне компьютер, открывший нам доступ к мировым запасам информации, вытесняет книгу, од­нако наоборот - сегодня, как никогда, для освоения новых технологий требуется качественное чтение. ИНТЕРНЕТ, как средство читательс­кого общения подростков, открывает возможность для вирту­альных обсуждений книг и диспутов на литературные темы, для самовыражения, связанного с книгой. Само пользова­ние компьютером заставляет читать, писать, рисовать и са­мим создавать информацию. Компьютер приучает детей к гипертексту - основе нелинейного мышле­ния, важность развития которого все более утверждается в современном мире.

Что могут родители?

Разобраться в праве читать или не читать и его последствиях сам ребенок, пока он мал, не может. Помочь ему осознать это, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть – задача взрослых. В подростковом возрасте самостоятельное чтение детей надо дополнять совместным чтением попеременно: часть читает взрослый, часть - ребе­нок.

СОВЕТ: Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще луч­ше - читающий вместе с ребенком родитель. Пусть де­ти видят, как вы сами читаете с удовольствием: цити­руйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочи­танным. Этот пример может стать заразительным для них.

Слушать художественное чтение литера­турных произведений и обсуждать их не только интересно, но и полезно!

Мы хорошо удерживаем в памяти:

· 10% из того, что читаем

· 20% из того, что слышим

· 30% из того, что видим

· 70% из того, что обсуждаем с другими

· 90% из того, что делаем сами

Очень хорошо, когда дети читают вслух своим родителям или рассказывают им содержание прочитанных книг. Это развивает их речь, обогащает язык, словарный запас. Очень важно, чтобы родители внимательно и с интере­сом слушали как чтение, так и рассказ детей о прочитанных книгах.

СОВЕТ: Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ре­бенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старанье. Не уязв­ляйте его самолюбие, если даже он что-то понял не так, как вам бы хотелось. Поддерживайте его уверенность в своих силах. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушев­ной беседы, и это согреет его сердце.

Хорошо, если привычка к семейному чтению станет ритуа­лом проведения каждодневного совместного досуга в опре­деленное время дня или вечера.

Не менее важна и домашняя библиотека.

«Дом, в котором нет книг, - говорил Цицерон, - подобен телу, лишенному души». Семейное собрание детских книг динамично и рас­считано не только на удовлетворение потребностей детей, но и на их опережение.

В 11-12 лет у подростков появляются новые информационные и читательские, духовные и эстетические запросы, растет исследовательская активность, начинается медленная дифференциация мотивов чтения. Происходит перелом интереса в познавательную сторону. Что касается художественной литературы , читатель этого возраста воспринимает книгу целостно, чутко чувствует слово, подтекст, ставит себя на место героя. Именно книга может стать другом, наставником и мудрым учителем, войти в жизнь школьника как духовная потребность.

Помимо книг в круг чтения ребёнка необходимо включать и детскую периодику - журналы и газеты.

СОВЕТ: Подпишитесь на журналы для ребенка (на его имя!) с учетом его интересов и увлечений. Выбранные подростком самостоятель­но периодические издания он будет читать охотнее.

Непродуманный отбор книг может привести к невосполнимым потерям, потому что есть книги, которые надо прочесть в определенном возрасте. Иногда книга лишь потому и не прочитана, что просто-напросто ее нет или слишком поздно оказалась в руках. Вовремя положить книгу на стол - великое дело, а дать её прямо в руки и что-то напутственное молвить при этом и вовсе прекрасно!

Критериями удачной покупки книги для ребенка опреде­ленного возраста или класса являются:

1) доступность для данного возраста;

2) проверка качества издания временем;

3) способность книги быть помощником в обучении;

4) наличие иллюстративного материала;

5) гуманное содержание;

6) образный язык.

СОВЕТ: Поощряйте ребенка в посещении библиотеки и ее мероприятий. Берите его с собой, когда сами идете в библиотеку. Учите пользоваться ее фондами и справочным аппаратом. Консультируйтесь с библиоте­карем в выборе книг ребенку. Доверьтесь его рекомен­дациям как специалиста.

Что нужно знать родителям о школьной библио­теке?

В библиотечном фонде есть изда­ния по семейной педагогике, по детской и се­мейной психологии. Школа выписывает ряд пе­риодических изданий, которые публикуют мате­риалы и для родителей. Это журналы «Воспитание школьника», «Классный руководитель», «Справочник классного руководителя », «Здоровье школьника». В биб­лиотеке родителям предоставляются рекомен­дательные списки литературы для детей и под­ростков; подсказки для родителей «Как стать родителем читающего ребенка», памятка «Читаем вслух»; буклеты с сове­тами о приобщении ребенка к чтению; рекомен­дации по составлению домашней библиотеки. Очень важно контролировать, что именно са­мостоятельно читают наши дети, учитывать их возраст.

Читающий ребенок - личность, способная удивить даже близкого человека.

Совместно с учи­телями мы разрабатываем и организуем литера­турные викторины и конкурсы. Например: литературные конкурсы: «Читаем всей семьёй» (5 кл.), «Самая читающая семья» (6 кл.) своими задачами ставят:

Ø Способствовать совместному творчеству родителей и детей

Ø Привлечь интерес ребят и взрослых к домашней библиотеке.

Органичной частью единого процесса руко­водства чтением детей в библиотеке является и формирование библиотечно-библиографической грамотности. С учащимися со второго по восьмой класс организован цикл занятий «Основы информационной культуры школьников», на которых они учатся пользоваться библиотекой, её фондами, СБА и правилам работы с книгой. Вот некоторые из этих уроков:

Ø Твоя домашняя библиотека;

Ø История книги и библиотеки в древние века;

Ø Конструкция и справочный аппарат современной книги ;

Ø История книгопечатания;

Ø Семья языковых словарей;

Ø Периодические издания;

Ø За страницами учебника.

* владеть навыком организации книг в домашней библиотеке;

* уметь работать со справочным аппаратом книги;

* подбирать самостоятельно до­полнительную литературу к занятиям;

* владеть техникой работы с различными словарями, энциклопедиями, справочниками;

Читателями школьной библиотеки фактически считаются все учащиеся, т. к. всем выданы школьные учебники. Некоторые посещают библиотеку в перемены, чтобы почитать журналы или книги из фонда читального зала. Старшеклассники постоянно берут книги по школьной программе. Малыши часто приходят, чтобы просто взять что-нибудь интересное почитать. Подростки спрашивают познавательные книги для подготовки к урокам.

Основное же богатство нашего фонда – книги, которые учат СО-переживать, СО-страдать, СО-радоваться тоскливо стоят на полках и ждут настоящих читателей.

Что мешает нашим детям стать читателями: дефицит времени, телевизор, компьютер, или наше нежелание открыть ребенку то чудо, которое несет в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение?

Евгений Ильин - учитель-новатор так размышляет о роли семьи в этом душевном занятии - чтении:

«На родительских собраниях непременно спрашивают; как воспитывается читатель в семье? Когда и с чего начинать? Теперь с уверенностью говорю: с сумки, с которой идёшь на работу. Кроме спичек и папирос, губной помады, кошелька, ключей и бутерб­рода, положите в неё (и делайте это все­гда!) какую-нибудь книгу и хорошенько по­думайте: какой должна быть закладка? Не слишком ли медленно движется она по страницам? Представьте, что это намного важнее докучливых разговоров о пользе чте­ния, о том, что книга - друг человека. Если друг, то почему бы ей не оказаться в сумке с домашними ключами, а не стоять уныло на полке»?

«…Привейте человеку вкус к чтению и предоставьте ему возможность читать, и Вы неизбежно сделаете его счастливым…».

Джон Хершел

_________________________

Литература:

Материалы к проведению общешкольного родительского собрания, пос­вященного детскому чтению / И. Тихомирова // Школьная библиотека. - 2005. - № 9 - 10. - С. 4-25

Готовясь к родительскому собранию / Г. Тубельская // Школьная библио­тека. - 2005. - № 9-10. - С. 25-28

Приложение к журналу «Читайка»

Какие книги выбирать?

  • Неважно, что это – классика или фэнтези, научные книги или прикладные – главное, чтобы они были интересны именно вашему ребенку .
  • Если в этом возрасте ребенок мало читает, начните со сборников коротких рассказов . Рассказ можно прочесть за один присест. Можно выбрать смешные, можно фантастические – любые, которые нравятся юному читателю.
  • Важны ли в этом возрасте иллюстрации ? Спросите об этом у своего ребенка. Если он визуал, то иллюстрации важны. Но в целом, если речь не идет о художественных альбомах или комиксах, в этом возрасте они второстепенны. Если ребенок читает книгу, ему нужен именно текст, остальное он дорисует в своем воображении и сам.
  • Способна ли электронная книга заменить бумажную? Да, если ребенок предпочитает читать таким образом. В конце концов, ридер – это просто новый носитель текста! Кстати, чтение с других гаджетов тоже не возбраняется, пускай только глаза в этом случае бережет. Принцип тут один – лишь бы читал! На здоровье и с удовольствием.
  • Часто выбирая книгу своему ребенку-подростку, родители-книголюбы торопятся и покупают книги на более старший возраст или настаивают прочитать свое собственное любимое, даже, если ребенок упорно отнекивается. Это ошибка! Наполняйте дом книгами , но не теми, что нравятся вам, а теми, которые предпочитает подросток . И даже если это «Бойцовский клуб», а не «Мальчик со шпагой». Потом незаметно и ненавязчиво можно будет расширять «ареол» его книжного обитания.

Что еще делать родителям?

  • Не стоит думать, что, если ребенок не полюбил чтение до подросткового возраста, этого так и не случится. После того, как найдутся книги, которые ему интересны, родителям стоит начать (наконец-то!) читать вместе с ним . Например, по ролям. И, кроме того, обсуждать, что нравится и не нравится ему, что нравится и не нравится вам. Как бы он поступил на месте героя? Как бы вы поступили на месте героя? Ставьте перед ним вопросы. Не требуйте, чтобы он читал классику – пусть она ждет его впереди. Заинтересуйте его обсуждением, тогда и читать будет интереснее.
  • И не стоит забывать, что книга в этом возрасте крайне необходима, потому что она учит растущего человека размышлять о человеческой жизни . И сейчас – самое время поразмышлять о ней. Никакие соцсети и сайты вроде youtube книгу не заменят, ведь при чтении художественной литературы мозг начинает функционировать иным способом, не тем, который используется при просмотре фильмов или прокручивании ленты новостей в интернете. Читая, человек становится создателем – создает мир по тексту, превращает черные закорючки-буквы в визуальные миры, которые развиваются вместе с наполняющими их героями. Это бесценно.
  • Однако кино тоже может помочь в сближении с книгами. Используйте тот же способ, что и с детьми помладше: смотрите кино, затем читайте книгу и сравнивайте . И еще стоит спрашивать – а как бы ты фильм по этой книге поставил? Что взял бы из сюжета, что убрал бы? Кого бы взял на ту или иную роль? Театр для этой цели тоже, безусловно, подходит.
  • Вместе обсуждайте поведение героев книг и то, как бы вы и ваш ребенок поступили на их месте. Придумывайте свои варианты развязки.

Совет от сайт

Дополнительный стимул в пользу книг: ты никогда не будешь писать грамотно, если не будешь регулярно читать. Чтение – наиболее приятный и простой способ повысить грамотность. «Книжные» дети могут не знать ни единого правила, и писать без ошибок. А все потому, что в книгах они видят правильное написание слов, и те навсегда «отпечатываются» и «фотографируются» в их памяти.

личный опыт

Ая эН, детский писатель (книги изд-ва «РОСМЭН»), сценарист, редактор:

«Не надо думать, что все потеряно, если ребенок не полюбил чтение как процесс к десятилетнему или более позднему возрасту. Всё может измениться, знаю по собственному опыту. Мой сын стал активным читателем лет в четырнадцать, начав с… Кафки. Сейчас он поглощает запоем огромное количество взрослой художественной литературы. А вот вся детская классика пролетала сквозь его сознание, едва задевая чувства и мысли. Ему было просто неинтересно ни читать, ни слушать истории про Карлсона, Незнайку и прочих персонажей (список можно продолжить). Я до сих пор не понимаю, почему так произошло. Это просто факт биографии. А дочь моих близких друзей начала читать после окончания второго курса института. Так что всё возможно.

Как приучить ребенка к классике? Это простой вопрос, на который сложно ответить, и прежде, чем попытаться ответить, надо посмотреть на конкретного ребенка и спросить себя: а нужно ли его приучать к классике? А то ли это, что ему требуется? Вот именно ему? А готов ли он переварить классику, и какую часть он будет в состоянии переварить, запомнить и переосмыслить?

Допустим, после честных ответов на эти вопросы, вы все-таки оставили разностороннее образование и общую эрудицию на первом месте, и ваши приоритеты не изменились. Тогда попробуйте сделать вот что. Показать подростку классику той стороной, которую он любит в фэнтези и детективах. «Братья Карамазовы» – детектив. «Мастер и Маргарита» – фэнтези… Кстати, по «Мастеру» есть отличные комиксы, причем разных художников. Главное – показать, что классика – это не скучно, это современно и круто (даже если вам не нравится это слово и этот подход)».

Список книг для детей от 10 до 15 лет

1. Азимов Айзек 2 Алексин Анатолий 3. Барнфорд Шейла «Невероятное путешествие»4. Белых Григорий и Пантелеев Л. «Республика Шкид»5. Беляев Александр 6. Булычёв Кир «Сто лет тому вперед», «Миллион приключений», «Опасные сказки», «Алиса и дракон»7. Бруштейн Александра «Дорога уходит в даль»8. Грин Александр «Алые паруса» (илл. Н. Алёшиной)9. Дефо Даниил «Робинзон Крузо»10. Даррелл Джеральд «Моя семья и другие звери», «Говорящий сверток» 11. Диккенс Чарльз «Истории для детей» (илл. Г. Коппинга)12. Додж Мэри «Ханс Бринкер, или Серебряные коньки» 13. Железников Владимир «Жизнь и приключения чудака»14. Жвалевский Андрей, Пастернак Евгения «Правдивая история Деда Мороза» 15. «Журавлиные перья. Японские народные сказки»16. «Иллюстрированная история Роcсии VIII-XVIII вв»17. Каверин Вениамин «Два капитана»18. ДиКамилло Кейт «Удивительное путешествие кролика Эдварда», «Как слониха упала с неба», «Приключения мышонка Десперо»19. Киплинг Редьярд «Книга Джунглей» (илл. Р. Ингпена)20. Конигсбург Элейн «Из архива миссис Базиль Э. Франквайлер, самого запутанного в мире»21. Левшин Владимир, Александрова Эмилия «Искатели необычайных автографов или Странствия, приключения и беседы двух филоматиков»22. Лешермейер Филлипп «Принцессы» (илл. Р. Дотремер)23. Каттнер Генри (фантастика)24. Кервуд Джеймс Оливер (приключения)25. Льюис Клайв «Хроники Нарнии»: «Племянник чародея», «Лев, Колдунья и Платяной шкаф», «Конь и его мальчик», «Принц Каспиан», «Покоритель зари, или Плавание на край света», «Серебряное кресло», «Последняя битва»26. Крапивин Владислав «Дети синего фламинго», «Всадники, вперёд», «Оруженосец Кашка», «Голубятня на желтой поляне», «Крик петуха», «Помоги мне в пути»27. Кун Николай «Мифы Древней Греции»28. Купер Фенимор «Последний из могикан», «Красный корсар»29. Линевский Александр «Листы каменной книги»30. Лобату Монтейру «Орден Желтого Дятла»31. Лукьяненко Сергей «Рыцари сорока островов»32. Маар Пауль «Семь суббот на неделe», продолжение «И в субботу Субастик вернулся»33. Монтгомери Люси «Аня из Зеленых Мезонинов»34. Мортенсон Грег «Три чашки чая» 35. Нестлингер Кристине «Долой огуречного короля!», «Само собой и вообще»36. Нечипоренко Юрий «Ярмарочный мальчик» 37. Никольская-Эксели Анна «Приключения чёрной таксы»38. Oлкотт Луиза «Маленькие женщины»39. Остер Григорий «Вредные советы»40. Осеева Валентина «Динка», «Динка прощается с детством»41. Парр Мария «Вафельное сердце», «Тоня Глиммердал»42. Патерсон Кэтрин «Великолепная Гилли Хопкинс» 43. Пеннак Даниэль «Собака Пес» 44. Пивоварова Ирина «О чем думает моя голова»45. Рид Майн «Всадник без головы» 46. Ростан Эдмон «Сирано де Бержерак» (илл. Р. Дотремер)47. Рыбаков Анатолий «Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел»48. Свифт Джонатан «Путешествия Гулливера»49. Сетон-Томпсон Эрнест «Рассказы о животных»50. Соловьев Леонид «O Ходже Насреддине»51. Стивенсон Роберт «Остров сокровищ» (илл. Р. Ингпена) 52. Твен Марк «Приключения Тома Сойера» (илл. Р. Ингпена), «Принц и нищий»53. Т олкин Джон Рональд Руэл «Xоббит, или Туда и Обратно»54. Уайльд Оскар «Сказки» 55. Успенский Лев «Почему не иначе?», «Слово о словах» 56. Хэрриот Джеймс «О всех созданиях - больших и малых»57. Чапек Карел 58. Чарушин Евгений «Тюпа, Томка и сорока»59. Черный Саша «Дневник фоксика Микки»60. Чехов Антон «Рассказы. Книга для семейного чтения» (илл. В. Буркина) 61. Шаров Александр «Человек-Горошина и Простак» 62. Шварц Евгений «Сказка о потерянном времени» 63. Шклярский Альфред «Томек в стране кенгуру», «Томек на чёрном континенте»,»Томек на тропе войны», «Томек ищет снежного человека»64. Сборник рассказов «Школьные приколы» (Михалков, Усачев, Барто, Дружинина, Тихомиров, Голявкин, Заходер )65. Эгнер Турбьерн «Люди и разбойники из Кардамона»66. Д"Эрвильи, Рони-Старший Жозеф Анри «Приключения доисторического мальчика. Борьба за огонь. Пещерный лев» 67. Яснов Михаил «Собиратель сосулек»68. Ягдфельд Григорий, Гернет Нина «Катя и крокодил», «Сказки среди бела дня»

Когда речь заходит о чтении среди подростков, чаще всего можно услышать вздох: "не читают". Но ведь желание читать зависит не от того, насколько ребенок ленив или увлечен компьютером. Любовь к чтению рождается из интереса к конкретным книгам. Какие книги интересны подросткам сегодня? На этот вопрос лучше всего отвечают они сами.

Сайт Папмамбук.ру посвящен детскому и подростковому чтению. Кроме статей современных писателей, издателей и литературных критиков здесь можно найти отзывы и юных читателей. В специальном разделе "Мне больше десяти, и я читаю это" публикуются читательские отзывы школьников о книгах — только тех, которые им действительно понравились.

На сайте уже второй раз проводится конкурс "Книжный эксперт XXI" века . Стартует он 1 ноября, с этого момента участники смогут присылать на конкурс эссе о прочитанных книгах. Для этого надо зарегистрироваться на сайте, заполнить профиль и анкету и опубликовать свою работу.

Если вашему ребенку больше десяти, но еще нет пятнадцати, и он любит читать, расскажите ему о конкурсе. Здесь он сможет не только попробовать себя в написании эссе, но и пообщаться с читающими сверстниками. Генеральным спонсором конкурса является Интернет-магазин "Лабиринт". Победителю достанется главный приз — ноутбук; а участники, занявшие другие призовые места, получат книги и подарочные сертификаты в "Лабиринт".

Книги для подростков — одно из самых актуальных направлений в книгоиздательстве. Казалось бы, на полках в книжных магазинах можно найти самое разнообразное чтение — но современной художественной прозы, не являющейся коммерческим проектом, все же немного. Если приглядеться, в большинстве подросткам предлагают или переизданную классику, или коммерческую "серийную" литературу.

Еще десять-пятнадцать лет назад как таковой подростковой литературы практически не было. Выбор у подростков был небольшой: впитывать духовные ценности, читая классиков, либо поглощать "серийное" фэнтези. Но книги школьной программы, какие бы хорошие они ни были, равно как и приключенческие романы, написанные в прошлом веке, не настолько близки читателю-подростку. А однотипные фантастические романы, в свою очередь, не дают достаточно материала для размышления и роста.

Кризис подросткового чтения случился не потому, что игры или телевидение "перетягивают" внимание юного читателя. Уже выросшему из Носова ребенку неинтересна детская литература, неинтересны чистое морализаторство или классика, которую так навязывают взрослые. Подростки "ушли" от чтения — им не хватало выбора. Как и любой читатель, подросток нуждается в такой книге, в которой сможет увидеть отражение себя, своих проблем, мыслей, желаний. Долгое время таких книг просто не было.

Книжные издательства не сразу нашли подход к подростковой литературе. Первопроходцем оказался "Самокат", выпустив Ульфа Старка , Даниэля Пеннака, Мари-Од Мюрай и других современных зарубежных писателей. Первоочередной задачей стало показать подросткам (а также их родителям), что книги для детей двенадцати-четырнадцати лет могут быть о вещах непростых, острых, болезненных: в том числе о разводе родителей, болезни, смерти. Так завязался первый литературный диалог с современным подростком . Следом за "Самокатом" подтянулись и другие издательства, которые до этого делали упор в основном детскую литературу: "Розовый жираф", ИД Мещерякова, "КомпасГид".

В последние несколько лет вышло много переводов немецких, шведских, норвежских и других авторов. В целом, процент переводной литературы высок: в Европе с подростками раньше заговорили на прежде замалчиваемые темы. Многие из этих книг — прекрасные, глубокие и одновременно увлекательные романы и повести. В них находится место смеху и слезам, сложным жизненным ситуациям и оптимистическому взгляду в будущее. В них нет нравоучений, есть только живой пример героев и предложение читателям — как взрослым — сформировать свое мнение, свою позицию.

"Самокат" остается одним из лидеров в издании подростковой литературы. В сериях "Встречное движение" и "Лучшая новая книжка" выходят очень честные и "взрослые" книги о проблемах, с которыми легко столкнуться в обычной жизни. Это книги, учащие взаимопониманию между поколениями, сопереживанию, уважению и вниманию к другим. И в то же время, это книги очень разные. "Остров в море" Анники Тор посвящен осмыслению событий Второй мировой войны с точки зрения ребенка, пережившего смерть родителей и попавшего в чужую семью. "Мой внутренний Элвис" — роман о поиске себя, о сложном переходном периоде и попытках примириться с самим собой. А в серии книг о Цацики читатель знакомится с семьей, в которой главный герой и его мама общаются на равных. Основа их отношений — взаимопонимание и доверие, которые выдерживают проверку любыми сложностями и непростыми событиями: от скандалов в школе до смерти близких.

Екатерина Мурашова — один из немногих отчественных авторов, пытавшихся серьезно говорить с подростком на страницах своих книг еще в 1990-е. Ее "Класс коррекции" успешно переиздается и сейчас. В центре внимания — дети, отвергнутые обществом: умственно неполноценные, инвалиды, социально неустроенные. Казалось бы, сложно написать оптимистическое произведение — но Мурашовой это удается, и книга оказывается на удивление светлой.

"Розовый жираф" выпускает серию "Вот это книга!" — рекомендованный возраст читателя указан прямо на обложке, но на самом деле, как и любая хорошая литература, эти романы не имеют верхней планки. И взрослый немало узнает о подростке, если откроет одну из этих книг. Они тоже очень разные: в романе "С кем бы побегать" Давид Гроссман ведет очень взрослый разговор: об одиночестве, любви, опасных соблазнах, о том, что можно выбраться из любого безнадежного положения. А в книге "Привет, давай поговорим" девочка Мелоди с церебральным параличом пытается произнести первые свои слова в одиннадцать лет.

Серия "NET.NA.KARTE" ИД Мещерякова отражает новую книжную политику современных издательств: с ребенком нужно говорить обо всем, что он видит. В том числе о том, что не выглядит так уж "правильно" и "идеально". Некоторые ребята проводят большую часть жизни в больнице, кто-то — теряет семью и пытается привыкнуть к новой... А у кого-то неожиданно тюремное заключение забирает одного из родителей. Эти книги учат чувствовать и сопереживать, показывают самые разные трудности, с которыми можно столкнуться, и такое нравственное воспитание куда действенней любых лекций.

Это далеко не все издательства, активно выпускающие сейчас книги для читателей среднего и старшего школьного возраста. "Время" выпускает современных авторов в серии "Время — детство", в ней выходят романы Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак, фантастические и одновременно психологически тонкие, герои которых — как раз школьники. Книги для подростков издаются в "Теревинфе", "ОГИ", ИД "КомпасГид" . Серьезной и хорошей литературы для подростков становится все больше и больше.