Школьный возраст

Школьный возраст - определённый возрастной период жизни человека , который он посвящает обучению и получению школьного образования в законодательно установленном минимальном объёме. Включает в себя определенное количество годовых групп, которое соответствует сроку, установленного законодательством минимального объёма обязательного обучения . Чётко установленные рамки школьного возраста необходимы для вычисления количества людей находящихся в возрасте подлежащему школьному обучению.

История

В России вопрос о чётких возрастных рамках школьного возраста возник в 1860-е годы в вязи с постановкой вопроса о введении всеобщего обучения. Тогда основываясь на опыте некоторых стран западной Европы, был введен школьный возраст в рамках 7-14 лет .

Процент детей школьного возраста (8-11 лет) в России по переписям населения .

1897 г. мужского населения - 9,3 %; женского населения - 8,7 % 1920 г. мужского населения - 12,9 % ; женского населения - 10,5 % 1926 г. мужского населения - 8,0 %: женского населения - 7,2 %

Возрастные рамки школьно возраста

Школьный возраст определяется в возрастных рамках от 6-7 до 17-18 лет . Делится на младший школьный возраст и старший школьный возраст.

Первым периодом считается младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет) когда ребёнок обучается в начальных классах . В этот период происходит усвоение опыта, и формируется возможность произвольной регуляции психических процессов и внутренний план действий .

Старший школьный возраст , так же именуется как пуберантный период или период полового созревания. Начинается в среднем с 12 лет , у мальчиков с 13 до 17-18 лет, у девочек с 12 до 16 лет

Примечания

Источники

  • Богданов И. М. Очерки по статистике всеобщего школьного обучения. - Академия педагогических наук РСФСР, 1948
  • Выготский Л.С. Проблема возраста // Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. - М.: Педагогика, 1984. - с. 244-268
  • // Малая медицинская энциклопедия.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Школьный возраст" в других словарях:

    ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ - возраст, в котором ребенок по медицинским, психофизиологическим и иным показателям может посещать общеобразовательное учреждение (школу). Различают младший школьный возраст (6 9 лет); средний школьный возраст (10 14 лет); юношеский возраст (15 18 … Профессиональное образование. Словарь

    школьный возраст - mokyklinis amžius statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Amžiaus tarpsnis nuo 7 iki 18 metų, kuriame intensyviai fiziškai ir dvasiškai bręsta jaunas žmogus. Mokyklinis amžius skaidomas į jaunesnįjį, vidutinį ir vyresnįjį… … Sporto terminų žodynas

    Школьный возраст - Возраст с начала и до конца периода обучения в школе – с 6 до 17 лет. Подразделяется на младший (6–10 лет), средний (11–14) и старший (15–17 лет) возраст … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

    Школьный возраст - период жизни и развития детей, охватываемый временемобучения в общеобразовательных учреждениях. Этот период продолжительностью 10 11 лет подразделяется на три возрастных этапа: младший школьныйвозраст (с 6 7 до 11 лет), подростковый возраст (с 11 … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ - период развития человека от 6 7 лет до 17 18 лет; подразделяется на младший Ш. в. от 6 7 лет до 11 лет, средний Ш. в. от 11 до 15 лет и старший Ш. в. от 15 до 17 18 лет … Психомоторика: cловарь-справочник

    младший школьный возраст - Категория. Период жизни ребенка от 6 7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I IV классы) современной школе. Специфика. Для этого возраста характерно, что у ребенка в качестве ведущей деятельности формируется учебная… … Большая психологическая энциклопедия

    МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ - МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ. Возраст (6/7–10 лет) детей, обучающихся в I–III (IV) классах отечественной начальной школы. В М. ш. в. у ребенка формируется учебная деятельность, которая для него является ведущей деятельностью. Младший школьник… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Период жизни ребенка от 6 7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I IVклассы) современной школе. Для этого возраста характерно, что в качестве ведущей у ребенка формируется учебная деятельность, в которой происходит усвоение … Психологический словарь

    Общение: онтогенез - младший школьный возраст - О. оказывает влияние на развитие психики ребенка в детском возрасте гл. обр. через реальный процесс взаимодействия со взрослым. Младший школьный возраст (М. ш. в.) особый среди детских возрастов. Его изучение всегда было связано не только с… … Психология общения. Энциклопедический словарь

    младший школьный возраст - jaunesnysis mokyklinis amžius statusas T sritis švietimas apibrėžtis Amžius, beveik sutampantis su antrąja vaikyste. Tai 6(7)–10(11) gyvenimo metai. Šį amžių pradėta skirti, kai įvairiose šalyse buvo įvestas visuotinis pradinis mokymas remiantis… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

Книги

  • Детская экспериментальная психология. Школьный возраст , В.А. Артемов. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Данное издание является раритетным и представляет собой не только интерес с исторической точки…
  • Психология здоровья (школьный возраст): Учеб. пособие / Под ред. Г. С. Никифорова. , . Психология здоровья (школьный возраст): Учеб. пособие / Под ред. Г. С. Никифорова. ISBN:978-5-28804-499-1…

Возрастные особенности учащихся

Средний школьный возраст.

Средний школьный возраст (от 11-12-ти до 15-ти лет) - переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе (5-9 классы) и характеризуется глубокой перестройкой всего организма.

Характерная особенность подросткового возраста - половое созрева-ние организма. У девочек оно начинается практически с одиннадцати лет, у мальчиков - несколько позже. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит но-вые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек.

Стоит обратить внимание классного руководителя на такую психоло-гическую особенность данного возраста, как избирательность их внима-ния. Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие уро-ки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возмож-ности сосредотачиваться долго на одном и том же деле. Однако, если классный руководитель создает трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации ребята занимаются внеклассной работой с удовольствием и дли-

тельное время.

Значимой особенностью мышление подростка является его критич-ность. У ребенка, который всегда и со всем соглашался, появляется свое мнение, которое он старается демонстрировать как можно чаще, таким образом заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возраже-ниям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю, родители недоумевают и считают, что их послушный ребенок подвергает-ся чужому влиянию и в семьях наступает пора кризисной ситуации - «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по-старому.

Средний школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравиться решать проблемные ситуа-ции, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребя-там интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно выска-зать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.

Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста явля-ется несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с по-ступками, действиями поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчивые. Трудности жизненного плана, семейные
проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят большие сложности в
развитии и становлении. Работа классного руководителя должна быть направлена на формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.

В этом возрасте важное значение приобретает чувственная сфера.
Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно.
Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса.
Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя,
вспышки гнева. Поэтому классный руководитель должен быть внимателен
к внутреннему миру ребенка, больше уделять внимание индивидуальной
работе, проблемы ребенка решать наедине с ним. В этом возрасте подросток весьма подражателен. Это может привести его к ошибочным и даже аморальным представлениям и поступкам. Подростки - мальчики склонны выбирать себе кумирами сильных, смелых и
мужественных людей. Притягательными могут для них стать не только
книжные пираты и, разбойники, но и вполне зёленые местные хулиганы.
Подражая им, подростки, сами того не понимая, переходят ту опасную
грань, за которой смелость становится жестокостью, независимость - под-лостью, любовь к себе - насилием над другими. Девочки - подростки отличаются тем, что они физически отличаются от мальчиков ранним взрослением и хотят общаться с мальчиками более старшего возраста. Исследования показывают заметное смещение акцентов с традиционно - положи-тельных моральных ценностей на мнимые, ложные и даже антисоциальные. Некоторые девочки подростки считают идеальной работу проститутки, спекуляцию, тунеядство, гордятся своими знакомствами с правонарушителями. Многие подростки, как мальчики, так и девочки, не желают связывать свою будущую жизнь не только с трудом в сфере материального производства, но и с трудом вообще. Идеал честного труженика перестал быть привлекательным.

Классному руководителю необходимо обратить внимание на формирование нравственных качеств личности и знакомство с примерами положительных идеалов.
Классному руководителю нужно глубоко осмыслить особенности
развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на
его место в сложнейших противоречивых условиях реальной жизни. Это
даст возможность не только преодолеть отчуждение, но и наладить хорошие отношения в системе:


школа—— семья—— общество—— ребенок.

Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность
самовыражения и самореализации. Учащимся будут интересны такие
классные дела, которые служат активному самовыражению подростков и
учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самим организовывать классные дела, вступать в диалог и полилог, принимать самостоя-тельные решения. Организуя работу с учащимися, классный руководитель должен выступать не в роли исполнителя, а в роли дирижера оркестром по имени «класс».

У многих учащихся в этом возрасте возникают проблемы с учителя-ми. Ученик, который имеет все пятерки по многим предметам, получает лишь «2» и «3» по другим. И это порой вовсе не связано с его работоспо-собностью или интеллектуальными возможностями. Зачастую это связано с резким падением интереса к учению, изменением учебной мотивации. Классный руководитель должен вовремя исследовать причины учебных проблем ученика и использовать полученные результаты в работе с клас-сом. В этом могут помочь следующие методики:

Методика № 1.

Изучение отношения учащихся к учебным предметам.

На бланке анкеты учащиеся пишут ответы на два вопроса. Ответ на вопрос нужно продолжить, используя предложенные варианты ответов.

Бланк анкеты

Необходимые предметы

Потому что

Интересные предметы

Потому что

I . Варианты ответов на вопрос "Необходимые предметы»

  1. Знание этого предмета необходимо для развития экономики стра-ны.
  2. Эта наука бурно развивается в настоящее время и играет большую роль в жизни общества.
  3. Этот предмет пригодится для поступления в техникум, ВУЗ, он будет необходим в будущей профессии.
  4. Этот предмет формирует полезные умения, которые пригодятся в жизни.
    1. Этот предмет учить разбираться в жизни.
    2. Этот предмет считают значимым мои родители.
  5. Этот предмет формирует интеллектуальные умения, расширяет кругозор.
    1. Этот предмет участвует в республиканском тестировании.

II . Варианты ответов на вопрос «Интересные предметы»

  1. Интересно узнавать о новых фактах, удивительных событиях.
  2. Интересно узнавать о жизни людей и их деятельности.
  3. Интересно выяснять причины событий.

4. Интересно слушать объяснения учителя по этому предмету.

  1. Интересно на уроках и дома решать задачи, выполнять упражне-ния, практические работы, заполнять таблицы, карты, схемы.
  2. Интересно самому находить дополнительные сведения, готовить сообщения, выступать с ними перед классом.
  3. Интересно находить объяснение явлению, ставить проблему и разрешать ее, проводить исследование.
  4. Интересно, так как учитель, преподает необычно и этим привлекает учеников.

9. Интересно, так как этот предмет дается мне легко.

10.Этот предмет связан с другими предметами, которые входят в круг моих интересов.

11.Интересно, потому что по этому предмету легко заработать отмет-ку.

12.Интересно, потому что этот предмет мобилизует волю и заставля-ет сосредоточенно мыслить.

Вопросы анкеты позволяют классному руководителю выяснить, что представляет собой познавательный интерес учащихся класса, какие предметы вызывают у учащихся трудности, с чем или с кем связаны учебные трудности детей.

Вопросы I блока - это вопросы, которые объединены событийно-стью, теоретическими основами, нравственной проблематикой.

Вопросы II блока - это вопросы, которые объединены способами познавательной деятельности, характером, отношений между учащимися и учителем; характером отношений внутри классного коллектива и вне его:

Методика № 2. «Ранжирование».

На доске написаны все учебные предметы, которые изучают учащие-ся класса. Им предлагается записать их на листок бумаги по степени зна-чимости для себя. Затем учитель определяет, какие предметы школьной программы учащиеся поставили на 1-е, 2-е и 3-е место по степени значи-мости.

Методика № 3. «Ассоциации».

Учащимся предлагается назвать ассоциации, которые вызывают у них школьные предметы. Ученикам называются предметы, а они на листочке пишут слова - ассоциации, связанные с этим предметом.

Если предмет вызывает интерес ассоциации будут носить положительный характер.

Если предмет неинтересен, ассоциации будут носить негативный ха-рактер.

Классному руководителю необходимо знать и учитывать в организа-ции воспитательной работы, что ведущей деятельностью подростков явля-ется общение, личностным новообразованием подростков - способность к идентификации. Важнейшая особенность подростков - постепенный уход От прямого копирования оценок взрослых к самооценке, опора на свои внутренние критерии.

Основная форма самопознания - сравнение себя с другими людьми:
взрослыми и сверстниками.

Особенности учащихся младшего школьного возраста связаны с важными биологическими и социально-психологическими закономерностями их развития. В этом возрасте идет процесс активного созревания организма, формирования двигательной сферы, укрепления выносливости. Движения ребенка на музыкальных занятиях становятся разнообразными, ритмичными, пластичными. Положительное влияние на физическую работоспособность детей этого возраста оказывает увеличение познавательной, двигательной активности и целенаправленное, точное выполнение движений. Характеризуя этот возраст, А.В. Запорожец отмечает: «Надо учитывать, что мы имеем дело с растущим детским организмом, созревание которого еще не закончилось, функциональные особенности которого еще не сложились и работа которого еще не закончена. При перестройке педагогического процесса, при совершенствовании воспитательных программ необходимо предусматривать не только то, что ребенок данного возраста способен достигнуть при интенсивной тренировке, но и каких физических и нервнопсихических затрат будет ему это стоить» .

Как показывают исследования Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, изменяется социальная позиция ребенка в обществе, происходящее на фоне обострения чувствительности, сензитивности к усвоению культурно-нравственных норм и правил поведения. Содержание Я - концепции делает его уязвимым к любым воздействиям других людей, в связи с чем, по мнению Г.С. Абрамовой, именно защищенное окружение является ресурсом развития младшего школьника .

Середина детства связывается с кризисом семи лет как периодом потери ребенком непосредственности и спонтанности в активности и приобретения произвольности и опосредованности. Поведение становится многоплановым - разделяется план реальный и вымышленный, и ребенок осознает их несовпадение.

Как пишет В.В. Давыдов, в своей познавательной деятельности дети воспроизводят реальный процесс создания людьми понятий, образов, ценностей и норм, которое человечество накопило и выразило в идеальных формах духовной культуры .

В процессе учебно-познавательной деятельности младший школьник решает соответствующие ее содержанию задачи: анализирует материал с целью выявления в нем закономерностей, строит на основе этого целостный объект, овладевая общим способом построения изучаемого объекта. При решении учебной задачи мысль ребенка движется от общего к частному, при этом он осуществляет следующие действия:

Преобразование условий задачи с целью выделения всеобщего отношения изучаемого объекта;

Моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме;

Преобразование модели для изучения ее свойств;

Посторенние системы частных задач, которые решаются общим способом;

Контроль над выполнением действий;

Оценка усвоения общего способа.

Умение учиться и будет составлять для школьника возможность самостоятельно формулировать учебные задачи, то есть задачи на нахождение общих способов действия и пытаться решать их.

Для младшего школьника отношения с учителем в современной школе лишены того содержания обожания, уважения и доверия, которые были характерны для этой ситуации лет 30, 20 тому назад. Дело в том, что очень сильно меняется мир, а с ним и система человеческих ценностей. Сегодня у ребенка в первом классе несколько учителей. До этого он, в большинстве случаев, посещал детские дошкольные учреждения, где уже встречался с чужими взрослыми. По традиции студентам, обучающимся педагогическим специальностям, преподается, что учитель пользуется у младших школьников большим авторитетом, а жизнь приносит все больше и больше подтверждений обратному. Современные учителя перестают быть для детей безоговорочным авторитетом очень рано (еще в начале детства). Отношения с учителями строятся по безличным правилам, предполагающим сохранение психологической дистанции, как бы очерчивающей границы территории, места, занимаемого каждым человеком. Это универсальные для организации любого взаимодействия правила руководства и подчинения, правила ведения переговоров, правила выражения собственной точки зрения, следования ей, пересмотра ее и тому подобное. Они достаточно подробно описаны д. современной психологии управления и могут быть сформулированы следующим образом: определение, обозначение и сохранение дистанции. Определение дистанции, по мнению Г.С. Абрамовой, связано для младшего школьника с восприятием позиции взрослого (кто он для меня?); обозначение дистанции - это правила воздействия (кому что можно и нельзя); сохранение дистанции - удержание границ своего психологического пространства от воздействия другого человека. Всему этому ребенок учится в групповой игре со сверстниками.

Освоение именно этого вида игры является важнейшей задачей развития познавательной активности младшего школьника. Именно игра со сверстниками, где ошибки в определении и сохранении дистанции легко исправляются обеими сторонами, накапливает полезный взаимный опыт переживания и сохранения границ чужого и своего психологического пространства.

Занимательная, игра со сверстниками является для младшего школьника содержанием настоящей жизни - полной и свободной. У детей данного возраста можно наблюдать условия и формы такой настоящей жизни в самозабвенном творчестве, которому они отдаются целиком. Важно, что в этих формах активности, так же, как и в игре со сверстниками, возникает важнейшее переживание собственной полноты и целостности, наполняющее «Я» ребенка новыми силами и активизирующее его познавательную активность. Младший школьник обладает достаточной силой и энергией, которая позволяет ему идти к цели более адекватным путем. Он знает ценность своих достижений, чувства собственной силы, собственной предприимчивости, он готов к экспериментированию над своими возможностями, над многими их проявлениями, он делает это уже ради себя, а не для кого-то. Таким образом, ребенок осваивает свое психологическое пространство и возможность жизни в нем. Его как бы переполняют чувства собственной умственной и физической силы.

Ребенок в этом периоде жадно готов учиться, его жизненная смелость позволяет легко и быстро овладевать целыми областями знания. Он кажется человеком без устойчивых интересов - ему интересно все, он готов к любому обучению. Только для этого нужно мудрое и опытное руководств.

В отечественной возрастной психологии (Г.С. Абрамова, Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович и др.) исследуемый возраст приходится на период младшего - начало среднего школьного возраста. Так или иначе, школа является важнейшим социальным пространством (кроме семьи и соседей), где разворачиваются жизненные события ребенка, в которых он решает свои важнейшие проблемы развития.

В русле разрешения основного противоречия этого возраста, через воплощение переживаемой меры правильности в свои возможности по устройству жизни, ребенок овладевает важнейшим человеческим качеством - трудолюбием. Именно в это время все трудовые навыки ребенка включаются в его психологическое пространство, как организующие устойчивые элементы, так как все они связываются с переживаниями целесообразности потраченных усилий по организации своего Я.

Школьное детство - новая ступень в формировании познавательной индивидуальности ребенка. Содержание ее кратко можно представить следующим образом: научиться соотносить общие и частные, родовые и видовые свойства предметов, вещей и явлений, отношений людей; научиться организовывать свое поведение в соответствии с этими свойствами. Все новое - новые требования, новые правила в отношениях с другими людьми, новые нормы предметных действий раскрывают неизвестные до сих пор закономерности объектов. Мир упорядочен системой научных знаний и понятий, которыми ребенку надо овладеть.

Вместе с новым типом знания в жизнь ребенка входят, начиная с подготовительной группы, новые книги - учебники. Работа с ними - это одно из первых действий по овладению навыками самообразования. Под руководством учителя школьник научится работать над текстом, так же, как учится понимать учебную задачу, проверять свою работу по образцу, правильно ее оценивать.

В жизнь ребенка входит диалог не только с учителем, но и с научным текстом. Особенность такого диалога в том, что он формирует у ребенка научную картину мира - открывает перед ним объективно существующие закономерности, которые постепенно становятся элементами его мышления. Если дошкольник в абсолютном большинстве случаев ориентируется на свой индивидуальный опыт действия, то младший школьник начинает ориентироваться на общекультурные образцы действия, которыми он овладевает в диалоге с взрослыми. Диалог обязательно предполагает взаимопонимание, возможность принятия точки зрения другого человека. В этом смысле общение младшего школьника с учителем открывает для него новые формы сотрудничества. Уже к третьему классу школьник может осуществлять контроль не только за своей работой, но и за работой одноклассников, может выполнять учебную работу самостоятельно или. в паре с товарищем. К четвертому классу он может поставить перед собой учебную задачу, составить режим работы, оценить и проверить ее. Новые типы сотрудничества с другими людьми совершенствуют и систему нравственных оценок ребенка, вносят в нее новое качество - оценку затраченного труда, как своего усилия, так и усилия других. И в этом смысле учение является подлинным трудом для маленького школьника. В.А. Сухомлинский писал: «Учение становится трудом только при условии, когда в нем есть важнейшие признаки всякого труда - цель, усилия, результаты» .

Когда ребенок сам научится ставить перед собой цель учебного действия и находить средства для ее достижения, его поведение получает характеристики подлинной произвольности. Постановка цели основана на личном отношении ребенка к ней - в ее содержании можно увидеть отражение интересов их направленности и степени устойчивости.

По мнению А.В. Петровского, в младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития, их выявление и эффективное использование - одна из главных задач педагогики. Но прежде, чем использовать имеющиеся резервы, необходимо подтянуть детей до нужного уровня готовности к обучению .

Под влиянием обучения начинается перестройка всех познавательных процессов, приобретение качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов младшего школьника должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость. Например, ребенку с первых дней обучения необходимо в течение длительного времени сохранять повышенное внимание, быть достаточно усидчивым, воспринимать и хорошо запоминать все то, о чем говорит учитель.

Доказано, что обычные дети в младших классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивать и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения.

Однако для того, чтобы умело использовать имеющиеся у младшего школьника резервы, необходимо решить предварительно две важные задачи. Первая из них состоит в том, чтобы как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми. В этой связи учебная программа должна быть составлена таким образом, чтобы вызывать и поддерживать постоянный интерес у учащихся. Такой интерес можно поддерживать средствами игровых технологий. Вторая задача возникает в связи с тем, что многие дети приходят в школу не только не подготовленными к новой для них социально-психологической роли, но и со значительными индивидуальными различиями в мотивации, знаниях, умениях и навыках. Это делает учение для одних слишком легким, для других чрезвычайно трудным и только для третьих, которые не всегда составляют большинство, соответствующим их способностям. Достаточно важного уровня познавательной деятельности школьники достигают, если обучение направлено на активное развитие мыслительных процессов и является развивающим, ориентированным на «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский).

Еще одна проблема состоит в том, что углубленная и продуктивная умственная работа требует от детей усидчивости, сдерживания эмоций и регуляции естественной двигательной активности, сосредоточения и поддержания внимания на учебных задачах, а это в начальных классах умеют делать далеко не все.

Особую трудность для детей, начинающих обучаться в школе, представляет саморегуляция поведения. Ребенок должен сидеть на месте во время урока, не разговаривать, не ходить по классу, не бегать по школе во время перемен. В других ситуациях, напротив, от него требуется проявление необычной, довольно сложной и тонкой двигательной активности. Многим первоклассникам явно не хватает силы воли для того, чтобы постоянно удерживать себя в определенном состоянии, управлять собой в течение длительного периода времени. На занятиях учитель задает детям вопросы, заставляет их думать, а дома то же самое от ребенка требуют родители при выполнении домашних заданий. Напряженная умственная работа в начале обучения детей в школе утомляет их, но это часто происходит не потому, что ребенок устает именно от умственной работы, а по причине его неспособности к физической саморегуляции.

В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, понимание, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу. Из «натуральных», по Л.С. Выготскому, эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать «культурными», т.е. превратиться в высшие психические функции, связанные с речью: произвольные и опосредствованные. Этому способствуют основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок данного возраста в школе и дома: учение, общение, игра и труд.

Внимание в младшем школьном возрасте становится произвольным. Но еще довольно долго, особенно в начальных классах, сильным и конкурирующим с произвольным остается непроизвольное внимание детей. Что касается переключаемости внимания, то она в этом возрасте даже выше, чем в среднем у взрослых. Это связано с молодостью организма и подвижностью процессов в центральной нервной системе ребенка. Младшие школьники могут переходить с одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий.

В школьные годы продолжается развитие памяти. А.А. Смирнов провел сравнительное исследование памяти у детей младшего и среднего школьного возраста и пришел к следующим выводам:

С 6 до 10 лет у детей активно развивается механическая память на несвязанные логические единицы информации;

вопреки распространенному мнению о существовании увеличивающегося с возрастом запоминания осмысленного материала, фактически обнаруживается обратное соотношение: чем старше становится младший школьник, тем меньше у него преимуществ запоминания осмысленного материала над бессмысленным . Это, по-видимому, связано с тем, что упражняемость памяти под влиянием интенсивного учения, опирающегося на запоминание, ведет к одновременному улучшению всех видов памяти у ребенка и прежде всего тех, которые относительно просты и не связаны со сложной умственной работой. В целом память детей младшего школьного возраста является достаточно хорошей и это в первую очередь касается механической памяти, которая за первые три-четыре года учения в школе прогрессирует достаточно быстро. Несколько отстает в своем развитии опосредствованная, логическая память, так как в большинстве случае ребенок, будучи занят учением, трудом, игрой и общением, вполне обходится механической памятью.

Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей, но точно определить его пока что не представляется возможным. Различные решения этого вопроса, предлагаемые учеными-педагогами и педагогами-практиками, почти всегда связаны с опытом применения определенных методов обучения и диагностики возможностей ребенка. Нельзя заранее сказать, в состоянии или не в состоянии будут дети усваивать более сложную программу, если использовать совершенные средства обучения и способы его диагностики.

Познавательное развитие школьника представляет собой сложное взаимодействие и взаимосвязь различных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и логического. Одна из наиболее ранних форм мышления - наглядно-действенное - возникает в тесной связи с практическими действиями детей. Основным признаком наглядно-действенного мышления является неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями, преобразующими познаваемый предмет. Наглядно-действенное мышление развертывается лишь по мере реальных преобразований ситуации, вызванных практическими действиями. В процессе многократных действий с предметами младший школьник выделяет скрытые, внутренние характеристики объекта и его внутренние связи. Практические преобразования, таким образом, становятся средством активизации познания действительности.

Другой характерной для младших школьников формой умственной деятельности является наглядно-образное мышление, когда ученик оперирует не конкретными предметами, а их образами и представлениями.

Наконец, третьей формой интеллектуальной деятельности младшего школьника является логическое мышление, которое складывается к началу данного возраста. Логическое мышление характеризуется тем, что здесь школьник оперирует достаточно абстрактными категориями и устанавливает различные отношения, которые не представлены в наглядной или модельной форме.

У младших школьников наблюдается особый тип мышления, который представляет собой единство наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и направлен на выявление скрытых от наблюдения свойств и связей предметов. Этот тип мышления был назван детским экспериментированием, которое не задается взрослым, а строится самим ребенком.

Как и экспериментирование у взрослых, оно направлено на познание свойств и связей объектов и осуществляется как управление тем или иным явлением: человек приобретает возможность вызывать или прекращать его, изменять в том или ином направлении. В процессе экспериментирования младший школьник получает новую, порой неожиданную для него информацию, что часто ведет к перестройке как самих действий, так и представлений ученика об объекте. В данной деятельности четко прослеживается момент саморазвития: преобразования объекта раскрывают перед младшим школьником его новые свойства, которые, в свою очередь, позволяют строить новые, более сложные преобразования.

Процесс мышления предполагает не только использование уже отработанных схем и готовых способов действия, но и построение новых (конечно, в пределах возможностей самого ребенка). Экспериментирование стимулирует ученика к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости детского мышления. Возможность самостоятельного экспериментирования дает ученику варианты разных способов действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность детского мышления готовыми схемами.

В процессе экспериментирования у младшего школьника возникают новые знания, т.е. процесс мышления развивается не только от незнания к знанию (от непонятного к понятному, от неясных знаний к более четким л. определенным), но и в обратном направлении - от понятного к непонятному, от определенного к неопределенному. Появлению неясных знаний и постановке новых вопросов способствуют также противоречивые ситуации, в которых один и тот же объект в разные моменты времени обладает противоречивыми, исключающими друг друга свойствами .

Отличительной особенностью познавательной активности школьника является эгоцентризм.

В основе эгоцентрической позиции лежит выделение самого себя и, следовательно, принятие позиции как единственной и абсолютной. Эгоцентризм младшего школьника выражается в невозможности встать на другую точку зрения, учитывать разные параметры объекта в отсутствии представления о сохранении количества. Характерным для младшего школьного возраста является феномен эгоцентрической речи, т.е. речи для себя, не обращенной к собеседнику. Мышление происходит в плане речи, которая по своей функции и структуре существенно отличается от внешней: она не направлена на собеседника, предельно сокращена, не повторяет того, что находится перед глазами, предикативна (т.е. в ней преобладают сказуемые и понятна только самому себе). Эгоцентрическая речь младшего школьника имеет много общего с внутренней речью взрослого человека. Факт исчезновения эгоцентрической речи в среднем школьном возрасте позволяет говорить о том, что после 10 лет она не отмирает, а превращается во внутреннюю речь. Выготский отмечал, что эгоцентрическая речь - есть этап становления внутренней речи, которая является главным средством активизации мышления младшего школьника.

Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях: усвоение и активное использование речи как средства мышления; соединение и взаимообагащающее влияние друг на друга всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического; выделение, обособление и относительно независимое развитие в интеллектуальном процессе двух фаз: подготовительной и исполнительной.

Первое из названных связано с формирование речи у детей, с активным ее использованием при разнообразных задач. Развитие в этом направлении идет успешно, если школьников обучают вести рассуждения вслух, словами воспроизводить ход мыслей и формулировать полученный результат.

Второе направление успешно реализуется, если детям даются задачи, требующие для решения одновременно и развитых практических действий, и умения оперировать образами, и способности пользоваться понятиями, вести рассуждения на уровне логико-геометрических абстракций. Если любой из этих аспектов представлен слабо, то происходит одностороннее интеллектуальное развитие ребенка.

С поступлением ребенка в школу, наряду с общением и игрой, в число ведущих, выдвигается учебная деятельность. В развитии познавательной активности младшего школьника этой деятельности принадлежит особая роль. Самостоятельная учебная деятельность складывается именно в это время и определяет во многом интеллектуальное развитие детей от 6-7 до 10-11 лет. В целом же с поступлением ребенка в школу его развитие начинает определяется уже не тремя, как было в дошкольном детстве, а четырьмя различными видами деятельности. В.В. Давыдов считает, что именно внутри учебной деятельности ребенка младшего школьного возраста возникают свойственные ему основные психологические новообразования, которые определяют характер других ее видов: игровой, трудовой и общения. Каждый из названных выше видов деятельности имеет свои особенности в младшем школьном возрасте .

За время обучения в младших классах школы дети так быстро продвигаются вперед в своем развитии, что между первоклассниками и учащимися третьих-четвертых классов за какие-нибудь два-три года образуется заметный разрыв. Вместе с ним увеличиваются и индивидуальные различия детей по достигнутому уровню развития. У первоклассников и отчасти второклассников доминирует наглядно-образное мышление, в то время как ученики третьих и четвертых классов в большей степени опираются на словесно-логическое и образное мышление, причем одинаково успешно решают задачи во всех трех планах: практическом, образном и словесно-логическом (вербальном) .

Первоклассники и значительная часть учащихся вторых классов не способны к полноценной саморегуляции, в то время как дети, обучающиеся в третьем и четвертом классах, вполне в состоянии управлять собой и внешне - своим поведением, и внутренне - своими психическими процессами и чувствами.

Поступление ребенка в школу знаменует собой не только начало перехода познавательных процессов на новый уровень развития, но и возникновение новых условий для личностного роста человека. В этот период времени ведущей для ребенка становится учебная деятельность, но и другие виды деятельности, в которые включен ребенок данного возраста, - игра, общение и труд, влияют на его личностное развитие. Второе связано с тем, что в учении и иных видах деятельности в данное время складываются многие деловые качества ребенка, которые отчетливо проявляются уже в подростковом возрасте. Это, прежде всего, комплекс специальных личностных свойств, от которых зависит познавательная активность и мотивация достижения успехов .

Предпосылки к формированию познавательного мотива начинают складываться у детей еще в дошкольные годы. В младшем школьном возрасте соответствующий мотив закрепляется, становится устойчивой личностной чертой.

Важным моментом является также сознательная постановка цели достижения успехов и волевая регуляция поведения, позволяющая школьнику добиваться их. Сознательный контроль ребенком собственных действий в младшем школьном возрасте достигает такого уровня, когда они могут управлять поведением на основе принятого решении, намерения, долгосрочной поставленной цели. Особенно отчетливо это выступает в тех случаях, кода они увлечены определенной деятельностью.

На мотивацию достижения успехов влияют два других личностных образования: самооценка и уровень притязаний. Для детей, пользующихся авторитетом среди сверстников и занимающихся в детских группах по интересам, характерны как адекватная самооценка, так и высокий уровень притязаний .

Последним актом, который внутренне укрепляет мотив достижения успехов, делая его устойчивым, является осознание ребенком своих способностей и возможностей, различие того и другого и укрепление на этой основе веры в свои успехи.

Параллельно с мотивацией и влиянием достижений познавательных успехов в младшем возрасте совершенствуются два других личностных качества: трудолюбие и самостоятельность. Трудолюбие возникает как следствие неоднократно повторяющихся успехов при приложении достаточных усилий и получении ребенком поощрений за это, особенно тогда, когда он проявил настойчивость на пути к достижению цели. Трудолюбие в начальный период школьного обучения развивается и укрепляется в основном в учении и в труде .

Очень большое значение для развития личности приобретает вера младшего школьника в свои успехи. Ее постоянно должен вселять и поддерживать учитель, причем, чем ниже самооценка и уровень притязаний ребенка, тем настойчивее должны быть соответствующие его действия. Трудолюбие возникает тогда, когда ребенок получает удовлетворение от труда. Оно, в свою очередь, зависит от того, насколько учеба и труд младшего школьника способны своими результатами удовлетворить потребности, характерные для детей данного возраста. В качестве стимулов, подкрепляющих успехи в этих видах деятельности, должны выступать те, которые порождают у младших школьников положительные эмоции .

Самостоятельность детей младшего школьного возраста сочетается с зависимостью от взрослых, причем данный возраст может стать переломным, критическим для формирования этого качества личности. С одной стороны, доверчивость, послушание и открытость, если они чрезмерно выражены, могут сделать ребенка зависимым, несамостоятельным, задержать развитие данного качества личности. С другой стороны, слишком ранний упор только на самостоятельность и независимость может породить непослушание и закрытость, осложнить для ребенка приобретение значимого жизненного опыта через доверие и подражание другим людям. Для того чтобы ни та, ни другая из этих нежелательных тенденций не проявилась, необходимо сделать так, чтобы воспитание самостоятельности и зависимости было взаимно уравновешенным.

Трудолюбие и самостоятельность, способность к саморегуляции создают благоприятные возможности для развития детей младшего школьного возраста и вне непосредственного общения с педагогами или сверстниками. Речь, в частности, идет об уже упоминавшейся способности детей этого возраста часами в одиночку заниматься любимым делом. В этом возрасте важно обеспечить ребенка различными развивающими играми .

Независимо от того, сколько усилий и времени тратится на обеспечение готовности детей к обучению еще в дошкольном возрасте, в начальный период обучения практически все дети сталкиваются с определенными трудностями. Самым распространенным явлением отрицательного характера в это время является пресыщение занятиями, быстро наступающее у многих детей вскоре после их поступления в школу. Внешне оно обычно проявляется в невозможности сохранять на должной высоте первоначальный естественный интерес к школе и к учебным предметам.

Для того чтобы этого не происходило, необходимо включать в действие дополнительные стимулы учебной деятельности. Применительно к детям младшего школьного возраста такие стимулы могут быть как моральными, так и материальными. Моральные стимулы не случайно здесь поставлены на первое место, так как в стимулировании детей младшего школьного возраста к учению они зачастую оказываются более действенными, чем материальные. К их числу относятся, например, одобрение, похвала, постановка ребенка в пример другим. Внимательно наблюдая за поведением ребенка, важно вовремя заметить, на что он лучше всего реагирует и чаще обращаться к формам морального поощрения. На первых порах обучения в школе желательно исключать или сводить к минимуму какие-либо наказания за плохую учебу. Что же касается материальных поощрений за успехи, то они, как показывает практика, педагогически и психологически малорезультативны и действуют в основном ситуативно. Их можно применять, но нельзя ими злоупотреблять. При этом обязательно сочетание моральных с материальными способами стимулирования познавательной активности младшего школьника. Умение ребенка самостоятельно сопоставлять результаты выполнения действий с особенностями самих действий свидетельствует о том, что исходные виды самоконтроля в его учебной деятельности уже сформированы .

В развитии мышления и речи детям весьма помогают спонтанные рассуждения вслух. В одном из экспериментов, проведенных нами, группу детей 9-10 лет обучали рассуждать вслух во время музыкальной игры.

Контрольная группа такого опыта не получила. Дети из экспериментальной группы с выполнением задания справилась гораздо быстрее и эффективнее, чем дети из контрольной группы. Необходимость рассуждения вслух и обоснования своих решений ведет к развитию рефлексивности, как важного качества ума, позволяющего человеку анализировать и осознавать свои суждения и поступки. Происходит развитие произвольного внимания, преобразование процессов

памяти на произвольной и осмысленной основе. При этом произвольный и непроизвольный виды памяти взаимодействуют и содействуют развитию друг друга .

В младшем школьном возрасте в основном оформляется характер познавательной деятельности школьника, складываются его основные черты, которые в дальнейшем влияют на практическую деятельность и на успеваемость. В качестве примера положительных черт характер, которые проявляются в предметной практической деятельности и проявляются в этот период жизни, можно назвать целеустремленность, работоспособность, настойчивость, ответственность, добросовестность, а как примеры качеств, относящихся к сфере межличностного общения, - контактность, покладистость, доброта, преданность и исполнительность.

Становление познавательного характера младшего школьника происходит в играх, в межличностном общении и в домашнем труде, а с началом обучения в школе к этим видам деятельности добавляется обучение. Каждый из названных видов деятельности имеет два аспекта: предметный и межличностный. Предметное содержание соответствующей деятельности формирует и укрепляет первую из названных выше характерологических групп качеств, а межличностное - вторую. Обе группы связаны с возникновением и преодолением школьником определенных трудностей.

Трудности, связанные с межличностными отношениями, в которых также формируется характер, иного рода. Они относятся к сфере общения, взаимодействия и взаимопонимания людей, проявляются в настойчивости, с которой ребенок стремится добиться своего в личных и деловых взаимоотношениях, например, привлечь к себе внимание, добиться расположения человека, установить с ним дружеские личные и деловые контакты. Подобные характерологические различия можно проиллюстрировать на примерах. Мы видим, что одни дети, общаясь с другими детьми и взрослыми людьми, заботятся о том, чтобы окружающие их правильно понимали, хорошо к ним относились. Если они замечают, что это не так, то во что бы то ни стало, стараются изменить отношение к себе. Еще один пример - поведение ребенка с характером в сюжетно-ролевой игре. Такой ребенок почти всегда старается сделать так, чтобы между участниками игры возникало и поддерживалось взаимопонимание .

Существует взаимосвязь и преемственность в развитии и укреплении характера ребенка в различных видах познавательной деятельности. Она заключается в том, что проявление характера в более сложном и трудном виде деятельности, которое появляется по мере взросления ребенка, происходит тогда, когда соответствующая черта характера уже проявилась и закрепилась на генетически более ранней ступени в более простых видах деятельности. Например, при поступлении в школу и при переходе к новому виду деятельности - учению - ребенок лишь тогда будет успешно преодолевать связанные с этим трудности, укреплять свой характер, когда он уже научился преодолевать трудности в игре, в труде и в общении. Характер ребенка будет закрепляться и успешно развиваться в общении с новыми школьными товарищами лишь тогда, когда соответствующие черты проявились и укрепились во взаимодействии со сверстниками в период дошкольного возраста .

В выборе формы игры необходимо постепенно переходить от более интересных к менее привлекательным;

Степень трудности учебно-игровой деятельности должна возрастать постепенно;

Вначале деятельность должна предлагаться ребенку взрослым, а затем он сам должен переходить к самостоятельному и свободному выбору.

Необходимо включать ребенка в совместную музыкально-ролевую игру, выполняя которую он будет вынужден приспосабливаться к индивидуальным особенностям и действиям других людей;

В качестве партнеров для общения и совместной музыкальной деятельности ребенка выбираются такие дети, которые существенно отличаются друг от друга и от него самого и требуют различного межличностного поведения;

Постепенно усложнять музыкально-игровые задачи, которые детям необходимо решать в общении и взаимодействии с людьми.

Разумеется, все это необходимо делать не сразу, а постепенно, шаг за шагом, переходя от более простых к более сложным задачам межличностного плана.

Большую часть своего времен дети данного возраста заняты не общением, учением или домашним трудом, а игрой. В ней идет процесс активизации познавательных процессов в такой же мере, как и в остальных видах деятельности. Изменение роли игры в младшем школьном возрасте связано с тем, что она начинает служить средством формирования и развития у ребенка многих полезных личностных качеств, в первую очередь тех, которые в силу ограниченности возрастных возможностей детей не могут активно формироваться в других, более «взрослых» видах деятельности. Игра в этом случае выступает как подготовительный этап развития ребенка, как начало или проба в воспитании важных личностных свойств и как переходный момент к включению ребенка в более сильные и эффективные с воспитательной точки зрения виды деятельности: учение, общение и труд .

Переходы между игровой и трудовой деятельностью в младшем школьном возрасте весьма условны, так как один вид деятельности может незаметно перейти в другой и наоборот. Если педагог замечает, что в обучении, общении или в труде у ученика недостает тех или иных качеств познавательной активности, то в первую очередь нужно позаботиться об организации таких игр, где соответствующие качества могли бы проявиться и развиться. Если, например, познавательная активность личности ребенка хорошо обнаруживается в обучении, общении и труде, то на базе этих качеств можно строить, создавать новые, более сложные игровые ситуации, продвигающие его развитие вперед. Установлено, например, что чем легче задача, за успешное решение которой ученик удостаивается похвалы учителя, тем с большим основанием он считает, что учитель низко оценивает его способности. И, напротив, чем труднее задача, после неудачного решения которой ученик получает от учителя порицание, тем скорее он сделает вывод о высокой оценке учителем его способностей. Иными словами, ученик вполне понимает, что дефицит способностей может быть компенсирован приложением усилий и, наоборот, недостаточность усилий может быть дополнена развитием способностей . Это обычно происходит в возрасте 10-12 лет. Для того, чтобы достичь данного уровня познавательного развития, младший школьник должен понять, что оценивать и хвалить людей надо не столько за способности, сколько за прилагаемые усилия и что между усилиями и способностями имеются взаимодополняющие, компенсирующие отношения. Для правильного воспитания стремления к достижению успеха важно решить вопрос о том, как развитие данного качества личности зависит от стиля и характера общения педагогов и учеников, складывающихся в ситуациях, где возможно достижение успеха в каком-либо виде деятельности.

Интеллектуальная деятельность, основанная на активном мыслительном процессе, поиск способов действий, уже в младшем школьном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей. В связи с этим З.А. Михайлов пишет: «Особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как на занятиях, так и в повседневной жизни» . Занимательные игровые моменты содержатся в разнообразном увлекательном музыкальном материале. Формы организации ребят разнообразны: со всем классом, с группами и индивидуально. Педагог должен создавать условия для игр, поддерживать и развивать интерес, поощрять самостоятельность, стимулировать творческую инициативу.

Таким образом, - особенности развития младших школьников проявляются в учебно-коммуникативной, трудовой и учебно-игровой деятельности и важно создавать в образовательном процессе такие ситуации, в которых дети могут сочетать все эти виды деятельности. Младшие школьники реактивны на непосредственные впечатления, доставляемые органами чувств, чутки, восприимчивы к образно-эмоциональным явлениям, легко переходят от серьезной, умственной деятельности к развлекательной, игровой.

Средний школьный возраст или подростковый возраст охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет, т.е. учащихся 5 – 8 класса. Это возраст перехода от детства к юности, который характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Происходят бурный рост и физическое развитие детей. Внешность подростка отличается нескладностью, непропорциональностью частей тела, угловатостью движений.


Костная система развивается в связи с ростом и развитием всего организма подростка. Она становится более прочной, чем в младшем возрасте, но еще не заканчивается окостенение позвоночника, грудной клетки, таза и конечностей. Это может привести к разного рода искривлениям, ненормальному развитию частей скелета.

Чаще всего такие дефекты возникают от неправильного положения тела при ходьбе (неправильная осанка), сидении (неправильная поза) во время учебных занятий, или от чрезмерной перегрузки, а также при увлечении каким-нибудь одним видом гимнастических упражнений. Детям среднего школьного возраста следует опасаться ушибов, резких движений и сотрясений.


Отмечается в период подросткового возраста быстрый темп развития мышечной системы.За счет увеличения толщины мышечных волокон происходит резкое увеличение общей массы мышц. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13 – 14 лет, у девочек – в 11 – 12 лет.

Многочисленные исследования показали, что в подростковом возрасте сила и выносливость мышц также увеличиваются.Строение мышц при этом не изменяется. Однако мышцы подростка еще не достигают того развития, которое свойственно мышцам взрослого человека. Мышечные волокна окончательно дифференцируются только к 17 годам.

Переживает бурное развитие и нервная система. Мозг подростка уже мало чем отличается от мозга взрослого человека по весу и объему, возрастает роль сознания, улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Согласно учению И.П. Павлова в процессе роста и развития подростка в коре его головного мозга образуются все новые и новые временные связи и их сложные системы, что лежит в основе обогащения фонда знаний, умений, навыков.

Таким образом, нервная система подростка находится в стадии формирования и является относительно несовершенной и слабой. Она не способна выдерживать длительные и сильные раздражители, под их влиянием быстро переходит в состояние торможения или, наоборот, в состояние сильного возбуждения.

Сердечнососудистая системапретерпевает изменения, которые часто сказываются на здоровье детей среднего школьного возраста. Сердце быстро растет и не успевает за ростом массы тела. Мускулатура сердца, его объем увеличиваются за период подросткового возраста в 2 раза, а масса тела – в 1,5 раза.

Рост диаметра артерий отстает от роста сердца.В сочетании с усиленной деятельностью щитовидной железы это приводит к повышению кровяного давления и напряжению сердечной деятельности.Полного морфологического и функционального совершенства сердце достигает лишь к 20 годам.


На младший школьный возраст приходится наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Режим дыхания у этого возраста менее эффективен, чем у взрослых. Объем легких в возрасте с 11 до 14 лет увеличивается почти в два раза, значительно повышается минутный объем дыхания и растет показатель жизненной емкости легких (ЖЕЛ): у мальчиков – с 1970 мл (12 лет) до 2600 мл (15 лет), у девочек – с 1900 мл (12 лет) до 2500 мл (15 лет).Дыхание подростка неглубокое, а легочная вентиляция происходит за счет учащения дыхания, а не за счет его углубления.

Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма или начало функционирования половых желез. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие, вызывает новые переживания, влияет на развитие внутренних органов и изменение внешности. Появляются вторичные половые признаки. У девочек оно начинается с 11 лет, у мальчиков с 12 – 13 лет.

Средний школьный возраст – это период продолжающегося двигательного совершенствования. У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности. Например, в метании на меткость или на дальность. Силовые и скоростно-силовые способности и выносливость увеличиваются умеренно, а гибкость не изменяется, нарастает очень медленно.

Таким образом, физическое развитие учащихся среднего школьного возраста во многих отношенияхдостигает пика. Происходит интенсивный рост костей, мышечных волокон, сердца, волокон головного мозга, дифференцируются дыхательный аппарат и половая система. Физическое развитие учащихся отличается не только интенсификацией, но и несоразмерностью, изменения одних систем опережают развитие других систем.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Существуют ли специфические, характерные для сегодняшних школьников особенности в развитии их интеллектуальных способностей, и каковы эти особенности? Ответ на этот вопрос принципиально важен как для современной науки, так и для практики организации учебно-образовательного процесса. Проблема изучения возрастных особенностей школьников на сегодняшнее время остается самой актуальной не только для родителей, но и для школьных педагогов, которым необходимо быть также психологом, чтобы эффективно осуществлять свою педагогическую деятельность. Успех воспитания зависит, прежде всего, от знания воспитателями (учителями, родителями) закономерностей возрастного развития детей и умения выявлять индивидуальные особенности каждого ребенка. Каждый возраст в человеческой жизни имеет определенные нормативы, с помощью которых можно оценить адекватность развития индивида и которые касаются развития психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного.

Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и условий жизни существенно отличаются друг от друга. Вот почему развитие каждого из них в свою очередь характеризуется значительными индивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Весьма важно знать особенности познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти, склонности и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к учащимся в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности: слабейшим ученикам нужно оказывать индивидуальную помощь, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д. Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание типологии характера каждого ученика, которое поможет учитывать ее при организации коллективной деятельности, распределении общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.

В настоящее время принято следующее деление школьного возраста на такие возрастные периоды:

1) младший школьный возраст - от 7 до 11-12 лет;

2) средний школьный возраст (подростковый) - от 12 до 15 лет;

3) старший школьный возраст (юношеский) - от 15 до 18 лет.

Определение границ этих периодов является условным, так как наблюдается большая вариативность в этом отношении. Вместе с тем следует иметь в виду, что учет возрастных особенностей учащихся нельзя понимать как приспособление к слабым сторонам того или иного возраста, поскольку в результате такого приспособления они могут только закрепиться. Вся жизнь ребенка должна быть организована с учетом возможностей данного возраста, имея в виду побуждение перехода к следующему возрастному периоду. Понятие возрастных особенностей, возрастных границ не абсолютны – границы возраста подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер и не совпадают в различных социально-экономических условиях развития личности. Каждый возрастной период, стабильный или критический, является переходным, подготавливающим человека к переходу на более высокую возрастную ступень. Сложность возрастного этапа как раз и состоит в том, что он содержит в себе психологические реалии сегодняшнего дня, ценностный смысл которых во многом определяется потребностями дня завтрашнего.

Изучение данной темы дает возможность сравнить особенности физического развития учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста, дает сравнительный анализ нервно-психической и познавательной сфер учащихся различных возрастов и показывает их влияние на организацию учебной деятельности.

1. Младший школьный возраст

С поступлением в школу изменяется весь строй жизни ребенка, меняются его режим, отношения с окружающими людьми. Основным видом деятельности становится учение. Учащиеся младших классов, за очень редким исключением, любят заниматься в школе. Им нравится новое положение ученика, привлекает и сам процесс учения. Это определяет добросовестное, ответственное отношение младших школьников к учению и школе. Не случайно они на первых порах воспринимают отметку как оценку своих стараний, прилежания, а не качества проделанной работы. Дети считают, что если они «стараются», значит, хорошо учатся. Одобрение учителя побуждает их еще больше «стараться».

Младшие школьники с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Им хочется научиться читать, правильно и красиво писать, считать. Правда, их больше увлекает сам процесс учения, и младший школьник проявляет в этом отношении большую активность и старательность. Об интересе к школе и процессу учения свидетельствуют и игры младших школьников, в которых большое место отводится школе и учению. У младших школьников продолжает проявляться присущая детям дошкольного возраста потребностъ в активной игровой деятельности, в движениях. Они готовы часами играть в подвижные игры, не могут долго сидеть в застывшей позе, любят побегать на перемене.

Обычно потребности младших школьников, особенно тех, кто не воспитывался в детском саду, носят первоначально личную направленность. Первоклассник, например, часто жалуется учителю на своих соседей, якобы мешающих ему слушать или писать, что свидетельствует о его озабоченности личным успехом в учении. Постепенно в результате систематической работы учителя по воспитанию у учащихся чувства товарищества и коллективизма их потребности приобретают общественную направленность. Дети хотят, чтобы класс был лучшим, чтобы все были хорошими учениками. Они начинают по собственной инициативе оказывать друг другу помощь.

Для познавательной деятельности младшего школьника характерна прежде всего эмоциональность восприятия. Книжка с картинками, наглядное пособие, шутка учителя – все вызывает у них немедленную реакцию. Младшие школьники находятся во власти яркого факта; образы, возникающие на основе описания во время рассказа учителя или чтения книжки, очень ярки. Запоминают младшие школьники первоначально не то, что является наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что произвело на них наибольшее впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно или ново.

В эмоциональной жизни детей этого возраста изменяется прежде всего содержательная сторона переживаний. Младшего школьника радует, что учитель и родители хвалят за успехи в учебе; и если учитель заботится о том, чтобы чувство радости от учебного труда возникало у учащегося как можно чаще, то это закрепляет положительное отношение учащегося к учению.

Младший школьник очень доверчив. Как правило, он безгранично верит учителю, который является для него непререкаемым авторитетом. Поэтому очень важно, чтобы учитель во всех отношениях был примером для детей.

Таким образом, можно сказать, что характерными особенностями детей младшего школьного возраста являются: доверчивая обращенность к внешнему миру; мифологичность миросозерцания (переплетение реального и вымышленного на основе неограниченной фантазии и эмоционального восприятия); c вободное развитие чувств и воображения; бессознательное и позже – регулируемое чувством или замыслом подражание; построение моральных идеалов – образцов; обусловленность оценкой взрослых нравственные понятия добра и зла.

2. Средний школьный возраст

Основным видом деятельности подростка, как и младшего школьника, является учение, но содержание и характер учебной деятельности в этом возрасте существенно изменяется. Подросток приступает к систематическому овладению основами наук. Обучение становится многопредметным, место одного учителя занимает коллектив педагогов. К подростку предъявляются более высокие требования. Это приводит к изменению отношения к учению. Для школьника среднего возраста учебные занятия стали привычным делом. Учащиеся порой склонны не утруждать себя лишними упражнениями, выполняют уроки в пределах заданного или даже меньше. Нередко происходит снижение успеваемости.

Подросток не всегда осознает роль теоретических знаний, чаще всего он связывает их с личными, узко практическими целями. Младший школьник все указания учителя принимает на веру – подросток же должен знать, зачем нужно выполнять то или другое задание. Нередко на уроках музыки можно слышать: «Для чего это делать?», «Зачем мне Ваша музыка?», «Как музыка пригодится мне в будущем?». В этих вопросах сквозит и недоумение, и некоторое недовольство, и порой даже недоверие к требованиям учителя. В то же время подростки склонны к выполнению самостоятельных заданий и практических работ на уроках. Даже учащиеся с низкой успеваемостью и дисциплиной активно проявляют себя в подобной ситуации.

Особенно ярко проявляет себя подросток во внеучебной деятельности. Кроме уроков, у него много других дел, которые занимают его время и силы, подчас отвлекая от учебных занятий. Школьникам средних классов свойственно вдруг увлечься каким-либо хобби. Ярко проявляет себя подросток и в играх. Большое место занимают игры-походы, путешествия. Они любят подвижные игры, но такие, которые содержат в себе элемент соревнования. Особенно ярко в подростковом возрасте проявляются интеллектуальные игры, которые носят состязательный характер. Увлекаясь игрой, подростки часто не умеют распределить время между играми и учебными занятиями.

Подросток стремится к самостоятельности в умственной деятельности. Вместе с самостоятельностью мышления развивается и критичность. В отличие от младшего школьника, который все принимает на веру, подросток предъявляет более высокие требования к содержанию рассказа учителя, он ждет доказательности, убедительности.

В области эмоционально-волевой сферы для подростка характерны большая страстность, неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. Если в отношении к нему проявляется малейшая несправедливость, он способен «взорваться», впасть в состояние аффекта, хотя потом может об этом сожалеть. Для подросткового возраста характерен активный поиск объекта для подражания. Идеал подростка – это эмоционально окрашенный, переживаемый и внутренне принятый образ, который служит для него образцом, регулятором его поведения и критерием оценки поведения других людей.

На психическое развитие подростка определенное влияние оказывает половое созревание. Одной из существенных особенностей личности подростка является стремление быть и считаться взрослым. Подросток всеми средствами пытается утвердить свою взрослость, и в то же время ощущения полноценной взрослости у него еще нет. Поэтому стремление быть взрослым и потребность в признании его взрослости окружающими остро переживается. В связи с «чувством зрелости» у подростка появляется специфическая социальная активность, стремление приобщаться к разным сторонам жизни и деятельности взрослых, приобрести их качества, умения и привилегии. При этом в первую очередь усваиваются более доступные, чувственно-воспринимаемые стороны взрослости: внешний облик и манера поведения (способы отдыха, развлечений, специфический лексикон, мода в одежде и прическах, а подчас курение, употребление алкоголя). Стремление быть взрослым ярко проявляется и в сфере взаимоотношений со взрослыми. Подросток протестует, обижается, когда его, «как маленького», опекают, контролируют, наказывают, требуют беспрекословного послушания, не считаются с его желаниями и интересами.

Для подросткового возраста характерна потребность в общении с товарищами. Подростки не могут жить вне коллектива, мнение товарищей оказывает огромное влияние на формирование личности подростка. Он болезненнее и острее переживает неодобрение коллектива, чем неодобрение учителя. Формирование личности подростка будет зависеть от того, с кем он вступит в дружеские взаимоотношения.

Иной характер по сравнению с младшим возрастом приобретает дружба. Если в младшем школьном возрасте дети дружат на основе того, что живут рядом или сидят за одной партой, то главной основой дружбы подростков является общность интересов. При этом к дружбе предъявляются довольно высокие требования, и дружба носит более длительный характер. Она может сохраниться на всю жизнь. У подростков начинают складываться относительно устойчивые и независимые от случайных влияний моральные взгляды, суждения, оценки, убеждения.

Таким образом, можно сказать, что характерными возрастными особенностями подросткового возраста являются: усиленное внимание к собственному внутреннему миру; развитие мечтательности, сознательный уход от реальности в фантастику; авантюризм; утрата внешних авторитетов, опора на личный опыт; моральный критицизм, негативизм; внешние формы нарочитой неуважительности, небрежность, заносчивость; c амоуверенность; любовь к приключениям, путешествиям (побеги из дома); лживость "во спасение", лукавство; бурное выявление новых чувств, просыпающихся с половым созреванием.

3. Старший школьный возраст

В ранней юности учение продолжает оставаться одним из главных видов деятельности старшеклассников. В связи с тем, что в старших классах расширяется круг знаний, что эти знания ученики применяют при объяснении многих фактов действительности, они более осознанно начинают относиться к учению. В этом возрасте встречаются два типа учащихся: для одних характерно наличие равномерно распределенных интересов, другие отличаются ярко выраженным интересом к одной науке. Различие в отношении к учению определяется характером мотивов. На первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами учащихся, их намерениями в будущем, мировоззрением и самоопределением. Старшеклассники указывают на такие мотивы, как близость окончания школы и выбор жизненного пути, дальнейшее продолжение образования или работа по избранной профессии, потребность проявить свои способности в связи с развитием интеллектуальных сил. Все чаще старший школьник начинает руководствоваться сознательно поставленной целью, появляется стремление углубить знания в определенной области, возникает стремление к самообразованию. Учащиеся начинают систематически работать с дополнительной литературой, посещать лекции, работать в дополнительных школах.

Старший школьный возраст – это период завершения полового созревания и вместе с тем начальная стадия физической зрелости. Наряду с этим физическое развитие оказывает влияние на развитие некоторых качеств личности. Например, осознание своей физической силы, здоровья и привлекательности влияет на формирование у юношей и девушек высокой самооценки, уверенности в себе, жизнерадостности и т. д., наоборот, осознание своей физической слабости вызывает порой у них замкнутость, неверие в свои силы, пессимизм.

Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как задача первостепенной важности. В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. У подростка учебные интересы определяют выбор профессии, у старших же школьников наблюдается обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности.

Характерным для учебного процесса является систематизация знаний по различным предметам, установление межпредметных связей. Все это создает почву для овладения общими законами природы и общественной жизни, что приводит к формированию научного мировоззрения. Закрепляется устойчивое эмоциональное отношение к разным сторонам жизни, к товарищам и к взрослым людям, появляются любимые книги, писатели, композиторы, любимые мелодии, картины, виды спорта и т. д. и вместе с этим антипатия к некоторым людям, нелюбовь к определенному виду занятий и т. д.

В старшем школьном возрасте происходят изменения в чувствах дружбы, товарищества и любви. Характерной особенностью дружбы старшеклассников является не только общность интересов, но и единство взглядов, убеждений. Дружба носит интимный характер: хороший друг становится незаменимым человеком, друзья делятся самыми сокровенными мыслями. Еще более чем в подростковом возрасте, предъявляются высокие требования к другу: друг должен быть искренним, верным, преданным, всегда приходить на помощь. В этом возрасте возникает дружба между юношами и девушками, которая порой перерастает в любовь.

Старшие школьники предъявляют очень высокие требования к моральному облику человека. Это связано с тем, что в старшем школьном возрасте создается более целостное представление о себе и о личности других, расширяется круг осознаваемых социально-психологических качеств людей, и прежде всего одноклассников.

Ранняя юность – это время дальнейшего укрепления воли, развития таких черт волевой активности, как целеустремленность, настойчивость, инициативность. В этом возрасте укрепляется выдержка и самообладание, усиливается контроль за движением и жестами, в силу чего старшеклассники и внешне становятся более подтянутыми, чем подростки.

Таким образом, можно сказать, что характерными особенностями юношеского возраста являются: этический максимализм; внутренняя свобода; эстетический и этический идеализм; художественный, творческий характер восприятия действительности; бескорыстие в увлечениях; c тремление познать и переделать реальность; благородство и доверчивость.