Внедрение электронных учебно-методических комплексов в процесс обучения создает принципиально новые педагогические инструменты, предоставляя, тем самым, и новые возможности. При этом изменяются функции педагога, и значительно расширяется сектор самостоятельной учебной работы учащихся как неотъемлемой части учебного процесса. На современном этапе перехода к стандартам нового поколения, основанном на модульных технологиях, вопрос о качественной организации самостоятельной работы учащихся, становится особенно актуальным. Известно, что самостоятельная учебная работа эффективна только в активно-деятельностной форме, следовательно, необходимо внедрение методик и подходов, развивающих такие формы обучения и усиливающих мотивацию учащихся. Еще одним последствием расширения сектора самостоятельной учебной работы является необходимость непрерывного мониторинга процесса обучения. В последние годы наблюдается развитие информационных и коммуникационных технологий. Основная цель развития указанных технологий - возможность получения доступа к информационным ресурсам и обеспечение оперативного информационного взаимодействия. В последние годы наблюдается развитие информационных и коммуникационных технологий. Основная цель их развития - это возможность получения доступа к информационным ресурсам и обеспечение оперативного информационного взаимодействия. В связи с этим актуальным является вопрос применения указанных технологий также и в системе образования на всех его уровнях.
Изучив материалы, содержащие требования к современным электронным учебно-методическим комплексам и их назначению, можно сказать, что ЭУМК представляет собой программный мультимедиа продукт учебного назначения, обеспечивающий непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения и содержащий организационные и систематизированные теоретические, практические, контролирующие материалы, построенные на принципах интерактивности и информационной открытости процедур оценки знаний. Также ЭУМ комплексы рассматриваются как электронные версии учебно-методических материалов, включающие традиционные учебно-методические комплексы по дисциплинам учебного плана, учебно-методические комплексы по видам практик и учебно-методические комплексы по итоговой государственной аттестации выпускников. В зависимости от масштаба охватываемой предметной области различают электронные учебно-методические комплексы по отдельной учебной дисциплине и электронные учебно-методические комплексы по специальности или направлению. Преимуществом электронного учебно-методического комплекса является наличие сгруппированного материала, который включает в себя программы курсов и практических занятий, темы рефератов, программы экзаменов и зачетов, а так же методические рекомендации учащимся по освоению учебных дисциплин, списки рекомендуемой литературы. Предоставление материала в презентационной форме дает возможность стимулировать предметно-образную память у учащихся, познавательную и творческую активность, позволяя увеличить коэффициент усваиваемого учебного материала, повышая интерес учащихся к преподаваемому предмету. Преподаватель получает возможность быстрого и объективного анализа знаний учеников, при оценке которых полностью исключается его субъективное к ним отношение.
Состав учебно-методического комплекса определяется содержанием рабочей программы по соответствующей дисциплине. Электронное учебное издание полностью или частично заменяет или дополняет основной учебник.
Безусловными достоинствами электронных учебно-методических комплексов являются разнообразие их форм, предполагающие применение аудио-, видео- и графической информации, включая схемы, чертежи и рисунки; дифференциация обучения, которая заключается в разделении заданий по уровню сложности, с учетом индивидуальных особенностей обучаемого; интенсификация самостоятельной работы учащихся, направленная на усиление деятельности самообучения, самоконтроля и самооценки; повышение мотивации, интереса и познавательной активности за счет разнообразия форм работы и возможности включения в урок игровых моментов различного уровня сложности; своевременная и объективная оценка результатов деятельности учеников.
Несмотря на широкие возможности ЭУМК, существуют также и проблемы, которые возникают как в ходе подготовки к урокам с их применением, так и во время проведения самих уроков. К основным трудностям можно отнести недостаточную оснащенность рабочих кабинетов в школах и недостаточную компьютерную грамотность некоторых преподавателей и учащихся; сложности в интеграции информационно-компьютерных технологий в поурочную структуру занятий; недостаточную мотивацию к работе у учеников и, как следствие, частое их отвлечение на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п., а также нехватку доступной литературы по вопросам применения ЭУМК в учебном процессе.
Электронный учебно-методический комплекс должен предоставляться учащимся на внешнем носителе и свободно распространяться по локальной сети и глобальной сети Интернет. Очевидно, что часто возникающие сбои в сети могут привести к срыву запланированных занятий или мероприятий образовательного характера, и поэтому, учитель всегда должен быть готов к последствиям подобных накладок и иметь в запасе иные способы и формы подачи материала, которые бы минимализировали негативные последствия, связанные с неисправностями используемых технических средств. Информационный банк дисциплины (электронные учебники и пособия, демонстрации, тестовые и другие задания, примеры уже выполненных проектов), входящий в состав электронного учебно-методического комплекса, необходимо постоянно обновлять и пополнять. Регулярно проводимый анализ содержания электронно-образовательных ресурсов и консультации с педагогами, использующими ЭОР в своей повседневной практике показывают, что за последнее время качество материала и разнообразие форм предлагаемых в ЭОР заданий значительно выросло, а электронные учебники используются учителями как при проведении классных занятий, так и для самостоятельной работы учащихся.
Электронное учебное издание представляет собой особым образом структурированную информацию по учебному курсу, обеспечивающую реализацию дидактических возможностей во всех звеньях дидактического цикла процесса обучения: постановку познавательной задачи; предъявление содержания учебного материала; организацию применения первично полученных знаний (организацию деятельности по выполнению отдельных заданий, в результате которой происходит формирование научных знаний); обратную связь, контроль деятельности обучаемых; организацию подготовки к дальнейшей учебной деятельности (задания ориентированные на самообразование и чтение дополнительной литературы). При этом законченное и полное электронное учебное издание, обеспечивая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, предоставляет теоретический материал, организует тренировочную учебную деятельность, контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность.
В рамках отдельно взятого образовательного учреждения, своевременный анализ содержания существующих электронно-образовательных ресурсов, проведенный силами педагогического коллектива, может послужить основой для создания библиотеки интеллектуальных компьютерных учебников и интерактивных учебно-методических материалов, использование которых в дальнейшем, будет направлено на повышение эффективности общеобразовательной и научно-исследовательской деятельности учащихся.

Список литературы:
1.Татаринцев А. И. Электронный учебно-методический комплекс как компонент информационно-образовательной среды педагогического вуза [Текст]
2. А. И. Татаринцев // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 367-370.

Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК): понятие, подходы к определению, достоинства и недостатки, комплектность, структурные компоненты

Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) - это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения: теоретический материал, контроль уровня знаний и умений, информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией, сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи.

Применение ЭУМК направлено на решение актуальных задач современного образования: сокращение аудиторных часов за счет увеличения доли самостоятельной работы студентов; восполнение дефицита учебной литературы, обеспечение каждого студента учебными и учебно-методическими материалами; экономия учебных площадей; автоматизация контроля знаний студентов; расширение контингента студентов и предоставление более гибкого и доступного образования. Современный учебно-методический комплекс дисциплины, наряду с обязательными и традиционными требованиями, должен обеспечивать самостоятельное изучение теоретического материала, комплексный контроль знаний (самоконтроль, текущий контроль, промежуточную аттестацию), методическое сопровождение обучения, дополнительную информационную поддержку (дополнительные учебные и информационно-справочные материалы). Поэтому электронный УМК должен содержать комплект электронных учебных документов (аннотация и содержание учебного курса, рабочая программа и учебный график, методические рекомендации); электронные учебные издания (учебники, учебные пособия, виртуальные лабораторные практикумы, комплекты тестов и программы контроля знаний); учебно-справочные и учебно-библиографические электронные издания.

При организации ЭУМК основной трудностью является разработка электронных учебных материалов - электронных образовательных ресурсов (ЭОР), но технологические и дидактические возможности такого УМК несоизмеримо шире. Это и адаптация изучаемого материала к уровню знаний студента и под индивидуальные запросы обучаемого, и компьютерная визуализация учебной информации изучаемого объекта, процесса, и встроенный автоматизированный контроль усвоения знаний, и интерактивное взаимодействие между студентами и элементами комплекса, и полномасштабное мультимедийное оформление и др.

Таким образом, при использовании в учебном процессе современного вуза электронных учебно-методических комплексов создаются предпосылки интенсификации образовательного процесса, а также создания методик, ориентированных на развитие интеллекта обучаемого, на самостоятельное извлечение и представление знания, на продуцирование информации. Основополагающим фактором создания и использования в практике современного высшего образования электронных учебно-методических комплексов является достаточно высокий уровень ИКТ-компетентности преподавателя высшей школы. В структуре ИКТ компетентности преподавателя можно выделить два аспекта: базовая ИКТ-компетентность и предметно-ориентированная ИКТ-компетентность. Системное применение ИКТ в профессиональной деятельности преподавателя - это система развития, совершенствования, углубления базовой ИКТ - компетентности преподавателя, того инварианта знаний, умений и опыта, который позволяет ему решать образовательные задачи, средствами ИКТ, и непременно трансформируется в предметно-ориентированную, предполагающую освоение специализированных технологий и ресурсов и внедрение их в образовательную область учебной дисциплины.

Совершенно очевидно, что необходимым и обязательным элементом такой системы является повышение квалификации в области ИКТ. Интегративным качеством такой системы и, одновременно с этим, диагностируемым результатом ее деятельности, как системы, является информационно-педагогическая среда, ее качественный состав, масштаб и степень устойчивости во времени. Определяя перечень ИКТ-компетентностей преподавателя, мы ведём речь о педагоге, готовом и способном не только использовать в своей деятельности ИКТ как таковые, но и создавать на этой основе новые, научно подкреплённые, эффективные практики (или практико-ориентированные, методически обоснованные решения конкретных проблем).

Для решения задачи внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе университета в Марийском региональном центре повышения квалификации и переподготовки кадров при Марийском государственном университете была разработана и реализуется программа повышения квалификации «Технология создания и внедрения, электронных учебно-методических комплексов в учебный процесс вуза». Для сопровождения программы был создан одноименный электронный образовательный ресурс - электронный учебно-методический комплекс программы повышения квалификации. Отличительной особенностью ЭУМК «Технология создания и внедрения, электронных учебно-методических комплексов в учебный процесс вуза» является интерактивность обучения, реализуемая за счет использования в комплексе различных визуальных, вербальных, мультимедийных средств. Интерактивная анимационная модель позволяет использовать методику проблемного обучения, обеспечивающую усвоение научных понятий и закономерностей на основе личного опыта взаимодействия с моделью.

Методика обучения созданию ЭУМК и дальнейшей работы с ним сложный процесс, здесь невозможно применение каких-либо эталонных или шаблонных форм даже технологически, хотя бы потому, что структура создаваемого ЭУМК, в первую очередь, определяется спецификой предметной области. Преподаватель сам выбирает и структурирует учебный материал в своем комплексе, определяет уровень интерактивности, степень самостоятельности изучения теоретического материала, виды и формы контроля знаний глубину методического сопровождения обучения и т.д. Системный подход является основополагающим в построении методики реализации данной программы повышения квалификации, что предполагает поэтапное формирование знаний, умений и опыта сначала работы с электронным учебно-методическим комплексом, а затем, на основе проектной методики, создания ЭУМК по преподаваемой дисциплине.

Первоначально слушателю предлагается ознакомиться со структурой комплекса, изучить основные разделы. На последующих лекционных занятиях происходит ознакомление с программными средствами позволяющими создавать различные модули комплекса. На занятиях подробно рассматривается структура и содержание каждого модуля. Даются подробные указания по составлению и размещению учебного материала в ЭУМК. Так же рассматривается дальнейшее применение электронного ресурса в педагогической деятельности, выявляются проблемы, встречающиеся при работе с ним, и предлагаются наиболее оптимальные пути преодоления этих проблем. На практических и семинарских занятиях первоначально слушателями проводятся исследования уже существующих электронных учебно-методических комплексов, выявляются их преимущества и недостатки, проводится анализ содержательной части, оценивается дизайн. В дальнейшем слушателю предлагается выбрать программу, в которой он будет создавать ЭУМК, и после этого только происходит последовательное конструирование самого комплекса.

На самостоятельную работу выводится создание теоретической и практической части ЭУМК. Слушатель сам выбирает основные темы и задания, которые будут включены в комплекс. А преподаватель курсов помогает правильно их разместить. Преимуществом создания ЭУМК является то, что слушатель постоянно его может дополнять и изменять, то есть его самостоятельная работа не заканчивается на курсах, а продолжается и на месте его работы. Следовательно, формирование высокого уровня ИКТ - компетентности не заканчивается по окончании курсов, а совершенствуется и в дальнейшем, чему способствует и система педагогической поддержки преподавателя в применении ИКТ в профессиональной деятельности.

Комплект учебно-методических материалов по дисциплине – это совокупность материалов (рабочие программы, лекции, практикумы, методические пособия, задания, средства контроля знаний, справочники, приложения и т.п.), в полном объеме обеспечивающих преподавание данной дисциплины. Подготовка комплекта учебно-методических материалов – это первый этап в работе по подготовке методического обеспечения дисциплины.

Учебно-методический комплекс (УМК) – второй этап подготовки методического обеспечения дисциплины. Отличие его от комплекта состоит в том, что УМК имеет четкую структуру, дающую студенту возможность самостоятельно изучать данную дисциплину. Это обеспечивается включением в исходный комплект учебно-методических материалов методических рекомендаций по организации самостоятельного изучения студентом учебного предмета. В этих методических рекомендациях описывается порядок работы с учебно-методическими материалами: что, сколько и в каком порядке студенту предстоит проработать на каждом этапе. На основании этих рекомендаций создается содержание УМК, посредством которого студенту задается траектория движения по учебным материалам. УМК может создаваться как на бумажном, так и на электронном носителе.

Электронный учебно-методический комплекс представляет собой реализацию УМК в электронном виде. ЭУМК может использоваться как в сетевом, так и в кейсовом вариантах в зависимости от потребностей и возможностей студентов. Применение ЭУМК в процессе преподавания позволяет в значительной мере использовать огромные возможности, предоставляемые современными телекоммуникационными технологиями .

ЭУМК защищен законом об авторском праве. Авторское право на произведение возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей. При этом обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах может использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов:

    латинской буквы "С" в окружности: ©;

    имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;

    года первой публикации произведения.

Авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), принадлежит автору служебного произведения. Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное. Более подробные сведения о защите авторских прав можно почерпнуть из закона "Об авторском и смежных правах" .

Электронный учебно-методический комплекс создается поэтапно в результате разработки автором (или командой авторского коллектива) курса по дисциплине.

1 этап – подготовка учебно-методических материалов по дисциплине. В УМК должны входить: учебный план образовательного учреждения, учебный план обучающегося, программа предмета (дисциплины, учебного курса), учебник по предмету (дисциплине, учебному курсу), практикум или практическое пособие, тестовые материалы для контроля качества усвоения материала, методические рекомендации для обучающегося по изучению учебного предмета (дисциплины, учебного курса), организации самоконтроля, текущего контроля. Кроме того, учебно-методический комплекс может быть при необходимости дополнен образовательным учреждением справочными изданиями и словарями, периодическими отраслевыми и общественно-политическими изданиями, научной литературой, хрестоматиями, ссылками на базы данных, сайтов, справочных систем, электронных словарей и сетевых ресурсов .

2 этап – составление единого содержания (структуры) УМК. Названия всех фрагментов содержания должны четко соответствовать заголовкам разделов в оглавлении. Кроме того, следует учитывать иерархию заголовков. Автору надо четко формулировать все нюансы структуры; он должен понимать, что программист, который будет заниматься созданием электронной версии, вероятнее всего, не является специалистом по данной дисциплине и в его задачу не входит осмысление "кусков" учебно-методических материалов и придание им целостной структуры .

3 этап – составление сопроводительной записки, которая создается в любом электронном текстовом формате, прилагается к материалам УМК и должна в явном виде содержать:

    полное название УМК (в соответствии с учебным планом специальности);

    шифр и название специальности и специализации;

    название учебной дисциплины (или ее раздела);

    объем часов всего и при очной форме обучения;

    дату создания и дату последнего обновления;

    указание объема материала – число машинописных страниц текста, оформленного шрифтом Times New Roman размером 12 пт через полуторный интервал с полями по 2,0 см со всех сторон (в таблицах используется одинарный интервал);

    информацию об авторе (фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание, место работы и должность, e-mail). Кроме этих необходимых сведений можно включить дополнительную информацию об авторах, например, название учебного заведения, в котором автор обучался, круг научных интересов, значимые публикации, перечень преподаваемых дисциплин, общественная работа и пр. Желательно также включить фотографию автора .

4 этап – утверждение УМК методической комиссией факультета. После составления УМК и создания его единой структуры, автор представляет его на кафедре и на методической комиссии факультета для утверждения. В выписке из решения методической комиссии обязательно должна быть отражена следующая информация:

    перечень специальностей, для подготовки по которым предназначен данный УМК;

    общий объем включенных в УМК материалов – количество страниц текста, оформленного шрифтом Times New Roman размером 12 пт через полуторный интервал с полями по 2,0 см со всех сторон (если в УМК включены материалы из учебных пособий, опубликованных с грифами, то указать в том числе объем включаемых фрагментов в страницах в вышеназванном формате);

5 этап – работа программиста. На этом этапе программист создает электронную версию УМК (ЭУМК) в формате, пригодном для использования, создается единый дизайн, навигация по учебным материалам, тесты самоконтроля преобразуются в интерактивный вариант и т. п. В процессе работы программист тесно сотрудничает с автором, который обязан разъяснять свою позицию по непонятным моментам, контролировать правильность изложения материала и навигации по нему. Автор в процессе разработки ЭУМК вправе вносить рекомендации по его оформлению .

Создание структуры ЭУМК

Структурирование учебно-методических материалов – весьма важный для автора этап работы над УМК. Необходимость четкого структурирования материала (более жесткого, чем в традиционном учебнике) диктуется, по крайней мере, двумя причинами:

    Организационной. Разбивка учебного материала на блоки не только облегчает студенту его изучение в отсутствие преподавателя, но и позволяет регламентировать порядок взаимодействия студента и преподавателя;

    Функциональной. Реализация гипертекстовых переходов при разработке ЭУМК должна предполагать обособленность смысловых фрагментов тем .

При создании ЭУМК в качестве таких методических рекомендаций может выступать структура УМК, которая аналогична реальной последовательности изложения учебного материала – она задает обучающемуся траекторию движения по учебным ресурсам.

    При создании структуры УМК учебно-методические материалы группируются в темы. Эта подборка включает:

    изложение теории (например, соответствующий фрагмент учебника, содержание лекции);

    контрольные вопросы (вопросы для повторения);

    образец выполненного задания с пояснениями преподавателя;

    задания для самостоятельного выполнения студентом;

    фрагмент практикума или практического пособия;

    другие материалы дополнительного характера в зависимости от темы.

Если несколько тем представляют собой разные аспекты одного общего изучаемого вопроса, то такие темы объединяются в модуль. Модуль представляет собой завершенный в логическом плане фрагмент учебного материала. При этом представляется целесообразным предварять изучение модуля постановкой целей и задач (установки типа "вы будете изучать:..", "после изучения вы сможете:.."), а в конце изучения модуля подводить итоги (например, "вы научились:..", "эти знания вам понадобятся:.."). Кроме того, в модуль могут быть объединены некоторые фрагменты, относящиеся к входящим в него темам: контрольные вопросы, тесты самоконтроля, список рекомендуемой литературы и др. .

Кроме того, следует иметь в виду, что если дисциплина изучается в течение двух или более семестров, то в первую очередь в структуре УМК выделяются календарные модули, которые включают в себя весь материал, изучающийся в течение каждого из семестров, включая материалы для рубежного контроля знаний.

Введение к дисциплине в целом должно кратко описывать предмет, цели и задачи изучения дисциплины, ее место в учебном процессе. Заключение подводит итоги работы с УМК и, возможно, обозначает новые направления движения к знаниям. Введение и заключение должны быть предельно краткими (обычно в пределах 1–2 экранных страниц). В то же время не должны быть упущены ключевые моменты материала. С учетом этого можно порекомендовать написать введение к модулю или к УМК в целом уже после завершения работы над ними.

Текстовая часть

Текст УМК разбивается на отдельные файлы с названиями, соответствующими содержанию (структуре). К примеру: введение, тема 1.1 (первая тема первого модуля), тема 2.1 (первая тема второго модуля), заключение и.т.п. Эта рекомендация обусловлена тем, что в слишком большом текстовом файле бывает сложно ориентироваться. Папка, включающая в себя все материалы УМК, может выглядеть примерно таким образом, как приведено на рисунке 1.

Рисунок 1.1 – Пример наполнения папки с УМК.

Если текст был сканирован, то он должен быть тщательно проверен на предмет корректности распознавания. Проверяется орфография и пунктуация.

Выделение частей текста (курсивом, жирным) должно быть четко обусловлено по смыслу. Все подобные авторские символы будут перенесены в электронную версию программистом. Нежелательно использование подчеркивания, так как в сети internet такая маркировка характерна для частей текста при установлении ссылок на другие страницы или части текста и возможно введение в заблуждение опытных пользователей Всемирной паутины .

Заголовки должны быть набраны строчными буквами и выделены оставлением по одной пустой строке до и после заголовка. В конце заголовка точку не ставят. Подчеркивать заголовки и переносить слова в них не допускается. При создании заголовков следует учитывать их иерархию: заголовки первого, второго, третьего и т. д. уровней должны отличаться друг от друга по оформлению.

Нежелательно содержание в тексте:

    переносов

    длинных тире,

  • парных кавычек («текст» или “текст”).

Это не всегда корректно отображается на экране ПК после размещения ЭУМК на сервере и затрудняет работу программиста ЭУМК.

Между текстом и скобками или кавычками, в которые текст помещен, пробел не ставится.

Не рекомендуется для имитации слова, написанного вразрядку,ставить пробелы между буквами (так как в том месте, где стоит пробел, текстовый редактор может сделать перенос части слова на другую строку). Чтобы добиться написания вразрядку, нужно выделить слово (или фразу), в меню "Формат" выбрать "Шрифт", затем на вкладке "Интервал" выбрать для этой позиции значение "Разреженный" и указать, насколько разреженным должен быть текст.

Иллюстрации

Иллюстрации в тексте обогащают его, позволяют лучше понять содержание. Количество иллюстраций должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста. Иллюстрации могут быть расположены как по тексту (возможно ближе к соответствующим частям текста), так и в конце его или даны в приложении .

Приложения

Большое внимание оформлению приложений уделено в упоминавшемся ранее Положении по оформлению текстовой и графической части учебных и научных работ. Приведем почти без изменений его некоторые фрагменты. Материал, дополняющий текст документа, допускается помещать в приложениях. Приложениями могут быть: графический материал, таблицы большого формата, расчеты, описания аппаратуры и приборов, описания алгоритмов и программ задач, решаемых на ЭВМ, копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, производственные планы и протоколы, отдельные положения из инструкций и правил, ранее не публикованные тексты, переписка и т.п. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты и т.д. Приложения могут быть обязательными и информационными. Информационные приложения могут быть рекомендательного или справочного характера. В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа .

В дополнение к этим рекомендациям можно добавить следующее: если в УМК включаются ранее созданные учебные пособия или методические рекомендации, публиковавшиеся независимо друг от друга и содержащие в разделе "Приложения" совпадающие приложения, то преподавателю предстоит кропотливая работа по составлению единого перечня приложений и уточнению ссылок на них из текста .

Тесты самоконтроля

Существует масса способов и приемов организации тестового контроля. В УМК включают тесты, предназначенные только для целей самоконтроля; их составление не требует обязательного обсуждения со специалистами. На настоящий момент предполагается использование только теста закрытого типа (список вопросов с вариантами ответа) в двух разновидностях: с возможностью отметить только один правильный ответ (при этом количество вариантов ответа должно быть одинаковым ко всем вопросам теста) и с возможностью отметить несколько пунктов в приведенном перечне ответов (при этом возможно задание различного числа вариантов ответов к вопросам такого теста). Правильные ответы в тесте рекомендуется выделить заливкой или иным цветом, для того чтобы программист мог создать интерактивную версию этого теста .

При составлении тестов допускается:

    произвольное количество вопросов (в разумных пределах из расчета времени на одно занятие), но не более 9 вариантов ответа к каждому из вопросов;

    возможность ограничить время тестирования;

    определение соответствия количества верных ответов оценкам;

    не допускаются варианты ответа:

    нет правильного ответа;

    все ответы правильные;

    правильные ответы а), в), г) (здесь речь идет о том, что правильные ответы студент должен увидеть не в наборе, а отметить каждый по отдельности).

Основную вводную фразу нельзя обрывать на предлогах или союзах (на, из, от, то, что, как и т.п.).

После прохождения теста студент увидит оценку и номера вопросов, на которые были даны неверные ответы.

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС

Разработка профессиональных образовательных стандартов нового поколения, активное внедрение инновационных педагогических технологий и стремительное развитие инфо- и телекоммуникационного оборудования требует от системы профессионального образования совершенствования электронных образовательных ресурсов, их более активного использования и применения на учебных занятиях с целью формирования профессиональных компетенций будущих специалистов и рабочих.

В настоящее время профессиональное образование претерпевает значительные изменения, связанные с внедрением стандартов нового поколения, использованием инновационных педагогических и развитием информационных технологий. Профессиональные образовательные программы переориентированы на заявленные работодателями компетенции.

Особая роль в реализации этого процесса отводится информационно-обучающей среде, которая все больше и больше использует дидактические средства, основанные на высокотехнологичных компьютерных, мультимедийных и коммуникационных технологиях. Такой подход к организации учебного процесса открывает принципиально новые образовательные возможности, требует выявления обоснованных критериев отбора таких средств, их классификации, выработки соответствующих методик оценки качества.

Электронный образовательный ресурс (ЭОР) - это продукт, имеющий электронный формат представления, который может содержать информацию разного типа: презентации, рисунки, схемы, диаграммы, аудио- и видео-файлы, тесты, тренажеры и т.д.

Электронные учебные издания (ЭУИ) - учебные издания, используемые в учебном процессе и представленные в электронном виде на цифровых носителях (CD, DVD): учебники, учебные и учебно-методические пособия, учебно-методические комплексы и другие учебно-методические материалы.

Среди всей совокупности электронных образовательных ресурсов, востребованных современной педагогической практикой, наибольший интерес представляют электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК).

Электронный учебно-методический комплекс – это программный мультимедиапродукт учебного назначения (учебное электронное издание), обеспечивающий непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения и содержащий организационные и систематизированные теоретические, практические, контролирующие материалы, построенные на принципах интерактивности, адаптивности, информационной открытости и дистанционности.

Использование такого средства в процессе самостоятельной подготовки студентов меняет типичную ситуацию в образовательной системе, когда обучающая функция полностью принадлежала преподавателю. Электронные учебно-методические комплексы дают возможность студенту самостоятельно наиболее гибко манипулировать предлагаемой учебной информацией в соответствии с их индивидуальными способностями, при этом часть обучающих функций педагога переходит на студента. Преподаватель лишь поддерживает учащегося, ориентирует в потоках учебной информации и помогает в решении возникающих проблем.

Согласно «Положения об учебно-методическом комплексе дисциплины», учебно-методический комплекс дисциплины – совокупность взаимосвязанных учебно-методических материалов на различных носителях информации по учебной дисциплине конкретного учебного плана направления (профиля, специальности), необходимых для организации и осуществления учебного процесса. Электронный учебно-методический комплекс дисциплины – учебно-методический комплекс дисциплины, все составные части которого представляют собой электронные документы или электронные издания.

В идеале электронный учебно-методический комплекс должен включать в себя:

Титульную страницу и выходные данные

Пояснительную записку к ЭУМК

Рабочую программу

Библиографический список, перечень основной и дополнительной литературы, список основных обозначений, индексов и сокращений

Толковый словарь терминов (глоссарий)

Методические указания по выполнению практических /лабораторных работ

Критерии оценки и индивидуальные ведомости студента

Вопросы и задания для контрольной работы, зачета, экзамена

Тест для промежуточной аттестации по дисциплине

Тематику курсовых/дипломных исследовательских работ/проектов и методические рекомендации по выполнению курсовых/дипломных исследовательских работ/проектов

Конспект лекций/электронный учебник, презентационный материал, графический материал

В обязательный минимальный состав электронного учебно-методического комплекса дисциплины входят следующие компоненты:

– титульный лист ЭУМК дисциплины;

– рабочая программа учебной дисциплины;

– технологическая карта изучения дисциплины;

– конспект лекций и лекционные презентации (последние желательно);

– методические указания по проведению практических (семинарских) занятий;

– описания лабораторных работ;

– варианты индивидуальных расчетных заданий, методические указания по их выполнению и эталонный образец выполнения одного из вариантов;

– тематика рефератов и методические указания по их оформлению и форме представления;

– тематика курсовых проектов и работ методические указания по их выполнению и эталонный образец выполнения одного из вариантов;

– контролирующие материалы в соответствии с рабочей программой дисциплины: тестовые задания, вопросы контрольных работ, коллоквиумов, домашние задания, вопросы и задачи, выносимые на зачет и экзамен, экзаменационные билеты.

Достоинства ЭУМК:

1. Разнообразие форм представления информации подразумевает применение аудио-, видео-, графической информации, схем, чертежей и т.п.

2. Дифференциация обучения, которая заключается в разделение заданий по уровню сложности, учет индивидуальных особенностей обучаемого

3. Интенсификация самостоятельной работы учащихся, которая заключается в усилении деятельности самообучения, самоконтроля, самооценки обучаемого.

4. Повышение мотивации, интереса и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента и использование различных форм представления информации

5. Своевременная и объективная оценка результатов деятельности учащихся

Использование ЭУМК в организации учебного процесса обосновано рядом преимуществ по сравнению с традиционными средствами обучения студентов:

Гарантированный доступ к учебным материалам из любой географической точки;

Своевременная доставка электронных материалов;

Упрощение поиска материалов, облегчение подготовки к экзаменам;

Возможность использования учебных материалов на рабочем месте, дома и в пути с подключением к сети Интернет и мобильным устройствам;

Своевременное и оперативное обновление электронных материалов

В зависимости от масштаба охватываемой предметной области различают электронные учебно-методические комплексы по отдельной учебной дисциплине (ЭУМКД) и электронные учебно-методические комплексы по специальности (направлению) (ЭУМКС).

При создании электронного учебно-методического комплекса следует обратить внимание на некоторые важные моменты.

Структура электронного учебно-методического комплекса должна состоять из логически взаимосвязанных элементов или модулей. Каждый отдельный модуль должен открываться в отдельном электронном окне, иметь свою целевую установку, направленную на решение частных задач.

Интерфейс ЭУМК выстраивается таким образом, чтобы он имел строгий и выразительный вид, наглядные панели инструментов, был прост в освоении технологии работы с ним пользователя. Программное исполнение ЭУМК должно учитывать возможность технологически несложного совершенствования и модернизации содержания учебного курса в будущем.

ЭУМК должен быть максимально интерактивным, содержать достаточное количество мультимедийных данных, иметь удобные средства поиска необходимой информации.

Это лишь малый перечень требований, предъявляемых к разработке ЭУМК. Существуют критерии оценки эргономичности и дизайна, содержания и объема, размещения материала, цветового и шрифтового оформления, и многое другое.

За последние годы существенно изменилась технологическая основа ЭУМК. На смену комплексам, содержащим текстографическую информацию, приходят мультимедийные и интерактивные комплексы, содержащие звук, анимацию, видео, виртуальные лабораторные практикумы, модули поисковых и экспертных систем и реализующие через внутренние программно-дидактические алгоритмы, нелинейное взаимодействие студент – педагог – учебный материал.

Программно-техническое обеспечение, используемое для создания ЭУМК, может быть разнообразным, это определяется возможностями и задачами, реализуемыми преподавателем в содержательной части ЭУМК.

При использовании языков программирования, в разработке ЭУМК участвует команда разработчиков, включая авторов учебного материала, методиста, дизайнера, программиста. В предельном случае команда разработчиков может включать в себя лишь двух человек: автора-методиста и программиста-дизайнера.

Не секрет, что одной из основных проблем, возникающих при разработке подобных продуктов, является проблема взаимодействия отдельных групп разработчиков: авторы учебных материалов в подавляющем своем большинстве не владеют навыками программирования или использования специализированных программных продуктов (например, авторских сред разработки), а программисты не являются специалистами в различных предметных областях изучаемой дисциплины.

В настоящее время с использованием языков программирования разработаны ЭУМК по ряду дисциплин, преподаваемых в колледже: черчение, профессиональный казахский язык, русская литература, высшая математика, физика и многие другие.

Используя специализированные программные средства, сам преподаватель без участия команды разработчиков, способен создать свой ЭУМК.

Наиболее распространенные в силу простоты это Microsoft Power Point, а так же программы с основами языка разметки гипертекста (HTML – Hyper Text Markup Language), применяемые по поиску, приему и передаче необходимой информации в международной сети Internet.

Исходными данными при разработке ЭУМК являются материалы, представленные в стандартном формате Microsoft Word и содержащие специальную разметку, понятную для оболочки.

Разметка учебного материала подразумевает выделение стандартными средствами текстового редактора Microsoft Word или программы создания презентаций Power Point базовых структурных единиц (раздел, тема, вопрос, учебные задачи, контрольные вопросы и др.), ссылок на глоссарий, вспомогательный материал и пр.

С помощью текстового редактора Microsoft Word возможно создание полноценных учебных комплексов, используя понятие гиперссылки. Единственное условие заключается в том, что каждый документ нужно сохранить в формате.html. Главная сложность может возникнуть в правильной организации системы навигации по вашему учебно-методическому комплексу.

При создании ЭУМК с помощью технологии «Конструктор сайтов» нужно пройти следующие этапы:

Конструктор сайтов - это программный комплекс для создания, обновления и ведения электронных изданий в Интернете и на CD (сайтов, электронных курсов, пособий и т.п.). Электронное учебное пособие в данной программе создается по типу WEB-сайта.

Идея конструктора состоит в использовании типовых элементов, а также типовых шаблонов оформления для создания и редактирования сайтов.

ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ

КАК ОБЪЕКТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Введение

В настоящей статье представлены основные идеи организации работ с электронными учебно-методическими комплексами (ЭУМК) – важной инфраструктурной составляющей учебного процесса, в том числе дистанционного. Эти работы являются составной частью проекта «Разработка и внедрение современных технологий для управления электронными образовательными ресурсами учебного заведения и предоставления информационных услуг потребителям», который в настоящее время реализуется в Тверском государственном техническом университете (ТГТУ).

Отметим очевидные преимущества применения ЭУМК:

доступ к учебным материалам из любой географической точки;

доставка электронных материалов дешевле, чем покупка литературы;

упрощение поиска материалов, облегчение подготовки к экзаменам;

использование учебных материалов на рабочем месте, дома и в пути с помощью Интернета и мобильных устройств;

получение и развитие знаний, навыков и умений по современным технологиям и стандартам;

своевременное и оперативное обновление электронных материалов.

Ниже описываются основные позиции регламента использования ЭУМК, который предназначен для практической реализации указанных преимуществ. Полная версия проекта регламента представлена на сайте Центра дистанционного обучения и коллективного пользования информационными ресурсами ТГТУ (ЦДОКП) http://cdokp. tstu. *****.

Основные понятия электронного учебно-методического комплекса

Учебно-методический комплекс (УМК) дисциплины – это совокупность учебно-методических материалов, способствующих освоению студентами дисциплины в соответствии с программой учебного плана. Учебно-методический комплекс

представляет собой один из видов технологической документации учебного процесса. В состав УМК входят рабочая программа дисциплины и учебно-методические материалы по лекционным, практическим и/или лабораторным занятиям, курсовому проектированию и т. п.

Электронный учебно-методический комплекс дисциплины – это УМК, все составные части которого представляют собой электронные документы или электронные издания. Требования к составу и содержанию ЭУМК аналогичны требованиям к составу и содержанию УМК.

Электронные документы, входящие в состав ЭУМК, могут разделяться по природе основной информации (текстовые, звуковые, программные, мультимедийные продукты), целевому назначению (учебные, справочные, научные, производственно-практические, нормативные), технологии доступа (локальные, сетевые, комбинированные).

Носители ЭУМК: энергонезависимые переносимые носители (диски CD и DVD, флоппи-диски, карты памяти) и серверы.

Специфические требования к ЭУМК

Безусловно, ЭУМК должен удовлетворять традиционным требованиям дидактического и методологического характера: научности, доступности, проблемности, наглядности, систематичности и последовательности обучения, обеспечению активности и сознательности учащихся в процессе обучения, прочности усвоения знаний и т. п.

Для ЭУМК существенную роль играют:

технологичность изготовления. Электронный учебно-методический комплекс может и должен создаваться большинством преподавателей, не обязательно специалистов в области информационных технологий ;

унификация оформления компонентов. Отдельные компоненты ЭУМК, особенно для одной специальности, должны иметь унифицированное представление, дающее целостность восприятия учебного материала;

возможность использования различных средств доставки контента. Электронный учебно-методический комплекс должен функционировать как в сети (включая Интернет и локальные сети), так и в автономном режиме;

Информационное наполнение ЭУМК включает в себя подготовку всех электронных документов, входящих в состав ЭУМК. Ответственными за информационное наполнение являются авторы ЭУМК и кафедры, утвердившие состав и содержание ЭУМК. Технологическое сопровождение макета включает его адаптацию к новым форматам ЭУМК, организацию хранения и распространения ЭУМК, обеспечение управляемого доступа к ЭУМК с использованием макета.

Данный макет может быть применен для доступа к локальным, сетевым и комбинированным ЭУМК и их составным частям; использоваться как при самостоятельной работе студентов, так и в ходе аудиторных занятий с преподавателем.

Подразделениями, передающими ЭУМК для размещения в базе данных, являются кафедры университета. ЭУМК передается на любых машиночитаемых носителях. Допускается приводить сетевой адрес ЭУМК.

Состав ЭУМК, передаваемый кафедрой, должен строго соответствовать составу, приведенному в рабочей программе по дисциплине; содержание документов ЭУМК – их целевому назначению.

При передаче ЭУМК заключается лицензионный договор, а после принятия его на хранение подготавливается макет представления.

Организация хранения ЭУМК

Электронная библиотека (ЭБ) – это информационная система для накопления, хранения и использования электронных ресурсов учебного назначения, в том числе ЭУМК. База данных ЭБ – это структурированное хранилище полнотекстовых электронных документов. Хранение ЭУМК в ТГТУ осуществляется следующим образом:

локальные ЭУМК хранятся на переносимых носителях в хранилищах и по технологиям ЗНБ ТГТУ;

сетевые ЭУМК хранятся в базе данных ЭБ ТГТУ (http://lib. tstu. *****);

комбинированные ЭУМК хранятся в базе данных ЭБ, их копии – на переносимых носителях в ЗНБ ТГТУ.

При хранении ЭУМК поддерживается их резервное копирование, обеспечивается защита от несанкционированного использования, компьютерных вирусов .

Внесение изменений в ЭУМК

Внесение изменений в ЭУМК, хранящихся в базе данных ЭБ, может осуществляться в связи с совершенствованием содержания ЭУМК, применением новых образовательных технологий, расширением или оптимизацией состава учебно-методических материалов.

Внесение изменений в ЭУМК может быть осуществлено:

персоналом ЭБ в соответствии с запросом кафедры;

В последнем случае организован специальный авторизованный режим доступа к ЭУМК.

Изъятие из обращения ЭУМК

Изъятие из обращения ЭУМК может осуществляться в связи с неактуальностью дисциплины или специальности. Подразделениями, инициирующими изъятие из обращения ЭУМК, являются кафедры.

Организация доступа пользователей к ЭУМК

Доступ к ЭУМК организуется с использованием следующих компонентов инфраструктуры учебного процесса: электронная библиотека, доступная через web-сайт научной библиотеки http://lib. tstu. ***** и web-сайт ЦДОКП http://cdokp. tstu. *****. ЭБ, предоставляет возможности информационно-поисковой системы для поиска нужных ЭУМК и выполнения допустимых операций над ЭУМК. Отметим, что доступ к ЭБ может осуществляться из любой географической точки, откуда доступен Интернет; читальные залы научной библиотеки ТГТУ. В них выдаются ЭУМК и/или документы ЭУМК, подготовленные на машиночитаемых носителях информации, таких как CD или DVD. Доступ к ЭУМК и/или отдельным документам ЭУМК авторизуется, то есть осуществляется на основе разрешений пользователям различных категорий. Для учета и оперативного анализа работы с ЭУМК организована система сбора статистической информации и система обратной связи с пользователями.

Ограничения доступа пользователей к ЭУМК

Здесь приведены общие типовые положения, касающиеся ограничений доступа пользователей к ЭУМК. Типовые положения будут действовать, если иное не предусмотрено лицензионным договором. Ограничения доступа к ЭУМК обеспечиваются системой авторизации ЭБ - универсальной службой для определения и контроля прав доступа пользователей ко всем электронным образовательным ресурсам. ЭУМК представляют собой один из видов контролируемых ресурсов. Право доступа к ЭУМК определяется системой авторизации в зависимости от следующих параметров: вид операции над ресурсом, категория пользователя, расположение пользователя, вид учебно-методической литературы , специальные разрешения документа, организационная единица, специальные разрешения пользователя.

Над документами ЭУМК могут выполняться следующие операции: просмотр текста (контента) ресурса; просмотр содержания ресурса; загрузка ресурса, получение информации о ресурсе; просмотр аннотации ресурса; заказ электронной копии; заказ документа в библиотеке; просмотр или загрузка документа только из локальной сети университета; просмотр статистики документа; заказ дополнительной услуги.

Категории пользователей ЭУМК: зарегистрированные, в том числе внутренние (являются сотрудниками или студентами университета) и внешние (не являются сотрудниками или студентами университета); незарегистрированные пользователи («гости»); привилегированные (с особыми полномочиями).

Расположение пользователя определяет точку, откуда происходит удаленный доступ к электронным ресурсам: локальная сеть (компьютерные классы, другие рабочие помещения университета); специальная локальная сеть (компьютерные классы и помещения ЦДОКП, читальные залы и помещения научной библиотеки); сеть Интернет.

Виды учебно-методической литературы, представленной электронными документами: учебная основная, учебная дополнительная, методическая, научная, справочная, полный ЭУМК, учебный курс.

Специальные разрешения для документа определяют права доступа, которые применяются только для данного электронного документа. Понятие «организационная единица» используется для определения прав, которые применяются либо только для пользователей из этой организационной единицы, либо только для ЭУМК, используемых в данной организационной единице. Выделяются единицы: студенческая группа, кафедра, факультет, специальность. Специальные разрешения для пользователя определяют права доступа, которые применяются только для данного пользователя.

Лицензионное соглашение

Лицензионное соглашение обеспечивает юридические условия временной передачи университетом пользователям неисключительных прав на использование ЭУМК в установленных пределах. Лицензионное соглашение представляет собой публичную оферту и предусматривает полный и безоговорочный акцепт пользователей. Субъектами лицензионного соглашения являются университет (лицензиат) и пользователь ЭУМК и/или документами ЭУМК (лицензиар).

Лицензионное соглашение ТГТУ предусматривает передачу лицензиару права использовать любой учебный материал из состава ЭУМК только для организации учебного процесса по утвержденным планам и программам Тверского государственного технического университета. Система доступа к ЭУМК построена так, что доступ к документам невозможен в случае несогласия пользователя с условиями лицензионного соглашения.

Заключение

ЭУМК являются основными информационными образовательными ресурсами при дистанционном обучении независимо от вида применяемой дистанционной образовательной технологии. Они могут и должны обеспечивать эффективную работу обучающихся по всем видам занятий в соответствии с учебным планом образовательной программы . Включая в себя полную совокупность образовательных ресурсов, необходимых для самостоятельного изучения соответствующей учебной дисциплины при консультационной поддержке образовательного учреждения, ЭУМК представляют собой ключевые объекты инфраструктуры учебного процесса.