Материал: картинки с изображением перелетных птиц (аист, журавль, ласточка, скворец, грач и др.).

Развитие пространственного восприятия. Релаксация

Посмотри и скажи, где находится аист - перед тобой или за тобой? Посмотри, какая птица находится за тобой? Какую птицу ты видишь слева, справа?

Птицы готовятся к полету. Покажите, какие у них сильные крылья (напряжение).

Имитация полета (расслабление).

Развитие моторики пальцев рук

Сорока, сорока,

Сорока-белобока.

Кашу варила,

На порог скакала,

Гостей скликала.

Гости во двор -

Кашу на стол.

Этому - на тарелочке,

Этому - на блюдечке,

Этому - в чашечке,

Этому - в мисочке,

А этому ничего не дала.

Ты воды не носил,

Ты каши не варил.

Вот тебе ложечка -

Свари себе кашку.

Тут пень,

Тут колода,

Тут дрова,

Тут горячая вода.

Массаж или самомассаж

Упражнение на дыхание

Выработка правильного диафрагмального дыхания. Игровое задание «Шарик - ямочка».

Сделай глубокий вдох. Твой животик стал похож на мячик. Выдохни воздух - образовалась ямочка.

Статическое упражнение на развитие ротового выдоха. «Наступила осень, задули ветры сильные. Ослабел ветер, дует легкий ветерок». Дутье на листочки.

Мимико-артикуляционные упражнения

Изобрази грустных аистов. Покажи, как им не хочется покидать родные края. Улыбнись, передай им свое хорошее настроение.

Упражнения для губ

«Птенчики широко открыли клювы и просят пищу».

Летом птенчики были маленькие, им мама-птица приносила пищу. Покажите, как они открывали клювики.

Открыть широко рот, как при произнесении звука [а]. Челюсти напряжены и неподвижны, зубы открыты на ширину полутора пальцев. Язык уложить на дно ротовой полости. Удерживать это положение под счет до 5, затем до 7. Закрыть рот.

«Зеленый дятел прощается с соловьем». Кончик языка лежит за нижними зубами. Произнести звукосочетания киэй-киэй-киэй. Раскрыть рот, улыбнуться, обнажая все зубы. Удерживать губы и зубы в таком положении под счет до 5, затем закрыть рот.

Упражнения для языка

«Язычок пролезает сквозь дверную щелочку. Он хочет попрощаться с птицами». Покусывание кончика языка зубами с выдвижением его вперед. Поднимание и опускание кончика языка вверх-вниз.

«Клювы разных птиц».

Покажите, какой широкий клюв у утки.

Широко открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать под счет до 5-7.

«Клюв аиста».

Высунуть изо рта узкий и острый язык. В случае затруднений предложить ребенку дотянуться языком до конфеты или другого предмета.

«Песенки птенчиков». Как-то раз, летом, на лесной полянке птенчики учились петь. Произнесение звуков: а-ааа, о-оооо, у-уууу, ы-ыыыы; с утрированной артикуляцией, с изменением силы и высоты голоса.

Развитие фонематического восприятия

Игра «Поймай звук». Произносятся звуки [с], [з], [л, [з], [ш], [ж], [л] и др. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышит звук [л].

Есть ли звук [л] в словах лунь, ласточка, сидел, махал, дятел, соловей ?

Ирина Гурова

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Уточнить произношение гласных звуков.

Продолжать развивать навыки звукового анализа и синтеза, фонематические представления.

Упражнять в делении слов на слоги.

Продолжать учить изменять существительные по падежам.

Коррекционно-развивающие:

Развивать артикуляционную, общую, пальчиковую моторику; координацию речи с движениями.

Формировать кинестетические ощущения вызываемых гласных звуков.

Способствовать развитию зрительного и слухового восприятия, внимания; памяти, мышления.

Развивать буквенный гнозис.

Воспитательные :

Продолжать учить внимательно слушать педагога и друг друга.

Воспитывать умение дружно взаимодействовать в группе.

Материал:

Цветные щётки, символы звуков, красные домики из картона, мяч, карточки с буквами, красные карандаши, предметные картинки, карточки с ребусами.

Ход занятия :

I. Организационный момент. Развитие пальчиковой и артикуляционной моторики, нормализация тонуса кистей и пальцев рук. Постановка цели занятия.

1). Дети сидят за столами. Проводится массажная игра «Этот пальчик…».

Логопед предлагает каждому ребёнку взять в правую руку щёточку и поглаживать ею каждый пальчик, начиная с большого, под текст:

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик уж уснул…

Этот пальчик прикорнул.

Тише, тише, не шумите.

Братиков не разбудите.

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора!

После этого дети перекладывают щётки в другую руку. Игра проводится второй раз.

Логопед: «Какое слово часто встречалось в стихотворении? (Этот). Какой первый звук в этом слове? Гласный он или согласный? Это гласный звук. Сегодня будем вспоминать гласные звуки: слушать их и различать.

2) Артикуляционная гимнастика с использованием картинок.

Логопед показывает детям картинки, по которым дети вспоминают знакомые упражнения и выполняют их: «Птенчики», «Трубочка», «Заборчик», «Улыбочка», «Лягушка», «Бублик».

II. Общая характеристика гласных звуков.

Логопед проводит краткую беседу о гласных звуках:

Какие гласные звуки вы помните?

Почему они называются гласными?

В каком домике «живут» гласные звуки?

Кружком какого цвета мы их обозначаем?

Чтение стихотворения с демонстрацией символов звуков (из пособия З. Е. Агранович).

Гласные тянутся песенкой звонкой:

Могут смеяться,

Могут стонать,

Могут качать в колыбели Алёнку,

Могут завыть,

И закричать,

Могут гудеть, как пароходы –

Гласные тянутся громко и долго!

Логопед: «Сколько гласных звуков мы с вами знаем?»

III. Уточнение артикуляции гласных звуков. Угадывание гласных по беззвучной артикуляции. Анализ звукового ряда из 2-х, 3-х, 4-х гласных.

Логопед: «Сейчас я буду произносить гласные звуки очень тихо, почти без голоса. А вы угадывайте по моим губам, какие это звуки». Логопед воспроизводит беззвучную артикуляцию гласных звуков. Дети называют их громко. После этого воспроизводятся беззвучно сочетания гласных с их последующим анализом:

«АУ». Что я сказала? Какой первый звук вы услышали? Какой второй звук? Сколько всего звуков?»

Аналогично проводится работа со звукосочетаниями «АИУ», «ОЭИА».

IV. Развитие навыков звукового анализа, фонематических представлений.

1). Выделение звука из начала слова. Игра с мячом.

Логопед бросает детям мяч, называя слово, а дети определяют первый звук, и, возвращая мяч, называют его. Желательно, чтобы дети отвечали предложением: «В слове утка первый звук «у». В игре сначала используются слова, в которых первый гласный стоит под ударением, затем без ударения:

Логопед: «А теперь вы придумайте несколько слов с гласным звуком в начале слова».

2). Выделение гласного звука из конца слова. Работа проводится аналогично:

магазины

алоэ и др.

Логопед: «А теперь вы придумайте несколько слов с гласным звуком в конце слова».

3). Выделение гласного звука из середины слова. Игра «Угадай звук».

Дети получают от логопеда картинки. Каждый ребёнок называет предмет, изображённый на картинке, определяет гласный звук, который находится в середине слова. Картинки для игры: мак, лук, дым, мэр, дом, кит.

Логопед: «Попробуйте сами придумать несколько слов, в которых гласный звук находится в середине (ответы детей). Итак, где же могут находиться гласные звуки? Они могут находиться в начале, середине и конце слов».

V. Закрепление знаний о слогообразующей функции гласных.

Логопед предлагает детям вспомнить и повторить правило: «Сколько гласных в слове, столько и слогов». Затем проводится слоговой анализ слов «ли-са», «ку-ни-ца» (показ соответствующих картинок). После этого логопед предлагает назвать только гласные звуки этих слов: «лиса» – «и», «а»; «куница» – «у», «и», «а».

VI. Физкультминутка. Развитие общей моторики. Формирование кинестетических ощущений вызываемых гласных звуков средствами фонетической ритмики (Датешидзе Т. А.):

Пропевание гласных с длительным плавным движением рук:

«А»: широко развести руки вперед - в стороны.

«У»: плавное движение обеих рук вперед.

«О»: плавное движение обеих рук в стороны - вверх.

«И»: плавное движение обеих рук в стороны.

«Ы»: присесть, кисти в кулачках, руки согнуты в локтях.

«Э»: плавное движение рук в стороны - вниз.

VII. Развитие буквенного гнозиса. Игра «Умный пальчик».

Логопед предлагает детям разложить карточки с буквами на столе в том порядке, в котором он их назовёт: Э, О, И, А, У, Ы. Затем логопед называет гласные звуки в произвольном порядке, а дети показывают соответствующие буквы.

Логопед: «Что я называла? (звуки). Что вы показывали? (буквы)». Напоминание правила: «Мы звук произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем».

VIII. Развитие грамматического строя речи. Изменение существительных по падежам. Работа над предложением.

Логопед: «Сейчас я буду произносить предложения. Но последнее слово в каждом из них не назову, а покажу картинку. А вам нужно найти и показать букву, которая обозначает первый звук этого слова и повторить предложение полностью»:

Зима наступила после…. (осени) – «О».

На крышу поставили новую… (антенну) – «А».

У Светы много…. (игрушек) – «И».

Солдат стреляет из… (автомата) – «А».

Пчёлы живут в … (улье) – «У».

Коля прочитал рассказ об… (эскимосах) – «Э».

В дождливую погоду на тропинку выползли… (улитки) – «У».

IX. Развитие графических умений.

1). Соединить картинки с нужными буквами (по первому звуку).

2).Печатание словосочетаний под диктовку красными карандашами: «АУ», «ЭИО», «УЫАО».

X. Подведение итогов занятия.

Логопед: «Какие звуки мы сегодня с вами вспомнили? В какие игры мы поиграли?

Дети отвечают на вопросы. Логопед даёт дифференцированную оценку деятельности воспитанников, отмечая успехи каждого из них, дарит каждому ребёнку картинку-ребус, завершая занятие чтением стихотворения:

Изучив все гласные,

Ты можешь без труда,

Как маг или волшебник,

Превращать слова.

В качестве приложения предлагаю интерактивную игру «Буква потерялась», в которой дети должны найти нужную букву и вернуть её в слово.

Звук [л ]

Подготовительный этап

Занятие 1

Развитие пространственного восприятия . Релаксация

Птицы готовятся к полету. У них сильные крылья (напряжение). Имитация полета (расслабление).

— Посмотри и скажи, какая птица находится перед тобой. Оглянись и посмотри, кто находится за тобой. Кого ты видишь слева, справа?

Сорока

Сорока, сорока.

Сорока-белобока.

Кашу варила,

На порог скакала,

Гостей скликала.

Гости во двор —

Кашу на стол.

Этому — на тарелочке,

Этому — на блюдечке,

Этому — в чашечке,

Этому — в мисочке,

А этому ничего не дала.

— Ты воды не носил,

Ты каши не варил.

— Вот тебе ложечка

Свари себе кашку.

Тут пень,

Тут колода,

Тут дрова,

Тут горячая вода.

Массаж или самомассаж

Упражнение на дыхание

Выработка правильного диафрагмального дыхания.

Игровое задание «Мячик — ямочка».

— Сделай глубокий вдох. Твой животик стал похож на мячик. Выдохни воздух — образовалась ямочка.

Статическое упражнение на развитие ротового выдоха «Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые». Дутье на листочки.

— Изобрази грустных аистов. Им не хочется покидать родные края. Улыбнись им, передай свое хорошее настроение.

Упражнения для губ

«Птенчики широко открыли клювы и просят пищу». Открыть широко рот, как при произнесении звука [а]. Челюсти и зубы напряжены и неподвижны, зубы открыты на ширину 1,5 пальцев. Язык уложить на дно ротовой полости. Удерживать это положение под счет до 5, затем до 7. Закрыть рот.

«Зеленый дятел прощается с соловьем». Произнести звукосочетания киэй-киэй-киэй. Раскрыть рот, улыбнуться, обнажив все зубы. Удерживать губы и зубы в таком положении под счет до 5, затем закрыть рот.

Упражнения для языка

«Язычок пролезает сквозь дверную щелочку. Он хочет попрощаться с птицами». Покусывание кончика языка зубами с выдвижением его вперед.

«Клювы разных птиц». Показать, какой широкий клюв у утки. Широко открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать под счет до 5—7.

«Клюв аиста». Высунуть изо рта узкий и острый язык. В случае затруднений предложить ребенку дотянуться языком до конфеты или другого предмета.

«Песенки птенчиков».

— Как-то раз, летом, на лесной полянке птенчики учились петь.

Произнесение звуков: а-ааа, о-оооо, ууууу, ыыыыы с утрированной артикуляцией; с изменением силы и высоты голоса.

Игра «Поймай звук». Произносятся звуки [с], [з], [л], [з], [ш], [ж], [л] и др. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышит звук [л].

Есть ли звук [л] в словах лунь, ласточка, упал, махал, дятел, соловей ?

Занятие 2

На столах разложены овощи или муляжи.

— Посмотри и скажи, что ты видишь впереди, что находится сзади, что справа, слева от тебя. Где росла морковь — в земле или на кустах?

Релаксация

— Я превращаю вас в овощи. Сажаю рассаду. Растения растут, тянутся к солнышку (напряжение). Солнце припекло, овощи завяли (расслабление).

Развитие моторики пальцев рук

Пять веселых пальчиков пошли на огород.

Дел у них немало, дел невпроворот:

Сорвать помидоры, выкопать картошку,

Выдернуть морковку,

Срезать укроп и сорвать горох.

Упражнения на дыхание

Обучение правильному диафрагмальному дыханию. Вдох носом, пауза (под счет 1, 2), продолжительный выдох ртом.

Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху. «Ветер гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук [у] на одном выдохе.

Мимико-артикуляционные упражнения

«Какой большой арбуз!» Выразить удивление с произнесением звука: «О-о-о-о-о!».

«Коза в огороде».

— Изобрази хитрую козу, которая решила полакомиться капустой. Покажи, как рассердилась хозяйка на козу. Изобрази страшное огородное пугало, покажи, как его испугались вороны.

Передай эмоциональное состояние мамы, чистящей и режущей лук. Покажи, как удивился дедушки, увидев огромную репу на своем огороде.

Упражнения для губ

«Сердитые сторожа». Хозяйка посадила сердитого пса сторожить огород. Поднимание верхней губы. Показать только верхние зубы. Произносить звукосочетания ав-ав-ав-ав.

«Сердитый бульдог». Оттягивание вниз нижней губы, обнажаются только нижние зубы.

«Широкая труба». Щенок увидел вот такую широкую трубу и решил туда залезть. Зубы сомкнуты, губы вытянуты широкой «трубочкой».

Упражнения для языка

«Язычок идет в гости к носу». Широкий кончик языка поднять к носу и закрыть им верхнюю губу.

«Вкусный арбуз». Съели арбуз, облизываем губки. Круговые движения языка по поверхности губ слева направо, а потом наоборот.

«Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок». Загнуть кончик языка, поднять за верхние зубы и удерживать его в таком положении под счет до 4—5.

«Луковые перышки».

— Покажи, какие острые перышки у лука.

Высунуть изо рта узкий и острый язык и удерживать в таком положении под счет до 5.

«Лопата». Будем копать картошку. Нужна лопата. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать под счет до 5.

«Огородные пугала учатся говорить, а потом поют песни». Произнесение звукового ряда а-у-о, о-и ы, а-у-о-и.

Развитие фонематического восприятия

за, ла, шу лу чи, лы.

лук, баклажан, лопата, копал, ровнял, убирал.

Где слышится звук [л] в слове лук ? Обозначение звука [л] цветовым символом. Положить кружок синего цвета на полоску бумаги с метками, обозначающими начало, середину и конец слова.

Занятие 3

Игры «Молчанка», «Что услышал?», «Что звучало?».

Упражнения на дыхание

Обучение правильному диафрагмальному дыханию. Вдох носом, пауза (под счет 1, 2), выдох ртом.

Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху.

«Пароход гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук [ы] на одном выдохе.

Развитие моторики пальцев рук

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому:

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог:

— Тук-тук-тук.

Мимико-артикуляционные упражнения

— Передай с помощью мимики свое настроение, состояние, намерение и отношение к другому человеку.

приятно — неприятно радостен — расстроен

доволен — недоволен сердит — добр

счастлив — несчастен возмущен, яростен — добр

смел — труслив огорчен — весел

бесстрашен — испуган измучен — бодр

спокоен — рассержен послушен — непослушен

весел — печален

Упражнения для губ

«Сердитый бульдог». Поднимание верхней губы. Показать только верхние зубы. Можно произносить звукосочетания ав-ав-ав-ав (низким голосом).

Оттягивание вниз нижней губы, обнажаются только нижние зубы.

«Большая круглая баранка». Зубы сомкнуты, губы вытянуты широкой «трубочкой».

«Маленький бублик».

Упражнения для языка

«Стрелки часов». Круговые движения языка по поверхности губ слева направо, а потом наоборот.

«Язычок идет в гости к носу». Широкий кончик языка поднять к носу и опустить на нижнюю губу.

«Зубки-царапки». Поцарапать верхними зубами загнутый вверх кончик языка.

«Язычок пришел в гости к зубкам». Широко открыть рот, кончик языка прижать к верхним зубам и удерживать под счет 5—7.

«Жало комарика».

«Дразнилки Буки и Бяки». Произнесение слогов би-бя, бе-бю, би-бя-бе, бю-бе-бя тихим и громким голосом, весело и печально.

Развитие фонематического восприятия

«Поймай звук». Выделение звука [л] из слогового ряда за, ла, шу, лу, чи, лы.

Определение позиции звука [л] в словах ладошка, лампа, лампочка.

Занятие 4

Развитие слухового восприятия

«Угадай звуки». Угадывание звуков, производимых логопедом за ширмой (игра на музыкальных инструментах).

Упражнения на дыхание

«Жеребенок Фырка фыркает». Набрать в легкие воздух и с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы.

— Заблудился Бельчонок. Поможем маме Белочке найти его. Позовем его: «Ау!» Не слышит Бельчонок. Покричим: «А-о-у! А-и-э!»

Мимико-артикуляционные упражнения

«Гриб-сморчок». Сморщить лицо. Растянуть мышцы лица. Нахмурить брови. «Сердитый Старичок-лесовичок».

«Добрые и злые волшебники». «Ругаемся — миримся».

Упражнения для губ

«Прятки». «Губки спрятались». Крепко сжать напряженные губы так, чтобы они превратились в тонкую ниточку. Удерживать губы в таком положении под счет до 3, потом пофыркать.

«Покажем и спрячем все зубки». Оскал с последующим смыканием губ.

«Зубки играют в прятки».

— Покажем сначала верхние зубки, а нижние спрячем. Теперь спрячем верхние зубки, а нижние покажем.

«Замесим тесто для баранок». Движения губами с включением щечных мышц.

«Большая и маленькая баранка». Чередование широкой и узкой «трубочки».

Упражнения для языка

«Язычок играет в прятки с верхней губой». Закрыть широким языком верхнюю губу, затем пощелкать, открывая и закрывая рот.

«Чашечка» снаружи рта.

— Я принесла вам угощение. Приготовьте чашечку. Сегодня у вас получилась глиняная чашечка, с толстыми краями.

Чередование упражнений «Жало» — «Лопатка».

Произнесение слоговых сочетаний. «Дразнилки Бельчат». Произнесение слогов бы-ба, бу-бо; ба-бу-бы; бу-бы-бо тихим и громким голосом, весело и зло.

Развитие фонематического восприятия

Игра «Поймай звук [с]». Слова сани, клубника, радуга, стол, стул, коза, мак, гол, Маша.

«Правильно — неправильно». Произносится ряд слов правильно и с измененным составом звуков, например: кукла, вукла, кулак, булак, лоб, ноб, а дети отвечают, правильно или неправильно сказано слово.

Определение позиции звука.

— Где слышится звук [л] в словах лук, луковица ? Где слышится звук [л] в словах стол, стул ?

Занятие 5

Развитие слухоречевой памяти. Выполнение инструкций из 2 3 действий

— Подойди к столу, возьми обезьянку, посади ее на стул и сядь сам к зеркалу.

Мимико-артикуляционные упражнения

«Обезьянки-кривляки». Выполнение упражнений по подражанию. Прищур глаз, попеременное открывание и закрывание глаз и др. Выразить испуг, радость, огорчение и другие эмоции.

Упражнения для губ

Изобразим обезьянку. Подвести язык под верхнюю губу. Затем опустить язык под нижнюю губу.

Поднимание и опускание обеих губ в 4 приема. Верхнюю поднять, нижнюю опустить. Нижнюю поднять, верхнюю опустить.

«Банан и апельсин». Обезьянка любит бананы и апельсины. Угостим ее. Улыбнуться, сомкнуть губы (банан), вытянуть губы широкой «трубочкой» (апельсин). Чередование широкой и узкой «трубочки».

Упражнения для языка

«Обезьянка качается на лианах». Широкий язык сначала поднимается к носу, а затем опускается к подбородку.

«Сообщение вожака обезьянам об опасности».

— Знаете, как обезьянки подают сигналы об опасности?

«Болтушка». Рот открыт, губы не закрывают зубов. Зубы разомкнуты на ширину пальца, челюсти неподвижны. Быстро водить по небу (с включением голоса) напряженным загнутым кончиком языка.

«Обезьянки ругаются и мирятся». Произнесение слоговых сочетаний мна-мна-мна, мно-мно-мно (шепотом, тихо и голосом умеренной силы); мну-мны, мно-мны, мна-мно-мну (недовольным и довольным и тоном).

Развитие фонематического восприятия

Игра «Поймай звук [л]». Произносятся звуки [р], [л], [ш], [л], [ж], [л]; слоги ры, лы, ша, ла, ру, лу, ло, ро, а затем слова роза, лампа, лужа, радуга, пальма, а ребенок поднимает руку или хлопает в ладоши, услышав звук [л].

Определение позиции звука.

— Где слышится звук [л] в слове солнышко ? В слове прыгала ! В слове упал !

Занятие 6

Развитие пространственного восприятия

«Где звучал колокольчик?» Ребенок закрывает глаза, а педагог производит действия с колокольчиком, меняя местоположение.

Релаксация

«Ежик свернулся в клубочек».

Вот свернулся еж в клубок,

Потому что он продрог.

Конспект индивидуального занятия.

Тема: «Звук [С]. Подготовительный этап»

Цели:

    Продолжать учить выполнять артикуляционные упражне­ния для звука [с] в полном объеме.

    Формировать длительную направленную воздушную струю.

    Упражнять в различении слов, близких по звучанию.

    Учить определять наличие звука [с] в ряду звуков.

    Продолжать учить образовывать форму родительного падежа имен существительных.

    Развивать мимическую и интонационную выразительность, память, внимание, целостное восприятие, мелкую моторику.

    Закрепить названия основных цветов.

Оборудование:

Книга со сказкой «Колобок» с иллюстрациями; карточки с артикул. упражнениями; предмет­ные картинки (сосна, санки, насос или чайник); мячи, неровные дорожки; разрезная картин­ка с изображением мяча.

1. Организационный момент.

Садись перед зеркалом поудобнее, сегодня на занятии мы будем рассказывать сказку. Ты узнал эту сказку? Как она называется? Колобок

2. Артикуляционная гимнастика.

Жили – были дед да баба. Жили они в домике за высоким забором. (Выставляется символ артикуляционного упражнения «Заборчик») Жили они, не тужили. По утрам они чистили свои зубки. Вот так….(упр. «Почисти зубки») Бабка месила тесто и пекла деду блинчики. (Упр. «Блинчик). Дед очень любил блинчики, чтоб не обжечься дул на них. Вот так….(упр. «Остуди блинчик») Жила у бабки с дедкой кошка. Она выгибала свою спинку. Вот так….(упр. «Киска спинку выгибает») Кошка ловила мышей, потому что они мешали ей спать, все время пищали: «Пи пи пи». Вот испекла бабка как-то не блины, а колобок, да положила его на окно студиться. Скучно стало лежать колобку, он прыг, да покатился по дорожке.

3. Восприятие звука в начале слов

Повстречал колобок …Кого? Зайца. Что сказал заяц колобку?

Выполни мое задание, тогда я тебя не съем.

(Логопед выставляет картинки: сосна, санки. Просит внимательно слушать и говорить: «ДА», только когда слово будет названо правильно.)

Фанки танки шанки ханки сянки хянки санки тянки санки щанки

Фафна хахна сосна фасна шашна сясьна сосна сашна сахна тасна

4. Формирование длительной направленной воздушной струи.

Заяц любит играть в футбол. Давай забьем ему гол.

5. Восприятие звука в потоке звуков

Покатился колобок дальше. А навстречу ему волк. У волка прокололось колесо, ему надо его накачать насосом. Насос свистит ССССС. Волк будет накачивать колесо, а ты, если услышишь, что насос работает правильно, хлопни в ладоши.

6. Развитие мелкой моторики

Помоги медведю пройти по узкой дорожке, а то он очень неуклюжий. (Хождение пальчиками по шершавой дорожке)

Раз, два, три, четыре, пять

Будем мишке помогать.

Раз, два, три, четыре, пять

Будут пальчики шагать.

Пальчиковая гимнастика с мячиками.

Эта ручка - правая,

Эта ручка - левая.

Дети показывают правую, затем левую ладонь. На ладонях мячики.

Я на мячик нажимаю,

Я зарядку делаю.

Попеременно сжимают и разжима­ют ладони.

Будет сильной правая,

Будет сильной левая.

7. Развитие целостного восприятия, закрепление основных цветов.

Шла лисичка, обронила свою игрушку, а собрать не может. Помоги лисичке, она тогда не съест нашего колобка. Какого цвета получился твой мяч?

8. Итог

Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец, а кто помогал рассказывать – умница!!!

Кого встретил колобок первого? (зайца)……

Конспект индивидуального занятия подготовительного этапа для звука [c]

Цель: подготовить артикуляционный и слуховой аппараты к постановке звука [c]

Задачи:

  1. Коррекционные: выработка нижнего положения кончика языка развитие артикуляционной моторики,
  2. Развивающие: формирование сильной и направленной воздушной струи,

Развитие фонематического анализа,

Развитие фонематического восприятия,

  1. Воспитательные: воспитание самоконтроля, самооценки.

Оборудование: предметные картинки, игра на дыхание «вини-пух и пчелки»

Ход занятия:

Винни идет в гости к своему другу-Пятачку, но дорога его лежит через густой лес. Чтобы пройти через этот лес необходимо выполнить задания, давай поможем Винни?

Лопаточка : язычок наш, как лопатка:

Горка : выше, горка, поднимись Колесо : покатилось колесо

Трубочка

  1. Я сейчас тебе буду петь разные песенки, а ты, если услышишь песенки водички «ссс…» хлопни в ладоши: ж, м, ш, в, а, с, у, р, ц, с,
  2. Артикуляционная гимнастика: давай с тобой разомнем наш язычок.

Лопаточка : язычок наш, как лопатка:

Закругленный, плоский, гладкий

Горка : выше, горка, поднимись Колесо : покатилось колесо

Мы помчимся с горки вниз! отвалилось, вот и все…

Трубочка : трубочка, гуди сильней колесо, вернись назад,

Созовем мы всех друзей! пожалей мой самокат!

  1. Посмотри, Винни нес пятачку бочонок с медом, но налетели пчелы и собираются съесть весь мед, давай их прогоним (сдуть пчелок, сначала просто, затем через трубочку)
  2. Посмотри, лесные жители приготовили для Винни еще одно задание. Нужно найти все картинки со звуком [с] и определить, в начале, середине или конце находится звук?
  3. Артикуляционная гимнастика: давай с тобой разомнем наш язычок.

Лопаточка