Психология - наука о душе. С помощью нее мы можем анализировать человеческое поведение, корректировать внутреннее состояние, определять области, в которых индивид может лучше реализоваться, и многое другое.

Множественные направления психологии, существующие сегодня, формировались на протяжении долгого времени и возникали по мере необходимости: когда специалисты сталкивались со сложной проблемой, которую не могли решить с помощью имеющихся методов, они были вынуждены применять новые подходы, которые, будучи эффективными, потом становились отдельными отраслями.

В этой статье мы определим основные из них, а также те, которые возникли относительно недавно.

Основные направления в психологии

Изначально психологию разделяют на два вида: фундаментальную (теоретическую, базовую) и прикладную (практическую). Они взаимосвязаны между собой: практическая психология «подталкивает» теоретиков к тому, что нужно изучить, а они, в свою очередь, поставляют информацию практикам, чтобы те могли применить разработанные системы. Поэтому эти две отрасли равноценны и одинаково важны.

Фундаментальные знания психологии сгруппированы в отрасль общей психологии. Здесь субъектом исследований выступают общие вне зависимости от того, в какой области жизни они проявляются.

Прикладная отрасль занимается вопросами, которые ограничены родом деятельности людей или различными ситуациями, социальным положением, возрастом и другими параметрами. Она нацелена на то, чтобы практически улучшить определенную область: например, семейная психология, реабилитационная и др.

Предметы изучения общей психологии:

  • личность и ее характеристики (общие);
  • ощущение;
  • восприятие;
  • мышление;
  • память;
  • воображение;
  • воля;
  • темперамент и характер.

Предметы изучения прикладной психологии

  • образовательная сфера (поведение и самоощущение учеников, воспитателей, преподавателей и др.);
  • трудовая;
  • медицинская;
  • управленческая.

Здесь мы видим такие направления психологии, как: педагогическая психология, трудовая, инженерная, психология управления, юридическая, возрастная и медицинская.

Педагогическая и возрастная психология взаимосвязаны. В зависимости от возраста ребенка оказывается помощь в его адаптации к социуму и осуществляется корректировка способностей для успешного усвоения знаний. Также осуществляется поддержка взрослых людей, которые нуждаются в обучении: психолог оценивает их особенности и способности, и, учитывая это, дает советы касательно методики обучения и повышения эффективности усвоения новых знаний.

Среди прикладных отраслей психологии выделяется также психодиагностика, которая занимается изучение данных о психике детей и взрослых. Среди методов самым популярным является психологический тест, который состоит либо из вопросов, либо требует от пациента нарисовать картину, выбрать цвет, и так далее.

Медицинская психология граничит с психиатрией, поскольку объект ее исследования - пограничные состояния пациентов, где осуществляется переход от психологической проблемы к психическому заболеванию. Это очень ответственная область деятельности психолога, поскольку от него зависит, останется ли человеческое состояние в пределах нормы или перерастет в патологию, которая требует уже медикаментозного лечения у психиатра.

Основные направления современной психологии

20 век стал очень важным этапом в развитии психологии, поскольку открыл миру гениальных людей, внесших большой вклад в явив новые методы и способы изучения индивида и работы с ним. Среди них масса необычных взглядов на классическое понимание личности, где применяются такие же нетипичные методики корректировки

Такие направления психологии, как психоанализ, коучинг, логотерапия, психодрама, когнитивная психология и НЛП в современном мире являются достаточно распространенными, и, главное признаны эффективными. Каждый метод - ключ к конкретной личности и путь разрешения ситуации, поэтому очень важно определить, какой из перечисленных методов может оказать максимальное воздействие на пациента.

Психоанализ введен Зигмундом Фрейдом и направлен на изучение динамики либидо, от которого, по мнению основателя направления, и зависит строение психики и основные поведенческие особенности человека. Также этому разделу психологии свойственно акцентированное внимание к детству человека, когда закладываются основные модели и стереотипы, представления о жизни и мире.

Затем идеи, изложенные З. Фрейдом, продолжил Карл Юнг, внеся некоторые корректировки. Он расширил область психоанализа, добавив к индивидуальному Здесь же он вводит понятие архетипов - изначальных образов, которые присутствуют в личности каждого, но в разной степени проявлены. Для изучения собственной психики К. Юнг предлагал обращать внимание на сновидения, в которых с помощью образов проявляется личность человека и его истинные желания и эмоции.

Такие направления психологии, как психодрама и логотерапия, сейчас не так распространены, как другие современные отрасли. В психодраме происходит обмен опытом между участниками группы с участием физических действий, которые направлены на раскрытие личности и ее творческого потенциала. Логотерапия предлагает обрести смысл жизни, после чего человек сможет решить все свои Однако смысл жизни должен быть достижим, чтобы не возникло фрустрации. Основной метод логотерапии - сократический диалог, который эффективен при неврозах, фобиях и депрессии.

Таким образом, психологических методик и направлений достаточно много, и сегодня нельзя говорить в психологии как единой и целостной науке, скорее, это совокупность отраслей и систем психологического знания.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ПОМОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ М.В.ЛОМОНОСОВА"

Кафедра психологии

Контрольная работа

по дисциплине « Общая психология»

Выполнил: студент 2 курса заочной формы обучения ФПНО и СП, специальность «Социальная педагогика»

Коротков Юрий Петрович

Проверил преподаватель:

Иванова Марина Витальевна

Архангельск, 2010


1. Краткая характеристика основных направлений психологии: психоанализ, гештальтпсихология, когнитивная психология, бихевиоризм, гуманистическая психология, отечественная психология.

Психоанализ создан в конце XIX века австрийским учёным З. Фрейдом. Первоначально Фрейд занимался физиологическими исследованиями, даже изобрёл метод окрашивания нервных тканей, однако позднее, увидев неприменимость данных знаний в психологическом консультировании, отказался от какой-либо опоры на психофизиологические данные в своих работах. В ранний период психоанализа Фрейд совместно с Йозефом Брейером разработал катартический метод лечения неврозов, в отношении которого позже стал применяться термин «абреакция». Переломной датой для психоанализа считается 24 июля 1895 года, когда Фрейду приснился сон, после которого он пришёл к выводу о том, что сновидения имеют смысл, являясь символическими сообщениями из области бессознательного, и поддаются рациональному анализу и истолкованию. В дальнейшем это привело к применению Фрейдом метода свободных ассоциаций.

Вплоть до 1910, когда психоанализ поддержал психиатр со степенью К. Г. Юнг, это направление игнорировалось научным миром. В первой половине XX века от «классического фрейдизма» отпочковался ряд направлений - К. Г. Юнга, Альфреда Адлера, Эриха Фромма и других, оспаривавших те или иные постулаты Фрейда.

Последние полвека психоанализ бурно развивался. Современные теоретические разработки (например, теория объектных отношений) значительно расширили границы психоаналитического знания.

Сущность психоанализа

Теория человеческого поведения, первая и одна из наиболее влиятельных теорий личности в психологии - см. также Психология личности. Обычно относится к классическому психоанализу, созданному Зигмундом Фрейдом, но употребляется также к любой производной (даже сильно отличающейся от него теории), например аналитической психологии Юнга или индивидуальной психологии Адлера, которые предпочитают обозначать термином «неопсихоанализ».

Основные идеи психоанализа

Бессознательное - особые психические силы, лежащие за пределами сознания, но управляющие поведением человека.

Сознательное - одна из двух частей психики, осознаваемая индивидом - определяет выбор поведения в общественной среде, однако не всецело, так как сам выбор поведения может инициироваться бессознательным. Сознание и бессознательное находятся в антагонистических отношениях, в бесконечной борьбе бессознательное всегда побеждает. Психика автоматически регулируется принципом удовольствия, который модифицируется в принцип реальности, и при нарушении баланса осуществляется сброс через бессознательную сферу.

Гештальтпсихология.

Гештальт-психология (нем. Gestalt - целостная форма или структура) - школа психологии начала XX века. Основана Максом Вертгеймером в 1912 году.

Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы, в частности, «закон группировки», «закон отношения» (фигура/фон).

Гештальт (нем. Gestalt - форма, образ, структура) - пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей. Одним из ярких тому примеров, по Келлеру, является мелодия, которая узнается даже в случае, если она транспонируется на другие элементы. Когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, узнаем её. Но если состав её элементов изменится, мы все равно узнаем мелодию, как ту же самую. «Если сходство двух явлений (или физиологических процессов) обусловлено числом идентичных элементов и пропорционально ему, то мы имеем дело с суммами. Если корреляция между числом идентичных элементов и степенью сходства отсутствует, а сходство обусловлено функциональными структурами двух целостных явлений как таковых, то мы имеем гештальт» (Карл Дункер).

Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания - характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву.

Гештальтпсихология обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёлеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур - гештальтов. Выступая против выдвинутого психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, они предлагали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. По мнению этих теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. Собственно гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений.

Гештальтпсихология считала, что целое не выводится из суммы свойств и функций его частей (свойства целого не равны сумме свойств его частей), а имеет качественно более высокий уровень. Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами. Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы. Гештальтпсихология наряду с феноменологией и психоанализом легла в основу гештальттерапии Ф. Перлза, который перенес идеи гештальтпсихологов с когнитивных процессов до уровня миропонимания в целом.

Когнитивная психология - раздел психологии, изучающий когнитивные, т. е. познавательные процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений. Когнитивные способности в информационных единицах не очень велики и составляют по экспериментальным данным В. М. Лившица 120 бит/чел.час. Когнитивный процесс подчиняется гносеологическому принципу А. Н. Колмогорова и имеет волновую форму в нелинейных средах.

Многие положения когнитивной психологии лежат в основе современной психолингвистики. Это направление возникло под влиянием информационного подхода. Когнитивная психология во многом основывается на аналогии между преобразованием информации в вычислительном устройстве и осуществлением познавательных процессов у человека. Так были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, прежде всего памяти (Р. Аткинсон).

Наибольшее распространение получил вычислительный вариант, где психика представляется в виде устройства с фиксированной способностью к преобразованию сигналов. Здесь главная роль отводится внутренним когнитивным схемам и активности организма в процессе познания.

Представим действия, которые выполняет компьютер: получение, манипуляции с символами, сохранение в памяти элементов информации, извлечение их из памяти и т.д. Не побуждает ли это предположить, что познавательные процессы реальны, "что их можно исследовать и даже, может быть, понять" (У. Найссер). В этом случае когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая устройства ввода, хранения, вывода информации с учетом ее пропускной способности.

Бихевиоризм - направление в психологии, определившее облик американской психологии в XX столетии, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. (Отсюда и название - от англ. behavior, поведение.) Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и кончаются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику.

Истинный смысл событий, связанных с возникновением и стремительным развитием бихевиористского движения, был иным и заключался не в аннигиляции психики, а в изменении понятия о ней.

Одним из пионеров бихевиористского движения был Эдвард Торндайк (1874-1949). Сам он называл себя не бихевиористом, а «коннексионистом» (от англ. «connection» - связь). Однако об исследователях и их концепциях следует судить не по тому, как они себя называют, а по их роли в развитии познания. Работы Торндайка открыли первую главу в летописи бихевиоризма.

Торндайк больше чем кто бы то ни было подготовил возникновение бихевиоризма. Вместе с тем, как отмечалось, он себя бихевиористом не считал; в своих объяснениях процессов научения он пользовался понятиями, которые возникший позднее бихевиоризм потребовал изгнать из психологии. Это были понятия, относящиеся, во-первых, к сфере психического в ее традиционном понимании (в частности, понятия об испытываемых организмом состояниях удовлетворенности и дискомфорта при образовании связей между двигательными реакциями и внешними ситуациями), во-вторых, к нейрофизиологии (в частности, «закон готовности», который, согласно Торндайку, предполагает изменение способности проводить импульсы). Бихевиористская теория запретила исследователю поведения обращаться и к тому, что испытывает субъект, и к физиологическим факторам.

После выделения психологии в середине XIX в. в самостоятельную научную дисциплину произошла ее дифференциация на несколько направлений (или течений). Основные направления развития психологии в XX в.:

Бихевиоризм;
психоанализ, или фрейдизм;
гештальтпсихология;
гуманистическая психология;
генетическая психология;
индивидуальная психология;
и другие.

Бихевиоризм – одно из ведущих направлений, получившее широкое распространение в разных странах и в первую очередь в США. Родоначальники бихевиоризма – Э. Торндайк (1874–1949) и Дж. Уотсен (1878–1958). В данном направлении психологии изучение предмета сводится, прежде всего, к анализу поведения, которое широко трактуется как все виды реакций организма на стимулы внешней среды. При этом из предмета исследования исключается сама психика, сознание. Основное положение бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание и психику, которые невозможно наблюдать непосредственно. В качестве основных задач ставились следующие: научиться по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакции определить или описать вызвавший ее стимул. Согласно бихевиоризму человеку присуще относительно небольшое число врожденных поведенческих феноменов (дыхание, глотание и т.п.), над которыми надстраиваются более сложные реакции, вплоть до сложнейших «сценариев» поведения. Выработка новых приспособительных реакций происходит с помощью проб, осуществляемых до тех пор, пока одна их них не даст положительный результат (принцип «проб и ошибок»). Удачный вариант закрепляется и в дальнейшем воспроизводится.

Психоанализ, или фрейдизм – общее обозначение различных школ, возникших на базе психологического учения З. Фрейда (1856–1939). Для фрейдизма характерно объяснение психических явлений через бессознательное. Его ядром является представление об извечном конфликте между сознательным и бессознательным в психике человека. По мнению З. Фрейда, действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от сознания. Он создал метод психоанализа, основой которого является анализ ассоциаций, сновидений, описок и оговорок и т.д. С точки зрения З. Фрейда, корни поведения человека находятся в его детстве. Основополагающая роль в процессе формирования человека отводится его сексуальным инстинктам и влечениям.

Гештальтпсихология – одно из крупнейших направлений зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половине XX в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения ее организации и динамики в виде особых неделимых образов – «гештальтов». Предметом изучения стали закономерности формирования, структурирования и трансформации психического образа. Первые экспериментальные исследования гештальтпсихологии были посвящены анализу восприятия и позволили в дальнейшем выделить ряд феноменов в этой области (например, соотношение фигуры и фона. Главные представители этого направления – М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффка.

Гуманистическая психология – направление зарубежной психологии, в последнее время бурно развивающееся и в России. Главным предметом гуманистической психологии является личность как уникальная целостная система, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В рамках гуманистической психологии заметное место занимает теория личности, разработанная американским психологом А. Маслоу (1908–1970). Согласно его теории все потребности выстраиваются в своеобразную «пирамиду», в основании которой лежат низшие, а на вершине – высшие потребности человека (рис. 11. Ведущие представители этого направления: Г. Олпорт, К. Роджерс, Ф. Бэррон, Р. Мэй.

Генетическая психология – учение, разработанное Женевской психологической школой Ж. Пиаже (1896–1980) и его последователями. Предмет изучения – происхождение и развитие интеллекта у ребенка, главная задача – исследование механизмов познавательной деятельности ребенка. Интеллект исследуется как показатель индивидуального развития и как предмет действия, на основе которого возникает мыслительная деятельность.

Индивидуальная психология – одно из направлений психологии, разработанное А. Адлером (1870–1937) и исходящее из концепции наличия у индивида комплекса неполноценности и стремления к его преодолению как главного источника мотивации поведения личности.

Психология прошла длинный путь становления. На протяжении всего развития психологической науки в ней параллельно развивались разные направления. Учения, основанные на материалистических взглядах, прежде всего, способствовали развитию естественнонаучного понимания природы психических явлений и становлению экспериментальной психологии. В свою очередь, благодаря идеалистическим философским воззрениям в современной психологии рассматриваются такие проблемы, как нравственность, идеалы, личностные ценности и др.

В этой статье я решила кратко описать основные направления в психологии XX века, а также основные открытия психологов-представителей различных направлений. Это такая своеобразная статья-шпаргалка, которая поможет вам разложить материал по полочкам и усвоить его. На сайте вы сможете найти и более подробные лекции по данным направлениям, если будет такая необходимость.

Бихевиоризм — это наука о поведении и способах влияния на него.

Такое направление психологической науки как бихевиоризм появилось в 1913 году после публикации статьи психолога Джона Уотсона в известном психологическом журнале. Он высказал немыслимую для того времени идею, которая породила совершенно новое направление в изучении человека, а также новые методы исследования, и последователей, среди которых были Беррес Скиннер, Эдвард Торндайк, Эдвард Толмен.

Бихевиористы считали, что сознания не существует , а разнообразные психические явления невозможно изучить, т.е. подвергнуть объективным методам исследования, так как либо нельзя доказать, что данные явления действительно есть, либо данные явления просто не доступны для изучения.

Представители данного направления считали, что поведения возникает из-за каких-либо факторов окружающей среды, а не из-за внутренних факторов. Они вывели формулу, которая называется «стимул-реакция»(S →R) . Она означает, что любая реакция (R) организма человека или животного была вызвана определенным стимулом (S). Бихевиористы также считали, что поведение можно контролировать. Для этого нужно правильно подбирать стимулы, чтобы вызвать определенное, соответствующее данному стимулу, поведение.

Бихевиористы проводили много интересных, но иногда не совсем этичных, экспериментов и исследований.
Например, Дж. Уотсон провел эксперимент с маленьким Альбертом , в ходе которого прививал мальчику реакцию страха, чтобы доказать состоятельность своей теории.

Э. Торндайк ставил опыты над животными. Для этого он специально изобрел «проблемные ящики» , в которые и помещались животные для преодолевания различных препятствий. С помощью своих исследований, Торндайк определил, что животные обучаются по методу «проб и ошибок» , и вывел законы научения .
Необихевиорист Б. Скиннер разработал концепцию оперантного научения, которая включает в себя систему поощрений и наказаний.


Э. Толмен (тоже необихевиорист) предложил когнитивную теорию научения, поставил несколько опытов над крысами, в результате чего сформулировал гипотезу «когнитивных карт» . Также он дополнил формулу S →R дополнительной промежуточной переменной (О — организм). В результате, его формула выглядит так: S-O-R.

Рефлексологическое направление

Рефлексология (рефлексологическое направление в психологии) – это естественнонаучное направление в психологии, рассматривающее психическую деятельность, как совокупность рефлексов, образовавшихся в результате воздействия внешней среды на животных или человека. Данное направление является частью отечественной психологии.

Данное направление возникло в начале XX века. И.М. Сеченов считается основоположником рефлексологии. Он обосновал рефлекторную природу психики, открыл рефлексы головного мозга и центральное торможение . Вся теория Сеченова была построена на понятии «рефлекса».


И.П. Павлов создал учение об условных рефлексах . Они возникают в течение жизни, могут изменяться и исчезать. Условные рефлексы индивидуальны, они также способствуют адаптации.
Павлов ввел понятие «первая сигнальная система» , которая составляет основу ВНД (высшей нервной деятельности) и сводится к совокупности разных условных и безусловных рефлексов на непосредственные раздражители или их следы. Второй сигнальной системой, по его мнению, является речь.

В.М. Бехтеревым было предложено учение о сочетательных рефлексах . Согласно его взглядам, воздействие двух стимулов должно протекать смежно во времени для формирования сочетательного рефлекса. По его мнению, психика человека строится по принципу сочетания нового опыта со следами старого. Бехтерев также изучал и вопросы личности и коллектива .

Узнать подробнее о рефлексологии и ее представителях можно нажав на !

Гештальтпсихология

Гештальтпсихология — это направление западной психологии ХХ века, которое изучало психику с точки зрения целостных структур (гештальтов).

Среди основоположников данного направления выделяют Макса Вертгеймера, Вольфганга Келлера и Курта Коффка . Значительный вклад в развитие гештальт-теории внес и Курт Левин.
На основе гештальт-психологии Фридрих Перлз создал новое направление психотерапии — гештальт-терапия .

Представители данного направления считали, что принципы разделения сознания неверны, так же как и восприятие не является простой совокупностью чувств. Гештальт-психологи акцентировали свое внимание не на отдельных частях явлений, а на их целостности. Таким образом, они пришли к мнению, что сознание соединяет все компоненты в единое целое, образуя гештальт .


Гештальт — это основное понятие гештальтпсихологии, в переводе с немецкого означает «структура», «целостная конфигурация», т.е. некое организованное целое, свойства которого не сводятся к свойствам его частей.

Исследования гештальт-психологов позволили открыть , а также и принципы гештальта : близости, непрерывности, сходства, простоты, фигура-фон и др.

Гештальтпсихология берет свое начало с открытия М. Вертгеймером фи-феномена ( перемещения двух поочередно включающихся источников света), который доказал, что восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений.

Далее свой вклад внес К. Коффка , который изучал развитие восприятия у детей и восприятие цвета детьми. Он пришел к выводу, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется предмет. Так же он сформулировал закон «трансдукции» , который доказывал, что дети воспринимают не сами цвета, а их отношения.


В. Келлер открыл феномен инсайта (внутреннего озарения), доказав, что он присущ не только животным, но и людям. Также он ввел принцип изоморфизма .

К. Левин создал теорию психологического поля . Он считал, что причиной активности человека является намерение, т.е. потребность. Предметы, которые нас окружают, создают психологическое поле, в котором находится и развивается человек. Воздействуя на человека, предметы, имеющие определенные заряды, вызывают в нем потребности, а они, в свою очередь, вызывают напряжение. Это напряжение Левин назвал квази-потребностью . В такой ситуации человек стремится к разрядке, т.е. удовлетворению данной потребности.

Психоаналитическое направление

Психоанализ

Ни одно психологическое направление не приобрело столь широкую известность за пределами этой науки, как фрейдизм.
3. Фрейд назвал свое учение психоанализом — по имени метода, разработанного им для диагностики и лечения неврозов.
Второе название — глубинная психология — это направление получило название по своему предмету исследования, т.к. концентрировало свое внимание на изучении глубинных структур психики.


Фрейд выдвигал на передний план жизненные вопросы, которые никогда не перестанут волновать людей, например, о сложности внутреннего мира человека, об испытываемых им душевных конфликтах, о последствиях неудовлетворенных влечений, о противоречиях между «желаемым» и «должным».

Опыты с гипнозом показали, что чувства и стремления могут направлять поведение субъекта, даже когда они не осознаются им. Далее, Фрейд отказался от гипноза как метода психотерапии в пользу метода «свободных ассоциаций» . Он использовал «свободные ассоциации» для того, чтобы проследить ход мысли своих пациентов, скрытый не только от врача, но и от них самих.

Таким образом, Зигмунд Фрейд пришел к некоторым выводам.
Со структурной точки зрения психика содержит, по Фрейду, три образования: «Я», «Сверх-Я» и «Оно» . «Я» — это вторичный, поверхностный слой душевного аппарата, именуемый обычно сознанием.

Две последние системы локализованы в слое первичного психического процесса — в бессознательном . «Оно» — это место сосредоточения двух групп влечений:
а) влечения к жизни , или эроса, куда входят сексуальные влечения и влечение к самосохранению «Я»;
б) влечение к смерти , к разрушению — танатоса.

Аналитическая психология Юнга

З.Фрейд оказал решающее влияние на научные взгляды К.Юнга . Юнг в отличие от Фрейда утверждал, что «не только самое низкое, но и самое высокое в личности может быть бессознательным «. Не соглашаясь с Фрейдом, Юнг считал либидо обобщенной психической энергией, которая может принимать различные формы.

Не менее значимым были и разногласия в толковании сновидений и ассоциаций . Фрейд считал, что символы являются заместителями других, вытесненных предметов и влечений. В противовес ему Юнг был уверен, что только знак, осознанно употребляемый человеком, замещает что-то другое, а символ является самостоятельной, живой, динамической единицей. Символ ничего не замещает, но отражает психологическое состояние, которое испытывает человек в данный момент.

Поэтому Юнг был против символической интерпретации снов или ассоциаций, разрабатываемой Фрейдом, считая, что необходимо идти вслед за символикой человека вглубь его бессознательного. Короче говоря, разногласий было много.


Юнг расширил модель психики Фрейда. Наряду с индивидуальным бессознательным он постулирует наличие коллективного бессознательного . В коллективном бессознательном в форме архетипов фиксируется весь опыт человечества. Архетипы наследуются и являются универсальными для всех представителей человеческого рода.

Юнг выделил два вида психологической направленности личности: интровертивную (на внутренний мир) и э кстравертивную (на внешний мир) и создал учение о восьми психологических типах.

Узнать подробнее об аналитической психологии можно нажав !

Индивидуальная психология Адлера

Альфред Адлер стал основателем нового, социально-психологического направления. Именно в развитии этих своих новых идей он и разошелся с Фрейдом. Его теория очень мало связана с классическим психоанализом и представляет целостную систему развития личности.

Адлер отрицал положения Фрейда и Юнга о доминировании индивидуальных бессознательных инстинктов в личности и поведении человека, инстинктов, которые противопоставляют человека обществу и отделяют от него. Не врожденные инстинкты, не врожденные архетипы, а чувство общности с людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, — вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер.

А. Адлер , в целом принимая структурную модель психики, разработанную 3. Фрейдом, заменяет крайне абстрактные движущие силы личности Эрос и Танатос на более конкретные. Он предположил, что жизнь человека определяется борьбой : п отребности во власти и превосходстве и потребностью в привязанности и принадлежности к социальной группе . Центральным для концепции Адлера стало понятие « » .

Узнать подробнее о психоаналитическом направлении можно нажав !

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология — это направлении в психологии, возникшее в XX веке, предметом исследования которого стала здоровая творческая личность, цель которой самоосуществление, самоактуализация и рост.
Основателями гуманистической психологии считаются А. Маслоу и К. Роджерс.


С точки зрения Абрахама Маслоу , каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации . Причем подобное активное стремление к раскрытию своих способностей и задатков, развитию личности и скрытого в человеке потенциала является наивысшей человеческой потребностью.

Правда, для того, чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей. Прежде, чем начинает «работать» потребность каждого вышележащего уровня, потребности нижележащих уровней уже должны быть удовлетворены.

Иерархия потребностей по Маслоу:
1) физиологические потребности (потребность в еде, питье, дыхании и т.д.);
2) потребность в безопасности (чувства стабильности, порядка, защищенности, отсутствие страха и тревоги);
3) потребность в любви и чувстве общности, принадлежности к определенной группе;
4) потребность в уважении со стороны окружающих и в самоуваже­нии;
5) потребность в самоактуализации.

Карл Роджерс известен прежде всего благодаря своему популярному в психотерапии методу под названием личностно-ориентированная терапия (психотерапия, центрированная на клиенте).

У Роджерса был свой особый подход к психокоррекции . Он исходил из того, что психотерапевт должен не навязывать свое мнение пациенту, а подводить его к правильному решению, которое последний принимает самостоятельно. В процессе терапии пациент учится больше доверять себе, своей интуиции, своим ощущениям и побуждениям, начнет лучше понимать себя, а значит и окружающих.

Возлагая основную от­ветственность за происходящие во время лечения перемены не на тера­певта, а на клиента, Рождерс указывает на то, что человек, благодаря своему разуму, в состоянии самостоятельно менять характер своего поведения, заменяя нежелательные действия и поступки на более желательные.

По его мнению, мы вовсе не обречены вечно находиться под властью бессознательного или собственных детских переживаний. Личность человека определяется настоящим , она формируется под влиянием наших сознательных оценок происходящего.

Роджерс также разделял позицию Маслоу о присущей каждому потребности в самоактуализации , считая, что основной причиной неврозов является расхождение между тем, кем себя считает человек, и тем, каким он хочет быть.
Стремление к самоактуализации, по Роджерсу, является г лавным мотивом деятельности человека. Хотя это стремление носит врожденный характер, его развитию могут способствовать (или, напротив, препятствовать) детские переживания и научение.


Другим ярким представителем гуманистической психологии является Гордон Олпорт .
К важнейшим заслугам Олпорта относится то, что он одним из первых заговорил об уникальности каждого человека . Он утверждал, что каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл черта .

Эти потребности, или черты личности, он разделял на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и представляют собой врожденные, генотипические образования, а инструментальные оформляют поведение и формируются в процессе жизни человека, т. е. являются фенотипическими образованиями. Набор этих черт и составляет ядро личности, придает ей уникальность и неповторимость.

Одним из главных постулатов теории Олпорта было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся системой. Он исходил из того, что человек прежде всего социальное, а не биологическое существо и потому не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом.

Он доказывал, что в основе развития человеческой личности лежит как раз потребность взорвать равновесие, достичь новых вершин, т.е. потребность в постоянном развитии и совершенствовании.

Экзистенциальная психология

Экзистенциальная психология — это направление в психологии, возникшее в XX веке и изучающее проблемы жизни и смерти, свободы и ответственности, общения и одиночества , а также проблему смысла жизни .

Экзистенциалисты считали, что эти проблемы выполняют динамическую функцию по отношению к человеку - побуждают развитие его личности. Но столкновение с ними болезненно, поэтому люди склонны защищаться от них, что зачастую приводит к иллюзорному решению проблемы.

Представители экзистеализма утверждали, что люди должны начать переоценивать ценности, стараться не совершать тривиальных, типичных, лишенных оригинальности, бессмысленных поступков, глубже понимать смысл жизни в настоящем, стать свободными от внешних и внутренних обстоятельств.

Экзистенциальная психология придерживается точки зрения, согласно которой люди несут значительную долю ответственности за то, какие они есть. Существованию отдается предпочтение перед сущностью, рост и перемены считаются более важными, чем устойчивые и неподвижные характеристики, процесс имеет преимущество перед результатом.


Яркий представитель данного направления - Виктор Франкл , автор логотерапии и экзистенциального анализа, объединенных общим названием Третья венская школа психотерапии.

Франкл считает основной движущей силой личности не потребность раскрыть себя (самоактуализироваться), а потребность выйти за пределы своей ограниченности, «самотрансцендироваться». Это стремление человека может быть названо волей к смыслу . Франкл уделяет особое внимание ситуации смыслоутраты («экзистенциального вакуума» ) и поиску смысла в безнадежных ситуациях.

Еще одним из ярких представителей экзистенциальной терапии является Джеймс Бьюдженталь , который назвал свою терапию жизнеизменяющей .

Центральную позицию Бьюдженталя можно сформулировать следующим образом: при определенных условиях почти любое действие может вести клиента к усилению работы с субъективностью; искусство терапевта как раз и состоит в способности адекватно применять весь богатый арсенал, не переходя при этом к манипулированию.

Именно для становления этого искусства психотерапевта Бьюдженталь описал 13 основных параметров терапевтической работы и разработал методику развития каждого из них.


Теоретическим и идейным лидером экзистенциальной психотерапии принято считать выдающегося американского психолога и психотерапевта Ролло Мэя . Вслед за К. Роджерсом он внес решающий теоретический и практический вклад в становление психологического консультирования как полноправной специальности.

Мэй уделял особое внимание изучению феноменов страха и тревоги, первым указав, что высокая тревожность не обязательно является признаком невроза. Он разделял тревожность на нормальную и невротическую.

Причем нормальная тревожность нужна человеку, так как держит его в состоянии бдительности и ответственности. Мэй считает, что осознание человеком свободы выбора повышает у него чувство ответственности, которое, в свою очередь, неизбежно вызывает тревожность - озабоченность за эту ответственность выбора.

Невротическая тревога - это неадекватная реакция на объективную угрозу; такая тревога подразумевает подавление и является скорее разрушительной, чем конструктивной. Если нормальная тревога ощущается всегда, когда ценности подвергаются угрозе, то невротическая тревога посещает нас в том случае, если поставленные под сомнение ценности на деле являются догмами, отказ от которых лишит наше существование смысла.


Мэй выделяет три типа онтологической вины , соответствующих ипостасям бытия-в-мире.
1. Umwelt, или «окружающей среде», соответствует вина из-за разделения, преобладающая в «развитых» обществах, вызванная разделением человека и природы.
2. Второй тип вины происходит из нашей неспособности правильно понимать мир других людей (Mitwelt).
3. Третий тип основан на отношениях с собственным «я» (Eigenwelt) и связан с отрицанием нами своих возможностей, а также с неудачами на пути их реализации.

Таким образом, Мэй считал, что задача психотерапевта состоит в помощи человеку при осознании причин его тревоги, зависимостей, мешающих свободному развитию и самосовершенствованию. Свобода связана с гибкостью, открытостью, готовностью к изменениям, что помогает человеку осознать себя и выстроить адекватный своей индивидуальности образ жизни.

Когнитивная психология

В середине 1960-х гг. в США возникло еще одно направление, получившее название «когнитивная психология». Оно появилось как альтернатива . У истоков когнитивной психологии стояли Д. Миллер, Дж. Брунер, Г. Саймон, П. Линдсей, Д. Норман и др.

Когнитивное направление в психологии — это течение, в центре внимания которого оказывается познание и активность сознания. В когнитивизме человек рассматривается прежде всего как существо сознательное. Таким образом, когнитивная психология восстановила роль сознания и на уровне человека, и на уровне животных.


Джордж Миллер занимался проблемами речевой коммуника­ции. Он полностью погрузился в изучение проблем психолингвистики и в 1951 году опубликовал книгу под названием «Язык и общение» . Далее его интересы стали смещаться в сторону более когнитивно ориентированной психологии.

Вместе со своим коллегой он создает при Гарвардском университете исследовательский центр по изучению процессов мышления. Миллер и Брунер выбрали для обозначения предмета своих исследований термин «когнитивная». Именно так они и назвали новый исследовательский центр - Центр когнитивных исследований.

В новом Центре когнитивных исследований занимались разработкой широкого круга разнообразных тем: язык, процессы и образования понятий, мышление и , - большинство из которых уже полностью исчезло из словаря .

Ульрик Найссер прослушал курс по психологии общения у Миллера и ознакомился с основами теории информации. На его развитие также оказала влияние книга Коффки «Принципы гештальт-психологии».

В 1967 году Найссер опубликовал книгу под названием «Когнитивная психология» . Этой книге суждено было «открыть новое поле исследования». Это значит, что когнитивная психология имеет дело с , воображением, мышлением и всеми остальными видами психической активности. Создал


Наиболее значительный вклад в формирование подхода внес швейцарский психолог Жан Пиаже , исследовавший детскую психологию, ориентируясь на стадии когнитивного развития.

Развитие интеллекта Ж. Пиаже рассматривает как форму адаптации к среде путем уравновешивания ассимиляции и аккомодации , усвоения информации и совершенствования схем, способов ее переработки. Это позволяет человеку выжить как биологическому виду.

Развитие интеллекта , по Ж. Пиаже, проходит четыре стадии.

I. Сенсомоторный интеллект (от 0 до 2 лет) проявляется в действиях: усваиваются схемы рассматривания, хватания, круговые реакции, когда младенец повторяет действие, ожидая, что повторится и его эффект (бросает игрушку и ждет звук);

II. Дооперациональная стадия (2-7 лет) — дети усваивают речь, но словом объединяют и существенные, и внешние признаки предметов. Поэтому их аналогии и суждения кажутся неожиданными и нелогичными: ветер дует потому, что деревья качаются; лодка плавает потому, что маленькая и легкая, а корабль плавает потому, что большой и сильный;

III. Стадия конкретных операций (7-11 лет) — дети начинают рассуждать логически, могут классифицировать понятия и давать определения, но все это на конкретных понятиях и наглядных примерах;

IV. Стадия формальных операций (от 12 лет) — дети оперируют абстрактными понятиями, категориями «а что будет, если…», понимают метафоры, могут принимать в расчет мысли других людей, их роли и идеалы. Это — интеллект взрослого.

Для иллюстрации когнитивной теории развития Ж. Пиаже предложил знаменитый эксперимент на понимание феномена сохранения . Только дети 7-8 лет замечали одинаковый объем в стаканах разной формы. И это повторялось в разных странах и культурах.


Леон Фестингер в 1957 году выдвинул теорию когнитивного диссонанса .
Когнитивный диссонанс — это несовпадение когниций, несогласованность сознательных структур.
Когниции — это любые содержательные элементы сознания (темы, идеи, факты, образы и т.п.).

Люди стремятся к внутренней согласованности как к желаемому внутреннему состоянию. В случае возникновения противоречия между тем, что человек знает, или между тем, что он знает и тем, что он делает, у человека возникает состояние когнитивного диссонанса , субъективно переживаемое как дискомфорт. Оно вызывает поведение, направленное на его изменение – человек стремится вновь достичь внутреннего непротиворечия.

Диссонанс может возникать :

    • из логической непоследовательности;
    • из несоответствия когнитивных элементов культурным образцам;
    • из несоответствия данного когнитивного элемента какой-то более широкой системе представлений (коммунист голосует за Путина);
  • из несоответствия данного когнитивного элемента прошлому опыту (всегда нарушал ПДД – и ничего; сейчас оштрафовали).

Выход из состояния когнитивного диссонанса возможен следующим образом:

    • через изменение поведенческих элементов когнитивной структуры;
    • через изменение когнитивных элементов, относящихся к среде;
  • через расширение когнитивной структуры таким образом, чтобы в нее вошли ранее исключавшиеся элементы.

Человек, исследуя поведение окружающих, пытаясь вникнуть в его суть и дать ему прогнозы, выстраивает собственную систему личностных конструктов. Понятие «конструкт» является основным в теории Келли. Конструкт состоит из особенностей , мышления и речи и является классификатором того, как человек воспринимает самого себя и мир вокруг.

Человек трактовался Келли как исследователь, постоянно строящий свой образ реальности посредством личностных конструктов и выдвигающий, исходя из этого образа, гипотезы о будущих событиях. Неподтверждение этих гипотез ведет к большей или меньшей перестройке системы конструктов, позволяющей повысить адекватность последующих предсказаний.

Келли разработал методический принцип “репертуарных решеток” , с помощью которого были созданы методики диагностики особенностей индивидуального конструирования реальности.

С Дж. Келли связывают начало когнитивной терапии. Как психотерапевт, Келли работал в русле когнитивной терапии , являясь ее по сути основателем. В общих чертах терапию можно обозначить, как сравнительный анализ особенностей восприятия и интерпретации людьми внешней информации.

Отечественная психология

Значительный вклад в развитие отечественной психологии XX в. внесли Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и П.Я. Гальперин. Важными также являются все открытия, сделанные в рамках рефлексологического направления (Сеченов, Бехтерев, Павлов) , но о них было рассказано еще в начале этой статьи.


Культурно-историческая концепция развития психики человека:
Л.С. Выготский, У. Бронфенбреннер

Лев Семенович Выготский — один из основоположников советской психологии. Он создал культурно-историческую концепцию общественно-исторического развития психики человека , получившую дальнейшее развитие в общепсихологической теории деятельности.

Выготский стремился определить качественную специфику психического мира человека, разрешить проблему генезиса человеческого сознания и механизмов его формирования.

Он различает два уровня психики человека : низшие натуральные и высшие социальные психические функции.
Натуральные функции даны человеку как природному существу, носят психофизиологический характер — это сенсорная, моторная, пневмоническая (непроизвольное запоминание) функции.


Выготский также ввел понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание и т.п.) как специфически человеческой форме психики и разработал учение о развитии высших психических функций . ВПФ носят социальный характер и составляют второй уровень психики человека.

Ури Бронфенбреннер - американский психолог, специалист в области детской психологии. Автор теории экологических систем (теория социализации и развития ребенка).

По Бронфенбреннеру, экологическая среда развития ребенка состоит из четырех словно вложенных одна в другую систем, которые обычно графически изображают в виде концентрических колец:

    • микросистема — семья ребенка;
    • мезосистема — детский сад, школа, двор, квартал проживания;
    • экзосистема — взрослые социальные организации;
  • макросистема — культурные обычаи страны, ценности, обычаи и ресурсы.

Психологическая теория деятельности: С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев

Теория деятельности или деятельностный подход - это школа советской психологии, основанная А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном на культурно-историческом подходе Л.С. Выготского.

Алексей Николаевич Леонтьев подчеркивал, что деятельность — это особая целостность. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия . Их нельзя рассматривать отдельно друг от друга, они образуют систему.

Фундаментальным вкладом Леонтьева в стала разработка проблемы ведущей деятельности . Этот выдающийся ученый не только охарактеризовал в процессе развития ребенка смену ведущих деятельностей, но и положил начало для изучения механизмов превращения одной ведущей деятельности в другую.

А.Н. Леонтьев предложил свою классификацию стадий развития психики в филогенезе (элементарная сенсорная психика, перцептивная психика и стадия интеллекта). Также особый вклад А.Н. Леонтьев внес в теорию личности.


Сергей Леонидович Рубинштейн обосновал принцип единства сознания и деятельности , который позволил дать новаторскую трактовку сознания не как внутреннего мира, познаваемого субъектом только посредством самонаблюдения, а как высшего уровня организации психической деятельности, предполагающего включенность личности в контекст ее жизненных связей с объективным миром.

На основе принципа единства сознания и деятельности Рубинштейном был проведен большой цикл экспериментальных исследований ключевых проблем психологии, прежде всего касающихся когнитивных процессов (восприятия и памяти, речи и мышления).

Борис Герасимович Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.

Индивид – это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens (акцент на биологической сущности человека).
Личность — это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Субъект деятельности, по своему содержанию, занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека.

Индивидуальность - это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости.


Концепция А.Р. Лурии об основных структурно-функциональных блоках мозга

Александр Романович Лурия - известный советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии, ученик Л. С. Выготского. Лурия особое внимание уделял проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений.

Модель функционального строения мозга, предложенная А.Р. Лурией, характеризует наиболее общие закономерности работы мозга как единого целого и является основой для объяснения его интегративной деятельности. Согласно данной модели, весь мозг может быть подразделен на 3 основных структурно-функциональных блока.

    • I-й блок – энергетический, или блок регуляции уровня активности мозга;
    • II-й блок – приема, переработки и хранения экстероцептивной (т.е. исходящей извне) информации;
  • III-й блок – программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.

Вклад в психологию П.Я. Гальперина

Петр Яковлевич Гальперин рассматривал психические процессы (от восприятия до мышления включительно) как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях. Сама психика в историческом плане возникает лишь в ситуации подвижной жизни для ориентировки на основе образа и осуществляется с помощью действий в плане этого образа.

Таблица 2

Основные школы психологии хх в. И их представители

Направления

Основатели, представители

Суть теорий

Бихевиоризм

Джон Уотсон

Эдуард Торндайк

Беррес Скиннер

Поведение как основной объект исследования, отказ от попыток исследования механизмов деятельности психики

Психоанализ (фрейдизм)

Зигмунд Фрейд

Основная роль в поведении человека принадлежит подсознательным влечениям и инстинктам , недооценивается ведущая роль сознания.

Гештальпсихология

Макс Вертхеймер

Вольфганг Кёлер

Курт Коффка

Попытка объяснить феномены психической жизни исходя из понятия целостного образа (гештальта ), не сводимого к сумме отдельных элементов восприятия.

Гуманистическая психология

Карл Роджерс

Абрахам Маслоу

Гордон Олпорт

Человек воспринимается как активный, свободный, креативный и автономный субъект, обладающий стремлением к самореализации .

Когнитивная психология

Ульрих Найссер

Психика рассматривается как системы когнитивных операций , основным методом выступает анализ микроструктуры того или иного психического процесса.

Трансперсональная психология

Станислав Гроф

Роберто Асаджоли

Карлфрид Дюркгейм

Изучаются феномены сознания, выходящие за рамки обыденного опыта: это - формы измененного сознания , спиритический опыт, сверхсенсорное восприятие, медитация, субъективный наркотический опыт, а также техники или вещества, изменяющие сознание.

Интерактивная психология

Эрик Берн

Человек - существо, главной характеристикой которого является общение , взаимодействие между людьми. Цель психологии – изучать законы общения, взаимодействия, конфликтов.

Советская психология

И.М.Сеченов,

И.П.Павлов, В.М.Бехтерев

Изучили условно-рефлекторные связи в функционировании организма, ставшие основой для выявления закономерностей высшей нервной деятельности.

Л.С.Выготский

Разработал и ввел в науку понятие высших психических функций (мышление, память, речь, внимание) как социально обусловленных форм психики, а также создал культурно-исторической теорию психического развития человека.

С.Л.Рубинштейн

Основоположник теории деятельности , разработал деятельностный подход к анализу психических явлений (связь сознания и деятельности).

А.Н.Леонтьев

Детально обосновал общепсихологическую теорию деятельности.

А.Р.Лурия

Основоположник нейропсихологии, изучил мозговую локализацию высших психических функций и их нарушений.

П.Я.Гальперин

Разработал концепцию последовательного формирования умственных действий .

БИХЕВИОРИЗМ. Направление в психологии, возникшее в США в начале ХХ в. Основоположником бихевиоризма(от англ. behaviour - поведение) был американский психолог Джон Уотсон (1878-1958). Он указал на несостоятельность концепции сознания и зая­вил, что интроспекция – не научный метод познания, т.к. субъективен, не может быть проверен объективными методами и зафиксирован, чтопсихологии следует оказаться от изучения сознания и сосре­доточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, то есть на поведении человека. В рамках этой концепции психологи должны изучать только поступки и реакции человека и животных, не пытаясь проникнуть в механизмы психической деятельности. Последователи Дж. Уотсона – американские психологиЭдуард Торндайк (1874-1949) иФредерик Скиннер (1904-1990) – считали, что поведение (реакция человека) всегда имеет причину (стимул) и является или результатом научения путем проб и ошибок, или заученного «репертуара» навыков. Для описания и объяснения поведения человека и животных бихевиористы предложили схему S – R (стимул – реакция) (Рис. 4).

Рис. 4. Представления бихевиористов о принципе работы мозга

Они считали, что необходимо накапливать наблюдения над поведением с таким расчетом, чтобы можно было сказать наперед, какая будет реакция человека на соответствующую ситуацию (стимул). Основной метод бихевиористов - создание эксперимен­тальных ситуаций, фиксация реакций на воздействие и наблюдение.Они использовали учение Павлова о рефлексах у животных для объяснения сложной психики у человека и считали, что нужное поведение у человека можно сформировать с помощью соответствующих стимулов, можно управлять поведением, вознаграждая или наказывая. Тем не менее, идеи бихевиоризма оказали благотворное влияние на лингвистику, антропологию, социологию, стали одним из истоков кибернетики, внесли вклад в разработку проблемы научения.

ПСИХОАНАЛИЗ. Направление в психологии ХХ в., основателем которого являетсяавстрийский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд (1856-1940). Он считал, что психология должна изучать не стимулы поведения и не сознание, абессознательное .Согласно учению Фрейда, психика содержит, три образования: «Я» («Эго») - сознание, «Сверх–Я» («Супер-Эго») – сверхсознание, совесть, «Оно» («Ид») - бессознательное. Именно бессознательное - желания, влечения, переживания, которые человек не осознает или в которых не может себе признаться, влияют и руководят его поведением. Фрейд считал, что человек рождается с двумя сильными влечениями – к любви (эротическое влечение) и к смерти (агрессия). Но общество (совесть) не позволяет реализовать человеку эти влечения во всю силу. Придерживаясь правил поведения, человек вытесняет из сознания свои желания в бессознательное. Желания как бы исчезают, забываются, но в реальности остаются в психической жизни человека и стремятся к реализации, побуждая человека к тем или иным поступкам. Из бессознательного желания могут «прорываться» в виде сновидений, оговорок, агрессии, невроза и пр. Чтобы исправить поведение человека, нужно анализировать его желания в подсознании. Для выявления этих трех компонентов психики 3. Фрейд разработал новый метод -психоанализ, позволяющий вступать в контакт с бессоз­нательным за счет ослабления контроля сознания, используя принцип «свободных ассоциаций». Этот метод лег в основу большинства современных терапевтических систем.Наиболее яркими представителями психоанализа являются Карл Густав Юнг, Альфред Адлер, Эрик Эриксон, Карен Хорни, Эрих Фромм.

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ. Направление в психологии, возникшее в Германии в начале ХХ в., выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур – гештальтов (от нем. gestalt - форма, образ). Ее основатели – немецкие психологи Макс Вертхеймер (1880-1943), Вольфганг Кёлер (1887-1967), Курт Коффка (1886-1941). Гештальтпсихология критиковала бихевиоризм за исследование изолированных сегментов поведения, которое, по их мнению, является чем-то большим, чем связка рефлексов, т.к. оно целостно. Гештальтпсихологии считали, что качество целостного образования, будь то сознание, образ восприятия, ситуация, несводимо к сумме элементов, составляющих целое, и не может быть выведено из них. Наоборот, целое определяет качественные особенности элементов. Их исследования в области восприятия показали, что восприятие качественно отличается от ощущений и не сводится к их сумме, что для восприятия важно соотношение фигуры и фона, а в построении образа – роль контура. Гештальтпсихологи противопоставляли свою трактовку интеллекта позиции бихевиоризма, которые сводили интеллект к стимульно-реактивным действиям. Для исследования интеллекта В.Кёлер избрал шимпанзе. Обезьяна после нескольких безуспешных попыток достать банан прекращала хаотичные движения, как бы задумывалась, затем брала палку и с ее помощью доставала плод. В.Кёлер считал, что животное решало задачу через перестройку ситуации, в результате чего элементы ситуации оказывались в новых взаимосвязях, приобретали новое значение (палка начинала выступать как средство достижения цели). Это явление было названоинсайтом (инсайт – схватывание, озарение, «ага-решение»). Оно противопоставлялось методупроб и ошибок бихевиористов. В.Кёлер подчеркнул, что «инсайтное поведение» тесно связано со зрительным восприятием, с творческим характером мышления. Идеи гештальтпсихологии легли в основу системного подхода, проблемного обучения, исследований продуктивного творческого мышления и восприятия.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ . Направление в психологии, возникшее в 50-е гг. ХХ в. в США. Ее представители – американские психологи Карл Роджерс (1902-1987),Абрахам Маслоу (1908-1970), Гордон Оллпорт (1897-1967) -предметом психологических исследований считают здоровую творческую личность человека. Человек – не животное, нельзя изучать его реакции, как бихевиористы. Он от природы не агрессивен, не надо изучать его бессознательное, как психоаналитики. А.Маслоу считал, что человек рождается с иерархией потребностей: 1) физиологические (в пище, тепле), 2) потребности в безопасности, 3) в принятии в обществе, в любви, 4) потребность в уважении, самоуважении, 5) в самоактуализации – выполнить всё, на что способен. Пока не будут реализованы потребности низшего уровня, человек не может перейти к высшим. Чем выше поднимается по «лестнице» потребностей, тем больше здоровья, гуманности будет проявлять к другим. Человек, вышедший на высокий уровень, – не злобный, не завистливый, без пороков, не склонен к депрессии, к пессимизму, эгоизму, с высокой самооценкой, демократичен к другим и пр. Согласно гуманистической психологии, цель такой личности – самоосуществление, рост конструктивного начала человеческого «Я». Человек открыт миру и наделен стремлением к непрерывному развитию и самореализации. Любовь, творчество, высшие ценность, смысл – именно эти понятия характеризуют базисные потребности человека. На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика.

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от лат.«когнито» - знание). Направление в психологии, возникшее в начале 60–х гг.ХХ в. в США. Представители этого направления – американский психолог Ульрих Найссер (род. 1928) и другие - отводят в поведении субъекта решающую роль знаниям. Для них центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных (словесных) и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Предмет исследований когнитивной психологии составляют познавательные процессы, главной ее задачей является исследование процессов приобретения, сохранения и использования человеком своих знаний. Современная когнитивная психология работает в следующих исследовательских областях:восприятие, распознавание образов,внимание, память,воображение,речь, психология развития,мышлениеи решение задач, человеческийинтеллекти искусственный интеллект. Основным методом выступаетанализмикроструктуры того или иного психологического процесса.

ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от лат.trans – сквозь, через;рersоna – личность).Направление в психологии, возникшее в середине 60–х гг.ХХ в. в США.. Представители этого направления – чешско-американский психолог Станислав Гроф , итальянский врач и философРоберто Ассаджоли (1889-1974), Карлфрид Дюркгейм (род. 1896) и другие - рассматривают человека как духовное космическое существо, неразрывно связанное со всей Вселенной, Космосом, человечеством, как существо, обладающее возможностью доступа к общемировому информационному космическому полю. Через бессознательную психику человек связан с бессознательной психикой других лиц, с «коллективным бессознательным человечества», с космической информацией, с «мировым разумом». Психологи считали, что психика связана с космосом через бессознательное, у человека могут быть мистические переживания, космическое сознание, что психология должна изучать предельные возможности психики, измененные состояния сознания («трансперсональная» - за пределами личности). Хотя многие положения этого направления не могут пока получить статус вполне научных, в практическом плане многие находки получают дальнейшее развитие. Это - гипнотические техники, различные школы йоги, суфизма, даосизма, шаманизма, опыт наркотического опьянения, работа с различными энергетическими центрами.

ИНТЕРАКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от англ.interactive – взаимодействующие друг с другом).Направление в психологии, возникшее в середине вХХ в. в США,рассматривает человека как общественное существо, главной характеристикой которого является общение, взаимодействие с людьми. Цель психологии – изучать законы общения, взаимодействия, конфликтов. Представитель направления – американский психотерапевт, психолог Эрик Берн (1902-1970), создатель «трансактного анализа», ориентированного на выявление «сценариев» жизненных планов индивида, которые часто навязываются родителями.

СОВЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Важное значение для развития психологической науки рассматриваемого этапа имели открытия и разработки российских ученых. Исследовательская практика стала ориентироваться на прикладные проблемы.

Одним из основоположников научной психологии в России является Иван Михайлович Сеченов (1829-1905) – великий русский физиолог и психолог. В своей работе «Рефлексы головного мозга» (1863) он заложил основы учения о рефлекторной природе психики. Сеченов не отождествлял психический акт с рефлекторным, а только указывал на сходство в их строении. Он смог соотнести рефлекс с психикой благодаря тому, что им было радикально преобразовано само понятие рефлекса. Согласно Сеченову, начальным звеном рефлекса является не высший механический раздражитель, а раздражитель-сигнал. Физиологическим основанием психической деятельности, по Сеченову, является саморегуляция поведения организма посредством сигналов. И. М. Сеченов показал, что наряду с возбуждением в мозгу осуществляется торможение. Раскрытие механизма центрального торможения, который позволяет задерживать рефлексы, позволило показать, как внешние действия могут преобразовываться во внутренние и таким образом заложить основы для исследования механизма интериоризации.

Иван Петрович Павлов (1849-1936) – великий русский ученый-физиолог – основатель учения о высшей нервной деятельности, развил учение о рефлексе. Он ввел понятие условного рефлекса. Это означало, что организм приобретает и изменяет программу своих действий в зависимости от условий - внешних и внутренних.

Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) - выдающийся русский физиолог, психиатр и психолог - создал первую в России экспериментально-психологическую лабораторию (1885) и Психоневрологический институт (1908), в которых проводились комплексные психофизиологические исследования. Разработал естественнонаучную теорию поведения, научную рефлексологию.

Лев Семенович Выготский (1896-1934) - выдающийся отечественный психолог - создал культурно-историческую теорию психики человека, с помощью которой определил качественную специфику психики человека, описал генезис человеческого сознания и механизмы его формирования. Л.С.Выготский различал два уровня психики человека: низшие натуральные и высшие социальные психические функции. Натуральные функции даны человеку как природному существу. Они носят психофизиологический характер - это сенсорная, моторная, пневмоническая (непроизвольное запоминание). Высшие психические функции носят социальный характер. Л.С.Выготский выделяет три стадии интериоризации:первая - взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать;вторая - ребенок перенимает у взрослого способ общения и начинает воздействовать словом на взрослого;третья - ребенок начинает воздействовать словом на себя.

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960) – выдающийся отечественный психолог и философ – основоположник теории деятельности, разработал деятельностный подход к анализу психических явлений (связь сознания и деятельности).

Алексей Николаевич Леонтьев (1903 - 1979) - выдающийся отечественный психолог - выдвинул и детально обосновал общепсихологическую концепцию деятельности.

Александр Романович Лурия (1902 - 1977) - выдающийся отечественный психолог, основоположник нейропсихологии - изучил мозговую локализацию высших психических функций и их нарушений.

Петр Яковлевич Гальперин (1902 – 1988) – отечественный психолог - разработал концепцию последовательного формирования умственных действий , которая и сейчас реализуется в учебном процессе многих отечественных и зарубежных образовательных учреждений всех уровней.