Сегодня, когда информация станлвится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, чтло современное образование-это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования, расширяет возможность самостоятельной деятельности, формирует навык исследовательской деятельности, обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным биьлиотекам. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние интерактивных информационно-коммуникативных технологий на повышение качества обучения.

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние пять лет наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира.

Школа - часть общества, и в ней, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.

Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

О целесообразности использования ИКТ в обучении младших школьников говорят такие их возрастные особенности, как лучшее развитие наглядно-образного мышления по сравнению с вербально-логическим, а также неравномерное и недостаточное развитие анализаторов, с помощью которых дети воспринимают информацию для дальнейшей ее переработки; если информация не воспринята, то она не может быть понята, усвоена, не может стать достоянием личности, элементом ее культуры.

Где же сегодня находят широкое применение ИКТ? Прежде всего, на уроке. В своей работе я часто применяю ИКТ на различных уроках, а также во внеклассной работе. Это стало возможным, благодаря оборудованию нашего кабинета.

Новые федеральные государственные образовательные стандарты изменяют форму подачи материала и роль ученика в получении знаний. Ученик учится получать и пользоваться информацией из разных источников, в том числе и расположенных во всемирной сети Интернет. Отсюда следует цель : повысить качество обучения, используя информационно - коммуникативные технологии на уроках

Задачи использования ИКТ :

Повысить мотивацию и эффективность процесса обучения;

Способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;

Совершенствовать методики проведения уроков;

Своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;

Планировать и систематизировать свою работу;

Использовать как средство самообразования;

Качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).

Основные направления информатизации начального образования:

Информатизация начального образования проходит по следующим направлениям:

Использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, использование в своей работе Интернет-ресурсов и т.д.);

Проведение урока с использованием ИТ (применение ИТ на отдельных этапах урока, использование ИТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями);

Осуществление проектной деятельности младших школьников с использованием ИКТ.

Возможности использования ИКТ в начальной школе.

Спектр использования возможностей ИКТ достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо помнить заповедь «Не навреди!».

Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а не в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной.

Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть четко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

Основные возможности использования ИКТ, которые помогут учителю создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала:

Создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);

Создание презентаций на определенную тему по учебному материалу;

Использование готовых программных продуктов;

Поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке уроков, внеклассного мероприятия, самообразования;

Создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;

Создание текстовых работ;

Обобщение методического опыта в электронном виде.

Уроки, проводимые с его использованием в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышением психоэмоциональным фоном учащихся при восприятии учебного материала.

Мультимедиа – это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука. Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создается обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.

Мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное.

Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением.

Количественные преимущества выражаются в том, что среда мультимедиа много выше по информационной плотности. Действительно, одну страницу текста преподаватель произносит примерно в течение 1-2 минут. За ту же минуту полноэкранное видео приносит больший объем информации. Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.

У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции.

Еще к специфике начальной школы: в соотношении текст/картинка последнее преобладает. Текст – выводы, даты, ключевые слова. Самое главное, то, что могут прочитать все. И вот тут – анимация, чтобы буковки притягивали внимание и все, даже самым слабеньким, хотелось бы прочитать.

Использование ИКТ на различных этапах уроках:

Подготовка учащихся к усвоению новых знаний;

Усвоение новых знаний;

Закрепление новых знаний;

Подведение итогов урока;

Домашнее задание.

Для упрочнения знаний, развития интереса к школьным предметам учащимся предлагаются творческие задания, которые могут выражаться:

в составлении кроссворда, ребуса по теме,

в изготовлении учебного пособия;

в подготовке различных творческих сообщений;

в изготовлении презентаций и др.

Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми являются: понятийный аппарат и фотографии (репродукции) электронной энциклопедии «Кирилл и Мефодий», видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания, развивающего характера.

Опыт организации учебного процесса по описанным моделям использования ИКТ в начальной школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Это долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и организационных форм подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации.

Электронные ресурсы учебного назначения:

Мультимедийные курсы;

Презентации к урокам;

Логические игры;

Тестовые оболочки;

Электронные энциклопедии; Работа с электронными детскими энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе.

Ресурсы Интернет.

  • дистанционные олимпиады

Эффективность использования ИКТ:

Существует много различных видов работы с применением информационных технологий для проведения уроков в начальной школе. Компьютер присутствует на всех этапах урока и по всем предметам, конечно с учетом санитарно-гигиенических норм для каждого возраста, мультимедиа начинает выступать как средство для построения учебного процесса, а компьютер превращается в обычный рабочий инструмент ученика, каким сегодня является книга и карандаш

Вывод

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что современное образование - это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

расширяет возможность самостоятельной деятельности;

Формирует навык исследовательской деятельности;

Обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

а в общем, СПОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.


Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы учителя начальных классов.


Слагаемые педагогической технологии. Беспалько В.П.

М.: 1989. - 192 с.

Борьба с негативными явлениями в жизни школы требует разработки принципиально новой педагогической технологии. В книге предложен комплекс средств педагогической технологии и показаны пути их практического применения в условиях перестройки и преодоления формализма в сценке деятельности учащихся и педагогов.

Для работников народного образования.

Формат: pdf

Размер: 7,8 Мб

Скачать: yandex.disk

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 3
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ -ОСНОВА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ Б
1.1. Сущность педагогической системы школы 6
1.2. Педагогическая система как концепция образования и основа педагогической технологии 14
1.3. Аннотированная история педагогики и школы как история педагогических систем и педагогических технологии 25
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИЧНАЯ МЕТОДИКА ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЯ - ИСХОДНЫЙ ПУНКТ РАЗРАБОТКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ 29
2.1. Днагностичная постановка цепей образования и воспитания, проблемы и методы 30
2.2. Понятие о диагностичной постановке цели 31
2.3. Методика диагностичного описания цели формирования опыта учащихся на этапе оперативного целеобразоваиия 45
2.4. Посильность содержания учебной программы для учащихся 85
2.5. Происхождение и сущность процентомании в школьной жизни 92
ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКЕ КАК СРЕДСТВО ГАРАНТИРОВАННОГО ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ 95
3.1. Дидактический процесс - основа педагогической технологии 96
3.2. Обобщенная структура алгоритма функционирования ПО
3.3. Возможные критерии для оценки эффективности алгоритма функционирования 115
3.4. Алгоритм управления (АУ) в дидактическом процессе 118
3.5. Педагогический анализ дидактических систем 125
3.6. Методика исследования и оценки эффективности дидактического процесса 133
3.7. Закон принципиальных возможностей дидактического процесса 136
3.8. Планирование дидактического процесса и оценка эффективности урока 142
ГЛАВА 4. ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 153
4.1. Перспективная педагогическая система общеобразовательной школы 154
4.2. Педагогическая технология учителя-новатора (анализ сущности) 169
4.3. Критерии оценки учебной деятельности учащегося, учителя, школы
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ- МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ-УЧЕБНИК. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ И ПЕДАГОГА-УЧЕНОГО. ПС В СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Траектория образования человека изначально задана природой, но она веками искажалась иллюзорным воображением старейшин, провозгласивших искусственную и утопическую цель: «всестороннее воспитание и образование личности». Безуспешное стремление к этой цели породило, в конце концов, мировой образовательный кризис, выход из которого состоит только в переходе на природосообразное образование.

2. Смысл природосообразного образования состоит в культивировании доминантных задатков человека, интеллектуальных и физических и их всемерном развитии до принципиально возможного уровня профессиональных способностей личности.

3. Эта задача может быть наиболее успешно реализована через организацию оптимальной педагогической системы природо-сообразного образования, названной системой персонализированного образования. Следуя природным законам роста и развития человека, всё его образование с 13-летнего возраста должно становиться только персонализированным.

4. Начальная школа в этом случае, для детей в возрасте от 6 до 12 лет даёт им, кроме «читать, писать, считать», элементарные представления о природе, обществе, человеке и труде. Соответственно дети изучают интегративные курсы: природоведение, обществоведение, человековедение и участвуют в посильном труде, построенном на политехнической основе. Основная задача начальной школы - выявление врождённых доминантных задатков каждого учащегося и определение направленности его последующего персонализированного образования.

5. Подготовка учителя для начальной школы должна предусматривать его способность преподавания любого из названных интегративных курсов и организацию трудового обучения и воспитания учащихся. Предметная подготовка учителя для начальной школы неприемлема.

Bespalkol.qxd 28.02.2008 16:15 Page 5::-0

В.П. Беспалько. ПРИРОДОСООБРАЗНАЯ ПЕДАГОГИКА

6. Старшая школа для подростков и юношей в возрасте от 13 до 18 лет представляет собой профессионально-ориентированное персонализированное образование, завершающееся их профессиональной квалификацией.

7. Учитель для старшей школы является выпускником системы высшего персонализированного образования по профилю персонализированного образования старшей школы и лицензируется по этой квалификации.

9. В органах управления образованием на всех должностях, включая министра образования, могут работать только специалисты-учителя, сдавшие специальные дополнительные экзамены по управлению образованием, психологии обучения и природосооб-разной педагогике и лицензированные на этой основе.

10. В научных учреждениях образования на всех должностях научных сотрудников, включая руководителей научных учреждений, могут работать только специалисты-учителя, сдавшие специальные дополнительные экзамены по методике научных исследований в образовании, психологии обучения и природосообразной педагогике и лицензированные на этой основе.

Претворение в жизнь этих 10 заповедей явится подлинной реформой нынешнего образования, которая позволит ему подняться на уровень современной человеческой цивилизации.

TEN Precepts of the Professor BESPALKO, V.P. on the nature compliant education that is free from crises, requires no reforms, and optimally develops the inborn dispositions of pupils

The Trajectory of education of a man is initially set up by the Nature, but for centuries it has been distorted by the illusory imagination of the elders who have generated the artificial and utopian purpose of «all-round education and upbringing of a person». Unsuccessful striving to achieve this goal at last brought about the world educational crisis. The exit of which is only in the transformation to the nature compliant education.

2. The meaning of the nature compliant education consists in cultivating the dominant dispositions of the individual, both physical and

Bespalkol.qxd 28.02.2008 16:15 Page

Десять заповедей профессора В.П. Беспалько

intellectual, and their utmost development up to the essentially possible level of professional abilities of the person.

3. This Goal can be realized only in the course of the optimal organized system of nature compliant education that was named personalized education. Following the natural laws of growing up and development of f man, all education of a human being after the age of 13 years should become only personalized.

4. The Elementary school for children age 6 till 12 gives them, except of «three R», elementary ideas about the Nature, Society, Humans and Work. Accordingly children will study such integral courses as: the Natural studies, Social sciences, Human studies, and also participate in feasible work constructed on the polytechnical basis. The main task of the elementary school is to reveal the inborn dominant dispositions of every pupil and to define the direction of his farther personalized education.

5. Preparation of teachers for elementary schools should provide his ability to teach of all the named integral courses and organization of the feasible work of pupils constructed on the polytechnical basis.

Subject preparation of the teacher is unacceptable for the elementary school.

6. The Senior school for teenagers and youth in the ages from 13 till 18 gives them professional-focused personalized education with the final professional qualification.

7. Teachers for senior schools are the graduates of the system of higher personalized education that corresponds to the structure of personalized education at the senior schools where the teachers would be employed. He has to be licensed of the subsequent qualification.

8. Authors of both school, and the high school textbooks could be only expert-teachers who passed special examinations on psychology of training and on the theory of the textbook, and licensed on this basis.

9. On all levels of governing education, on all its posts, including the Minister of Education, have to be employed only expert-teachers who passed special examinations on governing education, psychology of training and nature compliant pedagogy, and licensed on this basis.

10. In scientific institutes of education on all posts of scientific workers, including heads of scientific institutes, expert-teachers who passed special examinations on methodology of research work in education, psychology of training and nature compliant pedagogy, and licensed on this basis, can work only.

Implementation of these 10 precepts would be a real and original reform of the present education that will allow it to rise to the level of the modern human civilization.

Слагаемые педагогической технологии. Беспалько В.П.

М.: 1989. - 192 с.

Борьба с негативными явлениями в жизни школы требует разработки принципиально новой педагогической технологии. В книге предложен комплекс средств педагогической технологии и показаны пути их практического применения в условиях перестройки и преодоления формализма в сценке деятельности учащихся и педагогов.

Для работников народного образования.

Формат: pdf

Размер: 7,8 Мб

Скачать: yandex.disk

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 3
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ -ОСНОВА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ Б
1.1. Сущность педагогической системы школы 6
1.2. Педагогическая система как концепция образования и основа педагогической технологии 14
1.3. Аннотированная история педагогики и школы как история педагогических систем и педагогических технологии 25
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИЧНАЯ МЕТОДИКА ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЯ - ИСХОДНЫЙ ПУНКТ РАЗРАБОТКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ 29
2.1. Днагностичная постановка цепей образования и воспитания, проблемы и методы 30
2.2. Понятие о диагностичной постановке цели 31
2.3. Методика диагностичного описания цели формирования опыта учащихся на этапе оперативного целеобразоваиия 45
2.4. Посильность содержания учебной программы для учащихся 85
2.5. Происхождение и сущность процентомании в школьной жизни 92
ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКЕ КАК СРЕДСТВО ГАРАНТИРОВАННОГО ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ 95
3.1. Дидактический процесс - основа педагогической технологии 96
3.2. Обобщенная структура алгоритма функционирования ПО
3.3. Возможные критерии для оценки эффективности алгоритма функционирования 115
3.4. Алгоритм управления (АУ) в дидактическом процессе 118
3.5. Педагогический анализ дидактических систем 125
3.6. Методика исследования и оценки эффективности дидактического процесса 133
3.7. Закон принципиальных возможностей дидактического процесса 136
3.8. Планирование дидактического процесса и оценка эффективности урока 142
ГЛАВА 4. ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 153
4.1. Перспективная педагогическая система общеобразовательной школы 154
4.2. Педагогическая технология учителя-новатора (анализ сущности) 169
4.3. Критерии оценки учебной деятельности учащегося, учителя, школы
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ- МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ-УЧЕБНИК. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ И ПЕДАГОГА-УЧЕНОГО. ПС В СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА