Психологическая помощь - комплекс мероприятий, направленных на содействие гражданам в предупреждении, разрешении психологических проблем, преодолении последствий кризисных ситуаций, в том числе путем активизации собственных возможностей граждан для самостоятельного предупреждения, разрешения возникающих психологических проблем, преодоления последствий кризисных ситуаций и создания необходимых для этого условий, на информирование граждан о причинах психологических проблем и способах, средствах их предупреждения и разрешения, на развитие личности, ее самосовершенствование и самореализацию.

Виды психологической помощи

· Психопрофилактика(предупреждение).

· Психологическое просвещение (в консультировании, в психопрофилактике - лекции, семинары) одним из ведущих специалистов в этой области был Адлер.

· Психодиагностика (выявление проблем и др. психологических показателей).

· Психологическое консультирование (психологическая помощь людям, находящимся в пределах психологической нормы в адаптации, развитии и расширении личностного потенциала).

· Психотерапия (направлена на решение глубинных личностных проблем и глубинную трансформацию личности), бывает клиническая и неклиническая.

· Психиатрия (медицинский вид помощи, использование медикаментов, либо гуманистическая психиатрия, которая рассматривает человека не как больного, а как человека с другим мировоззрением, использует медикаменты ограниченно, следовательно, идет по психотерапевтическому пути).

· Психокоррекция (восстановление нормы, как с т.з. эмоционального состояния, так и с т.з. личностных черт).

Виды психологической помощи строго развести нельзя. Существуют области пересечения. Критерием является то, кто осуществляет помощь (разница в образовании), с кем работает специалист с клиентом или пациентом (критерием нормы является адаптация), чем помогает (использование лекарственных препаратов, психотерапевтических, консультативных приёмов).

Процесс психологической помощи: длительность, этапы, позиция психолога.

Первая встреча

Процесс психологической помощи начинается со встречи.

В проживании первой встречи с клиентом нет буквально ни одной детали, не имеющей значения для успешного осуществления первого контакта: от выражения лица, взгляда, интонации и расстояния до клиента (оптимальное- 1,5 м) до введения клиента в семантику консультативной и психотерапевтической работы. Конечно, вся последующая психологическая работа не может определяться первой встречей, и проживание психологической помощи как переобучения, просвещения или психотерапии проходит несколько этапов, но в консультативной работе, в частности, дело может ограничиться и одной-единственной беседой. Вот почему начальному контакту придается такое большое значение.

Что необходимо и желательно для успешного осуществления первой консультативной беседы?

Информация . В принципе желательно (так показывает практика консультативной работы во многих странах), чтобы до первой встречи, допустим, во время записи на консультацию, клиент сообщил о себе ориентирующие формальные сведения примерно в следующем объеме: имя и фамилия, возраст, профессия и образование, семейный статус, кем направлен, имеет ли опыт общения с психиатром или психологом. Наличие подобной формальной информации освобождает рабочее время психолога и клиента для со+ держательной работы.

Психодиагностическое обследование . В ряде случаев (профконсультация или иная ситуация, требующая внемедицинской психотерапии) полезной оказывается предварительная личностная диагностика. Это облегчает ориентировку в личностных особенностях клиента и его состоянии. Если обследование проводится до консультативной беседы, лучше, чтобы проводил его не сам психолог-консультант, а его сотрудники или коллеги.

Что нежелательно и противопоказано для успешного проведения первой встречи?

Нежелательно нагружать себя информацией о личности и жизни клиента, которая не исходит лично от него. Нежелательно: спорить с клиентом, опровергать его утверждения (это не означает, конечно, что психолог обязан во всем соглашаться с клиентом, разделять его заблуждения или явные предрассудки, но активно противодействовать им с места - непрофессионально); хвалить клиента или обнадеживать без видимых оснований; давать ложные обещания; интерпретировать его поведение или давать оценку действиям и поступкам; задавать клиенту дополнительные вопросы о сторонах жизни или проблемах, к которым он особенно чувствителен; убеждать клиента в необходимости работы с вами или другим психологом; поддерживать клиента в его нападках на других лиц (родители, дети, супруг, другой специалист и т.п.). Кроме того, следует учитывать тенденции в восприятии психологов+консультантов. Из психологических исследований известны, по крайней мере, следующие особенности восприятия клиентами психологов+консультантов:

физически привлекательные психологи воспринимаются более положительно, чем непривлекательные; одни и те же психологи воспринимаются по+разному в зависимости от того, с какой проблемой приходит клиент-с личной или социальной (потеря работы, профконсультация); люди больше склонны полагаться на тех профессионалов, чьи социокультурные ценности (религиозные, мировоззренческие) не расходятся с их собственными; люди разнятся в своих оценках степени соответствия психолога принятым в обществе социальным нормам благополучия и статуса (семейное положение, соответствие “лику профессии”, степень видимого благополучия и т.д.). Эти и многие другие обстоятельства, не говоря уже о репутации и авторитете, играют свою роль в проведении первой встречи.

Перейдем теперь к описанию собственно консультативной беседы . Начнем с определения. Консультативная беседа - один из основных методов оказания психологической помощи. Восходящая к социологической технике опроса, именуемой “глубинным интервью”, консультативная беседа - это личностно-ориентированное общение, в котором осуществляется ориентировка в личностных особенностях и проблемах клиента, устанавливается и поддерживается партнерский стиль отношений (на равных), оказывается требуемая психологическая помощь в соответствии с потребностями, проблематикой и характером консультативной работы. Консультативная беседа, в зависимости от этапа работы, бывает начальной, процессуальной, завершающей и поддерживающей. В задачи начальной консультативной беседы входят: расположение клиента к себе и снятие напряжения; установление контакта; поощрение обсуждения проблематики и определение (при необходимости) временных и других возможностей клиента для совместной работы; предоставление информации; установление рабочих (сотруднических, партнерских) отношений с клиентом- того, что называется “рабочий контакт”; поощрение самопонимания, собственной активности и ответственности; формировании реалистичных ожиданий в отношении совместной работы. Одна из наиболее трудных задач - поощрение клиента рассказывать о себе и своих проблемах. Даже если клиент испытывает доверие к консультанту и не чувствует никаких межличностных барьеров, в действие, активируя сопротивление, могут включаться психологические защиты, тем более когда человека волнуют очень личные, подчас интимные проблемы. Если к тому же человек обратился за помощью не сам, а был направлен другим специалистом, педагогом или, чаще всего, знакомыми или родителями, сопротивление нередко представляет собой значительное затруднение для консультанта. Ясно, помимо всего прочего, что ни один человек, в каком бы возрасте он ни был, не придет к другому, чужому человеку, без особой на то причины просто так, “по душам” поговорить на темы, которые не всегда можно открыть не только близкому другу, но и самому себе. Проговаривание, признание субъективных барьеров, которые пришлось преодолеть клиенту, выражение в связи с этим уважения и положительного, понимающего отношения- один из возможных ключей к снижению сопротивления. Вопросы, относящиеся к состоянию клиента, к его самоощущению в обстановке консультирования также помогают снять напряжение. Основная начальная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы послужить катализатором, “облегчителем” процесса коммуникации. Чрезвычайно важно прочувствовать человека, уловить его нужды, переживания, устрем думышленно продемонстрирует свои потребности и проблемы. Недаром Фрейд говорил о том, что “тайна человека сочится через поры его кожи”. Хотя клиент может прямо и не сказать о том, что его волнует больше всего (в сущности, порой он и не осознает свои подлинные проблемы), уже первая встреча дает богатый материал для понимания личности, вероятной проблематики и реальных, хотя и подспудных нужд клиента.

Завершение первой консультативной беседы - не менее важное дело, чем ее начало. Критерии положительного завершения именно первой встречи настолько важны, что в современной литературе их выделяют как основание для предпочтения в выборе психолога и психотерапевта. Практика показывает, что именно последние минуты первой встречи могут вызвать ощущение дискомфорта как у консультанта, так и у консультируемого. Главным основанием для возникновения чувства разочарования, ощущения непонятости или обращения не по адресу чаще всего - при всех равных и в профессиональном отношении безукоризненных параметрах - является ощущение незавершенности ситуации. В самом деле, у врача пациент получает направление на анализ или рецепт, у юриста - консультацию и руководство к действию, а у психолога- обманутые ожидания: не только не выписали рецепт, но даже не дали совета... Поэтому весьма существенным моментом является именно словесное, означенное завершение встречи и беседы при потенциальной незавершенности данной ситуации.

Приведем некоторые ключевые завершающие реплики:

К сожалению, на сегодня наше время истекло. Наша следующая встреча, как мы говорили, может состояться во вторник в 14 часов. Если вы примете окончательное решение о нашей совместной работе в том объеме, который мы обозначили, пожалуйста,

позвоните мне накануне.

Что ж, сегодня нам удалось, если и не полностью, то, по крайней мере, отчасти, увидеть, что с вами происходит. Надеюсь, наша дальнейшая работа позволит углубить процесс. Итак, до вторника?

Сегодня мы о стольком переговорили... И, знаете, мне кажется, что еще больше осталось невысказанным. Если вы действительно решили разобраться и с этой ситуацией, и в себе, я буду ждать вашего звонка до конца недели, чтобы точнее оговорить дату и расписание нашей работы.

Первая встреча, первая консультативная беседа вводит клиента в контекст психологической помощи как специфической по содержанию и по целям психосоциальной практики. Конечно, она далеко не исчерпывает и даже частично не может охватить весь многосложный репертуар психотехник, которыми пользуется психолог в зависимости от проблематики клиента, интенсивности и характера психологической помощи и собственных предпочтений. Детально техники консультативной и психотерапевтической работы будут рассмотрены в следующих разделах, где дается подробный анализ психологических парадигм, используемых в практике психологической помощи. Сейчас же, согласно логике изложения, мы охарактеризуем основные коммуникативные техники, владение которыми требуется при любой, тем более первой, консультативной беседе, и разъясним некоторые рабочие и процедурные моменты, относящиеся к самой ситуации психологической помощи.

КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНИКИ

В КОНСУЛЬТАТИВНОЙ БЕСЕДЕ И ЭТИКЕТ

Общеизвестно, что чем менее опытен консультант, тем более значимы для него коммуникативные техники. Это и понятно: приемы и методики позволяют избежать чувства неуверенности, “отслониться” от клиента за санкционированными авторитетом науки и практики техническими приемами, прибегнуть к ним в ситуациях, когда не вполне ясен ход вещей или когда приверженность избранной парадигме вселяет представление о том, что “все идет как надо”, о контролируемости процесса и т.п. Вместе с тем, по мере углубления в практику психологической помощи, психолог, консультант или психотерапевт, для которых благополучие клиента, содержание и оценка результатов деятельности, собственный опыт начинают приобретать большее значение, чем избранный вначале метод работы или предпочитаемая парадигма, могут обнаружить, что несмотря, например, на требование безусловно положительного отношения к клиенту в роджерианской традиции, которой они всегда были верны, данный конкретный клиент никак не вызывает положительных чувств, а даже наоборот. Или же психолог, предпочитающий трансперсональную психологию, в частности, психосинтез, обнаруживает, что в конкретном случае концепция “субличностей” не работает, потому что эмоциональная травма захватывает всего человека, всю его целостную личность, а не отдельные стороны. В таких случаях возникающий когнитивный диссонанс ведет к тому, что в конце концов побеждают индивидуальный стиль и опыт профессионала. А чаще всего - некий обобщенный инвариант, содержащий коммуникативные техники и приемы универсального характера. Назовем наиболее распространенные и чаще всего провоцируемые в ситуации первой встречи коммуникативные техники.

Молчание . Хотя молчание, более или менее длительные паузы, порой тягостные для неопытного специалиста, представляются вначале почти непреодолимым препятствием, на самом деле оно является одной из важнейших техник в процессе оказания психологической помощи. Ее надо уметь осмыслить, необходимо ею овладеть. Смысл молчания может быть различным: признак сопротивления, признак самоанализа, выражение отчаяния и безысходности или, наоборот,- канун инсайта. Распознать психологический и символический лик молчания, тем более эффективно распорядиться им, - большое искусство. Наиболее общие приемы реагирования в ситуации молчания: кивок, повторение последних слов (своих или клиента), перефразировка последнего высказывания (своего или клиента); если клиент продолжает молчать- помочь ему в выражении состояния: “Вам сейчас трудно говорить”; “Возможно, вы не знаете, как на это отреагировать” или “Возможно, вас это расстроило”. В крайнем случае, если молчание продолжается, консультант обязан с уважением отнестись к поведению клиента и принять его как данность.

Эпатическое слушание . Консультант внимательно слушает клиента, невербально или словесно выражая свое следование мыслям и чувствам клиента, временами почти незаметно взглядом, словом, вербализацией поощряя клиента к более глубокому выражению самого себя и к самораскрытию. Основное правило эмпатического слушания (т.е. принимающего, рассказывающего о том, что слушающий испытывает те же чувства, что и говорящий) - не сочувствовать, а сопереживать, создавая эмоциональный резонанс переживаниям клиента.

Прояснение . Техника направлена на раскрытие смысла (мотивационного, целевого, операционального) как для консультанта, так и для клиента, его собственных действий. Помогает отследить амбивалентность чувств и отношений, особенности используемых защитных механизмов, мышления и т.д.

Клиентка. Мне плохо. Просто плохо, и все.

Психолог. Быть может, какое-то ощущение особенно сильно заставляет вас сосредоточиваться именно на этой формулировке?

Клиентка. Не знаю.

Психолог. Сейчас, когда вы говорите “Не знаю”, вы действительно только “не знаете” или присутствуют и какие-то другие чувства?

Клиентка: Понимаете, так трудно об этом говорить... Когда болит душа, когда я понимаю, что помочь никто не может... (плачет).

Рефлексивная вербализация . Относится к разновидностям вербализаций, назначение которых - усиление эмоционально+смыслового резонанса высказываний клиента. Носит не интеллектуальный, как в методологии, характер, а скорее эмоциональный, что отличает рефлексивный парафраз от интерпретации. Содержание рефлексивной вербализации отражает не мотивационно-причинный, а эмоционально-модальный пласт высказываний. Различаются различные уровни рефлексивных вербализаций- от “эхо-вербализаций” до “вербализаций-генерализаций”.

Интерпретация. Техника разъяснения (объяснения) клиенту скрытого смысла его высказываний. Интерпретация может выражаться в утвердительной, пропозициональной или вопросительной форме. Одна из наиболее сложных и неоднозначных в оценке техник, интерпретация обладает чрезвычайно мощным терапевтическим потенциалом, помогая при правильном использовании справиться с беспокойством, осознать или смягчить психологические защиты. Наиболее продуктивный способ использования интерпретаций - предоставить клиенту возможность самому проинтерпретировать свои высказывания или поведение. Иногда интерпретация может выглядеть как “чтение между строк”.

Пример. На вопрос о семейной жизни клиент долго рассказывал, какая у него чудесная жена.

Клиент. Она изумительная женщина... Просто изумительная...

Психолог. В таком случае, с нею, наверное, нелегко жить?

Клиент. Да, черт побери! Не то слово...

Интерпретация сама требует особой техники подачи. Желательно смягчать интерпретацию словами “возможно”, “наверное”, “может быть”, “складывается впечатление”; категоричность может превратить интерпретацию из терапевтической коммуникативной техники в средство усугубления неадекватных защит и сопротивления.

Самораскрытие . Функции этой коммуникативной техники по-разному трактуются и используются в различных концепциях консультирования и психотерапии. В гуманистической парадигме самораскрытие психолога трактуется как один из основополагающих приемов в установлении рабочих отношений и облегчении самораскрытия клиента. В поведенческих концепциях самораскрытие понимается как разновидность моделирования поведения психологом, смысл которого - в подкреплении желательного образа действий со стороны клиента. Как бы то ни было, существенным моментом в самораскрытии является следующий: техника должна применяться не по принципу “А вот у меня тоже, помню, было... “, а в русле потока переживаний клиента, отзываясь на его чувства и подтверждая, что его переживания понимают и разделяют.

Конфронтация . Техника предназначена для ответственного обнажения противоречий, игр, нереалистичных защит, которые затрудняют самопонимание клиента и ведут в тупик консультативную беседу. Сложная и требующая большого мастерства в применении (к примеру, в роджерианском направлении она вообще не используется) техника создает определенное напряжение в беседе и поэтому должна использоваться с особым искусством. Поскольку она способна вызывать ощущение давления, следует избегать излишней категоричности, обвинительного тона, оценочности суждений. Наоборот, мягкость, нейтральность, даже некоторая эмоциональная отстраненность способствуют более эффективному воздействию этой техники.

Клиент. Знаете, я у вас уже у третьего консультируюсь, и впечатление одно: или я чего<то не понимаю, или меня не хотят понять.

Психолог (после паузы). Не кажется ли вам, что один из способов ухода от напряжения, связанного с усилиями понять, - это посещение психологов? Выгода получается многократная. Чувство собственной значимости возрастает: ведь я - загадка. Ответственность с себя снимается - “пусть они думают”, откладывается принятие решения, не так ли?

Подведение итогов. Эта техника является одной из наиболее предпочитаемых при завершении первой встречи. Специфика ее применения заключается в том, что она может использоваться как реальное обобщение и связывание воедино порой сбивчивых, фрагментарных высказываний клиента и, наоборот - путем демонстрации отказа от использования заключительных обобщений с целью подчеркнуть значимость, сложность обсуждаемых вопросов и нежелание психолога-консультанта упрощать их. Текущее подведение итогов, в отличие от завершающего, помогает структурировать процесс консультативной беседы и расставить некоторые смысловые вехи. Помимо чисто профессиональных, технических аспектов психологической помощи в процессе установления отношений, в ходе первой встречи возникает множество на первый взгляд незначительных, высказываемых и невысказываемых вопросов, которые, тем не менее, следует предусмотреть и учесть. Эти вопросы в совокупности характеризуют профессиональный этикет поведения психолога-консультанта и общую атмосферу ситуации.

Рассмотрим простейшие из этих вопросов.

Курение . Иногда клиенты, нервничая, спрашивают, можно ли закурить. Воспретить курение клиенту - нетактично. Это может быть воспринято как давление или нежелательное ограничение свободы. Поощрять курение - негигиенично и вредно для здоровья. Один из приемлемых способов поведения состоит в том, чтобы отделить процесс курения от консультативной беседы. Тактичность и уместность мотивировок, партнерский тон обращения поможет снять напряжение, побуждающее клиента к курению.

Ведение записей . Любой способ фиксации информации (магнитофонные записи, заметки и т.п.) должен непременно обсуждаться с клиентом и при малейшем возражении безусловно отвергаться. Однако после завершения встречи психолог вправе зафиксировать в своем рабочем дневнике существенные моменты общения, поведения или переживаний клиента, чтобы осмыслить их и основательнее подготовиться к следующей встрече.

Частые опаздывания . Если клиент- чаще, конечно, женщина - регулярно опаздывает к заранее оговоренному времени, следует проработать возможные причины опозданий: сопротивление, демонстрация, снижение мотивации и т.п. Опоздание психолога на встречу, если оно не вызвано неблагоприятным стечением обстоятельств, также требует, помимо извинения, особой проработки.

Вопросы оплаты . В тех случаях, когда психолог консультирует в условиях частной практики, следует специально и заранее оговорить стоимость услуг и порядок оплаты (почасово, по результату) на взаимно приемлемых основаниях. В связи со спецификой психологической помощи взимание платы за услуги психолога может не зависеть от успешного или иного исхода действий психолога.

Ориентировка клиента во времени . Практика показывает, что разъяснение клиенту временных рамок работы, включая общую ориентировку в возможных сроках консультативной работы в целом и длительность каждой отдельной встречи, - важный и в процедурном, и в поведенческом отношении момент. Психолог должен чувствовать себя свободным, сообщая клиенту об окончании времени встречи, анализируя отношения клиента со временем, поскольку за соответствующим поведением могут скрываться весьма важные для психологической проработки основания.

Одежда и имидж консультанта . Одежда, внешний облик и манеры поведения психолога (мужчины или женщины) должны соответствовать общепринятым в обществе стандартам. Излишний макияж, слишком броская, дорогая или, наоборот, чересчур демократизированная одежда, подчеркнуто официальный или нарочито небрежный стиль поведения- все это может сигнализировать о явных или неявных личностных проблемах самого специалиста, подрывая доверие к нему еще до начала совместной работы. Выражение лица, глаз, манеры, одежда - все должно свидетельствовать о здоровом образе жизни психолога-консультанта, сбалансированности его (ее) личности и вселять уверенность в клиента в то, что ему смогут помочь.

ЭТАПЫ ПРОЦЕССА

И ПРОГНОЗ ПЕРСПЕКТИВ

Психологическая помощь во всех своих разновидностях (от консультирования до внемедицинской психотерапии), если не ограничивается однократной ситуативной консультацией, независимо от формы осуществления, индивидуальной или групповой, как правило, проходит несколько стадий.

  • Алгоритм оказания неотложной помощи. 1. Вызвать машину скорой медицинской помощи
  • Арина - 1.Как Вы считаете, возможно ли при помощи магии достигнуть многого в жизни?
  • Б) неукоснительно выполнять распоряжения ответственного за оказание медицинской помощи при массовых происшествиях
  • Безопасное напряжение и безопасная величина тока. Способы помощи пострадавшим, получившим электротравму

  • На протяжении веков человек является предметом изучения многих поколений ученых. Поэтому психологии отводится совершенно особое место. Слово «психика» (греч. Psyche) означает «душа», «логос» - учение, т.е. наука о душе, душеведении, о внутреннем, субъективном мире человека. Согласно общеизвестному мнению, первые психологические воззрения связаны с религиозными представлениями. Однако это не совсем так. История психологии утверждает, что «уже ранние представления древних греческих философов возникают в процессе практического познания человека в тесной связи с наполнением первых знаний и развиваются в борьбе с зарождающейся научной мысли против религии с ее мифологическими представлениями о мире вообще, о душе в частности».

    Но ответить на вопрос, что такое душа, оказалось не так-то просто. Термин психология был предложен немецким схоластом Гоклениусом в конце 16 века. Долгое время психология развивалась как составная часть философии и только в середине 19 века выделилась в самостоятельную науку. Это стало возможным в силу того, что психология постепенно превращалась из описательной науки в экспериментальную.

    Предметом изучения психологии служит психика человека, которая представляет собой социальный феномен и в отличии от психики животных является осознанным познанием. Психика - это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых осуществляется регуляция поведения, адаптация к окружающей среде.

    Постепенно психика была приравнена к сознанию (т.е. способность думать, чувствовать, желать). На смену психологии души пришла психология сознания, которая оказалась бессильной перед многими практическими задачами, обусловленными развитием способа производства.

    Во втором десятилетии 20 века в основе психологии становится поведение. Такое понимание предмета психологии привело к новым противоречиям - как изучать поведение без исследования мыслей, чувств, побуждений человека. Выход из этого тупика открыла философия диалектического материализма - первичным является материя (мозг); психика, сознание - это вторичное отражение мозгом объективной действительности.



    Все объекты окружающего нас мира обладают свойствами физического отражения. Живые организмы отражают влияние из вне, сохраняя свою целостность, поскольку изменения происходят во внутренней среде (свет вызывает раздражение нервных клеток в сетчатке глаза, при ударе по сухожилию происходит сокращение мышцы и т.д.), другими словами, между раздражающими и ответными действиями возникает более или менее сложная цепь промежуточных процессов. Данная форма отражения получила название физиологической.

    И наконец, раздражение извне может трансформироваться в такое состояние организма, когда вещь, исчезнувшая в действительности, сохраняется в виде идеального образа. В основе указанного явления лежит способность нервной клетки сохранять следы пережитого возбуждения, эта форма отражения называется психической.

    Психическое отражение возникает, осуществляется и совершенствуется в процессе практической деятельности человека и оказывает на нее обратное организующее влияние. Вне деятельности и общения нет человека и его психики.

    Таким образом, функция психики состоит в отражении свойств и связей действительности и в регулировании на этой основе поведения и деятельности человека.

    Важнейшими элементами предмета научного знания в психологии являются:

    а) конкретные факторы психической жизни человека;

    б) существующие закономерности связей и отношений;

    в) определение механизма психологической деятельности.

    Факт психологической (лат. Faktum - свершившееся, сделанное) - это психическое явление, истинность познания которого может быть доказана. Например, в качестве психологического факта может выступать индивидуальный опыт человека, т.е. память.

    Но задача психологии не собирать факты, а раскрывать их сущность и связи, включая в систему других фактов. И.П. Павлов, обращаясь к молодежи, писал: «Не превращайтесь в архивариусов фактов».

    Психология призвана раскрыть закономерности существования необходимых, устойчивых и повторяющихся связей (отношений) между фактами (явлениями). Например, память имеет свои закономерности функционирования. В частности, закон повторения материала позволяет лучше его запомнить.

    Механизмы психической деятельности предполагают работу конкретных анатомо-физиологических аппаратов, осуществляющих тот или иной психический процесс. Общеизвестно, что анатомия человека (например, деятельность мозга) тесно связана с психикой. Психические болезни - это результат нарушения деятельности мозга.

    Методической базой изучения психики человека служит теория отражения, а основной естественно-научной теории является учение И.М. Сеченова, И.п. Павлова и их последователей (П.К.Анохина, К.М. Быкова, А.Д. Сперанского и др.) о высшей нервной деятельности. В работе «Рефлексы головного мозга» (1863) И.М. Сеченов пришел к выводу, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы».

    Теоретические положения И.М. Сеченова были экспериментально подтверждены и конкретизированы И.М. Павловым, открывшим важнейшие законы взаимодействия человека со внешней средой, которые стали основой учения о двух сигнальных системах.

    В научных трудах К.М. Быкова, П.К. Анохина, А.Д. Сперанского продолжались исследования в области соотношения субъективной и объективной реальности теории и практики психических процессов, состояний и свойств.

    Психические процессы связаны с той стороной жизни, которая обеспечивает познание окружающей действительности (ощущение, восприятие, память, мышление, т.е. важнейшие составные механизма приобретения, хранения, использование информации о внешней среде). Психические процессы есть элементарные психические явления, включенные в более сложные виды психической деятельности.

    Психические состояния определяют активность познающей и преобразующей деятельности человека. В основе их лежат эмоции (пробуждающая сила) и воля (сила, организующая психическую деятельность). К психическим состояниям относятся: эмоции, настроения, аффекты, бодрость, активность, вялость, апатия и т.д. По сравнению с психическими процессами психические состояния представляют собой более сложную форму психической деятельности.

    Психические свойства личности придают отражению индивидуальные черты. Они обусловлены особенностями протекания психических процессов у данного человека, а также его характером, темпераментом, склонностями, убеждениями, навыками и привычками.

    Таким образом, психология изучает возникновение и формирование психических явлений (процессов, состояний, свойств), закономерности связей (отношений) между ними и механизм психической деятельности.

    Классификация психических явлений необходима, чтобы разобраться в сложном потоке душевной жизни человека, однако нужно иметь в виду, что познание, чувства и воля не существуют отдельно друг от друга. Познавая и преобразуя окружающий мир, мы исходим из определенных мыслей и чувств, свойственных как нашему сегодняшнему состоянию, так и нашей личности вообще.

    Важнейшая функция психологии состоит в том, что она, является, по выражению Б.Ф. Ломова, интегрантом всех (или во всяком случае большинства) научных дисциплин, объектом исследования которых является человек

    Закономерные зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека подчерпывают тесную связь психологии с физиологией, в частности, с физиологией высшей нервной деятельности, естествознанием, общественными науками (историей, экономикой, социологией, этнографией, искусствоведением, юриспруденцией, педагогикой и др.)

    Базой объединения всех специальных психологических дисциплин является общая психология . Главный объект исследования - это человек, его психические процессы, состояния и свойства.

    Помимо теоретических проблем изучения закономерностей развития психики в задачу общей психологии входит исследование различных видов деятельности человека и их связи с высшими психологическими функциями. Имеется ряд отраслевых (прикладных) психологий: авиационная, военная, возрастная, зоологическая, инженерная, консультативная, космическая, медицинская, музыкальная, политическая, педагогическая, искусства, спорта, труда, творчества, социальная, сравнительная, экономическая, экологическая, юридическая (правовая) и др.

    Остановимся на некоторых из них.

    Педагогическая психология изучает психологические закономерности воспитания и обучения (усвоения знаний, формирование умений и навыков, активного, самостоятельного, творческого мышления).

    Одна из важнейших задач педагогической психологии - разработка психологических основ дальнейшего совершенствования процесса обучения, связанного с перестройкой содержания образования.

    Социальная психология исследует закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные принадлежностью к той или иной социальной группе, а также психологические особенности самих этих групп.

    К основным разделам социальной психологии относятся: психологические характеристики социальных групп; психология личности; закономерности общения и взаимодействия людей в совместной деятельности; складывающиеся в различных общностях межличностные взаимоотношения.

    В компетенцию военной психологии входят проблемы личности воина и воинского коллектива, психологических основ воинского мастерства, подготовки воинов к ведению боевых действий и правонарушении Командиры, военные инженеры и другие специалисты работают в постоянном контакте с подчиненными. Их деятельность основывается не только на опыте офицера, его профессиональных знаниях, но и на умении понять каждого воина в отдельности и в той общности, коллективе, которые составляют экипаж, расчет отделение, подразделение.

    Медицинская психология изучает личность больного; личность медицинского работника (в том числе будущего); их взаимоотношения в различных условиях(при посещении больного на дому, в амбулатории, клинике); роль психики в профилактике заболеваемости; состояние психики во время болезни, психические нарушения, возникающие при тех или иных заболеваниях.

    Медицинская психология делится на общую и специальную (частную). В ведении частной (специальной) медицинской психологии находятся те же самые вопросы, но уже применительно к конкретной медицинской дисциплине: терапии, хирургии, педиатрии, санитарии, геронтологии, невропатологии, психиатрии и т.д.

    Предмет трудовой психологии - психологическая сущность трудовой деятельности, особенности личности трудящегося (профессиональные способности) и его взаимодействия с производственной средой. Из задач, решаемых трудовой психологией, можно назвать психологические особенности подбора кадров, психологию профессионального отбора, роль личного фактора в несчастных случаях и производственном браке, психологию трудового воспитания и обучения, профилактику усталости, борьбу с монотонией, управление межличностными отношениями и микроклиматом в коллективе.

    Инженерная психология изучает психофизиологические возможности человека в процессе его взаимодействия с техникой, закономерности функционирования системы «человек - машина». Как технологическая наука инженерная психология исследует системы управления, выясняя, какие требования к системам в целом и их элементам вытекают из характера этих процессов и свойств.

    Правовая психология раскрывает психологические аспекты правосознания (правопонимание); правотворчества; специфику вхождения психологических терминов в уголовно-правовые (вина, личность преступления, мотив, сильное душевное волнение и др.)и гражданско-правовые (дееспособность лица, психическое состояние истца, ответчика и т.д.) понятия;

    Юридическая психология изучает психические явления, механизмы, закономерности, проявляющиеся в сфере практической реализации права. (деятельности правоохранительных и правоприменительных органов).

    Синтез психологии, правовой психологии, юридической психологии послужил основанием для возникновения новой отрасли науки и практики - психологии юриспруденции.

    Следует выделить психологию спорта, торговли, научного и художественного творчества.

    Особого внимания заслуживает и психология развития, которая имеет ряд отраслей: возрастная психология, психология аномального развития и сравнительная психология.

    Возрастная психология изучает особенности психических процессов и психических качеств личности. Она имеет ряд подотраслей: детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека и психология старческого возраста (геротгоисихология).

    Психология аномального развития (специальная психология)

    Исследует психику людей с отклонениями от нормального развития, связанными с врожденными или преобретенными дефектами формирования и функционирования нервной системы. Например психология слепых (тифлопсихология), глухих (сурдопсихология), умственно отсталых (олигофренопсихология) и др.

    Общеизвестные психологические типы были выявлены и описаны австрийским психиатром и психоаналитиком К. Г. Юнгом.

    Его теория об «интроверсии – экстраверсии», а также о четырех типах восприятия мира развивалась и продолжает развиваться.

    Психотипы личности, предложенные Юнгом:

    • Типы личности в зависимости от вектора ее направленности:
    1. Экстраверт – человек, психологически ориентированный на внешний мир; общительный, активный, деятельный.
    2. – человек, ориентированный на внутренний мир; замкнутый, чувствительный, рассудительный.
    • Психологические типы в зависимости от преимущественного способа восприятия жизни, иными словами, от основной психической функции:
    1. Мыслительный тип – человек, в принятии решений преимущественно опирающийся на логику и мышление. Подавленной оказывается сфера чувств.
    2. Чувствующий тип – человек, ориентированный на , судит категориями «хорошо – плохо», а не логически.
    3. Ощущающий тип – человек, воспринимающий жизнь непосредственно органами чувств, он смотрит, слушает, трогает и принимает решение исходя из получаемой информации. им подавляется.
    4. Интуитивный тип – человек, полагающийся на «шестое» чувство; такие люди принимают решение, опираясь на интуитивные, бессознательные знания, а не на непосредственные ощущения.

    Основываясь на типологии Юнга, в семидесятых – восьмидесятых годах прошлого столетия советский социолог А. Аугустинавичюте разработала одну из самых подробных и достоверных личностных типологий и стала основательницей научного направления под названием «соционика».

    • А. Е. ЛИЧКО

    Еще один советский ученый А. Е. Личко, наблюдая за подростками, выделил психологические типы, описывающие виды акцентуаций характера. Акцентуация – чрезмерное усиление отдельных черт характера, психологические отклонения, граничащие с психопатологией, но не выходящее за пределы нормы.

    1. В подростковом, кризисном возрасте акцентуация проявляется наиболее выраженно.
    2. Позже характер «сглаживается», а акцентуация проявляется только в кризисных, .
    • К. ЛЕОНГАРД

    Немецкий ученый К. Леонгард предложил схожую классификацию, но не ограничивал ее рамками пубертатного периода. В основе классификации оценка стиля общения человека с близким окружением.

    Психологические типы по К. Леонгарду:

    1. Гипертимный. Оптимистичный, коммуникабельный, инициативный, деятельный, конфликтный, раздражительный, легкомысленный.
    2. Дистимный. Пессимистичный, молчаливый, замкнутый, неконфликтный, добросовестный, справедливый.
    3. Циклоидный. Переменчивый тип, совмещающий гипертимность и дистимию.
    4. Возбудимый. Медлительный, раздражительный, угрюмый, властный, добросовестный, аккуратный, любящий животных и детей.
    5. Застревающий. , любознательный, справедливый, честолюбивый, обидчивый, подозрительный, ревнивый.
    6. Педантичный. Формалист и аккуратист, серьезный, надежный, неконфликтный, пассивный, занудный.
    7. Тревожный. Робкий, неуверенный в себе, беззащитный, пессимистичный, самокритичный, дружелюбный, исполнительный, чувствительный.
    8. Эмотивный. Чрезмерно ранимый, слезливый, пассивный, добрый, сострадательный, отзывчивый, исполнительный.
    9. Демонстративный. Может быть как лидером, так и приспособленцем; самоуверенный, артистичный, обходительный, увлекающий, неординарный, эгоистичный, хвастливый, ленивый.
    10. Экзальтированный. Чрезвычайно общительный, испытывающий яркие и искренние чувства, влюбчивый, альтруистичный, сострадательный, переменчивый, склонный паниковать и преувеличивать.
    11. Экстравертированный. Общительный и словоохотливый, открытый, исполнительный, несерьезный, склонный к азарту и риску.
    12. Интровертированный. Идеалист, замкнутый, философствующий, неконфликтный, принципиальный, сдержанный, упорный, упрямый.

    Классификация психотипов личности в зависимости от темперамента

    Чаще всего типология личности составляется исходя из различий в темпераментах и характерах людей.

    • ГИППОКРАТ

    Первая известная типология личности в зависимости от типа темперамента была предложена древнегреческим врачом Гиппократом. Она до сих пор остается актуальной и популярной, хотя ученый не связывал индивидуально типологические особенности личности со свойствами нервной системы (как это принято сейчас).

    Психотип человека по Гиппократу зависит от соотношения различных жидкостей в организме: крови, лимфы и двух видов желчи.

    Психологические типы темперамента по Гиппократу:

    1. флегматик – человек, в организме которого преобладает лимфа (флегма), отчего он становится спокойным и медлительным;
    2. меланхолик – человек, в организме которого преобладает черная желчь (мелане холе), отчего он боязлив и склонен к печали;
    3. сангвиник – человек, в организме которого много крови (сангвис), подвижный и веселый;
    4. холерик – горячий и импульсивный, в его организме много желтой желчи (холе).

    Много веков подряд развивалось и дополнялось учение о темпераментах. В частности, этим занимались немецкий философ И. Кант и русский физиолог И. П. Павлов. Сегодня названия видов темперамента остались теми же, но суть изменилась.

    Темперамент – сочетание врожденных особенностей работы высшей нервной деятельности. Он зависит от скорости и силы процессов возбуждения и торможения в головном мозге. Так, слабый тип высшей нервной деятельности соответствует темпераменту меланхолика; сильный уравновешенный, но инертный – флегматик; холерик – сильный и неуравновешенный; сильный, уравновешенный и подвижный – сангвиник.

    • Э. КРЕЧМЕР

    В начале ХХ века немецкий психиатр Э. Кречмер выделил различные типы личности в зависимости от характера. Это была первая классификация характера. Кречмер связывал психотип человека с конституцией его тела.

    Три вида телесной конституции:

    1. Астенический. Худые и высокие люди, у них удлиненные руки и ноги, слаборазвитая мускулатура.
    2. Атлетический. Люди крепкие, с хорошо развитой мускулатурой, рост средний или выше среднего.
    3. Пикнический. Склонные к полноте люди со слаборазвитыми мышцами и опорно-двигательным аппаратом, среднего или небольшого роста.

    Так как Э. Кречмер был психиатром, он сопоставил психотипы личности со склонностью к той или иной психопатологии и сгруппировал их в два типа личности:

    1. Шизотимики – психически здоровые люди атлетического или астенического телосложения, отдаленно напоминающие больных шизофренией. Им свойственны такие черты характера: артистичность, чувствительность, отчужденность, эгоистичность, властность.
    2. Циклотимики – психические здоровые люди пикнического телосложения, напоминающие больных маниакально-депрессивным психозом. Это веселые, оптимистичные, общительные, легкомысленные люди.

    Теория Э. Кречмера была основана лишь на его личных наблюдениях, но послужила основой для последующих, более сложных типологий характера. Намного позже ученые пришли к выводу, что форма тела действительно влияет на характер и индивидуально типологические особенности личности. Связь между конституцией тела и склонностью к акцентуации характера (крайняя степень нормального функционирования психики) и психопатологии действительно существует.

    Классификация психотипов личности в зависимости от характера

    Люди различаются не только особенностями характера, но и отношением к жизни, обществу и нравственным ценностям. Несмотря на то что есть понятие должного поведения, люди ведут себя по-разному.

    Немецкий психоаналитик и социолог Э. Фромм ввел понятие «социальный характер» и определил его как некую одинаковую совокупность черт характера в структуре личности большинства членов конкретной общности. Определенный социальный характер есть у любой общности, класса или группы людей.

    Социальный характер был взят за основание для классификации психологических типов личности.

    Психологические типы личности по Э. Фромму:

    • «Мазохист-садист»

    Человек, склонный направлять агрессию на себя либо на других людей, если сочтет их виновными в происходящих личных неудачах или проблемах всего общества. Такие люди стремятся к самосовершенствованию, неуверенные в себе, пунктуальные, ответственные, требовательные, властные, любят терроризировать окружающих, оправдывая свои действия благими намерениями.

    Психологический мазохизм практически всегда сочетается с садизмом. Однако есть люди в большей степени склонные к одному из типов.

    Индивидуально типологические особенности «мазохиста»: самоуничижение, самокритика, склонность всегда и во всем винить себя. «Садиста» Фромм определял как авторитарную личность. Это человек-эксплуататор, властный и жестокий.

    • «Разрушитель»

    Не причиняет страданий ни себе, ни людям, но агрессивно устраняет причину своих неприятностей. Чтобы не чувствовать себя бессильным и фрустрированным, человек прекращает отношения или прерывает начатое дело, то есть использует разрушительность как средство разрешения любой неприятности. «Разрушители» обычно люди тревожные, отчаянные, малодушные, ограниченные в реализации своих возможностей и способностей.

    • «Конформист-автомат»

    В отличие от двух предыдущих психологических типов, «конформист» пассивен. Он не борется, а смиряется с трудными жизненными обстоятельствами. Это слишком лабильный человек, практически потерявший свое

    Он человек-приспособленец, который изменит точку зрения, поведение, принципы и даже тип мышления, если того будет требовать ситуация. Такие люди бывают аморальны, оттого не видят ничего постыдного в смене точек зрения и жизненных ценностей.

    Такая социальная типология не с лучшей стороны характеризует людей, но выявляет проблемы общества и остается необычайно актуальной и в наше время.

    Нельзя сказать какая из типологий лучше, они дополняют друг друга. Любая типология личности позволяет индивиду познать себя и одновременно осознать свою уникальность.

    Причина деления на психотипы

    Философы и ученые во все времена существования цивилизованного общества старались разграничить и выделить из многообразия природы человеческой натуры психологические типы людей. Многие классификации основаны на наблюдениях за людьми, жизненном опыте или умозаключениях ученого, предложившего конкретную типологию. Только в прошлом столетии в связи с расцветом психологии психотипы личности стали объектом исследований и получили должное научное обоснование.

    Несмотря на многообразие существующих сегодня психологических типов, определить к какому типу личности относится человек бывает сложно. Часто, читая классификацию типов и желая найти себя, не может определиться или находит сразу несколько типов, схожих с индивидуально типологическими особенностями собственной личности.

    Недостаток любой типологии в том, что она не может вместить все возможные типы личности, ведь каждый человек – индивидуальность. Можно говорить, что скорее относится к тому или иному типу, в большей мере схожа с ним или в некоторые моменты проявляет себя подобным образом.

    Любой психотип человека – это обобщение, попытка объединить в группу близкие и часто наблюдаемые вместе качества, особенности темперамента, и другие индивидуально типологические особенности личности.

    Типы личности часто утрированные и упрощенные, описывающие отклоняющееся поведение (даже психопатологию) или только те качества личности, которые являются ярко выраженными и стереотипными, шаблонными.

    Чистые типы встречаются редко. Однако каждый второй человек, читая ту или иную типологию или проходя психологический тест, с легкостью определяет свой психотип и соглашается с даваемой ему характеристикой.

    Чем более развита личность индивида, тем труднее ему отнести себя к тому или иному типу личности. Гармонично развитая личность и яркая индивидуальность с трудом «вписывается» в какой-либо отдельный психотип.

    Несмотря на несовершенство типологий и типов личности, они позволяют разобраться в себе, заметить недостатки, обозначить пути развития. Окружающим индивида людям, знающим к какому психологическому типу он относится, легче выстраивать с ним отношения и прогнозировать поведение в конкретной ситуации.

    Типология личности помогает профессиональным психологам проводить психодиагностику клиента. Психологический портрет личности обязательно включает описание его психотипа. Индивидуально типологические особенности личности чрезвычайно важны, ведь они расскажут о темпераменте, характере, способностях, эмоционально-волевой сфере, направленности, установках, мотивации и ценностях – обо всех компонентах индивидуальности.

    Бытует множество околонаучных классификаций психологических типов, которыми люди пользуются в повседневной жизни. Например, разделение людей в зависимости от времени суток, когда наблюдается наибольшая активность и трудоспособность, на «жаворонков» и «сов».

    На просторах интернета огромное количество псевдонаучных тестов, скорее развлекательных, нежели позволяющих разобраться в себе. Но даже такие психологические тесты имеют право на существование, поскольку рождают у человека стремление познать себя. Какие же психотипы людей описаны в науке психологии?

    Психология в ее практическом применении подразделяется на возрастную, детскую, зоопсихологию, клиническую, криминальную, судебную, медицинскую, социальную, нейропсихологию, сексологию, характерологию и некоторые другие.

    Каждое направление имеет свою историю развития, свою область применения и своих теоретиков и практиков. Причина заключается в том, что различные направления человеческой деятельности требуют совершенно разной психологической поддержки, и это привело к разделению единой науки психологии на отдельные направления, которые стали далее развиваться самостоятельно. Рассмотрим виды психологии и их особенности отдельно.

    Возрастная психология изучает особенности психики людей в разные возрастные периоды и дает рекомендации по коррекции психических отклонений с учетом возрастных особенностей. Один подход к младенцам, другой к дошкольникам, третий к школьникам младшего звена и так далее. Специалисты по возрастной психологии востребованы в консультационных центрах.

    Детская психология изучает особенности поведения детей различного возраста и дает рекомендации, как способствовать их правильному психическому развитию. Специалисты по детской психологии необходимы для помощи в работе дошкольных учреждений и школ.

    Зоопсихология изучает особенности поведения и психические реакции различных животных. Эти разработки необходимы дрессировщикам, работникам зоопарков и просто людям, имеющих дома домашних животных.

    Сексология изучает сексуальную жизнь людей, разрабатывает методы по ее усовершенствованию. Достижения сексологии используются сексопатологами.

    Медицинская психология и психиатрия необходимы для лечения больных с психическими отклонениями, с проблемным поведением, нарушающим общественный порядок и правила.

    Судебная психология используется в суде, при принятии решения о виновности того или иного человека в совершении преступления. Сначала устанавливается психическая вменяемость человека, и лишь затем ему выносится приговор.

    Криминальная психология помогает в работе следственных органов, используется для поимки преступников, с ее помощью просчитываются возможные ситуации и реакция преступника и его жертвы.

    Характерология изучает типы характеров людей, особенности темперамента. Ее достижения используют сотрудники брачных агентств, подбирая пары для знакомства. Также она необходима работникам кадровых агентств и просто начальникам в организациях для успешного подбора персонала на конкретное направление работы.

    Нейропсихология изучает особенности работы головного мозга человека и влияние этих особенностей на психику каждого отдельного индивидуума.

    Существуют и другие виды психологии, интересующиеся другими областями человеческой жизнедеятельности. Их количество неуклонно растет.

    Светлана Ленкова, Эксперт по глубинной профориентации, психолог, тренер.

    Сайт:

    Стрессовые ситуации - явление для человека вполне обыденное и привычное. На работе прессует начальство, загружая тоннами заданий или заставляя работать сверхурочно. На учебе что-то не дается, поджимают "дедлайны" курсовых и эссе. В семье могут возникать разногласия или недопонимания, муж/жена или родители начинают выяснять отношения, что неизменно ведет к конфликту.

    Все эти нагрузки и стычки расшатывают нервную систему человека, результатом чего является возникновение различных комплексов, психологических проблем и патологий. Чтобы предупредить их развитие или исправить уже приобретенные отклонения от нормы, существует множество видов психологической помощи.

    Что представляет собой подобная помощь?

    Любое вмешательство извне в психику человека направлено на стабилизацию его душевного состояния, на коррекцию возможных поведенческих расстройств или на выявление и последующее искоренение личностных проблем.

    Психологическая помощь может быть оказана на бытовом или на профессиональном уровне, все зависит от степени серьезности проблемы. Если это неурядицы на работе или, к примеру, ссора с друзьями, то даже простой обыватель, не являющийся специалистом в психологии, может помочь ближнему, просто выслушав его, проявив сочувствие и понимание. Долгое время данную функцию в Средневековье и в Новое время, до того, как психология сформировалась как наука, выполняли священники. Принцип исповеди позволял прихожанам совершать психоэмоциональную разгрузку, стабилизируя душевное состояние, предоставляя некий вид социально-психологической помощи.

    В некоторых случаях простой словесной поддержки и сочувствия бывает недостаточно. Когда человек душевно болен, когда произошла деформация и расщепление его личности, когда он уже не в состоянии мыслить адекватно, на помощь приходит психиатрия, сочетающая в себе консультирование и медикаментозную терапию.

    Многообразие психологической помощи

    В зависимости от применяемой во время лечения тактики и от серьезности положения выделяют разные виды психологической помощи. Один вид может быть применен к пациенту с целью устранить его речевые и внутренние барьеры, тем самым помогая ему в большей степени раскрыть свой потенциал.

    Другой вид направлен на восстановление эмоционального баланса пациента, который был нарушен, например, вследствие нервного истощения. Для разных проблемных состояний и положений может использоваться принцип индивидуальных встреч или групповых тренингов.

    Зачем нужна помощь?

    Наиболее часто люди обращаются к психологам, когда что-то в их жизни перестает идти по плану, когда портятся отношения с близкими людьми, когда возникают проблемы с работой. Причин много, но все они ведут к одному - к нарушению душевного баланса.

    Если картина не клиническая, то для достижения результата вполне хватает обычного консультирования. Положительным результатом в этом случае является преодоление трудностей в общении, снятие внутренних зажимов, мешающих заниматься плодотворной трудовой деятельностью.

    Улучшение состояния пациента обычно наблюдается, когда он начинает понимать, что его внимательно выслушают и поймут, а также смогут помочь, унять душевное беспокойство. Уже тогда человек испытывает облегчение. Однако одного сеанса редко бывает достаточно, в среднем консультирование занимает от 2 до 15 сеансов, которые должен проводить специалист с квалификацией психолога.

    Диагностика состояния пациента

    Прежде чем определять методики, с помощью которых будет проводится лечение, специалисту нужно понять, какова глубина проблемы и, вообще, имеет ли она место на самом деле. Еще в конце 19-го века впервые предпринял попытки определить состояние психических функций посредством измерения уровня восприятия, скорости реакции и так далее.

    В 1920-х известный швейцарский психолог пошел дальше в диагностике душевных расстройств, разработав специальную систему пятен, названные позже его именем. Эти «кляксы» до сих пор используются специалистами при оказании многих видов психологической помощи, так как являются действенным способом определить особенности личности того или иного пациента.

    Для диагностики часто применяются различные тесты и опросники, которые проходятся пациентом под надзором врача, но без его непосредственного участия. Также невозможно узнать полную картину болезни без обыкновенных бесед и наблюдений. Зачастую именно они дают наиболее ценную информацию, но собираться она может в течение нескольких месяцев.

    Психологическое консультирование

    В большинстве случаев, не страдая от серьезных расстройств психики, люди все равно обращаются за помощью к психологам, ощущая внутренний дискомфорт. Психологическое консультирование как вид психологической помощи в первую очередь ставит перед собой более важные задачи, чем просто выслушивание пациента и сопутствующее этому поддакивание.

    Главная цель - показать человеку, в каком курсе он может вести свою жизнь, осознать и, возможно, переосмыслить свои намерения, отношение к жизни, оттенить его цель и смысл, ради которого он живет. В данном случае медикаментами помочь невозможно, поэтому психолог должен быть не только специалистом в психологии, но и в философии, социологии.

    Консультирование семьи

    Психологическое консультирование может с успехом работать не только в рамках отдельного индивида, но и в рамках целой семьи. Когда между мужем и женой возникают разногласия, которые они не под силу решить, тогда им помогает психология. Консультирование семейной пары состоит из 3 этапов.

    На первом сеансе специалист знакомится с содержанием проблемы, собирает общую информацию, выбирает наиболее предпочтительный вид психологической помощи семье. На следующем этапе он выслушивает мнение о проблеме и способах ее решения от обоих супругов, проводится тестирование и решение проективных заданий. Третий этап наиболее важный и долгий, он может занимать несколько недель в зависимости от глубины проблемы. В это время психолог пытается решить проблему с помощью разных подходов, которые требуют участия обоих супругов. Его цель на данном этапе - показать паре, насколько важно слышать друг друга и принимать точку зрения близкого человека.

    Психотерапия. В чем суть?

    Психотерапия - это систематизированное воздействие на психику человека с целью устранения его внутренних проблем, связанных с его отношением к социуму и к самому себе. Термин "психотерапия" был введен в оборот английским врачом Даниэлом Тьюком еще в 19-м веке и обозначал влияние души на тело после воздействия со стороны врача.

    Сейчас не существует четкого определения данного термина, однако задача и средства данного вида психологической помощи ясны: это улучшение качества жизни пациента путем установления глубоких и доверительных отношений для дальнейшего применения лечебных методик, в том числе и медикаментозных. Существует также клиническая психотерапия, которая уделяет основное внимание биологическим изменениям в организме и их влиянию на психику человека.

    Поведенческая и когнитивная терапии

    Одним из наиболее популярных ответвлений психотерапии является бихевиоральная, или, другими словами, Цель данной методики заключается в изменении девиантного поведения до уровня нормы, а также в выработке новых индивидуальных моделей поведения, полезных в быту и профессиональной деятельности.

    Поведенческая терапия прекрасно справляется с задачей освобождения от страхов и фобий, поэтому она может рассматриваться как вид психологической помощи детям. В случае же взрослых пациентов весьма положительный результат от проведения терапии наблюдается даже при тяжелой и продолжительной зависимости: наркотической, алкогольной.

    Когнитивная терапия отличается от поведенческой прежде всего тем, что она не сильно акцентирует внимание на поведении пациента. Особое внимание уделено его мыслям и чувствам, чтобы направить их в такое русло, в котором человек сможет мыслить более реалистично. Подобный вид оказания психологической помощи успешно используется для лечения пациентов с депрессией или клиническим перфекционизмом. Направление их мыслей («у меня нет будущего» или «либо все, либо ничего») меняется в более положительную и реалистическую сторону.

    Общий вывод

    Психика - это самый важный и одновременно с этим самый хрупкий комплекс душевных процессов, без которого невозможно существование человека. Сильные стрессы и переживания вследствие возникновения проблем в отношениях с близкими людьми, друзьями или наплыв трудностей на работе могут пошатнуть этот комплекс.

    Если это произошло, то нет ничего постыдного в том, чтобы обратиться за помощью к специалисту. Современная психология и психиатрия предлагают огромный спектр психологических подходов в лечении пациентов, от простых успокаивающих бесед до полного изменения жизненного курса в позитивное русло. Какой вид психологической помощи подойдет, может решить только профессиональный психолог, однако нужно быть уверенным в том, что безвыходных ситуаций не существует.