Интерактивный список. Начните вводить искомое слово.

КРОТКИЙ

Синонимы:

безгневный, безжелчный, беззлобный, безобидный, безответный, безропотный, невинный, добродушный, добросердечный, добрый, мирный, миролюбивый, мягкий, молчаливый, незлобивый, скромный, смиренный, смирный, снисходительный, терпеливый, спокойный, тихий, тишайший, уступчивый, покорный, послушный, отходчивый, ангельский, голубиный, елейный; бесхарактерный, податливый, безличный; смиренник, схимник, схимничек, тихоня, шелковый, голубчик; тише воды, ниже травы; воды (водой) не замутит; (курицы, мухи) не обидит; овечка, баран, божья коровка; волк в овечьей шкуре, волк, рядящийся в овечью шкуру; не помнит зла, незлобный, кроток, благодушный, всепрощающий, мухи не обидит, веревки вить можно, пашут на таких, ангел во плоти, покорливый, овечий, кротчайший, лен, слухмяный, ручной, милостивый, мягкосердечный, послушливый, безотказный, безгласный, бессловесный, ангелоподобный. Ant. злой, своенравный

Что такое КРОТКИЙ , КРОТКИЙ это, значение слова КРОТКИЙ , происхождение (этимология) КРОТКИЙ , синонимы к КРОТКИЙ , парадигма (формы слова) КРОТКИЙ в других словарях

Парадигма, формы слова КРОТКИЙ - Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку

Синонимы к КРОТКИЙ - Словарь русских синонимов 4

КРОТКИЙ синонимы

кроткий

Синонимы:

ангельский, безгласный, безгневный, беззлобный, безответный, безропотный, бессловесный, всепрощающий, голубиный, кроток, кротчайший, мягкий, мягкосердечный, незлобивый, незлобный, овечий, покорный, послушный, смиренный, смирный, тихий, шелковый

  • Задумина Надежда Анатольевна

Ключевые слова

ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА / ГЛУБИНА И ДИНАМИКА МЫСЛИ / ПРОБЛЕМА БЫТИЯ / БЛАГОГОВЕНИЕ ПЕРЕД ЖИЗНЬЮ / ЛЮБОВЬ ПЕРВООСНОВА ЖИЗНИ / ГИМН ДЕТАЛЯМ / СВОЕ ВИДЕНИЕ МИРА / ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩАЯ И ОПТИМИСТИЧНАЯ

Аннотация научной статьи по литературе, литературоведению и устному народному творчеству, автор научной работы - Задумина Надежда Анатольевна

Поэзия Бориса Пастернака нелегка для восприятия. Дело тут не только в сложности его поэтики, но и в глубине и динамике мысли . Своеобразие большинства стихотворений Пастернака определяется решением глобальных философских, мировоззренческих вопросов. Мысль о единстве человека с природой, о слиянии с Вселенной представляет пастернаковскую концепцию жизни. Поэзия Б. Пастернака это размышления о таинстве любви, о жизни и смерти, о чуде человеческого общения, о будущем, о природе искусства. Она переполнена светлой любовью к людям, светом. Основная философская проблема проблема бытия . Существование мира утверждается всей поэзией Пастернака. Сама она неизменное выражение удивления и благоговения перед чудом жизни. Герой поэзии Пастернака принимает бытие таким, каково оно есть; совершенство, целесообразность его не вызывают сомнения. Благоговение перед жизнью распространяется на все ее формы, без унижающего ее великий дух деления на вечное и преходящее, на возвышенное и приземленное. Размышляя об основах бытия, Пастернак на первое место ставит любовь. Любовь не просто человеческое чувство, но принцип жизни, ее первооснова. Ей есть соответствие в мире природном это всеобщая связь всех явлений и вещей. Вся поэзия Пастернака своего рода гимн деталям , подробностям. У него свое понимание мира и свой способ его выражения: экспрессивный, динамичный, метафоризованный. Философия Пастернака жизнеутверждающая и оптимистичная . Библиогр. 3.

Похожие темы научных работ по литературе, литературоведению и устному народному творчеству, автор научной работы - Задумина Надежда Анатольевна,

  • Человек эпохи исторических катастроф

    2015 / Фомина Зинаида Васильевна
  • Фридрих Гёльдерлин: поэзия как герменевтика

    2008 / Вольский Алексей Львович
  • Поэзия Бориса пастернака в оценке В. Н. Ильина: религиозно-философский аспект

    2014 / Конкина Л. С.
  • Пушкинская тема в литературной критике И. Ильина

    2005 / Мальчукова Т. Г.
  • Традиции орфических гимнов в поэзии М. Волошина

    2007 / Арефьева Н. Г.

The poetry of B. Pasternak is not easy to understand. The matter is that it is not only difficult for perception but it is deep and dynamic. The main characteristic of his poems are defined by solving global philosophical problems. His concept of life represents the connection of a man and nature, a man and the Universe. His poetry is full of thoughts about mystery of love, about life and death, about the miracle of human community and future. We find the same intensity of his feelings when he speaks about the nature of art. The problem of existence is the fundamental philosophical problem. It is reflected and confirmed by all Pasternak"s poetry. The existence of the world is confirmed by all his poetic work. His poetry is the reflection of astonishment and awe of the miracle of love. His poetry is increasingly absorbed by this motive. The Pasternak"s main hero takes the existence as it is. He has no doubt in the perfection and advisability of the existence. The awe of life spreads to all its forms. There is no division into internal and ordinary things in his poetry. Thinking about the ground of the human existence Pasternak gives the first place to love. According to him love is not only the simple human feeling but it is the main principle of life. He was keener to represent love as its fundamental principle. He finds the same principal in nature it is the universal connection of all phenomena and things. All his poetry is the sort of the hymn to details and particularities. He has his own understanding of the world and he has his own dynamic, expressive and metaphorical way of his expression. Pasternak"s philosophy is life-asserting and optimistic.

Текст научной работы на тему «Философская проблематика поэзии Бориса Пастернака»

ББК 83.3(2 Рос=Рус)6-8

Н. А. Задумина

ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ПОЭЗИИ БОРИСА ПАСТЕРНАКА

Б. Л. Пастернак - один из крупнейших русский поэтов и писателей ХХ столетия, художник глубокого духовного напряжения, живущий большими культурными интересами. Он впустил в свои книги мир со всеми его обыденными реалиями, с его радостями и печалями, впустил и запечатлел на веки саму жизнь. Вслушаемся в его разговор с нами:

Я под Москвою эту зиму,

Но в стужу, снег и буревал Всегда, когда необходимо,

По делу в городе бывал.

Я выходил в такое время,

Когда на улице ни зги,

И рассыпал лесною темью Свои скрипучие шаги. <.. .>

Сквозь прошлого перипетии И годы войн и нищеты Я молча узнавал России Неповторимые черты.1

(«На ранних поездах»)

Еще на заре поэтической деятельности Б. Пастернака замечательную и верную оценку его поэзии дал О. Э. Мандельштам: «Стихи Пастернака почитать - горло прочистить, дыхание укрепить. У нас сейчас нет более здоровой поэзии» .

Поэзия Бориса Пастернака нелегка для восприятия. Дело тут не только в сложности его поэтики, но и в глубине и динамике мысли. Некогда поэт заметил, что философия - листва поэзии; читая его стихи, убеждаешься в этом вновь и вновь. Философская традиция в русской лирике представлена такими именами, как Е. А. Баратынский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев. В своем творчестве они размышляли о вопросах бытия, жизни и смерти, человеческого предназначения и духовности, взаимоотношениях человека и мира, человека и природы. Идеалы Истины, Добра и Красоты находят свое выражение в произведениях всех великих художников вне зависимости от места и времени их существования, потому что именно эти ценности определяют человеческую жизнь в целом: они суть ее, первооснова.

Своеобразие большинства стихотворений Пастернака определяется решением глобальных философских, мировоззренческих вопросов. Мысль о единстве человека с природой, о слиянии со Вселенной представляет пастернаковскую концепцию жизни. «Природа всю жизнь была его единственной полноправной Музой, его тайной собеседницей, его Невестой и Возлюбленной, его Женой и Вдовой - она была ему тем же, чем была Россия Блоку. Он остался ей верен до конца, и она по-царски награждала его», - справедливо отметит Анна Ахматова о слитности поэта с миром в своих размышлениях о поэтах современниках .

Философская направленность лирики Пастернака во многом обусловлена биографическими факторами. Музыка, живопись и литература определяли атмосферу в детстве поэта. Его отец был известным художником, мать - одаренной пианисткой; гостями дома были Валентин Серов, Михаил Врубель, Александр Скрябин, Сергей Рахманинов, Лев Толстой. Будущий поэт напряженно впитывает в себя все новое, постигает общую природу всего искусства и, в конечном итоге, всякой духовности. Все проявления человеческого духа имеют своим итогом обобщающую философскую систему взглядов; для ее изучения молодой Пастернак решает стать профессиональным философом, поступает на философское отделение историкофилологического факультета, затем продолжает занятия в Марбурге (Германия). И хотя окончательный выбор его пал на поэзию, поэт на всю жизнь остается «привязан» к философской тематике, которая органично входит в его поэзию, не подавляя, не ослабляя ее. Скорее, наоборот, лирика Пастернака только выигрывает от такого сближения, обретая неслыханную глубину и силу воздействия.

Поэзия Б. Пастернака - это размышления о таинстве любви, о жизни и смерти, о чуде человеческого общения, о будущем, о природе искусства. Она переполнена светлой любовью к людям, светом.

В биографическом очерке «Люди и положения» (1956, 1957) Б. Пастернак пишет: «Моя постоянная забота обращена была на содержание, моей постоянной мечтою было, чтобы само стихотворение нечто содержало, чтобы оно содержало новую мысль или новую картину. Чтобы всеми своими особенностями оно было вгравировано внутрь книги и говорило с ее страниц всем своим молчанием и всеми красками своей черной, бескрасочной печати» .

Особенность философской мысли Пастернака, или, точнее, способа ее выражения, -в том, что она нигде не дана явно, открыто. Поэзии вообще это не свойственно, но у Пастернака глубинный подтекст стиха зашифрован, спрятан особенно изощренно, на грани риска, что ленивый и нелюбопытный читатель не сможет его уловить. Человек, читающий Пастернака, должен сам пройти путь от поэтического образа к философскому обобщению: автор никогда не представляет явно «конечный вывод мудрости земной», ясный для него самого. Он дает исходный материал для напряженных мысленных исканий, впрочем, рассыпая тут и там намеки, вехи для указания пути. А основная философская позиция поэта остается как бы «за кадром».

Не претендуя на полноту и однозначную правильность истолкования, попытаемся описать основные принципы пастернаковского мировоззрения.

Основная философская проблема - проблема бытия. В каком-то смысле для Пастернака ее нет. У него мир существует - и все. Без всяких «почему» и «зачем»:

Не надо толковать,

Зачем так церемонно Мареной и лимоном Обрызнута листва.1

(«Давай ронять слова»)

Существование мира утверждается всей поэзией Пастернака. Сама она - неизменное выражение удивления и благоговения перед чудом жизни. Потому что жизнь во всех ее многообразных проявлениях есть непреходящее чудо, чья необыкновенность настолько велика, что способна исцелить любую боль:

На свете нет тоски такой,

Которой снег бы не излечивал.1

(«Январь 1919 года»)

Герой поэзии Пастернака принимает бытие таким, каково оно есть; совершенство, целесообразность его не вызывают сомнения. «Сестра моя - жизнь», - говорит он. И жизнь входит в его стихи как в свой дом: поэт с ней на «ты», меж ними нет дистанции, о чем свидетельствуют эти строки:

Со мной, с моей свечою вровень Миры расцветшие висят.1

(«Как бронзовой золой жаровень...»)

Герой принимает мир, и жизнь в нем кажется ему простой и не отягощенной премудростями, созданными искусственно:

Легко проснуться и прозреть,

Словесный сор из сердца вытрясть И жить, не засоряясь впредь.

Все это - не большая хитрость.1

(«Любить иных - тяжелый крест. »)

Благоговение перед жизнью распространяется на все ее формы, без унижающего ее великий дух деления на вечное и преходящее, на возвышенное и приземленное:

О Господи, как совершенны Дела твои, - думал больной, -Постели, и люди, и стены,

Ночь смерти и город ночной.1

(«В больнице»)

Как правило, в произведениях Пастернака тема смерти почти отсутствует в чистом виде. Смерть не нарушает законов и течения жизни, она тоже есть часть бытия. Смерть - это, скорее, переход к иному этапу существования. Герой не испытывает страха перед небытием, ибо небытия не существует. Об этом - стихотворение «Уроки английского». Название кажется странным: в самом стихотворении нет ничего английского (разве что подразумеваемое имя Шекспира), а что касается уроков, то кем и кому они даются, да и какие это уроки? Дездемона, умирая, рыдает по иве; Офелия уходит из жизни «с охапкой верб и чистотела». О чем заключительные строки стихотворения, которым надлежит раскрыть его суть? Вот они:

Дав страсти с плеч отлечь, как рубищу,

Входили, с сердца замираньем,

В бассейн вселенной, стан свой любящий Обдать и оглушить мирами.1

(«Уроки английского»)

Героини, отвергнув «горечь грез», открывают себя навстречу миру, природе, вечности. Перед нами - не трагический конец жизни, а ее новое открытие, озарение, освобождение от бремени «страстей человеческих».

Размышляя об основах бытия, Пастернак на первое место ставит любовь. Любовь -не просто человеческое чувство, но принцип жизни, ее первооснова. Ей есть соответствие в мире природном - это всеобщая связь всех явлений и вещей. В одном из стихотворений поэт проводит параллель между любовью героя и жизнью морской стихии: герой привязан к своей возлюбленной, как море к берегу. В стихотворении «Давай ронять слова.» на вопрос о том, кто управляет миром, «кто велит», дается ответ: «Всесильный бог любви, Ягайлов и Ядвиг». Эти имена выбраны не случайно - некогда именно брак, сочетание польской королевы Ядвиги и литовского князя Ягайло дало начало новому государству.

Чувство любви роднит человека и мир:

И сады, и пруды, и ограды,

И кипящее белыми воплями Мирозданье - лишь страсти разряды,

Человеческим сердцем накопленной.1

(«Давай ронять слова. »)

Именно любовь дает человеку возможность понять мир. Проблема миропонимания очень важна для Пастернака, и единственное ее решение в поэзии автора - это полное принятие всех обликов жизни.

Поражает удивительное отношение Пастернака к женщине. Тема эта проходит красной нитью во многих его стихотворениях. Женский образ у поэта лишен крайностей других авторов. Это не «гений чистой красоты», не воплощенное коварство и изменчивость, не страдающая жертва мужского превосходства, не символ Вечной Женственности. Ощутимо какое-то неуловимое благоговение «пред чудом женских рук», наделение женщины каким-то чудесным качеством. Это - изначальная близость ее к природе, ее естественность, убедительность и утвердительность, достойные того, чтобы быть воспетым:

Красавица моя, вся стать,

Вся суть твоя мне по сердцу,

Все рвется музыкою стать,

И все на рифмы просится.2

(«Красавица моя, вся стать. »)

Описывая чудесные мгновения жизни, поэт обыкновенно не устает их детализировать. Вся его поэзия - своего рода гимн деталям, подробностям. Поэтическая декларация этого подхода к миру и творчеству - стихотворение «Давай ронять слова. ». Настоящему творцу «ничто не мелко»: он

Погружен в отделку Кленового листа.

(«Февраль. Достать чернил и плакать!»)

Жизнь существует в подробностях, в деталях - в этом разгадка ее тайны. Описать - значит, показать связи между предметами, их «взаимоотношения», в каком-то смысле их любовь. Так, в одном из первых стихов Пастернака весна - «черная». Весна? Пора любви, надежд, и вдруг. Однако поэт хотел показать другое: после снежной, белой зимы обнажается черная почва, которая предшествует и питает зелень лета. Гимн деталям - порою необычным - становится гимном самой жизни.

Свое определение смысла человеческой жизни поэт сформулировал в стихотворении, которое можно назвать программным для его творчества - «Во всем мне хочется дойти.». Человек должен жить, постигая законы этого мира - законы любви всего ко всему. В соответствии с ними должна строиться и его жизнь:

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.1

(«Быть знаменитым некрасиво»)

Труд при этом выступает как цель бытия и его форма: герой говорит о блаженстве «занятий», о том, что «праздность - проклятье».

Цикл «Занятье философией» книги «Сестра моя - жизнь» состоит из медиативных стихотворений с однотипными заголовками: «Определение поэзии», «Определение души», «Определение творчества». В контексте этих стихотворений, искусство - вечно, оно отражает жизнь с ее многоголосьем, с ее вековечными моральными ценностями:

Это - круто налившийся свист,

Это - щелканье сдавленных льдинок,

Это - ночь, леденящая лист,

Это - двух соловьев поединок.2

(«Определение поэзии»)

В цикле выражена вся боль поэта за несовершенство жизни («нашу родину буря сожгла»; «вселенная - место глухое»). Мотивы «бури», «хаоса», «болезни», разрабатываемые в книге, включают ее в контекст художественного мира Пастернака. В романе «Доктор Живаго» образ родины, сожженной бурей, перерастает в развернутую метафору: «С России сорвало крышу». Мотив «болезни земли», соотнесенный с мотивом «высокой болезни» в одноименной поэме, говорит о муках, страданиях земли в периоды социальных катаклизмов:

Вот и ливень. Блеск водобоязни,

Вихрь, обрывки бешеной слюны.

Но откуда? С тучи, с поля, с Клязьмы Или с сардонической сосны?2

(«Болезнь земли»)

Вопрос о времени соотносится поэтом с собственными взглядами на мир, с представлениями о жизни, смерти и бессмертии. Художник, по Пастернаку, тесно связан со своим временем, но он - и представитель вечности, поскольку через творчество достигает бессмертия.

1 Цит. по: Пастернак Б. Л. Собр. соч.: в 5 т. - Т. 2. - М.: Худож. лит., 1989.

2 Цит. по: Пастернак Б. Л. Избранное.: в 2 т. - Т. 1. - М.: Худож. лит., 1985.

В стихотворении «Ночь» (1956), отражающем идеи французского писателя Ангуана де Сент-Экзюпери об ответственности человека за все происходящее на «планете людей», Пастернак говорит о преодолении времени и смерти как задаче художника. Поэт уподобляется в стихотворении летчику, поднявшемуся над землей, как звезда, обозревающему небосвод и чувствующему ответственность за мировую жизнь.

Он смотрит на планету,

Как будто небосвод Относится к предмету Его ночных забот.

Не спи, не спи, работай,

Не прерывай труда,

Не спи, борись с дремотой,

Как летчик, как звезда.1

Пастернак внес в стихи свое видение мира: «луга, осоку, сенокос, грозы раскаты» в их неповторимость и жизнетворящей силе. У него свое понимание мира и свой способ его выражения: экспрессивный, динамичный, метафоризованный. Сущность своего метода, как и право на него, поэт определил в своих заметках так: «Гений есть кровно осязаемое право мерить все на свете по-своему, чувство короткости со вселенной, доступности всего живого».

Философия Пастернака - жизнеутверждающая и оптимистичная. В этом мире много трагедий и невзгод, но они ведут нас к новым высотам понимания жизни. Мир несовершенен, но он существует, и это прекрасно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мандельштам О. Э. Заметки о поэзии // Собр. соч.: в 4 т. - М.: Арт-Бизнес-Центр, 1993. - Т. 2. - С. 556.

2. Ахматова А. А. Путь Пастернака // Встречи с прошлым. - М.: Сов. Россия, 1978. Вып. 3.

3. Пастернак Б. Л. Люди и положения: Повести. Статьи. Драматические произведения. - М.: Эксмо, 2008. - 634 с.

Статья поступила в редакцию 29.06.2010

PHILOSOPHICAL CONCEPTION OF BORIS PASTERNAK’S POETRY

The poetry of B. Pasternak is not easy to understand. The matter is that it is not only difficult for perception but it is deep and dynamic. The main characteristic of his poems are defined by solving global philosophical problems. His concept of life represents the connection of a man and nature, a man and the Universe. His poetry is full of thoughts about mystery of love, about life and death, about the miracle of human community and future. We find the same intensity of his feelings when he speaks about the nature of art. The problem of existence is the fundamental philosophical problem. It is reflected and confirmed by all Pasternak’s poetry. The existence of the world is confirmed by all his poetic work. His poetry is the reflection of astonishment and awe of the miracle of love. His poetry is increasingly absorbed by this motive. The Pasternak’s main hero takes the existence as it is. He has no doubt in the perfection and advisability of the existence. The awe of life spreads to all its forms. There is no division into internal and ordinary things in his poetry. Thinking about the ground of the human existence Pasternak gives the first place to love. According to him love is not only the simple human feeling but it is the main principle of life. He was keener to represent love as its fundamental principle. He finds the same principal in nature - it is the universal connection of all phenomena and things. All his poetry is the sort of the hymn to details and particularities. He has his own understanding of the world and he has his own dynamic, expressive and metaphorical way of his expression. Pasternak’s philosophy is life-asserting and optimistic.

Key words: philosophical problems, depth and dynamics of thought, the problem of existence, awe of life, love is the fundamental principle of life, hymn to details, his own vision of the world, life-asserting and optimistic.

Тема поэта и поэзии привлекала многих творцов.

Однако не во все времена значимость поэта в мире искусства была одинакова. Например, в Древней Руси она была очень невелика: человек считался маленьким, смиренным перед Богом (истинным Творцом!) существом, и авторские имена в большинстве случаев не сохранялись.

В эпоху Просвещения поэты начали осознавать себя избранными, Творцами, все значимее для них становилась мысль о бессмертии собственных творений и своем собственном.

Тема поэта и его творчества прочно закрепилась в пространстве русской классической литературы. Она многогранна и представлена различными аспектами. Это и проблема предназначения творчества, и проблема взаимоотношений поэта и толпы, поэта и власти, проблема бессмертия и величия Слова.

Так или иначе, многие поэты хоть раз, но затронули эту тему в своем творчестве; охватить ее в полном объеме невозможно, остановимся лишь на более значимых именах.

Тема поэта и поэзии нашла свое отражение в творчестве А.С.Пушкина. Стихотворение «Пророк» названо так неспроста, ведь в нем Пушкин пишет о поэте как о пророке, которым руководит сам Господь, он исполняет волю Создателя, это его предназначение. Поэту свыше дана сила «глаголом жечь сердца людей», иначе говоря, смело говорить людям горькую правду. В произведении «Поэт» Александр Сергеевич утверждает мысль о незначительности жизни поэта в отсутствие вдохновения («Меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он…»), но, как только «божественный глагол до слуха чуткого коснется», поэт возносится над толпой, над чернью. В стихотворении «Поэт и толпа» Пушкин по отношению к обывателям допускает такие выражения, как «чернь тупая», «бессмысленный народ» и «червь земли», тем самым еще более возвеличивая образ поэта-творца. Творец как бы отделяется от народа, он одинок по причине своего избранничества.

Другим поэтом, который тоже обращался к теме поэта и поэзии, был М.Ю.Лермонтов. Его «Пророк» является как будто бы продолжением пушкинского «Пророка». Однако если в стихотворении последнего поэт-пророк одинок по причине величия своей мудрости и миссии избранничества, то одиночество лермонтовского пророка объясняется его гордостью и презрением к остальным. Поэт стал не избранным, а изгоем в обществе («Смотрите, как он наг и беден, как презирают все его!»). У Пушкина пророк «в пустыне мрачной влачился», а, обретя дар, пошел вершить волю Бога, у Лермонтова же пророк бежит обратно «через шумный град» в эту пустыню внутреннего мира – мира обиды и презрения.

Н.А.Некрасов в стихотворении «Элегия» (1876) также рассматривает проблему взаимоотношений поэта и народа, но, если у Пушкина и Лермонтова творец противопоставлялся толпе, то Николай Алексеевич пишет о том, что у поэта одна цель – служение народу («Я лиру посвятил народу своему…»). И пока народ не будет счастлив, поэт будет преследовать эту цель. Некрасов утверждает ценности гражданской поэзии, он пишет о союзе народа и поэта, о теме гражданскго служения искусства («Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» («Поэт и Гражданин»)).

Еще одним поэтом, в стихах которого раскрывается тема поэта и поэзии, был А.А.Фет. В своем произведении «Одним толчком согнать ладью живую…» он пишет о поэте как об избраннике, обладающем даром, который отличает его от других людей. Однако в стихотворении Фета нет противопоставления поэта толпе, как у Пушкина, нет и слов об объединении поэта и народа, как у Некрасова, и поэт совсем не горд и не одинок из-за своей избранности, как у Лермонтова. Фет пишет лишь о поэзии как о даре, данном свыше, он изображает момент нисхождения этого дара на поэта и описывает то, что чувствует в этот момент сам творец – неслыханную мощь слова, воздействующего на душу человека:

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец -
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чём его и признак и венец.

В произведении Фета поэт наслаждается способностью ощущать жизнь во всей ее полноте благодаря своему дару.

Ворохобко Варвара, 11 класс, 2013

(5,1 Кб, 638 hits)

С4, С5. Тема поэта и поэзии в творчестве А.А.Блока и М.И.Цветаевой (эссе)

Осмысляя свое предназначение, поэт размышляет о себе и своей судьбе, о силе и значении слова в контексте не только собственной жизни, но и – как минимум – литературного процесса своего времени или даже культуры в целом.

«Поэта далеко заводит речь…»

Смыслы наполняют сознание, и многие поэты решают для себя, что станет их главенствующей темой, пытаются определить путь своего развития, пресловутую творческую эволюцию.

«Поэта – далеко заводит речь…»

Позиции сходятся – и расходятся, литературная критика развивается вместе с самой литературой, и проблематика взаимоотношений поэта и толпы, поэта и критики обостряется.

ХХ век открыл новое, качественно иное понимание поэзии: некрасовский постулат «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» отвергается, как и многие тенденции XIX века. «Поэт в изгнанье и сомненье на перепутье двух дорог», – пишет Блок. Судьба нового пророка неизвестна – «чего желать, куда идти?». Риторические вопросы и лексический повтор («в изгнанье и в сомненье») подчеркивают напряженность поиска ответа на вопрос о пути поэта, который следует далее: но – «даль привидится ему». Какая же? Творить – ради самого слова, становящегося символом и, следовательно, смыслом, творить, соединяя себя с миром горним, миром великого Творца и его законами – вот новая, а на деле старая идея, имеющая долгую традицию в культуре.

Оппозиция «поэт – толпа» представлена в стихотворении Блока «Поэты» (1908), где речь идет о противопоставлении мира художника, поэта ценностям обывательским. На «горестной земле» тоскливо всем, а «вино и страсть» – реалии обоих миров. Однако – «по крайности, есть у поэта и косы, и тучки, и луг золотой, тебе ж недоступно всё это!»

Саркастичное обращение «милый читатель» позволяет нам провести параллель с «читателем газет» Цветаевой. «Глотатели пустот, читатели газет» – еще одно обращение к толпе.

Цветаева посвятила множество стихотворений взаимоотношениям поэта и толпы. В поэме «Крысолов», основанной на немецкой легенде, раскрывается конфликт между поэтом и мещанством. У нее мы встретим и тему судьбы поэта и его избранности – «поэтовы затменья не предугаданы календарем», . Её отношение к славе заключалось в коротком «За что мне сие?». Однако судьба стихов – важнее, дороже, значимее, и оттого еще в 1913 г. она пишет: «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед», обращаясь еще к одной традиционной теме – бессмертия поэтического слова.

Цветаева не единожды писала о том, что стихи сбываются – страшными, предвещающими недоброе символами. И все же – «Бог сохраняет всё, особенно слова прощенья и любви, как собственный свой голос».

Вдохновение – «вдох мгновенья душою немой», «не предугаданная календарем» стезя, жажда, «зависимость», как в Нобелевской лекции писал Бродский. Тема вдохновения – таинственного мгновения, иррационально-непостижимого в процессе творчества, привлекала этих поэтов.

Куда в своем «производстве смыслов» заведет речь сегодняшних молодых поэтов, как преломится в понимании поэтов слово – Бог весть…

Поскольку – «Поэта – далеко заводит речь…»

Пашина Ольга 11 класс, 2013

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда.
А.Ахматова

Тема творчества - одна из основных тем поэзии вообще и русской поэзии «серебряного века» в частности. Каждый поэт хоть раз в жизни задавал себе вопрос: «Что есть творчество? Откуда появляются стихи?» Кто-то утверждал, что пишет только «по вдохновению», кто-то, как, например, Маяковский, «делал» стихи, но все они сходились на том, что поэзия - явление необычное, противостоящее обыденному, внешнему миру.

Слова Ахматовой (в эпиграфе к сочинению) можно понимать по-разному. Они могут означать и то, что у гения великие строки могут возникнуть из самого мимолетного впечатления, из любой, пусть малой и незначительной, жизненной ситуации, и то, что поэзия нередко вырастает из того, что можно назвать «душевным сором».

Поэзия серебряного века возникла на фоне глубочайшего духовного кризиса. Как ни странно, кризисы довольно часто сопровождаются всплеском искусств, и нередко, чем страшней и «кровавей» время, тем ярче и светлей то, что после него остается.

Не может сердце жить покоем.
Недаром тучи собрались.
(А.Блок)

Поэзия прекрасным цветком вырастает на фоне того сора, который человечество периодически выметает из своей избы в мир. Трещина, которая, как известно, должна проходить через сердце поэта, когда мир расколот, превращается в такие времена в пропасть, и стихи выплавляются в огне страдания. Недаром Юрий Анненков назвал книгу своих воспоминаний о современниках «циклом трагедий». Каждая судьба ужасна, каждому на долю выпало много мук, но, быть может, не будь этих мук, не было бы и тех стихов, которые остаются современными и по сей день.

Корни поэзии лежат всегда в душе самого автора, творчество отражает его характер, темперамент и факты биографии. Поэт, даже просто описывая то, что видит, неизбежно вносит в описываемое какие-то свои черты, показывает нам его с новой, не замеченной нами стороны. Казалось бы, о чем говорится в строках:

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
(С.Есенин)

А какой создается образ!
«Дело поэта - ...заставить достоверно сказанное слово звучать так, как ему, может быть, и в жизни не удалось звучать», - писала М.Цветаева. Творец пропускает через себя тот жизненный материал, который поставляет ему действительность, и выплескивает наружу то, что получилось у него в результате духовной работы над этим материалом.

«Равенство души и глагола - вот поэт» (М. Цветаева). Любой случай, любое переживание может служить причиной для создания стихов. И в самые тяжелые дни, когда от горя человек стоит на грани безумия, способность излиться в творчестве может спасти его. Хотя может и погубить. Недаром с жутким постоянством судьбы русских (и не только русских) поэтов кончаются трагически. Достаточно вспомнить такие имена, как Есенин, Маяковский, Цветаева. Конечно, нельзя винить поэтический дар, однако он отнимает слишком много сил, и за него нередко приходится расплачиваться жизнью.

Стихи часто приходят независимо от желания автора. Еще Волошин говорил о том, что в поэтическом творчестве главное не то, что хотел сказать, а то, что сказалось. Процессы, происходящие в душе творца, питаемые внешними впечатлениями, иногда скрыты от него самого.

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора.
Как лопухи и лебеда.

И счастье, и страдание, и слезы, и смех, и страсть, и спокойствие - все служит удовлетворению «глухой жажды песнопенья», сжигающей избранных.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные факты биографии Константина Николаевича Батюшкова (1787-1855) - предшественника А.С. Пушкина, поэта раннего русского романтизма, родоначальника новой "современной" русской поэзии. Аникреонтические и эпикурейские мотивы в творчестве поэта.

    презентация , добавлен 05.09.2013

    Александр Сергеевич Пушкин - один из ярчайших поэтов "золотого века". Мир пушкинской поэзии: темы любви и дружбы, проблемы свободы и назначения поэта, философская лирика. Периоды жизни и характеристика творчества Пушкина, мировое значение его имени.

    реферат , добавлен 24.04.2009

    Развитие литературы и культуры казахского народа. Творчество Абая Кунанбаева – классика казахской литературы, композитора, выдающегося общественного деятеля. Самобытность и оригинальность творчества Абая. Идейная близость поэта к русской литературе.

    доклад , добавлен 06.05.2009

    Традиции поэтов русской классической школы XIX века в поэзии Анны Ахматовой. Сравнение с поэзией Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тютчева, с прозой Достоевского, Гоголя и Толстого. Тема Петербурга, родины, любви, поэта и поэзии в творчестве Ахматовой.

    дипломная работа , добавлен 23.05.2009

    Тема поэта и поэзии является одной из важнейших тем в творчестве Н.А. Некрасова. Она протянута через несколько его произведений, в частности "Поэт и гражданин" и "Элегия".

    сочинение , добавлен 16.12.2002

    Изучение жизненного и творческого пути В.А. Жуковского - великого русского поэта, учителя Пушкина и всех русских лириков не только первой, но и второй половины XIX века. Анализ элегии "Вечер". Лирика душевных состояний. От сентиментализма к романтизму.

    реферат , добавлен 17.10.2011

    Значение творчества А.С. Пушкина для русской литературы. Детство и лицейские годы поэта. Жизнь на Кавказе и в Одессе. Ссылка в Михайловское. Жизнь в Москве, самовольный отъезд на Кавказ. Болдинская осень, свадьба поэта. Дуэль и трагическая гибель поэта.

    реферат , добавлен 23.04.2011

    Ощущение "радостной свободы" в творчестве А.С. Пушкина в период Михайловской ссылки. Шпионство отца за сыном. Жизнь поэта в Михайловском после отъезда семьи. Рождение поэзии во время прогулок. Источник всяческого богатырства - родная земля, простой народ.