Данная программа обновления программного обеспечения предназначена для продукта, которым владеет пользователь, указанного выше («затронутый продукт»), и предоставляется только по принятию соглашения, указанного ниже. После выбора «Принять» и нажатия «Загрузить» считается, что Вы приняли правила и условия данного соглашения. До начала загрузки убедитесь в том, что Вы поняли условия соглашения.

Данная служба предоставляет программное обеспечение для обновления прошивки A фотокамеры D5100 до версии 1.02 и прошивки B до версии 1.01. Данное программное обеспечение позволяет одновременно обновить прошивки A и B до последней версии. Если в фотокамере уже установлены последние версии прошивок, загружать и устанавливать обновление не требуется. Текущую версию прошивки можно проверить, выбрав в меню настройки фотокамеры пункт Версия прошивки .

Обязательно ознакомьтесь с положениями лицензионного соглашения, прежде чем перейти по ссылкам, указанным внизу страницы, для загрузки данного программного обеспечения.

Изменения, внесенные в данную версию

  • Точное определение уровня заряда литий-ионной аккумуляторной батареи EN-EL14a.
    Если установлена прошивка A версии 1.01/прошивка B версии 1.01 или более ранней, с применением батареи EN-EL14a удастся сделать меньше снимков, чем при работе фотокамеры от батареи EN-EL14 (т. е., ресурс работы батареи EN-EL14 будет выше). Обновление прошивки A до версии 1.02, а прошивки B до версии 1.01 максимально увеличивает ресурс работы батареи EN-EL14a, и с ней можно будет сделать больше снимков, чем при использовании батареи EN-EL14.

    Количество снимков, которое можно сделать при использовании батареи EN-EL14a (номинальная мощность: 7,2 В постоянного тока, 1230 мА/ч; при установке в фотокамеру D5100 с прошивкой A версии 1.02/прошивкой B версии 1.01)
    - Режим покадровой съемки: прибл. 700 снимков (стандарт CIPA*).
    - Режим непрерывной съемки: прибл. 2650 снимков (стандарт Nikon*).
    *Подробные сведения об условиях тестирования см. в руководстве пользователя фотокамеры D5100.

Проверка текущей версии прошивки фотокамеры

Если в фотокамере уже установлена последняя версия прошивки, загружать и устанавливать данное обновление не требуется. Текущую версию прошивки можно проверить, выбрав в меню настройки фотокамеры пункт «Версия прошивки».

    Включите фотокамеру.

    Нажмите кнопку MENU для отображения экрана меню.

    Выберите пункт «Меню настройки».

    В меню настройки выберите пункт Версия прошивки .

    Отобразится версия прошивки фотокамеры.

    Выключите фотокамеру.

Инструкции по обновлению прошивки

Если вы можете самостоятельно обновить прошивку фотокамеры, воспользуйтесь базовыми инструкциями. Если при обновлении вам необходима дополнительная поддержка, воспользуйтесь подробными пошаговыми инструкциями со вспомогательными изображениями, ссылки на которые приведены ниже.

Базовые инструкции по обновлению прошивки
Подключите фотокамеру к сетевому блоку питания или используйте полностью заряженную батарею.

    Создайте новую папку с соответствующим именем на жестком диске компьютера.

    Запустите загруженный файл, чтобы создать папку с именем D5100EUpdate , в которой будет находиться файл прошивки D5100_0102.bin .

    Воспользуйтесь устройством для чтения карт памяти или подобным, чтобы скопировать файл D5100_0102.bin в корневой каталог отформатированной карты памяти.

    Вставьте карту памяти в гнездо для карты памяти фотокамеры и включите фотокамеру.

    Выберите пункт «Версия прошивки» в меню настройки фотокамеры и следуйте инструкциям на экране для обновления прошивки.

    Завершив обновление, отключите фотокамеру и извлеките карту памяти.

    Чтобы проверить, была ли обновлена прошивка, выберите в меню настройки фотокамеры пункт «Версия прошивки».

Windows:
Mac:

Системные требования

Данная услуга загрузки не доступна на Вашем устройстве.

Вы можете отправить на адрес своей электронной почты ссылку на данную загрузку для использования на другом устройстве.

Instructions before updating your firmware

Nikon D5100 Firmware-A firmware: Ver. 1.01, B firmware: Ver. 1.01-Download

  • This software (firmware) is for the applicable model(s) indicated above.
    This software is provided to those who agree to the terms of the software license at the bottom of this page. When the user selects the "Accept and begin download" option outside of the frame, agreement to the terms of the software license is inferred and the user is bound by the terms of the Nikon Corporation (hereafter “Nikon”) License Agreement. Be sure that you have read and understand the terms of the license agreement before initiating download of this software.
  • This service provides software for upgrading D5100 A firmware to Ver. 1.01 and B firmware to Ver. 1.01. This software allows for simultaneous update of both A and B firmware to the latest version. If this latest firmware version is already installed in your camera, you need not proceed with download or installation of this Firmware Upgrade. Current firmware versions can be verified from the Firmware version item in the camera"s setup menu.
  • Be sure to read the section below regarding modifications enabled with upgrade before upgrading the firmware.
The camera may be damaged if power is interrupted or camera controls are operated during the update. Do not turn the camera off, remove or disconnect the power source, or operate camera controls during the update. If you encounter any issues or are unsure on how to update the firmware, kindly proceed to the nearest Nikon-authorized service representative for professional assistances.

Modifications enabled with A and B firmware Ver. 1.01
  • An error where the card may not have been recognized when some memory cards were used has been addressed.
  • When "Selective color" from the retouch menu is performed on a picture taken with the image quality set to "NEF (RAW)+JPEG" and an image size of "M" or "S", the edges of the image may not have changed color. This issue has been resolved.
  • When "Metering" was set to "Matrix metering", the exposure mode set to "M (Manual)", and the HDR exposure differential set to "Auto", the exposure differential was fixed at a value equivalent to "2 EV". This has been changed to enable automatic adjustment of exposure differential so that it is appropriate for the scene .


Confirming the firmware version

1. Turn on the camera.
2. Press the MENU button and select "Firmware version" from the setup menu.
3. The camera"s firmware version will be displayed.
4. Turn off the camera


System Requirements


Software Name:
D5100 A Firmware Ver. 1.01; D5100 B Firmware Ver. 1.01Supported Model(s):
D5100

Supported Version:
A Firmware Ver. 1.00
B Firmware Ver. 1.00

Supported Operating System :

Windows

Macintosh

Microsoft Windows 7 Home Basic
Microsoft Windows 7 Home Premium
Microsoft Windows 7 Professional
Microsoft Windows 7 Enterprise
Microsoft Windows 7 Ultimate
Microsoft Windows Vista Home Basic
Microsoft Windows Vista Home Premium
Microsoft Windows Vista Business
Microsoft Windows Vista Enterprise
Microsoft Windows Vista Ultimate
Microsoft Windows XP Professional
Microsoft Windows XP Home Edition
Microsoft Windows 2000 Professional
Microsoft Windows Me
Microsoft Windows 98 Second Edition (SE)

Mac OS X version 10.1.5 – 10.7.2

*Card reader or computer with built-in SD memory card slot required.

Copyright:
NIKON CORPORATION

Terms and Conditions

This data is protected by a Nikon License Agreement. Be sure to read the following License Agreement before proceeding with the download. By proceeding with the download, you indicate your agreement to the terms of this License Agreement.

$firmware_lic_agreement1$firmware_lic_agreement2$firmware_lic_agreement3


Downloads and Instructions

Одна из главных причин - высочайшее качество снимков. Напомню, что эта же сверх-удачная соневская матрица 16Мп устанавливается в десяток моделей разных брендов разных ценовых категорий без изменений и на ее базе сделаны матрицы с другими цветовыми фильтрами.


Чтобы избежать "каннибализма" - "поедания" камерой сегмента более дорогих моделей где установлена идентичная матрица (или такого же класса), Никон программно установил в Никон Д5100 определенные ограничители, урезающие или блокирующие возможности камеры.

Чем хороши Никоны и Кеноны, так это тем что есть энтузиасты, которые модифицируют исходную ОС камеры (она же - firmware) с возможностью разблокирования/добавления фунциональных возможностей .

Модифицированная firmware для Никон Д5100 добавляет следующие возможности :
- два новых формата RAW
пояснение. для более четкого разделения по сегментам Никон Д5100/Д7000 Никон заблокировал в камере Никон Д5100 несжатый формат RAW, оставив только компрессированный (сжатый) RAW (NEF) с безвозвратной потерей части информации снимка. модификация позволяет выбрать между несжатым форматом RAW (NEF Compression OFF) и компрессией RAW без потерь (NEF Compression Lossless). Практически размер файла RAW увеличится с 15Мб до 20Мб (примерно).

Новые форматы записи видео - с значительно увеличенным битрейтом.
доступны режимы Video 1080 HQ - с рейтом 36Мбит/с и 54 (!) Мбит/с

Отмену ограничения на время видео файла в 20мин. Т.е. остается только ограничение на размер в 4Гб из-за файловой системы.

Разблокирование возможности использовать нефирменные батареи (т.е. производства не Никон).

Разблокирование возможности менять ISO и выдержку в лайв вью (Liveview Manual Control ISO/Shutter).

Изменение отображения служебной информации в режиме лайв вью - очистка экрана от избыточной информации (Clean HDMI & LCD Liveview).

Улучшение качества камерных JPEG файлов за счет уменьшения их сжатия (файлы будут больше по размеру но выше качеством картинки)

Для любителей фотографировать звездное небо - возможность отключить Hot Pixel Suppression фильтр.

Удобно, что в процессе модификации оригинальной прошивки можно разблокировать/добавить только те функции, которые вам надо.
Процесс модификации предельно прост - загружаете оригинальную прошивку (фирмваре), отмечаете в чекбоксах желаемые функции и сохраняете уже модифицированный вариант. После чего делаете обновление прошивки в камере.

Как видно, список изменений достаточно внушительный и существенно расширяет возможности камеры. Цена б/у Никон Д5100 сегодня около $300! Неудивительно, что с такими возможностями и такой ценой камера и сегодня является пожалуй одним из лучших
решений на рынке в своем сегменте.

Комментарий. Карл Густав Юнг (1875 – 1961) – швейцарский культуролог и психолог, родоначальник аналитической психологии. Последователь учения З. Фрейда, с 1913 г. он отошел от ортодоксального фрейдизма, не приняв основные его постулаты: о доминирующей роли сексуального начала в жизни человека и интерпретации природы бессознательного. Ввел понятие архетипа – образа-символа, носителя коллективного бессознательного – как импульса возникновения культуры. Основные работы: «Метаморфозы и символ либидо», «Об архетипах коллективного бессознательного», «Психология и религия» и др. В представленном отрывке из работы «Психология и поэтическое творчество» анализируется проблема художника и его творчества.

Тайна творческого начала, так же как и тайна свободы воли, есть проблема трансцендентная, которую психология может описать, но не разрешить. Равным образом и творческая личность – это загадка, к которой можно, правда, приискивать отгадку при посредстве множества разных способов, но всегда безуспешно. И все же новейшая психология время от времени билась над проблемой художника и его творчества. Фрейду казалось, что он отыскал ключ, которым можно отпереть произведение искусства, идя от сферы личных переживаний его автора. <...>

В самом деле, здесь открываются очевидные возможности: почему бы и не попытаться вывести произведение искусства из «комплексов» наподобие того, как это делают с неврозами? Великое открытие Фрейда в том и состояло, что неврозы имеют свой исток в эмоциональных причинах и в детских переживаниях реального или фантастического свойства... Нельзя отрицать, что в определенном отношении личная психология автора может быть прослежена вплоть до корней и вплоть до последних разветвлений его создания. Точка зрения, согласно которой личная сторона художника во многом предопределяет подбор и оформление его материала, сама по себе нисколько не нова. Но показать, как далеко простирается эта предопределенность и в каких своеобразных связях по аналогии она себя осуществляет, удалось лишь фрейдовской школе. <…>

Знает ли сам художник-автор, что его творение в нем зачато и затем растет и зреет, или он предпочитает воображать, будто по собственному намерению оформляет собственное измышление – это ничего не меняет в том факте, что на деле его творение вырастает из него. Оно относится к нему, как ребенок к матери. Психология творческого индивида – это, собственно, женская психология, ибо творчество вырастает из бессознательных бездн, в настоящем смысле этого слова из царства Матерей. Если творческое начало перевешивает, то это означает, что бессознательное получает над жизнью и судьбой большую власть, чем сознательная воля, и что сознание захватывается мощным подземным потоком и нередко оказывается бессильным зрителем происходящего. Органически растущий труд есть судьба автора и определяет его психологию. Не Гете десятки лет пишет «Фауста», но некий психический компонент «Фауста» творит самого Гете.

Так получает удовлетворение душевная потребность того или иного народа в творении поэта, и поэтому творение означает для поэта поистине больше, чем личная судьба, – безразлично, знает ли это он сам или нет. Автор представляет собой в глубочайшем смысле инструмент и в силу этого подчинен своему творению, по каковой причине мы не должны также, в частности, ждать от него истолкования последнего. Он уже исполнил свою высшую задачу, сотворив образ. Истолкование образа он должен поручить другим и будущему. Великое произведение искусства подобно сновидению, которое при всей своей наглядности никогда не истолковывает себя само и никогда не имеет однозначного толкования. Ни одно сновидение не говорит: «ты должен», или «такова истина»; оно выявляет образ, как природа выращивает растение, и уже нам предоставлено делать из этого образа свои выводы.

Печатается по : Юнг К. Г. Психология и поэтическое творчество // Самосознание европейской

культуры. – М., 1991.

Вопросы для самоконтроля

    Охарактеризуйте феномен художественного творчества. Каковы его этапы и механизмы?

    Назовите разновидности творческого воображения.

    Перечислите факторы, определяющие генезис художественного текста.

    Проанализируйте основные характеристики художественного произведения.

    Какова природа художественного образа?

    Сформулируйте определение внутренней и внешней формы произведения искусства.

    Какие условия художественного восприятия выделял Аристотель?

    Назовите основные подходы к феномену художественного восприятия в современной эстетике.

    Охарактеризуйте механизм художественного восприятия.

    Каким образом решает Ж. Маритен проблему соотношения искусства и морали?

    Как сформулирована Ж. Маритеном проблема ответственности художника?

    Почему К. Юнг считает, что именно художник дает особенно обильный материал для психологического критического анализа?

Литература

    Борев Ю.Б. Эстетика: В 2-х т. – Смоленск, 1998.

    Бранский В.П. Искусство и философия. – Калининград, 1999.

    Вещь в искусстве. – М., 1986.

    Кривцун О.А. Эстетика. – М., 1998.

    Произведение искусства в мире художественной культуры. – М., 1998.

    Рождественская Н.В. Психология художественного творчества. – СПб., 1995.

    Творчество в искусстве – искусство в творчестве. – М., 1991.

    Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. – М., 1989.

    Яковлев Е.Г. Художник: личность и творчество. – М., 1991.

Терминологический словарь

АБСТРАКЦИОНИЗМ – одно из основных направлений в западном искусстве XX в. (в основном, в живописи и скульптуре). У его истоков стояли художники В. Кандинский, К. Малевич, П. Мондриан. Для него характерен отказ от изображения предметов и явлений объективного мира. Необычные сочетания пятен и линий или нагромождение металлических или каменных конструкций призваны выражать подсознательные переживания самого художника.

АВАНГАРД – общее название художественных тенденций XX в., противостоящих классическому искусству и его эстетике. Понятия «авандизм» и «модернизм» являются во многом синонимами.

АВТОМАТИЗМ – способ создания литературных текстов или рисунков, когда художник подавляет контроль над движениями руки, позволяя включаться подсознанию. Автоматизм свойственен сюрреализму.

АВТОРСКОЕ КИНО – модель организации кино, в которой режиссер фильма выступает как полноправный автор произведения, как лицо, несущее ответственность за фильм в целом. Среди других распространенных наименований авторского кино – «Арт-синема» (Art Cinema), «Арт-хаус» (Art house) и «авторский интеллектуальный европейский кинематограф». История авторского кино состоит из нескольких стилей, создаваемых режиссерами: итальянский неореализм, французская Новая волна 1960-х, датская Догма-95 и т.д. Наиболее известные режиссеры авторского кино: Ф. Феллини, М. Антониони, И. Бергман, Ж.-Л. Годар, А. Тарковский, Л. Бунюэль, А. Хичкок, Л. фон Триер, К. Тарантино, А. Сокуров, П. Альмодовар. Авторский фильм может длиться от трех до двадцати минут или три часа не содержать внятного сюжета, не быть рассчитанным на показ в обычных кинотеатрах и не приносить никаких доходов, но при этом значительно влиять на эстетику мирового кинопроцесса. Этим он отличается от основной массы кинопродукции – «жанрового» кино, которое снимается, прежде всего, ради прибыли. В развлекательном кинематографе фактическим автором является не режиссер, а продюсер фильма.

АКМЕИЗМ – литературное направление, существовавшее в русской поэзии с 1912 по 1917 г. К нему примыкали Н. Гумилев, О. Мандельштам, А. Ахматова, поэты, связанные с журналом «Аполлон». Акмеисты стремились реформировать символизм, ставя на первый план изображение мира звучащего, красочного, имеющего формы, вес и время, сохраняя при этом характерную для символизма религиозно-мистическую настроенность.

АЛЛЕГОРИЯ – художественный прием, при котором наглядный образ означает нечто иное, чем есть он сам: содержание образа остается внешним для него самого, и это содержание закреплено за ним культурной традицией.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ – психологическое понятие, обозначающее двойственность чувственного восприятия. Один и тот же объект может вызывать у человека противоположные чувства (симпатию – антипатию). В искусстве амбивалентность используется для усиления образа через сопоставление противоположных явлений – жизни и смерти, безобразного и прекрасного.

АМПИР – художественный стиль (в основном, в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве) эпохи Наполеона Бонапарта. Опирался на классицизм и архитектурные стили эпохи римских императоров. Для него характерно стремление к монументальности и строгой величественности, к выражению воинской мощи и величества монаршей власти (триумфальные арки, мемориальные колонны, массивные портики, обширные колоннады, военная эмблематика). В России под стилем ампир часто имеют в виду памятники архитектуры и скульптуры высокого классицизма первой трети XIX в. – например, здание Адмиралтейства, Арка Главного штаба, Московский университет на Моховой.

АНДЕРГРАУНД – подпольное, нелегальное движение, а также неодобряемое или преследуемое официальными властями направление в искусстве, культуре (в СССР наиболее ярко проявил себя в период застоя).

АРАБЕСКА – сложный орнамент, сформировавшийся в искусстве мусульманских стран, основанный на бесконечном развитии и повторении декоративных мотивов (геометрических, растительных).

АРТЕФАКТ – термин из археологии; используется для того, чтобы подчеркнуть отличие предмета, изготовленного человеком, от объекта природы.

БАРОККО – художественный стиль, господствовавший в искусстве Западной Европы с конца XVI до середины XVIII в. Для него характерны преувеличенный пафос, парадность, аллегоричность, пышная декоративность. Развивался, в основном, в русле движения католической Контреформации. Известные мастера: Л. Бернини, П. П. Рубенс, В. Растрелли (Зимний дворец, Царское Село).

БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР – жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Художники-баталисты стремятся передать пафос и героику войны. Формирование батального жанра относится к XV – XVI вв.

БОДИ-АРТ – течение в искусстве, возникшее на рубеже 60 – 70-х годов XX в., вид перформанса. Произведения искусства создаются с использованием тела человека. Предшественник боди-арта – Ив Клейн, который покрывал натурщиц краской и получал затем оттиски их тел на холсте. Одно из направлений течения стало более рациональным, практика боди-арта используется в визаже (декоративная косметика наносится не только на лицо, но и на тело модели). Другое направление ушло от декоративности, акты искусства совершаются с телом самого художника (самоистязание, инсцинирование собственных похорон).

ВИДЕО-АРТ – искусство, использующее возможности компьютерной и видеотехники; одно из магистральных направлений актуального искусства.

ВИТРАЖ – картина или орнаментальная композиция (в окне, двери, нише), выполненная из прозрачного цветного стекла.

ВОЗДУШНАЯ ПЕРСПЕКТИВА – основанная на обычном зрительном восприятии система передачи удаленных предметов, включающая в себя смягчение очертаний, ослабленное изображение деталей, уменьшение яркости цвета и другие приемы. Попытки передать воздушную перспективу наблюдаются уже в средневековых китайских пейзажах, но впервые вполне успешно это сделали фламандские мастера начала XV века братья ван Эйки. В XIX веке в работах импрессионистов правильная перспектива сменилась произвольным выбором цвета и его интенсивности.

ГАРМОНИЯ – эстетическая категория, сопряженная с понятиями «связность», «единство противоположностей», «мера и пропорциональность», «сомасштабность человеку». В греческой мифологии Гармония – дочь Ареса и Афродиты (Марса и Венеры), двух противоположных начал – любви и войны.

ГЕДОНИЗМ – этическая позиция, рассматривающая наслаждение как высшее благо и смысл жизни человека. В эстетике этот термин обозначает теории, считающие единственной целью искусства эстетическое наслаждение.

ГИПЕРРЕАЛИЗМ – художественное течение, возникшее в конце 60-х годов XX в. В живописи это имитация свойств фотографии, автоматическая, хотя и рукотворная, фиксация видимого мира.

ГОТИКА – художественный стиль, возникший в середине XII века на севере Франции. Наибольшего развития готика достигла в церковной архитектуре (собор Парижской богоматери, Шартрский, Реймский, Амьенский соборы во Франции; Кельнский собор в Германии). Характерная черта этого стиля – синтез архитектуры с подчиненными ей скульптурой и прикладными искусствами.

ГРАВЮРА – вид графического искусства, печатное воспроизведение рисунка, вырезанного и вытравленного на металлической или деревянной доске. Особенностью гравюры является возможность ее тиражирования.

ГРОТЕСК – особый способ выражения комического, художественный прием, отличающийся таким острым образным преувеличением, при котором явления действительности принимают фантастические формы.

ГУМАНИЗМ – общественное и литературное движение эпохи Возрождения, противостоявшее схоластике и духовному господству Церкви, стремившееся к возрождению античного идеала красоты и человечности.

ДАДАИЗМ – одно из направлений авангарда (существовало с 1916 г. по 1924 г.). Вошел в историю культуры как бунтарское направление, разрушившее традиционные изобразительные приемы. Возникнув как литературное течение, это направление искусства проявлялось и в живописи, фотографии, скульптуре, музыке, театре.

ДЕКАДЕНТСТВО – общее наименование кризисных явлений в культуре конца XIX – начала XX в., отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни, индивидуализмом. К декадансу причисляют французских поэтов Ш. Бодлера, П. Верлена, А. Рембо, российских литераторов З. Гиппиус, Д. Мережковского, Ф. Сологуба, К. Бальмонта. Многие мотивы декадентского умонастроения стали достоянием разнообразных художественных направлений модернизма.

ДЕКОР – совокупность элементов украшения и отделки изделия. Основные виды декора: орнаментика, изобразительные и архитектурные мотивы, отделочное покрытие. Развитый декор характерен для изделий декоративно-прикладного искусства – особенно, в прошлом. Характер декора определяется представлениями эпохи, либо отдельного мастера о сущности красоты вещей.

ЖАНР – совокупность произведений искусства, объединенных общими темами или изображаемыми предметами (исторический жанр, бытовой жанр, батальный жанр, портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр), авторским отношением (карикатура, шарж) или способом их истолкования (аллегория, фантастика). Зачатки жанрового деления наблюдаются с момента возникновения изобразительного искусства (анималистические образы наскальных изображений), но само формирование жанровой системы относится к XV – XVII вв. и связано оно с высоким уровнем европейского искусства этого периода.

ЖАНРОВАЯ ЖИВОПИСЬ – живопись, изображающая сцены из повседневной жизни. Была очень распространена в Голландии XVII в. (изображались сцены в тавернах, концерты, домашние интерьеры), где художники утратили заказы от церкви. В XVIII в. жанровая живопись получила признание в других странах Европы.

ИГРА – одна из главных и древнейших форм эстетической, т.е. неутилитарной, деятельности, совершаемой ради нее самой и доставляющей ее участникам и зрителям эстетическое наслаждение, удовольствие, радость. Внерациональный характер игры издревле связал ее с сакральными и культовыми действами, с искусством, наделил таинственными, магическими смыслами. Эстетические аспекты игры описывали Платон, И. Кант, Ф. Шиллер, Ф. Ницше, М. Бахтин, Й. Хейзинга.

ИЗЯЩНОЕ – красота очертаний предметов, линий, их соразмерность, отточенность форм, изысканность, элегантность. Термин употребляют для определения особого оттенка красоты – прелестно-прекрасное, утонченное, грациозное. Применимо к явлениям или предметам миниатюрным, тонким, изысканным, виртуозно выполненным произведениям искусства.

ИМПРЕССИОНИЗМ – направление и художественный метод в западноевропейском искусстве, достигшие своего расцвета во фр. живописи 70 – 80-х годов XIX в. (К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега и др.). Позднее термин стали употреблять применительно и к другим видам искусства: музыке (К. Дебюсси и М. Равель), литературе (С. Малларме, П. Верлен, О. Уайльд) и театру. Для него характерны протест против консервативной академической живописи, раскрепощение выразительных средств, подчеркнутая субъективность авторского взгляда, лепка форм отдельными мазками чистых красок.

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ – наука об искусстве, называемая также искусствознанием. Состоит из теории искусства, истории искусства и художественной критики. В отличие от эcтетики, изучающей общие законы всех искусств, искусствоведение подразделяется на отдельные отрасли: музыкознание, литературоведение, искусствознание в области изобразительного творчества и т.п.

КАЛОКАГАТИЯ – в Древней Греции – характеристика эстетически совершенного явления, единство прекрасного и высоконравственного. Такое понимание прекрасного обнаруживает целостность, присущую восприятию античного человека.

КАТАРСИС – философский термин, заимствованный из медицинской терминологии греков. По мнению Аристотеля, это очищение души зрителя через страх и через сострадание трагическому действию и герою.

КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО – возникшее в 1930-х гг. художественное течение, ориентирующееся на пространственно-динамические эксперименты с нетрадиционными материалами. Широко используются прозрачные материалы, электромоторы, рычаги, пульты управления, опыт фотографии и киноискусства. При помощи электроники, кибернетики, искусственного освещения оно ищет новые способы художественного выражения. Кинетические скульптуры органично входили в ансамбль конструктивистской архитектуры.

КИЧ (китч) – явление, относящееся к нижним пластам массовой культуры. Синоним псевдоискусства, лишенного эстетической глубины. Подмена красоты красивостью.

КЛАССИЦИЗМ – направление в европейском искусстве середины XVII – первой половины XVIII в., связанное с утверждением абсолютизма светской власти. Эстетическая программа классицизма наиболее полно сформулирована в стихотворном трактате Н. Буало «Поэтическое искусство» (1674). Для классицизма характерны взятые из античного искусства темы, сюжеты, характеры, конфликты, равнение на античные каноны. Наибольшее развитие получил во Франции (П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Б. Мольер, Н. Пуссен, Ж. Л. Давид). В России классицизм представлен творчеством А. Сумарокова, М. Ломоносова, архитекторов М. Казакова, Д. Кваренги, А. Захарова, К. Росси, А. Воронихина.

КОЛЛАЖ – техника, в которой кусочки бумаги, ткани и другие небольшие объекты закрепляются на плоской поверхности. В качестве художественного приема первыми коллаж использовали кубисты. Впоследствии его использовали сюрреалисты и художники поп-арта. Широко применяется в современном оформительском искусстве.

КОЛОРИТ – общий характер сочетания цветов в многокрасочном произведении искусства.

КОНСТРУКТИВИЗМ – одна из разновидностей авангарда в западном искусстве и эстетике, возникшая после первой мировой войны. Выступил с требованием замены образности искусства функциональной, конструктивной целесообразностью форм. Для него характерны эстетизация техники, игнорирование национальных мотивов в художественном творчестве, вырождение в беспредметное искусство.

КОНЦЕПТУАЛИЗМ, КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО – последнее по времени возникновения (60-80-е гг.) крупное движение авангарда. Концептуализм претендовал на роль феномена культуры, синтезирующего в себе науку (в первую очередь гуманитарные науки - эстетику, искусствознание, лингвистику, но также и математику), философию и собственно искусство. На первый план выдвигается концепт - формально-логическая идея вещи, явления, произведения искусства. Суть произведения усматривается не в выражении или изображении идеи (как в традиционных искусствах), а в самой «идее» – прежде всего, в форме словесного текста, а также сопровождающих его документальных материалов типа кино-, видео-, фонозаписей. Концептуализм стал переходным явлением от авангарда к постмодернизму.

КУБИЗМ – одно из направлений западного искусства начала XX века. Сложилось во Франции накануне первой мировой войны. Основной принцип кубизма – изображение мира посредством геометрических фигур. Одним из предшественников кубизма был П. Сезанн. Ведущие художники этого направления – П. Пикассо, Ж. Брак, Х. Грис. Кубизм явился реакцией на импрессионизм, подменивший форму и композицию игрой света и цвета, ведущей к беспредметничеству, однако и сам в значительной мере подготовил появление абстрактной живописи.

МАНЬЕРИЗМ – художественное течение в Италии, промежуточное между Высоким Возрождением и стилем барокко. Главной целью творчества было следование «красивой манере и идеальным образцам» искусства Ренессанса. Маньеристы достигали виртуозного профессионального мастерства, но глубина содержания их не интересовала. В сюжетах преобладали аллегории, использовалась религиозно-мистическая либо светская эротическая тематика.

Зигмунд Фрейд

(74)…[Во взглядах Фрейда необходимо] подчеркнуть и особо выделить его явно обусловленный временем скепсис по отношению ко всем идеалам девятнадцатого века или, по крайней мере, к большинству из них. Это то прошлое, которое составляет духовный фон, совершенно необходимый для верного представления о Фрейде…

…Фрейд был великим разрушителем, но наступление (75) нового столетия давало столько возможностей для ломки, что даже Ницше было для этого недостаточно. Фрейду оставалось недоломанное, и им-то он занялся основательно. Он пробудил целительное недоверие и тем самым косвенным образом способствовал обострению чувства подлинных ценностей. Мечты о благородном человеке, затуманившие головы людей с тех пор, как они перестали воспринимать догмат о первородном грехе, развеялись в немалой степени под влиянием Фрейда. А то, что от этих мечтаний еще все-таки осталось, окончательно, как можно надеяться, будет истреблено варварством XX в. Фрейд не был пророком, но был фигурой пророческой. В нем, как и в Ницше, возвещает о себе гигантомахия наших дней, когда проясняется и выяснится окончательно, настолько ли подлинны наши высшие ценности, чтобы их свет не угас в водах Ахеронта. Недоверчивое отношение к нашей культуре с присущими ей ценностями является неврозом нашего времени… Уходя, девятнадцатый век оставил нам…наследство из такого большого числа сомнительных утверждений, что сомнение не только возможно, но и оправданно и даже полезно. То, что в них равнозначно золоту, можно обнаружить лишь одним способом: пусть они пройдут испытание огнем…

… Если уж критический разум учит нас, что в некоторых отношениях мы (76) инфантильны и неразумны или что каждая религиозная надежда иллюзорна, то что нам делать с нашим неразумием и что заменит нам разрушенную иллюзию? В детской непосредственности заключается необходимое для творчества отсутствие заранее данных ограничителей, а иллюзия есть естественное проявление жизни. И та и другая нигде и никогда не подчиняются договорно обусловленным критериям разумности и полезности, как и не поддаются размену на них.

Психология Фрейда развивается в узких границах материалистической предпосылки науки уходящего XIX в.; она никогда не отдавала себе отчет в своей исходной философской позиции, что, конечно, объясняется недостаточной философичностью самого мэтра. Поэтому она неизбежно попала под влияние связанных определенным временем и местом предрассудков и антипатий - и различные критики уже указывали на это обстоятельство.

…Лишь сомнение рождает научную истину. И кто ведет борьбу против догм в высоком смысле, тот трагическим образом становится легкой жертвой частичных истин. Все, кто с участием следил за судьбой этого незаурядного человека, видели, как постепенно эта участь постигла и его, все больше ограничивая его интеллектуальный горизонт…

Памяти Рихарда Вильхельма

(79)…Труд его жизни столь велик, что я не берусь измерить эту величину. Я никогда и не видел того Китая, который, некогда сформировав его, позднее постоянно присутствовал в его душе… Я как бы чужеземцем стою вне того огромного круга знания и опыта, в котором Вильхельм участвовал как мастер своего дела…

(80) [С ним связано одно из] значительнейших переживаний моей жизни. Ради этого переживания я и отважился говорить О Вильхельме и его труде, с благодарностью чтя память того духа, который навел мосты между Востоком и Западом и завещал Европе бесценное наследие, быть может, обреченной на гибель тысячелетней культуры.

… Он, едва соприкоснувшись с тайной китайской души, учуял спрятанное для нас в ней сокровище и ради этой драгоценной жемчужины и пожертвовал своей европейской предубежденностью… Это могла быть лишь всеобъемлющая человечность, величие сердца, величие, угадывающее целое, давшее ему безоглядно открыть себя в корне чуждому духу… Его умная преданность - по ту сторону всяких христианских косых взглядов, по ту сторону всякой европейской пренебрежительности - уже свидетельство исключительно высокого духа: ведь все посредственности теряют себя либо в слепом самовыкорчевывании, либо в сколь неумной, столь же и заносчивой придирчивости. Ощупывая лишь верхние плоскости и внешние стороны чужой культуры, они не когда не вкусят хлеба и не пригубят вина этой чужой культуры, и на этом пути никогда не возникнет [духовное общение], той глубочайшей трансфузии и внутреннего вхождения, которые, зачиная, готовят новое рождение.

…Ученый-специалист, - это, как правило, всецело мужской дух, интеллект, для которого оплодотворение - чуждое и противоестественное дело, поэтому (81) он - на редкость негодное орудие для рождения чуждого духа в новой форме. Дух же более возвышенный несет в себе признаки женского начала, ему дано зачинающее и порождающее лоно, способное перетворить чуждое в знакомом обличье. Редкостная благодать духовного материнства была свойственна Вильхельму в полной мере. Ей он обязан своему доселе не имеющему себе равных дару вживания в дух Востока, дару, благодаря которому появились его несравненные переводы.

Величайшим из его достижений представляется мне перевод и комментарий «И Цзин». Прежде чем познакомиться с переводом Вильхельма, я долгое время работал с неудовлетворительным переводом Легга и потому в полной мере имел возможностьна опыте убедиться в их разительном отличии друг от друга. Вильхельму удалось датьэтому древнему трактату воскреснуть в новом, живом обличье - трактату, в котором не только многие синологи, но даже сами современные китайцы видят не более чем сборник бессмысленных заклинаний…

Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству

(94)…Только та часть искусства, которая охватывает процесс художественного образотворчества, может быть предметом психологии, а никоим образом не та, которая составляет собственное существо искусства; эта вторая его часть наряду с вопросом о том, что такое искусство само по себе, может быть предметом лишь эстетически-художественного, но не психологического рассмотрения.

…Искусство в своем существе - не наука, а наука в своем существе - не искусство; у каждой из этих двух областей духа есть свое неприступное средоточие, которое присуще только ей и может быть объяснено только через самое себя.

…К чему бы ни пришла психология в своем анализе искусства, все ограничится рассмотрением психических процессов художественной деятельности, без обращения к (95) интимнейшим глубинам искусства: затронуть их для психологии так же невозможно, как для разума - воспроизвести или хотя бы уловить природу чувства…

(99)…Золотое сияние высокого творчества, о котором, казалось бы, только и должна идти речь, меркнет после его обработки тем медицинским методом, каким анализируют обманчивую фантазию истерика. Подобный разбор, конечно, очень интересен и, пожалуй, имеет не меньшую научную ценность, чем вскрытие мозга Ницше, показавшее от какой редкой формы паралича он умер. Но и только. Разве это имеет какое-то отношение к «Заратустре»? Какими бы ни были второй план и подоплека творчества, (100) разве «Заратустра» - не цельный и единый мир, выросший по ту сторону «человеческой, слишком человеческой» слабости, по ту сторону мигреней и атрофии мозговых клеток?

(101)…. Фрейд неоправданно называет «символами», тогда как в его учении они играют роль просто знаков или симптомов подспудных процессов, а никоим образом не роль подлинных символов; последние надо понимать как выражение для идеи, которую пока еще невозможно обрисовать иным или более совершенным образом. Когда Платон, например, выражает всю проблему гносеологии в своем символе пещеры или когда Христос излагает понятие Царства Божия в своих притчах, то это - подлинные и нормальные символы, а именно попытки выразить вещи, для которых еще не существует словесного понятия. Если бы мы попытались истолковать платоновский образ по Фрейду, то, естественно, пришли бы к материнскому чреву и констатировали бы, что даже дух Платона еще глубоко погружен в изначальную и, больше того, инфантильно-сексуальную стихию. Но зато мы совершенно не заметили бы, что Платону удалось творчески создать из общечеловеческих предпосылок в своих философских созерцаниях; мы поистине слепо прошли бы у него мимо самого существенного и единственно лишь открыли бы, что, подобно всем другим нормальным смертным, он имел инфантильно-сексуальные фантазии…

Психология и поэтическое творчество

(123)…Материнское лоно всех наук, как и любого произведения искусства, - душа.

(127)…[В «Фаусте» любовная трагедия первой части] объясняет себя сама, в то время, как вторая часть требует работы истолкователя. Применительно к первой части психологу ничего не остается прибавить к тому, что уже сумел сказать поэт; напротив, вторая часть со своей неимоверной феноменологией до такой степени поглотила или даже превзошла изобразительную способность поэта, что здесь уже ничто не объясняет себя само непосредственно, но от стиха к стиху возбуждает потребность читателя в истолковании. Пожалуй, «Фауст» лучше, чем что бы то ни было другое, дает представление о двух крайних возможностях литературного произведения в его отношении к психологии.

Ради ясности я хотел бы обозначить первый тип творчества как психологический, а второй - как визионерский. Психологический тип имеет в качестве своего материала такое содержание, которое движется в пределах досягаемости человеческого сознания, как-то: жизненный опыт, определенное потрясение, страстное переживание, вообще человеческую судьбу, как ее может постигнуть или хотя бы прочувствовать обычное сознание. Этот материал воспринимается душой поэта, поднимается из сферы повседневности к вершинам его переживания и так оформляется, что вещи сами по себе привычные, воспринимаемые лишь глухо или неохотно и в силу этого также избегаемые или упускаемые из виду, убеждающей силой художественной экспрессии оказываются перемещенными в самый освещенный пункт читательского сознания и побуждают читателя к большей ясности и более последовательной человечности….Поэт уже выполнил за психолога всю работу. Или последнему нужно еще обосновывать, почему Фауст влюбляется в Гретхен? Или почему Гретхен становится детоубийцей? Все это - человеческая судьба, миллионы раз повторяющаяся вплоть до жуткой монотонности судебного зала или уголовного кодекса. Ничто не осталось неясным, все убедительно объясняет себя из себя самого.

(129)…Пропасть, которая лежит между первой и второй частями «Фауста», отделяет также психологический тип художественного творчества от визионерского типа. Здесь дело во всех отношениях обстоит иначе: материал, т. е. переживание, подвергающееся художественной обработке, не имеет в себе ничего, что было бы привычным; он наделен чуждой нам сущностью, потаенным естеством, и происходит он как бы из бездн дочеловеческих веков или из миров сверхчеловеческого естества, то ли светлых, то ли темных, - некое первопереживание, перед лицом которого человеческой природе грозит полнейшее бессилие и беспомощность. Значимость и весомость состоят здесь в неимоверном характере этого переживания, которое враждебно и холодно или важно и торжественно встает из вневременных глубин; с одной стороны, оно весьма двусмысленного, демонически-гротескного свойства, оно ничего не оставляет от человеческих ценностей и стройных форм - какой-то жуткий клубок извечного хаоса или, голворя словами Ницше, какое-то «оскорбление величества рода человеческого», с другой же стороны, перед нами откровение, высоты и глубины которого человек не может даже представить себе, или (130) красота, выразить которую бессильны любые слова. [Переживание этого рода] снизу доверху раздирает завесу, расписанную образами космоса, и дает заглянуть в непостижимые глубины становящегося и еще не ставшего. Куда, собственно, в состояние помраченного духа? в изначальные первоосновы человеческой души? в будущность нерожденных поколений? На эти вопросы мы не можем ответить ни утверждением, ни отрицанием.