Пересмотр истории неизбежен, неотвратим, иногда спасителен. Чаще непредсказуем. История не спрашивает и не просит - она идет своим ходом, меняя галсы и отчеркивая этапы, а мы, участники (и жертвы) ее кульбитов, угадываем меняющийся смысл.

Пересматриваем.

Когда я восстанавливал биографию моего отца, без вести пропавшего на фронте, я ни о какой Истории не думал. Я искал следы. Искал силы, вырвавшие отца из родной донской станицы и определившие почти по Шолохову судьбу его большой семьи. И только по ходу поисков я почувствовал, как в жизни отца менялись цели его переездов и переобучений. Неостановимо менялись - от военного времени к мирной передышке и от мировой революции к готовности умереть за одну, отдельную, строившую коммунизм страну.

То есть за Родину.

Мне говорили, что я пересматриваю Историю. Я тихо соглашался. Без апломба. Без смены вывесок. Что со страной, то и с моим отцом. А значит, и со мной.

Если же копнуть поглубже, то и с дедом.

Сегодня Историю продолжают скрупулезно взвешивать. Но почему так громко? Памятники сносят! Города переименовывают! Войну перевоевывают! Не немцы, которым это вроде бы по резону. А поляки, украинцы. Пересматривают чуть не каждый шаг (бой) Красной армии, идущей от Киева к Варшаве и дальше на Берлин. Пересматривают все: цели, роли...

Люди, знающие войну по учебникам, возмущаются, люди, заставшие войну и помнящие ее, готовы махнуть рукой.

Потому получив приглашение на пресс-конференцию, я был так заинтригован и озадачен. В выставочном комплексе Государственного исторического музея - в зале, где при царизме заседала Московская городская дума, - представили проект "1917. Свободная история". По словам авторов, "что-то вроде сетевого сериала или документального реалити-шоу - с элементами исторической литературы, драматического театра, сериала и современной соцсети".

Проще говоря, в виртуальном пространстве, пользователь может следить за развитием исторических событий в режиме реального времени, погружаясь в него. Здесь нет посредника: между зрителем и героями не стоит писатель или режиссер, никто не навязывает свою интерпретацию событий.

Сама идея мне, безусловно, нравится. Тем более что проект перекликается с рубрикой "Печать эпохи" о публикациях российской прессы 1917 года, которую наш журнал ведет уже несколько месяцев (очередной материал читайте в этом номере на стр. 19).

А сказать хочу о своих сомнениях.

Можно ли восстановить, воскресить, оживить ушедшее навсегда? Участники пресс-конференции отвечали безоговорочно: можно! Материала - бездна. Исследуя его в границах одного года, проектанты рассчитывали на пару сотен свидетелей. А их оказалось полторы тысячи!

Что происходило сто лет назад, день в день? Ждали, что возобновит работу Государственная Дума. Что вступит в строй мурманская ветка железной дороги - это крайне важно для исхода Мировой войны. Обсуждали очередное замужество великой княгини Ольги, сестры царя...

Чтобы почувствовать ход тогдашней реальности, надо в этот ее ход погрузиться.

Но будет ли это реальность или ее нынешняя версия?

Убежден: это будет параллельная реальность, восстановленная в потоке деталей.

"Проект должен произвести революцию в восприятии истории..."

Значит, очередная революция?

История и впредь останется предметом раздумий людей, к тому одаренных и ищущих в произошедшем смысл. Эти люди будут писать и переписывать Историю - в зависимости от того, как и чем окажется заряжена их память. Наша память! И от того, чего потребует от них (то есть от нас) продолжающаяся и меняющаяся реальность.

Окончательных истин История не ведает.

В этом году отмечается 400-летие династии Романовых, за 300 лет правления которой Россия достигла вершины своего исторического могущества. Единственное сравнимое с 1913 годом время - это послевоенный Советский Союз. Однако, совершенно очевидной является разница между двумя в корне различными формами устройства государства.

Убеждён, каких бы взглядов на историю вы ни придерживались, узнать о том, что сколько стоило в пересчёте на наши деньги сто лет тому назад, будет интересно каждому.

Об этом пишет главный редактор журнала «Русский Дом» Александр Николаевич Крутов в последнем, мартовском, номере:

«Празднования, посвящённые 400-летию династии Романовых, власти решили широко не отмечать. А жаль: ведь именно при царствовании Романовых Россия стала одной из великих мировых держав. Было время, когда ни одна пушка в Европе не могла выстрелить без её разрешения. 300-летний юбилей династии императорская Россия праздновала целый год, и не по указке сверху, а по изъявлению народной воли.

Действительно, в 1913 году страна была на пике своего величия. Последний предвоенный год. Бунтов нет, урожай замечательный, червонец золотой. Даже первый секретарь ЦК КПСС Н.С.Хрущёв с ностальгией вспоминал (в 1959 г.) свои молодые годы: «Я женился в 1914 году, двадцати лет от роду. Поскольку у меня была хорошая профессия - слесарь, - я смог сразу же снять квартиру. В ней были гостиная, кухня, спальня, столовая. Как слесарь в Донбассе до революции я зарабатывал 40-45 рублей в месяц. Чёрный хлеб стоил 2 копейки фунт (410 г), а белый - 5 копеек. Сало шло по 22 копейки за фунт, яйцо - копейка за штуку. Хорошие сапоги стоили 6, от силы 7 рублей. А после революции заработки понизились, и даже очень, цены же - сильно поднялись… Прошли годы после революции, и мне больно думать, что я, рабочий, жил при капитализме гораздо лучше, чем живут рабочие при советской власти. Вот мы свергли монархию, буржуазию, мы завоевали нашу свободу, а люди живут хуже, чем прежде…»

В 1913 году строй казался незыблемым. Великий Ленин с печалью признавался: не увидеть нам революции при жизни… Оптимисты предсказывали, что через 20 лет мирной жизни страна станет самой богатой и могущественной в мире. К сожалению, история не дала России мирной жизни, а потому 1913 год так и остался вершиной, преодолеть которую безуспешно стремились в эпоху СССР.

Прошло 100 лет. Идёт 2013 год. Давайте посмотрим, удалось ли демократической Российской Федерации переплюнуть царскую Россию или ещё осталось над чем поработать (по сведениям издания «Россия. 1913 год. Статистико-документальный справочник». СПб.: РАН, Институт Российской истории, 1995).

100 лет назад в нынешних границах РФ (Российской Федерации) проживало около 94 млн человек (вся империя насчитывала около 174 млн жителей, занимая третье место после Британской империи и Китая). Ныне же РФ, увеличившись до 143,2 млн человек, занимает уже 9-е место в мире по количеству населения. Здесь мы даже приросли. А вот в территории потеряли: 3 336 935 кв.км.

В 1913 году сельского населения было 85%, городского - 15%. Сейчас наоборот - 25% к 75%. К 1913 году рост производства (или ВВП) составлял 10-15% в год. Сегодня в РФ рост ВВП в 2013 году прогнозируется в 3%. Интересная деталь: в 1913 году Министерству народного просвещения самодержавие выделило 14,6% бюджета, а в 2013-м Министерству образования от Госдумы и правительства досталось втрое меньше. И о наболевшем.100 лет назад на русскую душу населения приходилось по 7 литров спирта в год, а сейчас - по 17.

В 1913 году валовой сбор зерна в России составлял 92,5 млн тонн. Российская империя давала половину мирового урожая ржи, занимала 2-е место в мире по урожаю пшеницы. А в прошлом году мы собрали всего 71 млн тонн. Если сто лет назад Россия была на 1-м месте среди экспортёров зерна, то сейчас только на четвёртом, пропустив вперёд США, Канаду и Австралию. За 1913 год в России была построена почти тысяча километров железных дорог. Сегодня в нашей статистике такого показателя нет.

Правда, сегодня уже сельхозпродукты не являются главными экспортными товарами. Если в 1913 году 57,4% экспорта приходилось на сельское хозяйство, 37 - на сырьевой сектор, то сегодня доля сырьевого экспорта выросла до 70%.

Курс николаевского рубля был привязан к стоимости тройской унции золота. Если сравнить с сегодняшней ценой золота, то получится, что один царский рубль равен примерно 1300 наших. Тот же Хрущёв как начинающий слесарь на наши деньги получал бы 52 тысячи рублей. Конечно, зарплаты в 1913 году, как и сегодня, были разные - и по профессиям, и по регионам. Средняя годовая зарплата рабочего в царской России в 1913 году составляла 320 рублей. Или 34 700 рублей в месяц на современные деньги.

Грузчикам платили по 20 (26 тысяч на нынешние) рублей в месяц. Столько же получали дворники и городовые. Зарплата фельдшера составляла 50 (65 тысяч) рублей, офицеров - 100 (130 тысяч), как и у преподавателей Закона Божия. Депутаты первых Госдум получали по 350 рублей (почти полмиллиона нашими).

В столичном Петербурге путиловским рабочим в месяц платили минимум по 100 рублей (130 тысяч), мастерам по ремонту трамвайных вагонов - 90 рублей (117 тысяч), помощникам рабочих - по 75 (97 500). А также выдавались пособия на обучение и содержание детей, предоставлялась беcплатная ведомственная медпомощь (включая лекарства), полная оплата бюллетеня (до 45 дней в году), оплачиваемый двухнедельный отпуск, компенсации за наём жилья и т.п.

С жильём было туговато. Народ в основном ютился по съёмным квартирам. Аренда квартиры в 50 метров в столице стоила в месяц в пересчёте на нынешние рубли - 32 с половиной тысячи. Примерно как и сейчас. Парусиновые брюки шли в лавке по рублю (1300), столько же стоили и рубашки. Дорогое демисезонное пальто можно было заказать на пошив за 19,50 (25 тысяч с копейками), а шикарный костюм - за 16,75 (почти 22 тысячи). Опять же почти нынешние цены.

Фунт мяса стоил 19 копеек. Значит, килограмм - 46,39 копейки. Или, по-нашему, 600 рублей. Гречка стоила 10 копеек за фунт (130 рублей за 400 г), сахар - 12 копеек за фунт (больше 300 рублей за кило), молоко - 8 копеек за бутылку (свыше 100 рублей).

Работал и обеспечивал семью в 7-8 человек чаще всего глава семьи. При этом на питание семьи в среднем тратилось менее половины заработка (до 49%). В Европе и США в то время на питание тратили на 20-30% больше! Да, русские рабочие и крестьяне потребляли гораздо меньше мяса, но это было связано с православной традицией. Большим количеством постных дней в году.

Сравнивая средние зарплаты российских рабочих до 1917 года со средними зарплатами европейских и американских рабочих, академик С.Г.Струмилин ещё в 1960 году показал, что «заработки российских рабочих были одними из самых высоких в мире, занимая второе место после заработков американских рабочих. <….> Реальный уровень оплаты труда в промышленности России был достаточно высок и опережал уровень оплаты труда в Англии, Германии, Франции».

Вывод из всего этого - лучше или хуже мы стали жить по сравнению с 1913 годом, - вы сделаете сами. Жаль только, что мы перестали понимать, что такое связь времён между исторической традицией и современностью. А ведь нам было и есть чем гордиться! И есть о чём сожалеть и что переосмыслить. 400-летний юбилей династии Романовых - хороший повод взглянуть на прошедшие века непредвзято и с уважением. И молитвенно попросить у Господа нашего Иисуса Христа вразумления нас, грешных».

Человеческая культура, как и сам человек, менялась на протяжении всего времени. Раньше сражения представляли собой столкновение тысяч вооруженных копьями и мечами разъяренных людей, пытающихся заколоть друг друга за кусок земли. Сейчас такой способ выяснения отношений сохранился разве что в отдельных районах Чертаново. В основном же современные войны ведутся на экранах компьютеров, а если и есть очные столкновения, то копья себя в них плохо зарекомендовали - с автоматом как-то понадежнее.

Индустриальная революция все изменила, в науке все меньше остается «белых пятен» неизведанности, а соответственно, изменилось и отношение людей ко многим вещам. И даже 100 лет назад (а по историческим масштабам это один миг) наши предки проявляли такую изобретательность, что сейчас нам это кажется как минимум странным, а иногда - и вовсе шокирует.

1. Уродство вне закона

Это звучит как ужасный постапокалиптический вымысел, но, к сожалению, это историческая реальность. 100 лет назад во многих крупных городах США считалось незаконным быть уродливым.

Все началось в Чикаго в 1881 году, когда не очень умный, но, видимо, считавший себя красавцем Олдерман Джеймс Пиеви решил, что в жизни и без того хватает ужасных вещей. В связи с чем объявил людей, у которых были внешние изъяны и признаки видимых болезней, вне закона. В том числе и калек. Запретив таким людям находиться на улицах города, Олдерман рассчитывал сделать Чикаго более комфортным для пребывания. Если человек считался уродливым (страшно представить, какая комиссия это решала), то он должен был заплатить штраф в размере до 50 долларов, что являлось приличной суммой для того времени. В противном же случае отказавшегося платить определяли в так называемые «бедные» дома, в которых зачастую держали сумасшедших.

Только после Первой мировой войны, когда на родину вернулись тысячи покалеченных людей, отношение к инвалидам стало меняться. Но в Конституциях некоторых штатов данный закон все равно продолжал существовать. В самом Чикаго это постановление было исключено из законодательства лишь в 1974 году. Общество к тому времени было достаточно развитым, чтобы создать ядерную бомбу, отправиться на Луну, снять «Крестного отца», а вот признать этот закон идиотским, к сожалению, ума не хватило. Сейчас это постановление не больше чем исторический факт, но один из тех, что рисует багровый румянец стыда на щеках.

3. Универсальная одежда

То, что сейчас называют стилем унисекс. Это, возможно, покажется тебе странным, но когда-то родители особо не заморачивались по поводу одежды для своих детей. В наши дни даже для младенцев используют одежду, идентифицирующую пол ребенка: розовые цвета для девочек, синие - для мальчиков. Сто лет назад, судя по всему, это не было так важно. Мальчики до восьмилетнего возраста носили платья. Обуславливался этот довольно странный модный тренд в основном соображениями практичности. В платье ребенку легче двигаться, играть, упражняться. К тому же для маленького ребенка справиться с премудростями надевания штанов и всяких застежек было проблематично.

4. Фотографии умерших

Сейчас, когда встроенных фотоаппаратов нет разве что в носовых платках, кажется забавным, что век назад сфотографироваться считалось роскошью, позволительной лишь привилегированным слоям общества. Если в семье умирал один из ее членов, то раздосадованные родственники иногда перед походом в похоронное бюро наведывались к фотографам. «Очевидно, чтобы сфотографировать умершего», - подумаешь ты. И будешь прав. Но при этом покойнику часто поднимали веки глаз, подрисовывали румянец, а иногда даже подпирали некоторые части тела, чтобы поза была более живой во всех смыслах этого слова. Делалось это, чтобы запечатлеть на память родственника, которого, к сожалению, члены его семьи не успели сфотографировать при жизни. Остается только гадать, до какой же степени безумия могли опуститься люди той эпохи, что добровольно готовы были смотреть на подобные снимки.

5. Бои животных

В некоторых странах бои с участием животных до сих пор разрешены. Точнее, они никак не ограничены законом. Тогда как в большинстве развитых стран данное развлечение считается противозаконным. Их популярность обусловлена природной тягой людей к кровопролитию, и 100 лет назад она вряд ли была меньше. Поэтому в то время гладиаторские бои между собаками или петухами были весьма популярны. Последним, кстати, для большей жестокости зрелища привязывали к лапам лезвия. В России сейчас подобные зоологические состязания скрыты от общественного внимания, зато имеют свой успех в мире подпольных развлечений.

6. Человек-будильник

Как ты просыпаешься по утрам? Наверное, ставишь будильник на своем смартфоне. Либо используешь классические тикающие часы с молоточным звонком, если являешься поклонником ретро-стиля. А как насчет совсем старого способа?

Раньше люди использовали гораздо более нетрадиционные, по сегодняшним меркам, методы пробуждения. Некоторые выпивали перед сном много жидкости и, благодаря хорошему обмену веществ, часто просыпались для справления нужды. Таким образом они и вставали пораньше. Но существовал метод гораздо менее стрессовый для организма. В Великобритании и Ирландии раньше была профессия под названием «knocker upper». Люди, относящиеся к ней, ходили по утрам мимо жилых домов с длинным шестом в руках и стучали им в окна. Как ты понял, это и создавало пробуждающий эффект для жильцов этих домов. Главное, чтобы в ответ на такой стук из окна не вылетел какой-нибудь тяжелый предмет в качестве напоминания «разбудить через 10 минут».

Важнейшим событием в календаре памятных дат 1912-го стал столетний юбилей Отечественной войны 1812 года.

Сто лет назад

Журнал: , 2012 год
Рубрика: Год в истории. 1812-й

Это было продиктовано необходимостью отдать дань уважения исторической памяти народа, сокрушившего сто лет назад «нашествие двунадесяти языков», а также текущим политическим моментом. Мир на всех парах катился к Первой мировой войне, и сохранение исторической памяти о героических традициях становилось не только культурно-просветительской, но и политической задачей.
В 1898 году московский губернатор великий князь Сергей Александрович неофициально посетил Бородинское поле и изложил свои соображения о необходимости проведения масштабного празднования столетия Бородинского сражения. В рапорте, направленном им в главный штаб Военного министерства, предлагалось издать подробное общедоступное описание Бородинского сражения и иллюстрированный путеводитель по Бородинскому полю. Сергей Александрович ратовал за создание музея Бородинской битвы. Для этого необходимо было провести отчуждение частных земель, на которых располагались оставшиеся оборонительные сооружения времён 1812 года, организовать их охрану, реставрацию и проведение топографической съёмки Бородинского поля.
Несмотря на высокое обществешюе положение автора, эти предложения оставались незамеченными вплоть до 1902 года, когда была образована комиссия под председательством генерала Н.Н. Обручева по рассмотрению вопроса о создании музея в память Отечественной войны 1812 года (4, с. 183-188). Съёмка Бородинского поля с рекогносцировкой сохранившихся укреплений была проведена с 17 июня по 1 августа 1902 года военным топографом коллежским советником Ф. Богдановым.
Летом 1901 года штаб Московского округа собрал сведения о сохранившихся укреплениях. Сопоставив сохранность и значение укреплений со стоимостью земельных участков, сотрудники штаба сделали предложения по желаемому отчуждению земель в районе Бородинского поля. Однако дело вновь застопорилось. Виной тому были русско-японская война и последовавшая за ней революция 1905 года.
К идее проведения торжеств, посвящённых столетней годовщине Бородинского сражения, вновь вернулись лишь в 1907 год. Организацию юбилейных мероприятий осуществляло Русское военно-историческое общество с отделениями во многих городах России. Предполагалось, что грядущее торжество укрепит пошатнувшийся престиж самодержавия, будет способствовать росту патриотических настроений в обществе перед лицом надвигавшейся Второй Отечественной войны, как до революции называли Первую мировую.
Основные юбилейные торжества должны были пройти 25-26 августа 1912 года на Бородинском поле и 27 30 августа в Москве. Пребывание царя и августейшей семьи в Москве должно было лишний раз «символизировать историческое примирение Николая II с Москвой после Ходынской катастрофы» (5, с. 40). Устроители преследовали и внешнеполитические цели. Ожидание грядущей мировой войны заставляло крепить сложившиеся военные связи между армиями стран Антанты. Из Франции на торжества ожидалось прибытие депутации Военного министерства и общества «Единение армий».
Москва должна была стать центром торжеств, поэтому основные организационные трудности по подготовке празднования ложились на плечи московских властей. Губернатором Москвы после трагической гибели Сергея Александровича стал Владимир Фёдорович Джунковский (1865-1938). Он зарекомендовал себя как опытный администратор, в частности руководя работой по ликвидации последствий московского наводнения 1908 года.
Как вспоминал Джунковский: «Подготовительные работы требовали много напряжения и были очень сложны, особенно на Бородинском поле, находящемся в пределах губернии, почему и все заботы, и вся ответственность по организации торжеств легли на меня. В Москве от1-ветственность лежала на градоначальнике, за исключением 28 августа, дня высочайшего смотра войск на Ходынском поле, находившемся в то время вне городской черты, и пределах вверенной мне территории» (2, с. 6).
В ведении московского губернатора оказались важные объекты. Джунковский занимался строительством шоссе от станции Бородино до Большой Смоленской дороги (ныне Можайское шоссе), постройкой железнодорожной ветки от станции Бородино к Бородинскому полю с сооружением платформы и павильона для стоянки императорского поезда. Он курировал капитальные инженерно-реставрационные работы на Шевардинском редуте, Семёновских флешах, батарее Раевского, ремонт станции Бородино и дорог на Бородинском поле. Предметом особой заботы московского губернатора являлись реставрация главного Бородинского монумента, приведение в порядок могилы князя Багратиона, постройка нового Инвалидного домика и создание в нём музея.
Как писал впоследствии Владимир Фёдорович, напряжение нарастало по мере приближения к дате торжеств. В начале августа 1912 года он проводил на Бородинском поле львиную долю своего времени, ежедневно приезжая из Москвы. В последнюю неделю перед началом Бородинских торжеств он переехал в Бородино «со всей своей канцелярией, оставив в Москве… заместителем вице-губернатора» (2, с. 13).
Джунковскому приходилось быстро решать неожиданно возникающие проблемы. Например, при ремонте главного Бородинского монумента вдруг выяснилось, что он окружён со всех сторон надельной крестьянской землёй и поэтому к нему нельзя подвести дорогу: Джунковский за собственные деньги приобрёл 120 квадратных саженей земли и построил дорогу от вновь возводимого Инвалидного домика к памятнику (2, с. 9).
Серьёзная проблема возникла при сооружении памятника М.И. Кутузову в деревне Гор-ки. Этот монумент возводился на средства Военно-исторического общества на месте Ставки Кутузова во время Бородинского сражения. Как и в случае с Бородинским монументом, предполагаемый участок земли был занят крестьянскими наделами. Попытка Военно-исторического общества выкупить эту землю у крестьян не удалась. Общество обратилось за содействием к Джунковскому. Авторитет московского губернатора был столь высок, что местные крестьяне не просто согласились продать свою землю, а подарили её В.Ф. Джунковскому, передавшему землю под строительство монумента (2, с. 11).
Большая роль отводилась созданию музея, посвящённого Отечественной войне 1812 года. Особый комитет приступил к этой работе ещё в 1908 году. Однако вопрос о том, где должен находиться музей, не был решён вплоть до начала юбилейных торжеств. Местом его размещения в разное время назывались и Бородинское поле, и площадь перед храмом Христа Спасителя в Москве, и здание Арсенала в Московском Кремле. Ни один из этих вариантов не реализовали, а собранные к 1912 году экспонаты были представлены на большой выставке в Императорском историческом музее, открытой с сентября 1912 по март 1913 года. Согласно документам, хранящимся в Государственном историческом музее, за 171 день её посетили 42194 человека.
На Бородинском поле сооружались памятники воинской ставы. Всего к 100-летию войны было установлено 34 монумента. Они строились на средства солдат и офицеров тех воинских частей, которые в 1812 году принимали участие в битве. Усилиями чинов железной дороги в одном из помещений вокзала был создан небольшой мемориальный музей, посвящённый Бородинскому сражению.
К 22 августа в окрестностях Бородина стали сосредотачиваться прибывшие на торжества войсковые части и депутации от различных общественных, религиозных, патриотических организаций.
По всей России были сделаны запросы губернаторам о ветеранах войны 1812 года. Их оказалось всего 25 человек, все в возрасте более 110 лет. Самому старшему, бывшему фельдфебелю А.И. Войтинюку, непосредственному участнику Бородинского сражения, шёл 123-й год. Он был настолько слаб, что не мог ходить без посторонней помощи. Из крестьян окрестных сёл, бывших очевидцами Бородинского сражения, только пятеро смогли принять участие в праздновании.
Начало торжеств было приурочено к 25 августа 1912 года — кануну Бородинского сражения. У Спасо-Бородинского собора, возведённого на средства жены погибшего генерала А.А. Тучкова, собралось многочисленное духовенство во главе с митрополитом Московским Владимиром. Все аллеи возле храма были усыпаны еловыми ветками и живыми цветами. У батареи Раевского выстроились солдаты и офицеры, предки которых участвовали в Бородинском сражении. У могилы Багратиона ожидали начала торжеств высшие воинские чины: генералы, адмиралы, а также офицеры рангом пониже и представители ведомств.
В 11 часов утра царский поезд прибыл в Бородино. После торжественной встречи Николай II побывал в Спасо-Бородинском соборе, а затем отправился на Бородинское поле, где высились памятники полкам и дивизиям. У батареи Раевского он сел на коня и начат объезд войск. Затем император беседовал с ветеранами Бородинского сражения.
В полдень к Бородино подошёл растянувшийся на четыре километра крёстный ход, который шествовал с чудотворной иконой Божией Матери от самого Смоленска. Эта икона в 1812 году была в действующей армии ею благословляли войска на Бородинском поле перед сражением. Возле главного памятника у братской могилы огромное шествие с хоругвями и походной церковью Александра I развернулось, и была отслужена панихида. К вечеру крёстный ход направился к Спасо-Бородинскому монастырю, а войска были препровождены на отведённые бивуаки. Император осмотрел иконостас походной церкви-Александра I, которая до 1910 года хранилась во дворце виленского генерал-губернатора, а затем была передана во вновь сооружаемый Музей 1812 года.
Утром 26 августа на Бородинском поле раздались пушечные выстрелы, которые известили о начале официальных торлсеств. Празднество началось с литургии в храме Спасо-Бородинского монастыря и крёстного хода к могилам героев Бородинского сражения. Затем состоялся парад войск, по окончании которого император посетил Бородинский дворец.
После посещения дворца Николай II в сопровождении дворцового коменданта, нескольких великих князей и министра двора осмотрел Бородинское поле и многочисленные установленные там памятники. В 7 часов вечера состоялось освящение монумента французским воинам, павшим на Бородинском иоле, и была отслужена краткая литургия.
Двадцать седьмого августа основные мероприятия состоялись в Москве. С утра в ожидании прибытия императорской семьи на Александрийский вокзал по всей Тверской улице были выстроены войска, стояли толпы людей. В два часа пополудни состоялся торжественный выход императора и всей августейшей семьи из Кремлёвского дворца в Успенский собор. Из ризницы были вынесены знамёна русских полков, участвовавших в Бородинском сражении, и состоялось торжественное богослужение с коленопреклонением перед боевыми реликвиями. Его вёл митрополит Владимир. По окончании молебна состоялось торжественное шествие в Чудов монастырь.
В этот лее день Николай II посетил Московское дворянское собрание, где после торжественного приёма ему было преподнесено богато иллюстрированное издание «Московское дворянство в Отечественной войне».
Вечером в честь юбилея в Москве устроили иллюминацию. «Наиболее людные улицы были буквально залиты многоцветными огнями. Масса домов сияла электрическими лампочками, расположенными по архитектурным линиям фасадов» (2, с. 43).
Центральным событием 28 августа стал грандиозный парад войск на Ходынском ноле, в котором участвовали 40000 человек. В нём были задействованы войска Московского гарнизона и те подразделения, которые принимали участие в торжествах на Бородинском ноле. Начало смотра было назначено на 10 часов утра, а уже в 9 часов трибуны Ходынского аэродрома ломились от обилия людей. Объезд императором войск и торжественное шествие длились до 4 часов.
Затем Николай II посетили Московскую городскую думу, где его приветствовал её председатель. Вечером состоялся торжественный приём в Большом Кремлёвском дворце, на котором присутствовали руководство расквартированных в Москве войск и командование Московского военного округа.
Двадцать девятого августа торжественное богослужение, на котором были весь двор, официальные липа Москвы и губернии, министры, сановники и члены официальных делегаций, состоялось в храме Христа Спасителя. Вечером того же дня прошёл крёстный ход к специально установленному на Красной площади шатру с выставленными перед ним боевыми знамёнами, который сопровождался орудийным салютом и звоном колоколов кремлёвских со боров. Был зачитан царский манифест и совершён торжественный молебен с участием всех московских духовных хоров. Мосле этого крёстный ход направился через Никольские ворота Кремля в Успенский собор.
В 2 часа пополудни на Соборной площади Кремля состоялся смотр воспитанников московских средних учебных заведений. Торжественная встреча с императором включала в себя приветствия, гимнастические выступления, исполнение сводным хором учащихся гимна-марша и прохождение воспитанников церемониальным маршем.
В 3 часа пополудни Николай II с детьми посетил юбилейную выставку в Историческом музее. Признавая заслуги её организаторов, Джунковский полагал, что она могла бы быть полнее, если бы «не была затруднена ещё и внешними обстоятельствами. Наступившее летнее время, а следовательно, и отсутствие большинства владельцев частных коллекций, не дало возможности собрать многих документов и предметов, составлявших частную собственность… таким образом, настоящая выставка не исчерпывала того материала, который мог бы быть собран и выставлен» (2, с. 52).
В 6 часов вечера императорская семья осматривала панораму Бородинской битвы кисти Ф.Л. Рубо (2, с. 12), размещённую на Чистопрудном бульваре. Народные гуляния на Красной площади завершили официальные торжества, посвящённые столетней годовщине войны 1812 года.
Тридцатого августа 1912 года состоялся всенародный молебен на Красной площади «в память избавления Москвы от двунадесяти языков».
Вклад московского губернатора в подготовку и проведение этого юбилея получил высокую оценку со стороны общественности. Джунковский был избран председателем Бородинского общества, созданного в дни празднования,

Этой фотографии сегодня исполнилось ровно сто лет. Впервые после выстрелов Каплан выздоравливавший от ранения глава Советского правительства Владимир Ильич Ленин вышел на прогулку в кремлёвском дворе. Светило такое же неяркое октябрьское солнце, как сегодня. Они с Владимиром Бонч-Бруевичем стояли недалеко от Царь-пушки. Какие мысли приходят в голову при взгляде на этот снимок (есть и кинокадры, они приведены ниже)? Ведь это было время, когда Россию возглавляли самые передовые люди своего времени, и не только самой России, но и всей планеты.
А теперь? Чтобы осознать, в какой глубочайшей жопе чёрной дыре истории мы находимся, взглянем хотя бы на заголовки сегодняшних новостей.
"Митрополит УПЦ объявил себя клириком Константинополя"
"РПЦ разъяснила ситуацию с Благодатным огнём после церковного раскола"
И это - новости XXI века?!.. "Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?!" - как спросил поэт.
"Греф назвал физматшколы пережитком прошлого"
О да!! Всё верно, он стопудово прав. Когда "Благодатный огонь" и позорная грызня между церковными князьями ("пастырями", с позволения сказать:) становятся главными новостями дня, то физматшколы - это однозначный "пережиток прошлого"! Вернее, нестерпимый для власть имущих пережиток будущего, которое мы потеряли, провалившись в своё нынешнее мракобесное средневековье.


16 октября 1918 года. На заднем плане ещё доцветают поздние осенние цветы

"Командующий ВМС Украины пригрозил "применить силу" в Азовском море"
А это - уже раннее средневековье, эпоха феодальной раздробленности и междоусобных войн. Бодро катимся в прошлое дальше... Ведь история - такая штука, что в ней, как в Зазеркалье Алисы, чтобы хотя бы оставаться на месте, надо бежать со всех ног. А чтобы двигаться вперёд, надо бежать как минимум вдвое быстрее... Что мы - тогда красная Республика Советов - и делали 100 лет назад, 16 октября 1918 года. Поднимались вверх, в гору, а это всегда даётся нелегко. А теперь - катимся под горку Истории.


16 октября 1918 года. В. И. Ленин в своём кабинете в Кремле