Возникновение устного поэтического творчества русского народа связано прежде всего с образованием древнерусского государства в 1Х-Х вв. Устное народное творчество Древней Руси с X до середины XVI века включительно совершенно не фиксировалось письменно. Наши сведения об этом древнем периоде поэтического творчества черпаются лишь из косвен­ных источников.

Долгое время не было согласовано, в какой степени и как традиционная народная культура может быть включена в новую культуру. Некоторые утверждали, что в народной культуре не следует ничего менять и должны принимать ее, сохраняя ее содержание и форму. Поэтому они хотели осудить резчиков по дереву и гончаров, чтобы скопировать их старые, классические произведения или, в лучшем случае, подражать. Представители этого мнения вообще не понимали народного искусства или совершенно неправильно поняли, потому что постоянное изменение и дизайн - одна из его основных особенностей.

Это первое художественное творчество человека развива­лось в тесной связи с его отношением к природе, к труду, в свя­зи с представлениями человека об окружающем мире, его месте в этом мире. Поэтому первыми произведениями устного народ­ного творчества были обрядовые песни, заговоры, заклинания, которые помогали человеку бороться с непонятными природ­ными явлениями, просить помощи у языческих богов.

Это было также послание творческих народных артистов, и они сами возражали против остановки на этапе копирования. Поэтому популярная культура не должна копироваться, но развиваться дальше, что существует. Великие европейские музыканты, Бах, Моцарт и Бетховен, также узнали из народных песен, таких как Бартук и Кодби. С другой стороны, эффекты европейской концертной музыки сочетают исторические слои народной музыки. Народы, живущие бок о бок, страдающие той же судьбой, также постоянно передавали свои культурные ценности друг другу.

Бартук был полностью озабочен вопросом о том, насколько венгры передали свою музыку соседним народам и сколько они получили от них. Традиционная венгерская народная культура всегда зависела от исторического развития. Почему его нужно оттеснить только частично живым, по большей части, в только древние формы, которые можно только восстановить и зафиксировать на этом уровне? Напротив, чем более мужественное культурное массовое движение сегодня поднимает традиционные темы и развивает народные формы, тем больше оно помогает создавать новые формы социалистической народной культуры.

Постепенно начинает развиваться и непосредственно сло­весное творчество: сказки, мифы. И позже всего возникает ге­роический эпос - былины, где происходит смешение реально­го с фантастическим. Человек Древней Руси верил в магическую силу обрядового фольклора. Имеется ряд прямых свидетельств в древнерусской письменности о соответствую­щих праздниках и обрядах, соблюдавшихся в Древней Руси (в «Поучении новгородского епископа Ильи - Иоанна XII в. - о колядовании, в «Правиле» митрополита Киприана XIII в. - о масленице, в Ипатьевской летописи под 1174, 1177, 1195 и 1262 гг. - о «русальной неделе» и «купале», в «Послании игу­мена Панфила от начала XVI в. - о купальских обрядах, в «Стоглаве» серед. XVI в., в «Густынской летописи» XVII в. - о купале и троицином дне и в др. памятниках). С принятием хри­стианства не произошло полного отказа от языческих представ­лений о существовании мира, появлении дождя, снега, солнеч­ных и лунных затмений и др. Иногда народ лишь внешне менял одних богов на других. Например, место «скотьего бога» Беле­са занял Власий (или Егорий), место Перуна - Илья-пророк и т.п. Но смысл народной веры остался прежним.

Подобно тому, как люди когда-то развивали старые традиции в своих маленьких неграмотных общинах и всегда были непредвзятыми к новому, так и сегодня есть задача помочь новому разворачиваться, и это не может быть довольным тем, что прежние формы народного искусства безжизненны повторить.

Принимая во внимание эти точки зрения, он прольет некоторый свет на современные культурные достижения, включив традиционные элементы народной культуры в современную культуру. Опыт показывает, что всегда есть меньше возможностей в области социальной и материальной культуры, чем в духовной культуре. Поэтому мы также хотим выбрать примеры из последнего.

До наших дней в той или иной мере дошли разные языче­ские верования, а также песни, загадки, сказания, сказки, со­провождающие эти верования. Культурными центрами, со­хранившими для нас устное народное творчество, были Великий Новгород, Киев, позже Москва и ряд других торго­вых центров Древней Руси.

Слово «фольклор» в переводе с английского означает на­родная мудрость. С появлением народа связано возникновение народного творчества, которое передавалось из уст в уста. Вся­кое произведение фольклора имеет множество вариантов, так как оно не имеет конкретного автора и с течением времени из­меняется, поскольку каждый рассказчик либо придумывает что- то свое, либо что-то забывает. Поэтому конкретного автора на­звать нельзя, поскольку творцом поэзии был сам народ, произ­ведения создавались веками. Временные границы фольклора условны: устное народное творчество появилось на Руси еще до возникновения письменности и существует до сих пор.

Устное народное творчество

Декоративное народное искусство создало ценность, особенно в последние два десятилетия, хотя в период между двумя мировыми войнами многие отрасли деревенского ремесла уже зашли в тупик. Это новое декоративное народное искусство, конечно, во многом отличается от прежнего. Это проявляется частично в форме хорошего, но более содержательного и технологического. Раньше фермер или профессиональный мастер инстинктивно работали, а он непреднамеренно шел традиционным способом; сегодня он более сознательно активен.

Все произведения устного народного творчества можно распределить по определенным жанрам. К традиционным жанрам фольклора относятся:

Сказка - эпическое повествование, преимущественно про­заического характера, с установкой на вымысел; отражает древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле; рассчитана на устную передачу, поэтому один и тот же сюжет имеет несколько вариантов. С детства мы знаем такие сказки, как «Колобок», «Липовая нога», «Василиса Премуд­рая», «Лиса и журавль», «Заюшкина избушка». По содержанию сказку можно разделить на социально-бытовую (где повеству­ется о событиях в жизни человека), о животных (героями таких сказок являются звери), волшебную (в которой рассказывается о необыкновенных приключениях героев, появляются особые фантастические существа: Баба Яга, Кощей Бессмертный и др.)

Эта сознательная творческая деятельность сначала проявляется в верном или несколько измененном поглощении мотивов, цветов и композиций. Однако лучшие народные артисты сегодняшнего дня больше не довольствуются простым использованием новых элементов, они также создают свои собственные новые композиции.

Новые материалы и более сложные методы, которые требуют не только художественных навыков, но и рутины, обеспечивают прогресс. Принципиально изменилась и функция предметов декоративного народного искусства. Раньше они были в основном товарами, такими как кастрюли и сковородки, банки и т.д. Которые лучше украшались украшениями. Сегодня это уже не использование, а украшение объекта является решающим фактором; важность как товара лишь незначительна. Это объясняется тем, что сегодня объекты больше не производятся для крестьянского хозяйства, которое, кстати, также претерпело радикальные изменения, а скорее для дома местного населения, которое они должны украшать и делать комфортно.

Бьишна - повествовательное сказание о богатырях, народ­ных героях, написанное особым былинным стихом, для которого характерно отсутствие рифмы. В героических былинах рассказы­вается о богатырях и их служении Родине. Например, известная былина «Три поездки Ильи Муромца». В социально-бытовых былинах повествуется о жизни героев из народной среды: куп­цов, мещан, крестьян. Например, знаменитая былина «Садко».

Все это дает понять, что декоративное народное искусство нынешнего подхода к искусству и ремеслам, поэтому его часто называют сегодня народными искусствами и ремеслами. Раньше создатели декоративного народного искусства были активны только для их непосредственного окружения. Это означало, что это более или менее крупное сообщество сразу же наслаждалось или пало жертвой, непосредственно влияя на работу художника. Сегодня это тоже изменилось, поскольку лучшие создатели народных промыслов известны по всей стране.

Каждый год самым выдающимся среди них присуждается звание «Мастер народного искусства», они получают регулярную поддержку своей работы и экспериментов, а в пожилом возрасте они имеют право на соответствующую пенсию. Тем не менее, прямой контроль и руководство их работой широкой публики только приходит в себя в переносном смысле. Хотя художники и этнографы оценивают работу в небольшом кругу, суждение общественности изучается только в том случае, когда одна или другая его работа более востребована и заказана или менее куплена в магазинах.

Песнь - музыкально-поэтический вид искусства; выражает определенное идейно-эмоциональное отношение к жизни чело­века. В старину песня играла очень важную роль в жизни наро­да. Она сопутствовала людям во время труда и досуга, в празд­ники и будни, дома и вдали от него. Песня не только веселила, ободряла и развлекала, но и помогала: баюкать ребенка, отгоняя от него бессонницу (которая когда-то воспринималась как жи­вое существо), обеспечивать богатый урожайный год, делать счастливой и осмысленной жизнь молодоженов, воспитывать их на добрых традициях. В песне отражались душевная красота, идеалы, чаяния крестьянина, нравственные устои крестьянской жизни. Она радовала в добрый час и утешала в несчастье. Ли­рическая песня основана на реальной жизни и невыдуманных чувствах. Русские народные песни бесконечно разнообразны. В каждом песенном жанре отражается какая-то сторона народной жизни: в любовных песнях звучат переживания молодежи; в семейных говорится об отношениях родителей и их детей, му­жей и жен; в солдатских - о службе, войнах, походах; обрядо­вые использовались при совершении обряда.

Существуют также фундаментальные и практические проблемы, в которых гарантируется опыт и материальная поддержка. Если мы перейдем к детским играм, музыке и танцам, мы столкнемся с другими проблемами. Уже считалось, что игрушка, которая была распространена на международном уровне, сделала бывшие игры деревенских детей полностью вымершими. Но это относится только к значительной части основных спортивных игр. Воскрешение различных популярных игр с мячом началось совсем недавно с обнадеживающих результатов.

Детские детские игры самых молодых в детском саду все более и более соответствовали народным традициям, особенно в последнее десятилетие. Это особенно важно, так как более 70 процентов детей в этой возрастной группе посещают детский сад или живут в детском доме, где учатся в основном детские рифмы и детские игры фермеров. Если эти дети вырастут, они, несомненно, будут более восприимчивы к народным песням и народной музыке, чем их предыдущие поколения города и даже сельских детей.

Кроме собственно больших жанров, в народе создавались также небольшие по объему произведения. К ним относятся:

Загадка - поэтическое описание какого-либо предмета или явления, основанное на сходстве или смежности с другим предметом, отличающееся краткостью, композиционной чет­костью. Например, «Висит сито, не руками свито» (паутина).

Золтбн Кодбли назвал народную музыку музыкальным родным языком, и поскольку он был не только великим исследователем и композитором народной музыки, но и выдающимся педагогом, он сделал все возможное, чтобы максимально полно вписать венгерскую народную музыку во всю венгерскую музыкальную жизнь. Сегодня мы уже говорим о методе обучения Кодбли, который известен и практикуется не только в Венгрии, но и во многих европейских странах и за ее пределами.

Таким образом, дети обучаются достаточным знаниям в народной музыке, а пока взрослым пока не удается достичь такого успеха. Однако и здесь, в основном в последние годы, появляются новые инициативы. Это включает, например, движение «кругов павлина». Он обязан своим именем тому, что павлин играет важную роль не только в народных песнях, но и в мотивах декоративного народного искусства. Большинство «кругов павлина» возникло в сельской местности или в небольших городах. Особенно видны пожилые люди, которые знают по собственному опыту народные песни и народную музыку своей деревни и ее окрестностей и могут передать их заинтересованной молодежи.

Пословица - краткое образное ритмически организован­ное народное выражение, обладающее способностью к много­значному употреблению в речи по принципу аналогии. На­пример, «Семеро одного не ждут».

Поговорка - выражение, образно определяющее суть ка­кого-либо жизненного явления и дающее ему эмоциональную оценку; не содержит законченной мысли. Например, «Легок на помине».

Сегодня на всей территории страны действуют сотни таких активных групп, которые время от времени пробиваются к региональной и центральной ликвидации, причем лучшие из них представлены всей стране по радио и телевидению. Именно благодаря «кругам павлина» стало известно о старых сокровищах в деревнях. Там, где едва ли можно было услышать что-либо еще, кроме хитов и мелодий оперетты, народный народ снова широко распространен сегодня. Это движение также в значительной степени способствовало возрождению отдельных случаев, например, связанных со свадьбой, так что сегодня свадьба без народных песен снова невообразима.

Скороговорка - шутливое выражение, намеренно постро­енное на сочетании трудно произносимых вместе слов. На­пример, «Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак, сунул Грека руку в реку; рак за руку Грека цап».

Частушка - короткая, исполняемая в быстром темпе рифмованная песенка, быстрый поэтический отклик на собы­тие бытового или общественного характера. Например, «Пой­ду плясать, / Дома нечего кусать, / Сухари да корки, / А на но­гах опорки».

Свадьбы в сельской местности обычно организуются сельскохозяйственными производственными кооперативами, возрождая старые песни, стихи и обычаи, адаптированные к ситуации и обстоятельствам. И вот, на рубеже веков, когда учителя танцев прибыли в страну, чтобы записать современные европейские танцы того времени, старые танцы прошлого были полностью потеряны.

В последние десятилетия выдающиеся венгерские исследователи народного танца должны были бороться с гораздо большими трудностями и должны были найти гораздо больше материала, чем венгерские исследователи народной музыки за несколько десятилетий до них. Уже в тридцатые годы в сельской местности сформировались группы народных танцев, а в пятидесятые годы едва ли существовал герцогский дом культуры, в котором не было группы народных танцев. Они зарабатывали деньги, представляя на сцене местные танцы и местные народные костюмы.

Вопросы по докладу:

1) С чем связано возникновение устного народного твор­чества?

2) Что означает слово «фольклор»?

4) Назовите культурные центры Древней Руси, где со­хранились для потомков произведения устного народного творчества.

5) Перечислите основные жанры устного народного твор­чества.

6) Приведите собственные примеры загадок, пословиц, по­говорок, скороговорок, частушек.

Однако большинство из них не достигло высокого художественного уровня и не изучали некоторые из старых танцев, которые до сих пор были известны пожилым членам группы. Он ведет себя по-разному с великими центральными ансамблями народного танца Венгрии, которые лучше вооружены, на их выступлениях присутствуют неизменные старые танцы и новые, созданные их хореографами, используя сами известные элементы танца. Новые вещи создаются на основе старых танцевальных традиций.

Долгое время казалось, что старые крестьянские танцы были просто демонстрационным выступлением. Однако в течение нескольких лет молодые люди городов и здесь и там также в стране во многих местах были созданы так называемые «танцевальные дома». Они следуют старым обычаям, благодаря которым деревенская молодежь арендовала дом или комнату, чтобы найти возможность танцевать каждую ночь, но особенно в выходные. Из старого обычая имя было перехвачено, а также форма такая же. Сегодня в Венгрии уже сотни таких танцевальных заведений, и они становятся все более популярными.

Введение

Существует огромное количество работ, посвященных формам проявления фольклорного сознания, фольклорным текстам. Исследуются языковые, стилистические, этнографические особенности фольклорных текстов; их композиционная структура, включая образы и мотивы; анализируется нравственный аспект фольклорного творчества и, соответственно, значение фольклора в воспитании подрастающего поколения, а также многое другое. В этом огромном потоке литературы о фольклоре поражает его много- и разнообразие, начиная от народной мудрости и искусства памяти и заканчивая особой формой общественного сознания и средством отражения и познания действительности.

Кино, радио и телевидение играют чрезвычайно важную роль в распространении народной музыки и народного танца. Многие фильмы производятся о той или иной отрасли популярной культуры для кино или телевидения. Вещание транслирует народную музыку в музыкальных передачах, а постоянные программы представляют народные песни отдельных регионов. Телевизор особенно озабочен народными танцами и другими народными традициями, которые визуально эффективны.

В дополнение к хорошим примерам, перечисление которых можно продолжить здесь, следует упомянуть некоторые тенденции, которые не являются необоснованными; так что, между прочим, мода набивать квартиры с избытком предметов народного искусства. Такие преувеличения оказывают весьма неблагоприятное воздействие даже на туризм, что на самом деле должно поощряться такими средствами. Даже за столами и стульями вы пытаетесь подражать не очень удобной деревенской мебели. Кроме того, существует профессиональный и художественный дилетантизм, который раскрывается на протяжении всего мероприятия, так что многие такие показы должны быть отброшены как «народный китч».

Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. На этих произведениях воспитываются наши дети и сейчас. Знание фольклора может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе.

Фольклор -- синтетический вид искусства. Нередко в его произведениях соединяются элементы различных видов искусства -- словесного, музыкального, хореографического и театрального. Но основу любого фольклорного произведения всегда составляет слово. Фольклор очень интересен для исследования как искусство слова.

> Устное народное творчество

> Возникновение устного народного творчества

История устного народного творчества имеет общие закономерности, охватывающие развитие всех его видов. Истоки, которого нужно искать в верованиях древних славян. Народное творчество - историческая основа всей мировой культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосозния. Словесное творчество в древности было тесно связано с трудовой деятельностью человека. Отражало его религиозные, мифические, исторические представления, а также зачатки научных знаний. Человек стремился повлиять на свою судьбу, силы природы посредством различных заклинаний, просьб или угроз. То есть, он пытался договориться с "высшими силами" и нейтрализовать враждебные силы. Для этого человеку требовалось строгое соблюдение ряда правил, показавших свою спасительность во времена предков. Однако если не соблюдать эти правила, то в природе начнётся смута, и жизнь станет невозможной. Совокупность обрядов составляет единственную действенную гарантию против всякого рода дурных влияний, внушающих опасения и страх. Обряды являлись воспроизведением мифологических рассказов и включали в себя пляски, пение, ряжение.

В основе русской художественной культуры - древнеславянская мифология. Многие древние народы создали свои мифологические картины устройства Вселенной, в которой отражалась их вера в многочисленных богов - создателей и правителей мира. Объясняя происхождение мира как деяния богов, древний человек учился сотворчеству. Сам он не мог создать горы, реки, леса и землю, небесные светила, значит, в таких мифах отразилась вера в сверхъестественные силы, которые участвовали в создании Вселенной. А началом всего сущего мог быть только первоэлемент, например, мировое яйцо или воля богов и их магическое слово. Например, славянский миф о сотворении мира повествует:

Что все началось с бога Рода. Прежде, чем родился белый свет, мир был окутан кромешной тьмой. Во тьме находился лишь Род - Прародитель всего сущего. Род в начале был заключен в яйце, но Род родил Любовь - Ладу, и силою Любви разрушил темницу. Так началось сотворение мира. Мир наполнился Любовью. В начале сотворения мира Он родил царство небесное, а под ним сотворил поднебесное. Радугой разрезал пуповину, а каменной твердью отделил Океан от небесных вод. В небесах Он воздвигнул три свода. Разделил Свет и Тьму. Затем бог Род родил Землю, и погрузилась Земля в темную бездну, в Океан. Из лица Его тогда вышло Солнце, Луна - из Его груди, звезды небесные - из Его очей. Зори ясные появились из бровей Рода, темные ночи - из Его дум, буйные ветры - из Его дыхания, дождь, снег и град - от Его слезы. Голос Рода стал громом с молнией. Родом были рождены для Любви небеса и вся поднебесная. Род - Отец богов, Он - рожден собой и родится вновь, Он - что было и то, чему быть предстоит, что родилось и то, что родится.

Мифологическому сознанию наших предков было присуще связывать различных богов, духов и героев семейно-родовыми отношениями.

Древний культ богов связан с определёнными ритуалами - условно-символическими действиями, главный смысл которых - общение с богами. Древние славяне обряды проводили в капищах и святилищах - специально обустроенных местах для поклонения богам. Находились они обычно на возвышенностях, в священных рощах, у священных источников и т.д.

Древние мифы порождали и отражали различные формы религиозной жизни людей, в которых зарождались различные виды художественной деятельности людей (пение, игра на музыкальных инструментах, танец, основы изобразительного и театрального искусства).

Как было уже замечено ранее, своё начало фольклор берет в далекой древности. Он зарождался и возник тогда, когда подавляющее большинство человечества ещё не имело письменности, а если имело, то это было уделом единиц - образованных шаманов, ученых и прочих гениев своего времени. В песне, загадке, пословице, сказке, былине, других формах фольклора люди вначале формировали свои чувства и эмоции, запечатлевали их в устном произведении, после передавали свои знания другим, и тем самым сохраняли свои мысли, опыт, чувства в умах и головах своих будущих потомков.

Жизнь и в те далёкие времена была нелегка для большинства живущих людей, таковой она остаётся и так неизбежно будет всегда. Многим приходится тяжко и рутинно работать, зарабатывая себе лишь на малые хлеба, с трудом обеспечивая сносное существование своё и своих близких. И люди издавна догадались, что нужно отвлекать себя, окружающих и коллег по несчастью от каждодневно выполняемых трудов, чем-либо весёлым, отвлекающим внимание от злободневных будней и невыносимых условий тяжкого труда.