Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 17, ст. Петропавловской

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

1. Пояснительная записка

Художественно – творческая деятельность (лепка, рисование) – очень интересна для ребенка – дошкольника, так как удовлетворяет его потребность в деятельности вообще и в продуктивной деятельности в частности; в необходимости отражения полученных впечатлений от окружающей жизни, потребности отражения и выражения своего отношения к увиденному, пережитому. Эта деятельность отвечает особенностям мышления ребенка данного возраста.

В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие. У ребёнка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличительное, быть внимательным. Идёт первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом. Надо правильно брать карандаш (кисть) : тремя пальцами, держать большим и средним, не близко к отточенному концу (ворсу) , придерживая сверху указательным пальцем. Слишком сильное сжимание карандаша пальцами приводит к перенапряжению руки, скованности движений; слишком слабое – не удерживает карандаш (кисть) . Эти действия имеют ярко выраженную сенсорную основу: темп, размах, ритм, направление движений, ощущение характера изобразительного материала – всё это требует ещё и координации в работе зрительных и двигательных анализаторов. Изображая простейшие предметы и явления, ребёнок познаёт их, у него формируются первые представления.

Постепенно малыш учится рассказывать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий, словами. Ответная положительная эмоциональная реакция взрослых поддерживает у ребёнка стремление больше видеть, узнавать, искать ещё более понятный и выразительный язык линий, красок, форм. Так стимулируется развитие творчества ребёнка.

Приобщая ребенка к изобразительной деятельности, возможно не только закрепить в его памяти уже сформированные образцы, но и создавать новые (особенно близкие к последним по форме, величине и т.п.) . При этом необходимо использовать методы сравнения, соотнесения, ориентировочность действия, которые опираются на зрительно - анализирующую деятельность восприятия. Так у ребенка развиваются пространственное восприятие и глазомер. В изобразительной деятельности формируется и ориентировка в микропространстве (на стол с игрушками, затем на листе бумаги) .

Процесс обучения изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребёнка с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека. В изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а также способность подчинять своё поведение элементарным правилам – как прообраз будущей саморегуляции, самоуправления.

Таким образом, изобразительная деятельность важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для общего психического и личностного развития ребёнка.

Для этого необходимо разработать занятия, таким образом, чтоб они содержали в себе систему игровых ситуаций. Предлагается серия пальчиковых игр для развития мелкой моторики и координации в системе «глаз – рука» . Содержание пальчиковой гимнастики на каждом занятии согласовано с темой и художественными образами. Расширение эстетического опыта ребенка через взаимосвязь литературного и визуального образов.

Данная программа направлена на развитие у ребёнка любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развитие воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребёнка.

Рабочая программа по художественно – эстетическому развитию разработана в соответствии с нормативными документами:

  1. С Федеральными государственными образовательными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденными приказом Министерством образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 и зарегистрированные в Минюсте РФ от 14. 11. 2013 г., рег. № 30384.
  2. Закон «Об Образовании Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. № 273-ФЗ.
  3. Санитарными правилами и нормами 2.4. 1. 3049-13, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15. 05. 2013 г. №26 и зарегистрированные в Минюсте России от 29. 05. 2013 № 28564.
  4. Уставом МБДОУ № 17 принят на общем собрании трудового коллектива (протокол №2 от 22. 01. 2014) . Утверждён постановлением в администрации МО Курганинский район 21. 03. 2014 №637
  5. 1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: комплексное развитие художественно – эстетической деятельности детей.

Цель данной программы – формирование у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Реализация художественного и эстетического воспитания предусматривает:

  • формирование первых представлений о прекрасном в жизни и искусстве, способности воспринимать его;
  • формирование художественно-образных представлений и мышления, эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;
  • развитие творческих способностей в рисовании и лепке;
  • обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;
  • развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма;
  • ознакомить детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов.

1. 2 ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ

  1. Принцип развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка.
  2. Принцип научной обоснованности и практической применимости (соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования) .
  3. Принцип полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи) .
  4. Принцип единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника.
  5. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями образовательных областей.
  6. Принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса.
  7. Принцип решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Рабочая программа

Художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность)

старшая группа

Разработала: Семёнова С.С.

воспитатель старшей группы

I . Целевой раздел

Пояснительная записка

Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» составлена для детей старшей группы.

Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и с учетом примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы».

Цель рабочей программы – обеспечение становления эстетического отношения к окружающему миру. Для этого нужно решать следующие задачи:

2) развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия понимания мира природы;

5) приобщение к изобразительному искусству народов, проживающих в Чувашской Республике.

Принципы и подходы программы

    соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

    сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

    соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

    обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию до­школьников;

    строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

    основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

    предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

    строится с учетом принципа преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

Планируемые результаты освоения программы

Проявляет устойчивый интерес к различным видам изобразительной деятельности.

Проявляет эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству.

Различает произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство, скульптура).

Выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).

Знает особенности изобразительных материалов.

- Создает изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения.

Использует разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.

Использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.

Выполняет узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.

- Лепят предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы.

Создает небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур.

Создает изображения по мотивам народных игрушек.

- Изображает предметы и создает несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, обрывания бумаги.

- Умеет анализировать образец постройки.

Может планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения.

Создает постройки по рисунку.

Умеет работать коллективно.

II .Содержательный раздел

Раздел 1.Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия понимания изобразительного искусства. Формирование элементарных представлений о видах искусства.

Формирование умения выделять, называть, группировать произведения по видам искусства (литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, театр).

Знакомство с жанрами изобразительного и музыкального искусства. Учить выделять и использовать в своей изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности средства выразительности разных видов искусства, знать и называть материалы для разных видов художественной деятельности.

Знакомство с произведениями живописи (И. Шишкин, И. Левитан. В. Серов, И. Грабарь, П. Кончаловский и др.) и изображением родной природы в картинах художников. Расширять представления о графике (ее выразительных средствах). Знакомить с творчеством художников-иллюстраторов детских книг (Ю. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин, И. Билибин и др.).

Продолжение знакомства детей с архитектурой. Закреплять знания о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, театры, кинотеатры и др.

Привлечение внимания детей к сходству и различию архитектурных сооружений одинакового назначения: форма, пропорции (высота, длина, украшения - декор и т.д.). Подводить к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения: жилой дом, театр, храм и т.д.

При чтении литературных произведений, сказок обращать внимание детей на описание сказочных домиков (теремок, рукавичка, избушка на курьих ножках), дворцов.

Развитие эстетических чувств, эмоций, эстетического вкуса, эстетического восприятия, интереса к искусству. Формирование умения соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал и пособия для самостоятельной художественной деятельности.

Знакомство понятиями «народное искусство», «виды и жанры народного искусства». Расширение представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах. Развитие интереса к участию в фольклорных праздниках.

Формирование бережного отношения к произведениям искусства.

Продолжение знакомства с народным декоративно-прикладным искусством (городец, полхов- майдан, гжель), расширение представлений о народных игрушках (матрешки – городецкая, богородская; бирюльки).

Приобщение детей к истокам чувашской национальной культуры. Формирование элементарных представлений и знаний о художественном образе произведений чувашского декоративно – прикладного искусства: представления о чувашском орнаменте (его основных видах и типах, характерных чертах; функциональных связях с формой и назначением украшаемого предмета; знакомство с новыми элементами чувашского орнамента и их семантикой).

Формирование знаний о цветовом решении произведений чувашского прикладного искусства. Развитие ассоциативного и образного мышления; знакомство с языком цвета в народном декоративно-прикладном искусстве, сведениями о глубинном содержании цветов чувашского народного искусства (красного, маренового, белого, желтого, синего).

Формирование представления о симметричности и ритмичности построения чувашского орнамента. Знакомство с терминами «ритм», «симметрия».

Обучение пониманию содержательного смысла чувашского орнамента, художественно-образного языка декоративно-прикладного

искусства.

Введение в мир связей народного искусства с природой, бытом, трудом и жизнью человека и общества.

Подведение детей к выделению видов чувашского декоративно – прикладного искусства (вышивка, узорное и ковровое творчество, резьба и роспись по дереву, шитьё бисером и серебром, плетение и т.д.).

Знакомство с искусством других народов, проживающих на территории края (русских, татар, мордвы, мари и др.).

Раздел 2. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия понимания мира природы

Обязательная часть содержания образования.

Развитие эстетического восприятия, умения созерцать красоту окружающего мира. В процессе восприятия предметов и явлений развитие мыслительных операций: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение. Формирование умения передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.

Развитие способности наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения (например, как изменяются форма и цвет медленно плывущих облаков, как постепенно раскрывается утром и закрывается вечером венчик цветка, как изменяется освещение предметов на солнце и в тени).

Развитие наблюдательности, формировать умения внимательно рассматривать здания, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих деталей.

Совершенствование изобразительных навыков и умений, формирование художественно-творческих способностей.

Развитие чувств, форм, цвета, пропорций.

Формирование увлечений, интереса к процессам эстетического восприятия произведений чувашского декоративного прикладного творчества и созидания при своей художественной деятельности.

Воспитание уважения к труду чувашских народных мастеров.

Раздел 3. Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности.

Обязательная часть содержания образования.

Совершенствование умения передавать в рисунке образы предметов, явлений действительности и литературных произведений. Привлечение внимания детей на отличия предметов по форме, величине, пропор­циям частей, передаче этих отличий в рисунках.

Закрепление умения передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги. Привлечение внимания детей к тому, что предметы могут по-разному распола­гаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы, деревья в ветреный день - наклоняться и т.д.). Формирование умения передавать в рисунке движения фигур.

Овладение композиционными умениями: располагать изображение на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, его следует расположить на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом – по горизонтали). Закрепление способов и приемов рисования различными изобразительными материалами (цвет­ные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, уголь­ный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т. п).

Формирование навыка рисования контура предмета простым каранда­шом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок.

Закрепление умения рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой: прозрачнос­тью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой.

Совершенствование умения рисовать кистью разными способами: широкие линии - всем ворсом, тонкие - концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, и рисовать концом кисти мелкие пятнышки.

Знакомство с новыми цвета­ми (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, светло-зеленый, сирене­вый), развитие чувства цвета. Формирование умения смешивать краски для получения но­вых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью), умения передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш (до трех оттенков цвета).

Подведение детей к созданию сюжетных композиций на темы окружающей жизни и литературных произведений («Кого встретил Колобок?», «Два жадных медвежонка»).

Развитие композиционных умений, умения располагать изображения на полосе внизу листа, по всему листу.

Привлечение внимания детей к соотношению по величине разных предметов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие, люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов). Развитие умения располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга.

Продолжение знакомства детей с изделиями народных промыслов, за­крепление и углубление знания о дымковской, филимоновской игрушках и их росписи. Побуждение создавать изображения по мотивам народной де­коративной росписи, знакомство с ее цветовым строем и элементами композиции, разнообразия элемен­тов. Продолжение знакомства с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых тонов, а оттенков), учить использовать для украшения оживки. Знакомство с росписью Полхов-Майдана. Включение городецкой и полхов-майданской росписи в творческую ра­боту детей, помощь в освоении специфики этих видов росписи.

Побуждение составлять узоры по мотивам городецкой, полхов-майданской, гжельской росписи; знакомство с характерными элементами (бутоны, цве­ты, листья, травка, усики, завитки, оживки).

Формирование желания создавать узоры на ли­стах в форме народного изделия (под­нос, солонка, чашка, розетка и др.).

Использование детьми декоративных тканей для развития творчества в декоративной деятельности. Предоставление для работы бу­маги в форме одежды и головных уборов (кокошник, платок, свитер идр.), предметов быта (салфетка, полотенце).

Закрепление умения ритмично располагать узор; расписывать бумажные силуэты и объемные фигуры.

Формирование умения составлять декоративные композиции по мотивам чувашского прикладного искусства, используя геометрические и геометризированные орнаменты, растительные и зооморфные элементы, составляя многоцветные гаммы на белом и цветном фонах; осваивая композиционные приемы составления узора на различных формах (полосе, квадрате, прямоугольнике, силуэтных и объемных формах).

Обучение рисованию по сюжетам чувашских народных сказок («Лиса-плясунья», «Дети ветра», «Качакапа упа» и др.), стихов (В.Романов «Кǎмпара», Р.Сарби «Ташлать Илемпи» и др.), рассказов (А. Васильева «Çǎкǎр пиет» и др.), песен.

Раздел 4. Реализация самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности.

Обязательная часть содержания образования.

Продолжение знакомства детей с особенностями лепки из различных ма­териалов: глины, пластилина и пластической массы.

Развитие умения лепить с натуры и по представлению знакомые пред­меты (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки), передавать их характерные особенности. Совершенствование умения лепить посуду из целого куска глины и пластилина ленточным способом.

Закрепление умения лепить предметы пластическим, конструк­тивным и комбинированным способами. Формирование умения сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми.

Закрепление умения передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы пред­метов в несложные сюжеты (в коллективных композициях): «Курица с цыплятами», «Два жадных медвежонка нашли сыр», «Дети на про­гулке» и др.

Формирование умения лепить по представлению персонажей литератур­ных произведений (Медведь и Колобок, Лиса и Зайчик, Машенька и Мед­ведь и т. п.). Развитие творчества и инициативы.

Формирование умения лепить мелкие детали; пользу­ясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть жи­вотного, перышки птицы, узор, складки на одежде людей и т. п.

Формирование технических умений и навыков работы с раз­нообразными материалами для лепки; побуждение к использованию дополни­тельных материалов (косточек, зернышек, бусинок и т. д.).

Закрепление навыков аккуратной лепки (не разбрасывать кусочки гли­ны и пластилина, не пачкать одежду, тщательно мыть руки по окон­чании работы).

Продолжение знакомства детей с особенностями декоративной лепки. Формирование интереса и эстетического отношения к предметам народного декоративно-прикладного искусства.

Закрепление умения лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек (дым­ковской, филимоновской, каргопольской и др.).

Формирование умения украшать предметы декоративного искусства узо­рами; расписывать изделия гуашью, украшать их налепами и углуб­ленным рельефом.

Формирование умения сглаживать неровности вылеплен­ного изображения, обмакивая пальцы в воду, когда это необходимо для передачи образа.

Закрепление умения разрезать бумагу на корот­кие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоуголь­ников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат - в 2-4 треугольника, прямоугольник - в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники), создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

Формирование умения вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложен­ной гармошкой, а симметричные изображения - из бумаги, сложенной по­полам (стакан, ваза, цветок и др.). Знакомство с приёмом обрывания с целью создания выразительных образов.

Привлечение детей к созданию предметных и сюжетных композиций, побуждать к дополнению их деталями, обогащающими изображения.

Формирование навыков аккуратного и бережного отношения к материалам.

Развитие умения устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что дети видят в окружающей жизни; создавать разнообразные постройки и конструкции (дома, спортивное и игровое оборудование и т. п.).

Закрепление умения выделять основные части и характерные детали конструкций, анализировать сделанные педагогом поделки и постройки; на основе анализа находить конструктивные решения и планировать создание собственной постройки.

Знакомство с новыми деталями: разнообразными по форме и величине пластинами, брусками, цилиндрами, конусами и др. Закрепление умение заменять одни детали другими.

Формирование умения создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта.

Закрепление умения строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал. Развитие умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять; помогать друг другу при необходимости.

Создание условий для реализации детьми проектов трех видов: исследовательских, творческих и нормативных.

Развитие проектной деятельности исследовательского типа. Организация презентации проектов. Формирование у детей представлений об авторстве проекта. Создание условий для реализации проектной деятельности творческого типа. Формирование проектной деятельности нормативного типа.

Совершенствования умения работать бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке. Закрепление умения создавать из бумаги объемные фигуры: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам.

Закрепление умения делать игрушки, сувениры из природного материала и других материалов, прочно соединяя части.

Формирование умения самостоятельно создавать игрушки для сюжетно – ролевых игр, сувениры для родителей, сотрудников детского сада, елочные украшения.

Привлечение детей к изготовлению пособий для занятий и самостоятельной деятельности, ремонту книг, настольно-печатных игр.

Закрепление умения детей экономно и рационально расходовать материалы.

Развитие умения лепить посуду разной по мотивам чувашской керамики и изделий из дерева.

Развитие умения лепить декоративные пластины по мотивам чувашских изразцов. Продолжать учить лепить разные украшения по типу изделий чувашских народных умельцев.

Обучение созданию глиняных расписных игрушек в стиле чувашских народных мастеров.

Закрепление умения составлять орнаментальные композиции в стиле чувашского народного искусства из геометрических и растительных, зооморфных форм на полосе, квадрате, прямоугольнике и силуэтах с разным цветом фона.

Формировать умения использовать различные изобразительные материалы для передачи четкости и тонкости чувашского узора.

Формирование умения изготавливать декоративные композиции по мотивам чувашской народной вышивки и узорного ткачества из бумажных лент.

Формирование умения изготавливать поделки из широких бумажных и берестяных полосок и украшать их элементами чувашского орнамента.

Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы.

1)игровые методы и приемы;

2) рассматривание слайд-фильмов;

3) игра-путешествие;

4) творческие задания;

5) игра-эксперимент;

6) произведения живописи, выставки детского творчества;

7) работа в творческой мастерской;

8) экскурсия в мини-музей;

9) художественный проект;

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

2 модели: 1) совместная деятельность педагога и детей

2) самостоятельная деятельность детей.

Способы и направления поддержки детской инициативы

Экспериментирование;

Детский проект;

ТРИЗ технология

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников


III .Организационный раздел

Календарно - тематический план работы

тема недели

основные направления работы

(группы задач

образовательной области в соответствии с ФГОС дошкольного образования

тема и форма, средства, методы и приемы организации образовательной деятельности

обязательная часть содержания образования

формируемое

участниками

образовательного

процесса

Непосредственная образовательная деятельность

образовательная деятельность в режимные моменты

(в календарном плане)

Совместная деятельность

самостоятельная деятельность детей

сентябрь

Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности

(рисование)

«Как я провел лето»

Творческая мастерская

Предложить детям передать в рисунках события и впечатления прошедшего лета, нарисовать себя, своих близких. Учить использовать знакомые техники рисования, правильно и аккуратно пользоваться различными материалами. Предложить детям выполнить подобные рисунки и придумать по ним рассказы дома вместе с родителями.

Развивать умения создавать в лепке образ любимой игрушки. Закреплять разнообразные приемы лепки ладошками и пальцами. Воспитывать стремление доводить начатое до конца.

Формировать эстетическое отношение к своим работам, учить оценивать их.

Умение созерцать красоту окружающего мира (наблюдение)

(лепка )

«Моя любимая игрушка».

Творческая мастерская.

Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности

(рисование)

«Чебурашка»

Игровая ситуация

Развивать образное восприятие, образные представления;

Развивать умения

создавать в рисунке образ любимого сказочного героя: передавать форму тела, головы и другие характерные особенности;

рисовать контур простым карандашом. Закреплять умение аккуратно закрашивать изображение.

Реализация самостоятельной творческой конструктивно – модельной деятельности

(конструирование)

Игровая ситуация.

Упражнять детей в строительстве различных зданий по предлагаемым условиям, в анализе схем и конструкций, развивать умение воспринимать предметы и явления в их взаимосвязях.

сентябрь

До свидания, лето, здравствуй, детский сад!

Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности

(рисование)

«Цветы в нашем палисаднике»

Игровая ситуация

Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета. Формировать умения передавать характерные особенности цветов: форму лепестков и листьев, их цвет.

Реализация самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности

(аппликация)

«Пирамидка»

Творческое задание.

Продолжать отрабатывать приемы вырезывания предметов овальной формы.

Развивать чувство композиции.

Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности

(рисование)

«А у солнышка лучи ясные»

Игровая ситуация

Формировать умение создавать образ-символ чувашского узора, изображающего солнце. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, чувство прекрасного.

Реализация самостоятельной творческой конструктивно – модельной деятельности

(художественный труд )

Коробочка.

Формировать умение детей делать игрушки по готовой выкройке, аккуратно надрезая и склеивая её в определённых местах. Продолжать учить детей работать с ножницами. Развивать интерес к ручному труду.

Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности

(рисование)

«Наш детский сад».

Работа в творческой мастерской.

Предложить детям нарисовать свою группу, участок, эпизоды общения со сверстниками, педагогами. Организовать осмысление детьми полученных впечатлений. Учить использовать знакомые техники для передачи замысла. Способствовать развитию изобразительных способностей.

Реализация самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности

(конструирование)

Эксперимент «Свойства бумаги». Конструирование из бумаги «Дом»

Продолжать знакомить детей с разными видами бумаги, учить обследовать образцы, называть и сравнивать их свойства. Учить складывать лист бумаги по образцу. Обогащать чувственный опыт детей, развивать воображение, мелкую моторику рук.

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия понимания изобразительного искусства; формирование элементарных представлений о видах искусства

«Какие разные дома»

Рассматривание слайд-фильма

Продолжать знакомство детей с архитектурой, закрепить знания о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, школы. Привлечь внимание к различиям в их архитектуре, понимать, что эти различия связаны с разным назначением зданий.

Реализация самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности

(аппликация)

««Вот как чуваши в узоре изображали дом»

.

Учить создавать образ-символ чувашского узора, изображающего дом. Развивать художественный вкус при подборе и сочетании цвета узоров с окраской основы.

сентябрь

До свидания, лето, здравствуй, детский сад!

Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности

(рисование)

«Что ты больше всего любишь рисовать?»

Творческая мастерская

Формировать умение детей задумывать содержание своего рисунка, вспоминать необходимые способы изображения. Воспитывать стремление доводить замысел до конца. Развивать изобразительное творчество. Развивать умение анализировать и оценивать свои рисунки и рисунки товарищей.

Реализация самостоятельной творческой конструктивно – модельной деятельности

(лепка )

«Змейка».

Работа в творческой мастерской.

Развивать умения лепить туловище змеи из пластилина двух цветов посредством перекручивания между собой. закрепить умение украшать объект декоративным узором, используя имеющиеся навыки: скатывание, расплющивание.

Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности

(рисование)

Знакомство с городецкой росписью.

Работа в творческой мастерской.

Познакомить с городецкой росписью. Развивать умения выделять яркий, народный колорит, композицию узора, мазки, точки, черточки-оживки; рисовать элементы кистью. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, чувство прекрасного.

Реализация самостоятельной творческой конструктивно – модельной деятельности

(художественный труд )

Пакетик для семян.

Работа в творческой мастерской.

Научить детей изготавливать из картона по шаблону пакетик для семян, развивать умения обводить шаблон, вырезать ножницами по контуру, повторить правила обращения с ножницами, прививать любовь к природе, развивать наблюдательность.

Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности

(рисование)

«Яблоня с золотыми яблоками»

Игровая ситуация

Развивать умения

создавать сказочный образ, рисовать развесистые деревья, передавая разветвленность кроны фруктовых деревьев;

изображать много «золотых «яблок; располагать изображения на листе. Закреплять умение рисовать красками.

Реализация самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности

(аппликация)

Блюдо с фруктами и ягодами.

Работа в творческой мастерской.

Продолжать отрабатывать приемы вырезывания предметов круглой и овальной формы. Развивать умения делать ножницами на глаз небольшие выемки для передачи характерных особенностей предметов.

Закреплять приемы аккуратного наклеивания.

Формировать навыки коллективной работы. Развивать чувство композиции.

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия понимания изобразительного искусства; формирование элементарных представлений о видах искусства

Рассматривание репродукции картины И. Левитана «Золотая осень»

Обогащать представления детей о произведениях изобразительного искусства. Развивать умения видеть красоту осенней природы, запечатленную художником, давать описание картины. Формировать эстетические представления о природе, интерес к живописи.

Реализация самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности

(конструирование)

Конструирование из бумаги «Мухомор»

Игровая ситуация.

Развивать умение работать с бумагой, складывать её по образцу. Закрепить приемы и способы складывания бумаги.

Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности

(рисование)

«Осенний лес»

Работа в творческой мастерской.

Развивать умения

отражать в рисунке осенние впечатления; рисовать разнообразные деревья; по-разному изображать деревья, траву, листья. Закреплять приемы работы кистью и красками. Развивать активность, творчество. Продолжать формировать умение радоваться красивым рисункам.

Реализация самостоятельной творческой конструктивно – модельной деятельности

(лепка )

«В лес за грибами»

Работа в творческой мастерской.

Развивать восприятие, умение замечать отличия от основной формы.

Закреплять умение лепить предметы или их части круглой или овальной, дискообразной формы, пользуясь движением всей кисти и пальцев.

Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности

(рисование)

«Яркое сияние солнц»

Игровая ситуация

.

Продолжать вводить детей в мир связей народного искусства с природой, жизнью человека. Продолжать развивать способности восприятия и осмысления первичных орнаментальных образов – образов-символов чувашских узоров солнц, учить рисовать чувашский узор.

Реализация самостоятельной творческой конструктивно – модельной деятельности

(художественный труд)

«Веселые человечки».

Работа в творческой мастерской.

Совершенствовать умения делать сувениры из природного материала. Развитие эстетического вкуса.

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия понимания изобразительного искусства; формирование элементарных представлений о видах искусства

Рассматривание репродукции картины И.Т. Хруцкий «Натюрморт»

Углублять знания о разных жанрах изобразительного искусства, обратить внимание на средства выразительности, выбранные художником.

Реализация самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности

(аппликация)

Огурцы и помидоры лежат на тарелке.

Работа в творческой мастерской.

Продолжать отрабатывать умение вырезать предметы круглой и овальной формы из квадратов и прямоугольников, срезая углы способом закругления.

Развивать координацию движений обеих рук.

Закреплять умение аккуратно наклеивать изображение.

Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности

(рисование)

«Идет дождь»

Работа в творческой мастерской.

Развивать умения образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни; пользоваться приобретенными приемами для передачи явления в рисунке. Закреплять умение строить композицию рисунка. Упражнять в рисовании простым графитным и цветными карандашами.

Реализация самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности

(конструирование)

«Машины»

Работа в творческой мастерской.

Формировать представления о различных машинах, их назначении, строении. Упражнять в плоскостном моделировании, в умении самостоятельно строить элементарные схемы с несложных образцов построек и использовании их в кон­струировании

Материально-техническое обеспечение программы

1.Знакомим с пейзажной живописью (Большое искусство - маленьким): Учебно-наглядное пособие /Авт.-сост. Н.А.Курочкина. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.- 18с.+21 с.

2.Знакомим с натюрмортом (Большое искусство - маленьким): Учебно-наглядное пособие /Авт.-сост. Н.А.Курочкина. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.- 16с.+19 с.

Слайд – фильм «Какие разные дома»

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия понимания мира природы

Слайды с изображением интересных предметов окружающей среды.

Реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности.

    Мольберт

    Альбомные листы А 4 для каждого ребенка

    Акварельные краски, цветные карандаши, восковые карандаши

    Стакан – непроливайка

  1. Тряпочка

1.Дымковская игрушка: Наглядно – дидактическое пособие.- М.: Мозаика-Синтез, 2011.- (Мир в картинках).

2.Дымковская игрушка: Рабочая тетрадь.- М.: Мозаика-Синтез, 2011.- (Искусство - детям).

3.Городецкая роспись по дереву: Наглядно – дидактическое пособие.- М.: Мозаика-Синтез, 2011.- (Мир в картинках).

4. Книга А. Барто «Игрушки».

5.Муляжи овощей и фруктов

6. Карточки смысловыми узорами

7.Карточки с рисунками узоров и их образов-символов.

Слайд-фильм «Дымковская игрушка»

Реализация самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности.

1.Пластилин

2. Доска для лепки

3. Тряпочка для вытирания рук

4. Цветная бумага

5. Цветной картон

6. Ножницы

7. Клей, кисть для клея.

8. Конструктор «Лего»

9. Природные материалы (шишки, желуди)

1. Образцы работ

2.Технологические карты работы.

Слайды с изображением поделок

Приобщение к изобразительному искусству народов, проживающих в Чувашской Республике.

1.Образы-символы чувашских узоров для воплощения их в рисовании и аппликации

2.Динамическая модель создания линейного орнамента

3. Карточки с рисунками узоров и их образов-символов.

Список использованной литературы

1. Закон об образовании в Российской Федерации № 273

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

4. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А.Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2012.

5. Программа художественно – творческого развития ребенка-дошкольника средствами чувашского декоративно- прикладного искусства /Сост. Васильева Л.Г.

6. Васильева Л. Г. «Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента». Чебоксары 2002

7.Васильева Л. Г. «Загадки народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов-символов чувашских узоров в рисовании и аппликации». Художественное творчество» - формирование геометризированно - орнаментального образа в изобразительной деятельности детей 3-7 лет.

8. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе. / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2010

9. Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе. / Л.В. Куцакова – М.:Мозаика – Синтез 2010.

10. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду.- Ярославль: Академия развития, 2002.

11. Пластилинография. Анималистическая живопись. /Г.И. Давыдова- М.:Скрипторий, 2007.

12. Соколова С.В. Оригами для дошкольника: Методическое пособие.- СПб.: Детство Пресс

Юлия Коцуба
Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию

Структура рабочей программы

l. Целевой раздел программы…3

1. Пояснительная записка…. 3

1.1. Введение….3

1.2. Цели и задачи реализации программы…3

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы…4

1.4. Значимые для разработки и реализации рабочей программы

характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей . 5-7

рабочей Программы… . 7-9

Программы , формируемой участниками образовательных отношений …18

1.7 Целевые ориентиры образования на этапе завершения образования….18

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с

направлениями развития детей… . 29-24

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы…24-26

2.4. Особенности взаимодействия со специалистами ДОУ…. 30

2.5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников…30

lll. Организационный раздел…29

3.1. Режим дня….30-31

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды….32

3.3. Программно -методическое обеспечение образовательного процесса…32

3.4. Список литературы

Приложение. Режим дня. Диагностика.

Целевой раздел.

1. Пояснительная записка.

1.1 Введение.

Основой для разработки данной рабочей программа является образовательная программа дошкольного образования «Развитие »

/Под ред. Булычевой А. И. – М : НОУ «УЦ им. Л. А. Венгера «РАЗВИТИЕ » , 2016 г. (дошкольный возраст) . Эффективность данной программы определяется планированием, которое призвано обеспечить не только последовательное, рациональное распределение программного материала , но и освоение, а также непрерывное совершенствование выполнения всех видов и заданий по изобразительной деятельности.

1.2 Цели и задачи реализации программы

Цель программы :

Развитие творческих способностей ребенка, позволяющих выйти за пределы исходной, реальной ситуации и в процессе ее преобразования создать новый, оригинальный продукт.

Задачи программы :

Обучающие :

1. Освоение действий замещения реальных объектов и явлений.

2. Освоение действий художественной символизации .

3. Освоение действия моделирования реальных объектов.

4. Развитие воображения : освоение действия «опредмечивания» .

Развивающие :

1. Интерес, внимание, любознательность, стремление к эмоциональному отклику ребенка на отдельные эстетические свойства и качества предметов и явлений окружающей действительности.

2. Умение выбирать и менять цвет материала и способ рисования или создания образа (мазками, пятнами, штрихами, линиями, размер листа бумаги, тип фона, средство выражения.

Воспитательные :

1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности .

2. Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире.

3. Воспитывать эмоциональное отношение к процессу деятельности и сюжету, желание создавать яркие изобразительные образы.

4. Формировать умение работать в коллективе .

1.3 Принципы и подходы к формированию программы .

Основные принципы на которые опирается программа :

Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка

Обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируется такие знания,умения и навыки которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

Строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

Предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

Предлагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми . Основной формой работы с детьми дошкольного возраста для них является игра.

1.4 Характеристика возрастных особенностей развития детей .

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

(четвертый год жизни)

Развитие художественных способностей наряду с развитием общих творческих способностей основывается на освоении специфических средств художественных видов деятельности , а также на развитии эмоциональной отзывчивости.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

(пятый год жизни)

В среднем дошкольном возрасте продолжается развитие продуктивных видов деятельности, таких как изобразительное искусство, аппликация, конструирование. Дети уже не просто придумывают рисунки и постройки отдельных предметов, называют выдуманных персонажей сказок и их отдельные действия,но дополняют различными деталями. В этих деятельностях, в отличии от младшего возраста, также появляется ориентировка не только на отдельные признаки и стороны действительности, но и на их взаимосвязи. Это этап структурирования, когда ребенок выделяет для себя на образном уровне связи и отношения между отдельными предметами и их частями. Основной задачей развития художественных способностей остается освоение специфических средств художественных видов деятельности наряду с развитием эмоциональной отзывчивости на эти средства и общих творческих способностей.

СТАРШАЯ ГРУППА

(шестой год жизни) .

В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие продуктивных видов деятельности, таких как изобразительное искусство, аппликация, конструирование, художественное конструирование . Расширяется и обогащается опыт ребенка,его отношение к действительности становиться дифференцированным и разноплановым. Продуктивная деятельность ребенка начинает подчиняться замыслу, намерению. К старшему дошкольному возрасту ребенок уже ставит перед собой цель, старается изобразить или построить то, что он задумал. То есть замысел не следует за исполнением, а ведет создание продукта за собой. Теперь,начиная рисовать,школьник уже знает, что он собирается изобразить. Графические образы, хотя и схематичны, содержат много деталей. Предметы, которые изображаются ребенком, теперь располагаются не отдельно, а связанны друг с другом. В этом возрасте ребенок может создавать сюжетные изображения, сопровождая их словесными комментариями.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

(седьмой год жизни)

В продуктивных деятельностях (изобразительной деятельности, конструировании) старшие дошкольники могут создавать и реализовывать собственные замыслы, передавая свое видение действительности. Продукты, создаваемые детьми в результате этих деятельностей, становятся сложными, разнообразными, дети могут выполнять деятельность самостоятельно. Дети этого возраста чутко воспринимают красоту и сами способны создавать красивое.

1.5. Планируемые результаты освоения программы

Программа направлена на овладение ребенком следующими представлениями, способами деятельности, специфическими для развития общих способностей действиями и средствами.

Младшая группа

(4-й год жизни)

Овладевает выразительными возможностями живописи и графики при передаче основных структурных характеристик изображаемого объекта : создает выразительный живописный или графический образ, пользуясь действием опредмечивания цветового или тонального пятна.

Детализирует изображение на фоновой композиции, включает в него но вые элементы (шапочку, бант, карман и др.) .

Средняя группа

(5-й год жизни)

Средствами графики и живописи может создать оформленное предметное (структурное) выразительное изображение персонажа, включающее его движение.

Детализирует разнообразные динамичные изображения на фоновой композиции.

Старшая группа

(6-й год жизни)

Может создавать выразительные живописные композиции с использованием действий преобразования при изображении пространственных взаимоотношений объектов и их движений.

Подготовительная группа

(7-й год жизни)

Создает выразительную многофигурную живописную композицию, прорабатывая художественные образы персонажей с точки зрения выразительности образа и динами изображения, раскрывая отношение ребенка к изображаемой действительности.

Конструирует выразительные изображения, передающие характерные движения людей, животных в конкретной ситуации (например, играющих в футбол или выступающих на арене цирка) и особенности растительного мира, природных явлений конкретной экологической системы;

1.6 Планируемые результаты освоения части Программы , формируемой участниками образовательных отношений.

Знания художников Ставропольского края, их произведений.

Использование гжели, городца, хохломы.

Знания о понятиях натюрморт и пейзаж.

1.7 Целевые ориентиры образования на этапе завершения образования.

К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с данной Программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка :

Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он

обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, умеет обследовать предметы разными способами, подбирать группу предметов по заданному признаку, знает и различает основные и оттеночные цвета, плоские и объемные геометрические формы; у ребенка сформированы навыки ориентировки в пространстве, на плоскости, по простейшей схеме, плану;

Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности, у ребенка развиты коммуникативные навыки, эмоциональная отзывчивость на чувства окружающих людей, подражательность, творческое воображение;

Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности;

Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты;

Ребенок обладает чувством собственного достоинства, чувством веры в себя;

Ребенок обладает развитым воображением , которое реализует в разных видах деятельности;

Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям, знаком с принятыми нормами и правилами поведения и готов соответствовать им;

У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять.

2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии направлением развития детей .

Младшая группа.

Основная задача- соединение предметного (графического) рисунка с цветовой живописной организацией листа (вначале два этих слагаемых существуют как отдельные задачи) .

Вначале – освоение предметного рисунка посредством обогащения и упорядочивания знаний об окружающем ребенке мире, изучения структуры простейших объектов (живых и неживых) .Овладение способом графического замещения предмета – заполнением листа линиями разного типа : округлыми («запутавшийся клубок ниток» );прямоугольными («окна домов» , ломаными («ветки деревьев» ) и т. д.

Средняя группа.

В средней группе задачи усложняются и развиваются по тем линиям , которые были подобно раскрыты в работе с младшими дошкольниками.

В развитии познавательных способностей –это,по–прежнему, моделирование в предметном рисунке и передача в графическом изображении движения живого объекта (животное, человек, его функции. Важнейшим условием этого этапа является работа с натурой . Вначале дети осваивают способы изображения движущихся живых объектов в пластике (работа с пластилином , а затем- в графике. После этого перед детьми становиться решение творческих задач : изобразить «растрепанную ворону» , «прыгающих воробьев» , «человека с барабаном» и т. д.

Старшая группа.

Основная задача- развитие у детей способности к моделированию пространственных отношений объектов и их символизации через построение цвето - ритмической структуры изображения.

Композиционные задачи включают в себя расположение объектов относительно друг друга и решаются путем построения графического рисунка и последующим соединением предметного рисунка с живописной организацией листа.

Особо выделяется задача композиционного преобразования пространственных взаиморасположений (композиционная вариативность) . Средством решения этой задачи может быть создание детьми цикла композиций на одну тему, но с разных точек зрения и сообразно этому моделируется композиционно- пространственная ситуация.

Подготовительная группа.

Основная развивающая задача для ребенка – передать средствами изобразительной деятельности отношения разного типа (между человеком и окружающим миром, отношения в мире людей, эмоциональные чувства и настроения и др., символизирующие отношения самого ребенка к миру.

В качестве основного структурообразующего начала композиции выдвигается задача выбора сюжета, что соответствует стадии формирования художественного замысла . Темы,выбранные для будущих композиций, должны способствовать расширению кругозора ребенка,обеспечивать освоение общекультурных ценностей и давать возможность передавать авторское видение мира, личностное мироощущение. Культурный подход композиции делает одинаково интересным воплощением замысла ребенка в любой форме : натурной («Праздник в городе» , исторической («Строительство нашего города» , сказочно-фантазийной («Иван – царевич в замке Кащея» ).

2.2 Описание вариативных форм, способов, методов и средств

реализации программы .

Непосредственно образовательная деятельность :

Образовательная деятельность по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие » ;

Чтение художественной литературы ;

Дидактические игры;

Наблюдение;

Рассматривание;

Обыгрывание незавершенного рисунка;

Организация коллективной работы ;

Творческие задания;

Рассматривание иллюстраций.

Образовательная деятельность в режимных моментах :

Наблюдение;

Рассматривание;

Беседа, обсуждение;

Рассматривание интерьера;

Проблемные ситуации;

Проектная деятельность;

Занимательные показы;

Индивидуальная работа ;

Тематические праздники и развлечения ;

Самостоятельная деятельность детей :

Наблюдение;

Сбор материала;

Экспериментирование с различными материалами;

Рассматривание предметов искусства;

Образовательная деятельность в семье :

Рассматривание;

Наблюдение;

Экскурсии;

Детско-родительская проектная деятельность;

Посещения музеев, выставок;

Просмотр иллюстраций, репродукций картин.

Методы .

Метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с

целью овладения даром сопереживания.

Метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на

прекрасное в окружающем мире.

Метод эстетического убеждения (по мысли А. В. Бакушинского

«Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны

убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как

чистый эстетический факт».).

Метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо

приобщение детей к художественной культуре ).

Метод эстетического выбора («убеждения красотой» , направленный

на формирование эстетического вкуса; метод разнообразной

художественной практики .

Метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником ,

сверстниками).

Метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций,

пробуждающих интерес к художественной деятельности .

Метод эвристических и поисковых ситуаций.

Методы - наглядный, словесный, практический.

Средства художественно-эстетического развития

Иллюстрации

Дымковская игрушка

Направления коррекционной работы с детьми , цели, задачи.

Младший дошкольный возраст (с 3 до 4 лет)

Рисование. Учить передавать в рисунке красоту окружающего мира, его предметов, объектов, явлений. Формировать умение правильно держать карандаш, кисть, обмакивать кисть в краску, промывать и осушать ее. Обучать проведению карандашом и кистью длинных и коротких, прямых и волнистых линий, штрихов, точек, пятен, мазков. Обучать рисованию предметов с помощью прямых и округлых линий; предметов, состоящих из комбинации разных форм и линий. Учить закрашивать круглые формы. Формировать умение рисовать вертикальные линии на близком расстоянии друг от друга. Формировать способы изображения простейших предметов и явлений с использованием прямых, округлых, наклонных, длинных и коротких линий. Учить рисовать солнце, деревья, кустарники, перекладины лесенки. Учить создавать несложные сюжетные композиции. Закреплять знание названий основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий) . Учить подбирать цвет, соответствующий изображаемому предмету или объекту.

Лепка. Прививать интерес к лепке. Формировать приемы лепки :

раскатывание комка между ладонями прямыми и круговыми движениями, сплющивание комка ладонями, загибание края пальцами, отрывание.

Рассматривание. Работа по ознакомлению с произведениями изобразительного искусства в младшем дошкольном возрасте выводится за пределы занятий. На начальных этапах такой работы используются книжные иллюстрации, которые часто встречаются при знакомстве детей с произведениями художественной литературы и вызывают большой интерес. Наиболее подходящие для рассматривания являются такие иллюстрации, где изображение наилучшим образом передает характер, фактуру, движение, настроение изображаемого объекта. Блестящим примером таких иллюстраций являются рисунки Е. Чарушина.

Средний дошкольный возраст (с 4 до 5 лет)

Рисование. Закрепить умение правильно держать карандаш, кисть, правильно использовать их при создании изображения; правильно закрашивать изображения, проводя линии и штрихи только в

одном направлении и не выходя за контур изображения, формировать

умение располагать узор в полосе, сочетать краски с фоном, создавать

несложные сюжетные композиции, передавать в рисунке расположение

частей, соотнеся их по величине; изображать круглую, овальную,

четырехугольную, треугольную формы. Формировать умение рисовать отельные предметы и несложные сюжетные композиции, правильно располагая их на листе. Закреплять и обогащать представления о цветах и оттенках, развивать умение использовать их в рисовании.

Лепка. Развивать интерес к лепке и совершенствовать умение лепить из

пластилина, используя разные приемы, освоенные в предыдущих группах. Формировать умение получать требуемую форму, оттягивая части от заготовки, сглаживать поверхность формы, присоединять части, приглаживая и примазывая их. Формировать умение украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки.

Рассматривание. В этом возрасте можно знакомить с декоративно-прикладным искусством, архитектурой, искусством дизайна и пр. когда это необходимо для работы над картиной . Можно показать различие между современными зданиями и памятниками архитектуры, между городскими и сельскими постройками. Для этого используются фотоальбомы, технические средства, прогулки .

Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет)

Рисование. Совершенствовать изобразительные навыки, умение передавать в рисунке образы предметов и явлений окружающей действительности на

основе собственных наблюдений. Учить передавать пространственное

расположение предметов и явлений на листе бумаги, движение фигур и

объектов. Совершенствовать композиционные умения. Способствовать дальнейшему овладению разными способами рисования различными

изобразительными материалами : гуашью, угольным карандашом.

Развивать чувство цвета , знакомить с новыми цветами и цветовыми

оттенками, учить смешивать краски для получения новых цветов и

оттенков. Учить передавать оттенки цвета при работе карандашом ,

изменяя нажим. Расширять и углублять представления о разных видах и жанрах изобразительного искусства : графике, живописи.

Лепка. Продолжать развивать интерес к лепке , закреплять навыки аккуратной лепки, совершенствовать навыки лепки предметов и объектов

(пластическим, конструктивным и комбинированным способами) с

натуры и по представлению из различных материалов (глина,

пластилин, соленое тесто, передавая при этом характерные особенности и соблюдая пропорции. Формировать умение лепить мелкие детали.

Совершенствовать умение украшать поделки рисунком с помощью стеки.

Учить создавать сюжетные композиции, объединяя фигуры и

предметы в небольшие группы, предавать движения животных и людей.

Рассматривание. Формировать интерес к художественному оформлению книг , совершенствовать навык рассматривания иллюстраций. Учить

сравнивать иллюстрации разных художников к одному произведению.

Расширять и углублять представления о разных видах и жанрах изобразительного искусства : графике, живописи.

Старший дошкольный возраст (с 6 до 7 лет)

Рисование. Совершенствовать умение рисовать предметы с натуры и по памяти, передавать форму, величину, цвет в рисунке. Формировать умение изображать линию горизонта, линейную перспективу в сюжетном

рисовании. Совершенствовать умение передавать движения людей и

животных. Совершенствовать технические навыки и умения в создании новых цветовых тонов и оттенков. Расширять представления о

декоративном рисовании. Учить применять полученные знания при

украшении предметов с помощью узоров и орнаментов. Сформировать

навык работы карандашом при выполнении линейного рисунка.

Совершенствовать навыки сюжетного рисования.

Лепка. Учить создавать объемные и рельефные изображения, используя

освоенные ранее разнообразные материалы и разные приемы лепки.

Развивать пластичность в лепке. Совершенствовать умение передавать

в лепке движения изображаемых объектов. Формировать умение создавать композиции и скульптурные группы из нескольких

Рассматривание. Развивать эстетическое восприятие, эстетические представления, эстетический вкус. Учить высказывать суждения о

произведениях искусства, работах товарищей и собственных

произведениях. Развивать творческие способности, фантазию, учить

мыслить неординарно. Сформирование представление об индивидуальной манере творчества некоторых художников , графиков,

скульпторов.

2.4. Особенности взаимодействия с воспитателями.

Заполнение тетради взаимодействия

Консультации;

Семинары-практикумы;

2.5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

- традиционные : беседы, выставки, рекомендации, консультации,

папки-передвижки, проекты, материалы на стендах и т. д. ;

lll.Организационный раздел