Этимология

Поскольку исторически слово фрязин писалось через юс (фрѧзин ), оно и произносилось через носовую гласную - фрęзин ([фрЕНзин]) . Звук -з- на замену звука -г- (фрѧговъ ) появился в результате третьей (прогрессивной) палатализации (сравните князь и княгиня ). Таким образом, изначально слово могло звучать как *френгин, где суффикс -ин есть признак притяжательного прилагательного в качестве ответа на вопрос «чей?» (ср. полянин, древлянин, англичанин, датчанин), что и позволило этимологам вывести заимствование из этнонима «франк». В пользу этой этимологии говорит и другая форма этнонима - фряг

Склонение по множественному числу в данном слове может происходить по типу сын, сыновья , или в польском языке более точно пан, панове (польск. pan, panowie ). Данная форма склонения зафиксирована в ПВЛ :

Варѧзи, свеи, урмане, готъ, русь, аглѧнъ, галичанъ, волохове, римлѧнъ, нъмцъ, корлѧзи, венедици, фрѧговъ и прочии...

Фряги в истории Руси

Около XVII века в России начинают появлятся и приобретают популярность иконы фряжского письма , написанные не по классическим, византийским канонам, а в традициях, близких к академической живописи позднего Возрождения .

Эстампы русского лубка , близкие к реальному изображению, назывались фряжскими листами , для отличия их от традиционного русского лубка.

Многие известные итальянцы, в основном архитекторы, работавшие в России в XV и XVI веках, носили прозвище «Фрязин»:

  • Алевиз Фрязин (Старый) (также известен как Алевиз Миланец, Алоизио да Карезано) - архитектор, завершивший постройку стен Московского кремля
  • Алевиз Новый (Алевиз Фрязин, Алоиз Ламберти да Монтиньяна) - архитектор, известный постройкой Архангельского собора
  • Антон Фрязин (Антонио Фрязин, Антонио Джиларди) - архитектор и дипломат, строитель башен Московского кремля
  • Бон Фрязин - архитектор, строитель Колокольни Ивана Великого
  • Иван Фрязин (Джан Баттиста делла Вольпе) - дипломат, монетный мастер
  • Марк Фрязин (Марко Руффо) - архитектор, строитель башен Кремля и Грановитой палаты
  • Пётр Фрязин - под этим именем известны несколько человек:
    • Пьетро Антонио Солари - архитектор, строитель башен Кремля и Грановитой палаты
    • Пьетро Франческо - архитектор, строитель Нижегородского Кремля
    • Петрок Малый (Пьетро Франческо Анибале) - архитектор, строитель стен Китай-города

См. также

  • Итальянцы в Древней Руси

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Фрязин" в других словарях:

    Без досконального знания старинного русского быта и языка очень трудно догадаться, что фамилия эта, так же как и Фрязинов, означает жителя не подмосковного городка, а Итальянской Генуи. Фрязин – так в старину называли сначала генуэзцев,… … Русские фамилии

    Итальянец Словарь русских синонимов. фрязин сущ., кол во синонимов: 6 иностранец (23) … Словарь синонимов

    Марк, итальянский зодчий 15 в. В 1487 91 участвовал в строительстве стен, башен и палат (в т. ч. Грановитой палаты, совместно с П. А. Солари) Московского Кремля. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

    ФРЯЗИН - Иван Фрязин, боярин, св. 1481. Гр. и дог. I, 271. Яков Фрязин, московский пушечный мастер. 1498. Доп. V, 296. Петр Фрязин, св. 1539. А. И. I, 202. Фрязин Яковль, крестьянин, св. 1541. А. Ф. I, 82 … Биографический словарь

    - (Иван) заезжий итальянец; служил Ивану III в качестве монетного мастера, исполнял и разные другие поручения: ездил послом, вел переговоры, строил города. Наиболее важную услугу он оказал Ивану III в сватовстве его за Софию Палеолог. Ф. ездил для… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Итальянский архитектор, работал в Москве в начале XVI в. В 1505 08, основываясь на опыте северо итальянского крепостного строительства, возвёл столпообразную 8 гранную 3 ярусную церковь колокольню Иоанна Лествичника, известную как «Иван… … Москва (энциклопедия)

    Фрязин - прозвище выходцев из Зап. Европы Фряжской земли, обычно Италии или Франции. Это прозвище носили, в частности, несколько архитекторов, работавших в Москве в 15 16 вв. (Алевиз Ф. Новый, Бон Ф., Марк Ф.) Напр., Алевиз Фрязин (Миланец) итал. арх.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    - (ошибочно Руффо) Марк, итальянский архитектор 15 в. По летописным данным, в 1487 91 работал в Москве. Участник строительства кирпичных стен и башен Кремля Московского (См. Кремль Московский) (1485 95), построил там же Грановитую палату… … Большая советская энциклопедия

    Фрязин М. - ФРЯ́ЗИН Марк, итал. зодчий 15 в. В 1487–91 участвовал в стр ве стен, башен и палат (в т.ч. Грановитой палаты, совм. с П.А. Солари) Моск. Кремля … Биографический словарь

    Фрязин (Иван) заезжий итальянец; служил Ивану III в качестве монетного мастера, исполнял и разные другие поручения: ездил послом, вел переговоры, строил города. Наиболее важную услугу он оказал Ивану III в сватовстве его за Софию Палеолог. Ф.… … Биографический словарь

Алевиз Новый (Алевиз Фрязин, полное имя, по некоторым источникам, Алоизио (Aloisio) Ламберти да Монтаньяна). Годы жизни: конец XV – 1531(?)г.

Биография

По разным источникам, происходил Алоизио Ламберти да Монтаньяна из Милана или Венеции. Из его произведений на родине известно лишь надгробие Томазины Граумонте в церкви св. Андрея в Ферраре; по-видимому, остальное не сохранилось или не идентифицировано. В 1500 году он был приглашен послами Ивана III, Дмитрием Ралевым и Митрофаном Карачаровым в Россию. В то время царь обязывал своих послов во всех посещаемых ими странах разыскивать искусных зодчих и прочих мастеров и приглашать их для работы в Москве.

В Москву Алевиз (так его имя было трансформировано в русском языке) попал не сразу: больше года (по другим источникам – около трех лет) он вместе с послами провел при дворе крымского хана Менгли-Гирея и за 15 месяцев выстроил для него Бахчисарайский дворец, от которого сохранился лишь каменный портал с богатой резьбой (т.н. Железный портал или Демир-Капу, стоящий в Посольском садике http://archeologia.narod.ru/krim/bach59.jpg http://archeologia.narod.ru/krim/bach60.jpg). На портале сохранилась дата сооружения – 1503 год. В июне 1503г. ханом было написано письмо Ивану III, где первый сообщает о том, что «нонеча слава Богу, на свои руки взял есми Дмитрия Ларева да Митрофана Федорова Карачарова; и мастеры твои иуня месяца к нам приехав и челом ударили ». Заболоцкий, посол Ивана III при ханском дворе точнее сообщает время приезда посольства: «за две недели до Петрова Заговенья », – то есть, не позже начала июня. Русские послы и итальянцы пробыли у Менгли-Гирея до сентября 1504г. Только после настоятельных требований Ивана III они были отпущены в Москву.

По прибытии ко двору Ивана III Алевиз Новый (это прозвание отличало его от работавшего в Москве ранее Алевиза Старого), или Фрязин (фрязинами в XIV-XV веках на Руси называли генуэзцев и венецианцев, а потом и всех итальянцев) приступает к строительству второго по величине кремлевского собора – Архангельского . Строительство заняло четыре сезона – с 1505 по 1508г. После окончания строительства под его руководством выкапываются пруды и глубокий, выложенный белым камнем ров шириной 34 и глубиной 10 метров, сделавший Кремль еще более неприступным. Этот ров шел от Неглинки вдоль Красной площади к Москве-реке и был засыпан только в XIX веке. Именно от этого рва происходит одно из названий храма Василия Блаженного – собор Покрова на Рву. Некоторыми исследователями, впрочем, руководство строительства этого рва Алевизом Новым ставится под сомнение.

Алевиз строит не только в Кремле, его деятельность простирается дальше в город. С 1514 по 1519гг. он строит одиннадцать церквей в разных частях города; сохранились некоторые из них: в перестроенном виде церковь Владимира в Старых Садех (Старосадский пер.,11) ; храм Усекновения головы Иоанна Предтечи под Бором (Черниговский переулок 2/4); церковь Петра Митрополита в Высокопетровском монастыре (Петровка, 28); церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове (ул. Восточная, 6). Также, возможно, участвовал Алевиз и в постройке Теремного дворца в Кремле и церкви Иоанна Лествичника, которая позже вошла в нижний ярус колокольни Ивана Великого.

По летописным сведениям, во время взрыва на пороховом заводе, носившем название «Алевизова двора» (организованного Алевизом Старым), возможно, в числе многих погиб и Алевиз Новый.

Список сооружений

Название церкви Годы Адрес Состояние
Архангельский собор 1505-1508 Кремль перестроен
Рождества Богородицы в Старом Симонове 1509-1510 Восточная, 6 перестроена незначительно
Рождества Богородицы, "что на сенях" 1514 Кремль сохранилась малая часть
Варвары Великомученицы на Варварке 1514 Варварка, 2 новое здание
Владимира, "что в Старых Садех" 1514 Старосадский пер., 11 перестроена
Илии Пророка, "что под Сосенками" 1514-1515 Воронцово Поле, 16 перестроена
Усекновения главы Иоанна Предтечи "что под Бором" 1514-1515 Черниговский пер., 2/4 перестроена
Петра Митрополита собор в Высокопетровском монастыре 1514-1517 Петровка, 28 восстанавливается в первоначальном виде
Вознесения Господня в Воскресенском монастыре 1518 Кремль не сохранилась
Рождества Иоанна Предтечи "что на Бору" 1508 Кремль не сохранилась
Пресвятой Богородицы, "что на Лубянке" 1514-1518 пл. Воровского не сохранилась (1924)
Дионисия Ареопагита 1519 Моховая, МГУ разобрана при строительстве МГУ

Красным цветом помечены не сохранившиеся постройки

Это первый архитектор по имени Алевиз, прибывший в Москву из Италии (прибывшего через десять лет называют Алевизом Новым).Летописи под 1494 годом сообщают про Алевиза Старого: «Приидоша послы великого князя на Москву, Мануйло Аггелов Грек да Данила Мамырев, что посылал их князь великий мастеров для в Венецию и Медиолам; они же приведоша на Москву Алевиза мастера стеннаго и палатного и Петра пушечника и иных мастеров». Как установили современные итальянские исследователи, речь идет об Алоизио да Карезано (Каркано).Вероятно, Алевиз сменил умершего в 1493 году Пьетро Антонио Солари и с 1494 по 1499 годы был руководителем кремлевского фортификационного строительства.Следующее летописное упоминание об Алевизе Старом связано с тем, что в 1499 году «князь великий велел заложити двор свой, полаты каменыа и кирпичныа, а под ними погребы и ледники, на старом дворе у Благовещениа, да стену камену от двора своего до Боровитскиа стрелници; а мастер Алевиз Фрязин от града Медиолама». Это строительство было завершено к 1508 году, когда Василий III переехал в построенный дворец. То, что речь здесь идет именно об Алевизе Старом, подтверждается упоминанием города Медиолама (Милана).В 1504 году в Москву прибыл Алевиз Новый.В 1508 году «князь великий велел вкруг града Москвы ров делати камением и кирпичем и пруды чинити вкруг града Алевизу Фрязину». Летописи приводят и более конкретные сведения об этих работах, начавшихся в 1507 и оконченных в 1519 году, - строились стены, башни, плотины и ров вдоль реки Неглинной.До 1970-х годов в истории архитектуры господствовала следующая точка зрения: Алевиз Старый строил лишь западные укрепления Кремля вдоль Неглинной, а Алевиз Новый - все остальные упоминаемые в летописных сообщениях постройки (Большой Кремлёвский дворец, Архангельский собор, церковь Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот и храмы, заложенные в 1514 году). Алевиз Новый считался одним из величайших архитекторов эпохи, а Алевиз Старый был низведен до роли второстепенного (по сравнению с Солари) фортификатора.В последней четверти XX века эта точка зрения была поставлена под сомнение С. С. Подъяпольским и В. П. Выголовым. Оба исследователя отнесли кремлевский великокняжеский дворец к творчеству Алевиза Старого, а В. П. Выголов сомневался в авторстве Алевиза Нового и в отношении церквей, заложенных в 1514 году. С. В. Заграевский показал, что аргументы С. С. Подъяпольского и В. П. Выголова в пользу отнесения кремлевского дворца к творчеству «мастера стенного и палатного» Алевиза Старого убедительны (Алевиза Нового в 1499 году ещё не было на Руси, к тому же в летописном сообщении под этим годом говорится, что мастер был из Милана), но автором церквей, построенных после 1514 года, был все же Алевиз Новый.Таким образом, с 1494 по 1499 годы Алевиз Старый достраивал кремлевские укрепления, которые не успел завершить Солари. В 1499-1508 годах он строил Большой Кремлёвский дворец и стены от дворца до Боровицкой башни. В 1508-1519 годах он работал над стенами, башнями и рвами Кремля со стороны Неглинной. Дальнейшая судьба зодчего неизвестна.

И среди них прежде всего стоит упомянуть Марко Руффо (Марка Фрязина) и Пьетро Антонио Солари (Петра Антонова Фрязина) , по проектам которых были построены 7 башен Московского кремля (и не только).

Зодчие Пьетро Антонио Солари и Марко Руффо
(миниатюра из Лицевого летописного свода 1568 - 1576 гг.):

Белокоменный Кремль, построенный при Дмитрии Донском в 60-х годах XIV века, ко второй половине XV века сильно обветшал и не соответствовал идее Ивана III о Москве - как центре всего православного мира . В 80-е годы XV века им была задумана масштабная перестройка Кремля, точнее, строительство новой крепости, которая должна была подчеркнуть величие новой православной империи - Третьего Рима.

Именно с этой целью великий князь Москвовский и государь всея Руси в 1485 году приглашает в Москву итальянского архитектора Марко Руффо (работал в Москве до 1495 года), а в 1490 году - Пьетро Антонио Солари (в Москве до 1493 года).

Этими итальянцами - "фрязиными" в Москве были построены:

Грановитая палата (1487 - 1491 гг., Руффо и Солари):

Беклемишевская башня,
она же Москворецкая (1487 - 1488 гг., Руффо):

Боровицкая башня (1490 г., Солари):

Спасская башня (1491 г., Руффо и Солари):

Константино-Еленинская башня (1490 г., Солари):

Никольская башня (1491 г., Руффо и Солари):

Сенатская башня (1491 г., Солари):

Угловая Арсенальная башня,
она же Собакина (1492 г., Солари):

В 80-х годах XV века над возведением башен Московского кремля работает еще один итальянский архитектор - Антонио Джиларди из Виченцы (Антон Фрязин) которым были построены две башни:

Тайницкая башня, ставшая первой в новом Кремле (1485 г.):

и Водовзводная (Свиблова) башня (1488 г.):

Стены Московского кремля, а также оборонительные рвы у этих стен также были построены итальянцем Алоизом да Карезано, известным как Алевиз Миланец или Алевиз Фрязин Старый . Ему же принадлежит авторство самой высокой из кремлевских башен - Троицкой (Богоявленской, Ризоположенской, Знаменской или Куретной), которая была построена в 1495 - 1499 годах :


Преемник Ивана III, его сын от Софьи Палеолог, Василий III Иванович продолжил традицию приглашать архитекторов именно из Италии. В годы его правления (1505 - 1533) в Москве работали Алоиз Ламберти да Монтиньяна (?) или Алевиз Фрязин Новый , прозванный так москвичами, поскольку прибыл в Москву на 10 лет позже Алевиза Миланца (Старого), некто Бон Фрязин (его настоящее имя так и осталось неизвестным) и Пьетро Франческо Анибале , более известный как Петрок Малый .

Алевиз Фрязин Новый известен более всего постройкой великолепного Архангельского собора Москвовского кремля (1505 - 1508 гг. ), ставшим по указу Василия III усыпальницей московских государей (уже в 1508 году, после освящения собора, в него были перенесены останки Ивана Калиты и его потомков; последнее захоронение в некрополе Архангельского собора произошло в 1730 году, здесь был погребен 14-летний внук Петра I, умерший в Москве император Петр II.


Но Архангельский собор является далеко не единственной постройкой Алевиза Фрязина Нового. Всего им было построено в России 17 зданий, 11 из которых в Москве, а также комплекс великокняжеского дворца и храмов в Александровской слободе.

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором,
построенная Алевизом Новым около 1514 года в Замоскворечье
(современный вид после многочисленных перестроек):

Самое знаменитое сооружение Боны Фрязина и единственное, которое достоверно принадлежит его авторству - колокольня Ивана Великого , являвшаяся самым высоким зданием Москвы вплоть до XIX века:


Бон Фрязин в 1505 - 1508 годах построил два нижних восьмигранных яруса колокольни и часть третьего (современный вид колокольня Ивана Великого приобрела почти сто лет спустя, при Борисе Годунове, ее около 1600 года достроил "государев мастер" Федор Савельич Конь , что, впрочем, является предположением).
Интересно, что именно благодаря Бону Фрязину колокольня Ивана Великого устояла в 1812 году, когда отступавшие из Москвы наполеоновские солдаты попытались ее взорвать: в основании первого яруса итальянский зодчий установил металлические балки, что сделало колокольню особо прочной.

Пьетро Франческо Анибале (Петрок Малый) также был приглашен в Россию Василием III. Самым известным его сооружением, из дошедших до нашего времени, является шатровая церковь Вознесения Господня в Коломенском , построенная в 1528 - 1532 годах:


Вот то, что осталось от Китайгородской крепости в настоящее время:

Во второй половине XVI века традиция приглашения в Россию итальянских зодчих на некоторое время прерывается, хотя заложенные ими в предыдущий период архитектурные тенденции очевидны и в процветавшем в России в XVII веке стиле "русского узорочья", и в "московском барокко".

Но в начале XVIII века, после того как Петром I была основана новая столица - Санкт-Петербург, итальянские архитекторы снова оказались востребованными. Однако, это уже другая история, о которой я напишу в следующей части нашего "Архитектурного ликбеза".

Так что, продолжение следует...

Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.

Один из самых знаменитых итальянцев в России – архитектор Аристотель Фиораванти, построивший в Москве Успенский собор, кирпичный завод и Пушечный двор. Возможно, с ним связано название Фряново. И, соответственно, фамилия Фрянов.

Еще одним известным итальянским архитектором был Пьетро Антонио Солари. С 1490 года по 1493 год он руководил строительством стен, башен и других зданий Кремля. Фамилия Солари в России трансформировалась в Соларёв.

Хорошо известна в России и фамилия Чичерин. Революционер Георгий Чичерин с 1918 года по 1923 год занимал пост советского наркома иностранных дел. Основателем дворянского рода Чичериных стал толмач (переводчик) Афанасий Чичерини, прибывший на Русь в свите византийской принцессы и будущей великой княгини Софьи Палеолог. Чичерини, кстати, является одним из предков А.С. Пушкина. А «муж фряжский прехитрый Захар Тутчев» имеет отношение к генеалогии другого русского поэта, Федора Тютчева.

С Россией связывают и итальянскую фамилию Росси. Крупнейший зодчий русского ампира Карло Росси (1775-1849 гг.), сын итальянской балерины, родился в Санкт-Петербурге, хотя архитектурному искусству обучался в Италии. Он автор множества проектов, среди которых три парадные площади Петербурга – Дворцовая, Адмиралтейская и Сенатская. Однако фамилия Росси все-таки итальянская и, кстати, означает «Рыжий».

Фамилия Пикуза появилась в России после Отечественной войны 1812 года. На самом деле это обрусевший вариант фамилии Пикузо. Носили ее итальянские цыгане, потомки которых сейчас проживают на юге России, в частности, в Краснодарском крае.